Традиционная английская семья как феномен культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Кваскова, Елена Владимировна

  • Кваскова, Елена Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 161
Кваскова, Елена Владимировна. Традиционная английская семья как феномен культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2003. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кваскова, Елена Владимировна

ГЛАВА I. МЕНТАЛИТЕТ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ

ОСНОВАНИЕ СЕМЬИ.

1.1. Комплексный анализ теории и истории менталитета.

1.2.Ментальный тип в английской культурной традиции

ГЛАВА II. КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННОЙ АНГЛИЙСКОЙ

СЕМЬИ.

2.1. Культурологическая модель традиционной английской семьи как социокультурного института.

2.2. Прикладные аспекты ментальных черт традиционной английской семьи на примере Форсайтов в романе-эпопее Дж. Голсуорси

Сага о Форсайтах».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная английская семья как феномен культуры»

Актуальность темы исследования. Семья является одной из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обходится без института семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Доктор Кэтрин М. Уоллес, профессор, автор ряда публикаций по проблемам семейно-брачных отношений в Англии, в своей книге «В защиту верности» пишет, что «в начале третьего тысячелетия, когда перед человечеством стоит проблема выживания, мы должны признать, что наши трудности разрешимы, только если мы объединим усилия всех поколений семьи, так как семья - это опора упорядоченного и стабильного общества. Нужно помнить и ценить предков, нужно хранить стабильность брачных отношений, которые непосредственно связаны с детьми и внуками»1. Несомненным является тот факт, что традиционная семья является основным носителем ментальных особенностей и источником культурного потенциала различных наций и народов. Тем не менее, трансформация ценностей в современном обществе затрагивает прежде всего семью. Сильно пострадал престиж семьи как основы цивилизации, уступив путь для развития индивидуализма. Современные социологические исследования английской и американской семьи и семейно-брачных отношений (Gallup, Harris Interactive, Scarborough Survey) подтверждают эту тенденцию - снижение рождаемости, рост числа разводов и неполных семей, смену идеалов. Минувший век стал свидетелем многочисленных социологических, законодательных и экономических реформ, которые не принимали во внимание ценность семьи. Социальные эксперименты в ряде стран вылились в результате во множество альтернативных форм семьи (серийная моногамия) в противо

1 Wallace С. М. In Honour of Fidelity. London: G. Routledge, 2000. P.29. вес традиционной, существенно изменяющих контекст культуры в семье, культивированных семейных ценностей.

Потенциал семьи в вопросах преодоления семейного кризиса и упадка самого института семьи способен полностью преобразовать общество, держать под контролем растущий индивидуализм и способствовать выведению моральных ценностей на более высокую ступень. В связи с этим актуальной представляется проблема исследования традиционной английской семьи викторианской эпохи, обладающей теми качествами, которые в настоящее время необходимо не только изучать, но привлечь внимание коллективного сознания общества к культуре семейных отношений, чтобы, придав современной семье динамику развития, избежать возникновения новых социальных проблем.

Данное диссертационное исследование направлено на культурологическое осмысление феномена традиционной английской семьи викторианской эпохи. Следует заметить, что феномен культуры обретает подлинный смысл в том случае, если становится понятной его «вторая интенция» - те духовные силы, которые лежат в основании конкретных культурных форм. Фундаментальным основанием традиционной английской семьи викторианской эпохи является ее национальный менталитет. Она базируется на ментальных особенностях нации: неприкосновенность частной жизни, возвеличивание домашнего очага, приверженность традициям и обычаям, недемонстративность, практичность, рационализм и так далее. Автор, создав культурологическую модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, находит ее ментальные черты в романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах», в котором, как в зеркале, на высоком художественном уровне отражается и тем самым подтверждается выведенная система образов людей, их морали, нравов, закономерностей общественного и частного быта.

Актуальной становится также потребность в диалоге культур разных стран, так как в рамках единой цивилизации постоянно происходит взаимодействие и взаимопроникновение культур.

Состояние теоретической разработки проблемы предопределено тем фактом, что исследование проводилось на стыке нескольких научных дисциплин: философии, социологии, культурологии, психологии, истории, литературоведения.

Различные проблемы культуры, философии, истории, обращение к которым было необходимым при работе над диссертацией, рассматриваются в трудах А. И. Арнольдова, С. А. Арутюнова, В. Г. Бабакова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, Ю. В. Бромлея, И. Витаньи, Н. И. Ворониной, В. Вундт, J1. С. Выготского, В. В. Зеньковского, М. С. Кагана, В. Ж. Келле, В. И. Курашова, Д. С. Лихачева, Н. О. Лосского, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Петрова, Б. Ф. Поршнева и др.

Начиная со второй половины XIX века теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда антропологов и социологов, а семья являлась объектом социокультурного анализа целой плеяды специалистов: М. С. Верба, А. Г. Волкова, С. И. Голода, И. В. Гребенникова, В. Д. Ивановой, Н. И. Костомарова, Т. А. Куликовой, А. В. Петровского, Л. И. Савинова, П. А. Сорокина, а также В. А. Сысенко, А. Г. Харчева, Н. Д. Ши-мина, Я. Щепаньского. Исследования данных проблем представлены в монографиях английских авторов: В. Adams, С. Broderick, Е. S. Morgan, Е. Shorter.

