Трансформация общественной правовой культуры в постсоветский период: специфика многонационального региона: на материалах Юга России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Минко, Оксана Юрьевна

  • Минко, Оксана Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 167
Минко, Оксана Юрьевна. Трансформация общественной правовой культуры в постсоветский период: специфика многонационального региона: на материалах Юга России: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2006. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Минко, Оксана Юрьевна

Введение.

Глава 1. Общественная правовая культура - определение понятия, структура и взаимосвязь элементов; особенности национального и региональных вариантов

1.1. Правовая культура - определение понятия, внутренняя структура и взаимосвязь элементов

1.2. Общественная правовая культура - основные черты национальной традиции.

1.3. Региональная специфика ОПК Юга России в дореволюционный период и советское время.

Глава 2. Основные векторы трансформации социально-правовой культуры населения областей и краев Южного округа в постсоветский период.

2.1. Общероссийские тенденции в развитии ОПК населения в конце XX - начале XXI века.

2.2. Динамика социально-правовой культуры населения областей и краев Южного округа.

Глава 3. Динамика социально-правовой культуры населения республик Северного Кавказа в постсоветский период

3.1. Общерегиональные сдвиги ОПК республиканского населения.

3.2. Сценарии трансформации социально-правовой культуры населения в отдельных республиках Юга России

3.3. Направления и способы модернизации ОПК коренного населения Северного Кавказа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация общественной правовой культуры в постсоветский период: специфика многонационального региона: на материалах Юга России»

Актуальность темы. Успешность осуществляемых в современной России реформ в значительной степени зависит от скорости процесса модернизации отечественной социокультурной системы, одним из составных элементов которой является и социально-правовая культура русского и других народов российской государственности. Реальная демократизация общественной жизни, построение эффективной рыночной экономики предполагают существенную коррекцию национальной правовой традиции и правового менталитета, требуют ощутимого повышения правовой грамотности населения и формирования более реалистического общественного социально-правового идеала (а в конечном счете, создания у широких социальных слоев российского социума положительного «правочувствия» /термин А.И.Ильина/).

Эта, сама по себе непростая задача, максимально усложняется в условиях полиэтнокультурного и многоконфессионального региона, каковым является Юг России. В постсоветский период именно он оказался наиболее проблемным регионом Российской Федерации. Помимо ряда серьезных межэтнических конфликтов, регион характеризовался максимальными масштабами «деиндустриализации» отдельных административных образований, высочайшим уровнем безработицы (и соответственно формированием обширных зон затяжного социально-экономического кризиса и депрессии), самым значительным уровнем развития теневой экономики. Характерно, что большинство этих проблем в той или иной степени было связано с уровнем развития и специфическими особенностями общественной правовой культуры населения различных административных и социально-территориальных общностей Юга России.

Этнокультурный подъем северокавказских народов сопровождался реставрацией на местах традиционных социально-правовых механизмов и институтов, заполнявших вакуум, возникший в процессе распада и демонтажа советской правовой системы. Сложившийся на национальном Северном Кавказе в 90-е годы XX в. симбиоз элементов обычного, конфессионального, российского и советского права, не является устойчивым и в полной мере органичным образованием. Как и наличное состояние социально-правовой культуры республиканского населения, основные элементы которой требуют модернизации в целях приведения их в соответствие с реалиями современного демократического общества.

С другой стороны, области и края Южного округа в постсоветский период демонстрировали максимальные среди субъектов Федерации уровни миграционной активности. Значительный приток населения менял национальную структуру населения местных социумов, актуализировал проблемы трудозаня-тости, социокультурной и социально-правовой адаптации различных групп мигрантов к новой среде жизнедеятельности. В таком контексте задача взаимной «притирки» и модернизации сопряженных в едином социальном пространстве правовых субкультур, становилась одним из основных условий успешного и динамичного развития каждого из региональных социумов.

Степень разработанности проблемы. Проблеме правовой культуры в советском обществознании была посвящена достаточно обширная литература. Исследование данной темы осуществлялось преимущественно в содержательных рамках правового знания, однако ряд исследователей, в той или иной степени затрагивал и ее методолого-культурологические аспекты. Отметим здесь работы С.С.Алексеева, В.П.Казимирчука, В.И.Каминской, Д.А.Керимова, В.П.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой, А.Р.Ратинова, А.П.Семитко.

