Тенденции развития костюма в Советской Белоруссии (к проблеме прогнозирования) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.05, кандидат искусствоведения Маленко, Людмила Ивановна

  • Маленко, Людмила Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Минск
  • Специальность ВАК РФ17.00.05
  • Количество страниц 260
Маленко, Людмила Ивановна. Тенденции развития костюма в Советской Белоруссии (к проблеме прогнозирования): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.05 - Декоративное и прикладное искусство. Минск. 1984. 260 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Маленко, Людмила Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОБЩИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ

ИСКУССТВА КОСТКМА В БЕЛОРУССИИ.18

1.1. Художественные особенности костюма дореволюционного времени.18

1.2. Тенденции развития костюма в Советской Белоруссии . 67

1.3. Тенденции развития костюма в Западной Белоруссии . 81

ВЫВОД! ПО МАТЕРИАЛУ ГЛАВЫ.90

ГЛАВА П. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА КОСТИМА. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.94

П.1. Проблемы организации творческой работы после

Великой Отечественной войны.94

П.2. Формирование художественной практики в системе легкой промышленности.98

П.З. Проблемы искусства костюма на современном этапе. Общие предпосылки црогресса художественной практики. Эволюция образно-выразителъных средств в 70-е годы.Ш

П.4. Тенденции развития костюма в системе художе ственной промышленности . 144

П.5, Традиции народного костюма в художественнотворческой практике 70-х гг.152

ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛУ ГЛАВЫ. 162

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тенденции развития костюма в Советской Белоруссии (к проблеме прогнозирования)»

Программа развития нашего общества непосредственным образом связана с целенаправленным совершенствованием творческой практики всех видов декоративно-прикладного искусства. Подтверждением значимости искусства являются решения партии о повышении в текущей пятилетке качества предметов потребления. При этом художественная деятельность рассматривается как действенная движущая сила прогресса.

Исходя из этой задачи особую важность приобретает разработка вопросов творческой практики, способствующих активизации художественных процессов. Имеется ввиду, что будущее декоративно-прикладного искусства тесным образом связано с прогрессом в промышленности. Индустрия создает новую основу для развития искусства. Обеспечивает высокое технологическое качество изготовления, позволяет успешно решать вопросы рентабельности. Но не исключает и ряд негативных явлений. Так, увеличение выпуска изделий /в таких размерах, какие оказываются возможными в развитом промышленном производстве/ в какой-то мере снижает их ценность. К тому же "унификация" часто приводит к однообразию, а "стандартизация" — к обезличиванию. Ошибки художественного решения во многом усугубляют общую картину.

Все отчетливее обрисовывается круг проблем, назрела необходимость научно-методических разработок и в таком виде декоративно-прикладного искусства как искусство костюма. Анализ опыта, аккумулирующего передовую творческую мысль, должен быть направлен на решение существующих задач. Исследование положительных и оценка негативных явлений практики поз -волит выявить ошибки, сдерживающие прогресс. Наметить перс -пективу, отобрать и рекомендовать в производство ценные достижения, художнику — скорректировать собственные творческие принципы.

Не в полной мере используется имеющийся опыт, практика народного искусства, цроизведения которого всегда отличались художественной выразительностью при высокой степени типиза -ции.

Актуальность темы и предмет исследования. Искусство костюма относится к тем видам декоративно-прикладного искусства, которые сегодня почти всецело принадлежат промышленному производству. Индустрия оказывает многостороннее влияние на его развитие, дает новые импульсы для его совершенствования и обогащения. При этом творческие задачи, связанные с требованием высокого художественного уровня, строго регламентируются условиями производства. Художественная деятельность включается в про -цессы экономического, технического и эстетического развития.

Механизированный способ создания изделий определяет особенности творческой работы художника, направление поис -ков эстетической выразительности моделей. Появляется необходимость решения задачи взаимной соотнесенности технологических возможностей и художественного замысла, средств достижения образной выразительности костюма и условий их реализации в производстве, проблемы адекватного тиражирования авторских образцов на потоке предцриятия, согласованности художественных исканий в отраслях, связанных с изготовлением костюма. Сюда в первую очередь необходимо отнести текстиль, художественные ремесла — кружевоплетение, вышивку, ткачество, на-бойзог, роспись и т.д.

