Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Хохрякова, Светлана Ивановна

  • Хохрякова, Светлана Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1996, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 180
Хохрякова, Светлана Ивановна. Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1996. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хохрякова, Светлана Ивановна

Введение. 2

Глава первая.Слагаемые и структура антрепризы Нижегородской ярмарки во второй половине XIX-начале XX века.28

1.Город и театральная жизнь ярмарки в контексте времени. 28

2.Основные компоненты антрепризы.

Слагаемые успеха. 52

3.Структура взаимоотношений в рамках антрепризы. 89

Глава вторая.Антрепренеры.Личность идьба.107

1.Петр Михайлович Медведев. 114

2.Федор Константинович Смольков. 131

3.Николай Николаевич Фигнер. 143

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная антреприза Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века»

Тема,избранная диссертантом для исследования, связана с театральной антрепризой Нижегородской ярмарки второй половины XIX - начала XX века и практически не разработана театроведческой наукой. Для того, чтобы отчасти восполнить картину целого пласта театральной жизни не столь уж отдаленного прошлого, автор обращается к изучению этой небезынтересной и особенно актуальной сегодня темы. Напомним, что термин "антрепренер" (франц.entrepreneur-предприниматель)означает:владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.)-антрепризы.

Данное исследование небесполезно уже по той причине,что интерес к культурным традициям прошлого в последние годы заметно возрос. Отрадное это событие стало приметой нынешней российской действительности. Поиск исторических корней,проблема происхождения того или иного явления жизни и искусства, исторической памяти становятся основополагающими не только для теоретической мысли,но и в повседневном быту.

В книге "Маска и душа"великий русский певец Ф.И.Шаляпин вспоминает о том,как в самом начале своей карьеры,в возрасте двадцати трех лет, получил приглашение петь на нижегородской ярмарке,где его и представили Савве Мамонтову,сказав,что это известный меценат, а он не сразу понял,что это такое - меценат. (Ф.И.Шаляпин "Маска и душа",М.В/О "Союзтеатр" СТД СССР, 1989,с.50). Нечто подобное происходит сегодня и с нами.К освоению такого института,как антреприза,современная театральная практика и театроведческая наука только подходят. Движение от модного термина к сути явления требует времени.Исследование былых ярмарочных традиций,многие из которых основательно утрачены и забыты, небесполезно и в свете изыскания возможностей обогащения художественного языка профессиональной сцены и создания новых театральных моделей, ведь новое зиждется на знании истории (эти слова сегодня, к счастью, не просто расхожая истина).

Новая экономическая реальность, связанная с переходом страны в сферу рыночных отношений, диктует и новые законы существования культуры в целом.Приходится отказываться от ставшего привычным положения, когда господствовала монопольно одна единственная система, раз и навсегда закрепленная официальной политикой, не допускавшая каких либо отклонений от нормы. Отечественный театр, объявленный, наконец, свободным, к этой свободе оказался неготовым.Десятилетия стабильности под крылом государства сделали его беспомощным в условиях рынка,окрашенных тонами российских проблем и нищеты. Возникновение новых театральных образований свидетельствует об особом интересе к институту антрепризы. Нарождаются во множестве актерские антрепризы, театры,которые уже в самое свое название включают слова: "Антреприза N.N. ",где вместо N. N.-имя известного актера.Все чаще артисты,жаждущие работы,собираются вместе, чтобы, сыграть определенную пьесу, осуществить определенный театральный проект, "прокатать" спектакль и разойтись до очередной театральной пробы,тем разрушая наши привычные представления о стабильных театральных труппах.В одном из интервью автору этих строк известный актер московского театра"Ленком" А.Збруев,говоря о новых театральных проектах, посетовал на то,что все они как-то скверно заканчиваются. Складывается впечатление,будто рождается спектакль ради одной лишь премьеры. Несколько шумных показов на столичной сцене,а дальше-не-известность.Кто-то,вкусив вольных хлебов,помыкавшись в поисках лучшей доли в свободном театральном пространстве, вновь возвращается в привычный стационарный театр,как вернулись из одиночного плавания во МХАТ актер А.Феклистов, режиссер Р.Ко-зак,да не только они.

Для многих традиционных театральных коллективов не су-t ществует альтернативы. Жизнь поставила их перед необходимостью искать новые модели существования для того,чтобы выжить. t

He секрет, что театры малых городов похвастаться хорошими сборами и притоком публики не могут. И если раньше можно было рассчитывать на более или менее стабильную государственную поддержку, то сегодня все чаще приходится искать пути выхода самостоятельно,либо прекращать свою деятельность.Рынок,ставший определяющим фактором российской экономики , все больше вторгается в театральную сферу, как и искусство в целом,дает благодатную почву и простор для людей предприимчивых, выдвигает целый ряд проблем перед вчера еще, казалось бы, благополучными театральными коллективами. Именно поэтому театры ищут для себя дополнительные источники дохода,сдавая в аренду свои помещения под проведение отнюдь не театральных мероприятий. Открываются во множестве под их сводами рестораны, кафе,магазины,иные предприятия,имеющие или совсем не имеющие отношения, к театру,как таковому.Контрактная система,с оглядкой на которую вот уже несколько лет живет российский театр, является все еще редкостью, вызывает сомнения и опаску, но позволяет оценивать труд того или иного артиста в соответствии с его занятостью, качеством роли и ее исполнения.Она мобилизует труппу, материально заинтересовывает в результатах своего труда.Объективная наша реальность такова, что таит в себе много опасностей,иногда сводя на нет самое благое начинание. Так, и контрактная система может обернуться мерой борьбы с неугодными администрации артистами.Она же лишает актера, другого творческого работника ощущения стабильности,не давая ему материальных и социальных гарантий.И все-таки за ней будущее, ибо она-великолепный стимулятор идей,жизнеспособности, поиска нового, а потому обращение к опыту прошлого, пускай противоречивому, но несомненно интересному, разнообразному, столь полезно и занимательно.

