Теоретические аспекты модернизации массового сознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шумилов, Владимир Константинович

  • Шумилов, Владимир Константинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 184
Шумилов, Владимир Константинович. Теоретические аспекты модернизации массового сознания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 2001. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шумилов, Владимир Константинович

Введение.

Глава 1. Социально-философские аспекты модернизации массового сознания.

1.1. Понятие «массовое сознание».

1.2. Концептуальные основы модернизации массового сознания.

1.3. Молодежь и модернизация общества

Глава 2. Современные процессы модернизации массового сознания молодежи в основных сферах российского общества.

2.1. Социально-политическая сфера.

2.2. Социально-экономическая сфера.

2.3. Духовная сфера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические аспекты модернизации массового сознания»

Актуальность темы исследования. На рубеже третьего тысячелетия Россия переживает сложное время изменения общественного развития и радикальных преобразований, стремясь выйти на дорогу общемирового цивилизованного развития, достичь параметров модернизированного общества.

Переход от социализма к рыночной экономике, сопровождавшийся системным кризисом российского социума, вызвал существенные изменения в социальной структуре общества, его перестройку на новые стратификационные параметры, которые вряд ли будут доминирующими в ближайшие десятилетия в силу известного консерватизма массового сознания населения. Следовательно, резервом дальнейших изменений массового сознания россиян в сторону развития правового государства, рыночной экономики и гражданского общества является молодежь. Именно от того, какие процессы происходят в массовом сознании молодежи, зависит будущее России, гак как фактически молодое поколение выступает как базовая структурная единица российского социума.

Однако прежде чем исследовать процессы, происходящие в массовом молодежном сознании, необходимо определить само понятие «массовое сознание», так как уровень его использования в научной литературе явно опережает теоретико-методологическое осмысление данного понятия. Поэтому необходимо уяснить сущность такого явления, как массовое сознание. Важно с определенных методологических позиций дать понятию «массовое сознание» смысловую определенность, которая позволила бы анализировать его в качестве самостоятельного объекта научного познания. Анализ культурно-исторических типов массового сознания позволяет всесторонне и комплексно осмыслить феномен данной социально-философской категории в духовной сфере общества.

В этой связи рассмотрение генезиса и эволюции массового сознания общества представляется нам наиболее важным, так как позволит уточнить само понятие данной социально-философской категории и раскрыть эволюцию развития российского социума. Наиболее актуален данный вопрос в свете непрекращающихся споров о путях развития России.

Часть ученых заявляет о принципиальной нереформируемости такой страны, как Россия, предрекает ей особый, отличный от мирового опыта, путь развития. Недаром особо популярным у политической элиты страны стал тезис о многополярном мире.

В обществознании модной стала школа А.С. Ахиезера, утверждающая, что «российское традиционное общество не имеет внутренних ресурсов для модернизации» [7, т. 2, с. 298]. Следовательно, опять-таки пропагандируется свой особый, самобытный путь развития.

Весьма расхожей является точка зрения, согласно которой модернизация России началась с петровских времен. Отсюда получается, что все современное, прогрессивное Россия получила из «Петрова окна». Но в таком случае становится невозможным объяснение многих фактов российской истории, например принятие Боярской думой Конституции страны в 1610 г. Поэтому актуальной проблемой является социально-философский анализ модернизации массового сознания российского общества, выявление его общих и особенных характеристик.

Как и в годы Великих реформ Александра II, модернизационные процессы на территории России происходят неравномерно; темпы преобразования российского социума во многом зависят от степени распространения традиционных масс общества в том или ином регионе. Отсюда приобретают актуальность исследования, направленные на выявление особенностей трансформационных процессов в отдельных регионах страны, которые позволят получить более конкретную картину развития общественного сознания.

Исследование массового сознания молодежи важно не только потому, что российское общество переживает глубокий мировоззренческий кризис. Речь идет о будущем всего человечества в третьем тысячелетии, и особая роль принадлежит молодым людям, вступающим в жизнь. Модернизировать Россию, претворить в жизнь демократические реформы невозможно без заинтересованного и активного участия молодежи.

Степень разработанности проблемы. Изучение понятия массового сознания началось более трех десятилетий назад, практически одновременно с разработкой такой категории философии, как общественное сознание. С одной стороны, это было связано с определением структуры последнего, но с другой - явилось стремлением ряда ученых выйти за узкие рамки классической классовой парадигмы. Однако в условиях России советского периода из-за идеологического пресса наиболее плодотворно можно было исследовать массовое сознание капиталистических стран, но не самого российского общества. Поэтому массовое сознание воспринималось как ложное, иллюзорное, связанное с развитием «массовой культуры», упадком духовного развития общества.

Тем не менее работы Э.Я. Баталова, Г.И. Вайнштейна, Г.Г. Дилигенского, В.П. Иерусалимского, Ж.Т. Тощенко, К.Г. Холодковского и др. позволили представить массовое сознание как сложную духовную систему, обладающую собственной структурой, типологией. Общеметодологические вопросы по данной проблематике содержались в работах Б.А. Грушина. Но разработанная им методологическая база теории массового сознания основывалась на концепции массовизации современного общества, что крайне сужало круг исследований исторического развития социума.

В своей монографии «Массовое сознание: в поисках новой парадигмы» Л.Г. Судас попыталась выделить массовое сознание как самостоятельный объект научного исследования и предложить соответствующую методологию его исследования. В связи с этим была предпринята попытка философского осмысления модернизации российского социума. Бесспорно, работа Л.Г. Судас во многом обогатила наше понятие о массовом сознании, открыла новые горизонты теоретических исследований данного феномена. Однако проблема модернизации массового сознания была решена в духе школы А. С. Ахиезера, что не позволило, на наш взгляд, наиболее адекватно отразить трансформационные процессы российского социума.

Изучение молодежной проблематики в философской и социологической литературе имеет достаточно богатую историю, но особенно оно активизировалось в России советского периода 60-х гг. и связано с работами С.Н. Иконниковой, В.Г. Лисовского, В.Н. Боряза, И.С. Кона и других авторов. В них обобщались результаты конкретных социологических исследований, разрабатывались исходные понятия методологии и методики исследований. Однако в условиях господствовавшей тогда классовой парадигмы сложно было объективно выявить массовое сознание молодежи, так как негативные тенденции объяснялись как исключения, не соответствующие идеологизированному образу советской молодежи.

