Традиции М.А. Шолохова в русской прозе 60-70-х годов XX века о судьбе крестьянина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Князева, Елена Сергеевна

  • Князева, Елена Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Сургут
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 189
Князева, Елена Сергеевна. Традиции М.А. Шолохова в русской прозе 60-70-х годов XX века о судьбе крестьянина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Сургут. 2007. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Князева, Елена Сергеевна

Введение.

Глава I. Проблема воздействия творчества М.А. Шолохова на «деревенскую прозу» 60-70-х годов в осмыслении литературной критики

§ 1. Художественная традиция М.А. Шолохова в оценке отечественного литературоведения.

§ 2. Литературная критика о творческих корнях и истоках «деревенской прозы».

Глава II. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» в идейно-художественных исканиях авторов «деревенской прозы».

§ 1. Социально-историческая концепция «Поднятой целины» в восприятии писателей-«деревенщиков» 60-70-х годов.

§ 2. Духовно-нравственный и психологический опыт М.А. Шолохова в творчестве писателей «деревенской прозы» 60-70-х годов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции М.А. Шолохова в русской прозе 60-70-х годов XX века о судьбе крестьянина»

Проблема рассмотрения творчества писателей сквозь призму той или иной культурной традиции давно и активно разрабатывается в современном литературоведении, о чем свидетельствует повышенный интерес ученых к таким теоретическим аспектам науки о литературе, как преемственность, мо-нологизм и диалогизм в художественном произведении, механизмы воздействия и восприятия художественного текста и т. д.

Традиция диалектически связана с новаторством, так как в основе художественного произведения лежит не пассивное повторение, а принцип творческого продолжения. Эта взаимосвязь касается всех сторон художественного творчества: содержания и формы, темы и стиля, жанрово-композиционного своеобразия произведений и их языка. Поэтому проблема традиции и новаторства рассматривается как по отношению к проблемно-тематической стороне произведения, так и по отношению к поэтике.

Продолжение писателями традиции какого-либо автора указывает на связь не в каких-то значительных элементах, а в главном - в нравственно-духовных поисках, в миросозерцании, в концепции жизни и человека.

С проблемой традиции и новаторства тесно связана проблема индивидуальности писателя, нацеливающаяся на конкретное и целостное изучение его творчества в контексте историко-литературного процесса.

В науке существует несколько трактовок термина «традиция». Ученые, исследующие данную проблему, отмечают, что в русском языке это понятие используется в трех планах:

1) употребляется в качестве обычной, принятой нормы чего-либо;

2) является выражением того, что передается от поколения к поколению;

3) синонимично понятиям «обычай», «обряд».

А. Бушмин, размышляя о сущности писательской традиции, писал: «Именем какого-либо крупного писателя озаглавливается не только собственно то, чему он положил начало, но и предшествующий коллективный опыт, который получил в его творчестве наиболее полное и современное выражение, а также и то, что в последующем опыте порождено его влиянием»1.

Художественный опыт писателя не повторяется, он живет в продолжении и развитии, в творческом переосмыслении. Освоение его сложно и многосторонне. Чем талантливей и самобытней писатель, тем труднее уловить следы непосредственного влияния на него другого художника.

Роль М. Шолохова в русской литературе советского периода неизменно декларировалась критикой 60-80-х годов как заглавная и ведущая. Однако, не будучи подкрепленной в должной мере аргументами историко-литературного характера, а также результатами анализа идейно-эстетических взаимосвязей, эта оценка нередко производила впечатление поверхностной и нарочитой. В последние годы, когда пересматриваются идеологические и литературные стереотипы прошлых лет, она зачастую ставится под сомнение.

В настоящее время, опираясь на выводы объективного историко-литературного исследования, необходимо оценить подлинный масштаб и истинное значение Шолохова в развитии отечественной литературы. Настоящая диссертация представляет собой одну из попыток решения этой широкой и весьма неоднозначной проблемы.

Процесс восприятия литературной традиции обладает качеством универсальности, так что преемственные связи не могут быть ограничены жанровыми канонами либо проблемно-тематическими пределами. Научное исследование традиций, в зависимости от широты и степени изученности литературного материала, может быть сосредоточено на каком-то одном его пласте: где преемственность «нагляднее проявляется и удобнее для научных наблюдений»2.

Понятно, что смысл и значение идейно-эстетических открытий художника такого масштаба, как М. Шолохов, вовсе не исчерпываются содержанием тех тенденций, которые были намечены в творчестве его предшественни

1 Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы: 2 изд. доп. Л.: Худож. лит., 1978. С. 118.

2 Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблема. Суждение. Споры. М.: Современник, 1980. С. 171. ков и современников. Рождение нового художественного качества имеет характер эстетического взрыва, обладающего совершенно самобытной природой. В данном случае нам представляется возможным ограничить исследуемый материал проблемно-тематическими рамками и сосредоточиться на той ветви отечественной прозы 60-70-х годов, которая связана с художественным отражением судьбы русского крестьянства.

Такое исследование в конечном итоге даст возможность определить место и роль произведений писателя в той мощной ветви отечественной литературы, которая связана с художественным осмыслением судеб русского крестьянства в эпоху грандиозных социальных потрясений.

Рассмотрение вопроса о влиянии М.А. Шолохова на мировоззрение и художественное мышление писателей «деревенской прозы» 60-70-х гг. XX века, с одной стороны, позволит расширить представление об особенностях функционирования эстетической системы Шолохова в культурной парадигме иного временного промежутка, способствуя постижению шолоховского феномена, а с другой - поможет глубже раскрыть творческую природу художников, причисляемых к писателям «деревенской прозы».

Актуальность предложенной темы обусловливается возрастающим в последнее время в литературоведении интересом к изучению преемственных связей современных писателей с творчеством М.А. Шолохова, а также определяется насущной потребностью выявить основополагающие качества творческих открытий русских писателей 2-й половины XX века.

При всей весомости оценок творческих связей русских писателей с художественным миром Шолохова, утвердившихся в шолоховедении прежних лет, нетрудно заметить их некоторую декларативность и недостаточную обоснованность, что делает сегодня возможными суждения, практически игнорирующие значимость произведений писателя не только в сфере собственно литературных отношений, но и в общественном сознании. Исследование реальных путей и форм влияния Шолохова на философские и эстетические представления современников позволяет выявить действительные, а не мнимые духовные ценности, которые активно участвовали в литературном процессе, оказывая на него плодотворное, стабилизирующее воздействие.

Несмотря на то, что творчество М. Шолохова было и остается постоянным объектом внимания и полемики, в анализе его вклада в развитие течения «деревенская проза» 60-70-х гг. XX века остаётся немало белых пятен. В отечественном литературоведении господствует некоторая упрощенность в характеристике преемственных связей «деревенской прозы» 60-70-х гг. с предшествующим литературным опытом.

В настоящее время определяется качественно новый этап исследования творческого наследия этих писателей, осмысления их глубоких сущностных взаимосвязей.