На смену театральному буму пришли полупустые зрительные залы.Сегодня публику не загонишь на спектакль принудительно, например, в такой популярной еще недавно форме коллективного выхода трудового коллектива. Театры дифференцируются, в том числе и в зависимости от категории зрителей, приходящих на его спектакли.Наконец стало ясно, что театры должны и могут быть разными,отсюда и расцвет столь несхожих между собой театральных структур.Много,конечно, здесь и плевел, но время все расставит по местам.

Интерес исследователя к зрелищной стороне ярмарочной жизни связан и с многочисленными попытками возродить жизнь российских ярмарок, использовать данный опыт и при осуществлении иных,в том числе и театральных проектов, необязательно связанных с ярмаркой, как таковой. Приведем только один пример. В Нижнем Новгороде создано АО "Нижегородская ярмарка", задачей которого является создание ярмарочного центра международной торговли. Ориентация идет на промышленные ярмарки Европы. В расчет принимаются функциональность,технологичность, а не возрождение исторического быта как такового. Понятно,что время вносит свои коррективы, и "археология" вряд ли здесь уместна.Как верно и то,что возвращаться назад нельзя,но можно обогатиться прошлым. Жаль, что утрачиваем мы свою непохожесть, единственно нам свойственные черты. С другой стороны, стремление вернуться к старине, хотя и заманчиво, но слишком часто оборачивается "пряничными" стилизациями, способными разрушить самые благородные по замыслу начинания. Мы имеем достаточно примеров неумения это"вековое" воссоздать.Найти золотую середину в разрешении данного вопроса-задача не из легких.Сегодня,как и прежде,ярмарка вновь задает нам свои загадки, поражает парадоксальностью проблем с нею связанных.

В книге"Искусство и элита"(Ю.Н.Давыдов"Искусство и элита", М. "Искусство", 1966, с. 69) Ю.Н.Давыдов,рассуждая о проблеме взаимопонимания различных эпох,говорит об обогащении языка более поздних эпох за счет содержания ранних. Согласимся, что современность не только учит историю, но и учится у нее, и потому жизненно заинтересована в том, чтобы понять прошлую эпоху в своей собственной истинности.В самом деле,современность должна научиться делать это хотя бы из чувства юмора-понимая, что завтра она сама обратится в прошлое и новая современность будет поступать с ней сообразно тому, как она сама обращалась со своим прошлым.

Когда-то, вспоминая об ушедшем в небытие веселье у балаганов, русский художник и идеолог "Мира искусства"Александр Бенуа написал: "Просто весело,и смешно, и забавно,потому что так необычно,так непохоже на всегдашнюю нашу хмурость." , "как вообще в силу каких-то законов обречено в русском быту на гибель все,что есть в нем действительно своеобразного,яркого и радостного".(Предисловие к кн."Балаганы" А.В.Лейферта, Издание Еженедельника Петроградских Гос. Академических Театров, 1922,с.16). Как же подходят эти слова, сказанные художником о былых масленичных удовольствиях, к удивительным ярмарочным дням,оставившим о себе память необыкновенную.

Изучение ярмарочной антрепризы второй половины XIX- начала XX века, как одного из наиболее значительных и малоизвестных явлений театрального быта,вне всякого сомнения, позволит расширить наши представления о театре того периода.Осмысление исторических форм и эволюции театральной стороны ярмарочной культуры,в том числе и института антрепризы,поможет по-новому взглянуть на события текущего театрального процесса.

Изучение ярмарочной культуры имеет и общегуманистический смысл в наши дни,когда мы наблюдаем процесс возрождения, а точнее пробуждения русского самосознания,единственно дающего возможность движения вперед и обретения уверенности в себе и своем завтрашнем дне."Известно, что ни одна нация в мире не обладает такой расшатанностью общественного самосознания, как русская. И,действительно, мы с совершенной легкостью переходим от горделивой заносчивости, от "шапками закидаем" к самому горькому самооплевыванию. Нам то кажется, что мы первые на всем свете, что за нами последнее слово, а то кажется, что мы ничего не стоим и прямо стыдно показываться на людях.

Оба эти явления: и заносчивость, и самооплевывание одинаково пагубны и недостойны.А главное, оба стоят на огромном расстоянии от истинного национального самосознания, от того, что немцы называют Selbstbewustsein, без чего немыслимо здоровое развитие как отдельной личности, так и целой народности. .-слова,сказанные Александром Бенуа в начале века,едва ли утратили свое значение,скорее, наоборот,приобрели для истинного россиянина горький,ранящий гордость смысл.(Г.Ю.Стер-нин"Художественная жизнь России 1900-1910-х годов",М."Искусство", 1988.с.114-115).

Говоря о состоянии исследуемой проблемы, нельзя не отметить тот факт,что круг литературных и театральных источников, так или иначе связанных с темой нашего исследования,весьма обширен. Отечественное театроведение постоянно обращалось к изучению ярмарочной культуры. Существует целый ряд работ, посвященных фольклорной стороне ярмарочной жизни,рассмотренной в контексте культуры городских праздников и зрелищ.Прежде всего- это исследования А.Ф.Некрыловой "Русские народные городские праздники,увеселения и зрелища: конец XVIII-начало XX века" (JI. "Искусство", 1988), "Народная ярмарочная реклама"-в кн."Театральное пространство" (Материалы научной конференции (1978)),М."Советский художник",1979).Диссертант обращался к трудам,связанным с историей русского фольклорного театра, отчасти затрагивающим проблемы ярмарочной культуры, таким как "Русский фольклорный театр XVIII- начала XX века"В.Е.Гу-сева( Л. ЛГИТМИК, 1980), "Вопросы теории народного искусства" П.Г.Богатырева( М." Искусство", 1971) и другим. Как и работы общеэстетического,культурно-исторического характера М.М.Бахтина, В.Б.Шкловского они позволяют определить место изучаемого диссертантом театрального явления в контексте времени и культурного фона в целом.Существует и целый ряд исследований и воспоминаний, оставленных современниками-писателями,актерами, историками искусства,критиками,антрепренерами, которые дают бесценный материал для сегодняшних исследователей.Особо здесь стоит отметить работы нижегородского историка и общественного деятеля А.С.Гациского, посвященные нижегородскому

- и театру и ярмарке, являющиеся и богатейшим источником историко-культурной информации,а также "Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки" А.П.Мельникова ( Н.Новгород.Издательство АО "Нижегородский компьютерный центр пользователей",1993) и "Очерки Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразова (М.В Университетской типографии(Катков и К),1865).В использованной диссертантом литературе так или иначе сообщалось о различных аспектах театральной ярмарочной культуры, ее носителях, этапах. Что же касается собственно ярмарочной антрепризы,то данное явление,как мы уже отмечали, практически не изучалось,не стало предметом тщательного исследования.

