Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хайновская, Татьяна Александровна

  • Хайновская, Татьяна Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 283
Хайновская, Татьяна Александровна. Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2007. 283 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хайновская, Татьяна Александровна

Введение.

Глава I. Фортепианная литература для детей и юношества в системе современного венгерского музыкального воспитания

1.1. Особенности музыкального воспитания и образования в Венгрии.

1.2. Характерные стилевые черты современной венгерской детской фортепианной музыки.

1.3. Цикл Дьердя Куртага «Игры» - место в творчестве, предшественники, идея и архитектоника.

Глава II. Цикл Д. Куртага «Игры» и методы композиции

XX столетия.

2.1. Венгерский инструктивный фортепианный репертуар как отражение стилевых направлений музыки XX века.

2.2. Серийность.

2.3. Алеаторика.

2.4. Сонорика; пуантилистика; трактовка фольклорных элементов.

Глава III. Стилистические игры в цикле Д. Куртага о пьесах-посвящениях цикла «Игры»).

3.1. Своеобразие замысла пьес-посвящений в цикле.

3.2. Посвящения великим предшественникам.

3.3. Посвящения выдающимся композиторам-современникам.

3.4. Посвящения коллегам.

3.5. Посвящения без указания адресата.

Глава IV. Цикл Д. Куртага "Игры" и актуальные проблемы воспитания пианиста.

4.1. Особенности фортепианной фактуры; пианистические принципы цикла.

4.2. Вопросы интерпретации пьес цикла «Игры».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цикл Дьердя Куртага "Игры" в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия»

Актуальность исследования.

Одной из ключевых особенностей современного композиторского творчества является высокая степень изменений, которые претерпевают практически все традиционные композиционные приемы и средства выразительности. Видоизменяются способы ладотональной организации, обогащаются и преобразуются средства гармонического, тембрового, ритмического языка, приемы формообразования и т.д. Этот процесс естественным и непосредственным образом получил отражение также в сфере композиторского творчества, обращенной к юным пианистам.

Наряду с изучением традиционных классических образцов искусства прошлого важным и полезным представляется освоение авангардных явлений в сфере фортепианной технологии XX века. В целях гармоничного и разностороннего музыкального развития ребенка необходимо, чтобы знакомство с новыми средствами музыкальной выразительности происходило уже на ранних этапах обучения.

Для позитивного решения актуальнейшей проблемы приобщения юных музыкантов к миру современной музыки требуется основательное изучение новейшей музыкально-педагогической литературы, могущей достойно пополнить современный учебный репертуар. К настоящему моменту в сфере детского фортепианной музыки для детей накопился огромный пласт новых опусов, без знания которых педагогическая работа становится односторонней.

В то же время, если отечественная фортепианная музыка для детей и юношества достаточно подробно изучена1, то литературы, особенно на русском языке, по вопросам анализа зарубежной фортепианной музыки для детей на сегодняшний день существует крайне мало. Имеющиеся труды лишь конспективно или с какой-либо одной стороны затрагивают существо проблемы. Приходится констатировать тот факт, что в отечественном музыковедении остается нерассмотренным целый сегмент современной музыкальной культуры (в первую очередь - западной), и, соответственно, в должной степени неоцененным - вклад выдающихся зарубежных композиторов нашего времени в становление и расширение современного детского фортепианного репертуара (за исключением, разумеется, многочисленных и во многом исчерпывающих исследований, обращенных к «Микрокосмосу» Б. Бартока).

Таким образом, представляется несомненной практическая необходимость в трудах, посвященных подробному исследованию современной зарубежной фортепианной музыки для детей, суммирующих художественные и инструктивные достижения в этой сфере. Нотный материал, накопленный в данной области, весьма велик и мог бы составить основу многих капитальных исследований. По этой причине диапазон изучаемых проблем в предлагаемой работе сводится к особенностям одной национальной композиторской и педагогической школы - венгерской, масштаб и значение которой обусловлены ее несомненным влиянием на разные направления развития музыкальной культуры и художественного воспитания, активной включенностью в современный мировой музыкальный процесс.

1 См. Алеева С.Г., Волкова П.С., Янина Т.В. Современные композиторы - детям // Музыка российских композиторов XX века в контексте культуры. Тезисы Всероссийской научной конференции. - Астрахань, 1999.; Благой Д.Д. Композитор и педагог // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. - М., 1963; Благой Д.Д. «Альбом пьес для детей» Г. Свиридова, Блок В. «Детская музыка» С. Прокофьева, Смирнов М. Об исполнении фортепианных произведений советских композиторов // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. -М., 1971; Корыхалова H.H. Педагогический репертуар и современная музыка // Музыка - детям. - Л.: 1970; Юрова Т.В. Советская фортепианная музыка для детей (60-70 гг.) и проблемы ее изучения. Дисс. . канд. ис-я. - М., 1975; Копчевский H.H. Новые тенденции в детской музыке // Советская музыка, 1973 № 6.; Коп-чевский H.A. О фортепианном педагогическом материале и методической литературе // Вопросы методики начального музыкального образования. - М., 1981; Копчевский H.A. Юным музыкантам // М.: Советская музыка, 1985 № 9., а также многочисленные статьи, освещающие вопросы изучения детской фортепианной музыки петербургских композиторов.

В пределах избранной тематики подробно и с разных точек зрения анализируется, на наш взгляд, один из ярчайших художественных «манифестов» этой школы - объемный, разноликий, проблемный и при этом столь же мало исследованный фортепианный цикл Дьердя Куртага «Игры».

Обращение к этой проблематике находится в русле устойчивого интереса российской музыкальной педагогики к достижениям различных зарубежных национальных особенностей музыкального воспитания и образования. На ниве российского общего и специального музыкального образования достаточно успешно ассимилировались некоторые зарубежные методы и технологии обучения, например - релятивная сольмизация («метод Кодая»), являющаяся несомненным достижением венгерской музыкальной педагогики, «столбица» (болгарский метод преподавания сольфеджио), некоторые принципы системы музыкального воспитания К. Орфа, предложенные многочисленными музыкально-педагогическими направлениями всевозможные методики обучения музыкальной импровизации, и т.п.

