Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Иготти, Елена Юрьевна

  • Иготти, Елена Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 170
Иготти, Елена Юрьевна. Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Иготти, Елена Юрьевна

Введение.

Глава первая. Вокальный язык — система звукового выражения человека.

1. Фонационный способ звукоизвлечения. Звук - основа певческого и речевого принципа работы фонационного аппарата.

2. Спектральная характеристика звука.

3. Вокальная интонация — семиотический знак.

4. Слуховое восприятие.

5. Певческая интонация.

6. Примарный тон.

7. Скользящее и ступенчатое интонирование.

8. Речевая интонация.

9. Звуки речи.

Глава вторая. Новые приёмы звукоизвлечения в вокальной музыке XX века и способы их фиксирования.

1. Нотация в современной вокальной музыке.

2. Возникновение потребности в новых способах записи.

3. Особенности нотации фольклорной музыки.

4. Временная и высотная организации музыки. Способы записи.

4.1 Способы записи высотной организации вокальной музыки.

5. Способы записи речевых элементов звукоизвлечения.

5.1 Фонема как элемент речевого способа звукоизвлечения.

6. Цели и задачи современной нотации.

Глава третья. Практическое использование новых приёмов современной вокальной музыки.

1. Практическое овладение скользящим и ступенчатым интонированием (образами «скольжения» и «шага»).

2. Принципы взаимодействия образов «скольжения » и «шага».

3. Использование различных видов памяти для закрепления приобретенных навыков звукообразования.

4. Использование динамики дыхания в образе «скольжения» и «шага». Принцип тиражирования примарного тона на непрерывном и дискретном интервалах.

5. Фольклорные основы интонирования современной вокальной музыки. «Память на высоту».

6. Стилистическая общность фольклора и современной музыки. Знакомство с образцами бесписьменной традиции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке»

Актуальность исследования. Исследования, посвященные проблемам исполнения современной музыки, сами по себе обречены стать актуальными, ибо освещают вопросы, научный анализ которых осуществляется, как правило, впервые и охватывает стилистическое «поле», разработка которого сплошь и рядом не имеет и не может иметь утвердившихся традиций. Инерция былых, давно устоявшихся понятий, категорий и дефиниций довлеет, однако, над необходимостью применять новые инструменты анализа. Привычное же далеко не всегда даёт адекватный музыкальному материалу аналитический результат.

Всё это в полной мере относится к теме данной диссертации. Как известно, специфика интонирования вокальной музыки состоит в обязательной опоре на предварительные представления слухового образа с целью озвучить соответствующую интонацию. Академическое образование формирует голос певца, опираясь на язык XVIII-XIX веков. Этот процесс осуществляется на классическом материале, базирующемся на трёхфункциональной системе квадратной структуры с опорой мелодии на гармонию. В меньшей степени используются достижения эпохи романтизма, и фактически игнорируется современная музыка.

Такие смысловые элементы музыкальной речи, как неквадратная структура, децентрализованный лад, частая смена устоев, нетемперированный строй, свободная метрика, сложная ритмическая организация и т.д., кардинально отличают музыку XX-XXI веков от произведений предыдущих трёх столетий и являются общими и для авангарда, и для музыки тональной ориентации. Особенностью современного вокального языка стало использование всего богатства возможностей голоса и органов речи для формирования процесса фонации1. При этом

1 Фонация (от греч. phone — звук, голос) в фонетике, физический процесс образования речевых звуков, воспринимаемых слухом. Фонация — совокупная активность органов речи, обеспечивающая 3 практикуется не только певческий, но и речевой способ звукоизвлечения. Под «певческим» и «речевым» мы понимаем режимы работы голосового аппарата. Собственно же способы звукоизвлечения (звукового самовыражения) здесь и далее разделяются на фонационный (с участием голосового аппарата) и нефонационный (без участия голосового аппарата, т.е. «звучащие жесты»). При фонационном способе можно выделить звуки, имеющие преобладающую частоту основного тона, и звуки, не имеющие преобладающей частоты тона. На основе с одной стороны равноправного, а с другой стороны взаимодополняющего существования и использования певческого и речевого способов фонационного звукообразования, а также внедрения нефонационных способов звукоизвлечения, возникают новые системы организации вертикали и горизонтали. В этих условиях стереотипы, сформированные существующей системой академического образования, господствующие в сознании современного музыканта, не соответствуют тому, с чем он сталкивается в реальной концертной деятельности. В частности, одним из требований международных конкурсов является исполнение произведений XX-XXI веков. Участие в форумах современной музыки, таких как российские и зарубежные фестивали "Звуковые пути", "Барокко и авангард" "От авангарда до наших дней", "Московская осень", "New classic", "Música nova" требует от артиста владения новыми приёмами интонирования. Ныне он, так или иначе, вынужден работать с новейшими произведениями. Но этот процесс носит стихийный характер, без систематического изучения элементов современного музыкального языка, которыми можно пользоваться далее в работе над другими сочинениями.

