Творчество Геннадия Айги в контексте проявления эстетики символизма в европейской, русской и чувашской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Анисимова, Екатерина Геннадьевна

  • Анисимова, Екатерина Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 176
Анисимова, Екатерина Геннадьевна. Творчество Геннадия Айги в контексте проявления эстетики символизма в европейской, русской и чувашской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2010. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Анисимова, Екатерина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ГЕННАДИЯ АЙГИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СИМВОЛИЗМА.

1.1. Особенности европейского символизма и проявление его эстетики в художественном мире Геннадия Айги.

1.2. Мотивы молчания, тишины, трагического мироощущения в творчестве Поля Верлена и Геннадия Айги.

ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ К. ИВАНОВА, М. СЕСПЕЛЯ И Г. АЙГИ.

2.1. Творчество Геннадия Айги в контексте русского символизма

2.2. Специфика проявления эстетики символизма в творчестве чувашских поэтов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Геннадия Айги в контексте проявления эстетики символизма в европейской, русской и чувашской литературе»

Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения специфики проявления эстетики символизма в чувашской- лирике XX- века. Сопоставительное изучение французского, русского, чувашского поэтических дискурсов в русле проявления эстетики символизма до настоящего времени оставалось вне зоны интересов исследователей.

Актуальность работы обусловлена также необходимостью анализа типологических параллелей с целью осознания глубин чувашской литературы, ее своеобразия и поиска элементов символизма, отсутствием фундаментальных трудов, освещающих типологическую общность художественно-философских миров П. Верлена и Г. Айги, необходимостью их культурфилософского изучения, осознания того, каким образом эстетическая система П. Верлена нашла отражение в лирике Г. Айги. К числу проблем, требующих детального рассмотрения, относится проблема взаимодействия и творческого пересечения художественного мира Г. Айги с литературным течением символизма.

Данная работа представляет собой исследование творчества чувашского поэта Г. Айги в контексте проявления эстетики символизма в европейской, русской и чувашской литературах, а также содержит сравнительно-сопоставительный анализ творчества Г. Айги и французского поэта П. Верлена, основоположника символистского направления, обогатившего поэзию тонким лиризмом, музыкальностью, выразительностью.

Сходство между «литературными фактами» Г. Айги и П. Верлена* будет рассматриваться нами, во-первых, на фоне сходства общественного развития России второй половины XX века и Франции периода жизни П. Верлена (18441896), во-вторых, на фоне литературного контекста Г. Айги с творчеством П. Верлена. Считаем, что литературное влияние творчества П. Верлена- на Г. Айги осуществлялось по той причине, что в России и Франции периода творчества данных поэтов были аналогичные общественные и литературные процессы. Историко-типологические явления между Францией 60-90 гг. XIX века и Россией второй половины XX века, считаем, являются теми предпосылками, на фоне которых будем находить «типологические аналогии» между творчеством поэтов, в ходе исследования рассмотрим сходства, остановимся частично на различиях в их творчестве.

Творчество Г. Айги представляется наиболее интересным автору исследования, поскольку именно в нем эстетика символизма воплотилась столь полно. Его лирика на разных этапах развития литературоведческой мысли привлекала исследователей, но до сих пор, как показывают наблюдения, остаются проблемы, не нашедшие достаточного отражения в научной литературе. Все это говорит о том, что назрела необходимость исследования специфики проявления эстетики символизма в лирике чувашского этноса. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Цель данного исследования - проанализировать художественный мир Г. Айги в контексте европейского, русского и чувашского символизма, выявить основополагающие признаки литературного течения символизма, определить схожие черты и мотивы, присущие творчеству поэтов данного направления, ч общее и специфическое в эстетическом сознании поэтов П. Верлена и Г. Айги.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть особенности европейского, русского символизма, выявить проявление их эстетики в творчестве Г. Айги;

2) проанализировав мотивы молчания, тишины, трагического мироощущения в творчестве П. Верлена и Г. Айги, выявить общее и специфическое в их художественных мирах;

3) рассмотреть специфику проявления эстетики символизма в творчестве чувашских поэтов К. Иванова, М. Сеспеля и Г. Айги.

Объектом исследования являются художественные миры К. Иванова, М. Сеспеля, Г. Айги и П. Верлена.

Предмет исследования - изучение основных черт и мотивов, присущих символизму, в художественных мирах поэтов.

Материалом исследования являются лирические произведения К. Иванова,

М. Сеспеля, Г. Айги и П. Верлена.

Методологическую основу диссертационной работы составляют системный, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический методы анализа. В этом отношении принципиальным для осуществления данного исследования представлялось обращение к трудам В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, А.Н. Веселовского. Из современных исследователей на автора диссертации в теоретико-методологическом отношении повлияли работы В.Г. Родионова, А.П. Хузангая, Г.А. Ермаковой, внесших большой вклад в изучении художественных миров чувашских поэтов Г. Айги и М. Сеспеля. Большой методологический интерес представили труды М.Л. Гаспарова, В.И. Иванова, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, много сделавших для понимания места символа в истории культуры и в системе культуры, для обоснования методов анализа символистских текстов культуры. Для определения принципов символизма как направления европейской художественной культуры существенный интерес представляют труды А. Белого, К. Бальмонта, Д. Мережковского. Кроме того, в контекст диссертационного исследования вошли источники, отражающие творческий и теоретический символистский контекст литературы: наследие П. Верлена, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, К. Иванова, М. Сеспеля и др.

