Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Зиновьев, Георгий Вениаминович

  • Зиновьев, Георгий Вениаминович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 247
Зиновьев, Георгий Вениаминович. Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1999. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зиновьев, Георгий Вениаминович

Введение.

Глава I. Характеристика источника.

Глава II. Классификация талантливости в трактате "Жэнь у чжи" в контексте традиционной политической и философской культуры Китая.

Глава III. Исследование проблем распознавания талантливости в трактате "Жэнь у чжи" и искусство беседы и риторики в традиционном Китае.

Глава IV. Трактат "Жэнь у чжи" и дискуссии о талантливости в рамках "учения о сокровенном".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая»

Принадлежащий кисти Лю Шао трактат "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") занимает особое место в культурном наследии традиционного Китая. В этом труде автор на основе глубоких знаний классических произведений и современных ему философских учений, а также понимания политических реалий периода Троецарствия (220-280 гг.) и собственного опыта государственной службы предпринял уникальное в китайской традиции системное исследование феномена талантливости.

Одними из основных факторов, определявшими ход истории и систему общественных отношений на Востоке, были феномен власти-собственности и связанная с ним исключительная роль института государства, которое являлось не просто политической надстройкой общества и инструментом регулирования социальных и экономических процессов, но было необходимой основой жизнедеятельности всего общественного организма.

История Китая, традиции его политической культуры представляют собой благодатный материал для изучения складывания и функционирования механизма управления обществом, основанного на государственной власти-собственности. Здесь на протяжении тысячелетий сформировался разветвленный аппарат государственного управления, который соответствовал задачам руководства сложнейшим природно-хозяйственным комплексом Срединной империи. Представляется, что Китай весьма рано столкнулся с вопросом ограниченности ресурсов и необходимости их экономного, рачительного использования (отметим, что и для современного Китая это остается одной из основных проблем). Ресурсами обеспечения жизнедеятельности общества выступали не только природные богатства, но и созидательные возможности, которые скапливались в самом обществе. Раскрыть эти возможности, направить их в нужное русло должна была система государственного управления. Важнейшим элементом постоянного воспроизводства государственного и общественного устройства было воспроизводство системы управления, поэтому выявление и применение людей по их способностям было делом первостепенной важности. Именно этой проблеме, одной из ключевых для выживания китайской цивилизации, и был посвящен трактат "Жэнь у чжи".

Китайской политической традиции удалось выработать продуманную систему комплектации аппарата управления. Поиски в этом направлении начались со времени складывания государственности и продолжались многие сотни лет. За это время были выдвинуты и на практике опробованы различные способы и критерии подбора чиновников. С появлением на рубеже II в. до н.э. единой централизованной империи, жизнеспособность которой во многом зависела от эффективности ее бюрократической структуры, эти вопросы приобрели особенную остроту. Трактат "Жэнь у чжи" является творческим обобщением накопленных китайской традицией опыта государственного управления и знаний о природе человека. Обращение автора к такой проблематике, как талантливость, которая рассматривалась в плоскости ее применения на государственной службе, не только помогает раскрыть важные особенности политической культуры Срединной империи, но и гармонично вписывается в общий контекст китайской культуры.

Необходимо отметить, что спустя триста с лишним лет после написания "Жэнь у чжи" в VI - VII вв. в Китае начала централизованно вводиться экзаменационная система подбора чиновников. Трудно переоценить значение института экзаменов для китайской государственности на всем дальнейшем протяжении ее истории вплоть до сегодняшнего дня /1. Произведение Лю Шао стало важным этапом на пути постепенного совершенствования механизма рекрутирования кандидатов на государственную службу и сыграло таким образом роль в процессе становления экзаменационной системы (можно вспомнить, что, по данным династийной истории, Лю Шао и сам составлял темы и вопросы для аттестации столичных чиновников (42, с.618)). После распространения экзаменационной системы, решавшей вопрос подбора кадров, трактат "Жэнь у чжи" не утратил своего значения. Это своеобразное пособие для управления и человеческого общения продолжало оказывать влияние на политическую традицию Китая.

Как отмечал выдающийся социолог П.А.Сорокин, в любом обществе существуют каналы вертикальной мобильности, без которых оно. застаивается и приходит в упадок. Эти каналы можно уподобить кровеносной системе, поставляющей жизненно необходимые элементы всему организму (151, с.377-379). Китайскому обществу с древних времен была присуща определенная социальная мобильность, при которой незнатное происхождение не являлось непреодолимым препятствием для успешной карьеры. Подбор из разных страт общества способных кандидатов на службу был для Срединной империи важнейшим каналом вертикальной мобильности. Задачей автора "Жэнь у чжи" было дать советы по усовершенствованию процесса подбора кадров, снабдить правителей и чиновников практическим пособием для того, чтобы распознавать и классифицировать кандидатов на государственную службу.

