Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Герасимова, Светлана Анатольевна

  • Герасимова, Светлана Анатольевна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 156
Герасимова, Светлана Анатольевна. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2000. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Герасимова, Светлана Анатольевна

Введение .стр

Глава

Телевидение в системе массовой коммуникации .стр

1.1 .История и методология массовой коммуникации.стр

1.2. Массовая коммуникация как социокультурное явление.стр

1.3. Ценностные ориентации в структуре коммуникативного процесса стр

1.4 . Современное телевидение: основные функции.

Темы телевидения 80 - 90-х годов.стр

Глава

Роль телевидения как средства формирования культурных ценностей личности.стр

2.1 Понятие «культурные ценности» в философии и культурологии .стр

2.2 Основные формы и жанры телевидения.стр

2.3. Приемы и методы воздействия телепродукции на личность.стр

2.4. Сравнительный анализ особенностей и методов влияния телевидения США и России на мировоззрение личности.стр

2.5. Культурные ценности в современной российской телевизионной продукции.стр

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности»

Глобальные научно - технические изменения в современном мире увеличили возможность массовой коммуникации влиять на образ жизни и ценностные ориентации человека. Средства массовой коммуникации воспитывают, развлекают, обучают, оказывают достаточно сильное воздействие на стиль поведения и мировоззрение личности.

Телевидение как средство массовой коммуникации, - наиболее действенная форма эффективной трансляции и хранения информации о культурном наследии. Оно создает образцы культурных ценностей, осуществляет межличностное и межсоциальное взаимодействие, реализует задачи социального общения - социализации и самореализации личности. Телевизионная коммуникация обеспечивает интеграцию индивидов и способствует социально-историческому развитию общества.

Современный процесс превращения отечественного телевидения в сферу «свободного предпринимательства» вызвал бурное развитие массовой культуры и обусловил переход телевизионной продукции в категорию товара. Это произошло стихийно, без надлежащего научного обоснования, без опоры на мировой опыт в теории коммуникации, и самое главное,без учета особенностей национальной культуры.

Изменения в культуре общества уже сегодня находят своё отражение в телевизионной продукции. Телевидение тиражирует новые образцы и модели поведения людей, которые в обыденно - практическом сознании человека выступают ориентиром повседневной деятельности, выражают позицию личности в системе культуры. Однако, многообразие современных телевизионных форм и технологий осложняет процесс восприятия зрителем получаемой информации. Актуальность поставленной проблемы обусловлена новыми тенденциями в развитии современного общества, деятельностью социокультурных институтов и СМИ, ведущее место среди которых принадлежит телевидению.

Культура относится к разряду сложных, открытых и диффузных систем. Она имеет «всепроникающий» характер, охватывает все виды деятельности человека, его творчество и повседневную жизнь, цели и намерения, разум и чувства. Исследованию сущности культуры, ее междисциплинарных связей посвящены работы отечественных ученых: С. Н. Иконниковой, А. С. Кармина.

Воздействие культуры на общество, на сознание людей осуществляется как коммуникативно - информационный процесс, специфика которого обусловлена способами производства и передачи информации.

Наибольшее количество источников и теоретических концепций связано с темой истории и методологии массовых коммуникаций. Ряд научных трудов посвящен техническим особенностям функционирования средств массовой коммуникации. К ним относятся работы: Р. Ф. Абдеева, Н. Винера, Ю. И. Воронцова. Другое направление представляют труды отечественных и зарубежных исследователей: В. Ю. Борева и А. В. Коваленко, Л. В. Петрова, Г. Г. Почепцова, Д. Джованнини, П. Кууси, К. Леви-Строса, М. Маклюэна, А. Моля, в которых анализируется процесс исторического развития средств массовой коммуникации, передача информации и ценностей культуры.

Немало исследований посвящено семиотическому анализу массовых коммуникаций: Ю. М. Лотман, Ч. Моррис; Р.Барт.

Воздействия «массовой культуры» на массовое сознание рассматривается в трудах: Г. К. Ашина, Б. Н. Карцевой, Л. В. Петрова, X. Ортега - и - Гассета, Г. Гуарда, Р. Мертона, П. Лазарсфельда,

Большой пласт психологической и социопсихологической литературы связан с изучением мотивов, ценностей в соответствии с которыми люди выбирают, интерпретируют содержание телевизионной продукции. Применение информационно - психологических методов воздействия на психику человека рассматривается в изданиях: Э. Аронсона, А. Маслоу, В. Одайника, 3. Фрейда , К. Юнга.

