Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Двойнин, Алексей Михайлович

  • Двойнин, Алексей Михайлович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 215
Двойнин, Алексей Михайлович. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2007. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Двойнин, Алексей Михайлович

Введение.

Глава I. Теоретическое исследование ценностно-смысловых ориентации личности в контексте религиозной веры.

1.1. Общая характеристика ценностно-смысловых ориентаций личности.

1.2. Религиозная вера как реальность внутреннего мира.

1.3. Специфика ценностно-смысловых ориентаций религиозной личности.

Глава II. Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций учащихся православных учебных заведений.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Изучение самосознания учащихся семинарии и православного вуза.

2.3. Изучение религиозной ценностно-смысловой и смысложиз-ненных ориентаций учащихся православного и светского вузов.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры»

Актуальность исследования обусловлена следующим. В общественной жизни современной России отчетливо прослеживается тенденция усиления роли религии. Это проявляется в сотрудничестве церкви с институтами власти и светскими организациями, в активизации традиционных и модернистских культов различной направленности, в возрастании общей религиозности населения. С распространением традиционной православной религии связывается путь возрождения духовных и нравственных основ общества. Таким образом, ценностно-смысловые ориентации, обусловленные религиозной верой, становятся важным элементом сознания людей и действенным регулятором их поведения.

В этих условиях остро стоит проблема толерантности .и взаимопонимания между верующими и людьми с секулярным сознанием. Благополучие общества во многом зависит от успешного сотрудничества представителей разных религий и неверующих людей. Важным основанием для решения данной проблемы является знание психологических особенностей религиозной личности. Поэтому изучение специфики ценностно-смысловых ориентаций в контексте религиозной веры является актуальным.

Методологической основой исследования стала философская идея об отношении «Человек - Мир» как наиболее обобщенном и фундаментальном отношении, лежащем в основе всего сущего. Мы разделяем идею С.Л. Рубинштейна о том, что Человек должен рассматриваться включенным в Мир. Ценностно-смысловые ориентации личности предстают в качестве психологической формы бытия отношения между Человеком и Миром, как процесс и результат сущностного самоопределения Человека в Мире.

Мы ориентируемся на принцип исключения трансцендентности, сформулированный Т. Флурнуа. Данный принцип обязывает исследователя при изучении психологической стороны религиозных феноменов воздержаться от суждения об их истинности и от решения вопроса о существовании/несуществовании трансцендентного.

Теоретической основой исследования явилась концепция исторического и онтогенетического развития самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной. В данной концепции под самосознанием понимается «совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе»1. Самосознание предстает как универсальная, исторически сложившаяся и социально обусловленная структура, присущая каждому социализированному индивиду и состоящая из пяти звеньев: 1 - идентификации с именем собственным; 2 - притязания на признание; 3 - половой идентификации; 4 - психологического времени личности; 5 - социального пространства личности.

Данная концепция позволяет рассмотреть ценностно-смысловые ориентации личности как содержательное наполнение структуры самосознания.

Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловых ориентаций личности в контексте религиозной веры.

Объект исследования - религиозная личность как носитель ценностно-смысловых ориентаций, обусловленных религиозной верой.

Предмет исследования - ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры.

Гипотезы исследования состояли в следующем:

1. Вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности, как правило, соответствует канонам религии. Мы предположили, что в реальных жизненных ситуациях фрустрации будущие клирики и верующие, живущие в миру, могут проявлять неоднозначные поведенческие реакции.

1 Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. - М.; Воронеж, 1999. - С. 141.

2. Мы предположили, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни.

Для проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:

1) выявить специфику ценностно-смысловых ориентацйй религиозной личности;

2) эмпирически изучить особенности ценностно-смыслового содержания структуры самосознания учащихся православных учебных заведений;

3) определить взаимосвязь религиозной ценностно-смысловой ориентации и степени осмысленности жизни у учащихся православного и светского вузов.

Методы исследования:

1 - проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов);

2 - метод исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г.Е. Леевика);

3 - тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев).

Кроме того, использовались методы статистической обработки данных: л хи-квадрат (%), критерий Л. Закса (Z), критерий Манна-Уитни (U), t-критерий Стьюдента, ранговый коэффициент корреляции Спирмена (rs).

Эмпирической базой исследования явились: Московская духовная академия и семинария, расположенные на территории Св. Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва); Московский педагогический государственный университет (г. Москва). Исследование проводилось в течение 2004 - 2007 гг. Испытуемые:

• учащиеся семинарии -116 мужчин в возрасте от 17 до 33 лет (будущие клирики);

• студенты богословского и миссионерского факультетов ПСТГУ - 76 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 33 лет (верующие, живущие в миру);

• студенты факультета педагогики и психологии МПГУ - 50 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 26 лет.

Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании составило 242 человека. При этом тендерные различия в исследовании не учитывались.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивались соблюдением исходных методологических и теоретических принципов; применением комплекса стандартизированных методов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью и достаточным объемом выборки; эмпирической проверкой выдвинутых гипотез; статистической значимостью полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры определяют субъективную значимость и смысл явлений действительности в континууме категорий «Божественное - Мирское».

2. Вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности, как правило, соответствует канонам религии. В реальных жизненных ситуациях фрустрации будущие клирики и верующие, живущие в миру, проявляют неоднозначные поведенческие реакции.

3. При депривации ценностно-смыслового содержания структурных звеньев самосознания учащихся православных учебных заведений доминируют толерантные реакции. При этом будущие клирики проявляют более выраженную лояльность, чем верующие, живущие в миру. Толерантность студентов светских вузов в ситуациях фрустрации значительно ниже.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в результатах исследования ценностно-смысловых ориентаций, полученных на специфической категории испытуемых - учащихся семинарии и православного вуза.

Исследование обогащает научные знания в области психологии личности и психологии религии. Его результаты могут быть использованы при построении психологической концепции религиозной личности.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования можно использовать для разработки методического инструментария с целью диагностики психологических особенностей верующих. Специфика ценностно-смысловых ориентаций в контексте религиозной веры может учитываться в практической работе психолога с верующими, а также в воспитательной и учебной работе духовных образовательных учреждений.

Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались на объединении молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ, докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Ананьевские чтения - 2005» (Санкт-Петербург, 2005); «Четвертые Чередовские чтения» (Омск, 2006), а также в ходе научной сессии преподавателей МПГУ (Москва, 2006,2007).

Материалы исследования использовались на лекционных и семинарских занятиях по курсу «Психология личности» на факультете педагогики и психологии МПГУ. Основные идеи и результаты проведенного исследования отражены в шести публикациях, общим объемом 2,42 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками. Объем диссертации составляет 215 страниц, список литературы включает 392 наименования, из которых 56 - на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Двойнин, Алексей Михайлович

164 Выводы

На основе полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы:

1. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры определяют субъективную значимость и смысл явлений действительности в континууме категорий «Божественное - Мирское».

2. Вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности, как правило, соответствует канонам религии. В реальных жизненных ситуациях фрустрации будущие клирики и верующие, живущие в миру, проявляют неоднозначные поведенческие реакции.

3. При депривации ценностно-смыслового содержания структурных звеньев самосознания среди учащихся православных учебных заведений доминирует толерантные реакции. Такая тенденция в реагировании объясняется устойчивостью христианской ценностно-смысловой-ориентации, в которой толерантность рядоположена проявлению смирения и послушания. При этом будущие клирики проявляют более выраженную лояльность, чем верующие, живущие в миру. Толерантность студентов светских вузов в ситуациях фрустрации значительно ниже.

4. В ситуациях фрустрации у учащихся православных учебных заведений, наряду с религиозной, актуализируется общечеловеческая (мирская) ценностно-смысловая ориентация. Данные ориентации противоречиво взаимодействуют при регуляции поведения. Их актуализация зависит от социального окружения и внутренней позиции, фиксированной на ценностно-смысловом содержании конкретных звеньев самосознания.

5. Вербальная выраженность религиозной ценностно-смысловой ориентации у православных учащихся, живущих в миру, выше, чем у студентов светского вуза. При этом общая осмысленность молодежью собственной жизни одинакова. Это означает, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни и функционирует относительно автономно от смысложизненных ориентаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Двойнин, Алексей Михайлович, 2007 год

1. Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. - Киев: УЦИММ-Пресс; СПб.: Алетейя, 1999. - 687 с.

2. Александров А.Д. Научный поиск и религиозная вера. М.: Политиздат, 1974.-63 с.

3. Алиева Б.А. Современный ислам и наука. М.: Знание, 1981. - 63 с.

4. Алишев Б.С. Психологическая теория ценностей (системно-функциональный подход): Дис. . д-ра психол. наук. Казань, 2002. -367 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288 с.

6. Андрюшенко М.Т. Познание и вера. Иркутск: ИГУ, 1990. - 166 с. 11 .Анисимов С.Ф. Наука и религия о смысле жизни (ответы навопросы). М.: Знание, 1964. - 40 с

7. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры). М.: Мысль, 1970. - 183 с.

8. Анселъм Кентерберийский. Монологион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер., послесл. и комм. И.В. Купреевой. М.: Канон, 1995. - С. 32 - 122.

9. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер., послесл. и комм. И.В. Купреевой. М.: Канон, 1995. - С. 123 - 165.

10. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М.: Логос, 2001. - 464 с.

11. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук / Сост. Е.В. Филиппова; Отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука, 1989. - С. 426 - 433.

12. Апанасенко О.Н. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 155 с.

13. Аринин Е.И., Тюрин Ю.Я. Религиозная антропология: Учеб. пособ. В 2-х ч. Ч. 1. Владимир: ВлГУ, 2005. - 124 с.

14. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1 / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. - С. 369 - 448.

15. Архангельский JI.M. К вопросу о ценностной ориентации личности // Духовное развитие личности / Отв. ред. Л.М. Архангельский. -Свердловск: УГУ им. A.M. Горького, 1967. Вып. 3. - С. 11-17.

16. Аскетические наставления Преподобного Нила // Добротолюбие: в 5 т. Т. 2. М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.) - С. 221 - 324.

17. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. - №3. - С. 35 - 45.

18. Афанасьева А.П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: Дис. . канд. психол. наук. М., 2002. -149 с.

19. Афанасьева И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: МГУ, 1986 - 59 с.

20. Афонасенко Е.В. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России: Дис. . канд. психол. наук. М., 2004. - 229 с.

21. Бакунин П. Основы веры и знания. СПб.: Типография В. Безобразова и К0, 1886. - 408 с.

22. Барт К. Очерки догматики. СПб.: Алетейя, 1997. - 271 с.

23. Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 1986.-23 с.

24. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии. Обзор литературы. Часть 2 // Журнал практического психолога. 1998. -№6.-С. 21 -43.

25. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. -М.: ACT; Харьков: Фолио, 2002. -С. 21-262.

26. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

27. Билалов М.И. Место веры в структуре человеческого познания // Вера как ценность: Матер. Всерос. науч. конф. Великий Новгород, 25 27 июня 2002 года. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.-С. 59-11.

28. Бшецкая JI.B. Функции категорий «вера» и «убеждение» в формировании научно-атеистического мировоззрения личности: Автореф. дисканд. филос. наук. Киев, 1988. - 16 с.

29. Битуева А.В. Соотношение содержательной и динамической сторон, в ценностных ориентациях государственных служащих: Дис. . канд. психол. наук. М., 2000. - 179 с.

30. Богдановская И.М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 2002.-211 с.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 3-е изд. - М. МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 352 с.

33. Бозрикова JI.B., Семенов А.А. Аттитьюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом.- М.: ИНИОН РАН, 1974. Вып. 1. - С. 55 - 100.

34. Боргош Ю. Фома Аквинский. Пер с польского М. Гуренко. Изд. 2-е. -М: Мысль, 1975.- 183 с.

