Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Кириллов, Сергей Владимирович

  • Кириллов, Сергей Владимирович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 166
Кириллов, Сергей Владимирович. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2010. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кириллов, Сергей Владимирович

Введение.

Глава первая. Проблемы современного исполнительства на саксофоне

1.1. Истоки отечественной саксофонной школы.

1.2. Состояние теории исполнительства.

1.3. Проблема музыкального мышления в контексте исполнительской деятельности.

Глава вторая. Художественное и техническое начала в решении творческих задач

2.1. Формирование художественного образа как основа интерпретации музыкального произведения.

2.2. Специфические черты моторики.

2.3.3вукоизвлечение и звукообразование как основа мастерства.

Глава третья. Интерпретация музыкального произведения — важнейшая сфера искусства игры на саксофоне

3.1. Суть исполнительского анализа

3.2. Концертные произведения для саксофона, созданные отечественными композиторами во второй половине XX века

3.2.1. М. Готлиб. Концерт для саксофона с духовым оркестром. Л.

3.2.2. Г. Калинкович. Концерт-каприччио для саксофона с духовым оркестром.

3.2.3. Б. Диев. Концерт для саксофона-тенора с оркестром русских народных инструментов.

3.2.4. А. Эшпай. Концерт для саксофона с симфоническим оркестром

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений»

Актуальность темы. С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах вступило в новый период своего развития. Неотъемлемой частью данного процесса является творческая деятельность саксофонистов. В настоящее время она характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующим периодом развития, уровнем исполнительского и педагогического мастерства, сольной и оркестрово-ансамблевой практики.

Есть все основания полагать, что отечественная школа игры на саксофоне, как яркое творческое направление, за сорок последних лет поднялась на такую высоту, которая позволила исполнителям получить признание и в нашей стране, и в том зарубежье, где уже давно существует традиция саксофонного исполнительства. В недрах указанной школы выросла плеяда талантливых исполнителей академического и джазового направления (С. Колесов, Н. Зимин, М. Морозов, И. Бутман и др.). Эти музыканты способствовали повышению интереса к произведениям для саксофона и популяризации самого инструмента. Одаренные и талантливые личности придали необходимый импульс творческим поискам отечественных композиторов.

Накопленный творческий опыт в области исполнительства на саксофоне, концертный и учебный репертуар, весьма разнообразные научные и эмпирические знания — свидетельство серьезных достижений, которые, естественно, не могут не иметь своего дальнейшего продолжения и развития. Однако пока что в данной сфере деятельности все же обнаруживается множество «белых пятен». В частности, в ряде методических работ (А. Ривчун «Школа игры на саксофоне», Е. Андреев «Пособие по начальному обучению игре на саксофоне», Л. Михайлов «Школа игры на саксофоне», Б. Прорвич «Основы техники игры на саксофоне», И. Иванов «Школа академической игры на саксофоне),

-.посвященных искусству игры на саксофоне, наибольший акцент сделан-.на выяснение особенностей технологии игры. В то же время, менее всего в них уделено внимания таким активным факторам исполнительской деятельности саксофониста, как эмоциональная сфера, музыкальный интеллект, художественное восприятие. А уж вопросы художественной интерпретации, затрагивающей оригинальные сочинения для саксофона, не обсуждается вовсе. Целый ряд других локальных проблем, отражающих специфику исполнительства на саксофоне, сегодня тоже нуждается в теоретическом (фундаментальном и прикладном) осмыслении.

В соответствии с данным постулатом, путь к пониманию той или иной стороны, характеризующей исполнительский процесс современного саксофониста, должен пролегать через дальнейшее научное постижение означенных проблем, через анализ предшествующего исполнительского и педагогического опыта, через оценку преемственности в связях и традициях.

Есть все основания утверждать, что сегодня в музыкально -культурном пространстве отечественного социума еще имеются противоречия между материальными и музыкально-эстетическими потребностями (спросом на научные знания, идеи, теории и т.д.) и средствами их удовлетворения, внедрения в практику.

По всей видимости, реализации запросов духовного свойства в части, касающейся исполнительства, будет способствовать целостное теоретическое обоснование концептуальных разделов теории и практики игры на саксофоне. Наряду с этим, научный поиск должен опираться как на детальный анализ проблемных вопросов, так и на систематизацию разрозненных знаний, накопленных в области современной инструментальной практики музыкантов-духовиков.

