Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60 - 80-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Зимина, Анна Ивановна

  • Зимина, Анна Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Зимина, Анна Ивановна. Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60 - 80-х годов XX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Пятигорск. 2005. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зимина, Анна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НРАВСТВЕННОЙ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНО-БРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ.

1.1. Социально-экономические, политические и культурные факторы становления и развития в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи.

1.2. Учение П.П. Блонского и А.С. Макаренко о нравственной подготовке юношей и девушек к семейной жизни как основополагающий источник развития теории духовно-нравственной подготовки юношества к любви и браку в 60-80-е годы.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ.

2.1. Идеи В.А. Сухомлинского о духовно-нравственной подготовке учащихся к семейной жизни.

2.2. Гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили о формировании нравственных качеств семьянина.

2.3. Проблема полового воспитания и нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в трудах А.Г. Хрипковой.

2.4. Вклад педагогов-практиков в совершенствование нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60 - 80-х годов XX века»

Актуальность исследования. Целенаправленная систематическая подготовка подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности неотделима от подготовки его к семейно-брачным отношениям. Дорога в большую жизнь берет свое начало в семье и снова ведет в семью. Школа как ведущее звено в системе формирования всесторонне развитой личности должна нести ответственность за подготовку своих питомцев к самостоятельной семейной жизни, к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Актуальность формирования личности семьянина обусловлена также необходимостью упрочения семьи как важнейшей ячейки демократического общества, гуманизацией семейно-брачных отношений, повышением ответственности родителей за воспитание детей.

В современном российском обществе разрушаются общечеловеческие гуманные духовно-нравственные основы семьи и брака. Кризис семейно-брачных отношений является следствием коренных изменений, которые произошли в жизни народа России после распада СССР.

Начальник Управления статистики населения Федеральной службы государственной статистики (Росстат) И.Забарская в беседе с корреспондентом газеты «Труд» приводит данные о том, что Россия в период между двумя переписями (1989-2002 гг.) перешла на малодетную модель семьи. Разрушается институт брака (реже женятся, чаще разводятся). Растет число «гражданских» браков. Каждый третий ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Сегодня примерно 13,6 миллионов мужчин никогда не состояли в браке. Плюс четыре миллиона разведенных и почти два миллиона вдовцов. Около 11 миллионов женщин никогда не были замужем, семь миллионов - разведенных и свыше 11 миллионов вдов (См.: Забарская И. [Интервью] // Труд, 2005, 16 июня).

Кризис современной семьи признается видными учеными страны - исследователями ГосНИИ семьи и воспитания РАО С.В.Дармодехиным, О.И. Волжиной и др.

23 января 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Международных Рождественских чтениях «Школа, семья, церковь - соработни-чество во имя жизни» говорил об опасностях, которые грозят нашему обществу из-за невнимания к проблемам семьи. «Традиционные основы русской жизни до сих пор многими не востребованы, - сказал Патриарх. - Особенно пострадала семья, лишенная высшего - религиозного - идеала. Последствия деморализации семейных отношений оказались столь тяжкими, что сегодня мы поставлены перед выбором: быть или не быть Отечеству. Для того чтобы Россия и другие славянские страны СНГ вышли из демографического кризиса, необходимы не только усилия государства, но и опора на нравственный потенциал Церкви (Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 г. // Педагогика, 2005, №1. - С. 3).

Патриарх Алексий II подчеркнул, что формирование идеала крепкой и благополучной семьи должно быть важнейшей задачей средств массовой информации, многие из которых, к сожалению, сеют в душах людей семена вседозволенности, распущенности, эгоизма, стремления к наживе любой ценой. Он напомнил об ответственности всех, кто причастен к воспитанию. Основой решения проблемы нравственной готовности молодых людей к се-мейно-брачным отношениям он считает духовно-нравственное воспитание совместными усилиями семьи, школы, Церкви и государства.

Президент РАО Н.Д.Никандров убежден, что современное общество для сохранения института семьи и воспитания физически и нравственно здорового поколения нуждается в помощи Церкви: «Церковь не призывает своих чад к умерщвлению плоти, ее учение гуманистично и соответствует разумным интересам людей. Учение церкви, есть по сути своей учение о воспитании нового человека, - учение о цели, которая совсем недавно критиковалась» (Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика, №1, 2005. - С. 8). Он справедливо утверждает, что только все вместе — школа, семья, Церковь, общественность, государство путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить нравственные основы семей-но-брачных отношений.

Подготовка юных граждан России к семейно-брачным отношениям настоятельно требует всестороннего научного осмысления теории и практики отечественного воспитания, в том числе подготовки старшеклассников к созданию семьи в советской школе 60-80-х годов, когда были достигнуты значительные успехи в решении рассматриваемой проблемы. Именно в эти годы отечественные педагоги определили примерное содержание и основные направления формирования растущего человека как семьянина и гражданина, активно участвующего в труде, общественной и культурной жизни. Процесс нравственной подготовки к семейной жизни они рассматривали как составную часть формирования всесторонне развитой, гармоничной личности.

Весомый вклад в разработку теоретических основ данной проблемы в эти годы внесли В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.Г.Хрипкова, И.В.Гребенников, А.Г.Ахвердов, Е.Д.Марьясис, Э.М.Черепова и др. Опыт нравственной подготовки учащихся к созданию семьи в 60-80-е годы обобщался в исследованиях В.И.Барского, ЛЛ.Верб, С.И.Голод, Е.Ф.Ильяной, О.Р.Кунц, В.В.Макаева, А.Т.Суворовой, Е.И.Томской, Л.Н.Тимошенко, С.В.Шаповаловой и др.

Отдельные аспекты рассматриваемой проблемы в условиях национальных республик в 90-е годы XX века освещались И.А.Арабовым, Р.И.Байчоровой, Н.С.Верещагиной, О.Р.Кунц, Ф.Т.Кущетеровой, К.Б.Семеновым, Е.Е.Хатаевым, И.А.Шоровым и др. Вопросы взаимосвязи полового и нравственного воспитания, формирования нравственной культуры межполовых отношений старших школьников, вопросы теории и практики нравственной подготовки к семейной жизни и полового воспитания учащихся на современном этапе исследовались в диссертационных работах

Н.А.Максименко, Б.М. Борлаковой, Е.И.Зритневой.

Как показало изучение литературы и диссертаций, до настоящего времени еще нет обобщающих работ, в которых исследуется развитие проблемы в историко-педагогическом аспекте. Не выявлен вклад ученых и педагогов-практиков 60-80-х годов в решение названной проблемы. Не используются в воспитательной работе школы и семьи достижения педагогики этих годов (в плане названной проблемы). Современная педагогика и школа испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у учащихся умения вести себя в обществе и семье, овладевать ролями мужчины и женщины, нравственно относиться к любви, семье и браку - в итоге реализовывать себя как семьянина и гражданина. Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы нравственной подготовки молодежи к семейной жизни, выявить специфику процесса этой подготовки в соответствии с возрастом и полом учащихся.

Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки учащихся к семейной жизни свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие исследований, связанных с ее решением, возможность и целесообразность использования соответствующего позитивного исторического опыта отечественной науки и школы в современных условиях определили тему нашей диссертационной работы: «Теория нравственной подготовки старших школьников к созданию семьи в отечественной педагогике 60-80-х годов XX века».

Проблема исследования состоит в выявлении и характеристике вклада видных отечественных педагогов 60-80-х годов в разработку теоретических основ нравственной подготовки учащихся к семейной жизни.

Цель исследования: на основе изучения, систематизации и научного анализа трудов отечественных педагогов 60-80-х годов выявить их вклад в развитие теории и практики нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям и показать прогностическое значение этих взглядов.

Объект исследования - теория и практика нравственной подготовки старших школьников к семейно-брачным отношениям в 60-80-е годы.

Предмет исследования - процесс формирования взглядов, идей, концепций подготовки к семейной жизни старших школьников в трудах видных педагогов России 60-80-х годов.

В соответствии с целью исследования определены его следующие задачи:

1. Охарактеризовать социально-педагогические факторы, обусловившие разработку в 60-80-е годы теоретических основ нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи и выявить вклад П.П.Блонского и А.С.Макаренко в разработку основополагающих идей этой теории.

2. Осветить разработанные В.А.Сухомлинским и Ш.А.Амонашвили основные положения теории нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни.

3. Выявить и проанализировать опыт развития теории нравственной подготовки старших школьников к семейной жизни, раскрытый в трудах педагогов-практиков 60-80-х годов, в том числе региональный опыт.

4. Показать с позиций историзма актуальность и возможность использования в современной науке и воспитательной практике теоретических положений нравственной подготовки молодежи к семейно-брачным отношениям.

Методологической основой исследования явились следующие положения:

- обусловленность возникновения и развития педагогических взглядов, концепций, теорий социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами;

- допустимость плюрализма философских, гносеологических подходов и оценок к изучаемым педагогическим явлениям, концепциям, теориям;

- признание человека наивысшей ценностью в обществе;

- семья - естественная и общественная форма жизнедеятельности человека;

- регулирование семейно-брачных отношений принципами общечеловеческой морали;

- действенный характер воспитания;

- деятельностный подход к формированию у старшеклассников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям;

- целостность и системность изучения историко-педагогических реалий.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, взгляды, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Н.В.Барышников, Е.П.Белозерцев, А.В.Беляев, В.П.Борисенков, Г.Н.Волков, В.М.Коротов, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.К. Шаповалов, Е.Н.Шиянов, Г.И.Щукина, Н.Е.Щуркова);

- проблемы теории воспитания (А.Ф.Ахматов, А.В.Беляев, Б.М.Бим-Бад, О.С.Богданова, Б.С.Гершунский, В.А.Караковский, Т.И.Конникова, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Г.Н.Филонов, А.А.Фролов, Е.Н.Шиянов, Е.А.Ямбург);

- концепции семейной педагогики (Н.М.Амосов, М.В.Антропова, И.А.Арабов, Э.К.Васильева, С.В.Дармодехин, И.С.Кон, В.И.Переведенцев,

A.С.Фрадкова, А.Г.Харчев);

- историко-педагогический процесс (М.В.Богуславский, В.П.Борисенков, В.В.Веселов, Б.Л.Вульфсон, В.И.Додонов, А.И.Джуринский С.Ф.Егоров, В.В.Кумарин, П.А.Лебедев, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.В.Образцова, М.Г.Плохова, В.Г.Пряникова, А.И.Пискунов, З.И.Равкин, А.А.Фрадкин);

- психологические основы воспитания и обучения (Б.Г.Ананьев,

B.В. Белоус, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.Б.Котова, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак, А.В.Петровский, К.К.Платонов, П.М.Якобсон).

Методы исследования: теоретический анализ источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация полученных результатов.

Источники исследования: государственные документы по вопросам семьи, брака, образования и воспитания, труды педагогов, материалы периодической педагогической печати, учебники и учебные пособия для вузов и школ, словарно-справочная литература.

Этапы исследования. Первый этап (2001-2002) включал сбор, анализ и систематизацию материала на основе определенного аспирантом теоретико-методологического подхода. На втором этапе (2002-2004) осмысливался и обобщался приведенный в систему материал, выявлялись существенные связи педагогических фактов и явлений, делались теоретические выводы и обобщения, подготавливались и публиковались материалы. На третьем этапе (2004-2005) завершалось оформление диссертации, проводились апробация и внедрение в практику полученных результатов.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что систематизировано и охарактеризовано наследие отечественных педагогов 60-80-х годов в области теории воспитания у старших школьников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям. Изучение наиболее распространенных взглядов, концепций, теорий нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни позволило раскрыть цель, задачи, содержание, особенности процесса формирования нравственных черт будущего семьянина и гражданина в учебной и внеклассной работе школы, в условиях родительского дома.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем систематизированы и освещены с новейших методологических позиций взгляды, концепции и теории нравственной подготовки учащихся к семейной жизни в отечественной педагогике 60-80-х годов. Это позволяет определять новые теоретические подходы к решению рассматриваемой проблемы в современных условиях демократизации и гуманизации образования и воспитания и преодоления кризисных явлений семьи, семейно-брачных отношений, а также более глубоко и полно осмысливать сущность и закономерности педагогического процесса и находить новые ориентиры его совершенствования.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их в современной семье и школьной практике в целях совершенствования содержания, средств и технологии нравственной подготовки учащейся молодежи к семейно-брачным отношениям. Выводы и основные результаты исследования могут быть включены в курсы теории и истории педагогики.

Достоверность проведенного исследования подтверждается научной методологией, соответствием методов предмету, задачам и логике исследования, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Систематизация и обобщение основных социально-педагогических факторов, обусловивших развитие теории нравственной подготовки молодежи к семейной жизни в 60-80-е годы:

- благоприятное влияние на разработку проблемы происшедших в эти годы социально-экономических сдвигов, в том числе правового раскрепощения женщины, ее активного участия в общественном производстве и культурной жизни, установления отношений в семье, основанных на равноправии супругов в решении семейных вопросов, упрочения семейной демократии;

- опора на созданную в 20-30-е годы П.П.Блонским концепцию полового воспитания как составной части формирования нравственно целостной личности, на установленную им закономерность того, что половое влечение развивается параллельно половому созреванию и проявляется у юношей и девушек в форме здорового чувства любви, которое следует воспитывать и что любовь в юности выступает в то же время ограничителем полового влечения;

- опора на выявленную А.С.Макаренко особенность семьи как специфического коллектива, объединенного социально значимой целью, взаимной любовью мужа и жены, их гражданским браком; использование в нравственной подготовке семьянина естественного стремления человека к личному счастью; признание за семьей ведущей роли в подготовке будущего отца (матери).