В этой связи возникает потребность в четкой ориентации, направленной на предвидение достаточно динамичных изменений характера модных форм костима и ассортимента. Такая ориентация, на наш взгляд, во многом будет способствовать научно-обоснованному црогнозированию направлений развития искусства костюма — важному условию успешного решения народно-хозяй -ственных задач в ряде отраслей промышленности. Таким образом, становится понятной важность изучения вопросов искусства костюма, осмысления характерных тенденций, анализ общих и имеющих локальный характер прогрессивных явлений творческой практики.

Практика, в частности белорусских художников, намного опередила теоретические исследования искусства костюма. Накоплен ценный и богатый эмпирический материал, обобщение и анализ которого сыграет положительную роль в решении настоящих проблем. Поэтому его изучение представляет практический и научный интерес.

Исследование костюма имеет и большое познавательное значение. Искусство костюма — понятие емкое и выстроено из множества составных частей. Это творчество, направленное на достижение в костюме гармонического единства красоты и пользы. Их конкретное соотношение определяет ценность костюма как произведения искусства. Оно остается подвижным и меняет взаимодействие между функциональностью, удобством, конструктивностью, технологическими и эстетическими достоинствами.

Искусство костюма отражает "эмоциональный настрой" и "художественное мышление" эпохи, развиваясь не только по аналогии предшествующей практике, но и по сложным художествен -ным законам. Как результат искусство костюма становится показателем конкретных исторических условий жизни, отражает специфику национального искусства и расширяет познания в сфере материальной культуры.

Искусство костюма нужно рассматривать и как часть общей культуры. Его анализ помогает проследить последовательность углубления и расширения значения эстетического фактора в социальных процессах развития нашего общества, изменение роли народного искусства. Актуальность изучения предмета в этом аспекте вытекает из важности сохранения, использования и развития художественных традиций в практике производства современного бытового костюма и создании сценического для профессиональных и самодеятельных коллективов.

Цель исследования определилась состоянием изучения вопросов искусства костюма, сложившейся ситуацией в практике. Вытекает из необходимости выявить и обос -новать с учетом реальных условий производства прогрессивные тенденции, общие и частные закономерности развития искусства костюма. Этим целям соответствует изучение опыта работы художников по костюму Белоруссии. Здесь, с одной стороны, отчетливо проявляются художественные тенденции, становящиеся общими, с другой — развивается практика, отражающая расту -щее стремление к индивидуализации творческого процесса.

Современный костил мы не можем отнести к тем видам декоративно-прикладного искусства, которые отличает яркое цро-явление особенностей национального характера. Искусство кос-тша со дня создания Советского государства развивалось исходя из принципов социалистического образа жизни и взаимосвязи культур народов всех республик. На фоне интенсивного социально-экономического, исторического и культурно-бытового общения эта тенденция усиливается. Одновременно с залмствова -нием лучшего из национальной культуры углубляется органическая общность творческих устремлений художников. Параллельно происходит процесс освоения мирового опыта. Расширяются и приобретают новые формы контакты в международном масштабе. При этом интернациональное и национальное соотносятся между собой как общее и частное, общее и особенное. Творческая практика художника остается достаточно самостоятельной в формах образного выражения, исходя из свойств психологии его восприятия и структуры ассоциативного мышления. Костюм народов различных республик не становится простым региональным вариантом общего направления в моде, подверженность которой является одной из особенностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Общее находит конкретно-особенное цроявле -ние — влияние моды, сменяемость форм и стилей сосуществуют с многообразием частных вариантов их интерпретации. Таким образом, процесс консолидации принимает характер не цросто суммы вариантов направления, которое определилось политическим, экономическим и культурным единством, общностью эстетических, нравственных и других цринципов, а явления, рожцаго -щегося в результате единения общечеловеческого и национально-особенного, несущих специфические черты искусства народа каж

- 8 дой из национальных республик.

Развитие искусства костюма в Белоруссии становится то -му наглядным примером. Значительные достижения, признанные у нас в стране и за рубежом, обусловили выбор творческой практики белорусских художников как объекта исследования. Автор акцентировал внимание на материале, позволяющем проследить процесс формирования прогрессивных тенденций, выявить общие закономерности. Не исключалось значение достижений, имеющих частный характер, но соответствующих нашей цели определения направления прогресса. Сюда мы относим успехи белорусских художников в развитии традиций народного искусства, опыт творческого освоения принципов композиционного решения на -родного костюма. Анализ конкретных работ художников белорусского республиканского Дома моделей Министерства легкой промышленности и Научно-исследовательской художественно-экспе -риментальной лаборатории Министерства местной промышленности БССР позволяет отметить существенные позитивные изменения за относительно малый отрезок времени — 1970-1980 гг., выявить прогрессивную тенденцию, ориентированную на создание нацио -нальной школы. Исследование творческих принципов, которыми руководствуются художники в своей практике, изучение применяемых средств и приемов соответствует поставленной диссертационной работой цели.