35. Борковская Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентаций личности в ее жизнедеятельности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Минск, 1988. - 23 с.

36. Борунков Ю.Ф. Коммунистическая убежденность и религиозная вера. М.: Знание, 1967. - 22 с.

37. Борунков Ю. Ф. Убежденность и вера. М.: Знание, 1969. - 32 с.

38. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Знание, 1972.-48 с.

39. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971.-176 с.

40. Бочаров А. С., Чернышев А.В. Очерки современной церковной психологии. с. Решма: Свет Православия, 2003. - 303 с.

41. Боэций Дакийский. О вечности мира // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского средневековья): в 2 т. Т. 2 / Под ред. С.С. Неретиной; сост. С.С. Неретиной, J1.B. Бурлака.- СПб.: РХГИ, 2002. С. 262 - 282.

42. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. - №2. - С. 46 - 56.

43. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с.

44. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. - №5. - С. 3 - 19.

45. Бубер М. Два образа веры // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - С. 233 - 340.51 .Бубер М. Затмение Бога // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - С. 341 - 420.

46. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: ИП РАН, 1998. -21 с.

47. Букин В.Р., Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Философско-психологический очерк. JI.: Лениздат, 1974. - 164 с.

48. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. - 672 с.

49. Бультман Р. Новый завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы философии. 1992. - № 11. - С. 86 - 99.

50. Бушуева Г.А. Понятие веры. Историко-религиоведческий аспект. -Мурманск: МГПИ, 2001. 38 с.

51. Ван Цзин. Социально-психологические факторы трансформации ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 19 с.

52. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. - 200 с.

53. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1990. - 16 с.

54. Введенский А.И. Вера в Бога, её происхождение и основания. М.: Университетская типография, 1891. - 465 с.

55. Введенский А.И. Условие допустимости веры в смысл жизни. -СПб.: Типография B.C. Балашева и К0, 1896. 33 с.

56. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.-142 с.

57. Водзинская В.В. Понятия установки, отношения и ценностной ориентации в социологических исследованиях // Философские науки. 1969. - №2. - С. 48 - 54.

58. Ворошилова А.А. Религиозное сознание и способы его существования. Красноярск: СибГАУ, 2002. - 144 с.

59. Вундт В. Миф и религия // Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - С. 245 -824.

60. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума: Дис. . канд. филос. наук. СПб., 1994. - 188 с.

61. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и вступ. ст. А.В. Гулыги. Пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Мысль, 1977. - 572 с.

62. Гераклит П Досократики. Мн.: Харвест, 1999. - С. 229 - 332.

63. Глушков В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск: СГУПС, 1999. - 130 с.

64. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. 1989. - №6. - С. 85 -89.

65. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

66. Голубкова О.А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление (философско-методологический анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1998. - 18 с.

67. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.-463 с.

68. Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Речь, 2004. - 576 с.

69. Григорьева Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования. Волгоград: Перемена, 2003. -118с.

70. Губенко В.И. О вере и верных знаниях // Философские науки. -1975.-№ 1.-С. 150- 152.

71. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - С. 102 - 110.

72. Данилов Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1990. - 16 с.

73. Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы личности: Дис. . канд. психол. наук. Омск, 2005. - 187 с.

74. Декарт Р. Первоначала философии II Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. - С. 297-422.

75. Декарт Р. Метафизические размышления II Декарт Р. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1950. - С. 335 - 407.

76. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис. . канд психол. наук. СПб., 1995.-18 с.

77. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -432 с.

78. Джеймс У. Воля к вере и другие очерки популярной философии // Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. - С. 3 - 206.

79. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности //Вопросы психологии. 1973.-№5.-С. 18-29.

80. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

81. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. - №5. - С. 67 - 76.

82. Ш.Дубровский ДИ. Вера и знание // Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2002. - С. 271 -310.

83. Душеполезные поучения преп. Макария Оптинского / Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Козельск: Введенская Оптина Пустынь, 1997. -831 с.

84. Евстифеева Е.А. К анализу феномена веры // Философские науки. -1984.-№ 6.-С. 71 -76.

85. Евстифеева Е.А. Феномен веры как фактор деятельности // Философские науки. 1985.-№ 5.-С. 131 - 135.

86. Евстифеева Е.А. Феномен веры и активность сознания // Философские науки. 1987. - № 7. - С. 78 - 88.

87. Евстифеева Е.А. Феномен веры: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. -М, 1995. -32 с.

88. Емельянова JI.H. Критика христианской концепции моральных ценностей: Дис. канд. филос. наук. -М., 1967.- 186 с.

89. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Ч. 1 // Сочинения: в 7 т. Т. 1. М.: Правило веры, 1993. (репринт, изд. 1886 г.)-С. 1 -570.

90. Еп. Петр. Указание пути к спасению. Опыт аскетики. М.: Сретенский монастырь, 2004. - 399 с.

91. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. 3-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2004. - 336 с.

92. Ерунов Б.А. Мнение в человеческом познании: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. JL, 1974. - 30 с.

93. Ефименко М.Н. Религиозные ценности как смыслополагающие ориентиры личности в современном обществе // Евразийское ожерелье: Альманах Общественного института истории народов Оренбуржья им. Мусы Джалиля. Оренбург: ОПТУ, 2002. - Вып. 3. -С. 26-35.

94. Ефрем Сирин. Духовные наставления. М.: Сретенский монастырь, Новая книга, Ковчег, 1998. - 304 с.

95. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: ИП РАН, 2006. - 335 с.

96. Закс Л. Статистическое оценивание / Пер. с нем. В.Н. Варыгина; Под ред. Ю.П. Адлера и В.Г. Горского. М.: Статистика, 1976. - 598 с.

97. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. - 144 с.

98. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1966.-С. 187-207.

99. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975.-С. 241-254.

100. Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности. -Оренбург: ООИПКРО, 2002. 175 с.

