Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике: Социокультурный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Нальгиева, Ханифа Лячиевна

  • Нальгиева, Ханифа Лячиевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 172
Нальгиева, Ханифа Лячиевна. Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике: Социокультурный анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Майкоп. 2004. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Нальгиева, Ханифа Лячиевна

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к феномену толерантности

1.1. Социокультурные предпосылки эволюции толерантности как социального явления.

1.2. Понятие толерантности и её сущность.

1.3. Толерантность - важнейший путь к социальной стабильности

1.4. Этнический статус в условиях социальной напряженности в

Л' обществе.

Глава II. Социокультурные факторы обеспечения согласия в условиях социальной напряженности.

11.1. Социополитическое и социокультурное положение Чечни накануне конфликта.

11.2. Трансформация социокультурных ценностей в условиях нестабильности в Чеченской Республике.

11.3. Взаимодействие уровня толерантности и социокультурных факторов в республике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике: Социокультурный анализ»

Актуальность проблемы исследования

Актуальность изучения проблемы социокультурных аспектов толерантности как условия регулирования социальной напряженности в Чеченской Республике в современных условиях имеет под собой глубокие корни, связанные с историческим прошлым, глобализационными процессами в мире, со всеми противоречивыми явлениями, происходящими в целом в России. Исключительность этой проблемы обусловлена сложным, многогранным, порой трудно поддающимся анализу кризисом, охватившим все сферы со-^ циума. С этим связаны и маргинализация, и рост агрессивности среди населения.

Проблема толерантности (точнее соотношение толерантности и агрессии) всегда являлась очень важной для социума. Структура, жизнестойкость, развитие общности (общества) зависят от многих факторов, в том числе и от меры толерантности.

В двадцатом веке все отчетливее прослеживались апокалипсические мотивы. Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» предрекал гибель запад-^ ной цивилизации, а Макс Вебер размышлял о мировой тенденции рационализации социальных действий и связанной с этим опасности. Как отмечает Кравченко С.А., предвидения Вебера о возможности "иррациональной рациональности" вскоре подтвердились на практике и служат тому примером. Все основные характеристики рациональной организации были у Халокоста: невиданная никогда машина массового уничтожения людей, строгий контроль всех с помощью нечеловеческой технологии.1

Идеи "заката цивилизации" высказывались и такими великими мыслителями как Сорокин П.А., Ильин И.А., Й.Хейзинга и другие. С.Л.Франк утверждал, что человечество вступило в эпоху разрушительных войн и значи

1 Кравченко С.А. Социология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во "Экзамен", 2003. - 512 с. - С.149-150 тельных внутренних потрясений.1

Тенденции разрушения культуры, общества нарастают и в XXI веке. В этих условиях вопросы стабильности ценностей общества обостряются. Вследствие этого - актуальность общечеловеческих идеалов (справедливость, свобода, толерантность и т.д.) возрастает на порядок. Эти идеалы как раз способны приостановить сползание человечества в трясину глубоких потрясений.

Глобализация мировых процессов ставит перед цивилизацией угрожающий вопрос: быть или не быть человечеству? Глобальные проблемы явно показывают, что народы зависимы друг от друга при решении этих задач. В третьем тысячелетии необходимо изменить, переориентировать мировоззренческие установки рассудков эгоистических, агрессивных на дружеские, толерантные. Все сложности и затруднения в современном мире коренятся как раз в недостатках самого человека и человечества.2

Поэтому толерантное общество - основа для решения глобальных проблем. Отсутствие этой основы привело в XIX веке к гибели 35 млн. человек, а в XX веке — от 110 до 140 млн. человек.3 А сегодня, когда человечество имеет ядерный потенциал, актуальность проблемы меры толерантности — аг-V- рессивности, как и во все времена, является архиважной.

В условиях трансформации российского общества тема толерантности (мера толерантности-агрессии) остается сверхактуальной. Если в мире общая напряженность возрастает (экология, войны, демография), то Россия находится как бы в эпицентре этой напряженности. Общество находится в болезненном состоянии, что подтверждается повышением уровня самоубийств в стране с 1986 по 1995 годы на 79%, число убийств - в 4 раза, разбоев - в 6 раз, а общая преступность - в 2,2 раза. При анализе этих данных выявлена корреляция динамики нравственного и физического состояния. Повышение

1 Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с. - С.406.

2 Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. - С.45.

3 Назаренян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика психолога и футуролога. - М.: Персэ, 2001. - 239 с. преступности знаменовалось повышением смертности, и наоборот.1 Следовательно, выход из создавшейся ситуации лежит в плоскости духовной, отсюда понятия справедливость, толерантность, свобода и т.д. являются базой для построения высокодуховного и личностно-достойного мира.