Вместе с тем, освоение зарубежных тенденций музыкального воспитания и образования должно базироваться на взвешенном, критическом осмыслении, поскольку каждая национальная система музыкального воспитания и образования основывается на уникальных исторически сложившихся особенностях. Только в этом случае интегрирование лучших достижений чужого опыта в процесс отечественного музыкального воспитания и образования будет успешным. Но ознакомление с лучшими образцами музыки зарубежных композиторов для детей должно стать необходимой потребностью современного музыканта-педагога.

Поскольку сочинение Д. Куртага и опусы его коллег-современников не прошли еще достаточной временной и практической апробации, научная и эстетическая оценка этих произведений не может быть исчерпывающей. Но необходимость неотложного исследования яркого, художественно привлекательного музыкального материала, равно как и декларированных в нем дидактических задач, представляется актуальной в целях квалифицированной ориентации многочисленного сообщества педагогов-пианистов в новой учебной литературе.

Степень изученности проблемы. Многочисленные и во многом исчерпывающие исследования, посвященные изучению зарубежной фортепианной музыки для детей, обращены, в основном, к «Микрокосмосу» Б. Бартока. Базовые труды в этой области принадлежат Л. Гаккелю, А. Малинковской, Б. Сухову.

Продолжение бартоковских традиций в венгерской музыкальной педагогике и фортепианной музыке второй половины XX века для детей в отечественном музыковедении отражено в немногочисленных работах, затрагивающих суть вопроса в общем контексте. Более конкретизированные западные исследования, принадлежащие Я. Бройеру, И. Габору, Я. Гонде, М. Фойер, сводятся, в основном, к публицистическим статьям небольшого объема.

Закономерно, что в настоящее время о творчестве Д. Куртага - одного из самых востребованных европейских композиторов современности, лидера Новой венгерской школы, сложившейся после эмиграции и кончины Б. Бар-тока, - существует обширная литература. Однако музыковедческие труды, посвященные изучению музыкального материала его цикла «Игры» сводятся к работам, либо затрагивающим его по касательной в ряду более широкой проблематики (работы Ю. Галиевой, Ю. Крейниной, Е. Сорокиной, М. Мак Лэй), либо к статьям обзорного характера (Я. Бройера, И. Габора, П. Гриффитса, Р.-Б. Уиллсон, С. Уолыпа).

Поскольку семь тетрадей цикла создавались на протяжении почти трех десятилетий вплоть до 2002 года , комплексное самостоятельное исследование этого предмета становится возможным только сейчас.

Объектом исследования является венгерская фортепианная музыка для детей последней трети XX века.

2 В данной диссертации исследованию подвергаются семь изданных тетрадей этого цикла (Edítio Música Budapest, 1979-2003). Имеются о том, что композитор и ныне продолжает работу над этим капитальным произведением.

Несомненно то обстоятельство, что особая роль в области современной детской фортепианной педагогики должна быть отведена именно венгерской пианистической школе. Бела Барток - один из величайших композиторов XX столетия - заложил традицию создания современного репертуара для детей. Сегодня мы имеем замечательные образцы педагогической фортепианной литературы в творчестве Пала Кадоши, Иозефа Шари, Аттилы Бозаи и других венгерских мастеров - продолжателей бартоковских идей. Не случайно и то, что в исполнительском искусстве XX века столь заметны имена таких венгерских пианистов, как Анни Фишер, Дьердь Ранки, Золтан Кочиш и др.

Предмет исследования - цикл Дьердя Куртага «Игры» для фортепиано в контексте венгерской детской фортепианной музыки последней трети XX века. Дъердь Куртаг - один из наиболее авторитетных композиторов современной Венгрии, известный далеко за ее пределами, яркий представитель художественного направления, называемого Новой венгерской школой. Цикл «Игры» вобрал в себя и отразил практически все основные особенности творчества Д. Куртага, оказался одним из самых значительных и проблемных его сочинений. Кроме того, цикл Д. Куртага не только резюмирует педагогические принципы, выработанные предыдущими поколениями музыкантов, но и поднимает их на качественно новую ступень развития. И, наконец, «Игры» представляют собой своеобразную энциклопедию современного музыкального языка, поскольку его генеральная идея - отбор наиболее значимых явлений в сфере современного музыкального мышления и способов его выражения, а также, что немаловажно, адаптация этих явлений к детскому музыкальному восприятию.

Цель работы, определяемая системным и подробным анализом творчества современных венгерских композиторов, адресованного детям, - выявить и научно обосновать показательные явления в развитии детской фортепианной музыки второй половины XX века на примере процесса стилевого обновления венгерского инструктивного фортепианного репертуара означенного периода.

В соответствии с этой целью автор исследования ставит перед собой ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:

- дать панорамный обзор состояния венгерской фортепианной музыки для детей и юношества периода второй половины XX - начала XXI веков;

- раскрыть, оценить и критически осмыслить новые тенденции и явления, ставшие характерными для развития современной детской фортепианной музыки в связи с различными процессами, происходящими в современном музыкальном искусстве;

- произвести системный анализ музыкального материала цикла «Игры» Д. Куртага по основным, «базовым» направлениям;

- выявить стилистические особенности пьес цикла «Игры»;

- разработать и предложить методические рекомендации к изучению и исполнению композиций цикла «Игры», на основе которых может осуществляться деятельность по вовлечению юных музыкантов в мир современной фортепианной музыки;

- ввести в обиход отечественного общего и профессионального музыкального образования значительный пласт музыкальной литературы, который с художественно-педагогической точки зрения может достойно пополнить учебный репертуар, и, тем самым, способствовать обогащению теории и практики современного отечественного музыкального воспитания.