Трактат "Жэнь у чжи" был создан в III в., когда начиналось "смутное время" китайской истории - эпоха длительной политической раздробленности, последовавшая за распадом империи Хань (206 г. до н.э. - 220 г.). В прошлом в исследовательской литературе бытовало представление о том, что политическая смута была тождественна упадку культуры и дегенерации этноса. В частности, в работе "Этногенез и биосфера земли" Л.Н.Гумилев писал: "В III в. гражданская война обескровила Китай, а в 312 г. столица Поднебесной была взята приступом немногочисленными ополчениями хуннов. Наиболее упорные китайские патриоты бежали на инородческую окраину - в бассейн Янцзы, а агония древнекитайской культуры длилась там еще около 250 лет." (117, с.162). Однако в последнее время изыскания как отечественных, так и зарубежных ученых опровергают эту точку зрения и дают представление о развитии этноса и расцвете культуры, наступившем на фоне политической нестабильности и раздробленности., Как отмечают в монографии авторитетные китаеведы М.В.Крюков, В.В.Малявин, М.В.Софронов:"Достаточно открыть любой курс истории китайской мысли, литературы, искусства, чтобы увидеть, сколь многим культура Китая обязана "смутному времени" III-IY вв. Как эпоха всестороннего подъема интеллектуальной жизни древних китайцев, оно ознаменовалось не только значительными достижениями поэзии, литературной мысли, живописи, скульптуры, философского умозрения, но и важнейшими открытиями в области химии, медицины, математики, когда, например, ученый Y в. Цзу Чунчжи вычислил число "пи" с точностью до седьмого знака" (125, с.7). "Жэнь у чжи" можно по праву назвать важным проявлением интеллектуального подъема той поры.

В конце правления династии Хань и особенно во времена Троецарствия в связи с борьбой за власть усилилось внимание к к привлечению на службу способных чиновников. Это нашло отражение в указах крупнейшего политического деятеля той поры Цао Цао (основателя государства Вэй (220-265 гг.) - одного из трех государств периода Троецарствия), объявлявших принцип "выдвижения на службу только по таланту", а также в распространившихся философских диспутах о проблеме сочетании таланта и естества-характера человека. Эти обстоятельства оказали определенное влияние на взгляды Лю Шао и выбор им тематики трактата. Основными направлениями его поиска были классификация талантов с целью их эффективного практического применения, а также рекомендации по их распознаванию. Данные рекомендации содержат обширный материал, помогающий понять методы и критерии оценки людей, систему ценностей и особенности восприятия мира и человека в китайской традиции.

Конфуцианский ученый и государственный деятель, Лю Шао сам был в высшей степени талантливым человеком, причем весь широкий спектр его способностей (стихосложение, теория музыки, право, познания в канонической литературе) был востребован для государственной службы (42, с.617-620). Сама личность автора трактата может служить примером того, что именно эта сфера деятельности воспринималась как высшая форма творчества, чему способствовала сакрализация государственного управления и правителя, который в идеале должен был выступать как совершенномудрый посредник между Небом и Землей. В этом, на наш взгляд, состояло отличие общественной позиции таланта и личности - его носителя в китайской и западной традиции. Областью проявления таланта и формирования личности в Китае выступала прежде всего государственная служба. Следует отметить, что как раз начиная с III в. для нее стала формироваться и альтернатива - связанный с даосизмом, а также с начавшим как раз в то время проникать в Китай буддизмом уход от активной деятельности, отшельничество. В последующем это дало великолепные образцы поэтического и художественного творчества.- Однако и развившиеся в более поздние времена своеобразные традиции отшельничества не предполагали конфликт с государством и обществом, а вполне укладывалось в рамки нормативного, адекватного поведения, вызывающего уважение окружающих и не исключавшего возможности возвращения к политической жизни. Известно, что многие пытались выдвинуться на службу именно путем отшельничества, что нашло отражение в поговорке "горы Чжуннаньшань и Суншань не велики, это -легкая тропа к служебной карьере" (44, с.1491). И для китайской традиции в целом, и особенно для периода древней истории будет справедливо заключение о том, что личность стремилась реализовать себя прежде всего на стезе служебной карьеры.

Что же касается западной традиции, то, как это показано в исследовании Л.М.Баткина о времени Возрождения, становление личности там происходило через конфликт с государством и обществом, подчинение нормам и традиции которых воспринималось как конформизм (см. 111). Сферой проявления талантливости и индивидуальности на Западе становилась не только и, может быть, не столько политическая карьера, сколько художественное, литературное, музыкальное творчество, а также научная деятельность (там же, с.7). Конечно, талант мог раскрыться и на ниве управленческой деятельности, но это не было единственной приоритетной сферой приложения способностей. В китайской же традиции, во всяком случае в ее конфуцианской составляющей, главной областью проявления талантливости была преимущественно государственная служба. Именно в этом заключен пафос исследования феномена талантливости, предпринятого в трактате "Жэнь у чжи".

