Театральное искусства Египта. Жизнь художественной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Ризаева, Амина Сабировна

  • Ризаева, Амина Сабировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 233
Ризаева, Амина Сабировна. Театральное искусства Египта. Жизнь художественной традиции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 1984. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ризаева, Амина Сабировна

ВВЕДШИЕ.

Глава I. НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЗРЕЛИЩНЫХ ФОРМ НАРОДОВ

АРАБСКОГО ВОСТОКА.II

Глава П. НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ В ЗРЕЛИЩНЫХ ИСКУССТВАХ АРЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТЕАТРАЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ.

Глава Ш. РАЗВИТИЕ ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕЖИССУРЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1952 г.НО

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральное искусства Египта. Жизнь художественной традиции»

Кризис и крушение мировой коло шальной системы вывели угнетенные народы Азии и Африки на передовые рубежи истории, открыли пути для их быстрого политического, экономического и духовного развития.

На повестку дня искусствоведческой науки встал вопрос изучения художественного наследия народов афро-азиатского мира, переживающего в нашу эпоху сложное время поисков и определения путей культурного строительства.

При всем многообразии нерешенных вопросов, вставших перед молодыми суверенными государствами, ключевой проблемой стала проблема национального художественного наследия, его жизни в условиях современности; иными словами - возрождения богатейших древних традиций искусства и усвоения передового опыта культурного строительства других народов.

Именно эта узловая цроблема, вобравшая в себя множество актуальных аспектов, определяет в конечном итоге пути развития современного искусства народов Азии и Африки; она же формирует и главное направление идеологического противоборства за выбор путей культурного развития.

В странах Арабского Востока, в силу особой приверженности традиционно^ укладу жизни и активной идеологической экспансии империалистических государств, художественные процессы носят особенно острый характер. А цроблема традиций и новаторства стала сегодня одной из основных в творческих исканиях - как в художественной практике, так и в теоретическом осмыслении арабского искусства.

Отсутствие соответсвуадей исторической дистанции, противоречивость и сложность еще во многом не отстоявшихся художественных процессов, теоретическая неразработанность большинства звеньев названной выше цроблематики с позиций марксистско-ленинской эстетики ставят перед современными исследователями много сложных и нерешенных задач.

Вместе с тем подготовленные за последние десятилетия театроведческие исследования, а также новый, ранее неизученный материал, введенный в научный обиход в цроцессе работы над диссертацией, дает возможность разработки некоторых новых аспектов жизни национальной традиции в театральном искусстве АРЕ, проливает свет на разнохарактерные художественные цроцессы, происходящие в Египте и других странах арабского региона.

Данное исследование позволяет ввести в научный обиход интересный, малоразработанный материал, впервые поставить некоторые связанные с искусством современной арабской сцены проблемы: специфики исполнительского мастерства, роли музыкальных традиций в развитии народно-зрелищных форм Арабского Востока, влияния национальной художественной традиции на становление новых сценических жанров и др.

Автор рассматривает проблему национальной самобытности арабских зрелищных искусств в свете бытования в наши дни древних театральных традиций народа.

Во всех работах, связанных с исследованием египетского театра, так или иначе встает проблема национальной специфики, значения национальной традиции в создании произведений современных художников. Авторы большинства исследований стоят на различных, порой диаметрально противоположных позициях. Однако утверждается ли главенствующее влияние традиционных форм на современное театральное искусство Арабского Востока или оно полностью отрицается, - избежать самой постановки этого вопроса не удается ни одному из ученых*. Факт, еще раз подчеркивающий остроту и актуальность избранной нами тематики.

Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к исследованию театральной проблематики; ей посвящены ряд научных разработок и исследований арабских и зарубежных авторов.

Это диссертация египетского театроведа Фаузи Фахми Ахмеда "Становление народных форм современного египетского театра", поставившая целью изучение фольклорных театральных форм в их о развитии и взаимодействии с жанрами европейского театра в АРЕ ; диссертация И.В.Тимофеева "Творчество египетского литератора Ш века Мухаммеда ибн Даниала", в которой автор выявляет истоки творчества ибн Даниала, с одной стороны - в письменной литературной традиции, а с другой - в народной смеховой культуре египетского средневековья ; диссертация Самиры Хосейн эль-Мо-сельхи "Этапы становления современной египетской социальной драмы", где рассматриваются предпосылки развития социальной драмы в АРЕ, основные этапы эволюции национального театра, а также творчество таких известных его деятелей, как Нагиб ар-Рейха ни и других, активно утверждавших новые национальные традиции на египетской сцене и в киноискусстве4; книга Т.А.Путин-цевой, где автор прослеживает существование арабского театра с Эта и все последующие сноски вынесены в приложение № I. В скобках даются указания на источник: порядковый номер библиографии (приложение № 2) и страницы. незапамятных времен, в его своеобразных традиционных формах проявления, которые всегда развивались в соответствии с общими к историческими процессами эволюции арабской культуры; диссертация Набшш Али Али Мохамеда "Влияние народной традиции на становление и развитие комедийного театра Египта", в которой автор исследует влияние народного театра и фольклорных театральных форм арабов на становление и развитие профессионального комедийного теанра Египта ; диссертация Мавдуха Хамида Морей "Становление и развитие режиссуры египетского театра", анализирующая основные творческие тенденции национальной режиссуры в современном театральном искусстве АРЕ, ее роль и место в процессе 7 формирования црофессионального отечественного театра ; диссертация Магды Фахми "Танцевальное наследие Древнего Египта и его развитие на современном этапе", в которой прослеживается и утверждается непреходящее значение танцевального наследия древнейшей цивилизации, ее оцределяющее влияние на современное тано цевальное искусство Египта .

Методологической основой диссертации явилась марксистско-ленинская философия и эстетика, ленинская теория отражения, а также труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, посвященные общим вопросам социально-политического и культурного развития в странах Востока.

