Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Ланкинен, Юлия Александровна

  • Ланкинен, Юлия Александровна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 184
Ланкинен, Юлия Александровна. Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Санкт-Петербург. 2009. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ланкинен, Юлия Александровна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения культурного потребления.

1.1 Основные социологические теории потребления.

1.2 Развитие массовой культуры в России.

Глава 2. Социокультурное пространство крупного города и место досуга в нем.

2.1 Социокультурные зоны крупных городов.

2.2 Возрастающая роль досуга в современном обществе.

Глава 3. Торгово-развлекательный комплекс как транслятор массовой культуры и образцов культурного потребления.

3.1 Типы торгово-развлекательных комплексов города.

3.2 Посещение ТРК как новая повседневная практика.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города»

Последние два десятилетия в России ознаменовались широкомасштабными радикальными изменениями в буквальном смысле преобразившими социальный, экономический, политический и культурный облик страны. Трансформации в обществе приводят к смешению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимулированию потребления новых культурных образцов, кодов, стилей жизни.

Социокультурное пространство формируется под влиянием целого комплекса причин: географических, климатических, исторических, социальных, экономических, этнических и т.д. Само возникновение цивилизации в том смысле, как об этом писали Л.Г.Морган, Ф.Энгельс и М. Вебер связано с возникновением городов. Именно их генезис и развитие приводят к изменению самого базового принципа, который определяет социокультурную специфику тех или иных территорий, ибо город становится центром возникновения, трансляции и потребления культурных инноваций. Одним из новшеств, с которым столкнулись жители крупных городов России в начале XXI, является появление торгово-развлекательных комплексов.

Актуальность темы диссертационной работы обуславливается изучением абсолютно нового составляющего социокультурной среды пространства современного города и реального составляющего повседневной жизни россиян, за счет которого происходит изменение номенклатуры досуговых практик - торгово-развлекательный комплекс. Современная социальная жизнь порождена городом и городской реконфигурацией социального пространства. В числе моделей «постурбанистического» пространства, организуемого этой формой существования, мы находим торговый центр. Как полагает Бодрийяр, «роль гипермаркета выходит далеко за рамки «потребления», и предметы там больше не обладают специфичной реальностью: первично их сериальная, циклическая, зрелищная организация — модель будущих социальных отношений»1.

Первые торговые центры с развлекательными блоками стали появляться в Санкт-Петербурге и Москве только в 2002-2003 годах. Результаты проведения различных социологических и маркетинговых исследований в начале нового тысячелетия очень отчетливо демонстрировали тенденцию к разграничению процесса совершения покупок и проведения своего досуга у населения крупных городов. Прошло всего 6 лет после открытия первых ТРК, и уже можно говорить об укоренении такой повседневной практики, как посещение торговых центров не только с целью приобретения продовольственных или непродовольственных товаров и услуг, но и как способ проведения своего j свободного времени.

В настоящее время происходит экспансия культурной индустрии в мир повседневности - коммерциализация культурной жизни приводит к массовому распространению паттернов зарубежного, в первую очередь американского производства, унификации традиций, обычаев и образа жизни городского населения по западному образцу. Торгово-развлекательные комплексы стали транслировать и пропагандировать массовую культуру - помимо магазинов в них открываются кинотеатры, катки, игровые зоны, рестораны, ночные клубы, организуются концерты и спектакли, как для детей, так и для взрослых. Таким образом, ТРК в обеспечивают пространство как для покупок и торговли, так и для социального взаимодействия и массовых культурных мероприятий.

1 Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Arm Arbor, 1994. P. 77.

Обладая особыми этнонациональными формами, содержательно массовая культура выступает как универсальный культурный проект, как средство и механизм экспансии западной цивилизации. Актуальность данной проблемы обусловлена той ролью, которую играют ТРК в распространении массовой развлекательной культуры, индустрии досуга в стремительно глобализирующемся мире. Мнения ученых в настоящее время сходятся в одном — наблюдается сдвиг ценностных ориентации из сферы труда в сферу массового потребления, досуга и развлечений2. Одновременно меняется характер развлечений: из камерных и индивидуально ориентированных они превращаются в публичные, массовые, глобальные.

Можно сказать, что торговые комплексы со своими развлекательными блоками, передающими массовую культуру, частично приходят на смену типовым объектам культурного назначения, уходящим корнями еще во времена античности и определившим будущее западных городов. Наличие театра, библиотеки (позже музея), а также бани, форума и «дворцов» на века стали моделью городского центра как реального и символического публичного пространства. «Объект культуры», таким образом, становился центральным элементом культурного пространства. В административном планировании культурных центров советских городов, помимо вышеназванных, такими объектами служили дворцы культуры и кинотеатры. К началу 1990-х годов деятельность большинства из них либо вообще завершилась, либо значительно сократилась. В пустующих зданиях стали открываться продуктовые и вещевые рынки, казино или залы игровых автоматов. И вот в начале XXI века им на смену приходят ТРК.

Предпосылки появления торговых комплексов (и уж тем более

2 См.: Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М, 1991; Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997. развлекательного блока в них, притягивающего дополнительных посетителей, и мест, где люди могли бы проводить свой досуг) связаны с изменением, прежде всего, экономической ситуации в стране и повышением жизненного уровня значительной части ее населения. Когда самые активные и трудоспособные группы перестают тратить большую часть времени, которое могло бы быть свободным, на работу с целью получения дополнительного заработка, когда оплата основной профессиональной деятельности оказывается достойной ее субъекта, тогда у него появятся необходимые условия для удовлетворения социальных, духовных и физических потребностей. С другой стороны, городской образ жизни сам по себе отличается большей интенсивностью, возрастающий комфорт порождают досуг, свободное время, а значит, соответствующую индустрию досуга, развлечений и массовой культуры.

