Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Полозова, Ирина Викторовна

  • Полозова, Ирина Викторовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 210
Полозова, Ирина Викторовна. Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Новосибирск. 2000. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Полозова, Ирина Викторовна

Введение.

Глава 1. Историко-этнографический аспект бытования.

Глава 2. Традиции и специфика чинопоследования суточных служб.

Глава 3. Стилистические особенности богослужебного пения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири»

Отечественная музыкальная медиевистика обладает уже сложившимися традициями в изучении певческих памятников Древней Руси. Это позволило создать основательную базу для формирования принципов исследования в области русской певческой палеографии, истории и теории певческого искусства, музыкальной эстетики русского средневековья. В начале XX в. исследователями богослужебного пения Русской Православной Церкви была осознана роль старообрядчества в изучении отечественной средневековой культуры.

В социально-культурной жизни России XVII - XX вв. старообрядчество представляет особое, уникальное явление. Ориентированное на средневековые каноны, оно принципиально канонично и традиционно. На протяжении трехвекового существования старообрядчество, в том числе поморской субконфессии, сумело сохранить литургические традиции и ментальность средневековой Руси.

Актуальность рассмотрения литургической практики1 старооб

1 Понятие литургическая практика в данной работе предполагает включение в себя различных компонентов, составляющих богослужебное действо: собственно обрядовую сторону, чинопоследование службы, певческое исполнение песнопений и т. п. Такое расширенное понимание термина предлагает И. А. Гарднер, который обосновывает понятие русского литургического музыковедения. По мнению исслерядцев поморского согласия в конце XX в. детерминирована осознанием значимости старообрядческого движения в современном обществе. Долгое время старообрядческая традиция рассматривалась как периферийное явление социально-культурной жизни общества, и только в настоящее время она становится неотъемлемой частью многообразной культурно-исторической панорамы России.

Интровертность и ретроспективность старообрядчества, ведущей целью которого было сохранение «древлего благочестия» и «истинности старой веры», в XX в. активно взаимодействует с их адаптацией в иных социальных условиях, иной культурной среде. В связи с этим весьма актуальным представляется рассмотрение старообрядчества с точки зрения сопоставления традиций русского средневекового богослужения и его современной литургической практики. Исследование современного старообрядчества в контексте диалога времен (XVII - XX вв.) поможет глубже осознать феномен этого явления, связывающее прошлое и настоящее русской культуры.

Анализ литургической практики старообрядцев беспоповского дователя, «чтобы изучить развитие форм музыкального оформления богослужения, нужно музыкальную сторону рассматривать в связи с развитием и эволюцией богослужебного порядка и в связи с содержанием богослужебных текстов» (47, с. 53). В своем глубоком исследовании «Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история», И. А. Гарднер предлагает методологию комплексного описания древнерусского литургического пения, анализируя не только собственно певческий пласт богослужения, но и такие его аспекты, как история развития богослужебной системы в России, эстетика древнерусского пения, типы богослужебных книг и уставов, чи-нопоследование и т. д. толка, к которому относится и поморское согласие, представляется особенно важным. Здесь наблюдается наиболее последовательное стремление сохранить средневековый богослужебный канон Русской Церкви. В недрах беспоповского толка во многом сформировалась идеология всего старообрядчества, опирающаяся на принципы преемственности, следования тому культурно-психологическому менталитету, который существовал в дореформенный период, до раскола Русской Церкви. Беспоповская традиция хранит не только эстетические основы древнерусской литургической практики, чинопоследования, но и традиции певческого искусства.

Значимость изучения обозначенной темы проявляется и в рассмотрении проблем русской средневековой культуры. Старообрядчество как своего рода транслятор литургических принципов средневекового богослужения во многом может способствовать исследованию как общеэстетических аспектов, так и частных проблем музыкальной медиевистики1. Изучение старообрядческой традиции предоставляет возможность опосредованным путем осознать и исследовать музыкально-эстетические каноны средневекового богослужебного пения.

Актуальность изучения культового пения старообрядцев вызвана и современным состоянием общин. Тенденция к снижению общего уровня литургической грамотности, привнесение в письменную тра

1 Традиционный текстологический анализ певческих памятников показывает, что система знаменной нотации, которой фиксировались древнерусские песнопения, не отображает многих релевантных признаков исполнения песнопений, таких как темповая, динамическая, артикуляционная и др. характеристики. В то же время данные элементы могут быть поняты на основе изучения современной певческой практики старообрядцев. дицию элементов устного функционирования позволяет говорить о серьезных проблемах в литургической практике старообрядцев. В связи с этим встает вопрос о необходимости фиксации литургических традиций, исследовании фонограмм и изучении певческой практики старообрядчества.

В настоящее время осознана необходимость переосмысления духовных ценностей прошлого. Принцип исторической справедливости и более глубокий взгляд на духовное наследие делает актуальным роль старообрядчества, на протяжении нескольких веков сумевшего сохранить основные черты средневековой литургической практики.

Таким образом, исследование старообрядческой культуры представляется весьма актуальным. Значимость ее изучения распространяется на различные субконфессиональные группы и территориальные образования, что позволит осуществить обобщенный анализ панорамы современного состояния литургической деятельности староверов.

Степень изученности проблемы. Первоисточником в исследовании беспоповского толка для медиевиста являются немногочисленные, но весьма важные литературные и исторические памятники, созданные самими носителями традиции. Уже к концу XVII - началу XVIII вв. беспоповство сформировало свою идеологию и догматическое учение. Полемические сочинения Аввакума (63), «Поморские ответы» А. Денисова (130), летопись «История Выговской старообрядческой пустыни» И. Филипова (175) и др. материалы не только обосновывают «благодатность» древлеправославной веры, но и представляют целостную картину жизни и быта первых старообрядцев.

В XIX в. в старообрядческой среде наряду с полемическими сочинениями появляются яркие литературные произведения П. И. Мельникова (94, 95), а также делается первая попытка систематизации старообрядческих сочинений Павлом Любопытным (92).

В конце XIX - начале XX вв. старообрядчество, значительно усиливая свои социальные позиции, переживает кульминационный период в развитии древлеправославных традиций. В связи с этим активизируется старообрядческая публицистическая мысль. В старообрядческих периодических изданиях появляются многочисленные размышления носителей традиции об «истинности» и «правильности» веры (121) и публикации, посвященные различным культурно-просветительским обществам старообрядцев и проблемам литургической практики (15, 79 и др.).