Научная новизна исследования определяется малоизученностью избранной темы и состоит в осмыслении значимости символистской поэтики в творчестве Г. Айги, а также определяется тем, что в исследовании впервые рассматривается творчество художника слова в контексте европейского, русского и чувашского символизма. Объектами сопоставительного анализа становятся творчество чувашского поэта и произведения П. Верлена в контексте такого литератруно-художественного направления» как символизм. В связи с этим данное исследование позволило впервые представить творчество Г. Айги сквозь призму символистского мировидения и поэтики. Для диссертанта представляется важным рассмотреть, какова степень влияния символизма на чувашского поэта, соответствует ли восприятие художника слова мировосприятию поэтов-символистов П. Верлена, К. Бальмонта, В. Брюсова. До сих пор нет целостного исследования, посвященного данной теме, которое позволит рассмотреть проблему разносторонне и более полно.

Теоретическая значимость работы определяется- тем, что представленное в ней исследование может стать составной частью всестороннего целостного анализа творчества Г. Айги и П. Верлена. Конкретные наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, позволяют дополнить и существенно скорректировать существующие в литературоведении представления об эстетике творчества поэтов.

Практическое значение диссертации обусловлено возможностью использования ее материалов в вузовском преподавании (в курсах истории чувашской литературы, анализа поэтического текста, спецкурсах и спецсеминарах по проблемам поэтики и поэтической стилистики), а также в школьной практике изучения чувашской литературы. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке вузовских учебников и учебно-методических пособий по чувашской поэзии, лекционных курсов, спецсеминаров по изучаемой проблеме. Собранный автором фактический материал может быть использован на практических занятиях по современной чувашской литературе. Основные выводы могут оказать помощь в дальнейшем исследовании творчества Г. Айги. Материал диссертации будет интересен любому интересующемуся чувашской лирикой для выявления идейно-художественной специфики и эстетического достоинства поэтического мира чувашского поэта.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в статьях в научно-рецензируемом журнале «Вестник Чувашского государственного университета» и в сборниках научных трудов. Отдельные аспекты исследования были изложены в виде докладов на ежегодных конференциях различного уровня: международная научно-практическая конференция «Творчество Геннадия Айги: литературно-художественная традиция и неоавангард», межрегиональная научно-практическая конференция

Михаил Сеспель и чувашская литература: традиции и новаторство».

На защиту выносятся следующие положения:

1) Символизм - направление в европейском и русском искусстве, сосредоточенное на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, нашел отражение и в чувашской поэзии.

2) Основной чертой лирики Г. Айги, как и лирики европейского символизма, явилось обозначение «вещей в себе».

3) Поэзии Г. Айги свойственно, как и лирике французских и русских символистов, обращение к сфере духа. В лирике П. Верлена и Г. Айги посредством тишины лирический герой постигает законы универсума, вечной, бесконечной духовной первоосновы вселенной, Абсолюта.

4) Образы окружающей природы - поля, леса, деревьев - являются у поэтов из Чувашии, как у поэтов-символистов, не только пространственной локализацией образа мира, но и выражением концепции бытия.

5) Эстетическая система Г. Айги, как и эстетическая система П. Верлена, базируется на выражении звуковых, зрительных ощущений, использовании оригинальных выразительно-изобразительных средств.

6) Символы в чувашской поэзии выступают в качестве священного языка жрецов и придают словам особенное, «таинственное значение».

7)Эстетическая система как символизма, так и Г. Айги, зиждется на новом понимании предназначения поэзии, которая должна не описывать внешний мир, а открывать тайну, высшую реальность.

Структура работы отражает логику, характер и основные цели исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Анисимова, Екатерина Геннадьевна

Заключение

Чувашская поэзия, как и поэзия других народов, имеет свои национальные истоки и традиции, но наряду с этим следует отметить и то, что на формирование чувашской лирики в XX веке определенное влияние оказала европейская и русская стиховые культуры.

В творчестве чувашских поэтов, в частности, К. Иванова, М. Сеспеля, Г. Айги, нашли ортажение отдельные элементы эстетики как европейского, так и русского символизма.

На основании исследования художественных миров К. Иванова, М. Сеспеля, Г. Айги можно судить о таких тенденциях современной чувашской лирики как символично-аллегорическая иносказательность, обращение к сфере духа, сосредоточение на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.

Особенность современного этапа чувашской поэзии, в частности, лирики Г. Айги, заключается в том, что усиливается интерес к модернистским экспериментам, национальная лирика вплотную подошла к осмыслению и представлению эстетики символизма.

В ходе исследования было рассмотрено такое литературное течение как символизм, проанализировано проявление его эстетики в творчестве Г. Айги. Символизм - направление в европейском и русском искусстве, которое сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений, он проявился как в западной, так и в русской литературе, не обошел стороной и чувашскую поэзию.

Сходство между «литературными фактами» Г. Айги и И. Верлена рассмотрено нами, во-первых, на фоне сходства общественного развития России второй половины XX века и Франции периода жизни П. Верлена (1844-1896), во-вторых, на фоне литературного контекста Г. Айги с творчеством П. Верлена.

Литературное влияние творчества П. Верлена на Г. Айги осуществилось по той причине, что в России и Франции периода творчества данных поэтов были

158 аналогичные общественные и литературные процессы. Историко-типологические явления между Францией 60-90 гг. XIX века и Россией второй половины XX века явились теми предпосылками, на фоне которых нашли «типологические аналогии» между творчеством поэтов.

