Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Мошенский, Александр Александрович

  • Мошенский, Александр Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 137
Мошенский, Александр Александрович. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Москва. 2004. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Мошенский, Александр Александрович

Введение

Глава 1.Театр в жизни общества

1.1 Роль искусства в жизни общества

1.2 Социально-культурные функции современного театра

1.3 Театральный процесс и способы его регулирования

Глава 2. Театр в условиях рыночных отношений 2.1 Особенности формирования театрального рынка и его инфраструктуры

2.2 Маркетинг и предпринимательская деятельность в театре

2.3 Внутритеатральная система управления

Глава 3. Государство и театр

3.1 Государственная культурная политика в театральной сфере

3.2 Система финансирования театров в современных условиях

3.3 Правовое регулирование в театральной сфере

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России»

Актуальность исследовании. Процесс демократизации общества и смена экономической модели в России, происходившие с начала 90-х годов XX века, обусловили ряд изменений в художественной жизни страны. При этом одним главным из таких изменений, безусловно, следует считать формирование внутреннего художественного рынка. В этих условиях осуществлялось постоянное совершенствование механизма функционирования организаций культуры, в результате чего эти организации наконец-то обрели хозяйственную самостоятельность. Л ведь ещё совсем недавно этот вопрос являлся одним из фундаментальных, и в многочисленных попытках его решить было сломано не мало копий. Вместе с тем, достаточно ясно обозначились новые аспекты функционирования искусства и культуры, связанные с их местом в системе рыночных отношений, с необходимостью учёта присущих им особенностей в контексте общих проблем взаимодействия рынка и государства.

Так, сегодня в связи с глубокой дифференциацией общественного производства и продолжающимся углублением профессиональной специализации, очевидно, что современное в экономическом отношении государство в принципе может эффективно функционировать только при наличии как технически грамотного, так и продвинутого в культурном отношении населения. В этой связи, безусловно, нуждается в уточнении роль искусства в жизни современного общества.

Кроме того, формирующийся театральный рынок, предъявляя свои требования к театральному процессу, обусловил появление новых элементов своей инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести антрепризы, продюсер-ские центры, агентства но трудоустройству работников театральных профессий, театральные ярмарки. Это, несомненно, требует соответствующего осмысления. При этом, очевидно, что в условиях театрального рынка и каждому театральному коллективу необходимо понять, на какого зрителя он работает, и тем самым найти на рынке своё место.

В настоящее время деятельность государственных театров определяется единственной их организационно-правовой формой - государственное учреждение культуры. Увеличение разнообразия организационно-правовых форм, несомненно, должно способствовать повышению организационной и финансовой самостоятельности театров. С этой целью в 2002 году Мин культуры России в порядке эксперимента планировало в ряде театров федерального ведения ввести институт соучредительства с образованием организационно-правовой формы «Государственная некоммерческая компания» (ГНК). При этом статус ГНК предусматривал, во-первых, инвестиционную и контрактную формы её финансирования, во-вторых, заключение срочных трудовых договоров между государственной некоммерческой компанией и её творческими работниками. Ключевыми вопросами эксперимента в части инвестиционной и контрактной форм финансирования являлись разработка и практическая проверка типовых методик определения соответствующих нормативов, а введение срочного трудового договора предполагало выявление на практике всех возможных сложностей использования такого контракта с увязкой их с прогрессивной системой оплаты труда и действующим российским трудовым законодательством. Однако по ряду причин проведение указанного эксперимента не состоялось. Вместе с тем, вопрос введения новых организационно-правовых форм государственных театров остаётся актуальным.

В первое десятилетие существования суверенного Российского государства были заложены основы законодательного регулирования культурной деятельности в условиях переходного периода. Вместе с тем, очевидно, что по объективным причинам принятые в эти годы законы и правовые акты далеко не полностью обеспечивают правовые гарантии сохранения и развития культуры в нынешних условиях. Соответствующим образом восполнить правовую базу культурной деятельности с учётом нынешнего её состояния и перспектив развития - весьма важная и своевременная задача.

Таким образом, изменившаяся ситуация заставляет пересматривать традиционные взгляды на театральную деятельность и оценивать её роль и нынешнее состояние комплексно с учётом экономической и правовой точек зрения, что обуславливает актуальность темы данного исследования.

Степень разработанности темы. В последние годы всё более очевидной становится необходимость рассмотрения художественной культуры как особой системы социальной деятельности, связанной не только с художественным творчеством как таковым, но и с организацией деятельности творческих коллективов, с производством, сохранением и распространением художественных ценностей. Комплексное изучение различных аспектов художественного творчества сформировалось в целостное научное направление и вошло в научный обиход как многоаспектное исследование художественного творчества с системных позиций и на основе междисциплинарных связей. При этом направлениям комплексного подхода к исследованиям в области творчества присуще те же этапы развития, что и для других отраслей научного знания.