2. Анализ системы взглядов и концепций крупных отечественных педагогов 60-80-х годов на содержание, формы и методы нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни:

- основные составляющие системы этой подготовки в наследии В.А. Сухомлинского - воспитание духовности личности, формирование общечеловеческой нравственности, гражданственности, внутренней и внешней культуры человеческих желаний, ответственности супругов за воспитание детей; личность родителей, внутрисемейные отношения, участие детей в духовной жизни семьи, культ матери и целомудрия как решающий фактор такой подготовки; раскрытие духовно-нравственного смысла и красоты семей-но-брачных отношений в педагогическом процессе школы; важнейшие положения гуманно-личностной концепции Ш.А.Амонашвили о подготовке семьянина в контексте формирования духовности личности Благородного Человека - истинного гражданина, патриота, достойного семьянина; ведущие черты духовности личности семьянина в этой концепции - гуманистические ценности, в том числе религия, образование, нравственность; воспитание семьянина через жизнь общества и через собственную жизнь в процессе духовного и нравственного восхождения, удовлетворения своих природных страстей к взрослению, к развитию, к свободе в процессе разносторонней деятельности, направляющей на путь служения Добру, Истине, Красоте (эту деятельность организует семья и школа);

- содержание, формы и методы нравственной подготовки школьников к семейной жизни в концепции А.Г.Хрипковой. Центральным звеном здесь выступает формирование полового сознания и поведения, органически связанного с воспитанием гражданственности, культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с предупреждением ранних половых связей, с выработкой умения самостоятельно выбирать друзей, «объект любви». Положительный опыт формирования межполовых отношений юношей и девушек и преодоления половых извращений наиболее успешно достигается в условиях воспитательного коллектива. Воспитание девичьей чести, мужской сдержанности, выработка ответственности за судьбу любимого человека берет начало в родительском доме;

- вклад в развитие обобщенного положительного опыта нравственной подготовки молодежи к семейной жизни деятелей народного образования И.В.Гребенникова, А.Г.Ахвердова, Е.Д.Марьясиса, Э.М.Череповой и др., разработавших учебные программы, учебные пособия, методические материалы по этике и психологии семейной жизни для учителей, родителей учащихся.

3. Результаты исследования, имеющие ценность для решения рассматриваемой проблемы современной педагогикой:

- воспитание духовно-нравственных качеств семьянина - составная часть процесса формирования нравственно целостной личности гражданина демократического государства;

- составными частями воспитания у юношей и девушек нравственной готовности к семейно-брачным отношениям являются формирование нравственных понятий, идеалов, нравственных чувств, убеждений и поведения, соответствующих гуманным идеалам, развитие у них стремления к свободе, самоутверждению, взрослости, выработка негативного отношения к бездуховности и безнравственности, в том числе в сфере любви, брака, семьи. Основными средствами, методами и условиями успеха в воспитании нравственности будущего семьянина могут использоваться изучение старшеклассниками духовно-нравственных основ семейных отношений в учебной и внеклассной работе, развитие и воспитание качеств семьянина с помощью самой жизни через удовлетворение их стремления к взрослению, свободе, самоутверждению, выработка нравственных качеств семьянина в условиях родительского дома, привлечение к работе со старшеклассниками (в плане исследуемой проблемы) общественности, деятелей культуры, медицинских и юридических работников, духовенства, использование достижений народной педагогики.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались в 2001-2005 гг. на заседаниях кафедры педагогики ПГЛУ, на научно-практических конференциях молодых ученых (Пятигорск, 2004), на II симпозиуме «Университетские чтения - 2005, посвященные 60-летию Великой Победы» (Пятигорск, 2005). Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях автора, общий объем которых составляет 3,5 п.л. Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами ПГЛУ, СОГУ им. K.JI. Хетагурова, учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев региона.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Зимина, Анна Ивановна

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Проблема нравственной подготовки учащихся в отечественной педагогике наиболее полно исследовалась в 60-80-е годы. Педагогика и школа предпринимали попытки создания системы нравственной подготовки юношей и девушек к созданию семьи.

2. В решении рассматриваемой проблемы педагоги 60-80-годов опирались на труды П.П. Блонского и А.С. Макаренко. В концепции П.П. Блон-ского воспитание семьянина раскрывается как социальное развитие личности, обладающей духовно-нравственной красотой и способной взаимодействовать с обществом и семьей на основе общечеловеческой морали. Средствами и способами формирования такой личности педагог считал здоровый уклад семейной жизни, гражданское лицо родителей и целенаправленную воспитательную работу школы по половому просвещению и предупреждению отклонений от норм гуманного поведения. Исходными положениями разработанной А.С. Макаренко концепции нравственной подготовки молодежи к семейной жизни являются раскрытие социальной и этической сущности семьи в новом социалистическом обществе, связь формирования нравственных черт семьянина с выработкой качеств личности гражданина-коллективиста, с воспитанием верности и преданности семье и ответственности перед государством за воспитание детей.

3. Творчески развивая идеи П.П. Блонского и А.С. Макаренко, других педагогов-гуманистов, В.А. Сухомлинский в основу нравственной подготовки учащихся к семейной жизни ставил воспитание духовности личности, выработку у них гуманно-демократических убеждений! Ведущую роль в формировании личности семьянина и гражданина он отводил родителям. Их общая культура, трудовой образ жизни, красота семейно-брачных отношений, заботливое и нежное отношение к детям, духовное общение с ними - залог успеха в решении рассматриваемой проблемы. Учебно-воспитательный процесс школы должен быть направлен на развитие у юношей и девушек чувства дружбы и любви, воспитание культуры поведения, душевной заботы о близких и родных.

4. Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни в концепции Ш.А. Амонашвили раскрывается как целостная жизнедеятельность взрослых и детей, как их равноправное общение. В процессе этого происходит постижение учениками сущности любви семейно-брачных отношений через сердце и духовность. Воспитание будущего семьянина, осуществляемое семьей и школой выступает как развитие в ребенке жизни с помощью самой жизни. Юноши и девушки становятся семьянинами и гражданами через собственную жизнь. К важнейшим качествам личности будущего отца, матери он относит стремление к обогащению духовной культурой, творение добрых дел, сердечность, ответственность за свои поступки, долг и честь, любовь, сострадание, милосердие, совестливость, гражданственность. Школа осуществляет нравственную подготовку учащихся к семейной жизни в процессе изучения ими предметов естественнонаучного, гуманитарного и эстетического циклов, в системе внеклассных занятий.

5. А.Г. Хрипкова в соответствии с идеями П.П. Блонского нравственную подготовку старших школьников органически связывает с управлением их полового развития и выработкой полового сознания. Ею исследованы причины и способы преодоления половых отклонений у юношей и девушек, показана необходимость учета акселерации в половом воспитании. В задачи воспитания будущего семьянина она относит развитие чувство социальной ответственности за взаимоотношения между мужчиной и женщиной, за личную интимную жизнь, за создание семьи и воспитание детей. В духе идей П.П. Блонского и А.С. Макаренко к средствам формирования нравственных качеств семьянина в семье и школе она относит половое просвещение, труд, беседы о социальной сущности и этике любви, художественную литературу, педагогический такт.