Произведение Лю Шао до сих пор оставалось почти неизвестным как в российском, так и в зарубежном китаеведении, да и в самом Китае он обойден вниманием ученых. Имеется выполненный в 30-е гг. нынешнего века видным американским ученым Дж.Шроком перевод произведения на английский язык, который давно стал библиографической редкостью и известен лишь специалистам.

Поскольку объект исследования до ■ сих пор оставался практически не введенным в научный оборот отечественного китаеведения, одну из главных задач мы видели в том, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблемный подход к источнику во многом смыкался с историографическим, что оказало влияние на структуру данной работы. Ее начальная глава посвящена вопросам характеристики источника: его историографии, структуры, изучения в Китае и за рубежом, а также рассмотрения биографии автора трактата. Во второй главе, которая является ключевой для данного исследования, рассматривается основной аспект учения Лю Шао о талантливости, заключающийся в классификации талантов, осуществляемой в контексте политической и философской культуры традиционного Китая. Глава третья продолжает данную тематику изучением взглядов Лю Шао на проблемы распознавания талантливости. Наконец, в последней главе рассматривается вопрос о взаимосвязи содержания трактата с современными ему политическими и философскими теориями. На наш взгляд, эта проблематика является основой для понимания роли произведения в традиции и его взаимосвязи с политической культурой старого Китая.

Труд Лю Шао содержит чрезвычайно широкий, разнообразный объем материала, который, конечно, вряд ли мог быть исчерпан и в рамках более обширного исследования. Таким образом, многие важные проблемы оказались за скобками или же освещены недостаточно подробно. Существенно сужает область исследования то, что упор был сделан на источники времен древности и раннего средневековья (до V-VI вв.). Многоплановость и глубина трактата позволяют изучать его с разных позиций, приглашают к вариантности исследовательских подходов. Значительность и неисследованность источника делали работу с ним чрезвычайно интересной; вместе с тем, эти же причины приводили и к большим трудностям в процессе изучения, когда многие вопросы приходилось рассматривать без опоры на корпус исследовательских трудов. Важным компонентом работы над трактатом стал его перевод, который можно найти в приложении. Этот аспект исследования также был сопряжен со многими трудностями и безусловно не свободен от недостатков.

Произведение Лю Шао помогает понять традиционный китайский образ мыслей, комплекс представлений о человеке и обществе, о системе государственного управления и месте человека в ней. Этот письменный памятник отражает как исторические реалии и философские искания того времени, так и психологические и мировоззренческие особенности китайского менталитета, поэтому введение "Жэнь у чжи" в научный оборот представляется весьма важной задачей.

Примечания

1. Экзаменационная система продолжает играть важнейшую роль для китайской государственности. Основатель нового Китай Сунь Ятсен придавал большое значение системе экзаменов. В своей программной статье "Три народных принципа и будущее Китая" он предлагал, чтобы конституция Китайской республики была основана на разделении не на три, а на пять властей: следовало добавить контрольную и экзаменационную ветви власти (153, с.361). Именно такая система пяти властей существует сейчас на Тайване, в системе управления которого есть экзаменационная ветвь власти (172, с.93). На подобных принципах базируется и государственная власть в Сингапуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Зиновьев, Георгий Вениаминович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трактат "Жэнь у чжи" тесно связан с политической культурой и философской традицией Китая. Это проявляется в использовании автором соответствующей методологии (опора на классификационные схемы), а также понятийного аппарата, который можно назвать классическим для китайского умозрения; в применении при классификации талантов комплекса представлений и принципов, заимствованных из исторической практики рекрутирования чиновников и опыта построения структур государственного управления; в использовании большого числа исторических примеров, цитат из произведений, признанных классическими в китайской традиции и т.д.

Жэнь у чжи" - единственное известное нам сочинение в китайской традиции, которое посвящено изучению феномена талантливости. Как правило, в произведениях, составляющих основной пласт китайского письменного наследия, в том числе и авторских трактатах, редко возможно выявить какую-либо стержневую тему или идею. Это объясняется тем, что зачастую такие сочинения были итогом осмысления широкого круга проблем

- 153

- как основ бытия, так и человеческой жизни, как законов природы, так и государственного устройства.

Жэнь у чжи" также является многоплановым произведением, впитавшим в себя широкий спектр тем и идей. Вместе с тем, в нем есть возможность выявить основное направление исследования, каковым и является талантливость. Предпринятое Лю Шао с опорой на традиционный методологический инструментарий изучение этого явления было ориентировано на его практическое использование в деле государственного управления. Рекомендации Лю Шао касаются не только общих принципов, но и конкретных задач государственного управления

- использования талантов на службе. С этим тесно увязано и другое важнейшее направление суждений Лю Шао - о том, как можно распознать талант.