Научная новизна диссертационного сочинения определяется вкладом в разработку проблемы генетических и типологических связей творчества М. Шолохова с произведениями писателей «деревенской прозы» 60-70-х годов о судьбе крестьянства, которая, при всей привлекательности материала для многих литературоведов и критиков, не получила целостного освещения в отечественной науке о литературе.

В критических работах предшествующих лет нередко можно встретить упоминание о М.Шолохове, но ни в одной из работ, за исключением М.А. Макиной, А.И. Хватова, Ю.А. Дворяшина, последовательно углублявших анализ творческих контактов современных писателей с творчеством М. Шолохова, не дается развернутого анализа шолоховской традиции, воплотившейся в «деревенской прозе» как целостном идейно-эстетическом явлении. Хотя уже в 50-х годах в отечественном и зарубежном литературоведении начинали обретать реальность такие понятия, как «шолоховская школа» и «шолоховское направление». Так, А.И. Хватов отметил: «Теоретики и художники слова, прозаики и литературоведы, поэты и философы - все, кто определял течение художественной жизни эпохи, обращались к опыту автора «Тихого Дона», в его творческих открытиях обретали опору собственным исканиям или в полемике с ними пытались проложить свою тропу в литературе»1. По мнению современного исследователя В. Васильева, «никто из писателей ни до, ни рядом, ни после Шолохова - не понял столь глубоко и полно Л простого русского человека, как автор «Тихого Дона» . Литературовед считает, что в произведениях писателя народом впервые была обретена свобода самовыражения и право голоса, а народное слово - «авторитет последнего, решающего аргумента в споре о жизни»3.

В настоящее время существует насущная потребность в создании работ, в которых бы аргументированно анализировались аналогии и переклички между произведениями «деревенской прозы» и творчеством М.А. Шолохова, так как до сих пор литературная критика либо не замечает этой интегрирующей роли, либо значительно преуменьшает.

В диссертационном сочинении предпринимается попытка изучения литературной традиции М.А. Шолохова, наглядно и результативно проявившейся в творческих исканиях писателей «деревенской прозы» 60-70-х гг. XX века.

Объектом исследования явилось творчество М.А. Шолохова /главным образом, роман «Поднятая целина»/, рассмотренное с точки зрения реализации в нем системы нравственных, социальных представлений русского крестьянства, а также одно из наиболее плодотворных течений в отечественной литературе 60-70-х гг. - «деревенская проза».

Предметом нашей работы стало изучение «деревенской прозы» как одного из ярких и результативных течений литературы второй половины XX века; а также изучение процесса бытования шолоховской традиции в произведениях писателей «деревенской прозы», выявление специфики восприятия художественного опыта М. Шолохова в творчестве художников 60-70-х гг. XX века, преемственные связи, соединяющие писателей «деревенской прозы» с творчеством Шолохова. Эти контакты, имеющие как типологический, так и генетический характер, рассматриваются в определенной последова

1 Хватов А.И. Пути народности и реализма. М., 1980. С. 123.

2 Васильев В. Михаил Шолохов: очерк жизни и творчества // Молодая гвардия. 1998. № 7. С. 259.

3 Там же. С. 259. тельности и целостности, что дает возможность анализа развития шолоховской традиции в отечественной литературе.

В основу методологии настоящего сочинения положен комплексный подход, включающий методы сравнительно-типологического, генетического и интертекстуального анализа текстов.

Цель работы состоит в углублении современных представлений о художественном мире М. Шолохова, в выявлении степени и плодотворности результата воздействия шолоховской традиции на мировоззрение и творчество писателей «деревенской прозы»: Ф. Абрамова, В. Белова, М. Алексеева, И. Акулова, С. Залыгина, Б. Можаева и др.

В соответствии с целью и предметом диссертационного исследования намечены следующие задачи:

- определить место шолоховской традиции в произведениях писателей «деревенской прозы», привлекая к анализу разнообразные текстовые реализации;

- описать тенденции ее проявления, осмыслить роль и способы бытования шолоховской традиции в художественном мире писателей-«деревенщиков»;

- выявить влияние шолоховской традиции на произведения писателей «деревенской прозы» в плане выражения социально-исторической концепции романа «Поднятая целина», а также духовно-нравственного и психологического опыта М. Шолохова.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Князева, Елена Сергеевна

167 Заключение

Сопоставительный анализ романа М. Шолохова «Поднятая целина» и произведений писателей «деревенской прозы» приводит к выводу о том, что писателей объединяет внимание к конкретному жизненному материалу, знание подробностей изображаемой действительности, глубокое осмысление связи человека и природы, человека и истории.

Исследование творчества М.А. Шолохова в контексте литературного движения 60-70-х гг. XX века позволило более рельефно представить самобытные качества художественного мира писателя, определить характер и внутренние мотивы его воздействия на творческие искания соотечественников. Рождение шолоховской традиции в контексте творческих исканий писателей о деревне изначально приобретало форму процесса наследования единого и целостного в своей основе художественного опыта.

Идейно-эстетическое новаторство «Поднятой целины» оказалось столь ощутимым и привлекательным, что его воздействие на отечественных писателей запечатлелось в самых разных сферах и пластах литературного процесса - от жанрово-стилевых устремлений в произведениях отдельных авторов до изменений в общих представлениях духовно-нравственного характера.

При этом процесс художественного воздействия М. Шолохова на развитие отечественной литературы не имел узкофункционального смысла, не сводился к внешним контактам. Он затрагивал сферу наиболее фундаментальных методологических принципов художественного творчества, изменения в которой не во всей глубине могли быть осознаны и освоены современниками. Корневые идеи творчества М. Шолохова противостояли официально принятым в условиях идеологического диктата этическим и эстетическим нормам.

Представление о равномерном, гармоничном, последовательно углубляющемся приобщении писателей к идейно-художественным открытиям М. Шолохова, существующее в литературной критике, не соответствует действительности. Путь русской литературы о крестьянстве к постижению потенциала творчества М. Шолохова был противоречивым и деформированным. Начавшись в 20-е годы, он, в результате давления идеологических структур, был лишен условий для естественного развития и практически остановлен к началу 40-х годов. Писателям 50-х годов пришлось начинать этот процесс во многом заново.

Вследствие этого сформировалось мнение, что эпохи предвоенного десятилетия и 50-60-х годов были разделены совершенно непреодолимой пропастью. Появилось искаженное представление о том, что «деревенская проза» не имела непосредственных предшественников в литературном процессе и ей пришлось заново начинать художественное постижение трагического пути русского крестьянства. Между тем наиболее жизнеспособные пласты литературы 30-х и 60-х годов соединялись питавшими их, оставшимися не оборванными связями, которые обеспечивали хотя бы относительную целостность литературного процесса. Существенную роль в формировании этих связей играло творчество М. Шолохова. Художественный опыт писателя готовил почву для нового уровня осмысления народной жизни, столь ярко обозначившегося в художественных исканиях писателей «деревенской прозы» 60-70-х годов XX века.