Особый интерес для диссертационного исследования представляют работы, рассматривающие теоретические и прикладные аспекты проблемы менталитета и дающие его психологический и социально-политический анализ. Это признанные авторитеты в области изучения данного феномена: А. А. Белик, М. Блок, Г. Бутуль, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, П. Динцель-бахер, И. Г. Дубов, Ж. Дюби, А. Дюпрон, С. П. Иваненков, В. В. Козловский, И. В. Кондаков, Л. Леви-Брюль, а также Р. В. Манекин, В. В. Минеев, А. П. Огурцов, А. С. Панарин, Л. Н. Пушкарев, М. Рожанский, С. Н. Соколова, А. де Токвиль, Л. Февр, Э. Фромм, М. Ю. Шевяков, В. А. Шкуратов, Л. А. Шу-михина. Проблемы национального менталитета исследовали В. Г. Бабаков, Н. А. Бердяев, Н. И. Воронина, Г. Д. Гачев, Л. Н. Гумилев, В. И. Козлов,

И. С. Кон, И. К. Пантин, В. М. Семенов, И. Л. Сиротина, Б. П. Шулындин.

Особенности английского национального менталитета, а также специфика английской семьи описаны в работах как отечественных: О. С. Васильев, JI. Н. Васильева, Н. А. Ерофеев, В. И. Кобыш, В. А. Матвеев, Р. П. Мильруд, В. В. Овчинников, О. JI. Орестов, В. Д. Осипов, В. А. Скосырев, М. Г. Стуруа, П. В. Сысоев, так и зарубежных исследователей: Р. Cohen-Porthein, Р. Collier, H. S. Commager, P. Daninos, R. Dutton, N. Epton, A. Glyn, G. Gorer, J. R. Green, К. Hewitt, J. Huizinga, О. Keun, P. Maillaud, G. Mikes, J. B. Priestly, J. Shiary. P. Treves.

История и теория английской литературы конца XIX - начала XX вв., когда жил и творил Дж. Голсуорсн, рассматривалась в трудах У. Аллена, А. А. Аникста, А. А. Вельского, Е. Ю. Гениевой, В. В. Ивашевой, M. М. Ка-тарского, А. Кеттла, Н. П. Мнхальской, T. JI. Мотылевой, М. В. Урнова, А. А. Федорова, А. В. Чичерина, R. Fox, D. Trotter; в частности творчеству Дж. Голсуорси посвящены работы Г. В. Аникина, М. И. Воропановой, А. М. Гав-рилюк, Е. В. Гридиной, И. А. Дубашинского, Н. Я. Дьяконовой, К. Дюпре, Д. Г. Жантиевой, А. М. Зверева, М. П. Тугушевой, H. V. Marrot, M. Е. Reinolds, R. Sauter.

Основанием в выявлении типичных черт традиционной английской семьи послужил роман-эпопея Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах». В данном исследовании автором использовался один из лучших художественных переводов романа на русский язык, выполненный Н. Волжиной. Но в контексте поставленной проблемы диссертант предлагает собственные переводы отдельных фрагментов данного произведения, выделяя иную смысловую на-груженность текста, своеобразие и специфику тех его элементов, которые помогают более определенно выявить конкретные черты английского менталитета.

Объектом исследования является традиционная английская семья викторианской эпохи, рассматриваемая с позиции самостоятельно существующего феномена в контексте национальной и мировой культуры.

Предметом исследования служит культура традиционной английской семьи, взятая в сравнительно-историческом аспекте развития английской нации.

Целью исследования является раскрытие культурного пространства традиционной английской семьи викторианской эпохи в соотнесенности с ее национальным менталитетом. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:

- дать комплексный анализ зарубежных и отечественных исследований проблемы менталитета как философской категории;

- исследовать особенности английского менталитета и выделить эт-нонациональные характеристики этого народа;

- построить культурологическую модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, базирующуюся на специфических ментальных особенностях этой нации;

- рассмотреть роман-эпопею Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» как источник трансляции ментальных черт традиционной английской семьи викторианской эпохи.

Методологическое основание исследования. Поскольку данная работа осуществляется на междисциплинарном уровне, в ее основу положен комплексный подход, основополагающий для исследования как историко-философских направлений (категория менталитета), так и социально-культурных реалий (английская семья как феномен культуры). Опора на данный принцип определила набор соответствующих методов исследования, отражающих парадигмальные особенности современных гуманитарных наук:

- сравнительно-исторический метод анализа источников, характеризующих степень взаимодействия культуры, истории, социологии и философии, поля их соединений и расхождений;

- аналитико-интерпретативный метод анализа существующих трактовок категории «менталитет» в западноевропейском и отечественном гуманитарном знании, представление на данной основе собственной авторской концепции;

- интегративный метод позволил применить знания, полученные различными науками, к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

- структурно-семантический метод обнаружил имплицированное ментальное значение в литературной форме;

- метод моделирования позволил создать культурологическую модель традиционной английской семьи, в основе которой лежит ее национальный менталитет.

Предпринятые в данной работе теоретические и аналитические подходы позволили выявить ее научную новизну:

- выведен авторский конструкт - портрет-тип англичанина, исходя из представленных национальных ментальных характеристик;

- построена культурологическая модель традиционной английской семьи викторианской эпохи, включающая все основные сферы ее жизнедеятельности;

- типологизированы ментальные особенности семьи Форсайтов в романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» как эталона традиционной английской семьи викторианской эпохи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Понятие «менталитет» раскрывает глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, а также природное и культурное человеческой ориентации. Менталитет представляет собой относительно целостную совокупность историко-теоретического контекста мыслей, верований, навыков, которое скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества, нации.

2. Понятие «менталитет английской семьи» выражает жизненные и практические установки ее членов, этнические особенности и эмоциональные предпочтения, устойчивые образы окружающего мира, свойственные ее культурной традиции.

Згр «* Традиционная английская семья сложилась под воздействием национальных обычаев, моральных норм и правил поведения, базирующихся на ментальных особенностях английской нации (приверженность семье и семейному очагу, культ и неприкосновенность частной жизни, почитание и следование традициям и привычкам, способность к самоконтролю и самообладанию, практичность, консерватизм и т.д.).