В конце 60-х годов идея комплексного подхода к изучению театрального искусства было поддержана исследователями и практиками театра, появились первые публикации по организационно-экономической проблематике театрального дела, начатие!» обсуждения основных принципов и возможностей нового направления, инициатором которых выступал А.Юфит. Нго неизменно интересовали теоретические аспекты художественного процесса. Он был глубоко убеждён в том, что между творческими и организационно-экономическими проблемами театрального искусства существует неразрывная связь. Заявленная сентябрьским (1965г.) Пленумом ЦК КПСС программа перестройки экономической жизни страны стала образцовой моделью для соответствующих мероприятий и в сфере театрального дела. 'Гак, но аналогии с утвержденным положением о производственном предприятии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1968 года было принято Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии, которое зафиксировало нрава театров в различных сферах деятельности. Одновременно выпускается «Методическое пособие по планированию производственно-финансовой деятельности театров». Откликаясь па осознанное театральной общественностью ощущение неблагополучия в организационно-экономическом положении современного театра, Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии совместно с Ленинградским отделением ВТО и Министерством культуры РСФСР разработали и опубликовали для обсуждения проект «Предложений о переводе в виде опыта группы театрально-зрелищных предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования». Цель этого документа - расширить пределы самостоятельности театров в сфере организации творческого процесса и формировании труппы, а также в производственно-финансовой области. Однако достаточно глубоко продуманные многие положения указанного документа реализовать удалось намного позже -лишь в процессе комплексного театрального эксперимента 1987 - 1988 гг.

В 70-е годы развернулась публикация работ но организационно-экономической проблематике театрального дела, появились специальные издания - сборники «Экономика и организация театра». Отечественные исследователи, занимающиеся организационными проблемами театра, получают возможность знакомиться с работами своих зарубежных коллег, основные положения которых публикуются на страницах указанных сборников. Начиная со второй половины 70-х годов, увидели свет отдельные издания, в которых намечалась специализация научных направлений в комплексном изучении театра. Так, в этот период опубликовано, например, комплексное исследование И.Безгина, в котором сделан акцент на организационной стороне театрального дела.

В 80-е годы как результат обобщения материалов исследований, а также на основе вузовского опыта подготовки административных кадров для театра и научных работ но организационной проблематике подготовлен ряд монографий и учебных пособий, а также методических разработок, имеющих практическую ценность. Так, вопросы формирований труппы драматического театра рассмотрены, например, Б.Сорочкиным. Методы планирования и организации творческо-ироизводственного процесса в театре исследованы Л.Сундстремом. Методический подход к планированию проката репертуара драматического театра предложен

Н.Левшиной. Эволюция организационных структур русских драматических театров исследована Ю.Орловым. Комплексное исследование социально-экономических проблем театра проведено Г.Дадамяном. Проведённый в 1987 -1988 гг. комплексный театральный эксперимент в сфере управления показал, что «типовое» самоуправление на основе выборного художественного совета как демократического органа вообще не может быть эффективным, и поэтому каждый театр, каждый творческий коллектив должен самостоятельно выбирать целесообразную форму своего внутритеатрального управления.

В 90-е годы выходят фундаментальные монографии И.Безгина и В. Жидкова. В первой из них обобщается опыт исследований содержания и форм организации коллективной творческой деятельности. Во второй рассматриваются вопросы управления театрами (от внутритеатральных аспектов до регулирования театральной жизни в масштабах всей страны) и намечаются направления совершенствования системы управления, необходимость которого в современных условиях обусловлена переходом к рынку культурных услуг.

Действующее сегодня Положение о театре в Российской Федерации, определяющее правовые, экономические и социальные условия создания и функционирования театров, не обеспечивает в полной мере решения указанных проблем. Поэтому задача совершенствования теоретических и методических основ системы управления театральным процессом, приведения его в соответствие с требованиями сегодняшнего дня является актуальной. При решении такой задачи в условиях, когда самостоятельной науки об управлении театром не существует, необходимо опираться на результаты указанных выше исследований, преломляя их к современным требованиям, а также применять зарубежный опыт на основе использования положений теорий менеджмента и маркетинга.

Уровень развития экономики культуры - достаточно молодой научной дисциплины - определялся и определяется работами таких специалистов, как Г.Г.Дадамян, В.С.Жидков, Е.Л.Игнатьева, Е.Л.Левшина, Ю.М.Орлов, А.Я.Рубинштейн, К.Б.Соколов, Б.Ю.Сорочкин, Л.Г.Сундстрем, Б.В.Суник,

Ю.У.Фохт-Бабушкин. В большей своей части исследования последних десятилетий этих авторов были посвящены сугубо прикладным проблемам, и в целом на них лежал отпечаток своего времени, так как в определённом смысле экономика культуры, как и другие отраслевые науки, была привязана к господствующим концепциям планового хозяйства, базируясь на фундаменте нерыночной экономики. Вместе с тем, многие из работ этих авторов не утратили своей актуальности и по сей день.

