Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хорвой культуры первой половины ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, доктор искусствоведения Малацай, Людмила Викторовна

  • Малацай, Людмила Викторовна
  • доктор искусствоведениядоктор искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 686
Малацай, Людмила Викторовна. Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хорвой культуры первой половины ХХ века: дис. доктор искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 686 с.

Оглавление диссертации доктор искусствоведения Малацай, Людмила Викторовна

Введение.

Список сокращений.

Часть I. Вехи жизненного пути.

Глава 1. Детство, юность, образование.

§ 1. Семья Никольских, учеба в Пензе.

§ 2. Первый регентский опыт и выбор пути.

§ 3. Синодальный хор и училище церковного пения.

§ 4. Годы учения в высших музыкальных заведениях Москвы.

Общение с С. И. Танеевым.

Глава 2. Деятельность Никольского в контексте церковно-певческой культуры России до 1917 г.

§ 1. Никольский и Новое направление в русской духовной музыке.

1.1. Портреты деятелей Московской школы Нового направления.

1. 2. Никольский — первый рецензент.

1.3. Обсуждение проблемы церковности.

1. 4. Концерты духовной музыки.

1. 5. Работа в Наблюдательном Совете.

§ 2. Мероприятия по объединению регентов.

2. 1. Общество взаимопомощи регентов церковных хоров.

2. 2. Регентские съезды.

§ 3. Решение проблемы регентского образования.

§ 4. Труды по теории и истории церковного пения.

4. 1. Теоретические вопросы церковного пения.

4. 2. Лекционные курсы по истории духовной музыки.

§ 5. Преподавательская деятельность в общеобразовательных заведениях. Учебно-методические пособия.

5. 1. Преподавательская деятельность.

5. 2. Методические пособия для общеобразовательных заведений.

5. 3. Труды по хороведению и вокальной педагогике.

Глава 3. Музыкальная этнография и послереволюционный период деятельности.

§ 1. МЭК, Пролеткульт, ГИМН.

1.1. Никольский — этнограф дореволюционной России.

1. 2. Первые пять лет после Октябрьской революции: от Пролеткульта к ГИМНу.

1.3. Музыкально-этнографические курсы ГИМНа.

1. 4. «Показательный вокальный квартет ГИМНа».

§ 2. Исследования, рецензии, дискуссии по вопросам народно-песенной культуры.

2. 1. Труды по теории народной песни.

2. 2. Отзывы и публикации о песнях народов бывшего СССР.

2. 3. Народная песня в радио-эфире и «нелепая дискуссия» 20-х годов.

§ 3. Московская консерватория.

3. 1. НИМИ МГК.

3. 2. Учебные дисциплины на кафедре хорового дирижирования.

Часть II. Композиторское наследие.

Глава 1. Духовно-музыкальное наследие.

§ 1. Богослужебные циклы.

§ 2. Духовные концерты.

§ 3. Обработки роспевов.

§ 4. Отдельные духовные композиции.

Глава 2. Светские сочинения, переложения и обработки.

§ 1. Светские хоры.

§ 2. Обработки народных песен.

§ 3. Светские сочинения других жанров.

3.1. Произведения для голоса с сопровождением.

3. 1. 1. Романсы.

3. 1.2. Мелодекламации.

3.2. Музыка для детей.

3. 3. Инструментальная музыка.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое наследие А.В. Никольского в контексте русской хорвой культуры первой половины ХХ века»

Отечественная музыкальная культура первой половины XX века — явление сложное, многообразное и неоднозначное, до настоящего времени не до конца осмысленное и оцененное. Этот период характеризуется стремительными взлетами, активным художественным поиском, приведшим к расцвету многих направлений, теорий, концепций, композиторского и исполнительского мастерства.

Музыкальная палитра культуры только тогда заиграет всеми своими красками; когда в ней будут озвучены все без исключения «партитуры времени» и все голоса в них. Александр Васильевич Никольский (1874—1943), чье имя постепенно возвращается из запасников истории, -убедительно проявивший себя «голос хоровой партитуры». Его обширное творческое наследие принадлежит к тем художественным явлениям, без которых невозможно представить панораму исканий и достижений отечественной хоровой культуры первой половины XX века. Творческий облик человека, созидавшего в бурное переломное время, представляется ныне цельным. Феномен колоссальной активности личности на протяжении всей жизни заставляет по-иному оценить и многие моменты биографии композитора. Россия богата родниками, питающими большие реки. Подобно роднику, Александр Васильевич — многогранный, органичный, внутренне организованный человек — внес свою лепту в дело развития хоровой культуры.

В России среди прочих видов музицирования наиболее распространенным в силу своей доступности на протяжении многих веков является хоровое пение. Современное музыкознание открывает новые возможности для изучения ранее закрытого пласта церковно-певческой культуры, изъятых из исполнительской практики духовно-музыкальных произведений православной традиции. Неослабевающий интерес к народно-музыкальному творчеству позволяет по-новому оценить этапы развития музыкальной этнографии в первой половине XX века и взглянуть на народно-песенную культуру как на одну из равноправных составляющих отечественной музыкальной культуры в целом. Сам Никольский говорил: «Русский народ и был, и должен навсегда остаться "народом-певцом"» [523, л. 3].

Вся жизнь Александра Васильевича - одно большое «посвящение хору». Начав в детские годы читать и петь в церкви, он позже стал регентом семинарского хора. Под чутким присмотром В. С. Орлова руководил пением за богослужением Синодального хора в Успенском соборе Московского Кремля. Он возглавлял хоры слушателей летних регентско-учительских курсов в разных городах, работал с учебными хорами московских гимназий и институтов, руководил показательным вокальным квартетом ГИМНа. Большая часть произведений композитора написана для хоров и вокальных ансамблей. Вершина его служения хору - преподавание на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории.

Никольского окружали люди, причастные к мощному художественному движению в русской культуре начала XX века. Первыми его наставниками были А. В. Касторский, А. Н. Карасев, Л. С. Шор; в Синодальном училище - А. Д. Кастальский, В. С. Орлов, С. Н. Круг-ликов, С. В. Смоленский; в высших учебных заведениях — С. И. Танеев и А. А. Ильинский. Никольский одним из первых опубликовал восторженные отзывы о духовных произведениях С. В. Рахманинова, В. С. Калиникова1, П. Г. Чеснокова. Он организовывал регентские съезды совместно с А. А. Архангельским, Д. И. Зариным, Е. М. Витошинским. Вместе с профессором Н. Д. Кашкиным разработал «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенный в практических примерах». Народно-песенную культуру Никольский осваивал вместе с Е. Э. Линевой и М. Е. Пятницким. Он был профессором Московской консерватории, где в то время работали такие признанные мастера хорового дела, как П. Г. Чесноков, А. В. Александров, Н. М. Данилин; разрабатывал учебные курсы, ведение которых продолжили его ученики — профессора К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. В. Руднева.