Острота существующих проблем в области теории исполнительства на саксофоне заключается еще и в том, что данная сфера музыкального творчества, концентрируется больше всего вокруг джазовых и танцевально-эстрадных жанров, особенно в среде молодых музыкантов. Академический стиль игры не культивируется в широком плане, в силу ряда объективных и субъективных причин. Отсюда проистекает необходимость в интенсификации исследований данной сферы музыкального инструментализма.

Откликом на требования времени, на сегодняшние запросы теории исполнительства, концертной и педагогической практики музыкантов-духовиков, в том числе и саксофонистов, стало настоящее исследование.

Объектом исследования является современное исполнительство на саксофоне.

Предмет исследования составляет эмоционально-эстетическая, художественно-творческая деятельность и техническая сфера современного саксофониста в условиях сольного исполнительства и в рамках преемственности музыкально-художественных традиций.

Цель данной работы — создание целостного представления об исполнительской и художественной технике саксофониста и разработка концепции исполнительской культуры.

В соответствии с обозначенной целью определены задачи исследования, сообразно с которыми необходимо сделать следующее: проанализировать теорию исполнительства на саксофоне в контексте общего развития, характеризирующего состояние отечественной научно-методической мысли в данной области; выявить сущностные стороны, характеризирующие художественную интерпретацию оригинальных сочинений для саксофона, принципы и особенности ее проявления в условиях музыкально-исполнительского процесса; осветить процесс, в котором происходит формирование эмоциональной культуры музыканта, и определить ее роль в профессиональной деятельности саксофониста;

- постигнуть музыкально-художественное мышление, как феномен, с позиций современных научных представлений и в контексте исполнительской практики музыкантов-духовиков;

- охарактеризовать отечественное исполнительство на саксофоне в общем контексте искусства игры на духовых инструментах;

- выявить сущность тех факторов, которые способствуют формированию и развитию исполнительского мастерства музыканта-духовика в условиях современного музыкально-художественного творчества;

- рассмотреть специфику моторной и интонационно-выразительной организации при игре, дать характеристику исполнительским средствам и средствам выразительности саксофониста, особенностям их функционирования;

- осветить совершенствование индивидуальной исполнительской техники, динамику ее формирования, взаимосвязь с технической основой и, в целом, с художественным творчеством музыканта;

- проанализировать перспективы и условия, необходимые для развития исполнительской культуры саксофониста, сквозь призму профессиональной деятельности музыканта-духовика;

- провести исполнительский анализ оригинальных концертных произведений для саксофона с оркестром, созданных в разное время композиторами Б. Диевым, М. Готлибом, Г. Калинковичем, А. Эшпаем.

Указанные задачи решаются в диссертации посредством соотнесения уже известных знаний с неизвестными. В соответствии с логикой научного исследования, теоретическое осмысление задач направлено, как на целостное познание проблем, характерных для современного искусства игры на саксофоне, так и на конкретизацию сведений, связанных с педагогической деятельностью отечественных саксофонистов.

Говоря о значении исполнительских и художественно-выразительных средств в искусстве игры на саксофоне, нужно отметить и

•--^следующее обстоятельство: развитие„академического исполнительства„наг., данном инструменте в России (Советском Союзе) отставало от европейского, по меньшей мере, на четыре десятилетия, и поэтому становление отечественной школы имеет свои особенности.

При анализе концертов1 для саксофона, созданных во второй половине XX века, сделан выбор в сторону отечественных авторов", т.к. рассматриваемые произведения сыграли значительную роль в становлении отечественной школы.

Методологическая база исследования и ее основные источники. Для достижения поставленной цели и решения вышеуказанных задач использованы следующие теоретические и эмпирические методы познания: историко-логический, структурно-системный, музыкально-эстетический, музыкально-критический, наблюдение, обобщение, сравнение и аналогия.

При выборе путей исследования соблюдалось два основных принципа: комплексный характер методов, посредством которых дополняются и подтверждаются результаты; адекватность методов изучаемому предмету и прогнозируемому конечному результату. В целом, в основу работы заложена концепция комплексного искусствоведческого исследования, дающая ключ к правильному пониманию, объяснению и экстраполяции поступательного движения, характеризующего дальнейший прогресс в области теории и практики игры на саксофоне.