Основными чертами европейского символизма являлось обозначение идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. При этом поэтический символ рассматривался как более действенное, чем художественный образ, орудие писателя. Поэты-символисты Щ. Бодлер, П. Верлен, А. Рэмбо, С. Малларме стремились постичь и изобразить мир посредством метафор и аналогий, широкого использования музыкальной стихии. Основной их идеей являлась идея свободы творчества и поэтического воображения, не ограниченных законами внешней действительности. Внешний мир у них словно бы отходит на второй план, а на первый план выходит душа, поэта, переполненная эмоциями и чувствами. Что касается эстетической системы Г. Айги, то она базируется на выражении звуковых, зрительных ощущений, использовании оригинальных выразительно-изобразительных средств. Его поэзии свойственно открывать тайну, высшую реальность, обращение к сфере духа, действительность воспроизводится как поток ощущений, что роднит его лирику с европейскими поэтами-символистами.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастрофа потрясений начала.ХХ века. В их стихах запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царили бы. духовная свобода и единение людей.

Лучшие произведения корифеев русского символизма ныне представляют собой огромную эстетическую ценность. Символизм выдвинул творцов-художников всеевропейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно философы, мыслители, высокие эрудиты, люди* обширных знаний. К. Бальмонт, В. Брюсов, В. Соловьев, Ф. Сологуб, А. Белый и А. Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Они привили новое поэтическое зрение, приучили объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию.

Для русского символизма характерно интуитивное постижение мира, призыв, к углубленному самосознанию. Тема судьбы человека в« бесчеловечном мире, признание неустранимой трагичности человеческого бытия,- кризис человека занимает большое место как в творчестве русских поэтов-символистов В. Брюсова, К. Бальмонта, так и в творчестве чувашских поэтов К. Иванова, М. Сеспеля, Г. Айги. Обретение абсолютной свободы, обращение к сфере духа, внутренней видение действительности, предстающие как нескончаемый поток ощущений свойственны поэзии М. Сеспеля, Г. Айги и приближает их к эстетике русского символизма.

Следует отметить, что в чувашской поэзии XX века встречаются элементы эстетики символизма. Характерной чертой символистов является сосредоточенность авторов на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. И К. Иванов, М. Сеспель и Г. Айги стремятся изобразить путь восхождения' в иные миры. Их творчеству свойственен мистический подтекст, присущий символизму. Синтез человека и природы, психологизированность, проблема личности в земном мире является неотъемлемой частью поэзии символистов, что видим в художественном мире К. Иванова, М. Сеспеля и Г. Айги. Для их поэзии характерно выражение духовности, проблем общечеловеческого характера. Язык их поэзии доступен и прост, образы красочны и многолики. Поэтический язык притягивает своей красотой и оригинальностью, сравнения подобраны с поэтической точностью, их поэзию отличает умелый подбор художественно-изобразительных средств, таких, как эпитетов, метафор, сравнений, инверсий, аллитераций. Интересно творчество чувашского поэта-новатора П. Эйзина, продолжателя дела Г. Айги, символы которого являются выразителями объективного восприятия мира, состояния души и мировосприятия поэта, поэтика которого близка поэтике В. Брюсова, К. Бальмонта.

Исследование художественных миров П. Верлена и Г. Айги позволило сделать вывод о том; что они, проникая в самые глубины сознания- и бытия, извлекали- оттуда особую, свойственную только им поэзию. Они сделали ее высшей, реальностью и* единственно возможной формой- существования- во Вселенной. Инструментом постижения тайной сути бытия сталадляИ. В ер лена и Г. Айги символистская поэзия.

Любовь к Родине, поиски Идеала и абсолютной красоты, интерес к внутреннему миру человека, природе, трагичность мироощущения обусловили ведущие мотивы их произведений.

Характерной особенностью мировосприятия поэтов является заостренная чуткость к прекрасному. Их поэзию сближает тонкое музыкальное восприятие, позволяющее познать мир и общечеловеческие ценности.

Оригинальность поэтического дарования каждого из поэтов определила характер их творчества, а также пути, с помощью которых они пришли к мотивам поэзии символизма.

Эпоха, в которую жили поэты, диктовала им определенные чувства, мысли, эмоции и переживания, сформировавшие образ их лирических героев. Для П. Верлена смысл человеческого бытия находится в самом человеке, в его душе. В качестве объекта символизации он выбирает лирическое переживание. Г. Айги приходит к художественной образности посредством познания реальной действительности; Для поэзии Г. Айги характерно особое мироустройство, которое позволяет ему обрести знания о том Неизвестном, что скрыто от глаз обычного человека.

Они по-своему истолковывали действительность, придали поэзии новые формы, оттенки. Для эстетического сознания П. Верлена и Г. Айги характерно движение Мысли. Основа их поэзии — передача посредством символов объективной реальности. Эстетическое сознание П. Верлена и Г. Айги способствует сближению культур и взаимному познанию народов.

Исследователь приходит к выводу о том, что поэзия Г. Айги смогла впитать^ ценности европейской, русской и чувашской культуры. В гармоническом синтезе с достижениями поэзии символистов, его творчество смогло обновить поэтический язык, воспевая идеалы предков, уважение к природе и стойкой свободе духа. Через воплощение в поэтических образах и мотивах явлений действительности и внутреннего мировосприятия лирических героев, поэт выходит на новый уровень развития лучших традиций поэзии, что позволяет в полной мере ознаменовать выход на мировую арену. Поэзия Г. Айги - это феномен европейского масштаба, мы находим в ней черты и мотивы характерные для европейского, русского символизма.