Настоящее исследование базировалось на фундаментальных трудах выдающихся деятелей советской художественной культуры: К.С.Станиславского, Е.Б.Вахтангова, А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда, С.М.Эйзенштейна.

В процессе работы диссертант неоднократно обращался к трудам крупнейших советских и зарубежных востоковедов: В. В. Бар тольда, Е.Э.Бертельса, Е.А.Беляева, И.Ю.Крачковского, А.Е.Крымского, о

Н.И.Конрада, Э.Леви-Провансаля, А.Массэ, А.Меца .

Широко использовались также работы советских ученых-востоковедов, посвященные художественному творчеству и культуре Арабского Востока: Б.В.Веймарна, А.А.Долининой, И.Р.Еолян, В.И.Кир-пиченко, В.Б.Луцкого*^.

Большую помощь оказали исследования ведущих советских ученых, посвященные театроведческим и общетеоретическим проблемам -А. А. Анике та, Г.Н.Бояджиева, Г.Гояна, А.Я.Зися, О.Н.Кайдаловой, М.П.Котовской, Н.Х.Нурдаанова**.

В процессе исследования были учтены также работы, оказавшие значительную помощь при написании данной диссертации. Это книги, статьи и очерки арабских авторов: Али ар-Раи "Импровизационная комедия в египетском театре" и "Искусство комедии от т? теневого театра до Нагиба ар-Рейхани" , в которых автор доказывает невозможность развития египетского театра без опоры на национальные традиции; Шерифа Хазнадара "Некоторые вопросы арабто ского национального театра" , где также утверждается главенствующее значение национальных традиций для театра на Арабском Востоке. Также были учтены наиболее интересные работы известных зарубежных ученых: Дкекоба Ландау "Очерки арабского театра и кино"^, в которой автор предпринял одну из первых попыток раскрыть феномен арабского театра; на огромном фактологическом материале автор проследил развитие арабских зрелищных форм от средневековых народных представлений до современного киноискус

15 ства . Другой ученый-арабист, Эдвард Лэйн, в известной книге "Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века" широко осветил многие народные обряды и обычаи страны, позволяющие почувствовать специфику и оригинальность их художественного творчества^. Скотт Кеннеди, исследующий африканское искусство, со всей убедительностью засвидетельствовал специфическую особенность африканского, в том числе арабского театра, сутью которого является особое общение актеров со зрителями, где цроисходит полное "эмоциональное слияние" смотрящих и предетавляющих^.

Для полноты картины, более глубокого раскрытия национальной художественной традиции, обоснования выводов в диссертации привлекается материал и других зрелищных искусств. Но если по театральному искусству Арабского Востока уже накоплен довольно большой материал, то по другим видам искусства, в частности кино, научная проблематика почти не разработана.

Важным источником при анализе актерского искусства и ряда режиссерских решений послужил для автора материал египетского игрового кино, с первых дней своего рождения органически связанного с отечественным театром.

Сравнительно большая доступность произведений кинематографа в отличие от образцов театрального искусства (которые не нашли своевременной должной фиксации профессиональной критики и остались жить лишь в памяти современников), возможность личного знакомства с киноискусством АРЕ, с некоторыми результатами творческой деятельности наиболее интересных национальных художников, их идейно-эстетическим кредо, а также тот немаловажный факт, что в этой наиболее молодой, современной и динамичной области творчества четко проявились тенденции взаимодействия традиционных искусств народов Арабского Востока с современной художественной практикой западноевропейских стран, - позволили автору рассмотреть эволюцию некоторых аспектов национальной традиции зрелищных искусств.

Ведущие театральные деятели, пришедшие в киноискусство, -актеры, режиссеры, певцы, танцовщицы принесли с собой на экран стилистику театральных спектаклей, весь арсенал отстоявшихся на Арабском Востоке художественно-выразительных средств и исполнительских навыков: тяготение к лирической драме с явственно выраженным мелодраматическим сюжетом, стремление к повышенно эмоциональному воплощению идеи, демонстрацию вокально-танцевального мастерства актеров, приверженность к традиционной национальной тематике, фарсовые ситуации в кинокомедиях и др.

Египетское киноискусство помогло зафиксировать влияние национальной художественной традиции на развитие актерского и режиссерского мастерства, выявило творческие связи египетского экрана со зрелищными формами искусства арабов, всего комплекса их выразительных средств. В этом смысле национальные киноленты послужили надежным дополнительным источником изучения данной проблемы.

Среди работ по истории арабского киноискусства следует выделить статьи советских и зарубежных авторов: IX главу шестого тома "Всеобщей истории кино" Жоржа Садуля, в которой, правда, кинематографии Египта посвящено всего несколько страниц^; работы арабских авторов Падр Нашаата и Фатхи Заки "Очерк развития

TQ египетского кино и некоторые критические замечания" ; особый интерес представляет сборник "Кино в арабских странах" под редакцией Жоржа Садуля^. В этом ряду нельзя не назвать неопубликованную рукопись Гр.Чахирьяна "Театр ОАР. Кинематография Объединенной Арабской Республики"21.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Приложения к исследованию включают научный аппарат и библиографию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Ризаева, Амина Сабировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ретроспективный обзор сценического искусства убеждает, что на всем протяжении своего развития, с древнейших времен до сегодняшнего дня, театральное искусство АРЕ не теряло своей национальной самобытности. Эта тенденция обнаружила себя в театральном искусстве нового и новейшего времени, а также в киноискусстве, развивавшемся в тесной зависимости от театра.

Национальная художественная традиция проявила себя прежде всего в упорной тяге к мелодраме, комедийному фарсу, в живом интересе к подчеркнуто буффонадным ситуациям. Образный строй театральных форм арабского народа всегда проявлял тенденцию к эмоциональной открытости, к экспрессивности проявления чувств и мыслей.

