Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Вильде, Татьяна Николаевна

  • Вильде, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 226
Вильде, Татьяна Николаевна. Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вильде, Татьяна Николаевна

Введение

I Глава. Теоретические основы проблемы.

1.1. Исторический экскурс развития композиционных форм в изобразительном искусстве и изобразительном творчестве детей.

1.2. Законы правила и приемы композиции

1.3. Психологические основы композиции как учебного предмета в начальной школе.

Выводы по I главе.

II Глава. Методические основы композиции как учебного предмета в начальной школе.

2.1. Методические основы в формировании системы обучения, воспитания и развития младших школьников по композиции.

2.2. Разработка параметров, анализа уровней и критериев оценки работ учащихся.

2.3. Предлагаемая модель методической системы преподавания композиции в начальной школе гуманитарной 75 гимназии.

Выводы по II главе.

III Глава. Экспериментальная проверка предлагаемой методической системы.

3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента.

3.2. Формирующий этап педагогического эксперимента.

3.3. Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента.

Выводы по III главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические и методические основы композиции как предмета в начальной школе гуманитарной гимназии»

Проблема исследования и ее актуальность.

Одной из основных особенностей современной школы является всеобщая гуманизация обучения. Тенденция гуманизации связана с общей направленностью на формирование личности школьника. Эту серьезную задачу призваны решить, главным образом, предметы эстетического цикла в силу своей специфики. Именно эти предметы оказывают благотворное влияние на психику ребенка, формируют гармоничное, целостное видение мира, закладывают основы нравственного поведения.

Возможность альтернативного обучения в современной школе, а именно, появление наряду с общеобразовательными школами гимназий, лицеев, частных школ с углубленным изучением определенных предметов ставит перед педагогами и методистами задачу изменения и создания новых программ, а также поисков новых методов обучения.

Вызванное жизнью появление гуманитарных гимназий с эстетическим уклоном привело к выделению тематического рисования в специальный предмет - композицию.

В существующих программах по изобразительному искусству, разработанных коллективом авторов: B.C. Кузиным, H.H. Ростовцевым, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой и др., композиция существует как элемент, как часть урока рисования с натуры и декоративного рисования. Даже на уроках тематического рисования изучение основ композиции происходит в сжатой, усеченной форме. Программа по искусству, разработанная под руководством Б.Н. Неменского, ставит на первое место задачу воспитания культурного зрителя, развивая эмоции и чувства ребенка. Задача обучения основам изобразительной грамотности и, в частности, основам композиции уходит на второй план. Педагоги, работающие в гуманитарных гимназиях, где одной из основных задач является подготовка школьников к обучению изобразительному искусству в профессиональных средних и высших учебных заведениях, сталкиваются с вопросами: чему учить и как учить, в том числе встает вопрос, как учить композиции, что особенно важно для развития художественно-творческих способностей учащихся. В существующих методических разработках и программах по композиции В.А. Гуружанова, В.И. Вислоушкина, И.М. Абаевой и других не дается исчерпывающего ответа на эти вопросы.

При проведении данного исследования мы учитывали как степень разработанности теории композиции, так и практику составления учебных программ для ДХШ, училищ, вузов. Нами были проанализированы высказывания и исследования по композиции в статьях и трудах таких авторов как Волков H.H., Кибрик Е.А., Фаворский В.А., Шорохов Е.В., Данилова Е.И., Завадская Е.В., Кандинский В., Чуйков С., Третьяков H.H. и др.

Многие авторы определяют композицию как пластическую форму, образный строй, конструкцию художественного произведения. Волков H.H., Фаворский В.А., Жегин Л.Ф. дают философско-историческое определение композиции, связывая его с мировоззрением художника и с исторической эпохой. На взаимосвязь мировоззрения и художественной формы произведения искусства указывает С.А. Кривун в исследовании «Эволюция художественной формы», A.B. Азархин в работе « Мировоззрение и эстетическое развитие личности» и др. Рассматривая композицию с этой точки зрения, на первый план выходят понятия пространства и времени, которые в разные исторические эпохи осознаются и передаются по-разному. Исходя из этого, с целью выявления пространственно-временной системы изображения был предпринят теоретический анализ работ, посвященных этому вопросу: «Искусство: философские проблемы исследования» Л.Г. Юлдашев, «Категории материалистической диалектики в психологии» Л.И. Анцыферова, «Восприятие пространства и времени» Ананьев Б.Г., «Геометрия картины и зрительное восприятие» Б.В. Раушенбах, «Категории средневековой культуры» А .Я. Гуревич и т.д.

В ряде работ, посвященных детскому изобразительному творчеству (Фаворский В.Л., Бехтерев В.М.) отмечается некоторое сходство развития детского рисунка с развитием мирового изобразительного искусства. Если рассматривать композицию с философской точки зрения, то есть, определить композицию как картину мироздания, то это сходство можно объяснить личностным ростом, осознанием все новых причинно-следственных связей, изменением восприятия мира и, в первую очередь, пространственно-временных отношений и себя в пространственно-временном континууме. Отсюда формы композиции в изобразительном творчестве детей рассматриваются не только как показатель изобразительной грамотности, но и как проявление фактора общего развития ребенка, его личностного уровня.

Для разработки эффективной методики преподавания композиции в начальной школе были проанализированы работы, посвященные изучению творческого процесса, природы творчества, творческого воображения, развития образного мышления и активизации творческого процесса (А.Лилов, Л.С. Выготский, А.Валлон, Л.И. Божович, К.Г. Юнг, Я.А. Пономарев, Е.И. Щебланова, Г.Г. Граник и др.), так как, на наш взгляд, эффективная методика преподавания композиции тесно связана с природой творчества.

Отечественные и зарубежные психологи (Выготский Л.С., Зинченко В.П., Мамардашвили М.К., Юнг К.Г., Фрейд 3.) подчеркивают особую роль в творческом процессе интуитивного, неосознанного. Э. Денисов в статье «О композиционном процессе» выделяет работу на подсознательном уровне как активный элемент на первом и заключительном этапе творчества. Он также подчеркивает важность сознательной работы, которая предшествует, следует и идет параллельно подсознательной. Эмоции как мощный механизм в развитии творческих способностей младших школьников и дошкольников используют российские педагоги Б.Н. Никитин и Н. Никитина. Зарубежные исследователи Грин, Таубер, Гордон предлагают различные методы работы на предсознательном и подсознательном уровне.

Данные по теории интуитивного процесса в творчестве и практической работе по новым методикам в различных областях, полученные при анализе работ Лилова А., Юрьева В.,Налимова В.В., Андреаса С., Андреаса К., Лабержа С., Ховарда Р., Бейтса У.Г., Гриндера М., Хаксли О., Лосского Н.О., Матюгина И.Ю. и др., мы использовали для создания новой методической системы на уроках композиции в начальной школе. Разработанный комплекс методов задействует различные области сознания. Именно в начальной школе, в силу специфики возрастных особенностей, как то: повышенная эмоциональность и внушаемость, складываются благоприятные условия применения новых методов работы.

Анализ возрастных психологических особенностей проводился на базе трудов отечественных и зарубежных психологов: Блонского П.П., Выготского Л.С., Лейтеса Н.С., Игнатьева Е.И., Валлона А., Фонтане Д., Юнга К.Г. и др. Изучался психологический аспект изобразительной деятельности и художественных способностей (Игнатьев Е.И., Шмит Ф.И., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др.). Для определения уровня художественных способностей и композиционного мышления проводилось анкетирование и тестирование, разработанное на основе изученных отечественных и зарубежных методов исследования (Анастази А., Туник Е.Е., Гагай В.В., Симановский А.Э., Глинская Н.П., Ленская H.A. и др.).

При создании новой методической модели использовался разнообразный теоретический материал: методические указания и разработки методистов, труды психологов и ученых, интересные находки и наблюдения педагогов, художников, музыкантов. Из обширного материала по методике преподавания изобразительного искусства мы выделили труды Кордовского Д.Н., Ростовцева H.H., Шорохова Е.В.

