Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Баева, Вера Вениаминовна

  • Баева, Вера Вениаминовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2002, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 183
Баева, Вера Вениаминовна. Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Улан-Удэ. 2002. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Баева, Вера Вениаминовна

§ 1.1. Театр в художественной культуре.

§ 1.2. Культурологический подход к изучению театра.

ГЛАВА 2. ТЕАТР ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ СОВЕТСКОГО

ПЕРИОДА.

§ 2.1. Предпосылки формирования театра Восточного Забайкалья советского периода. Правительственная политика и общественная инициатива.

§ 2.2. Формирование системы театрального производства и потребления в Восточном Забайкалье советского периода.

ГЛАВА 3, ТЕАТР В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНОГО

ЗАБАЙКАЛЬЯ.

§ 3.1. Творчество мастеров российского театра в художественной культуре края.

§ 3.2. Динамика развития Читинского областного драматического театра.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр в контексте культуры Восточного Забайкалья советского периода»

Актуальность проблемы исследования. Театр в культуре провинциального города являлся и является одним из важных объектов исторической науки и театроведения. Однако есть необходимость изучения данного феномена с точки зрения культурологической рефлексии. Сегодня необходимо осмысление процесса формирования, роли и места театра в провинциальной культуре, каким является Восточное Забайкалье. Театр советского периода особое явление отечественной культуры, поскольку именно этот вид творчества, на наш взгляд, наиболее полно отразил коренные изменения, происходившие в общественном сознании. Недостаточность исследований провинциального восточно-забайкальского театра с культурологических позиций, также обозначена необходимостью выработки целостного понимания социокультурных процессов, происходящих в нем.

Театр является сложной системой, входящей в художественную культуру, деятельность которой не ограничивается творчеством. В структуру театральной деятельности входят также театральное производство, потребление театральной продукции, создаваемые художественные ценности. Если учесть, что каждая из названных подсистем многоаспектна, то очевидна актуальность комплексного, системного подхода к изучению его, как социокультурного феномена, а такой подход может обеспечить культурология, наука иятегра-тивная по своей сущности.

В последние годы стала наиболее заметна тенденция отечественной культурологической аналитики, проникновения культурологического дискурса в социокультурные процессы, происходящие в российской провинции. В этой связи, исследование театра Восточного Забайкалья находится в русле данной тенденции.

Данное исследование актуально также и в связи с потребностью в извлечении, оценке и учете в практической деятельности того богатого опыта, 4 который накоплен в истории восточно-забайкальского театра как определенной совокупности художественных смыслов, идей и концепций, активно воздействующих на общественное сознание эпохи и непосредственно «вписанных» в его содержание и структуру.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на очевидную актуальность изучаемой проблемы, она остается культурологически не исследована. Работ, специально посвященных театру Восточного Забайкалья как интегративному, сложносоставному социокультурному феномену - его концептуальным основаниям, тенденциям и логике развития, факторам и механизмам детерминации, характеру взаимосвязи и взаимодействия со смежными социально-культурными областями - практически нет.

Существенное значение для изучения проблемы исследования имеют работы культурологического характера, позволяющие выявить специфику культурологического типа исследования различных социокультурных феноменов (искусство, художественная культура). Среди такого рода исследований следует назвать работы Б. М. Бернштейна, М. С. Кагана, Г. А. Аванесо-вой, Ю. У. Фохт-Бабушкина, С. Н. Иконниковой, JI. Н. Когана, А. Я. Флиера и др.

Что касается анализа истории русской культуры, социокультурного контекста развития театра, то в отечественной литературе различных периодов достаточное количество работ, которые оказались весьма значимыми для изучения и понимания этого контекста. Велика в этом отношении ценность работ таких исследователей истории и культуры России, как П. Н. Милюков, Д. С. Лихачев, М. Н. Афасижев, Ю. М. Лотман, А. Я. Зись и ряда других мыслителей.

Немаловажное теоретико-методологическое значение для разработки проблемы театра в контексте культуры имеют работы, посвященные общим вопросам художественной культуры, ее содержания, структуры, социальных 3 функций, отдельных уровней и видов, в частности, полезными для автора диссертации оказались исследования таких авторов, как М. С. Каган, Ю. В. Перов, А. И. Сохор, В. П. Шестаков.

Отечественная наука располагает богатой исследовательской традицией в изучении истории российского театрального искусства. Работы таких ученых, как П. А. Марков, Г. Н. Бояджиев. Б. В. Алперс, А. Н. Смелян-ский, Д. И. Золотницкий, Г. А, Хайченко содержат ценную информацию об особенностях и закономерностях развития отечественного театра, его основных этапах.