Степень научной разработанности темы

Анализ теоретических и практических исследований по различным отраслям социологии (социологии культуры, социологии города, повседневности и т.д.), атнрополигии, психологии и других, смежных с ними дисциплин, выявил слабую изученность торгово-развлекательных комплексов через призму культуры. В существующих на данный момент работах по культурному потреблению (особенно это касается исследований второй половины XX — начала XXI вв.), оно в основном рассматривается как пассивное потребление различных культурных мероприятий и продукции через средства массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.).

Начиная с XX в., изучение потребления как особого социокультурного феномена становится весьма актуальным для всех социальных наук. Переход западного общества в эпоху постмодерна (середина 1970-х гг.), сопряженные с этим изменения в экономической, социальной и культурной жизни, и как следствие, изменение характера потребления, его функций и места в обществе — все это послужило толчком в развитии новой отрасли знания в общественных науках — «социологии потребления». Интерес социологии к изначально экономической категории «потребление» проявляется в исследовании таких аспектов, как мода; образцы потребления; культура потребления в рамках определенного образа жизни; характер социальных отношений, воспроизводящихся и развивающихся в процессе потребления материальных, духовных и социальных благ, образующих благосостояние.

Первые попытки разработки теории потребления связаны с целым рядом ключевых фигур социологии Х1Х-ХХ вв. Именно классики социологии — М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель и др. дают в своих работах теоретическое обоснование процессов, происходивших в сфере потребления в период с XVIII по XIX в., раскрывая некоторые основные понятия, связанные с потреблением. Американец Т. Веблен, например, в конце XIX в. предложил теорию престижного потребления3. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды4. Он обратил внимание на то, что мода, по сути, носит классовый характер, будучи средством выражения и установления статусных отличий. Социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши5. М. Вебер формулировал концепцию статусных групп и протестантской этики6.

Т.Адорно, Х.Ганс, П.Бурдье изучают художественные вкусы и культурные предпочтения разных социальных групп, дистанцию между

3 Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

4 Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 266-291.

5 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

6 Вебер М. Город // Избранные произведения. М., 1990. высокой» и «популярной» культурой. Результаты теоретических и прикладных исследований позволяют выявить тенденции изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры. Фактически, они дают основания говорить о формировании аудитории «нового типа»: ее интересы фокусируются на пересечении границ. Это, так называемые, новые культурные потребители. Они одновременно выбирают и предпочитают этническую (местную) и мировую, популярную и высокую, традиционную и современную культуру, в том случае, если она доставляет удовольствие. В один из вечеров они слушают оперу, а в следующий - идут на рок-концерт или лазерное шоу. Во время отпуска они посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и местные фольклорные праздники. Граница между «элитарной» и «массовой» культурой размывается. Современный культурный ресурс очень динамичен, то, что еще вчера было радикальным, уже сегодня становится классикой.

Следует так же обратить внимание на вклад К. Маркса в становление проблематики потребления, который, изучая характер потребления в капиталистическом обществе, раскрыл значения таких понятий как «товарный фетишизм», «закон возвышения потребностей», «формационные типы потребления».

Особенности этапа, связанного с развитием в первой половине XX в. массового производства и массового потребления во всех сферах человеческой жизни (в том числе и сфере культуры), отражены в появившихся в 1950-60-е годы в западной науке концепциях «общества потребления», авторами которых являются Дж. Катона, У. Ростоу, Ж. Фурастье, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт, Р. Рюйе.

Характер потребления в постсовременных обществах описывается в работах западных ученых второй половины XX века: М. Фезерстоуна,

Ж. Бодрийяра, Д. Лиона, С. Майлза, Дж.Ритцера и др. Большинство авторов отмечают, что в постсовременном обществе усиливается символическая функция потребления. Потребление становится своего рода звеном, частью более широкого символического обмена, в который вовлечены все члены общества.

Данная идея получает развитие в работах Дж. Ритцера, который рассматривает ее применительно к новым средствам потребления (рестораны быстрого обслуживания, кредитные карты, супермаркеты), получающим широкое распространение в последние десятилетия XX века. Развитие современных форматов торговли само по себе является настолько значимым явлением, что ряд исследователей, таких как Р. Уильяме, М. Миллер, Дж. Бурстин и другие, полагают его основным фактором трансформации потребительского поведения и становления общества потребления.

Американский социолог С. Майлз полагает, что причиной интенсивного развития дизайна в западных странах становится повышение значимости потребления в повседневной жизни людей, потребление становится для человека одним из способов конструирование своего «Я», и в качестве одного из важнейших мотивов потребления выступает стремление человека к самореализации, самоактуализации. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И. Гоффмана.

Начиная с 1970-х гг., в отечественной литературе стали появляться исследования, посвященные изучению сферы потребления в СССР. Например, в работах Л.Н.Жилиной, А.Г. Здравомыслова, В.Д. Патрушева, Г.К. Ашина, Б.Н. Бессонова, В. В. Кортунова, А. Г. Милейковского и других авторов, значительное внимание уделяется изучению структуры потребления, образа жизни, стиля и уровня жизни, характерных для различных социальных слоев. В этот период данная тема разрабатывалась политэкономами, которые изучали закономерности развития данной сферы общественного воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса.

Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления, можно выделить целый ряд имен, среди них: И.В. Алешина, B.JI. Афанасьевский, Л.Г. Бызов, А.Б. Гофман, Д.В. Иванов, В.И. Ильин, М.Д. Красильникова, C.B. Краснов, В.Г. Николаев, A.A. Овсянников, В.В. Радаев, Н.М. Римашевская, Я.М. Рощина, В.П. Терин и др. Среди исследователей, изучающих изменения межкультурного взаимодействия - J1.M. Дробижева, А.И. Куропятник, М.С. Куропятник, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцов и др.