Среди проанализированных диссертационных исследований Васильева А.И., Лагутиной О.П., Голуб A.A., Черемных Г.В., Лыковой Е.С., Савельевой О.И., Сокольниковой Н.М., Ковешникова А.И. и др. особое внимание привлекли следующие: «Развитие объемно-пространственных представлений младших школьников на занятиях изобразительного искусства» Рощина С.П., «Особенности индивидуализации младших школьников I-IV классов на занятиях изобразительного искусства» Аманжолова С.А., «Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт»» Клещева В.И., «Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством» Панкратовой Л.И. Однако, в названных и других известных нам диссертациях по близкой теме не ставится вопрос о композиции как предмете в начальной школе с вытекающими отсюда последствиями: направленностью на профессионализм, разработку программы и методической системы в этом направлении.

Итак, с одной стороны, анализ диссертационных исследований последних лет, изучение периодических изданий, наблюдение за преподаванием изобразительного искусства в школе показали растущий интерес к проблеме преподавания тематического рисования в школе и композиции на всех уровнях системы образования. С другой стороны, в медицине, психологии, педагогике появились новые методики работы, повышающие эффективность воздействия передающего информацию на воспринимающих ее. Отсюда мы сформулировали проблему исследования: теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в начальной школе гуманитарной гимназии. Вышесказанное определяет актуальность данного исследования, направленного на научно-методическое обоснование композиции как учебного предмета в начальных классах гуманитарной гимназии. Наиболее важные задачи, которые стояли перед нами в процессе исследования - это разработка методической системы преподавания композиции и, в частности, учебной программы по композиции.

Цель исследования - разработка путей и методов преподавания композиции учащимся начальной школы гуманитарной гимназии, а также разработка программы по композиции с учетом возрастных особенностей детей.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и художественно- творческая деятельность младших школьников отделения ИЗО гуманитарной гимназии на уроках композиции.

Предмет исследования - учебный предмет «композиция», его теоретическое и практическое содержание, а также методика его преподавания.

Гипотеза исследования: Если учитель, опираясь на свои знания и опыт, на естественное общение и настроенность на любовь, создает с учащимися единую творческую группу, то есть находится с ними в творческом взаимодействии, где информация передается с помощью откликов -стимулов, а методы и средства работы адекватны уровню развития личности младших школьников, если учитель работает по программе, базирующейся на ритмометрическом литературном материале и в основу которой заложено развитие пространственно-временных представлений и такой категории как масштабность, если наряду с практической деятельностью учащиеся начальной школы систематически изучают теоретический материал по композиции, то художественный уровень композиционных работ повышается, так как учитель более активно взаимодействует с учениками, а комплекс методов охватывает все каналы восприятия и воздействует на все уровни сознания. Цель и гипотеза позволили определить задачи исследования: изучить опыт преподавания композиции в детских художественных школах и в общеобразовательных школах на уроках тематического рисования, выявить закономерности композиции, выявить особенности и учебно-методические возможности композиции как предмета, разработать критерии оценки работ учащихся, создать новую модель методической системы обучения композиции в начальной школе гуманитарной гимназии, теоретически обосновать, разработать и апробировать экспериментальную программу по композиции, направленную на развитие композиционного мышления, осознанного восприятия, зрительной памяти, пространственно-временных представлений, на изучение и освоение закономерностей и приемов композиции, отобрать из известных в педагогике методов обучения, воспитания и развития те, которые по нашему разумению должны быть наиболее эффективны в работе над композицией в начальной школе, изучить новые методики, методику НЛП (нейро-лингвистического программирования) и возможности их применения на уроках композиции.

Для решения поставленных задач нами была разработана комплексная методика исследования:

Я теоретический анализ философской, психологической, искусствоведческой и педагогической литературы, освещающей состояние изученности проблемы, ее теорию и историю, изучение учебных программ и специальной литературы по методике преподавания изобразительного искусства, анализ композиций младших школьников по разработанной шкале оценочных критериев, методы социологического исследования (беседы, тестирование), методы наблюдения и самонаблюдения, анализ опыта работы учителей, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный.

Исследования проводились с 1992 по 1999 год включительно.

На первом этапе исследования (1992 - 1995) изучалась специальная литература по проблеме исследования, и был проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (1995 - 1997 г.г.) включал формирующую часть и сравнительную часть педагогического эксперимента. На втором этапе проходила апробация экспериментальной программы и экспериментального комплекса методов работы над композицией в начальной школе как на уроках спеццикла, так и на уроках ИЗО.

Третий этап (1997 - 1999 г.г.) представлял собой анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизацию и обобщение полученных материалов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -на основе изученного философского аспекта проблемы, анализа развития композиционных форм в филогенезе и онтогенезе выделена дофризовая форма композиции, которую мы определили как «предметную»; -на основе известных законов, правил и приемов композиции закон целостности выделен как первичный и основополагающий для начального обучения;

-на основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта определено первостепенное значение пространственно-временных представлений для формирования композиционного мышления; -определена главенствующая роль личности учителя в развитии творческих способностей учащихся начальной школы; -разработана и экспериментально проверена методическая система преподавания композиции в начальной школе гуманитарной гимназии, в которой учитель является главной фигурой, организующей творческий процесс, и, которая включает в себя цели, задачи и содержание композиции как учебного предмета, методы и средства, обеспечивающие учебно-воспитательные и развивающие процессы;

-по-новому осмыслены и получили иную функциональную нагрузку известные методы работы над композицией (МПМ, МКО, МПО), апробированы методы, активно применяемые в медицине и психологии (метод визуализации, метод НЛП), предложены и обоснованы как наиболее адекватные психологии восприятия и психологии изобразительной деятельности для данной возрастной группы МСРО, МВВО, МОСх;

-введено понятие «творческого взаимодействия» как важной составной части урока композиции;

-найдены новые, нетрадиционные формы эскизирования, отвечающие уровню развития младших школьников, которые базируются на МПМ и МОСх.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит:

- в научном обосновании целей, задач и содержания учебного предмета композиции в начальной школе,

- в возможности использовать разработанную нами методическую систему преподавания композиции при исследовании и разработке смежных проблем, связанных с преподаванием изобразительного искусства.

Полученные научные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования методики преподавания композиции, а также при разработке учебных программ, создании учебников, учебных пособий и других видов учебной литературы.

Достоверность исследования обеспечиваются: опорой на современные достижения педагогических и психологических наук и проведенной опытно-экспериментальной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования периодически изучались на кафедре методики МГПУ. Экспериментальная работа с учащимися начальной школы проводилась на базе гуманитарной гимназии №9 и средней школы №3 г. Электросталь.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 22'8 страниц: 135 страниц основного текста. Приложение состоит из 6 3 страниц и включает таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации, вопросы анкеты и программу по композиции в начальной школе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Вильде, Татьяна Николаевна

Результаты исследования могут быть использованы при составлении или корректировке новых учебных планов и программ для гимназий, лицеев, общеобразовательных и художественных школ, кружков и факультативов. Материалы исследования могут применяться и в работе по повышению квалификации педагогов в институтах усовершенствования учителей, на художественно-графических факультетах педагогических училищ и институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование подтвердило положения гипотезы. Мы убедились, что возможно создание единой творческой группы, в которой учитель и ученики находятся в творческом взаимодействии. В единой творческой группе информация может передаваться и восприниматься более полно. Идет работа на различных уровнях сознания, поэтому становится возможным более активное развитие когнитивных (познавательных) структур, творческих способностей и личности в целом. Развитие личности и творческих способностей приводит к развитию композиционных способностей и повышению композиционно-художественного уровня работ учащихся. У учащихся развивается чувство внутреннего равновесия, чувство цельности листа, внутренней структуры композиции, цветовой гармонии и т.д., а также появляется собственный стиль исполнения.