Сегодня одним из регионов напряженности в мире является Россия, а Чечня как точка пересечения экономических, культурных, этнических и геополитических проблем является таким же носителем напряженности и опасности на Кавказе.

В силу вышесказанного приходит понимание того, что проблема толерантности (мера толерантности-агрессии) является архиактуальной в России и особенно в Чечне. Поэтому глубокая теоретическая разработка данной проблемы необходима как для лучшего понимания положения дел, так и для стабилизации и развития Чечни, в которой как нигде переплетаются социально-экономические, религиозные, этнические и политические проблемы.

Степень разработанности темы указывает на актуальность проблемы как во все времена, так и сегодня. Истоком современного понимания толерантности являются идеи ненасилия, непротивления злу: джайнизм отрицал деление людей на касты, учение Будды призывало к терпимости. Новый Завет учил не противиться злу. Существовали и другие мировоззренческие установки на применение насилия - ненасилия. Например, у Августина признавались войны за справедливость, у Ф.Аквинского право на восстание народов, у И.Канта не исключалась смертная казнь и т.п.

В XVI веке первоначальное понимание толерантности как пассивное терпение дополняется еще другим значением - "сдержанность". Важной вехой становления термина «толерантность» стало Новое время. Например, Ф.Меланктон, М.Сервет, Л.Социн, С.Франк, П.Вейгель рассматривали толерантность как свободу совести. М.Лютер выдвинул идеи всеобщего священства, автономии веры, равность в вопросах веры, а Ж.Кальвин сис

1 Казначеев В.П., Акулов А.И., Кисельников A.A., Мингозов И.Ф. Проживание населения России. Проблема Сфинкса 21 века: 7-е изд., перераб./ Под общ. ред. академика В.П.Казначеева). - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2002. - 463 с. - С.62-63. темно развил идею об "абсолютном предопределении", явившемся базой протестантизма.

Э.Роттердамский, Т.Мор, Я.Бёме и др. внесли свой вклад в развитие |идеи толерантности, а Я.Бёме понимал терпимость как добро.

В XVII веке благодаря Т.Гоббсу, Б.Спинозе, Дж.Локку и др. идеи толерантности набирают силу. Т.Гоббс считал, что люди по природе своей равны, ратуя за терпимость, он обосновал естественное право человека на жизнь. Б.Спиноза ратовал за полную свободу человека, политическую и религиозную, такова была его идея толерантности.

Дж.Локк и его идеи либерализма, толерантности имели огромное значение для эпохи Просвещения. Он в "Послании о вере терпимости" (1689 г.) провозглашает свободу совести, ратует за отделение церкви от государства. Главной задачей государства Дж.Локк считает создание условий для существования в обществе прав на жизнь, свободу и собственность, и их защиту.

Просвещение дало новое понимание проблемы толерантности. Французский ученый, глубокий мыслитель Пьер Бейль (1647-1706) явился духовным отцом Просвещения, стал проповедником веротерпимости.

Значительный вклад в развитие идей свободы, равенства и толерантности внесли и другие французские мыслители: Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро, Кондорсе, Ламетри.

Как и представители французского Просвещения, германские мыслители обратились к идее толерантности. Представителями немецкого Просвещения были Лессинг Готхольф Эфраим (1729-1781), Гердер Иоганн Готер-рид (1741-1803), чьи идеи оказали большое влияние на Гете, Форстера, а позднее на Гегеля, Фейербаха и других. Лессинг был сторонником веротерпимости, считал, что нравственность является основной религии. Гердер в работе "Идеи к философии истории человечества" высказал мысль о том, что различные народы своими усилиями приходят к общечеловеческим ценностям, что в себе содержит принципы толерантности.

В развитие идей разума, гуманизма и толерантности внесли большой вклад американские просветители Б.Франклин (1706-1720), Т.Джефферсон (1743-1862). Эти мыслители, отстаивая разум, честность, гуманность, защищали принципы толерантности.

В XIX веке тема терпимости получила новый импульс благодаря либеральной мысли. По мысли Капустина Б.Г., либерализм исторически содержал множество направлений: от учения о «естественных правах» человека, «общественном договоре» до спонтанной эволюции социальных институтов (Д.Юм, А.Смит, А.Ферпоссон и др.), утилитаризма (Д.Риккардо, Дж.С.Милль и др.) и гегелевской философией "исторического либерализма", утверждающего свободу человека.

Ранними представителями либерализма в России были Анненков Павел Васильевич (1812-1887), Ковелин Константин Дмитриевич (1818-1885) и Чичерин Борис Николаевич (1823-1903). Они считали, что политический прогресс общества, свобода, достоинство личности и проблема терпимости для россиян являются актуальными. Например, Чичерин считал высшей ценностью личность, чью безопасность обязано охранять государство. Тема толерантности проявляется рельефно в сфере общественной жизни.