Среди авторов произведений о судьбе крестьянства, пожалуй, нет писателей, оказавшихся вне влияния ключевых идей творчества М. Шолохова. Принципы и формы наследования «деревенской прозой» опыта М. Шолохова не имеют одностороннего, унифицирующего характера. Напротив, они получили разнообразное творческое воплощение.

Шолоховские идейно-эстетические принципы обрели значение типооб-разующих начал, определив тем самым существенные качества общего литературного движения. В произведениях писателей «деревенской прозы» ощутимы конкретные сближения с различными элементами шолоховской образно-стилевой системы - аналогии, переклички, совпадения и т.п.

Помимо этого, в произведениях отдельных художников наблюдается и принцип связей по контрасту, включающий в себя сознательный спор, творческую полемику, отталкивание и т.п. Такого рода контакты с произведениями М. Шолохова в основном реализуются «деревенской прозой» при осмыслении событий коллективизации. Здесь писатели стремятся воплотить социально-исторические взгляды, порой являющиеся альтернативными по отношению к некоторым сторонам содержания романа «Поднятая целина».

Введение опыта М. Шолохова в историко-литературный контекст современной прозы снимает ощущение внезапности в обращении писателей-«деревенщиков» к морально-этической проблематике, к мотиву исторической памяти народа как основе его духовного мира, к народно-национальным корням, дает возможность отчетливее представить непосредственные истоки плодотворных тенденций в литературном процессе 60-70-х годов.

Эстетические открытия писателя оплодотворили всю современную художественную культуру. Шолоховская традиция, с ее полнотой и емкостью повествования, предстает как новая ступень эпоса со своими социально-философскими и нравственно-эстетическими исканиями. «Деревенская же проза» 60-70-х гг. XX века является высшим достижением и наиболее плодотворным продолжением литературы о деревне, созданной в предшествующие годы.

В «деревенской прозе» и в творчестве М.А. Шолохова главным героем является человек из народа, через судьбу которого авторы стремятся выразить судьбу целого народа и эпохи. В судьбах и мироощущении персонажей произведений М. Шолохова, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Шукшина и др. воплощены мучительные поиски смысла человеческого бытия. Это художественно-мировоззренческое открытие, по замечанию Ю.А. Дворяшина, принадлежит М. Шолохову и имеет «принципиальное значение для развития отечественной литературы»1. Все произведения писателя отличаются огромной силой гуманизма и любви к простому человеку. Можно констатировать,

Дворяшин Ю.А. М.Шолохов: грани судьбы и творчества. М.: Изд. Дом Синергия, 2005. С. 49. что писателями «деревенской прозы» велись поиски художественных средств для передачи «очарования человека», которое ярко проявилось в произведениях М. Шолохова и органически связано с изображением быта и психологии крестьянства.

Актуализации шолоховской традиции в современной литературе способствовало то, что он в своем творчестве поднял на гигантскую высоту авторитет народной массы как самостоятельной, самобытно мыслящей структуры, тем самым реабилитировав крестьянство. Крестьянин М. Шолохова оказался не только мудрым и душевно красивым человеком, но и способным воспринимать и чувствовать красоту самой жизни. Уклад жизни русского крестьянина передан писателем совершенно естественно и органично всечеловеческими мотивами любви и ненависти, добра и зла. Именно в творчестве М. Шолохова при сопоставлении природы и человека прозвучала мысль, которая в дальнейшем получила развитие в творчестве писателей «деревенской прозы», что природа - основа жизни крестьянина и не зависит от внешних обстоятельств. Таким образом, писателями утверждалась роль и значимость природы, естественного начала не только в отдельном человеке, но и в общественной жизни народа.

Художественный опыт М. Шолохова в изображении русского человека, крестьянина, во многом предвосхищал искания «деревенской прозы», феномен которой заключен в народном взгляде на мир, в отображении народной психологии и народном мироощущении. Для писателей «деревенской прозы», как и для М. Шолохова, характерен особый взгляд на крестьянина, на его жизнь и культуру как на огромную духовную ценность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Князева, Елена Сергеевна, 2007 год

1. Шолохов, М. А. Поднятая целина Текст.: Роман: В 2 кн. / М. А. Шолохов; [сост., подгот. текста, варианты, прим., статья Ю.А. Дворяшина]

2. Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.

3. Абрамов, Ф. Собр. соч. Текст.: в 6 т. Т 1.: Братья и сестры: Роман в четырех книгах / Ф. Абрамов; [послесл., примеч. Л. Крутиковой-Абрамовой]. Л., 1990. 640 с.

4. Абрамов, Ф. Чистая книга Текст.: Роман, повести, рассказы, публицистика / Ф. Абрамов. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 800 с.

5. Акулов, И. И. Касьян остудный Текст.: Роман / И.И. Акулов; [послесл. Н.М. Сергованцева]. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. 688 с.

6. Алексеев, М. Н. Драчуны Текст.: Роман / М.Н. Алексеев. М.: Современник, 1985.304 с.

7. Алексеев, М. Н. Карюха. Драчуны Текст.: Дилогия / М.Н. Алексеев. М.,1986.416 с.

8. Алексеев, М. Меж дней бегущих Текст. / М. Алексеев. М.: Современник, 1986. 447 с.

9. Алексеев, М.Н. Слово в строю Текст. / М.Н. Алексеев М.: Современник, 1975. 639 с.

10. Алексеев, М.Н. Собр. соч. Текст.: в 6 т. Т.6: О времени и о себе / М.Н. Алексеев. М.: Мол. гвардия. 1977.478 с.

11. Белов, В. Холмы Текст. / В. Белов. М., 1973. 544 с.

12. Белов, В. И. В кровном родстве Текст. Повести и рассказы / В.И. Белов. Курган. 1996. 558 с.

13. Белов, В. И. Собр. соч. Текст.: в 5 т. Т. 3. Кануны: Роман-хроника конца 20-х годов / В.И. Белов. М.: Современник, 1993. 448 с.

14. Бунин, И. Собр. соч. Текст.: в 6 т. Т. 6. / И. Бунин. М.: Правда, 1998. 560 с.

15. Горький, М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре; Рассказы Текст. / М. Горький; [сост. А.В. Диенко]. М.: Современник, 1991. 128 с.

16. Залыгин, С. Собр. соч. Текст.: в 4 т. Т.1. Соленая падь: Роман. На Иртыше: Повесть / С. Залыгин; [предисл. И. Дедкова]. М.: Мол. гвардия, 1979. 607 с.

17. Можаев, Б. Мужики и бабы Текст.: Роман в 2 кн. / Б. Можаев. М.: Современник, 1998.

18. Шукшин, В. Вопросы самому себе Текст. / В. Шукшин. М.: Молодая гвардия, 1981.256 с.

19. Шукшин, В. Собр. соч. Текст.: в 5 т. Т. 5. / В. Шукшин. М., 1996.

20. Шукшин, В. Шире шаг, маэстро! Текст. / В. Шукшин. М.: Вагриус, 2004. 465 с.

21. Шукшин, В. М. Любавины Текст. / В.М. Шукшин. М.: Зебра Е, 2006. 583 с.