В рамках творческого взаимодействия становится возможным применение современных методов работы над композицией. Повышенная эмоциональность, склонность к подражанию и внушению младших школьников является необходимой предпосылкой для метода визуализации и спонтанной реализации образа (МСРО). Метод опорных схем (МОСх), с одной стороны, задействует логический уровень сознания, так как от ученика требуется умение рассуждать, анализировать, с другой стороны, динамичный рисунок схема, который создается на глазах учеников, будит их воображение, оживляет образы, хранящиеся в памяти, то есть способствует активизации образов подсознания и перехода их на сознательный уровень. Происходит кристаллизация образа. Этому способствует процесс проговаривания, который сопровождает схематическое построение. МОСх способствует подготовке учащихся к эскизированию в традиционной форме, осознанию необходимости композиционного поиска. Метод вхождения в образ (МВВО) и метод пластилиновой модели (МПМ) также затрагивают различные уровни сознания. Эти методы учитывают преобладание моторной и аффективной памяти у младших школьников. Пролепливая форму или принимая позу, соответствующую контексту и раскрывая эмоциональное состояние героя, учащиеся осознают и запоминают форму объекта и характер движения. В процессе пролепливания и непосредственного прочувствования движения происходит интериоризация внешних действий, что способствует формированию образного мышления.

Учитывая особую зависимость младших школьников от оценки взрослых, в нашей модели методической системы используется метод положительной оценки. По сравнению с ребенком средней школы, который может проанализировать и реально оценить свои ошибки, ребенок начальной школы любое замечание к работе может воспринять как личную обиду. Это ярко проявляется при коллективном обсуждении(МКО). Замечания сверстников часто вызывают бурную реакцию. Поэтому от учителя требуется умение корректно разобрать ошибки и недочеты, не забыв сказать что-то хорошее в адрес каждого ученика. МКО работает на различных уровнях сознания. С одной стороны, младшие школьники учатся доказывать, обосновывать, рассуждать, с другой, обсуждение в коллективе будит ассоциации, замечания одного наводят на определенную мысль другого. Происходит более быстрое осознание композиционных правил, приемов. Перечисленные методы вместе с другими образуют комплекс, в котором органично «работают» возрастные особенности младших школьников.

Благодаря творческому взаимодействию становится возможным решение различных композиционных задач повышенной трудности. Этому способствует и особая программа, составленная с учетом психологических особенностей младших школьников. При разработке программы нами было принято во внимание, что развитие творческих способностей и развитие личности находятся во взаимосвязи и на начальную школу приходится кризисный период, связанный с переходом личности на другой уровень. Поэтому в первом классе сначала осваиваются более простые структурные формы композиции (предметная и фризовая), а плановые сначала строятся по типу фризовых. Учитывая нестабильность личностных образований в начальной школе, в программе предусмотрено периодическое возвращение от более сложных композиционных форм к более простым. Учитывая особенности пространственно-временных представлений младших школьников и, в частности, выделение в основном пространственных признаков внутри предмета, особое внимание в программе уделяется их развитию как основополагающих в композиционной работе. Этому способствует серия специальных заданий на построение трехплановых композиций, заданий на масштабность и передачу движения. Для более активной работы МЭВ в программу заложены ритмометрические литературные формы: сказки и стихотворения.

Выявленные закономерности композиции и осознание связи композиционных форм с личностным ростом учащихся в процессе теоретического исследования позволили разработать критерии оценки работ по композиции. Параметры первого блока указывают на уровень развития пространственно-временных представлений как части когнитивно-личностной структуры. Второй блок включает параметры, указывающий на уровень развития художественных способностей, третий блок - на уровень развития творческих способностей.

Апробация модели методической системы в ходе эксперимента позволила сделать следующие выводы: творческое взаимодействие учителя и учеников повышает эффективность работы над композицией; в рамках творческого взаимодействия при использовании нового комплекса методов, задействующего все уровни сознания, и новой программы развитие всех личностных структур идет быстрее; изучение теоретических основ и освоение практических навыков работы над композицией должно опираться на моторную и аффективную память при активном использовании слова; формирование композиционного мышления и развитие композиционных способностей должно происходить не только с участием логического уровня мышления, но и способности младших школьников к подражанию и внушению; модель методической системы, построенная с учетом особенностей онтогенетического развития пространственно-временных представлений младших школьников повышает эффективность обучения основам композиции.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса преподавания композиции в начальной школе, направленного на развитие художественно-творческих способностей и эстетически-нравственных качеств учащихся.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы преподавания композиции в начальной школе гуманитарной гимназии. Оно может стать основой для дальнейшего поиска эффективных методов преподавания композиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вильде, Татьяна Николаевна, 2000 год

1. Абаева И.М. Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе. -М.: Валент, 1996. - 38 с.

2. Аверченко JI.K. Личностный рост: Учебно методическое пособие. -Новосибирск : Сиб . АГС, 1998. - 128 с.

3. Авсиян О. Замысел и группировки в композиции // Юный художник.-1994.-№5-6. С 40-46.

4. Азархин A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности /АН СССР Ин-т философии Киев: Наук. Думка, 1990 -191с.

5. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М.: Просвещение, 1964.- 304 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ.-М.: Педагогика, кн. 1. 1982. -293 с.

7. Андреас Коннире, Андреас Стив. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами: Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. - Спб.: Ювента, 1994. -237(1) с.

8. Андреас Коннире, Андреас Стив. Сердце разума. Использование вашей внутренней способности изменяться с помощью нейро-лингвистического программирования Новосибирск: Изд. фирма «ЭКОР», 1995. - 365 с.

9. Анохин А. П. Генетика, мозг и психика человека: Тенденции и перспективы исследований: обзор./ М.: ВИНИТИ,1988.- 66 с.

10. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910-1912 г. г.//сборник музея Антропологии и этнографии имени П. Великого при академии наук. Л., Т. IV, 148 с.

11. Арановская Дубовис Д.М., Занка Е.В. Идеи A.B. Запорожца о развитии личности дошкольника//Вопросы психологии.-1995.-№5. С. 87-99.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.-352 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974,- 392 с.

14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии, математике (очерк истории: XVII нач. XX в.), второе изд. М.: Мысль, 1965. - 312 с.

15. Анцыфирова Л .И. Категории материалистической диалектики в психологии: (Сб. ст.) /АН СССР, Ин-т психологии: отв. ред. (и авт. вступ. ст., с 3-20) Л.И. Анцыфирова,-М.: Наука, 1988.- 243(1)с.

16. Асмолов А.Г. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности //Вопросы психологии.- 1979,- №4. С. 35-47.

17. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку (методические рекомендации).- Гомель, 1981.- 86 с.

18. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии,- 1990.- №2. С. 153 159.

19. Безруких М. Морозова Л. Текстовый буклет и демонстрационные карточки к методике оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7 лет.- М.: Новая школа, 1996,- 40 с.

20. Бейтс У.Г. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса.- М.: Издательство «Воздушный транспорт», 1990.- 263 с.

21. Бернар Эмиль. Поль Сезанн, его неизданные письма и воспоминания о нем. М.: Типография Н.И. Гросман и Г.А. Венделыптейн, 1912.-80 с.

22. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека М.: Из-во «Ин-т практичной психологии», Воронеж : НПО «МОДЕК», 1997.-574 с.

23. Блонский П.П. Психология школьников -М.: Из-во «Ин-т практичной психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.-574 с.

24. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф.дис. . док. пед. наук. М., 1993. - 30 с.

25. Богданов В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности .//Вопросы психологии.- 1991.- №3. С.45-53.

26. Божович Л.И. О кризисе семи лет //Вопросы психологии.- 1979.- №2. С. 47-56.

27. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности //Вопросы психологии. 1988.- №5. С. 108 - 116.

28. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. //Вопросы психологии.- 1979.-№4. С.23-35.

29. Боуэн М.В. Духовность и личностно-центрированный подход //Вопросы психологии,-1992.- №34. С.24-34.

30. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.-412 с.

31. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейро-лингвистическое программирование. /Под. ред.Конниры Андреас и Стива Андреас. Пер. с англ., Санкт-Петербург, «ЮВЕНТА», 1995.-168 с.

32. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Искусство т.1. 1956.- 634 с.

33. Валлон А. Истоки характера у ребенка.// Вопросы психологии.- 1990.- № 5 С.129- 140, №6 С. 121 133.

34. Валлон А. Психическое развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967.- 195с.

35. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М, 1993.- 16 с.

36. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии.- 1993.- №5. С. 5 -9.

37. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки // Вопросы психологии.- 1988.- № 5. С. 27 -38.

38. Веккер JI.M. Психические процессы. Мышление и интеллект. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976, т.1 -334 е., т.2 -342 с.

39. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования, автореферат. Л., Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1964. -48 с.

40. Венгер Л.А., Ибатуллина A.A. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии,- 1989.- №2. С. 20-26.

41. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1988.- 144с.

42. Вересаев В.В. //Собр. Соч. В 4 томах. М.: Правда, 1985. Т.4. 495с.

43. Вислоушкин В.И. Мои уроки экспресс рисования / Коми респ. центр народного творчества.-Сыктывкар.: Б.И., 1993.-149 1. с.

44. Волков Н.П. Учим творчеству. Опытная работа учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской области. -М.: Просвещение, 1982.-85с.

45. Волков H.H. Восприятие картины /H.H. Волков : Под ред. д-ра пед. наук И.П. Глинской.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1976.-32с.

46. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Из-во АПН РСФСР, 20-я тип. Союзполиграфпрома,1950.- 508с.

47. Волков H.H. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977.- 263с. (103)

48. Волошин М. Суриков. Материалы биографии // Аполлон. 1916. №6-7.С. 40-64.

49. Вундт В.М. Гипнотизм и внушение. Перев. с нем. Н. Колубовской. Изд.-2-е, Спб.: Издатель, 1898.-13 с.

50. Вундт В.М. Фантазия как основа искусства. Перев. Л.А. Зандера под ред. проф. А.П. Нечаева Спб.- М.: Т-во М.О. Вольф, тип. т-ва. М.О. Вольф в Спб., 1914.-146с.• 140

51. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- Спб.: Союз, 1997.- 224с.

52. Выготский Л.С. Педагогическая психология -М.: Педагогика, 1991.-479с.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. 3. изд.- М.: Искусство, 1986.572 с.

54. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения: Пособие для студентов пед. вузов, учителей нач. кл. и шк. психологов.- Шадринск: Из-во Шадринского ПО «Исеть», 1996. -89 с.

55. Галкина О.И. Развитие представлений о пространстве у детей на уроках рисования в 1 классе / Труды Лен. ин-та пед. под ред. Ананьева.- Л.: изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 56- 62.

56. Гальперин П.Я. Методы обучения и умсвенное развитие ребенка.- М.: Изд-во МГУ, 1985,- 45 с.

57. Герасимова К.Н. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции АМДО,XVIII в. Улан-Уде : Бурят, кн. изд-во, 1971.- 303 с.

58. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. канд. психол. наук Т.М. Сокольской: общ. ред. и вступ . ст. д-ра психол. наук А.Д. Логвиненко.- М.: Прогресс, 1988.- 461 с.

59. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя: Учебн. поспобие / Тюм. Гос. ун-т.- Тюмень, 1995.- 112 с.

60. Го-Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. Пер. с кит. М.: Гл. ред. восточн. литературы изд-ва «Наука», 1978.- 240 с.

61. Голицын Г.А. и др. Факторы межполушарной ассиметии в творческом процессе ( опыт количественного анализа) // Вопросы психологии.- 1988. -№5. С. 157-157.

62. Голицин Г.А. Петров В.М. О влияниях социально-личностных факторов на зрительные иллюзии //Психологический журнал. М.- 1982,- №4. т.З. с 52-57.

63. Голуб A.A. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1997.- 16 с.

64. Гориченский A.C. Дф ритмия. Формула одаренности. Часть I. АССе -формула одаренности. Учебное пособие по психологии и педагогике. -Екатеринбург, 1997-63 с.

65. Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические // Вопросы психологии.- 1993.- № 5. С. 81 91.

66. Грибанов В.П. Очерки психологии личности. Новосибирск: Изд-во просвещения РСФСР. Новосиб. гос. пед. ун-т, 1971.- 95 с.

67. Гриндер М. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике (практическое пособие к семинарам по НЛП).- М.: Независимая ассоциация психологов практиков, 1995.- 84 с.

68. Гройсман А.Л. Психология: Личность. Творчество. Регуляция состояний: Пособие для творческих вузов, учреждений искусства и культуры / Д-р мед. наук А.Л. Гройсман. Часть 1.- М.: NB Магистр, 1993.- 119 с.

69. Гроф Станислав. Космическая игра./ Пер. с англ. О. Цветковой М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. - 256 с.

70. Гроф С. Области человеческого бессознательного : опыт исследований с помощью ЛСД.- М.: ИНИОН, 1992. 312 с.

71. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972. -318с.

72. Гуреев М.П. и др. Аппликационные фигурки на уроках изобразительного искусства в начальной школе: Метод. Пособие. -Кудымкар: Кудымкарское педагогическое училище, 1993 -31 с.

73. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии.- 1991.-№6. С. 14-20.

74. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии.- 1992 №1. С. 22-23.

75. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто /И.Данилова. М.: Искусство, 1975. - 127 с.

76. Данилова И.Е. Тутанхамон и его время. ~ М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1976. сб-к статей. -214 с.

77. Даниэль С. Учебный анализ композиции // Творчество.- 1984.- №3. С. 810.

78. Декарт Рене. Рассуждение о методе. М.: Изд-во АН СССР, 1953,-654 с.

79. Делакруа Эжен. Мысли об искусстве и знаменитых художниках Пер. с франц. 'вступит, статья и коммент. В. Прокофьева. М.: Из-во Акад. художеств СССР, 1960. - 282 с.

80. Денисов Э. О композиционном процессе // Эстетические очерки. Избранное. Вып.5. Моск. госуд. консерватория им. П.И. Чайковского.- М.: Музыка, 1980.- С. 23-27.

81. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиционной техники.- М.: Советский композитор, 1986. 206 с.

82. Денисова З.В. Отражение физиологических закономерностей высшей нервной деятельности в рисунке ребенка: Автореф. дис. . д-ра биол. наук.- JL: АМН СССР. Ин-т эксперим. медицины, 1965.- 24 с. (1)

83. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. JL: Наука, Ленинградское отделение, 1974.- 195с.

84. Дерябин А.С. Педагогическая система и методы А.Н. Кордовского в учебной деятельности его учеников и последователей: Автореф. дис. .канд. пед. наук .- М.,1976. 23 с.

85. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. (Психофизиологические очерки.).-Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980.- 200 с.

86. Детское художественное творчество. Теоретичесий курс.-М.: МЭГУ, 1996.-178 е., ил.

87. Джапаридзе Вахтанг. Записки художника.- Тбилиси.: Хеловнеба, 1989.164 с.

88. Дидактические основы методов обучения.- М.: Из-во «Педагогика», 1981.- 184 с.

89. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. 4-е изд., стереотип.- М.: Искусство, 1985. -319 с., ил.

90. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Российское педагогическое агентство, 1997, -210 с.

91. Доу А.В. "Композиция" как новая система преподавания искусства // Художественно - педагогический журнал.- 1908.-№ 12. С. 185-189.

92. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии.- 1990.- № 5-6. С. 56-65.