Философско-социальное и политическое осмысление проблемы толерантности в XX веке мы находим у Толстого JI.H., Ильина И.А., М.Ганди, М.Кинга и других. Любовь и насилие у Л.Н.Толстого — противоположные понятия. По его мысли, все виды борьбы людей могут прекратиться посредством непротивления. И.А.Ильин же, находясь на позициях абстракно-моралистического отрицания насилия, критикует Л.Н.Толстого.

Проблема терпимости исторична, и в каждой эпохе проявляется по-разному. Поэтому сегодня данная тема имеет свое «лицо», но сущность её остается.

В разработке данной проблемы значительную роль сыграли Соловьев B.C., Э.Фромм, Лекторский В.А., Бгажноков Б.Х., В.С.Библер, Бахтин М.М., Тишков В.А., Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. и другие.

Терпимость — один из основных компонентов ценностей в жизни общества и человека. Но во взаимоотношениях человека и общества существуют разные подходы: антагонистический, когда общество и человек как бы противопоставлены друг другу, и другая концепция, концепция тождества человека и общества, эвристическая ценность которой несомненна. В этом подходе человек и социум не две разные единицы, а одно начало - двойственное тождество, на что указал русский мыслитель Соловьев B.C., говоря, что общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество.1 Мы придерживаемся в своем исследовании второй концепции. Исходя из нее, можно сделать несколько допущений, и одно из них — следующее: ценности и действия человека и общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому посредством толерантности можно регулировать конкретную меру социальной напряженности в обществе. Для Чечни с сегодняшней высокой социальной напряженностью проблемы терпимости и агрессивности чрезвычайно актуальны.

Толерантность как базовая ценность в человеческой среде и роль культуры толерантности в условиях трансформации российского общества, терпимость перед вызовами глобализации и другие аспекты рассматриваются в работах зарубежных (Э.Фромм, Л.Козер, М.Уолцер и др.) и отечественных ученых (Иванов В.Н., Лапин Н.И., Заславская Т.И., Солдатова К.У., Галкин A.A., Красин ЮА., В.СБиблер, Бахтин ММ., Тишков В.А., Арутюнян ЮВ., Дробижева Л.М., Сусоколов АА и др.).3

Надо отметить, что проблема толерантности, как и любое важное социально-философское понятие, неоднозначна. В отечественном обществозна

1 Соловьев B.C. Соч. Т. 1. - М., 1990. - С.286.

2 Фромм Э. Ради любви к жизни // .; Его же "Человек для самого себя //.; Козер Л. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. - М, 1996., М.Уолцер. О терпимости. - М., 2000.

3 Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России // Социс. 1994. - № 6., Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. - 1996. - № 5., Заславская Т.И. Социальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. - M., 2002, 2003.; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М, 1998.; Галкин A.A., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социс. 2003. - № 8; Путкевич М.Н. Социальная поляризация // Социс. - 1992. - № 9, Соколов В.М. Толерантность: Состояние и тенденции // Социс. - 2003. - № 8; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. - № 11; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М., 1990; Бахтин М.М. Собр. соч в 7-ми томах. - М., 1977. -Т. 5; Тишков В.А. Культура толерантности в России // Этнология и политика. - М., 2001; Аругюнян Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов A.A. Этносоциология. - М. 1998; Валитова P.P. Словарь социологических терминов. - М., 2004. нии этот термин активно стал употребляться с восьмидесятых годов двадцатого века в силу изменения идеологии государства (от монолитной однопартийное™ к плюрализму), повышения интереса к этой тематике со стороны общества и гуманитариев.

Термин "толерантность" имеет латинское происхождение. В "Большом словаре иностранных слов" дается такое определение: "Толерантность (лат. tolerantia "терпение") - терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо".1

Смысл этого термина раскрывается в Декларации принципов толерантности, которая подписана 16 ноября 1995 года ЮНЕСКО. (Тогда же была переведена Декларация с английского "Declaration of principles on tolerance" на русский как "Декларация принципов терпимости"). В первой статье отмечается, что "толерантность — уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; не уступка, снисхождение и потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, л установленные в международных правовых актах в области прав человека".

В "Новой философской энциклопедии" толерантность понимается как "качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равно-достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения)".

Базовые ценности чеченского народа, особенности его социальной структуры, социокультурных традиций в условиях российско-чеченского

1 Большой словарь иностранных слов. / Сост. А.Ю.Москвин. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО "Плюс", 2002.

2 Декларация принципов толерантности / Бетти Э. Риодон. Толерантность - дорога к миру. - М. - С.262-263.