Тонко разработанная пластика, выразительная мимическая игра актеров, истоками которой стало древнее искусство пантомимы (отсюда тяга к стилистике балаганных театров - буффонаде, клоунаде, акробатике); наконец, тенденция к синтезу слова, вокального и танцевального искусства - все это свидетельствует о том, что в любых жанрах, подчас самых современных, молодых, не терялась преемственность с традиционными формами национального художественного творчества.

Эти исторически обусловленные процессы обновления национальных форм, приобщения к современным жанрам искусства, поисков органического синтеза нового содержания и традиционной формы дают о себе знать в современных тенденциях развития зрелищных искусств Арабского Востока.

Все это свидетельствует о том, что одной из главных проблем, стоящих на данном этапе перед театральным искусством АРЕ, попрежнему остается проблема традиций и новаторства, творческого усвоения художественных ценностей прошлого, отбор его лучших достижений и отказ от всего устаревшего, косного, тормозящего современные поступательные процессы.

Об этому свидетельствует творчество наиболее талантливых, прогрессивных деятелей египетского театрального искусства и кино, лучшие образцы театрального творчества Арабской Республики Египет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ризаева, Амина Сабировна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд., т.28.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М.: Искусство, 1976, т.1-2.

3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-160.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худож.лит., 1967,- 821 с.

5. Ленин В.И.Пробуждение Азии. Полн.собр.соч., т.23, с.145-146.

6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 256 с.

7. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

8. Абдель Малек Надпя Юсеф. Египетский национальный костюм иего решение в современном театре и кино. Дис.канд.искусств.- М., 1979. 169 с.

9. Абуль Фарадж. Книга занимательных историй. М.: Гослитиздат, 1963. - 263 с.

10. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970. - 607 с.

11. Азиз ал-Шауан. Музыка Египта. Советская культура, № 127, 27 октября.

12. Актуальные проблемы зарубежного кино / Ред.колл.: Л.М.Будяк, М.С.Шатерникова, М.А.Николаева. М., 1979. - 168 с.

13. Сб.науч.трудов / НИИ теории и истории кино).

14. Али Ахмед Бакасир. Вехи истории театра в Египте. Театр, 1956, № 12, с.160-163.

15. Али-заде Э.А. Египетская новелла. М.: Наука, 1974. - 151 с.

16. Алмазов М. В театрах Каира. Советская культура, 1958, 13 мая.

17. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, 1965. -215 с.

18. Античность и античные традиции в культуре и искусстве народов Советского Востока: Сб.ст. / Отв.ред. И.Р.Ничикян. М.: Наука, 1978. - 303 с.

19. Арабская средневековая культура и литература: Сб. статей зарубеж. ученых. / Сост. и авт.цред. И.М.Филыптинский. М.: Наука, 1978. - 216 с.

20. Арнольди Э. Жанры раннего кинематографа. В кн.: Воцросы киноискусства. М., 1962, с.225-250 (Екегод. ист.-теорет.сб. / АН СССР, вып.6).

21. Ахмед Али, Мухаммед Фаттух. Реалистические тенденции в современной египетской драматургии (50-60-е гг.). Дис.канд. филол.наук. - М., 1972, - 175 с.

22. Базен А. Что такое кино? Сб.ст. / Пер. с фран. Вступ.ст. И.Вайсфельда. М.: Искусство, 1972. - 383 с.

23. Балаш Б.Кино. Становление и сущность нового искусства / Пер. с нем. М.П.Брацдес. Общ.ред. и пред. Р.Юренева. М.: Прогресс, 1968. - 328 с.

24. Бальтерманц Т.Д. Драматургия и театр Египта. Театр, 1972, Jfc 3, с.158-164.

25. Бальтерманц Т.Д. Идейно-художественная борьба в драматургии Египта (50-60-е гг.). Дис.канд.филол.наук. - М., 1974. -180 с.

26. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг, 1918, т.У1, с.143-204.

27. Баскаков В.Е. Экран и время. М.: Искусство, 1974. - 232 с.

28. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М.: Худож.лит., 1965. - 528 с.

29. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранне средневековье. М.: Наука, 1965. - 280 с.

30. Бернштейн Б.М. Традиция и канон. Два парадокса. В кн.: Советское искусствознание*80. М., 1981, с.112-153.

31. Бертельс Е.Э. Персидский театр. Л.: Academia, 1924, - 93 с.

32. Бояджиев Г.Н. Вечно црекрасный театр эпохи Возровдения. -Л.: Искусство, 1973 470 с.

33. Брук П. Пустое цространство. М.: Прогресс, 1976. - 239 с.

34. Будяк Л.М. Кинематограф развивающихся стран. М.: Знание, 1981. - 55 с.

35. Вартанов А.С. Образы литературы в графике и кино. М.: Изд. АН СССР, 1961. - 312 с.

36. Васильев А. Фильмы Юсефа Шахина. Правда, 1977, 2 июня.

37. Веймарн Б.В. Искусство Ближнего и Среднего Востока: Автореф. дис.докт.искусств. М., 1968, - 38 с.

38. Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов. М.: Искусство, I960. - 197 с.

39. Воцросы истории и теории кино / Отв.ред. А.Л.Сокольская. -Л., 1975. 218 с. - (Сб.трудов / Лен.Гсо.ин-т театра и музыки; вып.2).

40. Восточный театр: Сб.ст. / Под ред. А.М.Мерварта. Л.: Academia, 1929. - 392 с.

41. Всемирная история. М.: Госполитиздат, 1955, т.1.

42. Выбор сделан. Советская культура, 1970, 5 ноября, с.4.

43. Гагеман К. Игры народов / Ред. Гвоздева А.А. СПб.: Academia, 1929. - 406 с.

44. Газо А. Шуты и скоморохи всех времен и народов. 1898. -186 с.