Деятельность Александра Васильевича - общественная, композиторская, исследовательская, педагогическая, публицистическая, этнографическая - была проникнута чувством пламенного патриотизма, служения на благо Родины. Понимая суть возникавших проблем, он предлагал конструктивные пути их решения, делал достоянием гласности, вовлекал множество заинтересованных лиц в осуществление задуманного, обучал, разъяснял, пропагандировал, анализировал результаты, корректировал недочеты и постоянно двигался вперед, не останавливаясь на достигнутом. Отличительной чертой его творческой биографии является необычайно интенсивная взаимосвязь разных направлений деятельности. Скромный, но уверенный в себе, хорошо образованный, прекрасно чувствовавший природу музыки, Никольский разумно и естественно осуществлял свои творческие замыслы в музыкальных композициях. Однако и творчество, и биография Никольского до сих пор не вписаны в общий контекст музыкальной культуры первой половины XX века.

В этом человеке соединялось глубокое знание православной церковной традиции с незаурядным музыкальным дарованием. Следуя заветам С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского, В. С. Орлова, стоявших у истоков Нового направления в русской церковной музыке, Никольский стремился избавить православную духовную музыку от «плавания по чужеземным морям» и обосновать самобытные пути ее развития. Объяснение национального своеобразия древних церковных роспевов, их высоких достоинств для богослужебной практики оказалось весьма прозорливым и действенным. Составленный им учебник «Формы русского Здесь и далее по тексту речь идет об одном из братьев Калинниковых - Викторе Сергеевиче. Василий Сергеевич Калинников в тексте диссертации не упоминается. церковного пения» до настоящего времени остается единственным в своем роде уникальным исследованием. Не менее полезны для регентов подготовленные Никольским указания по подбору певческого репертуара для конкретных богослужебных последований.

Работая консультантом в фирме П. Юргенсона, он просматривал множество новых духовно-музыкальных произведений. Не ослабевавший с годами познавательный интерес побуждал Александра Васильевича постоянно знакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров музыкального искусства. Образованность, профессиональные знания, тонкое музыкантское чутье, богатый композиторский опыт, понимание сути предмета позволяли ему убедительно критиковать ошибки одних композиторов и подмечать достоинства сочинений и переложений других, высказываться о положительных и отрицательных свойствах издаваемой в то время нотно-музыкальной литературы, а также о качестве исполнения произведений разными коллективами.

Воспитанный в певческой среде, Никольский не понаслышке знал особо острые проблемы церковного пения. Его проницательность и заинтересованность в процветании хорового дела не только в столицах, но и в провинции позволила наметить комплекс мероприятий для регентов, певчих церковных хоров и учителей школьного пения. Организация и проведение регентских съездов, регентско-учительских курсов стали мощным средством подъема самосознания и уровня образования многочисленных тружеников хорового дела. Преданность идеям Нового направления побуждала Никольского пропагандировать духовные композиции его представителей, разъяснять их значение для судеб русской духовной музыки в лекциях перед концертами, в дискуссиях на съездах, в беседах со слушателями курсов, в публикациях на страницах журналов.

Многие развивавшиеся им идеи, например, «хоровая оркестровка», несмотря на их неослабевающую жизненность, остаются недостаточно осмысленными в наши дни. В то время как одни композиторы искали новые колористические возможности в оркестре, когда высказывались предположения о введении инструментов в православное богослужение, Никольский раскрывал колористические сокровища хорового звучания, выстраивал и обосновывал «теорию хоровой оркестровки», создавал собственные «тембризованные партитуры».

Одной из характерных особенностей музыки Никольского является сочетание строго выдержанного жанрового канона со свежестью музыкального языка. Более половины музыкального наследия композитора составляют духовные композиции. Богослужебные циклы Никольского отличает тесное согласование текстового и музыкального рядов, они объединены внутренней идеей, церковны по стилю. В духовных концертах ярче проявилось авторское начало. Характерной особенностью большинства обработок древних роспевов является модальный принцип звуковысотной организации музыкальной ткани, отличающий традиционное народно-песенное многоголосие. Эволюция стиля в духовных произведениях наблюдается на уровне средств музыкальной выразительности, применяемых композитором. В позднем, послереволюционном периоде творчества Никольского более рельефно обозначается собственное «лицо» автора при несомненной опоре на многовековые традиции русской духовной музыки.

Что касается народной музыкальной культуры, то Александру Васильевичу не довелось принять участие в полевой собирательской работе, он занимался кабинетными научными изысканиями и композиторской обработкой песенных образцов. Никольским было высказано немало перспективных идей о сущности и характерных чертах песен разных народов. Теоретически обосновывая отличительные свойства напевов, он указал возможные пути их обработки профессиональными музыкантами. В частности, он призывал отражать в хоровой фактуре приемы народного хорового многоголосия, гармоническое оформление напева подчинять песенным ладам и специфике мелодического строения напева. Для него самого народная песня стала источником вдохновенного творчества, основой для создания хоровой народно-бытовой зарисовки. Его обработки критики по праву называли «песенно-хоровыми шедеврами».

Не оставил без внимания Никольский и светское направление хоровой музыки. Музыкально содержательные, эмоционально выразительные, его светские композиции покоряют виртуозной техникой хорового письма. Написанные со знанием богатых выразительных возможностей темброво-регистрового колорита отдельных групп голосов, светские хоры отличаются необыкновенной насыщенностью и разнообразием звучания. Немногочисленные романсы и мелодекламации композитора отмечены яркими чертами художественного своеобразия, в них нашли отражение непосредственная человечность, впечатляющая изобразительность и интимная лиричность.

Александр Васильевич проявил себя также как педагог-музыкант, который отстаивал воспитательно-образовательное значение детской музыки. Как композитор в музыке для детей он предстает мастером-миниатюристом, умеющим несколькими музыкальными штрихами создать точную, запоминающуюся образную характеристику действующего лица и лаконично обозначить ее развитие в доступной детскому восприятию форме. Увлечение Никольского игрой на разных инструментах, работа в качестве дирижера симфонического оркестра в Кисловодске вдохновили его на создание симфонических и инструментальных сочинений. Симфонические произведения не издавались и сохранились только в архиве, в рукописном варианте, большей частью в виде набросков. Немногочисленные инструментальные пьесы направлены на демонстрацию выразительно-технических возможностей солиста, они могут заинтересовать как профессионалов, так и любителей.

Актуальность исследования определяется тем, что значение личности и творчества Никольского в совокупности всех сфер его деятельности до настоящего времени не оценено по достоинству, в то время как его идеи, научные и педагогические труды, музыкальные произведения во многом уникальны и представляют особенную ценность для развития отечественной хоровой культуры на современном этапе.

Степень разработанности темы, используемые источники.

Работы современников и соратников А. В. Никольского и его самого, используемые в настоящей диссертации, составляют «живой контекст» исследования (они перечислены в разделе «Материалы исследования»). Труды ученых второй половины XX — начала XXI века, по которым можно проследить историю вопроса и выяснить «новейший» взгляд на проблемы, в основном и раскрывают степень разработанности темы.

Непреходящее значение для данного исследования имеют источники, в которых запечатлены толкования богослужебных текстов святыми Иоанном Дамаскиным, Иоанном Златоустом, Василием Великим и другими православными отцами церкви. Особо ценными являются также размышления величайшего из современных регентов — архимандрита Матфея (Мормыля), изложенные в интервью с II. Г. Денисовым.