Художественный мир поэта во всем его многообразии и индивидуальности нуждается в дальнейшем изучении, в результате чего высвечивается ряд проблем, на которые следует обратить внимание:

1. Традиции французского сюрреализма в художественном мире Г. Айги.

2. Г. Айги и авангардизм.

3. Соприкосновение эстетических концепций К. Иванова, М. Сеспеля, Г. Айги и поэтов Франции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Анисимова, Екатерина Геннадьевна, 2010 год

1. Айги, Г.Н. Здесь: Избранные стихотворения / Г.Н. Айги. - М.: Современник, 1991.-287 с.

2. Айги, Г.Н. Отмеченная зима: сб. стихотворений: в 2 ч. / Изд. подг. В.К. Лосская; П. Эмманюэль / Г.Н. Айги. Париж: Синтаксис, 1982. - 624 с.

3. Айги, Г.Н. Поля двойники / Г.Н. Айги. - М.: ОГИ, 2006. - 232 с.

4. Айги, Г.Н. Страницы дружбы: 7 стихотворений / Г.Н. Айги. Чебоксары: б.и., 2006. — 10 с.

5. Айги, Г.Н. Теперь всегда снега: Стихи разных лет / Г.Н. Айги. М.: Советский писатель, 1992. - 320 с.

6. Айги, Г.Н. Тетрадь Вероники: Первое полугодие дочери / Г.Н. Айги. — М.: Гилея, 1997.- 112 с.

7. Айги, Г.Н. Три стихотворения Малевичу / Г.Н. Айги. Париж: Дронников-Коновалов, 1994. - 26 с.

8. Анненский, И.Ф. Песня без слов / И.Ф. Анненский // Избранные произведения Л.: Художественная литература, 1988. — С. 215.

9. Анненский, И.Ф. Сентиментальная беседа / И.Ф. Анненский // Избранные произведения Л.: Художественная литература, 1988. -С. 214-215. Ю.Бальмонт, К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт. - М.: Сов. Россия, 1989. - 592 с.

10. Бальмонт, К.Д. Избранное: Стихотворения, Переводы. Статьи / К.Д. Бальмонт. Москва: Правда, 1991. - 607 с.

11. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт. Москва: Книга, 1989. - 557 с.

12. Бальмонт, К.Д. Стихотворения / К.Д. Бальмонт. — Москва: Худож. лит-ра, 1990.-399 с.

13. Бальмонт, К.Д. Французские стихи в переводе русских поэтов XIX-XX вв. / К.Д. Бальмонт. М.: Прогресс, 1973. — 614 с.

14. Бодлер, Ш. Цветы зла: Стихотворения / Шарль Бодлер. СПБ.: Азбука классика, 2008. - 448 с.

15. Брюсов, В.Я. Зеркало теней: Стихи' 1909 1912 г. / В.Я. Брюсов. - Москва: Скорпион, 1912.-212 с.

16. Брюсов, В.Я. Избранное / В.Я. Брюсов. М.: Правда, 1982. - 463 с.

17. Брюсов, В.Я. Стихотворения / В.Я. Брюсов. Москва: Мол. гвардия, 1989. -190 с.

18. Верлен, П. Антология мировой поэзии в пер. А. Ревича / П. Верлен // Антология мировой поэзии. 2000. - № 8. - С. 77-102.

19. Верлен, П. Романсы без слов: стихотворения. / П. Верлен: [сост. Н.Г. Лютикова]. СПб.: Терция, 1999: Кристалл, 1999. - 446 с.

20. Верлен, П Собрание стихов в переводе В. Брюсова / П. Верлен. М.: Скорпион, 1911.-201 с.

21. Гумилев, Н.С. Стихотворения и поэмы / Н.С. Гумилев. — Л.: Советский писатель, 1988. 478 с.

22. Иванов, К.В. ÇbipHHceH пуххи. Иккёмёш, хушса турлетнё каларам. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви. 1990. 256 с.

23. Малларме, С. Сочинения в стихах и прозе / С. Малларме; Пер. М. Фрейдкина. М.: Радуга, 1995. - 330 с.

24. Семь веков французской поэзии в русских переводах: антология: пер. с фр. Е.В. Витковского. / сост. Е.В. Витковский. СПб.: Евразия, 1999. - 756 с.

25. Сеспель, М.К. Пашня нового дня: Стихотворения в переводах рос. и заруб, поэтов. ЛМТССеспель. Чебоксары: Руссика, 1999. - 60 с.

26. Фавн перед зеркалом: стихотворение «младших» французских символистов в переводах Романа Дубровкина / пер. Р. Дубровкин. Москва: Русский импульс, 2008. - 95 с.

27. Французские стихи в переводе русских поэтов XIX — XX вв. на французском и русском языках. Издание второе. Москва: Изд-во «Прогресс», 1973. — 623 с.

28. Эйзин П.Е. Юлашки çroi-таман: Савасем, поэмасем, тёрленчёксем. Шупашкар: Чаваш кёнеке изд-ви, 1991. - 159 с.

29. Verlaine P. Poésies. M.: Progrès, 1977. - 316 p.1.. Произведения Г. Айги, М. Сеспеля

30. Айги, Г.Н. Как бы это громко ни звучало / Г.Н. Айги // Чаваш ен. 1994. -20-27 авг. - С. 12.