Произведение Лю Шао создавалось в один из интереснейших периодов китайской истории - во времена падения древней империи Хань и связанного с этим обострения политической борьбы и взлета интеллектуальных исканий. Трактат "Жэнь у чжи" может рассматриваться как один из важнейших дошедших до нас письменных памятников той эпохи. Он служил и в качестве теоретической основы разработки конкретных политических решений (выразившихся во внедрении новой системы набора чиновников), и в качестве важной вехи на пути формирования "учения о сокровенном", пытавшегося объединить конфуцианство и даосизм.

В библиографии "Суй шу" перечислено немногим более 3000 произведений, составляющих весь корпус письменных памятников китайской традиции до У-У1 вв. Принимая во внимание то, что большинство из них до нас не дошло, а аутентичность многих сохранившихся произведений вызывает сомнение, трудно переоценить значение каждого из доступных нам надежных письменных источников.

Книгопечатание широко распространилось в Китае лишь при династии Сун, что вызвало лавинообразный рост источников, а также повышение гарантии их сохранности. То, что "Жэнь у чжи" не исчез за 17 веков, из которых приблизительно половину он существовал в рукописном виде, говорит о популярности произведения, о том, что оно было интересно многим поколениям образованных китайцев. Застрять в столь

- 154 больших ячеях сети времени мог лишь действительно крупный самородок!

Труд Лю Шао может свидетельствовать о своей эпохе, об особенностях политической культуры и менталитета той поры; но значение его выходит за эти рамки, это труд на все времена.

Мы знаем, каким популярными и перспективными направлениями исследований являются в настоящее время практическая психология, наука управления, менеджмент и т.д. Их расцвет вызван большой потребностью в них со стороны общества, востребованностью результатов исследований. Можно предположить, что через много столетий труды З.Фрейда, К.Юнга или Д.Карнеги могут многое сказать будущим исследователям о нашем времени. Можно только удивляться тому, что Лю Шао столь давно обратил внимание на такие проблемы, как сущность таланта, его распознавание и оптимальное применение в интересах совершенствования государственного управления. Это свидетельствует как о необычайной проницательности, мудрости автора, так и о достаточно высоком уровне политической культуры Китая того времени, поскольку труд Лю Шао - это ответ на реальные потребности и запросы.

По большому счету, может быть два подхода к изучению источника - идти за ним и смотреть, куда он приводит или же аранжировать источник в соответствии с какой-либо концепцией. Может быть и совмещение этих подходов в том случае, если концепция выстраивается на основе изучение источника. Наверное, этот последний случай самый удачный. Вместе с тем, право на существование имеет каждый из подходов. В данной работе мы пошли за внутренней логикой источника, текст которого во многом продиктовал выбор проблем исследования. Это объясняется обстоятельствами, о которых уже упоминалось: во-первых, "свежестью", малой изученностью трактата, что делает актуальной задачу введения его в научный оборот; во-вторых, многоплановостью, значительностью "Жэнь у чжи" и необычностью его основной тематики для китайской традиции.

Конечно, данная работа не может быть свободна от недостатков, и автор будет благодарен за любую критику и советы. Как в ходе выполнения перевода источника, так и в процессе его исследования пришлось столкнуться с большим количеством трудностей и проблем, не все из которых получили

- 155 удовлетворительное решение. Несмотря на трудности, работа над трактатом "Жэнь у чжи" - чрезвычайно интересный, увлекательный процесс, принесший немало радости, не в последнюю очередь благодаря возможности познакомиться с исследованиями и мыслями видных отечественных и зарубежных китаеведов. Мы намерены продолжать изучение произведения Лю Шао, прежде всего по таким направлениям, как влияние его идей и взглядов на развитие культуры и традиции Китая, а также сопоставление содержания "Жэнь у чжи" с процессами развития философии и психологии в других цивилизациях.

Мы стремились показать, что трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" неразрывно связан с китайской традицией и занимает в ней особое место, поэтому изучение данного произведения представляется весьма важным и актуальным. Представляется, что знакомство с трактатом "Жэнь у чжи" позволит не только дополнить знания о политической истории, прежде всего периода Троецарствия, но и будет способствовать формированию новых аспектов комплексного подхода к китайской традиции, а также может помочь лучше понять современный Китай и китайцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зиновьев, Георгий Вениаминович, 1999 год

1. Бань Гу. Бай ху тун дэ лунь (Отчет о дискуссии в Зале. Белого тигра), БЦЦШ, Чанша, 1994.

2. Бо у чжи (Обширные хроники о сущем), БЦЦШ, Чанша,1994.