22. Абрамов, Ф. Люди колхозной деревни в послевоенной литературе

23. Текст. / Ф. Абрамов // Лит. газета. 1954. 19 октября.

24. Абрамов, Ф. Писательство влекло меня с детства Текст. / Ф. Абрамов // Журналист. 1989. № 3.

25. Абрамов, Ф. Интервью для журнала «Наш современник» Текст. / Ф. Абрамов // Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1997.

26. Алексеев, М. Есть родник с живой водой Текст. / Беседу вел Ключенков А.//Воин. 1998. №4. С. 4.

27. Белов,В. Русский национальный характер Текст. / В.Белов // Литературная Россия. 1975. 25 мая. С. 8.

28. Распутин, В. Быть самим собой Текст. / В. Распутин // Вопросы литературы. 1976. №9. С. 146.

29. Распутин, В. Высота таланта Текст. / В. Распутин // Литературная газета. 1984. 29 февраля.

30. Распутин, В. Много дел на земле Текст. / В. Распутин // Студенческий меридиан. 1981. № 12. С. 37.

31. Шукшин, В. Монолог на лестнице Текст. / В. Шукшин // Шукшин В.

32. Вопросы самому себе. М., 1981. 256 с.

33. Акимов, В. М. Человек и время: Путевая проза. Деревенская проза: открытия и уроки Текст. / В.М. Акимов. JL: Сов. писатель, 1986. 248 с.

34. Белая, Г. Затонувшая Атлантида Текст. / Г. Белая. М., 1991.

35. Белая, Г.А. Философско-эстетические проблемы современной литературы Текст. / Г.А. Белая. М.: Наука, 1982.

36. Большакова, А. Ю. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына

37. Текст. / А.Ю. Большакова. М., 1999. 44 с.

38. Большакова, А. Ю. Нация и менталитет Текст.: феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю. Большакова. М.: Комитет по коммуникациям и средствам массовой инф. Правительства Москвы, 2000. 132 с.

39. Большакова, А. Ю. Судьбы крестьянства в русской литературе Текст. / А.Ю. Большакова. М.: Изд-во ин-та пед. соц. работы, 2002. 88 с.

40. Бушмин, А. С. Наука о литературе: Проблема. Суждение. Споры Текст. / А.С. Бушмин. М.: Современник, 1980. 334 с.

41. Бушмин, А.С. Преемственность в развитии литературы Текст.: 2 изд. доп. / А.С. Бушмин. Д.: Художественная литература, 1978. 224 с.

42. Вертлиб, Е. Русское от Загоскина до Шукшина. Опыт непредвзятого размышления Текст. / Е. Вертлиб. СПб., 1992. 410 с.

43. Герасименко, А. П. Русский советский роман 60-80-х годов Текст. / А.П. Герасименко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 204 с.

44. Дюжев, Ю. И. Живая душа народа: Тема деревни в русской советской литературе Севера Текст. / Ю.И. Дюжев. Петрозаводск, 1983. 207с.

45. Ковский, В. Е. Литературный процесс 60-70-х годов: Динамика развития и проблема изучения современной советской литературы Текст. / В.Е. Ковский. М., 1983. 357 с.

46. Лапченко, А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов Текст. / А.Ф. Лапченко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 136 с.

47. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра Текст. / Н.Л. Лей-дерман. Свердловск, 1982. 120 с.

48. Макина, М. А. Деревенская проза 60-70 годов в ее историко-литературном и современном контексте Текст.: учебн. пособие к спецкурсу / М.А. Макина. Л, 1980. 81 с.

49. Минокин, М. В. Современная советская проза о колхозной деревне

50. Текст. / М.В. Минокин. М., 1977. 144 с.

51. Недзвецкий, В. А., Филиппов, В. В. Русская деревенская проза Текст. / В.А. Недзвецкий, В.В. Филиппов. М., 1999. 144 с.

52. Никонова, Т. Прощание: Размышления над страницами «деревенской прозы» Текст. / Т. Никонова. Воронеж, 1990.143 с.

53. Сурганов, Вс. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры Текст. / Вс. Сурганов. М., 1981.624 с.

54. Теракопян, Л. А. Пафос преобразования: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х гг. Истоки. Проблемы. Характеры Текст. / Л.А. Теракопян. М.: Сов. писатель, 1981. 360 с.

55. Хватов, А. И. На стрежне века Текст. / А.И. Хватов. М.: Современник,1975. С. 273.

56. Хватов, А. И. Пути народности и реализма Текст. / А.И. Хватов. М.,1980. 195 с.

57. Цветов, Г. А. Русская деревенская проза. Эволюция. Жанры. Герои

58. Текст. / Г.А. Цветов. СПБ., 1992. 92 с.

59. Цветов, Г. А. Тема деревни в современной советской прозе Текст. / Г.А. Цветов Л: Знание, 1985. 32 с.

60. Якименко, Л. М. Шолохов. Литературный портрет Текст. / Л. Якименко. М., 1967.

61. Якименко, JI. На дорогах века. Актуальные вопросы советской литературы Текст. / Л. Якименко. М.: Худож. лит., 1978.494 с.

62. Апухтина, В. А. Проза В. Шукшина Текст. / В.А. Апухтина. М.: Высшая школа, 1986.49 с.

63. Бирюков, Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова Текст. / Ф.Г. Бирюков. М.: Современник, 1976.

64. Голубков, М. М. Александр Солженицын Текст. / М.М. Голубков. М.: Изд-во МГУ, 1999.112 с.

65. Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества Текст. / Ю.А. Дворяшин. М.: Изд. Дом Синергия, 2005. 222 с.

66. Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов и русская проза 20-30-х годов о судьбе крестьянства Текст.: Пособие к спецкурсу / Ю.А. Дворяшин. Новосибирск, 1992. 90 с.

67. Дворяшин, Ю. А. Роман М. А.Шолохова «Поднятая целина»: Диалог с современностью Текст. / Ю.А. Дворяшин. Ишим: Изд-во ИГПИ, 1996. 69 с.

68. Дедков, И. А. Сергей Залыгин. Страницы жизни. Страницы творчества

69. Текст. /И.А. Дедков. М.: Современник, 1985.431 с.

70. Дрягин, Е. П. Шолохов и советский роман Текст. / Е.П. Дрягин. Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета. 1966. 278 с.

71. Журавлева, А. А., Круглов, О. Ю. Михаил Шолохов: Очерк жизни и творчества Текст. / А.А. Журавлева, О.Ю. Круглов. М., 2003.

72. Зайцева, Г. С. М. Горький и крестьянские писатели Текст. / Г.С. Зайцева. М.: Высшая школа, 1989. 97 с.

73. Залесская, Л. И. Шолохов и развитие советского многонационального романа Текст. / Л.И. Залесская. М.: Наука, 1991. 266 с.

74. Котовчихина, Н. Д. Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века Текст. / Н.Д. Котовчихина. М., 2004. 312 с.