Тем не менее, несмотря на большое количество работ по феномену потребления, с точки зрения трансформации досуговых практик он остается практически не изученным.

Объектом данного исследования являются торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения характера культурного потребления жителей крупного города.

Предметом исследования выступают способы потребления массовой культуры посетителями торгово-развлекательных центров города Санкт-Петербурга.

Целью работы является выявление роли развлекательного блока ТРК в трансформации досуговых практиках горожан.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы изучения массового культурного потребления.

2. Выявить особенности формирования социокультурного пространства крупного города и роли досуга в этом процессе.

3. Определить роль торгово-развлекательных комплексов города Санкт-Петербурга в изменении массовой культуры и образцов культурного потребления.

Гипотеза: ТРК за последние 6 лет (2003-2009) оказали существенное влияние на изменение культурного потребления и распространение массовой культуры среди жителей г. Санкт-Петербурга

Концептуализация понятий:

Торгово-развлекательный комплекс — это крупные торговые центры площадью более 20 тыс. кв. м, появившиеся в России в начале XXI века и сочетающие под одной крышей торговые площади и развлекательный блок (многозальные кинотеатры, боулинги, бильярды, концертные площадки, фитнес-центры, сопутствующие ресторанные дворики и т.д). ТРК берут свое начало от моллов, родиной которых является Америка середины прошлого века. Гиганты американского медиа-бизнеса обживают центры мегаполисов, размещая на сцене городов огромные развлекательные центры, которые призваны, согласно их официальным стратегиям, "разрушить стену между культурами, развлечением и совершением покупок, удовольствием и доходом, зрителем и зрелищем"7.

Культурное потребление - сложившееся в индустриальном обществе массовое потребление предметов духовной и материальной культуры, производство которых поставлено на конвейерный поток и составляет основу всей массовой культуры начиная со второй половины XIX века до настоящего времени.

7 Рахимова М. В. О популярной культуре США // Знание. Понимание. Умение.

2008. №4. С. 19.

Культурное изменение — трансформация любого аспекта культуры посредством модификации культурных черт или их комплексов. Культурное изменение может быть результатом как самостоятельного развития данной культуры, приспособления ее к природной среде, так и результатом контакта с другими культурами.

Город — исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем, составляющих социально-пространственную структуру города: городской социальной инфраструктуры, социальной стратификации населения, городской культуры, городского образа жизни и др. Под крупным городом в данной работе будет подразумеваться городское поселение численностью более 1 млн. человек.

Массовая культура — культурная продукция (в самом широком смысле слова — от произведений искусства до потребительских товаров и кулинарии), создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социального положения, пола, возраста, национальности и т. д.

Теоретико-методологические основы исследования

Данная работа основана на социокультурном методе изучения социальных феноменов и процессов. Традиция использования термина "социокультурное" восходит к П. Сорокину, который показал, что рассмотрение любого социального взаимодействия невозможно вне контекста культурных ценностей. Нормы, регулирующие взаимодействие между индивидами и во многом определяющие суть социальных институтов или организаций, находят своё основание в культуре.

При изучении ТРК как условия трансформации культурного потребления в городском пространстве использовались: концепция «определения ситуации» У. Томаса и Ф. Знанецкого, позволяющая на индивидуальном и групповом уровнях получить представление о нормах и ценностях; «теория структурации» Э.Гидденса, где социокультурные субъект и объект рассматриваются одновременно и как причина, и как следствие, взаимноформирующие друг друга; теория «репрезентативности культуры» Л.Г.Ионина, универсализирующая социологокультурологическое теоретизирование и подчеркивающая активную формообразующую роль культурных ценностей по отношению к социуму, ибо они служат не просто орудием интерпретации социальных феноменов, но и определяют форму и способ их явления в обществе; теория «глобальной ойкумены» У. Ганнерса, где под «ойкуменой» понимается регион постоянного культурного взаимодействия, обмена и перевода феноменов одной культуры на язык другой. При концептуализации наблюдаемых изменений была применена концепция средств потребления в трактовке Дж. Ритцера, согласно которой под новыми средствами потребления понимается весь спектр форм концентрированного и комплексного предложения товаров и услуг, превращающих их приобретение и использование в особый род занятий, в важную составляющую образа жизни.

Эмпирическая база исследования

1. Анализ литературы, статистических данных и аналитических материалов в специализированных изданиях8; изучение сайтов, порталов маркетинговых компаний и агентств недвижимости9; анализ сайтов

8 Деловые газеты и журналы 2007-2009 гг.: «Деловой Петербург», «РБК», «Эксперт».

9 Бюллетень недвижимости. Сетевой адрес: http://www.bn.ru; Компания полного спектра услуг на рынке недвижимости ЗАО «Сойер и Ко.» . Сетевой адрес: http://www.gvasawver.ru. Агентство коммерческой недвижимости СПб «Бекар». Сетевой торгово-развлекательных комплексов, работ в области маркетинга, социологии потребления и рекламы.

2. Анкетный опрос «Роль торгово-развлекательных комплексов в повседневной жизни и досуге жителей Санкт-Петербурга». В 2007-2009 гг. было опрошено 510 посетителей торгово-развлекательных комплексов города Санкт-Петербурга от 18 до 54 лет, как взрослой и наиболее активной части населения. Выборка респондентов осуществлялась в двух торгово-развлекательных центрах города методом случайного отбора, то есть каждый посетитель имел равный шанс попасть в нее. В качестве места проведения опроса были выбраны два типичных и высоко посещаемых торгово-развлекательных комплекса города - «Невский» и «МЕГА Дыбенко».