3 Новая философская энциклопедия: ВИТ. - М.: Мысль, 2001. - Т.4. - С.75-76. конфликта на разных его стадиях анализируются в той или иной степени в работах авторов Северо-Кавказского региона Авксентьева A.B.,.Авксентьева В.А, Бгажнокова Б.Х., Темирова У.Е., Коркмазова А.Ю., Беджанова М.Б., Га-каева З.Ж., Акаева В.Х., Басхановой Л. С.-Э., Кадырова А.1

Различные аспекты толерантности в условиях полиэтнического СевероКавказского региона анализируется в трудах Афасижева Т.И., Исаева Э.А., Шадже А.Ю., Дамениа О.Н., Поляковой Т.М., Черноуса В.В., Медведева Н.П. и других.2

Однако социально-культурные аспекты толерантности как условие регулирования социальной напряженности в Чеченской Республике еще не были предметом специального диссертационного исследования в рамках социологии.

Объект исследования:

Реально существующий феномен толерантности; степень социальной напряженности в Чеченской республике.

Предметом исследования выступает теоретико-социологическая диагностика существующих связей степени толерантности с социальными процессами в обществе.

Основные понятия:

Толерантность, социокультурные аспекты толерантности, социальная

1 Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности культуры межнационального общения. - Ставрополь, 1993; Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в полиэтнической жизни Северного Кавказа: - М., 2002; Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. - Майкоп, 2001.; Гакаев З.Ж. Особенности освещения чеченского конфликта в СМИ // Диагностика толерантности в СМИ. - М., 2002; Акаев B.X. Русские в Чечне: проблемы и перспективы // Путь в науку. - Вып. 4. -4.2. - Ростов-на-Дону, 2003; Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. - М, 1999; Темиров У.Е. Национальный вопрос // Жизнь национальностей. - М., сентябрь, 2000; Басханова Л.С.-Э. Социально-политическая ситуация в чеченской республике в зеркале общественного мнения // СМИ статей. - Вып. 19. - Ростов-на-Дону, 2003; Кадыров А. Выбор пути. - Грозный, 2003.

2 Афасижев Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. - М., 2004. Исаев Э.А. Вайнахская этика. -Назрань. 1999; его же: Вайнахская этика. - Грозный, 2002; Шадже АЮ., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе российского общества / Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантного сознания в полиэтнической социально-культурной среде. - Рос-тов-на-Дону-Майкоп. 2003; Черноус B.B. Россия и народы Северного Кавказа: Проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. — № 3. — 1993; Толерантность как основа социальной безопасности. Монография / Под редакцией Н.П.Медведева. - Москва-Ставрополь. 2002 стабильность, социальная напряженность, урегулирование социальной напряженности, эволюция толерантности, мера "толерантности-атолерантности"и др.

Цель диссертационного исследования заключается в теоретическом анализе феномена толерантности как условия социальной стабильности в обществе.

Настоящая цель обусловила постановку следующих задач: осмыслить понятие толерантности и ёё сущность; выявить механизм стабилизации социального положения общества; определить (установить) характер этнического статуса в условиях социальной напряженности на примере Чечни; исследовать трансформацию социокультурных ценностей в условиях нестабильности; сопоставить специфику взаимодействия степени (уровня) толерантности и социокультурных факторов.

Гипотеза

Феномен толерантности актуален всегда, но в ситуации, сложившейся в Чеченской Республике, этот элемент является одним из самых главных, определяющих в смысле стабилизации и развития жизни народа. Отсюда предполагается, что степень толерантности и состояние общества взаимообусловливают друг друга в том случае, когда в социуме превалирует ориентация на толерантное сознание, в обществе действуют взаимопонимание, терпение, доброжелательность и гармония, и наоборот, когда в обществе - ориентация на атолерантность, то в социуме господствуют уныние, вражда, агрессия.

Теоретико-методологические и эмпирические основания диссертационного исследования.

Диссертационная работа основывается на структурно-функциональном (Т.Парсонс и др.), историческом (генетическом) и сравнительном подходах. Кроме того, широко использованы идеи известных зарубежных ученых (Э.Фромма и др.), отечественных мыслителей (Ильина И.А., Толстого Л.Н. и др.) и современных ученых Тишкова В.А., Солдатова Г.У., Дробижевой Л.М., Осипова Г.В., Арутюняна Ю.В., Черноуса В.В. и др.

Диссертант опирался на эмпирический метод, на материалы конкретных социологических исследований ВЦКом, а также на опрос, проведенный автором в форме анкетирования на территории Чеченской и Ингушской республик в 1998-2003 годы.