Активное обсуждение актуальных вопросов продолжалось и в XX в. Основным периодическим изданием поморцев становится старообрядческий церковный календарь Древлеправославной Поморской Церкви, в котором рассматриваются догматические, исторические и обрядовые вопросы субконфессии (29, 103, 104, 117 и др.). Усилиями старообрядцев издаются учебные пособия как общедогматического характера, так и азбуки знаменной нотации (52, 66, 143), а также краткие очерки по истории старообрядческого движения (75).

Первой попыткой систематизации исторических сведений о старообрядцах стал труд А. И. Журавлева (64), появившийся в конце XVIII в. В нем дается перечень крупнейших старообрядческих поселений XVII - XVIII вв., характеризуются основные признаки старообрядческих субконфессий.

В XIX в. начинается новый этап осмысления старообрядческого движения. Н. И. Субботиным (156) и П. С. Смирновым (147) изучаются документы по истории раскола и наследие старообрядческих публицистов, А. С. Пругавиным (135) и А. П. Щаповым (187) делаются попытки раскрыть причины раскола Русской Церкви. В этих работах старообрядчество рассматривается в контексте историко-политических проблем России XVII в. Конфессиональная специфика старообрядческих толков и согласий наиболее полно и подробно для своего времени представлена в энциклопедическом издании Брокгауза и Ефрона (22).

В этот же период появляются исторические труды, рассматривающие старообрядческое движение в отдельных регионах России, в том числе и Западной Сибири. Основными историческими источниками конца XIX - начала XX вв., по которым можно проследить процесс заселения старообрядцами западно-сибирского региона, становятся труды Д. Н. Беликова (9 - 12). В них исследователь, опираясь на обширный свод документальных сведений, создает подробную панораму заселения старообрядцами Томского края. В конце прошлого столетия М. Швецовой (183) и Д. Корнактовским (81) делаются первые попытки этнографического описания старообрядческих поселений на Алтае.

В XX в. процесс изучения истории старообрядчества получает интенсивное развитие. Появляются исследования, рассматривающие старообрядчество и его ведущие субконфессии с периода возникновения до настоящего времени (труды С. А. Зеньковского (70), А. Катун-ского (77), В. Ф. Миловидова (97, 98), А. А. Подмазова (123)). Кроме того, ряд работ посвящен изучению старообрядческой традиции отдельных регионов: Алтай (99, 180), Забайкалье (17), Печора (45), Поморье (85, 158) и др.

Особое место в ряду исторических работ занимают исследования Н. Н. Покровского (74, 125 - 129). В его публикациях освещаются новые факты по заселению старообрядцами различных субконфессий Урала и Западной Сибири. Он рассматривает старообрядчество с точки зрения общности традиции, акцентируя внимание на актуальности и значимости изучения старообрядческого движения.

В последние десятилетия рассмотрение старообрядчества вышло за рамки субконфессиональной, политической или исторической проблематики. Оно становится объектом многогранного изучения, где исследуются различные аспекты традиции: историко-этнографический (190, 191, 196, 197); социологический (196, 19В); лингвистический (73, 111, 160); палеографический и текстологический (14, 23, 142, 166, 170, 185).

В 90-е гг. доминирующим в рассмотрении старообрядческой традиции становится комплексный подход. В это время выпускается издания, посвященные анализу старообрядческой традиции, в которых исследуются различные стороны материальной и духовной жизни старообрядчества (43, 44, 100, 101, 102, 110, 155, 157).

В области музыкальной медиевистики интерес к певческой практике старообрядцев проявляется на рубеже XIX - XX вв. Видные исследователи древнерусской музыки обратили внимание на старообрядцев как на носителей певческой традиции средневековья. Д. В. Разумовский (136) и А. В. Преображенский (132, 133) отметили в литургической практике старообрядцев принцип строгого соблюдения певческих канонов средневековья. На большую перспективность изучения певческих традиций старообрядцев указывает С. В. Смоленский (148 - 150). По его мнению, староверы сохранили многие специфические характеристики исполнения знаменных мелодий (148).

В связи с активизацией старообрядческой жизни в начале XX в. начинается процесс интенсивного обсуждения и исследования певческой практики самими носителями традиции. В многочисленных старообрядческих изданиях, особенно в журналах «Церковь» и «Церковное пение», известные деятели старообрядчества Я. Богатен-ко, JI. Быстров, Е. Поспелов и др. делятся своими размышлениями по поводу развития традиций знаменного пения в старообрядческой среде (15, 16), задач и перспектив старообрядческого движения (178) и т. д.

Изучение певческих традиций старообрядчества в контексте древнерусского певческого искусства было продолжено в исследованиях отечественных и зарубежных медиевистов. В трудах Н. Д. Успенского (162 - 164) и В. М. Бражникова (1В - 21), И. А. Гарднера и Е. Кошми-дера (192 - 195) певческое наследие старообрядцев оценивается как материал, позволяющий подтвердить некоторые гипотезы, связанные с музыкальной культурой русского средневековья.

В фундаментальном 2-х томном труде И. А. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история» также затрагиваются проблемы литургической практики старообрядчества. Автор излагает историю певческого искусства и рассматривает его виды, анализирует всю систему богослужебного пения, которое является неотъемлемым элементом богослужения и одновременно его сутью (47, с. 14). Обращаясь к певческой практике старообрядцев, И. А. Гарднер отмечает две тенденции в данной традиции: одна направлена на сохранение древнерусской эстетики церковного пения, другая - на процесс естественного развития знаменного пения в старообрядческой среде (48, с. 162).

В конце 70-х гг. XX в. певческие традиции старообрядцев становятся объектом специального рассмотрения в музыкальной медиевистике. За последние два десятилетия их изучение значительно продвинулось вперед. Вместе с тем была осознана актуальность исследования данной проблематики и поставлен ряд принципиальных вопросов в исследовании старообрядческой культуры.

Т. Ф. Владышевской, одним из наиболее авторитетных исследователей литургического пения старообрядцев, разработаны ключевые аспекты его изучения, среди них: сохранение эстетических основ древнерусского богослужения (41), типы литургического пения (35 -37), архаичность системы интонирования (34), принципы литургического произношения (39) и др. В своих публикациях исследователь опирается на обширный певческий материал, записанный в различных регионах России.

