Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Атавова, Инна Хумкерхановна

  • Атавова, Инна Хумкерхановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 150
Атавова, Инна Хумкерхановна. Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Атавова, Инна Хумкерхановна

Содержание

Введение

Глава I. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие лирики Багау-дина Узунаева

1.1. Творческий путь Багаудина Узунаева (Б. Казиева)

1.2. «Вещи не в себе» - экспериментаторский сборник Багаудина Узунаева

1.3. Взаимоотношения человека и природы как основной мотив лирики Б. Узунаева

1.4. От пейзажной лирики к философской: эволюция художественного сознания поэта

1.5. Философская лирика

Глава П. Жанр басни в творчестве Багаудина Узунаева

2.1. Специфика жанра басни и традиции басенной культуры в литературе народов Дагестана

2.2. Жанровые и художественные особенности басен Багаудина Узунаева

2.3. Лингвистический аспект и стилевые особенности басен Багаудина Узунаева

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности»

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной дагестанской русскоязычной поэзии. В центре внимания нашего исследования - основные проблемы обогащения поэтической тематики и жанрового многообразия современной дагестанской поэзии. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной русскоязычной лирики Дагестана, поэтому исследование основывается на анализе поэтического творчества одного из известных ее представителей - Б. Узунаева.

В последнее время в дагестанской русскоязычной поэзии наметился некоторый спад в художественном и содержательном аспектах. Это, вероятно, объясняется сложностью периода, который современная дагестанская литература переживает вместе с другими литературами России.

Дагестанская литература переживает сегодня не лучшие времена. Сложные процессы времени не могут происходить быстро и безболезненно. Выигрывая в чем-то (в данном случае - в свободе творческого изъявления, в новых художественных средствах и т.п.), дагестанская литература в чем-то и теряет. Так, вместе с оттесняемыми на обочину культурной жизни местными языками безвозвратно теряется художественное богатство этих языков.

К числу редких исключений принадлежат две книги кумыкского поэта, пишущего на русском языке, Багаудина Узунаева: книга лирических стихотворений «Анатомия грусти» (автор снабдил ее альтернативным названием «Терапия судьбы») и книга басен «Выбор есть». Эти книги, по словам автора, являются итоговыми: в них различные тематические, стилистические и идейные поиски поэта нашли свое полное воплощение. В ранних, наиболее лиричных стихах поэта пробиваются ростки рационального, морализаторского, сатирического характера, которые впоследствии, на наш взгляд, переросли в басни с ее нравоучительным пафосом и карикатурным изображением людей и ситуаций.

Первое появление в местной печати стихотворений Багаудина Узупаева сразу же обратило на себя внимание дагестанских критиков. Прежде всего, бросалось в глаза то, что поэт, не являющийся по происхождению русским, тем не менее, достаточно полноценно выражал свои эмоции и мысли на русском языке. Надо отметить, что одной из наиболее специфических особенностей русскоязычной дагестанской литературы является ее глубинная национальная сущность, несущая яркие признаки общедагестанской ментальное™.

Объект исследования - лирическое и басенное творчество Б. Узунаева.

Предметом исследования являются особенности мировосприятия лирического героя, исследование художественного мира произведений русскоязычного поэта Б. Узунаева.

Степень изученности. Творчество Багаудина Узунаева не становилось до сих пор предметом специального монографического изучения и остается неисследованным. Отдельные статьи, рецензии, посвященные его творчеству, предисловия к его книгам стихов, написанные собратьями по перу, исследователями, отнюдь не решают, в целом, проблемы, поставленной в нашей работе. Однако в них находят выражение некоторые характерные черты творчества исследуемого поэта, делается попытка выявления художественного своеобразия его лирики и басенного творчества.

В отечественном литературоведении имеется немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом, и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии: «Современная советская поэзия» В.А.Зайцева (1990г.), «Современная философская поэзия» А. Павловского (2000), учебные пособия «Русская постмодернистская литература» И.С. Скоропановой (2001), «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого(2001), «История русской литературы. 90-е годы XX» Ю.И. Минералова (2005) и др.