4. В романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» через систему портретов и характеров семейного клана Форсайтов выявлены как позитивные (трепетное отношение к семье, рассудительность, здравомыслие, порядочность), так и негативные (частнособственнический инстинкт, расчетливость, самодовольство, снобизм) черты английского менталитета, в художественной форме значительно углубляющие основания своеобразия и специфики английской семьи.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии, социологии, зарубежной литературе, при разработке курсов по прикладной культурологии, а также как вспомогательный материал при проведении практических занятий по лингвострановедению при обучении студентов иностранным языкам.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты данного диссертационного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на межрегиональной конференции «Язык, культура, коммуникация: контексты современности» (Саранск, МГУ, 2000), на Огаревских чтениях (Саранск, 1999-2002), на конференциях молодых ученых (Саранск, 1999-2002).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кваскова, Елена Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном диссертационном исследовании получены конкретные результаты. Исследование доказывает плодотворность изучения феномена традиционной английской семьи на междисциплинарном уровне: на стыке культурологии, философии, социологии, истории, культурной антропологии, этнопсихологии с привлечением данных из других научных областей. Мы убедились, что в исследованиях подобного рода оправдывают себя комплексный подход, принципы системности, конкретности, историчности, целостности.

Предпринятое нами исследование показывает, что культуры различных народов отличаются друг от друга в первую очередь не типом созерцательного освоения мира и даже не способом адаптационного вживания в окружающий мир, а деятельностной, активной поведенческой реакцией на мир. Деятельность субъекта в мире основывается на установках и предписаниях, извлекаемых им из его национальной культуры. В ее фундаменте лежат общечеловеческие компоненты, обусловленные биологической и психологической природой человека, определенными способами и формами жизнедеятельности, которые всегда обладают своей национальной спецификой.

Чем более развита национальная культура, тем более она тяготеет к диалогу с другими культурами, становясь от этих контактов богаче, впитывает в себя их достижения. Следует подчеркнуть, что национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, высвечивая при этом такие вещи, на которых не останавливалось внимание в родной культуре. М. М. Бахтин писал по этому поводу: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины» (16.335). Это закономерность межкультурного общения, его неотъемлемая часть, исследование которой представляет в нашем случае особый интерес.

Пытаясь осмыслить национальную специфику культур разных народов, мы используем категорию «менталитет» как общую духовную настроенность и относительно целостную совокупность мыслей, верований, навыков, которая скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества, нации, и транслируется из поколения в поколение. Английский менталитет является основой самосознания данного народа, так как он представляет собой то общее, что рождается из природных данных и инвариантных свойств человеческих социумов, и отражает этнические и культурные особенности нации.

Национальное своеобразие традиционной английской семьи основывается на ее ментальных особенностях, сложившихся под воздействием национальных традиций, обычаев, нравов, ценностей, норм, особенностей общения и т.д.

Проявление интереса к творчеству Джона Голсуорси определяет его статус как писателя, перешагнувшего рубеж третьего тысячелетия, подтверждая значимость его творчества не только в историко-культурном контексте Англии, но и в контексте всего мира. Обратившись к творчеству Джона Голсуорси, мы выявили типичные английские ментальные черты на примере Форсайтов из его знаменитого романа-эпопеи «Сага о Форсайтах». Несмотря на тот большой промежуток времени, который отделяет нас от времени создания «Саги о Форсайтах», изучая данное произведение, мы можем изучать особенности английского менталитета не только той эпохи, но иметь представление и о типичных ментальных чертах англичан нашего времени. Таким образом, исследование прикладных аспектов культурного феномена традиционной английской семьи показало, что данная проблема актуальна и в настоящее время.

Разумеется, в рамках одной диссертационной работы невозможно рассмотреть все стороны интересующей нас проблемы. За пределами нашего исследования осталось изучение специальной области науки, возникшей на стыке культурологии и лингвистики в 90-е годы XX века - лингвокультурологии. Она исследует проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке, так как языковой материал является наиболее весомой, часто самодовлеющей, информацией о мире и человеке в нем.

Не в полной мере был рассмотрен процесс восприятия личности и творчества Дж. Голсуорси в культурном сознании России, а также влияние классиков русской литературы (Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев) на формирование его эстетических взглядов и литературное творчество. Интереснейшей темой для исследования является рассмотрение культурного феномена русской семьи на материале романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет», актуализирует проблемы национального самосознания, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «анг-лийскость» и т.п. Выявление взаимодействия, взаимовлияния ментальных моделей русской и английской семей может стать предметом специального исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кваскова, Елена Владимировна, 2003 год

1. Азаров Ю. Л. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982. - 223с.

2. Алексеев М. П. Английская литература. Очерки и исследования. Л.: Наука, 1991.-460с.

3. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. -424с.

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 282с.

5. Аникин Г. В. Английский роман 60-х годов XX века. М.: Высш. школа, 1974.- 104с.

6. Аникин Г. В. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 8-ми т. М.: Худож. лит, 1983. Т. 1. С.5 - 22.

7. Аникин Г. В. Современный английский роман. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1971. -310с.

8. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. М.: Наука, 1975.-528с.

9. Аникст А. А. История английской литературы. М.: Наука, 1956. - 483с.

10. Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т.1. 4.1. -576с.

11. Ануфриев В. А, Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. №3. С. 16 -27; №4. С.28 44; №5. С.24 - 32.

12. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М,МГИК, 1992.-237с.

13. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие/ Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1989. - 243с.

14. Бабаков В. Г, Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б. Н., 1996. - 70с.

15. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. - 543с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.

17. Белик А. А. Психологическая антропология: История и теория. М.: ИЭИА, 1993.- 190с.