Традиционно в музыкознании культура России первой половины XX века поделена на периоды до и после Октябрьской революции 1917 г. Первый, чаще рассматриваемый в совокупности с последними годами XIX века, наиболее полно освещен в 9-м и двух частях 10-го томов «Истории русской музыки». Для освещения избранного в данном исследовании периода определяющими стали научные труды Б. В. Асафьева, А. И. Демченко, М. Е. Тараканова, М. С. Друскина, Т. В. Евпловой, М. Н. Ивакина, В. П. Ильина, Ю. В. Келдыша, Т. Н. Левой, Е. М. Орловой, М. П. Рахмановой, Л. А. Рапацкой.

Творческое наследие и личность А. В. Никольского не могут рассматриваться вне контекста биографий видных деятелей, окружавших его, — предшественников, учителей, единомышленников, в связи с чем большое значение имели монографии, публикации, статьи: Л. 3. Корабельниковой, Н. Ю. Плотниковой - о С. И. Танееве (его дневники и воспоминания учеников о нем), М. П. Рахмановой, А. А. Гозенпуда, И. Ф. Кунина - о Н. А. Римском-Корсакове, С. Г. Зверевой - о А. Д. Кастальском, О. И. Соколовой - о С. В. Рахманинове, Е. С. Тугаринова - о В. С. Орлове, Г. С. Глушенко - о Н. Д. Кашкине, О. М. Томпаковой - о В. И. Ребикове, Е. И. Канн-Новиковой - о Е. Э. Линевой, сборник статей под редакцией А. А. Наумова - о Н. М. Данилине.

Особое место среди трудов по русской духовной музыке последнего времени занимают собрания документов и литературных материалов со вступительными статьями и комментариями серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», подготовленные специалистами Государственного института искусствознания и ГЦММК им. М. И. Глинки: С. Г. Зверевой, А. А. Наумовым и М. П. Рахмановой. Состояние церковно-певческой культуры заявленного периода рассматривали также Е. М. Левашев, Е. Г. Артемова, Н. В. Романовский; вопросы истории церковного пения - И. А. Гарднер, В. М. Мартынов, Н. В. Матвеев.

Проблемам теории и практики церковного пения посвящены исследования Н. С. Гу-ляницкой и В. В. Протопопова, диссертации Н. Ю. Плотниковой, Т. М. Зацепиной, А. Б. Ковалева, статьи Т. Ф. Владышевской, И. П. Дабаевой, Н. С. Серегиной. Особо ценными являются также разъяснения богослужебных порядков литургистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Шиманским.

При рассмотрении учебных пособий музыкантов конца XIX - начала XX века принималась во внимание оценка, данная современными учеными Т. Н. Батуринской и К. Ф. Ни-кольской-Береговской. В процессе анализа музыки А. В. Никольского для детей учитывались мнения исследователей второй половины XX — начала XXI века, изложенные в диссертации Е. А. Сорокиной, в статьях Н. И. Сац, В. И. Цытович, В. Баркаускаса, В. Витлина.

Аспекты деятельности А. В. Никольского, связанные с народной музыкальной культурой, вызвали необходимость обращения к научным изысканиям этнографов и фольклористов. В трудах Н. С. Белякова, Н. Ю. Данченковой, М. В. Иванова-Борецкого, П. М. Казьмина, Т. Н. Ливановой, Т. Г. Ивановой, В. Никитина, А. А. Новосельского, И. К. Свиридовой, Д. В. Смирнова описаны этапы становления и развития отечественной фольклористики; в трудах Н. М. Владыкиной-Бачинской, Л. Л. Головинского, Н. Ю. Данченковой, И. И. Земцовско-го, К. В. Квитки, Л. В. Кулаковского, Т. В. Поповой, Ф. А. Рубцова, А. В. Рудневой, Т. С. Ру-диченко, Б. С. Урицкой, Л. Л. Христиансена, В. М. Щурова - осмыслены вопросы теории и практики народного музыкального творчества.

Основанием для анализа музыкального наследия А. В. Никольского послужили фундаментальные исследования музыкально-теоретических проблем (мелодии, фактуры, полифонии, форм, жанра, стиля) музыковедов второй половины XX - начала XXI века: Т. Н. Бершадской, В. П. Бобровского, В. В. Задерацкого, Т. С. Кюрегян, Л. А. Мазеля, Т. Ф. Мюллера, Е. В. Назайкинского, Б. Т. Плотникова, В. В. Протопопова, Е. А. Ручьевской, И. В. Степановой, Ю. Н. Холопова и В. Н. Холоповой. Из многообразия хороведческой литературы особо ценными для данной диссертации оказались труды О. П. Коловского, В. О. Семенюка и П. Г. Чеснокова. История вокального ансамблевого исполнительства, к которому А. В. Никольский также был причастен, освящена в брошюре В. Е. Ровнера.

Для составления полноценного портрета художника важны отзывы последователей и учеников А. В. Никольского - А. А. Новосельского, Э. Ф. Леонова, К. Б. Птицы, В. Г. Соколова. Существует немалое число работ современных музыковедов и педагогов, посвященных отдельным аспектам его жизни, деятельности и творчества — диссертация О. Г. Ореховой, статьи М. П. Рахмановой, С. Г. Зверевой, Е. Б. Козловой, критические отзывы Н. С. Гуляниц-кой и В. В. Протопопова.

Материалами исследования послужили разного рода архивные источники, документальные свидетельства, нотно-музыкальная литература и прижизненные издания. Все эти источники можно разделить на следующие блоки:

1. Официальная архивная документация: личное дело Никольского в МГК, автобиография, ведомости, деловые письма, доклады, отчеты, программы, проекты, протоколы, списки, уставы, стенограммы, описи, производственные планы, справки, заявления. Документация находится в архивах - Пензенском областном, РГАЛИ, МГК, ГЦММК. Она использовалась с целью уточнения данных биографии, раскрытия особенностей учебного или производственно процесса организаций, учреждений, заведений, в которых учился и работал Александр Васильевич. Анализ учебного процесса в образовательных учреждениях, с одной стороны, позволил проследить технологию обучения, установить степень влияния педагогов на формирование мировоззрения и творческого облика Никольского, а с другой - воссоздать собственную педагогическую биографию мастера. Автобиография Никольского представляет собой официальный документ, в котором кратко изложены основные даты, перечислены наиболее показательные труды и музыкальные произведения.

Работа одного из главных органов отечественной духовно-музыкальной цензуры конца XIX - начала XX века - Наблюдательного совета при Синодальном училище пока не стала предметом серьезного исследования; исключение составляет научная статья С. Г. Зверевой в упоминавшемся издании серии «Русская духовная музыка в документах и материалах». Сохранившаяся в РГАЛИ документация не только дает представление о работе Совета, его деятелях, круге обсуждаемых вопросов, но и содержит рукописные доклады и отчеты самого Никольского о выполнении им поручений и предложенных к обсуждению авторских идей.