Периодика,а это столичные и нижегородские газеты и журналы, дает огромный фактографический материал исследователю. Неоценимую помощь в работе оказали документы, хранящиеся в фондах РГАЛИ и Государственного архива Нижегородской области. Следует особо отметить и важность изучения законодательных актов того времени,регулировавших интересующую нас группу культурных отношений,а именно-театральные договоры,на основе которых строились взаимоотношения антрепренера и актеров. Автору оказались полезными труды, посвященные экономике и организации театрального дела в России, как исторического характера, так и те, что исследуют современный театральный процесс, в. том числе и вопросы, связанные с антрепризой.Особо хотелось бы отметить вышедший в 1994 году в издательстве ТИТИС" сборник "Жизнь сцены и контрактный мир"(М.1994), содержащий ценный и малоизвестный пока у нас архивный и исторический материал, статьи по организации театрального дела, в том числе и в российской провинции,написанные лучшими специалистами в этой сфере.

В течение длительного времени отечественное театроведение вынуждено было обосновывать официальную советскую доктрину, суть которой сводилась к хуле того, что было до октября 1917 года и воспеванию последующих событий.Все,что имело отношение к понятию "частная инициатива" рассматривалось под знаком отрицания.Сегодня нам дана возможность отбросить фальшивые трактовки и посмотреть на вещи непредвзято.

Автор видел свою задачу в том, чтобы реконструировать отчасти картину театральной жизни ярмарки второй половины XIX-начала XX века,определить специфику института антрепризы на основе опыта Нижегородской ярмарки, сформулировать наиважнейшие направления деятельности антрепренера,в том числе и на примере организации театрального дела конкретными людьми того времени, показать целесообразность изучения института антрепризы в свете современных театральных экспериментов.

Что касается методологии данного исследования,то диссертант выбрал для себя проблемно - исторический подход к интересующим его явлениям, связанный с опытом и традициями российской и зарубежной театроведческой науки.Автор сделал попытку проанализировать ряд аспектов рассматриваемой темы, иногда идя отчасти гипотетическим путем.Это касается тех редких случаев, когда утрачены документы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой проблеме. Тогда за основу берутся аналогичные, а также используются иные, имеющие отношение к делу факты, которые позволяют с уверенностью делать выводы относительно тех явлений и событий, что не находят подтверждения конкретным первоисточником. Описание истории института антрепризы,хронологический подход,как таковой,не входят в задачи данной работы.Нас интересует, главным образом,ключевой аспект рассматриваемой темы. Поэтому диссертант и обращается к наиболее важным и интересным с его точки зрения явлениям и персонажам,в том или иной степени связанным с предметом диссертации.

Границы исследования определены второй половиной XIX-началом XX столетия,ибо это-время подъема отечественной культуры в целом и ярмарочной в том числе. Это и период наиболее интенсивной деятельности по собиранию и изучению материалов, связанных со зрелищной стороной жизни ярмарки.Именно в 60-70-ые и последующие годы прошлого века держалась мода на ярмарку.Так,в Нижний Новгород выезжали исследователи, писавшие трактаты об увиденном, столичные газеты и журналы наводнялись корреспонденциями с ярмарки.Ярмарка - стала своего рода дивом,интересовавшим в ту пору всех. Посещали ее в разные годы Александр Дюма, принц Эдинбургский, выдающийся французский дипломат Талейран, великие князья и княгини,прославленные писатели и художники, актеры и общественные деятели, многие - многие люди, чьи имена составли гордость российской нации и культуры.Ярмарка стала местом необыкновенных встреч, перекрестком судеб.Здесь слагались карьеры, зажигались актерские звезды,стремительно менялась жизнь.Нижегородская ярмарка подарила выдающемуся русскому артисту Ф.Шаляпину встречу с будущей женой-балериной Иолой Торнаги, закрепила союз с одним из выдающихся российских меценатов и театральных предпринимателей С.Мамонтовым,немало сделавшим для молодого певца, по существу открывшим перед ним новые пути,положила начало многолетней дружбе со знаменитым нижегородцем А.М.Горьким. Здесь впервые увидел юную М.Савину антрепренер П.М.Медведев, тут же пригласив ее в казанскую труппу, о чем позднее написала актриса в своих воспоминаниях ( М.Г.Савина "Как нашел меня П.М.Медведев","Театр и искусство",1903,N 46,с.855). Чудом стала ярмарка и для других.

Данная работа является попыткой исследования института антрепризы в конкретный историко-культурный период.В область исследования вводится неизученный и малоизученный материал,в том числе и архивный.В поле зрения автора попадают,как мы уже отмечали,основополагающие в театральном деле документы,такие как типовые театральные договоры,фиксировавшие взаимоотношения антрепренера с иными сценическими деятелями,а также соглашения, регулировавшие арендные отношения в области театра, еще до недавнего времени мало интересовавшие историков и вызвавшие особый интерес в связи с новыми социально-экономическими веяниями.Диссертант делает попытку собрать богатый разрозненный материал воедино, обобщить накопленный в нем опыт для того, чтобы по-возможности полно представить то любопытное явление,каким и видится нам сегодня ярмарочная антреприза.

Ярмарочная культура, которая и становится объектом исследования, - явление сложное, многомерное, озарившее своим светом не одно столетие.Только сквозь этот отблеск мы можем рассматривать многие события не только культурной жизни прошлого, но и настоящего.Ярмарка заслуживает тщательного изучения и пристального взгляда потомков, ибо в ней-разумное устройство жизни,праздничное мироощущение,целый культурный космос, в том числе и театральный.