18. Бельский А. А. Из истории реализма в литературе Англии. Пермь: Изд-во ПГУ, 1980.- 147с.

19. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. -541с.

20. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: СП «ДЭМ», 1990. - 334с.

21. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999. - 311с.

22. Библер В. С. Итоги и замыслы: Конспект философской логики и культуры // Вопросы философии. 1993. - №5. С.75-93.

23. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XIX век. - М.: Политиздат, 1997. - 412с.

24. Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Логос, 1998. - 432с.

25. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254с.

26. Брак у народов Западной и Южной Европы. М.: Наука, 1989. - 248с.

27. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука, 1990. -173с.

28. Брачность, рождаемость, семья за три века: Сб. статей. М.: Статистика, 1979.- 183с.

29. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412с.

30. Будагов Р. А. Филология и культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -274с.

31. Буровик К. А. Родословная вещей. М.: Знание, 1991. - 232с.

32. Бурцев А. А. Английский рассказ, конец XIX начало XX в. Проблемы типологии и поэтики. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. - 336с.

33. Васильев О. С. Встречи с Британией. М.: Молодая гвардия, 1977. -208с.

34. Васильева Л. Н. Альбион и тайна времени. М.: Современник, 1978. -238с.

35. Верб М. С. Любовь и семья в XX веке. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.-77с.

36. Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н., Кузьмина В. В. Система ценностей современных британцев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - 84с.

37. Вилков А. А. Понятие «менталитет» в российской политической науке // Проблемы политологии и политической истории. Саратов, 1996. Вып.7. С.9-14.

38. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -288с.

39. Власова В. Б. Традиция как форма преемственности культуры // Культура и цивилизация. М.: Прогресс, 1984. С. 123 - 139.

40. Волков А. Г. Семья объект демографии. - М.: Мысль, 1986. - 269с.

41. Воропанова М. И. Джон Голсуорси. Очерк жизни и творчества. Красноярск, 1968. - 272с.

42. Воропанова М. И. Д. Голсуорси. Эволюция творчества. Проблемы метода и мастерства. Автореф. дис. . докт. филол. наук. М.,1971. - 36с.

43. Воронина Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. Саранск: Тип. «Руз. Печатник», 2000. С. 14-17.

44. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001. - 160с.

45. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. пси-хол. труды. / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии; НПО «МОДЭК», 1996. - 512с.

46. Гаврилюк А. М. Стиль форсайтского цикла Джона Голсуорси. Львов, 1977.- 167 с.

47. Гаврилюк А. М. Эстетические взгляды Джона Голсуорси и литературный стиль форсайтовского цикла. Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Львов, 1974.- 16с.

48. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Изд. центр «Академия», 1998.-432с.

49. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т.З: Философия духа. М.: Мысль, 1977. - 471с.

50. Гениева Е. Ю. Литературная ситуация на рубеже веков // История всемирной литературы. В 8-ми т. М., 1994. Гл. X. Английская литература. - Т.8. С.368 - 374.

51. Гениева Е. Ю. Что такое английская литература? // Иностр. лит-ра. 1983. №5. С. 187-190.

52. Герасимова И. А. Структура семьи. М.: Статистика, 1976. - 168с.

53. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272с.

54. Голсуорси Дж. Избранные письма // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. -М.: Правда, 1962. Т. 16. С.473-474.

55. Голсуорси Дж. Литература и жизнь // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. -М.: Правда, 1962. Т. 16. С.445 -456.

56. Голсуорси Дж. Почему нам не нравятся вещи как они есть // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. -М.: Правда, 1962. Т. 16. С.347-350.

57. Голсуорси Дж. Русский и англичанин // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. М.: Правда, 1962. Т. 16. С.370 - 375.

58. Голсуорси Дж. Несколько трюизмов по поводу драматургии // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. М.: Правда, 1962. Т. 16. С.299 - 307.

59. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. В 4-х т. М.: Известия, 1994. Т.1. - 368 е.; Т.2. - 576 е.; Т.З. - 541 е.; Т.4. - 315 с.

60. Голсуорси Дж. Силуэты шести писателей // Голсуорси Дж. Собр. соч. В16.ти т.-М.: Правда, 1962. Т. 16. С.394 411.

61. Голсуорси Дж. Собственник. Роман на англ. яз. М.: Менеджер, 2000. -384с.

62. Голсуорси Дж. Создание характера в литературе // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. М.: Правда, 1962. Т. 16. С.457 - 472.

63. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -М.: Прогресс, 1991. 156с.

64. Гридина Е. В. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, как сатира на английскую буржуазию эпохи империализма. Автореф. дис . канд. филол. наук. -Львов, 1954.-20с.

65. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Худож. лит., 1988. - 462с.

66. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Прогресс, 1992.-334с.

67. Гуревич А. Я. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. М., 1990. С. 135 - 147.

68. Гуревич А. Я. Изучение ментальностей социальная история и поиски исторического синтеза // Сов. этнография. 1988. №6. С. 16 - 20.

69. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.-327с.

70. Гуревич А. Я. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под ред. М. Феррон и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.454 - 456.

71. Гуревич А. Я. Послесловие // Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 182 - 231.

72. Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история. Дискуссии, новые полходы. М., 1989. Вып.1. - 85с.

73. Гуревич П. С. Философия культуры. -М.: Аспект-пресс, 1994. 314с.

74. Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. С. 106 - 108.

75. Данинос П. Записки майора Томпсона. М.: Прогресс, 1970. - 318с.

76. Детерминизм // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. С.158- 159.

77. Доусон 3. Форсайты. -М.: Худож. лит, 1995. 525с.

78. Дубашинский И. А. «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси. М.: Высш. школа, 1979.- 111с.

79. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. - №5. С.20 - 29.