31. Айги, Г.Н. Леон Робель / Г.Н. Айги // Молодой коммунист. — 1988. 16 июня. — С. 5.

32. Айги, Г.Н. О назначении поэта / Г.Н. Айги // Разговор на расстоянии. СПб., 2001.-С. 270-271.

33. Айги, Г.Н. Подснежник среди бури: (О М. Сеспеле) / Г.Н. Айги // М. Сеспель: к 90 летию со дня рождения. - Чебоксары, 1989. - С. 3-11.

34. Айги, Г.Н. Поэзия-как-Молчание / Г.Н. Айги // Дружба народов. 1996. - №3.-С. 51-59.

35. Айги, Г.Н. Разговор на расстоянии: (Ответы на вопросы друга) / Г.Н. Айги // Лик Чувашии. 1994. - № 4. - С. 27-37.

36. Айги, Г.Н. Сон и - Поэзия / Г.Н. Айги // Лит. обозрение. - 1998. - № 5-6. -С. 10-13.---

37. Айги, Г.Н. Флоксы после «всего» / Г.Н. Айги // Лик Чувашии. — 1994. - №4.-С.41.

38. Сеспель, М.К. Поэзи чечекё Подснежник поэзии / М.К. Сеспель. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002. - 95 с.

39. Сеспель, М.К. Собрание сочинений. Издание третье, дополнительное / М.К. Сеспель. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1999. - 355 с.

40. Сеспель, М.К. Собрание сочинений: Поэзия, проза, драматургия, письма. Записи из дневника / Вст. ст. В.Г. Родионова. 2-е изд., доп. / М.К. Сеспель. -Чебоксары: Чувашек, кн. изд-во, 1989. — 526 с.

41. I. Литература о творчестве Г. Айги, К. Иванова, М. Сеспеля

42. Азарова, Н. Геннадий Айги / Н. Азарова // Арион. 2007. - № 3. - С. 15.

43. Бирюков, С.Е. Г. Айги перед лицом русского авангарда / С.Е. Бирюков // Лит. обозрение. 1998. - № 5-6. - С. 53-59.

44. Васильев, JI. В его стихах душа народа: о праздновании 120-летия со дня. рождения Константина Васильевича Иванова. / Л.В. Васильев // Советская Чувашия. 2010. - 28 мая (№ 94). - С. 1.

45. Гордеева, С. Воспоминания Поэта.: о вечере памяти народного поэта Чувашии Геннадия Айги в национальной библиотеке ЧР. / С. Гордеева // Аргументы и факты. Чувашия: еженед. газета. - 2009. — 18-24 марта (№ 12). -Прил.: С. 5.

46. Ермакова, Г. А. Айги и Бодлер: монография. / Г.А. Ермакова. Чебоксары: Новое Время, 2009. - 167 с.

47. Ермакова, Г.А. Восприятие слова Айги читателем / Г.А. Ермакова. -Чебоксары: ЦНТИ, 1996. 181 с.

48. Ермакова, Г.А. Поклон Айги / Г.А. Ермакова. Чебоксары: ЦНТИ, 1996. -117с.

49. Ермакова, Г.А. Сакральное в лирике М. Сеспеля и Г. Айги: учебно-методическое пособие / Г.А. Ермакова. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 2007. - 59 с.

50. Ермакова, Г.А. Слово Айги / Г.А. Ермакова, A.M. Ермаков. 2-е изд., испр. и доп. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. - 372 с.

51. Ермакова, Г.А. Художественно-философский мир Айги: истоки, типологические параллели / Г.А. Ермакова. М.: Изд-во ЦГЛ «Рон», 2004. - 384 с.

52. Кириллова, Р. Поэт остался свободным: о мероприятиях, приуроченных к 75-летию народного поэта Чувашии Геннадия Айги. / Р. Кириллова // Советская Чувашия. 2009. - 18 августа (№ 157). - С. 2.

53. Кириллова, Р. Слово поэта живет: о юбилейных мероприятиях, посвященных 75-летию- со дня рождения неординарного поэта и человека Геннадия Айги. / Р. Кириллова // Советская Чувашия. 2009. - 19 сентября (№ 180/181).-С. 2.

54. Классик чувашской поэзии: сб. ст., посвящ. 75-летию К.В. Иванова / коолектив авт.; Науч.-исслед. ин-т при Совмине Чуваш. АССР; под ред. Н.С. Павлова и Г.Я. Хлебникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 221 с.

55. Николаева, А.Н. Творящее Слово (о поэзии Г. Айги) / А. Чехми, Л. Хавас. -Чебоксары: б. и., 2007. 23 с.

56. Новиков, В.И. Больше, чем поэт. Мир Г. Айги / В.И. Новиков // Айги. Разговор на расстоянии. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — С. 5-14.

57. Орлицкий, Ю.Б. Айги. Материалы исследования. Эссе / Ю.Б. Орлицкий. -Москва: Вест-Консалтинг, 2006. 223 с.

58. Пагани-Чеза, Дж. Заметки по исследованию чувашского мира в поэзии Геннадия Айги / Дж. Пагани-Чеза // Лик Чувашии. 1997. - № 2. - С. 111-126.

59. Поэзия Г. Айги в оценке критиков: хрестоматия литературовед. Материалов для заоч. отд-ний фак. рус. филологии вузов. / сост. А.Н. Николаева. -Чебоксары: ЧГПУ, 2004. 46 с.