Характеристика костюма под углом зрения искусствовед -ческого анализа требует оценки некоторых негативных явлений в художественной деятельности, связанных со "стилизаторст -вом" народного костюма.

Учитывая многогранность предмета исследования, автор акцентировал внимание на вопросах, связанных только с эсте -тической стороной и задачами художественного творчества. Узкоспециальные и технические затрагиваются в той степени, в какой они оказывают воздействие на художественную практику. На уровне общего обзора рассматриваются цроцессы создания и становления материальной базы — рождение швейной и текстильной индустрии в республике. Внимание к организационным и вопросам основ социальной жизни определилось взаимообусловленностью трех сфер — проектирования, изготовления и потребления готового изделия.

Учитывая, что данная работа является первой попыткой исследования костюма в Советской Белоруссии, автором включается ряд вопросов, анализ которых, безусловно, ждет более широкого рассмотрения. Динамика прогресса находится в непосредственной зависимости от познавательной активности человека, в чистом виде выступающей в науке. И наука должна прийти на помощь в решении всех проблем искусства костюма.

В данном же исследовании автор ставит следующие задачи: проанализировать процесс развития искусства костюма в Белоруссии в советский период и определить его перспективные тенденции; выявить основные принципы и художественно-образные средства решения костюма, исследовать типичные; рассмотреть в хронологической последовательности важные закономерности художественной деятельности, опреде -лить их ценность для творческой практики сегодняшнего дня; дать характеристику индивидуальных стилеобразующих приемов, имеющих значение для прогресса искусства костюма;

- 10 определить рациональные формы и методы в творческой работе для промышленности; обозначить направление развития.

Научная новизна работы обуслов -лена самой постановкой задачи. Наше исследование является первой попыткой изучить и осмыслить цроцессы развития костюма в Советской Белоруссии. Впервые в белорусском искусство -ведении творческая деятельность в области костюма рассматривается как результат работы художника для промышленности.

Хронологические рамки — период с 1917 по 1980 гг. — позволяют проследить этапы становления искусства костюма в республике, определить тенденции его развития.

Впервые дано обобщающее исследование важных аспектов художественной практики в области костюма. Уточняются прин -ципы ассортиментной политики в промышленном производстве. Анализ материала и выводы ориентированы на использование при решении творческих проблем.

В результате исследования в научный обиход введен новый материал, отражающий историю вопроса. Выявлены новые источ -ншси, разработаны методологические принципы, учитывающие влияние социального фактора в решении конкретных форм одежды. Опираясь на сравнительно-исторический метод анализа, доказывается усиливающаяся в советские годы подвижность изме -нений народного костюма. Выявляются наиболее стабильные элементы традиционного костюма, которые сохраняются при всех возникающих вариантах трансформации.

Поднимается проблема необходимости привлечения к разработке вопросов практики данных исследований психологов,' со

- II циологов, историков, этнографов, экономистов, результаты содружества которых должны быть направлены на оптимизацию творческого процесса.

Практическое значение работы заключается в возможности использования результатов исследования для научно-обоснованного прогнозирования направления развития искусства костюма на основе промышленного производства как в системе легкой промышленности, так и художественных промыслах.

Изучение художественной деятельности в области костюма позволило раскрыть ряд принципов не только для оценки текущей практики, но и для конкретной разработки перспективы. Результаты анализа будут способствовать совершенствованию творческой деятельности художника.

Использованные принципы систематизации проблем искус -ства костюма могут быть полезными для искусствоведов при дальнейшем рассмотрении отдельных положений нашей работы.

Привлеченный в работе материал представляет собой самостоятельный интерес с точки зрения познания истории и может быть использован при изучении культуры народа, истории кос -тюма, моделирования в специальных средних и высших учебных заведениях.

Практическую ценность работа представляет для художников при создании сценического костюма.