Проблема освоения современной вокальной музыки рассматривается автором с различных сторон: композиторской, исполнительской, звукопроизводство (артикуляционный аспект), и совокупность акустических характеристик звука, обеспечивающая его слуховое восприятие и анализ (акустический аспект). Процессы производства и восприятия звуков взаимодействуют по принципу обратной связи: при образовании звука важную роль играет слуховой самоконтроль говорящего, при восприятии звука слуховой (сенсорный) анализ дополняется «внутренним» артикуляционным (моторным) самоконтролем слушающего (т. н. анализ через синтез). [93] теоретической и излагается с позиций композитора, практикующего вокалиста-исполнителя академической, фольклорной и современной музыки и преподавателя теоретических дисциплин. Ракурс диссертации определяется спецификой современного вокального репертуара.

Цель работы — выявить объективные возможности человеческого голоса, описать наиболее распространённые способы звукоизвлечения и способы их фиксирования, и на примерах их использования в произведениях второй половины XX века определить закономерности современного вокального интонирования, а также упорядочить работу исполнителя над ними.

Задачи работы — систематизировать различные приёмы звукоизвлечения в камерной вокальной музыке второй половины XX века исходя из их звуковысотной, ритмической и тембровой характеристик, и выявить устоявшиеся закономерности их функционирования.

Объект исследования — образцы вокальной музыки второй половины XX века, зиждущиеся на новых закономерностях музыкального языка, воплощенных в способах интонирования, и входящие в камерный репертуар современного певца.

Предмет исследования — исполнительские приёмы, характерные для новейшей вокальной музыки, использующие фонационные и нефонационные способы звукоизвлечения, и различные возможности их фиксирования.

Степень научной разработанности проблемы.

Вокальная музыка XX-XXI веков исследовалась в различных аспектах: вокальной технике посвящены работы В.П. Морозова, В.И. Юшманова; исследованиялш в области физиологии голосообразования занимались М.И. Фомичёв, И.И. Левидов, A.B. Яковлев и др.; проблемы исполнительства, вопросы, близкие данной теме, затрагивались ранее в трудах О.Ф. Шульпякова, В.П. Сраджева, В.И. Юшманова; фонетический аспект обсуждался Юкари Яно, П. Люнгом; вопросы акустики поднимались И.А. Алдошиной; с точки зрения композиции этот исторический период описан у

Ц. Когоутека, Ю.Н. Холопова, Е.А. Ручьевской; аспекты гармонии обсуждались в работах Т.С. Бершадской, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Б.М. Теплова, Н.С. Гуляницкой; ритма - Ю.Н. Холопова, М.Г. Харлапа; ладотональности - Э.Е. Алексеева, Е.В. Гиппиуса; формирование слуховых стереотипов — О.П. Коловского, Н.А. Бергер, Л.М. Маслёнковой, М.В. Карасёвой, П.П. Сгтадкова;

Исследований же по теории и практике современного вокального интонирования в России до сих пор не было.

Научная новизна

1. В научный оборот впервые вводится труд, посвященный проблемам современного вокального интонирования, в котором ситуация рассматривается с точек зрения композитора, теоретика и исполнителя, обладающего опытом академического (классического и авангардного), а также фольклорного исполнительства.

2. В работе впервые проанализирован корпус современной вокальной музыки с целью выявления основных способов звукоизвлечения, композиторских и исполнительских приёмов, созданных на их основе, и вариантов их графической записи.

3. На основе проведённого анализа создана сводная таблица, применимая в повседневной практике, как композиторов, так и вокалистов. Такая систематизация позволяет авторам и исполнителям достичь взаимопонимания в процессе создания музыкального произведения.