75. Куляпин, А. И, Левашова, О. Г. В.М. Шукшин и русская классика Текст. / Алт. гос. ун-т. / А.И. Куляпин, О.Г. Левашова. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. 101 с.

76. Левашова, О.Г. В.М.Шукшин и традиции русской литературы 19 в.: (В.М.Достоевский и Л.Н. Толстой) Текст. / О.Г. Левашова. Барнаул, 2001.264 с.

77. Муравьева, Н. М. «Поднятая целина» М.А. Шолохова: философско-поэтический контекст Текст. / Борисоглебский пед. инст. / Н.М. Муравьева. Борисоглебск, 2002.

78. Нуйкин, А. Зрелость художника: Очерк творчества С. Залыгина Текст. / А. Нуйкин. М.: Сов. писатель, 1984.344 с.

79. Огнев, А. В. М. Шолохов и наше время Текст. / Тверской ГОС. ун-т / А.В. Огнев. Тверь, 1996. 246 с.

80. Селезнев, Ю. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя Текст. / Ю.Селезнев. М.: Сов. Россия, 1983.

81. Семенова, С. Г. Мир прозы Михаила Шолохова Текст.: От поэтики к миропониманию / С.Г. Семенова. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 352 с.

82. Сергованцев, Н. Иван Акулов: Литературный портрет Текст. / Н. Сер-гованцев. М.: Совет. Россия, 1986.176 с.

83. Сигов, В. К. Русская идея В.М. Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе Текст. / В.К. Сигов. М.: Интеллект-центр. 1999. 302 с.

84. Толченова, Н. Слово о Шукшине Текст. / Н. Толченова. М.: Современник, 1982.

85. Турков, А. Федор Абрамов: Очерк Текст. / А. Турков. М.: Совет, писатель, 1987. 240 с.

86. Федь, Н. М. Парадокс гения: Жизнь и сочинения Шолохова Текст. / Н.М. Федь. М.: Современный писатель, 1998. 405 с.

87. Хватов, А. Творческие заветы Шолохова Текст. / А. Хватов. М.: Правда, 1986. 46 с.

88. Великий художник современности: Материалы науч. конф. к 75-лет.Текст. / Редкол. А.И. Метченко и др. М.: Изд-во МГУ, 1983. 214 с.

89. Новое о Михаиле Шолохове: Исследования и материалы Текст. М.: ИМЛИРАН. 2003.590 с.

90. Михаил Шолохов: Статьи и исследования Текст. / [сост. JI.A. Скворцова, О.П. Смола]. АН СССР. Ин-т мир. лит. им. A.M. Горького. 2-е изд., доп. М.: Худож. лит., 1980. 399 с.

91. Слово Федора Абрамова Текст.: Сб. ст./.Помор, гос. ун-т им. М.В.Ломоносова и др.; Сост. и научн. ред. Галимова Е.Ш. Архангельск, 2001.192 с.

92. Творчество В.М. Шукшина как целостность Текст.: (к 70-лет. со дня рожд.): Межвуз. сб. ст. / Алт. гос. ун-т; Редкол.: Чувакин А.А. (отв. ред.)

93. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1998. 118 с.

94. Ажгихина, Н. Правдоустроитель: Памяти писателя Ф. Абрамова Текст. / Н. Ажгихина // Огонек. 1991. № 42. -

95. Ажгихина, Н. Противостояние Текст. / Н. Ажгихина // Октябрь. 1989. №9.

96. Акаткин, В. М. В поисках идеала Текст. / В.М. Акаткин // Советская литература: Традиции и новаторство. Вып. 2. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л., 1981. С. 35-48.

97. Андрюшкин, А. О «Канунах» В. Белова Текст. / А. Андрюшкин // Лит. газ. 1992. №33.

98. Аннинский, Л. «Любавины» в наследии В.М.Шукшина Текст. / Л. Аннинский // Шукшин В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1992.

99. Архангельская, Н. Н. Человек на земле в прозе В. Распутина Текст. / Н.Н. Архангельская // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Тамбов, 1997. Вып. 4. С.95-99.

100. Апухтина, В. А. Творчество М. Шолохова и художественные искания современной советской прозы Текст. / В.А. Апухтина // Великий художник современности. М., 1983. С. 72-74.

101. Арденс, Н. М.А.Шолохов и его романы Текст. / Н. Арденс // Литературная учеба. 1939. № 8-9. С. 3-30.

102. Аржанов, И. Перечитывая «Поднятую целину» Текст. / И. Аржанов // Роман-журнал XXI век. М., 2001. № 4. С. 101-104.

103. Байрамова, Т. Ф. Речевые характерологические средства в романе

104. B.М.Шукшина «Любавины» Текст. / Т.Ф.Байрамова // Творчество В.М. Шукшина: Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997. С. 181-187.

105. Басинский, П. В. Почему Иван стал Африкановичем Текст. / П.В. Ба-синский // Деревенская проза. I / Сост., предисл. и коммент. П.В. Басин-ского. М.: Слово, 2000. С. 4-8.

106. Белая, Г. Стиль памяти Текст.: Проблема традиции в наших спорах / Г. Белая // Новый мир. 1983. № 9. С. 227-234.

107. Березовская, О. Родники Михаила Алексеева Текст. / О. Березовская // Золотое перо. 2001. № 2. С. 59-62.

108. Большакова, А. Ю. К вопросу о феномене «деревенской прозы» О литературной направленности современной российской прозы. [Текст] / А.Ю. Большакова// Дидакт. 2000. №. 1. С. 73-74.

109. Большакова, А. Ю. Русская «деревенская проза» 1960-1990-х годов в англо-американском восприятии (к проблеме русско-западных межлитературных схождений) Текст. / А.Ю. Большакова // Филолог, науки. 1995. № 5-6. С. 45-56.

110. Большакова, А. Ю. Теории автора: Бахтин и Виноградов (на материале русской «деревенской прозы» Текст. / А.Ю. Большакова // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1999. № 2. С. 4-22.

111. ЮЗ.Бритиков, А. Ф. Трагическое и оптимистическое в «Поднятой целине» Текст. / А. Ф. Бритиков // Мастерство М. Шолохова. Л.: Наука, 1964.

112. Валикова, Д. Деревенская проза: создатели и герои Текст. / Д. Валико-ва // Литература. № 5. 2001. С. 5-9.

113. Валикова, Д. Г. Творчество Б. Можаева в контексте российской истории и культуры Текст. / Д.Г. Валикова // Интеграционные процессы в культурной и образовательных сферах. М., 2001. С. 46-48.

114. Валикова, Д. Хозяева и работники Текст. / Д. Валикова // Новое в шк. программах. Современная русск. проза. М., 1998. С. 62-71.

115. Васильев, В. Метаморфозы «нового» мышления Текст. / В. Васильев // Наш современник. 1990. № 2.

116. Васильев, В. Михаил Шолохов: очерк жизни и творчества Текст. / В. Васильев // Мол. Гвардия. 1998. № 7. С. 257-271.

117. Васильев, В. На почве классических традиций Текст. / В. Васильев // Москва. 1996. № 5.