В раскрытии специфики деятельности провинциального театра Восточного Забайкалья богатый и разнообразный материал, имеющий первостепенное значение для разработки проблемы дали исследования иркутского театроведов П. Г. Маляревского и В. Ц. Найдаковой.

Собственно тема "Театр в культуре Восточного Забайкалья советского периода" пока еще не стала предметом специального исследования, хотя отдельные стороны этой проблемы нашли отражение в некоторых работах, изучение которых помогло диссертанту глубже и яснее понять смысл и содержание социокультурных процессов.

Первую попытку дать "исторический очерк жизни народного театра" в Забайкалье предпринял в 1919 г. П. А. Тимошевский. Его очерк представлял собой краткий обзор состояния любительских театров в населенных пунктах края нескольких предреволюционных лет.

В последующие семьдесят лет театр Восточного Забайкалья упоминался в трудах исследователей театрального искусства Сибири как малая часть исследуемого целого. Он фигурировал в работах В. J1. Соскина, В. П. Буториной и других исследователей, посвященных общим вопросам культурного строительства в Сибири советский период. Различные временные периоды театральной жизни Восточной Сибири и Дальнего Востока /и Восточ6 ного Забайкалья, бывшего в разные моменты истории частью названных регионов/ упоминаются в работах Г. Ф. Кунгурова "Ранние культурные и литературные интересы в старой Сибири", В. И. Кандыбы "История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока".

Первой научной работой, посвященной, в составе Восточной Сибири и Дальнего Востока истории театра Забайкалья, была кандидатская диссертация (1972 г.) А.С. Иванова, затрагивающая театральную жизнь края в 19181922 гг. с точки зрения воздействия на нее театрального искусства советской России.

Некоторые сведения о деятелях театра XIX в. вошло в книги забайкальского врача - краеведа Е.Д. Петряева. Он же ввел в научный оборот имена первых создателей театральных кружков и первых драматургов Забайкалья. Единичные биографии деятелей читинского театра вошли в книгу местного краеведа Н.Е. Дворниченко.

В монографии Е.М. Дележи, посвященной театральному искусству Восточного Забайкалья второй половины XIX - начала XX вв. и роли ссыльных в становлении и развитии. Эта диссертация, а также книга того же автора, изданная в 1998 г. всесторонне охватывает и подробно освещает длительный период развития театра, заканчивающийся 1910 г. Однако, временные рамки этой искусствоведческой работы не затрагивают исследуемый нами период.

Таким образом, даже самая общая характеристика теоретической базы, которая послужила основой диссертационного исследования, позволяет утверждать, что в ряде научных направлений сформировались предпосылки для дальнейшего продвижения в вопросах изучения театра в контексте культуры. Вместе с тем очевидно и то, что многие вопросы истории и теории театра, такие, например, как его место и роль в культурном пространстве края, его специфика и структура как явления в истории художественной 7 культуры, факторы и механизмы его функционирования и изменения еще ждут своего более детального, целенаправленного теоретического осмысления.

По изучаемой теме пока еще нет ни одного обобщающего труда. До сих пор вне поля зрения научной рефлексии остается культурологическое осмысление процессов формирования профессионального театра Восточного Забайкалья в советский период, определение его роли и места культуре края и страны.

Объектом исследования является театр, как социокультурный феномен общественной жизни Восточного Забайкалья.

Предметом исследования - процесс формирования и развития театра Восточного Забайкалья советского периода, в сопряженности с художественно-культурными, образовательными, ценностно-ориентационным контекстами.

Целью настоящей диссертации является историко-культурологический анализ, позволяющий выявить сущностные характеристики театра в художественной провинциальной культуре.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить рад задач: определить специфику культурологического теоретико-методологического подхода в рассмотрении театра в художественной культуре как сложный многоуровневой системы; выявить их содержательно-структурные и функциональные особенности в связи с процессами общественного развития; раскрыть специфику и основные векторы процесса формирования советского театра Восточного Забайкалья; определить основные этапы процесса создания условий для функционирования стационарного театра в крае; 8 определить место театра Восточного Забайкалья в культуре края; проанализировать динамику творческой деятельности Читинского областного драматического театра.

Методология и методы исследования. В качестве базового в исследовании применен культурологический, междисциплинарный подход, рассматривающий театр в провинциальной культуре как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе.

Использование проблемно-логического метода в рамках культурологического исследования, позволило соотнести исторические события и явления театральной жизни региона с определенным смысловым контекстом, осуществить на базе сравнительного анализа закономерности тенденций в динамике культуры провинции.

В исследовании также применены исторический, описательно-биографический методы, методы сравнительного и логического анализа.

