Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструментах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Бурдь, Виктор Геннадиевич

  • Бурдь, Виктор Геннадиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 0, Б.м.
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 168
Бурдь, Виктор Геннадиевич. Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструментах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Б.м.. 0. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бурдь, Виктор Геннадиевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИНТОНИРОВАНИИ.

1.1. Художественное интонирование как феномен музыкального исполнительства: сущность и роль.

1.2. Специфика художественного интонирования на ударных инструментах.

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО ИСПОЛНИТЕЛЯ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

2.1. Психофизиологические и психологические предпосылки художественного интонирования на ударных инструментах

2.2. Художественно-педагогические принципы и методы организации исследуемого процесса.

Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ НА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

3.1. Характеристика задач и содержания констатирующего этапа исследования.

3.2. Характеристика задач и содержания формирующего этапа исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструментах»

Во всех сферах высшего профессионального, в том числе - музыкального образования сегодня происходят значительные перемены, вызванные процессом обновления социокультурной и духовной жизни нашего общества. Наиболее примечательным фактором при этом выступает поиск новых методологических ориентиров, обеспечивающих повышение качества обучения и воспитания специалистов в вузе, выполнение насущных социальных и профессиональных потребностей.

Для педагогики музыкального образования основополагающее значение приобретает интонационный подход, предусматривающий в познании музыки путем ее восприятия, исполнения) опору на специфические ее i закономерности, проявление личностно-ценностного, творческого к ней отношения. Необходимость реализации данного подхода всё острее дает о себе знать в профессиональном обучении музыкантов различных специальностей, в том числе исполнителей на ударных инструментах.

Современная теория и практика исполнительства на ударных инструментах все чаще направляет свои усилия на осмысление закономерностей и специфики творческого процесса исполнителя, стремится постичь их с позиций достижений современного музыкознания и педагогики музыкального образования. К настоящему моменту в данной сфере особую остроту приобретает требование об усилении связей между художественно-эстетическим, ценностно-смысловым и собственно техническим аспектами профессиональной деятельности исполнителя на ударных инструментах. Основой выполнения этой актуальной задачи может и должен стать, по определению А.В. Малинковской, генерализующий методологический подход - музыкально-теоретическое учение Б.В. Асафьева об интонационной природе музыкального искусства, потенциал которого в области профессионального обучения исполнителя на ударных инструментах еще не задействован должным образом. Между тем, именно сквозь призму асафьевской концепции появляется возможность приблизиться к пониманию сути и значения художественно-исполнительского интонирования как целостного, осмысленно-выразительного (то есть направленного на слушателя), творческого процесса воспроизведения исполнителем музыки.

К сожалению, как нам удалось это выяснить, феномен художественного интонирования в сфере исполнительства на ударных инструментах еще не обрел ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане достаточно четкого статуса. К настоящему времени специальных исследований, посвященных художественно-исполнительскому интонированию на ударных инструментах, не проводилось. Очевидно, этим и объяснятся тот факт, что у специалистов обозначенной квалификации представления об интонировании главным образом сопряжены с акустической точностью воспроизведения звука, ритмических комбинаций.

Между тем, любой ударный инструменте определенной высотой звучания или без нее) призван, как это следует из суждений многих специалистов (Б.В.Асафьев, J1.A. Баренбойм, В.В. Медушевский, М.И. Пекарский и др.) к выполнению тех же функций, что и инструменты других «семейств» (духовые, струнные и т.д.), главная из которых - раскрытие художественно-образного содержания музыки. Это утверждение аксиоматично и вряд ли может быть опровергнуто, в силу чего невозможно отрицать и наличия интонирования на любом ударном инструменте. Разумнее задаться сегодня вопросом: что по сущности это явление представляет собой в данной сфере музицирования, в чем его специфика и что должно лежать в основе обучения художественному интонированию будущего исполнителя на ударных инструментах в процессе его профессиональной вузовской подготовки?

Следует подчеркнуть, что ни один из этих вопросов еще не стал предметом специального научного осмысления в теории и практике вузовского обучения исполнителей на ударных инструментах. Таким образом, избранную нами тему исследования следует признать весьма актуальной.