Методологической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, программа КПСС, документы и материалы съездов КПСС и КПБ по вопросам развития литературы и искусства, постановления ЦК

- 12

КПСС "О литературно-художественной критике" /1972/, "О на -родных художественных промыслах" /1974/, "Об увеличении производства товаров массового спроса, повышении качества и улучшении их ассортимента в 1981-1985 гг." /1981/, "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" /1983/, важнейшие работы по теории искусства и пробле -мам художественного творчества.

При выборе методов исследования темы автор руководствовался определяющим положением В.И.Ленина ".не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"*.

Исходя из этого, в работе над исследованием автор использовал как основной историко-искусствоведческий метод анализа, позволивший восстановить этапы развития костюма в Белоруссии, выделить главные тенденции, обнаружить закономерности и цикличность, логику в художественных процессах.

Сравнительно-типологический анализ обращает внимание на различие композиционных средств и приемов художественного решения костюма в разные периоды. Здесь мы видим два возможных варианта исследования — путь прямого сопоставления и сравнительного анализа.

Разрабатывая рекомендации на перспективу, автор основывается на убеждении, что только рассмотрев всю совокупность Ленин В.И. О государстве. — Полн.собр.соч., т.39, с.67. * взаимовлияющих факторов, можно определить направление совершенствования творческой деятельности и дать реальные предложения. Особенности искусства костюма, сложность и неоднозначность художественных поисков потребовали детального анализа композиционных средств, принципов построения костюма. Вопрос их наглядности решает графический метод — использование таблиц и схем.

Ведущие положения диссертации разрабатывались на основе изучения и анализа фактического материала. Были использованы фотографии и эскизы, архивные документы белорусского республиканского Дома моделей, Министерства легкой промышленности и Министерства местной промышленности БССР, Управления художественной промышленности Минместпрома БССР, Центрального государственного архива Октябрьской революции БССР, Цент -рального государственного архива кино-фото-фонодокументов БССР, музеев республики, частных собраний, архивов отдельных предприятий художественной промышленности, а также полевые материалы, собранные автором в экспедициях в период 19711980 гг.

При исследовании общих вопросов эстетики использована достаточно обширная литература. Большое значение при рассмотрении проблем творческой деятельности имели работы И.Вакса, В.Ванслова, Л.Выготского, Г.Ермаш, А.Мазаева, В.Пушкина, Б. Парыгина, Б.Рунина и др.*

Литература. Круг очерченных в диссертации вопросов до настоящего времени не стал предает ом внимания в См. список использованной литературы.

- 14 научной литературе. Немногочисленные публикации в периодических изданиях чаще всего несут черты простой информации о направлении в моде или работе отдельных коллективов*.

Изучение вопросов искусства костюма происходило неравномерно и в советской искусствоведческой науке. Основные и наиболее значительные исследования относятся к последнему десятилетию. Это монография Т.Стриженовой "Из истории советского костюма" /М., 1972/, Г.Гориной "Народные традиции в моделировании одежды" /М1974/, С.Темерина и Т.Стриженовой "Советский костюм за 50 лет /1917-1941/ — приложение к журналу Мод за 1967 г., № 3, Т.Стриженовой "Проблемы моделирования и массового выпуска современной одежды" /М., 1967/, И.Андреевой "Мода и промышленность" /Советское декоративное искусство 77/78, М., 1980/.

Апробация работы. Диссертация обсувда-лась и была одобрена кафедрой теории искусств, языка и литературы Белорусского государственного театрально-художест -венного института, секцией отдела научных исследований развития и управления отраслями культуры Республиканского научно-методического центра народного творчества и культпросветрабо-ты Министерства культуры БССР.

С материалами диссертации автор выступал на республикан * Например, С.Мухина. Мода и традиции элегантно сочетаются в новых моделях Минской фабрики художественных изделий. — Вечерний Минск, 1976, 21 окт.; Н.Николаев. Важное звено народного хозяйства.—Совете .Белоруссия, 1969, 3 окт.; С.Сас. Там, где рождается мода.—Совете .Белоруссия, 1974, 3 февр.; С.Свистунович. Мастак на прадпрыемстве. — Жтаратура I мас-тацтва, 1978, 7 л1пеня.

- 15 ских семинарах легкой цромышленности БССР /Минск, 1978; Брест, 1979/, Управления художественной промышленности Министерства местной промышленности БССР /Минск, 1980/, научно-практической областной конференции по вопросам дальнейшего развития самодеятельного художественного творчества /Гродно, 1980/, республиканской научно-практической конференции Министерства культуры БССР по проблемам развития народных художественных промыслов республики Динск, 1981/.