90-е гг. XX века внесли новые аспекты в изучение массового сознания, привлекли внимание следующие проблемы: формирование молодежи как субъекта социальных преобразований, межпоколенческие отношения, роль молодежи в модернизации общества и т.д. Значителен вклад в разработку социально-философских исследований молодежи научного коллектива под руководством И.М. Ильинского. В последние годы накоплен достаточно огромный эмпирический материал по молодежной проблематике, который нашел отражение в различных публикациях и диссертационных работах. Среди них можно отметить работы таких исследователей, как О Н. Карпухин, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров и др. Однако, на наш взгляд, пока недостаточно работ обобщающего характера, ощущается отсутствие комплексных исследований различных сфер молодежного массового сознания, что не позволяет в полной мере оценивать происходящие модернизационные процессы.

Объект исследования - модернизация массового сознания.

Предмет исследования - современные процессы модернизации, происходящие в массовом сознании молодежи.

Цель и задачи исследования - на основе социально-философского осмысления эмпирических данных определить вектор модернизации массового сознания молодежи.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

- уточнить содержание понятия «массовое сознание»;

- выявить концептуальные основы модернизации массового сознания;

- исследовать специфику модернизации массового сознания молодежи Чувашии в сравнении с другими регионами России;

- раскрыть особенности протекания модернизационных процессов в массовом сознании различных групп молодежи.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются работы классиков отечественной и зарубежной философии. Анализ массового сознания молодежи проводился с использованием исторического, структурно-функционального методов, а также метода сравнительного анализа, деятельностного подхода.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проведенных диссертантом в Чувашской Республике среди молодежи в возрасте 16-23 лет в 1999-2000 гг. Анкетированием было охвачено 1416 респондентов. Распределение их по территории проживания, полу, возрасту, типам учебных заведений (школа, пту, вуз, техникум) соответствуют статистическим показателям Чувашии, что обеспечивает репрезентативность исследования. В процессе исследования было выделено четыре группы молодежи: молодые рабочие, служащие, безработные (50,0 %), студенты вузов и техникумов (17,9 %), учащиеся городских общеобразовательных школ и пту (19,8 %), старшеклассники сельских школ республики (12,3 %).

Научная новизна исследования:

1. Осуществлено теоретико-методологическое обоснование модернизации массового сознания, уточнено понятие «массовое сознание», выявлены основные культурно-исторические типы массового сознания, а также основные виды общественного сознания.

2. Выявлена концептуальная основа модернизации массового сознания, на базе которой рассматриваются общее и особенное в трансформации российского социума.

3. Обобщены теоретические и эмпирические данные о состоянии, конкретных проявлениях, ведущих тенденциях процесса модернизации массового сознания молодежи в условиях трансформации российского социума.

4. Установлены особенности массового сознания молодежи, ее структурообразующих групп в период ускоренной модернизации в основных сферах российского общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическое обоснование модернизации массового сознания: определение понятия «массовое сознание», выделение основных культурно-исторических типов (традиционное и современное массовое сознание).

2. Теоретическая модель модернизации массового сознания российского социума, согласно которой трансформация социумов возможна только при определенных природных факторах и при отсутствии существенного влияния со стороны политарных обществ (от греч. полития - государство). На этой основе раскрывается общее и особенное в модернизации массового сознания и российского общества как части европейского социума

3. Теоретические и эмпирические результаты исследования модернизации массового сознания молодежи, как наиболее динамичной части общества, показывают ведущую роль экономической сферы в модернизационных процессах.

4. Модернизация массового сознания наиболее активно происходит среди городской молодежи, особенно подростков. Однако в условиях догоняющей модернизации происходят процессы эксплицирования ранее присутствующих в имплицитной форме традиционных элементов массового сознания, которые имеют смысловые жизненные установки советской патриотической державности и имперского самодержавия с национально-православным уклоном. Наиболее заметны данные процессы среди значительной части студентов и молодых рабочих.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования методологических, теоретических положений и выводов для дальнейшего исследования проблем модернизации массового сознания, прогнозирования процессов, протекающих в духовной сфере в ходе трансформации общества России. Выводы диссертации могут служить теоретическим основанием при разработке программ политических партий и общественных организаций.

Теоретические и практические результаты диссертационной работы могут также использоваться в преподавании курсов философии, социологии, политологии, культурологии в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы отражены в ряде публикаций, изложены автором на международной научно-практической конференции «Институционализация многопартийности и модернизация российского общества» г. Йошкар-Ола в мае 2000 г., а также на республиканской научно-теоретической конференции «Социологическая мысль Чувашской Республики» г. Чебоксары в октябре 2000 г.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по три параграфа), заключения, списка использованной литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шумилов, Владимир Константинович

Данные выводы находят свое подтверждение в событиях более чем столетней давности, с начала Великих реформ Александра II. Целых 40 лет понадобилось российскому социуму для его определенной социальной структуризации, результатом которой явилось становление местного самоуправления, общественных некоммерческих организаций и массовых политических партий, являющихся основами гражданского общества. Поэтому несмотря на значительную урбанизацию страны, индустриализацию народного хозяйства, повышение уровня образования масс, быстрый рост информационного потенциала ожидать аналогичные результаты модернизации следует, скорее всего, не ранее 2030 года. Правда, справедливость данного утверждения может проверить только время. Значит, весьма важным представляется дальнейшее изучение проблематики модернизации массового сознания молодежи, целесообразнее проводить его каждые пять лет.

Государство и его органы в основном больше заняты проблемами макроэкономики и не уделяют должного внимания развитию регионов. Невнимание власти к столь существенному фактору модернизации массового сознания общества может привести к положению двух Италий, когда страна фактически расколется на более богатые динамично развивающиеся регионы и более бедные, отсталые с преобладанием традиционного уклада жизни. Следовательно, уже сейчас правительство должно начать выработку стратегической программы развития российских регионов, учитывая именно специфику модернизированности массового сознания.

Правительство и общественность Чувашской Республики, несомненно, должны учитывать гораздо более существенную традиционность массового сознания молодежи по сравнению с другими регионами России и предпринимать соответствующие меры не столько по сочинению очередной молодежной программы, сколько по развитию системы образования и науки, а также создавать все условия для свободного развития рыночных отношений, которые возможны только при благоприятном инвестиционном климате.