Источниковедческая база диссертации включает разнообразные типы опубликованных работ и неопубликованных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Важнейшим источником исследования являются фонды Читинского областного драматического театра в Государственном архиве Читинской области, в которых имеется большое количество печатной продукции театра: более сотни программок, афиш, плакатов, листовок, около двух десятков буклетов, позволяющих получить полную и достоверную информацию творчестве коллектива, о творческом составе театра, о количестве, жанре, спектаклей, о формировании репертуарной афиши. Не менее ценны хранящиеся там же стенограммы и протоколы зрительских конференций, отчеты театра перед зрителями, творческая переписка. Некоторое количество информации имеется в фондах Читинских областного и городского управлений культуры, в материалах которых прослеживается процесс формирования репертуарной 9 и кадровой политики театра.

Ценную группу источников составляет делопроизводственная документация, сохранившая сведения о внутритеатральных производственных процессах, а также о движении личного состава театра с 1932 года. Данные документы позволяют получить точные сведения о работе театрального производства, жизни театральных служащих, их служебных перемещениях, стаже, размере вклада в творческую жизнь коллектива.

Одним из важнейших источников являются документы из фондов бывшего партийного архива Читинской области. Они содержат документы позволяющие проследить историю создания руководящих органов театрального искусства области. В архиве Читинского ФСБ, а также отдельных делах Омского архива ФСБ, сохранились следственные материалы, позволившие восстановить историю репрессий в Читинском городском театре оперетты (1937-1939 гг.).

Архивы Читинского отделения СТД (1964-1986 гг.) сохранили протоколы и стенограммы разборов спектаклей Читинского областного драматического театра приглашенными критиками, что позволяет получить объективную информацию о творческой деятельности театра из независимых источников.

Использованы в диссертации и неопубликованные источники личного происхождения, такие, как воспоминания о Читинском драматическом театре артиста И.И. Могуленко и помощника режиссера A.JI. Забелиной. Каждый из этих источников восстанавливает картину работы театров, как идеологических, в первую очередь, учреждений, чья задача - способствовать поддержанию патриотического и морального подъема зрителей.

Значительную ценность имеет областная периодическая печать. Пресса является едва ли не единственным источником сведений о восточно-забайкальском театре в начальном периоде, когда большинство театральных

10 предприятий были частными, благотворительными, любительскими. Антрепризы существовали недолго, спектакли местных любителей игрались не более одного-двух раз, период существования студий был кратковременным, так что в подавляющем большинстве случаев документы, отражавшие данные события, не успевали накапливаться и редко попадали на хранение в архивы. В последующие годы значимость этого источника остается высокой, особенно при сопоставлении не всегда достоверных фактов и оценок с имеющимися альтернативными данными.

Хронологические рамки исследования. Советская эпоха с 1917 по 1991 гг. в истории отечественной культуры несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток противоречивости и сложности.

Территориальные рамки исследования. В диссертационном исследовании дан историко-культурологический анализ театра в культуре Восточного Забайкалья. Территориальные рамки обусловлены бурным процессом развития любительского театра в районных центрах края и увеличением профессиональных театров в г. Чите в советский период.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в самой постановке цели и задач исследования;

- культурологический анализ позволил соотнести развитие советского театра в Восточном Забайкалье с динамикой общественного развития и процессами, происходящими в смежных областях культуры края;

- театр рассмотрен как система со сложной структурой, интегрирующей в себе производство, потребление и создание художественных ценностей;

- исследовано социокультурное значение театра Восточного Забайкалья и его влияние на различные стороны общественной жизни населения края;

- введены в научный оборот не известные факты из истории театра со

11 ветского периода Восточного Забайкалья, что существенно дополняет фактическую базу для исследования художественной культуры Восточного Забайкалья в целом, и театра, в частности

Практическая значимость диссертации. Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы для написания обобщающих работ по истории художественной культуры Восточного Забайкалья, а также по театральной культуре советского периода.

Биографии многих деятелей российского театра, связанные с периодом творчества в Восточном Забайкалье могут стать основой для их дальнейшего изучения.

Материалы исследования лягут в основу концепции музея Читинского областного драматического театра. Кроме того, материалы диссертации могут служить основой для разработки общих и специальных курсов по истории театра Восточной Сибири для учебных заведений культуры и искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурологический подход, используемый в диссертационном исследовании, позволяет рассматривать театр Восточного Забайкалья как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе.

2. Театр как часть художественной культуры Восточного Забайкалья отражает сложную динамику, соответствующую общим и особенным процессам развития культуры края.

3. Каждый этап развития провинциального театра зависел от степени участия в его деятельности государства, от уровня духовной культуры потребителей, от творческих возможностей провинциального театра.

