Трансформация философского понятия свободы в связи с концептуализацией бессознательного тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Каширская, Татьяна Анатольевна

  • Каширская, Татьяна Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 171
Каширская, Татьяна Анатольевна. Трансформация философского понятия свободы в связи с концептуализацией бессознательного: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2004. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Каширская, Татьяна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

ОПЫТ ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЙ СВОБОДЫ

И ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

§1. Философское понятие свободы

1.1. Классическая интерпретация понятия свободы: свобода и разум

1.2. Свобода как форма бытия сознания в философии Сартра

1.3. Отчуждение как инобытие свободы

§ 2. Соотношение смысла и символа

2.1. Сознание как смыслопорождающая активность в феноменологии

2.2. Идеологическая функция сознания

§3. Понятие очевидности

3.1 Проблема очевидности в «философии сознания»

3.2. Конвенциональная очевидность в философии языка

3.3. Генеалогия этических суждений в психоанализе или «эффект идеологической веры»

§4. Бессознательное

4.1. Многозначность термина «бессознательное»

4.2. «Бессознательное» как предельное понятие в феноменологии Гуссерля

4.3. «Бессознательное» Фрейда

4.4. Две версии свободы в психоанализе

ГЛАВА

СВОБОДА В ПРАГМАТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

И ПРОБЛЕМА ЧАСТНОЙ АВТОНОМИИ

§1. Частная автономия и проблема Другого

1.1. Тема Другого в историко-философском аспекте

1.2. Пространство свободы в теории языковых игр Витгенштейна

1.3. Частная автономия в прагматизме Рорти

1.4. Проекты эмансипации в концепциях Деррида и Хабермаса

1.5. Свобода как возможность изменения

§2. Постклассический субъект как агент свободного действия

2.1. Статус языка в психоанализе

2.2. Перформатив как сфера личностной самореализации

2.3. Измерение свободы в миметическом сообществе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация философского понятия свободы в связи с концептуализацией бессознательного»

Актуальность темы исследования. Тема исследования инициирована некоторым напряжением в современной философской мысли, связанным с проблемой человеческой свободы.

Открытие бессознательного сделало проблематичной идею свободного ответственного субъекта. Психоанализ подрывает представления о субъекте самосознания, в связи с чем под сомнением оказывается метафизическая интерпретация человеческой свободы, присущей человеку изначально. Тем самым происходит переориентация с прежних вопросов о сущности и границах человеческой свободы на вопрос о самой возможности свободы как таковой. Мыслители XX века, для которых отправным пунктом явилась критика метафизики, стремятся отмежеваться от наследия метафизических вопросов и проблем, которые, по их мнению, несут на себе отпечаток предрассудков прошлого. К таковым относят и вопрос свободы воли. Это дает повод для заявлений о том, что сегодня проблематика человеческой свободы не актуальна. Многие авторы в своих исследованиях вообще обходят эту проблему.

Однако устранение вопроса о человеческой свободе проблематично, и тому есть ряд причин. В действительности идея свободного субъекта, произведенная на свет классической философией, до сих пор лежит в основе социальных институтов, общественных практик и научных дисциплин. В рамках современной культуры высказывание, отрицающее свободу, не является возможным, поскольку тем самым подрывается социальная практика, которая изначально приписывает человеку свободу.

Проблематичность понятия свободы осложняет выявление специфики человеческой природы, которая традиционно связывалась с понятием нравственного и, соответственно, с возможностью свободного поступка. Поэтому проблема свободы является одной из центральных для философской антропологии. Более того, вопрос о свободе - это и вопрос об основаниях самой философии. Первоочередной задачей философии начиная с античности являлось освобождение от предрассудков, самостоятельное мышление. Невозможность неангажированного мышления ставит под сомнение проект самой философии. Следуя Р. Рорти, можно сказать, что на место Истины как безуспешного предмета философского поиска на протяжении нескольких столетий в XX веке приходит Свобода как задача.

Настоящее исследование, собственно, и ставит перед собой такую задачу. Необходимо подчеркнуть, что акцент делается не на возможности свободы как таковой, а на возможности и особенности позитивного высказывания о свободе в современной западноевропейской философии.