Не имея разработанного теоретического фундамента, экономика культуры столкнулась с необходимостью создания системы исходных теоретических постулатов, адекватных экономической ситуации в стране, что успешно и было осуществлено. Так, в Государственном институте искусствознания на протяжении ряда лег проводились теоретические исследования, направленные на изучение хозяйственного механизма как в «дорыночной» экономике, так и в условиях рыночных отношений. При этом работы, связанные с рынком, традиционно iiltii параллельно с созданием целостной теории экономики искусства. В результате была разработана общая теория социальной экономики. Это стало свершившимся фактом в 1997 году при обсуждении на Учёном совете Государственного института искусствознания доклада «Экономика культуры: приложения общей теории социальной экономики», разработанного коллективом института. Одновременно в это же время коллектив института регулярно публикует аналитические обзоры социально-экономической ситу ации, а также проводит регулярные социологические исследования театрального рынка России. Итогом всех этих исследований явилась «Художественная жизнь современного общества», опубликованная в 1996-2001 годах в 4-х томах (5 книгах) под редакцией Л.Я.Рубинштейна, В.С.Жидкова, К.Б.Соколова и Ю.У.Фохт-Бабушкина.

Однако функционирование искусства это, прежде всего, взаимодействие трёх основных звеньев: создание искусства, его распространение и его освоение. Кроме того, подобное взаимодействие всегда сильно зависит от того социального контекста, в котором существует. Другими словами, взаимодействие внутри подсистемы функционирующего искусства вступает во взаимодействие с большой системой, каковой является общество. Далее, все эги процессы достаточно многоаспектны. Так, если говорить о распространении искусства, то нельзя уйти от экономических механизмов, если обращаться к фазе создания художественных произведений, то здесь неизбежны искусствоведческие и психологические подходы, а при изучении стадии освоения искусства следует использовать педагогические, социологические и психологические методы исследования. Словом, в изучении функционирования искусства участвует много наук. Поэтому, обозревая проводившиеся исследования, следует учитывать культу рологические, психологические, экономические и другие работы, в том числе и работы, использующие социологические подходы. В этой связи здесь, прежде всего, следует выделить работы таких специалистов как А.Н.Алексеев, А.Л.Вахеметса, Ю.Я.Барабан], И.Д.Безгин, Г.Г.Дадамян, В.Н.Дмитриевский, П.В.Дуков, В.С.Жидков, А.Я.Зись, i\1.С.Каган, Л.П. Коган, А.Я.Рубинштейн, К.Б.Соколов, Б.Ю.Сорочкин, Ю.У.Фохт-Бабушкин.

Целыо данного исследования является рассмотрение организационных проблем современного театрального процесса и определение путей их решения. Задачами исследования являются: уточнение роли искусства в жизни общества; рассмотрение содержания театрального процесса и порядка его регулирования; анализ роли и особенностей формирования и функционирования элементов инфраструктуры театрального рынка; определение мер, которые должны быть приняты театром для его функционирования в условиях рынка культурных услуг, а также соответствующей внутри-театральной системы управления; рассмотрение содержания и механизмов реализации государственной культурной политики в театральной сфере; выявление системы финансирования театров, отвечающей современным требованиям; оценка состояние правовой базы, обеспечивающей регулирование театральной деятельности, и определение путей её совершенствования.

Объектом исследовании является система взаимодействия работников театра и зрительской аудитории («театр-зритель»).

Предметом исследовании являются организационные проблемы, влияющие на качество функционирования системы «театр-зритель».

Методы исследования обусловлены спецификой решения поставленных в диссертационной работе задач. В качестве основных использовались, прежде всего, традиционные искусствоведческие методы. Кроме того, в работе широко использовались системно-аналитический и социально-экономический методы исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней: определено содержание комплекса маркетинга непосредственно для театра; предложена внутритеатр&тьная система управления, позволяющая реализовать соответствующую маркетинговую программу; предложена многоуровневая многоканальная система финансирования театров с различными организационно-правовыми формами, использующая различные формы финансирования, в том числе инвестиционную и контрактную; предложены изменения, поправки и уточнения, которые следует учесть в общем законодательстве Российской Федерации, в законах о конкретных сферах культурной деятельности, а также при корреспондировании норм общего и специального законодательства, в интересах укреплению и дальнейшего совершенствования правовой базы театральной, деятельности.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её положения и теоретические выводы могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических основ совершенствования театрального дела в России, а также в курсах лекций по теории и истории искусства при подготовке и повышении квалификации специалистов в области менеджмента сценических искусств.