Наличие противоречия между признанием особой важности художественно-исполнительского интонирования, необходимости овладения им будущими исполнителями на ударных инструментах и отсутствием соответствующих успешному решению этой задачи теоретических и методических основ позволили сформулировать проблему нашего исследования: как построить содержание и процесс обучения художественному интонированию будущих исполнителей на ударных инструментах, чтобы он был успешным и эффективным.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Первоначальные суждения о художественном интонирований* как о проявлении исполнителем яркого по выразительности «произношения» музыки появились еще в далеком прошлом при обсуждении представителями различных научных и художественных областей специфики музыкального искусства, процесса ее создания, исполнения, восприятия. Осмысление исследуемого феномена осуществлялось с различных, иногда прямо противоположных, философско-эстетических, музыкально-теоретических, художественно-психологических позиций, что, во-первых, свидетельствовало о его смысловой глубине и сложности, связи с многообразными аспектами музыкально-исполнительского творчества, а во-вторых, затрудняло изучение его сущности и значения. К пониманию такого феномена как художественное интонирование исследовательская мысль приближалась прежде всего через преодоление узкого взгляда на проблему интерпретации музыки, ограничивающего проявление исполнителем творческой свободы, индивидуальности в раскрытии жизненного содержания того или иного музыкального произведения.

Вопросы художественного интонирования обретали все большую конкретность по мере становления и развития теории музыки, педагогики музыкального исполнительства. Накопленный в этих областях опыт, основу которого составили взгляды многих представителей музыкального искусства прошлого (К.Ф.Э. Бах, К. Черни и др.) и настоящего (Ф.М. Блуменфельд,

Г.Г. Нейгауз и др.), позволил глубже проникнуть в специфику художественного интонирования, выступающего своеобразным смысловым «ядром» в любом виде музыкального исполнительства.

Наиболее весомый вклад в разработку теории исполнительского интонирования внес Б.В. Асафьев, поставив проблему интонирования в центр своего музыкально-теоретического учения. В соответствии с последним музыкальное исполнительство предстает как особая художественно-интонационная деятельность, направленная на постижение и выражение смыслового содержания музыки.

Сущностная характеристика исполнительского интонирования была дополнена в работах современных музыковедов (М.Г.Арановский, Л.А.Мазель,В.В.Медушевский,Е.В.Назайкинский,Е.М.Орлова,Е.М.Ручьевская, С.С. Скребков и др.). Обстоятельному изучению исследуемый феномен подвергся в теории и практике фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев, JI.A'. Баренбойм, Ф.М. Блуменфельд, А.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, М.Э. Фейгин, Г.М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков и др.). Высказанные представителями данной сферы музыкального исполнительства суждения рассматривались нами как фундамент изучения феномена интонирования на ударных инструментах.

Особую ценность для нашего исследования имели взгляды философско-эстетической, художественно-психологической и музыкально-педагогической направленности, изложенные в специальных работах и эпистолярных материалах выдающихся отечественных и зарубежных композиторов прошлого и настоящего.

В области теории и методики обучения игре на ударных инструментах проблема художественно-исполнительского интонирования (в асафьевской ее трактовке) к настоящему моменту находится, образно говоря, в полном «забвении», если не считать отдельных, сопряженных с данной проблемой суждений, например, М.И. Пекарского. Позиция этого выдающегося музыканта в понимании стратегии и тактики обучения исполнителя на ударных инструментах во многом послужила отправной точкой в проведении исследования по избранной нами теме.

Объектом исследования является процесс обучения художественному интонированию будущих исполнителей на ударных инструментах в системе высшего профессионального образования, а предметом исследования выступают теоретические и методические основы эффективной организации данного процесса.

Цель исследования - выявление и научное обоснование теоретических и методических основ - научно-педагогических принципов и методов обучения художественному интонированию будущих специалистов данной квалификации.

Задачи исследования:

1. В теоретическом плане раскрыть сущность и функции художественного интонирования применительно к профессионально-творческой деятельности исполнителя на ударных инструментах.

2. Определить художественно-педагогические принципы и методы, выступающие в своей совокупности основой организации исследуемого процесса обучения в вузе. I

3. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность разработанных в диссертации теоретических и методических основ обучения художественному интонированию будущих исполнителей на ударных инструментах в период их вузовского профессионального образования.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность исследуемого процесса обучения может быть достигнута посредством:

- своевременного и целенаправленного включения будущих специалистов данного профиля в интонационно-исполнительскую деятельность, отличающуюся особой профессионально-ценностной значимостью и направленностью;

- использования в данном процессе обучения в качестве основы его теоретико-методической организации специальных художественно-педагогических принципов и методов, адекватно отражающих специфику музыки и конкретной сферы музыкального исполнительства. Методологической основой исследования выступают: философско-эстетический и культурологический подходы, вскрывающие духовно-творческую сущность искусства (в том числе музыкального) и способов взаимодействия с ним (И.А. Ильин, М.С. Каган, и др.); междисциплинарное учение Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки, музыкального мышления и различных видов музыкально-творческой деятельности (композиторской, исполнительской, слушательской); концептуальные взгляды и положения философской, общенаучной и художественно-исследовательской направленности, утверждающие приоритетное значение творчества в жизнедеятельности человека (Н.А. Бердяев, JI.C. Выготский, Б.М. Неменский, и др.).