В исследованиях по национальным литературам уделяется большое

внимание осмыслению текущего литературного процесса, поэзии. Известны

4

монографические исследования: «История лакской литературы. Т. 3.» С.Х. Ахмедова (2011), «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х.И. Бакова (1991), «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития калмыцкой поэзии XX в.» В.Д. Пюрвеева (1990), «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р.Т. Бикбаева (1995), «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С.Ж. Балданова (2001), «Становление, развитие и спад Бурятской литературы (1917-1995)» В.Ц. Найдакова (2003), «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» A.JI. Кошелевой (2005), «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: традиции и новаторство» H.H. Таскараковой (2004), «Тенденции развития современной даргинской поэзии» P.P. Багомедова (1998), «Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия» М.М. Минатуллаевой (2007), «Поэтика современной табасаранской лирики» Ашурбековой Э.А. (2005), «Новейшая лезгинская поэзия: опыт эстетического конструирования поэтического бытия» Бедирханова С.А. (2009) и др.

С предисловием к книге стихов и басен Б. Узунаева «Попытка быть», изданной в 2004 году в Махачкале, выступил его собрат по перу Виктор Лапшин, который отметил: «Представлять стихи Багаудина Узунаева нет смысла. Они сами по себе говорят - вольно и ярко. Просто хочется поделиться с читателями редкой во все времена радостью: явился новый поэт. Давно я не испытывал такого удовольствия при чтении стихов. И - благодарной радости! А это чувство -верный знак: перед тобой поэзия» [3, с. 2].

В книге стихов Б. Узунаева «Анатомия грусти», изданной в 2006 году в Махачкале, редактор Сайда Муртузалиева отмечает следующее: «Что можно сказать об этой книге?! Почерк поэта не изменился - это все тот же Багаудин Узунаев, который ищет в малом - большое, в простом - необыкновенное, в конечном - бессмертное. От этого мастерство поэта только выросло, ярче стали краски, с помощью которых он воплощает свое мировоззрение» [4, с. 5].

В отмеченных и некоторых других публикациях характеризуются отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии и басенного творчества Б. Узунаева, что в данной работе учтено и использовано.

Цель исследования состоит в выявлении основных тенденций современной дагестанской поэзии на примере создания целостного представления о творчестве Багаудина Узунаева. В соответствии с этой целыо определены следующие задачи:

- исследовать творческий путь Б. Узунаева;

- проследить жанрово-стилевые особенности творчества современного русскоязычного дагестанского поэта Б. Узунаева;

- проанализировать новаторские поиски Б. Узунаева в плане развития жанровой системы;

- выявить художественные особенности творчества поэта;

- установить оригинальное и самобытное в басенном творчестве Б. Узунаева;

- оценить вклад поэта в развитие современной дагестанской поэзии. Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дается

наиболее полное представление о поэзии и басенном творчестве Б. Узунаева, о

специфике его стиля и особенностях поэтики, осмысление поэзии Б. Узунаева на

фоне современной дагестанской поэзии. Рассмотрено жанровое своеобразие

поэзии изучаемого автора.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили

классические труды известных литературоведов А. Потебни, М. Жирмунского,

И.В. Стеблевой, О. Мандельштама, Г.А. Гуляева, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, С.Н.

Бройтмана, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, М. Берга, Л.С. Выготского, М.Л.

Гаспарова, Вл. Губайловского, С. Чупринина, В.В. Федорова, В.В. Виноградова,

И.И. Ильина, И.В. Ильинского и других. Роль методологической базы сыграли

принципы исследования, использованные в работах дагестанских

литературоведов: С.Х. Ахмедова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, A.M.

6

Аджиева, З.Ы. Акавова, С.Х. Акбиева, Г.Г. Гамзатова, 3.3. Гаджиевой, Ч.С. Юсуповой З.К. Магомедовой и других.

В основу исследования положены следующие методы:

- методы анализа эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

методы сравнительно-сопоставительного плана; типологического, системного, аналитического и текстологического анализа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, изучение поэтического и басенного творчества Б. Узунаева может содействовать более глубокому пониманию творчества и других современных дагестанских авторов, и не только. Таким образом, создание целостной картины идейно-тематического и художественного своеобразия поэзии и басенного творчества, в том числе и проделанный филологический анализ отдельных лирических стихотворений и басен Б. Узунаева способствует более полному осмыслению современного состояния дагестанских и других северокавказских литератур.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материал диссертации, ее выводы и обобщения могут быть использованы при создании учебников, учебных пособий по современной дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики. На основе данной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на факультетах дагестанской филологии ДГУ И ДГПУ.