Немногочисленны документы об истории музыкальных этнографических организаций. Если труды Музыкально-этнографический комиссии в нескольких томах были изданы, и в них помимо научных работ имеются как списки членов организации, так и протоколы заседаний, то в изданиях Государственного института музыкальной науки публиковались в основном научно-исследовательские работы его штатных и внештатных сотрудников. В этой связи, безусловно, ценными являются статьи А. А. Новосельского, В. М. Иванова-Борецкого, Т. Н. Ливановой. Однако документация, сохранившаяся в фондах В. В. Пасхалова и Н. А. Гарбузова в ГЦММК, существенно расширяет спектр проблем, интересовавших его сотрудников, а также конкретизирует детали выполнения заданий, получаемых институтом от выи шестоящих организаций. Редкие сведения, мнения авторитетных личностей содержатся в стенограмме коллоквиума ГИМНа, посвященного демонстрации и обсуждению концертной программы вокального квартета, с которым работал Никольский.

2. Документы личного характера - письма, музыкальные заметки, воспоминания -важны для осмысления биографии художника, осознания, чем жил, к чему стремился он в тот или иной период. Воспоминания представляют собой художественный рассказ автора о годах детства и юношества. «Музыкальные заметки» Никольского содержат редкие сведения, о методике работы с Синодальным хором В. С. Орлова.

Переписка Никольского с супругой - самый объемный и содержательный источник биографии. В письмах отражены подробные отчеты о проводимых мероприятиях, создаваемых учебных пособиях, научных трудах, отзывы о посещаемых концертах, размышления над жизненно важными проблемами, разного рода впечатления. Из писем можно почерпнуть сведения о встречах, знакомствах, общении, они также содержат описание композиторской работы.

3. Опубликованные или оставшиеся в рукописях статьи, научные труды, учебники, отчеты, методические замечания, конспекты, лекции, проекты, критические очерки, ното-графические заметки Никольского - еще один из блоков источников.

Свою публицистическую деятельность он начал в журнале «Пензенские епархиальные ведомости», где до него свои статьи помещал его отец — Василий Александрович Никольский. Позже, с появлением журнала «Хоровое и регентское дело», Никольский стал его самым деятельным участником, опубликовав в журнале более половины своих статей, посвященных вопросам истории и теории церковного пения; Никольский стал инициатором дискуссии о церковности стиля духовных сочинений композиторов и их исполнительской интерпретации. Нотографические заметки о произведениях современников были опубликованы в журналах «Музыка и жизнь» и «Хоровое и регентское дело». В ряде статей Никольский запечатлел галерею портретов представителей Нового направления в русской церковной музыке.

Учебники и учебно-методические пособия представляют собой законченные труды, в которых автор реализует комплекс образовательных задач. Рукописные учебно-методические материалы позволяют проследить процесс разработки новых лекционных курсов, расширение материала отдельных разделов в ходе их совершенствования. В архивах обнаружены такие интересные рукописи, как отчет о работе последнего, 6-го съезда регентов, проект программы пения для московских городских начальных училищ с 4-годичным курсом, отдельные главы научного труда «Теория народной песни», отзывы о готовившихся к печати сборниках марийских, мордовских, молдавских, узбекских народных песен.

4. Опубликованные работы современников Никольского.

Весьма значительными для осознания картины ушедшей эпохи представляются отражающие хронику событий публикации в периодических изданиях С. П. Каблукова, И. В. Ли-паева, Г. А. Лароша, Н. И. Компанейского, Н. М. Ковина; а также выступления' в печатных дискуссиях по вопросам церковного пения В. Беляева, Н. Ф. Букреева, Е. М. Витошинского, А. Т. Гречанинова, В. И. Дановского, С. В. Смоленского, А. Стражева. Взгляд на церковно-певческую культуру представлен в работах В. Ф. Комарова, В. Д. Корганова, А. Ф. Фатеева. Историей церковно-певческой культуры занимались Д. В. Аллеманов, А. А. Игнатьев, М. А. Лисицын, В. М. Металлов, А. В. Преображенский, Д. В. Разумовский, В. М. Ундольский.

Вопросам теории и практики церковного пения посвящены учебно-методические пособия и научные исследования Я. А. Богатенко, Н. Ф. Букреева, В. А. Булычева, И. И. Вознесенского, Н. И. Дмитриева, В. Н. Зиновьева, И. Казанского, А. Н. Карасева, А. Д. Кастальского, Н. М. Ковина, В. М. Металлова, Д. М. Яичкова. Следует назвать работы конца XIX — начала XX века, касающиеся изучения музыкальной теории в общеобразовательных школах: М. В. Анцева, М. М. Бернацкого, Н. Виташевского, А. И. Пузыревского, А. И. Рожнова.

Для сравнительного анализа определенное значение имели труды по теории народного музыкального творчества П. П. Сокольского, А. Д. Кастальского, Е. Э. Линевой, Н. А. Гарбузова.

Особенно ценны рецензии современников на композиции Никольского - А. А. Барсова, А. М. Авраамова, М. Е. Букиник, Д. И. Аракишвили, И. В. Липаева, А. Л. Маслова, А. В. Луначарского.

5. Нотно-музыкалъные материалы: изданные и оставшиеся в рукописях музыкальные произведения Никольского разных жанров, обработки древних роспевов и народных песен (мелодий), переложения для вокального квартета ГИМНа и других составов исполнителей.

Изданные до революции нотно-музыкальные материалы часто представляют собой библиографическую редкость. Авторские композиции стали базой для музыковедческого анализа, который позволил сформулировать ряд выводов относительно индивидуального стиля композитора, оригинально сочетавшего традиции русской и европейской музыки. Внимание к тембрам, прежде всего хоровым, а также вокальным и инструментальным, логика темброво-регистрового и фактурного развития определяют художественные концепции практически всех его произведений. Выразительный мелодизм - от объемных тем в хоровой полифонии до предельно кратких тем-образов в детских операх, разнородное гармоническое оформление - от простых трезвучий с обращениями до многотерцовых вертикалей, от классических функциональных связей до любования фонизмом и эффектом «размытости» аккордов, все это выявлено в ходе музыковедческого анализа ноч но-музыкального материала.

При подготовке диссертации были проанализированы нотные рукописи Никольского, хранящиеся в фонде композитора в ГЦММК. В процессе работы с первоисточниками были изучены черновые варианты и эскизы сочинений. Результатом этой работы стала попытка воссоздания, с одной стороны, путей формирования творческого замысла, а с другой — особенностей творческого метода композитора.

Анализ источников позволяет сделать следующие выводы:

- разные аспекты творческой биографии Никольского уже становились предметом исследования, что свидетельствует о значительности самой личности и творческого наследия;

- творческая биография, базирующаяся на сохранившихся материалах и документах, может быть воссоздана в полной мере.

Цель исследования: на основе взаимосвязанных сторон деятельности А. В. Никольского - композиторской, общественной, музыкально-теоретической и педагогической — дать целостную характеристику творческого наследия и определить место художника в отечественной хоровой культуре первой половины XX века.