Н. Г. Денисов впервые предпринимает попытку комплексного исследования певческих традиций старообрядцев разных общин (57 -59), а также изучает проблему пения по «напевке» (55, 60). Анализируя это явление, автор подтверждает точку зрения современной медиевистики о развивающемся характере знаменного пения в старообрядческой практике.

Анализируя певческую культуру старообрядцев Сибири, Т. Г. Фе-доренко исследует традицию не только с точки зрения современной певческой практики, но и в комплексе с рукописным наследием старообрядцев региона. Это дало исследователю возможность более глубоко изучить современное состояние певческой практики старообрядцев, а также выявить основные тенденции в развитии движения (166 -174).

Сведения о певческой культуре старообрядчества различных регионов даются и в публикациях других исследователей: М. П. Рахманова характеризует состояние московских старообрядческих общин начала XX столетия (138), Д. С. Шабалин рассматривает некоторые аспекты старообрядческой культуры Сибири (181) и анализирует певческие азбуки Древней Руси, в том числе и старообрядческие (120), Е. Л. Бурилина и А. И. Плигузов освещают современные исполнительские традиции (24), И. А. Жилко характеризует музыкальную жизнь и литургическую практику старообрядцев Латвии (62), Н. С. Мурашова рассматривает певческую культуру старообрядцев в аспектах бытования духовного стиха (108, 109). Анализу певческих традиций отдельных общин Новосибирска и Забайкалья посвящены дипломные работы Е. Г. Викуловой (33) и Л. Р. Фаттаховой (165).

Таким образом, на данном этапе музыкальная культура старообрядцев рассматривается в различных плоскостях: историко-этнографической, социологической, лингвистической, музыковедческой и др. Исследователями ставятся разнообразные цели и задачи, вырабатываются новые методы изучения. Тем не менее на настоящем этапе далеко не все проблемы литургической практики старообрядцев освещены с достаточно полно.

Изучение старообрядчества находится сегодня на стадии рассмотрения частных аспектов культурной традиции: конкретных старообрядческих общин, отдельных элементов певческой практики и т. п. При этом субконфессиональный подход в исследовании певческих традиций того или иного согласия разработан недостаточно. В связи с этим встает проблема комплексного описания конкретной старообрядческой традиции.

Объектом исследования является литургическая практика старообрядцев поморского согласия. В среде беспоповского толка поморская субконфессия представлена в настоящее время наиболее крупной и разветвленной сетью общин на всей территории России, Прибалтийских государств и других стран мира. Сохраняя интровертную ментальность, современные поморские общины последовательно реализуют принципы средневекового богослужения и общежительства, заложенные первыми поколениями старообрядцев Русского Севера.

Поморскому согласию свойственна субконфессиональная замкнутость, обособленность, что позволяет изучать его на примере географически различных поморских общин.

Район изучения в данной работе определяется территорией юга Западной Сибири: Алтайский край, Кемеровская и Новосибирская области. Расположенные здесь поморские общины, представляют собой единую этно-конфессиональную общность. Их объединяет не только одно догматическое учение, но и общие принципы литургической практики (чинопоследование и певческие традиции). Помимо этого, исследуемые общины поддерживают между собой тесные контакты.

Географическая близость общин способствует образованию некого субэтнического пространства. Это дает возможность обнаружить в данных общинах архетипические элементы современной богослужебной практики. Вместе с тем каждая община обладает своей спецификой, наличием локальных, присущих только одному приходу качеств. Таким образом, современную практику старообрядцев поморского согласия целесообразно рассматривать с точки зрения общих аспектов богослужения, одновременно акцентируя внимание на их локальных элементах.

Материалом исследования послужили: 1) фонограммы суточных служб, записанные в среде носителей поморской традиции Барнаула, Бийска, Новокузнецка, Новосибирска, Темиртау (Кемеровской области); 2) записи бесед и воспоминаний старообрядцев общин, а также носителей традиции Кемерово, Колпашево (Томской области), Саратова; 3) певческие книги из собраний поморских общин, а также из фондов отдела «Редкой книги» ГПНТБ СО РАН и Научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Целью исследования является определение общих закономерностей в современной литургической практике старообрядцев поморского согласия юга Западной Сибири.

В связи с этим в диссертации выдвигаются следующие задачи:

1) систематизация исторических сведений о функционировании поморских общин на территории Западной Сибири;

2) определение общего состояния литургических традиций в среде старообрядцев поморского согласия и осознание архетипической модели современной богослужебной практики с позиций временного диалога XVII в. - современность, анализ процесса адаптации средневековых принципов певческого искусства в современной старообрядческой традиции;

3) рассмотрение субконфессиональных аспектов в богослужении поморцев и выявление в их литургической практике черт специфического, локального характера;

4) анализ богослужебного пения старообрядцев поморской субконфессии.

Методологической основой работы являются принципы целостного описания традиции. Литургическая практика поморских общин Западной Сибири рассматривается с точки зрения единой субконфессиональной принадлежности с устойчивыми элементами богослужения. Система литургической практики поморцев исследуется со следующих позиций: 1) систематизация исторических данных о функционировании поморских общин на обозначенной территории; 2) выявление структуры чинопоследования и основного круга певческих жанров, применяющихся в литургической практике; 3) рассмотрение основных эстетических аспектов отправления богослужения; 4) анализ собственно певческой практики.