Праздничное начало русского народного быта и ярмарка, как одно из его проявлений - уникальное явление в национальной российской культуре. Ярмарочные гулянья, устраивавшиеся в городах и селах в дни больших церковных праздников и по случаю событий государственной важности, как и те,что проходили регулярно из года в год в той или иной местности, как это было летом у Макария (Нижегородская(Макарьевская) ярмарка) или зимой в Ирбите, способствовали оживлению культурной жизни,особенно в провинции. Ярмарка для всякого города,большого и малого,была не только торжищем,соответственно большим или малым, но прежде всего культурной Меккой, тем центром, куда стремились люди,чтобы весело и интересно провести время,побаловать себя,своих детей и домочадцев.Ярмарка же,сообразно их спросу,всегда удовлетворяла эту потребность в удовольствиях. Разбивались целые ярмарочные города с бойкой торговлей, балаганами, каруселями, прочими развлечениями, устраиваемыми для народа в горячие ярмарочные дни.

Однообразие и скука общественно - культурного быта рассеивались на краткий миг, озарявший жизнь того или иного города до очередных ярмарочных приготовлений. Конечно, увлечь искушенного столичного жителя зачастую непритязательными и наивными ярмарочными развлечениями было не так-то просто,зато уж съезжавшиеся на ярмарку провинциалы получали впечатления памятные. За милой нехитростью, обычной убогостью ярмарочных зрелищ, стояло нечто такое, что можно назвать духом ярмарки, который способен был растревожить душу всякого российского человека.

Влияние такого события, каким становилась ярмарка для современников, было столь глубоким,что сохраняло о себе память на всю жизнь. Ярмарка формировала вкусы и мнения. А уж такая солидная ярмарка, как Нижегородская, и вовсе слыла законодательницей мод,оказывала решающее влияние на нравственные чувства и эстетические взгляды своих посетителей.Именно здесь,по словам очевидцев,постигались самой понятия об изящном и разносились затем по всей матушке России.

Ярмарка-мощное переплетение разных традиций и жанров, культур и сословий, открытая система, чуткая ко всякого рода влияниям, в основе же своей стабильная, входят непременно в которую карлики и великаны, монстры и карусели, ученые звери, всякая чертовщина и, конечно,театр. Здесь собиралось все,что только могло быть разбросано по иным увеселительным местам. Ярмарка привлекала множество людей,вбирала целый спектр развлечений и зрелищ от старых, испытанных, до новых, далеких от патриархальности, адаптированных к иногда сомнительным вкусам своих завсегдатаев. Энциклопедией всех времен и народов называли современники Нижегородскую ярмарку : сюда съезжались показать ' свое искусство художники со всех концов России и Европы,здесь было решительно все, что надо для русского расположения и веселья. Раек, кукольная комедия, всякие монстры, семьями или поодиночке,показывающие свою силу,дамы с бюстами, на которых помещался поднос с чашками, медвежья потеха, всевозможные Агафьи Петровны, способные удерживать на животе своем многопудовые наковальни, опера, балет, пожиратели живых голубей, вплоть до сеансов синематографа братьев Люмьер и женской борьбы - все это составляло пеструю картину многочисленных увеселений. Даже на самой скромной сельской ярмарке не обходилось без паяцев и раешника.И,конечно, на всякой солидной ярмарке работал "серьезный" театр. Так, на сцене нижегородского ярмарочного театра в разные годы играли Мочалов, Никулина-Косицкая,Ольридж,Щепкин,Живокини, Шумский,Ермолова, Стрепетова. Традиция эта не столько российского масштаба, сколько европейского. Еще в восемнадцатом веке на многих ярмарках Европы выступали лучшие артисты,в иное время блиставшие на самых прославленных подмостках.

В эволюции ярмарочной культуры, исторической смене ее художественных форм находят отражение и изменения,происходившие в экономической и духовной жизни русского общества и наоборот, существует обратное влияние ярмарки на художественное сознание целой эпохи.Ярмарка - истинный кладезь образов,стилевых открытий. Щедро обогатила она художественную культуру и народный быт.Подтверждение тому нетрудно обнаружить в трудах по фольклористике, этнографических изысканиях, в фактах биографии деятелей русской культуры того времени. Влияние это ощутимо в творчестве Н.В.Гоголя, в ранних комедийных опытах А.П. Сумарокова, исканиях художников-Б. Кустодиева, А. Бенуа да и всех мирискусников, открытиях "Бубнового валета", музыке И. Стравинского,идее условного театра Вс.Мейерхольда.Интересно, что в первоначальном варианте гоголевской "Женитьбы ("Женихи") Марфу Фоминишну посылают разыскивать женихов на ярмарку. В диссертации обращается внимание на то влияние,какое оказала ярмарка на умонастроение общества тех лет, без чего на наш взгляд невозможно подойти к непосредственному предмету предпринятого нами исследования.

Практическое значение диссертации связано, на наш взгляд, с возможностью использования ее теоретического и фактографического материала в учебных курсах по истории отечественного театра,истории организации театрального дела в России,вопреки утверждению одного из крупнейших наших продюсеров, высказанному в частной беседе,о том,что дело выпускника продюсер-ского факультета- не исторические трактаты об антрепризе писать, а создавать спектакли в свободном пространстве.В предисловии к гитисовскому сборнику, посвященному 20-летию продю-серского факультета,есть такие слова:"Сегодня ученый, исследующий проблемы организации театрального дела,вольно или невольно должен быть историком, ибо без осмысления и анализа опыта прошлого невозможно сделать шаг в будущее" ( "Жизнь сцены и контрактный мир",М. ГИТИС,1994,с.5). А практику, без сомнения,надо быть чуть-чуть и историком. Надеемся, что данная работа может стать полезной и при составлении историко-культурных справок для готовящихся печатных изданий, связанных с Нижегородской ярмаркой, интерес к которой сегодня возникает не случайный,а пристальный, постоянный, ибо ярмарка постепенно входит в жизнь современного города , становится для него фактором не эпизодическим, а основополагающим.

Объем и структура диссертации. Работа,объемом 7,16 п.л., состоит из введения,двух глав, в каждой из которых-три части, заключения и списка использованной литературы и архивных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Хохрякова, Светлана Ивановна

Заключение.