Задачи:

- используя документальные свидетельства, описать этапы жизненного и творческого пути;

- выявить значение архивных фондов Никольского для истории отечественной хоровой культуры, так и для восстановления его личной творческой биографии;

- установить взаимосвязь между разными аспектами деятельности, систематизировать ведущие принципы;

- раскрыть новаторство художественных идей автора;

- на основе анализа музыкального наследия воссоздать черты стиля композитора, выявить принципы взаимодействия в его творчестве духовной и светской, а также западноевропейской и русской традиций.

Объектом исследования является личность Никольского и его творческое наследие во всем многообразии проявлений. Предметом изучения выступают результаты разнонаправленной деятельности музыканта, приведшие к позитивным качественным изменениям в хоровой культуре.

Научная новизна. Представленная работа - первое фундаментальное исследование творчества Никольского, в котором наследие мастера рассматривается как значительное явление русской хоровой культуры первой половины XX века. В связи с этим:

- на основе документальных источников полностью отражена биография Никольского, составлен хронограф жизни и творчества, полный список музыкальных произведений композитора в порядке опусов, а также списки его статей, исследований, учебников;

- в научный обиход вводится целый ряд важных архивных материалов и документальных свидетельств;

- проанализированы универсальные процессы, происходившие в хоровой культуре обозначенного периода, раскрыты основные направления деятельности Никольского;

- подробно рассмотрены все музыкальные произведения Никольского, многие из которых до сих пор остаются мало или вовсе не известными.

Методология исследования базируется на системном и комплексном подходах, позволяющих совмещать разные способы теоретического исследования на определенных этапах построения научной теории. Исследования и учебно-методические работы самого Никольского рассматриваются в аспекте научно-исторических сопоставлений. Из опубликованных трудов конца XIX — первой половины XX века выбирались те, которые соотносятся с проблематикой диссертации. Эти источники составили исследовательское «пространство вокруг факта». В ходе сравнения высказывались наблюдения и замечания, аргументировано доказывались преимущества авторских идей, находок, действий и предлагаемых способов решения проблем.

Музыковедческо-аналитические методы дают возможность выявить стилистические особенности музыкальных произведений композитора. На ранних этапах работы подробно анализировалось каждое сочинение, далее индивидуальные находки композитора соотносились с творчеством его предшественников и современников. На основе анализа сделаны выводы об особенностях композиторского стиля Никольского, используемых им средствах и приемах, художественной ценности тех или иных произведений.

Биографический метод на начальных этапах исследования позволяет соотнести творческое наследие с биографией и личностью творца, установить отправные точки происхождения и историю претворения декларируемых идей, проникнуть в глубины творческого процесса, определить механизмы формирования и существования художественно одаренной личности. Была выявлена взаимосвязь черт личности с особенностями творческого мышления и образным миром его композиций. Таким образом, в дальнейшем биографический метод интерпретации фактов представил новые возможности для осмысления процесса формирования замысла, а также определения музыкальных ориентиров (личностей композиторов и исполнителей), вдохновлявших на создание тех или иных композиций. В контексте событий личной жизни — пережитого в 1922 г. вынужденного разрыва с женой в сочетании с запретом правящей власти на издание духовных произведений - совершенно иначе воспринимаются эволюционные процессы индивидуального композиторского стиля. Прослежено влияние общекультурного процесса и исторических переломных моментов в жизни общества на формирование приоритетов, способов раскрытия внутреннего потенциала и избираемых сфер деятельности Никольского.

Практическая значимость определяется существенным фактологическим материалом, содержащимся в исследовании, который способствует расширению знаний об анализируемом периоде, широкому использованию идей композитора в педагогической, композиторской и исполнительской практике, обновлению материала лекционных и практических курсов музыкальных учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

1. А. В. Никольский - значимая фигура отечественной культуры первой половины XX века. Осмысление его творческого наследия поможет найти ответы на вопросы, на потерявшие своей актуальности в настоящее время.

2. Получив основательное образование (духовное, церковно-певческое, светское музыкальное), будучи практикующим регентом и педагогом, Никольский обозначал наиболее острые проблемы хоровой культуры и предлагал пути их решения.

3. Деятельность и творчество Никольского находятся в неразрывной связи с декларируемыми им идеями и, по сути, являются их практическим претворением.

4. Центральной сферой его разнонаправленной деятельности, главной творческой лабораторией композитора было хоровое искусство.

5. Духовные композиции Никольского - наиболее яркая страница его музыкального наследия. Для созданных им богослужебных циклов характерно стилистическое единство, в каждом отдельном случае претворяемое по-своему. Композиторское дарование Никольского во всей полноте отразилось в его духовных концертах, которые имеют большое значение для развития жанра. Созвучное доминирующим тенденциям Нового направления создание авторских многоголосных изложений обиходных мелодий способствовало возрождению русских по духу переложений и обработок древних роспевов для богослужебной практики.

6. По техническому совершенству и глубине воплощения музыкального замысла светские произведения Никольского стоят на уровне лучших достижений отечественной музыки. Хоровые романсы композитора, с одной стороны, основаны на синтезе национального и европейского стилей, с другой, являют яркий образец обновления жанра. В обработках народных песен для академического хора Никольского представлена целая энциклопедия разнообразных приемов, применяемых композитором для создания цельного художественного образа.

Апробация исследования. Полученные автором результаты диссертационного исследования обсуждены на кафедре теории и истории музыки Орловского государственного института искусств и культуры. Материалы работы применяются автором в курсах «История хорового творчества», «История русского духовной музыки», «Основы регентского искусства», «Хоровая аранжировка», «Методика письменного анализа хоровой партитуры» в Орловском государственном институте искусств и культуры; в курсе «Церковное искусство» в Орловском государственном университете. Существенные аспекты содержания диссертации апробированы в докладах на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «B.C. Калинников и национальные культурно-художественные традиции» (Орел, 2006), «Непрерывное профессиональное образование в социокультурной сфере: проблемы и перспективы» (Орел, 2006), «Музыкальное образование российской провинции. История — Современность - Перспективы» (Орел, 2007), «Модернизация процесса дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования» (Таганрог, 2007, 2009), «Современно музыкальное образование: традиции и инновации» (Белгород, 2008), «Народное песенное искусство и фольклорные традиции в современной системе образования» (Орел, 2008), «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе» (Майкоп, 2009, 2010), «Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в современном обществе» (Орел, 2010), «Дирижерско-хоровое образование и исполнительство в XXI» (Таганрог, 2010), «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Белгород, 2011); на Бражниковских чтениях (Санкт-петербург, 2007) и Славянских чтениях (Орел, 2006, 2010), Жаровских певческих ассамблеях (Кострома, 2009).

Результаты исследования отражены в монографии «Александр Никольский: творческая биография» (М.: «Дека ВС») - 34, 25 п. л. Основные материалы диссертации опубликованы в виде статей в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом - 3,8 п. л.

