Цветопластическая ревитализация архитектурно-природной среды: На примере городов Северо-Запада России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Робежник, Любовь Викторовна

  • Робежник, Любовь Викторовна
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 266
Робежник, Любовь Викторовна. Цветопластическая ревитализация архитектурно-природной среды: На примере городов Северо-Запада России: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2002. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Робежник, Любовь Викторовна

Введение. - 3 стр.

Глава 1. Методологические аспекты цветопластического преобразования архитектурно-природной среды - 9 стр.

1.1. Восприятие и философско-методологические основы познания архитектурно-природной среды. - 9 стр.

1.2. Аспекты и условия возникновения архитектурно-природного ансамбля. - 34 стр.

1.3. Деятельностно-методологические подходы к формированию цветопластики среды. - 44 стр.

1.4. Аксеологические аспекты формирования архитектурно-природной среды. -61 стр.

Глава 2. Основы цветопластической ревитализации архитектурно-природной среды. - 71 стр.

2.1. Критерии оценки эстетического потенциала архитектурно-природной среды. -71 стр.

2.2. Масштабные уровни цветопластической организации среды.

- 99 стр.

2.3. Концепция цветопластической ревитализации архитектурно-природной среды. -107 стр.

2.4. Апробация предлагаемой концепции на примере городов Северо-Запада России. - 111 стр.

2.5. Рекомендации по цвето-пластической ревитализации среды.

- 143 стр.

Выводы. - 145 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Цветопластическая ревитализация архитектурно-природной среды: На примере городов Северо-Запада России»

Актуальность исследования.

Колористика и пластика всегда являлись важнейшими средствами средового проектирования. Особую значимость эти средства получают в условиях реконструкции исторических районов города, архитектурных комплексов, сформировавшихся в течении длительного времени, районов, построенных в 60-е - 90-е гг., отличающиеся невыразительной типовой застройкой.

В творчестве архитектора-дизайнера колористика неизбежно взаимодействует с пластическими характеристиками формы, как архитектурной, так и природной. Таким образом, цвет и пластика формы полноправно участвуют в создании окружения человека.

Деятельность архитектора-дизайнера направлена на качественное усложнение и совершенствование средовых комплексов, что связано с изменением восприятия архитектурно-природной среды, ее функциональным многообразием, изменением ценностных ориентаций горожанина и его требований к своему окружению. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике более активно используются такие приемы и средства формирования городского пространства, как искусственное профилирование рельефа; насыщение пространства объектами городского дизайна, изменяющими визуальное поле города, его радикальное изменение светоцветовым дизайном. Экстерьерные пространства улиц города приобретают интерьерные свойства, что вызывает у жителей города новый пласт разнообразных ассоциаций. В этой связи становится актуальным изучение семантики цвета и пластики средовых объектов. Архитектурно-природное окружение считывается как своего рода текст, способный информировать о различных явлениях в духовной, культурной, социальной и других сферах жизни города.

Методики предпроектного архитектурно-градостроительного исследования, используемые проектировщиками, как правило игнорируют средовую компоненту города. Поэтому возникает необходимость анализа архитектурно-природной среды и ее восприятия в соответствии с новыми подходами к средовому проектированию, в частности, в связи с определением эстетического потенциала архитектурно-природной среды и критериев его оценки.

Архитектурно-природная среда - многоуровневый феномен, обладающий внутренней логической взаимосвязью. Однако, в существующей теории и практике задачи и методы цветопластического вмешательства как правило игнорируют их связь на различных уровнях, что соответствует традиционному архитектурному взгляду на среду, как на данность, обусловленную ее функцией, социальной принадлежностью и другими факторами. Архитектор-дизайнер нацелен на разработку нового средового сценария, и эта деятельность нуждается в новой концепции цветопластического преобразования среды, одновременно отвечающего требованиям архитектуры и дизайна.

Таким образом, возникает необходимость изучения восприятия и всестороннего познания архитектурно-природной среды, методики определения ее эстетического потенциала и критериев его оценки, выработки принципов и приемов использования цветопластической коррекции среды в процессе ее ревитализации как одного из важнейших направлений деятельности архитектора-дизайнера.

Целями настоящего исследования являются: разработка метода определения эстетического потенциала архитектурно-природной среды и выявление критериев его оценки;

- разработка рекомендаций по цветопластической ревитализации архитектурно-природной среды с использованием данного метода.

Предмет исследования - ревитализация архитектурно-природной среды посредством цветопластического вмешательства в определенном пространственном диапазоне.

Объект исследования - архитектурно-природная среда; условия, влияющие на ее эстетический потенциал; при этом природные элементы среды, представленные рельефом, водными поверхностями и растительной составляющей, наряду с собственно архитектурной составляющей, рассматриваются как полноправные носители колористики и пластики, участвующие в создании художественной выразительности и индивидуальных качеств архитектурно-природной среды.