3. Полустандартизованное глубинное интервью «ТРК как фактор изменения культурного потребления населения Санкт-Петербурга». Исследование проводилось в 2007-2009 гг. За этот период было проинтервьюировано 40 посетителей развлекательной зоны торговых центров — по десть в каждой выбранной перед проведением анкетного опроса возрастной категории (18-24, 25-34, 35-44, 45-54 лет). В каждой группе было опрошено по пять мужчин и пять женщин. Целью являлась конкретизация данных, полученных в ходе анкетного опроса, и более детальное изучение воздействия появления торгово-развлекательных комплексов в Санкт-Петербурге на изменение культурного потребления. Выборка информантов осуществлялась методом снежного кома, единственным критерием, помимо использования развлекательных услуг в ТРК, было наличие высшего или неоконченного высшего образования.

Положения, выносимые на защиту 1. Торгово-развлекательные комплексы в крупных городах являются адрес: http://www.becar.ru и т.д. современным институтом культуры, транслирующим и пропагандирующим новые ценности и нормы, формы и виды поведения, а также образцы культурного производства и потребления. Посещение развлекательного блока, построенного целиком и полностью по западному образцу и передающего массовую культуру, притягивает больше половины посетителей, где они проводят часть своего досуга. Женщины в большей степени рассматривают торгово-развлекательные центры как места покупки одежды, обуви, посуды и других непродовольственных товаров, а мужчины воспринимают их скорее как развлекательные.

2. Потребителями массовой культуры в ТРК в первую очередь являются наиболее активные и молодые группы населения в возрасте от 18 до 34 лет, причем для части из них этот способ проведения досуга является одним из основных видов отдыха вне дома. Чем старше становится индивид, тем меньше его повседневные практики связаны с торговыми центрами, а если и связаны, то они становятся не такими интенсивными и являются более узконаправленными.

3. Появление торгово-развлекательных комплексов особенно сильное воздействие оказало на изменение досуговых практик жителей спальных районов. Произошла частичная переориентация способов проведения досуга в сторону развлечений в ТРК, которые, во-первых, стали более доступны территориально, во-вторых, разнообразнее, в-третьих, предлагают возможность совместить несколько видов отдыха под одной крышей.

4. Поход в ТРЦ (порой даже без конкретной цели приобретения товара или использования развлекательной услуги) уже стал одним из способов рекреации и проведения досуга, наряду с прогулками по городу или в парках, походами в музеи или театры.

Научная новизна диссертационного исследования

1. Исследован ранее неизученный в российской социологии феномен торгово-развлекательного комплекса через призму культурного потребления.

2. Систематизированы основные социологические подходы к рассмотрению потребления массовой культуры.

3. Выявлены особенности формирования городского публичного пространства и возрастающей роли досуга в повседневных практиках жителей мегаполисов. Сделан вывод, что ТРК, транслирующие массовую культуру, частично приходят на смену типовым объектам культурного назначения, уходящими корнями во времена античности, и заменяют «дома культуры» советского периода особенно для жителей спальных районов.

4. Дана типологизация торговых комплексов Санкт-Петербурга по нескольким основаниям: зоне обслуживания, конфигурации и формату, а также детально проанализирован развлекательный блок. Определено, что в настоящее время именно торгово-развлекательный комплекс является самым популярным видом торговой площади в городе.

5. На эмпирическом материале, собранном автором, доказано, что всего за несколько лет ТРК стали одним из неотъемлемых составляющих социокультурного пространства российских мегаполисов и частью повседневной жизни россиян, за счет которых происходит расширение досуговых практик.

Теоретическая значимость исследования

Полученные результаты диссертационной работы позволяют сформировать адекватную картину воздействия торгово-развлекательных комплексов на изменение культурного потребления жителями крупных городов. Выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по проблематике культурного потребления и его изменений, в анализе ТРК и их функций в современном обществе, в том числе при разработке концепции и метода исследования.

Практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертации могут найти применение при разработке и чтении общих и специальных курсов по социологии, культурологии, а также результаты исследования могут быть использованы при разработке плана социального и культурного развития города.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследования представлены на: V Международной научной конференции «Потребление как коммуникация - 2009» (Санкт-Петербург 2009), научной конференции РАН «Социальные проблемы инновационного развития общества» (Санкт-Петербург 2009), научно-практических конференциях «Вторые Ковалевские чтения» и «Третьи Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург 2007, 2008).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Ланкинен, Юлия Александровна

Заключение

Россия познала культуру потребления в начале 1990-х гг., а потребление культуры в торгово-развлекательных комплексах в начале нового тысячелетия - первый ТРК «Рамстор» появился в Москве 2002 г., а в Санкт-Петербурге первым ТЦ с развлекательным блоком стал «Заневский Каскад». Сегодня эти два города опутали мировые сети от шведской IKEA до французского АШАНа. Торгово-развлекательные комплексы стали традиционным местом проведения выходных, территорией отдыха и развлечений для населения Европы, Америки и в настоящее время уже и России. По статистике службы Gallup, среднестатистический американец тратит на походы в магазины шесть

1 1 О часов в неделю, а на игру со своими детьми — 40 минут . Автор книги «Эпидемия потребления» Джон Де Грааф отмечает, что в «2002 торговых комплексов стало больше, чем школ. Примерно 70% американцев еженедельно посещает торговые центры с целью развлечения — церкви могут похвастаться значительно меньшей популярностью»113. Безусловно, в нашей стране количество торгово-развлекательных комплексов, равно как и роль данных центров в повседневной жизни среднестатистического россиянина не достигла таких масштабов. Но, принимая во внимание темпы экономического развития и вестернизации культуры нашего общества (тот путь, который западная экономика и культура прошла больше, чем за пол века, Россия преодолела менее чем за 20), данная картина может стать сценарием развития повседневной жизни горожан уже в ближайшие десять лет.