Композиционная структура. Диссертация состоит из введения, двух частей и заключения. Каждая часть имеет более дробную внутреннюю рубрикацию по главам, материал глав распределен по параграфам. Каждая глава снабжена комментариями в сносках, поясняющими и уточняющими основной текст. Первая часть исследования по характеру моно-графична и фокусирует внимание на основных этапах жизни и творчества Никольского, отдельные главы посвящены годам учения, разным направлениям деятельности в дореволюционный и послереволюционный периоды. Во второй части систематизировано музыкальное наследие композитора. В главах отдельно рассматриваются духовные и светские композиции. Исследование снабжено библиографическим списком использованной литературы и иллюстративными приложениями (Хронограф, Музыкальные произведения в порядке опусов, Нотно-музыкальное приложение).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Малацай, Людмила Викторовна

356 Заключение

Отечественная культура рубежа XIX-XX века не перестает удивлять высокой духовностью, размахом и подлинным откровением. Подводя итоги, необходимо отметить, что в истории развития музыкальной культуры каждая творчески одаренная личность — от гениальных творцов до фигур более скромного дарования — выполняет свою ответственную миссию. В результате проведенного исследования в обиход введены новые документальные источники и свидетельства, расширено представление о значении разнонаправленной деятельности А. В. Никольского, оказавшего заметное влияние на несколько последующих поколений музыкантов. Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сделать определенные выводы:

I.A. В. Никольский внес весомый вклад в развитие отечественной хоровой культуры первой половины XX века. Новое направление в русской церковной музыке, зародившееся и расправившее крылья в конце XIX - начале XX века, стало своего рода естественной и закономерной кульминацией всех предшествующих исканий духовных композиторов. В ряду наиболее значимых и ярких имен Московской школы, авторов, чьи сочинения принадлежат к вершинам русской православной музыки, должно стоять имя выдающегося музыканта и ученого - А. В. Никольского. Унаследовав идеи корифеев Нового направления в русской церковной музыке, он развивал их в своих исследованиях, публикациях, пропагандировал в выступлениях на съездах, в лекциях и практической общественной деятельности в составе разных обществ и советов.

Александр Васильевич - единственный из учеников С. В. Смоленского, кто осуществлял на практике преобразование всей системы обучения регентов и певчих церковных хоров: одним из первых он занялся вопросами массового церковно-музыкального образования. Никольский вел активную просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня малых провинциальных и сельских церковных хоров, видя в этом свое призвание и долг перед Отечеством.

В настоящее время (как и веком раньше) регентов и певчих провинциальных хоров от столичных отделяет непреодолимая бездна. Выпускники регентских отделений с трудом удовлетворяют запросы епархиальных центров. Еще существуют храмы, в которых представители клира не получают зарплату. Во многих церквах музыкальное оформление богослужения сводится к «пению» двух-трех прихожанок весьма преклонного возраста. Многие священники отказываются и от этого, проводя службу самостоятельно, в лучшем случае с участием псаломщика. Состав клира церквей даже областных центров насчитывает в основном 6-10 человек, с превалированием женских голосов, часто исполняющих и теноровые партии. В результате регенты при выборе репертуара вынуждены заботиться не о соответствии его критериям церковного стиля, а о возможности исполнения составом, имеющимся в наличии.

Поднять уровень церковно-певческой культуры в настоящее время, на наш взгляд, смогли бы съезды регентов и регентско-певческие курсы, в проведении которых было бы-за-интересовано епархиальное начальство.

Наряду с церковно-певческой культурой Никольский оставил заметный след в изучении народно-песенных традиций. Задачи изучения народного музыкального творчества особенно рельефно обозначились после революции 1917 г. Александр Васильевич занимался теоретическим осмыслением феномена народного музыкального искусства, сотрудничая в центральных научно-музыкальных организациях, таких как МЭК и ГИМН. В современном русском фольклоре и традиционной художественной культуре происходят противоречивые процессы. С одной стороны, востребованность фольклора декларируется на государственном уровне, с другой — характер и адекватность отношения к нему, к разным его проявлениям, к возможностям включения его в социальную жизнь не отвечает декларируемым призывам. Без глубокой интегрированное™ усилий, без соответствующей этноообразовательной и просветительской работы, без системного взаимодействия специалистов разных сфер — теоретиков и практиков, ученых и организаторов, руководителей хоров, ансамблей, школ и студий -настоящее возрождение в общественном сознании ценностей традиционной культуры, национальных традиций, сохранение их исторической преемственности невозможно.

2. В течение пятнадцати лет работы в Московской государственной консерватории Никольский создал ряд авторских лекционных и практических курсов, для студентов дири-жерско-хоровой специальности. Общий объем учебников, учебно-методических пособий, музыковедческих исследований и курсов лекций, составленных им, весьма внушителен. Все они - итог его разнонаправленной предшествующей деятельности.

За последние полвека хоровая культура, безусловно, плодотворно развивалась усилиями многих композиторов, исполнителей и педагогов. Если обозначать ключевые фигуры современного отечественного хорового искусства, то в хоровом исполнительстве можно отметить В. Н. Минина и В. А. Чернушенко. Непревзойденным регентом быта архимандрит Матфей (Мормыль). Русское песенное искусство популяризировал Н. В. Кутузов. Основные направления системы дирижерско-хорового образования указывают С. С. Калинин и возглавляемый им коллектив профессоров-единомышленников Московской консерватории. Успехам в области детского хорового исполнительства мы обязаны В. С. Попову и Г. П. Стуловой, коллективные авторские программы для музыкального образования школьников представлены в отечественной педагогике также не менее убедительно и полновесно. Из композиторов, большую часть творческого наследия которых составляют хоровые произведения, следует прежде всего назвать Г. В. Свиридова. Однако в настоящее время,нет масштабной-личности, подобной А. В. Никольскому, то есть аккумулирующей все направления деятельности в отечественной хоровой культуре.

3. Церковно-певческую и светскую музыкальную культуру Никольский старался рассматривать и изучать во всем многообразии составляющих: композиторское наследие, исполнительская и концертная практика, проблемы певческого решения богослужений, музыкального образования и просвещения, вопросы теории и истории музыки. В результате проведенного исследования и анализа линий преемственности его трудов с отечественным музыкознанием второй половины XX — начала XXI века приходим к выводу о том, что направления его научной деятельности, воспринятые от предшественников и основательно им обогащенные, становятся предметом все возрастающих интересов современных музыковедов.

В научных и публицистических работах Никольского запечатлены его суждения о стилях церковных и светских композиций, об особенностях их исполнения. Обозначенная им идея стилистического единства богослужебного цикла подробно анализируется современными искусствоведами (например, в исследованиях Н. С. Гуляницкой [72], А. Б. Ковалева [128]). Претворяя декларируемую идею практическип, Никольский в своих богослужебных циклах стремился соблюсти цельность стиля, что наблюдается как на уровне принципов композиции, так и на уровне соотнесенияособенностей священных текстов с их музыкальным оформлением, то есть на уровне тонально-гармонической, ладовой организации, избирательного использования тех или иных средств и приемов развития.

Для концертных программ Никольский рекомендовал подбирать репертуар, который имел бы «интерес самостоятельный». Провести четкую грань в его музыкальном наследии между произведениями, предназначенными для концертного исполнения или для богослужебной практики, затруднительно. Однако тот факт, что множество композиций Никольского составляют постоянную часть концертного репертуара современных хоровых коллективов, говорит сам за себя.