Итак, в данной работе мы попытались рассмотреть и проанализировать такой институт театра, как антреприза, в контексте того времени, когда он развивался и вполне оформился. Мы опредилили основные сферы деятельности антрепренеров в провинции, слагаемые успеха антрепренерской практики, ради чего собственно и предприняли попытку реконструировать театральную жизнь Нижегородской ярмарки второй половины Х1Х-нача-ла XX века, выявили особенности и составляющие антрепризы, опираясь на столь богатый опыт одной из крупнейших российских ярмарок. Отчасти нам удалось охарактеризовать театральную ситуацию в Нижнем, а через нее и других театральных городов русской провинции, рассмотреть ярмарку, как сколок российской действительности, как катализатор городской культурной и общественной жизни. Главное, на что обращалось внимание - это такие компоненты антрепренерского дела, как формирование репертуара и труппы, гастроли, организация рекламы и зрителя.Отчасти удалось затронуть небезынтересную сегодня проблему, связанную с особенностями массового вкуса, определявшего специфику антрепризы,ее успех или отсутствие оного. Обращение к конкретным персонажам, прежде всего таким, как П.Медведев, Ф.Смольков, Н.Фигнер, их театральной практике,позволило, как нам кажется,конкретизировать опыт антрепризы,сделать его более осязаемым, уйти от рассуждений "вообще".

Небезынтересно и обращение к театральным договорам,которые регулировали взаимоотношения антрепренеров и актеров, иных сценических деятелей, определяли внутритеатральный уклад. Еще совсем недавно представляли они для нас сугубо исторический, "книжный" интерес.Однако,новая экономическая реальность заставляет взглянуть на эти документы с утилитарной точки зрения, ибо жизнь меняет привычную структуру взаимоотношений в отечественном театре. Система арендных отношений, взаимоотношения с властями губернского города-основа, на которой базировался рассматриваемый нами театральный институт, и с этих позиций она вызывает интерес современных исследователей.

Напомним, что в ходе работы мы не ставили перед собой задачи следования хронологии событий, обращая внимание на отдельные, но с нашей точки зрения,наиболее важные аспекты данной темы. Пытались мы преодолеть и некоторые стереотипы, за годы выработавшиеся при взгляде на события далекого прошлого.

Этот труд стал результатом многолетней работы,начавшейся еще в период написания диплома и студенческих рефератов по истории театра России, когда данная тема была достаточно закрыта, не перешла в разряд модных.Надеемся, что нам удалось объединить воедино тот богатейший разрозненный материал, что имеется по данной теме.Вероятно, сведения, вошедшие в данную работу,дадут дополнительные возможности будущим исследователям, так как опираются на обширный фактографический материал, как смогут быть полезными и для учебных курсов по истории русского дореволюционного театра. Мы охватили, конечно, не весь круг .возникающих по данному вопросу проблем. Возможно появятся исследователи, которых заинтересует данная тема, и они сделают свои открытия- очень уж благодатна эта тема. Другое дело,что возникает ряд трудностей при ее освоении,в силу того, что многое безвозвратно утрачено, прежде всего документальный материал. Да и газеты тех лет сохранились не все.Кроме того, даже в середине прошлого века сообщали они о спектаклях, театральных новостях и проблемах крайне скупо.

Театру в провинции,антрепренерскому делу уделили внимание в своих воспоминаниях многие выдающиеся актеры прошлого: М.Г.Савина, В.Н.Давыдов, А.П.Ленский, П.Н.Орленев. Да и сами антрепренеры - П.М.Медведев,Н.Н.Синельников,подробно рассказали о себе, своей театральной деятельности в мемуарах. Все интересовавшие нас сведения по крупицам разбросаны по разным источникам. Ради извлечения одного только факта требуется иной раз перелистать ни одну книгу, ни одну подшивку газет.

Все эти сведения, как правило, не систематизированы.Не существует даже четкой библиографии театральной провинции. Поэтому часто идти приходится наощупь.по наитию.

Лет шестьдесят назад историк и теоретик театра С.С.Данилов писал о том,что есть в истории русского театра вопрос, который наиболее полное свое освещение может получить на материале провинциального театра, имея ввиду антрепризу." Чаще всего об антрепренерах провинциального театра говорят суммарно, рассматривают их.вне времени и пространства. При этом превалируют старые либерально-публицистические оценки, идущие по линии закулисной хроники, бытовых и хозяйственных эпизодов. Между тем,в конкретной обстановке российской действительности антреприза провинциальной сцены представляет собой явление крайне сложное, развивающееся с четко исторической закономерностью. "("Русский провинциальный театр" Воспоминания, Л. -М. "Искусство", 1937, "с.6, вступительная статья С.С.Данилова "О провинциальном театре").Проблема эта существует и поныне, требует своего разрешения.

Многие явления нашей нынешней жизни и культуры видятся сквозь опыт ярмарки полнокровнее, ярче. При всей сложности и парадоксальности, свойственным русской действительности,опыт ярмарки,как одно из ее проявлений,- настоящее чудо,праздничный микрокосм, свидетельство неистощимости русского гения.

И хотя мы не раз говорили о том, что для большей части посетителей ярмарки театр занимал отнюдь,не"вершинное"место,среди прочих самакатских удовольствий,тем не менее,он продолжал жить в то время,как иные развлечения Макария постепенно уходили в небытие. В 90-ые годы самокаты в Нижнем сгорели.Большинство из них так и не были никогда восстановлены. На Само-катской площади, где в былые дни дым стоял коромыслом от народного веселья,воцарилась скука.По привычке собирался здесь простой люд. Все реже можно было встретить у каруселей раешников, балконных дедов и удалого Петрушку. Все чаще публику развлекали японцы.Время меняло вкусы и нравы.Попытки организовать взамен Самокатам более "разумные" зрелища, а именно-народные концерты, зал народных развлечений с демонстрацией теневых картин и публичной читкой "Песни про купца Калашникова", куда бы народ пошел с большей охотой, чем в трактир, успеха не имели. Победить время ярмарочному комитету попечительства о народной трезвости не удалось. Последующие затеи воскресить былую культуру,когда-то великого нижегородского торжища,оборачивались всего лишь стильной гальванизацией,как окрестил в свое время А.Бенуа, безуспешные попытки вдохнуть новую жизнь,реанимировать, по-видимому, безвозвратно ушедшее в прошлое веселье у балаганов.