60. Революция в художественном сознании начала XX века и поэзия М. Сеспеля: материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения поэта (18 октября 1999 г., Чебоксары): В 2 кн. / Коллектив авт.;

61. Редкол.: А.А. Трофимов и др. Чебоксары: ЧГИГН, 2001. - кн. 1 -2001.-238 с.

62. Робель, Л. Айги; пер. с фр. О. Северской / Л. Робель. Москва: Аграф, 2003.-217 с.

63. Родионов, В.Г. К.В. Иванов хайлавёсен пултарулахла историйё / В.Г. Родионов. Шупашкар: Чаваш университечён изд-ви, 2000. -36 с.

64. Родионов; В.Г. Сеспель цветок земли и неба: о жизни и творчестве великого чувашского поэта Михаила Сеспеля / В.Г. Родионов. - Чебоксары: Новое Время, 2009. - 383 с.

65. Родионов, В.Г. Энергия, воплощенная в слове / В.Г. Родионов // Сеспель. Собр. соч. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 527 с.

66. Розадеева, М.А. Чистое золото молчания / М.А. Розадеева // Русская словесность. 1997. - № 3. - С. 25.

67. Сапгир, Г. Геннадий Айги / Г. Сапгир // Цирк «Олимп». 1997. - № 25. - С. 4.

68. Сергеев, С. Айги Г. Поэзия, как снег, существует всегда. / С. Сергеев // Новое литературное обозрение. 2003 - № 62.- С. 68.

69. Сироткин, М.Я. Константин Васильевич Иванов: Критико-биогр. очерк / М.Я. Сироткин. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. - 31 с.

70. Сироткин, М.Я. М.К. Сеспель: Очерк жизни и творчества: к 50-летию со дня рождения / М.Я. Сироткин. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1949. - 42 с.

71. Сироткин, М.Я. Михаил Сеспель. (очерк жизни и творчества) / М.Я. Сироткин. Чебоксары: б.и., 1969. - 43 с.

72. Смирнова, С. Айги: «Рожден я быть поэтом.»: вчера в библиотеке имени В. Давыдова-Анатри открылась выставка-портрет «Айги дал миру Снег, Овраг и Поле» / С. Смирнова // Грани (г. Новочебоксарск). 2009. - 20 августа (№ 233/ 234).-С. 1.

73. Хузангай, А.П. Вопрошание о Боге / А.П. Хузангай // Новое литературное обозрение. 2006. - № 79. - С. 217-222.

74. Хузангай, А.П. Посвящается а / А.П. Хузангай // Лик Чувашии. — 1994. № 4.-С. 39.

75. Хузангай, А.П. Поэт Айги и художники: (Опыт философской интерпретации поэтического художественного сознания) / А.П. Хузангай. — Чебоксары: Руссика: Лик Чувашии, 1998. 60 с.

76. Хузангай, А.П. Слово об Айги / А.П. Хузангай // Сов. Чувашия. 1994. - 15 окт. — С. 3.

77. Хузангай, А.П. Стихотворения Г. Айги / А.П. Хузангай // Лит. обозрение. -1983. -№ 8. -С. 88.

78. Царева, В. Поэт остался свободным: о народном поэте Чувашии Геннадии Айги. / В. Царева // Известия: газета. 2009. — 21-23 августа (№ 152). — С. 7.

79. Янечек, Дж. Геннадий Айги/ Дж. Янечек// Лит. Обозрение.- 1998 — № 5- 6-С. 41.1.. Работы по теории и истории литературы, философии; справочная и художественная литература; диссертации и авторефераты

80. Анненский, И.Ф. Книга отражений / И.Ф. Анненский. М.: Наука, 1979. -680 с.

81. Артемьев, Ю.М. Чувашская литература. / Ю.М. Артемьев. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. 238 с.

82. Бальмонт, К.Д. Горные вершины, т. 1 / К.Д. Бальмонт. М.: Скорпион, 1904. -105 с.

83. Бальмонт, К.Д. Собрание сочинений в двух томах. Том 1. / К.Д. Бальмонт. М.: Можайск-Терра, 1994. - 832 с.

84. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс. Универс: Рея, 1994. - 615 с.

85. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исслед. разн. лет / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1975. - 502 с.

86. Белинский, В.Г. Русская литература в 1843 г. Поли. собр. сочинений в 13 т., т. 8 / В.Г. Белинский. - М.: Художественная литература, 1977. — 376 с.

87. Белый, А. Луг зеленый. Книга статей / А. Белый. — М.: Альциона, 1910. 28 с.

88. Белый, А. Мастерство Гоголя / А. Белый. М., Л.: Гослитиздат, 1934. - 321 с.

89. Белый, А. Символизм / А. Белый. М.: Мусагет, 1910. - 633 с.

90. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994.-528 с.

91. Белый, А. Смысл искусства / А. Белый. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1994. — 171 с.

92. Бердяев, H.A. О назначении человека: сб. избр. работ / H.A. Бердяев; всуп. ст. П.П. Гайденко; примеч. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1993. - 380 с.

93. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. — М.: Республика, 1994.-480 с.

94. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989. - 607 с.

95. Бердяев, Н. Sub specie aetemitatis: Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906) / Н. Бердяев. СПб.: Акц. О-во Типогр. Дела, 1907. -437 с.