Понимание человеческого голоса как разумного, одухотворенного, самого совершенного инструмента есть одна из центральных идей православия. Знание «хорового инструмента» крайне важно для композитора. Высокопрофессиональная в жанровом и стилевом планах организация многоголосия, возможность выявления богатства хорового колорита в исполнительском процессе - результат борьбы за овладение вниманием слушателей, за выразительность, за художественный успех.

Хоровые партитуры Никольского, написанные со знанием богатых выразительных возможностей темброво-регистрового колорита отдельных групп голосов, отличаются необыкновенной полнотой и насыщенностью звучания. Тембр понимается композитором как детализирующий прием, поэтому любой оттенок текста выражен своей тембровой краской. Идея создания «тембризованных» партитур еще ждет своих последователей, однако «тем-бризованные» хоровые партитуры Никольского отличает яркая самобытность, выразительность, насыщенность изысканными композиторскими приемами — они представляют особую ценность для хорового искусства.

4. Анализ наследия позволяет сделать вывод: именно хоровые сочинения запечатлели творческие исканиями достижения композитора. В хоровых партитурах Никольский раскрывается как художник, тонко чувствующий специфику хорового звучания и скрытые в нем богатые выразительные возможности. Композитор понимал хор как многообразие в единстве: многообразие звучания чистых тембров и их выразительных сочетаний и мощных многоголосных аккордов хорового tutti. Творческое кредо Александра Васильевича убедительно выражено в его словах: «Необходимо знать хор, как капельмейстер знает свой оркестр», поэтому в его хоровых сочинениях встречается бесчисленное множество фактурных решений.

5. В данном исследовании на основе анализа музыкальных произведений Никольского предпринята попытка охарактеризовать основные черты стиля композитора. Его ранние духовные композиции отражали совокупность творческих принципов Московской школы-Нового направления в русской духовной музыке. В дальнейшем все его творчество созвучно доминирующим новациям этого направления, но надо учесть, что каждый из талантливых его представителей шел своим индивидуальным путем. Духовные композиции Александра Васильевича - наиболее самобытные страницы его творчества.

Трудно дать общую характеристику его духовно-музыкального наследия, подвести все композиции под единую черту. Это и яркие масштабные хоровые полотна «крупного штриха», полные неожиданных композиционных решений, интересных новшеств в области мелодико-гармонического языка. Это и произведения и переложения иного рода, трактованные в «старинном духе», в сдержанных тонах, отмеченные сосредоточенным внутренним развитием, благородной сдержанностью. Среди сочинений церковных жанров наиболее интересны, быть может, духовные композиции в жанре концерта: в них во всей полноте отразилось яркое творческое дарование Никольского, его «русская душа».

6. В светском хоровом творчестве Никольского нашли отражение общие принципы художественного мышления композитора: богатство художественной фантазии и строгая продуманность применяемых средств музыкальной выразительности, глубина музыкального содержания и искренность его выражения. Стиль хоровых обработок Никольского отличает сохранение народной природы песни, выявление драматургических начал, заложенных в ее тексте. Одним из первых русских композиторов он использовал принцип программности в обработке, что обусловило появление и в творчестве других авторов таких обработок, в которых народно-песенный подлинник стал импульсом к созданию развернутого хорового полотна. Тонкое ощущение вокальной природы певческих голосов и эффективное использование звучания хоровых тембров в целях достижения впечатляющей выразительности художественных образов позволили создать настоящие «песенно-хоровые шедевры» для академических хоров.

Всеми своими практическими находками и научными идеями Александр Васильевич стремился поделиться с молодыми музыкантами. Проникновенный портрет учителя запечатлен в восторженных отзывах учеников Никольского. Все они отмечали, с одной стороны, широкий кругозор, профессиональную эрудицию и безукоризненное знание предмета, а с другой - природную скромность, доброжелательность и глубокую интеллигентность учителя. Его научные труды - серьезный вклад в отечественное музыкознание.

Проведенное исследование выясняет беспрецедентную значимость его творческого наследия для отечественной хоровой культуры. Никольский неустанно познавал мир и искусство, самосовершенствовался на протяжении всей жизни, вел огромную работу по сохранению великого отечественного музыкального наследия. Это значительная фигура в отечественной культуре первой половины XX века, талантливый музыкант и крупнейший общественный деятель.

Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Малацай, Людмила Викторовна, 2011 год

1. Отечественная литература

2. А. Б. Библиография Текст. / А. А. Барсов // Хоровое и регентское дело. — 1912. № 5-6.- С. 122. — Рец. на: Никольский, А. В. ор. 35, № 4 «Аллилуйя» и «Егда славнии ученицы». Перед Евангелием и после Евангелия.

3. А. А-н. Вечер духовного пения в Наровчате (от собственного корреспондента) Текст. / Ю. К. Арнольд // Пензенские Губернские Ведомости. — 1907. 29 июля (№ 165).

4. А. Ю. А-н. Певческие курсы в Наровчате Текст. // Пензенские Губернские Ведомости.- 1904. 24 июля (№ 202).

5. Азъ. Новые книги и музыкальные сочинения Текст. / А. М. Авраамов // Хоровое и регентское дело. 1909. - № 11. - С. 292-293. - Рец. на: Никольский, А. В. ор. 31. Литургия для смешанного хора.

6. Александр. Реализм в церковном пении Текст. / А. И. Светлаков — М. : Университетская типография, 1892. — 10 с.

7. Аллеманов, Д. В. Курс истории русского церковного пения. Часть I. Введение в историю русского церковного пения. (Пение в Церкви вселенской) / Д. В. Аллеманов. М. ; Лейпциг : П. Юргенсон, б. г. — 103 с.

8. Аллеманов, Д. В. Методика церковного пения низшего, среднего и высшего курсов. Вып. I. Курс низший (певческий) / Д. В. Аллеманов. — М. : П. Юргенсон, 1908. — 49 с.

9. Аллеманов, Д. В. Церковные лады и гармонизация их по теории древних дидаскалов восточного осмогласия / Д. В. Аллеманов. М.; Лейпциг: П. Юргенсон, 1900. — 65 с.

10. Анализ вокальный произведений : учебное пособие / отв. ред. О. П. Коловский. Л. : Музыка, 1988. - 352 с.: нот. - ISBN 5-7140-0001-3.

11. Анцев, М. В. Краткие сведения для певцов-хористов / М. В. Анцев. М. : П. Юргенсон. -19 с.

12. Арзаманов, Ф. Г. С. И. Танеев преподаватель курса музыкальных форм Текст. / Ф. Г. Арзаманов. - 2-е изд., перераб. - М.: Музыка, 1984. — 97 с.: ил., нот. ил. - (Вопросы истории, теории, методики).13,14,15,1617,18,19,20.21,22,23,24.25,

13. Асафьев, Б. В. Русская музыка. XIX и начало XX века Текст. / Б, В. Асафьев. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. - 344 с.

14. Асафьев, Б. В. Важнейшие этапы развития русского романса Текст. / Б. В. Асафьев // Русский романс: сб. статей. М.; Л. : Academia, 1930. - С. 9-24.