4. При всей типичности, происходящих в театре Восточного Забайкалья советского периода изменений, на творчестве отражаются отсутствие в крае образовательной базы театра, малая насыщенность его творческой ин

12 теллигенцией, неразвитость театральной традиции и сотрудничества в сфере художественной культуры, что отличает его от других театров провинциальных городов.

Апробация диссертации. Материалы данной работы были положены в основу раздела экспозиции "Театральная жизнь Забайкалья" Читинского областного краеведческого музея, были использованы для создания методического пособия по истории театральной культуры края для Читинского училища культуры.

Исследование стало основой исторической справки для создаваемого путеводителя по фондам Государственного архива Читинской области и соответствующий раздел в издании «Энциклопедии Забайкалья», посвященном Читинской области.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и библиографии. Каждая глава выделена по проблемно-хронологическому принципу.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Баева, Вера Вениаминовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурологический подход, используемый в диссертационном исследовании позволил рассмотреть театр Восточного Забайкалья как экспрессивное средство и многозначный феномен, сложившийся в советской культурной системе. Исследование советского театра в контексте культуры Восточного Забайкалья, его роли в общественной жизни края, с применением культурологического анализа, дало возможность соотнести его деятельность с динамикой общественного развития и процессами, происходящими в смежных областях культуры края.

В ранее проведенных исследованиях, изучавших театральное искусство Восточного Забайкалья, внимание уделялось отдельно взятому аспекту развития театра, вследствие чего до сих пор не была создана цельная картина формирования, развития и функционирования театра данного периода. В данной работе театральное искусство и театр в целом рассматривались, как части художественной культуры, театр же, в свою очередь, был определен как сложная многоуровневая система, имеющая определенную структуру. В структуре динамически развивающейся, сложной системы театра были выделены такие его подсистемы: театральное производство, потребление театральной продукции, создание художественных ценностей. Данные связи определяют в исследовании комплексный подход от общего к частному, базирующийся на использовании совокупности методов конкретно-исторического и проблемно-логического анализа.

Логика культурного развития, закономерности и механизмы динамики театра; обоснование специфических черт и границ культурных периодов позволили заключить, что театр Восточного Забайкалья имел большое социокультурное значение, а также значительно влиял на различные стороны общественной жизни населения края. Кроме того, театр выполнял не столько эстетическую функцию, сколько просветительскую, цивилизационную.

170

История театральной жизни Восточного Забайкалья советского периода, развивалась в русле тех закономерностей, которые характерны для всего Восточно-Сибирского региона. В то же время, в специфике социокультурного развития области отразилось своеобразие динамики театральной жизни и характерных для нее взаимоотношений власти, города и театра. На театральной деятельности отражаются: отсутствие в крае образовательной базы театра, которая необходима для подготовки актеров и режиссеров; малая насыщенность его творческой интеллигенцией (театральная интеллигенция из центральной части России приезжала на очень короткое время и уезжала, а своя интеллигенция не достаточно проявляла интерес к театру); неразвитость театральной традиции и сотрудничества в сфере художественной культуры.

Излишнее следование хроникально-исторической последовательности изложения, в культурологическом плане кажется нам оправданным, так как именно такая последовательность позволяет до конца понять и проследить процесс формирования театра и его роль в культуре края.

Историю театра советского периода в Восточном Забайкалье можно разделить на этапы, не совпадающие с историческими:

- возникновение общественной инициативы как предпосылки формирования театра второе десятилетие XX века - 1923 годы;

- развитие системы театрального производства и театрального потребления 1924 -1930 годы;

- формирование процесса театрального творчества силами приглашенных театральных деятелей 1930 - 1946 годы;

- формирование процесса театрального творчества Читинского областного драматического театра на базе местных кадров 1947 - девяностые годы.

- В театральной деятельности существовали проблемы, возникавшие на различных этапах развития перед деятелями театра, как организационные.

171 так и творческие, многие из которых до настоящего времени не были разрешены. Основными из них являются: отсутствие местной образовательной базы театра, ориентация в кадровой политике на приглашенные творческие силы, консервативная политика театра в области работы со зрителем, неизменно ориентирующаяся на массовое посещение, возникшее в других исторических и социокультурных условиях.

Особое значение в развитии театра Восточного Забайкалья имели его социокультурные связи: театр и средства массовой информации, театр и театральные любительские объединения, театр и народное образование. Их сосуществование это не параллельная независимая деятельность, а сотрудничество для достижения подъема уровня духовной культуры края. Так, была организована совместная с органами народного образования разработка репертуарного плана, работа театра с самодеятельными коллективами. Именно это сотрудничество стало источником квалифицированных зрителей, а средства массовой информации стали пропагандистами театрального искусства.