Структура коммуникативного процесса исследуется в работах американских авторов, среди которых: X. Лассуэл, В. Липпман, У. Шрамм.

Особое значение имеет изучение процесса формирования личности в структуре коммуникативного процесса. Это происходит на основе передачи и приема информации, ее интерпретации и усвоения. Успех социализации личности зависит от того, в каком объеме и с какой глубиной будут восприняты ценности культуры.

Обобщенный опыт разработки теории ценности в зарубежной и отечественной философии представлен в трудах: М. Вебера, Г. П. Выжлецова, М. С. Кагана, В. Н. Сагатовского, П. Козловски, Т. Парсонса.

Специфика телевизионной коммуникации, жанровые особенности обозначены в трудах: В. Вильчека, О. Нечай, В. Саппака.

Следует отметить, что отсутствие единого методологического подхода к проблеме средств массовой коммуникации привело к разобщенности в области их исследования. Культурный опыт нации, особенности традиционной культуры по-прежнему в значительной степени игнорируются.

Весьма часто телевизионные руководители продолжают проводить экономическую, социальную или научную политику без учета политики культурной, и вопрос об их взаимодействии и взаимодополняемости никогда не ставится. В более общем плане, речь идет о необходимости при разработке стратегии деятельности телевизионных каналов, как государственных, так и частных, учитывать важность культурного аспекта в своей продукции. Разработка концепции формирования культурных ценностей личности под воздействием телевидения может способствовать созданию научных основ оперативной культурологической диагностики телевизионной продукции и эффективной регуляции этого процесса. Основные работы вышеперечисленных авторов по данной тематике внесены в общий список литературы, используемой автором.

Теоретико - методологические основы исследования. Данная работа выполнена на основе культурологического подхода к анализу телевидения как феномена культуры. Автором применены принципы историзма при изучении массовой коммуникации как социокультурного процесса. В диссертации использованы методы системного и сравнительного анализа для характеристики предмета исследования.

Эмпирическая база диссертационного исследования. Использованы данные социологических исследований Национального Института Социально - Психологических Исследований (НИСПИ) и Центра Интеллектуальных Систем (ЦИС) за 1999 год.

Объект исследования: телевидение в системе массовой коммуникации современного общества.

Предметом выступает телевизионная продукция массовой культуры, оказывающая влияние на формирование ценностей личности. Цель исследования:

- анализ позитивного и негативного влияния телевизионной продукции как средства массовой информации и коммуникации на формирование культурных ценностей личности.

Задачи исследования

- раскрыть феномен телевидения как социокультурного явления в системе массовой коммуникации;

- обобщить материалы по истории массовой коммуникации для выявления эволюции информационного процесса в развитии цивилизации;

- проанализировать позитивное и негативное воздействие различных форм и жанров телевизионной продукции на ценностные ориентации личности;

- показать приемы и методы формирования культурных ценностей личности с помощью телевидения;

- сравнить особенности и методы влияния телевидения США и России на зрителя.

Научная новизна исследования :

- показан процесс исторического развития телевидения как социокультурного феномена;

- рассмотрена эволюция средств массовой коммуникации как трансляция знаний от поколения к поколению;

- определены способы, оказывающие позитивное или негативное влияние телевизионной продукции на личность;

- обозначен семиотический аспект в телепродукции, на основе которого показаны приемы и методы формирования культурных ценностей личности;

- введены новые источники и материалы, позволяющие сравнить особенности развития и методы влияния телевидения США и России на зрителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Массовая коммуникация является информационной системой, способствующей социальной и социально - психологической интеграции индивидов. Телевидение, как средство формирования культурных ценностей личности, характером и направленностью своей продукции воздействует на телезрителя и определяет состояние национального самосознания и культуры.

2. Историческое информационное развитие человеческого общества оказывает влияние на поведение индивида в социальной среде. Деятельность личности зависит от приобретения адекватной информации об окружающем мире, ее правильной оценки и обработки, способности руководствоваться ею и передавать последующим поколениям.

3. Позитивный или негативный характер влияния телевизионной продукции на личность зависит от выбора коммуникаторами (отправителями информации) принципиального способа воздействия: манипулятивного или формирующего. Манипулятивный способ ориентирован на создание управляемой массы, формирующий содействует созданию самоценной, ответственной личности.