15. Б. К. Духовный концерт церковно-певческого общества Текст. / Карагичев Б. В. // Вятская Речь. 1916. - 26 июня (№ 132). - С. 3.

16. Б. Т. Никольский А. Ор. 32. «В лесу». Детская опера в 3-х д. / Тюнеев Б. Д. // ГЦММК. Ф. 294. Ед. хр. 388. Л. 59.

17. Бальмонт, К. Д. Солнечная пряжа: Стихи, очерки / сост., предисл. и примеч. Н. В. Банникова; худож. И. Л. Бруни. М. : Детская литература, 1989. - 239 с. : ил. — ISBN 5-080020032.

18. Баркаускас, В. О современной детской музыке Текст. // Музыка детям: сб. статей. Вып 2. / сост. Л. В. Михеева. - Л.: Музыка, 1975. - С. 133-136.

19. Батуринская, Т. Н. Проблема подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии С. В. Смоленского Текст. : дис. . канд. пед. наук : 13. 00. 02 / Батуринская Татьяна Николаевна М., 1991. - 205 с. - Библиогр.: с. 176-194.

20. Беляев, В. О «церковности» духовной музыки / В. Беляев // Хоровое и регентское дело. -1910.-№7-8.-С. 175.

21. Беляков, Н. С. К изучению научного наследия А. В. Рудневой // Изучение музыкального фольклора: межвузовский сб. науч. трудов / отв. ред. Н. К. Пархоменко. Ростов н/Д: Ростовский-на- Дону гос. пед. ин-тут, 1986. - С. 3-11.

22. Бернацкий, М. М. Основы музыки / М. М. Бернацкий. — М. ; Лейпциг : П. Юргенсон, 1911.-147 с.26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38.

23. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы: исследование Текст. / В. П. Бобровский. М.: Музыка, 1970. - 228 с.: нот. ил.

24. Богатенко, Я. Вечный вопрос Текст. / Я. Богатенко. — М. : Типография Т-ва Рябушин-ских, 1916. 16 с.

25. Бояркина, Л. Б. Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность : энциклопедический справочник / Л. Б. Бояркина; под ред. Н. И. Бояркина. Саранск : Мордовское кн. изд-во, 2006. - 272 с.

26. Браз, С. Обновление народно-певческих традиций в обработках народных песен // Сохранение и развитие русских народно-песенных традиций: сб. трудов ГМПИ им. Гнеси-ных. Вып. 86. М., 1986. - С. 52-61.

27. Брянский, Н. Метод обучения хоровому пению, с приложением практических упражнений и примечаний к ним. Кн. 1-я / Н. Брянский. Спб. : Типография В. С. Балашева, 1883.-97 с.

28. Брянский, Н. Метод обучения хоровому пению. Кн. 2-я / Н. Брянский. — М. : Типография В. С. Балашева, 1883. 59 с.

29. Буки. Новые книги и музыкальные сочинения Текст. / М. Е. Букиник // Хоровое и регентское дело. 1910. - № I. - С. 22. - Рец. на: Никольский, А. В. Ор. 27, 28 и 29. Русские песни в свободной обработке для смешанного хора.

30. Букреев, Н. Ф. К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений / Н. Ф. Бук-реев // Хоровое и регентское дело. 1910. - № 4. - С. 89.

31. Булгаков, В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX столетия Текст. / В. Д. Булгаков. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2000. - 188 с. - Библиогр.: с. 177-187. - ISBN 5-7464-0458-6.40,41.44,45,46,4750,51.52,53,

32. Виташевский, Н. Школьное преподавание хорового пения Текст. / Н. Виташевский. -М.; Лейпциг : П. Юргенсон, [б. г.] — 86 с.

33. Витлин, В. С детьми в сотворчестве // Музыка детям: сб. статей. Вып 2. / сост. Л. В. Михеева - Л.: Музыка, 1975.-С. 136-140.

34. Витошинский, Е. М. Отмена VI Всероссийского съезда хоровых деятелей // Хоровое и регентское дело. 1915. -№ 1. - С. 1-2.

35. Витошинский, Е. М. О церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело. 1910. - № 2. - С. 28.

36. Владыкина-Бачинская, Н. М. Музыкальный стиль русских хороводных песен / Н. М. Владыкина-Бачинская. М.: Музыка, 1976. - 162 с.: нот. ил.

37. Владышевская, Т. Ф. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 21 / сост. Л. В. Кикнадзе. М., 1975. - С. 72-112.

38. Всенощное бдение. Литургия. М. : Издание Московской Патриархии, 1982. — 96 с. :ил.

39. Всеобщий каталог духовно-музыкальных сочинений Текст. 10-е изд., доп. - М. : П. Юргенсон, 1912. - 154 с.

40. Второй Всероссийский Съезд хоровых деятелей: протоколы и доклады т ехТеЩо. (14-20 июня 1909 г.) М.: Издание Общества взаимопомощи регентов церковных хоров, 1910. -32 с.

41. Вознесенский, И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной церкви. Вып. 1-й. Киевский роспев и дневные стихирные напевы на1 «Господи воззвах» / И. И. Вознесенский-М.; Лейпциг : П. Юргенсон, 1898. 127 с.

42. Вознесенский, И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Вып. 2-й. Болгарский роспев / И. И. Вознесенский — Киев : Типография С. В.* Кульженко, 1891. 96 с.

43. Вознесенский, И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Вып. 3-й. Греческий роспев в России / И. И. Вознесенский Киев : Типография С. В. Кульженко, 1893. - 115 с.

44. Вознесенский, И. И. О современные нам нуждах и задачах русского церковного пения Текст. / И. И. Вознесенский М.; Лейпциг : П. Юргенсон, 1899. - 31 с.

45. Всенощное бдение. Литургия. Волгоград: Издание Волгоградской епархии, 1992. — Репринт с издания Московской патриархии, 1982. - 86 с.: рис.

46. Высочайшее соизволение Государя Императора. // Гусельки Яровчаты 1910. - № 1. — С.З.

47. Вяземский, П. А. Записные книжки (Поездка в Мещерское и Пензу в декабре 1827 январе 1828 г.) / подгот. текста и примеч. И. А. Дворжанского // Пензенский вестник любителей старины. - 1992. - Вып. 5. - С. 4-11.

48. Вятские церковно-певческие курсы 1916 года: отчет // Вятские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1916. - № 28-29 (14 июля). - С. 658-670 ; № 30-31 (28 июля).-С. 689-693.

49. Гарбузов, Н. А. Работа научно-исследовательского музыкального института при Московской консерватории (1934—1936 г.г.) // Советская музыка. — 1937. № 2. - С. 88-91.

50. Гарбузов, Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий /Н. А. Гарбузов — М. : Муз. сектор гос. издательства, 1928. 192 с. (Труды Государственного института музыкальной науки).

51. Глущенко, Г. С. И. Д. Кашкин: исследование Текст. / Г. С. Глущенко. М. : Музыка, 1974.-326 е., 1л. ил.

52. Гоголь, Н. В. Размышления о Божественной Литургии // Гоголь, Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Воропаева; худож. М. К. Шевцов. -М.: Сов. Россия, 1990. С. 315-372.67.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.