В последнее десятилетие появился ряд работ анализирующих динамику общественной правовой культуры российского общества в постсоветский период. Выделим диссертационные исследования Крыгиной И.А. и Сорокина В.В., работы Е.А.Певцовой. Интерес для исследователей представляли особенности правовой культуры отдельных социальных прослоек и профессиональных групп населения (работы Л.А.Ершовой, Н.М. Кейзерова, В.П.Сальникова, Н.Я.Соколова, З.Ч.Чикеевой).

Социально-философский ракурс анализа поднятого проблемного комплекса содержится в трудах отечественных мыслителей, посвященных мировоззрению и национальному характеру русского народа, отечественной общественно-политической и социально-правовой культуре (работы Н.А.Бердяева, А.И.Ильина, Н.О.Лосского, С.Л.Франка). Данная тематика затрагивалась и в трудах таких известных российских правоведов конца XIX начала XX века, как Б.А.Кистяковский, М.М.Ковалевский, П.И.Новгородцев.

Непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют работы, посвященные анализу мировоззренческих основ, традиционных (базовых) социокультурных и социально-правовых архетипов, определяющих особенности национальной правовой культуры народов Северного Кавказа. В последнее десятилетие на данном научном направлении появилось много интересных работ, принадлежащих Б.Х.Бгажнокову, В.В.Дегоеву, В.М.Каирову, З.Х.Мисрокову, М.В.Савве, А.Ю.Шадже, К.Х.Унежеву, Р.Б.Унарокову, Р.А.Ханаху,

A.А.Цуциеву. Анализу современной соционормативной культуры народов Северного Кавказа посвящены работы И.Л.Бабич, В.О.Бобровникова. Множество исследований касается различных аспектов оптимизации межэтнических отношений в регионе. А данная проблема, в свою очередь, связана с определением наиболее приемлемых форм модернизации общественной правовой культуры северокавказских социумов (работы В.А.Авскентьева, В.Ю.Верещагина, Ю.В.Васильева, Г.С.Денисовой, Л.М.Дробижевой, А.Г.Здравосмыслова,

B.А.Тишкова, В.В.Черноуса, Л.Л. Хоперской и др.)

Самостоятельным социоэнокультурным феноменом Юга России является казачество, принявшее самое активное участие в становлении, историческом развитии и самоидентификации южнороссийской общности, и представленное в регионе целым рядом крупных анклавов. Особенности социально-правовой культуры казачества, ее историческая эволюция затрагиваются в работах М.П. Астапенко, Е.И.Дулимова, И.И.Золотарева, А.П.Скорика, Р.Тикиджяна.

В работе использовались данные социологических мониторингов, позволяющие высветить некоторые важные особенности современной отечественной правовой культуры (уровень правовой грамотности, характеристики правовой традиции и менталитета и т.п.), зафиксировать отношение россиян к российской судебно-правовой системе (особенности общественной правооценки и национального правового идеала). Специфика социально-правовой культуры населения находит свое отражение и в сфере «социальной патологии» - статистика правонарушений, общее число их различных видов, динамические тенденции, позволяют выявить определенные различия правовых традиций, менталитета, психологии различных территориальных социумов.

Таким образом, поднятая в работе проблематика не обделена научным интересом. И, тем не менее, ее социально-философский аспект до настоящего времени остается недостаточно проработанным. Малоизученным остается вопрос о взаимозависимости особенностей общественной правовой культуры народов Северного Кавказа и сценариев их общественно-политического развития в постсоветский период. В дальнейшей разработке нуждается и проблема определения наиболее оптимальных и эффективных способов модернизации региональной правовой культуры, форм социокультурной и социально-правовой взаимоадаптации отдельных территориальных социумов Юга России.

Методологическую основу исследования составляют работы по социальной философии, теоретической культурологии, а также исследования, выполненные в рамках ряда специальных наук (этнокультурологии, социологии культуры, философии и социологии права). Теоретическим основанием исследования стал общенаучный системный подход. Историческая динамика российской социально-правовой культуры, формирование ее региональных вариантов и взаимосвязи с другими элементами интегральной социокультурной системы общества потребовали использования в работе элементов диахронного анализа и структурно-функционального метода.