При любом политическом строе театр являлся и является мощным рупором пропаганды идей государства, недооценка роли театра идеологами государства приводит к превращению его из средства воспитания гражданина в развлекательное учреждение, ориентированное на массовую культуру. На наш взгляд, дальнейшее развитие театра Восточного Забайкалья будет постепенно идти по восходящей, хотя это движение будет зависеть от совместных усилий деятелей культуры, работающих в данной области, от внимания краевой администрации не только к материальным, но и к творческим проблемам театров, от общего компетентного руководства культурой в масштабах страны.

Изложенные выводы могут быть использованы в качестве практических рекомендаций по развитию различных направлений деятельности театра, на которые следует обратить внимание органов культуры для внесения

173

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Баева, Вера Вениаминовна, 2002 год

1. Аванесова Г.А. Методология культурологических и культуран-троиологических дисциплин //Паука о культуре: Итоги и перспективы. - М., НИО Информкультура, 1996. - Вып. 2. - 71 с.

2. Аванесова Г.А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики //'Культурология /РАН. НИИ культу-г t гч t л оры. 1VL, l9vz. - Ь.10 - J5.

3. Агеев А. Товарищ /'/Забайкальский рабочий. 1929. - 25 января.

4. Актер И. Ф. Каким должен быть театр /'/'Забайкальский рабочий. -1926.- 29 декабря.

5. Алешкин А. Монолог о пустом кресле /'/' Забайкальский рабочий. 1966. 30 января.

6. Алперс Б. В. Судьба театральных течений /'/' Алперс Б. Театральные очерки. М., Искусство, 1977. - С. 462 - 498.

7. Алперс Б. В. Театр социальной маски /'/' Алперс Б. Театральные монографии. М., Искусство, 1977.-С.27-162.

8. Апология мещанства /У Забайкальский рабочий. 1932. 13 января.

9. Афасижев М. Н. Искусство как предмет комплексного исследования. М., Знание, 1983. - 87 с.

10. Б.Э. Дайте нам новый театр /'/' Забайкальский рабочий. 1924. 27июня.

11. Бахтин М.М. Из жизни идей: статьи, эссе, диалоги / Сост., Федя-кина С.Р. М.: Лабиринт, 1995. - 152 с. Проблемы философии культуры.

12. Бернштейн Б. М. Искусствознание и художественная культура: Вопросы теории и исторического описания /У Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Ист. фак. всеобщ, истории искусства. М., 1993. - 68 с.

13. Блоха /'/' Забайкальский рабочий. 1925. 9 ноября.

14. Бореев Ю. Б., Родионова Т. Я. Интонация как средство художест174венного общения // Контекст 1982. С. 63 -85.

15. Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок вечеров. М., Искусство, 1984. - 341 с.

16. Булатов В.А. Диалектика и культура. Киев, Радуга, 1984. - 191 с.

17. Буторин Н. Для рабочего класса /У Забайкальский рабочий. 1931. 3 декабря.

18. Буторин Н. Н. Лес /У Забайкальский рабочий. 1932. 14 ноября.

19. В.К. /У Забайкальская новь. 1919, 7 сентября.

20. Варшавский Я. Начало пути /У Забайкальский рабочий. 1939. 11 декабря.

21. Варшавский Я. Отелло /'/' Забайкальский рабочий. 1940. 6 апреля.

22. Вейдле В.В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературы и художественного творчества. СПб.: Аксиома: Мифрил, 1996. - 333 с.

23. Вико Д. Основания Новой науки: Пер с итал. М.: РЕРЪ-Воок; К:1. Г 1 -1 r\rv Л /"(■/"hla, 1уу4. оэо с.

24. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем.

25. М Т'"П ТТТ/Л! "г 1 /\А л л ,-лmiyiQR, 1уу4. Зэи с.

26. Владов В. Анна Каренина /'/' Забайкальский рабочий. 1940. 20 декабря.

27. Владов В. Лес/'/ Забайкальский рабочий. 1940. 17 марта.

28. Г.П. Постоянный театр в Чите /'/' Забайкальский рабочий. 1936. 22 апреля.

29. Гантман О.А. Молодой театр /У Забайкальский рабочий. 1935. 1января.

30. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М. Искусство, 1988. - 240 с.

31. Гачев Г. Д. Художественный образ в русской культуре. М., 1979.

32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука,1751 АЛЛ А Г\1УУЗ. 4 /У С.

33. Гей Н. К. Художественный образ как категория поэтики /'/' Контекст 1982;

34. Глебов. Под культуру /'/'Луч. 1918. 7 июня.