В порядке внедрения результатов исследования в рамках Министерства культуры БССР проведен конкурс на создание эскизов сценических костюмов для коллективов художественной самодеятельности /сентябрь 1981 — март 1983 гг./.

Основные положения и материалы диссертации нашли отражение в опубликованных статьях и брошюрах. В целом по теме диссертации вышло в печати более 12 публикаций.

Объем и структура работы. Значение на современном этапе художественной деятельности в области костюма определило цели исследования, основные положения и акценты, очертило затрагиваемые в диссертации проблемы. Соот -ветственно обозначило и структуру работы.

Диссертация выполнена в объеме 174 страниц машинописного текста. Состоит из введения, двух глав и заключения. Включает 10 графических таблиц, 119 фотографий, иллюстрирующих и дополняющих текст. К работе прилагается список использованной литературы и список иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Декоративное и прикладное искусство», 17.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Декоративное и прикладное искусство», Маленко, Людмила Ивановна

Выводы по материалу второй главы.

В исследовании вопросов развития искусства костюма послевоенного периода мы выделяем два аспекта, которые по-разному связаны с прогрессом материально-технической базы и идеологией общества. Если первый оцределился совершенствованием технологического процесса, организационными мероприятиями, общей программой развития крупного промышленного производства, техническими достижениями и накоплением опыта индустри -алъной практики, то изменения другой стороны — методов художественной практики, приемов образно-выразительных средств при создании костюма происходят, главным образом, по внутренним законам декоративно-прикладного искусства.

Эти две стороны — материально-предметная и специфически-художественная — в совокупности определяют направление развития искусства костюма в целом.

Художественная практика послевоенных лет, как убеждает анализ материалов, явилась результатом целеустремленных усилий, охватывающих материальную и творческую сферу. В республике стабилизируется производственная база, складывается система в творческом процессе работы художника для промышленности, Взаимоотношения художника с производством в цепи всех звеньев этой системы в послевоенный период не цретерпели кар

- 163 динальных изменений. Поиски форм сотрудничества велись на основе сложившейся схемы взаимодействия Дома моделей — методического и координирующего творческую работу центра, и промышленного предприятия — базы для внедрения разработок.

В становлении профессиональной творческой практики в области костюма в послевоенный период прослеживается опреде -ленная последовательность, представленная тремя основными этапами, сменяющимися от времени окончания Великой Отечественной войны в первой половине 60-х годов и начале 70-х.

На первом этапе стабилизировалась творческая деятель -ность и художественные направления, решившие проблемы, связанные с существовавшими ранее различиями в костюме город -ского и сельского населения.

На втором — подготовлена почва для серьезных преобразований в художественной практике, чему не в малой степени способствовала "централизация" творческой работы и деятельность всего коллектива белорусского Дома моделей.

Значительный качественный рост художественной практики относится к последнему десятилетию. Совершенствование творческой деятельности было подготовлено изменениями в промышленности. Техническое развитие мы относим к факторам, в значительной степени определившим прогресс искусства костюма и уровень моделирования. В этой связи состояние материальной базы оказалось в поле зрения нашего исследования. В результате анализа установлено, что организационные действия, обусловившие правильную расстановку сил, создали возможность достигнуть высокого уровня в практике индустриального производства костюма.

- 164

Меняется понимание традиции и отношение к народному искусству. Происходит переоценка творческих принципов прошлого.

Сделанный анализ показал направления в развитии творческой практики, соответствующие двум основным тенденциям: практика,максимально приближенная и поддерживающая европейские направления в циклах изменяющейся моды; течение, акцентирующее внимание на национальных традициях, продолжающее практику, основанную на усвоении народного творчества и ориентированную на создание стиля собст -венной национальной школы.

Сопоставление этих направлений позволяет выявить их различия и общность, обнаружить их сближение, которое обуславливается усиливающейся роль народного искусства.

Анализ творческих работ художников позволяет сравнить принципы и отдельные приемы в практике моделирования для предприятий легкой промышленности и системы промыслов и направления их развития. Сопоставление по разделам — художественная практика в системе легкой промышленности и художест -венных промыслах позволяет отметить отличия поисков художников Научно-исследовательской художественно-экспериментальной лаборатории, расширивших границы освоения народного искусства, выделить направление, несущее перспективные тенденции.