В связи с этим в диссертации применяются следующие методологические принципы:

- метод комплексного исследования традиции, разработанный в эстетике (Г. К. Вагнер (31)), этномузыкознании (Е. В. Гиппиус (51), К. В. Квитка (78)), музыкальной медиевистике (Н. Г. Денисов (60), Т. Г. Федоренко (168));

- положение эстетики о каноничности средневекового искусства (В. В. Бычков (27, 28), Г. К. Вагнер (30, 32), Т. Ф. Владышевская (38, 40), Д. С. Лихачев (87), Ю. М. Лотман (90), Н. С. Серегина (145));

- исторический подход в рассмотрении современной традиции на основе теории «диалога с прошлым» (Г. К. Вагнер (31), Т. Ф. Влады-шевская (39), Н. Н. Парфентьев (119));

- аналитический подход, способствующий выявлению архетипиче-ской модели в психологии (К. Г. Юнг и его школа (189), В. Гусев (53)), литературе (А. Н. Робинсон (139)) и музыкальной медиевистике (А. Н. Кручинина (83));

- некоторые положения монодии о специфике звуковысотной организации различных певческих традиций (Э. Е. Алексеев (1, 2), Т. С. Бершадская (13), С. П. Галицкая (46), X. С. Кушнарев (86));

Научная новизна. Впервые в качестве самостоятельного объекта исследования рассматриваются певческие традиции старообрядцев поморского согласия в их бытовании на территории юга Западной Сибири, систематизируются разрозненные сведения по истории освоения региона старообрядцами поморской субконфессии. Делается попытка комплексного изучения их литургической практики. В научный обиход медиевистики вводится новый певческий материал. Выявляется архетипическая модель субконфессиональной литургической практики, а также определяется диапазон составляющих элементов богослужения, подверженных локальным изменениям в отдельных общинах.

Практическая ценность диссертации заключается в записи и обработке фонограмм богослужебного пения поморцев для их последующего исследования, поскольку они представляют собой неотъемлемую часть певческих традиций старообрядчества и духовного наследия русской культуры в целом.

Материалы диссертации возможно использовать в курсах «История русской музыки», «Музыкальная эстетика», «Русская певческая палеография», а также в качестве самостоятельных разделов кур

16 са «История музыкальной культуры Сибири».

Результаты исследования могут послужить источником для разработки проблем древнерусского певческого искусства, затрагивающих вопросы исполнительской литургической практики.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедрах истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, на научной конференции «Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества», при подготовке и проведении занятий в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по курсу «Русская певческая палеография», в Новокузнецком музыкальном училище в курсе «Русская музыкальная литература», а также в музыкально-эстетическом лицее г. Энгельса в курсе «Музыкальная эстетика». По материалам исследования опубликован ряд работ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении приводятся расшифровки фонограмм литургического пения исследуемых общин, а также список рукописных и редких книг, используемых в работе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Полозова, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории отечественной культуры Нового времени старообрядчество всегда ассоциировалось с процессами сохранения традиций «древлего благочестия». В контексте социально-мировоззренческой системы XVIII - XX вв. оно сформировалось как уникальное, сознательно обращенное к прошлому явление. Это позволило старообрядцам и до настоящего времени донести релевантные признаки русской средневековой литургической культуры.

Среди многочисленных современных старообрядческих субконфессий одним из наиболее организованных в религиозном и бытовом смыслах является поморское согласие. Оно оказалось в большей степени, нежели другие беспоповские согласия, адаптированным к меняющимся условиям духовной и социальной жизни. Во многом этому способствовали те компромиссные шаги, которые при всем стремлении сохранить догматические принципы прошлого, каноны средневекового богослужения были приняты поморцами.

Старообрядцы поморского согласия, в том числе и в Западной Сибири, точно следуют принципам, заложенным на Выге, тем самым подчеркивая идею преемственности и сохранности традиций древле-русского православия. Литургический архетип их богослужения опирается не только на догматическое учение Выга, но и на чинопоследо-вание, стилистические особенности пения и другие аспекты.

Характерный для старообрядцев традиционализм является для поморцев идеологической доминантой. Поэтому в их современной литургической практике не просто сохраняются основные признаки дореформенного богослужения, но все эти признаки выстраиваются в стройную и целостную систему, подчиняя себе чинопоследование, певческие традиции и мировоззренческие установки.

Безусловно, старообрядцы не могли до настоящего времени донести всю эту систему в неизменном виде. Утрата значительной части книжного и иконографического фондов, потеря в некоторых общинах способности исполнять песнопения по крюкам и др. приводят к некоторой трансформации этой целостности. При этом изменение или выпадение отдельных элементов системы компенсируется энергией некогда мощной и непрерывающейся традиции. Поэтому в случаях частичной утраты знания оно воспроизводится интуитивно, на уровне генетической памяти.

Современная литургическая практика поморцев позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемой традиции средневековое богослужебное пение не только сохраняется, но и обрастает новыми элементами. Причем, их появление приводит к известному расширению данной системы. Это происходит путем привнесения в старообрядческую традицию пения по «напевке», использования элементов народно-песенной культуры. В литургическом пении беспоповцев наблюдается процесс контаминации двух культур - церковной и народной. Такое взаимопроникновение осуществляется неосознанно, так как каждый носитель традиции в повседневной жизни совмещает эти два типа культуры.

Таким образом, современная литургическая практика старообрядцев поморского согласия представляет собой целостную систему. Последняя складывается из органичного сочетания традиций средневекового богослужения с новыми элементами, вытекающими из реалий современной жизни. При этом доминирующим принципом для поморцев является сохранение прошлых традиций средневековья. Данная позиция является общей для всей поморской субконфессии, что позволило сохранить ее целостность и оригинальность не только в отдельно взятом регионе, но и в своей субконфессиональной совокупности.

В литургической практике старообрядцев поморского согласия можно выделить две основные тенденции.

Первая из них связана с приверженностью носителей традиции к богослужебным канонам русского средневековья. Пролонгирующая направленность литургических традиций в старообрядческой практике получила название охранительной тенденции. В поморской субконфессии она распространяется и на само догматическое учение, и на богослужебный обряд, и на бережное отношение к древним рукописным и иконографическим памятникам.

Вторая тенденция выражается в творческом развитии и переосмыслении некоторых аспектов певческого искусства. Процесс развития и адаптации старообрядцами традиционных основ литургической практики можно обозначить как тенденцию эволюционирования системы знаменного пения в рамках поморской субконфессии. Богослужебное пение беспоповцев ориентировано не только на соблюдение принципов средневекового искусства, но и на их творческое осмысление. Активное внедрение в старообрядческую литургическую практику пения по «напевке», привнесение элементов двухголосного звучания, создание новых песнопений и т. п. позволяют говорить о творческом воплощении принципов знаменного пения в старообрядческой культуре. Следовательно, она не только консервативна, но и подвержена имманентному развитию.

Исходя из того, что поморская традиция обладает единством всех аспектов богослужебной практики и подвержена строгой регламентации, мы применяем по отношению к ней понятие архетипа. Выявление архетипической основы богослужебного обряда позволяет глубже исследовать литургические традиции поморского согласия и вывести наиболее общие его свойства. Исследование показало, что архетипи-ческие свойства проявляются на разных уровнях.