Степень научной разработанности проблемы. Тема свободы в XX веке представлена прежде всего в работах авторов, принадлежащих к персоналистскому направлению. Ж.-П. Сартр, М. Мамардашвилли, Н.А. Бердяев и Э. Соловьев полагают, что свобода является несомненной привилегией сознания. В противовес этой тенденции, сторонники структурализма указывают на проблематичность идентичности самосознания и интеллигибельной свободы в связи с открытием особого характера власти, которая функционирует на микроуровне, а также фундаментальной ролью бессознательного в процессе формирования субъективности. В концепциях Ж. Лакана, М. Фуко и К. Леви-Строса речь идет о том, что субъект конституируется в процессе интерсубъективной практики в соответствии с особыми процедурами идентификации и является носителем объективных смыслов. Кроме того, структурализм постулирует неустранимость отчуждения и иллюзорность изначальной свободы. Ряд представителей аналитической философии, в частности Г. Райл, указывают на метафизический характер концептов сознания и воли, с которыми традиционно связывается свобода, отказываясь тем самым и от прежней постановки вопроса.

Учитывая вышесказанное, Ю. Хабермас предлагает свой проект эмансипации. Он полагает необходимым выявить и заменить скрытые установки, исходя из которых мы действуем, на сознательно избранные в качестве наиболее эффективных. Последние должны быть сформулированы в ходе свободной рациональной дискуссии и быть приемлемыми для всех. Однако возможность воплощения в жизнь подобного проекта рассматривается рядом авторов как сомнительная, а его возможная реализация воспринимается с осторожностью, поскольку очевидно, что формулирование общезначимых требований может обернуться распространением репрессивных практик.

По мнению Р. Рорти, единственное, что сообщество может сделать для свободы своих членов, - это создать условия, в которых каждый сможет быть таким, каким он хочет. Политические свободы должны реализовываться путем ряда социальных практических предприятий и служить условием возможности достижения частной автономии, которая и представляет собой действительную свободу. Однако последняя рассматривается не в качестве данности, но в качестве задачи. Свобода в теории Рорти понимается как творческое «производство самоописания», своего рода самореализация в ситуации, где изначально каждый говорит о себе в чужих терминах. Такая свобода является результатом случайного стечения обстоятельств. Поскольку смена одних форм репрезентации на другие ничего не меняет, то проект Рорти с позиции, в частности, Ж. Деррида может рассматриваться в качестве утверждения нового отчуждения, в виде новой организации дискурса, в которой всегда можно обнаружить следы власти.

В отечественной литературе существует обильный историко-философский материал, посвященный проблеме свободы в ее классическом варианте (Я.А. Слинин, Т.В.Торубарова). Также широко в научных исследованиях представлена трактовка свободы в экзистенциализме (В.В. Вольнов, Л.И. Филиппов). Обе области исследования являются предметом ряда диссертационных работ. Опубликован ряд статей, где проблема рассматривается в контексте структурализма и постструктурализма (С.В. Табачникова, Н.С. Автономова, Т.А. Клименкова), теории языковых игр (А.Ф. Грязнов). Что же касается обобщенного взгляда на проблему свободы в рамках современного концептуального аппарата, в литературе имеет место ряд общих высказываний, которые сводятся к тому, что тема свободы на сегодняшний день утратила свою актуальность. Утверждается невозможность констатации свободы в связи с критикой и деконструкцией субъекта самосознания. При этом отсутствует исследование, целиком посвященное этой теме.

Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является выяснение возможности позитивной концепции свободы в рамках современного концептуального аппарата и современных философских методов, а также анализ трансформаций, произошедших с концептом свободы в связи с открытием бессознательного в психоанализе и констатацией лингвистической природы сознания в философии языка. Цель исследования определяет ряд конкретных задач:

1. Выявить пределы применимости классической и экзистенциалистской интерпретаций свободы.

2. Проанализировать особый тип мотивации субъекта, пришедший на смену традиционной причинности. В связи с этим необходимо рассмотреть логику ретроактивного действия в психоанализе и особый характер причинения в теории языковых игр.

3. Сформулировать и обобщить новые теоретические возможности решения проблемы свободы, связанные с концептуализацией перформатива и утверждением об особой интенциональности речевого действия в концепции речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля.