45. Гарга Б., Гарги Б. Кино Индии / Пер. с англ. О.Грузиновой. -М.: Искусство, 1956. 76 с.

46. Гене И.Ю. Взорванный канон. Искусство кино, 1975, № II, с.167-188.

47. Гершберг Е.Х. Вьетнамский театр: Автореф.дис.канд.искусств.- М., 1977, 24 с.

48. Гибб Х.А. Арабская литература. М.: Изд.воеточ.лит., I960.- 185 с.

49. Глухов Ю. Обращение к жизни. Правда, 1972, 10 марта, с.5.

50. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. М.: Изд.восточ.лит., 1960-1980, т.1-4.

51. Гоян Г.И. 2000 лет армянского театра: В 2-х т. М.: Искусство, 1952, т.1-2.

52. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Сб. Статьи разных лет. М.: Наука, 1981. - 226 с.

53. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 359 с.

54. Гусейнова Д.А. Нуман Ашур и социальная драма АРЕ. Дис. канд.искусств. - М., 1983. - 167 с.

55. Демин В. Шанс для бедняков. Советский экран, 1974, J§ 21, с.6.

56. Дживилегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. -М.: АН СССР, 1962. - 287 с.

57. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия:(Просветительский роман I870-I9I4 гг.).- М.: Наука, 1973, 272 с.

58. Дуларидзе Л. Язык жизни и язык штампов. Искусство кино, 1970, № II, с.180-181.

59. Еолян И.Р. Очерки арабской музыки. М.: %зыка, 1977. - 191с.

60. Зингер Е.А. Социалистический интернационализм и проблема национальной формы в современном искусстве. М.: Искусство, 1962. - 117 с.

61. Зоркая Н.М. Между прошлым и будущим. М.: Искусство, 1961. -86 с.

62. Ибрагим Самир Ахмед Мохаммед. Театрально-декорационное искусство в современном египетском театре. Дис.канд.искусств.- I., 1976. 139 с.

63. Интернациональное и национальное в литературах Востока: Сб. статей / Ред.кол.: И.С.Брагинский и др. М.: Наука, 1972. -303 с.

64. Информационный бюллетень Комиссии по международным связям / Союз кинематографистов СССР; дня служ.польз. Подб. 1968-80 гг.- М., 1981.

65. Искусство Востока и античности: Сб.статей /Отв.ред. М.А.Коро-стовцев. М.: Наука, 1977. - 165 с.

66. Кагарлицкий Ю.И. Что такое мелодрама? Театр, 1962, № 8, с.66-72.

67. Кайдалова О.Н. Традиции и современность. М.: Искусство, 1977. - 296 с.

68. Камшалов А., Нестеров В. Экран в борьбе. М.: Искусство, 1981. - 168 с.

69. Каптерева Т.П. О некоторых проблемах средневекового искусства арабо-мусульманских народов. Советское искусствознание, 1980, В I, с.176-205.

70. Караганов А.В. В спорах о кинематографе. М.: Искусство, 1977. - 288 с.

71. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1970. - 103 с.

72. Керимов К.Д.о. Султан Мухаммед и его школа. М.: Искусство, 1970. - 103 с.

73. Кино в борьбе за мир, социальный прогресс и свободу народов. Творческая дисскусия на Ш Международном кинофестивале в Ташкенте (май 1974 г.) / НИИ теории и истории Госкино СССР. -М., 1974. 48 с.

74. Кирпиченко В. Юсуф Идрис. М.: Наука, 1980. - 205 с.

75. Кисунько В. Нецростой поиск. Советский экран, 1972, № II, с .17.

76. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М.: Искусство, 1958.- 230 с.

77. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино. М.: Искусство, 1970, т.П, с.360-373.

78. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 495 с.

79. Коран / Пер. и комм. И.Ю.Крачковского. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1963. - 714 с.

80. Коростовдев М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976.- 336 с.

81. Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии.

82. М.: Наука, 1982. 253 с. 81; Крачковский И.Ю. Вступительная статья к хронике Таха Хусейна "Дни". - М.: Изд-во восточ.лит-ры, 1958, с.3-12.82." Крачковский И.Ю. Избранные сочинения: В 4-х т. М. ,Л.: Ж СССР, 1956, т.П,Ш.

83. Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М.: Наука, 1971. - 794 с.

84. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (новое время). М.: Наука, 1972. -266 с.

85. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М.: Наука. 1967. - 96 с.

86. Лиццгрен Э. Искусство кино. М.: Изд-во иностр.лит-ры, 1956.- 191 с.

87. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Изд-во Ээсти Раамат, 1973. - 137 с.

88. Мамдух Хамид Морей. Становление и развитие режиссуры египетского театра. Дис.канд.искусств. - М., 1981. - 166 с.

89. Массэ А. Ислам. М.: Изд-во восточ.лит-ры, 1963. - 229 с.

90. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М. ,Л.: АН СССР, 1956. -173 с.

91. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.,Л.: Искусство, 1961. - 591 с.

92. Мачерет А. Реальность мира на экране. М.: Искусство, 1968.- 312 с.

93. Мец А. %сульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. - 572 с.

94. Мифы и реальность:Сб. статей. М.: Искусство, 1966-1974, вып.1-4.

95. Мохамед Абдель Фаттах Ахмед Мохамед. Изобразительная культура в творчестве кинооператора. Дис.канд.искусств. - М., 1975. - 252 с.

96. Мохаммед Фейсал Ибрахим. Особенности воспитания пластичности актера дакского театра. Дис.канд.искусств. - Л., 1979. - 151 с.

97. Мохамед Хассан Ахмед. Киноискусство развивающихся стран. Тенденции, пути развития. Дис. .канд.искусств. - М., 1977. -109 с.

98. На бил ь Али Али Мохамед. Влияние народной традиции на становление и развитие искусства театра Египта. Дис.канд.искусств. - М., 1981. - 195 с.