Апробации работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры профессионального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные материалы по теме диссертации опубликованы в 6 статьях в сборниках научных трудов Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Отдельные положения диссертации апробированы в практической деятельности Отдела театрального искусства Мин-культуры России.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Мошенский, Александр Александрович

122 Заключение

1. Человек ищет в искусстве, прежде всего, ответ на вопросы, которые поставила жизнь, и от решения которых он приобретает социальный опыт, постигает мудрость жизни. Но жизненный опыт каждого из нас неизбежно ограничен и, к сожалению, чреват ошибками. В этой ситуации человечеству необходимо было найти способ обогащения и коррекции жизненного опыта отдельного человека. Искусство и стало средством сохранения и передачи опыта человечества, рационального и эмоционального. Искусство необходимо обществу в значительной степени потому, что оно, с одной стороны, отражает картины мира разных субкультур, а с другой - своеобразным способом формирует и меняет их. С помощью искусства человек может «примерить» к себе разные ситуации, образы и эмоции и тем самым сделать свою картину мира более богатой и насыщенной. Обращаясь к литературе, музыке, изобразительному или пластическому искусству, люди как бы выходят за пределы своей обыденной жизни и получают возможность достраивать и совершенствовать свою собственную картину мира, дополняя и усложняя её, человек можег гораздо эффективнее действовать в жизни.

Театр как искусство синтетическое, объединяющее средства воздействия на человека живописи и музыки, литературы и пластических искусств, является одним из самых эффективных средств формирования личности. Театральные постановки обретают своё подлинное бытие лишь в качестве спектаклей, показанных перед зрительской аудиторией, и существуют только «здесь и сейчас». Именно многократное воспроизведение творческого акта перед конкретными и всегда различными аудиториями, в процессе которого устанавливаются каждый раз особые -прямые и обратные связи между сценой и зрительским залом, как раз и обусловливают неповторимость, уникальность театрального спектакля и обеспечивают театру особое место среди других видов искусства.

2. В настоящее время с использованием достаточно конструктивного подхода, учитывающего отношение театра к художественной традиции, а также характера аудитории, на которую ориентируется театр, выделены четыре его основные социально-культурные функции - сохранения традиционных художественных ценностей; обновления традиционных художественных ценностей; распространения традиционных художественных ценностей и их адаптации к современной зрительской аудитории; распространения нетрадиционных (обновленных) художественных ценностей. Приведённая классификация допускает существование помимо идеальных, чистых типов и смешанных типов театров, которых в действительности, естественно, большинство. Однако по фиксируемому доминантному признаку конкретный театр достаточно уверенно может быть отнесён к какому-либо определённому типу. Результаты анализа сложившейся ситуации в театральной сфере позволяют утверждать, что сегодня театр находится в начале пути, ведущего к рынку культурных услуг, на котором каждому коллективу необходимо будет найти собственное место, то есть попять, на какого зрителя он работает - другими словами, в нынешней ситуации каждому театральному коллективу следует уточнить свою социально-культурную функцию и добиваться её четкой реализации на практике.

3. С позиций системного подхода театральный процесс определяется как складывающаяся на основе отражения действительности система взаимодействия работников театра и зрительской аудитории, включающая процессы создания, распространения, восприятия и оценки спектаклей. Нормальное развитие театрального процесса нуждается в финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсах. Зависимость театрального процесса от ресурсов делает его объектом управления. Для того, чтобы целенаправленно и систематически воздействовать на театральный процесс как на объект управления, необходимо создавать специализированные органы, решающие такие задачи и объединяемые в определённую систему управления. При этом система управления не должна вмешиваться в творческий процесс, а только обеспечивать его необходимыми ресурсами. В России, являющейся федеративным государством, такая система имеет три иерархических уровня - федеральный и являющиеся нижними но отношению к нему региональный и муниципальный уровни. На федеральном уровне органом исполнительной власти, регулирующим вопросы художественной жизни, является Министерство культуры Российской Федерации, а на уровне субъектов Российской Федерации решение этих вопросов находится в компетенции органов исполнительной власти в сфере культуры. Указанные органы, реализуя свои функции, используют, в частности при управлении театральным процессом правовой, научно-идеологический, социально-психологический и экономический способы.

4. Процесс демократизации общества и смена экономической модели в России связаны с целым рядом изменений в художественной жизни страны, одним из которых является формирование рынка культурных услуг. Формирующийся с учётом условий, характеризующих специфику рынка услуг организаций исполнительских искусств, театральный рынок, выдвигая свои требования к театральному процессу, вызывает к жизни новые элементы своей инфраструктуры. В ряду таких новых структурных элементов следует, прежде всего, выделить следующие: антрепризы, продюсерские центры, агентства по трудоустройству работников театральных профессий, театральные ярмарки. Необходимым элементом инфраструктуры театрального рынка является информационное обеспечение. Результаты анализа динамики уровня обеспечения театров всех ведомств персональными компьютерами за последние пять лет показывают, что наблюдается устойчивая тенденция ежегодного увеличения в 1,5-2 раза числа театров, имеющих электронную почту и доступ в Интернет. Это позволяет сделать вывод, что, если такая динамика сохранится, то к 2005 году вполне реально решение задачи выхода всех театров странi)i на качественно новый уровень информационного обеспечения и их внедрения в мировое информационное театральное пространство. Создание театральных антреприз, продюсерских центров, ярмарок, бирж убедительно свидетельствует о быстро складывающейся инфраструктуре современного театрального рынка, способной обеспечить самоорганизацию театральной жизни.