96. Берхер И. Поэтический принцип / И. Берхер // Берхер И. Любовь моя, поэзия. М.: Худ. лит., 1965. - С. 311 - 461

97. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. СПб.: Наука, 2007. - 389 с.

98. Блок, A.A. О назначении поэта / A.A. Блок // Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. М., Л.: Гослитиздат, 1955. - С. 347-356.

99. Блок, A.A. Собр. соч. в 8 т., т. 6 / A.A. Блок. М. - JI.: Гос. Изд-во художественной литературы, 1962. — 455 с.

100. Бодлер, Ш. Цветы зла Текст.; Обломки; Парижский сплин ; Искусственный рай ; Эссе, дневники ; Статьи об искусстве : пер. с фр. / Шарль Бодлер ; предисл. Г. Мосешвили; сост. О. Дорофеева. Москва: РИПОЛ классик, 1997. - 958 с.

101. Большой энциклопедический словарь: Мифология / С.С. Аверинцев, В.В. Иванов, Р.В. Кинжалов и др.; под ред. Е.М. Мелетинского. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. - 736 с.

102. Вернадский, В.И. Очерки и речи. Вып. 2 / В.И. Вернадский. Пг.: Научхимтеориздат, 1922. - 124 с.

103. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / Вступ. ст. И.К. Горского; сост., коммент. В.В. Мочаловой / А.Н. Веселовский. — М.: Высш. шк., 1989. 406 с.

104. Вишневский, Н.Д. Мир глазами поэта / Н.Д. Вишневский. — М.: Просвещение, 1979. 176 с.

105. Гаспаров, М.Л. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение: Проблемы сравнительной метрики / М.Л. Гаспаров // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. С. 188-209.

106. Гвоздикова, Е.О. Символ в поэзии Поля Верлена, Артюра Рембо и Стефана Малларме: диссертация кандидата филологических наук / Е.О. Гвоздикова; Воронеж, 2000.-210 с.

107. Гегель, Г. Сочинения, т. IV. / Г. Гегель. М., Л.: Соцэкгиз, 1938. - 585 с.

108. Гурмон, Р. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. Под ред. Г.К. Косикова / Реми де Гурмон. Москва: Изд-во МГУ, 1993.-512 с.

109. Жирмунский, В.М. Анна Ахматова и Александр Блок / В.М. Жирмунский // Русская литература. 1970. - № 3. - С. 63.

110. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад /

111. B.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленинград, отд., 1979. — 493 с.

112. Иванов, Вяч. Заветы символизма / Вяч. Иванов // Аполлон. — 1910. -№8.1. C. 14-15

113. Иванов, B.B. По звездам / B.B. Иванов. СПб.: Оры, 1909. - 409 с.

114. Иванов, В.В. Родное и вселенское / В.В. Иванов. М., 1994. - 143 с.

115. Иванов, В.В. Собрание сочинений. Т.2. / В.В. Иванов. — Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974.-843 с."

116. Камю, А. Бунтующий человей: Философия, политика, искусство: пер. с фр. / А. Камю. -М.: Политиздат, 1990.-415 с.

117. Карко, Ф. Верлен: Роман: Пер. с фр. / Франсис Карко. СПб.: Искусство, 1999.-229 с.

118. Комиссаров, Г.И. О чувашах: Исследования. Воспоминания. Письма. Дневники / Сост. и примеч. В.Г. Родионова; Предисл. Л.П. Куракова / Г.И. Комиссаров. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 528 с.

119. Конрад, Н.И. Проблемы современного сравнительного литературоведения: Запад и Восток: ст. / Н.И. Конрад. М.: Главная редакция восточной литературы, 1972. - 495 с.

120. Косиков, Г.К. Поль Верлен (1844-1896) // Верлен П. Три сборника стихов / Verlaine P. Trois recueils de poésies / Сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Радуга, 2005.-С. 5-10

121. Краткая литературная энциклопедия / Под ред. A.A. Суркова. М.: Советская энциклопедия, 1975. - 1040 с.

122. Кристиан, Д. Символисты и декаденты / Д. Кристиан; Пер. с англ. Т.М. Боднарук. Москва: Искусство, 2000. - 40 с.

123. Курмилев П. В. Трагические мотивы в китайской и японской традиционной культуре // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: №1 (18): Научный журнал. СПб., 2006 (2 октября). - С. 63 - 66.

124. Лебедев, A.A. Эстетические взгляды A.B. Луначарского. Очерки / A.A. Лебедев. — М.: Искусство, 1962. 247 с.

125. Лисина, E.H. Живые страницы / E.H. Лисина // Литературное обозрение. — 1998.-№5-6.-С. 23-38.

126. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.

127. A.Н. Николюкина. — М.: НПК «Интервал», 2001. — 1600 стб.

128. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопр. лит. 1968. - № 8. - С. 74-87.

129. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. - 206 с.

130. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев // Самое само: Соч. М.: ЭКСМА-Пресс, 1999. - 1023 с.

131. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 479 с.

132. Лосев, А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. -М.: Искусство, 1976. 367 с.

133. Лосев, А.Ф. Самое само / А.Ф. Лосев // Самое само: сочинения. — М.: ЭКСМА-Пресс, 1999. 1023 с.

134. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970.-383 с.

135. Луначарский, A.B. История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах. Часть II Изд. 2-ое испр. / A.B. Луначарский. — М.: Госизд, 1930.-224 с.