118. Витковская, Л. Общность судьбы Текст.: Шолоховское направление в раскрытии военной темы в современной русской литературе / Л. Витковская//Гуманизм художника. Ставрополь, 1975. С. 16-26.

119. Ш.Воронов, В. Жизнь и судьба Текст.: В разломе эпохи / В. Воронов // Дон. Ростов н/Д. № 5/6. С. 10-28.

120. Герасименко, А. П. «Поднятая целина» М.А. Шолохова в контексте современного романа о коллективизации Текст. / А.П. Герасименко // Вестник московск. ун-та. Сер.5, Филология. 1989. № 3. С. 3-8.

121. ПЗ.Глушаков, П. С. Диалог двух современников: (В. Шукшин и Ф. Абрамов) Текст. / П.С. Глушаков // В.М. Шукшин: проблемы и решения. Барнаул. 2002. С. 55-73.

122. Головченко, JI. С. Традиции М. Шолохова в творчестве В. Астафьева: (Рассказ «Жизнь прожить») Текст. / Л.С. Головченко // Проблема традиции и новаторства в литературе и фольклоре. Ижевск. 1990. С. 22-28.

123. Гончаров, П. А. «Мотив правдоискательства в творчестве М.А. Шолохова и В.П. Астафьева» Текст. / П.А. Гончаров // Шолоховские чтения. Вып. 2. М., 2002.

124. Гончаров, П. А. Шолоховские реминисценции в ранней прозе Астафьева Текст. / П.А. Гончаров // Шолоховские чтения. М., 2003.

125. Гончаров, Ю. Человек и собственность на страницах романа М. Шолохова «Поднятая целина» (К вопросу об авторской концепции гуманизма) Текст. / Ю. Гончаров // Русская литература 20 века: Эволюция художественного сознания. Краснодар, 2000. С. 91-105.

126. Дворяшин, Ю. А. Достоевский и Шолохов: диалог о человеке Текст. / Ю.А. Дворяшин // Ф.М. Достоевский и современность: Актуальные вопросы изучения творчества. Сургут, 2002. С. 76-83.

127. Дворяшин, Ю. А. Поднята ли целина в романе Шолохова? Текст. / Ю.А. Дворяшин // Литература в школе. 1990. № 2. С. 30-48.

128. Дворяшин, Ю. А. Творчество М. Шолохова и художественные искания «деревенской прозы» 60-80-х годов Текст. / Ю.А. Дворяшин // Художественная индивидуальность писателя и современный литературный процесс. Омск, 1993.

129. Дементьев, А. О. О традициях и народности Текст. / А.О. Дементьев // Новый мир. 1969. № 4.

130. Димони, Т. М. История колхозной деревни в романном творчестве Федора Абрамова Текст. / Т.М. Димони // Отечественная история. 2002. № 1.С. 123-135.

131. Димони, Т. М. История колхозной деревни в романе-тетралогии Ф.А. Абрамова Текст. / Т.М. Димони // История России XIX-XX веков: Новые источники понимания. М., 2001. С. 166-179.

132. Емельянов, В. А. Горьковские традиции изображения человека труда в прозе В. Белова Текст. / В.А. Емельянов // Горьковские традиции в советской литературе. М., 1983. С. 101-109.

133. Жеберек, Т. Из наблюдений над языком и стилем «Поездки в прошлое» Федора Абрамова Текст. / Т. Жеберек // Принципы и методы исследования в филологии: конец XX века: Науч.-метод. семинар «Textus». СПб.; Ставрополь, 2001. Вып. 6. С. 123-125.

134. Замошкин, Н. Казачьи романы Аркадия Первенцева Текст. / Н. Замош-кин // Литературная учеба. 1939. № 10.

135. Казачкова, Т. В. Народ как жертва и опора зла в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое» Текст. / Т.В. Казачкова // Актуальные проблемы филологии: Сб. матер, регион, науч.- практ. конф., 26 апр. 1999. Курган, 1999. С. 63-65.

136. Касаткина, Т. «С кровью и потом» Текст. / Т. Касаткина // Шолохов М.А. Поднятая целина. М., 2000. С. 5-14.

137. Камянов, В. Испытание соседством Текст. / В. Камянов // Юность. 1989. № 1.

138. Кардин, В. «Необходимость прямого разговора»: Вспоминая и перечитывая Б. Можаева Текст. / В. Кардин // Вопросы литературы. 1998. Вып. 2. С. 289-302.

139. Киселева, Л. Художественнее открытия советского классического романа-эпопеи Текст. / Л. Киселева // Советский роман. Новаторство. Поэтика, Типология. М., 1978.

140. Кисель, Н. Образ дороги в пространственной картине мира «Тихого Дона» Текст. / Н. Кисель // Дон. 1999. № 5-6.

141. Кобелева, Е. А. Связь «деревенской прозы» В.М. Шукшина с традициями русской классической литературы Текст. / Е.А. Кобелева // Анализ литературного произведения. Киров, 1995. С. 108-113.

142. Кобзарь, Е. Н. «Поднятая целина» и шолоховские традиции в современной советской литературе Текст. / Е.Н. Кобзарь // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1985. С. 139-144.

143. Коноваленко, А. Г. О структуре художественного конфликта (Конфликт и авторская позиция) Текст. / А.Г. Коноваленко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. №3.1998.

144. Коновалова, И. Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации Текст. / И. Коновалова// Огонёк. 1990. № 25.

145. Котовчихина, Н. Д. A.M. Горький и М.А. Шолохов: К проблеме творческого взаимодействия Текст. / Н.Д. Котовчихина // Филология в системе современного университетского образования. М., 2002. Вып. 5. С. 181187.

146. Кофанова, Е. В. Народный характер в творчестве В.М. Шукшина Текст./ Е.В. Кофанова // Русская словесность. М., 1996. № 6. С. 39-43.

147. Кошелев, Я. Р. «Поднятая целина» М. Шолохова в свете литературно-критических воззрений М. Горького Текст. / Я.Р. Кошелев // Уч. Записки Томского пединститута. Т. 10. Томск. 1953. С. 25-46.

148. Красикова, Е. В. Главный дом: О романе Ф. Абрамова «Дом» Текст. / Е.В. Красикова// Русская речь. М., 1998. № 5. С. 26-34.

149. Круглов, Ю. Великий писатель земли Русской Текст. / Ю. Круглов // Слово. М., 2000. № 4.С. 9-12.

150. Кульбас, Д. Г. Абрамов о Шолохове Текст. / Д.Г. Кульбас // Актуальные проблемы филологии: Сб. матер, регион, науч.- практ. конф., 26 апр. 1999. Курган, 1999. С. 61-63.

151. Куляпин, А. И, Левашова, О. Г. «В поисках живой души» (В.М. Шукшин и Н.В. Гоголь) Текст. / А.И. Куляпин, О.Г. Левашова // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 274-286.

152. Лебедева, С. Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина Текст. / С.Н. Лебедева// Русс, словесность. М., 2001. № 4. С. 33-40.