101. Иванова А А. Этническое самосознание молодежи в условиях исторического межэтнического взаимодействия (на материале исследования коренных этносов Северного Кавказа): Дис. . д-ра психол. наук. М., 2001. - 511 с.

102. Игнатенко Л.М. Чувства и религия. Минск: Беларусь, 1971. -56 с.

103. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т. I И. - М.: Рарогъ, 1993.-448 с.

104. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И А. Религиозный смысл философии. М.: ACT, 2003. - С. 85 - 340.

105. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. - С. 252 - 268.

106. Казанов Х.М. Ценностные ориентации в современном российском обществе. Ростов н/Д.: РГУ, 2004. - 80 с.

107. Калиниченко О.В. Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими (на основе исследования учащейся молодежи): Дис. . канд. психол. наук. М., 2004. - 235 с.

108. Калюжная Н.А. Вера в становлении индивидуального духа: философско-антропологический подход: Дис. . канд. филос. наук. -Волгоград, 2004. 165 с.

109. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. - 655 с.

110. Килина И.А. Особенности ценностно-смысловых ориентаций личности подростков, употребляющих наркотические вещества: Дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005. - 221 с.

111. Киреевский И.В. Отрывки // Киреевский ИВ. Критика и эстетика.- 2-е изд., испр. и доп. / Сост., вступ. статья и примеч. Ю.В. Манна.- М.: Искусство, 1998. С. 356 - 357.

112. Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: Дис. . канд. психол. наук. М., 2005.- 173 с.

113. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург: ОГПУ, 1996- 188 с.

114. Козырева А.К. Природа веры // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л.: б/и, 1968. - Т. 365. («Философские исследования»). -С. 152-171.

115. Козырева А.К. Вера и знание // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л.: б/и, 1971. - Т. 444. - Вып. 1. (серия «Социальная психология и философия»). - С. 132 - 145.

116. Кон КС. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

117. Кон КС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

118. Копнин П.В. Гипотеза и познание действительности. Киев: Госполитиздат УССР, 1962.-182 с.

119. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию. Киев: Наукова думка, 1966. - 288 с.

120. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.-568 с.

121. Коран / Пер. с араб. Гафурова А.Г. М.: Славянский диалог, 2000.-511 с.

122. Корниенко Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности. Кн. 1. Ценности в условиях изменяющегося общества. Новосибирск: СибАГС, 2003. - 640 с.

123. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

124. Костикова Н.В. Вера как состояние человека // Гуманитарные исследования: Межвузов, сб. науч. трудов. Омск: ОмГПУ, 2004. -Вып. 6.-С. 97-102.

125. Костикова Н.В. Витальная вера в структуре человеческой природы и ее генезис: Дис. канд. филос. наук. Омск, 2005. - 150 с.

126. Кривошеина Е.Ю. Динамика ценностных ориентаций в современном российском обществе: проблема соотношения светского и религиозного: Дис. . канд. филос. наук. М., 2004. -190 с.

127. Круглое Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1983.-С. 4-11.

128. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. -Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. 138 с.

129. Куценюк Б.М. Эмоции и религия. 2-е изд. - Киев: Политиздат Украины, 1987. - 166 с.

130. Кьеркегор С. Страх и трепет. Л.: Советский фонд культуры, 1991.-44 с.

131. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. - С. 5 - 266.

132. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики Н Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. - С. 267 -411.

133. Лакис П.П., Редович А.А. Место ценностных ориентаций в структуре личности // Методологические и мировоззренческие аспекты социологического познания: Сб. науч. труд. / Отв. ред. П.П. Лакис. Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1987. -С. 13- 79.

134. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2001. -С. 23-53.

135. Леевик Т.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности. Л: Знание, 1990. - 30 с.

136. Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии //Лейбниц Г.-В. Сочинения: в 4 т. Т. 2 / Ред., авт. вступ. ст. и прим. И.С. Нарский. М.: Мысль, 1983.-С. 47-545.

137. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. 2007. - №2. - С. 14 - 19.

138. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал.-1993.-Т.14.-№ 1.-С. 150- 155.

139. Леонтьев ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - №4. -С. 15-27.

140. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997.-64 с.

141. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. -М.: Смысл, 2006. - 18 с.

142. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. - М.: Смысл, 2003. -487 с.

143. Липецкий МЛ. Внушение. Знание. Вера. Киев: Политиздат Украины, 1988.-158 с.

144. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Наукова думка, 1986. - 248 с.

145. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. - 685 с.

146. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 1-3 // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т.1 / Ред.: И.С. Нарский, A.JI. Субботин; Ред. 1 т., авт. вступ. ст. и прим. И.С. Нарский. М.: Мысль, 1985. - С. 78 -582.

147. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Кн. 4 // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т.2 / Редкол.: М.Б. Митин (пред.) и др. М.: Мысль, 1985.-С. 3-201.

148. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.

149. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - С. 391 - 655.

150. Лосский В.Н. Догматическое богословие / Пер. с франц. В.А. Рещиковой. -М.: Центр «СЭИ», 1991. 281 с.

151. Лошаков Р.А. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин, Декарт, Паскаль). Архангельск: ПТУ, 1999. -120 с.

152. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. -№4. - С. 3-21.

153. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1979. - 431 с.

154. Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Цицерон. Философские трактаты. Пер. с лат. 2-е изд. - М.: Наука, 1997. - С. 5 - 46.

155. Малахова И.А. Анатомия религиозной веры. М.: Политиздат, 1980.-48 с.

156. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

157. Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.

158. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов / Пер. с франц. М.: NOTA BENE, 2000. - 342 с.

159. Менъ А. Истоки религии // Менъ А. Магизм и единобожие. М.: Эксмо, 2005. - С. 5 - 202.

160. Мещерякова Э.И. Персональный миф в психологическом консультировании: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Барнаул, 2001.-48 с.

161. Микешина JI.A. Философия познания: Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 623 с.

162. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание (теоретико-методологические проблемы). М.: Прогресс, 1975. - 166 с.

163. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984.-319 с.