Модернизацию массового сознания невозможно ускорить, но можно создать условия для изживания мифов традиционного сознания. Решающее слово здесь принадлежит образованию молодых поколений в духе подлинных ценностей свободного демократического гражданского общества. Поэтому преподавание общественных, гражданских дисциплин должно стать альфой и омегой всей системы образования. Переподготовка преподавательского состава должна вестись с учетом особенностей модернизационных процессов массового сознания в переходном обществе.

Результаты исследований модернизации массового сознания молодежи позволяют сделать следующие выводы:

1. В условиях раскрытия социума наиболее динамично процессы модернизации массового сознания начинают работать в экономической сфере общества, которая, в свою очередь, оказывает влияние на остальные сферы социума.

2. В закрытых социумах энергия масс находит выход в духовной сфере общества, где вырабатываются компенсаторные механизмы защиты от произвола

159 властной элиты, на ^основе консервации архаичных элементов традиционного сознания.

3. Духовная сфера общества будет длительное время оставаться оплотом традиционализма и оказывать противодействие модернизации социума.

4. Следовательно, неизбежно все противоречия модернизационных процессов массового сознания будут разрешаться в политической сфере общества, которая станет ареной борьбы между сторонниками цивилизации и поклонниками самобытности.

5. В условиях XXI века шансы на успех модернизации массового сознания российского социума несравнимо выше, чем были в начале XX века. Тем не менее пока еще в массовом сознании молодежи мифы традиционного сознания достаточно велики для обрушения модернизационных процессов в случае острого социально-экономического и политического кризиса социума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, вставшие перед российской молодежью, становятся все более похожими на те, что уже давно волнуют молодежь западную. А это означает одно: Россия входит в русло, по которому движутся развитые страны» [45, с. 1], так считает руководитель отдела исследовательского центра ЮНИСЕФ во Флоренции Д. Микельрайта. О моральной и нравственной деградации молодых поколений, вступающих в жизнь [19, с. 21], не следует делать вывод, несмотря на целый ряд негативных явлений и признаков деградации массового молодежного сознания. Как бы не были высоки отрицательные последствия проводимых реформ, массовое сознание молодежи значительно быстрее взрослого населения усваивает современные реалии. Не случайно «молодое поколение (по самооценке) считает себя главным фактором устойчивого развития России (68,4 %) и в определенной степени (53,7 %) движущей силой коренных преобразований в обществе» [133, с. 96].

Наши исследования также подтверждают мысль о том, что молодежь уверена в своих силах, в том, что именно она выведет страну из кризиса и приведет к расцвету (65,9 %).

Результаты опросов показывают более успешную социально-экономическую, политическую и социокультурную адаптированность молодого поколения к новым условиям жизни. Все это свидетельствует о том, что в молодом поколении имеется потенциал движения к рыночной экономике, гражданскому обществу.

Процессы модернизации, происходящие в массовом сознании молодежи, заметны даже на чрезвычайно коротком промежутке времени, 3-5 лет. Подростки, как более младшее поколение, успешнее, чем их более старшие сверстники, осваивают некоторые демократические нормы правового государства и гражданского общества, что, несомненно, указывает на развитие модернизационных процессов в российском социуме.

Молодые люди являются поколением своего времени, их массовое сознание в полной мере отражает весь противоречивый и неоднозначный характер проводящихся реформ. Серьезным препятствием на пути к дальнейшей модернизации общества являются мифы традиционного сознания: патернализм, национализм, ксенофобия, изоляционизм, образующие в совокупности комплекс имперского мышления, который присутствует в значительной степени в массовом сознании юношей и девушек. Поэтому это поколение молодых людей является переходным и не может обеспечить необратимость модернизации нашего общества.

Здесь можно согласиться с J1. Гордоном и Э. Клоповым в том, что «решающий перелом может быть достигнут не раньше, чем через два - три десятилетия (а возможно, и в еще более длительной перспективе) «после выхода» на арену активной социальной деятельности хотя бы одного - двух поколений, освоивших именно систему базовых рыночно - демократических идей и ценностей и готовых действовать в соответствии с ними» [32, с. 8].

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шумилов, Владимир Константинович, 2001 год

1. Андреев А.Л. Российский социум на фоне реформ: общество, государство, нация// Международная экономика и международные отношения. - М., 1999. -№5.-С. 94-102.

2. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Гос. эрмитаж: Алетейя, 1988. - 401 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.

4. Арон Р. Измерения человеческого сознания// Философия и общество. М., 1999.-№ 2.-С. 214-218.

5. Арутюнян Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР. М.: Мысль, 1971.-374 с.

6. Афанасьева Г.В. Социально-философский анализ массового сознания. Автореферат дис. . канд. филос. наук. М., 1994.

7. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. М.: ФО СССР, 1991. - T.I. - 318 е.; - Т.2. - 378 е.; - Т. 3. - 470 с.

8. Ашин Г. Доктрина массового общества. М.: Политиздат, 1971. - 191 с.

9. БаргМ.А. Цивилизационный подход к истории: дань моде или требование науки?// Цивилизации. М., 1993. - Вып. 2. - С. 8-17.

10. Баталов Э.Я. Динамика развития американского общества и проблемы исследования политического сознания США. // Современное политическое сознание США / Отв. ред. Ю.А. Замошкин, Э.Я.Баталов. М.: Наука, 1980. -446 с.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования/ Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. - CLXIII. -783 с.

12. Бергер П., ЛукманГ. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Московский философский фонд и др., 1995. - 322 с.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220 с.

15. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М.: Мысль, 1971. -295 с.

16. БорязВ.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.- 155 с.

17. Брода М. Понять Россию? М.: Диалог - МГУ, 1998. - 103 с.

18. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. - 287 с.

19. Вайнштейн Г.И. Общественное сознание и трансформационный процесс в России (о проблеме взаимосвязей)// Международная экономика и международные отношения. М., 1999. - № 12. - С. 13-22.

20. Валенсуэла А. Латинская Америка: кризис президентской власти// Пределы власти. М., 1994. - № 2,3. - С. 70-88.

21. Васильев В.Г., МазеинВ.О., Мартыненко Н.И. Отношение студенческой молодежи к религии// СоцИс: Социологические исследования. М., 2000. -№ 1. -С. 118-120.

22. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества// СоцИс: Социологические исследования. М., 2000. - № 6. - С. 39-43.

23. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

24. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. -М.:ОГИ, 1988.-430 с.

25. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб.: Норма, 1997. - 224 с.

26. ГакГ.М. Избранные философские труды. М.: Мысль, 1981. - 380 с.

27. Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России, жизненные и социально-политические ориентации// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1993. -№ 1. С. 123-125.

28. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.

29. Гобозов И.JI. Единство и многообразие исторического процесса// Философия и общество. М., 1998. - № 1. - С. 135-150.

30. Голубкова Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1998. № 9. - С. 123-127.

31. Гордон Л.А. Общество «недовольных». Особенности массового сознания в переходный период// Полис. М., 1998. - № 3. - С. 32-48.

32. Гордон Л.А, Клопов Э. Современные общественно-политические преобразования в масштабе социального времени// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1998, № 1. - С. 6-20.

33. Горшков М.К. Общественное мнение: История и современность. М.: Политиздат, 1988. - 382 с.

34. Горшков М.К. Что с нами происходит?// НГ-сценарий. 15.05.1997.

35. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология (философская социально-психологическая характеристика)/ Отв. ред. Е.Ф. Солонов. Л.: Наука, 1979.-216 с.

36. Григорьев И.С. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориентаций// СоцИс: Социологические исследования. М, 1998,-№ 8.-С. 36-46.

37. Гринин А.Е. Формации и цивилизации// Философия и общество. М., 1997.-№3.-С. 5-92.

38. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. - 400 с.

39. Грушин Б.А. Логические принципы исследования массового сознания// Вопросы философии. -М., 1970. -№ 8. С. 91-99.

40. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987. 367 с.

41. Гуров Ю.С. Мировоззрение молодежи и атеизм: Опыт конкретного социологического исследования отношения молодежи к религии и формированияу нее научно-материалистического мировоззрения. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.-127 с.

42. Гуров Ю.С. Философия. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 132 с.

43. Гуров Ю.С. Социология. Чебоксары: КЛИО, 1998. - 196 с.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 573 с.

45. Дети свободы! Поколение «пепси» надеется на себя// Известия. М., 2000. -№212.

46. Дилигенский Г.Г. Рабочий на капиталистическом предприятии. Исследование по социальной психологии французского рабочего класса. М.: Наука, 1969.-410 с.

47. Дилигенский Г.Г. Массовое политическое сознание в условиях современного капитализма// Вопросы философии. М., 1971. - №9. - С. 53-67.

48. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы массового сознания// Вопросы философии. М., 1983. -№ Ц. - С. 3-15.

49. Дилигенский Г.Г. Введение. Глава 1. // Социальная психология классов: Проблемы классовой психологии в современном капиталистическом обществе. -М.: Мысль, 1985.-293 с.

50. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели: Проблемы массового сознания современного капиталистического общества. М.: Политиздат, 1986. - 255 с.

51. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности// Вопросы философии. М., 1990. -№3. - С. 31-45.

52. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология/Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Новая школа, 1996. - 352 с.

53. Дилигенский Г.Г. Российский гражданин конца девяностых: генезис постсоветского сознания: (социально-психологические исследования)/ РАН Институт мировой экономики и международных отношений. М.: ИМЭМО, 1998.- 134 с.

54. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый. Личность в постсоветском социуме// Полис. М., 1999. - № 3. - С. 5-15.

55. Дилигенский Г.Г. Дифференциация или фрагментация (о политическом сознании в России)// Международная экономика и международные отношения. -М„ 1999. -№10. -С. 38-48.

56. Дмитриева С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. Киев; Одесса: Высшая школа, 1988. -221 с.

57. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 572 с.

58. Ерасов Б.С. Социальная культурология/ Пособие для студентов вузов: В2ч.-М.: Аспект пресс, 1994. Ч. 1.-379 с.;Ч. 2.-238 с.

59. Жизненные пути одного поколения/ РАН Институт социологии. М.: Наука, 1992. - 186 с.

60. Житенев В.Б. Общественное мнение в социальном управлении/ Отв. ред. В.И. Бойко: АН СССР, Сибирское отделение Института истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, 1987. - 165 с.

61. Журавлева И.В., ПейковаЗ.И. Религиозность российских и финских подростков// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1998. № 10. - С. 136142.

62. Зубкова Е.Ю. Мир мнений советского человека 1945-1948 годы// Отечественная история. М., 1998. - № 3. - С. 25-39.

63. Иерусалимский ВТ. Социально-политическое сознание трудящихся и некоторые новые тенденции // Классы и классовая борьба в ФРГ. М.: Наука, 1978.-295 с.

64. Иконникова С.Н. Лисовский В.Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках (социологические исследования). Л.: Лениздат, 1969. - 134 с.

65. Иконникова С.Н. Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи. Молодежь и образование. - М.: Молодая гвардия, 1972. -431 с.

66. Иконникова С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания: Учебное пособие. Л.: ЛИК, 1988. - 76 с.

67. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Автореферат дис. . канд. филос. наук. Пермь, 1997.

68. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Системные кризисы индустриальной эпохи// Вопросы философии. М., 1999. - № 5. - С. 3-18.

69. Ионов И.Н. Теория цивилизации на рубеже XXI века// Общественные науки и современность. М., 1999. - № 2. - С. 127-138.

70. Исмуков Н.А. Некоторые вопросы неклассической философии/Сб. науч. статей преподавателей и аспирантов Чебоксар, кооп. ин-та Чебоксары, 1996. Вып. 6.-С. 126-131.

71. Каарийанен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)// Вопросы философии. М., 1997. - № 6. - С. 35-52.

72. Каарийанен К., Фурман Д. Татары и русские верующие и неверующие, старые и молодые// Вопросы философии. - М., 1999. - № 11. - С. 68-80.

73. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры/ Институт философии АН СССР, Философское общество СССР. М.: Правда, 1989. - 653 с.

74. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// СоцИс: Социологические исследования. М., 1998. - № 12. - С. 89-94.

75. Карпухин О.И. Молодежь России; особенности социализации и самоопределения// СоцИс: Социологические исследования. М., 2000. - № 3. - С. 124-128.

76. Катаев С.Л. Доводы «За» и «против» смертной казни// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1999. № 10. - С. 47-52.

77. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественное сознание. М.: Политиздат, 1966.-56 с.

78. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т./ Под ред. В.Л. Янина. М.: Мысль, Т. 3.: Курс русской истории. 1988. - 414 е.; Т. 4.: Курс русской истории, 1989. -398 с.

79. Клямкин К.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России// Полис. М., 1995. -№5.-С. 78-96.

80. Козлова И.Н. Социализм и сознание масс (социально-философские проблемы)/ Отв. ред. Л.И. Новикова: АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1989,- 158 с.

81. Коллектив колхозников. Социально-психологическое исследование/ Под. ред. В.Н. Колбановского. М.: Мысль, 1970. - 287 с.

82. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

83. Кон И.С. Открытия «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

84. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности/ Учебн. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

85. Кравченко А.И. Три капитализма в России// СоцИс: Социологические исследования. М., 1999. - № 7. - С. 16-25.

86. Красильникова О.В. Политические предпочтения возрастных групп// СоцИс: Социологические исследования. М., 2000. - № 9. - С. 49-52.

87. Красильщиков В.А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX в. с точки зрения мировых цивилизаций./ Российская академия наук. Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Росспэн, 1998. - 263 с.

88. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия// СоцИс: Социологические исследования. М., 1995. - № 11. - С. 91-99.

89. Кулик А. Политические партии постсоветской России: опора демократии или костыль режимной системы?// Международная экономика и международные отношения. М., 1998. - № 12. - С. 47-58.

90. Лазебный Jl.И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности/ Российское философское общество. М.: Знак, 1997. - 248 с.

91. Лапкин В.В., Пантин И.В. Русский порядок// Полис. М., 1997. - № 3. - С. 74-88.

92. Леонтьева Е. Япония: преодоление кризиса// Мировая экономика и международные отношения. М., 2000. - № 8. - С. 107-113.

93. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. - 302 с.

94. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 536 с.

95. МагунВ.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегия их реализаций: 90-е и 80-е годы/ Институт социологии РАН; Центр социологического образования российской академии образования. М., 1993. -61 с.

96. Массовое сознание и массовые действия/ РАН, Институт социологии. М.: ИС, 1994.- 149 с.

97. Матвеев Г.М., Матвеев А.Г. Философия: Конспект лекций/Отв. ред. А.И. Петрухин. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999. - 138 с.

98. Минард Е. Эволюция богов: Альтернативное будущее человечества/ Под. ред. А.А. Гурштейна. М.: Мир, 1996. - 111 с.

99. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX столетия. М.: Мысль, 1990. - 235 с.

100. Михайлова Р.В. Духовность крестьянства в России XX века. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1997. - 193 с.

101. Модернизация в России и конфликт ценностей/ Отв. ред. С.Я. Матвеева; РАН, Институт философии. М.: ИФРАН, 1994. - 248 с.

102. Молодежь в трудовом коллективе: Профессиональное и гражданское становление. М.: Профиздат, 1986. - 165 с.

103. Молодежь: ориентации и жизненные пути (на материалах социологических исследований в Советской Прибалтике)/ Отв. ред. М.Х. Титма; Ин-т философии и права АН Латв. ССР и др. Рига: Зинатне, 1988. - 204 с.

104. Молодежь России: Социальное развитие/ РАН, Институт социально-политических исследований. М.: Наука, 1992. - 204 с.

105. Молодежь России: Тенденции, перспективы/ Ред. И.М. Ильинский, А.В. Шаронов. М.: Молодая гвардия, 1993. - 224 с.

106. Молодежь: будущее России. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. -238 с.

107. Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции 26-28 сентября 1995 г.: В 2 вып./ Науч. ред. В.Т. Лисовский. СПб.: СПбГУ, 1995. - Вып. I. - 164 с.

108. Молодежь и общество на рубеже веков/ Под науч. ред. Ильинского И.М. -М.: Голос, 1999.-332 с.

109. Московичи С. Век толпы: Исторический трактат по психологии масс/ РАН Институт психологии; Франция. Дом наук о человеке. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

110. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1998. № 6. - С. 107-110.

111. Мяло К.Т. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1993. - 251 с.

112. Насонова Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен/ Российское философское общество. -М.: Знак, 1997. 311 с.

113. Наумова Т.В. Россия: какие реформы нам нужны// Вестн. Моск. ун-та. Серия 12, Политические науки. М., 2000. - № 2. - С. 34-46.

114. Неформальные объединения молодежи вчера, сего дня. а завтра: Сб. статей. М.: ВКШ, 1988. - 67 с.

115. Новикова Л.И. Цивилизация как идея и как объяснительный принцип исторического прогресса// Цивилизации. М., 1992. - Вып. I. - С. 9-26.

116. Ортега-и-ГассетX. Восстания масс// Вопросы философии. М., 1989. -№3.-С. 119-154.

117. Ослон А. Последний год России// НГ-сценарий. 10.04.1997.

118. Павленко Ю.В. Цивилизационное развитие человечества как целостный процесс//Философия и общество. -М., 1998. -№ 3. С. 155-189.

119. Павловский В.В. Ювенология: Становление науки о молодежи. М.: Краснояр. ун-т.; Краснояр. агроун-т, 1997. - 185 с.

120. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993. -421 с.

121. Панарин А.С. Социальный субъект и альтернативы открытой истории // Социальные субъекты и политика/ Институт философии. М.: ИФ 1991. - 145 с.

122. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе: (Между атлантизмом и евразийством)/ РАН Институт философии. М.: ИФРАН, 1995. - 261 с.

123. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: (Парадоксы европеизма в современной России)// Вопросы философии. М., 1996. - № 10. - С. 19-31.

124. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну// ■ Вопросы философии. М., 1998. - № 7. - С. 3-13.

125. Парамонов С. Типы морального сознания молодежи// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1997. № 10. - С. 69-78.

126. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. -270 с.

127. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. ком. унта, 1993.-431 с.

128. Поляков J1.В. Методология исследования российской модернизации// Полис. -М., 1997. № 3. - С. 5-13.130.50/50 Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. Ю.Афанасьева. -М.: Прогресс; Париж: Пайо, 1989. 557 с.

129. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в.России/ Отв. ред. С.Д. Шмидт. -М.: Наука, 1988. С. 690.

130. Рожков В.П. Запад и Россия: Философские основания цивилизационной константы общественного сознания/ Под ред. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1998.-241 с.