В начале нашей работы мы приводили фразу нижегородского купечества о колоссальных своих возможностях в деле созидания жизни, различных ее сфер.Нынешняя картина окружающей нас действительности вполне идентична той, прежней.Рынок диктует свои условия, определяет жизнь общества,подминает ее под себя. А следовательно,параллелей не избежать.

Антрепренерская практика, опыт работы новых театров,возникающих в противовес стационарной системе, входят в жизнь смело, но трудно, вызывая сопротивление и неприятие, иногда вполне оправданное и закономерное. Да, собственно,и сам вопрос о правомерности существования антрепризы в том виде, в каком она развивается в российской реальности, не снят.Споры не утихают.Тем более,что нет рабочего и законадательного механизма, который существует в этой сфере,скажем, на Западе.Образовалось, как будто два лагеря: приверженцев и противников антрепренерских начинаний. Так, художественный руководитель антрепризного театра Антона Чехова Л.Трушкин считает, что главное отличие его театра и ему подобных от стационарных, заключается в нравственности оплаты труда, в жесткой дисциплине и сроках. Режиссер,работающий в свободном пространстве,. думает не о занятости труппы,не о том,как обеспечить работой женский состав и выполнить постановочный план (пять или восемь спектаклей и не одним меньше), а о том, кого из актеров ему пригласить для работы над пьесой. Занято в ней два человека или десять- зависит от задач творческих, а не стратегических, внутритеатральных. Артист, ничего не производящий в условиях антрепризы, не будет получать и зарплату. Его доход всецело зависит от произведенной продукции."Мы не можем написать в афише:" Спектакль будет объявлен особо," потому что мы уже за объявленный вечер заплатили аренду. И в этот вечер мы не можем играть другой спектакль, потому что артисты, которые могли бы его сыграть, в этот вечер уже заняты у себя в театрах, на съёмках и т.д.Антреприза- это ответственность,это другой,не.стационарный, градус жизни."( "Культура",1996, 2 марта, N 8, с. 8, J1. Трушкин "Путь в сторону горизонта.") Договор заключается с артистом на конкретную работу, никаких обязательств такой театр перед артистом не несет." Проблема ант-репризы-это ансамблевость,которой тут добиться гораздо сложнее, чем в стационарном театре,где она вырабатывается годами. Но когда артисты суперкласса, то они, как оркестр лучших музыкантов, которых можно собрать со всего мира и за месяц совершить с ними невозможное. И люди разных школ при умелом дирижере"звучат" так,словно всю жизнь работали вместе."(Там же, с.9.)

Совсем иную позицию занимает учитель Л.Трушкина -художественный руководитель московского театра им. В.Маяковского А.Гончаров: "Антреприза- это все-таки "прокат". Эксплуатация того,над чем работали другие люди,в другой системе, иных условиях. Слышу новое возражение: у вас некоторые артисты ждут ролей годами, вы не можете обеспечить всех полноценной творческой работой. А вы берете на роль того артиста, который годами ничего не играл на стационаре и чье имя забыла публика?. . Вы снимаете сливки. Вы вырываете из репертуара. как раз тех,на ком держатся афиши, на кого ходит зритель. . Но антрепренер-то должен понимать, что огранивал этот талант не он-он получил готовый плод с чужого дерева. . Американские актеры и режиссеры, существующие почти исключительно в условиях антрепризы, с завистью смотрят на наши стационары. А мы тем временем .бежим в разные стороны. Когда я читаю на московской театральной афише"продюсер такой-то", мне почему-то смешно.Сразу думаешь о каких-то бешеных деньгах, неизвестно откуда приваливших, о презентациях с осетриной, о шустрых театральных нуворишах и всяком шуме -гаме. О творчестве - в последнюю очередь.Спонсорские деньги под "звезду", выдранную из родного театра,.шумиха в прессе, которая, впрочем, заканчивается, как только люди увидят спектакль,-такие теперь растут цветы.Мне они напоминают лилию на плече у Миледи."("Культура", 1996, 23 марта, N 11, с.8, А.Гончаров "Жизнь или кошелек?")

Мы привели только два мнения по поводу "горячей" антрепренерской проблемы,возникшей на российской почве, но наиболее характерных,вполне раскрывающих суть "конфликта". Каждое из них содержит свою степень правоты и неправоты.Смысл "разночтений" более всего,как нам кажется,связан с особенностями прививки антрепризы именно в конкретных и весьма специфических российских обстоятельствах, почему-то всегда окрашенных какими-то странными тонами (видно таковы уж свойства русской природы и души).Будем надеется,что время все раставит по местам, отбросив случайное.

Возвращаясь же к непосредственной теме нашего исследования, особенно после погружения в проблемы века нынешнего, еще раз хотелось бы напомнить о значении нижегородских театральных ярмарочных сезонов, которое столь огромно для судеб многих российских актеров и антрепренеров. Велико их влияние и на целые поколения зрителей, театральную и социально-культурную судьбу города, города, жизнь которого без ярмарки представить невозможно.Настолько была бы она тусклой, скудной на театральные впечатления, на имена и встречи. Антрепренерская практика Нижегородской ярмарки имела много сходного с подобного рода практикой и вне ярмарочной структуры,как таковой. Однако, ярмарка аккумулировала в себе почти весь спектр проявлений и особеностей антрепризы, как основополагающего на театре института конца XIX -начала XX века,а потому опыт ее особенно ценен и заслуживает нашего внимания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хохрякова, Светлана Ивановна, 1996 год

1. "Актуальные вопросы экономики и организации театрального дела", Сборник научных трудов, М. Мин.культуры РСФСР, ГИТИС,1986

2. Альтшуллер А."Юлия Линская",Л."Искусство",1973

3. Ашукин Н.С.,Ожегов С.И.,Филиппов В.А.Словарь к пьесам А. Н. Островского, М."Веста",1993

4. Бахтин М. М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса",М."Художественная литература", 1965