3. Ван Фу. Цянь фу лунь (Суждения сокровенного человека), БЦЦШ, Чанша, 1994.

4. Ван Чун. Лунь хэн (Взвешивание рассуждений), БЦЦШ, Чанша, 1994.

5. Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу. (Избранные материалы по китайской философии. Раздел Вэй, Цзинь, Суй, Тан), Пекин, 1990.

6. Вэнь сюань фу као (Литературный изборник с приложением исследования разночтений), Шанхай, 1935.7.Вэнь-цзы, Шанхай, 1996.

7. Гуан хун мин цзи (Расширенное собрание сочинений, светоч истины распространяющих), серия "Сы бу бэй яо", Шанхай, б.г..

8. Гуань-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

9. Гуйгу-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

10. И.Гунсунь Лун-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

11. Гэ Хун. Баопу-цзы вай бянь (Внешние главы Баопу-цзы), Пекин, 1995.

12. Ду Ю. Тун дянь (Всеобъемлющий статут), Пекин, 1994.

13. Дун Чжуншу. Чунь цю фань лу (Обильные росы "Весен и осеней"), ХВЦШ, Пекин, 1994.

14. Дэн-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

15. И вэнь лэй цзюй (Компендиум искусств и письмен), Пекин, 1957.

16. И цзин (Канон перемен), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

17. Инь Вэнь-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

18. Кун-цзы цзи юй (Сборник речений Конфуция), БЦЦШ, Чанша, 1994.

19. Лао-цзы дао-дэ цзин (Лао-цзы или Канон дао-пути и дэ-благодати, БЦЦШ, Чанша, 1994.

20. Ли цзи чжэн и ("Записи о ритуале" с комментарием),1. ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

21. Ли цзи. Чжун юн (Записи о ритуале. Чжун юн), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

22. Ло Гуаньчжун. Сань го янь и (Троецарствие), Пекин,1990.

23. Лу Гу. Синь юй (Новые речи), ХВЦШ, Пекин, 1994.

24. Лунь юй (Суждения и беседы), СШУЦ, Тяньцзин, 1991.

25. Лунь юй чжу шу ("Суждения и беседы" с примечаниями и комментариями), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

26. Лю И. Чжэн лунь (Об управлении), ХВЦШ, Пекин, 1994.

27. Лю Идин. Ши шо синь юй сяо цзянь ("Новое изложение рассказов, в свете ходящих" с примечаниями и комментарием), Пекин, 1991.

28. Лю Се. Вэнь синь дяо лун цзи чжу ("Дракон, изваянный в сердце письмен" с примечаниями и комментариями), Пекин, 1952.

29. Лю Сян. Шо юань (Хранилище учений), БЦЦШ, Чанша, 1994.

30. Лю Сян. Синь сюй (Новое введение), БЦЦШ, Чанша, 1994.

31. Лю Чжицзи. Ши тун (Постижение истории), Пекин, 1994.

32. Лю Шао. Жэнь у чжи (0 человеческом существе), Пекин,1955.

33. Лю Шао. Жэнь у чжи (0 человеческом существе), Пекин,1996.

34. Лю Шао. Жэнь у чжи (0 человеческом существе), Шицзячжуан, 1995.

35. Лю-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

36. Люй Бувэй. "Люй-ши чунь чю" (Весны и осени г-на Люя), БЦЦШ, Чанша, 1994.

37. Мо-цзы, БЦЦШ, Хунань, 1994.

38. Мо бянь фа чжэн (Исследование "Риторики Мо-цзы"), Пекин, 1988.

39. Мэн-цзы чжу шу ("Мэн-цзы" с примечаниями и комментарием), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

40. Нань Ци шу (История династии. южная Ци), ЭШСШ, [б.г.].

41. Сань го чжи (История Троецарствия), Пекин, 1975.

42. Сань цзы цзин (Канон трех иероглифов), Пекин, 1990.

43. Синь Тан шу (Новая история династии. Тан), ЭШСШ, Шанхай, [б. г. ].- 158

44. Суй шу (История династии. Суй). Пекин, 1992.

45. Суншу (История династии. Сун), ЭШСШ, Шанхай, [б.г.].

46. Сы ку цюань шу цзун му ти яо ("Аннотированный сводный каталог к "Полному собранию книг четырех хранилищ"), Пекин, 1986.

47. СымаЦянь. Ши цзи (Исторические записки), Чанша,1990.

48. СюйГань. Чжун лунь (Срединные суждения), БЦЦШ, Чанша, 1994.

49. Сюнь-цзы, БЦЦШ, Чанша, 1994.

50. Сюнь-цзы сяо ши ("Сюнь-цзы" с примечаниями и разъяснениями), Пекин, 1994.

51. Сюнь Юэ. Шэнь цзянь (Обращение к зеркалу), БЦЦШ, Чанша, 1994.