80. Дубовик Н. В. Культурно-эстетические аспекты проблемы человека в позднем английском романтизме. Автореф. дис. . канд. культурологии. -Саранск, 2000. 18с.

81. Дьяконова Н. Я. Джон Голсуорси. JI. - М.: Искусство, 1960. - 132с.

82. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в Истории. 1991. / Под. ред А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. С.48-59.

83. Дюпре К. Джон Голсуорси: Биография. /Пер. с англ. М.: Радуга, 1986-310с.

84. Евнина Е. М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX XX веков. -М.: Наука, 1967.-262с.

85. Ерофеев Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825 1853 гг. -М: Наука, 1982.-320с.

86. Жантиева Д. Г. Английский роман XX века. М.: Наука, 1966. - 346с.

87. Жантиева Д. Г. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 16-ти т. -М.: Правда, 1962. T.l. С.З -30.

88. Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демогр. и социокультурные аспекты. М.: Наука, 1993. - 154с.

89. Зверев А. М. Права собственности и набеги красоты // Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. T.l. -М.: Правда, 1983. С.З 18.

90. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. Париж: UMCA-PRESS, 1989. T.l. - 469с.; Т.2. - 477с.

91. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII -XX вв. М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. 302с.

92. Зиннер И. П. Творчество Л. Н. Толстого и английская реалистическая литература конца XIX и начала XX столетия. Иркутск, 1961. - 387с.

93. Иваненков С. П., Кустанова А. Ж. Исторические вехи российского менталитета // Человек: грани философской рефлексии. М., 1996. Вып.1. С.98- 105.

94. Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. Екатеринбург, 1992. - 99с.

95. Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. лит., 1974. - 474 с.

96. Из истории литературных связей XIX века. М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 335с.

97. История английской литературы / Под ред. И. И. Анисимова. В 3-х т. -М.: Наука, 1958. Т.3.-732с.

98. История всемирной литературы. В 9-ти т. М.: Наука, 1994. Т.8. - 848с.

99. История ментальностей. Историческая антропология. М.: Аспект-пресс, 1996.-760с.

100. Каган М. С. Практика и духовность в деятельности человека // Эстетика как философская наука. С.-П.: Петрополис, 1997. С.80 - 83.

101. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383с.

102. Каган М. С., Холостова Т. В. Культура философия - искусство. - М.: Знание, 1988.-63с.

103. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: Наука, 1999.-471с.

104. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 709с.

105. Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1992. -351с.

106. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. М.: Сов. Россия, 1983.-512с.

107. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. моделир. экономики, 1994. 367с.

108. Катарский М. М. Английская литература от 70-х годов XIX века до первой мировой войны // История английской литературы / Под ред. И. И. Анисимова. М., 1958. С.30 - 38.

109. Кертман JT. Е. География, история и культура Англии. М.: Высш. школа, 1979.-384с.

110. Ключевский В. О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. -461с.

111. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. -М.: Наука, 1968.-525с.

112. Кобыш В. И. Британия Великая и Малая. М.: Известия, 1973. - 255с.

113. Кодухов В. И. Общее языкознание. М.: Высш. школа, 1984. - 303с.

114. Козлов В. И., Шелепов Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования // Сов. этнография. 1973. - №2. С.69 - 82.

115. Козловский В. В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология. СПб.: Алтейя, 1997. С.31 -44.

116. Колодяжная Л. Н. Познакомьтесь: Великобритания. М.: Рольф, 2000. -160с.

117. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. С. 122 -158.

118. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Под. ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. С.85 - 113.

119. Кондаков И. В. Менталитет русской культуры // Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-пресс, 1997. С.38 - 72.

120. Конева Е. В., Балакирев Г. В. Этнический стереотип и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С.71 -77.

121. Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. -М.: Наука, 1970.- 100с.

122. Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992. - 301с.

123. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.-261с.

124. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 232с.

125. Культура семейных отношений: Сб. ст. -М.: Знание, 1985. 175с.

126. Культурный компонент // Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвост-рановедческая теория слова. М.: Рус. язык, 1980. С.5.

127. Курашов В. И. Нация в общечеловеческом и российском измерениях. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1999. 278с.

128. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с фр. Л.: Атеист, 1930. -339с.

129. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 605с.

130. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Терра - Книжный клуб; Республика, 1999. - 392с.

131. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 535с.

132. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. №8. С.З -8.

133. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Белика. -М.: Смысл, 2001. 555с.

134. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991.478с.

135. Лосский Н. О. Характер русского народа. // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. -М. :Республика, 1994. С. 223-232.

136. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX века). - СПб.: Искусство - СПБ, 1999. -415с.

137. Майол Э., Милстед Д. Эти странные англичане / Пер. с англ. И. Тогое-вой. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. - 72 с.

138. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / Пер. с англ. М.: Искусство, 1990. - 245с.

139. Манекин Р. В. Контент-анализ как метод исследования истории мысли // Клио. 1991. №1. С.28-33.

140. Марков А. П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996. С.42-46.

141. Марков Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1993. - 230с.

142. Маркович Д. Ж. Встреча цивилизаций и культурная самобытность // Диалог цивилизаций: Восток Запад: Тез. выступлений на втором международном филос. симпозиуме. - М.: Гос. ун-т Дружбы народов, 1995. Вып.2. С.41 -43.

143. Марцинковская Г. Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: Агентство «Блиц», 1994. - 278с.

144. Матвеев В. А. Британия вчера и сегодня. М.: Междунар. отношения, 1989.-256с.

145. Менталитет // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С.177.

146. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России / Дубов И. Г., Смирнов Л. Н., Толстых Н. Н. и др. М.: Имидж-контакт, 1997. - 477с.