На защиту выносятся следующие основные положения работы:

1. Багаудин Узунаев внёс весомый вклад в современную русскоязычную дагестанскую поэзию конца XX - начала XXI века, способствуя расширению её внутрижанрового диапазона и проблемно-тематического содержания.

2. Выделены и охарактеризованы основные этапы эволюции творческого пути Б. Узунаева от пейзажной лирики к философской.

3. Поэзия Б. Узунаева многообразна по форме и многогранна по идейному содержанию. Это, прежде всего, сатирическое творчество поэта, включающее в

себя темы власти и денег в современном обществе, богатства и бедности, скупости и жадности, а также любовная, философская и пейзажная лирика.

4. Выявляется своеобразие внутреннего мира лирического героя путем изображения картин природы, посредством использования различных изобразительно-выразительных средств.

5. Проведен филологический анализ текстов лирических стихотворений и басен Б. Узунаева с целью выявления новаторских тенденций.

6. Охарактеризованы особенности стихосложения Б. Узунаева, отличающегося богатством форм и поэтических фигур.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (2010, 2011, 2012), а также были опубликованы в виде десяти статей в сборниках научных работ, журналах и в московском еженедельнике «Литературная Россия», в том числе 3 статьи опубликованы в научных журналах, входящих в список изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Исследование, посвященное выявлению новаторских тенденций современной дагестанской русскоязычной поэзии на основе анализа поэтического творчества Б. Узунаева, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Диссертация представляет собой рукопись на 150 страницах машинописного текста. Список прямо или косвенно использованной научной и научно-критической литературы включает 172 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Атавова, Инна Хумкерхановна

Заключение

Современная поэзия многолика и противоречива. Сегодня невозможно выделить несколько наиболее влиятельных групп поэтов, которые формировали бы магистральное течение конца XX - начала XXI века. Читатель может в зависимости от собственных вкусов отдавать предпочтение той или иной поэтической школе. Необычность, глубокий смысл, непредвиденные эксперименты, синтез с разнообразными видами современного искусства - все это тоже своеобразный портрет нашего времени.

Попытки классификации поэтики и эстетики современной поэзии пока не увенчалась успехом, однако мы можем выделить ряд самобытных и талантливых поэтов современности. Одним из ярких современных дагестанских русскоязычных поэтов является, на наш взгляд, Багаудин Узунаев.

В творческом пути Б. Узунаева после окончания Литературного института отчетливо выделяются два качественно различных этапа. Первый из них, который условно можно обозначить рамками 80-х - 90-х гг. XX века, это литовско-московский период его творчества.

В первый период творчества (1980-1990 гг.) Багаудин Узунаев больше проявляет себя как поэт, эссеист, прозаик. В его произведениях этого периода много поиска, как жанрового, так и стилистического характера. В них видна рука мастера: он умело развивает избранную тему, с блеском использует технические средства и приёмы, мастерски «нагнетает» настроение в нужном ему направлении. И все же поэзия его - как в тематическом, так и в плане техники все ещё эклектична. Причина этого не только в том, что он, как прирожденный лирик, находится в полной зависимости от своих настроений, верней, от их смен и скачков, взлётов и падений. А ещё в том, что Б. Узунаева отличает огромная жажда к жизненным впечатлениям, стремление заметить, увидеть всё, что проносится перед его духовным взором. Эта жажда к жизненным впечатлениям является зачаточной формой желания к познанию мира, которая и обнаружила себя уже в более поздних книгах Б. Узунаева: «Попытка быть» (2004) и

Анатомия грусти, или Терапия Судьбы» (2006). В них завершается переходный

136 период в творчестве Б. Узунаева и перед нами предстает поэт, который стремится не только и не столько к отражению красот и курьезов мира, как это мы видели на первых этапах его творчества, но и пытается вникнуть в их суть, выявить связи между явлениями мира, выстроить свою - зрелую - идеологию и свое - развитое -мировоззрение.