52. Фу-цзы. БЦЦШ, Чанша, 1994.

53. Хань Ин. Хань ши вай чжуань (Внешний комментарий Ханя на "Канон. песен"), Пекин, 1990.

54. Хань Фэй-цзы. БЦЦШ, Чанша,1994.

55. Хань шу (История династии. Хань), ЭШСШ, Шанхай, [б.г.].

56. Хань юй да цы дянь (Большой словарь китайского языка), Шанхай, 1991-1993.

57. Хоу Хань шу (История Поздней династии. Хань), ЭШСШ, Шанхай, [б. г. ].

58. Хуайнань-цзы и чжу ("Хуайнань-цзы" с переводом и комментарием), Шэньян, 1990.

59. Цао Пи. Дянь лунь. Чжунго лидай вэньсюэ (Рассуждения о классическом. Антология китайской литературы), Пекин,1963.

60. Цзинь шу (История династии. Цзинь), Пекин, 1987.

61. Цзя И. Синь шу (Новая книга), БЦЦШ, Хунань, 1994.

62. Цуй Ши. Чжэн лунь (Об управлении), ХВЦШ, 1994.

63. Чжао Жуй. Чан дуань цзин (Трактат о достоинствах и недостатках), Ухань, 1992.

64. Чжуан-цзы. БЦЦШ, Хунань, 1994.бб.Чжугэ Лян. Синь шу (Книга сердца), БЦЦШ, Хунань,1994.

65. Чжугэ Лян цзи (Сборник произведений Чжугэ Ляна), Ухань, 1995.- 159

66. Чжунчан Тун. Чан янь (Откровенные речи), ХВЦШ, Пекин,

67. Чжунго чжэсюэши цзыляо сюаньцзи. Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу. (Избранные материалы по китайской философии. Раздел Вэй, Цзинь, Суй, Тан), Пекин, 1990.

68. Чжэн Цзевэнь. Гуйгу-цзы тяньцзи мяои (Сокровенный смысл и небесные исчисления Гуйгу-цзы), Хайкоу, 1994.

69. Чжэнь гуань чжэн яо (Непредвзятые наблюдения о главном в управлении), Шэньян, 1992.

70. Чунь цю. Цзо чжуань ("Весны и осени". Комментарий Цзо), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

71. Шан шу (Книга преданий), ШСЦЧШ, Пекин, 1991.

72. Шо вэнь цзе цзы (Словарь, толкующий письмена и иероглифы), Пекин, 1990.

73. Ян Сюн. Тай сюань цзин (Канон великого сокровенного), БЦЦШ, Чанша, 1994.

74. Янь Чжитуй. Янь-ши цзя сюнь (Наставление для домашних г-на Яня), БЦЦШ, Чанша, 1994.1. Литература

75. На китайском и японском языках.

76. Ван Сяои. Чжунго вэньхуа дэ цинлиу (Чистое движение в китайской культуре), Пекин, 1991.

77. Ван Сяои. Фанда бу ба дэ шицзи (Раскованные и бесшабашные книжники-ши), Сиань, 1989.

78. Ли Кунхуай. Чжунго гудай чжэнчжи юй синчжэн чжиду (Политическая и административная система древнего Китая), Шанхай, 1993.

79. Ло Хунцэн. Вэй Цзинь Наньбэйчао вэньхуа ши (История культуры Вэй, Цзинь и южных и северных династий), Чэнду, 1989.

80. Ло Цзунцян. Сюаньсюэ юй Вэй Цзинь шижэнь синьтай ("Учение о сокровенном" и состояние души вэйских и цзиньских книжников-ши), Ханчжоу, 1991.

81. Лоу Юйлэ. Ван Би цзи сяои (Сочинения Ван Би с примечаниями и комментарием), Пекин, 1980.

82. Лу Синь. Цзавэнь сюань (Сборник эссе), Пекин, 1975.

83. Миядзаки И. Кюхин кандзин хо-но кэнкю (Исследование уложений о девяти рангах чиновников), Киото, 1956.- 160

84. Моу Цзуньсань. Цай син юй сюань ли (Таланты-характеры и сокровенные закономерности), Тайбэй, 1975.

85. Сун Шугун. Чжунго гудай фанши яншэн цзияо (Взращение жизни во внутренних покоях в древнем Китае), Пекин, 1991

86. Сюань Шоую. Чжунго гудай шивэньсянь цзяньсо (Библиографическое исследование древнекитайского письменного наследия), Хэфэй, 1993.

87. Сюй Ханшэн. Вэй Цзинь сюаньсюэ ши (История "учения о сокровенном" периода Вэй-Цзинь), Сиань, 1989.