Теоретическую базу исследования составили: работы отечественных и зарубежных музыкантов-ученых, в которых категории «интонация», ! интонирование» рассматриваются как ведущие смысловые «единицы» в понимании сущностной специфики и функций музыки (Б.В. Асафьев, Э. Курт, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, С.С. Скребков, Б.Л. Яворский и др.), художественно-интонационной направленности мышления и деятельности композитора (Э.В. Денисов, Ц. Когоутек, А. Онеггер, А.С. Соколов, М.Е. Тараканов, А. Шнитке и др.), исполнителя (Л.А. Баренбойм, К.А. Мартинсен,

A.В. Малинковская, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков и др.), слушателя (Л.В. Горюнова, И.И. Земцовский, В.Н. Максимов, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор, Л.В. Школяр и др.); взгляды и положения современной физиологии и психологии о «живом» движении, о структуре и механизмах построения двигательного акта (Н.А. Бернштейн, В.А. Запорожец,

B.П. Зинченко и др.); опыт педагогики общего и профессионального музыкального образования, теории и практики музыкального исполнительства по формированию у обучающихся навыков «ритмоинтонирования», «пластического интонирования» (Ф.М. Блуменфельд, Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).

Для решения поставленных в диссертации цели и ведущих задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ работ по философии, эстетике, культурологии, теории музыки, общей и художественной психологии, теории и практике музыкального исполнительства, педагогике, общего и профессионального музыкального образования, изучение эпистолярного наследия композиторов и исполнителей с позиций темы исследования; методы сравнения, индукции и дедукции, систематизации и обобщения; эмпирические - целенаправленные (прямые и косвенные) педагогические наблюдения, методы опроса (беседа, анкетирование), изучение и обобщение актуального для исследуемой проблемы опыта зарубежной и отечественной педагогики профессионального музыкального образования, опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования в себя включали:

Первый этап (1996 - 1998 гг.) был связан с поиском, осознанием и формулировкой проблемы исследования, с анализом ее разработанности в теории и практике музыкального исполнительства, общего и профессионального музыкального образования.

На втором этапе (1998 - 2000 гг.) определялись общая логика проведения диссертационного исследования, его ведущие категории, конкретизировались цели и задачи, формулировалась рабочая гипотеза, разрабатывались теоретические и методические аспекты организации исследуемого процесса обучения.

Третий этап (2000 - 2004 гг.) был посвящен внедрению разработанных в диссертации научно-теоретических и методических основ организации процесса обучения художественному интонированию будущего исполнителя на ударных инструментах в системе профессионального вузовского образования.

Базой исследования являлся Краснодарский государственный университет культуры и искусства.

Научная новизна исследования связана с тем, что:

-осуществлены интерпретация и внедрение ведущих положений научной концепции Б.В. Асафьева об интонационной природе музыки в качестве методологических ориентиров в систему вузовской профессиональной подготовки музыканта-исполнителя конкретной специальности.

-представлено научное обоснование сущности и функций художественного интонирования на ударных инструментах;

-определены показатели и уровни, характеризующие динамику процесса обучения художественному интонированию студентов-исполнителей на ударных инструментах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: полученные в диссертации научно-теоретические знания и представления об исследуемом феномене дополняют тезаурус современной теории музыкального исполнительства, ее научно-категориальный аппарат; в исследовании осуществлено обоснование художественно-педагогических принципов и методов эффективной организации процесса обучения художественному интонированию будущих исполнителей на ударных инструментах в системе высшего профессионального образования; выявлены психофизиологические и психологические аспекты музыкально-интонационной деятельности, взаимосвязь которых обеспечивает высокое по уровню качество ее осуществления исполнителем данного профиля.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные в диссертации теоретические и методические основы организации процесса обучения художественному интонированию исполнителей на ударных инструментах были успешно внедрены в систему вузовского профессионального образования и содействовали ее совершенствованию: повышению качества усвоения профессиональных знаний, умений и навыков будущими специалистами, активизации и расширению их творческого потенциала, достижению в преподавании взаимосвязи художественного и технического. Основные положения и результаты диссертационного исследования могут существенно дополнить опыт преподавания игры на ударных инструментах в других специальных учебных заведениях (ДМШ, музыкальных училищах, консерваториях).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается наличием в диссертации соответствующей ее цели и задачам методологической базы, системы исследовательских методов и процедур, а также опытно-экспериментальной работой и личным участием в ней автора проведенного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Художественное интонирование выступает важным феноменом музыкально-исполнительского творчества и образования, овладение которым служит залогом успешной реализации музыкантом-исполнителем своих социальных и профессиональных функций.