Немаловажную роль в отражении в поэзии Б. Узунаева природы, окружающего мира играет характер основных философских, художественно-эстетических, социально-мировоззренческих, просветительских, национальных мотивов поэта. Тема природы в творчестве Багаудина Узунаева не является ведущей, но, тем не менее, пейзаж и различные природные явления, образы отчётливо фигурируют в его поэзии, им отводится должное место в характерной для поэта концепции мира и человека. Проблема взаимоотношений человека и природы осмысливается поэтом в нравственно-философском плане. Обращение к природе помогало Б. Узунаеву понять, прежде всего, самого человека, осознать его место в системе мироздания и оценить современный путь развития человечества конца XX нач. - XXI вв. В пейзажной лирике поэт обращался к различным онтологическим проблемам, вопросам бытия, и их философское решение было обусловлено спецификой эстетического и художественного мышления Б. Узунаева. Цельность художественного мира Б. Узунаева определяется именно концептуальностью системы образов природы, воплощающих мысль о природной картине мира. Пейзажная лирика русскоязычного кумыкского поэта не ограничивается воспроизведением картин природы. Б. Узунаев относится к поэтам, в творчестве которых ярко высвечивается природа «глубинного», «органичного» мифологизма как природного свойства поэтического мышления. В силу исторических событий пейзаж Б. Узунаева меняется на определённые восприятия, стихии, образы. То есть его пейзаж временами исчезает из поэзии как категория: идеальностью наделяется только чистая и вековечная в своих проявлениях сила природы. Происходит расщепление пейзажа на составляющие, каждая из которых в отдельности образует поэтическую тему. Поэтический мир лирического героя Б.

137

Узунаева отличается размахом мыслей и переживаний, широтой отношения к жизни. Лирика Узунаева замечательна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречивые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей ее напряженности и конкретности; она стремится передать крайнее, предельное состояние души, где разумное граничит с безумным, музыкально оформленное - со стихийным, хаотическим. Эти качества свойственны национальному характеру и определяют своеобразие мироощущения поэта.

Поэзия Б. Узунаева насыщена яркими порой неожиданными сравнениями и метафорами, она богата аллюзиями, что свидетельствует о глубокой образованности и широкой эрудиции автора. Стихам дагестанского русскоязычного поэта присуща высокая степень рефлексии, метапозиции, противопоставления человека и природы, стремительный поток мыслей и чувств, внимание к деталям.

Своеобразие поэтической речи Б. Узунаева мы находим в лейтмотивной звукописи (аллитерации и ассонансы), интонационно-семантической окраске лексики, в использовании разнообразной техники языка, в эксперименте со звуком - смысловым ядром слова.

Б. Узунаев использует богатый и разнообразный арсенал эстетического «оружия». Пластика и цвет, объем и фактура, ритм и пропорции - все эти средства эстетического воздействия художественных образов приобретают важное значение.

Творчество Б. Узунаева - яркое, сложное и противоречивое. Особое место в данной работе мы уделили проблемам метафоризма, многозначности ассоциаций, идейно-эстетической содержательности ритма, гротеска, графико-метрического строя и т.п.

У Б. Узунаева острая впечатлительность, резкая экспрессивность, повышенная эмоциональность вступают в синтез с профессионально утонченным восприятием цвета, формы, ритма, определив тем самым сугубо индивидуальный творческий стиль.

Преобладающими художественно-изобразительными средствами в стихотворениях Б. Узунаева являются олицетворение, метафора, сравнение.

Б. Узунаев принадлежит к числу поэтов, чье творчество образует внутренне органичную систему, где каждое новое стихотворение, опираясь и продолжая предыдущее, как бы стыкуется с ним.

Анализ творчества Б. Узунаева 1980-2004 гг. - от первых экспериментаторских стихов до остросатирических басен - подтверждает представления о поэте, сумевшем занять своё особое место в современной дагестанской литературе.

Багаудин Узунаев - поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Философское осмысление многих онтологических вопросов определило новаторство его художественного мышления и национальные принципы его богатого воображения. Художественному и эстетическому мышлению Б. Узунаева всегда были свойственны острое ощущение истории и быстротекущего времени. Мысли и чувства поэта окрашены в разные тона - от философских раздумий до горестных констанций, что жизнь быстротечна и в конце её приходит старость, болезнь, смерть. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях. Поздний Узунаев академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся хуже, а лишь подчеркивают мастерство художника.

Чуткий к изменениям общественного тонуса, поэт отличается стремительной лирической реакцией на них, производя при этом перестройку художественного мира. Постепенно от пейзажа, от лирики, от личностного взгляда на мир Б. Узунаев переходит к более объективным формам самовыражения. Это видно не только при взгляде на его поэтику, стилистику, ритмические приемы, но и в неожиданном обращении поэта к басенному жанру -очень далекому от лирических чувств и излияний, гораздо более рациональному, рассудочному, даже в некотором отношении ремесленническому.