131. Ручкин Б.А. Молодежь и становлений новой России// СоцИс: Социологические исследования. М., 1998. - № 5. - С. 90-98.

132. Рыбин В.А. Современное массовое иллюзорное сознание: методологический анализ. Автореферат дис. . канд. филос. наук. -Екатеринбург, 1993.

133. Сармьенто Д.Ф. Цивилизация и варварство: Жизнеописания Хуана Факундо Кироги, а также физический облик, обычаи и нравы Аргентинской республики/ Изд. подгот. В.Б. Земсков, Н.С. Попрыгина; АН СССР. М.: Наука, 1988.-270 с.

134. Светлицкая Е.Б. Новая российская идентичность// Общественные науки и современность. М., 1997. - № 1. - С. 72-81.

135. Седов JI. Политичекая «разруха» в натуре и в головах// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - М., 1998. - № 4. -С. 11-17.

136. Седов JI. Кризис власти в России и пути ее эволюции// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 1999. - № 4. - С. 20-27.

137. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций/ Учебн. пособие для вузов и ср. спец. учеб. заведений. Брянск: Курсив, 1996. - 526 с.

138. Семенов Ю.И. Всемирная история как единый процесс развития человечества во времени и в пространстве// Философия и общество. М., 1997. -№ 1. - С. 156-217.

139. Сергиенко П.А. Массовое политическое сознание. Проблемы формирования и развития. Киев: Лыбидь. - 175 с.

140. Скакунов Э.И. Политическая оппозиция в период модернизации в России// СоцИс: Социологические исследования. М., 1999. - № 8. - С. 13-19.

141. Смелзер Н. Социология. -М.: Феникс, 1998. 668 с.

142. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн./ Отв. ред. И.Д. Ковальченко, С.С. Дмитриев. -М.: Мысль, Кн. 3: История России с древнейших времен. 1989. -783 с.

143. Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Феникс ГАСК СК СССР, 1991. -511 с.

144. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 540 с.

145. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования/ Под ред. Е.С. Кузмина, В.Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 288 с.

146. Студенческая молодежь и реформы: динамика массового сознания (опыт конкретного социологического анализа). -М.: Фонд СИГОП, 1994. 54 с.

147. Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы/ ПМЛ Институт Африки РАН. М., 1996. - 111 с.

148. Сухарев Ю.А. Ориентиры обновления российского общества// Вестн. Моск. ун-та. Серия 18, Социология и политология. М., 2000. - № 1. - С. 15-24.

149. Тафаев Г.И. Теория цивилизации С. Хантингтона и будущее российской цивилизации // Российская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее / Сборник статей VI межвузовской студенческой научной конференции. Чебоксары, 2000. -416 с.

150. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник/ Сост. А.П. Огурцов. М.: Прогресс; 1991.-730 с.

151. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебн. для вузов. М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 510 с.

152. Тугаринов В.П. Избранные философские труды/ ЛГУ им. А.А. Жданова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 343 с.

153. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. -М.: Мысль, 1968. 324 с.

154. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. -М.: Мысль, 1980. -271 с.

155. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. -268 с.

156. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 334 с.

157. Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи// СоцИс: Социологические исследования. М., 2000. - № 6. - С. 119122.

158. Федоркина А.П. Диалектика общественного, коллективного и индивидуального сознания при социализме. -М.: Высшая школа, 1989. 102 с.

159. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб.: София, 1991. - Т. 1. - 350 е., Т. 2. -348 с.

160. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы/ РАН. Институт философии. М.: ИФРАН, 1997. - 255 с.

161. Федотова В.Г. Глобальный мир и модернизация// Философские науки.1. М., 2000.-№ 1.-С. 5-36.

162. Феизов Э.З. Восприятие и реальность. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992.- 121 с.

163. Феизов Э.З. Сознание: Конспект лекций. Чебоксары: Изд-во Чуваш, унта, 1995.-52 с.

164. Фенько А. Дети хотят обратно в империю// Коммерсантъ. Власть. - М., 2000. -№ 13.-С. 8-10.

165. Фенько А. Искусство быть бедным// Коммерсантъ. Власть. М., 2000. -№ 39. - С. 36-38.

166. Фукуяма Ф. Конец истории// США: Экономика, политика, идеология. -М., 1990.-№ 5.-С. 39-54.

167. ХевешиМ.А. Политика и психология масс// Вопросы философии. М., 1999.-№ 2.-С. 32-42.

168. Холодковский К.Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского социума// Полис. М., 1998. - № 3. - С. 16-31.

169. Хорос В.Г. Противоречивый характер массового сознания. // Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки/ АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. Б.С. Ерасов. М.: Наука, 1984. - 184 с.

170. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т./ АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1991. - Т. 1. - 798 е., Т. 2. - 671 с.

171. Чекушкин В.И., Трагедия личности: Попытка историко-философского осмысления. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. - 399 с.

172. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве// СоцИс: Социологические исследования. -М., 1998. № 3. - С. 93-105.

173. Шаронов В.В. Психология класса (Проблемы методологии исследования). JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 143 с.

174. Шолохов М.А. Тихий Дон: В 4 кн. Новосибирск, 1993. - Кн. 4. - 446 с.

175. Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений// СоцИс: Социологические исследования. М., 1992. - № 2. - С. 47-60.

176. Щавелев С.П. Практическое сознание: Философско-методологические очерки. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1994. - 232 с.

177. Щенникова Л.С. Духовные ориентиры псковских студентов// СоцИс: Социологические исследования. М., 1999. - № 8. - С. 98-100.

178. Янов А.Л. Тень грозного царя: Загадки русской истории. М.: КРУК, 1997.-218 с.

179. Янов А.Л. Россия против России: Очерки истории русского национализма. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. - 363 с.

180. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность России// СоцИс: Социологические исследования. М., 1995. - № 12. - С. 39-47.174

181. BobachR. Der Umbruch in Osten-Binnenperspektiven// Der Umbruch in Osteuropa als Herausfordemng fur die Philosophie: Dem Gedenken an Rene Ahlberg gewidmet. Frankfurt am M., 1995. - S. 175-199.

182. Lorens A. Die werte sind im Kommen: Abschied von der Ellenbogenges. -Augsburg: Pattloch, 1996. 207 s.

183. Opaschowski H.W. Von der Generation X zur Generation: Leben im Informationszeitalter//Aus Politik u. Zeitgeschichte. Bonn, 1999. - № 41. - S. 10-16.