153. Лебедева, С. Н. Повести В.Г. Распутина (аксиологический аспект) Текст. / С.Н. Лебедева // Вестн. волж. ун-та. Сер.: Филология. Тольятти, 2003. Вып. 3. С. 69-80.

154. Лежнев, И. Традиция и новаторство М.А.Шолохова Текст. / И.Лежнев// Советская художественная проза: Сб. статей. М., 1955. С. 209-286.

155. Лейдерман, Н. Почему не смолкает колокол? Текст. / Н. Лейдерман // Урал. 1988. №2.

156. Лейдерман, Н. Траектории «экспериментирующей эпохи» Текст. / Н. Лейдерман // Вопросы литературы. 2002. № 4. С. 149-156.

157. Лобанов, М. П. Освобождение Текст. / М.П. Лобанов // Волга. 1982. № 10.

158. Лобанов, М. П. На передовой Текст. / М.П. Лобанов // Наш современник. №4.2002.

159. Лыков, А.В., Шуляк, Л. И. Аллегорический текст «Поднятой целины» М.Шолохова как основа концептуальной гипотезы романа Текст. / А.В. Лыков, Л.И. Шуляк // Механизмы реализации образовательных потенциалов текста. Таганрог, 2004. С. 91-99.

160. Майданюк, П. М. Шолохов и П. Проскурин: проблема традиции и общности творческих принципов Текст. Труды Самаркандского университета / П. Майданюк. Самарканд. 1976. Вып. 300.

161. Минакова, A.M. О художественной структуре эпоса М.Шолохова Текст. / A.M. Минакова // Проблемы творчества М. Шолохова. М.: МГПИ им. В.И.Ленина. С. 19-28.

162. Минакова, А. М. Преемственность в художественном мире М.А. Шолохова Текст. / A.M. Минакова // Традиции и новаторство в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1980. С. 46-54.

163. Минакова, А. М. Эпос Шолохова и некоторые закономерности развития современной советской прозы Текст. / A.M. Минакова // Формированиеобщесоветских литературно-художественных традиций. Ставрополь, 1980. С. 68-87.

164. Морозова, Н. JI. Творчество Шолохова и современная проза Текст. / H.JI. Морозова// Шолохов в современном мире. Л., 1977.

165. Москвина, О. А. Литературная традиция в повести В. Астафьева «Веселый солдат» Текст. / О.А. Москвина // Война в судьбах и творчестве русских писателей. Уссурийск, 2000. С. 22-29.

166. Муравьева, Н. М. «Могущественный мир слитных запахов» романа М. Шолохова «Поднятая целина» Текст. / Н.М. Муравьева // Вестник Тамбов, ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Тамбов, 2000. Вып. 3. С. 88-92.

167. Муравьева, Н. М. Роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» и русский космизм Текст. / Н.М. Муравьева // Русская литература и философия: постижение человека. Липецк, 2002. С. 253-256.

168. Мышковская, Л. Михаил Шолохов Текст. / Л. Мышковская // Литературная учеба. 1937. № 10-11. С. 40-62.

169. Нерезенко, Н. А. Традиции М.А. Шолохова в творчестве Ф.Абрамова Текст. / Н.А. Нерезенко // Великий художник современности. М., 1983. С. 78-80.

170. Нерезенко, Н. А. Шолоховские традиции в творчестве Ф. Абрамова Текст. / Н.А. Нерезенко // Вестник Московского ун-та. Сер. 9, Филология. 1984. № 5. С. 39-46.

171. Никифоров, Г. Поле битвы Текст. / Г. Никифоров // Литературная газета. 29 марта. 1933.

172. Никонов, В. О повести Н. Сухова Текст. / В. Никонов // Литературная учеба. 1936. № 1.

173. Овчинникова, О. С. Шукшин и Есенин Текст.: к проблеме преемственности в литературе / О.С. Овчинникова // Актуальные проблемы литературоведения и языкознания. Бийск, 2001. С. 32-40.

174. Овчинникова, О. С. Традиции М.А. Шолохова в романе В.М. Шукшина «Любавины» Текст. / О.С. Овчинникова // Великий художник современности. М., 1983. С. 108-110.

175. Огнев, А. Нападки на М. Шолохова и домыслы о «Поднятой целине» Текст. / А. Огнев // Дон. Ростов н/Д., 1997. № 8. С. 217-229.

176. Ольбрых, В. Русская «деревенская проза» 1960-90-х Текст.: современные проблемы изучения / В. Ольбрых // Дидакт. 2001. № 2.

177. Павлов, О. Русская литература и крестьянский вопрос Текст. / О. Павлов//Октябрь. № 1. 2005.

178. Павликов, Г. Ф. Шолоховские традиции в произведениях В.М. Шукшина Текст. / Г.Ф. Павликов // Вопросы русской литературы: Респ. меж-вед. сб. Львов, 1984. С. 29-34.

179. Паршукова, Н. П. Советское крестьянство 20-30-х годов в произведениях В.М.Шукшина Текст. / Н.П. Паршукова // В.М.Шукшин философ, историк, художник. Барнаул, 1992. С. 36-40.

180. Пейкова, А. К. Классовые и общечеловеческие ценности в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Текст. / А.К. Пейкова // Русс. яз. и лит.: Теория и практика обучения. Чебоксары, 2003. С. 26-35.

181. Петрик, А. «Деревенская проза»: Итоги и перспективы изучения Текст. / А. Петрик // Филологические науки. 1981. № 1. С. 65-68.

182. Протченко, В. Современная повесть о деревне (к проблеме народного характера) Текст. / В. Протченко // Русская литература. 1970. № 4.

183. Рогалина, Н. Л. Коллективизация: уроки пройденного пути Текст. / Н.Л. Рогалина. М., 1989. 224 с.

184. Рыбаков, Н. Гайдар и М. Шолохов Текст.: (к типологии сказа в советской прозе 20-х годов) / Н. Рыбаков // Традиции и новаторство в творчестве А.И. Гайдара. Горький, 1982.

185. Саватеев, В. В силовом поле «Тихого Дона» Текст.: (М. Шолохов и послевоенная проза: сближения и несходства) / В. Саватеев // Новое о Михайле Шолохове: Исследования и материалы / РАН; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: ИМЛИ РАН, 2003.

186. Семенова, С. Г. «С потом и кровью», с болью и смехом: («Поднятая целина») Текст. / С.Г. Семенова // Теоретико-литературные итоги 20 века. М., 2003. Т.2. С. 140-220.

187. Серебрянский, М. Поиски темы (о романе Ив. Шухова) Текст. / М. Серебрянский // Литературный критик. 1936. № 1.

188. Сигов, В. К. «Большой роман» В.М. Шукшина Текст. / В.К. Сигов // Литература в школе. М., 1999. № 5. С. 39-49.

189. Скубач, О. А. Пространство власти: Соцреалистический канон в творчестве В.М. Шукшина Текст. / О.А. Скубач // Пародия в русской литературе 20 века. Барнаул, 2002. С. 51-78.