5. В настоящее время существуют два подхода к определению маркетинга: маркетинг как коммерческая деятельность и маркетинг как концепция управления. Понимание маркетинга как концепции управления предполагает, с одной стороны, тщательное, всестороннее и систематическое изучение потреоностеи в театральных услугах, с другой стороны, их целенаправленное и активное формирование. Комплекс маркетинга разрабатывается по классической схеме: продукт - цена -стимулирование сбыта - место сбыта. В работе определено содержание вех составляющих комплекса маркетинга для театра и отмечено, что театр должен составлять план его реализации с учётом этапов и сроков выполнения отдельных мероприятий, а также затрат на их проведение. В условиях рынка культурных услуг в театре для успешной реализацию собственной маркетинговой программы следует создавать специальную структуру, которая должна осуществлять систематический контроль за ходом выполнения плана маркетинга, оценивать текущие изменения и при необходимости вносить в план соответствующие коррективы. Реализация маркетинговой программы театра должна осуществляться наряду с основной (сформулированной в уставе) и предпринимательской деятельностью. Результаты анализа динамики структу ры общих доходов театров, включая доходы от спонсоров, за период 1999-2002гг. показывают, что, несмотря на постоянное увеличение суммарных доходов театров, их структура остаётся практически без изменений. 'Гак, порядка 60-65% доходов составляют поступления от учредителей, на долю доходов от основных видов деятельности приходится 30-34%, а суммарные доходы от предпринимательской деятельности и от спонсоров стабильно не превышают 5-6%. Для активизации предпринимательской деятельности очень важны действия руководства но разъяснению персоналу выгод, которые предпринимательская деятельность может принести всему коллективу

6. Внутритеатральное управление может осуществляться на основе одного из трёх возможных принципов: коллегиальности; разделения компетенции между творческим и административным руководством; единоначалия. В нынешних условиях принцип единоначалия представляется наиболее предпочтительным, а наиболее перспективной структурой высшего звена внутритеатральной управленческой иерархии является структура «директор - главный режиссёр». В результате анализа типового состава, структуры подразделений стационарного драматического театра и решаемых ими задач, с учётом особого внимания к тем подразделениям, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на качество функционирования системы «театр-зритель», предложен вариант внутритеатральной системы управления, представляющий собой трехуровневую линейно-функциональную иерархическую структурную схему. Руководители низового звена - руководители подразделений четырёх основных (художественно-творческой, художественно-постановочной, административную, по общим вопросам) частей театра составляют организационный уровень, находящийся непосредственно над сотрудниками и обслуживающим персоналом (не управляющими), и, в основном, отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов. Руководители среднего звена (главный режиссёр, заместители директора) являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения в необходимой форме руководителям низового звена. Руководитель высшего звена - директор-единоначальник, в соответствии с Положением о театре в Российской Федерации несёт полную ответственность за результаты деятельности театра.

7. В настоящее время иод культурной политикой понимается комплекс опе-рационалыплх принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу деятельности государства в области культуры. Сущность государственной культу рной политики состоит в формировании национальной картины мира и учёте её роли в культурной жизни общества и во взаимодействии субкультур в этих процессах. Картиной мира, консолидирующей общество, является общенациональная картина мира - это ядро культуры, которое обеспечивает взаимопонимание представителей различных субкультур, входящих в данную культурную общность. Искусство занимает в государственной культу рной политике одно из центральных мест, так как образы и фрагменты картин мира, которые демонстрирует искусство, усваиваются на уровне обыденного сознания гораздо легче тех, что представляют, например, научная теория или политическая концепция. Важнейшим инструментом реализации государственной культурной политики в современной России являются Федеральные целевые программы, которые ориентированы на достижение целей государства в области культуры. Так, основные направления государственной культурной политики, в частности и в театральной сфере, на ближайшее время сформулированы и представлены представлены в Федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)».