147. Мильруд Р. П. Порог ментальности российских и английских студентов при соприкосновении культур // ИЯШ. 1997. №4. С. 17 22.

148. Минеев В. В, Нефедов В. П. Русский космос: источники мировых сенсаций, русский философский и научный менталитет, проблемы смерти и бессмертия. Красноярск: ИБФ, 1992. - 50с.

149. Михальская Н. П. Англия // История эстетической мысли. В 6-ти т. М, 1986. Т. 3. С.122 - 137.

150. Михальская Н. П. Пути развития английского романа. 1920-30 гг. М.: Высш. школа, 1966. -271с.

151. Михальская Н. П, Аникин Г. В. Английский роман XX века. М.: Высш. школа, 1982. - 192с.

152. Мортон А. Л. История Англии. М.: Иностр. лит, 1950. - 461с.

153. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом. М.: Сов. писатель, 1978. -438с.

154. Мотылева Т. Л. Достояние современного реализма. Исследования и наблюдения. -М.: Сов. писатель, 1973. 438с.

155. Мотылева Т. Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Сов. писатель, 1966. -471с.

156. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЭКСМО -ПРЕСС, 1998.- 1056с.

157. Овчинников В. В. Корни дуба: Впечатления и размышления об Англии и англичанах. М.: Мысль, 1980. - 300с.

158. Огурцов А. П. Трудности анализа ментальности // Вопр. философии. 1994. №1. С.50 53.

159. Орестов О. Л. Другая жизнь и берег дальний. М.: Правда, 1974. - 192с.

160. Осипов В. Д. Британия глазами русского. М.: Изд-во АПН, 1977. -208с.

161. Осипов В. Д. Британия. 60-е годы. М/. Политиздат, 1967. - 304с.

162. Пантин И. К. Национальный менталитет и история России // Вопр. философии. 1994. №1. С.29 33.

163. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.-95с.

164. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. -232 с.

165. Почепцов О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира //Вопр. языкознания. 1990. №6. С.110 122.

166. Пристли Дж. Б. Заметки на полях: Худож. публицистика. М.: Прогресс, 1988.-467с.

167. Проблемы философии культуры / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-325с.

168. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. (Лики культуры). -М.: Юристъ, 1995. 623с.

169. Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет?: Историографические заметки // Отечественная история. 1995. №3. С. 158 166.

170. Пушкин А. С. Англия есть отечество карикатуры и пародии // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10-ти т. М.-Л., 1950. Т.7. Критика и публицистика. С. 147- 148.

171. Разумовская Т. Ф. Мастерство Голсуорси романиста (проблема традиций и новаторства в довоенном творчестве). Автореф. дис. . канд. фи-лол. наук. - Горький, 1971. - 20с.

172. Рескин Дж. Лекции об искусстве. // Сочинения. В 10-ти т. / Пер. с англ. -М.: Б.и., 1900. Т.4.- 102с.

173. Рожанский М. Ментальность. // 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под ред. М. Феррон и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.459 - 463.

174. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны Зарубежной Европы. -М.: Наука, 1999.-518с.

175. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1994. №1. С.25 53.

176. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. -М.: АГРАФ, 1999.-384с.

177. Русская история: проблемы менталитета: (Материалы науч. конференции) // Преп. истории в шк. 1995. №3. с.21 28.

178. Рымарь Н. Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. - 127с.

179. Семейство // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. -М.: Терра, 1995. Т.4. С. 173.

180. Семья // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1997. С.663 - 665.

181. Семья // Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 199. С.782.

182. Семья // Российская социологическая энциклопедия / Под. общей ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: Издательск. группа НОРМА-ИНФРА-М., 1998. С.462-463.

183. Семья как объект философского и социологического исследования. Сб. ст. Л.: Наука, 1974. - 150с.

184. Сиротина И. Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интеллигенции: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Саранск, 1995.- 19с.

185. Скосырев В. А. В тени Большого Бена. М.: Известия, 1986. - 176с.

186. Слово // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1993. С.524.

187. Смайлс С. Сочинения: В 2-х т. М.: Терра, 1997. Т.1: Характер. - 336с.; Т.2: Жизнь и труд, или Характеристики великих людей. - 480с.

188. Соколова С. Н. Духовность и менталитет: К вопросу о соотношении понятий // Известия Тул. Гос. ун-та. Сер. Гуманит. и соц-экон. науки. Тула, 1997. Вып.1. С.24 29.

189. Солманидина Н. В. Менталитет как «философское измерение» российской истории в творчестве В. О. Ключевского. Автореф. дис. .канд. фи-лос. наук. Саранск, 2001. - 18с.

190. Сорокин П. А. Система социологии. М.: Наука, 1993. - 447с.

191. Спиркин А. Г. Человек, культура, традиция. // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. С.5 - 14.

192. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Под ред. Ю. JL Бессмертного. -М, 1993.-207с.

193. Ставская Н. Р., Булычев И. И. О социальной сущности культуры, культурного наследия и преемственности в развитии культуры // Традиции и инновации в духовной жизни общества. М.: Прогресс, 1986. С.42 - 52.

194. Стефаненко Т. Г. Национальный характер или ментальность? // Стефа-ненко Т. Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 135 - 142.

195. Странный человек // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Терра, 1995. Т.4. С.335.

196. Стуруа М. Г. Время: по Гринвичу и по существу. М.: Известия, 1969. -672с.

197. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976.-216с.

198. Суханов И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький, 1973.-256с.

199. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989. - 173с.

200. Сысоев П. В. Феномен американской ментальности // ИЯШ. 1999. №5. -С.68 73.

201. Сэмпсон Э. Новая анатомия Британии. М.: Прогресс, 1975. - 487с.

202. Токвиль А. де. Демократия в Америке / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. -554 с.