35. Горе от ума /'/' Боец и пахарь. 1921. 4 марта.

36. Грязнов Ал. Героическая эпопея /'/' Забайкальский рабочий. 1943. 27 февраля.

37. Даешь рабочий театр. /'/'Забайкальский рабочий. 1926. 22 декабря.

38. Декларация. // Дальневосточный телеграф. 1921. 25 сентября.

39. Дворниченко Н.Е. Их путь начинался в Забайкалье. Иркутск,-I Л — Лl9/J>. -1Э4 с.

40. Дележа Е.М. Развитие театра Восточного Забайкалья в конце XIX века: Автореф. дис. . кандидата искусствоведения. Улан -Удэ, 1982.1. ZO С.

41. Диалектика художественной культуры. Куйбышев, 1984 ???

42. Дикий А. А. Избранное. М., Искусство, 1976. 724 с.

43. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., Просвещение,1 А^Л Л ^ Лi9/э. jzu с.

44. Зись А.Я. Некоторые размышления об искусстве XX в. В кн.: Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., Наука. 1994,1. Г\ гъ- i / zc.

45. Зритель, Колеса жизнь /'/' Рабочий путь. 1923. 11 мая.

46. Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. Л., Искусство,1 /" Л Г Аi9/o. ^5и с.

47. Золотницкий Д. И. Будни и праздники театрального Октября. -Л., Искусство, 1978. 346 с.

48. Иванов А.С. Театральное искусство Забайкалья и Дальнего Востока в период Октябрьской революции и гражданской войны 1917 1922г.г.:176

49. Автореферат дие. . кандидата искусствоведения. М., 1972г. - 23 с.

50. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., Лениздат, 1987. - 206 с.

51. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы: Учебное пособие. /' С.-Петерб. гос. акад. культуры. СПб., 1996. - 264 с.

52. Искусство и общение. Л., Лениздат. 1984. 132 с.

53. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты. Л.,1 ЛП 1 А /"1У61. УО с.

54. К читателю /'/' Творчество /Владивосток/'. 1920,- № 1.

55. К читателю /У Театр и искусство /' Чита/. 1919,- № 1.

56. Каган М. С. Диалектика материального и духовного в культуре. -В кн.: Диалектика культуры. Куйбышев, 1982, с. 76 78.

57. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. Изд1. ГТГ^Х Т 1 АГ» 1 ЛАГво Jii У, iyyi, j»5 с.

58. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.л -I /—413 С.

59. Кандыба В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока /1858-1938 г. г,/ Владивосток, Прим. краевое изд.1 Л А ,1 Г\ Уi9»4. ZOD С.

60. Коган Л. Н. Художественная культура и художественное воспи1. Ml А^А 1 АА1 у/у. iOy с.

61. Комаров В. Художественная чересполосица /У Комсомолец Забайкалья. 1965.16 марта.

62. Копытина Т. Паруса над сценой /'/' Комсомолец Забайкалья. 1982. 26 марта.

63. Кривцун О. А. История искусств в свете культурологии. М., Искусство, 1996. - 338 с.

64. Кривцун О.А. ценности культуры и судьбы искусства. М., Политиздат, 1989. - 124 с.1.l

65. Кривцун О. А. История искусств в свете культурологии В кн.: Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., Наука. -1994. С. 51.

66. Культурное строительство в РСФСР 1917-1927. М., Политиздат, 1978. Т. 1 -432 е., ч. 2-458 с.

67. Кунгуров Г.Ф. "Ранние культурные и литературные интересы в старой Сибири". Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд, 1967. - 408 с.

68. Лапатухина О. Вся жизнь // Театральная жизнь. 1984. № 6.

69. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства // Классическое наследие и современность. Л., 1981. 276 с.

70. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 271 с.

71. Лотман Ю.И. Статьи по типологии культуры. Тарту, Изд-во Тартус. ун-та, 1970. - 316 с.

72. Люце В.В. Лес // Забайкальский рабочий. 1926.10 января.

73. Маляревский П. Г. Очерки по истории театральной культуры Сибири. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд., 1954. - 367 с.

74. Малышев Б. Сцена жизнь // Забайкальский рабочий. 1965. 16марта.

75. Мандат // Забайкальский рабочий. 1926. 19 февраля.

76. Марков П. А. Правда театра. М., Искусство, 1965. - 898 с. Марков П. А. О театре. В 4-х т. - М., Искусство, 1974. Т. 1 - 540 с.

77. Марков П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1974. т. 2 - 496 с.

78. Марков П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1976. Т. 3 - 639 с.