На уровне организации и проведения богослужения. Все рассматриваемые приходы существуют по единому укладу, характеризуемому общими принципами в организационном составе общин, подготовке, проведении и регулярности богослужений. В формировании книжного и иконографического фондов, элементов старообрядческого костюма, особом поведении поморцев на службе также прослеживаются единые нормы функционирования согласия. Кроме того, для всех рассматриваемых общин характерно соблюдение субконфессиональной замкнутости.

В рассмотренных поморских приходах наблюдается единство структурной организации клироса, процесса воспроизведения песнопений, манеры их исполнения и др. В их богослужении очевидно стремление носителей традиции к сохранению максимального объема певчески исполняемых литургических текстов.

В организации жизнедеятельности поморского согласия сильны монастырские традиции. Структура и полнота проведения цикла суточных служб, дух аскезы и послушания, элементы монашеского одеяния свидетельствуют о сознательном стремлении сохранять этос монастырского богослужения. Именно монастырям, по мнению носителей традиции, присущ дух средневековой литургики.

На уровне структуры и чинопоследования богослужения. Чи-нопоследование суточных служб в поморской традиции следует уставам и типикону, сформированным в дореформенный период и адаптированным к проведению богослужений в беспоповской среде. В их литургической практике сохраняется каноническая структура чино-последования с отправлением полного объема служб в ночное время, широкий спектр певческих жанров с их традиционной стилистикой, использование многогласия. Устойчивой традицией для поморцев является исключение из круга суточных богослужений самостоятельной службы литургии, что вызвано отсутствием у поморцев института священства.

На уровне певческой стилистики богослужения. Литургическая практика поморцев сохраняет такие ведущие признаки знаменного пения, как система стилей, интонационная общность попевочных структур, круг гласовых попевок и их звуковысотная организация, монодическая основа песнопений, обиходный звукоряд, система осмогласия и т. д. Устойчивой традицией для поморской субконфессии является использование «напевки», которая представляет собой пример свободного претворения принципов знаменного пения в современности.

Наличие архетипической модели богослужения в поморской субконфессии органично сочетается с локальными особенностями литургической практики. Каждая община обладает своей историей создания, системой жизнедеятельности, социальным составом и уровнем литургической грамотности прихожан. Кроме того, частные изменения привносятся в чинопоследование богослужения, хотя приверженность единому канону доминирует. В певческой практике рассматриваемых общин также прослеживаются локальные моменты в отступлении от унисонного звучания, в привнесении фольклорных приемов, в исполнительской интерпретации тех или иных песнопений.

Проведенное нами исследование литургической практики крупных поморских общин Западной Сибири позволило наиболее полно представить картину современного состояния старообрядцев поморского согласия в данном регионе. Вместе с тем результаты работы могут вывести на более глубокое постижение проблем литургической практики поморцев и сделать некоторые обобщения по поморской субконфессии в целом.

Нам представляется, что исследования в этой области перспективны в следующих аспектах. Во-первых, рассмотрение нескольких территориальных образований позволит воссоздать полную картину современной литургической практики поморцев. Кроме того, богослужебные традиции поморского согласия могут стать базисом для рассмотрения беспоповского толка, а также всего старообрядческого движения в целом. Во-вторых, создание целостной панорамы литургической практики всех старообрядческих течений даст возможность более точно выявить субконфессиональную и региональную специфику в исследуемой традиции. В-третьих, комплексное изучение различных старообрядческих согласий вместе с рукописными памятниками будет способствовать воссозданию целостной картины древнерусской певческой культуры.

Отечественная музыкальная медиевистика на современном этапе интенсивно изучает различные стороны средневекового певческого искусства. Старообрядческая литургическая практика представляется тем важным составляющим компонентом, который может послужить основанием для новых открытий в этой области. Интровертная мен-тальность старообрядчества, позволившая на протяжении нескольких столетий хранить каноны певческой культуры русского средневековья, открывает возможности для более точного и глубокого анализа таких аспектов литургического пения, как громкостная динамика, темп, система артикуляции, организация дыхания и др.

Как носитель средневековой системы мировоззрения и литургиче

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Полозова, Ирина Викторовна, 2000 год

1. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). - М.: Музыка, 1976. - 288 с.

2. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысот-ный аспект. М., 1986. - 240 с.

3. Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство (Музыкальная организация знаменного роспева). Владивосток, 1982. -172 с.

4. А. П. История церковного пения в России. Краткий очерк. -СПб: издательство редакции «Русской музыкальной газеты», 1908. -39 с.

5. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М.: Музыка, 1991. - 320 с.

6. Барская И. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

7. Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. -СПб., 1912.

8. Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М., 1978. - С. 196 - 204.

9. Беликов Д. Н. Первые русские крестьяне-насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта. (Общий очерк за XVII и XVIII столетия). Томск: Типо-литография М. Н. Кононова и И. Ф. Скулимовского, 1898. - 138 с.

10. Беликов Д. Н. Старинные монастыри Томского края. Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1898. - 212 с.

11. Беликов Д. Н. Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 по 1880-е гг.). Томск: Паровая типо-литография П. И. Макушина, 1901. -247 с.

12. Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. -Томск, 1905.

13. Бершадская Т. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. -С. 181 - 190.

14. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // Текстология и поэтика русской литературы XI XVII вв. - Л. (ТОДРЛ. Т. XXXII), 1977. - С. 388 - 394.

15. Богатенко Я. «Едиными усты единым сердцем» // Церковное пение - 1909, № 6. - С. 147 - 154.

16. Богатенко Я. С душевной болью // Церковное пение. 1909, №№4-5.

17. Болонев Ф. Ф. Семейские. Улан-Удэ, 1985.

18. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972.-422 с.

19. Бражников М. В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII XVIII веков. - Л.: Музгиз, 1949. - 103 с.

20. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. - 120 с.

21. Бражников М. В. Федор Крестьянин русский распевщик XVI в. Памятники русского музыкального искусства. - Вып. 3. - М.: Музыка, 1974.-248 с.

22. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. ХХ1У-А. - СПб., 1898. - С. 504 - 506.

23. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. СПб., 1995. - 435 с.