93. Елагина М.Е. Кризис семи лет и подход к его изучению //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. АПН СССР,-М.: Педагогика,-1989.- № 1. С. 37 42.

94. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии.- 1996.- № 1.- С. 124130.

95. Ермолаева Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии.- 1995.- № 2. С.

96. Ермолаева-Томина Л.Б., Акопянц И.А., Воеводина В.К. Обучение через развитие познавательных процессов М.: "Издат - Школа", 1998. - 176 с.

97. Ермолаева-Томина Л.Б. Формирование творческого сознания на занятиях ИЗО. / Науч. труды Моск. пед. гос. ун-та. Серия: гуманитарные науки. М.: Прометей, 1999.- С. 451-452.

98. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнерусского искусства) М.: Ис-во, 1970. - 232 с.

99. Жегин Л.Ф. Иконные горки. Пространство-временное единство живописного произведения./ Труды по знаковым системам. 11.1965. № 181. С. 231 -248.

100. Жог В.И. Пространство, время и симметрия в физических теориях: Пособие по спецкурсу.- М.: МГПИ, 1985. 112 с.

101. Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши -Тао.- М.: Наука, 1978. 206 с. (72)

102. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. - 406 1. с.

103. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-метод. пособие для учителей. М.: Фирма «Интерпракс», 1994.-279, [6] с. (168)

104. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. - 350 2. с.

105. Зак А.З. Путешествие насекомых: игра на планирование деятельности для детей 6-10 лет.( Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку стать смышленым.- М.: НПО «Перспектива», Б.г. ,1992. 115 с.

106. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии.-1989.-№2. С. 73- 80.

107. Зденек М. Развитие правого полушария / пер. с англ.: Худ. обл. М.В. Дроко.- Мн.: 000 «Попурри», 1997.- 320 с.

108. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.- 1991.- № 2. С. 15 -36.

109. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития //Вопросы психологии.1991. № 5 С. 139 - 151, № 6 С.117 - 130.

110. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития //Вопросы психологии.1992.-№3-4. С. 50-60.

111. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии.- 1988.- № 6. С. 1531.

112. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии.- 1991. -№ 10. С. 34-41.

113. Иванова Е.Ф. Изучение взаимопереходов мышления и памяти // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. АПН СССР.- М.: Педагогика,- 1986.- №2. С. 39 -41.

114. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы). Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М.: МГПИ им.В.И. Ленина, 1982. -16 с.

115. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей (Психологический анализ процесса изображения). Автореф. дис. . док. пед. наук.- JI. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1961. 40 с.

116. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- ( Изд. 2-е. доп). М.: Учпедгиз, 1961.- 223с. с ил.

117. Игнатьев Е. И. Психология младшего школьника. сборник статей под ред. Е.И. Игнатьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 336 с.

118. Игнатев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования. // Известия АПН РСФСР, 1950, выпуск 25, С. 71- 116.

119. Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 томах.- Т. 1., Т.2.- М.: Ис-во, 1973.- 408 с, 368 с.

120. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Дюэля. Документы. Пер. с франц.- Д.: Ис-во, Ленингр. Отделение, 1969.-388 с.

121. Исидзака Кадзуо. Школьное образование в Японии. Б.М., 1994.- 52 с.

122. Камерон-Бандлер Л., Гордон Д, Лебо М. Эмпринт -метод. Руководство по воспроизведению способностей.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352 с.

123. Кандинский В.В. О духовном в искусстве: (Живопись).- Л., 1990.- 66 с. : ил.- (из архива рус. авангарда). (фонд «Ленингр. галлерея»).

124. Каневская М.Е., Фирсова Л.М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии.-1990.- №3. С. 69-73.

125. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи: проблема взаимоотношений предметного мира и пространственной среды.- М.: Сов. художник, 1981.127 с.

126. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению: 1. Суриков. 2. Врубель. 3. Петров Водкин.- М.: Изобраз. Искусство, 1981.216 с., ил.

127. Каптерева Т.П., Виноградова H.A. Искусство средневекового Востока. Очерки.-М.: Дет. лит., 1989.- 239 с.

128. Катаева A.A., Обухова Т.Н., Стреблева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- 1991.- № 3. С.17- 23.

129. Катарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975. 272 с.

130. Кацахян М.Г. Мировоззрение и художественное творчество. /А.Н. Арм. ССР. Ин-т философии и права Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР, 1986. - 194 с.

131. Кершенштейнер Георг. Развитие художественного творчества ребенка.-М.: тип. т-ваИ.Д. Сытина, т.1, 1914.-XXVIII 214 1. с.

132. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии.- 1966.- № 10. С. 103 113.

133. Кириченко H.A. Развитие пространственных представлений на уроках изобразительного искусства ( IV- VI классы): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1970.- 16 с.

134. Кислюк Г.А. Образование двигательных навыков у детей дошкольного возраста при наглядном показе и при словесной инструкции. Автореф. дис. . канд. наук (по псих.), М.: Ин-т псих. Акад. пед. наук РСФСР, 1953.12 с.

135. Клещев В.Н. Активизация процессов обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт»: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- Ростов н/Д, 1995.- 16 с.

136. Клике Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства, пер. с нем.-М.: Пргресс, 1965. 464 с. с ил.

137. Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна / Науч. ред. С. И. Архангельский.- м.: Прометей, МПГУ им. Ленина, 1991.273 е., ил.

138. Кобалевский Д. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. М.: 1986,-192 с.

139. Колесниченко Ю.В. Опыт евразийства: тема личности в отечественной философии // ж-л Вестник МГУ.- 1994.- № 1. С. 71-77.

140. Колякина В.И., Неретина JI.B. Методические рекомендации по организации уроков ИЗО с элементами коллективной деятельности в первом классе (работа с шестилетками).- Магнитогорск, 1994 — 24 с.

141. Коргузалова Р.И. Рисование. Альбом для учащихся 1 класса.- М.: Просвящение, 1971.- 152 с.

142. Корж H.H., Леонов Ю.П. О форме слухового пространства // Вопросы психологии,- 1989.- № 3. С. 150- 153.

143. Кордо Н. Живопись и архитектура.// Юный художник.- 1995.- № 9. С. 22-24.

144. Корнилов К.Н., Рыбников H.A., Смирнов В.Е. Простейшие школьные психологические опыты. 4-е испр. изд.- М.: «Работник просвещения, 1922,- 111 с. сил.

145. Коровкевич С.В. Анализ картины.- Л., о-во «Знание» РСФСР, 1975.-Ленингр. организация., 1975.- 32 с.

146. Кортунов В.В. Феномен эстетического в системе иррационального знания: Автореф. дис. . канд. псих, наук.- М., 1995.- 25с.

147. Кривун O.A. Эволюция художественных форм. Культурологический анализ.- М.: Наука, 1992.- 303 с.

148. Кудрявцев В.Г. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии,- 1990.- № 3-4. С. 113 120.

149. Кузин B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1982.- 256 е., ил.

150. Кузин B.C., Ростовцев H.H., Шорохов Е.В. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы -М.:"АГАР", 1996.- 160 с.

151. Кузнецов Э.Д. О трактовке пространства в искусстве Нико Пиросманашвили.-Тбилиси ( IV Междун. Симпозиум по груз, ис-ву: 57 ., 1993- 11 с.

152. Кулебакин Г.И., Кильке Т.Л. Рисунок и основы композиции: Учебник для ПТУ.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1994.- 128 с. ил.

153. Кярнер Э.Г. Обучение учащихся младших классов вспомогательной школы тематическому рисованию. Автореф. дис. . канд. пед. наук,- М., 1988.- 15 с.

154. Лаберж Стивен, Рейнгольд Ховард. Исследование мира осознанных сноведений Пер. с англ..- М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1995.289 с. ил.

155. Лагутина O.P. Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1993.- 16 с.

156. Ладенко И.С., Степанов С.Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии.- Препр. СО АН СССР- Новосибирск, 1990, 52 с.