190. Славникова, О. Деревенская проза ледникового периода Текст. / О. Славникова// Новый мир. 1999. № 2.

191. Солженицын, А. С Борисом Можаевым Текст. / А. Солженицын // Дон. Ростов н/Д., 1997. № 5. С. 3-19.

192. Старикова, Е. Искания современной деревенской прозы 1980-х годов Текст. / Е. Старикова // Поэтика писателя и литературный процесс. Тюмень, 1988. С. 128-133.

193. Старикова, Е. Социологический аспект современной «деревенской прозы» Текст. / Е. Старикова// Вопросы литературы. 1972. № 7.

194. Стрелкова, И. Истина, правда, справедливость Текст.: О сокровенном в прозе В. Шукшина / И. Стрелкова // Литература в школе. М., 2003. № 6. С. 20-23.

195. Стрелкова, И. Крестьянские хроники XX века Текст. / И. Стрелкова // Наш современник. М., 2000. № 3. С. 252-255.

196. Стрелкова, И. Пророки в своем отечестве Текст. / И. Стрелкова // Москва. М., 1996. № 5. с. 141-149.

197. Сушков, Т. Ю. Мотив покоя в поэтике М. Шолохова и В. Шукшина Текст. / Т.Ю. Сушков // Студенч. шолох. чтен. М., 2003. С. 132-135.

198. Тимофеев, JI. И. К вопросу о традиции классики в русской советской литературе Текст. / Л.И. Тимофеев // Литература в школе. 1954. № 5. С. 8-16.

199. Турков, А. Давние грозы: История деревни 20-х годов в творчестве В. Белова и Б. Можаева Текст. / А. Турков // Дружба народов. 1988. № 4. С. 258-262.

200. Ульяшов, П. И утописты, и активисты Текст. / П. Ульяшов // Труд. 1989. 26 марта.

201. Ульяшов, П. «Кануны» Белова и тема коллективизации в современной прозе Текст. / П. Ульяшов // Литература в школе. 1990. № 2.

202. Хватов, А. И. Самая кровная связь Текст.: (М.А. Шолохов в творческих исканиях современности) / А.И. Хватов // Хватов А.И. Живые традиции, памятные имена. М., 1989. С. 73-158.

203. Хватов, А. Шолохов в художественных исканиях современности. Ст. 2. Текст. / А. Хватов // Наш современник. 1984. № 6. С. 154-164.

204. Чалмаев, В. Уроки «деревенской прозы» Текст. / В. Чалмаев // История советской литературы: новый взгляд. Ч. 2. М., 1990. С. 3-19.

205. Чалмаев, В. «Воздушная воздвиглась арка.» (Деревенская проза реализм, нравственный кодекс, испытание будущим) Текст. / В. Чалмаев // Вопросы литературы. 1985. № 6. С. 73-117.

206. Четвертикова, О. А. Осмысление русской деревни В.И. Беловым в аспекте бунинской традиции Текст. / О.А. Четвертикова // Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917-1939). Орел, 2003. С. 5052.

207. Шаляпина, Л. В. Социально-историческая концепция в романе В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» Текст. / Л.В. Шаляпина // Культура и текст: Литературоведение. СПб.; Барнаул. 1998. Ч. 1. С. 200-206.

208. Щеглова, Е. Так о чем нам рассказывала «деревенская проза»?: Размышления о национальной и нравственной природе художественного явления Текст./Е. Щеглова//Нева. 1991. № 10. С. 171-184.

209. Щербакова, Н. «Деревенская проза»: истоки и жизнь во времени Текст. / Н. Щербакова // Русская литература 20 века: Актуальные проблемы развития. Краснодар, 1999. С. 60-75.

210. Юдин, В. А. Традиции «Поднятой целины» М. Шолохова в рассказах А. Иванова Текст. / В.А. Юдин // Традиции и новаторство в советской литературе. М., 1977. С. 104-113.

211. Юрлов, A.M. Духовное преображение русского человека в романе М. Шолохова «Поднятая целина» Текст. / A.M. Юрлов // Актуальные проблемы дух.- нравст. воспитания детей и молод. Ханты-Мансийск, 2003. С. 138-141.

212. Яковлев, А. Против антиисторизма Текст. / А. Яковлев // Лит. газета. 1972.15 ноября.

213. Алейников, О. Ю. Публицистическое начало в прозе В. Распутина: (Авторская позиция характеры - стиль) Текст.: автореф. канд. дис. (10.01.02) / О.Ю. Алейников. МГУ, 1991. 23 с.

214. Антошин, М. К. Характер в русской советской прозе 60-80-х годов. (Историко-литературные предпосылки, эволюция) Текст.: автореф. канд. дис.( 10.01.02) / АН СССР, ИМЛИ им. А.М.Горького / М.К. Антошин. М., 1991.21 с.

215. Бедрикова, М. Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980- х гг.: (Творчество В.Астафьева и В.Распутина) Текст.: дис.канд. фил. наук/М.Л. Бедрикова. М., 1995. 203 с.

216. Большакова, А. Ю. Феномен деревенской прозы, вторая половина XX в. Текст.: дис. .д-ра фил. наук / А.Ю. Большакова. М., 2002. 403 с.

217. Борисова, Л. С. Пушкинская традиция в контексте творчества Б.Л.Пастернака Текст.: дис. . канд. фил. наук / Л.С. Борисова. Саратов, 2003. 195 с.

218. Герчиньска,Д. Восприятие творчества В.Белова и В.Распутина в Польше (60-80 г.) Текст.: дис. .д-ра фил. наук / Д. Герчиньска. М., 1997. 189 с.

219. Горн,В. Ф. В.М.Шукшин и философско-этические проблемы русской прозы о деревне Текст.: дис. .д-ра филол. наук / В.Ф. Горн. М., 1992. 362 с.

220. Дворяшин, Ю. А. М. Шолохов и русская проза 30-70-х годов о судьбе крестьянства Текст.: дис. .д-ра фил. наук / Ю.А. Дворяшин. М., 1994. 372 с.

221. Ершова, Н. В. Трагический герой в творчестве М.А. Шолохова и В.М. Шукшина (по романам «Тихий Дон» и «Я пришел дать вам волю») Текст.: дис. канд. фил. наук/ Н.В. Ершова. Липецк, 2002. 179 с.

222. Конюхова, Е. С. «Поднятая целина» М.А. Шолохова в контексте произведений о русской деревне 30-х гг. Текст.: дис. канд. фил. наук / Е.С. Конюхова. М., 1995.176 с.

223. Латышев, О. Ю. Типологические особенности и межнациональные связи русской «деревенской» прозы 1960-х годов Текст.: дис. .канд. фил. наук / О.Ю. Латышев. Майкоп, 2000.

224. Минакова, А. М. Эпос М.А. Шолохова и современный литературный процесс Текст.: дис. .канд. фил. наук / A.M. Минакова. М., 1969.•kick

225. Русские писатели, XX век Текст. Библиогр. слов. В 2 ч. Ч. 2. / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.