Говоря о жанре басни в дагестанской литературе, можно отметить следующее: жанр басни стал более актуален и в XXI веке. Его развитие напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Этот древний жанр, дошедший до нас из глубин веков, не только не утрачивает свою историческую ценность, но и становится популярным жанром.

Б. Узунаев обратился к басне как к самому народному, доходчивому жанру. Этот род литературы понятен каждому: его читают и взрослые, и дети. Басня издавна являлась жанром особенно близким народной поэзии. Её связь с пословицами и поговорками, простота и ясность образов и сюжетов, мудрость её морали - всё это делало басню особенно любимой народом. Басня Б. Узунаева реалистична потому, что она берёт явление не в его общем, абстрактном виде, не как событие, изолированное от его исторической и социальной основы, а как рассказ, взятый из гущи жизни, в его конкретных подробностях.

В первых баснях Б. Узунаева (2004) чётко обозначается круг привлекавших его внимание проблем. Из одной басни в другую переходят традиционные басенные персонажи, сохраняющие свои зооморфно-человеческие амплуа.

Басня Б. Узунаева реалистична потому, что она берёт явление не в его общем, абстрактном виде, не как событие, изолированное от его исторической и социальной основы, а как рассказ, взятый из гущи жизни, в его конкретных подробностях.

Басни Б. Узунаева имеют не только бытовой, но и общественный характер.

Б. Узунаева можно назвать тем баснописцем, который превратил современную дагестанскую басню в более публицистично заостренный, злободневный жанр.

Главным учителем Б. Узунаева, так же как и других баснописцев, была сама жизнь. Современная ему действительность определила силу сатирического обличения в его баснях, их содержание, их темы, их демократический характер. Б.

Узунаев отзывается на все важные общественные события, происходившие в

России. Распад СССР, смена власти, политические неустойки, события 90-х и

2000-х годов стали источниками сюжетов новых басен Б. Узунаева. В баснях Б.

Узунаева отражены не только исторические события конца XX и начала XXI вв.,

140 но и политические деятели этих годов. Автор создает сатирические образы каждого из них, подчеркивает недостатки их характера, бездейственность, безразличие к происходящему.

Отличительной особенностью басен Б. Узунаева является публицистическая заостренность. Язык его басен отличается лаконичностью и точностью. Автор, в совершенстве владея русским языком, легко и непринужденно переходит от книжного литературного стиля к живой разговорной речи. Басни Б. Узунаева приобретают особый колорит благодаря непосредственному обращению к читателю, использованию междометий, частиц, разговорной, профессиональной и жаргонной лексики, слов с суффиксами субъективной оценки, фразеологизмов.

Басня Б. Узунаева - совершенно новое произведение с новыми образами, новой аргументацией их поступков. Образы, сюжет и характер развития действия органически связаны со спецификой и самобытностью Дагестана.

Обращение к творчеству дагестанского рускоязычного поэта, сатирика, прозаика и публициста Багаудина Узунаева не является случайным. Научное исследование его поэтического и басенного творчества дает нам возможность более глубокого анализа и многоаспектной характеристики процесса становления и формирования жанрового многообразия дагестанской поэзии конца XX начала XXI вв., её проблематики и поэтики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Атавова, Инна Хумкерхановна, 2013 год

Список использованной литературы

1. Абдуллатипов А.-К. Ю. Эволюция творческого метода в кумыкской литературе. Махачкала, 1970.

2. Абдуллатипов А.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

3. Абдуллатипов А.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 г.) I часть. Махачкала, 1995.

4. Абдуллатипов А.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. Махачкала, 2005.

5. Абдуллатипов А.Ю., Шабаева Л.А. Средневековая литература кумыков. Махачкала, 2011.

6. Абдурахманов A.M. Традиции басенной культуры в творчестве Г. Цадасы: истоки, параллели, интерпретации // Гамзат Цадаса и современный литературный процесс Дагестана. Махачкала, 1989.

7. Абдурахманов A.M. И.А. Крылов и формирование жанра басни в дагестанской литературе (Сравнительно-типологический анализ) //. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР / Сост. 3.3. Гаджиева. Махачкала, 1985.