99. Немирович-Данченко В.И. Край золотого заката. Берлин. -150 с.

100. Нурджанов Н.Х. Таджикский театр. М.: Искусство, 1968. -260 с.

101. Очерки истории арабской культуры (У-ХУ вв.). Сер.очерков / Отв.ред. О.Г.Большаков. М.: Наука, 1982. - 440 с.

102. Погожева I. В царстве пламенного Ра. Письмо из Каира. Литературная газета, 1970, № 21, 20 мая, с.8.

103. Погожева Л. Каир 70. - Советский экран, 1970, № 17, с.16.

104. Поэтика кино: Сб.статей /Под ред. Б.М.Эйхенбаума. М. ,Л.: Кинопечать, 1927. - 192 с.

105. Правда звучит с экрана. За рубежом, 1975, № 8, с.22.

106. Премии египетским фильмам. Иностранная литература, 1971, Я 4, с.280.

107. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей / Отв.ред. И.Ф.Муриан. М.: Наука, 1973. - 256 с.

108. Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3-х т. М.: Искусство, 1974-1976 .

109. Цутинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука, 1977. - 310 с.

110. НО. Пути развития театрального искусства Африки: Сб.трудов / Сост. В.М.ТУрчин. М.: ГИТИС, 1981. - 255 с.

111. Реферативный журнал. Общественные науки за рубежом /Востоковедение и африканистика, сер.9. М.: АН СССР. - Подб.1972-1979 гг.

112. Рутберг И. Язык жеста. О некоторых выразительных средствах искусства пантомимы. Театр, 1975, № 2, с.129-137.

113. Сагадеев А. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского средневековья (По поводу одной типологической концепции) / Эстетика и жизнь. М., 1974, вып.З, с.453-488.

114. Садомская Н. Кино в арабском мире. Искусство кино, 1968, № 10, с.17-32.

115. Садуль Ж. Всеобщая история кино: В 6-ти т. М.: Искусство, 1958-1963, т.1-3,6.

116. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1982, т.4 (первый и второй полутома). - 528 е.,- 557 с.

117. Садуль Ж. Эволюция арабского кино. За рубежом, 1965, № I, 1-7 янв., с.31.

118. Советское искусство знание'80. Вып. 2. / Ред.колл.: В.М.Полевой, О.В.Буткевич, В.М.Зименко и др. М.: Сов.художник, 1981. - 413 с.

119. Современная арабская литературы: Сб. статей / Сост. А.А.Го-родещсая. М.: Изд-во восточ.лит-ры, I960. - 191 с.

120. Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока. М.: Наука, 1983. - 184 с.

121. Степанов Л. Новый подход к старому наследию. Иностранная литература, 1973, № 9, с.231-235.

122. Сюжет в кино: Сб. статей / Сост. и ред. И.Вайсфельд. М.: Искусство, 1965. - 329 с.

123. Тауфик Салех и его фильм "Обманутые". За рубежом, 1974, J£ 42, с.22.

124. Театральное пространство: Материалы научной конференции (1978 г.) / Общ.ред. И.Е.Даниловой. М.: Сов.художник, 1979. - 484 с.

125. Тимофеев И.В. Творчество египетского литератора ХШ в. Мухаммеда ибн Даниала (0 соотношении письменной и устной традиций в пьесах театра теней "хайал аз-зылл"). Дис.канд. филол.наук. - М., 1975. - 218 с.

126. Тураев Б.А. История Древнего Востока / Под ред. В.В.Струве и И.Л.Снегирева. Л.: ОГИЗ СОЦЭКГИЗ, 1935. - 342 с.

127. Фарид Самир. Фильмы Камаля эль-Шейха. За рубежом, 1974, J& I, с.22-23.

128. Фаузи Фахми Ахмед. Становление народных форм современного египетского театра. Дис.канд.искусств. - М., 1975. -168 с.

129. Фахми Магда. Танцевальное наследие Древнего Египта и его развитие на современном этапе: Автореф.дис.канд.искусств. М., 1975. - 23 с.

130. Аль Феррух Мохаммед Мерей. Проблема героя и социальной среды в египетском и сирийском кино. Дис. .канд.искусств. -М., 1979. - 169 с.

131. Фильмы Ю.Шахина. Правда, 1977, 21 июня.

132. Фрейлих С.И. "Чувство экрана. М.: Искусство, 1972. - 268 с.

133. Характер в кино: Сб. статей / Сост. и ред. И.В.Вайсфельд. -М.: Искусство, 1974, вып.6. 253 с.

134. Ходжаш С. Каир. М.: Искусство, 1967. - 182 с.

135. Художественное восприятие: Сб.1 / Под ред. Б.С.Мейлаха. -Л.: Наука, 1970. с.203-226

136. Хусейн эль-Мосельхи Самира. Этапы становления современной египетской социальной драмы. Дис.канд.искусств. - М., 1976. - 149 с.

137. Чахирьян Г.П. Театр ОАР. Кинематография Объединенной Арабской Республики. М.: ВНИИ искусствознания, рукопись. - 130с.

138. Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX первой половине XX в. - М.: Наука, 1979. - 162 с.

139. Шабан А. Новые рубежи кино Египта. За рубежом, 1974, № 21, 17-23 мая, с.22.

140. Шах П. Индийское кино / Пер. с англ. О.Грузиновой. М.: Искусство, 1956. - 220 с.

141. Эйзенштейн С.М. Избранные цроизведения: В 6-ти т. /Гл.ред. С.И.Юткевич. М.: Искусство, I964-I97I.

142. Юнусов К.О. Драматургия Тауфика аль-Хакима. М.: Наука, 1976. - 153 с.

143. Яхья Ахмед Абдель Таваб. Проблемы создания национальной балетной школы в Египте. Дис.канд.искусств. - М., 1979.- 171 с.