4. Выявить возможность интерпретации понятия свободы, которая была бы актуальна для современного состояния философско-антропологического знания.

Научная новизна и результаты исследования заключены в обосновании возможности позитивного высказывания о свободе в контексте концептуализации бессознательного; тема свободы описывается на языке различных философских направлений, это дает обобщенный взгляд на проблему, чего нельзя было бы достичь при сведении исследования к единой методологической позиции в рамках одного направления; проблема взята в классическом и неклассическом вариантах; при этом дана широкая интерпретация концепта бессознательного, что позволяет представить психоанализ и аналитическую философию в качестве взаимодополнительных философско-антропологических стратегий; подобный взгляд, в свою очередь, открывает возможность нового подхода к проблеме свободы.

Положения, выносимые на защиту:

В свете открытий 3. Фрейда и JI. Витгенштейна интеллигибельная свобода представляет собой «фигуру сознания», которая, несмотря на свою недостоверность, продолжает мотивировать человеческое действие.

В связи с констатацией практически тотальной предпосылочности человеческого бытия, современное размышление о свободе глубоко критично, но тем не менее оно продолжается, несмотря на сомнения в собственной возможности.

Открытие «бессознательного», а также языкового отчуждения является выходом за рамки прежнего противостояния метафизики свободы и материализма. Подрывая представления о субъекте самосознания и его свободе, в то же время такая критика закладывает основы для нового переосмысления свободы, где ее возможность обусловлена особым динамическим характером форм отчуждения.

Тема свободы, представленная в классической интерпретации, с одной стороны, как проблема детерминизма, а с другой - как проблема конечности человеческого существования, в современной философии преобразуется в проблему возможности индивидуальных инвестиций в коллективное измерение (т.е. в проблему возможности частной автономии).

Двойная роль бессознательного стремления к подражанию, открытого психоанализом, определяет возможность свободы, понимаемой как соучастие индивида в самореализации сообщества. Выполняя функцию отчуждения, с одной стороны (вынуждая отдельного индивида подчиниться конвенциональным правилам), с другой, мимесис является революционным фактором, поскольку фундаментальная потребность в образце субъективного поведения может быть удовлетворена только свободным образом в виде особого учередительного действия.

Свобода не может сегодня мыслиться исключительно в терминах индивидуальной самости. Реальная свобода - это свобода Другого, иначе говоря, действительным субъектом свободы выступает сообщество, которое потребляет творческую энергию индивида. Свобода предстает как результат двойной потребности: с одной стороны, лингвистическое сообщество нуждается в образцах, для того чтобы были возможны применимые в сфере очевидности и общей памяти идентифицирующие практики, с другой - индивидуальное поведение в силу изначального отчуждения имеет глубинную потребность признания. Подобная двойная потребность, инициирующая процесс частичного удовлетворения обеих сторон, и составляет философско-антропологическую содержательность понятия свободы.

Теоретико-методологические основы исследования. Методы, использованные в диссертации, определяются целями и задачами исследования. В целом, методологической базой исследования, в котором использованы работы представителей различных философских направлений, является логико-методологический и историко-философский анализ. Первая часть диссертации теоретически опирается на постхайдеггерианскую традицию критики метафизики. Вторая часть, где в качестве основного анализируемого материала выступают две стратегии, выросшие на базе фрейдовского и витгенштейновского концептуальных аппаратов, опирается на ин-терпретативно-аналитический метод.

Обращение к аналитичекой традиции вызвано следующими соображениями. Исследования как Фрейда, так и Витгенштейна, направляемые поиском ответа на вопрос о том, что такое бессознательное, дали основания для формирования двух различных эпистемологий. Оба автора дают пример нового продуктивного мышления, исключающего возможность обращения к классическому субъекту. Не обращаясь к психоаналитическому понятию бессознательного, Витгенштейн и его последователи делают предметом своего исследования область с аналогичным статусом. Представители аналитической философии анализируют конститутивные по отношению к сознанию нерефлексивные предпосылки, которые имеют исторический характер в силу своей зависимости от интерсубъективной практики. С этой целью создается особый концептуальный аппарат, что делает аналитическую философию альтернативным психоаналитическому языком описания.