4. В целом исследование открывает новые горизонты для изучения возможностей человеческого голоса в композиторской и исполнительской практике.

Теоретическая значимость

Впервые в отечественном музыкознании систематизирована и теоретически проанализирована система приемов вокального интонирования в современной музыке. Дана характеристика каждого из этих приемов, определено его место и функция в композиторском и исполнительском процессах. Выявлены теоретические основы практического применения новой вокальной техники в музыкальном искусстве ХХ-ХХ1 веков. Составлена обобщающая таблица — свод основных обозначений вокальных приемов и их расшифровки в различных стилевых направлениях современного композиторского творчества.

Практическая значимость работы

Основной материал диссертации может быть использован исполнителями, а также преподавателями-певцами при изучении современной вокальной музыки. Отдельные положения исследования помогут педагогам теоретических дисциплин (в частности, сольфеджио) в занятиях со студентами-вокалистами разрешить некоторые проблемы развития слуха вне мажоро-минорной системы, расширить возможности освоения метра и ритма. Профессиональные композиторы и преподаватели композиции смогут глубже изучить возможности певческого голоса как инструмента, найдут способы применить их в композиторской практике, получат импульс к изобретению новых приёмов вокального интонирования. Подробно описанные в диссертации варианты фиксации звукового материала послужат справочником для студентов-композиторов и исполнителей при написании и разучивании вокальной литературы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования опираются на более чем двадцатилетний исполнительский, композиторский и преподавательский опыт автора, богатую концертную практику в России и за рубежом, и подтверждаются соответствующими нотными примерами, аргументирующими основные положения работы.

Авторская апробация основных выводов и идей проходила:

• В форме докладов на различных научных конференциях.

• В опубликованных статьях.

• В регулярной практической работе вокалиста — концертах современной музыки в Carnegie Hall, Merkin Concert Hall (New York, USA), Санкт-Петербургской филармонии, выступлениях на международных фестивалях современной музыки — таких, как «Kawai», «Звуковые пути», «Барокко и авангард» и т.д.

• В мастер-классах.

• В композиторской практике.

• В дискографии — записях, осуществленных автором диссертации:

1. «Оттенки русской музыки» — вокальная музыка («M-Studio», 2000)

2. «Самуэль Барбер» — вокальная музыка («M-Studio», 2002)

3. «Сфинкс» - мультимедиа-композиция для аудио-видеозаписи и танцовщицы («Amiga», 2003)

4. «Старинная музыка» — классическая вокальная музыка для голоса и органа («M-Studio», 2004)

5. «Санкт-Петербург-Чикаго» - вокальная музыка современных русских и американских композиторов («M-Studio», 2005)

6. «Л.Резетдинов. Весёлые глазки.» — Музыка для детей и взрослых («Дом Музыки» Союза Композиторов СПб, 2007)

Кроме того, у автора имеется более 100 рабочих записей сосвременной вокальной музыки, хранящихся в фондах союза композиторов Санкт-Петербурга, а так же глобальной сети интернет.

Результаты исследования отразились в исполнительской и педагогической практике автора диссертации: в РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова, а также в Julliard Music School (Нью-Йорк, США) и в Chicago State University (Чикаго, США).

По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,75 печатных листа (из них две в изданиях, рекомендованных ВАК).

Основные положения, выносимые на защиту

• Доминирующими компонентами вокального языка являются певческий и речевой способы звукоизвлечения.

• Данные способы звукоизвлечения формируют базис для образования различных приёмов вокального интонирования.

• Основой певческого интонирования является произвольная работа дыхания, базирующаяся на условно-рефлекторной динамике.

• Контролируемая, произвольная высота возникает при помощи «динамики дыхания» на основе устойчивого, «примарного» тона.

• Развитие певческого аппарата как специфического инструмента зиждется на принципе тиражирования примарного тона в непрерывном и дискретном движении интервала.

• Единицами вокального интонирования являются скользящее и ступенчатое (непрерывное и дискретное) интонирование - «образ скольжения» и «образ шага».

• Важнейшая характерная черта приёмов звукоизвлечения - наличие или отсутствие преобладающей основной частоты в извлекаемом звуке.