2.В профессиональной деятельности исполнителя на ударных инструментах основополагающее место принадлежит ритмоинтонированию, которое предстает как сложный, интегративный процесс осмысленно-выразительного раскрытия художественно-смыслового содержания музыки.

3.Эффективность процесса обучения художественному интонированию будущего исполнителя на ударных инструментах обеспечивается специальной его организацией, предполагающей в качестве теоретико-методической основы разработанные в диссертации художественно-педагогические принципы ( принцип интонационно-исполнительской активности; личностно-творческой направленности; единства художественного и технического ) и методы ( метод моделирования художественно-исполнительских действий; интонационно-слухового анализа; интонационно-ритмического творчества).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

- в процессе опытно-экспериментальной работы в консерватории КГУКИ, обсуждения диссертации на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования КГУКИ;

- через внедрение результатов исследования в учебно-педагогический процесс консерватории КГУКИ, Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова, ДМШ г. Краснодара;

- в ходе выступлений с докладами и сообщениями на различных по уровню научно-практических конференциях, в том числе на Третьей ЮжноРоссийской научно-практической конференции «Многоуровневая система профессионального художественного образования: современные технологии обучения» (Краснодар, 2003 г.), Второй Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (Краснодар, 2003 г.), региональной научно-практической конференции «Музыкальное искусство и гуманитарное образование Юга России: история, современность, перспективы» (Махачкала, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование: инновации и традиции» (Орел, 2004 г.) и др.;

-через публикации материалов по теме исследования.

Структура работы в себя включает: введение, три главы (каждая из которых состоит из двух параграфов), заключение, список литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Бурдь, Виктор Геннадиевич

Заключение

Проведенное диссертационное исследование позволяет заключить,что выдвинутая в нем концептуальная идея о необходимости разработки и реализации теоретико-методических основ организации процесса профессионального обучения художественному интонированию будущих музыкантов-исполнителей конкретной специальности в полном обьеме отвечает насущным потребностям современной педагогики музыкально-исполнительского образования.

Полученные в диссертации теоретические выводы и практические рекомендации позволили осуществить актуальную для данной сферы музыкально-исполнительской педагогики задачу - определить и научно обосновать эффективные педагогические пути и средства овладения специалистами интонационным подходом к процессу исполнения музыки.

На основе междисциплинарного анализа в диссертации получено представление о сущностных и функциональных сторонах художественного интонирования как целостного творческого процесса воссоздания смыслового содержания произведения при исполнении. Одновременно с этим раскрыта специфика» этого процесса в музыкально-исполнительской практике специалиста конкретного профиля.

В работе задействованы ведущие положения современного музыкознания об интонационной природе музыкального творчества и исполнительства, раскрыты семантические единицы художественного познания музыки. С этих позиций в диссертации сделан вывод о том, что при игре на малом барабане (как и на некоторых других ударных инструментах без определенной высоты звучания) основу художественно-исполнительского творчества составляет такой феномен как ритмоинтонирование.

В диссертации показано, что художественно-исполнительское интонирование - это довольно сложный духовно-психологический процесс, имеющий интегративный, творческий характер, базирующийся на активном взаимодействии различных сфер личности музыканта-исполнителя, его индивидуальном опыте. Данный процесс связан с проникновением в особенности и закономерности как целостной драматургии музыкального произведения, так и в каждую частицу его художественного «организма».

В диссертации специальному освещению подвергнута проблема соотношения «звука» и «смысла» в музыкально-исполнительском творчестве. В частности подчеркивается, что в музыкально-педагогической практике этим феноменам еще не отведено подобающее место, что приводит к серьезным потерям в плане освоения музыкального произведения как содержательно-смыслового феномена.