4. Приемы и методы формирования культурных ценностей личности в телевизионной продукции основаны на семиотике: отношении знаков с их отправителями, получателями и контекстом знаковой деятельности. Адекватность понимания телевизионной информации складывается из целой совокупности знаков, включающих как естественный язык, так и особые знаково - символические телевизионные системы, касающиеся серии разнопорядковых «фильтров»: качества звука и изображения, специфической трактовки рассказчика - субъекта повествования, информационного ряда и т.п. Телевизионная программа содержит в себе тот или иной смысл, который в зависимости от контекста знаковой деятельности, влияет на формирование культурных ценностей личности.

5. Сравнительный анализ особенностей и методов влияния телевидения США и России на зрителей дает возможность автору сопоставить структуру телевещания этих стран, содержание телевизионной продукции и методы влияния на аудиторию. Телевизионная продукция в США своими программами и фильмами подтверждает ценности и нормы, установленные обществом. Российское телевидение использует структуру и методы воздействия американского ТВ, но не учитывает культурных особенностей общества, этических, нравственных, духовных ценностей, основанных на российском менталитете. Поэтому современное российское телевидение не стало еще действенным средством социальной интеграции индивидов для консолидации общества.

Использование практических рекомендаций, изложенных в диссертации, может оказать позитивное влияние для сохранения и развития духовного единства нашего общества с помощью телевидения.

Научно - практическая значимость исследования.

Результаты диссертационной работы позволяют расширить теоретические представления в области культурологии, связанные с проблемами телевидения как феномена культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы в культурологических исследованиях телевизионной продукции; изучении системы массовой коммуникации как социально - коммуникативного процесса в обществе.

Полученные результаты можно использовать в системе образования и при повышении квалификации работников телевидения, лекционных курсах и практических занятиях.

Важнейшие положения работы нашли практическое применение в тезисах докладов: на межвузовской научной конференции «Современная культура: традиции, идеалы, мифы» в Северо - Западной Академии Государственной Службы (1999г); в итоговой научно-методической конференции в СЗАГС (1999г); на научно - практической конференции «Молодежная политика двадцать первого века: стратегия выбора» в Санкт - Петербургском Государственном Университете технологии и дизайна (1999г).

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Герасимова, Светлана Анатольевна

Заключение

Воздействие культуры на сознание людей осуществляется как коммуникативно - информационный процесс, специфика которого обусловлена способами производства, передачи и переработки информации. Телевидение - самый сильный коммуникативный инструмент социального и культурного воспитания человека на современном этапе. Поэтому влияние этого средства на развитие общества нельзя недооценивать и тем более игнорировать.

Как показывают исследования, проведенные во многих странах, 70 процентов свободного времени у современного человека уходит на потребление телевизионной продукции. Американские социологи Е. Мюллер и Г.Гурин на основе анализа свободного времени американцев выявили, что просмотр телевизионных программ является самым массовым видом досуговой деятельности - в пять - шесть раз популярней, чем посещение спектаклей, концертов, музеев. Социологические исследования, проведенные в нашей стране, показали, что под влиянием телевидения, люди стали на тринадцать процентов меньше читать художественную литературу, почти вдвое реже посещать кино.

Основная деятельность телевизионной коммуникации направлена на социальную сферу, где общественное мнение является основным объектом воздействия, а результатом - те или иные изменения в сознании личности.

Исследуя сознание конкретной личности, нельзя не учитывать её индивидуальные особенности, такие как: интеллект; темперамент; психическое здоровье; менталитет и т. д. Так и при исследовании общества, его изменений, нельзя игнорировать спектр его индивидуальных особенностей, которые включает в себя понятие культура.

Для человека, находящегося внутри социума, это прежде всего неосознанное отождествление с его местной, региональной, национальной, языковой, этической, эстетической и прочими средами; то, как он воспринимает историю, традиции, обычаи, образ жизни; ощущение им того, что он испытывает на себе, разделяет и изменяет общую судьбу; то как он проецируется на коллективное «я», которое беспрестанно отражает его собственный облик, позволяет благодаря образованию создавать собственную индивидуальность и развивать её трудом, воздействуя на мир.

Культурная самобытность, даже если она не всегда проявляется явно, даже если она и не обязательно утверждается как таковая, а её очертания бывают недостаточно распознаваемы, играет для каждого человека роль своего рода основополагающего уравнения, определяющего в позитивном или негативном плане его отношение к миру, а также к общественной среде, образует ценностные ориентации.