Гипотеза исследования: современная детская фортепианная музыка (в особенности - цикл Д. Куртага «Игры» как один из ее выдающихся образцов) является своеобразным отражением глобальных процессов, происходящих в мире академической «взрослой» музыки и адаптирует лучшие ее достижения к детскому музыкальному восприятию, представляя собой, таким образом, «микрокосмос» современного профессионального музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составили: 1. Фундаментальные музыковедческие труды М. Арановского, Б. Асафьева, Л. Гаккеля, Н. Гуляницкой, Э. Денисова, М. Друскина, Ю. Кона, А. Маклыгина, Е. Назайкинского, С. Савенко, А. Соколова, В. Холоповой, А. Вебер-на, Ц. Когоутека, Б. Сабольчи, Й. Уйфалуши, А. Швейцера.

2. Концептуальные теоретические работы выдающихся отечественных и зарубежных философов и культурологов: А. Лосева, Ю. Лотмана, Г. Башляра, Х.-Г. Гадамера, Й. Хейзинги.

3. Актуальные положения современной психологии, изложенные в исследованиях Л. Выготского, Б. Теплова, Д. Эльконина.

4. Работы по проблематике детского музыкального воспитания и обучения, принадлежащие Л. Арчажниковой, Л. Баренбойму, Д. Благому, Н. Коп-чевскому, А. Малинковской, Г. Назаренковой, О. Плотниковой, В. Ражникову, Т. Юровой, А. Боронкаю, Я. Гонде, Т. Жлинке, Я. Карпати, Э. Сени, М. Фой-ер.

5. Отечественная и зарубежная литература, освещающая состояние современного венгерского композиторского творчества: труды Ю. Галиевой, Ю. Крейниной, Я. Бройера, И. Габора, П. Гриффитса, Й. Демени, Э. Дофляй-на, Э. Капста, Д. Кроо, И. Ланга, Д. Лукаша, М. Мак Лэй, О. Нордвалла, И. Сигети, И. Фабиана, Р. Хандлунда, М. Холласа.

Методы исследования. В работе над диссертацией применены методы системного теоретического анализа, синтеза отечественных и зарубежных научных разработок в области современного музыковедения, музыкальной педагогики, психологии и культурологии.

Методика исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе рассматривалась история и теория детской фортепианной педагогики, исследовались пути развития детской фортепианной музыки от наиболее ранних ее образцов до современной эпохи, выявлялась и анализировалась специфика развития венгерской фортепианной музыки для детей. В результате теоретико-аналитического анализа было определено современное понимание и оценка состояния и особенности функционирования означенного пласта музыкальной культуры, а также намечены потенциальные пути его эволюции.

Второй этап включал в себя подробный, системный анализ цикла «Игры» Д. Куртага. Данный метод обусловлен принятой в современном музыковедении точкой зрения на музыкальное произведение как на сложную многоуровневую систему. Исследование объекта проводилось согласно теории множественности композиционных уровней; были выявлены и проанализированы проблемы его образного, стилевого, жанрового состава, методов композиции, формообразования, ладовой структуры, мелодического и гармонического языка, ритмических и фактурных особенностей.

Принцип системного подхода к музыкальному произведению находится в соответствии с идеей системности педагогического процесса в освоении учащимися особенностей и закономерностей современного музыкального языка. Поэтому в своей работе автор стремится раскрывать целенаправленность ведения педагогом возможных музыкально-воспитательных линий. А именно, прослеживаются пути широкого ладоинтонационного и ритмического воспитания, развития тембрового слуха, формирования у ребенка определенных знаний в области формообразования, современных методов композиции, жанровых и стилевых особенностей на материале пьес цикла Д. Куртага.

На завершающем этапе проанализированный материал обобщен и систематизирован, подведены итоги и сформулированы основные выводы исследования, разработаны методические предложения по комплексному решению вопросов освоения новых явлений в области современного музыкального языка, нашедших воплощение в сфере детского фортепианного репертуара.

Положения, выносимые на защиту:

1. Венгерская фортепианная музыка второй половины XX века для детей образует сложную художественно-педагогическую систему, с учетом своей специфики отражающую и резюмирующую ключевые процессы, происходящие в последние десятилетия в сфере современной академической музыки.

2. Вследствие стремительного и глобального расширения информационного пространства, в том числе музыкального, в перспективе прогнозируется дальнейшее сближение сфер детской и так называемой «взрослой» профессиональной академической музыки, их еще большая унификация в области музыкального языка.

3. Приобщение ребенка к особенностям современного музыкального языка должно происходить на самых ранних этапах обучения музыке, практически одновременно с началом освоения традиционной музыкальной стилистики. При этом постепенное обогащение и усложнение музыкальной лексики должно ощущаться учащимся как органичный и закономерный исторический процесс.

4. Фортепианный цикл Д. Куртага, во многом продолжая благотворные традиции бартоковского «Микрокосмоса», развивает их по целому ряду параметров. В этом контексте значение «Игр» (также как и «Микрокосмоса» Б. Бартока) выходит далеко за рамки венгерской национальной культуры.

5. Опус Д. Куртага - крупнейшее достижение последних десятилетий в области детского фортепианного репертуара. Он является своеобразной энциклопедией музыкального языка XX века, адаптированной к детскому восприятию, и в данном смысле уникален в истории фортепианной литературы.

Научная новизна работы.

1. Впервые проведено развернутое исследование, посвященное проблемам современной венгерской фортепианной музыки для детей и юношества.

2. В диссертации впервые собран, проанализирован и научно осмыслен значительный массив венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX века, обобщена специфика данного пласта музыкального искусства.

3. Впервые на русском языке представлена объемная работа, сосредоточенная на творчестве Д. Куртага.

4. Предметом комплексного исследования впервые стал цикл «Игры» Д. Куртага, являющийся выдающимся достижением в области современной детской фортепианной музыки.