Для достижения названных целей необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности восприятия для всестороннего познания окружающей среды;

- определить условия, влияющие на формирование эстетического потенциала архитектурно-природной среды и разработать критерии его комплексной оценки;

- выявить пространственные уровни цветопластической организации среды;

- разработать методическую основу цветопластической ревитализации архитектурно-природной среды.

Методологической основой работы стал системно-структурный подход, позволяющий рассмотреть во взаимосвязи различные стороны объекта исследования. В работе использовался анализ и обобщение результатов научных исследований и результатов проектной деятельности; метод семантического дифференциала при определении приоритетных направлений вмешательства в архитектурно-природную среду; натурные обследования городской среды, преимущественно ее колористических и пластических особенностей; теоретическое моделирование и экспериментальное цветопластическое проектирование архитектурно-природной среды трех городов Северо-Запада России.

Теоретической основой работы послужили четыре основные группы научных исследований:

- по проблемам средового проектирования и познания архитектурно-природной среды труды В.Л.Антонова, Е.В.Асса, М.Г.Бархина, В.И.Батова, Ю.Божко, В.В.Владимирова, В.А.Глазычева, И. А. Добрицыной

A.В.Иконникова, М.С.Кагана, Ю.И.Короева, К.Курокавы, В.А.Лаврова, К.Линча, А.М.Мартынюка, Е.М.Микулиной, В.А.Нефедова, А.Г.Раппапорта, С.К.Регамэ, И.И.Сердюка, А.В.Степанова, А.В.Сычевой, М.Хайдеггера,

B.Т.Шимко, Д.Энгеля, З.Н.Яргиной, и др.;

- по вопросам эстетической ценности архитектурной среды1 труды И. А Азизян, Р.Арнхейма, М.Г.Бархина, Е.Д. Беляевой, Р.Бофилла, Ю.П.Буги, А.С.Викторова, О.И Генисаретского, А.Э. Гутнова, Дуда Славо, А.В.Иконникова, В.И.Иовлева, Г.З.Каганова, Э.М.Климова, Е.И.Козыревой, Г.В.Коробовой, В.И.Лучковой, М.В.Пучкова, И.Сакеллариду, Т.С.Семеновой, Н.И.Щепеткова, С.Хан-Магомедова, К.И.Эрингиса и др.;

- по проблемам колористики города и вопросам цвета как категории архитектурной формы труды И.А.Азизян, И.Араухо, Н.Н.Волкова,

A.В.Ефимова, В.Ж.Елизарова, Л.И.Кирилловой, В.И.Кравца, Ж.-Ф.Ланкло, Л.Н.Мироновой, И.В.Монтлевич, Е.С.Пономаревой, А.А.Стригалева,

B.Шпильмана .и др.; по вопросам взаимодействия природной и антропогенной составляющей среды труды Л.В. Анисимовой, А.Д.Арманда, Е.А Ахмедовой, Г.Г. Баранца, Н.Л. Беругашвили, А.П.Вергунова, В.В.Владимирова

A.Э.Гутнова, М.Н.Диваковой, А.Г.Исаченко, В.Р.Крогиуса, Ю.И.Курбатова,

B.Н.Масляковой В.А. Нефедова, А.Солери, В.Б.Сочава и др.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены составляющие эстетического потенциала архитектурно-природной среды и определены критерии их оценки; разработаны практические рекомендации по использованию цветопластики в процессе реконструкции городской среды.

Значение результатов исследования состоит в том, что они являются основой для разработки методики цветопластического преобразования архитектурно-природной среды, научно-методических рекомендаций и приемов решения практических задач по цветопластической ревитализации фрагментов городской среды.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования отражены в следующих работах: научный отчет «Рекомендации по цветопластическому преобразованию города Валдай»;

- проект колористического решения ул. Федоровский Ручей города В.Новгорода;

- научный отчет «Рекомендации по цветопластическому преобразованию города Тверь».

Результаты исследований опубликованы в 5 статьях и 7 докладах.

Диссертационное исследование состоит из двух томов. Первый том включает текстовую часть: введение, две главы, заключение и библиографию. Второй том включает текстовые приложения и графическую часть, иллюстрирующую основные положения исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Робежник, Любовь Викторовна

Результаты работы были использованы при осуществлении руководства дипломным проектированием на кафедре «Дизайн» в Новгородском государственном университете в 2000-2001 годах. Результаты экспериментального проектирования на основе данной концепции подтвердили целесообразность ее использования в учебной работе и в практической деятельности архитектора-дизайнера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ревитализация архитектурно-природной среды города ограничена определенными рамками: сложившимся композиционным каркасом застройки, историческим контекстом, нормативными требованиями и т.д. Невозможно физически изменить крупные архитектурные массы, но возможно изменить их визуально, что позволяет радикально изменить городскую среду относительно скромными средствами.