203. Томпсон Дж. Структура домохозяйства и семей в Англии //Брак и семья: Демографический аспект. М.: Статистика, 1975. С.213 - 223.

204. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - 346с.

205. Трахтенберг О. В. Очерки по истории философии и социологии Англии XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 116с.

206. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии. М.: Изд-во иностр. лит, 1959.-606 с.

207. Тугушева М. П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1973.- 176с.

208. Урнов М. В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худож. лит, 1986.-380с.

209. Урнов М. В. На рубеже веков. Очерки английской литературы конца XIX нач. XX в. - М.: Наука, 1970. - 432с.

210. Устинова М. Я. Межвозрастная передача этнокультурных традиций. -М.: Наука, 1988.- 165с.

211. Февр JI. Бои за историю: Сб. ст. М.: Наука, 1991. - 629с.

212. Федоров А. А. Зарубежная литература XIX XX вв. Эстетика и художественное творчество. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 254с.

213. Федоров А. А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX в.). Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 188с.

214. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269с.

215. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В. П. Ильин, 1997.-416с.

216. Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологич. исследования. 1986. №3. С.23 33.

217. Харчев А. Г. и др. Семья и общество. М.: Наука, 1982. - 128с.

218. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит, 1977. - 446с.

219. Чапек К. Письма из Англии // Чапек К. Собр. соч. В 7-и т. М.: Худож. лит, 1976. Т.5. С.61 - 134.

220. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. -М.: Сов. писатель, 1975. -376с.

221. Шаповалов В. Ф. Россиеведение как комплексная научная дисциплина // Общественные науки и современность. 1994. - №2. С.37 - 46.

222. Шевяков М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореф. дис . канд. фил. наук. Волгоград, 1994 - 18с.

223. Шервуд Е. А. От англосаксов к англичанам: К проблемам формирования английского народа. М.: Наука, 1988. - 237с.

224. Шимин Н. Д. Семья как общественное явление. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 188с.

225. Шкуратов В. А. Историческая психология на перекрестках человекозна-ния // Одиссей. Человек в Истории. 1991. / Под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. С.87 - 98.

226. Шкуратов В. А. Историческая психология. -М.: Смысл, 1997. 506с.

227. Шкуратов В. А. Психика. Культура. История: (Введ. в теорет.-методол. основы ист. психологии). Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1990. - 251с.

228. Шулындин Б. П. Российский менталитет в сценариях перемен // СО-ЦИС. 1999. №12. С.50 53.

229. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240с.

230. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 30-ти т. М.: Госполитиздат, 1961. Т.21. С.23 - 178.

231. Эренбург И. Г. Виза времени / Сочинения. В 9-ти т. М.: Худож. лит., 1966. Т.7. С.432 - 478.

232. Якобсон Р. О. О художественном реализме. // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. С.387 - 393.

233. Adams В. The Family, a Sociological Interpretation. N.Y., 1986. 457pp.

234. Adventures in English Literature / Ed. by H.C. Schweikert. N.Y., 1934. 874pp.

235. Autobiographical letters of John Galsworthy. N.Y.: The English Book Shop, 1933.81pp.

236. Berkowitz & Grych. In Order to Defend Goodness // Journal of Moral Education, 1998, Vol.27, Issue 3.P.371 -391.

237. Berger B. Social Roots of Prosperity and Freedom // Society, Mar-Apr. 1998. Vol.35, Issue 3.P.40 -58.

238. Bouthoul G. Histoire de la sociologie. Paris: Presses universitaires de France, 1967. 128pp.

239. Bouthoul G. Les mentalités. Paris, 1971. P.31 -32.

240. British Cultural Identities. Ed. by Mike Storry and Peter Childs. Routledge, 1997. 376pp.

241. Broderick C. Marriage and the Family. N.Y., 1988. 454pp.

242. Busfield J., Paddon M. Thinking about Children: Sociology and Fertility in Post-War England. N.Y., 1977. 312pp.

243. Contemporary Theories about the Family. N.Y.: Free Press, 1979. 2 v. ill. VI. Research-based theories; V2. General theories.

244. Chaplin J. P. Dictionary of Psychology. N.Y., 1975. 364pp.

245. Cohen-Portheim P. England. Die unbekannte Insel. Berlin, 1930. 173pp.

246. Collier P. England and the English from an American Point of View. N.Y.: C. Scribner's, 1910. 434pp.

247. Commager H.S. Britain through American Eyes. L., 1974. 839pp.

248. Daninos P. Major Thompson and I. L., 1957. 327pp.

249. Deverson J., Lindsay K. Voices from the Middle Class: a Study of Families in Two London Surburbs. L.: Hutchinson, 1975. 221pp.

250. Dupront A. Problèmes et methodes d'une histoire de la psychologie collective // Annales. 1961. Vol. 16(1). Jan.-Feb. P.3 -11.

251. Dutton R. The Victorian Home, Some Aspects of Nineteenth-Century Taste and Manners. L., 1954. 206pp.

252. Drever J. A Dictionary of Psychology. Harmondsworth, 1952. 315pp.

253. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation. Bern, 1969. 2V; VI. 332pp., V2.490pp.

254. Epton N. Love and the English. N.Y., 1963. 479pp.

255. Europäische Mentalitätsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarstellungen. Alfred Kroner Verlag. Stuttgart, 1993. (Kroners Taschenaufgabe). Band 469. 678 S.