157. Ладенко И.С. Рефлексия в науке и обучении,- Новосибирск: АН СССР сиб. отд., 1984.-270 с.

158. Ладенко И.С., Волкова Т.П. Развитие интеллекта в образовании и освоении интеллектуальных технологий: (Методологическая концепция комплексной программы исследования).- Препр.- Новосибирск, 1994.- 48 е., ил.

159. Ладенко И.С., Полищук Ю.М. Адаптивное имитационное моделирование. Новосибирск: Издательство института истории, филологии и философии, 1990.-25 с.

160. Лебедева С.А. Развитие познавательой деятельности дошкольников на основе схематизации // Вопросы психологии.- 1997.- № 5. С.20-27.

161. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.- М.: Издат-во "институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",1997- 448с.

162. Лейтес Н.С., Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий // Вопросы психологии.- 1982.- № 4. С. 36 49.

163. Лекомцев В.К. О семиотическом аспекте изобразительного искусства // ТПЗС. III 1967. № 198. С.122-130.

164. Ленская H.A. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика "5 рисунков"- М: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995.- 54с.

165. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1965.- 495с.

166. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии.- 1989.- № 3. С. 11-21

167. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности.- 2 изд.- М.: Смысл. 1997.64 с.

168. Лернер И.Я., Журавлев И.К. Современная дидактика: теория-практике. М.: Ротопринт ИТП «МИОРАО», 1994- 288 с.

169. Лилов А. Природа художественного творчества.-М.: Ис-во, 1981.- 479 с.

170. Литвинов А. // Народное образование.- 1994.- № 2. С. 126-129.

171. Личность и сознание (проблемы развития). Межвузовский сборник научных трудов. /Лен. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; редкол.: канд. психол. наук, доц. A.A. Алексеев (отв. ред.) и др.- Л., 1989.- 152 е.: ил.

172. Лосский Н.О. История русской философии.пер. с англ.- М.: Сов. Писатель, 1991.-480 с.

173. Лосский Н.О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику. Париж., 1931.- 184 с.

174. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. 3-е, перераб. и доп.-Берлин.: «Обелиск», 1924.- 276 2. с.

175. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении: интуитивизм./ Предисл. В.П. Филатова.-М.: Прогресс, 1992.- 207 1. с.

176. Лотман Ю., Николаенко Н. Снова это загадочное «золотое сечение»// Декоративное искусство.- 1983,- № 9. С. 31-34.

177. Лубовский В.И. и др. О диагностике психического развития личности.-Таллин: Научно-иссл. Институт педагогики Эстонской ССР, 1974.- 145 с.

178. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1996.- 15с.

179. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника / A.A. Люблинская.-М.: Просвещение, 1977.- 224 с.

180. Люблинская A.A. Очерки психологического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст).- М.: АПН РСФСР., 1959.- 546 с.

181. Люблинская A.A. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. / Труды Лен. ин-та пед. под ред. Ананьева Б.Г. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- С. 71- 77.

182. Ляшко Т.В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству (методическое пособие).- Обнинск: « Интерколледж», 1994.- 59 с.

183. Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм,- М., 1916.- 31 с.

184. Мамардашвили М.К. Сознание как филосовская проблема // Вопросы философии.- 1990.- № 9-10. С.3-19.

185. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональности тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников-педагогов: Автореф. дис. . канд. пед. наук,- М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1975.- 23с.

186. Маслоу А.Т. Дальние пределы человеческой психики /Перев. с англ. A.M. Татлыдаевой; научн. ред., вступ. статья и коммент. H.H. Акулиной,-Спб.: Издат. группа «Евразия», 1997.- 430 с.

187. Материал для рисования в общеобразовательной школе ( Из сочинения д-ра Георга Кершенштейнера «Die Entnichelung der reichnerischen Begalung») // ИОПГИ. 1909. № 3-4. C.97-104, 163-167, 209-216.

188. Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников. Автореф. дис. . канд. психол. наук.-АПН СССР. Научн.-иссл. ин-т общ. и пед. психологии. 1977.- 21 с.

189. Матюгин Б.Г. Нетрадиционная педагогика.- М.: «Школа -Пресс», 1994.96 с.

190. Матюгин Н.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память.- 2. изд.М.: Эйдос, 1993.- 70 с. : ил.

191. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии.- 1989.- № 6. С. 29 33.

192. Матюшкин A.M. Психическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.- 1982.- № 4 С. 5 17.

193. Мелик Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии.- 1989.-№1. С. 15-23.

194. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе.- Смоленск: Издат. смол. Гос. пед. ин-та., 1995.- 192 с.

195. Мильман В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности // Вопросы психологии.-№ 1.- 71 80.

196. Молок Ю. Книга о Владимире Фаворском. М.: Прогресс, 1967.- 315с.

197. Моль Абраам. Теория информации и эстетического восприятия.- М.: Мир, 1996.- 351 с. с черт.

198. Мурзаев Всеволод. Детские каракули как предмет изучения // Художественно-педагогический журнал.- 1908.- № 2 С. 24-29

199. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и архитектоника личности.- М., 1989.-287 с.

200. Налчаджан A.A. Некоторые вопросы психологии интуитивного познания в научном творчестве: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Ереван, 1968.- 43 с.

201. Наука и эстетическое воспитание. Тезисы докладов к Всероссийской конференции « Методологические проблемы эстетического воспитания», январь 1972. РСФСР. Центр, совет. Пед. общ-во. Ин-т эстетического воспитания.-М., 1972.-71с.

202. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства,- М.: Сов. художник, 1972.- 343 с.

203. Неменский Б. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1987,- 255 с.

204. Никитин Б., Никитина Л. Мы и наши дети.- М., 1980.- 223 с.

205. Новая французская программа преподавания рисования в средней школе//ИОПГИ. 1909. №5. С. 104-109, №6 С. 155-159.

206. Новейшие исследования в педагогической теории и практике.Моск. пед. унив-т. М., 1994.- 157 с.

207. Новлянская З.Н., Мелик- Пашаев A.A. Психологические принципы эстетического развития детей и проблема эстетического воспитания // Вопросы психологии.- 1979.-№ 3. С. 153 158.

208. Норенков C.B. Визуальная архитектоника миросозидания. Монография.-Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.- 126 с.

209. Опевалова E.B. Диагностика интеллектуальной зрелости по рисунку: Методическое пособие практическому психологу.- Комсомольск-на -Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997.- 70 с. ил.

210. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии.- 1995.- № 2. С.

211. Островский Г.С. Как создается картина / Г.С. Островский.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Изобр. ис-во, 1976.- 95 с.

212. Оценивание, развивающее обучение. Вып. I.- Тольятти, 1995.- 79с.

213. Очерки по истории русского искусства. Под ред. чл. кор. Акад. художеств СССР проф. Н.Г. Машковцева. М. Изд-во Акад. художеств СССР, 1954.-360 с.сил.

214. Палагина H.H. Диагностика уровня развития воображения детей раннего возраста. // Вопросы психологии.- 1994.- № 5-6. С. 23 29.

215. Панкратова Л.И. Формирование композиционного мышления студентов факультета педагогики и методики начального образования вуза на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1998.- 16 с.

216. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду. Часть I, II.- Екатеринбург, 1996. 31 е., 57 с.

217. Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей Пер. с фр. / Вступ. ст. В.В. Рубцова.:- М.:Педагогика, 1991,- 245 с.

218. Пилипенко В.Р. Компьютерное обучение и развитие искусства // Вопросы психологии.- 1989.- №6. С. 92 99.

219. Подобедова О.И. Дмитрий Николаевич Кордовский 1866 1943.- М., Сов. художник, 1957.- 183 с. с ил.

220. Подъяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии.- 1990.-№ 1. С.16- 19.

221. Поливанова Г. Американская система преподавания искусства по теории профессора Доу// ИОПГИ.- 1909.-№3-4. С. 110-112.

222. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей JI.C. Выготского о детском художественном творчестве. // Вопросы психологии.- 1997.- № 1. С. 98- 106.

223. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии.-1998.-№5. С. 94-101.

224. Пономарев C.JI. Педагогические основы развития представлений о пространстве у младших школьников (I-IV классы) в процессе обучения изобразительному искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1995.-16с.

225. Пономарев Я.А. Психология творчества / ЯЛ. Пономарев; АН. СССР, ин-т психологии.- М.: Наука, 1976.- 303 с.

226. Претте М.К. Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания .- М.: Сов. худ-к, В 2-х т.: т. 1., 1981.-113с., т.2., 1985.- 90 с.

227. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. АН. СССР. Ин- т философии.- М., 1988.- 124 с.

228. Программы факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ V-XI кл.- М.: Просвещение, 1991.-128 с.

229. Пространство картины: Сб. ст./ Сост. Н.О.Тамручи.-М.: Сов. художник, 1989.-366 с.

230. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие.-М.: Интерпракс, 1994.- 240 с.

231. Рибо. Опыт исследования творческого воображения.- Спб.: Издание Л.Ф. Пантелеева, 1901.- 232 с.

232. Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство.- М.: Ис-во, 1972.-356 е. ил.

233. Родари Джани. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывать истории.-М.: Прогресс, 1990.-192 с.

234. Родари Джани. Фантазии и сказки // Собр. соч. Санкт-Петербург: Паллада- ПЭК, 1993. Т. 1.-652 с.

235. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.-1990.-№ 1.С. 164- 168.

236. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М.: Изд-во «Дидакт», 1992.- 255 с.

237. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. инс-тов.-3-e изд., доп. и перераб.- М.:АГАР, 1998,-256 е. ил.

238. Рощин С.П. Развитие объемно-пространственных представлений младших школьников на занятиях изобразительным искусством: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1995.- 16 с.

239. Рудер Эмиль. Типографика.- М.: Книга, 1982,- 286 с.

240. Рыбников H.A. Детские рисунки и их изучение.- М.-Л.: Гос. изд., 1926.48 с.

241. Рыбников H.A. Как изучать ребенка. Программы для наблюдения над душевным развитием ребенка. Описание коллекций Педагогического музея и его деятельности.- М.¡Практические знания, 1916.-61 с.

242. Савельева О.И. Активизация изобразительной деятельности младших школьников в процессе изучения древнерусского зодчества: Автореф. дис. . канд.пед. наук.- М., 1996.- 16 с.

243. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей).- М.: Просвящение, 1973.- 208 е., ил.

244. Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:Учеб. пособие для учащихся пед. училищ .- М.: Просвещение, 1979.- 272 е., ил.

245. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе; метаморфоза и нонсес в детском воображении // Вопросы психологии.-1996.- № 2. С. 5-13.

246. Сезанн Поль. Переписка. Воспоминания современников.- М.: Ис-во, 1972.- 365 с.

247. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве (альбом).-Киев: «Радяньска школа», 1988,- 78 с.

248. Сергиенко Л.П., Кореневич В.П. Взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора и психомоторики человека // Вопрсы психологии.- 1990,-№ 1-2. С. 132-135

249. Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям // Вопросы психологии.- 1988.- № 2. С. 160-166

250. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярная энциклопедия для детей и педагогов.- Ярославль: «Гринго», 1996.-189 с.

251. Симонов В. Созидающий мозг.- М.: Наука, 1993.- 109 с.

252. Симонов П.В., Ершов П.М. Происхождение духовности.- М.: Наука, 1989.-352 с.

253. Синельников В.Б. Формирование образного мышления у дошкольников //Вопросы психологии.- 1991.- № 5. С. 15-23.

254. Синягин Ю. Авторская школа. Г. Ульяновск. // Народное образование.-1994.- № 3. С.20-23.

255. Советы мастеров. Сборник. Живопись и графика.- Л.: Художник РСФСР, 1979.-374 с.

256. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся I- IV классов в процессе иллюстрирования литературныхпроизведений на уроках изобразительного искусства. Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1988.- 16 с.

257. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.З. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.-80 е.: цв. ил.

258. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть 1. Рождение и становление средневековой Европы VII в. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков».- М.: Интерпракс. 1995.- 224 с.

259. Стасевич В.Н. Пейзаж, картина и действительность: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978.- 158 с. ил.

260. Степанов В.Г. Закономерности перцептивной деятельности школьников и взрослых // Вопросы психологии.- 1992.- № 1-2. С. 45-52.

261. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.- М.: NB Магистр, 1994.- 62 с.

262. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колошина Т.Ю., Фролова Т.Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии.- 1991.- № 5-6. С.

263. Стеробинская Г.И. Средневековая Европа. Методические рекомендации к учебнику А.Я. Гуревича, Д.Э. Харитоновича «История средних веков», пособие для учителя,- М.: Планета детей, 1997.- 152 с.

264. Телесность человека: междисциплинарные исследования. Филос. общ. ССР. Институт человека при президиуме А.Н. СССР. Фак. психологии Моск. гос. унив. им. М.В. Ломоносова.- М., 1991.- 159 с.

265. Теоретические основы информации. Международный симпозиум стран членов СЭВ. Доклады 1-27. М. ВИНИТИ, 1970 - 27 т. (Международный симпозиум стран - членов СЭВ. Теор. осн. инф.-ции. 9-13 июня 1970).

266. Теплов Б.М. Пространственные пороги зрения// Зрительные ощущения и восприятия/ Под общ. ред. В.Н. Колбановского.- М.-Л., 1935.1. С. 194-226.

267. Третьяков H.H. Композиция в станковой живописи и кинокадре.

268. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона- Спб.: С- Петербургск. Госуд. унив. пед. мастерства, 1997. 10 с.

269. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов.- М.: Изобразительное искусство, 1995.- 159 с.

270. Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства. Древняя русская живопись XV XVIII вв.- М., 1906.- 97 с.

271. Успенский Б.А. К системе передачи изображения в русской иконописи //ТПЗС.П. 1965/№ 181. С. 248-258.

272. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Ис-во, 1970.- 225 с.

273. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре.- М.: Книга, 1986.- 235 с.

274. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Кыргыстан.1966,- 77с.

275. Фаворский В.А. О художнике. О творчестве. О книге. Сост. и авт. вступ. статьи Е.С. Левитин. М.: Молодая гвардия, 1996. 127 е., ил.

276. Фаворский В.А. О магическом реализме // Декоративное искусство.-1963,-№ 10. С. 10-12.

277. Федорова H.A. Образные средства живописи./ Метод, пособие в помощь лектору. О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация /.- Л., 1972.- 17 с.

278. Фейгенберг Е.И., Асмолов A.C. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в востановительном воспитании личности // Вопросы психологии.- 1994.-№5-6 С.

279. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности,- М.: Международная пед. Академия, 1994.- 192 с.

280. Флерина Е.А. Детский рисунок.- М.: Новая Москва, 1924.- 80 е., ил.

281. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях.-Пособие для высших педагогических учебных заведений и педагогическихтехникумов. М., Гос. учебн. педаг. изд., тип. «Печатный двор» в Лгр., 1934,- 96 с.

282. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогичесие исследования. Из соловецких писем. Завещания.-М., 1992.- 559 с.

283. Флоренский П. О символах бесконечности // Новый путь.- Спб. 1904.- № 9. С. 173-236.

284. Флоренский П. Обратная перспектива // Христоматия по истории русской культуры: экспер. Уч. пособие для уч-ся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и студетов гуман. вузов. :-М.: изд. центр А.З.,1996.-360с.

285. Флоренский П. О типах возрастания // Богословский вестник. Сергиев Посад.- 1906.- № 7. с. 530-568.