Совместно работая над проблемами организации комфортной, информационной, эстетически полноценной среды города, архитектор и дизайнер решают свои специфические задачи. И если архитектор стремится к выстраиванию пространственной целостности посредством размещения архитектурных объемов, то дизайнер формирует гармоничную и приближенную к человеку среду, позволяющую воспринимать город как единое целое, а не просто как сумму архитектурных объектов.

В результате проведенных исследований были выявлены критерии эстетического потенциала архитектурно-природной среды и разработана методика определения «болевых точек» при работе над визуальным комфортом города с использованием метода семантического дифференциала. Разработаны рекомендации по активному использованию пластики и цвета в процессе преобразования сложившейся городской среды на примере крупных, больших и средних городов России (Твери, Великого Новгорода, Валдая). Цветопластическая гармонизация архитектурно-природной среды особенно актуальна для исторического центра города, при строительстве на свободных территориях внутри сложившейся застройки, при невозможности коренной реконструкции объектов, при выработке новых решений, учитывающих существующий архитектурно-природный контекст.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Робежник, Любовь Викторовна, 2002 год

1.Агасьянс А.А., Александер К.Э. и др. Современные тенденции транспортно-планировочной организации жилых районов./ Архитектура. Районная планировка. Градостроительство, - М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре., 1983. - Вып.9, - 45с.

2. Азизян И. А. Архитектура в художественной культуре: теоретические проблемы взаимодействия искусств., М: РААСН, 1996. - 160с.

3. Азизян И. А. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза: Сб. науч. тр./ ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под ред. И. А. Азизян., Л. И. Кирилловой, М.: ВНИИТАГ, 1990. - 198с.

4. Азизян И. А. Городская среда. Дизайн. Архитектура: Сб. науч. тр./ ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Под ред. И. А. Азизян., М.: ВНИИТАГ, 1990. 4.1, - 143с.

5. Азизян И.А. Поэтика цвета в городе. //Городская среда. Дизайн. Архитектура. Сб. науч. трудов под ред. Азизян И.А. В 2-х частях. М.: Изд. ВНИИТАГ,1990. 4.2, - 200с.

6. Анисимова J1.B. Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях. Дис. на соиск. уч. ст. канд. арх., М.: МАрхИ, 1984.-250 с.

7. Антонов B.J1. Взаимосвязь селитебных и промышленных территорий в крупнейших городах (центрах машиностроения). Автореф. дис. канд. арх., М., ЦНИИ Градостроительства, 1968. - 21с.

8. Араухо И. Архитектурная композиция. (Пер. с исп.), М.: Высш. шк., 1982.-208.

9. Арманд А.Д., Козлова Е.В., Кренке А.Н. и др.; Отв. ред. Глазовский Н.Ф., Арманд А.Д. Механизмы устойчивости геосистем, М.: Наука, 1992. -206с.

10. Арнхейм Р. Динамика архитектурной формы. /Пер. с англ. В.П. Глазычева, М.: Стройиздат, 1984. - 193с.

11. Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. Сб. науч. тр./ ВНИИТАГ. Под ред. И. А. Азизян., Кирилловой Л.И. М.: ВНИИТАГ, 1990. - 200с.

12. Аскаров Ш. Д. Регион пространство - город. - М.: Стройиздат, 1998. -198с.

13. Асс Е.В. Средовая типология и городской дизайн .//Дизайн городской среды. Типологические аспекты. Сб. тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. - 1986. - Вып. 44, - С.69-85.

14. Ахмедова Е.А. Региональный ландшафт: история, экология, композиция.// Ландшафтные исследования в градостроительстве. -Самара: Самарское книжное изд-во, 1991. 248с.

15. Баранец Г.Г. Городской ландшафт как объект охраны (принципы и методы предпроектных исследований на примере городов БССР). Автореф. дис. канд. арх., Л.: ЛИСИ, 1989. - 23с.

16. Бархин М.Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества. М.: Наука. 1979. - 223с.

17. Батов В.И. Подход к описанию пространства культуры.//Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия. -М., 1987. 56с.

18. Бархин М.Г. Город, структура и композиция. М.:Наука, 1986. 280с.

19. Беляева Е.Л. Движение и время в восприятии городской среды. Сб. «Город и время».- М.: Стройиздат, 1973.- 302с.

20. Беляева Е.Д. Дизайн в визуальной среде современного города.//Техническая эстетика.-1980.-№6, С. 16-19.