88. Сюй Ханшэн. Саньго Лянцзинь сюань фо дао цзянлунь (Об "учении о сокровенном", буддизме и даосизме в период Троецарствия и обеих династий. Цзинь), Цзинань, 1991.

89. ЭО.Сян шу цзи чэн (Сборник трактатов. по физиогномическому искусству), Пекин, 1992.

90. Тянь Чжаоян. Чжунго гудай синчжэн шилюэ (Краткая история административной системы древнего Китая), Пекин, 1991.

91. Тан Юнтун сюэшу луньвэнь цзи (Сборник научных статей Тан Юнтуна), Пекин, 1983.

92. Тан Юнтун. Вэй Цзинь сюаньсюэ луньгао (Об "учении о сокровенном" периода Вэй-Цзинь), Пекин, 1963.

93. Фэн Юйлань. Чжунго чжэсюэ ши (История китайской философии), Пекин, 1996.

94. Хань Тан чжигуань чжиду яньцзю (Исследование чиновничьей системы от династии Хань до династии Тан), Шанхай, 1994.

95. Цзинь Чунфэн. Ханьдай сысян ши (История мысли времен династии. Хань), Пекин, 1987.

96. Чжэн Цзевэнь. Гуйгу-цзы тяньцзи мяои (Сокровенный смысл и небесные исчисления Гуйгу-цзы), Хайкоу, 1994.

97. Чжоу Гуйдянь. Чжунго чуаньтун чжэсюэ (Традиционная китайская философия), Пекин, 1991.

98. Чжоу Илян. Вэй Цзинь Наньбэй чао ши цзацзи (Заметки по истории династий. Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий), Пекин, 1985.

99. ЮО.Чжоу Шань. Чжихуэй де хуаньгэ. Сянь Цинь мин бянь сы чао (Ода мудрости. Доциньские дискуссии об имени), Пекин, 1994.- 161

100. Ю1.Чжоу Ю. Чжихуэй чжи мин (Песни мудрости), Шэньян

101. Ю2.Чжунго гудай синчжэн шилюэ (Краткая история административной системы древнего Китая), Хэфэй, 1996.

102. ЮЗ.Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политической мысли Китая), Шанхай, 1995.

103. Чэнь Инькэ. Шисюэ луньвэнь сюаньцзи (Сборник статей по истории), Шанхай, 1983.

104. Ю5.Шэньми усин (Загадочные пять стихий), Шанхай, 1996.

105. Юй Дунькан. Хэ Янь Ван Би сюаньсюэ синьтао (Новое исследование "учения о сокровенном" Хэ Яня и Ван Би), Цзинань, 1991.

106. Юй Инши. Ши юй Чжунго вэньхуа (Книжники-ши и культура Китая), Пекин, 1990.

107. Яно Т. Ги Син кюсэйсэй-но сэйкаку-ни цуйтэ (0 характере системы девяти категорий в период Вэй-Цзинь). "Сигаку дзасси". Т. 72, 1963, #2.

108. Янь Линьфэн. Чжоу Цинь Хань Вэй чжуцзы чжицзянь шуму (Каталог различных изданий авторских трактатов династий Чжоу, Цинь, Хань, Вэй),Тайбэй, 1975.1. На русском языке.

109. В.М.Алексеев. Трагедия конфуцианской личности и мандаринская идеология в новеллах Ляо Чжая. Китайская литература. М., 1978.

110. Баткин Л.М. Итальянской Возрождение. В поисках индивидуальности, М., 1989.

111. И2.Бежин Л. И. Под знаком ветра и потока, М., 1982.

112. ИЗ. Васильев Л. С. История Востока, т.1, М., 1993.

113. Васильев Л.С. Феномен власти-собственности. К проблеме типологии докапиталистических структур. Типы общественных отношений на Востоке в средние века, М., 1982.

114. Ганнушкин.П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика, М., 1933.

115. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, М.,1996.

116. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли, М., 1990.

117. И8.Дугин А. Г. Основы геополитики, М. ,1997.

118. Зиновьев Г.В. "Чистые беседы" (цин тань) и трактат- 162

119. Лю Шао "Жэнь у чжи". 25 Научная конференция "Общество и государство в Китае", М., 1994.

120. Кант И. О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Тексты, М., 1982.

121. Китайская философия. Энциклопедический словарь, Москва, 1994.

122. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии, М., 1993.

123. Кобзев А.И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина). Проблема человека в традиционных китайских учениях, М., 1983.

124. Кречмер Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты, М., 1982.

125. Крюков М.В., Малявин В.В., М.В.Софронов. Китайский этнос на пороге средних веков, М., 1979.

126. Лабрюйер Ж. Из "Характеров, или Нравов нынешнего века". Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVII вв., М. ,1987.

127. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий. Тексты, М., 1982.

128. Лапина З.Г. "Пять дел" (у ши) в политической культуре традиционного Китая. 19 Научная конференция "Общество и государство в Китае", ч.1, М., 1988.