79. Марков П. А. О театре. В 4-х т. М., Искусство, 1977. Т. 4 - 639 с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., Политиздат, 1974. Т. 12. -717с.

81. Медведев А. В. Относительная самостоятельность искусства в развитии художественной культуры // Диалектика художественной культуры.1781. Куйбышев, 1984. 222 с.

82. Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры. М., 1980;

83. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., Искусство. 1968. Т.2., 714 с.

84. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. -М., Прогресс Культура - Труд, 1994 г. Т. 2, ч. 1 - 416 е., ч.2 - 496 с.

85. Муравьев Ю. На новую ступень мастерства// Забайкальский рабочий. 1971.6 июня.

86. Найдакова В. Ц. Бурятский драматический театр от возникновения до 1970-х годов: Автореф. дис. . доктора искусствоведения. М., 1979. -36 с.

87. Найдакова В.Ц. Театральные портреты. Улан-Удэ.: Бур. кн. изд -во, 1984. - 144 с.

88. Не надо халтуры // Забайкальский рабочий. 1925. 11 февраля.

89. О Малом театре // Русский Восток. 1919.27 апреля.

90. О пьесах // Дальневосточная правда. 1921. 25 октября.

91. Объявления//Народное дело. 1917. 14 октября, 11, 14, 17 ноября и далее.

92. Объявления // Театр и искусство / Чита /. 1919. № 2.

93. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. 326 е.

94. Ортега и Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. М.: Весь Мир, 1997. 704 с.

95. Ортега и Гассет X. Эстетика. Философия культуры М.: Искусство, 1991. - 588с.

96. П.А.Т. Совет Народного Театра // Луч. 1918. 27 апреля.

97. Перов Ю.В. Методология исследования истории художественной179культуры // Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.-266 с.

98. Петров К. Варвары // Забайкальский рабочий. 1945. 7 октября.

99. Петровская Л. "Творчество" в Чите. // Радуга. 1971, № 4. С. 5456.

100. Петряев Е. Д. Нерчинск, Чита, 1959. - 220 с.

101. Петряев Е. Д. Впереди огни. Чита, 1963. 117 с.

102. Петряев Е.Д. Краеведы и литераторы Забайкалья: Материалы для библиографического словаря. Дореволюционный период. Иркутск - Чита, 1965.-97 с.

103. Подорожанский И. "Бесприданница" // Забайкальский рабочий. 1954, 20 декабря.

104. Подорожанский И. Ключ к сценической правде // Забайкальский рабочий. 1955, 11 сентября.

105. Политов А. Забайкальцы // Правда Бурятии. 1976. 23 июня.

106. Поличинецкая И. Пути, что мы выбираем // Театральная жизнь. 1981. -№ 14. с. 26.

107. Противогазы // Рабочий путь. 1924. 24 июня.

108. Радько Л. Да здравствует Мольер // Забайкальский рабочий. 1982. 24 ноября.

109. Рычи, Китай! // Забайкальский рабочий. 1931. 19 октября.

110. Секция РАБИС // Рабочий путь. 1923. 23 мая.

111. Селиванов В. В. Художественная культура: проблемы развития // Диалектика художественной культуры. Куйбышев, Куйбышевск. кн. изд во. 1984.-222 с.

112. Симонов Р. Большой художник // Советская культура. 1955. 8 октября.180

113. Слонимская Д. Надежда Дурова // Забайкальский рабочий. 1942. 3 февраля.

114. Смелянский А. М. Подводя итога: Русский театр второй половины XX века. М., Артист. Режиссер. Театр, 2001. - 676 с.

115. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. // АНСССР., Сибирское отд., Бурятский фил., Бурят, ин-т обществ. Наук. Новосибирск: Наука. 1988. - 157 с.

116. Соскин В. JI. Начало строительства социалистической культуры в Сибири /Конец 1917 первая половина 1918г. // Культурное строительство в Сибири в 1917 - 1960 г. г.: Новосибирск, 1962. С. 7 - 32;

117. Соскин В. JI. Из истории культуры в Сибири в годы гражданской войны и интервенции. // Культурное строительство в Сибири в 1917 1960 г. г.: Новосибирск, 1962.С. 33 -69.

118. Соскин В. JL, Буторина В. П., Посадсков JI. А. Партийное руководство развитием художественной культуры Сибири /1917 1928 г. г./. // Художественная культура и интеллигенция Сибири. 1917 - 1945 г.г. - Новосибирск, 1984. С. 56 - 79.

119. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. - 151 с.

120. Страх//Забайкальский рабочий. 1931. 3 декабря.

121. Суворова Г. Д., Шор Ю, М. Еще раз о социологическом в изучении искусства // Методологические проблемы современного искусствознания. Вып. 4. Л., 1986.