21. Беругашвили Н.Л. Четыре измерения ландшафта. М.: Мысль, 1986. -200с.

22. Буга Ю.П., Короев Ю. И. Методика предпроектного визуального анализа архитектурно-пространственной среды города. //Известия вузов. Строительство., 1998. - №9, - С. 103-111.

23. Буга Ю.П., Орса Ю.Н. Архитектурно-пространственная среда города и условия восприятия ее композиционных параметров в динамике. //Известия вузов. Строительство, 1999. - №8, - С. 96-101.

24. Бунин А.Б., Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. М.: Академия архитектуры СССР, 1940. - 200с.

25. Бунин A.B., Круглова М.Г. Архитектура городских ансамблей. Ренессанс. М.: Изд. Всесоюз. Акад. Арх., 1935, С. 21,45, 56, 67.

26. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1976.- 126с.

27. Вардосанидзе В.Г. Влияние социально- культурных функций центра крупнейшего города на развитие новых жилых образований. Автореф. дис. канд. арх., М., 1977. - 15с.

28. Вардосанидзе В.Г., Мамишвили Б.А. и др. Формирование архитектурно-планировочной структуры общественных центров Закавказья., М.,1977. -33с.

29. Васина О.В. Обеспечение преемственности архитектурно-пространственного развития исторической застройки.// Архитектурный облик жилых районов в условиях индустриального домостроения. Сб. науч. тр. ЦНИИП градостроительства. М., 1988. - 32с.

30. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века), М.: Культура, 1996. - 450с.

31. Викторов A.C. Рисунок ландшафта. М.: Мысль,1986. - 180с.

32. Владимиров В.В. Архитектура 1990-х годов. Проблемы и концепции, -М.: РААСН, 1995.- 192с.

33. Владимиров В.В. Расселение и окружающая среда. М.: Стройиздат, 1982, - 228с.

34. Владимиров B.B Градостроительство и районная планировка: Сб. науч. тр./ ЦНИ и проектный институт по градостроительству; Под ред. В.В. Владимирова, М.,1982. - 103с.

35. Владимиров В.В. Региональные проблемы охраны природы в градостроительстве., М.: CA СССР, 1981. - 81с.

36. Владимиров В.В Эколого-градостроительные проблемы расселения в горных районах., М.: ВНИИТАГ, 1990. - 60с.

37. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт (проблемы, конструктивные задачи и решения). М.: Мысль, 1986. -236с.t 40. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Искусство, 1950. -320 с.

38. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. Д., 1974. - 152с., С.33-42.

39. Генисаретский О.И. Вещь, образ и переживание в художественном проектировании. // Художественное моделирование комплексного объекта. Сб. тр. ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. - 1981. Вып.31. -С.34-53.

40. Генисаретский О.И. Методологический анализ понятия "культура" в структурно-функциональных моделях общества. Автореф. дис. канд.философ, наук. М., 1970. - 20с.

41. Генисаретский О.И. Опыт системного исследования социологического понятия культуры. Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1970. - 23с.

42. Генисаретский О.И. Проблемы и перспективы развития системы эстетического воспитания. М.: Гос. б-ка СССР, 1986. - 39с.

43. Генисаретский О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне: Избранные материалы./ Сост. О.И. Генисаретский, Е.М. Бизухова, М.: ВНИИТЭ, 1990. 4.1. - 235с, 4.2. - 154с.

44. Генисаретский О.И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы: Сб. науч. тр./ М-во культуры РФ, Рос. акад. наук, НИИкультуры, Центр гуманитарных исслед. и прогр. "Путь"; Отв. ред. О.И. Генисаретский, М., НИИК, 1991. - 157с.

45. География Тверской обл.: Кн. Для учителя./ Упр. нар. Образования Администрации Тверской обл., Твер. Гос. Ун-т. Сост. A.A. Дорофеев и др., Тверь: Ком. информпечати, 1992. - 288с.

46. Глазычев В.А. Культурный потенциал города. // Культура города: проблемы качества городской среды. Сб. науч. тр. НИИ культуры. -М., 1986.-С.11-24.

47. Глазычев В.А. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат,1986. 300с.

48. Гоби X. О влиянии Валдайской возвышенности на географическое распространение растений в связи с очерком флоры западной части Новгородской губернии. СПб., 1876.

49. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. -256с.

50. Демек Я. Теория систем и изучение ландшафта. Пер с чеш. Гальцевой Т.В. и Тарасовой Т.Л., М.: Прогресс, 1977. - 222с.

51. Дивакова М.Н. Восстанавливаемые ландшафты в объемно-пространственной композиции городов (на примере городов Урала). Автореф. дис. канд. арх. М., 1990. - 24с.