Целью исследования является изучение динамики общественной правовой культуры населения Юга России, как одного из значимых факторов социокультурной и социально-правовой трансформации и модернизации крупного российского региона в постсоветский период. Общая цель конкретизирована в следующих проблемно-исследовательских задачах:

- изучить морфологическую структуру понятия «правовая культура», определить основные ее подсистемы;

- исследовать историческую динамику и современное состояние общественной правовой культуры казачества и народов Северного Кавказа как важных структурных элементов регионального социума;

- установить основные направления трансформации общественной правовой традиции, правового менталитета, правооценки, правовой грамотности и других элементов социально-правовой культуры населения Юга России в конце XX - начале XXI века;

- выявить общероссийские тенденции и региональную специфику в эволюции социально-правовой культуры населения Юга России в постсоветский период;

- проанализировать направления и характер влияния на общественную правовую культуру регионального социума, современных динамических трендов в сфере миграционных процессов и области межнациональных отношений;

- установить основные аспекты воздействия региональной социально-правовой культуры на общественно-политическую и социально-экономическую динамику Юга России в постсоветский период.

Научная новизна диссертации состоит в развернутом исследовании процесса комплексной модернизации общественной правовой культуры народов Юга России в постсоветский период. Научная новизна диссертационной работы определяется следующими положениями:

- исследована морфологическая структура понятия «правовая культура»; установлено, что в ее пределах могут быть выделены две самостоятельные подсистемы: правовая культура социума и социально-правовая культура;

- зафиксированы скорости и векторы трансформации правовой традиции, правового менталитета, правооценки, правоповедения, правовой грамотности и других элементов общественной правовой культуры Юга России в постсоветский период;

- определены возможные направления и формы модернизации социально-правовой культуры народов Северного Кавказа (формирование индивидуальной «правовой этики» - современной общественно-правовой «системы координат», повышение правовой грамотности; психоментальная, социокультурная, профессиональная адаптация к реалиям демократического секуляризованного общества начала XXI века);

- установлено, что успешная общественно-политическая модернизация российского социума подразумевает существенную коррекцию ряда элементов отечественной общественной правовой культуры («прагматизация» национальной правовой традиции и правового идеала, повышение правовой грамотности, формирование положительного правочувствия и т.п.), что в свою очередь предполагает оптимизацию современного социально-экономического и общественно-политического курса развития России.

Тезисы, выносимые на защиту.

1. Говоря о правовой культуре, представляется необходимым разделять правовую культуру социума (совокупность функционирующих в обществе правовых учреждений и организаций и непосредственно само право) и общественную правовую культуру - совокупность элементов, связанных с преломлением права в общественном сознании (коллективное правосознание, система общественных правоотношений и правоповедение).

2. Общественная правовая культура Юга России в постсоветский период менялась фрагментарно. При этом отдельные ее структурные элементы трансформировались с различной скоростью, повторяя общероссийскую динамику. Наибольший консерватизм демонстрировали общественная правовая традиция и правовой менталитет. Отметим также устойчиво негативный характер общественной правооценки и инверсионный переход общественного сознания от правового идеализма к правовому нигилизму.

3. По основным динамическим трендам своей правовой культуры территориальные сообщества Юга России достаточно отчетливо делятся на две части -области и края, с одной стороны; республики Северного Кавказа - с другой.

Эволюция общественной правовой культуры первых в системном плане совпадала с общефедеральной динамикой данного показателя (при наличии специфики, связанной с повышенным индивидуализмом, социопсихологической и экономической мобильностью местного населения, а также с большим миграционным притоком, изменявшим национальную и социопрофессиональную структуру населения).