• Звуки с преобладающей основной частотой традиционно организуются в темперированные системы.

• Звуки без преобладающей основной частоты, со сложным спектральным устройством также требуют определённой систематизации, примером чего для фонем языков является МФА (международный фонетический алфавит).

• Возникает необходимость в универсальной системе графической записи вокальных приёмов интонирования, включающей существующие способы нотации, но не ограничивающуюся ими.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 127 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Иготти, Елена Юрьевна, 2011 год

1. Алдошина И.А. Музыкальная акустика / И.А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб. : Композитор, 2009. - 719 с.

2. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки : теория и практика / Э.Е. Алексеев. -М. : Советский композитор, 1990. 168 с.

3. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада / Э.Е. Алексеев. — М. : Музыка, 1976.-288 с.

4. Альтшулер М.С. Русские похоронные причитания: виды, формы, генезис, бытование: автореф. дис . канд. искусствоведения / Альтшулер М.С.; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — М., 2007.-24 с.

5. Ансерме Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. — JI. : Музыка, 1985. 103 с.

6. Аронова Е.И. Графические образы музыки: культурологический, практический и информационно-технический взгляды на современную вокальную нотацию / Е. Аронова. — Новосибирск : Новосиб. унив. изд-во, 2001.-232 с.

7. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии : в 3 ч. /B.А. Багадуров. М. : Музгиз, 1932-1937. - Ч. 2. - 1932. - 219 с. ; Ч. 3, вып. 1.- 1937.-215 с.

8. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки / Ю.А. Барсов. JI. : Музыка, 1968. - 66 с.

9. Белинский В.Г. Общее значение слова литература. // Полн. собр. соч. : [в 13 т.] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). М., 1954. - Т. 5.C. 620-629.

10. Бергер H.A. Мелодия: пространственные параметры / Н.А.Бергер. — СПб. : Композитор, 2010. 206 с.

11. Бондарко JI.B. Основы общей фонетики / JI.B. Бондарко, JI.A. Вербицкая, М.В. Гордина. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. — 150 с.

12. Браз С.JI. Песни реки Лузы : из коллекции фольклориста. Вып. 14. — М. : Советский композитор, 1977. — 268 с.

13. Булыгина Т.В. Денотат / Т.В. Булыгина, С.А.Крылов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. — М., 1990.-С. 128-129.

14. Варламов А.Е. Полная школа пения / А.Е. Варламов; под ред.B. Багадурова. -М. : Музгиз, 1953. 165 с.

15. Варфоломеева Т.Б. Белорусский свадебный причет: национальная традиция и финно-угорские типологические параллели // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. — Таллин : Ээсти раамат, 1986. С. 74-88.

16. Виноградов В.А. Артикуляция // БСЭ. 3-е изд. — М., 1970. — Т. 1.C. 263.

17. Виноградов В.А. Тон в языке // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 26. -С. 69.

18. Виноградов В.А. Тональные языки // БСЭ. — 3-е изд. М., 1977. - Т. 26. -С. 70.

19. Виноградов В.А. Форманта // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27. - С. 542.

20. Володин A.A. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков : автореф. дис. . канд. психол. наук / Володин A.A. ; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М., 1972. — 36 с.

21. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман. — Л. : Музыка, 1986. 224 с.

22. Гиппиус Е.В. Мелодический склад, мыслимый вне гармонии и тактовой ритмики, и мелодический склад, гармонически опосредованный // Е.В. Гиппиус : материалы и статьи : к 100-летию со дня рождения. — М. : Композитор, 2003.-С. 112-168.

23. Григорьев A.A. Русские народные песни : критический опыт. Ст. 1 / А. Григорьев. -М., 1854. 50 с.

24. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки : в 2 ч. Ч. 1 / Р.И. Грубер. -Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Музыка, 1960. - 488 с.

25. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации : (философский анализ) / Е.Г. Гуренко. Новосибирск : Наука, 1982. — 256 с.

26. Денисов A.B. «Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры: (на материале европейской музыки) : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Денисов A.B.; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2002. - 27 с.

27. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. М. : Наука, 1963.-675 с.

28. Дубинец Е.А. Американская музыка второй половины XX века : нотация и методы композиции: автореф. дис. канд. искусствоведения / Дубинец Е.А.; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — М., 1996.-26 с.