52. Дуда Славо. Эстетические проблемы реконструкции исторической архитектурной Среды (на примере городов Словакии). Автореф. дис. канд. арх., М., 1990. 24с.

53. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. - 272с.

54. Елизаров В.Ж. Влияние региональных особенностей на формирование колористики современного города. Автореф. дис. канд. арх., М.,1992. -24с.

55. Заостровцев А.П., Сухов В.Н. Современный дизайн и его перспективы в системе эколого-гуманистических детерминант. В сб. материалов конф.

56. Дизайн России: проблемы теории и практики". СПб., 1998. - С.58-59.

57. Зельтен H.A. Исследование планировочной организации малого города (с учетом градостроительных и социальных характеристик). Минск, 1968.-43с.• 62. Иконников A.B. Архитектура города. Эстетические проблемыкомпозиции.- М.: Стройиздат, 1972.- 215 с.

58. Среды. М.: Стройиздат, 1990. 334с. % 66. Иконников А., Степанов Г. Архитектурная композиция. - М.: Искусство, ' 1971.-223с.

59. Ильин JI.A. В кн. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975. T.l. - С.286.

60. Иовлев В.И. Архитектурный хронотоп и знаковость. В сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства «Семиотика пространства»./ Под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. - 688с., С.103-114.

61. Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. - 320с.

62. Исаченко А.Г. Оптимизация природной Среды. Географический аспект. -М.: Мысль, 1980.-264с.

63. Исаченко А.Г. Экологическая география Северо-Запада России, СПб.: Рус. географ, общество, 1995.41. -206с, 4.2. -97с.

64. Истомина Г.Э. Границы, население, города Новгородской губернии (1727 1917 гг.). //Очерки по административно-территориальному делению.-Л.,1972. - 184с.

65. Каган М.С. Дизайн как феномен культуры. В сб. материалов конф. "Дизайн России: проблемы теории и практики", СПб., 1998. С.6-7.

66. Каганов Г.З. Некоторые следствия из оппозиции "среда окружение" //В кн.: Теоретические проблемы дизайна./ВНИИТЭ., - М.,1979. -65с.

67. Каганов Г.З. Проблемы поэтики городской среды. // Городская среда. Дизайн. Архитектура. Сб. науч. трудов под ред. И.А. Азизян В 2-х частях. М.: Изд. ВНИИТАГ,1990. - 4.2. - 200с.

68. Каганов Г.З. Формирование городской среды: (Вопросы теории), М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1987. - 43с.

69. Капустин П.В. Средовое проектирование как форма самоопределения дизайнера. В сб. материалов конф. "Дизайн России: проблемы теории и практики", СПб.,9-10 декабря, 1998. С.66-67.

70. Кауда Т.М. Теория композиции, анализ и методика проектирования./ Курс лекций., В.Новгород: Изд-во НовГУ, В.Новгород, 2000. 25с.

71. Кириллова Л.И. Композиция массовой городской застройки: реалии и альтернатива./ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. М.: ВНИИТАГ, 1991.-95с.

72. V 80. Кириллова Л.И. Масштаб в архитектуре XXI века. М.: Б.и., 1997. - 88с.

73. Клочкова О.Н. Принципы формирования ландшафта городов ядра

74. Саратовской агломерации. Канд. дис.(18.00.04), 1-2 том, Д., ЛИСИ, -220с.

75. Козырева Е.И. Архитектурно-эстетическое преобразование среды исторических кварталов Петербурга. Канд. дис.(18.00.04), СПб.: СП6АСУ,1996.- 183с.

76. Кольцов А. В краю озер и рек: краеведческие записки. Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 1995. - 173с.

77. Концепция реконструкции Советского проспекта. Л.: ЛенНИИТАГ, 1991.- 80с.

78. Коробова Г.В. Повышение эстетических качеств пространственной среды центров малых городов средствами архитектурно-ландшафтного благоустройства. //Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. М., 1987. - Вып. 10. - 52с.

79. Короев Ю.И., Федоров М.В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М.: Госстройиздат, 1954. - 135с.

80. Короев Ю.И. Начертательная геометрия. М.: Высшая школа, 1995.-422с.- 91.Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высшая школа,1971.- 320с.

81. Кравец В. И. Колористическое формообразование в архитектуре. Харьков: Изд. при Харьковском гос. ун-те, 1987. 131с.

82. Кравченко О.П. Система общественных центров крупнейшего города. // Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. М.,1987, -Вып.5. - 33с.

83. Крайняя Н.П. Архитектурная задача индустриального домостроения в различных условиях реконструкции жилой застройки.// Архитектурный облик жилых районов в условиях индустриального домостроения. Сб. науч. тр./ ЦНИИП градостроительства. М., 1988. 30с.