112 Статистические данные портала Геллап. Сетевой адрес: http://www.gallup.com

113 Как ведут себя покупатели в разных странах мира. Портал Ас1уег1;о1о§у. Наука о рекламе. Сетевой адрес: http://www.advertology.ru/article40424.htm

Торгово-развлекательные центры начали посещать так же, как раньше посещали музеи и выставочные залы. Культуре пришлось принять правила игры: упаковать продукт, придумать рекламные слоганы и повесить ценник. И, наконец, культура отправилась туда, где заключаются торговые сделки, - в торговый центр.

Еще в середине XX века в торговых комплексах, ресторанах и кафе появилась так называемая «функциональная музыка», призванная правильно оформить пространство и таким образом увеличить оборот в розничных сетях. Компания Muzak Ltd стала основным поставщиком музыкального материала для супермаркетов США, а ее название впоследствии превратилось в имя нарицательное: muzak в английском сленге передает пренебрежительное название музыки, которая навязывается извне, будь то супермаркет или радио. Полвека спустя музыка перебралась в супермаркет в материальном воплощении. Несколько лет назад в лондонском торгово-развлекательном комплексе HMV прошел концерт Мадонны, которая исполняла программу, стоя в полуметре от слушателей. В Санкт-Петербурге промоутер Илья Бортнюк, глава компании «Светлая музыка», организовывает серию концертов в ТК города. Первое мероприятие состоялось летом 2005 года в торгово-развлекательном центре ПИК. Интересная подробность: руководство торгового комплекса предложило И. Бортнюку самому подобрать репертуар фильмов в кинотеатре комплекса, чтобы они соответствовали тематике и концепции концерта.

Кроме музыки в торговых центрах появилось и искусство. В торгово-развлекательном центре «Радуга-Питер» проводятся выставки современных художников, в РТК «Варшавский Экспресс» прямо в холле комплекса устраиваются концерты классической музыки, где виртуоз, сидя за старинным роялем, играет произведения величайших композиторов.

Одна из крупных сетей Германии начала продажу работ современных немецких художников. Теперь в тележке покупателя с продуктами питания и бытовой техникой могут соседствовать гравюры и графические работы, которые выполнили семь немецких художников по заказу торгового центра ограниченным тиражом. Хозяин торгового комплекса в городе Шеонан (Южная Корея) установил у входа в магазин десятиметровую статую Демиана Херста «Гимн», купленную в Лондоне за два миллиона долларов. В его торгово-развлекательном комплексе также есть мини-музей современного искусства. По замыслу, искусство должно возбуждать у посетителей и прохожих потребительский аппетит, вызывать стремление реализовать собственные мечты - посредством покупок в ТРЦ.

В постиндустриальном обществе культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что за последние десятилетия сумела превратиться в мощную индустрию культурного потребления. Ориентация на потребителя, формирование и удовлетворение спроса в пространстве свободного времени или пространстве досуга становятся ключевым приоритетом и конечным результатом деятельности организаций культуры. Торгово-развлекательные комплексы как трансляторы массовой культуры отчасти пришли на смену «домам культуры» (типичным объектам культурного планирования в СССР, пришедших к нам еще с эллинских времен). Главное отличие ТРК от ДК в том, что это уже не «объекты культуры», а предприятия, главенствующей целью которых является извлечение максимальной прибыли.

Сложные и, отчасти, взаимовыгодные отношения культуры с торгово-развлекательными комплексами ведут к частичному перераспределению культурных авторитетов. ТРК, постепенно «мимикрирующий» под институт культуры, уже готов взять на себя функции культурного отбора, ведь где, как не в нем, лучше всего проявляется закон спроса и предложения. В этом смысле примером может служить история несостоявшегося сотрудничества издательства Ас! Ма^тет и сети торгового центра «Седьмой континент». Издательство предложило сети стать информационным спонсором новой серии книг современной художественной прозы с говорящим названием «Супермаркет». На первых книгах серии (роман английского писателя Уилла Селфа «Кок-н-булл» и второй роман Владимира Спектра «Наезд») появился логотип «Седьмого континента», и планировалась презентация проекта в одном из магазинов сети. В соответствии с идеологией серии и законами современной культуры, книги рассматривались исключительно как товар, соседствующий на полке с йогуртом или ветчинной нарезкой. Тем не менее, по мнению пиар-службы торгового центра, они должны были соответствовать нормам ГОСТа, и сотрудники супермаркета решили своими силами осуществить «литературный контроль». Ознакомившись с текстами, они пришли к выводу, что содержание книг, вошедших в серию, не соответствует образу «Седьмого континента». Так, анонимное, по сути, торговое пространство оказалось в состоянии выносить свои оценки качества современной прозы и осуществлять цензуру.

И так перейдем к основным выводам диссертационной работы:

1. Торгово-развлекательные комплексы в крупных городах являются современным институтом культуры, транслирующим и пропагандирующим новые ценности и нормы, формы и виды поведения, а также образцы культурного производства и потребления. Посещение развлекательного блока, построенного целиком и полностью по западному образцу и передающего массовую культуру, притягивает больше половины посетителей, где они проводят часть своего досуга. Женщины в большей степени рассматривают торгово-развлекательные центры, как места покупки одежды, обуви, посуды и других непродовольственных товаров, а мужчины воспринимают данные комплексы скорее как развлекательные.

2. Потребителями массовой культуры в ТРК в первую очередь являются наиболее активные и молодые группы населения в возрасте от 18 до 34 лет, причем, для части из них этот способ проведения досуга является одним из основных видов отдыха вне дома. Чем старше становится индивид, тем меньше его повседневные практики связаны с торговыми центрами, а если и связаны, то они становятся не такими интенсивными и являются более узконаправленными.