144. Яхья Эсмат Али. Египетская народная хореография. Проблемы, методика и правила преподавания. Дис.канд.искусств. -М., 1977. - 178 с.

145. Абаза Салим. Трудности кинематографии ОАР. Газ. Аль-Джум-хурийа. - Каир, 1964, 7 июня, с.5.• ios-cJI «ь-jjJI Ljj-b+^ll J^Lju-JI JUpVI • jJL.

146. Mil /l/YiiybUJI — L.jj-a^l

147. Абу Шанаб Адил. Древний египетский театр "Каракуз". Дамаск, 1965. - 240 с.

148. Т t • I 1"lfl б " jyj* " jt ^ ijU* J

149. Аль Авад Луис. Революция и литература. Каир, 1967. - 527с.isjuff ° т у мчу 6 ij-bliji • j •

150. Бахджад Ахмад. Фатен Хамама снова вернулась в кино. Аль-Ахрам, 1970, 13 февраля, с.12.1. И ^ ^Y» / T / IT о

151. Дервиш Салах. Вторая конференция кинематографистов ОАР (апрель 1968 г.). Аль-Джумхурийа, 1968, 9 апреля, с.4.l ^ i1u / t /п jjt мча j^l

152. Дискуссия об уровне египетской кинематографии. Принимали участие Нагиб Махфуз, Субхи Шафин и др. Аль-Адаб, 1964, В 7, с.69-71.

153. Jsyb* ^IjUJI <i j-й ^ d^l • ^^иаЛ Ц-JI i-^Lu1. K\ in ^ v ^J 6 mi 6 v^1

154. Аль-Кат Абдал Кадр. Герои в драматических произведениях. -Аль-Адаб, 1959, Л I, с.20-24.

155. L-ljjJI ^U^i J jU^1 -jjiiJi ^ JaiJI T t Y ♦ 1 jjjiinl

156. Кинематография OAP. Аль-Кавакиб, 1964, 21 июля, с.10-12.l'w» /Y /\1 61YY ^

157. Мурси. Египетская киноактриса Магда. Аль-Кавакиб, 1963, 19 марта, с.54.пчг /г /По • -л^и ^sJI i±uJi • e-v154. 1У|урси. Египетская киноактриса Фатен Хамама. Аль-Кавакиб, 1963, 19 ноября, с.54.mr / п / м б c-iijUi • <uL^ ^и Lj^JI i±uji •ol jP 6 1 i \ ^J

158. Haccap Бахидж. Вопросы развития кинематографии в О АР. Аль-Джумхурийа, 1965, 27 мая, с.II.• i a^cJ I i^aJI jyi^n} I U<«) I * c*.;»-—^ j^'ll^oino / о / vy 6 l^v^fji

159. Нашаат Падр, Заки Фатхи. Очерк развития египетского кино и некоторые критические замечания. Каир, 1954. - 86 с.1.-J I Li--J I jjbz J a^j • Jj 6 ^ JL^j

160. ИНб iy^lill • ig Jijl olk^UI уЦ ^

161. Развитие кинематографа в арабских странах. 1960-74 гг.

162. Аль-Марифа, Дамаск, 1974, J6 150, с.173-183.nyi m* v^i J li-jl j^z

163. Ар-Раи Али. Импровизационная комедия в египетском театре. -Каир, 1968. 298 с.

164. JjaUJ! • ^-лЛ Jl ^J &L>cjJiI LbUySJI • Jx- ^IjJI1. Ьчл^ \ 1A iHU

165. Ар-Раи Али. Искусство комедии от теневого театра до Нагибаар-Рейхани. Каир, 1971. - 322 с. yj^l JI ••• Jjyi J Li- J La^lil ' J*h^o ГТ T 6 MY W <jAUJI

166. Рустам Камаль. Проблемы египетских актеров. Аль-Адаб, Бейрут, 1970, $ 9, с.30-32.

167. Ju^i ^ {шг' ^ ^ ^ * Cf^L/^**^ ^ I Lmmo1. ГТ Г • ^ / 1 fj 6 M Y «

168. Рашид Ахмад. Революция и кино. Аль-Маса, Каир, 1964, 22 июля, с.2 (приложение).

169. МП / Y /Т Т (, ij-д ID I б CUJI . J^l J Ц^Л .1. Sz ) \ ijsiA*'.

170. Рашид Ахмад. Эзеддин Зульфикар и эпоха романтизма в египетской кинематографии. Аль-Маса, 1964, I июля, с.4 (приложение) .1.ijLj^JI j^S- . jlsiJl jj jJ 1 Js- • ^-'"j) I ^ / 1Ш / Y / W eUJI LuUI у»

171. Ас-Сабан Рафик. Фильмы, посвященные Палестине. Аль-Кава-киб, 1970, 27 октября, с.Ю-И.

172. MY« / \ * / YY б ^"Ijlll ♦ ^ "iil • ^ о1^11. П 1 • ^ о 1 • • t ^

173. Сулейман Фаузи. Критические замечания о положении в египетской кинематографии. Аль-Маса, Каир, 1968, 12 мая, с.6.eL«JI • Ц,.<а 1,1 '* ju cU-^l ♦ (jUJLw1. MIA / t> / И 6 J^AUJI

174. Ат-Таламсани, Абд ал-Кадир. История и современное состояние египетской кинематографии. Аль-Хиляль, 1970, № 5, с.32-40.

175. JI-lJl • L^aJI Ц,,,.)1 i.jl • Jjli)l Juf-Ь y.-L^hjl1.• 1Г ^ 6 о fj MY •

176. Тулейман Заки. Искусство арабского актера. Каир, 1971. -169 с.

177. МП 4 MY1 6 • ^^Jl j^JI Qi • Jj 0UJb

178. Усман Хусейн. Киноактриса Хинд Рустам. Аль-Кавакиб, 1965,749, с.26-28.