184. Rausch T. Zwischen Freiheitssuche und DDR Nostalgie: Lebensent - wtirfe und Gesellschaftsbilder ostdeutscher Jugendlicher/ Aus Politik u. Zeitgeschichte. -Bonn, 1999. -№45. - S. 32-38.

185. Simon G. Welchen Ranm lapt die Geschichte fur Modernisirung Rup lands? -Кб In, 1998.-33 s.1. АНКЕТА

186. На тему: «Теоретические аспекты модернизации массового сознания»

187. Интересуетесь ли Вы миром политики?01. да, интересуюсь02. нет03. затрудняюсь ответить

188. Что, по Вашему мнению, оказало основное влияние на формирование Ваших политических представлений?04. семья05. школа06. средства массовой информации07. религия08. окружающая действительность09. затрудняюсь ответить

189. Может ли сегодня каждый гражданин России свободно высказываться по политическим вопросам?10. да, может11. нет12. затрудняюсь ответить

190. Каким средствам массовой информации Вы в наибольшей степени доверяете?13. телевидению, радио14. газетам и журналам15. никаким16. затрудняюсь ответить

191. Информационные программы каких телеканалов Вы предпочитаете смотреть?17. ОРТ18. НТВ19. РТР20. не смотрю

192. Что для Вас важнее: свобода или равенство между людьми?21. свобода22. равенство23. затрудняюсь ответить

193. Как Вы понимаете слово «свобода»?24. ответственность за свои поступки только перед самим собой25. ответственность перед обществом26. ответственность перед богом27. свобода это возможность жить по своей воле28. затрудняюсь ответить

194. Кому Вы в наибольшей степени доверяете?29. самому себе30. семье и родственникам31. друзьям32. церкви и духовенству33. государству34. другое (дополните)

195. Каким государственным институтам Вы в наибольшей степени доверяете?35. президенту36. правительству37. федеральному собранию (Государственной Думе)38. политическим партиям39. затрудняюсь ответить

196. Какой власти Вы больше доверяете?40. городской41. республиканской42. российской43. никакой44. затрудняюсь ответить

197. Как Вы оцениваете деятельность президента и правительства РФ?45. положительно46. отрицательно47. затрудняюсь ответить

198. В какой степени Вы доверяете опросам общественного мнения?48. в основном доверяю49. доверяю частично50. не доверяю51. затрудняюсь ответить

199. В чьих интересах действует правительство в настоящее время?52. в интересах отдельных групп общества53. в интересах богатых слоев54. в интересах общества55. затрудняюсь ответить

200. Нужна ли России сегодня «жесткая рука», сильный человек, способный взять на себя всю меру власти и ответственности?56. да, нужна57. нет58. затрудняюсь ответить

201. Во всей 70-летней истории Советского Союза найдется мало того, чем россияне могли бы гордиться?69. да, верно70. нет, у Советского Союза очень много достижений, которыми мы гордимся71. затрудняюсь ответить

202. Какой общественный строй сложится в России в ближайшее будущее?72. капитализм73. социализм

203. Россия должна идти своим особым путем75. затрудняюсь ответить

204. Должны ли в России все руководящие посты занимать русские?82. да, должны83. нет, национальность значения не имеет, главное способности, талант84. затрудняюсь ответить

205. Как нужно решать национальные конфликты?85. с применением военной силы, если другие возможности исчерпаны86. мирно и только путем переговоров87. затрудняюсь ответить

206. Должна ли Россия иметь свою национальную идею?88. да, должна89. нормальное государство живет сегодняшним днем и у него не должно быть каких-то специальных целей90. затрудняюсь ответить

207. Какой должна быть иммиграционная политика?

208. Какой Вы видите в будущем Чувашию?95. свободным, независимым, суверенным государством96. автономной республикой в составе России97. одной из губернией России98. затрудняюсь ответить

209. Верите ли Вы словам В.В. Путина, когда он заявляет о том, что не покушается на свободу слова в России?99. да, верю100. нет101. затрудняюсь ответить

210. Был ли распад Советского Союза неизбежен?102. да, был103. нет104. затрудняюсь ответить

211. Должна ли Россия быть сверхдержавой как СССР или США?105. да, должна106. нет, должна быть нормальной страной107. затрудняюсь ответить

212. В чем состоит задача политической оппозиции в Государственной думе?108. критиковать правительство109. оказывать помощь правительству своими советами110. затрудняюсь ответить

213. Возможно ли в будущем для решения своих проблем Ваше участие в работе какой-либо партии или общественной организации?111. возможно112. ни при каких условиях113. затрудняюсь ответить

214. Деятельности какой фракции Государственной думы Вы доверяете?114. КПРФ115. ЛДПР116. Единство117. Отечество118. Союз правых сил119. Яблоко120. никому не доверяю121. затрудняюсь ответить

215. Если решения городских властей затрагивают Ваши интересы, готовы ли Вы организовать группу заинтересованных лиц, чтобы как-то решить эту проблему?122. да, готов123. нет124. затрудняюсь ответить

216. Считаете ли Вы, что среднее специальное, высшее образование и медицина в России быть бесплатным?125. да, считаю126. нет127. затрудняюсь ответить

217. Кто несет наибольшую ответственность за обеспечение человека всем необходимым?128. сами люди129. государство130. затрудняюсь ответить

218. На какие ценности должна ориентироваться Россия?131. только на западные132. только на русские133. затрудняюсь ответить

219. По какому пути, на Ваш взгляд, должна развиваться Россия?134. европейско-американскому пути135. азиатскому пути136. у России свой собственный путь развития137. затрудняюсь ответить

220. Должна ли Россия стать частью единой Европы, вступив в европейское сообщество государств?143. да, должна

221. Россия особая страна, западный образ жизни ей чужд145. затрудняюсь ответить

222. Какими должны быть границы России?146. по границам бывшей Российской империи147. по границам СССР148. по границам СНГ149. по границам славянским государств, входящих в СНГ150. по ныне существующим границам России151. затрудняюсь ответить

223. Вы гордитесь тем, что Вы гражданин России?152. да, горжусь153. нет, лучше там где уважают мои права154. затрудняюсь ответить

224. Согласны ли Вы с таким мнением, что демократические выборы простая формальность, от рядового избирателя ничего не зависит, исход выборов решен заранее?155. да, согласен156. нет157. затрудняюсь ответить