3. Появление торгово-развлекательных комплексов особенно сильное воздействие оказало на изменение досуговых практик жителей спальных районов. Произошла частичная переориентация способов проведения досуга в сторону развлечений в ТРК, которые, во-первых, стали более доступны территориально, во-вторых, разнообразнее, в-третьих, предлагают возможность совместить несколько видов отдыха под одной крышей.

4. Поход в ТРЦ (порой даже без конкретной цели приобретения товара или использования развлекательной услуги) уже стал одним из способов рекреации и проведения досуга, наряду с прогулками по городу или в парках, походами в музеи или театры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ланкинен, Юлия Александровна, 2009 год

1. Аврамов А. В. Смена научных парадигм в концептуализации феномена «массовая культура» : Автореф. дисс. канд. филос. наук. Великий Новгород, 2007.

2. Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.- СПб, 1997.

3. Акимова JI.A. Социология досуга. М., 2003.

4. Ахиезер A.C. Город фокус урбанизационного процесса // Город как социокультурное явление исторического процесса. М, 1995.

5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М., 1994.

6. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

8. Белл Д. Массовая культура и современное общество. М., 1999.

9. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

11. Богданова О. А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону, 2001.

12. Бодрийяр Ж. Общество Потребления. М., 2006.

13. Бодрияр Ж. Прозрачность зла / Призрак толпы. М., 2007.

14. Бодрийяр Ж. Система Вещей. М., 1995

15. Бремя развлечений: Otium в Европе XVIII-XX вв. / Отв. Ред. Е.В. Дуков. СПб., 2006.

16. Бурдье П. Различение / Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики. / Сост. и научн. ред. В.В. Радаев. М., 2004.

17. БурдьеП. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2.

18. Бурстин Дж. Сообщества потребления // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 3.

19. БутенкоИ.А. Качество свободного времени у богатых и бедных// Социологические исследования. 1998. № 7.

20. Бюджет времени и перемены в жизнедеятельности городских жителей в 1965-1998 годах. / Отв. Ред. Т.М. Караханова. М., 2001.

21. Вебер М. Город / Избранные произведения. М., 1990.

22. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

23. Бенедиктова Т. Поэзия потребления: рифмы культурной революции / Потребление как коммуникация: российский и американский контексты. СПб, 2007. .

24. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. Киев, 1988.

25. Волобуева JI.H. Досуг в структуре образа жизни: Философско-культурологические аспекты. М., 2004.

26. Володина JI. В. Конструирование реальности средствами массовой коммуникации // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб., 2001.

27. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? М., 1989.

28. Гаспаров М. JI. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1.М., 2005.

29. Гелбрайт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.

30. ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М., 1994.

31. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов / Аналитеческий обзор. М., 1994.

32. Горбатова И.И. Создавать защитную среду // Встреча. М., 1996. № 3.

33. Город развлечений. Наблюдения. Анализы. Сюжеты. / Под ред. Е.В.1. Дукова. СПб., 2007.

34. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

35. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. М., 1998.

36. Делитц X. Архитектура с социальном измерении // Социологические исследования. М., 2008. № 10.

37. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. М., 1996. №7.

38. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. М. 1996.

39. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М., 2004.

40. Дондурей Д. Кинопрокат: жемчужина индустрии развлечений // Отечественные записки. 2005. №4.

41. Евстрапов A.M. Массовая культура советского общества (20-30-е годы). Кострома, 2001.

42. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.

43. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. М., 1994.

44. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. М., 2000.

45. Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.

46. Жилина JI.H. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. М., 1988.

47. Захаров A.B. Развлечение sub specia социологии // Социологические исследования. 2008. №1.

48. Захаров A.B. Социально-культурный феномен Арбата // Общественные науки и современность. 1994. №1.

49. Захаров А. В., Козлова Н. Н. Письма из недалекого прошлого // Свободная мысль. 1993. №7.

50. Захаров A.B. Традиционная культура в современном обществе// Социологические исследования. 2004. №7.

51. Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996.

52. Злобин В.В., Самарин A.B., Шадрина A.B. Проблема учета нарративного потенциала среды в формировании образа города // Архитектон. 2008. №22.

53. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.

54. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов.М., 1976.

55. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.

56. Иванов Д.В. Феномен потребления: критический подход / Социология потребления. СПб., 2001.

57. Иванова Р. А. Культура масс или культура для масс? // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб., 2001.

58. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. М., 1999.

59. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб., 2006.

60. Ильин В. И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб., 2000.

61. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

62. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. 1998. №6-7.

63. Каменец A.B. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. М., 1997.

64. Кара-Мурза A.A. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации. М., 1995.

65. Караханова Т.М. Повседневная деятельность горожан в показателях бюджета времени (1965-2004 гг.) // Социологические исследования. 2006. №9.

66. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.

67. Клименюк Н. Просто наклей ярлык // Вещь. 2001 .№7.

68. Климова JI. Е. Массовая культура и личность : Автореф. дисс. канд. фил ос. наук. Ставрополь, 2005.

69. Клуб: Культура досуга / Под ред. Сторожиловой Н.Г. М., 1987.

70. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности / Центры досуга. М., 1987.

71. Кожухов В.А. Вопросы теории социалистического искусства. М., 1980.

72. Козловски П. Культура постмордерна. М., 1997.

73. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. 2006. №1.

74. Костина А. В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №3.

75. Криничанский К.В. Российский город в условиях социально-экономических трансформаций // Социологические исследования. 2008. №10.

76. Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4

77. Культура и рынок: Дмитрий Астрахан, Игорь Захаров, Иосиф Райхельгауз, Григорий Чхартишвили // Знамя, 2000. № 6.