4. Эволюция социально-правовой культуры республиканских сообществ была сопряжена с более или менее значительной реставрацией элементов традиционного адатного и шариатного права (и связанных с ними архаичных социально-правовых механизмов и институтов - кровная месть и т.п.); укреплением у народов Северного Кавказа полиюридического правосознания, сочетающего элементы национальной правовой традиции, советской правовой парадигмы и российского права. Данному реставрационному тренду способствовал отток из республик русского (и русскоязычного) населения

5. Жесткая межнациональная конфронтация и сопутствующие ей кризисные явления в общественно-политической и социально-экономической жизни ведут к утрате правопорядка, криминализации общества и падению уровня его правовой культуры. Тем самым, урегулирование и оптимизация межэтнических отношений на Северном Кавказе - важнейшее условие поддержания и дальнейшего развития общественной правовой культуры населения республик.

6. Интенсивная миграция северокавказского населения в пределы краев и областей Юга России, усложняя палитру общественной правовой культуры принимающих сообществ, одновременно способствует социально-правовой модернизации формирующихся диаспор и самих республиканских социумов.

7. Сложившийся в настоящее время на Северном Кавказе полиморфный вариант общественной правовой культуры не является устойчивым, поскольку многие ее элементы требуют модернизации. Сроки и варианты таковой могут различаться по республикам, но сохранение их в составе Российской Федерации предполагает трансформацию местной социально-правовой традиции и правового менталитета, ощутимую коррекцию правового менталитета и ценностных правовых установок, позволяющих населению северокавказских республик легче «вписываться» в гражданское общество России.

8. Процессы укрепления российской государственности, оптимизация взаимоотношений власти и гражданского общества, общественно-политическая и социально-экономическая стабилизация в стране в немалой степени зависят от эффективности усилий государства по приведению базовых характеристик российской правовой системы в большее соответствие с отечественным общественным правовым идеалом, который ориентирован на создание политико-правового порядка, обеспечивающего высокий уровень социальной защищенности для всех граждан страны. В обратном случае, отрицательное правочув-ствие и правовой нигилизм будут существенным тормозом на пути комплексной модернизации российского социума.

9. Трансформация российской общественной правовой культуры в постсоветский период представляет элемент более широкого по своему масштабу процесса комплексной модернизации русского и других народов Российского государства. Данная системная модернизация не является синонимом прямолинейной «вестернизации», доминировавшей в 90-е гг. XX в., но представляет сложную производную адаптированных к российским реалиям внешних инноваций и модифицируемой в соответствии с потребностями времени национальной традиции.

Научная и практическая значимость исследования. Диссертационная работа представляет интерес для широкого круга обществоведов: философов, правоведов, культурологов, регионоведов. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по социокультурной и социально-правовой динамике Юга России, при прогнозировании и разработке программ социально-экономического развития Юга России, а также для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на конференции аспирантов Северо-Кавказского научного центра высшей школы, февраль 2006 г., г. Ростов н/Д и Всероссийской научной конференции «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигмы», октябрь, 2006 г., г. Белгород.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав (включающих 8 параграфов, 3 таблицы), заключения и списка литературы. Объем текста - 170 страниц компьютерного набора, список литературы включает 184 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Минко, Оксана Юрьевна

Заключение

Исследование динамики социально-правовой культуры населения Юга России в постсоветский период выявило очевидную взаимосвязь последней со всей социокультурной системой регионального сообщества и отдельных его территориальных (национальных) социумов. Именно потому трансформация ОПК имела столь заметные различия в южнороссийских областях и краях с одной стороны, и республиках Северного Кавказа с другой. Если население областных и краевых социумов по динамическим трендам своей социально-правовой культуры тяготело к «европейской» России, то республиканские сообщества в той или иной степени реставрировали правовые механизмы, уходящие в материнскую этнокультурную традицию. Это обстоятельство в ряду других стало причиной оттока русского и русскоязычного населения с национального Северного Кавказа. Масштабная миграция, в свою очередь, работала на дальнейшую обособление республиканских сообществ от Большой России, их социокультурную и правовую консервацию.

Данное темповое расхождение модернизационных процессов очевидное сейчас, со временем может стать большой проблемой на пути становления единой российской нации. Однако задача не только в динамическом ускорении процессов развития региональных национальных социумов. Нуждается в существенной корректировке и взятый политической и экономической элитой страны курс достаточно прямолинейной «вестернизации», доминировавший в 90-е гг., но сохранивший известные позиции и в современной России. Необходимо в полной мере учитывать, что системная модернизация представляет сложную производную адаптированных к российским реалиям внешних инноваций и модифицируемой на встречном курсе и в соответствии с потребностями времени национальной традиции.