24. Бурилина Е. М., Плигузов А. И. Наблюдения над современными исполнительскими традициями в знаменном роспеве // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: тезисы зональной науч. конфер.18 20 мая. - Новосибирск, 1983 - С. 47 - 51.

25. Быстрое Л. Забытый распев // Церковное пение. Киев, 1909, №11.-С. 286-291.

26. Быстров Л. Нерешенный вопрос // Церковное пение. Киев, 1909, №№4 - 5. - С. 131 -135.

27. Бычков В. В. К вопросу о древнерусской эстетике (методологические заметки) // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. - С. 303 - 310.

28. Бычков В. В. Эстетика в России XVII в. М.: Знание, 1989. - 64с.

29. В. В. и А. В. Глава из истории поморского брачного согласия // Старообрядческий церковный календарь. 1988. - С. 64 - 66.

30. Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. -М„ 1974. 266 с.

31. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. - 288 с.

32. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. -М.: Искусство, 1993.-255 с.

33. Викулова Е. Г. К изучению традиций новосибирской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви: Дипл. раб. /НГК: Новосибирск. -1994.

34. Владышевская Т. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. - М.: Музыка, 1976. - С. 40 - 62.

35. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. М., 1976.

36. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1978. - С. 315 -336.

37. Владышевская Т. Ф. К вопросу о роли византийского и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. М., 1983. - 49 с.

38. Владышевская Т. Ф. Византийская музыкальная эстетика и ее влияние на певческую культуру Древней Руси // Византия и Русь. М., 1989.-С. 145- 159.

39. Владышевская Т. Ф. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: Проблема интерпретации. М., 1989.-С. 427-436.

40. Владышевская Т. Ф. Богодухновенное, ангелогласное пение в системе средневековой музыкальной культуры (эволюция идеи) // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. - С. 116 -136.

41. Владышевская Т. Ф. Русская церковная музыка XI XVII вв. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора искусствоведения. - М., 1993.-47 с.

42. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Ч. 1. - Киев, 1888.

43. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М.: Церковь, 1996.-316 с.

44. Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории русской культуры: Тез. докл. междунар. науч. конф. (13 17 сентября 1994 г.). - Петрозаводск, 1994. - 119 с.

45. Гагарин Ю. В. Старообрядчество. Сыктывкар, 1973.

46. Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: Фан, 1981.-91 с.

47. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история. Т. 1. - Нью-Йорк, 1978. - 567 с.

48. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви: сущность, система, история. Т.2. - Нью-Йорк, 1982. - 605 с.

49. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII в. встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.

50. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л.: Музыка, 1988. -256 с.

51. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народной мелодии // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л.: Музыка, 1980. - С. 23 - 36.

52. Григорьев Е. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992. -144 с.

53. Гусев В. Психология коллективного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С. 118 - 133.

54. Денисов Н. Традиция пения «по напевке» в старообрядческой певческой культуре // Музыкальная культура средневековья. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. Вып. 1.-М., 1990. - С. 215 - 228.

55. Денисов Н. Традиция пения по «напевке» у старообрядцев (вопросы репертуара) // Русская музыка X XX вв. в контексте традиций Запад-Восток. Тезисы Всесоюзн. конфер. 5-7 мая 1991 - Новосибирск, 1991.-С. 75-78.

56. Денисов Н. Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. - М., 1991. - С. 196 - 210.

57. Денисов Н. Певческие традиции старообрядцев беглопоповско-го согласия хутора Новопокровский Краснодарского края // Культура -религия церковь. Всероссийская науч. конфер. 1-4 апреля. - Ч. 3. -Новосибирск, 1992. - С. 329 - 342.

58. Денисов Н. Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Кунича // Периферия в культуре. Новосибирск, 1994. - С. 75 - 83.

59. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1996. - 24 с.

60. Домострой. М.: Советская Россия, 1990. - 304 с.

61. Жилко И. А. Музыкальная культура старообрядцев в Латвии // Культура религия - церковь. Всероссийская науч. конференция 1-4 апреля. - Новосибирск, 1992. - С. 320 - 326.

62. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. - 366 с.

63. Журавлев А. И. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых раскольниках, так называемых, старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб, 1799.

64. Заволоко И. Н. Святые отцы о богослужебном пении // Родная старина. Древлеправославный исторический вестник. М.: Третий Рим, 1997.-С. 279-280.

65. Заволоко И. Н. Учебник по Закону Божию для старообрядцев.

66. Рига: Издательство центрального Совета Древлеправославной поморской Церкви Латвии, 1990.

67. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып. 1. М.: Музыка, 1995.-544 с.

68. Земцовский И. И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967. - 193 с.

69. Земцовский И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии. (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. - С. 36 -50.

70. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII века. М.: Церковь, 1995. - 528 с.

71. Извещение Российского совета Древлеправославной поморской Церкви.-М., 1989.-4 с.

72. История и география русских старообрядческих говоров. М., 1995.- 158 с.

73. История Сибири. Первоисточники. /Ред. Н. Н. Покровский. -Новосибирск, 1993.

74. История старообрядческой церкви. Краткий очерк. М., 1991.39 с.

75. Калиниченко Н. О малом распеве // Русская хоровая музыка XVI XVIII в. - Вып. 83. - М., 1986. - С. 46 - 57.

76. Катунский А. Старообрядчество. М., 1972.

77. Квитка К. В. Народная музыка славян // К. В. Квитка. Избранные труды: В 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. - Т. 1. - 383 с. Т. 2.-423 с.

78. Кириллов И. Под святым и старым знаменем (о характере деятельности старообрядческого культурно-просветительского общества) // Старообрядческая мысль. -1915, №№ 5-6.

79. Копылов А. Н. Культура русского населения Сибири XVII -XVIII вв. Новосибирск, 1968.

80. Корнактовский Д. Поморы на Алтае // Сибирский наблюдатель. -Кн. 10.-1901.

81. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект как в религиозном, так и в политическом их значении, с некоторыми по сему предмету примечаниями. /Сост. В. Кельсиев. Вып. 2. -Липранди, 1853. - С. 91 - 170.

82. Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XVII в. // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л.: Музыка, 1979. - С. 148 -159.

83. Кручинина А. Н. О композиционных закономерностях древнерусского чинопоследования // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. науч. тр. СПб., 1992. - С. 11 - 40.