5. Безобразов В.П. "Очерки Нижегородской ярмарки",М. В Университетской типографии (Катков и К ),1865

6. Беляков Б.Н. "Летопись Нижегородского-Горьковского театра (1798-1960)".Горький.Волго-Вятское книжное издательство, 1967

7. Беляков Б.Н. "Оперная и концертная деятельность в Блинова В.Г. Нижнем Новгороде-городе Горьком",Горь-Бордюг Н.Д. кий.Волго-Вятское книжное издательство,1980

8. Беньяш Р. "Пелагея Стрепетова",Л."Искусство", 1967

9. Боборыкин П.Д. "Воспоминания"в 2-х томах,Том 1 ("Заполвека"),М."Художественная литература", 1965 Ю.Богатырев П.Г."Вопросы теории народного искусства",М. "Искусство",1971

10. Богородский Ф."Воспоминания художника", М. "Советский художник", 1959

11. Велизарий М.И."Путь провинциальной актрисы",Л.-М. "Искусство",193813."Веселые народные сцены на Нижегородской ярмарке",М. Издание книготорговца Шарапова, 1881

12. Гарин Д. "Театральные ошибки", М. 1901

13. Гациский А.С."Люди Нижегородского Поволжья"(Биографические очерки),Кн.1,Нижний Новгород.Типография ниж. губ.правления, 1887

14. Гациский А.С. "Нижегородка.Путеводитель и указатель по Нижнему Новгороду и Нижегородской ярмарке", Н.Новгород. 1875

15. Гациский А.С."Нижегородский театр (1798-1867)",Н. Новгород. 1867

16. Гиляровский В. А. "Нижегородское обалдение",Соч.в 4-х томах,Том 3,М."Правда",1989,с.210-221,

17. Под веселой козой",с.376-396

18. Горбунов И.Ф."На ярмарке"(Сцены из купеческого быта), Полн.собр.соч.в 2-х томах,Издание А.Ф.Маркса.Приложение к журналу "Нива" на 1904 г.,Том 1,с.177-182, "Уездный город",Том 2,с.127

19. Горин-Горяйнов Б. А. "Кулисы", J1. "Советский писатель", 1940,с.147

20. Горький М."Беглые заметки",Собр.соч.в 30-ти томах,М. "Художественная литература",1953,Том 23,с.139-187, "На выставке",с.188-192,

21. С Всероссийской выставки",с.213-254, "В театре и цирке",Том 14 (1951 г.),с.138-142, "Театральное",с.180-186

22. Гоян "Гликерия Федотова",М.-Л."Искусство", 1940

23. Груздев И."Горький и его время. 1868-1896",М."Художественная литература',1962

24. Гусев В. Е. "Русский фольклорный театр ХУШ-началаХХ века",Л.ЛГИТМИК,1980

25. Гурьянов И."Историческое обозрение Нижнего Новгорода и переведенной туда Макарьевской ярмарки",М.1824

26. Давыдов В.Н."Рассказ о прошлом",Л.-М."Искусство", 1962

27. Давыдов Ю.Н."Искусство и элита",М."Искусство",1966

28. Дадамян Г.Г. "Театр в культурной жизни России в годы первой мировой войны (1914-1917),М.Мин.культуры РСФСР, ГИТИС,1987

29. Елпатьевский С.Я."Воспоминания.За 50 лет","Прибой", 1929

30. Ефремов 0."Театр и город" в сб."Вопросы театра"-11, М.СТД РСФСР, 1987, С. 3-1231. "Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева,описанные им самим",Л.-М."Искусство",196132."Жизнь сцены и контрактный мир" Сб.,М.ГИТИС,1994

31. ЗЗ.Зерницкая Э."Горький и театр",М.Министерство культуры. ГЦТВ,196834.3ограф Н."Александр Павлович Ленский",М. "Искусство", 1955

32. Зоркая Н. "Люмьер у Макария.М.Горький первый кинорепортер" в кн.Н.Зоркой "На рубеже столетий" М."Наука", 1976,с.40

33. Зоркая Н."Фольклор.Лубок.Экран.",М."Искусство", 1994

34. Зубов А."Описание Нижегородской ярмонки", СПб.В типографии министерства внутренних дел, 1839

35. Иванов Е."Карусели и прочие монстры",М."Теокинопечать", 192839."Из музыкального прошлого" Сб.очерков под ред.Б.С.Штейн-пресс, кн.1,М.Государ. Муз. издательство

36. Кара С."Варламов",Л."Искусство", 1969

37. Коган Д."Врубель",М."Искусства", 1980

38. Коллар В.А."Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-города Горького",Горький.Волго-Вятское книжное издательство, 1976

39. Коллар В.А."187 дней из жизни Шаляпина",Горький.ВВКИ, 1967

40. Кригер В.А."Актерская громада", М."Искусство",1976

41. Крыжицкий Г. "Константин Александрович Варламов", М.-J1. "Искусство", 1946

42. Лейферт А.В."Балаганы" с предисловием А.Бенуа,Издание Еженедельника Петроградских Гос.Академических Театров, 1922

43. Ленский А.П."Статьи.Письма.Заметки",М.-Л."Academia", 193548."Люди русского искусства" Сб. статей,Горький.Горьковское книжное издательство,1960

44. Максимов В."Руководство для составления деловых бумаг", М.Издание"Кн-ва" "Юрист", 1913 (раздел"Театральные договоры" )

45. Мацкин А."Орленев",М."Искусство",1977

46. Медведев П.М."Автобиография Петра Михайловича Медведева", изданная 0.И.Мусиной-Пушкиной(Холмской) и П. Н. Пальчиковой, Казань.Типография окружного штаба,1886

47. Медведев П.М."Воспоминания",Л."Academia",1929

48. Мельников А.П."Очерки бытовой истории Нижегородскойярмарки"(Столетие Нижегородской ярмарки),Н.Новгород, Издательство АО "Нижегородский компьютерный центр пользователей", 1993

49. Мельников П.М.(Андрей Печерский)"На горах",М.Гослитиздат, 1956, кн. 1, гл. 7

50. Морозов П."Воспоминания о нижегородском театре 60-х годов","Ежегодник императорских театров",1910,Вып.3