78. Культурная политика России: история и современность. М., 1998.

79. Лейбович О.Л., Кабацков Н.В., Шушкова Н.В. Большой город в постсоветском пространстве // Мир России. 2004. №1.

80. Луговой A.A. Массовая Культура: Россия-Запад // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб., 2001.

81. Ляпоров В. Брендинг по-русски. Статья 3. Идея фикс // Русский предприниматель. 2004. №10.

82. Манхейм К. Эссе по социологии культуры. М., 1993.

83. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. М., 1996.

84. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

85. Массовая культура / Под ред. Акопян К.З., Захаров A.B., Кагарлицкая С.Я. и др. М., 2004.

86. Массовая культура: современные западные исследования / отв. ред. Зверевой B.B. М., 2005.

87. Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // СОЦИОЛОГОС — Социология. Антропология. Метафизика. М., 1991. №1.

88. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: курс лекций. М., 2003.

89. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.

90. Минюшев Ф. И. Социология культуры. М., 2004.

91. Митрошенков O.A. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социологические исследования. 2005. №11.

92. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2004.

93. Мокроусов А. Искусство шопинга и шопинг искусства // Критическая масса. 2004. №1.

94. Моль А. Социодинамика культуры. М., 2005.

95. Морфология культуры: Структура и динамика / Под ред. Орловой Э. А. М., 1994.

96. Мосалев Б.Г. Досуг: Методология и методика социологического исследования. М., 1995.

97. Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру. М., 2004.

98. Назаров M. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследование. М., 2004.

99. Николаева Е.В. Тема праздника в современной культуре / Бремя развлечений. СПб., 2006.

100. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1991.

101. Озерова И.А. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. М., 1996. №7.

102. Орлов A.C. Социология рекреации. М., 1995.

103. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2003

104. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. М., 1991.

105. Ортега-и-Гассет X. Запах культуры. М., 2006.

106. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

107. От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: Новая парадигма цивилизации / Под ред. Котова И.К. М., 1998.

108. Патрушев В.Д., Караханова Т.М., Темницкий AJI. Жизнь горожанина десять лет спустя: панельное обследование псковитян в 1986 и 1995 годах // Социологический журнал. 1996. № 1-2.

109. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. М., 2003.

110. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. М., 1990.

111. Петров M. К. Язык, знак, культура. М., 1991.

112. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация .в России на пороге XXI века: антропо-культурная парадигма // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999.

113. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 1999.

114. Правоторова A.A. Городская культура и возраст города // Мастер-класс. 1997. №2-3.

115. Пророков М., Одесский М. Массовая культура существовала уже в гомеровские времена// Общественные науки и современность. 1999. №3.

116. Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов / Отв. ред. Смирнов П.С. СПб., 2004.

117. Рахимова М. В. О популярной культуре США // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4.

118. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

119. Руднев В. П. Словарь Культуры XX века. М., 1999.

120. Сепир Э. Антропология и социология / Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

121. Сергеев К.О. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. М., 1997. №12.

122. Скрипунова Е.А., Морозов A.A. О предпочтениях городской молодежи // Социологические исследования. 2002. №1.

123. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

124. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр. М.,2003.

125. Социокультурное пространство диалога / Под ред. Л.Б. Алаева, A.C. Ахиезера, Г.А.Гольца. М., 1999.

126. Социология культуры: Методология и практика комплексногосоциологического исследования / Под ред. Кононова A.B. М., 1980.

127. Социология культуры: Проблемы социальных показателей развития культуры / Под ред. Ермалаевой O.A. М., 1980.

128. Социология потребления/ Под ред. Л. Т. Волчковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. СПб., 2001.

129. Смольская Е. П. Массовая культура: развлечение или политика?. М., 2006.

130. США глазами американских социологов: Политика, идеология, массовое сознание. М., 1988.

131. Теоретическая культурология / Под ред. Разлогова К. Э. М., 2005.

132. Теория культуры. Отечественные исследования / Хрестоматия. М., 1996.

133. Теплиц К. Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. // Человек: образ и сущность. М., 2000.

134. Терин В. П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия: Исследование опыта Запада. М., 1999.

135. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

136. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: Западная парадигма и Российский контекст // Полис. 2000. № 3.

137. Туркина В. Г. Мифологема героя и массовое сознание : Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саратов, 2001.

138. Уайт У. Организационный человек // Личность. Культура. Общество. М., 2002. Т. 4, № 3-4.

139. Уайт У. Организационный человек // Личность. Культура. Общество. М., 2003. Т. 5, № 1-2.

140. Фетисова Т. А. Культура города. // Человек: образ и сущность. М., 2000.

141. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. СПб., 2001.

142. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

143. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. 1998. №6.

144. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

145. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

146. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. М., 2001.

147. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

148. Хренов H.A. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.

149. Хоркаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. М., 1997.

150. Хренов H.A. Кино: реабилитация архетипической реальности. М., 2006.

151. Хренов H.A. Мифология досуга. М., 1998.

152. Чередниченко Т. В. Наш миф // Arbor Mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1992. №1.

153. Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX века. СПб., 2005.

154. Чертов Л. Ф. О диалоге массовой и элитарной художественной культуры в пространстве города // Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. СПб., 2001.

155. Чижиков В. М., В. В. Чижиков. Введение в социокультурный менеджмент. М.,2003.

156. Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. №2. М., 2000.

157. Шендрик А.И. Социология культуры. М., 2005.

158. Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988.

159. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1-2. М. 2003.

160. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

161. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1992.

162. Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках/ Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.

163. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

164. Эвертитт Э. Как управлять культурой: Интегрированное культурное планирование и культурная политика// Культурная -политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры/ Сборник материалов. Составители: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. М.2002.