8. Абрамович Г. Введение в литературоведение. Москва, 1965.

9. Абуков К. И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.

10.Абуков К. И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993.

11. Абуков К.И. Любовь благодарная. Махачкала, 2001.

12. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва, 1996.

13. Айзенберг М. Взгляд на свободного художника, 1997.

14. Акавов 3. Н. Нравственные истоки. Махачкала, 1978.

15. Акавов З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996.

16. Акаев А. Тропою пророка. Махачкала, 1992.

17. Акбиев С. X. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985.

18. Акимов К.Х. Сатира и юмор Жамидина. Махачкала, 2002.

19. Алиев Н.И. Басни. Махачкала, 1961.

20. Алиев Н.И. Сатирическим глазом. Махачкала, 1963.

21. Алиев Н.И. И смех и грех. Махачкала, 1964.

22. Алиев Н.И. Пешка-карьеристка. Махачкала, 1969.

23. Алиев Н.И. Мартышкин труд. Махачкала, 1979.

24. Алиев Н.И. Купила тетка Жигули. Махачкала, 1985.

25. Алиев Н.И. Легкий испуг: Пьесы. Махачкала, 1985.

26. Алиев Н.И. Купила тетка Жигули. Махачкала, 1985.

27.Алиев Н.И. Еще раз об отстающем жанре. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1986.

28. Алиев С. М. Дорога в современность. Махачкала, 1977.

29. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. Москва, 1981.

30. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. Москва, 1968.

31. Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. М., 1963.

32. Бальмонт К. Стихотворения. Москва, 1990.

33. Барковская Н.В. Поэзия 2008 года: проблемы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. 2009. № 5-3.

34. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1975.

35. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

36. Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. 8. Москва, 1955.

37. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. Художественная литература. Т. 3: Басни И.А. Крылова. Москва, 1981.

38. Белова Е. Поэзия русского постмодернизма. Вильнюс, 2008.

39. Беляева Н.В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2.

40. Белый А. Начало века. Москва, 1990.

41. Белый А. Символизм как миропонимание. Москва, 1994.

42. Берг М. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. Москва, 2000.

43. Богданова О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о постмодернизме в рус. лит. 70-90-х гг. XX в.) : материалы к курсу «История рус. лит. XX в. (часть III)». СПб., 2001.

44. Большее А. Современная русская литература (1970-90-е гг.). СПб., 2000.

45. Борев Ю. О комическом. Москва, 1957.

46. Борев 10. Мир не умрет, если будет умирать от смеха. Москва, 1976.

47. Борев Ю. Сатира. Теория литературы. Москва, 1964.

48. Буслакова Т.П. Современная русская литература. Тенденции последнего десятилетия. Москва, 2008.

49. Великие мысли великих людей. Антология афоризмов. Москва, 2004.

50. Вершинина H.JI., Волкова Е.В. Введение в литературоведение. Москва, 2007.

51. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М., 1963.

52. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. - в кн.: В.В. Виноградов. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М., 1990.

53. Винокур Г.О. Филологические исследования. Москва, 1959.

54. Волков И. Ф. Теория литературы. Москва, 1995.

55. Выготский J7.C. Психология искусства (гл. V и гл. VI). М., 1965.

56. Высоцкий В.С. «Нерв», Москва, «Современник» 1981.

57. Высоцкий В. С. «Кони привередливые». Москва, 1987.

58. Высоцкий В. С. «Поэзия и проза». Москва, 1989.

59. Высоцкий В. Я, конечно, вернусь... Стихотворения. Москва, 2011.

60. Гандлевский С. Сочинения Тимура Кибирова // Кибиров Т. Сантименты. Белгород, 1994.

61. Гамзатов Р.Г. Книга юмора и сатиры. Москва, 1986.

62. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала, 1982.

63. Гамзатов Г.Г. Дагестан: Историко-литературный процесс. Махачкала, 1990.

64. Гаспаров МЛ. Антиномичность поэтики русского модернизма. Избранные статьи. Москва, 1995.

65. Гаспаров M.JT. Избранные труды. Т. 1-2. Москва, 1997.

66. Генис А. Иван Петрович умер. Москва, 1999.

67. Гинзбург Л.Я. О лирике. Ленинград, 1974.

68. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 8 т. Т. 7. Москва, 1984.