6. И.В. Гребенников - автор ряда работ, обобщающих передовой опыт, соавтор учебной программы и учебного пособия «Этика и психология семейной жизни». Опираясь на труды П.П. Блонского, А.С. Макаренко, раскрыл некоторые педагогические условия, способствующие повышению эффективности воспитания семьянина в условиях родительского дома и школы.

7. В публикациях А.Г. Ахвердова, Е.Д. Марьясиса, Э.М. Череповой обобщен накопленный на Ставрополье в 60-80-е годы опыт разработки системы нравственной подготовки старших школьников к семейной жизни в процессе преподавания ряда учебных дисциплин, во внеклассных занятиях, в родительском доме.

8. Труды названных выше педагогов позволяют скорректировать модель системы нравственной подготовки старшеклассников. Вот ее основные компоненты:

- формирование у учащихся нравственных качеств семьянина - будущего мужа (отца), жены (матери) — составная часть воспитания нравственно целостной личности;

- нравственная подготовка к семейной жизни неразрывно связана с половым воспитанием, которое предполагает выработку поведения, связанного с интимной сферой жизни человека;

- целью нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни является формирование духовно-нравственных качеств личности семьянина и гражданина демократического государства;

- основные задачи воспитания нравственной готовности юношей и девушек к браку и созданию семьи: формирование нравственных представлений и понятий, относящихся к сфере семьи и брака; развитие нравственных чувств, определяющих, наряду с сознанием, гуманное поведение в сфере семейной жизни; воспитание нравственных убеждений; трансформация нравственных чувств и убеждений в стимулы проявления нравственной воли, в мотивы поведения, соответствующего гуманным идеалам семьянина и гражданина; воспитание нетерпимого отношения к бездуховности и безнравственности, к насилию над личностью во всех их проявлениях, в том числе в семейно-брачных отношениях.

9. Позитивный опыт педагогики и школы 60-80-х годов позволяет установить основные звенья процесса формирования у старшеклассников нравственной готовности к созданию семьи:

- овладение духовно-нравственными основами семьи и брака в учебной работе;

- изучение этики семейно-брачных отношений на занятиях, предусмотренных региональным и школьным компонентами учебного плана;

- развитие духовно-нравственных качеств личности во внеклассных занятиях;

- воспитание качеств семьянина с помощью самой жизни, через собственную жизнь юношей и девушек;

- выработка нравственных качеств семьянина и гражданина в условиях родительского дома;

- участие общественности, медицинских, культурно-просветительных учреждений, религиозных организаций в формировании у молодежи духовно-нравственных основ семейно-брачных отношений.

Позитивный опыт отечественной педагогики и школы 60-80-х годов XX века в решении задач нравственной подготовки учащихся к семейной жизни может быть использован в целях дальнейшего совершенствования системы этой подготовки. В процессе дальнейшего исследования проблемы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни, на наш взгляд, необходимо отвести должное место организации взаимодействия школы и семьи с духовенством, использованию традиций народной педагогики. Важно учитывать усиливающийся характер поликультурного образования в школе и реализацию в ней профильного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного нами исследования позволили выявить социокультурные и педагогические основы разработки проблемы воспитания у старших школьников нравственной готовности к семейно-брачным отношениям педагогами 60-80-х годов. Становлению и развитию теории нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи, здоровых семейных отношений в эти годы способствовали благоприятные социально-экономические, политические и культурные факторы жизнедеятельности семьи как первичной социальной ячейки общества. Произошли существенные сдвиги в семье, ее численности, потребностях и функциях. Семья поднялась на новый, более высокий уровень культурного, духовно-нравственного развития, возросла ее трудовая и общественная активность. Прочной основой большинства семей стала любовь, супружеская гармония. Советские люди стали гораздо свободнее творить свое семейное счастье. В жизнь многих и многих семей вошли коллективистические начала, связь с трудовыми коллективами. Происходило совершенствование личности женщины. Ценности духовного и эмоционального общения между супругами возросли и становились ведущим фактором стабильности брака. Увеличилось количество многодетных семей, повысилось внимание родителей к воспитанию своих детей.

В результате происшедших в стране социально-экономических сдвигов, в том числе правового раскрепощения женщины, ее активного участия в общественном производстве, интеллектуального роста, в преобладающем количестве семей вместо патриархальных отношений с персональной властью установились отношения, основанные на равноправии супругов в решении основных вопросов жизнедеятельности семьи. Упрочилась семейная демократия.

Исследование показало, что в рассматриваемый период семья, общество, государство стали больше внимания уделять формированию у молодого поколения качеств семьянина и гражданина. Эта проблема становится актуальной для педагогической науки и школы. Следует принять во внимание, что в рассматриваемый период в стране начался переход к обязательному всеобщему среднему образованию. Нравственная подготовка учащихся к семейно-брачным отношениям осуществлялась с позиций социализации личности, а процесс формирования нравственных черт семьянина и гражданина рассматривался как создание правильных, желательных воспитателю отношений, способствующих выработке сознательности, культуры супружеской гармонии, ответственности за будущую семью и воспитание детей. При этом педагогика и школа учитывали влияние отрицательных сторон советской действительности на семью.

К концу рассматриваемого периода все больше сказывались противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины, выявились тенденции сокращения рождаемости детей, роста материальных затрат на их содержание. Это приводило к появлению неблагонадежных семей, к увеличению детской безнадзорности. Отрицательно сказывались на жизнедеятельности семьи многие из реформ, проведенных под руководством М.С. Горбачева. В этих условиях возрастала актуальность подготовки учащейся молодежи к семейной жизни. Обобщался опыт передовых школ в решении рассматриваемой проблемы. Предпринимались успешные попытки создания системы нравственной подготовки старших школьников к выполнению семейных ролей. Разработка этой системы основывалась на созданной в 20-30-е годы П.П. Блонским концепции полового и нравственного воспитания молодежи и теоретических положениях А.С. Макаренко о воспитательном коллективе и семейном воспитании.

Проведенный нами анализ трудов П.П. Блонского позволил сделать вывод о том, что половое воспитание есть одна из составных частей нравственной подготовки молодежи к семейной жизни. Эту подготовку необходимо осуществлять с позиций «общественной морали», в соответствии с основными этапами развития детской сексуальности, начиная с дошкольного возраста. При этом следует учитывать, что половое влечение развивается параллельно половому созреванию и проявляется в форме любви и что путь к половому сближению идет через здоровое чувство любви. Любовь выступает ограничителем полового влечения. П.П. Блонский показал, что воспитание нравственных качеств семьянина с необходимостью включает выработку у детей умения сопереживать, сочувствовать окружающим, дружески относиться к представителям другого пола, сдерживать половое влечение путем формирования таких черт и свойств личности, как скромность, робость, стыдливость, совестливость, стремление к общению. У девочек-подростков, девушек следует воспитывать целомудрие. Разработка этих вопросов осуществлялась педагогом с позиций антрополого-гуманистической теории воспитания и носила личностно ориентированный характер, была направлена на формирование целостно нравственной личности. К действенным средствам полового воспитания и нравственной подготовки к созданию семьи П.П. Блонский относил здоровый уклад жизни родителей, половое просвещение, совместный труд юношей и девушек, их занятия спортом, искусствами как средство отвлечения от сексуальных переживаний, благоприятные социальные условия, исключающие безнадзорность, влияние эротики, порнографии и других отрицательных явлений.