Непосредственно в социально-правовой сфере это означает необходимость того, чтобы «государственно-правовая идеология, являющаяся по сути фундаментом правовой системы, отвечала по своим ценностным параметрам национальной правовой культуре. Если западная правовая культура выросла на почве индивидуалистических по «духу» ценностях протестантизма, то отечественное правопонимание никогда не ориентировалось на права и свободы личности, делая акцент на единстве прав и обязанностей, на нравственно-религиозных началах права»104.

Повторимся, речь идет не об отрицании социально-правовой модернизации российского социума как таковой, но о придании ей системного вектора, более оправданного отечественной историей, совпадающего с наиболее глубокими ценностными ориентирами народов российской государственности. При этом, модернизация ОПК напрямую связана со всеми основными динамическими тенденциями развития отечественного социума, его общественно-политической и социально-экономической эволюцией.

И здесь необходимо понимание того, что действительная успешность и окончательность российских реформ конца XX - начала XXI вв. может быть только результатом признания широким общественным мнением законности осуществленных в стране преобразований - прежде всего, итогов трансформации государственной собственности в частную (оговорим, что речь идет именно о признании окончательности итогов данного процесса, а не о признании законности способов и форм его осуществления, которые общественное сознание россиян, очевидно, никогда не сможет оправдать и признать справедливыми). Речь, тем самым, идет о необходимости серьезной коррекции общественной правооценки российских буржуазно-демократических реформ, в настоящее время негативной в самой значительной степени.

Такая коррекция не может быть осуществлена с помощью манипулятивных технологий, которыми в совершенстве овладела современная российская власть в управлении политическим процессом. Можно навязать электорату в день выборов запланированную кандидатуру, но невозможно заставить общественное сознание россиян «легитимизировать» для себя сверхглубокое материальное

104 Указ. соч., С. 239 расслоение и неравенство, существующее в стране; разгул преступности и высочайший уровень коррупции существующей в государственном аппарате; унизительный уровень жизни таких системообразующих профессиональных групп населения, как врачи, учителя, инженерно-технические и научные работники.

Иными словами, без существенной переориентации курса реформ на построение социального государства и реального значительного роста уровня жизни в стране, власти не удастся добиться необходимой модернизации отечественной социально-правовой культуры и в т.ч. позитивной коррекции общественной правооценки сложившегося в России общественно-политического и правового строя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Минко, Оксана Юрьевна, 2006 год

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь, 1996

2. Агаев Н.Г. Философско-методологические проблемы исследования культуры межнациоанльного общения. Махачкала, 1991

3. Алексеев С.С. Право: Азбука Теория - Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

4. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989

6. Астапенко М.П. Донские казаки: 1550-1920. Ростов-на-Дону, 1992.

7. Аствацатурова М.А. Возможности и пределы толерантности диаспор (теоретический аспект). // Ксенофобия на Юге России Ростов-н/Д., 2002, С. 205-216

8. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура. М., 1996

9. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов (1860-1990 годы). М., 1999.

10. Бабич И.Л. Механизмы формирования правового плюрализма на Северном Кавказе (на примере Кабардино-Балкарии и Северной Осетии) // Социальная организация и обычное право. Краснодар, 2001, С. 7-30.

11. Бабич И.Л. Механизм формирования правового плюрализма в северной Осетии: история и современность (Интернет версия).

12. Бажаев М. Нужна ли России Чечня без чеченцев // Вестник ЛАМ, 2000, №3

13. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет. // Правоведение, 2000, №2, С. 31-40

14. Балабанова Е.С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стартегии «негативной» адаптации // Социологические исследования. 1999. №4. С. 46-57

15. Басханова Л.С.-Э. Чечня: общественное мнение в условиях этнополитиче-ского конфликта. Ростов-на-Дону, 2004

16. Безвербный А.А. Этнизация социальных противоречий // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов-на-Дону, 2003, С. 266-269

17. Вельский К.С. Социалистическое правосознание. Диалектика формирования и развития. Ярославль, 1979.