Особым по значению результатом диссертации можно считать включение в теорию и практику конкретной музыкально-исполнительской подготовки основных положений теории о коммуникативной функции музыки В.В.Медушевского и теории движения Н.А.Бернштейна. Обращение к первой из них позволяет подвести будущего музыканта-исполнителя к пониманию специфики своего творчества - художественно-коммуникативного его характера. В опоре на теорию движения в диссертации обоснован важнейший для исследуемого процесса обучения методологический ориентир-достижение взаимосвязи между художественно-техническими и духовно-ценностными его сторонами.

В диссертации раскрыты психофизиологические и психологические предпосылки организации процесса обучения художественному интонированию исполнителя на ударных инструментах, в данном случае - на малом барабане.

Основой организации исследуемого процесса обучения как показано в диссертации выступают специальные художественно-педагогические принципы - интонационно-исполнительской активности, личностно-творческой направленности, единства художественного и технического и методы - метод моделирования художественно-исполнительских действий, интонационно-слухового анализа, интонационно-ритмического творчества. Предлагаемые принципы и методы, как это подтверждено в ходе проведенного исследования, существенно усиливают базисные положения методики преподавания игры на ударных инструментах во всей системе специальных учебных заведений (музыкальных школах, училищах, вузах). Ценностное значение разработанных в диссертации художественно-педагогических принципов и методов организации процесса обучения художественному интонированию заключается еще и в том, что они в своей совокупности способствуют переориентации художественного сознания будущего исполнителя, без которой реализации интонационного подхода невозможна.

В опытно-экспериментальной работе получены результаты, подтверждающие выдвинутую в исследовании гипотезу, целесообразность и эффективность научно обоснованных теоретических и методических основ организации исследуемого процесса обучения художественному интонированию исполнителей на ударных инструментах.

Реализованный в диссертационном исследовании подход к совершенствованию процесса профессионального обучения будущих специалистов музыкально-исполнительскому мастерству требует в перспективе более глубоких, комплексных исследований, основанных на синтезе музыкально-теоретических, художественно-психологических и музыкально-педагогических знаний, на использовании многообразного творческого опыта современной теории и практики музыкального исполнительства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бурдь, Виктор Геннадиевич, 0 год

1. Абдуллазаде Г. А. Философская сущность музыкального искусства. -Баку, 1985.-282 с.

2. Абдуллин Э.Б Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М., 1990. 186 с.

3. Августин А. О музыке // Античная музыкальная эстетика / Вст. очерк и собрание текстов проф. А.Ф. Лосева М., 1960 - С. 58-62

4. Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя.- М., 1991.- С.7-29.

5. Алексеев А. Д. О воспитании музыканта-исполнителя // Сов. музыка, 1980. №2. - С. 72-77.

6. Алексеев А.Д.О пианистических принципах С.И.Фейнберга//Мастера советской пианистической школы.- М.,1954.-С.206-208.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. - 496 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - т. 1. 288 с.

9. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975. -358 с.

10. Арановский М. Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. — Л., 1978. 238 с.

11. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений. // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. -М., 1974. С. 252-271.

12. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов) Путеводитель по концертам (Словарь наиболее необходимых терминов и понятий). 2-е изд. М., 1978 — С. 166169.

13. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском. Л., 1977. - 279 с.

14. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. первая и вторая. 2-е изд.-Л., 1971.-312 с.

15. Асафьев Б.В. О себе // Воспоминания о Б.В. Асафьеве. Сост. А. Крюков1. Л., 1974.-с. 315-508.

16. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л., 1965 - С. 3-26.

17. Асмолов А.Г. Братусь Б.С.Зейгарник Б.В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии-1979-№4.-С. 35-46.

18. Асмолов Н.А. Психология личности. М., 1990.-321 с.

19. Бакланова Н.К., Калошина И.Н. Формирование выразительности исполнительских музыкальных умений // Новые исследования в педагогических науках 1975-№12. - С. 35-37.

20. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства-М., 1969- 288 с.

21. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — М., 1974- 136 с.

22. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. -Л., 1979-С. 4-132.

23. Бару А.В. Функциональная специализация полушарий и опознавание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. Л, 1977 -С. 85,-114.

24. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М, 1985. 64 с.

25. Беляева-Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст./ Сост. и ред. М.Г. Арановский. М., 1974. - С. 303-329.

26. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1991.-318с.

27. Берлянчик М.М. О роли интонационного анализа в интерпретаторском творчестве музыканта-исполнителя // Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика.- Вып.11. Новосибирск, 1989. - С. 26-29.

28. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — Л., 1983.- 175 с.

29. Бернштейн Н.А. Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов // Вопросы психологии.- 1957- №6. С.70-90.

30. Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947. - С. 8-21.

31. Бернштейн Н.А. Общая биомеханика: Основы учения о движениях человека М., 1926.-С. 12-53.

32. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. - №8. С. 39-52.

33. Блинова М.П.Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -JL, 1974.-С. 120.

34. Блинова М.Н. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып.5. Л., 1967. -С. 170-190.

35. Блинова М.Н. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. M.-J1., 1964. - 123с.

36. Блинова М.Н. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. - JI., 1962. - С. 52-124.

37. Блинова М.Н. Физиологические основы элементарного звукового1синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - JL, 1963. -С. 216-229.

38. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М., 1985. - С. 8-36.

39. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества.- Ростов-на-Дону, 1984. 170 с.

40. Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991.-Том 1-2.

41. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. //Педагогика. №4. - 1997. - С. 11-17.

42. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - С. 167-177.

43. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. М., 1991. - 125 с.

44. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923 - С. 3-287.

45. Васина Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация. 3. Композиция. - М., 1978 - 368 с.

46. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-ое., испр. и доп. М, 1968. -576 с.

47. Гальперин П. Я. Формирование творческого мышления // Деятельность и психические процессы.- М., 1977.-С. 54-55.

48. Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. -М., 1954. 64 с.

49. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха // Н.А. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. М., 1980. - С. 80-145.

50. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма М., 1950 - С. 7-29.

51. Глазырина Е.Ю. Интонационная семантика архетипов // Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога. -Екатеринбург, 1998 С. 68-69.

52. Гнесин М.Ф. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1961. - С. 34-102.

53. Гнилов Б.Г. Фортепианное джазовое искусство как вид музыкального творчества (1940-1950 годы) // Автореф. дис. канд. искусств. М., 1992. -16 с.

54. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 - М, 1958. - С. 9-14

55. Гонтаревская Ю. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио: Атореф.дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 21 с.

56. Гордеева Н.А. Экспериментальная психология исполнительского действия. -М., 1995.-С. 34-52.

57. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 192 с.

58. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М, 1961.-58 с.

59. Дмитриев Г. Об обучении детей композиции // Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981. С. 246-253.

60. Ермакова Г.Н Музыка в семье искусств и в мире культуры // Сов. музыка-1988.-№4.-С. 75-81.

61. Жак-Далькроз Э. Ритм и его воспитательное значение для жизни и для искусства. Шесть лекций. Перевод Е.Ф. Гнесиной. М., 1922 - С. 15-41.

62. Закс J1. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание: Сб. статей. Вып. 3. - JI.,1987.- С. 46-68.

63. Запорожец А.В. Психология действия. М. 2ООО. - С. 14-60.

64. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений М., 1960 - С. 7-62.

65. Землянский Б .Я. О музыкальной педагогике. М., 1987. - 144 с.

66. Земцевский И.И. Этномузыковедческая концепция: опыт реконструкции // Сов. музыка 1984. - №6. - С. 82-84.

67. Земцовский И. О методологической сущности интонационного анализа // Сов. музыка 1979. - №3. - С. 24-29.

68. Земцовский И.И. Апология текста. // Музыкальная академия. № 4 -2002-С. 100*110.

69. Игумнов К.И. В кн.: Мастера советской пианистической школы. - М ., 1961.-102 с.

70. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и педагогика. Хрестоматия. Вып.1 / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. М., 1991. - 194 с.

71. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Преподаватель, №4 1999. - С. 33-36.

72. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. - 496 с.

73. Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. Психология музыкальной деятельности / Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2003.-368 с.

74. Клещов С. К вопросу о механизмах пианистических движений // Сов. музыка. 1935. - № 4. - С. 19-22

75. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. - С. 270-280.

76. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе // Музыкальное исполнительство. Вып.7. - М., 1972 - С. 47-92.

77. Кочнев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. дис. канд. искусств. Л., 1970. - 22 с.

78. Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки. // теория и методика музыкального образования детей: Научно-метод. пособие. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова., Е.Д.Критская и др. М., 1998.-С. 108-139.

79. Кущ B.C. Ритмопедгогика. Учебное пособие для средних и высших музыкальных учебных заведений. Краснодар, 2000. - 288 с.