164. Мустафин В.Ф. Философия религии // Религиоведение: Учеб. пособие. 4-е изд. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Лань, 2003. -С. 66-89.

165. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Academia, 2006. - 607 с.

166. Мухина B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Ч. 1. Архангельск: М'арт, 1996. - 49 с.

167. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 640 с.

168. Мухина B.C. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. -№1.-С. 16-39.

169. Мухина B.C. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. 2002. - №2. - С. 117 - 135.

170. Мухина B.C., Васшьченко А.А. «Кто Я?» или самоописания личностных свойств // Развитие личности. 2006. - №3. - С. 51 - 60.

171. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - С. 14 -39.

172. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.-С. 40-72.

173. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Мясищев В.Н. Психология отношений. -М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. С. 114 - 121.

174. Мясищев В.Н. Психические функции и отношения // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.-С. 122-144.

175. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека (вместо заключения) // Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - С. 381 - 394.

176. Назаров А.Д. Вера как философско-социологическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1977. - 18 с.

177. Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1982.-20 с.

178. Начала христианской психологии / Отв. ред. Б.С. Братусь. М.: Наука, 1995.-236 с.

179. Невелев М.Ю. Случайное христианство. М.: РОХОС, 2004. -160 с.

180. Неймарк М.З. К вопросу об экспериментальном изучении направленности личности // Вопросы психологии. 1963. - №1. - С. 3-12.

181. Несмелое В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. -Казань: Центральная типография, 1913. 93 с.

182. Несмелое В.И Наука о человеке: в 2 т. Т. 1. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. -Казань: Тип.-лит. Имп. Ун-та, 1898.-449 с.

183. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М.: РУДН, 2001.-355 с.

184. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Общ. ред. З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979.-С. 47-184.

185. Николай Кузанский. О даре отца светов // Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Общ. ред. З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979.-С. 321 -335.

186. Николай Кузанский. О возможности-бытии // Николай Кузанский. Сочинения: в 2 т. Т. 2. / Общ. ред. З.А. Тажуризиной. М.: Мысль, 1979.-С. 135-181.

187. Никонов К.И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990.-64 с.

188. Носович В.Н Как религия воздействует на чувства человека. JL: Знание, 1965.-28 с.

189. Носович В.И. Психология веры. Л.: Лениздат, 1970. - 68 с.

190. Носович В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1983. - 39 с.

191. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1966. - С. 470 - 530.

192. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. - 568 с.

193. Парамонова С.П. Опыт операционального исследования ценностных ориентаций личности // Духовные ценности как предмет философского анализа: Сборник статей / Под ред. Е.Г. Яковлева. М.: МГУ, 1985. - С. 58 - 64.

194. Парыгин Б.Д., Ерунов Б.А., Букин В.Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия.-1971.-С. 58-81.

195. Паскаль Б. Мысли. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 368 с.

196. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности: Некоторые вопросы методологии и теории. - М.: Мысль, 1972.-198 с.

197. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000. 192 с.

198. Петрушенко В.Л., Щербакова Г.Н. Вера в духовном мире личности. Львов: Выща школа, 1989. - 96 с.

199. Пименова Е.Н. Вера в структуре человеческой деятельности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Куйбышев, 1990. - 15 с.

200. Пирогов КС. О природе религиозного чувства и путях его преодоления: Дис. канд. филос. наук. -М., 1971.-244 с.

201. Писания Блаженного аввы Исайи // Добротолюбие: в 5 т. Т. 1. -М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.) С. 247 - 406.

202. Писманик М.Г. Особенности сознания верующего. М.: Знание, 1973.-43 с.

203. Платон. Горгий // Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1 / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др. М.: Мысль, 1990. - С. 477 - 574.

204. Платон. Теэтет // Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М: Мысль, 1993. -С. 192-274.

205. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 3 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. -С. 421 -500.

206. Платон. Законы // Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 4 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994.-С. 71 -437.

207. Платонов К.К Психология религии. Факты и мысли. М.: Политиздат, 1967. - 239 с.

208. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. - 216 с.

209. Платонов КК. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309 с.

210. Платонов К.К. Человек и религия. Мн.: Нар. асвета, 1984. - 143 с.

211. Плотинская Н.В. Феномен веры. Гносеологический аспект: Автореф. дис— канд. филос. наук. М., 1990. - 16 с.

212. Подвижнические наставления Св. Ефрема // Добротолюбие: в 5 т. Т. 2.-М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.)-С. 335-515.

213. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Основа, 1991. - 164 с.

214. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Ладомир, 1999. -440 с.

215. Полякова И.А. Вера и знание. Гносеологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. Л., 1990. - 16 с.

216. Полянская Н.М., Дорофеев ЕД. История формирования понятия «ценностные ориентации личности» // Ценностное сознание в период преобразования общества / Под ред. Е.Д. Дорофеева, Л.А. Седова. М.: ИП РАН, 1997. - С. 6 - 15.

217. Попов О.Н. Ценностно-смысловые ориентации студентов педагогических вузов: Дис. . канд. психол. наук. М., 2006. - 240 с.

218. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). М.: Мысль, 1973.-261 с.

219. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. -444 с.

220. Преп. Макарий Великий. Духовные беседы, послания и слова. -М.: Сретенский монастырь, 2004. 400 с.

221. Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. - 185 с.

222. Пфляумер ЭД. Психодиагностика в педвузе. Новосибирск: НГПУ, 1996.-138 с.

223. Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Релф-бук, 1997. - 252 с.

224. Резник М.И. Смирение и послушание в контексте учений о личности XX века: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2005. -19 с.

225. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств. Мн.: Харвест, 2002. - 784 с.

226. Рикер П. Герменевтика и психоанализ; религия и вера. М.: Искусство, 1996. - 270 с.

227. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. -527 с.

228. Романов А.В. Основные парадигмы в понимании веры и этапы ее актуализации // Вера как ценность: Матер. Всерос. науч. конф. Великий Новгород, 25 27 июня 2002 года. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 41 - 58.