18. Белский К.Т. Формирование и развитие социалистического рпавосознания. М., 1982

19. Беляева П.А. Социальная модернизация России в конце XX века. М., 1997

20. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

21. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

22. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

23. Бобровников В.О. Судебная реформа и обычное право в Дагестане. // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1990.

24. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие (очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана). М., 2002.

25. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Спб, 1994

26. Бромлей Ю.В. Этнознаковые функции культуры. М., 1991

27. Варданян О.А. Этнокультурная память. Проблемы третьего тысячелетия. // Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. Пятигорск, 1998, С. 18-26

28. Васильев Ю.В. Этннополитические процессы Юга России на рубеже XX-XXI веков. Ставрополь, 2004

29. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб, 2001.

30. Верещагин В.Ю. и др. Чеченская этнонациональная государственность: от самобытности к сепаратизму. Ростов-на-Дону, 2003

31. Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития (право и власть). М., 1990.

32. Возрождение казачества: надежды и опасения. М., 1998

33. Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М„ 1993

34. Гасанов Н.Б. Национальные стереотипы и образ врага. М., 1994

35. Герцен А.И. Собрание сочинений. М., 1950, т.1-7.

36. Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

37. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации. М., 2000

38. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.

39. Графский В.Г. Право и мораль в истории // Государство и право, 1998, №8, С.

40. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.

41. Гэллнер Э. Нации и национализм. М., 1994

42. Гуляихин В.Н.,Широ С.В. Правовая культура личности. Волгоград, 2000

43. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России Волгоград, 2005

44. Гуляихин В.Н. Правовая культура в России: природа и формы правового нигилизма. Дис. докт. фил-с. наук, Ростов-н/Д, 2006

45. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности М., 1999.

46. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979.

47. Давидович В.Е., Скорик А.П. Исторический социотип донской казачьей субкультуры. // Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996, С. 226-250

48. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. М., 1998

49. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов-на-Дону, 1996

50. Денисова Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003

51. Джанильдин Н.Д. природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971

52. Дмитриев В. Ресурсы традиционализма на Северном Кавказе // Россия и Чечня: поиски выхода. СПб., 2003

53. Добаев И.П. Исламский радикализм. Ростов-на-Дону, 2002

54. Донские войсковые ведомости. 1993., №5, С.З

55. Дробижева J1.M. историческое самосознание как часть национального самосознания народа. М., 1990

56. Дудин А.П. Диалектика правоотношения. Саратов, 1983

57. Дунаева Н.Н. Трансформация структурных компонентов массового сознания в условиях транзитного российского общества. Дис. канд. флсф. наук. Ростов н/Д, 2001.

58. Думанов Х.М., Першиц А.И. К уточнению понятия «обычное право» // Государство и право, 2005, №3, С. 77-82

59. Дулимов Е.И. Золотарев И.И. Самоуправление казаков: история и современность. Ростов н/Д, 1998

60. Духовная культура и этническое самосознание Вып. 1-2, М., 1991-1992

61. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996

62. Ешич Б.М. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма. М., 1984, С. 8-55

63. Жеругов Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности. М., 1977

64. Жеругов Р.Т. Правомерное поведение. М., 1995

65. Зайналабидов А.С. Преступность в современном российском обществе: опыт системного анализа. Дис. канд. флсф. наук. Ростов н/Д, 2004.

66. Законодательство России в XXI веке. М., 2002.

67. Златоструй. Древняя Русь. X-XIII вв. М., 1990.

68. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб., 1995.

69. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.

70. Ильин И.А. Собрание сочинений (в 10 т.). М., 1993

71. Ильясов Л. Чеченский тайп: мифы и реалии // Вестник ЛАМ, 2000, №3

72. Исследование проблем сепаратистских ориентаций на Северном Кавказе как фактор национальной безопасности Российской Федерации (научный отчет). СКНЦ Высшей школы, Ростов-на-Дону, 2000

73. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997.

74. Казачий Дон очерки истории (в 2-х частях). Ростов-на-Дону, 1995.

75. Как мы думали в 2004 году: Россия на перепутье. М., 2005.

76. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974, С. 39-67

77. Каминская В.И. и др. Характеристика правосознания различных групп населения // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974, С. 85-107

78. Каграманов С.В. Институт гражданства республик и национальный суверенитет // Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. Ростов-на-Дону, 2002, С. 102-108

79. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов-на-Дону, 2002

80. Касьянова. О русском национальном характере. М., 1994

81. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы. М., 1983.

82. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб, 1997.

83. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Из глубины. М., 1991.

84. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

85. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1. М., 1890

86. Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов-н/Д, 2003

87. Коррупция на Юге России как системная проблема. Препятствия и стратегии. Ростов-на-Дону, 2002.

88. Кочесоков З.Х. Правовое сознание и его национальные особенности. Авто-реф. дис. канд.юр. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

89. Красноружский С.Г. Индивидуальное правовое регулирование (общетеоретический аспект) // Государство и право, 1993, №7, С.

90. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе. Дис. канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999.

91. Кубякин Е.О. Специфика правового регулирования экономической деятельности в полиэтнической среде. Силовые структуры в этнополитических процессах на Юге России. Ростов н/Д, 2002, С. 69-78

92. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.

93. Кудрявцев В.Н.Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

94. Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры. Право и власть. М., 1990.

95. Культурология (краткий тематический словарь). Ростов-на-Дону, 2001.

96. Ладыженский A.M. Адаты горцем Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2003.

97. Личность и уважение к закону. М., 1979.

98. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

99. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XX век. М., 2000.

100. Лукбянова Е.Г. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право, 2004, №7, С. 84-89.

101. Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001

102. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997

103. Лурье С.В. Россия: община и государственность. // Цивилизации и культуры. Вып. 2. Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995, С. 138-155.

104. Макеев В.В., Сафронов А.А. Правовая культура личности как фактор современного развития государства и общества // Философия права, 2005, № 4, С. 22-25.

105. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М„ 2000.

106. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

107. Мартышин О.В. Национальная политическая правовая культура в контексте глобализации // Государство и право, 2005, №4, С. 9-17

108. Милованов Ю.Е. О проблемах государственного строительства в Чеченской республике // Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов-н/Д, 2001, С. 63-79

109. Мисроков З.Х. Феномен адатского и мусульманского права народов Северного Кавказа в процессе трансформации российской государственности (XIX начала XXI века) // Государство и право, 2002, №11, С. 110-115

110. Мнацаканян М.О. Этносоциология нации, национальная психология, межнациональные конфликты. М., 1997

111. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. 1991, №1, С.

112. Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право, 2005, №2, С. 13-18

113. Назаренко Е.В. Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Киев, 1968.

114. Нерсесянц B.C. Право в системе социального регулирования. История и современность. М., 1986.

115. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

116. Нерсесянц B.C. Процессы универсализации права и государства в глобали-зующемся мире. // Государство и право, 2005, №5, С. 38-47

117. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? М., 1988.

118. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права. М., 1995.

119. Нурпеисов Е.К. Психология правомерного поведения. Алма-Ата, 1984.

120. Нухаев Х.-А. Российский цугцванг и русские парадоксы // Ведено или Вашингтон? М., 2001

121. Нухаев Х.А. Чечня и Россия: одно ценностное пространство две общественные системы // Россия и Чечня: поиски выхода. М., 2003, С. 115-185

122. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М., 1997

123. Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. М., 1997

124. А.И.Овчинников Правовое мышление в герменевтической парадигме. Ростов-на-Дону, 2002

125. Овчинников А.И. Правовой плюрализм в системе мер предупреждения этнических конфликтов // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов-на-Дону, 2003, С. 271-276

126. Основы противодействия коррупции (системы общегосударственной этики поведения). М., 2000.

127. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002

128. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, 2004, №3, С. 70-81

129. Пенькова Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990

130. Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // Социс, №7, 2003, С.84-91

131. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985

132. Поленина С.В. и др. Воздействие глобализации на правовую систему России // Государство и право, 2004, №3, С. 5-15

133. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974

134. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад. М., 1999

135. Радько Т.Н., Н.Т. Медведева Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права России// Государство и право, 2005, №3, С. 5-12.

136. Ратинов А.Р. Структура и функции правосознания // Проблемы социология права. Вильнюс, 1970.

137. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.

138. Рачипа А.В. Обыденное правосознание населения среднего города России: социоструктурный аспект. Ростов-на-Дону, 2004

139. Регионоведение. Ростов-на-Дону. 2002.

140. Розин М.Д., Сущий С.Я. Социально-этнические процессы в городской среде Северного Кавказа: история, современность, перспективы. Ростов-на-Дону, 2003.

141. Розов B.C. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисто-рических парадигм // Вопросы философии. 1999., №2, С. 14-19.

142. Россия и Чечня: поиски выхода. СПб., 2003.

143. Рубаник В.Е. Византийская, западная и восточнославянская традиция правового регулирования отношений собственности в политико-правовой мысли и законодательной практике // Государство и право, 2005, №2, С. 92-99

144. Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и русское право // Вопросы истории, 1997, №3, С.

145. Савва М.В. Миграционные процессы и этнополитическая напряженность на Северном Кавказе // Формирование культуры межнационального общения на Дону: опыт и проблемы. Ростов-на-Дону, 2002, С. 167-174

146. Сайгитов У.Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в республике Дагестан // Журнал российского права, 2004, №3, С. 43-47

147. Сальников В.П. Социальная правовая культура Методологические проблемы. Саратов. 1989.

148. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988

149. Сальников В.П., Соколов Н.Я. Юристы и формирование правовой культуры граждан в правовом государстве // Методологические проблемы воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войск. СПб., 1991. С. 3-10

150. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992, №10, С. 108-113

151. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия и прогресс. Свердловск, 1990.

152. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории и методологии). Дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.

153. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб.,1999

154. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

155. Социальная культурная дистанция опыт многонациональной России. М.,2000

156. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. М., 1986.

157. Трофимова Г.Т. Обычное право карачаевцев во второй половине XIX XX веках (к постановке проблемы) // Социальная организация и обычное право. Краснодар, 2001, С. 65-77.

158. Уланов В.П., Петрулевич И.А. Ценностный кризис и проблемы социальной адаптации молодежи Ингушетии // Молодежь Юга России: положение, проблемы, перспективы. Ростов-на-Дону, 2005, С. 187-198

159. Философия права. Ростов-на-Дону, 2001.

160. Хасмагомадов Э. Трансформация социальной структуры и формирование политической элиты чеченского общества // Вестник ЛАМ, 2000, №3

161. Хойман С.Е. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Государство и право, 1991, №1. С. 20-27

162. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-н/Д, 1997

163. Хунаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону, 2001

164. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994

165. Цуциев А.А. Русские и кавказцы: очерк привычных восприятий // Научная мысль Кавказа, 2001, №3, С.46-56

166. Цуциев. А.А. Русские и кавказцы: по ту сторону дружбы народов. // Дружба народов. 2005, №10, С. 152-176

167. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблема культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа, 1999, №3

168. Черноус В.В. Кавказ контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа, 2000, №2, С.46-56

169. Чеснов Я.В. Быть чеченцем: личность и этническая идентификация народа // Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999, С. 67 74

170. Чечня и Россия: общества и государства. М., 1999

171. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения, 1993, №1, С.41-54

172. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп, 1996

173. Шадже А.Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура? // Научная мысль Кавказа, 2000, №2, С.39-41

174. Шалиева Т.М. Этапы формирования и тенденции развития государственности народов Северного Кавказа // Северо-Кавказский юридический вестник, 1997, №3, С.5-16

175. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право, 2005, №4, С. 84-90.

176. Эффективность правой нормы. М., 1980.

177. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия. // Государство и право, 2005, №4 С. 69-74.

178. Явич JI.C. Право и общественные отношения. М., 1971.

179. Явич JI.C. Сущность права. Д., 1985.

180. Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. Новосибирск, 1999.

181. Epstein A.L. Ethos and Identity. London. 1978

182. Gurr T. Why Do Minorities Rebel // Federalism against Ethnicity. Zurich, 1997

183. Horowitz D. Ethic Groups in Conflict. Berkley, 1985

184. Rouce. A.P. Ethic Identity. Strategies of Diversity. Bloomington, 1982

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.