Выборочная совокупность в целом репрезентна генеральному массиву. Эмпирической основой для обобщения и выводов диссертанта послужили также монографические исследования, публикации в специализированных изданиях, контент-анализ текущей литературы по проблеме исследования.

Научная новизна диссертационной работы

Диссертационная работа представляет собой одно из первых исследований проблем социокультурных аспектов как условия урегулирования социальной напряженности в Чеченской Республике. Новизна ее состоит в том, что проанализировано взаимодействие социокультурных аспектов меры "то-лерантности-атолерантности" с уровнем социальной напряженности в обществе. В работе получен ряд новых результатов, которые можно свести к следующему:

- осмыслены понятия толерантность и её сущность; выявлены механизмы стабилизации социального положения; установлен этнический статус в условиях социальной напряженности;

- исследована трансформация социокультурных ценностей в условиях нестабильности взаимодействия степени толерантности и социокультурных факторов;

- введен в научный оборот новый эмпирический материал, позволивший автору определить место и роль социокультурных аспектов в регулировании напряженности в обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

Понятие "толерантность" и её сущность характеризуются неоднозначностью, многосложностью, а потому их развитие имеет многовекторную амплитуду. Считаем, что термин "толерантность" корректнее заменить понятием мера "толерантность—атолерантность" потому, что понимание терпимости и агрессивности относительно и исторично. Термин "мера "толерантности-атолерантности" более содержателен, объёмен и эффективен, ибо не бывает в природе совершенно толерантных или абсолютно атолерантных людей, этносов и обществ. - Механизм урегулирования социальной напряженности включает правовые меры, переговорные процессы и усилия, просвещение, военно-политические меры, различные приёмы психологического воздействия, санкции и т.д.

Идеальных инструментов для снятия социальной напряженности нет, поэтому мы акцентируем внимание только на одном механизме урегулирования социальной напряженности - направление толерантности.

Гуманизм является принципом меры "толерантности-атолерантности", что в жизни означает следующее: терпимость отторгает несправедливость, зло, агрессию и т.д.

Мера "толерантности-атолерантности" и состояние общества взаимообусловливают друг друга. Бытие тождественно Разуму, в основе которого лежит диалог, толерантный по своей сути.

- Специфика трансформационных социокультурных ценностей в условиях нестабильности в Чеченской Республике заключается в том, что при низком уровне толерантности возобладает в обществе агрессия.

Особенности взаимодействия степени толерантности социокультурных факторов в конкретном социокультурном реальном социуме.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования 1. Теоретическое: а) основные положения и результаты исследования могут быть использованы в государственных органах власти, системе образования и воспитания; б) в СМИ в целях формирования толерантности в обществе; в) в искусстве, литературе и учебных заведениях.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях, проходивших в разные годы в республиках Чечне, Ингушетии, Адыгее, Северной Осетии. Результаты и анализ данных исследований также апробированы в учебном процессе: в лекциях и семинарах по истории Отечества, по социологии.

На основе выводов разработана "Программа семинарских занятий для учащихся старших классов и студентов высших учебных заведений".

По теме "Толерантность - основа межэтнического согласия" проводятся занятия для старшеклассников и студентов Северо-Кавказских республик: Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Теоретические положения и практические рекомендации проверялись и совершенствовались в ходе социологических исследований, проведенных автором.

На основе выводов разработана программа исследования социокультурных аспектов толерантности как важное условие регулирования социальной напряженности.

Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. Толерантность — основа межэтнического согласия: Программа семинарских занятий. - Грозный-Назрань, 2001. - 30 с.

2. Толерантность как условие социальной стабильности. - Майкоп, 2002. -24 с.

3. Демографические проблемы в социально-экономических условиях нестабильности (на материалах Чеченской Республики) // Молодые голоса в науке. - Вып.П. - Майкоп, 2003. - С. 41^6.

4. Толерантность — путь к межэтническому взаимопониманию // Молодые голоса в науке. - Вып. III. АГУ.- Майкоп, 2004. - С. 24-30.

Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре социологии и политологии ЧГПИ, а также на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета в 2004 году.

Объем и структура диссертационной работы.

