Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения в форме науч. докл. Назина, Инна Дмитриевна

  • Назина, Инна Дмитриевна
  • доктор искусствоведения в форме науч. докл.доктор искусствоведения в форме науч. докл.
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 58
Назина, Инна Дмитриевна. Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси: дис. доктор искусствоведения в форме науч. докл.: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 1998. 58 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения в форме науч. докл. Назина, Инна Дмитриевна

Характеристика публикаций автора, послуживших основанием для обобщений и выводов научного доклада./.:.

Традиционная народно-инструментальная музыка

Беларуси как объект исследования.

Классификация белорусской фолькпорно-инструментальной музыки.

Комплексный анализ выделенных классов наигрышей:

1. Сигнальные наигрыши.

2. Звукоподражательные наигрыши.

3. Песенные наигрыши.

4. Танцевальные и маршевые наигрыши.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси»

КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ ФОЛЬКЛОРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Особую трудность при изучении традиционного музыкально-инструментального фольклора представляет мало разработанная проблема его классификации. Наиболее убедительные результаты получаются при систематизации наигрышей, зафиксированных на каком-либо одном музыкальном инструменте1. Менее утешительными оказываются опыты упорядочивания всей инструментальной музыки, тем более воспроизведенной на инструментах разных видов и типов2.

Приступая к классификации «живой» инструментальной музыки белорусов, мы оттолкнулись от мысли А.Сохора о «жанровых началах» музыкального искусства - сигнальности, звукоизобразительности, распевности, декламационное™ и моторности3. Выделив эти понятия, ученый не стал вникать в их природу и содержание, считая, вероятно, достаточно «прозрачными». Между тем, специальное изучение отмеченных понятий применительно к белорусской инструментальной музыке выявило их бесспорную научную ценность, обусловленную характерной для них обобщенностью и одновременно качественной определенностью. Действительно, в каждом из понятий как бы свернуто и концентрированно выражено особое, специфическое, присущее только ему одному имманентное качество, закрепленное в терминах «сигналь-ность», «звукоизобразительность», «распевность», «декламационность» и «моторность». Учитывая качественную определенность данных понятий, обнаруживающую себя в совокупности неповторимых свойств, мы выделили в белорусском инструментальном творчестве в соответствии с его этнической спецификой четыре фундаментальных класса, охва

1 Смирнов Б. Скрипичные наигрыши. М., 1960; его же: Искусство владимирских рожечников. М., 1965.

2 Ыструментальна музика / Упор., вступна стаття та примаки А.1. Гуме-нюка//УкраТнська народна творчють. КиТв, 1972.

3 Сохор А. Теория музыкальных жанров: Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971. С. 297. тывающих сигнальные, звукоподражательные, песенные и танцевальные (к ним примыкают и маршевые) наигрыши. Каждый класс инструментальной музыки отличается от другого своим генезисом, кругом выполняемых общественно-культурных функций, типом музыкальной образности и, соответственно, комплексом средств выразительности, использованием отобранных и закрепленных многовековой практикой звуковых орудий и музыкальных инструментов, способами исполнительского воплощения, а также исторически сложившимися взглядами народных музыкантов на эти разнородные формы звукопроявлений. При сохранении качественной неповторимости и единства основополагающих свойств все классы характеризуются в то же время значительной внутренней разветвленностью, детерминированной множественностью «точек приложения» (выражение Б.Асафьева) наигрышей.

С целью выявления природы и сущности каждого класса белорусской инструментальной музыки последовательно изучались: 1/ его социально-бытовой (а в некоторых случаях и природный) контекст: традиционные для белорусов виды хозяйственной деятельности, обусловившие профессиональную специализацию мужской части крестьянского населения, «живые» в настоящее время календарно-земледель-ческие и семейно-родовые обряды, обычаи, увеселения и т.д.; 21 культурно-художественный контекст, охватывающий разные виды народного творчества, в особенности устно-поэтический, песенный, танцевальный, театрализованно-игровой в их постоянных взаимоконтактах и взаимодействиях; 3/ закрепленность определенного круга звуковых орудий за определенными классами инструментальной музыки; 4/ региональные и местные музыкальные традиции, воздействующие на характер образности и стилистику наигрышей; 5/ особенности индивидуального мышления народных музыкантов, сказывающиеся в подвижном соотношении творческого и исполнительского начал, в личностном претворении общих мелодических стереотипов, ритмических норм и структурно-композиционных принципов.