229. Романов П.А. Убеждение как специфическая форма субъективного отражения объективной действительности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1982. - №6 - С. 74 - 82.

230. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. - 372 с.

231. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.-713 с.

232. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание // Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. - С. 43 - 280.

233. Саарнийт Ю.А. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций: Автореф. дис . канд. психол. наук. -М., 1992. 17 с.

234. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В.А. Ядова. Д.: Наука, 1979. - 264 с.

235. Св. Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани // Добротолюбие: в 5 т. Т. 2. М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.) - С. 11 -160.

236. Св. Максим Исповедник. Четыреста глав о любви // Добротолюбие: в 5 т. Т. 3. -М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.)-С. 177-245.

237. Св. Симеон, новый Богослов. Деятельные и богословские главы // Добротолюбие: в 5 т. Т. 5. -М.: Паломник, 1998. (репринт, изд. 1884 г.)-С. 9-64.

238. Свободный П.П. Эмоциональный элемент религиозного комплекса и его преодоление: Дис. . канд. филос. наук. Киев, 1968.- 187 с.

239. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Иркутск, 1996. -25 с.

240. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2004.-350 с.

241. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 264 с.

242. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. -1994.-№5.-С. 21 -38.

243. Смирнов JI.A. Убеждение как философская категория. Калинин: КГУ, 1973.- 140 с.

244. Смирнова (Дубова) Е.Т. Введение в религиозную психологию. -Самара: БАХРАХ-М, 2003. 160 с.

245. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Дис. (в виде научного доклада) . д-ра психол. наук. М., 1997.-88 с.

246. Собкин B.C., Писарский П.С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва Амстердам. По материалам социологического опроса учителей, учащихся и родителей. -М.: Центр социологии РАО, 1994. - 151 с.

247. Соболев B.JI. Вера и ее социокультурное пространство: Дис. . д-ра филос. наук. Пермь, 1997. - 289 с.

248. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979. - 157 с.

249. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Сочинения: в 2 т. Т. I. СПб.: Наука, 1999. - С. 1 - 91.

250. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Сочинения: в 2 т. Т. I. СПб.: Наука, 1999.-С. 251 -478.

251. Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977. - №1. - С. 62 - 72.

252. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. -М.: ИМ, ГОЛОС, 1996. 132 с.

253. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999. -184 с.

254. Табуне А.А. Формирование ценностного отношения к труду учащихся средних учебных заведений (на примере Латвийской ССР): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1989. 19 с.

255. Такер Р. Тайна веры и неверия / Пер. с англ. СПб.: Шандал, 2005.-224 с.

256. Тертуллиан. О прескрипции против. еретиков // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Прогресс, Культура, 1994. - С. 106 - 129.

257. Тертуллиан. Против Гермогена // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М. Прогресс, Культура, 1994.-С. 130-160.

258. Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Прогресс, Культура, 1994. - С. 161 - 187.

259. Тертуллиан. О воскресении плоти // Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Прогресс, Культура, 1994. - С. 188 - 248.

260. Титма М.Х. Ценностные представления как предмет эмпирического исследования // Социально-профессиональная ориентация молодежи / Отв. ред. М.Х. Титма Тарту: ТГУ, 1973. -С. 30-49.

261. Тищенко Ю.Б. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей // Вопросы психологии. 2001. - №6. - С. 27-35.

262. Толстой JI.H. Исповедь. В чем моя вера? Д.: Художественная литература, 1991. - 410 с.

263. Трапенциере И. Формирование и измерение ценностных представлений молодежи (на примере Латвии) // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс: б/и, 1990. - С. 237 - 241.

264. Угринович Д.М. О критериях религиозности и их применении в процессе социологических исследований // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1967. - №4. - С. 20 - 36.

265. Угринович Д.М. Вера безрелигиозная и религиозная // Наука и религия. 1985. -№2. - С. 12 - 15.

266. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. -352 с.

267. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. - С. 5 -254.

268. Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов // Унамуно М. де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. -Киев: Символ, 1996. С. 25 - 301.

269. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества // Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР, 1969. №25/40. - Вып. 2. - С. 59 - 99.

270. Фежберг ЕЛ. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науки. Фрязино: Век 2,2004. - 288 с.

271. Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И.Г Сочинения: в 2 т. Т. II / Сост. и прим. В. Волжского. СПб.: Мифрил, 1999. - С. 65 -224.

272. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Лепта, 2002. -814 с.

273. Флоровский Г.В. Человеческая мудрость и Премудрость Божия // Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. -С. 74-86.

274. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. -С. 265-292.

275. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // История психологии религии: Хрестоматия / Науч. ред. и сост. М.В. Чумаков. Курган: КГУ, 2001. - С. 59 - 82.

276. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга первая / Пер., вступ. ст. и комм. Т.Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. -463 с.

277. Фомина Л.И Научно-техническая революция и измерение ценностных ориентаций // Научно-техническая революция и личность. Л.: ЛГУ, 1982. - С. 41 - 50.

278. Франк C.J1. С нами Бог. Три размышления // Франк C.JI. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. С. 217 - 404.

279. Франка В. Человек в поисках смысла / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

280. Фрейд 3. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2007. - 256 с.

281. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.-605 с.

282. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983.-168 с.

283. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М.: ИФ РАН, 1995.-175 с.

284. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.

285. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ACT 1998. - 568 с.

286. Хвостов А.А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях // Развитие личности. 2003. - №2. — С.111 — 119.

287. Храмова К.В. Самосознание современной молодежи с различной религиозной ориентацией: Дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2004. -153 с.

288. Хуснутдинова Ф.А. Разумная вера: Философский аспект понятия: Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа, 2004. - 140 с.

289. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 448 с.

290. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты. Пер. с лат. 2-е изд. - М.: Наука, 1997. - С. 47 - 146.

291. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 1991. -512 с.

292. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 767 с.

293. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом. М.: Магистр, 1995. - 183 с.

294. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2002. - №5. - С. 18-33.

295. Шапаръ В.Б. Психология религиозных сект. Мн.: Харвест, 2004. -384 с.

296. Шарко Ж.М. Исцеляющая вера // История психологии религии: Хрестоматия / Науч. ред. и сост. М.В. Чумаков. Курган: КГУ, 2001. -С. 44-58.

297. Шарое А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: ОмГПУ, 2000. - 358 с.

298. Шарое А.С. Система ценностных ориентаций как механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 2000. 383 с.

299. Шарое А.С. Жизненные кризисы в развитии личности. Омск: ОмГТУ, 2005. - 166 с.

300. Шафоростов А.И. Внерелигиозная вера как фактор формирования и самовыражения личности: Автореф. дис. . канд филос. наук. Иркутск, 1997. - 18 с.

301. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / Сост., ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И. Левиной и А.В. Михайлова. М.: Мысль, 1989. -С. 387-560.

302. Щербакова Г.В. Убеждение и его отношение к знанию и вере. -Томск: ТГУ, 1984. 143 с.

303. Шердаков В.Н. Проблемы критики моральных ценностей христианства: Дис. канд. филос. наук. Л., 1965. - 339 с.

304. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005. - 252 с.

305. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. -535 с.

306. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. - №2. - С. 159 - 166.

307. Шихирев П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: Дис. (в виде научного доклада). д-ра психол. наук. -М., 1993.-75 с.

308. Шкилев С.В. Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе: Дис. канд. психол. наук. Белгород, 2006. - 178 с.

309. Шлейермахер Ф.Д Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994. - 334 с.

310. Шнееерсон М.-М. Обретение Неба на Земле: 365 размышлений / Сост. Ц. Фриман. М.: Лехаим, 2005. - 240 с.

311. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. - С. 55 - 60.

312. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест 111111, 1995. - 239 с.

313. Эмпедокл И Досократики. Мн.: Харвест, 1999. - С. 572 - 782.

314. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам // Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Под общ. ред., со вступ. ст. и прим. И.С. Нарского. -М.: Мысль, 1966. -С. 11- 788.

315. Юнг К.-Г. Психология и религия // Ют К.-Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. - С. 129 — 202.

316. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.-255 с.

317. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Порт-Рояль, ЗАО «Совершенство»; М.: ACT, 1998. - 384 с.

318. Юнг К.-Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, ACT-ЛТД, 1998. -480 с.

319. Юнг К.-Г. Ответ Иову. М.: ACT и др., 1998. - 382 с.

320. Юревич А.В. Психология и методология. М.: ИП РАН, 2005. -312 с.

321. Яблоков И.Н. Актуальные проблемы конкретного исследования религиозности. М.: Знание, 1969. - 32 с.

322. Яблоков И.Н. Психология религии // Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. А.К. Уледов. М.: Мысль, 1988. -С. 247-267.

323. Ядов В.А., Беляев Э.В., Водзинская В.В. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением. М.: ВИНИТИ, 1970. - 11 с.

324. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1975. - С. 89 - 105.

325. Яницкий М.С., Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 104 с.

326. Яницкий М.С. Ценностные ориентации как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

327. Ярыгин Н.Н. Вера как феномен познающего сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1995. 15 с.

328. Ясперс К. Философская вера. М.: ИНИОН РАН, 1992. - 150 с.

329. Яшин Ф.Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов вуза (на материале МПГУ и МГЛУ): Дис . канд. психол. наук.-М., 2006.-216 с.

330. Allport G.W., Gillespie J.M., Young J. The religion of the post-war college student // Journal of Psychology. 1948. - Vol. 25. - P. 3 - 33.

331. Allport G.W., Vernon Ph. E., Lindzey G. Study of values. A scale for measuring the dominant interest in personality. 3d ed. - Boston: Houghton Mifflin Co., 1960. - 19 p.

332. Allport G. W. Pattern and growth in personality. London; N.Y.: Holt a.o., 1964.-593 p.

333. Allport G.W. The religious context of prejudice // Journal for the Scientific Study of Religion. 1966. - Vol. 5. - P. 447 - 457.

334. Allport G. W., Ross J.M. Personal religious orientation and prejudice // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. - Vol. 5. - P. 432 -443.

335. Argyle M. Religious behaviour. London: Routledge & Kegan Paul Ltd, 1958.- 196 p.

336. Arterburn S., Felton J. Toxic faith: Experiencing healing from painful spiritual abuse. Colorado Springs: WaterBrook Press, 2004. - 269 p.

337. Clauson C.J., Vinson D.E. Human values: An historical and interdisciplinary analisis // Advances in customer research / Ed. by H.K. Hunt. 1978. - Vol. 5. - P. 394 - 402.

338. Clore V., Fitzgerald J. Intentional faith: An alternative view of faith development // Journal of Adult Development. 2002. - Vol. 9 (2). - P. 97-107.

339. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. An experimental study in existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. - Vol. 20 (2).-P. 200-207.

340. Crumbaugh J.S. Cross-validation of Purpose-in-Life Test based on Frankl's concept // Journal of Individual Psychology. 1968. - Vol. 24 (l).-P. 74-81.

341. Eckhardt W. Ideology and personality in social attitudes // Peace Research Review. 1969. - Vol. 3 (2). - P. 1 - 106.

342. Evans R.I. Personal values as factors in anti-semitism // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1952. - Vol. 47. - P. 749 - 756.

343. Fehr L.A., Heintzelman M.E. Personality and attitude correlated of religiosity: A source of controversy // Journal of Psychology. 1977. -Vol. 95.-P. 63-66.

344. Fowler J.W. Stages of faith: The psychology of human development and the quest for meaning. San Francisco: HarperCollins Publishers, 1995.-332 p.

345. Frankl V. Der Mensch von der Frage nach dem Sinn: eine Auswahl aus dem Gesamtwerk. Munchen; Zurich: Piper, 1979. - 308 s.