Исследование дало возможность сравнить основные принципы творческой деятельности. Характеристика художественных средств, которые используются белорусскими модельерами, обнаруживает разность подходов в экспериментальной творческой деятельности, моделировании для промышленности и для выставок. Выделить главные, к которым принадлежат: цвет, приемы

- 165 организации структуры формы /масштаб, ритм, контраст, нюанс и т.д./, методы декоративного офоршюния, система пространственных связей всех слагаемых в композиции костюма. Отме -тить, что в творчестве разных авторов их черты без изменения общих основ проявляются в соответствии с эстетическими вку -сами и духовным опытом художника.

Отмечая изменения стилистики костюма на протяжении трех десятилетий следует подчеркнуть ориентированность на самостоятельность в интерпретации основных положений моды. Это направление необходимо развивать в искусстве текстиля, обуви, головных уборов и т.д.

При относительном единстве первой и второй тенденций, особенно проявившихся в период 70-х годов, выявляются отличия в разнообразии строя внутренней структуры, композиционных приемах /распределении основных нагрузок и акцентов/, образных характеристиках.

Вторая тенденция во многом связана с эволюцией взглядов в отношении к народному искусству и в понимании традиции. Мы отмечаем углубленное восприятие художественных особенностей народного костюма в 70-е годы, которое характеризуется поисками расширенного использования композиционных средств. Вы -деляем художественно-выразительные приемы, группируя их по следующим направлениям: переосмысление и использование декора: вышивки, орнамента, схемы и принципов их распределения в костюме; освоение принципов традиционного кроя и конструктивного решения; использование системы внутренних зависимостей в композиции народного костюма, согласованности компонентов комплекса.

Соответственно, образуется формально-конкретный, условный и образно-ассоциативный подход в творческой практике, базирующейся на использовании наследованных традиций. Механичности первых противостоит понимание художественной деятель -ности в области костюма как сложного синкретичного процесса, испытывающего воздействие эстетических, психологических, исторических, культурных и т.п. факторов.

Обобщая данные исследования, мы отмечаем в творческой работе модельеров два уровня: художественную деятельность для выставок и моделирование для промышленности. Устанавливаем дифференциацию программ и анализируем работы, в которых они реализуются.

Анализ художественно-выразительных средств первой и второй группы работ позволил выявить перспективные творческие приемы, связанные с реализацией принципа "единства многообразия". Еще раз подчеркнуть важность синкретического развития и интеграции всех видов декоративно-прикладного искусства, связанных с производством костюма.

МУ

Развитие структуры костюма

20-е годы

30-е годы

40-е годы ff.4

Конец 50-х — 60-е годы

Конец 60-х — 70-е годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ художественной деятельности более чем за пятьдесят лет позволил определить основные этапы в истории развития искусства костюма в Советской Белоруссии. Этот процесс, в основном, совпадает с общим социально-историческим развитием республики, но имеет и собственную хронологию.

Целенаправленное развитие искусства костюма в Белоруссии приходится на советское время. Повышение уровня художественной практики непосредственным образом оказывается связанным с научно-техническим и культурным прогрессом. В довоен -ный период, когда все усилия были направлены на создание материальной базы, можно говорить только о предпосылках зарождения в республике этой области декоративно-прикладного искусства на новой основе.

В послевоенные годы отмечаются активные поиски органи -зационных форм, способствующих формированию профессионального искусства костюма. К этому времени относится образование Минского дома моделей, творческие выступления белорусских художников, оживленная издательская деятельность и т.д. Тогда же отмечается начало устойчивого процесса совершенствования художественной практики моделирования костюма для промышленности.

Процесс активного становления в Белоруссии профессио -нального искусства костюма проходит в русле общих тенденций развития этого вида декоративно-прикладного искусства. Но по темпам и творческому размаху до 70-х годов значительно уступал всем остальным жанрам искусства. В период последнего де

- 170 сятилетия в профессиональном творчестве в области костюма намечаются качественные изменения. Белорусские художники ставят и решают проблемы развития традиционной национальной культуры и искусства. Формируется национальная школа. Расширяется диапазон творческих поисков художников в сотрудничестве с промышленностью.

Метод сравнительно-описательного анализа, использован -ный в исследовании, помог установить эволюцию принципов художественной практики. Как основной признак в этом процессе необходимо отметить ориентацию на развитие моделирования для промышленности, углубленное изучение национального наследия, развитие традиций народного костюма. Прогрессивные тенденции и рациональный опыт специалистов других республик и стран воспринимаются через призму собственного творческого преломления.