256. Families: What makes Them work / David H. Olson. Beverly Hills, California: Sage Publications, 1989. 312pp.

257. The Family in History. Interdisciplinary Essays. University of Pensylvania Press, 1975. 210pp.

258. Fox R. A Writer in Arms. L.: Lawrence and Wishart, 1937. 252pp.

259. Funk and Wagnalis New Standard Dictionary of the English Language. N.Y., 1962. 2177pp.

260. Galsworthy J. Castles in Spain: & other screeds. L., W.Heinemann Ltd, 1927. 189pp.

261. Galsworthy J. The Man of Property, with an introduction by Evelyn Waugh. N.Y., 1964. 285pp.

262. Galsworthy J. The Forsyte Saga. N.Y., C.Scribner's sons, 1932. 870pp.

263. Galsworthy J. Glimpses and Reflections. L.: Heinemann, 1937. 337pp.

264. Glyn A. The Blood of a Britishman. L., 1970. 315pp.

265. Goetz H.-W. Vorstellungsgeschichte // Archiv fur Kulturgeschichte. Berlin, 1961. 305 S.

266. Gorer G. Exploring English Character. L.: Cresset Press, 1955. 483pp.

267. Gorer G. Sex & Marriage in England Today. L.: Thomas Nelson, 1971. 319pp.

268. Green J.R. History of the English People. L., 1895-1896. 837pp.

269. Hay ward A. L. The Days of Dickens: a Glance at Some Aspects of Early Victorian Life in London. L.: G. Routledge, 1926. 280pp.

270. Heald G., Wybrow R. J. The Gallup Survey of Britain. L., 1986.

271. Hewitt K. Understanding Britain. Oxford, 1996. 265pp.

272. Huizinga J. England. L., 1970. 256pp.

273. Jeremek B. Umyslowose i psychologia sbiorowa w historii (Mentalite et psychologie collective en histoire) // Przeglad Historyczny. 1962. V.53. P.629-643.

274. Laslett P. Household and Family in Past Time. Cambridge University Press, 1972. 623pp.

275. Keun O. I Discover the English. L, 1934. 318pp.

276. Kightly Ch. The Customs and Ceremonies of Britain: An encyclopedia of living traditions. L.: Thames & Hudson, 1986. 248pp.

277. Letters from J. Galsworthy, 1900 1932, edited and with introduction by Edward Garnett.L,J. Cape; N.Y, C.Scribner's sons, 1934. 255pp.

278. Maillaud P. The English Way. Oxford, 1945. 205pp.

279. Mandrou R. L'-histoire des mentalités //Encyclopedia universalis. V.VIII. Paris, 1968. P. 436-438.

280. Marrot H. V. The Life and Letters of John Galsworthy. L, Toronto, W. Heinemann, Ltd, 1935. 819pp.

281. Mentalität // Dinzelbacher P. Zu Theorie und Praxis der Mentali-tatsgeschichte//Europäische Mentalitätsgeschichte. 357 S.

282. Mentalite'// Bouthoul G. Les mentalités. Paris, 1952. P. 31-32.

283. Mentalite' // Dictionaire de la lange philosophique. Paris, 1986 (5th ed.). P.435.

284. Mentalite'// Grand Larousse Universel. V.10. Paris, 1989 (Grand Dictionaire Enciclopedique Larousse). P. 6834 6835.

285. Mentalite' // Vocabulaire technique et critique de la philosophie.Sur dir A. Lalande. Paris, 1988 (16 ed.). P. 609.

286. Mikes G. How to be an Alien. L, 1946. 183pp.

287. Mikes G. How to Unite Nations/ L, 1963. 236pp.

288. Morgan E. S. The Puritan Family. N.Y.: Harper & Row, 1966. 196pp.

289. Nelson W. H. The Londoners. L, 1975. 582pp.

290. Priestley J.B. The English. L, 1966. 158pp.

291. Reber A. S. The Penguin Dictionary of Psychology. Harmondsworth, 1985.2832pp.

292. Reichardt R. Histoire des Mentalitäts: Eine neue Dimension der Social-geschichte an Beispil des französischen Ancien Regime //Internationales Archiv fiir Socialgeschichte der deutschen Literatur. 1978. № 3. 232 S.

293. Renier G. J. The English: Are They Human? L.: Williams & Norgate, Ltd., 1932. 288pp.

294. Reynolds M. E. Memories of John Galsworthy. L.: R. Hale & Company, 1936. 447pp.

295. Rueschemeyer D. Mentalität und Ideologie //Sociologie. Berlin: Ed. R. König, 1967. 28-45 S.

296. SantayanaG. Soliloquies in England. L., 1922. 158pp.

297. Sauter R. Galsworthy, the Man: an intimate portrait. L.: Owen, 1967. 176pp.

298. Shiary J. Britain and France. L., 1975. 178pp.

299. Shorter E. The Making of the Modern Family. N.Y., 1975. 480pp.

300. Stone L.Joseph. The Family, Sex and Marriage in England, 1500-1800. L., Weidenfeld & Nicolson, 1977. 800pp.

301. Studying British Cultures. Ed. By S. Bassnett. Routledge, 1997.240pp.

302. Sysoyev P. V. Mentality Awareness a Key to Personal Success in International Business Contacts // The Internet TESL Journal, vol.IV, No.5, May 1998; // www.aitech.ac.jp.-iteslj/Articles/Sysoyev-Mentality/

303. Trenard L. Histoire des mentalites collectives: les livres, bilans et perspectives //Revye d'histoire moderne et conterportaine. 1968. V.2. P. 691-703.

304. The Universal Dictionary of English Language. L., 1957. 747pp.

305. Trotter D. The English Novel in History, 1895 1920. Routledge, 1993.344pp.

306. Treves P. England, the Mysterious Ireland. L., 1948. 205pp.

307. Webster's third new international dictionary. L., 1961. 3575pp.

308. Wendenborn F. Reise durch England. Hamburg, 1791. 389pp.

309. Wilson J.Q. The Sense of Morality. N.Y. Free Press, Macmillan Inc., 1993. 329pp.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.