346. Haenel T, Aberglaube, Glaube, Wahn // Shweizer Archive fur Neurologie, Neurosurgery und Psychiatrie. 1983. - Vol. 133 (2). - P. 295-310.

347. Hall G.S. The religious content child-mind // Butler N.M. Principles of religious education. N.Y.: Longmans, Green, 1900. - P. 161 - 189.

348. Hall G.S. Adolescence; its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education, 2 vols. Vol. 2. N.Y.: D. Appleton and Company, 1908. - 784 p.

349. Heath D. Secularization and maturity of religious beliefs // Journal of Religion and Health. 1969. - Vol. 8. - P. 335 - 358.

350. Hunt R.A. The interpretation of the religious scale of the Allport-Vernon-Lindzey study of values // Journal for the Scientific Study of Religion. 1968. - Vol. 7. - P. 65 - 77.

351. Inglehart R. Culture shift in advanced industrial society. New Jersey: Princeton University Press, 1990. - 352 p.

352. Jones M.B. Religious values and authoritarian tendency 11 Journal of Social Psychology. 1958. - Vol. 48. - P. 83 - 89.

353. Juan I.R., Raiva R.E.A., Haley H.B., O'Keefe R.D. High and low levels of dogmatism in relation to personality characteristics of medicalstudents: A follow-up study // Psychological Reports. 1974. - Vol. 34. -P. 303-315.

354. Kahle L.R., Homer P.M. A srtuctural equation test of the value-attitude-behavior hierarchy // Journal of Personality. 1988. - Vol. 54 (4).-P. 638-646.

355. Katz D. The functional approach to the study of attitudes // Public Opinion Quarterly. 1960. - Vol. 24. - P. 163 - 204.

356. KayJ.B., Hatcher-Kay C. Faith and health: Psychological perspectives // International Journal for Psychology of Religion. 2003. - Vol. 13 (2). -P. 143-147.

357. Kemp C.G. Changes in value in relation to open-closed systems // Rokeach M. The open and closed mind; investigations into the nature of belief systems and personality systems. N.Y.: Basic Books, 1960. - P. 335-346.

358. Kivlev L.R. Elements of healthy religious belief // Counselling & Values. 1988. - Vol. 32 (3). - P. 236 - 239.

359. Kluckhohn C. Values and value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge: Harvard University Press, 1951.-P. 388-433.

360. Laurence L. W. de. The psychology of faith and doubt. The article was extracted from the book «The Master Key» by this author: L.W. de Laurence. Printed in the United States by Kessinger Publishing. P. 335 -346.

361. Lewis V. A Psychological analysis of faith // Journal of Psychology & Theology. 1974. - Vol. 2 (2). - P. 97 - 103.

362. Lovinger R.J. Religion and counseling. The psychological impact of religious belief. N.Y.: Continuum, 1990. - 225 p.

363. Maddi S.R. The search for meaning // The Nebraska symposium on motivation 1970 / Eds. W.J. Arnold, M.H. Page. - Lincoln: University of Nebraska press, 1971.-P. 137- 186.

364. May R. The cry for myth. Stockholm: ManPocket, 1994. -314 s.

365. Morris C.W. Varieties of human value. Chicago: University of Chicago Press, 1956. - 208 p.

366. Nolan E.G., Bram P., Tillman K. Attitude formation in high-school seniors: A study of values and attitudes // Journal of Educational Research. -1963. Vol. 57. - P. 185 - 188.

367. Panikkar R. Der Glaube als konstitutive Dimension des Menschen // Kerygma und Mythos VI / Bd. IV: Hermeneutik Mythos - Glaube. -Hamburg; Bergstadt: Reich, 1968. - S. 15 - 40.

368. Rokeach M. The nature of attitudes // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y.: Macmillan Company & Free Press, 1968. -Vol. l.-P. 449-458.

369. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973 -438 p.

370. Rotter J.B. New scale for the measurement of interpersonal trust // Journal of Personality. 1967. - Vol. 35. - P. 651 - 665.

371. Schldeder B. Soziale Werte und Werthaltungen. Opladen: Leske+Budrich, 1993. - 235 S.

372. Schwartz S.H. & Bilsky W. Toward a psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. -Vol. 53.-P. 550-562.

373. Schwartz S.H. & Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. - Vol. 58. - P. 878 -891.

374. Scott W. Attitude change through reward of verbal behavior // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1957. - Vol. 55. - P. 70 - 75.

375. Shek D., Hong E., Cheung M. The Purpose in Life Quastionnaire in a Chinese context // Journal of Psychology. 1987. - Vol. 121 (1). - P. 77 -83.

376. Shermer M. How we believe: sciense, skepticism, and the search for God. 2nd ed. - N.Y.: Heniy Holt and Company, LLC, 2003. - 331 p.

377. Smith M.B. Personal setting of public opinion // Public Opinion Quarterly. 1947. - Vol. III. - P. 517 - 523.

378. Smith W.C. The meaning and end of religion. A new approach to the religious traditions of mankind. N.Y.: Mentor books, 1964. - 352 p.

379. Smith W.C. Belief and history. Charlottesville: University Press of Virginia, 1977. - 138 p.

380. Smith W.C. Faith and belief: The difference between them. Oxford: Oneworld, 1998.-347 p.

381. Tillich P. Was der Glaube ist // Glauben heute. Ein Lesebuch zur evangelischen Teologie der Gegenwart. Hamburg: Rurche-Verlag, 1968.-S. 255-282.

382. Tomas W, Znaniecki F. Chlop polski w Europe I Ameryce. -Warsawa: Lud. Spolds. Wyd., 1976. Т. 1. - 387 s.

383. Understanding human values: Individual and societal / Ed. by M. Rokeach N.Y.: Free Press, 1979. - 322 p.

384. Vaughan G.M., Mangan G.L. Comformity to group pressure in relation to the value of the task material // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. - Vol. 66. - P. 179 - 183.

385. WuljfD.M. Psychology of religion. N.Y.: John Wiley and Sons, Inc., 1991.-640 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.