286. Флоренский П. Об одной предпосылке мировоззрения.-М. // Весы.-1904.-№4. С. 24-36.

287. Фонтана Дэвид. Ваш ребенок растет.- М.: Новости, В 2-х Т.: Т. 1., 1994 -428 е., Т.2., 1994- 347 с.

288. Фрейд 3. Художник и фантазирование.- М.: Наука, 1995.- 397 с.

289. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М. Г. Ярошевский.- М.: Наука, 1989.- 456 с.

290. Хаксли О. Как вернуть зрение. М.: Независимый альманах «Конец века»:, книж. Приложение, 1993.- 160 с.

291. Харламова Л.А., Аманис И.К. Развитие воображения у детей на уроках изобразительного искусства.- Рига: Латвийский университет, 1990.- 64 с.

292. Харламова Л.А. Формирование творческого воображения учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы на уроках тематического рисования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986.- 16 с.

293. Харт Л. Из гусеницы- в бабочку. Спб.: Питер Паблиш, 1997.- 192 с. -(Серия «Сам себе психолог»)

294. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Люнгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии.- 1991.- № 2. С. 120 127.

295. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность // Вопросы психологии.- 1990.- № 5-6 С.

296. Хомич И.И. Человек живая система: Естественнонаучный и филосовский анализ.- Минск: Беларусь, 1984.- 269 с.

297. Цветкова Л.С., Торчуа Н. Г. Афазия и восприятие.- М.: Издат-во « Институт практич. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 176 с.

298. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента // Вопросы психологии.- 1988.- № 4. С. 129 136.

299. Чегодаев А.Д. Страницы истории советской живописи и советской графики.- М., 1984, 486 с.

300. Чарушин Е. Мой метод // Дошкольное воспитание.- 1943.- № 3 С. 12-14.

301. Человек как интегральная система. Межвузовский сборник научных трудов.- Ростов-на- Дону: Из-во госуд. пед. инст-та, 1988.- 130 с.

302. Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия и воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М.: МГПИ им. Ленина, 1988.- 16 с.

303. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитие познавательных структур // Вопросы психологии.- 1991. №6. С. 103 -113.

304. Чубинашвили Г.Н. Из истории средневекового искусства Грузии.- М.: Сов. худ-к, 1990.- 176 е., ил.

305. Чудновский В.Э. Медународное совещание по проблемам личности // Вопросы психологии.- 1974.- № 6. С. 117 120.

306. Чудновский В.Э. Вклад Л.И. Божович в развитие психологии воспитания // Формирование личности в онтогенезе: Сб.науч. тр./ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: изд. АПН СССР.- 1991.- С. 102-107.

307. Чуйков Семен. Заметки художника. Изд. 2-е, доп.- М.: Молодая гвардия, 1967.- 143 с.

308. Чуприкова Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе уственного развития //Вопросы психологии. 1987. - № 6. С.

309. Чуприкова Н.И., Митина Л.М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени // Вопросы психологии.- 1979.- № 3. С.

310. Чуприкова Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитие, обучении и интеллект //Вопросы психологии.-1990.-№5-6 С. 31-39.

311. Шварц И.Е. Взаимосвязь осознанных и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: ( Межвуз. сб. науч. тр.) / Перм. гос. пед. ин-т; Отв.ред. И.Е. Шварц. Пермь: ПГПИ, 1980 101 с.

312. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Автореф. дис. . канд. псих, наук.- М., 1974.- 20 с.

313. Шемякин Ф.И. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Восприятие пространства и времени. Сб. науч. тр./ Под ред. Ананьева Б.Г. Л.: Наука, 1969.- С. 32-35.

314. Школа изобразительного искусства. В девяти выпусках.- М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.

315. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения.- Харьков.: ЦК КСМУ и журн. «Путь просвещения», 1993.- 64 с.

316. Шмит Ф.И. О психологии рисования.- Харьков, отд. отт. из №№ 3-5 журн. «Внешкольное просвещение», 1919.- 16 с.

317. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют. Педологический и педагогический очерк. М.: ГИЗ, 1925.- 196 е., ил.

318. Шорохов E.B. Проблемы композиции в детском изобразительном творчестве и методические обоснования тематического рисования в школе: Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1968.- 16 с.

319. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 « Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение, 1979.-303 е. ил.

320. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.- Спб.: Союз, 1997.- 128 с.

321. Штутценбергер A.A. Тяжелобольной пациент ( 15- летний опыт применения психодрамы для лечения рака) // Вопросы психологии.-1990.-№ 5 С. 94- 106.

322. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торранса у младших школьников //Вопросы психологии.- 1991.- № 1. С. 27-32.

323. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А., Перлет К. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности // Вопросы психологии.- 1996.- № 1. С. 97-107.

324. Эйзенштейн С. Еще раз о строении вещей // Искусство кино.- 1940.- № 6. С. 27-33.

325. Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Искусство кино.- 1940. № 9 -10. С. 16-26, № 11- 12. С. 27-36.

326. Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии.- 1992.- № 3-4. С. 7-14.

327. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. -560 с.:ил. (труды д. чл.-кор. АПН СССР)

328. Эндрю A.M. Мозг и вычислительная машина.- М.: Мир, 1967.- 95 с.

329. Энеа-типологические структуры личности: самоонализ для ищущего / Пер. с англ.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 224 с.

330. Энциклопедия психологических тестов для детей.М.: Изд-во «Арпадия», 1997,-256 с.

331. Энштейн Альберт. О физической природе пространства. Пер. с нам.-Берлин.: Слово, 1922.- 51 с.

332. Эстетический опыт и эстетическая культура: Сборник / Рос. АН. ин-т философии; отв. ред. др. филос. наук Домов K.M. и др.- М., 1992.- 154 с.

333. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования.- М.: Мысль, 1981.-247 с.

334. Юнг К.Г. Конфликты детской души.: Сборник: Пер. с нем.- М.: Канон, 1995.-331 с.

335. Юнг К.Г. Божественный ребенок: (Аналитическая психология и воспитание).- М.: Олимп: ACT, 1997.- 398 с.

336. Юнг К.Г. Архетип и символ.- М.: «Ренессанс», СП « ИБО СиД», 1991.297 с.

337. Юон К. О композиции в живописи // Искусство.- 1952.- № 5. С. 31-42.

338. Юрьев В. Вселенная экстрасенсов: Практическое руководство по экстрасенсорике. М.: Рос. о-во по изуч. тайн и загадок Земли: Комерч. Фирма « Мистерия», 1993.- 168 с.

339. Якиманская И.С.,Зархин В.Г., Кадаяс Х-М.Х. Тест пространственного мышления, опыт разработки и применения // Вопросы психологии.- 1991.-№ 1. С. 128-134.

340. Якимович А. О построении пространства в современной картине / Пространство картины: Сб ст./ Сост. Н.О. Тамручи.- М.: Сов. художник, 1989. С. 3- 10.

341. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии.- 1994.- № 5. С. 37- 42.

342. Ястребицкая А.Л. Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть 1. Рождение и становлениесредневековой Европы. Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков.»- М.: Интерпракс. 1995.- 224с.ч.1.

343. A.J. Cropley. Creativiti, London, 1967, Longmans, Green Co Ltd, 121 pg.

344. J.P. Guilford. Creative abilities in the arts. // Psychological Reviev. Vol 64. No 2. 1957. University of Southen California.

345. E. P. Torrance, Chairman. Talent and Education. The universitety of minnesota Press, Minneapolis, 1960.

346. E. P. Torrance, R.E. Myers. Creative learning and teaching.- New York, 1970.А

347. МОСКОВСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ1. УНИВЕРСИТЕТна правах рукописи1. ВИЛЬДЕ Татьяна Николаевна

348. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ КАК ПРЕДМЕТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГУМАНИТАРНОЙ1. ГИМНАЗИИ1300.02 теория и методика обучения изобразительному искусству

349. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.