Цель и специфика исследуемой проблемы определили логику решения основных задач и структуру диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 167 страниц текста, список литературы включает 249 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Нальгиева, Ханифа Лячиевна

Заключение

Анализ социально-экономического положения и проблемы адаптации населения республики к рыночным условиям позволил сформулировать ряд тенденций и вектор их направленности. Негативные изменения в социуме привели к глубоким качественным сдвигам и социальной напряженности, угрожающим жизнеспособности всего российского общества, что не могло, конечно, не отразиться на положении республики Северного Кавказа. Результатом этой ситуации явились:

- ухудшение качества жизни населения, что выражается в повышенном уровне смертности населения, сокращении продолжительности жизни трудоспособных возрастов и росте заболеваемости;

- углублении социальной дифференциации во всей России, в частности, и в Чеченской Республике;

- ухудшение нравственного климата в обществе (рост девиации, насилия, коррупции и др.) в результате разрыва единого образовательного пространства, снижения качества образования и ограничения доступа к полноценному образованию для малообеспеченных категорий населения;

- заметный рост уровня смертности в трудоспособном возрасте из-за убийств, несчастных случаев, в бандитских разборках, межэтнических столкновениях, которые указывают на негативное влияние проводимых преобразований в стране;

- негативное воздействие пропаганды насилия, жестокости, правового нигилизма, а также властных структур и олигархических объединений на психологический климат в обществе в целом. При этом упущены из виду то, что все явления общественной жизни и ценностные ориентации людей в социуме детерминизированы определенной группой как объективных, так и субъективных факторов.

Под объективными факторами понимаются прежде всего те экономические, политические, правовые и прочие реальные отношения, которые слосложились в обществе на данном историческом этапе его развития, то есть ту общественно-экономическую систему и тот общественно-политический строй, в котором живут и действуют люди, следовательно, в условиях которой формируются ее ценностные ориентации.

Субъективный же фактор — это система ценностей, которая включает в себя оценку со стороны общественного мнения и самооценку реальных ценностных ориентаций группы или социальной общности. В данном случае значительную роль играют особенности индивидуально-личностной психологии, оказывающие влияние на мотивы поведения личности и формирование ее ценностных ориентаций в обществе.

Автор приходит к выводу, что социальное неравенство людей в перестроечный период усиливается. На примере конкретных социологических исследований, проведенных в Чеченской Республике в 1995 и 2003 гг., выявлены причины социальной напряженности и динамика социальных ценностных ориентации в республике. На этой основе сформулированы следующие выводы:

Мы живем в условиях становления рыночной экономики и переоценки ценностей, сложившихся на протяжении многих десятилетий в стране. Основой этой переоценки должны быть решения проблемы стабильности в социуме и сохранения преемственности самобытных национальных культур. Отрицание всего прошлого советского и восторженное восприятие западной массовой культуры, бескомпромиссность ее проникновения в страну и духовный мир российской молодежи - все это негативно влияет на ситуацию современного общества: отказ от устоявших социальноэтнических, эстетических норм поведения привел не только к потере стабильности в обществе, но, как следствие, привело к сепаратизму, суверенизации и как их следствие, к обострению межэтнических отношений в Чечне. Анализ чеченских событий показал автору исследования, что только в условиях стабильности и толерантного сознания у основной массы людей может быть разрешена конфликтная ситуация в Чеченской Республике.

Девальвация национально-культурных ценностей, все расширяющийся процесс деинтеллектуализации в обществе подготовила почву для привлечения молодежи сепаратистскими группировками на свою сторону для пополнения сепаратистско-бандитских формирований. Глубокий социально-экономический, социокультурный и духовно-нравственный кризис, охвативший Россию, нуждается во всестороннем социально-философском анализе и осмыслении. Анализ процессов в Чеченской Республике, проведенный нами, и личные наблюдения автора показывают, что определяющими их детерминантами являются: небывалый спад производства в республике и во всей стране; планомерный развал науки, образования, культуры и их коммерциализация; пренебрежение и игнорирование этноисторических и этнопсихологических особенностей народов; сокрушение и подмена исторической и человеческой памяти о прошлом у молодежи антипамятью и замена её пропагандистскими стереотипами, небывалый уровень алкоголизации россиян. Так, по данным ВОЗ, в 1996 году россияне употребляли 25 литров водки на человека в год, тогда как страна считается в зоне опасности генетического риска, если норма употребления в стране превышает 8 литров водки на человека в год.

Историческое сознание как составная часть общественного сознания отражает не только возникновение человечества, тенденции его развития, но и выявляет тем самым его реальную действительность, влияет на социальные процессы и явления, которые происходят в обществе. Поэтому, как показали события в Чечне, притупление и недооценка исторического сознания ведет к обострению межнациональных отношений и моральной деградации определенной части молодежи. Обострение социальных и межэтнических отношений - это путь к деформации исторического сознания у народа, что в конечном счете ведет к проявлению неприязни у представителей разных этносов друг к другу, противостоянию народов, к фальсификации исторических событий этносов, к разрыву преемственности поколений, в итоге - к потере таких вечных ценностных категорий, как дружба народов и любовь к отчизне.

Трубецкой Н.С., один из родоначальников евразийства, писал, что "может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемое как особая многонациональная нация и в качестве такой обладающая особым национализмом"1, может быть национальным субстратом государства России.