Ценностные ориентации человека выступают ориентиром деятельности, основанном на культурных ценностях личности, управляют его поведением благодаря тому, что заключенная в них оценка содержательна, то есть выражает позицию индивида в системе общественных отношений и в культуре. Ценностями личности являются: принципы взаимодействия с обществом, права и свободы, нравственные и этические нормы, отношения к другим людям, природе и др. Ценностные ориентации образуют комплекс установок на тот или иной тип поведения в обществе. Установкой обозначается неосознанное личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности. Они влияют на поведение личности и напрямую связаны с культурой общества.

Широкие коммуникационные возможности: оперативность, «эффект присутствия» и другие черты телевидения делают его наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе развития российского общества.

В то же время, исследовав массовую продукцию современного российского телевидения и проведя сравнительный анализ её с телевизионной продукцией США, автор приходит к выводу, что при изготовлении и распространении телевизионной продукции, российскими телекоммуникаторами, не учитываются культурные особенности народа. Более того, существующее законодательство предоставляет полное право журналистам излагать не факты и аргументы, а свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах. Основание - Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Телезрителя мог бы оградить от «некачественной продукции» Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», но в нем нет такой статьи, хотя телевизионная продукция имеет цену, покупается и продается, то есть имеет все потребительские свойства товара или услуги. Многочисленная реклама лишь подтверждает активное участие телевидения в рыночных отношениях внутри общества. Теперь становится понятным, почему отечественное телевидение взяло за основу методы и практику «массовой культуры». Тем самым для телекоммуникаторов облегчается сугубо практическая задача -завоевание аудитории и возможность психологического воздействия на нее.

Таким образом, избрав своей основной функцией участие в рыночных отношениях, телевидение с помощью «массовой культуры» информирует, политизирует, криминализирует общество и так, формируя общественное мнение, создаёт культурные ценности. Это находит подтверждение при анализе большинства программ.

Телевизионная продукция должным образом не просвещает и не обучает население, так как создатели и отправители, участвующие в этом процессе, не несут ответственности за качественный результат своего действия - практические поступки людей и отношение к этим поступкам сограждан.

Телевизионная коммуникация своей реальной, обширной практикой «массовой культуры» и «погоней за рейтингом» наносит серьезный удар по отечественной культуре. В настоящее время, содержание и специфика культурной политики страны определяются прежде всего той концепцией общественных отношений и моделью личности, которые в рамках данной культуры постулируются, разрабатываются и внедряются посредством телевизионной продукции в сознание людей. Они напрямую зависят только от ориентации телекоммуникаторов на определенный образ жизни, от их метаустановок.

В русском языке слово «идеология» означает систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь группу, класс, общество. Слово «политика»- деятельность для достижения общих интересов и целей.

Согласно статьи 114, часть 1, пункт в, Конституции Российской

Федерации, Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единую государственную политику в области культуры. А в статье 13, часть 2, в этой же Конституции Российской Федерации указано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Возможно ли, без идеологии проводить политику, не договорившись об общих ценностях, приоритетах и не понимая, как мы хотим вместе жить в одном обществе?

Даже, если не учитывать этого парадоксального отношения законодателей к культуре общества в целом и того, что большинство каналов частные, то телевизионная продукция, всё равно может рассматриваться через призму статьи 74, часть 2, той же Конституции Российской Федерации, где ограничения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения охраны природы и культурных ценностей. Результат этих ограничений был рассмотрен выше (на примере Закона РФ о СМИ) - никаких ограничений.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, что необходимо присутствие других (а не только указанных в Законах), созидающих и сохраняющих сил, участвующих в процессе создания и ретрансляции культурных ценностей, которые тем или иным образом формируют тип личности и влияют на характер культуры. Это прежде всего, ученые -специалисты в области культуры своего народа. И хотя, телевидение в системе культуры России, один из самых молодых видов деятельности, отношение к нему должно быть самым пристальным, а изучение его -активным. В результате совместной деятельности ученых и государственных администраторов, доминантой вещания должно стать выявление общих для аудитории ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для жизни общества тенденциям. Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое направлено телевизионное вещание, тем серьезнее должны изучаться телевизионные программы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась дискриминированной, как это произошло на государственном канале РТР в вопросе о создании этнических программ. Помимо национальных и религиозных, должны учитываться социальные, социально психологические, возрастные и другие различия людей, а для журналиста первейшим качеством, осознанно, должно стать умение объединить в материале потребности общества с заботами каждого отдельного человека у телевизионного экрана.