122. Татуйко А. Борьба против футуризма в ДВР // Дальний Восток. -1966. -№5.-С. 65.

123. Театр // Боец и пахарь. 1921. 6 января.

124. Театр// Дальневосточный путь. 1923. 8 февраля.

125. Театр // Забайкальская новь. 1919. 30 сентября, 8 октября, 7 ноября.181

126. Театр//Казачье эхо. 1920. 7марта.

127. Театр // Забайкальский рабочий. 1926. 7 октября.

128. Театр//Забайкальский рабочий. 1929.10 января.

129. Театр// Луч. 1918. 8 апреля, 6 мая, 2 июня.

130. Театр // Новый луч. 1918. 24 мая.

131. Театр и искусство // Забайкальская новь. 1920. 26 мая.

132. Театр и музыка//Думы Забайкалья. 1916г. 2 ноября.

133. Театр Народного дома//Забайкальский рабочий. 1918.11 мая.

134. Театральная студия // Забайкальская новь. 1919. 18, 22 июля.

135. Театральные новости // Театр и искусство / Чита /. 1920. № 9,- С.8.

136. Театр Ленсовета. 1933 1983. - М., Искусство, 1984 г. - 164 с.

137. Театральная энциклопедия. М., БСЭ, 1961. Т.2. - 2483 с.

138. Театральная энциклопедия, М., БСЭ, 1961, т. 3. - 2154 с.

139. Тимошевский П.А. Народный театр в Забайкальской деревне. -Чита, 1918. 32 с.

140. Третьякова Т. С. О моем отце // Третьяков С. М. Перекресток, Л., 1991. С. 592.

141. Усов А. У разбитого корыта // Забайкальский рабочий. 1939. 8 октября.

142. Уткин И. Театр ВЦСПС. // Забайкальский рабочий. 1934. - 21ноября.

143. Флиер А.Я. Основания исторической культурологии // Наука о культуре: Итоги и перспективы. М. НИО информкультура, 1998. Вып.2. с. 35-57.

144. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов./ РАН. Рос. ин-т культурологии. М., 1995. - 34 с.

145. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и формирование личности //182

146. Человек в мире художественной культуры. С. 162—163.

147. Хавкин О. Без вины виноватые // Забайкальский рабочий. 1940.12 октября.

148. Хавкин О. Два спектакля // Забайкальский рабочий. 1946. 19 февраля.

149. Хавкин О. Месяц в деревне // Забайкальский рабочий. 1945. 14 октября.

150. Хавкин О. Сирано де Бержерак // Забайкальский рабочий. 1945.11мая.

151. Хавкин О. Фронт// Забайкальский рабочий. 1942. 31 октября

152. Хороший театр рабочему зрителю// Забайкальский рабочий. 1929. 8 января.

153. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. М., Знание, 1982.-240 с.

154. Хайченко Г. А. Страницы истории советского театра. М., Искусство, 1965. -160 с.

155. Хёйзинга И. Хомо люденс; Статьи по истории культуры / Сост. пер. и авт. вступ. ст. Сильвестров Д.В; Науч. коммент. Харитоновича Д.Э. -М.: Прогресс-Традиция, 1997. 413 с.

156. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М. Знание, 1981. - 76 с.

157. Художественная культура и гармоническое развитие личности. Киев. Наукова думка, 1982. 237 с.

158. Художественная культура в докапиталистических формациях. JL, 1984. 118 с.

159. Человек в мире художественной культуры. М., 1982. 224 с.

160. Шергов В. Театр военного времени // Забайкальский рабочий. 1941. 17 ноября.183

161. Шерешевский JI. "Забайкалье в период ДВР". Чита, Читинское кн. изд.-во. 152 с.

162. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Образ и действительность. Минск, Попурри, 1998. - 688 с.160. "Энциклопедия Забайкалья. Читинская область". Новосибирск, Наука, 2000. С. 348.

163. Эстетическое сознание и художественная культура. Киев, Науко-ва думка. 1983. 214 с.1. Архивные материалы.162. 40ДТ. Архив литературной части. Стенограмма творческой конференции, от 16 мая 1976 г.г. -С. 26.

164. ГАЧО. ф. 2, оп.1, д. 75. л. 31.

165. ГАЧО, ф. 2, on. 1, д. 217, л.л. 56-62.

166. ГАЧО. ф. 6, on. 1. д.315. л. 11.

167. ГАЧО, фонд театра, опись 1, д. 51. стр. 24.

168. ГАЧО ф. 23 р, д. 36. стр. 2- 4.

169. ГАЧО, Ф. 155, on. 1, Д. 7, л. 27.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.