8. В настоящее время режим финансово-хозяйственной деятельности государственных театров определяется единственной их организационно-правовой формой - государственное учреждение культуры. Вместе с тем специфический характер деятельности театров, предполагающий создание нестандартного авторского продукта (услуг), находится в постоянном противоречии с нормами действующих правовых актов. Так, жёстко регулируемая учредителем и соответствующим органом казначейства смета, постатейный контроль расходов, отсутствие возможности манёвра бюджетными средствами - всё это значительно усложняет, а иногда делает невозможным достижение творческого результата (воплощение авюрской идеи). Кроме того, порядок бюджетного финансирования по смете доходов и расходов, во-первых, не создаёт стимулов к сокращению издержек и экономии бюджетных средств и, во-вторых, в действующем виде он в недостаточной степени ориентирован на достижение определённых социально-экономических результатов деятельности, так как в его рамках финансируется сам факт существования учреждения. Одним из путей исправления недостатков существующего порядка бюджетного финансирования государственных театров и повышения их организационной и финансовой самостоятельности является увеличение разнообразия организационно-правовых форм. Для оперативного и рационального использования всей совокупности имеющихся в распоряжении театров финансовых средств но совместной инициативе Минэкономразвития России, Минфина России и Минкультуры России предлагается введение новых организационно-правовых форм учреждений культуры, в частности - специализированной государственной или муниципальной некоммерческой организации. Одновременно предлагается внедрение контрактного, инвестиционного и программно-целевого финансирования театров. Кроме того, возможность получения театрами дополнительных финансовых средств также может быть обеспечена за счёт закрепления нрав продюсера на созданные спектакли и превращение этих нрав в продукт. С учётом изложенного предлагается многоканальная 4-х уровневая система финансирования коммерческих и некоммерческих театров с различной организационно-правовой формой в рыночных условиях. По сравнению с существующей предлагаемая система дополнена в части: расширения перечня финансируемых театров путём включения в него театров с возможной организационно правовой формой «специализированная государственная или муниципальная некоммерческая организация» с соответствующими ей формами бюджетного финансирования: контрактного, инвестиционного, нро-граммно-целевого; разграничения видов деятельности театров (основной и ей сопутствующих и предпринимательской); включения в корпоративный бюджет бюджетов антреприз и продюсеров; расширения каналов финансирования театров на уровне «Денежное голосование» за счёт донорских вкладов спонсоров, даров «богатых» и меценатов, а также покупки имущественных нрав на спектакли антрепренёрами и продюсерами.

9. В настоящее время системное и последовательное заполнение законодательной ниши в области культуры концентрируюется но трём основным направлениям: учёт интересов культу ры в общем законодательстве; формирование законов о конкретных сферах культурной деятельности, имеющих свою специфику; строгое корреспондирование норм общего и специального законодательства. Работа но укреплению правовой базы культурной деятельности и дальнейшему её совершенствованию но всем трём направлениям должна вестись путём внесения необходимых изменений, поправок и (или) уточнений в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты.

10. В рамках первого направления в интересах обеспечения законодательных основ реорганизации государственных и муниципальных учреждений в другие организационно-правовые формы, в частности в специализированные государственные и мунициналЕ>ные некоммерческие организации, прежде всего, потребуется принятие федералышх законов «О специализированных государственггых и муниципальных некоммерческих организациях» и «О порядке реорганизации государственных и муниципальнЕлх учреждений». Принятие указанных потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в Гражданский ее Бюджетный кодексы Российской Федерации и Федеральный зэкоее «О некоммерческих организациях». Кроме тою, Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации нуждаготся в следующих уточнениях. В Гражданском кодексе необходимо дать точное определение дефинициям «учредитель», «учредители» ее «собственник». При этом, очевидно, что соответствующие уточнения необходимо будет вЕгести ее в Федеральееый закон «О некоммерческих организаЕгиях». В Бюджетном кодексе, прежде всего, следует уточнить понятия «бюджетное учреждение» и «бюджетополучатель». В Налоговом кодексе следует упорядочить унотреблеЕЕие отдельиелх терминов, используемЕлх в других отраслях российского законодатель-CTEia, но не прЕЕменяемых Налоговым кодексом. В частности, для определения объекта Е1алогообложения на приб1лль бюджетных организаций (учреждений) требуют правового разъяснения термины «доход», «еерееоыль», «основная», «предпри-НЕЕмателЕ.ская» и «иная» деятельность. Для более чёткого обозначения концептуальной позиещи государства в областЕг налогообложения организаций культуры ЕгелесообразЕЮ было бы ввестЕЕ её, например, в часть первую 11алогового кодекса Россеейской Федерации. Кроме того, именно здесь одновременно с позицией государства по вопросам налогообложения организаций культуры должны быть прописаны ЕЕ лыотьг еео ЕЕаЛОГОООЛОЖеЕЕЕЕЮ ЮрЕЕДИЧеСКИХ ЕЕ фпЗЕГЧССКИХ леец (СЕЮНСОрОВ ее меценатов), добровольЕЮ участвующих в финансировании культурной деятель

НОСТЕЕ.

11. Программа действий ио второму направлению должна планироваться с учётом того, чтобы каждый из разрабатываемых законопроектов предусматривал реальное обеспечение прав граждан Российской Федерации на свободу художественного творчества, на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культур!,I. Для театра характерны как отношения с собственниками (авторами, постановщиками) - владельцами имущественного права на постановку, которое следует рассматривать как разновидность интеллектуальной собственности, так и непосредственное использование труда наёмных работников - исполнителей (артистов). При этом отношения с наёмными работниками (артистами) и с собственниками (авторами, постановщиками) имеют принципиальные отличия. В результате указанных отношений формируются особые рынки: рынок артистического труда и рынок имущественных нрав на созданный художественный продукт. Закрепление прав на созданные спектакли и превращение этих прав в продукт рынка обеспечит театрам возможность получения дополнительных финансовых ресурсов. В настоящее время проблему распределения имущественных прав на конечный художественный продукт - спектакль между его создателями предполагается решать следующим образом. Право на постановку должно принадлежать авторам и постановщикам, каждому в отдельности и соответственно в границах авторского и смежного с ним нрава, а права па определение коммерческих условий использования созданных спектаклей и их продажу должны принадлежать продюсеру в качестве первичного права на художественное произведение в целом. При этом рассмотренные права на конечный художественный продукт и нрава на театральную постановку в живом исполнении целесообразнее было бы попытаться внести как дополнение в Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Программа действий по третьему направлению должна носить оперативный характер и формироваться путём всестороннего обсуждения законопроектов с учётом специфики искусства и театрального дела, а также по возможности на основе мониторинга проектов законодательных актов, подлежащих рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Мошенский, Александр Александрович, 2004 год

1. Актёрская биржа: теория и практика. Культура.2000. 24.08.