Наряду с факторами общезначимыми, важными для формирования всех классов белорусской инструментальной музыки, учитывались и дополнительные, имеющие принципиальное значение только для какого-либо одного класса. Так, при анализе песенных наигрышей особое значение приобретает проблема связи и отношений наигрышей с напевами обрядово приуроченных и неприуроченных песен, специфика инструментализации песенных мелодий на разных музыкальных инструментах, в сольной и вокально-инструментальной традиции; при изучении танцевальных наигрышей на первое место выдвигаются проблемы их органической взаимосвязи и координации с вокальным и танцевальным компонентами, включенности в разные обрядовые комплексы, типологизации танцевальной музыки, стилевого своеобразия сольных и ансамблевых наигрышей.

Следует подчеркнуть, что в целом каждый класс белорусской народной инструментальной музыки весьма неоднороден по формам, сохранив «следы» разных исторических эпох, когда совершалась смена или усовершенствование инструментария, а параллельно с ним музыкального мышления и музыкального стиля. Поэтому только предварительное дифференцированное исследование всех классов инструментальной музыки позволит вскрыть ее подлинную масштабность и гетерогенность, социальную и художественную природу, определить национальную характерность, реальное положение и значение в макросистеме духовной культуры белорусов. В этом и виделась главная цель нашего исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Назина, Инна Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование традиционной инструментальной музыки как особой, специфической области народного творчества позволяет сделать выводы о некоторых ее этнически и типологически определяющих чертах:

- Несомненная историко-социальная, природная, культурная и профессиональная детерминированность возникновения инструментальной музыки, ее органическая включенность в самые разные сферы крестьянской жизни, в многослойные культурные традиции дает возможность определить тип инструментальной музыки (и соответственно музыкального инструментария и деятельности музыканта) как «внутрижизнен-ный» (по типологии С.С.Аверинцева). Принципиально важное значение для его формирования имела дифференциация занятий мужского населения по признаку профессиональной специализации. С этим связано нормативное закрепление за различными видами специализированной деятельности соответствующих типов звуковых орудий, форм звуковых «высказываний» и исполнительства. Характерное для инструментальной музыки многообразие внешних и внутренних связей предопределило ее полифункциональность, а вместе с тем и ее высокий общественный статус, важное место в духовной и художественной культуре этноса.

- Согласно предложенной нами классификации, традиционная народно-инструментальная музыка, взятая в полном своем объеме, подразделяется на четыре качественно разных и параллельно функционирующих, рядоположенных класса. Вместе с тем они образуют своего рода целостность. Будучи генетически запрограммированной в древнейших синкретических комплексах, она обеспечивается множественностью внутренних связей, которые прослеживаются на самых разных уровнях - от взаимообмена «образами-интонациями» (определение З.Эвальд), ритмоформулами, принципами формоообразования до общности видов инструментального изложения.

- В соответствии с распространенными у белорусов мифологическими представлениями все инструментальное звукотворчество делится на «не-музыку», представленную классами сигнальных, звукоподражательных и частично песенных наигрышей, и «музыку», охватывающую многочисленные по жанрово-стилевым профилям песенные и танцевальные наигрыши. Именно они и составляют ядро традиционной инструментальной музыки. Находящиеся на ее периферии сигнальные и звукоподражательные наигрыши, образные сферы которых, хотя и имеют некоторые аналоги в песенном фольклоре, являются типичными для инструментального творчества. Выявленные, кроме того, разнообразные звуковые комплексы (тембро-шумовые, тембро-ритмические со структурно неупорядоченной и упорядоченной ритмикой, тембро-интонации с неопределенной и определенной высотностью), играющие заметную роль и в синкретических обрядовых комплексах, свидетельствуют о раннем и самостоятельном зарождении инструментальной музыки. В ее истории можно выделить две взаимосвязанные стадии - «до-жанровую» и «жанровую».

- Своеобразие звуковой сферы народно-инструментальной музыки находится в принципиальной зависимости от тембро-регистровых, динамических особенностей, выразительных и технико-исполнительских возможностей музыкальных инструментов, которые нередко полностью определяют характер инструментальных образов, подчиняют их своим акустическим свойствам. В то же время весьма существенное значение имеют региональная, местная и индивидуальная трактовка каждого отдельного инструмента, зависимая прежде всего от типа мышления «самоопределяющейся индивидуальности» музыканта-исполнителя, являющегося выразителем требований и содержания коллективного слухового опыта в рамках определенной музыкальной традиции.