5. Впервые с помощью системного анализа цикла Д. Куртага раскрыты основные особенности современной детской фортепианной литературы, соотношения в ней черт преемственности и новаторства, намечены возможные пути дальнейшей эволюции этой области музыкального творчества.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что:

- проанализирован объемный пласт венгерской фортепианной музыки для детей второй половины XX - начала XXI вв.;

- выведены основные закономерности развития современного детского фортепианного репертуара;

- комплексно проанализирован цикл Д. Куртага «Игры»

- создана теоретическая база для аналогичных исследований современной детской музыки различных национальных музыкально-педагогических школ.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в учебных программах по курсам истории фортепианного искусства, истории западной музыки второй половины XX века, методике начального обучения игре на фортепиано в высших и средних учебных заведениях; в качестве методических пособий, в индивидуальных практических занятиях педагогов-пианистов. Данная работа может способствовать более активному вовлечению в педагогическую практику лучших достижений мировой фортепианной музыки для детей, приобщению молодых музыкантов к современной музыке, а также стимулировать бытование лучших образцов исследованных произведений на концертной эстраде.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертационной работы могут быть включены в содержание учебных курсов «История зарубежной музыки второй половины XX века», «История фортепианной музыки XX века». Данные, полученные в результате исследования, могут использоваться при составлении учебных программ для студентов музыкально-образовательных учреждений.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. Основные положения диссертации легли в основу опубликованной

Основные положения диссертации легли в основу опубликованной монографии «Фортепианный цикл Дьердя Куртага "Игры" - взгляд в прошлое, настоящее, будущее». - СПб., 2006., изложены в трех научных статьях, использовались в докладах и опубликованы в материалах российских и международных научно-практических конференций «Преемственность классического музыкального образования молодежи - в XXI век» (Кострома, 2002), «Проблемы современной музыкальной культуры в образовательном контексте» (Калининград, 2003), «Современное музыкальное образование - 2003» (СПб., 2003), «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (СПб., 2006). В диссертации систематизирован практический опыт автора, исполнившего на эстраде большое количество пьес цикла «Игры» для фортепиано соло и в составе дуэта. Материалы и результаты исследования используются в педагогической работе на кафедре музыкально-инструментальной подготовки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка использованной литературы и четырех Приложений: 1. Нотные примеры по теме диссертации; 2. Каталог произведений композиторов Новой венгерской школы, адресованных детям и юношеству; 3. Перечень основных сочинений Д. Куртага; 4. Содержание семи тетрадей цикла «Игры».

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хайновская, Татьяна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский фортепианный репертуар второй половины XX - начала XXI столетия представляет собой во многом новый, обширный и практически неизученный пласт современной музыкальной культуры. Неповторимые особенности венгерской детской фортепианной музыки этого периода, впитавшие в себя творческие поиски композиторов разных поколений и множественность их художественных взглядов, являются четким отражением позитивных перемен, произошедших в фортепианном творчестве композиторов стран Восточной Европы во второй половине XX века. « .В 50-60-е годы те же болгарская, венгерская, румынская, польская, чешская фортепианные культуры стали фактом мировой музыки именно как культуры сплоченные, представительные, самобытные. Нет Бартока. Но есть венгерский пианизм в лице превосходных мастеров Ф. Сабо, П. Кадоши, Ф. Фарка-ша, Б. Тардоша, Д. Куртага и других, есть современный венгерский "образ фортепиано" (во многом, разумеется, связанный с бартоковским "образом")» [28; 286].

В целом современная венгерская фортепианная музыка для детей и юношества обладает несколькими общими значительными чертами. Это -использование компонентов новейшего музыкального языка с самых первых шагов обучения, то есть приобщение ребенка к миру современной музыки одновременно с освоением музыкальной грамоты; миниатюрность, афористичность изложения музыкального материала; неизменное использование фольклорных элементов в синтезе с последними достижениями композиторской техники.

Наряду с этим необходимо отметить, что возможная ассимиляция лучших результатов чужого опыта на ниве отечественного музыкального образования должна проходить на основе тщательного и критического осмысления, поскольку каждая национальная система музыкального воспитания и образования основывается на уникальных исторически сложившихся особенностях. Но ознакомление с лучшими образцами музыки зарубежных композиторов для детей должно стать необходимой потребностью современного музыканта-педагога.

Детское восприятие и сознание не отягощены предыдущим опытом и лишены инерционности, присущей взрослому. Они адресованы в будущее, поскольку ребенок заново открывает достижения предыдущих поколений, интерполирует их, накапливая собственный опыт в актуальном настоящем. С другой стороны, дискретное мышление ребенка «выхватывает» из реальной жизни несовмещающиеся по логике взрослого человека фрагменты окружающей действительности. При попытке их стыковки ребенок моделирует собственную, большей частью нереальную и сказочную картину мира. Поэтому практика, в отличие от взрослых, во многих случаях не является у детей критерием истины. На первый взгляд алогизм, скачкообразность, калей-доскопичность детского сознания проистекают во многом из интуитивного способа постижения окружающего мира, противоположного механическому или кибернетическому способам, производящим селекцию и анализ элементов поступающей из внешнего мира информации. Ребенок при восприятии и воспроизведении жизненных коллизий пользуется миниатюрными формами, простыми предложениями, наглядными и конкретными образами. Масштабные логические умозаключения, длительные цепочки логических построений, сложные структуры и формы неодолимы для учащихся младших классов. Отсюда, по мнению многих педагогов-методистов, возникают большие трудности в восприятии и освоении маленькими музыкантами длительных разработок, протяженных нагнетаний и спадов, динамических сопряжений, развернутых масштабно-тематических построений. Опытным преподавателям известно, что ребенку легче сыграть подряд несколько разнохарактерных миниатюр, чем одну «крупную» форму, даже если она в несколько раз короче их вместе взятых.