51. Некрылова А.Ф."Народная ярмарочная реклама"в кн."Театральное пространство" (Материалы научной конференции (1978)),М."Советский художник",1979,с.335-350

52. Некрылова А.Ф."Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища:конец XYIII-начало XX века",Л. "Искусство", 1988

53. Нельс С."Андреев-Бурлак",М."Искусство", 1971

54. Немирович-Данченко Вл.И."Повести и пьесы",М.Изд-во "Художественной литературы",195860."Нижегородское окружение А.М.Горького (1889-1904)", Горький.Волго-Вятское книжное издательство,1968

55. Нильский А.А."Закулисная хроника"(1856-1894), СПб.Издание Товарищества "Общественная польза",1900

56. Оленина А."Регулирование трудовых отношений в русском частном театре(конец XIX-начало XX века) в кн. "Экономика и организация театра" Вып.7,Л."Искусство",1986,0.163-175

57. Островский А.Н."Без вины виноватые","Таланты и поклонники", Полн.собр.соч.в 12 томах,М."Искусство", т. 5,1975, "Лес",т.3,1974

58. Островский А.Н. "Поездка в Нижний Новгород" в кн."Вся жизнь театру" М."Советская Россия",1989,с.29-30

59. Пажитнов Л.Н."Аленксандр Павлович Ленский",М."Искусство", 1988

60. Петровская И."Театр и зритель провинциальной России" (вторая половина XIX века),Л."Искусство",1979

61. Потехин Н.А."На Нижегородской ярмарке" в кн."Наши безобразники (Сцены)",СПб В типографии комиссионера Императорской академии Художеств Гогенфельдена и К,1864, с.1-84

62. Россихина В.П."Оперный театр С.Мамонтова",М."Музыка", 198569."Русский провинциальный театр".Воспоминания,Л.-М."Искусство", 1937

63. Савина М.Г."Горести и скитания",Л.-М."Искусство",1961

64. Свободов А.Н."В Нижнем Новгороде на заре XX века.К характеристике культурного и литературного гнезда" в кн. "Краеведческий сборник",Н.Новгород, т.1,1924,с.252-254

65. Синев Н. "В жизни и на эстраде"(Записки конферансье),1. Киев."Мистецтво",1983

66. Синельников Н.Н."Шестьдесят лет на сцене" Записки, Харьков.Гос.театр драмы,1934

67. Слонова Н."Николай Николаевич Синельников",М."Искусство", 1956

68. Случевский К."По северу России"(Путешествие Их Императорских Высочеств Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны в 1884 и 1885 годах),СПб,Типография Эдуарда Гоппе,1886, т.2

69. Смирнов Д.Н."Картинки Нижегородского быта XIX века", Горький.Областное издательство, 1948

70. Соболыдиков-Самарин Н.И."Записки",Горький,1960

71. Станиславский К.С."Моя жизнь в искусстве",Собр.соч.в 8 томах,т.1,М."Искусство",1954

72. Старк Э.(Зигфрид) "Царь русского смеха К.А.Варламов", Петроград.1916

73. Стернин Г.Ю."Художественная жизнь России 1900-1910-х годов",М."Искусство".1988

74. Стрепетова П.А."Минувшие дни"(Из воспоминаний актрисы), Л. "Искусство",1959

75. Сумароков А."Глазами актера",Киев, "Мистецтво",196683."Т.Г.Шевченко в Нижнем Новгороде,Горьковское книжное издательство,1958

76. Теляковский В. А. "Воспоминания", JI.-М. "Искусство", 1965

77. Фигнер Н. Н. "Воспоминания.Письма.Материалы", Л. "Музыка", 196886.Филатов В.И.

78. Аронов А.Б."Медвежий цирк",М."Искусство",196287. "Фольклорный театр", М."Современник",1988

79. Хитровский Ф.И."Страницы прошлого",Горький,Книжное издательство,1960

80. Храмцовский Н."Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода" Часть 2,Н.Новгород,185990.Чеканов О.А.

81. Ротач А.Л. "Огюст Монферан", Л."Стройиздат",1990 91.Чехов А.П."Циник".Собр.соч.в 18 томах,М."Наука", 1976, т. 4, с. 167-170, "Ярмарка", т. 1,1974, с. 247-252

82. Шаляпин Ф.И."Маска и душа",М.В/О"Союзтеатр" СТД СССР,1989

83. Шаляпин Ф. И. "Страницы из моей жизни",М."Книжная палата",1990

84. Шолом-Алейхем "С ярмарки",Собр.соч.,т.5,М."Художественная литература",1990, с. 369

85. Юрьев Ю.М."Записки", т.1, Л.-М."Искусство", 1963

86. Яхонтов В.Н."Театр одного актера",М."Искусство",19581. Периодическая печать.1. Журналы.97.Букеевский Ал.

87. А.И.Елишеев) "Внутреннее обозрение"-"Русское обозрение", М.1896,август,с.893-908

88. Бутковский Я."Письма с выставки в Нижнем Новгороде" -"Русский вестник",СПб.1896,июль,с.163-184,август,с.197-217,сентябрь,с.182-199

89. Данилов Ф."Ярмарочные народные развлечения"-"Образование", 1897, N 7-8,с.231-239

90. ЮО.Дедлов В. "Из Нижнего с ярмарки "-"Книжки Недели", 1893, сентябрь,с.153-183,Ноябрь, с.7-42

91. Дорошевич В."А.А.Рассказов"-"Театр и искусство",1902, N 33,с.602-603

92. Елпатьевский С.Я. "Ярмарочные картинки"-"Русское богатство", СПб, 1896,N 12,с.5-21

93. Пиунова-Шмитгоф Е.Б."Фрагмент воспоминаний"-"Артист", М.1890,КН.7,с.176-181

94. Савина М.Г."Как нашел меня П.М.Медведев"- "Театр и искусство", 1903, N 46,с.855

95. Ю5.Улыбышев А. Д. "Театр и музыка на Нижегородской ярмарке 1852 года"-"Пантеон",СПб,1852,т.IV, кн.8, с.2-9

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.