Только в таком случае, культурные ценности личности будут формироваться и подтверждаться таким мощным средством коммуникации, каким является телевидение.

Телевидение, как эффективное средство формирующее культурные ценности личности, становится таковым в результате всеобщего созидательного участия в общественной жизни и в развитии общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Герасимова, Светлана Анатольевна, 2000 год

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994.-С. 66-69.

2. Аверинцев С. С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии. В кн.: О современной буржуазной эстетике. - М.: Наука, 1972. -С.78-113,

3. Адорно Т. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2. Эстетические теории. СПб.: Изд. - во Университетская книга, 1998. - С.67 - 73.

4. Адорно Т. Может ли публика хотеть?//Сорок мнений о телевидении. М.: Искусство, 1989. - С. 57.

5. Аристотель. Политика //Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т.4.- М.: Мысль, 1984. С. 375-644.

6. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998. - 490 с.

7. Ашин Г. К. Буржуазная массовая культура. М.: Наука, 1988. - С. 35.

8. Багиров Э. Г. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986. - С. 46-113.

9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Наука, 1989. - 226с.

10. Ю.Беднарик К. Потребление. М.: Вагриус, 1997. - С.38.

11. Блэк С. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М.: Вагриус. 1996. - С.114-175.

12. Боголюбов Л. Н. Деятельность в жизни человека и общества // Социально политический журнал. - М., 1994. - № 2. - С. 107 - 118.

13. Боноски Ф. Две культуры. М.: Изд. - во МГУ. 1978. - С.261.

14. Борев В. Ю. Культура и коммуникация. Куйбышев, 1982, с. 15-78.

15. Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986. - С. 19-210.

16. Бюшор М. Трудовая этика и трудовой этос // Вопросы философии. 1992, № 1. - С.19.

17. Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. - 808с.

18. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М.: Искусство, 1987. - 298с.

19. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Просвещение, 1958. - С. 166.

20. Воронцов Ю. К вопросу о структуре коммуникационного потока. М.: Просвещение, 1960. - С.17 - 28.

21. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 175с.

22. Галушко Р. И. Западное телевидение и массовая культура. М.: Изд. - во МГУ, 1991.-240с.

23. Гершкович 3. И. Парадоксы «массовой культуры». М.: Просвещение, 1983.-с. 8.

24. Грушин Б. Эффективность массовой информации: понятие и проблемы измерения. М.: Политиздат, 1979. - С. 136 - 148.

25. Гуарда Г. Массовая культура. В кн.: Глуховская Л.Д. Театр для миллионов. - М.: Искусство, 1966. - С.63.

26. Гудлед Д. Телезритель. В кн.: Глуховская Л.Д. Театр для миллионов. -М.: Искусство, 1966. - С.72.

27. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Изд. - во МГУ, 1994. - С.74-96.

28. Густов фон Херцен Мораль двигатель прогресса. Об этике бизнеса. -СПб ГУП., 1997, 38с.

29. Джованнини Д. От кремня до кремния. М.: Изд. - во МГУ, 1991. - 203с.

30. Джонсон Н. Как реагировать на телевизор//США. 1971, №1, с.99-100.

31. Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшнз. М.: Вагриус, 1996. - С. 171-261.

32. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. - С.45-252.

33. Жигульский К. Пути развития массовой культуры. М.: Политиздат, 1969. - С.105-110.

34. Иконникова С. Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные взаимосвязи. СПб., 1996. - 264 с.

35. Каган М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.

36. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 195с.

37. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Изд. Во «Лань», 1997.-512с.

38. Карцева Б. Н. «Массовая культура» в США и проблемы личности. М.: Политиздат, 1976. - С. 9.

39. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм: Пер. с нем. -М.: Республика, 1998.- 368с.

40. Курашов В. И. Нация в общечеловеческом и российском измерениях. Казань, 1999. С.44 - 54.

41. Кууси П. Этот человеческий мир: Пер. с англ. // Общ. ред. и вступит, ст . Э. А. Араб Оглы. - М.: Прогресс, 1988. - 350с.

42. Леви Строе К. История зарождения коммуникации. - В кн.: Историко-философский сборник. - М.: Наука, 1974. - С. 19-27.