Контрастные сопоставления, яркий и доступный тематизм, лаконичные мелодические, ритмические структуры, компактные фактурные построения -приемлемые для ребенка носители музыкальной информации. Перечисленные особенности детской психики, необходимые условия восприятия музыки и, как следствие, полноценный контакт с ней учтены Д. Куртагом в композициях цикла «Игры».

Исследованное сочинение Д. Куртага позволяет исполнителю и слушателю познакомиться со всем многообразием стилевых направлений, методов композиции, особенностей музыкального мышления, составляющих неотъемлемую часть разнообразной картины развития музыкального языка XX века. Серийность, пуантилизм, алеаторика, сонорная техника - все перечисленные системы находят применение в пьесах цикла как в автономном виде, так и в различных комбинациях, при этом изложение материала дано в доступной, лаконичной, емкой, адаптированной к детскому восприятию игровой форме.

Являясь своеобразным «дайджестом» художественных поисков современности, цикл «Игры», предстает и наследником богатейших исторических традиций, сложившихся в сфере педагогического репертуара. В этом ракурсе Д. Куртаг выступает, в первую очередь, продолжателем линии развития инструктивной фортепианной литературы, истоком которой явилось клавирное творчество И.С. Баха.

Использование Д. Куртагом в детских пьесах элементов современного музыкального языка является одной из точек сопряжения с идеями Б. Барто-ка, заложенными в «Микрокосмосе». Но главным фактором преемственности бартоковских идей в цикле Д. Куртага становится, на наш взгляд, отражение и метафизическое воссоздание «макрокосмоса», безбрежной «вселенной» музыкального искусства в «микрокосмосе» музыки для детей.

Выступая продолжателем традиций Б. Бартока как в области композиторской техники, так и в области тенденций детского музыкального образования, Д. Куртаг значительно расширил и систематизировал представления о возможностях рояля как инструмента конца XX века. Его школа кластерной техники является одной из самых систематичных в мировой педагогической литературе.

Особенности стиля А. Веберна, влияние которых ощущается в музыке венгерского мастера по сей день, дают возможность в чрезвычайно коротких по продолжительности пьесах получить ясное представление об особенностях музыкальной структуры, стилистических компонентах, тембровых и ритмических задачах того или иного сочинения. Музыкальный язык пьес цикла «Игры» явил собой закономерный результат соединения афористического мышления композитора с историческими процессами эволюции методов композиции.

Самобытность, яркость и законченность авторского музыкального высказывания, узнаваемый композиторский почерк представляет творчество Д. Куртага как выдающееся явление в музыкальной жизни второй половины XX века. Эстетическая ценность произведений Д. Куртага для детей заключается, на наш взгляд, в высочайшем профессиональном мастерстве композитора, в создании им собственного тонкого, базирующегося на этической проблематике, содержательного и экологичного мира детской музыки.

Как уже неоднократно подчеркивалось, многие из рассмотренных миниатюр цикла «Игры» Д, Куртага вводят ученика в новый мир звучаний; их музыкальный язык и принципы строения весьма своеобразны. Анализ композиций цикла доказывает, что современные пьесы могут активно углубить образно-эмоциональное и интеллектуальное восприятие учеником окружающего мира; с другой стороны, они способны значительно развивать его музыкальные способности и естественным образом подвести к органичному усвоению ряда особенностей, присущих «взрослой» музыке XX столетия. * *

Проведенное аналитическое исследование современной венгерской фортепианной музыки для детей позволило зафиксировать ключевые явления в эволюции детского фортепианного репертуара второй половины XX века, отметить его ценные и актуальные для отечественной педагогики достижения. Системный анализ цикла «Игры» выявил наиболее типичные черты произведения: с одной стороны - преемственные и выводящие на новую ступень лучшие традиции музыкальной педагогики прошлого, с другой - специфические и ориентированные на завтрашний день музыкального искусства. Очевидно, что:

1. Современная детская фортепианная музыка (и, в особенности, цикл Д. Куртага «Игры») является своеобразным отражением глобальных процессов, происходящих в мире академической, «взрослой» музыки и адаптирует лучшие ее достижения к детскому музыкальному восприятию, таким образом, являясь «микрокосмосом» современного профессионального академического музыкального искусства.

2. Дистанция, существующая между появлением новаторских явлений в области музыкального языка и отражением этих явлений в детской музыке, в последние десятилетия стремительно сокращается. Стилистика фортепианной музыки для детей этого периода оказывается максимально приближенной к языку так называемой «взрослой» академической музыки.

3. Цикл Д. Куртага «Игры» для фортепиано вобрал в себя и отразил практически все основные черты творчества венгерского мастера, оказался одним из самых значительных и проблемных его сочинений.

4. Самобытные музыкальные явления XX века органично сочетаются в цикле Д. Куртага и являют собой своеобразное стилистическое резюме европейского музыкального искусства этого периода. «Игры», таким образом, становятся оригинальной энциклопедией современного музыкального языка, адаптированной к детскому восприятию. Систематическое общение с музыкальным материалом пьес цикла способствует более активному развитию эмоциональных, интеллектуальных и технических задатков ученика.

5. Цикл Д. Куртага не только наследует педагогическим принципам, выработанных предыдущими поколениями музыкантов и резюмирует их, но и выводит на качественно новый виток развития.

6. Включение ребенка в мир современной музыки должно происходить на как можно более раннем этапе обучения; при этом несколько упущенных лет могут обернуться резким неприятием языка современной музыки, и, соответственно, потерей аудитории концертных залов и невосполнимыми пробелами в профессиональном и общем образовании.

Внедрение в концертную и педагогическую практику художественных и методических идей Д. Куртага, заложенных в концепции фортепианного цикла «Игры», несомненно, послужит дальнейшему продуктивному развитию современного фортепианного исполнительства и педагогики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хайновская, Татьяна Александровна, 2007 год

1. Адорно Т. Как устаревает новая музыка // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления / Сост. Лейтес Р.Э. М.: Советская музыка, 1975. С. 276 -288.

2. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического анализа // Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: 1993. - 16 с.

3. Аронов А. Фортепианное творчество ленинградских композиторов для детей и юношества // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. МихееваЛ.В. - Л.: Музыка, 1975. С. 113-121.

4. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. .д-ра пед. наук. М.: 1986.- 37 с.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1971.- 376 с.

6. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. - 288 с.

7. Баркаускас В. О современной детской музыке // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. Михеева Л.В. - Л.: Музыка, 1975. С. 133-136.

8. Барток Б. Венгерская народная музыка и новая венгерская музыка

9. Бела Барток. Сборник статей / Ред.-сост. Чигарева Е.И. М.: Музыка, 1977. С. 250-257.

10. Барток Б. Влияние народной музыки на современную профессиональную музыку // Бела Барток. Сборник статей. / Ред.-сост. Чигарева Е.И. М.: Музыка, 1977. С. 258-261.

11. Бахтин ММ. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

12. Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. - 376 с.

13. Благой Д.Д. Композитор и педагог // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. / Общ. ред. Натансон В.А. М.: Музыка, 1963. С. 65-76.

14. Блок В. «Детская музыка» С. Прокофьева // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. / Ред. Натансон В.А. М.: Музыка, 1971. С. 130-148.

15. Браудо И.А. Артикуляция. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. - 198 с.

16. Бройер Я. Современные венгерские композиторы и их творчество // Музыка Венгрии / Сост. Аксюк C.B. М.: Музыка, 1968. С. 215-268.

17. Буасъе А. Уроки Листа. Л.: Музыка, 1964. - 67 с.

18. Булез П. Современные поиски // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления / Сост. Лейтес Р.Э. М.: Советский композитор, 1975. С. 291 -295.

19. Бялик М.Г. Дети и легкая музыка // Музыка детям. Вып. 3. / Сост. Михеева Л.В. - Л.: Музыка, 1976. С. 82-97.

20. Веберн А. Лекции о музыке: Письма: Пер. с нем.. М.: Музыка, 1975. - 143 с.

21. Вольфензон С. Занятия с юными композиторами // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. Михеева Л.В. - Л.: Музыка, 1975. С. 198-113.

22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: Союз, 1997. 96 с.

23. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -341 с.

24. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем.. М.: Искусство, 1991.-368 с.

25. Гаккель JI.E. Бела Барток и фортепианная музыка XX века. Автореф. . д-ра ис-я. М.: 1979. - 51 с.

26. Гаккель JI.E. «Микрокосмос» Белы Бартока // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. / Ред. Натансон В.А. М.: Музыка. С. 147-170.

27. Гаккель JI.E. Фортепианная музыка XX века: Очерки. 2-е изд., доп. - Л.: Советский композитор, 1990. - 288 с.

28. Галиева Ю.Н. Венгерская инструментальная музыка второй половины XX века: вопросы музыкального языка, формы и жанра. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: 1995. - 20 с.

29. Галиева Ю.Н. Об интерпретации смыслов традиции в музыке композиторов ВР 60-80-х гг. // Современное венгерское искусство и литература / Отв. ред. Светлов И.Е. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания, 1991. С. 212-238.

30. Гончаров Н. Неделя венгерской музыки для детей // Музыкальная жизнь, 1975 № 14. С. 23.

31. Гуляницкая Н.С. Современная гармония: теория и практика. Автореф. дисс. . д-ра искусствоведения. М., 1986. - 48 с.

32. Денисов A.B. Музыкальный язык: структура и функции. СПб: Наука, 2003.- 207 с.

33. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986 - 206 с.

34. Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. -Л.-М.: Советский композитор, 1974. 221 с.

35. Житомирский Д.В., Леонтьева О.П., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М.: Музыка, 1984. - 303 с.

36. Зелинский Т. Когда прошло время большого авангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. / Ред.-сост. Раабен Л.Н. М.: Музыка, 1983. С. 214-223.

37. История венгерской музыки. Факты о Венгрии. Будапешт: Министерство иностранных дел, 2001 № 1. - 24 с.

38. Кац Б. Времена люди - музыка. - Л.: Музыка, 1988.

39. КогоутекЦ. Техника композиции XX века. Пер. с чеш.. М.: Музыка, 1976. 367 с.

40. Кон Ю.Г. Вопросы анализа современной музыки: статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. - 152 с.

41. Кон Ю.Г. Пьер Булез как теоретик. Взгляды композитора в 1950-60-е годы // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. / Ред.-сост. Раабен Л.Н. М.: Музыка, 1983. С. 162-231.

42. Кон Ю.Г. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып 3. / Ред.-сост. Раабен Л.Н. М.: Музыка, 1976. С. 106-134.

43. Копчевский H.A. Новые тенденции в детской музыке // М.: Советская музыка, 1973 № 6. С. 106-112.

44. Копчевский H.A. Юным музыкантам // М.: Советская музыка, 1985 № 9.С. 19-24.

45. Корыхалова Н.П. Педагогический репертуар и современная музыка // Музыка детям / Сост. Михеева Л.В. - Л.: 1970. С. 133-149.

46. Крейнина Ю.Н. Дьердь Лигети и венгерская музыка (о претворении традиций Бартока) // Дьердь Лигети: личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю.Н.- М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 239-256.

47. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. СПб: Эйдос, 1993. - 160 с.

48. Кудряшов Ю.В. Ладовые системы музыки XX века // Аспекты теоретического музыкознания. Вып. 2. Л.: ЛГИТМИК им. Н.К. Черкасова, 1989. С. 123-143.

49. Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М.: ТЦ Сфера, 1996. - 388 с.

50. Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1996. - 39 с.