165. Яницкий О.Н. Социально-информационные процессы в обществе и урбанизация // Урбанизация, научно-техническая революция и рабочий класс. М., 1972.

166. Ясперс К., Власть массы / Призрак толпы. М., 2007.

167. Ackerman F. Overview Essay / E. Goodwin, F. Ackerman, D. Kiron. (eds.). The Consumer Society. Washington, 1997.

168. Adorno T.W., Horkheimer M. Dialectic of Enlightenment. N.Y., 1972.

169. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. Ann Arbor, 1994.

170. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. L., 1998.

171. Berkman H.W., Gilson C. Cosumer Behavior. Concepts and Strategies. Boston, 1986.

172. Bock Ph.K. Culture Shock. A Reader in Modern Cultural Anthropology. N.Y., 1970.

173. Chan, T. W. and Goldthorpe, J. H. The Social Stratification of Theatre, Dance and Cinema Attendance. Cultural Trends. LA. 2005.

174. Denney R. The Discovery of Popular Culture // Popular Culture: Mirror of American Life. N. Y., 1975.

175. Douglas M., Isherwood B. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption. L., 1979.

176. Duesenberry J.S. Income, Saving and the Theory of Consumer Behavior. Cambridge, 1949.

177. Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y., 1967.

178. Evans G. Cultural Planning: an urban renaissance? L.- N.Y., 2001.

179. Featherstone M. Consumer culture and postmodernism. L., 1991.

180. Fiske J. Understanding Popular Culture. L., 1989.

181. Fromm E. Ueber die Liebe zum Leben. Stuttgart, 1983.

182. Frost-Kumpf H.-A. Cultural Districts Handbook: The Arts as a Strategy for Revitalizing Our Cities. N. Y., 1998.

183. Galbraith J.K. The New Industrial Society. N.Y., 1967.

184. Gans H. Popular Culture and High Culture. N.Y., 1974.

185. Gundel S. Castelli C. T. The glamour system. N.Y., 2006.

186. Landry C. The Creative City. A Toolkit for Urban Innovators. L., 2001.

187. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Manchester, 1984.

188. LodziakC. The Myth of Consumerism. L., 2002.

189. Miles S. Consumerism as a Way of Life. L., 1998.

190. Popular Culture in America / Ed. by P. Buhle. Minnesota, 1987.

191. Ritzer G. The McDonaldization of Society. Thousand Oaks, 1993.

192. Sartorti R. Stalinism and Carnival: Organisation and Aesthetics of Political Holidays / The Culture of Stalin Period. L., 1990.

193. Schor J. The Insidious Cycle of Work and Spend / Goodwin, E., Ackerman, F., Kiron, D. (eds.). L., 1997.

194. Shills E. The Theory of Mass Society // America as a Mass Society. L., 1963.

195. Skelton, A., Bridgwood, A., Duckworth, K., Hutton, L., Fenn, C., Creaser, C. and Babbidge, A. Arts in England: Attendance, Participation and Attitudes in 2001. Research report 27, The Arts Council of England. L., 2002.

196. Slater D. Consumer Culture & Modernity. Cambridge, 1998.

197. Thomas MJ. Consumer market research: does it have validity? Some postmodern thoughts // Marketing Intelligence & Planning. Vol.15. 1997. №2.

198. Warde, A., Tomlinson, M. and McMeekin, A. Expanding Tastes? Cultural Omnivorousness and Cultural Change in the UK. Manchaster, 2000.

199. Weber W. Mass Culture and the Reshaping of European Musical Taste, 1770-1870// International Review of the Aesthetics and Sociology of Music, 1977. № 8.

200. Williams R. Culture is Ordinary / The Politics of Culture. Policy Perspectives for Individuals, Institutions and Communities. N.Y., 2000.

201. Wynne, D. and O'Connor, J. Consumption and the Postmodern City. N.Y. 1998.1. Интернет источники

202. Брайнин-Пассек В. Производство и культура. Сетевой адрес: http://www.mmv.cityline/01-05-1998brainin.htm#l.

203. Глазычев B.JI. Проблема «массовой культуры». Сетевой адрес: http://www.glazychev.ru/publications/articles/1970problemamasscult.htm

204. Глазычев B.JI. Городская среда. Технология развития. Введение: Культурный потенциал города. Сетевой адрес: http://www.glazychev.ru/books/gorodskayasreda/gsl-lsoc-ecol.htm

205. Костина А.В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? Сетевой адрес: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/KostinaAV.pdf

206. О'Конор Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи «творческих индустрий» в Санкт-Петербург. Сетевой адрес: http://www.cpolicy.ru/analytics/87.html

207. Смирнов С.А. Антропология города, или о судьбах философии урбанизма в России. Сетевой адрес: http://anthropology.ru/ru/texts/smirseal/ancityl.html

208. Статистические данные портала «Бюллетень недвижимости». Сетевой адрес: www.bn.ru

209. Статистические данные по экономике творческих индустрий. Сетевой адрес:http://www.culturc.gov.uk/global/researcli/statistics outputs/creative industries eco.htm.

210. European Cities and Capitals of Culture. Part 1-2. European Commission (Derectorate Generale Education and Culture). Сетевой адрес: http://www.euro.eu.int/comm/culture/eac/sourcesinfo/studies/ capitalsen.html

211. Ilmonen К. Emotion, Time and Consumption. Сетевой адрес: http://consumers.narod.ru/book/emcons.html

212. Kimball R. Reflections on a cultural revolution. Сетевой адрес:http://consumers.narod.ru/book/counterculture.html

213. McEnally M., Chernatony L. Nature of Branding. Сетевой адрес:http ://consumers ■narod.ru/book/brand in g.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.