136. Мережковский, Д.С. Мистическое движение нашего века // Эстетика и критика: В 2 т. — М., 1994. — Т. 1

137. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Литературные манифесты: От символизма до «Октября» / Сост. Н.Л. Бродский и Н.П. Сидоров. М.: Аграф, 2001. - 384 с.

138. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Эстетика и критика. — М.: Издательство «Искусство», 1994.-672 с.

139. Метерлинк, М. Полн. Собр. соч.: В 6 Т., Т.З. / М. Метерлинк. М.: изд.

140. B.М. Саблина, 1905. 248 с.

141. Мифы народов мира. Энциклопедия, под ред. С.А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т.2 - 672 с.

142. Михайловский, Б.В. Символизм // Русская литература конца XIX — начала XX в. 1901-1907 гг.-М.: Наука, 1971.-592 с.

143. Мореас, Ж. Манифест символизма / Ж. Мореас // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Т.1. / сост. Н. П. Михальская, под ред. Б. И. Пурищев, Н. П. Михальская. Москва : Просвещение, 1981. - 638 с.

144. Морис, Ш. Литература нынешнего дня // Поэзия французского символизма. -М., 1993.-231 с.

145. Некрасова, И.М. Тишина и молчание: миросовершенство и самовыражение// Процессы музыкального творчества. Вып. 6. / И.М. Некрасова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. - С. 265 - 271

146. Нижников, С.А. Проблема духовного в зап. и вост. культуре и философии / С. А. Нижников. -М.: Изд-во РУДН, 1995. 181 с.

147. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла: К генеалогии морали / Предисл. Н.В. Рожкина / Ф. Ницше. Минск: Беларусь, 1992. - 333 с.

148. Обломиевский, Д.Д. Французский символизм / Д.Д. Обломиевский. — М.: Наука, 1973.-303 с.

149. Павлова, C.B. Лирические тенденции в чувашской прозе 50-80 — х годов XX века в контексте русской литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук / C.B. Павлова. Чебоксары, 2009. - 24 с.

150. Пастернак, Б.Л. Об искусстве: «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве / Б.Л. Пастернак. М.: Искусство, 1990. — 399 с.

151. Пастернак, Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. / Б.Л. Пастернак. М., Т. 4. - 1991. - 681 с.

152. Переверзев, В.Ф. Против механического литературоведения / В.Ф. Переверзев. — М.: изд-во Комакадемии, 1930. — 51 с.

153. Полная хрестоматия русской поэзии для школьников и студентов в 2 т. / Сост. И. Мизинина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - Т.2. - 975 с.

154. Поляков, M. В мире идей и образов / М.В. Поляков. М.: Сов. Писатель; 1983.-366 с.

155. Птифис, П. Верлен / П. Птифис. Москва: Молодая гвардия, 2002. - 488 с.

156. Русская поэзия XIX-XX веков. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд-во ACT», 2003. - 830 с.

157. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1950. - С. 319-344.

158. Серебряный век: Поэзия. Критика. Хрестоматия по истории русской литературы конца IX начала XX века: Учеб. пособие / Сост. JI.B. Ляпаева, И.П. Яковлева; Под ред. Е.В. Владимирова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. -276 с.

159. Сироткин, М.Я. Очерк истории чувашской советской литературы / М.Я. Сироткин. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. - 352 с.

160. Скворцова, О.В. Основные литературно-стилевые тенденции в чувашской лирике второй половины XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Скворцова. Чебоксары, 2009. - 27 с.

161. Соловьев, B.C. Сочинения в 2-х томах / B.C. Соловьев М.: Мысль, 1990. -892 с.

162. Соловьев, B.C. Чтения о Богочеловечестве.; Статьи; Стихотворения и поэма / B.C. Соловьев СПб.: Худож. лит., 1994. - 527 с.

163. Соловьев, B.C. Pro et contra / B.C. Соловьев // Антология. СПб.: РХГИ, 2000. - 89ГсТ

164. Сологуб, Ф.К. Искусство наших дней / Ф.К. Сологуб // Русская мысль. -1915.-№ 12.-С . 41

165. Сологуб, Ф.К. Мудрость / Ф.К. Сологуб — Л.: Советский писатель, 1968. -Т. 2.-106 с.

166. Успенский, П.Д. Внутренний круг / П.Д. Успенский. СПб.: типография Спб. Т-ва Печ. и Изд. дела "Труд"., 1913. - 149 с.

167. Французский символизм: Драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма / сост. В. Максимова. СПб.: Гиперион: Гуманитар, акад., 2000. - 480 с.

168. Хазен-Леве, А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А. Хазен-Леве, Пер. с нем. С. Бромерло, А.Ц. Масевич и А.Е. Барзах. СПб.: Акад. Проект, 1999. - 508 с.

169. Хайдеггер, М. Время и бытие: Ст. и выступления / Сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 445 с.

170. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990. -№ 7. - С. 140-176.

171. Хлебников, Г.Я. Современная чувашская литература / Г.Я. Хлебников. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. 183 с.

172. Шахматова, Е. Оправдание мистицизма: Россия и Европа в зеркале Востока / Е. Шахматова // Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сб. ст. М., 2000. 47-75 с.

173. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Собр. соч. в пяти томах, Т. I. / А. Шопенгауэр. М.: Московский клуб, 1992. - 216 с.

174. Шюре Э. Великие посвященные: очерк эзотеризма религий /пер. с фр. М.: Пилигрим-Пресс, 2004. - 441с.

175. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Республика, 1994.-528 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.