84. Куандыков Л. К. Старообрядцы-беспоповцы на русском Севере в XVIII первой половине XIX вв. Организационно-уставные вопросы (по старообрядческим памятникам): Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. ист. наук. - Новосибирск, 1983.

85. Кушнарев X. Вопросы истории и теории армянской монодиче-ской музыки. Л., 1958. - 626 с.

86. Лихачев Д. С. Избранные работы: Т. 1 3. - Л., 1987.

87. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. -412 с.

88. Лозовая И. Знаменный распев и русская народная песня (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI XVIII вв. - М„ 1986. - С. 26 - 45.

89. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. - С. 16 - 22.

90. Лукина М. И. Из истории Рогожского кладбища // Старообрядчество. История, культура, современность. Вып. 2. - Обнинск, 1995. -С. 42 - 46.

91. Любопытный Павел. Каталог или библиотека староверческой церкви, собранной тщением Павла Любопытного, в Санктпетербурге 1829 г. М.: тип. В. Грачева, 1861. - 158 с.

92. Мансветов Г. Краткое изъяснение на литургию. СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1862. - 96 с.

93. Мельников П. И. Письма о расколе // Мельников П. И. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 6. - М., 1963.

94. Мельников П. И. Очерки поповщины // Мельников П. И. Собр. соч. в 8 т. Т. 7. - М.: Правда, 1976. - С. 191 - 555.

95. Мень А. В. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: СП «Слово», 1991. -191 с.

96. Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. -М., 1969.

97. Миловидов В. Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. -М.: Знание, 1983. 64 с.

98. Миненко Н. А. Ссыльные крестьяне-«поляки» на Алтае в XVIII первой половине XIX в. // Политические ссыльные в Сибири (XVIII -начала XX вв.). - Новосибирск, 1983. - С. 198 - 214.

99. Мир старообрядчества. Вып. I. М., СПб.: Хронограф, 1992.

100. Мир старообрядчества. Вып. II. - М.: Российское университетское изд-во, 1995.

101. Мир старообрядчества. Вып. III. - М. - Бородулино, 1996. -248 с.

102. Михайлов Л. Церковный богослужебный устав // Старообрядческий поморский церковный календарь. Вильнюс, 1977, - С. 3 - 5.

103. Михайлов Л. О богослужебном пении. Краткий исторический очерк // Старообрядческий церковный календарь. Вильнюс, 1978. -С. 3 - 5.

104. Морохова Л. Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства в древнерусском певческом искусстве // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. - С. 181 -190.

105. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. - 571 с.

106. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 671 с.

107. Мурашова Н. С. О типологических признаках духовного стиха // Народная культура Сибири и Дальнего Востока: Материалы VI научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Новосибирск, 1997. - С. 21 - 23.

108. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Каталог выставки. М., 1994. - 95 с.

109. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.- 189 с.

110. Никитина С. Е. Старообрядчество как конфессиональная культура: взгляд этнолингвиста // История и география русских старообрядческих говоров. М., 1995. - С. 84 - 92.

111. Никишов Г. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его «Ключ знаменный» // Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. - М.: Музыка, 1983. - 292 с.

112. Никольский К. Пособие к изучению устава богослужения православной веры. М.: Паломник, 1995. - 880 с.

113. О церковном уставе и церковном пении. М. А. Кузмин Г. В. Чичерину. Комментарии и послесловие М. Рахмановой // Музыкальная академия. - 1992. -№3. - С. 37 - 44.

114. Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XYI в. СПб., 1881.

115. Орлов А. А. Преемственная благодатность Древлеправослав-ной Церкви поморских христиан староверов // Старообрядческий церковный календарь Древлеправославной Церкви. - 1996. - С. 61 -65.

116. Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927.

117. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство и его традиции в духовной культуре населения Урала (XVI XX вв.): Авто-реф. дис. на соиск. уч. степ. канд. исторических наук. - Новосибирск, 1981.-21 с.

118. Певческие азбуки Древней Руси // Публикация, переводы, предисловие и комментарии Д. Шабалина. Кемерово: Кузбассиздат, 1991.-278 с.

119. Плигузов А. И. К изучению орнаментики ранних рукописей Выга // Литература Древней Руси. Источниковедение. Л.: Наука, 1988.-С. 82-104.

120. Подмазов А. А. Церковь без священства. Рига, 1973.

121. Поздеева И. В. Продолжение традиции: книжная культура старообрядческого Верхокамья // Мир старообрядчества. Книга. Традиция. Культура. Вып. 3. - М. - Бородулино, 1996. - С. 6 - 45.

122. Покровский Н. Н. О роли древних рукописных и старопечатных книг в складывании системы авторитетов старообрядчества // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Вып. 14. - Новосибирск, 1973.

123. Покровский Н. Н. Организация учета старообрядцев в Сибири XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. М.,1973. - С. 381 -406.

124. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. - 393 с.

125. Покровский Н. Н. К истории появления в Сибири забайкальских «семейских» и алтайских «поляков» // Известия СО АН СССР, серия общественных наук. Новосибирск, 1975. - С. 109-112.

126. Покровский Н. Н. Следственное дело и выговская повесть о тарских событиях 1722 г. // Рукописная традиция XVI XIX вв. на Востоке России (археография и источниковедение Сибири). - Новосибирск: Наука СО, 1983. - С. 46 - 70.

127. Поморские ответы. Б. М. Мануиловский Никольский монастырь, 1884.-XXII, 352 с.

128. Поспелов Е. Возможно ли устройство в старообрядческихприходах одинакового церковного пения // Церковное пение. 1909. -№№4-5.-С. 128-131.

129. Преображенский А. Вопрос о единогласном пении в Русской церкви XVII в: исторические сведения и письменные памятники. -СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1904. 79 с.

130. Преображенский А. В. Указатель по церковному пению. М., 1900. - 64 с.

131. Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII XVIII вв.). - Л., 1983. -197 с.

132. Пругавин А. С. Раскол и сектанство в русской народной жизни. М.: тип. И. Д. Сытина, 1905.

133. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М.: тип. Т. Рис, 1867. - 366 с.

134. Рамазанова Н. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. -М., 1991.-С. 115-119.

135. Рахманова М. Сохраненное богатство // Музыкальная академия. 1993. - №4. - С. 138-151.

136. Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья (XI XIII вв.). Очерки литературно-исторической типологии. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

137. Рогов А. И. Музыкальная эстетика России XI XVIII в. - М.: Музыка, 1973. - 245 с.

138. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русской народной песни. Л.: Музыка, 1964. - 95 с.

139. Рукописная традиция XVI XIX вв. на Востоке России. - Новосибирск, 1983.

140. Сборник знаменного пения. М., 1984. - 155 с.

141. Серегина Н. С. О некоторых принципах организации знаменного роспева // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. - М.: Советский композитор, 1979. - С. 164 - 189.

142. Серегина Н. С. Художественный стиль древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. JL, 1980.

143. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 1. - М., 1996. -373 с.

144. Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. Спб.: печатня С. П. Яковлева, 1898.- CXXXIV, 237, 121 с.

145. Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях // Памятники древнерусской письменности и искусства. Вып. 145. - СПб., 1901.-122 с.

146. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных розысканиях в области русской церковно-певческой археологии. Спб, 1904. - 64 с.

147. Смоленский С. В. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме // Церковное пение. 1909. - № 3.

148. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Книга VII. Т. 13 14. История России с древнейших времен. - М.: Мысль, 1991. - 701 с.

149. Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. -М., 1995.-55 с.

150. Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. -М., 1995.-48 с.

151. Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5.- М., 1996. 74 с.

152. Старообрядчество в России (XVII XVIII вв.). - М.: Археографический центр, 1994. 167 с.

153. Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. В 8-ми т. М., 1878 - 1890.

154. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. -Новосибирск: Наука СО, 1992. 321 с.

155. Третьякова Н. В. Социально-бытовой уклад и обыденное религиозное сознание поморско-печерских старообрядцев: Автореф. дне. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1974. - 23 с.

156. Трубачев С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Советская музыка. М., 1988. - № 9. - С. 99 - 102.

157. Успенский Б. А. Архаическая система церковнославянского произношения (из истории литургического произношения в России). -М., 1968.- 156 с.

158. Успенский Б. К вопросу о хомовом пении // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. - М., 1992. - С. 144 - 147.

159. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М.: Советский композитор, 1971. - 622 с.

160. Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XYII в. // Богословские труды. М.: Московская патриархия, 1975. - С. 148-171.

161. Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богослужебные труды. Сб. 18. - М.: Московская Патриархия, 1978. - С. 5 - 117. - Сб. 19. - М.: Московская Патриархия, 1978. - С. 3 - 70.

162. Фаттахова Л. Р. Певческая культура старообрядцев Забайкалья: Дипл. раб. /НГК: Новосибирск, 1993.

163. Федоренко Т. Г. К вопросу о типологии старообрядческих певческих рукописей // Культура религия - церковь. Всеросс. науч.конфер. 1 4 апреля. - Ч. III. - Новосибирск, 1992. - С. 311 - 319.

164. Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Дисс. на соиск. уч. степ, канд. иск. Новосибирск, 1995. - 264 с.

165. Федоренко Т. Г., Шиндин Б. А. Об изучении книжных и певческих традиций старообрядцев Сибири (на материале рукописей ГПНТБ) // Музыкальное искусство и культура: Наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск: Трина, 1996. - С. 29 - 54.

166. Федоренко Т. Г. Старообрядческая напевка: утраты или приобретения? // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы научной конференции 24 25 апреля 1996 г. - М, 1996. - С. 162 -164.

167. Федоренко Т. Г. К проблеме определения старообрядческой напевки // Старообрядчество: История, культура, современность. Тезисы. М„ 1997. - С. 249 - 251.

168. Филипов И. История Выговской старообрядческой пустыни. -Спб: "Общественная польза", 1862. 480 с.

169. Флоренский П. А. Иконостас // Богословские труды. М.: Московская патриархия, 1972. - Сб. 9. - С. 89.

170. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // У водоразделов мысли. Т. 1. - Париж, YMCA - PRESS, 1985. - С. 41 -56.

171. Фомичев С. Наши задачи // Церковь. 1914. - № 19.

172. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983. - 280 с.

173. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды.-М.,1967.

174. Шабалин Д. С. О певческой культуре старообрядцев Сибири последних десятилетий // Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы докладов республик, науч. конфер. Ч. III. - Кемерово, 1990. - С. 52 - 57.

175. Шахназарова Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. М.: Советский композитор, 1983. - 152 с.

176. Швецова М. Поляки змеиногорского округа // Записки западно-сибирского отдела РГО. Кн. 26. - Омск, 1899. - С. 1 - 92.

177. Шиндин Б. А., Ефимова И. Е. Демественный роспев. Монодияи многоголосие. Новосибирск: издательство НГК, 1991. - 255 с.

178. Шиндин Б. А. Певческая рукопись Тихомировского собрания № 448 // Культура религия - церковь. Всеросс. науч. конфер. 1-4 апреля. - Ч. III. - Новосибирск, 1992. - С. 283 - 294.

179. Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992. - 304 с.

180. Щапов А. П. Русский раскол старообрядцев, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в. // Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. - Спб, 1906. - С. 173 - 451.

181. Южак К. И. Лад: тип порядка, динамическая и эволюционирующая система // Традиции музыкальной науки. Сб. исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. - С. 45 - 69.

182. Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.

183. Сгашшеу R. О. The Old Believiers and the world of Antichrist. The vyg Community and the Russian State 1694 1855. - Wisconsin. Press, 1970.-XIX, 258 p.

184. Iwaniec E. Z Zdiejow staroobrzedowcow naziemiach Polskich. -Warszawa: Panstw. wyd-wo nauk, 1977. 296 s.

185. Gardner J. Das Cento Prinzip der Tropierung und seine Bedeutung tur die Entzifferund der altrussischen Zinienlossen Notationen. Music des Ostens. - В I. -1962.

186. Gardner J., Koschmieder E. Ein haudshrift: ches Lehrbuch der altrussischen neumenschrift. Teil I: Text. - München, 1963. - 333 s.

187. Gardner J. und Koshmieder E. Ein handschriftliches Zehrbuch der altrussischen Nevmenschrift. II: Kommentar zum Zeichensystem. -München, Verlag des Bayerischen Akademie der Wissenchaften. 1966. -59 s.

188. Gardner J. und Koshmieder E. Ein handschriftliches Zehrbuch der1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ

189. Пример 1. Литургическое чтение (Темиртау).1. ХМ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.