84. Крогиус В.Р. Город и рельеф. М.: Стройиздат 1979. - 122с.

85. Крогиус В.Р., Эббот К.П. и др. Градостроительство на Склонах./ Под ред. Крогиуса В.Р. М.: Стройиздат, 1988. - 327с.

86. Кузмин И.С., Тихонов-Бугров Д.Е., Хорунжий А.Г. Дизайн не роскошь. (Перспективы дизайн-образования в техническом университете), В сб. материалов конф. "Дизайн России: проблемы теории и практики", СПб.,9-10 декабря, 1998. - С.84.

87. Курбатов Ю.И. Архитектурная форма и природный ландшафт: Автореф. дис. д-ра арх. М., 1986. - 25с.

88. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт: композиционные связи. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. - 133с.

89. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода (Градостроительный очерк), Под ред. В. И. Пилявского, Новгород: Кн. ред. газеты «Новгородская правда», 1959. - 72с.

90. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л.: Стройиздат, 1991. - 240с.

91. Лавров В.А. Городская среда, ее состояние, преобразование и условия восприятия//Строительство и архитектура Белоруссии. Минск, 1974.-№2.- С 23-27.

92. Лазарева H.B. Архитектурно-ландшафтная организация долин малых рек в городах (на примере малых городов Московской области) Автореф. дис. канд. арх., М., 1990. 24с.

93. Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство: (Сб. ст.). М/.МЛТИ, 1991.- 132с.

94. Ланкло Ж.-Ф. География цвета. // Материалы семинара "Колористика города". М., 22-25 мая, 1990. С.230-238.

95. Леви А. Пюризм против брутализма. Функционирование пластической речи у Ле Корбюзье. В сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства «Семиотика пространства»./ Под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С.171-192.

96. Линч К. Образ города. /Пер. с англ. В.А. Глазычева, М., 1982. - 328с.

97. Ш.Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс.// В кн.: Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.,1973. - С. 16.

98. Лучкова В.И. Методы учета историко-культурного потенциала в градостроительном проектировании на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1988. - 56с.

99. Лыткин К.А. Национальный парк на крайнем севере. Экология и архитектура (Якутия. Ленские столбы). Дис. канд арх, 1-2 том, Л.: ЛИСИ, 1988. - 350с.

100. Мазурин Н. Калинин. М.: Изд. «Московский рабочий», 1973. - 9 усл. печ. л.

101. Мартынюк A.M. К вопросу о формировании пространства в селитебных структурах. М.: Дер. В ЦНТИ Госгражданстроя, рег.№52 1983.

102. Мартынюк A.M. Проблемы функционирования различных типов исторически сложившейся среды в современном городе.// Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. М.: ВНИИТАГ. 1990. -Вып.6. - 66с.

103. Маслякова В.Н. Формирование системы озеленения городов на лесопокрытых территориях. //Сб. науч. тр. ВНИИТАГ М., 1990. -Вып.1. -48с.

104. Микулина Е.М. Исторические ландшафты в градостроительном проектировании. М.: МАРХИ, 1984. - 106с.

105. Миронова J1.H. Естественное освещение жилища. Автореф. дис. канд. арх., Минск, 1963. 23с

106. Молодкина JI.B. Садово-парковое искусство как предмет художественно- эстетического анализа. Автореф. канд. философ, наук. -М.,1990. -28с.

107. Монтлевич И.В. Свето-де-формация, дизайн-проект "Фантом". //Сб. материалов конф. "Дизайн России: проблемы теории и практики ", 9-10 декабря, 1998.-С.86.

108. Научно-технический отчет по теме:41/85. Реконструкция фрагмента застройки Советского проспекта в г. Валдае. Л.: ЛенНИИТАГ, 1991. -80с.

109. Невежина С. М., Маликова О. В. Задачи ландшафтной архитектуры на современном этапе. //Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. М.,1989, -.Вып.5. - 35с.

110. Немчич А. Цветовая система КОЛОРОИД. /Техническая эстетика. -1982, №1, С. 12-14.126'Нефедов В.А. Дизайн архитектурного пространства. //Сб. "Дизайн России: проблемы теории и практики ", СПб., 1998.

111. Нефедов В.А. Образ городского пространства: роль ландшафтного дизайна.//Мир дизайна. 1999. - №1. - С.26-29

112. Нильссон Ф. Многозначное пространство. /Мир дизайна. 1999. - №1. Trivium,II-VI.

113. Ордена Трудового Красного Знамени город Калинин:/ Очерк-путеводитель. Ред В. Ф. Бурилов и др., 2-е изд., перпраб., доп. -Калинин: Московский рабочий. Калининское отделение, 1989. 222с.