29. Ерёменко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники : в 2 кн. / К.А.Ерёменко. М. : Советский композитор, 1991. — Кн. 1. -320 с. Кн. 2.-288 с.

30. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть / Б.Б. Ефименкова. — М. : Советский композитор, 1980. — 392 с.

31. Жинкин Н.И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии : дис. . канд. психол. наук / Жинкин Н.И. ; Ин-т психологии АН СССР. М., 1947. - 365 с.

32. Жинкин Н.И. Механизмы речи : дис. . д-ра психол. наук / Жинкин Н.И. -М., 1959.-370 с.

33. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. М. : Политиздат, 1982. — 250 с.ч

34. Земцовский И.И. Интонирование как мышление Homo musicians // Из мира устных традиций : заметки впрок : к 70-летию И.И. Земцовского. — СПб. : РИИИ, 2006. С. 71-88.

35. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. Л. : Музыка, 1975.-224 с.

36. Земцовский И.И. Проблематика считалки // Из мира устных традиций : заметки впрок : сб. ст. : (к 70-летию И.И. Земцовского). — СПб. : РИИИ, 2006.-С. 123-131.

37. Земцовский И.И. Русские народные песни, напетые А.А. Степеновой / И.И. Земцовский. Л. : Советский композитор, 1975. — 40 с.

38. Зиндер Л.Р. Звуки речи // БСЭ. 3-е изд. - М., 1971. - Т. 9. - С. 434.

39. Зиндер Л.Р. Общая фонетика / Л.Р. Зиндер. — 2-е изд. М. : Высш. шк., 1979.-312 с.

40. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб. : Азбука, 2003.-240 с.

41. Карасёва М.В. Модальные лады в музыке XX века: (к проблеме их слухового освоения) // Традиционное и новаторское в современной музыке : сб. ст. -М., 1987. С. 5-19.

42. Карцовник В.Г. О невменной нотации раннего средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления. — Л., 1986. — С. 21— 43.

43. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. / Ц. Когоутек. М. : Музыка, 1976. - 568 с.

44. Кон Ю.Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. -М., 1971.-Вып. 7.-С. 294-318.

45. Котов А.И. Выразить невыразимое: слово звучащее / А.И. Котов, A.A. Тимошенко // Голос в культуре : артикуляция и тембр. — СПб. : РИИИ, 2007. 140 с.

46. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство : на примере сочинений Г.Ф. Генделя : дис. . канд. искусствоведения / Круглова E.B. — М., 2007. 288 с.

47. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии / И.И. Левидов. — Л. : Искусство, 1939. — 261 с.

48. Левидов И.И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата : научные предпосылки к методике постановки голоса / И.И. Левидов. Л. : Гос. муз. изд-во, 1933. — 195 с.

49. Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 2. Песни новгородские / записаны Е. Линевой. — СПб. : Имп. Акад. наук, 1909. -LXXVIII, 62 с.

50. Листопадов A.M. К вопросу о записях народных песен // Музыка и жизнь. 1909. -№ 1. - С. 5-6.

51. Лопатин Н.М. Русские народные лирические песни / Н.М. Лопатин, В.П. Прокунин ; ред. В. Беляева. М. : Музгиз, 1956. - 452 с.

52. Мальцев С.М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М. : Советский композитор, 1976. - Вып. 2. — С. 68-104.

53. Максимов И.А. Фониатрия / И.А. Максимов. М.: Медицина, 1987. -283 с.

54. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 412 с.

55. Масленкова JT.M. Интенсивный курс сольфеджио : метод, пособие для педагогов / Л.М. Масленкова. СПб. : Союз художников, 2003. — 167 с.

56. Мациевский И.В. Традиционное пение и молодёжные инициативы : исполнительская проблематика // Голос в культуре : артикуляция и тембр. СПб. : РИИИ, 2007. - С. 127-138.

57. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В. Медушевский. — Минск : Православ. братство во имя Архистратига Михаила, 2000. — 368 с.

58. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи / В.П. Морозов. — Л. : Наука, 1977.-232 с.

59. Морозов В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. Л. : Музыка, 1965.- 147 с.