Исследование развития искусства костюма позволило установить, что сохраняется положение, когда творческий поиск художника в работе для производства направлен на создание единичных образцов, в лучшем случае группы моделей. Оценка дается с учетом художественных достоинств одного изделия. Этот момент в организации работы художника для промышленности необходимо пересмотреть.

Учитывая повышенные требования к эстетическому качеству не только одного изделия, но ко всему ассортименту, целесообразно направить художественный поиск на создание единой цельной коллекции моделей для предприятия на определенный сезон.

Связи художника с производством должны приобрести более

- 171 гибкие и подвижные формы с учетом требований времени. Думается, что консервация существующих форм взаимосвязей художника и производства не будет в дальнейшем способствовать органическому развитию искусства и творческой деятельности, углубит разрыв между художественной практикой и промышленностью. Их развитие необходимо направить по единому руслу. Эта проблема принимает все более отчетливый характер. На основе анализа нашего исследования для ее решения мы считаем целесообразным осуществить следующую программу.

Условием решения стоящих перед искусством костюма задач становится объединение творческой и производственной деятельности в едином процессе /в отличие от существующего, ориентированного на сближение художественной практики и промышленного производства. Важно не эпизодическое, а конкретное участие художника в решении вопросов цроизводства, его непосредственное участие в работе конкретного предприя -тия. Художник /творческая художественно-конструкторская группа/ сможет сосредоточить свои усилия при создании и разра -ботке моделей на комплексном решении вопросов ассортимента /расширении его с учетом специализации предприятия/, согла -сованном развитии производственной базы и обогащении художественно-творческих принципов и приемов образной выразитель -ности костюма благодаря широкому использованию всего ассор -тимента тканей, отделочной фурнитуры, вариаций деталей и элементов и т.д.

В таком случае художественный поиск будет разделен на два этапа. На первом — создание базовой модели /модели-об -разца/. На втором — развитие этой модели в серии на единой

- 172 конструктивной основе в производстве. Дом моделей /Научно-исследовательская художественно-экспериментальная лаборатория/ сохранит значение методического и координирующего работу в области костюма центра, а его художники — функции художников-стилистов. Творческие группы предприятий получат права широкого варьирования образцов-эталонов.

Реализация этого предложения потребует дополнительных затрат. Вызовет необходимость расширения системы подготовки кадров и уточнения црограмм /возможно, и повышения профессионального уровня специалистов в соответствии с той ролью и местом, которое он будет занимать на производстве, опреде -ляя "лицо" и стиль работы всего коллектива/.

Вторым пунктом в практическом осуществлении программы должна стать работа по изучению "потребительского" спроса /поставленная, в отличие от сегодняшней практики, на профессиональную основу/, пропаганда и подготовка к восприятию моды, эстетическое воспитание и информация по вопросам культуры костюма.

Решение вопросов развития искусства костюма на промыш -ленной основе и совершенствование художественно-творческой практики будут зависеть от направленности научной разработки всего круга задач художественной и конструкторской практики для промышленности. Комплексное рассмотрение вопросов культурного и технического прогресса, искусствоведческий, социологический и экономический анализ определят темпы совершенствования практики этого вида декоративно-прикладного искусства. Прогрессу будет способствовать системное изучение национального наследия.

- 173

Научно-технический прогресс обуславливает качественно новые требования к творческой работе, расширяя многие функциональные аспекты художественной практики. В этой связи возникают частные проблемы, которые должны привлечь внимание искусствоведов.

Перспектива развития искусства костюма обусловлена комплексным решением вопросов творческой работы, проблем промышленного производства и потребления. Они становятся этапами на пути движения модели от мастерской художника /Дома моделей/ через промышленное предприятие к потребителю. В этой связи мы отмечаем роль предприятий торговли и их спе -циалистов, представляющих интересы потребителя. На этом этапе доведения замысла художника до конкретного человека на сегодня прочно укоренились стихия и субъективизм. Их мы относим к негативным причинам, сдерживающим развитие /в отдельных случаях, сводящих на нет усилия художников и промышленности/.

Не в малой степени итоги работы будут зависеть от расширения условий творческой деятельности модельера до границ современных требований, предъявляемых к ней. А дальнейший прогресс — от связи исследовательской работы с жизненно важными проблемами, с практикой» Без научного знания нельзя представить возможность адекватного осмысления процессов многоаспектных взаимосвязей в искустве костюма — национальных и межнациональных течений, культур прошлого и настоящего времени, духовного опыта и технических достижений. В этом пла -не, обращение к истории, обобщение передовой практики будет способствовать решению проблем, так как история и прошлый опыт не только предостерегают от повторения прежних ошибок. Они указывают направление движения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Маленко, Людмила Ивановна, 1984 год

1. Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч., т.21, с.23-178.

2. Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. Соч., т.20, с.5-338.

3. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве. М.: Искусство, 1983.

4. В.И.Ленин. О культуре и искусстве. М., 1976.

5. В.И.Ленин. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, с.1-609.

6. В.И.Ленин. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

7. В.И.Ленин. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45, с.369-377.

8. Постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах". — Правда, 1975, 27 февр.

9. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". — Коммунист, 1972, & 2, с. 14-16.

10. Постановление ЦК КПСС "Об улучшении качества и ассорти -мента обуви, швейных и трикотажных изделий". — Правда, 1973, 28 авг.

11. Ю.В.Андропов. 60 лет СССР. — Коммунист, 1983, № I.

12. В.Г.Белинский. Литературные мечтания. — Полн.собр.соч., т.1, с.20-104.

13. A.B.Луначарский. Об изобразительном искусстве. М., 1967.

14. В.Г.Плеханов. Письма без адреса. — Эстетика и социоло -гия искусства. М.: Искусство, 1978, т.1, с.144-261.

15. В.Г.Плеханов. Искусство и общественная жизнь. — Эстетика и социология искусства. М.: Искусство, 1978, т.1, с;' 313-380.- 176

16. А.Б.Салтыков. Избранные труды. М., 1962.

17. Н.Г.Чернышевский. Эстетическое отношение искусства к действительности. — Полн.собр.соч., т.2, с.5-92.

18. Актуальные вопросы эстетики в свете новой программы КПСС. — Воцросы философии, 1962, № 9, с.3-4.

19. Алпатов М. Социальное значение костюма. — Швейная промышленность, 1931, $ 9, II.

20. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Ленингр.^--Ленингр. ун-т, 1968.

21. Андреева И. Мода умирает молодой. — Совете. культура, 1963, 3 дек.

22. Андреева И. Быть или казаться. — Правда, 3 сент. 1978г.

23. Арватов Б. Искусство и классы. — М.-Пг., 1923.

24. Арватов Б. Искусство и производство. — М.: Пролеткульт, 1926.

25. Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. — М.: ОГИЗ-ИЗОШЗ, 1932.

26. Арманд Е. Об одежде будущего. — Швейная промышленность, 1931, № 12, с.10-12.

27. Арнаудов М. Психология художественного творчества. — М.: Прогресс, 1970.

28. Бакеева Л. Некоторые закономерности художественно-твор -ческого цроцесса в свете ленинской теории отражения. — В сб.: Законы эстетики /Материалы межвузовской теорет. конф./. — Горький, 1972, с.77-78.

29. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969.

30. Белик А.П. Эстетика и современность. Очерки некоторых ак- 177 туальных проблем. — М.: Политиздат, 1967.

31. Белицер В. Выставка "Народная одежда и народное творчество белорусов в Музее народов СССР" — Совете, этногра -фия, 1948, № 2, с.217-219.

32. Белицер В.Н., Маслова Г.С. Против антимарксистских извращений в изучении одежды. — Совете, этнография, 1954, № 3, с.3-4.

33. Белова М.Г. О специфике коллективного народного творчества. Вестник Моск. ун-та, сер.8, философия, 1974, № 4,с.44-51.

34. Беляева-Экземплярская С. Пространственная композиция одеяды. — Швейная промышленность, 1934, Л 10, с. 14.

35. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.

36. Богуславская Я. Древние мотивы русской народной вышивки /к проблеме образования и развития орнаментальных форм в народном искусстве/. — Автореф. дисс., М., 1973.

37. Борисовский Г. Искусство и конвейер. — В сб.: Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1965, вып.7, с.342-363.

38. ЗЗуйко H.A. Формирование нового быта колхозного крестьянства в период строительства коммунистического общества. — Автореф. дисс., Минск, 1969.

39. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956.

40. Валентайн К. Психология красоты. — Л.-М.: Пучина, 1926.

41. Вольтер Э.А. К вопросу о "саянах". Из истории литовско-русского костюма. — Извест. отд. языка и словесности российской Акад.наук, т.XXII, 1917, кн.1, с.117-126.42

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.