В трудах А.С. Макаренко обоснована необходимость целенаправленной и систематической нравственной подготовки подрастающего поколения к семейной жизни совместными усилиями родителей, школы и общественности. Семью педагог рассматривал как специфический коллектив. Отношения в семье, уклад семейной жизни способствуют выработке у детей почтительного отношения к отцу и матери, старшим и младшим, развитию чувства супружеской любви, верности и преданности семье, взаимной заботе, выполнению детьми сыновьего, дочернего долга, ответственного отношения к воспитанию детей.

Характеризуя нравственные аспекты половой жизни, А.С. Макаренко подчеркивал, что у подрастающего человека должен быть выработан устойчивый взгляд на то, что нормальной и оправданной является только такая половая жизнь, которая основывается на взаимной любви, имеет место в гражданском браке и преследует две цели: личное счастье и рождение и воспитание детей. Одной из задач нравственной подготовки молодежи к семейной жизни педагог считал воспитание нового, гуманного отношения к женщине - равноправному члену общества, вовлечение ее в общественный труд и активную общественную жизнь. Он призывал общество, семью, школу оберегать честь и достоинство женщины-матери, а ее «воспитательный труд» рассматривать как жизненно важный и почетный.

А.С. Макаренко обосновал необходимость воспитания у юношей и девушек «вне половой любви» в целях выработки у них нравственных качеств семьянина. Проявление такой любви он видел в дисциплинированности, честности, товариществе, дружбе, стыдливости, целомудрии, мужской чести.

К методам и средствам нравственной подготовки учащейся молодежи к созданию семьи А.С. Макаренко относил беседы о любви, браке, семейных отношениях, личный пример родителей, воспитателей, старших, их требовательность, жизнедеятельность в условиях коллектива, бытовой и производительный труд. Родители, старшие, воспитатели в формировании у юной смены нравственных понятий, убеждений, семейного идеала, нравственных чувств, навыков и привычек поведения будущего семьянина проявляют выдержку, доброжелательность, педагогический такт. Недопустимы откровенные разговоры о половых отношениях, так как они могут вульгаризировать отношения родителей, старших и детей. Весьма актуально в наши дни, в начале XXI века, звучат слова выдающегося педагога о том, что необходимым «аксессуаром счастья» является честная жизнь семьи. Такое счастье - залог успеха в нравственной подготовке детей к созданию семьи, к тому, чтобы вырастали хорошие дети.

Анализ педагогической литературы дает основание заключить, что рассматриваемая проблема в 60-е годы наиболее полно и глубоко, на высоком научном уровне разрабатывалась В.А. Сухомлинским. Разделяя взгляды П.П. Блонского и А.С. Макаренко на социальную сущность проблемы полового воспитания и нравственной подготовки к семейной жизни, он развил их идеи о содержании и основных направлениях формирования личности семьянина и гражданина и убедительно показал, что основу такой подготовки должно составлять воспитание духовности личности, стремления стать глубоко нравственным человеком. Решающим фактором духовно-нравственного становления личности будущего отца (матери), воспитателя своих детей Василий Александрович считал внутрисемейные отношения, сердцевину которых составляют любовь супругов, их преданность друг другу, семье, открытость сердца, требовательность к себе, ответственность за воспитание детей. Источником любви для ребенка, является прежде всего мать — «духовный властелин и повелитель в семье», и в то же время она - гражданин, «первый слуга государства». Дети должны быть соучастниками духовной жизни семьи. Впервые в отечественной педагогике В.А. Сухомлинский в содержание воспитания включает такие составные черты внутренней и внешней культуры семейно-брачных отношений, как красота человеческих отношений, ответственность каждого из супругов за судьбу детей, за общее счастье, деликатность, нежность и заботливость в супружеских отношениях, нравственная зоркость, потребность в духовном общении с братом, сестрой, забота о них, рыцарская забота мужчин о женщине, культ матери и целомудрие. В воспитании духовности и нравственности личности будущего семьянина родителям оказывает всестороннюю помощь школа. Она формирует нравственный идеал гражданина, родителя, вырабатывает верность убеждениям, соответствующим общественным интересам, учит умению осознавать и выполнять долг перед обществом, государством, семьей, благородному видению человека и самого себя, готовности к чистой и благородной любви. К высоким нравственным качествам, которые школа совместно с семьей воспитывает у своих питомцев как будущих матерей, отцов, В.А. Сухомлинский относил культуру человеческих желаний, трудолюбие, силу духа, верность и преданность родным и близким, нравственную свободу, доброжелательность, стремление к добру, непримиримость ко злу. В его трудах освещен опыт учителей Павлышской школы, успешно осуществлявших нравственную подготовку старшеклассников к семейной жизни в изучении литературы, истории, обществоведения, пения, музыки. Для педагогической науки и современной школы России представляет интерес обобщенный В.А. Сухомлин-ским опыт и научно обоснованные рекомендации о формах и методах внеклассной и внешкольной работы по нравственной подготовке учащихся к семейной жизни, в том числе опыт проведения специальных уроков-бесед со старшеклассниками, посвященных проблемам юношеской дружбы и любви, культуре поведения влюбленных, семейно-брачным отношениям, особенностям молодой семьи. Особое внимание он уделил тому, чтобы в формировании у старшеклассников качеств будущего семьянина учителя, родители, старшие проявляли чуткость, теплоту, душевную заботу, глубочайшее уважение к их интимному миру. Недопустим излишний интерес взрослых к сокровенному в личной жизни юношей и девушек. Совместное постижение духовных ценностей ведет к тому, что юноша видит в девушке не просто человека другого пола, а близкого и дорогого ему. Уважение, духовная близость, личные симпатии - все это со временем может перерасти в любовь. Нравственная, духовная подготовка подрастающего поколения к созданию семьи и семейно-брачным отношениям в педагогической концепции В.А. Сухомлин-ского означает воспитание «настоящего человека-гражданина». В каждом питомце должен быть утвержден «дух человечий». Этот дух отражается в убеждениях и чувствах, в воле и стремлении к добру, в подлинно человеческих отношениях к людям и самому себе, в том числе в отношениях к браку, семье, воспитанию детей.

Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни в трудах Ш.А. Амонашвили раскрывается как составная часть целостной жизни детей и взрослых, включающей разностороннюю деятельность учащихся - их учение, труд, общение, общественную работу, занятия искусством и др. Эта деятельность строится на началах гуманности, сотрудничества, развития природных творческих сил и способностей. Формирование личности Благородного Человека как цель воспитания, по Ш.А. Амонашвили, с необходимостью включает подготовку личности достойного семьянина и истинного гражданина-патриота. В этих вопросах он развивает соответствующие идеи П.П. Блонского и А.С. Макаренко. Семья, школа, детские и юношеские коллективы представляют собой определенные этапы постоянно развивающейся жизни ученика, в процессе которой осуществляется духовное восхождение будущего семьянина и гражданина. Через собственную жизнь ребенок входит в жизнь общества и готовится стать семьянином. Фундаментом, на котором зиждется духовно-нравственный облик личности будущего семьянина, Ш.А. Амонашвили считает удовлетворение заложенных в ребенке природой трех страстей: страсти к развитию, страсти к взрослению, страсти к свободе. Педагогическая мудрость и педагогическое мастерство родителей, учителей заключается в том, чтобы направить развитие природных сил и способностей детей, помогать им утверждаться как личности, искать в себе свою жизненную задачу, в том числе готовиться к выполнению роли мужа (отца), жены (матери).