225. От кого, по Вашему мнению, исходит угроза безопасности России?158. от террористов159. от США160. другое(дополните)161. безопасности России никто не угрожает162. затрудняюсь ответить

226. Следует ли России вступить в блок НАТО?163. да, следует164. нет165. затрудняюсь ответить

227. Ваше понимание социальной справедливости?173. равенство людей только перед законом174. равенство людей только перед богом175. все блага распределяются поровну между людьми176. затрудняюсь ответить

228. Как Вы оцениваете уровень благосостояния Вашей семьи?177. бедный178. очень бедный179. выше бедного180. средний181. выше среднего182. высокий

229. Согласны ли Вы с мнением, что государство должно обеспечивать каждого желающего работой?183. да, согласен184. нет185. затрудняюсь ответить

230. Согласны ли Вы с таким мнением, что расслоение в обществе на бедных и богатых, естественный процесс?186. да, согласен187. нет188. затрудняюсь ответить

231. Нужна ли Вам, Вашей семье помощь со стороны государства?189. да, нужна190. нет191. затрудняюсь ответить

232. Где Вы хотели бы работать?192. государственное предприятие, учреждение193. кооператив, колхоз194. собственное дело195. контракт на службу в армии, милиции196. иностранная фирма197. другое (дополните)198. затрудняюсь ответить

233. Кому должно помогать государство?203. всем гражданам без исключения204. только тем, кто не может позаботиться о себе сам205. затрудняюсь ответить

234. Какие социальные группы населения способствуют в наибольшей мере развитию России?206. рабочие и крестьяне207. интеллигенция208. предприниматели209. затрудняюсь ответить

235. Согласны ли Вы с мнением, что итоги приватизации не надо пересматривать?210. да, согласен211. нет, неправедно нажитые состояния необходимо конфисковать в пользу государства212. затрудняюсь ответить

236. Согласны ли Вы с утверждением о том, что в нашей стране и в этой жизни все продается и покупается?213. да, согласен214. нет215. затрудняюсь ответить

237. Может ли богатство приобретено честным путем?216. да, может217. нет218. затрудняюсь ответить

238. Как Вы думаете, следует ли продолжать курс рыночных реформ?219. следует продолжить220. следует ускорить курс рыночных реформ221. следует прекратить222. затрудняюсь ответить

239. Какой вид собственности, по Вашему мнению, наиболее эффективен и приведет к расцвету России?223. частная собственность224. государственная собственность в сочетании с частной225. затрудняюсь ответить

240. Необходима ли частная собственность на Землю?226. да, необходима227. нет228. затрудняюсь ответить

241. Одобряете ли Вы проведение в России либеральных реформ Г. Грефа?229. да, одобряю230. нет231. затрудняюсь ответить

242. Готовы ли Вы терпеть различные неудобства и лишения, если знаете, что это послужит на благо России?231. да, готов232. нет233. затрудняюсь ответить62. Что для Вас важнее?234. материальный успех235. семейные и дружеские отношения236. затрудняюсь ответить

243. Что для Вас важнее: духовные ценности или деньги?237. духовные ценности238. деньги239. и то и другое64. Где Вы хотели бы жить?240. в России241. там, где будут достойно оплачивать мой труд242. затрудняюсь ответить

244. Согласны ли Вы с таким мнением, что лучше жить как все, не высовываться; не стремиться к личному успеху, вызывая порой неприязнь окружающих?243. да, согласен244. нет245. затрудняюсь ответить

245. Согласны ли Вы, что владельцы собственности должны оказывать главное влияние на политику принятия государственных решений?246. да, согласен247. нет248. затрудняюсь ответить

246. Применимы ли любые средства для достижения благородной цели?249. да, применимы250. нет251. затрудняюсь ответить

247. Согласны ли Вы ради наведения порядка в стране, искоренения преступности отказаться от некоторых своих прав: свободы слова, печати, неприкосновенности жилища и т.п.?255. да, согласен256. нет257. затрудняюсь ответить

248. Считаете ли Вы допустимым обходить закон, не нарушая его напрямую?258. да, считаю259. нет260. затрудняюсь ответить

249. Необходимо ли запретить хождение в России иностранной валюты?261. да, необходимо запретить262. нет263. затрудняюсь ответить

250. Как должна вестись борьба с преступностью?264. с применением любых средств265. при соблюдении существующих законов и без нарушения прав человека266. затрудняюсь ответить

251. Согласны ли Вы с мнением: по жизни у нас для богатых один закон, а для бедных другой?267. да, согласен268. нет269. затрудняюсь ответить

252. Согласны ли Вы с таким утверждением, что советь, правда выше закона?270. да, согласен271. нет272. затрудняюсь ответить

253. Какой, по Вашему мнению, станет Россия в ближайшие 10-15 лет?273. среднеразвитой страной274. сильным, важным членом мирового сообщества275. сверхдержавой276. затрудняюсь ответить

254. Как Вы относитесь к смертной казни?277. смертную казнь следует отменить278. смертную казнь нельзя отменить279. затрудняюсь ответить

255. Готовы ли Вы к реализации своих гражданских прав и свобод?280. да, готов281. нет282. затрудняюсь ответить

256. Необходим ли России для подъема экономики иностранный капитал?283. да, необходим284. нет285. затрудняюсь ответить

257. Как Вы считаете, сотрудничество с Западом приносит России больше пользы или вреда?286. больше пользы287. больше вреда288. затрудняюсь ответить

258. На что необходимо в первую очередь тратить деньги из государственного бюджета?289. на оборону290. на промышленность и сельское хозяйство291. на образование и науку292. на помощь бедным слоям населения293. затрудняюсь ответить

259. Можно ли украсть лекарство для спасения ближнего?294. да, можно295. нет296. затрудняюсь ответить

260. Какую роль играет в Вашей жизни религия?297. очень важную298. достаточно важную299. не очень важную300. не играет роли

261. До октября 1917 г. Россия была православной страной. Считаете ли Вы необходимым предоставить подобные привилегии Российской православной церкви?301. да, считаю302. нет303. затрудняюсь ответить

262. Как Вы считаете, способно ли Ваше поколение в будущем привести Россию к расцвету?304. да, способно305. нет306. затрудняюсь ответить85. Укажите Ваш пол307. мужской308. женский

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.