51. Лигети Д. Превращения музыкальной формы. Пер. с нем. // Дьердь

52. Лигети: личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю.Н. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 167-189.

53. Лигети Д. Форма в новой музыке. Пер. с нем. // Дьердь Ли-гетн:личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю.Н. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 190-207.

54. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. / Сост. Тахо-Тоди A.A. Общ. ред. И.И. Маханьковой. -М.: Мысль, 1995. С. 405-602.

55. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.

56. Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке советских композиторов. Авто-реф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1985. - 24 с.

57. Малинковская A.B. Новые произведения венгерских композиторов // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М.: Музыка, 1971. С. 240271.

58. Малое О.Ю. Педагогические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке XX века. Л.: ЛОЛГК им. H.A. Римского-Корсакова, 1984. - 62 с.

59. Мартинсен К.-А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.

60. Мартынов И.И. Бела Барток. М.: Советский композитор, 1968. -288 с.

61. Мештерхази Л. Беру слово: Художественная публицистика. Пер. с венг. / Сост. Гусев Ю.П. М.: Прогресс, 1987. - 262 с.

62. Милка А.П.; Шабалина Т. Занимательная бахиана. Вып. 1. СПб: Северный олень, 1997.

63. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IV конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) / Ред. коллегия Кабалевский Д.Д. и др. - М.: Советский композитор, 1973. -416 с.

64. Музыкальное воспитание в странах социализма / Сост. Островский А.Л. Л.: Музыка, 1975. - 247 с.

65. Назайкинский Е.В. Музыка звуковой мир // М.: Советская музыка, 1986 № 12. С. 75-82.

66. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

67. Назаренкова Г.Н. Игра как средство развития творческой активности подростков. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М., 1994. - 15 с.

68. Пискунова Н.М. Роль венгерской музыкальной критики 20-30-х годов XX века в формировании эстетических и педагогических принципов национальной фортепианной школы. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. -М.: 1984. 24 с.

69. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. М.: ЦАПИ, 1994. - 141с.

70. Раку М. Дъердь Куртаг: звуки тишины // М.: Музыкальная жизнь, 2001 №3. С. 37-39.

71. Ручьевская Е.А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки

72. XX века // Современные вопросы музыкознания / Отв. ред. Орлова Е. М.: Музыка, 1987. С. 146-206.

73. Савенко С.И. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции. Сборник научных трудов. Вып. 79. / Отв. ред. Гуляницкая Н.С. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. С. 5-16.

74. Савенко С.И. Стиль Стравинского как единство. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. JL: 1977. - 26 с.

75. Санина Н.В. Натуральные лады в творчестве Пала Кадоши. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. -JL: 1980. 20 с.

76. Сапонов М.А. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западно-европейской музыке средних веков и Возрождения. -М.: Музыка, 1982. 77 с.

77. Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии / Ред.-сост. Баренбойм JI.A. М.: Советский композитор, 1983. С. 64-139.

78. Слонимский С.М. Заметки композитора о современной советской музыке // Современные вопросы музыкознания / Отв. ред. Орлова Е. М.: Музыка, 1987. С. 221-240.

79. Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: история жанра. М.: Музыка, 1988.-316 с.

80. Сорокина Т.С. Принципы стилизации в оперных произведениях И. Стравинского. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. Вильнюс, 1986.- 17 с.

81. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.- 103 с.

82. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.- 335с.

83. Тюлина С.В. Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 1960-80 гг.). Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М.: 1995. - 25 с.

84. Уйфайлуши Й. Бела Барток. Будапешт, 1972. - 392 с.

85. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

86. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / Сост. Гольцман A.M. М.: Советский композитор, 1982. С. 52-104.

87. Холопова В.H., Холопов Ю.Н. Антон Веберн: Жизнь и творчество. -М.: Советский композитор, 1984. 319 с.

88. Холопова В.Н. Спасов Б. Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма / Сост. Холопова В.Н. М.: Советский композитор, 1978. С. 261 -293.

89. Чинаев В. «Открытое» сочинение и исполнитель. (Пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) // Музыкальное исполнительство и педагогика: история и современность / Сост. Гайдамович Т.А. -М.: Музыка, 1991. С. 213-239.

90. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. - 725 с.

91. Шнеерсон Г. Сериализм и алеаторика тождество противоположностей // М.: Советская музыка, 1971 № 1.

92. Шнитке А.Г. На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / Сост. Гольцман A.M. M.: Советский композитор, 1982. С. 104-107.

93. Шнитке А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф.Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Дъячкова J1.C. М.: Советский композитор, 1973. С. 383-433.

94. Шнитке А.Г. Полистилические тенденции современной музыки

95. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. Ред.-сост. Шнеерсон Г. М.: Советский композитор, 1973. С. 289-291.

96. Элъконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.

97. Юрова Т.В. Советская фортепианная музыка для детей (60-70 гг.) и проблемы ее изучения. Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. М.: 1975. -25 с.

98. Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. Л.: Музыка, 1982. - 262 с.

99. Bâlint A. West Berlin and Vienna Honour Gyôrge Kurtâg // Hungarian Music Quarterly (HMQ), 1989. Vol. 1 № 1. P. 27-28.

100. Bâlint A. In search of a halo. A publisher's tribute to Kurtâg at 70 // HMQ, 1996. Vol. 7 № 1-2. P. 5-6.

101. Barazzoni В.: Kurtâg's Music: The Spectacle of Nature, the Breath of History from op. 7 to 27 // Studia Musicologica. 2002. Vol. 43 № 3-4. P. 253268.

102. Bartok B. Mikrokosmos. Budapest: Editio Musica, 1979.

103. Bekcles-Willson R. Kurtâg's Instrumental Music 1988-1998 // Tempo, A quarterly review of modern music, 1998. P. 15-21.

104. Blum S. Kurtâg's Articulation of Kafka's Rhithms (.Kafka-Fragmente, op. 24) // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 № 3-4. P. 345-358.