43. Лосский Н. Ценность и Бытие. В кн.: Лосский Н. Бог и мировое зло. - М.: Мысль, 1994.-С. 134-167.

44. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1977. -С.7-16.

45. Лоусон Д.- Г. TV США // Искусство кино. 1963. - №9. - С. 91.

46. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Политиздат, 1975. - С. 61-62.

47. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - С. 350-366.

48. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Вагриус, 1996. - С. 10-11.

49. Микешина JI. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прогресс, 1990. - С. 27-36.

50. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Наука, 1970.-40с.

51. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Наука, 1986. - 45с.

52. Морин Е. Содержание культуры для масс. М.: Политиздат, 1962, С. 432.

53. Морган Э. Великий человек. М.: Просвещение, 1971. - 372с.

54. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Евразия, 1996,- С. 229-231.

55. Нечай О. Ракурсы. М.: Искусство, 1990. - 77с.56.0дайник В. Психология политики: политические и социальные идеи К. Г. Юнга. СПб.: Ювента, 1996. - С. 44 - 58.

56. Павилюнис Р. И. Проблема смысла. М.: Наука, 1983. - С. 35- 43.

57. Парсонс Т. Система современных обществ. СПб: Вагриус, 1998. - 25 с.

58. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. СПб.: Изд. - во СПб ГУК, 1999. - 205с.

59. Платон. Государство.//Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 3. М.: Мысль, 1994.-С. 79- 110.

60. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл - бук, 1999.-С. 624.

61. Разлогов К. Особенности экранной коммуникации. СПб.: Вагриус, 1998. -С. 101-104.

62. Руднев В. П. Словарь. Культура XX века. М.: Наука, 1992. - С. 108-213.

63. Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - С.189 - 199.

64. Саппак В.В. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1963. - С. 19-28.

65. Тард Г. Личность и толпа. СПб., 1903. - С. 39.

66. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Политиздат, 1986. - С. 29-40.

67. Тоффлер Э. Информация знание // Диалог США. - 1992. - №3. - С. 7-9.

68. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». М.: Прогресс, 1969.- 196с.

69. Хакер Ф. ТВ. Слышать и видеть // Диалог США. 1987. - № 5. - С. 4-7. 73.Человек и его символы. Пер. с англ. //Под ред. К. Г. Юнга. - СПб.:1. Б.С.К.,1996. 454с.

70. Шукуров Э. Д. Концепция дополнительности и некоторые проблемыинтерсубъективности // Известия. 1970. - №4. - С. 16-23. 75.Эйзенштейн С. М. Трагическое и комическое, их воплощение в сюжете // Вопросы литературы. - 1968. - №1. - С. 107.

71. Altschull J. Herbert. From Milton to McLuhan: The Ideas Behund American Journalism. N.Y., 1989. P.27-56.

72. Boorstin D. The Image or What Happened to the American Dream. N.Y., 1961. P.6-15.

73. Bryson L. The Communication of Ideas. N.Y., 1948. P. 312-375.

74. Clark K. Television. Art. Science and human Progress. London, 1983. P.26-43.

75. De Fleur M. Theories of Mass Communication. N.Y., 1966. P.151.

76. Fridmann G. Enseignement et culture de mass. In: «Communications» - Paris, 1978.- № 11.-P.3-9.

77. Janowitz M. The Study of Mass Communication. In: International Encyclopedy Of the Social Science. Boston, 1989. V.3. - P.41- 47.

78. Klapper J. The Effects of Mass Communication. Glencoe, 1966. P. 85-97.

79. Lazarsfeld P. Radio and the printed page. New York., 1968. P. 13 - 17.

80. Lasswell H. D. The Structure and Function Communication in Society. In: W. Schramm. Mass Communication. Urbana, 1960. P. 117-118.

81. Lippman W. Public Opinion. N.Y., 1961. P. 16 - 90.

82. Lash Ch. The Minimal Self. Psychic Survival in Troubled Times. N.Y., 1984. -30p.

83. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is The Massage. An Inventory of Effects. N.Y., 1967. 28p.

84. Merton R. The self fulfilling prophesy. N. Y., 1968. 21 Op.

85. Morris Ch. Varieties of Human Values. Chicago, 1956. 34p.

86. Postman N. Literature of Television // US News and World Report 1981. -№1.- P.7-9.

87. Steiner G. A. The People Look at Television. N.Y., 1963. 28p. 93.Shramm W. How Communication Works. In: The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, 1955. - 74p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.