В процессе работы над диссертацией использовались научные и методические разработки российских музыкантов-духовиков, авторами которых являются - Е.Т. Андреев [3, 4, 5], В.В. Березин [24-26], Л.П.

1 Конечно, нельзя не принимать во внимание концерт А. Глазунова для саксофона со струнным оркестром (1924). Это всемирно известное произведение написано под влиянием выступления квартета саксофонов М. Мюля в Париже. Однако создание концерта не стало импульсом для развития отечественного исполнительства на данном инструменте.

2 Несомненно, возникает необходимость в сравнении исполнительского опыта и оригинального репертуара для саксофона в Западной Европе, Америке, Азии, России, но подобное не представляется возможным в рамках данного исследованием.

Богданов [33, 34],.А.Ф.'Вдов.[44], Н.В. Волков [49-53], Ю.РЫфиценко [74, 75], Б.А. Диков [81-86], Т.А. Докшицер [87, 88], В.Д. Иванов [97-112], К.А. Квашнин [120-122], С.Я. Левин [130-131], В.А. Леонов [132, 135], Р.А. Маслов [142-144], A.M. Паутов [166], Н.И. Платонов [174], И.Ф. Пушечников [181], М.А. Степанова [209], В.В Сумеркин [210], Р.П. Терехин [213], Ю.А. Усов [216-222], А.А. Федотов [224-227] и т.д.

Кроме того, были изучены работы в области теоретического музыкознания, созданные М.Г. Арановским [14, 15], Б.В. Асафьевым [17, 18], М.М. Берлянчиком [27-29], Л.Л. Бочкаревым [38-40], А.Л. Готсдинер [64-67], Л.А. Мазелем [138-140], В.В. Медушевским [145-147], Е.В. Назайкинским [155-158], В.И. Петрушиным [171-173], В.Г. Ражниковым [184-188], С.С. Скребковым [200], Н.Н. Токиной [214], Т.В. Чередниченко [245, 246], Ю.А. Цагарелли [238], И.И. Цуккерманом [244], Г.М. Цыпиным [239-243], В.Н. Холоповой [235, 236], О.Ф. Шульпяковым [253-257], Б.Л. Яворским [259] и др. Применительно к исследованию проблемы мышления, были изучены труды С. Л. Рубинштейна [192], А.Н. Соколова [202, 203], касающиеся психологической сферы человека.

В диссертации нашел отражение также личный творческий опыт автора. Учтены и результаты анализа практической деятельности, присущей ведущим российским исполнителям и педагогам-духовикам.

Степень разработанности темы. Ведущим исследователем современных проблем, затрагивающих историю, теорию и практику игры на саксофоне, является доктор искусствоведения, профессор В.Д. Иванов. Вышеуказанным вопросам посвящена его кандидатская диссертация «Основные проблемы теории и практики игры на саксофоне в военном оркестре» (1988, а также и докторская диссертация «Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства» (1997). Наряду с данными трудами, В.Д. Иванов опубликовал ряд научных, методических и учебно-педагогических сочинений, которые не только привлекли внимание профессиональных музыкантов,-.; но и нашли широкое применение в творческой и педагогической практике саксофонистов и музыкантов-духовиков других специальностей. В числе трудов Иванова наиболее значительными являются: «Об использовании рациональной аппликатуры при игре на саксофоне» (1983), «Концерт для саксофона с духовым оркестром Д. Браславского» (1983), «Современные отечественные и зарубежные школы для саксофона» (1985), «Саксофон» (1990), «Основы индивидуальной техники саксофониста» (1993), «Становление и эволюция джазового саксофонного исполнительства» (1996), «Школа академической игры на саксофоне» (Ч. 1 - 2003; Ч. 2 - 2004; Ч. 3 - 2005), «Трактовка современных исполнительских приемов в музыке для деревянных духовых инструментов» (2002), «Словарь музыканта-духовика» (2007).

Попытку расширить теоретический багаж саксофонистов сделала Народная артистка России, профессор М.К. Шапошникова, которая опубликовала следующие работы - «К проблеме становления отечественной школы игры на саксофоне» (1985), «Постановка амбушюра саксофониста» (1990). Получили известность сочинения других музыкантов. В частности, значительным вкладом в педагогику являются труды А. Осейчука - «Работа над произведением джазовой классики в специальном классе саксофона» (1987), «Начальное обучение игре на саксофоне» (1986), «Школа джазовой игры на саксофоне» (1991); статьи В. Мясоедова - «Современные приемы игры на саксофоне» (1994), А. Майорова - «Современные выразительные средства в практике игры на саксофоне (2004), Г. Хамова - «Вопросы начального обучения игре на саксофоне» (1999).