В рамках аналитической философии направлением, которое в большей степени сосредоточено на субъективной стороне языкового действия, является теория речевых актов. Данная концепция учитывает новые условия, а именно требования языковой модели. Поэтому поиск решения традиционных проблем в рамках теории речевых актов представляется актуальным.

В целом, в диссертации анализируются следующие направления: феноменология, экзистенциализм, психоанализ, концепция М. Фуко, теория языковых игр J1. Витгенштейна, теория речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля, прагматизм Р. Рорти, а также философия языка М. Бахтина, концепции Ж. Деррида, Ю. Хабер-маса и «философия события» А. Бадью.

Научно-практическая значимость полученных результатов. Результаты исследования расширяют сферу философского понимания темы свободы в контексте концептуализации бессознательного, выявляя ряд предрассудков, связанных с те* мой свободы и формулируя обобщенный взгляд на проблему в рамках наиболее влиятельных философских направлений XX века. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении как общих программ по философской антропологии и истории современной западноевропейской мысли, так и специальных курсов по философии и философской антропологии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Каширская, Татьяна Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с нового времени, свобода ассоциируется с возможностью интеллигибельного действия, основанного на идентичности самосознания. Подобное понимание свободы характерно и для современного обыденного сознания. Авторы, принадлежащие теории речевых актов, а также теоретики психоанализа ставят под сомнение идентичность самосознания, и утверждают, что форму идентичности приписывает язык, а потому идентичность всегда случайна. В рамках данных концепций пересматривается прежняя трактовка языка в качестве обслуживающего интенциональность сознания, выполняющего т.о. функцию выражения. Концепция Остина, выделившего наряду с когнитивным использованием языка перформатив-ное, позволяет рассматривать язык в качестве идентифицирующей процедуры, посредством которой достигается коллективная идентичность. В концепции Ж.Лакана язык имеет отношение к двум уровням: к сфере фантазма, а также к сфере социальной нормативности, к традируемым представлениям о Собственном Я, он и инициирует рождение расщепленного субъекта. В результате имеет место двойная идентичность, которая обретает формы Я идеального и Идеал Я.

Психоанализ показывает, что идентичность достигается посредством отчуждения. В связи утверждением практически тотальной предпосылочности нашего бытия, в современной философии происходит отказ от представлений о метафизической свободе. Прежняя трактовка, исходящая из интеллигибельности свободы, в XX веке была переосмыслена в терминах онтологии в концепции Ж.-П. Сартра. Однако наиболее адекватным сегодняшнему состоянию в философии является интерпретация свободы, опирающаяся на иное описание субъективности. Подобная версия рождается в результате рассмотрения психоанализа и философии языка в качестве взаимодополнительных стратегий.

Психоанализ и структурализм демонстрируют не просто конститутивную роль отчуждения, лежащего в основе сообщества, но его неизбежность и неустранимость. Аналитическая философия констатирует конвенциональный и тем самым неабсолютный характер любых лингвистических образований. Язык, который производит отчуждение, сам является конечным, его фигуры зависят от процессов интерсубъективной практики, что определяет возможность его изменений. Тем самым свободу можно понимать не как преодоление отчуждения, но лишь как изменение степени и форм отчуждения. Аналогичный сюжет присутствует у Фуко, который говорит о том, что формы субъективации имеют историчный характер. Это означает, что власть сама в себе содержит возможности собственного преодоления.

В рамках традиции Остина осуществляется интерпретация речевого акта в качестве действия, в результате чего наряду с субъектом высказывания и его активностью, которая сводится к воспроизведению готовых конвенций, постулируются внутреннее единство и активность субъекта, которые не могут быть осмыслены в терминах философии представления. Так, через перформативный способ употребления высказывания реализуется особая целеполагающая интенциональность, осуществляющаяся помимо и наряду с рефлексивной. Таким образом, речевая деятельность может рассматриваться как особая сфера самореализации индивида, что позволяет рассматривать язык как освобождающую силу.