179. YM ^ 6m<>6 <r5ij5DI • f^j JJU S±UJI ♦ O^1. ТА T 1

180. Фаргали Сайид. Проблемы кинопроката. Аль-Кавакиб, Каир, 1970, 22 сентября, с.3-5.

181. SjjbUJI 6 ^S'ljUl . U™ll jfli, . Jij0 — V И 11 ^ 4IIY' / 1 / т T

182. Фарид Самир. Киноискусство арабских стран. Аль-Аклам, Багдад, 1976, №11, с.2-6.j.ls^l • JjaU JU^J\ 0JJI • J*., Juji1 — T js 4 П ^ 4 MYlo jI OjL

183. Фарид Самир. Проблемы кинематографии ОАР. Аль-Катеб, 1966, № 69, с.68-73.1. SO^uJI v^1 ^ ^ ^1. Yr- 1А ^oll ^ бМПб

184. Фатен Хамама актриса египетского кино. - Аль-Кавакиб, 1968, 7 мая, с.32-34.

185. MIA / 0 / Y 6 • L^aJl «uU>1. Г1 ГТ ^ iAYo ^

186. Ал-Фишави Абд ал-Фаттах. Киноактер Омар Шариф. Аль-Джум-хурийа, 1963, 17 ноября, с.10.• v-i^iJl JlvJi • ^LLJJI. ^ 6 Mir / M / 1Y

187. Ал-Фишави Абд ал-Фаттах. "Цена любви". Аль-Дзкумхурийа, 1963, I декабря, с.12.

188. МЧГ / И /\ 6 " с-лЛ * -Ц* о^Ц^11 Т up

189. Ал-Хадари Ахмад. Египетская кинематография в 1964-65 гг. -Аль-Маса, 1965, 30 августа, с.6.me / A / r • 6 *UJI

190. Хзаляль ас-Сейид, Амима Абу Насер. Решение театральных проблем. Аль-Катеб, 1966, № 3, с.74-80.1 JS Lull jejA^ * i1. A • Y^ & Г^йМПб I

191. Шахин Юсеф. Мои планы на будущее. Ат-Тарик, Бейрут, 1973, № 12, с.91-100.

192. Jj^Ucdl * (J-Jl'-'.JI уъ ' СП?-0*^*И 6 И MYr 6 CrjjH

193. Ali Mustapha Abou. Le cinema une avec de combat. Revolution africaine, Alger, 1974, N 561, p.7-9.

194. Amghai M. Le cinema агаЪе: il s*impose enfin. El Moudjahid culturel, Alger, 1973, N 102, p.7-9.

195. Aspects du cinema egyptien. L* Afrique litteraire et artis-tique, Paris, 1972, N 20, p.13-82.

196. Aziza Mohamed. L*Image et 1*Islam. Paris, 1978. - 190 p.

197. Aziza Mohamed. Formes traditionelle du spectacle. Tunis, 1975. - 87 p.

198. Aziza Mohamed. Regards sur le Theatre АгаЪе Contemporaine. Tunis, 1970. - 156 p.

199. Bachmann G. In search of self-definition. Film Quarterly, Berckley, California, 1973, N 3, p.48-51.184* Beckmann M. Filme aus dem Land am Nil. Neues Deutschland, Berlin, 1967, 23 juli, S.8.

200. Beckmann M. Herzshlag der Revolution. Neues Deutschland, Berlin, 1967, 27 juli, S.4.

201. Belzoni G. Narrative of operations and Recent Discoveries within the Pyramids. London, 1820. - 483 p.

202. Bory J.-L. Six jours qui ebranlerent 1'Egypt. Nouvel observateur, Paris, 1974, N 522, p.83.

203. Boughedir F. "Le dupes" de Tawfik Salah. Jeune Afrique, Paris, 1973, N. 652, p.36-38.

204. Boughedir F. Les surprises du Tiers Monde. Jeune Afrique, Paris, 1973, N 649, p.62-66.

205. Bowers F. Theatre in the East. Edinburgh, 1956. - 374 p.

206. Cannes to Cairo. Newsweek, New York, 1976, N 9, p.46.

207. Cargin P. Chadi Abdelsalam. Film, London, 1972, N 66, p.14.

208. Chahine I. Le Ferre.Jeune Afrique. Tunis, 1969, N 465, p.11.

209. Cheriaa T. La valeur culturelle du cinema dans la societe contemporaine arabe. Algerie - actualite, Alger, 1969, N 168, p.16-17.

210. Choubachy A. Le drame du cinema egyptien. Positif, Paris, 1973, N 151, p.1-16.199» Davay P. Le Cinema en Republique eguptienne. Cles pour les arts, Bruxelles, 1975, N 1, p.40-41.

211. Dehny S. Cinematografia araba. Contemporanul,Bucuresti, 1958, N 32, p.8.

212. Dehny S. Dokumentarfilm und arabische Gesellschaft. Film-wissensohaftliche Beitrage, Berlin, 1968, N 1, S.344-353.

213. Дехни С. Киното в арабските страни. Киноизкуство, София, 1957, Я 10, с.75-77.