Действенными источниками и факторами воспитания у учащихся духовно-нравственной готовности к вступлению в брак и созданию здоровой и прочной семьи в концепции Ш.А. Амонашвили рассматриваются духовная общность родителей и детей, образ жизни семьи, гражданственность, целомудрие в отношениях детей и родителей, материнская и отцовская любовь, нежность, тепло и ласка по отношению к детям, постоянное общение с детьми, сотрудничество с ними, половое просвещение детей, самовоспитание, умение «преодолевать себя».

Вслед за П.П. Блонским и А.С. Макаренко педагог делает акцент на то, что становлению в ребенке будущего семьянина - Благородного Человека способствует выработка личностных качеств, направляющих воспитанника на путь служения Добру, Истине, Красоте. В духовно-нравственной подготовке учащихся к семейной жизни видное место Ш.А. Амонашвили отводит воспитанию духовности личности. Ведущими чертами духовности он считает гуманистические ценности. Школа должна организовывать духовную жизнь своих питомцев. Особое место при этом он отводит созданию ситуаций, способствующих воспитанию у учащихся гуманного отношения к людям, чистоты помыслов, утверждению общего блага, развитию стремления к познанию, выработке правильного отношения к вещам и собственности, преодолению страсти к вещизму, наживе («чувство собственности измеряется не самими вещами, а богатством мыслей»). Духовность личности, по глубокому убеждению педагога, есть фундамент воспитания осознанного отношения будущего семьянина к любви, браку, воспитанию детей.

Проведенный нами анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что в 60-80-е годы большой вклад в теорию нравственной подготовки старшеклассников к семейной жизни внесла А.Г. Хрипкова. На фундаменте основополагающих идей П.П. Блонского и А.С. Макаренко она рассматривает половое воспитание как целенаправленное воздействие на растущего человека с целью формирования у него полового сознания и поведения и как подготовку к семейно-брачным отношениям. Такое воздействие включает выработку гражданской и нравственной ответственности за взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Вслед за А.С. Макаренко определяющую роль в развитии нравственных качеств семьянина она отводит родителям, их взаимоотношению с детьми. Наиболее благоприятные условия для формирования нравственного облика будущего отца, матери создаются в полной семье. Особое внимание родители должны уделять развитию у своих питомцев самостоятельности в сфере отношений с друзьями - способности самому планировать и осуществлять свои действия, связанные с выбором друзей, «объекта» любви, с проверкой своих чувств, вырабатывать умение вести себя так, чтобы поддерживать и усиливать в себе пробудившиеся чувства, дружеские устремления. Со стороны родителей недопустима чрезмерная опека за юношами и девушками. Теоретическое значение имеет мысль А.Г. Хрипковой о том, что положительный первичный опыт межполовых отношений юноши и девушки приобретают в условиях воспитательного коллектива. Эта мысль является развитием идей А.С. Макаренко о воспитательное™ коллектива. Она выявила связь воспитания у старшеклассников готовности к семейной жизни с выработкой у них жизненных планов и показала, что при этом необходимо принимать во внимание то, что поиск дружбы и любви в этом возрасте неотделим от стремления найти свое место в коллективе, обществе, иметь душевную поддержку и защиту дорогих, близких и любимых людей. В то же время для юношей и девушек любовь - это дружеское сочувствие, сострадание и радость от удовлетворения быть рядом с дорогим, любимым человеком. А.Г. Хрипкова подчеркивает мысль о том, что молодое поколение должно осознать истину: в любви сливается чувственное и духовное, и это в итоге порождает стремление к бескорыстной самоотдаче. Она глубоко права, утверждая, что настоящая любовь приходит к молодому человеку лишь тогда, когда он психически, физически и нравственно готов к ней, достиг социальной зрелости.

В трудах А.Г. Хрипковой получили творческое развитие разработанные П.П. Блонским, А.С. Макаренко и установившихся в теории и практике 60-80-х годов такие методы нравственной подготовки старших школьников к семейной жизни, как беседы о дружбе, культуре любви, о том, что такое половая жизнь, почему она вредна в ранней юности, специальные уроки на «трудную тему», обсуждение произведений художественной литературы по проблеме семьи, брака, проведение тематических вечеров и др. Она отмечала необходимость проведения отдельных специфических видов такой работы с учетом пола при соблюдении индивидуального подхода.

Обогащению теоретических основ подготовки молодежи к семейной жизни в 60-80-е годы способствовали труды деятелей народного образования, учителей, педагогов-методистов. Среди них следует отметить вклад в развитие исследуемой проблемы И.В. Гребенникова. В его публикациях получила дальнейшее освещение мысль, высказанная П.П. Блонским и А.С. Макаренко о том, что нравственная подготовка будущего семьянина это составная часть целостного процесса формирования личности, осуществляемого школой, семьей, обществом. Большое внимание И.В. Гребенников уделил анализу причин неудовлетворительной подготовки выпускников средней школы к семейно-брачным отношениям. К таким причинам им отнесены неблагоприятное влияние окружающей социальной среды, дисгармония внутрисемейных отношений, неэтическое поведение родителей, низкая культура их чувств, неумение супругов строить повседневные отношения, недооценка родителями роли педагогических знаний и др. На основе обобщения собственного педагогического опыта и специальных исследований он охарактеризовал важнейшие условия успеха нравственной подготовки учащейся молодежи к семейной жизни: гражданское лицо родителей, их высокий культурный уровень и нравственный облик, образ жизни и традиции семьи, трудовое отношение к понятию семьи, коллективизм, чувство заботы, сопереживание родителей и детей, использование традиций народной педагогики. Вкладом И.В. Гребенникова в разработку теории нравственной подготовки учащихся к семейной жизни явились созданные под его руководством и при его непосредственном участии учебная программа и учебное пособие для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни» (1984). В пособии раскрывается сущность, содержание и методика подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям. В соответствующих разделах излагается материал о семье и ее взаимодействии с обществом, об особенностях межличностных отношений в ранней юности, о сущности брака и особенностях молодой семьи. Центральное место отведено разделам «Основы семейных отношений» и «Семья и быт». Программа содержит рекомендации о проведении занятий по названному курсу с целым классом, раздельно с юношами и девушками, индивидуально, о привлечении к занятиям врачей, сексологов, гинекологов, социологов и других специалистов.