Поскольку в перформативной концепции высказывание обладает статусом действия, подобная активность субъекта может рассматриваться в качестве образцовой. Открытая психоанализом, бессознательная потребность в подражании, лежащая в основе сообщества, позволяет связать процесс личностной самореализации с интерсубъективным измерением, и утверждать «фундаментальную природу риторической роцедуры, учреждающей новую интерсубъективность».1 Перформатив выступает, т.о., в качестве сферы, где реализуются как индивидуальные ментальные состояния, так и утверждается конвенциональная интенциональность, в ре

1 Исаков А.Н. Социальная реальность и методологические парадигмы современной философии // Философия XX века: школы и концепции. Материалы научной конференции 23-25 ноября 2000 г. СПб.: Изд-во Санкт Петербургского философского общества, 2000. С. 267.

161 зультате чего возможно идентифицирующее действие. Если по отношению к последней сфере речь о свободе вести нельзя, то это не отменяет свободу по отношению к способу использования. Подобная неинтеллигибельная свобода оказывается исполненной, однако, лишь тогда, когда продукты спонтанной активности индивида, выступая в качестве образца усваиваются коллективом, в результате чего подобная творческая активность обретает статус учреждающей новую интерсубъективность.

Таким образом, выявление внутреннего динамизма, конституирующей и тем самым отчуждающий нас сферы, который обеспечивается индивидуальной творческой активностью, наряду с констатацией миметического характера сообщества позволяют рассмотреть свободу в качестве динамического процесса, лежащего в основе функционирования человеческого общества. Это вполне соответствует представлению о «двойной природе социальной связи, как того, что учреждается в свободном осмысленном действии и того к чему присоединяются, подчиняясь необходимости соучастия в общем деле, т.е. автономного учредительного действия и лишенного автономности эгоцентрического акта ориентированного на эффективность и практический результат».1

Свобода тем самым предстает как результат двойной потребности: с одной стороны, лингвистическое сообщество нуждается в образцах, для того, чтобы были возможны идентифицирующие практики, с другой индивидуальное поведение в силу изначального отчуждения имеет глубинную потребность признания. Подобная потребность, инициирующая процесс частичного удовлетворения обеих сторон, и составляет философско-антропологическую содержание свободы.

1 Там же. С. 266.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Каширская, Татьяна Анатольевна, 2004 год

1. Мишара А. Л. Гуссерль и Фрейд: Время, память и бессознательное // Логос. №1. 1998.

2. Августин Исповедь. М.: Гендальф, 1992.

3. Автономова Н. Деррида о грамматологии // Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.

4. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М., СПб.: Московский философский фонд Университетская книга, 1999.

5. Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003.

6. Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев. «Next», 1994.

7. Блинов А. Общение. Звуки. Смысл. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

8. Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос. СПб.: Дом интеллектуальной книги. № 1, 1999.

9. Веллмер А. Модели свободы в современном мире // Социологос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.

10. Ю.Вдовина И. В. Сознание и личность во французском персонализме // Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989.

11. Булавка Л. А., Бузгалин А.В. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма // Вопросы философии. № 1, 2000.

12. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994.

13. З.Витгенштейн Л. О достоверности // Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994.

14. Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. «Бахтин под маской». Вып. 3. М.: Лабиринт, 1993.

15. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1994.

16. Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М.: МГУ, 1985.

17. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

18. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука. Ювента, 1998.

19. Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Ad Marginem, 1996.

20. Джохадзе И. Неопрагматизм Ричарда Рорти и аналитическая философия // Логос № 6. М.: Наука, 1999.

21. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии // СПб.: Абрис-книга, 1995.

22. Деррида Ж. Введение // Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Ad Marginem, 1996.

23. Деррида Ж. О грамматологии М.: Ad Marginem, 2000.

24. Дэвидсон Д. Материальное сознание // Аналитическая философия. Избранные тексты. М.: Издательство МГУ, 1993.

25. Дэвидсон Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия. Избранные тексты. М.: Издательство МГУ., 1993.

26. Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность // Философия. Логика. Язык. М.: Прогресс, 1987.

27. Дэвидсон Д. Когерентная теория истины и познания // Метафизические исследования. Вып. 11. Язык. СПб.: Алетейя, 1999.

28. Дорохова Т. А Проблема данности другого // История философской антропологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002.

29. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999.

30. Жижек С. Внутренняя трансгрессия // Кабинет: Картины мира 2. СПб.: Скифия, 2001.31 .Зинченко В. П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Бессознательное. Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.