Не может отрицательно не сказаться на ситуации субъектов тот факт, что Россия в своей Конституции не закрепила долговременную стабилизирующую национальную политику. Даже формальные права выхода из Союза, декларировавшиеся в Конституции СССР для каждой республики, отсутствует в Конституции Российской Федерации, что, конечно, противоречит важнейшим документам ООН, СБСЕ и международному праву. При этом все настойчивее слышатся голоса о необходимости скорейшей губернизации России - создании Соединенных Штатов России через объединение в губернии без учета этноисторических традиций и самобытности объединяемых субъектов. Эта идея, противоречащая международным нормам, великодержавно-имперская политика, не имеющая никакой связи с правами народом, демократии и гражданского общества. По этому поводу политикам нелишне вспомнить слова великого русского философа В.С.Соловьева, сказавшего о том, что "если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от права силы и не поверит в силу права. она никогда не сможет иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних".2

Национальные отношения имеют не только социальную природу, но и свою этноисторическую специфику. На уровне и характере национальных отношений отражаются все стороны общественной жизни: материальные условия, уровень духовной культуры, национальные традиции, девиация и воинствующая антикультура, "разрыв" между уровнем образования и духовной - все это чревато негативными последствиями в обществе, что доказали события в Чеченской Республике.

1 Цит. по кн.: "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры". - Нальчик, 1996. -С.26.

2 Там же.

Не требует доказательства, что СМИ не имеют национальных границ, что позволяет вести не только диалог культур и культурного сотрудничества, но и насильственно насаждать чужеродную культуру, культурную "экспансию", "культурную" агрессию для манипулирования общественным сознанием, внедрять в сознание молодежи с середины 60-х годов "массовую культуру" Запада. Следует отметить, что в отличие от кризисно-западной культуры, славянско-русской культуре не свойственны культ насилия, культ доллара, культ гедонизма, навязываемые западными киноиндустрией и СМИ.

Потеря исторической памяти гибельна для любой нации. Это потому, что важнейшей стороной исторической памяти является этнонациональная память, которая через призму этнических ценностей объединяет сведения о прошлом каждого народа. В основе ее, как части исторической памяти, - социальный опыт, национальное сознание, самосознание и исторически накопленный аксиологический материал. Этнонациональная память также хранит, с одной стороны, этнические факты, а с другой, - сложившиеся межэтнические отношения, конфликты, взаимодействие культур, словом, все страницы истории, обиды и радости межнациональных отношений в прошлом. Так, в этнонациональной памяти русского народа навсегда осталось татарско-монгольское нашествие или же Отечественная война 1812 года. Точно так же в памяти чеченцев, карачаевцев, ингушей и других народов остались трагические события XIX века, связанные с Кавказской войной. В этнонациональной памяти репрессированных народов России неизгладимую рану оставила их депортация из родных этнических территорий.

Задача, выдвинутая временем перед Чеченской Республикой, - наполнить реальным содержанием возрождение; вернуть чеченский народ к его истокам, возродить экономику, культуру. Для этого необходимо помнить талантливого балкарского поэта, испытавшего горечь изгнания из Родины Кя-зима Мечиева. Обращаясь к возвращающимся на родину балкарцам, он советовал: "Я стар, и мне не вернуться. А вы вернетесь, верьте мне. Берегите веру и душу, чтобы было с чем возвращаться и для чего возвращаться. Не таите злобу - нет в ней смысла. Оставляю вам завещание: спасение в единении и надежде".1

Проведенное нами исследование выявило новое понимание толерантности как важнейшего принципа культуры межэтнического общения и что для утверждения этого принципа в межэтнических отношениях сохраняются сложившиеся определенные объективные отношения.

Несмотря на различия языков, конфессиональную принадлежность и т.д. у народов России общее прошлое и будущее.

Из-за боязни этноса утратить свою самобытность мы часто сталкиваемся с тенденцией замкнутости культуры. Но в условиях трансформации и формирования единого поля человечества изоляция культур существовать не может. Отсюда в современных условиях реализуются связи в полиэтнической среде, составляющие нечто большее, чем диалог культур, культурный обмен.

Республика Чечня относится к числу депрессивных регионов Российской Федерации. Негативно отразилось на развитии экономической базы молодой республики то, что ее образование - отделение от республики Ингушетия — по времени совпало с началом экономических реформ в России и сепаратистским движением властей под дудаевским руководством. В итоге с кризисом АПК замедлились темпы развития социальной сферы и уровня жизни населения, усилилась тенденция дифференциации доходов населения по социальным группам. На все это существенное влияние оказали такие факторы, как: а) демографический - рост числа детей в семье; б) социальный - безработица в семье, отсюда большая иждивенческая нагрузка на работающих.