Результаты нашего исследования показали, что многолетний личный опыт и опыт учителей по исследуемой проблеме в рассматриваемый период на должном научном уровне обобщал видный деятель народного образования Ставропольского края А.Г. Ахвердов. В его публикациях даны психолого-педагогические характеристики учащихся разных возрастов, выявлены некоторые особенности нравственных взаимоотношений юношей и девушек (готовность юношей оберегать честь девушки; соблюдение правил «хорошего тона» во взаимоотношениях влюбленных; несовместимость дружбы и любви с эгоизмом, себялюбием; личностный характер проявления чувства любви в зависимости от психофизических особенностей человека, традиций нации, семьи). Подчеркнута мысль о том, что развитая способность любить есть свидетельство высшего уровня духовного развития личности.

Теоретический и практический интерес для педагогики и современной школы представляет обобщенный Г.А. Ахвердовым в соавторстве с Е.Д. Марьясисом опыт использования учебного материала по биологии, анатомии и физиологии человека, литературе, истории, обществоведению и другим учебным предметам в целях выработки у учащихся представлений, понятий и идеалов о дружбе, любви, семейно-брачных отношениях. Они выявили педагогические условия, способствующие повышению эффективности нравственной подготовки юношей и девушек к семейной жизни в условиях родительского дома.

В публикациях Э.М. Череповой (г. Пятигорск) предпринята удачная попытка проанализировать исследования по проблеме ряда авторов, творчески обобщить опыт учителей Ставропольского края по нравственной подготовке старших школьников к семейной жизни в процессе изучения литературы, иностранных языков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зимина, Анна Ивановна, 2005 год

1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М.: Знание, 1982.

2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1983.

3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986.

4. Амонашвили Ш.А. Письма к дочери // Воспитание школьников, 1991, №№1-5.

5. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь Героями Духа. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2003.

6. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.

7. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.

8. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Знание, 1980, №10. -С. 74.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. психолог. труды. М. - Воронеж, 1995.

10. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996.

11. Афанасьева Т.М. Семья: Учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988.

12. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование. Вопросы обучения и воспитания // Педагогика, 2003, №8.

13. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989.

14. Байчорова Р.И. Прогрессивные народные традиции в подготовке старшеклассников к семейной жизни (на материале Карачаево-Черкесии): Автореф. дис. . канд. педагог, наук. Карачаевск, 1991.

15. Барский В.И. Вопросы подготовки молодежи к личной жизни // Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной работе. — М.: Изд. НИИ ОП АПН СССР, 1974.

16. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2000.

17. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика, 1999, №6.

18. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Курс лекций. М.: Изд-во УРАО, 2002.

19. Блонский П.П. Половое воспитание // Народное просвещение, 1920, №16-17.

20. Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М., 1915.

21. Блонский П.П. Педология. Учебник для высших пед. учебн. зав. -М.: ГУПИ, 1934.

22. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. Л., 1935.

23. Блонский П.П. Избр. пед.и психолог, соч.: В 2 т. Т.1. М,: Педагогика, 1979.

24. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная академия, 1995.

25. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. -Карачаевск, 1999.

26. Борисенков В.П. Педагогические системы: развивающиеся и неразвивающиеся // Педагогика, 2003, № 1.

27. Борисенков В. П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика, 2004, №1.

28. Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М.: Мысль,1985.

29. Верб Л.Я. О девичьей чести и женской гордости // За коммунистический быт. Л.: Знание, 1964.

30. Верб Л.Я. С глазу на глаз. Л.: Лениниздат, 1975.

31. Верещагина Н.С. Нравственная подготовка учащейся молодежи к семейной жизни. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1986.

32. Вестник образования, 1992, №3

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебн. пособ. для средн. и высш. пед. уч. зав. М: Академия, 1999.

34. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика,1991.

35. Голод С.И. Молодая семья // Молодежь и современность. Д.: Знание, 1975.

36. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1986.

37. Голод С.И. Удовлетворенность супружеством как фактор стабилизации семьи // Современная семья. М., 1982.

38. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М: Просвещение, 1984.

39. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917-1991). М. - Пятигорск: ГосНИИ семьи и воспитания, ПГЛУ, 2002.

40. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. -М., 1971.

41. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание,1976.

42. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социол. исслед., 1982, №2.

43. Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. М.: Знание, 1985.

44. Гребенников И.В. Укрепление взаимосвязи общественного и семейного воспитания детей и подростков // Народное образование, 1985, №1.

45. Гребенников И.В. Школа и семья. М.: Просвещение, 1985.

46. Гребенников И.В. Идеи А.С. Макаренко основа воспитания семьянина. Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научно практической конференции «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы воспитания молодежи ». 4.1. - М.: АПН СССР, 1988.

47. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение,1991.

48. Дармодехин С.В. Семья и государство. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

49. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика, 2001,№1.

50. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 2000.

51. Забарская И. Интервью. // Труд, 2005, 16 июня.

52. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика, 2002, №9.

53. Зритнева Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. Ставрополь, 2000.

54. Идеи А.С. Макаренко в современной школе. Сб. статей. Воронеж: ВГУ, 1976.

55. Из архива А.С. Макаренко // Народное образование, 1962, №10.

56. Ильяная Е.Ф. Педагогически проблемы подготовки старшеклассников к жизни в семье, браку и воспитанию детей // Обучение и воспитание в средней общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1970.

57. История педагогики и образования. (От зарождения воспитания до конца XX века) : Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

58. Колесниченко Ю.И. Нравственная подготовка молодежи к семейной жизни в русской народной педагогике: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. Пятигорск, 2004.

59. Кон И.С. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни // Социол. исслед., 1983, №1.

60. Кон И.С. В поисках себя. М.: Просвещение, 1984.

61. Кон И.С. «Открытие «Я». М., 1978.

62. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

63. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1990.

64. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

65. Коротов В.М. Педагогика завтрашнего дня, или еще невостребованный Макаренко // Макаренко. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. -С. 5-31.

66. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Педагогика, 1974.

67. Культура семейных отношений. Сб. статей. М.: Знание, 1980.

68. Кумарин В.В. Макаренко, какого мы никогда не знали, или куда реформировать школу // Народное образование, 2002, № 8.

69. Кунц О.Р. Старшеклассникам об этике и психологии семейной жизни // Сов. педагогика, 1985, №12.

70. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (ист.-пед. исслед.). Ставрополь: КЧГПУ, 2000.

71. Кущетерова Ф.Т. Религиозные традиции карачаевской семьи и их влияние на воспитание семьянина // Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру. Пятигорск, 1997.

72. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

73. Левшин Л.А. Педагогика и современность. М.: Просвещение,1964.

74. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №9-10.

75. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учебн. пособие для студ. пед. уч. заведений. Изд. 4-е. М.: Юрайт - М., 2001.

76. Макаев В.В Вопросы методологии историко-педагогических исследований. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2005.

77. Макаев В.В., Черепова Э.М. Содержание, формы и методы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1980.

78. Макаренко А.С. Избр. пед. произв. М.: Учпедгиз, 1946.

79. Макаренко советует родителям. М.: Знание, 1970.

80. Макаренко А.С. Пед.соч.: В 8 т. Т.4. М.: АПН РСФСР, 1958.

81. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке. Мн.: Университетское, 1989.

82. Максименко Н.А. Формирование нравственной культуры межполовых отношений старших школьников: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. -Карачаевск, 2000.

83. Марьясис Е.Д. Гармония семейной жизни. Ставрополь: Кн. Изд-во, 1983.

84. Марьясис Е.Д., Ахвердов А.Г. Уроки семейной жизни. Ставрополь: Кн. Изд-во, 1987.

85. Марьясис Е.Д. Интимный разговор. Ставрополь: Кн. Изд-во,1990.

86. Марьясис Е.Д. Мужчина и женщина. Ставрополь: Кн. Изд-во,1989.

87. Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1987.

88. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1987.

89. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1989.

90. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика,1988.

91. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение,1976.

92. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Кн. для учащихся М.: Просвещение, 1990.

93. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М.: Знание, 1979.

94. Мудрость воспитания. Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад и др.-М., 1987.

95. Низова A.M. Острые углы в воспитании. М.: Знание, 1975.

96. Низова A.M. Труд в жизни детей. М., 1976.

97. Низова A.M. Взгляды А.С. Макаренко на воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания школьни-ков//А.С.Макаренко и современность (тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. 1978г.). М.: Просвещение, 1978.

98. Никандров Н. Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика, 1990, №9.

99. Никандров Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М.,1996.

100. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ, 2000.

101. Никандров Н.Д. Православные традиции, семья и школа в современной России // Педагогика, 2005, №1.

102. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива (вопросы теории). -М.: Педагогика, 1978.

103. Нравственное воспитание советских школьников (основы методики) / Под ред. И.С. Марьенко и М.Г. Кутейниковой. М.: Педагогика, 1975.

104. Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни / Сост.: В.В. Макаев, Э.М. Черепова. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1979.

105. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко. М.: Изд. Высшая школа, 1972.

106. Паначин Ф.Г., Колмакова М.Н., Равкин З.И. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986гг.). М.: Педагогика, 1987.

107. Пашкова М.И. Дифференцированный подход к старшеклассникам в процессе их нравственной подготовки к семейной жизни: Автореф. дис. . канд. педагог, наук. М., 1986.

108. Переведенцев В.И. Школа и молодая семья. М.: Знание, 1982.

109. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Знание, 1990.

110. Подготовка старшеклассников к жизни. В помощь учителю / Сост.: P.P. Гурова и Г.Б. Рычкова. М.: Просвещение, 1979.

111. Подготовка учащихся к семейной жизни. (Рекомендации в помощь учителю и врачу) / Сост.: Е.Д. Марьясис и А.Г. Ахвердов. Ставрополь: Изд. Ставропольская правда, 1981.

112. Позднякова Т.С. Нравственное воспитание подростков в процессе внешкольной работы // Свободное время и нравственное воспитание. По материалам Всесоюзной научно-практической конференции, апрель 1979. М.: Знание, 1979.

113. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993.

114. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В.М. Коротова. М.: Просвещение, 1989.

115. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / Коллектив авторов под рук. Е.Н. Шиянова. Ставрополь, 1993.

116. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о воспитании детей в семье. Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 1998.

117. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. Майкоп: Изд. АТУ, 2000.

118. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. пособ. для студ. пед. уч. завед. М.: Школа - Пресс, 1998.

119. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских Образовательных чтений 23 января 2005 г. // Педагогика, 2005, №1.

120. Смирнов В.И. Общая педагогика. Изд. 2-е. М.: «Логос», 2002.

121. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981.

122. Суворова А.Т. Проблема подготовки молодежи к самостоятельной семейной жизни // Социологические проблемы образования и воспитания. -М.: Педагогика, 1973.

123. Суворова А.Т. Из опыта работы школ по подготовке учащихся к семейной жизни // Нравственное воспитание учащихся. М.: Изд. НИИ ОП АПН СССР, 1975.

124. Супрунова Л. Л. Новые подходы к сравнительным исследованиям в области образования // Страницы истории педагогики. — Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2002.-Вып. 19.

125. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М.: Молодая гвардия,1960.

126. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз,1961.

127. Сухомлинский В. Об этом нельзя умалчивать // Народное образование, 1962, №11.

128. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. -М.: АПН РСФСР, 1963.

129. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. -Киев: Радяньска школа, 1965.

130. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. М.: Знание, 1967.

131. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Просвещение,1969.

132. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979.

133. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1969.

134. Сухомлинский В.А. Гармония трех начал // Журналист, 1970, №1.

135. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия,1971.

136. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975.

137. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979,1980.

138. Сухомлинский В.А. Это пламя будет всю жизнь гореть . Слово о матери // Комсомольская правда, 1980, 12 сентября.

139. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.

140. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.

141. Тарасова JI.H. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1997.

142. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском. М.: Молодая гвардия, 1972.

143. Тимощенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1990.

144. Филиппов В.М. Модернизация российского образования // Педагогика, 2004, №3.

145. Фролов А.А. А.С. Макаренко: основы педагогической системы. -Горький, 1990.

146. Фролов А.А. Воспитание как ценность. (Еще раз о наследии А.С. Макаренко) //Вечер, ср. шк., 1996, №3.

147. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.

148. Харчев А. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Обществ, науки. 1982. - № 4.

149. Харчев А.Г. Нравственность и семья: В помощь лектору. М.: Знание, 1981.

150. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М.: Просвещение, 1985.

151. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка подросток - девушка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.

152. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик подросток - юноша: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

153. Хрипкова А.Г. Разговор на трудную тему. М.: Педагогика, 1970.

154. Хрипкова А.Г., Богданович Л.А., Шибаева А.Н. Продолжим разговор на трудную тему. М.: Педагогика, 1973.

155. Хрипкова А.Г. Семья, школа, общественность. -М.: Знание, 1976.

156. Черепова Э.М. Методические рекомендации для студентов по теме: «Формирование у старшеклассников качеств советского семьянина во внеклассной работе». Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1986.

157. Черепова Э.М. Нравственная подготовка учащихся к семейной жизни в теории и практике советской школы (1917-1977 гг.): Автореф. дис. . канд. педагог, наук. Тбилиси, 1978.

158. Черепова Э.М. О формировании у старшеклассников качеств советского семьянина в обучении литературе. Пятигорск: Изд. ПГПИИЯ, 1985.

159. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

160. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. - Ставрополь, 1991.

161. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Введение в педагогику. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону, 1994.

162. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.

163. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / И.В. Гребенников и др. М.: Просвещение, 1987.

164. Этика и психология семейной жизни. Типовая программа курса для учащихся ст. кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1986.

165. Этнопедагогика. Программа и методические рекомендации // Сост.: И.А. Арабов, Х.Х.-М. Батчаева. -Карачаевск: Изд. КЧГПУ, 1995.

166. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. Избр. психолог, труды. М. - Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

167. Ярмаченко Н.Д. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и некоторые вопросы совершенствования воспитательной работы школы // А.С. Макаренко и современность (тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. 1978г.). М.: Просвещение, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.