31. Жирар Р. Насилие и священное. М.: Новое литературное обозрение, 2000.

32. Исаков А. Н. Философская аналитика объективного мотива // Метафизические исследования. СПб.

33. Исаков А. Н. Признание Другого: гегелевская феноменология веры // Философская антропология. Очерк истории. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2003.

34. Исаков А. Н. Социальная реальность и методологические парадигмы современной философии // Философия XX века: школы и концепции. Материалы научной конференции 23-25 ноября 2000 г. СПб.: Издательство Санкт Петербургского философского общества, 2000.

35. Исаков А. Н. Человек как признание Другого: проблема интерсубъективности в философской антропологии.

36. Исаков А. Н. «Я идеальное и Идеап-Я» // Трансфер-экспресс. Приложение к Вестнику психоанализа. № 3. 2001.

37. Исаков А. Н. Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.

38. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 8 т. Т. 1. Чоро, 1994.

39. Кант И. Критика практического разума // Собр. соч. в 6 т. Том 4. М.: Мысль, 1965.

40. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6 томах. Т. 5. М.: Мысль, 1966.

41. Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

42. Кант И. Что значит ориентироваться в мышлении // Собр. соч. в 8 т.: том 8, 1994.

43. Кастанеда К. Отдельная реальность. М.: Миф, 1991.

44. Клименкова Т. А. Бессознательное как горизонт сознания в структурализме М.Фуко // Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций. М.: Наука, 1989.

45. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос., Прогресс-Традиция, 1998.

46. Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

47. Кубанова О. Ю. Проблема интерсубъективности в «Картезианских размышлениях» Э.Гуссерля // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1991.

48. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1998.

49. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: РФО. Пирамида, 1997.

50. Лакан Ж. Поле и функция речи и языка в психоанализе. М.: Гнозис, 1995.

51. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа. М.: ГнозисШогос, 1998.

52. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). М.: Гнизис/Логос, 1999.

53. Ландгребе Л. Интенциональность у Гуссерля и у Брентано // Логос № 2. М.: Наука, 2002.

54. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.

55. Левин Г. Д. Свобода воли // Вопросы философии. № 6, 2000.

56. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб.: Питер, 2001.

57. Липский Б.И. Рациональность каузальная и нормативная // Философия XX века: школы и концепции. Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2000.

58. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «я знаю» // Сб. Философия. Логика. Язык. Под ред. Д.П. Горского и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

59. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя / Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996.

60. Мамардашвили М. Анализ сознания в работах Маркса // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

61. Мамардашвили М. Сознание это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

62. Марков Б. В Людвиг Витгенштейн: язык это «форма жизни» // История философии, культура и мировоззрение. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

63. Марков Б. В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001.

64. Марков Б. В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.

65. Марков Б. В. Философская антропология. СПб.: Лань, 1997.

66. Маркс К. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 36. М., 1964.

67. Молчанов В. И. Понятие рефлексии в контексте феноменологического учения о времени // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981.

68. Молчанов В. Предпосылки и беспредпосылочность феноменологической философии // Логос №10. М.: Наука, 1999.

69. Мэйси Д. О субъекте у Лакана. Логос № 5, 1999.

70. Некрасов С. Н. Принцип деконструкции и эволюция постструктурализма // Философские науки. №2, 1989.

71. Ницше Ф. Генеология морали. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990.

72. Остин Дж. Значение слова // Аналитическая философия. Избранные тексты. М.: Издательство МГУ., 1993.

73. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Избранное. М.: Идея-пресс. Дом интеллектуальной книги, 1999.

74. Остин Дж. Чужое сознание // Философия. Логика. Язык. Под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

75. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

76. Петров В.В. От философии языка к философии сознания. (Новые тенденции и их истоки) // Сб. Философия. Логика. Язык. Под ред. Д.П. Горского и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

77. Платон Сочинения в 3-х томах. Т. 2. М.: Мысль, 1970.

78. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея Пресс, Дом интеллектуальеой книги, 2000.167

79. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995.

80. Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

81. Рубене М. А. Учение Э. Гуссерля о времени // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: Зинатне, 1981.

82. Савченкова Н. М. Остроумие и фигуры интерсубъективности // Метафизические исследования. СПб.: Алетейя, 1999.

83. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.

84. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат,1998.

85. Серкова В. Человеческое существование у С. Кьеркегора // Философская антропология. Очерк истории. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2003.

86. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Зарубежная лингвистика. Т. 2. М.: Издательская группа «Прогресс», 1999.

87. Серль Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002.

88. Серль Дж. Природа Интенциональных состояний // Философия. Логика. Язык. Под ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

89. Серль Дж. Что такое речевой акт? // Зарубежная лингвистика II. Новое в лингвистике. Новое в зарубежной лингвистике. М.: Издательская группа ПРОГРЕСС,1999.

90. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.

91. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995.

92. Су слова О. «Стадия зеркала» // Трансфер-экспресс. Приложение к Вестнику психоанализа. № 3. 2001.

93. Сухачев В. Ю. Семиотическая версия аналитики человека // Философская антропология как интегративная форма знания. СПб.: Издательство СПбГУ, 2001.

94. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1999.

95. Табачникова С. Мишель Фуко: историк настоящего // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, Касталь, 1996.

96. Титова М. Читая Лакана: реальное субъекта // Логос. № 5. М., 1994.

97. Тодоров Ц. Теории Символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

98. Торубарова Т. В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. СПб.: Наука, 1999.

99. Тузова Т. М. Особенности трансцендентального анализа сознания во французском экзистенциализме // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989.

100. Филимонова Л. П. Автореферат. Властная структура знака и субъективность в культуре. Томск, 1998.

101. Филиппов Л. И. Философская антропология Жана-Поля Сартра. М.: Наука, 1977.

102. Фрейд 3. Анализ фобии пятилетнего мальчика // Психология бессознательного. М.: Просвящение, 1989.

103. Фрейд 3. Бессознательное // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерки истории психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998.

104. Фрейд 3. Вытеснение // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерки истории психоанализа. Алетейя. СПб., 1998.

105. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991.

106. Фрейд 3. Я и Оно //Избранное. Книга 1. М.: Московский рабочий, 1990.

107. Фрейд 3. Отрицание // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Жиль Делез. 3. Фрейд. М.: РИК Культура, 1992.

108. Фрейд 3. О психоанализе // Я и Оно. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Филио, 2001.

109. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Я и Оно. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Филио, 2001.

110. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Я и Оно. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Филио, 2001.

111. Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Сб. Психология бессознательного. М.: Просвящение, 1989.

112. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Я и Оно. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Филио, 2001.

113. Фрейд 3. Случай человека-волка. Из истории одного детского невроза. // Человек волк и Зигмунд Фрейд. Киев: PORT - ROYAL, 1996.

114. Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, Магистериум, 1996.

115. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.

116. Фуко М. Забота об истине. Беседа с Франсуа Эвальдом // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, Магистериум, 1996.

117. Фуко М. Использование удовольствий. Введение ко 2 тому Истории сексуальности // Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, Магистериум, 1996.

118. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности 3 т. Киев: Дух и литера, Грунт. М.: Рефл-Бук, 1998.

119. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

120. Фуко М. Маркс, Фрейд, Ницше // Кентавр М.: Магистериум. М. Кастель, 1996.

121. Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, Магистериум, 1996.

122. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

123. Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994.170

124. Фуко М. Что такое автор // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, Магистериум, 1996.

125. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.

126. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие М.: Республика, 1993.

127. Хестанов Р.З. Утопическое экспериментирование // Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

128. Человек волк и Зигмунд Фрейд. Под редакцией Юдина А. А. Киев: PORT -ROYAL, 1996.

129. Черноглазов А. Лакан с птичьего полета // Логос. № 5. М., 1994.

130. Rorty R. The mechanical mind: Hume and Freud // Essays on Heidegger and others. Cambridge University Press, 1991. V. II.

131. Rorty R. Moral identity and private autonomy: The case of Foucault // Essays on Heidegger and others. Cambridge University Press, 1991. V. II.

132. Bruce F. The Lacanian Subject. Between language and jouissance. Princeton university press. New Jersey, 1995.

133. Searle J. Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. New York, 1983.

134. Searle J. The Construction of Social Reality. New York, Free Press. 1995.

135. Zizec S. Kant and Sade the ideal couple // Lacanian Ink, NY, № 13, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.