129. Лапина З.Г. Проблема самосовершенствования человека в традиционной китайской культуре. 20 Научная конференция "Общество и государство в Китае", ч.1, М., 1989.

130. Лапина З.Г. Учение о государственном управлении в средневековом Китае, М., 1985.

131. Личко А.Е.Патохарактерологический диагностический опрос для подростков. Методы психической диагностики и коррекции в клинике, Л., 1983.

132. Ломброзо Ф. Гений и помешательство, М., 1994.

133. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика, М., 1975.

134. Малявин В.В. Аристократия раннесредневекового Китая и ее историческое значение. "Социальные организации в Китае", М., 1981.

135. Малявин В.В. Гибель древней империи, М., 1983.

136. Малявин В.В. Жуань Цзи, М., 1978.- 163

137. Малявин В.В.Человек в культуре раннеимператорского Китая. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

138. Малявин В.В. О характере общественных движений в раннесредневековом Китае. Вестник МГУ, серия Востоковедение, 1976, #1.

139. Малявин В.В. "Чистые суждения" страница социальной истории и культуры раннесредневекового Китая (II - III вв.), "Вопросы истории Китая", Москва, 1981.

140. Малявин.В.В. Конфуций, М., 1993.

141. Мартынов A.C. Статус Тибета в XYII XYIII вв. в традиционной китайской системе политических представлений, М., 1975.

142. Мартынов А.С. Проблема личности в императорском Китае. Личность в традиционном Китае, М., 1992.

143. Мартынов A.C. Буддийские темы у Су Дунпо (1037-1101). Проблема человека в традиционных китайских учениях, М., 1983.

144. Мартынов А.С. Конфуцианская личность и природа. Проблема человека в традиционных китайских учениях, М., 1983.

145. Монтень М. Опыты, М.,1992.

146. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Психология индивидуальных различий. Тексты, М., 1982.

147. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота, М., 1996.

148. Позднеева Л.Д. Ораторское искусство и памятники Древнего Китая, Вестник древней истории, N 3, 1959.

149. Семенеко И.И. Три поэта-вольнодумца. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1979.

150. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество, М.,1992.

151. Стендаль. Собрание сочинений в 12 т., М., 1978.

152. Степанянц М.Т. Восточная философия, М., 1997.

153. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. Миф и этетика в "Люйши чуньцю", М., 1990.

154. Юнг К. Психологические типы, С-Пб, 1995.

155. Феофраст. Характеры, М., 1992.

156. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии, С-Пб, 1998.

157. На западноевропейских языках

158. Balazs Е. Chinese Civilization and Bureocracy. Yale,

159. C'hu T'ung-tsy. Han Social Structure. Seattle and London, 1972.

160. Dien A. Elite Lineages and the T'o-Pa Accomodation: A Study of the Edict of 495. "Journal of the Economic and Social History of the Orient". Vol. XIX. PT1, 1977.

161. Eberhard W. Concuerors and Rulers. Social Forces in Medieval China, Leiden. 1952.

162. Eberhard W. Social Mobility in Traditional China, Leiden. 1962.

163. Ebrey P.B. The aristocratic Families of Early Imnperial China. A case of Study of the Po-Ling Ts'ui Family, Cambr., 1978.

164. Grafflin D. The Great Families of Medieval South China. "Harvard Journal of Asiatic Studies" 41. 1981.

165. Holmgren J. The Making of the Elite: Local Politics and Social Relations in Northeast China during the 5th Century. "Papers on Far Eastern History" 30. 1984.

166. Herbert P.A. Examine the Honest, Appraise the Able, Canberra, 1988.

167. Johnson D. The medieval Chinese Oligarchy. Boulder,1977.

168. Maspero H., Balazs E. Histoire et institutions de la Chine ancienne, Paris, 1967.

169. Mather R.B. A new account of tales of the world, Minneapolis, 1976.

170. Needham J. Science and Civilization in China. Cambridge, 1954-1983.

171. Oty S. Thougts on the Understanding of the Han and the Six Dynasties. -"Memories of the Research Department of the Toyo Bunko". #35, 1977.

172. The Republic of China Yearbook, 1995. Taibei, 1995. 173.Schmitt C. Die planetarische Spannung zwischen Ost und West", "Schmittiniana III", Brussel, 1991.

173. Shryock J.K. The Study of Human Abilities. The Ren Wu Chih of Liu Shao, New Haven, 1937.- 165

174. Twitchett D. The Composition of the T'ang Ruling Class. "Perspectives of the T'ang". New Haven-L., 1973.

175. Zinovlev G. Some Aspects of the Traditional Concept of Leaders In the Chinese Impire. Leaders in the North Pacific, Tokyo, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.