2. Барабаш Ю.Я. Комплексное изучение искусства. В кн.: Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М., 1983.

3. Безгин И.Д. Организационные проблемы театра. Киев, 1993.

4. Бляхман JI.C. Предпринимательство в России/Экономика и организация. СПб. 1995.

5. Вахеметса А.Л., 11логников С.11. Человек и искусство (Проблемы конкретно-социологических исследований искусства). М., 1968.

6. Возвращение (Беседа с Э.Радзинским). Московские новости, 1994 №4, 2330 января.

7. Выготский JI.С. Психология искусства. М., 1987.

8. Гачев Г. 11ационагн,ные образы мира. М., 1988.

9. Голомшток И.П. Тоталитарное искусство. М.,1994.

10. Ю.Гражданский Кодекс Российской Федерации. ЧастгЛ.

11. Громов 1£.С. Начата эстетических знаний. Популярный очерк. М.,1971.

12. Губенко Н.Н. И снова бюджет выживания. Или самоубийства? Культура. 2000. 05.10.

13. Гусев Ю.А. Кинонроцесс тг теоретические проблемы социатьно-творческого развития зрителей. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 1983.

14. Дадамян Г.Г. Рублём таланта не создать. Культура. .\1»8. 2000.

15. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. -М., 1982.

16. Дадамян Г.Г. Продюсер в театре: прошлое и настоящее//Театральное дело. 1998.№1

17. Дмитриевский В.Н. Анализ деятельности театров Российской Федерации в1990 году. М.2000.

18. Дмитриевский В.Н. Культурная политика в сфере исполнительского искусства. Театральное искусство. В кн.: Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996.

19. Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства. СПб.,2001.

20. Дуков Е.В. Наше время ждет директора творца. В сб.: ГИ ГИС. Продюсер-ский факультет 1974 - 1994 гг. - М., 1994.

21. Дымникова Л.И. Управление культурой в рыночной экономике. CII6.2000.

22. Егоров В.К. Отношение к чиновничеству в нашей стране всегда было несправедливым. Культура. 2001. 08.02.

23. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995, с. 268.

24. Жидков B.C. Рынок и регулирование культурной жизни. В кн.: Искусство и рынок. М., 1996.

25. Жидков B.C. Формирование и реализация культурной политики. В кн.: Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996.

26. ЗО.Зись Д.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: Критический анализ современных герменевтических концепций. М.,1984.

27. Игнатьева ЕЛ. Нет пророков в своём отечестве? Театральное дело. 2000. № 10.

28. Каган М. Искусство и зритель. Искусство кино, 1970, .№10.

29. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Jl„ 1971.

30. Каган М.С. Системный подход к комплексному изучению искусства. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания. Л., 1980.

31. Каган М.С. Художественная культура как система. В кн.: Вопросы социологии искусства. М., 1980.v 7

32. Килышо Б.Н. Планирование работы театра над новыми постановка-ми//Экономика и организация театра. Вып.2.Л., 1973.

33. Колоснипына М. Маркетинг в сфере культурных услуг. В сб.: Искусство и рынок. М., 1996.

34. Кон И.С. В поисках себя (Личность и её самосознание). М.,1984.

35. Костина H.II. Рынок творческого труда//Искусство и рынок. М.,1996.

36. Коглер Ф. Основы маркетинга. М., 1991.

37. Кроткова О.А., Семенович А.В. Некоторые особенности мозговой организации образов зрительной памяти человека // Психологический журнал. 1994. Т. 15. ЛЬ 1.

38. Левшина Н.А. Формирование зрительской аудитории. Л., 1989.

39. Леонтьев А.А. Телевизионное искусство глазами психолога. В кн.: Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1984.

40. Леонтьев А.П. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.2. М., 1983.

41. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.,1977.

42. Любомудров М.П. Противостояние. Театр, век XX: традиции-авангард. М., 1991

43. Мейлах Б.С. К изучению искусства в связи с общей теории систем. М.,1971.

44. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993.

45. Мошенский А.А. К вопросу об управлении театральным делом в советское время//Театр:Искусство управления. Учебное пособие. М., 2000.

46. Мошенский А.А. Объективное противоречие административного и художествениого рукч)волства в театре//Театр: Искусство управления. Учебное пособие. М., 2000.