114. Оформление ландшафта: Пер с англ. Челябинск: Урал, 1998, 16 усл. печ. л.

115. Павловская Е. Э. Социокультурный аспект формирования предметно-пространственной среды отдыха и общения людей пожилого возраста на городских придомовых территориях. Автореф. дис. канд. искусствовед.• М.:ВНИИТЭ, 1985.-20с.

116. Памятники в контексте историко-культурной Среды: Сб. науч. тр. /НИИ Культуры/Отв. ред. А. Дьячков. М.:НИИК, 1990. - 142с.

117. Петришин Г.П. Природно-ландшафтные основы процесса градообразования. Автореф. дис. канд. арх. М., 1990. - 24с.

118. Пурвинас М.Э. Теорико-методические вопросы архитектурно-ландшафтного анализа. М.,1989. - 56с.

119. Пучков М.В. Семиотические взаимосвязи архитектуры и языка. /Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства «Семиотика пространства»./Под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999.-С.115-153.

120. Пономарева Е. С. Цвет в интерьере. Минск: Вышэйш. Шк., 1984. -167с.

121. Раппапорт А.Г. Концепции архитектурного пространства.// Теория и история архитектуры. М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, - 1988. - Вып. 1. - 49с.

122. Регамэ С.К., Брунс Д.В., Омельяненко Г.Б. Сочетание новой и сложившейся застройки при реконструкции городов. М.: Стройиздат, 1989. - 144с.

123. Роджерс Р. В кн. Мастера советской архитектуры об архитектуре. -М., 1972.-С.448.

124. Сакеллариду И. Чертежные аналогии. «Эстетическая структура» архитектуры. /Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства «Семиотика пространства»./ Под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. - С. 155-170.

125. Семенова Т. С. Композиционно-художественные принципы формирования новых жилых комплексов в исторической среде крупного города (на примере центра Москвы): Автореф. дис. канд. арх, М., 1984. -24с.

126. Сердюк И. И. Восприятие архитектурной Среды. Львов, 1979. - 120с.

127. СорокинА. Н. Благоустройство Древнего Новгорода. М. : Общество историков архитектуры., 1995. - 144с.

128. Степанов A.B., Иванова И.Г., Нечаев H.H. Архитектура и психология. -М.: Стройиздат, 1993. С. 103-104.

129. Стригалев А. А. Диалог истории и искусства: Сб. статей. СПб, 1999. -206с.

130. Стригалев А. А. Проблемы истории советской архитектуры: (Исторические предпосылки и начальный этап развития) /Сб. науч. тр. ЦНИИП Градостроительства. /Под ред. Стригалева А. А. М.: ЦНИИП градостроительства, 1985. - 127с.

131. Сугробов Н.П., Щеглов В.А. Повышение качества планирования и организации строительства крупных городов.// Проблемы больших городов: Обзор информ., М.: МГЦНТИ, - 1987. - Вып.З, - 30с.

132. Сычева А., Титова Н. Ландшафтный дизайн. Минск, 1984. - 180с.

133. Танге К Архитектура Японии. Традиции и современность. М.: Стройиздат, 1976. 120с.

134. Танги Ф. Чтение пейзажа. /Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства «Семиотика пространства»./ Под ред. A.A. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 193-207.

135. Тверская область: Энцекл. Справ./ Администрация Тверской обл., арх. Отд.; Сост М.А. Ильин. Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 1994. -327с.

136. Тверь: справочник-путеводитель./Сост. Б.А. Ершов и др., Тверь: Твер. Газета Макарова, 1993. - 194с.

137. Тематические и именной словники энциклопедического справочника «Тверская область»/ Арх. отел Администрации Тверской обл. Тверь: Тверское обл. кн.-журн. изд-во, 1996. - Т.2. - 236с.

138. Урбах А.И., Хорошилов В.Б. Средовой подход в современном архитектурном процессе. //Архитектура. Районная планировка. Градостроительство. М., 1991. - Вып.З. - 56с. >.

139. Успенский Б. А. О семиотике искусства. // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962. - С.126-127.

140. Фащевская И.П., Воробьев H.A. Преобразование городской среды северных городов (Обзор). М.: ЦНТИ по гражданскому стр-ву и архитектуре, 1975. - 43с.

141. Фащевская И.П. Формирование жилых комплексов в городах Севера.// Жилые здания: Обзор информ. М.: ВНИИТАГ, 1990. - 44с.

142. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. - 29с.

143. Федоров М.В., Короев Ю.И. Объемно-пространственная композиция в пространстве и в натуре. М.: Госстройиздат, 1961. - 148с.

144. Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления ./Сост., пер., вступ. Ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. — М.: Республика, 1993. - 445с.

145. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики.// Вопросы философии.-1998. №9.-С.116-163.

146. Хайт В.Л. История архитектуры как фактор современной архитектурной деятельности. /Диалог истории и искусства. /Под ред. A.A. Стригалева и др. СПб., 1999. - 222с.

147. Хромов Ю.Б. Ландшафтная архитектура городов Сибири и Европейского центра. Л.: Стройиздат, 1987. - 150с,

148. Чантурия Ю.В. Проблемы и опыт реконструкции исторически сложившихся районов больших городов. //Проблемы больших городов: Обзор информ., М.: МГЦНТИ, 1987. - Вып.4, - 34с.

149. Шимко В.Т. Комплексное формирование архитектурной среды. Книга 1. «Основы теории». М.: МАРХИ, Изд. СПЦ- принт, 2000. - 108с.

150. Шпаковская Е.С. Проблемы пространственной дифференциации и функционирования среды центров крупных городов. //Проблемы больших городов: Обзор информ. /Сост. Шпаковская Е.С. М.: МГЦНТИ, - 1987. - Вып.2. - 24с.

151. Шпильман В. Цветовые тенденции в современной архитектуре. Цветовая подготовка архитекторов. //Материалы семинара "Колористика города". М., 22-25 мая, 1990. С. 305-314.

152. Щепетков Н. Новый образ вечерней Москвы. .//Мир дизайна. 1999. -№1. - С.33-35.

153. Элиаде М. Космос и история: избранные работы. М.: Прогресс, 1987.1 - 123с.

154. Энгель Д, Ягалс Р., Ягалс У.-Т. Структурный анализ городского пространствам/Современная архитектура. М., 1971. - №1. - С.28-33.

155. Эрингис К.И., Будрюнас А.-Р. А. Оценка эстетических признаков пейзажа. /Экология и эстетика ландшафта. /Ред. Эрингис К. И, -Вильнюс: «Минтис», 1975. 251с.

156. Юрова Э.А. Дубрава на Северном пределе (Новгородской области). /Сб. науч. тр. Приподная среда и население Новгородской области. /Ред. Жекулин B.C. и др. Новгород, 1973. - С.65-73.

157. Яргина 3. Эстетика города. М.:Стройиздат, 1991. - 365с.

158. Chermaeff S, Alexander Ch. Community and Privacy/ Toward a New Arhitecture of Humanism. -N.Y.: Penguin Books, Harmondsworth, 1966.

159. Jacobs J. The Death and Life of Great american cities. N.Y.: Penguin Books, Harmondsworth, 1974.

160. Gibson J.J. A prefatory essay on the perception of surfaces versus the perception of markings of pictures. N.Y., 1980.

161. Giuseppe Panza di Biuto. Light, the initial reality of the real world./ Domus, № 802, March, 1998, P.74.

162. Hall E. T. The hidden dimension. N. Y, 1966.

163. Higson Neil. The Milton Koynes park system// Garden und Landschaft. -1982.-№2.-P.441-453.

164. Ermer Klaus. Landscape and open space structure planning in Berlin// Garden und Landschaft. 1984, №l.-P.23-29.

165. Lavazza Andrea. City Piople Light Scenorios for the urban future./Domus, № 802, March, 1998, P.58-63.

166. Levy A. E. L/ Boullee et «L, archtecture parlante»: Une semiotique de 1,expression archtecturale // The men and the City. Spaces, forms, Meanings. V. I. Ekaterinburg: Architecton.

167. Lindsay S., Sakellaridou I. «Architectural semiotic analysis: A demonstration", in J. Deely and M. Lenhart (eds.), Semiotics 1981/ New York: Plenum., 1983.

168. Nemcsics A. A colour harmony in architecturaaal space. Periodica polytechnica, v.24, nl-2, Budapest, 1980.

169. Nemcsics A. The coloroid colour system. Colour Reseach and Applicatition, v. 1, N.-Y., 1980/

170. Norberg-Schulz Ch. Intentions in architectyre. Oslo, 1965, 242p., P. 100.

171. Ponti G. Architecture de Lumiere. -Lux, 1971.

172. Proshansky H.M. Enviromental Psychology : men and his phisical setting. -N. Y., 1970.

173. Rosch E. H. Principles of categorization. In: Rosch E., Lloyd B. (Ed). Congnition and categorization. - L., 1978.

174. Sakellaridou I. Architectural codes. Unpublished mm. Arch Thesis: The University of Columbia., 1982.

175. Zorawski J.O. Dudowie formy archtectonicznej. Warsawa, 1962, 82s, S.23,57,111.

176. Министерство Образования Российской Федерации Московский Архитектурный институт (Государственная Академия)1. На правах рукописи

177. Робежник Любовь Викторовна

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.