214. Djelfaoui A. A propos du cinema arabe. El Moudjahid culturel, Alger, 1973, N 101, p.7.

215. D* ou vient et ou va I.Chahine? L'Afrique litterire et artistique, Paris, 1971, N 15, p.72-84.

216. Farid S. Rencontre avec Kamal El Cheick. L*Afrique litteraire et artistique, Paris, 1973, H 30, p.87-92.

217. Filmprobleme in der VAR. Filmwissenschaftliche Beitrage, Berlin, 1970, S. 385-397.

218. Gow G. The night of counting the years. Film and filming, 1972, N 8, p.53-54.

219. Henein G. Faten Hamama entre le rire et les larmes. Jeune Afrique, Tunis, 1965, N 237, p.15.

220. Hennebelle G. "La Momie" film egyptien de Chaadi Abdel Salam. - Jeune Afrique, Tunis, 1970, N 507, p.8-9.

221. Hennebelle G. La Terre. Cinema, Paris, 1971, N 159, p.127-131.

222. Hennebelle G. Les cinema africains en 1972. LfAfrique litteraire et artistique, Paris, 1972, N 20, p.1-372.

223. Hennebelle G. "Les dupes". Ecran, Paris, 1973, И 17, p.66-68.

224. Hennebelle G. Qu'en est le cinema arabe? Jeune Afrique, Tunis, 1970, N 507, p.64-65.

225. Hennebelle G. Une revelation dans le cinema egyptien. -L'Afrique litteraire et artistique, Paris, 1970, N 14, p.62-70.

226. Hennebelle M. Entretien avec Tewfic Salah: "Mes six films sont des fables sur le destin des peuples arabes". LfAfrique litteraire et artistique, Paris, 1972, N 26, p.89-106.

227. Hennebelle M. Les tribulations du neorealisme egyptien. L'exemple de Salah Abou Seif. LfAfrique litteraire et artistique, Paris, 1973, N 27, p.76-85.

228. Hennebelle M. Panorama du cinema arabe et africaine en 1975-76. Afrique-Asie, Paris, 1976, N 117, p.149-152.

229. Holmes W. A Survey of films produced in countries of Arab and Asien culture. London, 1959. - 86p.219» Kennedy Scott. In Search of African Theater. New York, 1973. - 306 p.

230. Khietzsch H. Auftakt mit "Unser grunes Land". Neues Deutschland, Berlin, 1963, 15 Juni, S.4.

231. Knietzsch H. Begegnung mit dem Arabischen Film. Neues Deutschland, Berlin, 1963, 13 Juni, S.4.

232. Landau J.M. Studies in the Arab Theater and Cinema. -Philadelphia, 1958. 290 p.223* Lane E. Manners and Customs of Modern Egyptians. London, 1954. - 315 p.

233. La resistance palestinienne sur les ecrans arabes. Le Matin, Casablanca, 1973, 29 dec., p.5.

234. La Vl-eme table ronde de 1*UNESCO sur le cinema et les arts dans les pays arabes. Algerie-actualite, Alger, 1969,1. N 214, p.19-20.

235. L*image dans la culture arabe. Lamalif, Casablanca, 1967, N 15, p.38-40.

236. Les six generations du cinema egyptien. Ecran, Paris, 1973, N 15, p.38-53»А

237. Le Theatre Arabe. Etudes de Mohamed Aziza. Paris, 1969. - 229 p.

238. Marcorelle L. Une industrie nationale et populaire. Monde, Paris, 1974, N 9261, p.17.

239. Maziz M. "Les dupes" de Tewfik Salah. Revolution africaine, Alger, 1973, N 505, p.46-47.

240. Meziani A. Des solutions concretes. Revolution africaine, Alger, 1973, N 512, p.45-47.

241. Meziani A. "El-Asfour" un film de Youssef Chahine. -Revolution africaine, Alger, 1973, N 490, p.27-31.

242. Meziani A. Jeune cinema egyptien. Revolution africaine, Alger, 1973, N 504, p.45-46.

243. Meziani A. Le cinema arabe et l1agression de juin 67. -Revolution africaine, Alger, 1974, N 541, p48-49.

244. Pronko l.C. Theater East and West. California, 1967. -230 p.

245. Realisme en Egypte. Monde diplomatique, Paris, 1973, N 235, p.39.

246. Reich H. Der Mimus. Ein litterar entwichel ungsgeschicht-licher Versuch. Berlin, 1903, p.6l6-693.

247. Richter E. Les films realister dans le cinema egyptien. -l1Afrique litteraire et artistique, Paris, 1976, N 41,p.89-91.

248. Richter E. Realistischer Film in Egypten. Berlin, 1974.- 205 S.

249. Sadoul G. Les cinemas des pays arabes Beyrouth, 1966. -286 p.

250. Sadoul G. Permanence du cinema egyptien. Cinema, Paris, 1965, N 99, p.90-95.

251. Salah T. Le journal d'un juge de campagne. Jeune Afrique, Tunis, 1969, N 465, p.11.

252. Samir A. II existe de veretables auteurs. Revolution africaine, Alger, 1970, N 346, p.30.

253. Samir A. Un nouveau cinema arabe. Revolution africaine, Alger, 1970, N 340, p.21.

254. Scott А.С. The Theatre in Asia. London, 1972. - 289 p.246. pnpnubuili t,tnrrii: \inp JqinnuTubp Ц^шшЦш'и uji'uhiJ'uj-jb\i libput \inp ufelibtTiu, PbjpntP,1958,rtbliinbirPbp,4.10.

255. Un "Moineau" egyptien. Entretien avec l'auteur, Youssef Chahine. Humanite, Paris, 1974, N 9415, p.10.248. iluipqliftni U.U. £uij Ц^ЪпJ|i m^qmjli'u |i,Ug'uwin|iqntPjnt-"upt 1.щ[Ьшш1{ш,и uipi[bup, ЪрЬ uAj,1974, 2, 36.

256. Vasarhelyi M. A Magreb-film. Filmvilag, Budapest, 1972, N 11, 1.19-23.

257. Vieyra P.S. Le cinema africaine. T.1. Paris, 1975. - 440p.

258. Vieyra P.S. Le 4-e festival cinematographique panafricain de Ouagadougou. Presence africaine, Paris, 1973» N 88, p.218-227

259. Youssef Chahine chef de fite du cinema egyptien nous declare. Jeune Afrique, Tunis, 1970, N 379, p.53.

260. Zinevrakis E. Cinema e realta africana negli "Incontri" di Rimini. Africa, Roma, 1972, N 4, p.687-688.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.