69. Гордович К.Д. История отечественной литературы XX в. СПб., 2000.

70. Горелов A.A. Человек - гармония - природа. Москва, 1990.

71. Громов Е. С. Природа художественного творчества. Москва, 1986.

72. Гуртуева Т.Б. О поэзии Тимура Кибирова // Русский постмодернизм: предварительные итоги. - Ставрополь. 1998.

73. Губайловский В. Поверх барьеров // Арион. 2002. №1.

74. Давтян А.О. Книга мудрости. Москва, 2011.

75. Дагестанская литература. Закономерность развития 1965-1985 гг. Махачкала, 1999.

76. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Москва, 1994.

77. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. Москва, 1979.

78. Десницкий А. Два Крылова // И.А. Крылов. Басни. Ленинград, 1970.

79. Евтушенко Е.А. Избранная лирика. Москва, 2006.

80. Есенин С.А. Собрание сочинений: Стихотворения; Поэмы; Проза. Москва, 2006.

81.Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. Москва, 2005.

82. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. Москва, 1977.

83. ЕршовЛ.Ф. История советской сатиры. Ленинград, 1973.

84. Жаккар Ж. - Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. Санкт -Петербург, 1995.

85. Жамидин. День жены. Махачкала, 1988.

86. Жамидин. Ты его не знаешь. Стихи. Басни. Поэмы. Махачкала, 1995.

87. Жирмунский В.М. Теория стиха. Ленинград, 1975.

88. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Ленинград, 1977.

89. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Ленинград, 1979.

90. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. — в его кн.: Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.

91. Житепев А. Период ремиссии // Вопросы литературы. 2008. №5.

92. Зайцев В.А. О художественно-стилевых течениях в русской поэзии XXI века // Вестник Моск. ун-та. Серия 9: Филология. 2009. № 4.

93. Зубова Л. Прошлое, настоящее и будущее в поэтике Тимура Кибирова // Лит. Обозрение. - 1998. - №1.

94. Ивин А. А. Логика для журналистов. Москва, 2002.

95. Ильин И.А. Одинокий художник. Москва, 1996.

96. Ильин И.П. Постмодернизм // Современное зарубежное литературоведение: Страны Западной Европы и США: Концепции. Школы. Термины. - М., 1996.

97. Ильинский И.В. Со зрителем наедине. Москва, 1964.

98. Кассиев Э.Ю. Очерки лакской дореволюционной литературы. - Махачкала, 1959.

99.Квятковский, А. Поэтический словарь [Текст] / А. Квятковский. - М. : Советская энциклопедия, 1966.

100. Кибиров Т. «Парафразис». Стихи. СПб, 1997.

101. Кибиров Т. Поэты-концептуалисты: Д. А. Пригов, J1. Рубинштейн, Т. Кибиров. Москва, 2002.

102. Кимягарова P.C. Словарь языка басен Крылова. Москва, 2006.

103. Ковалев П.А. Минимализм в поэзии русского постмодернизма // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманит. и социальные науки. 2009. № 3.

104. Кожевникова H.A. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. Москва, 1986.

105. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. Москва, 1978.

106. Крылов H.A. Поли. собр. соч., т. 1. Москва, 1945.

107. Курицын В.М. Русский литературный постмодернизм. Москва, 2001.

108. Кузьмин Дм. Хорошо быть живым. Москва, 2008.

109. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература XX века. Москва, 2008.

110. Леонов Л. Советский писатель и современность. Собр. соч. Т. 7. Москва, 1961

111. Литературный энциклопедический словарь терминов и понятий. Москва, 2003.

112. Лосев Л.В. Стихотворения из четырех книг. Санкт-Петербург, 1999.

113. Лосев Л.В. Ружьё. Петербургская поэмка // Лосев Л.В. Собранное: Стихи. Проза. Екатеринбург, 2000.

114. Лотман 10. О поэтах и поэзии. Санкт-Петербург, 1996.

115. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала, 1984.

116. Магомедов Н.Э. Жанр басни в творчестве Н.И Алиева. // Современные проблемы филологии. Сборник научных трудов. Выпуск II. Махачкала, 2006.

117. Магомедов Н.Э. О поэтике басен Н.И Алиева. // Вестник ДНЦ РАН, №29. Махачкала, 2008.

118. Матвеева Ю.В. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. Екатеринбург, 2008.