60. Морозов В.П. Занимательная биоакустика: язык эмоций в мире животных и человека / В.П. Морозов. М. : Знание, 1983. — 184 с. ; То же. - 2-е изд., перераб., доп. - 1987. - 204 с.

61. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. — Л. : Наука, 1967. 204 с.

62. Морозов В.П. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. -М. : Медицина, 1970. 288 с.

63. Назаренко И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко. 3-е изд., доп. - М. : Музгиз, 1963.-512 с.

64. Никитенко О.Б. Фонологические аспекты музыкального языка : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Никитенко О.Б. ; Ленингр. гос. ин-т тетра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. — Л., 1987. — 24 с.

65. Орлов Г.А. Древо музыки / Г. Орлов. — Вашингтон : Frager; СПб. : Советский композитор, 1992. — 408 с.

66. Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / под ред.B.А. Белошапковой. М. : Азбуковник, 1997. - С. 67 - 68.

67. Пискарёв А.И. Русские народные песни // Финский вестн. — 1847. Т. 21, № 9. - С. 1-18 (Отд. 6 «Смесь») ; Т. 22, № 10. - С. 1-24 (Отд. 6 «Смесь»).

68. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов / Л.Д. Работнов. -М. : Музгиз, 1932. 160 с.

69. Реформатский A.A. Фонема // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27.C. 529-530.

70. Ромодин A.B. Звучащее и неслышимое: голоса в традиционной культуре // Голос в культуре : артикуляция и тембр. — СПб. : РИИИ, 2007. — С. 36— 51.

71. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен / Ф.А. Рубцов. Л. : Музыка, 1964. - 96 с.

72. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации: (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка : сб. ст. и исслед. — М. : Музыка, 1973. С. 137-185.

73. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века : ст., сообщ., публ. М. ; Л. : Музыка, 1966. - С. 65-110.

74. Ручьевская Е.А. Слово и музыка / Е.А. Ручьевская. Л. : Музгиз, 1960. -56 с.

75. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы / Е.А. Ручьевская. — Л. : 1977.-160 с.

76. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1 / А.Н. Серов. M. ; JI. : Музгиз, 1950. - 628 с.

77. Симонова Э.Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Симонова Э.Р. ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 2006. - 41 с.

78. Сокальский П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в её строении мелодическом и ритмическом и отличия её от основ современной гармонической музыки : исслед. П.П. Сокальского. — Харьков, 1888.-368 с.

79. Спешнев H.A. Акустическая природа словесного ударения в современном китайском языке // Вопросы корейского и китайского языкознания. JL, 1958. — С. 82-88. - (Ученые записки Ленинградского государственного университета ; № 236).

80. Старчеус М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. М. : Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. - 368 с.

81. Стереотип динамический / Э.А. Асратян // БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т. 24, кн. 1.-С. 501.

82. Тевосян А.Т. Средневековая монодия и пятилинейная нотация: расшифровка или перевод? // Музыкальная культура Средневековья : (тез. и докл. конф.). М. : Моск. консерватория, 1992. — Вып. 2. - С. 5457.

83. Тембр//БСЭ.-3-е изд.-М., 1976. Т. 25. - С. 414.

84. Традиционная музыка Русского Поозерья / сост. и коммент. E.H. Разумовской. СПб., 1998. - 240 с.

85. Тюрин А.Ф. Замечания о напевах русских народных песен: по поводу выхода в свет четырёх тетрадей собрания русских народных песен М. Стаховича. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1855. - 19 с.

86. Филин Ф.П. Русский язык // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. - С. 429-430.

87. Фомичёв М.И. Основы фониатрии / М.И. Фомичев. Л. : Медгиз, 1949.- 188 с.

88. Фонация//БСЭ.-3-е изд.-М., 1977.-Т. 27.-С. 521.

89. Харлап М.Г. Метр в стихосложении и в музыке. // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974.-Т. 16.-С. 167-168.

90. Холопов Ю.Н. Мелодия // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш.-М., 1976.-Т. З.-Стб. 511-529.

91. Чудинова И.А. Византийский звукоидеал: к вопросу о специфике фонизма литургической речи // Голос в культуре : артикуляция и тембр.- СПб. : РИИИ, 2007. С. 20-35.

92. Чудинова И.А. Время безмолвия: музыка в монастырском уставе / И.А. Чудинова. СПб. : РИИИ, 2003. - 188 с.