105. BreuerJ. Pal Kadosa Composer, Pianist, Teacher // New Hungarian Quarterly (NHQ), 1980. Vol. 21 № 80. P. 190-199.

106. BreuerJ. Kodâly and the Powers That Be 11 NHQ, 1993. Vol. 34 № 129. P. 156-161.

107. Contemporary Hungarian Composition Abroad // HMQ, 1994. Vol. 5 № 1. P. 28-29.

108. Dobszay L. A Greeting to Gyorge Kurtag on his 70th Birthday // HMQ, 1996. Vol. 7 №№ 1-2. P. 3-4.

109. Europe Celebrates Kurtag // HMQ, 1996. Vol. 7. № 1-2. P. 11-12.

110. FeuerM. The Kodaly Method 11 NHQ, 1972. Vol. 13. № 47. P. 208-213.

111. FeuerM. After Bartok and Kodaly // NHQ, 1976. Vol. 17. № 62. P. 196-200.114 .FeuerM. Ket Konferencia a tengerentul ISCM Kanada Gyorge Kur-tagban: ISME az Allamokban // Muszika, 1985. № 1. P. 19-22.

112. Gaborl. Music for Young People // NHQ, 1971. Vol. 12. № 41. P. 218-222.

113. GondaJ. Progressive Tendencies in Hungarian Music Education // HMQ, 1989. Vol. 1 № 3-4. P. 46-48.

114. Griffits P. Desert Flowers: Kurtag's Recent Music // NHQ, 1992.Vol. 33 № 126. P. 164-168.

115. Griffits P. «The Voice That Must Articulate .». Kurtag in Rehearsal and Performance // NHQ, 1994. Vol. 36 № 140. P. 141-144.

116. Griffits P. Master Works, Master Releasings (Gyorge Kurtag) // NHQ, 2000. Vol. 41 № 159. P. 154-155.

117. Griffits P. Master Works, Master Releasings A Celebration of Gyorge Kurtag // NHQ, 2002. Vol. 43 № 166. P. 149-150.

118. Griffits P. Eotvos and Kurtag with a Difference (New Budapest Music Center Releases) 11 NHQ, 2003. Vol. 44 № 171. P. 153-155.

119. Grmela S. Recall and Reception in Some Works by Kurtag // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 №№ 3-4. P. 371-382.

120. Haldsz P. Kurtag Fragments I I HMQ, 1996. Vol. 7. № 1-2. P. 13-20.

121. Haldsz P. Three Kurtag CDs on Hungaroton Classic 11 HMQ, 1996. Vol. 7. № 1-2. P. 29-32.

122. Haldsz P. Preface to the Volume «Hommage a Kurtag» // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 № 3-4. P. 221-224.

123. Haldsz P. On Kurtag's Dodecafony 11 Studia Musicologica. 2002. Vol. 43 № 3-4. P. 235-252.

124. Hoffman P. Post-Webernsche Musik?: Gyorge Kurtag Webernrezeption am Beispiel seines Streichquartetts op. 28. // Musiktheorie, 1991.Vol. 7. P. 129-150.

125. Huglund R. The The Topsy-Turvy Musical World of Hungary, Country of Boundless Opportunity // Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 54-68.

126. KdrpdtiJ. Kurtag Gyorge // Muszika. 1974. Vol. 17 № 1. p. 24-30.

127. Karpati J. The Living Traditional of Bartok's Sources (The Bartok Albom by the Muzsikas ensemble) // NHQ, 1999. Vol. 40 № 154. P. 104-106.

128. Kroo G. One Hundred Miniyes of Kurtag I I NHQ, 1976. Vol. 17 № 62. P. 200-202.

129. Kroo G. New Hungarian Music // Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 7-42.

130. Kroo G. Two Major Works from Gyorge Kurtag // NHQ, 1982. Vol. 23 № 85. P. 208-212.

131. Kurtag Gyorge. Ed. Friedrich Spangemacher, Bonn: Boosey and Hawkes, 1986.

132. Kurtag G. «It's Not My Ears That Do My Hearing»: Interview by Balint Andras Varga // HMQ. 2002. Vol. 42 № 161. P. 126-134.

133. Lendvai E. Kodaly Method Kodaly Conception // NHQ, 1983. Vol. 24 № 90. P. 164-198.

134. McLay M. Experimental Music in Hungary: The New Music Studio

135. Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 92-106.

136. McLay M. Twenty-five Years of Hungarian Music // NHQ, 1983.Vol. 24 № 90. P. 199-205.

137. McLay M. Kurtag at Sixty // NHQ, 1986. Vol. 28 № 107. P. 218-222.

138. New Records (G. Kosa, L. Bardos, R. Sugar, S. Szokolay, L. Dubrovay, G. Kurtag) // NHQ, 1985. Vol. 26 № 97. P. 208-211.

139. Spangemcaher F. Gyorge Kurtag. Bonn: Boosey and Hawkes (Musik der Zeit 5), 1986.

140. SuchoffB. The Bartok Kodaly connection // NHQ, 1990.Vol.31№ 118. P. 154-158.

141. Walsh S. Discusses Kurtag's Kafka Fragmentes // NHQ, 1989. Vol. 1 № 1. P. 15-16.

142. Williams A. Gyorge Kurtag and the Open Work// NHQ, 2002. Vol. 42 № 163. P. 136-146.

143. WhitallA. Laments and Consolations: Kurtag // Musical Composition in the Twentieth Century. Oxford, 1999. P 89-107.

144. Wilheim A. Gyorge Kurtag: List of Works // HMQ, 1996. Vol. VII №№ 1-2. P. 21-22.

145. Wilheim A. Gyorge Kurtag: Discography//HMQ, 1996. Vol. VII №№ 1-2. P. 23-26.

146. Zelinka T. Elementary Music Education in Hungary // HMQ, 1998. Vol. 9 №3-4. P. 30-32.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.