47. Мошепский Л.Л. Основные элементы маркетинговой программы театра в условиях рынка культурных услуг//'Геатр:Искусство управления.М.,2000.

48. Мошенский Л.А. Роль искусства в современной жизни общества в свете теории социокультурной стратификации //Театр на пороге III тысячелетия. Учебное пособие. М.,2000.

49. Мошенский А.А. Система управления в драматическом театре//Театр: Искусство управления. Учебное пособие. М., 2000.

50. Мошенский А.А. Социально-культурные функции современного //Театр:Искусство управления. iM.,2000.

51. Основные служебные материалы по отраслям культуры и искусства за 1991 г. Театральное дело. М., 1992.

52. Петров В.М. Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.

53. Полным-нолна коробочка сцены. Культура. 1999. 23.09.

54. Приказ Минкультуры России от 16.03.95 г. №179 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Министерства культуры Российской Федерации».

55. Г1родавать надо то, что покупают.(Беседа с А.А.Воропаевым) Культура, 1997, 17 апреля.

56. Проект Федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации». Театральное дело №4, 1999.

57. Раппопорт С.Х. Or художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства. М., 1978.

58. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986.

59. Российская элита перехала в провинцию (Беседа с Ю.Фохт-Бабушкиным), Культура, 1997, 15 марта.

60. Рубинштейн Л.Я. Особенности рынка культурных услуг. В сб.: Искусство и рынок. М., 1996.

61. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Jl.,1977. С.60.

62. Семашко Л.И. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей. Киев. 1995.

63. Сенаюрова О.В. Как пахнет слон? Театральное дело. 2000. Л1» 2.

64. Сидоров П.Ю. Культура штука консервагивная. Культура. 16.08.2001.

65. Сильвестров С.И. Политика как бизнес//Росспйскнй экономический журнал. 1995. Л«2.

66. Смелянский A.M. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины XX века. М.,1999.

67. Смелянский Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2000.

68. Смелянский Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2000.

69. Смелянский Д.Я. Сочтёмся славою. Ведь мы же свои люди. Культура. 1999.

70. Советский театр. Документы и материалы. 1917 -1967. Русский советский театр. 1917- 1921.-Л., 1968.

71. Соколов К.Б. Зачем нужно изучать культурную стратификацию общества. В сб.: Социологические проблемы художественной жизни. М.,1993.

72. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. M-JI.,1933.

73. Столович JI.H. Оныг построения модели художественной деятельно-сти//Учёнь:е записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1974.

74. Стрельцова П.И. Основные тенденции и перспективы развития театрального искусства на рубеже веков/ЛГеатральная деятельность в 1999 году. М.,2000.

75. Театры Российской Федерации в цифрах за 1997-1998 годы. М.,1999.

76. Театры Российской Федерации в цифрах за 1999 год. М.,2000.

77. Tearpi,1 Российской Федерации в цифрах за 2000 год. М.,2001.

78. Театры Российской Федерации в цифрах за 2001 год. М., 2002.

79. Теагры Российской Федерации в цифрам за 2002 юл. М., 2003.

80. Го1!сю?к»гоь Г.Д. Демократа и компетентность. Коммунист. 1987, Л1Ч5.

81. Трудная ду\:зо культу ре. Культу ра. 2001. 04.И).

82. Тульчинек;!и Г.Л. Public relation/ Репу тация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. СПб. 1994.

83. У этой болезни нет объяснений (Беседа с Д.Я.Смелянеким). Культура. 1996. 24.08.

84. Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

85. Федеральный закон «О рекламе».

86. Федеральной закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

87. Финансоьые средства театров МК РФ в цифрах за 1999г. М., 2000.

88. Финансовые средства театров МК РФ в цифрах за 2000г. М., 2001.

89. Финансоьые средства театров МК РФ в цифрах за 2001г. М., 2002.

90. Финансоьые средства театров МК РФ в цифрах за 2002г. М., 2003. Федеральный закон «О рекламе».

91. ФолкинппеЛн М. Театр и критика: на войне как на войне. Театральное де-:io.2002.Vj2-3.

92. Фохт~Бабушкин Ю.У. Художественная хулыура. Проблемы изучения и управления. М., 1986.

93. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

94. Художественная жизнь современного общества. Т. 1.Субкультуры и этносы в художественной жизни. Отв. Редактор К.Б. Соколов, СПб., 1996.

95. Художественная жизнь современного общества. Т.З. Искусство в контексте социальной экономики. Отв. Редактор Л.Я. Рубинштейн. СПб., 1998.

96. Художественная жизнь современного общества. Т.4. Кн.2. Государственная культурная политика в документах и материалах. СПб., 2001.

97. Чернышевский И.Г. Поли. собр. соч.Т.2. М.,1949.

98. Чигирь ММ. Антрепризе требуется совесть. Культура.2001.04.10. 4.

99. Швыдкой М.Г. Я вновь оказался в министерстве советской культуры. Культура. 2000. 02.11.

100. Шсйман И.М., Якобсон Л.И., Демидова JI.C. и др. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере, М.,1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.