1 19. Маяковский В.В. Стихотворения. Ленинград, 1973.

120. Меткое русское слово. Пословицы, поговорки, частушки. Санкт-Петербург, 2008.

121. Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. Москва, 1954.

122. Минатуллаев М.А. Волк и Ягненок. Махачкала, 1988.

123. Минатуллаев М.А. Сияющая звезда. Махачкала, 1999.

124. Минералов Ю. Н. Современный литературный процесс. Москва, 2005.

125. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. Москва, 1993.

126. Мухамедова Ф.Х. Поэзия. // Дагестанская литература: закономерности развития. 1965-1985. Махачкала: ДНЦРАН, 1999.

127. Николаев Д.П. Смех оружие сатиры. Москва, 1961.

128. Ожегов С.И. и Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка. Москва, 2003.

129. Орлов А. С. О языке басен Крылова. Москва. Ленинград, 1948.

130. Палиевский П.В. Литература и теория. Москва, 1979.

131. Плетнев П.А. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова. Статьи. Стихотворения. Письма. Москва, 1988.

132. Погребная Я.В. Имя-псевдоним-безымянность в художественном мире В.В.Набокова (К вопросу о генезисе новой прозы // Русский постмодернизм: предварительные итоги. - Ставрополь, 1998.

133. Поспелов Г. Теория литературы. Москва, 1940.

134. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка. 3-е изд., Харьков, 1930.

135. Пригов Д.А. Молодая Поэзия - 89: Стихи. Статьи. Тексты. Москва, 1989.

136. Пригов Д.А. Подобранный Пригов. Москва, 1997.

137. Рубинштейн Л. Еженедельный журнал. Москва, 2002.

138. Русские писатели XX века: Библиографический словарь. - Т1. Москва, 1999.

139. Серман И. 3. Крылов-баснописец. Иван Андреевич Крылов: Проблемы творчества. Ленинград, 1975.

140. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Москва, 2001.

141. Словарь литературоведческих терминов. Москва, 1974.

142. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Москва, 2001.

143. Степанов Н.Л.. Мастерство Крылова-баснописца. М., 1956.

144. Страхов H.H. Литературная критика. Санкт-Петербург, 2000.

145. Субботин А. Горизонты поэзии. Свердловск, 1984.

146. Тернова Т.А. Современный литературный процесс. Воронеж, 2006.

147. Тимина С.И., Васильев В.Е. Современная русская литература( 1990-е гг. - начало XXI в.). Санкт-Петербург, 2005.

148. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Москва, 1963.

149. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 30. Москва, 1951.

150. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва, 1977.

151. Федоров В.В. Анализ басни // Федоров В.В. О природе поэтической реальности. Москва, 1984.

152. Хализеев В.Е. Теория литературы. Москва, 2000.

153. Хейзинга Й. Homo Ludens. (Человек играющий). Москва, 1997.

154. Холщевников В. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Ленинград, 1972.

155. Храпченко М.Б. Литературно-теоретические исследования. Москва, 1984.

156. Цадаса Г. Избранное. Стихотворения. Басни. Сказки. Москва, 1977.

157. Чередниченко Т. Песни Тимура Кибирова // Арион. - 1997. - № 1.

158. Черняк М.А. Современная русская литература. Москва, 2004.

159. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007.

160. Шайтанов И. Ansatz // Вопросы литературы. 2008. №5.

161. Щеглов М. Литературно-критические статьи. 2-е изд. Москва, 1965.

162. Щербатых Ю.В. Семь смертных грехов, или психология порока для верующих и неверующих. Москва, 2009.

163. Эвентов И. Остроумие схватывает противоречие (О некоторых вопросах теории сатиры) // Вопросы литературы, 1973. № 6.

164. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва, 1978.

165. Эпштейн М. Парадоксы новизны. Москва, 1988.

166. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. Москва, 2000.

167. Эткинд С. Разговор о стихах. Москва, 1970.

Источники исследования

1. Узунаев Б.Г. Эскиз. Москва, 1981.

2. Узунаев Б.Г. Вещи не в себе. Москва, 1989.

3. Узунаев Б.Г. Попытка быть. Махачкала, 2004.

4. Узунаев Б.Г. Анатомия грусти. Махачкала, 2006.

5. Узунаев Б.Г. Выбор есть. Махачкала, 2007.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.