Несмотря на то, что за последние тридцать лет, сделан довольно серьезный шаг на пути к пониманию специфики игры на саксофоне, сегодня остаются за «скобками» многие вопросы педагогики и исполнительства на данном инструменте, в том числе, и серьезное обсуждение проблем интерпретации музыкальных произведений, которые составляют саксофонный репертуар—Это весьма важно для дальнейшего; . развития исполнительской культуры, для передачи специализированной информации, опыта от старшего поколения к новой генерации саксофонистов XXI века.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном музыкознании, рассмотрена музыкальная исполнительская деятельность саксофониста как целостная система, состоящая из ряда совокупных элементов объективного и субъективного порядка. Вскрывая общую структуру этого процесса, в неразрывном единстве анализируется внешняя (двигательно-игровая) и внутренняя (эмоционально-психологическая) стороны. Стержнем диалектики, присущей исполнительской деятельности является игровое действие, соотнесенное с осознанной целью и предслышаньем звукового результата.

На этой основе впервые подробно рассматриваются функции технических компонентов, участвующих в творческом процессе саксофониста, а также тонкости технологии звукоизвлечения при игре на саксофоне.

Впервые проводится критический обзор отечественного репертуара саксофона, а также исполнительский анализ наиболее ярких концертных сочинений для саксофона с оркестром, созданных во второй половине прошлого столетия.

В целом, содержательная сторона исследования отражает как теоретическую новизну, так и практическую, связанные с анализом и конкретизацией фактов, с информационным дополнением рассматриваемой в совокупности сути явлений и процессов.

Источники и предисточники: нотные издания и рукописи (оркестровая литература и произведения для саксофона в сопровождении фортепиано); научные и методические работы, посвященные вопросам истории, теории и практики исполнительства, инструментоведению, инструментовке; междисциплинарные исследования; звукозаписи; литературные- источники; . личные наблюдения- и записи .бесед с композиторами, сочинявшими музыку для саксофона, дирижерами, педагогами профильных классов в музыкальных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

- фундаментом мастерства саксофониста служит функциональная система исполнительской техники, объединяющей в себе «технические» субсистемы - дыхание, губной аппарат, язык, руки;

- культура звукоизвлечения и управления звучанием является, наряду с музыкальным мышлением, базовым компонентом соответствующей системы, деятельность которой нацелена на качественное, выразительно-смысловое прочтение музыки. фундаментом мастерства саксофониста является сумма его исполнительской техники, свободы игры, культуры звукоизвлечения, которые нацелены на качественное, выразительно-смысловое прочтение музыки. оригинальные произведения отечественных композиторов для саксофона, написанные во второй половине XX века, стали серьезным импульсом для развития отечественной школы исполнительства на данном инструменте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе материалов диссертации автор предлагает целостную концепцию формирования знаний, навыков и умений, необходимых высококвалифицированному специалисту, в совершенстве владеющему искусством игры на саксофоне, ясно осознающему свою роль в сольном исполнительстве на технологическом и художественном уровнях. Материалы данной работы могут быть использованы в исполнительской и педагогической деятельности саксофонистов. Диссертация может быть востребована при чтении курсов лекций по истории отечественного исполнительства на духовых инструментах, методике обучения игре на духовых инструментах в высших и средних музыкальных образовательных заведениях. • Полученные в ходе исследования - данные открывают перспективы для проведения новых научно-исследовательских поисков музыкантами-духовиками различных специальностей, для дальнейшего систематизированного изучения проблем современной музыкально-исполнительской и педагогической действительности.

Диссертация имеет и практическую значимость, связанную с публикациями ее основных результатов в виде научных статей, учебных пособий и программ, депонированных рукописей.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры инструментов военного оркестра Института военных дирижеров (Военного университета). По теме исследования опубликованы три статьи в научных сборниках и депонирована одна рукопись. Отдельные выводы работы были изложены на III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Этническая культура народов Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы» (Йошкар-Ола, 2009 г.). Материалы работы используются при чтении лекций на офицерских курсах повышения квалификации военных дирижеров.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 260 наименований на русском языке и 23 наименования на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.