80. Леонидов Р.С. Взаимодействие интонационно- выразительного и операционально-технического уровня в исполнительском процессе // Дисс.л канд. искусств. Л., 1989. - 172 с.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977. - 304 с.

82. Логинова Л. Звуковысотность в музыке: проблемы восприятия: Автореф. дис. канд. искусств. М., 1986. - 23 с.

83. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы: Автореф. докт. искусств. -М., 1998. 43 с.

84. Мазель Л.А. Вопросы анализа и эстетики музыки. М., 1972. - 256 с.

85. Мазель Л.А. О некоторых теоретических проблемах // Сов. музыка. 1982. -№5. С. 54-57.

86. Малинковская А.В. На пути к интонационному воспитанию учащихся // Преподаватель 1999. - № 4. - С. 31-33.

87. Малинковская А.В. Фортепианное интонирование как музыкальнопедагогическая и исполнительская проблема // Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995.-365 с.

88. Малинковская А.В. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б.В. Асафьева // Музыкальное исполнительство. Вып.11. М., 1983. - С. 24-26.

89. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб.пособие для студентов вузов,обучающихся по специальностям 039700 «Музык. образование»/ А.В.Малинковская. М.,2005. -381 с.

90. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. Исследование. М ., 1993.-262 с.

91. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.

92. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. 1984. - № П. - С. 52-59,

93. Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Методическая культура педагога-музыканта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина М., 2002. - С. 129-138.

94. Мельникова Н.И. Исполнительская организация музыкального времени // Автореф. дисс. канд. искусств. 1996. -22 с.

95. Мильштейн Я.И.О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972. - С. 3-56.

96. Мильштейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства.- М., 1983. -266 с.

97. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975. - 471 е., о ил., нот.; I л.ил, (вклейка).

98. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. JL, 1990. -С. 117-123.

99. Музыкальное исполнительство. Вып.7. - М., 1972 - С. 47-92.

100. Мутли А. Звук и слух // Вопросы музыкознания, т. 3 М., I960. - С. 324-347.

101. Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. М., 1978. - Вып.З. - С. 312.

102. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. -383 с.

103. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988 - 254 с.

104. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. М., 1965. - 95 с.

105. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. -319 с.

106. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Ред. Г.С. Богуславского. - Л., 1969. - 134 с.

107. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд., испр. и допол. -М., 1988.-240 с.

108. Немыкина И. Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб. пособие -УГЛУ,- 1997.- 156 с.

109. Одинокова И. Н. Развитие творческих сторон личности студентов в процессе обучения элементам композиции: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1985.- 16 с.

110. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956 - С. 443

111. Орлов Г.А. Древо музыки. 1992. - 408 с.

112. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М., 1984. -302с.

113. Пасынова Н.Б. Влияние музыкальных движений на эмоции /Психологический журнал. 1993 - №4.- С.39 -42.

114. Пашина А.Х. Особенности распознания эмоционального контекста звуковой речи // Психологический журнал. 1991. - С. 88-95.

115. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого, М, 1996.602 с.

116. Пекарский М.И. Умные разговоры с умным человеком // Музыкальная академия. № 1, - 2002. - С. 87-96.

117. Переверзев Н. К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. -205 с.

118. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1977. - 384 с.

119. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972. - 348 с.

120. Плутарх. О музыке // Античная музыкальная эстетика М., I960 - С. 284

121. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для вузов. В двух книгах.- М., 2001. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

122. Покровский Б.А. Размышления об опере. М., 1979. - 279 с.

123. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. - 280 с.

124. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 303 с.

125. Прасолов Е.Н. Художественное воспитание исполнителя как проблемаIсовременного музыкального образования Тольятти, 2003. — 84 с.

126. Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. / Сост. и ред. М.Г. Арановский. М., 1974. - 336 с.

127. Прокофьев Г. И. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956. -232 с.

128. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П. И. Пидкасистого.-Ростов-на Дону, 1998. 540 с.

129. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 172 с.

130. Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа // Вопр.психологии, 1978. №2. - С.69-80.

131. Ражников В.Г. Три принципа педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. - №1. - С.33-41.

132. Рало А.Н. Восприятие пространства исполнителем на ударных инструментах // Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания. — Краснодар, 1993. С. 53-55.

133. Рало А.Н. Некоторые аспекты теории исполнительства на звуковысотных ударных инструментах //Автореф. канд.искусств. -Ростов-на-Дону. 1996 - 21с.

134. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии / Отв.ред. Е.В. Шорохова- Изд. 2-е. М, 1976. - 416 с.

135. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

136. Рунин Б.М. О психологии импровизации //Психология процесса художественного творчества. JL, 1980. - С. 45-57.

137. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. JL, 1987. - Вып.З. - С. 69-96.

138. Серов А.Н. Избранные статьи. Т.1.-М-Л., 1950 -С. 129-132.

139. Серов А.Н. Статьи о музыке. М., 1984 С. 29-34.

140. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1961. - 368 с.

141. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М. 1947. - С. 3-523.

142. Сеченов И.М. Физиология нервной системы. СП б., 1966. - 503 с.

143. Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. М., 1980. -С. 17-23.

144. Смирнов. Эмоциональный мир музыки.- М.,1990 320 с.

145. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Т. 1. Томск, 1996 . - 109 с.

146. Соколов А.С. О роли звукового материала в системе музыкальных средств // Автореф. дисс. канд. искусств. М., 1980 - 22 с.

147. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.-Л., 1948. - С. 24-36.

148. Талапай Б.И. Формирование исполнительских (двигательнотехнических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах// Дисс.канд.пед.наук. М., 1982. - 153 с.

149. Тараканов М.Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального // Методологические проблемы музыкознания. Сб. статей. М., 1987. — С.31-71.

150. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. №4. - 1990 г. - С. 37-40.

151. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие. / Школяр JI.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А.- М., 1999. 336 с.

152. Теплов Б. М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических явлений // Вопросы психологии. 1975. - С. 92-93.

153. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.

154. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // К 35-летию научной деятельности Д.И.Узнадзе. Тбилиси: 1945. - С. 247-274.

155. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.,1947- 335 с.

156. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964. - С. 19-32.

157. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. 1975. -110 с.

158. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся // Вопросы фортепианной педагогики. М., 1971. - С. 3.-39.

159. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 840с.

160. Флоренский П.А. Пристань и бульвар. Прометей 9. - М., 1972 - С. 143.

161. Фролов Ю. Пение и речь в свете учения И.П. Павлова. М., 1966. - 99 с.

162. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М., 1971.- 304с.

163. Холопова В.Н. Музыкальный ритм. М., 1980. - С. 14-31.

164. Холопова В.Н. Современные аспекты асафьевской теории интонации. //

165. Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура. Матер. Всесоюзн. науч.-теор. конф. К 100-летию со дня рождения Б.В. Асафьева. М., 1986. - С. 132-138.

166. Цуккерман В.А. О некоторых особых видах целостного анализа // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. - С.409-426.

167. Цыпин Г. М.Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика.- СПб.,2001. 320 с.

168. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблема психологии творчества. -М., 1998.-Кн.1.-382с.

169. Шервинский С.В. Ритм и смысл М., 1961 - С. 11-25.

170. Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства / Под редакцией и с предисловием Л.Б. Переверзева М., 1971. - 200 с.

171. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования// Дис. докт. пед. наук. -М.; 1991.-400 с.

172. Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М, 1973.- 145 с.

173. Шульпяков О.Ф. Вопросы методологии развития двигательной техники музыканта-исполнителя // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып.8. -Л., 1968.-С. 186.

174. Шульпяков О.Ф. О психофизическом единстве исполнительского искусства // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып. 12. Л., 1973. - С. 187-222.

175. Щапов А. П. Фортепианная педагогика. — М., 1960. 245 с.

176. Яворский Б.Л. Рукописный архив. ГЦММК имени М.И. Глинки. Ф. 146, ед.хр. 4465, л.1.

177. Яворский Б.Л. После московских концертов Ферруччо Бузони // Музыка, 1912.-№104-105.-С. 989-991.

178. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм. М., 1983. - С. 11-19.

179. Elliott D. Musik Matters: A New Philosoply of Musik Education. Oxford University Press, 1995. P. - 9-42.

180. Gabrielsson, A. (1988). Timing in music performance and its relations to music experience. In J. Sloboda (Ed), Generative processes in music. The psychology of performance, improvisation, and composition (pp. 27-51). Oxford: Clarendon Press.

181. Gachs, Curt, Rhythm and Tempo. A stady in musik history. New York. -1953.-P. 10-19.

182. Kendall, R. A. & Carterette, E. S. (1990). The cominunication of musical expression. Music Perctption, 8, -129-164.

183. Merriam A. Anthropology of Musik Education. New-Jersey, 1970 - P. 436.i

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.