По справедливой мысли А.Бачурина, благоприятные условия для социально-экономического развития общества возникают только при организации

1 См.: День Республики. - 13 мая 2004 года. эффективной экономики со стабильным и высоким уровнем жизни людей.1 Для выравнивания положения самых различных социальных групп населения приоритетными направлениями могут быть:

- развитие малого и среднего бизнеса в производстве продуктов питания, переработка сельхозпродукции на местах, бытовое обслуживание, строительство жилья, выпуск товаров первой необходимости;

- оказание агротехнической и материальной помощи подворьям и крестьянским фермерским хозяйствам;

- постоянная помощь в обеспечении сбыта производимой ими товарной продукции;

- развитие региональной социально-производственной и рыночной инфраструктуры; л

- социальная помощь малообеспеченным семьям, трудоустройство.

На расширенном заседании Правительства 13 сентября 2004 г. В.В.Путин отмечал, что "социально-экономическая картина в Северокавказском регионе по-прежнему плачевная" и "недопустимо отстает по уровню жизни от других российских территорий". Например, уровень безработицы в таких республиках, как Ингушетия, Чечня, Дагестан носит поистине массовый характер", а также "среднедушевые доходы в ЮФО в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране".3

Все это негативно сказывается на формировании толерантного сознания в исследуемом регионе, что необходимо учитывать власти на местах в своей повседневной работе.

1 Бачурин А. Концепция воспроизводства и улучшения жизни народа // Экономист. - 2001. - № 9. - С.78-82.

2 Гойгова М.Г. Уровень и социально-экономические условия жизни россиян Республики Ингушетия // Научная мысль Кавказа. -2003. -№ 1. - С. 153.

3 Российская газета. - 14 сентября 2004 г.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Нальгиева, Ханифа Лячиевна, 2004 год

1. Абазатов М.А. Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза. Грозный, 1973.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М., 1991.

3. Абдулатипов Р.Г. Федеральный договор и перспективы развития межнациональных отношений. Этнополис. 1993. -№1.

4. Абулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность. Научная мысль Кавказа. 1995. - № 1.

5. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993.

6. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этнологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994.

7. Авторханов А. Империя Кремля. Минск - Москва, 1991.

8. Агаджанов Ю. Правда против вымыслов. — Грозный. 1987.

9. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.

10. Адат. Кавказский культурный круг: традиции и современность. Международный научно-исследовательский институт народов Кавказа. — Москва Тбилиси, 2003.

11. Айбазова М.Ю. Нравственно-этическое воспитание в этнопедагогиче-ской культуре Северо-Западного Кавказа. Майкоп, 2004.

12. Айдаев Ю.А., Пивоваров В.Г. Проблема конкретных исследований религии. Социология. Атеизм, религия. — Грозный, 1972.

13. Акаев В.Х. Русские в Чечне: проблемы и перспективы. Путь в науку. -Вып 4. 4.2. Ростов-на-Дону, 2003.

14. Акаев А.Р. Проблемы насилия в межнациональных конфликтах // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 3. - 4.2. - М., 1993.

15. Албогачиев М.С.-Г. Многоликая Ингушетия. — М., 1999.

16. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" // Этнографическое обозрение. 1996. - № 3.

17. Алироев И.Ю. Кое-что о вайнахах (чеченцах и ингушах). Минск-Москва, 2001.

18. Амелько А.Н. Печатные средства массовой информации Чечни и процесс формирования системы безопасности в Республике СМИ в этнопо-литических процессах на юге России: Сб. научных статей. Вып. 19. -Ростов-на Дону, 2003.

19. Андреев Э.М. Российская Федерация на пороге XX века: проблемы социального развития // Социс. № 9. - 1992.

20. Антология мировой философии. В 4-х томах. - М., 1970. - Т.2.

21. Арон Р. Философия истории // Философия и общество // Научно-теоретический журнал. М. — 1997.

22. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Сов. этнография. 1972. - № 3.

23. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. М., 2003.

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусколов A.A. Этносоциология. М., 1998.

25. Афасижев Т.И. Во имя Отечества. Монография. Майкоп, 1996.

26. Афасижев Т.И. Нужен ли патриотизм новой России? // Литературная Адыгея. Майкоп, 2004. - С. 108-116.

27. Афасижев Т.И. Северный Кавказ в современной геополитической структуре и перспективы достижения стабильности // Кавказ, ЕС и Россия: проблемы стабильности. Майкоп, 2004 -С. 123-137.

28. Афасижев Т.И. Социология. Майкоп, 2003.

29. Ахмадов X. Правда и ложь о чеченской войне. М., 1996.

30. Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. -Екатеринбург-Бишкек, 1997.31

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.