93. Чудинова И.А. Голос и пространство храма // Вопросы инструментоведения : статьи и материалы. — СПб. : РИИИ, 2004. — Вып. 5,ч. 2.-С. 191-196.

94. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. — Л. : Музыка, 1986. — 124 с.

95. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л.В. Щерба. СПб., 1912. - 155 с.

96. Юссон Р. Певческий голос : исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. — М. : Музыка, 1974.-262 с.

97. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы / В.И. Юшманов ; ред. Г.Л. Ержемский. — СПб. : Деан, 2001. — 128 с.

98. Юшманов В.И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Юшманов В.И. ; Рос. ин-т истории искусств. — СПб., 2004. — 38 с.

99. Яковлев A.B. Физиологические закономерности певческой атаки / A.B. Яковлев. Л. : Музыка, 1971. - 64 с.

100. Яковлева A.C. Русская вокальная школа : исторический очерк от истоков до середины XIX столетия / A.C. Яковлева. — 2-е изд. — М. : Изд.-полигр. центр «Глобус», 1999. 96 с.

101. Bartholomew W.T. A physical definition of «good voice quality» in the male voice / J. of the Acoustical Soc. of America. — 1934. — N 6. P. 25-34.

102. Bartok В. Serbo-Croatian folk songs / B. Bartok a. A. Lord. New York : Columbia Univ. press, 1951. — 431 p.

103. Boulez P. Boulez on music today / transi, by S. Bradshaw a. R. R. Bennet. -Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1971. 144 p.

104. Boulez P. Orientations : collected writings / collected a. ed. by J.-J. Nattiez ; transi, by M. Cooper. Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1990. — 542 p.

105. Crystal D. The Cambridge encyclopedia of language / D. Crystal. — Cambridge : Cambridge Univ. press, 1987. — 472 p.

106. Erpf H. Stunden zur Harmonie-und Klangtechnik der neueren Musik / H. Erpf. Leipzig, 1927. - 427 p.

107. Estreicher Z. Une technique de transcription de la musique exotique : (expériences pratiques) / Z. Estreicher. -Neuchätel, 1957. 28 p.

108. Husson R. La voix chantée / R. Husson. — Paris : Gauthier-Villars, 1960. — 220 p.

109. Ladefoged P. A course in phonetics / P. Ladefoged. Cambridge : Cambridge Univ. press, 1983.-300 p.

110. Lefevre A. Du cri à la parole // La Voix. 1891. - P. 102.

111. McLean B. Symbolic extension and its corruption of music // Perspectives of new music. 1981, fall-winter - 1982, spring-summer. - P. 331—356.

112. Messiaen O. The technique of my musical language / O. Messiaen. — Paris : Leduc, 1944.-71 p.

113. Sapper C. Das nördliche Mittee-Amerika : Reisen und Studien aus den Jahren 1888-1895 / C. Sapper. - Vieweg : Brounschweig, 1897.-436 S.

114. Schoenberg A. Harmonielehre / A. Schoenberg ; transi, by Roy E. Carter. — 3d ed. Vienna : Universal Edition, 1978. - 520 p.

115. Schoenberg A. Style and idea : selected writings of Arnold Schoenberg / ed. by Leonard Stein ; with transi, by Leo Black. New York : St. Martin's Press ; London : Faber & Faber, 1975. — 559 p.

116. Scotto di Carlo N. Le classiment vocal des chanteurs débutants // Travaux de l'Institut de phonétique d'aix. 1980. -N 7. - P. 277-291.

117. Stockhausen K. Electroacoustic performance practice // Perspectives of new music. 1996. - Vol. 34, N 1. - P. 74-105.

118. Stockhausen K. Towards a cosmic music / K. Stockhausen ; texts select, a. transi, by Tim Nevill. Shaftesbury : Element Books, 1989. - 146 p.

119. Webern A. The path to the new music / ed. by Willi Reich ; transi, by Leo Black. — London : Universal Edition, 1975. 67 p.

120. Yukari Y. Songs of an infaluated muezzin = Pieceni muezina szalonego, op. 42 by Karol Szymanowski : a practical performance guide for singers and pianists / Y. Yukari. Tallahasse (Fla) : The Florida State Univ. College of music, 2010. - 68 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.