- Типологически отличительную черту белорусской традиционной народно-инструментальной музыки составляет ее песенно-речевая природа. Она проявляется не только в глубинной связи с песней, но и в песенности, распевности как особом интонационном качестве инструментальной мелодики и стиля исполнительского интонирования. Вместе с тем для инструментальной музыки существенно и постоянство ее многогранных связей со словом, шире - с речевой деятельностью человека. Свидетельством тому выступают названия наигрышей, конкретизирующие их смысловое содержание и назначение, несомненное воздействие поэтического компонента песни и танцевальной припевки на композиционную структуру наигрышей, творчески стимулирующее значение сюжета повествовательных произведений на появление инструментально-«речевых» имитаций, «перевод» содержания поздравительных «слов» свадебных музыкантов на «язык» ритуально-инструментальных маршей и т.д.

- В сознании жителей современной белорусской деревни инструментальная музыка, передающая богатейший в своих оттенках мир чувствований народа, предстает как выразитель праздничного мироощущения и мировосприятия, носитель и возбудитель жизнерадостного настроения. Об этом постоянно говорят сами носители инструментальной традиции: «Играем, чтобы было весело, радостно всем и каждому»; «Играем для веселья всех и своей».

Предпринятое нами комплексное исследование традиционной народно-инструментальной музыки Беларуси открывает перспективы дальнейшей разработки в нескольких направлениях - общеисторическом, связанном прежде всего с проблемами истоков и путей формирования музыкального искусства, и сравнительно-типологическом, осуществляемом на уровне целостных музыкально-инструментальных систем восточнославянских и балтских народов, что особенно важно в связи со славянско-балтским субстратом белорусского этноса.

Перечень научных публикаций, которые послужили основанием для обобщений и выводов данного труда

1. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, мембранные, духовые. - Минск : Наука и техника, 1979. - 9,7 п. л.

2. Белорусские народные музыкальные инструменты: Струнные. -Минск: Наука и техника, 1982,- 8 п.л.

3. Беларуская народная ¡нструментальная музыка / Фоназапюы, ната-цыя, рэ'Д. \ сютэматызацыя найгрышау, уступ, арт. \ навук. камент. 1.,Дз. Найнай. - МЫск: Навука I тэхн!ка, 1989. - 655 с. - (Беларус. нар. творчасць / АН БССР, 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфп \ фальклору). - 36,76 др. а.

4. Жанщьба Цярэшю / Уклад тэкстау, уступ, арт. I камент. Л.М. Салавей; Уклад., сютэм. I расшыфроука матэрыялу, уступ, арт. \ камент. 1.Дз.НазЫай. - М1нск: Навука I тэхнка. 1992. - 28,75 др.а. - (Беларус. нар. творчасць / АН БеларуЫ. 1н-т мастацтвазнауства, этнаграфн I фальклору).

5. Становление и развитие белорусского этноинструментоведения как специальной научной дисциплины // Белорусская этномузыкология: Очерки истории (XIX - XX вв.) / З.Можейко, Т.Якименко, Т.Варфоло-меева и др.; под ред. З.Можейко. - Минск: Технология, 1997. - 3 п.л.

6. Беларусюя народныя музычныя ¡нструменты. - Мжск: Беларусь, 1997.- 10 п.л.

7. О понятии «голос» в традиционной музыкально-инструментальной культуре белорусов II Голос и ритуал; Материалы конф. (май 1995 г.) - М., 1995. С. 56-59.

8. Беларусюя народныя музычныя ¡нструменты у святле антрапамар-ф1зму // Музычная культура Беларуси Дыялог часоу: Матэрыялы VI навуковых чытанняу памяц1 Л.С.Мухарынскай (1906-1987) / г. М!нск, 4 красав1ка 1997 г./. - Мжск: Беларуская дзяржауная акадэмт музык1, 1997. - С. 4-12. иМ/я/

Подписано к печати 1,VII.1998 г. Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз. Объем 2,4 п.л. Заказ № 26. Издательский отдел Белорусской государственной академии музыки, лицензия Л В № 109. 220030, Минск, Интернациональная, 30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.