Творчество и международная общественная деятельность архитектора Г. М. Орлова: Проблема преемственности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Орлов, Георгий Михайлович

  • Орлов, Георгий Михайлович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 394
Орлов, Георгий Михайлович. Творчество и международная общественная деятельность архитектора Г. М. Орлова: Проблема преемственности: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2002. 394 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Орлов, Георгий Михайлович

Введение.

Первая

глава. Основные приемы профессиональной деятельности.

Г.М. Орлова, развивающие традиции конструктивизма (на примере проектов гидростанций и градостроительных комплексов)

1.1. Проектирование гидростанций: поиски новых приемов в архитектурном формообразовании.

1.1.1. Днепровская гидроэлектростанция: преемственность второго этапа проектирования (послевоенное восстановление гидроузла).

1.1.2. Первый этап проектирования Каховской ГЭС: тектоника стены и поиски образа.

1.1.3. Братская ГЭС: масштаб пространства стены.

1.2. Градостроительные проекты: поселки - «соцгорода» при промышленных комплексах и гидростанциях.

1.2.1. Соцгород Запорожье - реальное строительство.

1.2.2. Жилой поселок Чирчикстроя - создание единого проектного решения промышленных производств и жилого поселка.

1.2.3. Комплексный жилой район под Москвой для сотрудников центрального аэрогидродинамического института ЦАГИ.

Выводы к первой главе.

Вторая

глава. Деятельность Г.М. Орлова в структурах

Союза Архитекторов СССР (СА СССР) и Международного

Союза Архитекторов (МСА).

2.1. Съезды Союза Архитекторов СССР, участие Г.М. Орлова в работе съездов.

2.2. Конгрессы Международного Союза Архитекторов, в работе которых принимал участие Г.М. Орлов.

2.3. Международные архитектурные конкурсы под эгидой

МСА и участие в них советских архитекторов.

Выводы ко второй главе.

Третья

глава. Приемы конструктивизма в творческом наследии и последующей общественной деятельности Г.М. Орлова: проблемы преемственности.

3.1. Проблема нового: функция, материал, технология, конструкции, формообразование.

3.2. Комплексность единого архитектурного решения.

3.3. Содержание профессиональной деятельности архитектора с учетом развития творческих идей конструктивизма.

3.4. Взаимодействия отечественного и зарубежного опыта.

3.5. Развитие метода работы конструктивистов в послевоенной архитектуре: роль педагогики и просветительства.

Выводы к третьей главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество и международная общественная деятельность архитектора Г. М. Орлова: Проблема преемственности»

Актуальность исследования. В диссертации предпринята попытка реконструировать тот пласт творческого наследия архитектора Г.М. Орлова, который позволяет понять как соотносится его творчество с многолетней деятельностью в общественных организациях: Союзе Архитекторов СССР (СА СССР) и Международном Союзе Архитекторов (МСА).

Г.М. Орлов - пока единственный представитель нашей страны, избиравшийся Президентом МСА (1972-1975гг.), а перед этим Вице -президентом (1967-1969гг.), Первым Вице - президентом (1969-1972гг.), что формирует уникальную ситуацию для анализа взаимоотношений и предъявления за рубежом собственного творчества архитектора и его понимания содержания и сути архитектурного профессионализма в условиях неоднократно менявшейся за эти годы творческой направленности в советской архитектуре.

Реконструкция диалога между СА СССР и МСА позволяет более полно представить ещё одну грань взаимодействия советской архитектуры с международным опытом зодчества в третьей четверти XX века; понять различные формы участия советских архитекторов в деятельности МСА в годы активной работы в его структурах Г.М. Орлова, выявить суть несовпадений взглядов на архитектуру и осмыслить разность понимания содержания архитектурного профессионализма у нас в стране и аккумулируемого в МСА, что особенно наглядно проявилось в работе его (МСА) конгрессов.

Состояние проблемы. Архитектура советского времени на рубеже XX и XXI веков стала объектом исторических исследований, что сделало, в частности, актуальным и методически важным, с одной стороны, исследование наследия более широкого круга мастеров архитектуры различных периодов советской истории, а с другой - анализ соотношения советской архитектуры и международного контекста зодчества на различных этапах истории архитектуры XX века.

Творческое наследие архитектора Г.М. Орлова (1901-1985гг.) - весьма удачный объект исследования, в границах которого можно проследить, как творческие подходы, воспринятые им в практике профессиональной работы конструктивизма, во-первых, драматично соотносились с периодически менявшейся творческой направленностью советской архитектуры; во-вторых -реализовывались в его общественной деятельности, и внутри страны, и за рубежом.

Изучение наследия архитектуры первого периода истории советской архитектуры активизировалось с самого начала 1960-х годов в работах К.Н. Афанасьева, A.B. Иконникова, A.A. Стригалева, В.Э. Хазановой, С.О. Хан-Магомедова, которые начали с тщательного исследования и введения в научный обиход многочисленных и разнообразных фактов из творческого наследия, в первую очередь, лидеров архитектуры тех лет. С этой работой совпало по времени и начало активной деятельности Г.М. Орлова на выборных должностях в МСА. Выступая на различных кворумах этой организации, он мог (и активно пользовался этим) раскрывать содержание и творческие устремления конструктивистов, учеником, сотрудником и последователем которых (в первую очередь В.А. Веснина) он считал себя всю жизнь.

Позднее круг исследователей истории советской архитектуры существенно расширился. Творческому наследию отдельных мастеров архитектуры и различным аспектам взаимоотношений мастеров отечественной и зарубежной архитектуры посвящены также работы О.И. Адамова, И.А. Азизян, М.И. Астафьевой-Длугач, Ю.П. Волчка, А.П. Гозака,

A.B. Иконникова, A.M. Журавлева, И.А. Казуся, A.B. Кафтанова, И.В. Коккинаки, Ю.Л. Косенковой , A.B. Рябушина, Т.Н. Самохиной,

B.JI. Хайта, И.В. Чепку новой, И.С. Черединой, O.A. Швидковского, И.В. Шишкиной, А.Н. Шукуровой, Г.Н. Яковлевой, Ю.С. Яралова и др. исследователей, чьи работы приводятся в списке литературы к данной диссертации.

Имя Г.М. Орлова и анализ отдельных фрагментов из его творческого наследия упоминаются во всех без исключения обобщающих работах по истории советской архитектуры. В первую очередь, как одного из авторов Днепрогэса - памятника архитектуры, других гидростанций (Каховская ГЭС, Братская ГЭС), а также как одного из лидеров промышленной архитектуры и участника проектирования поселков - «соцгородов» при промышленных предприятиях: соцгород Б. Запорожье, жилой поселок Чирчикстроя, комплексный жилой район для сотрудников ЦАГИ под Москвой.

Французский исследователь Анатоль Копп (Anatole Kopp) в изданной в Париже в 1967 году книге «Ville et revolution. Architecture et urbanisme sovietiques des annees vingt» посвящает шестую главу изложению истории проектирования и строительства Днепрогэса, в седьмой главе автор рассказывает о возведении «соцгорода» Б. Запорожье.

Истории советской архитектуры посвятили свою книгу чешские искусствоведы Юрий Крона (Jiri Krona) и Юрий Хруза (Jiri Hruza). В своей книге «Sovetska architektonicka avantgarda» (1973г), на контрасте с фундаментальным освещением течений в архитектуре 20 - 30-х годов и творческой судьбы активных участников событий тех лет, упоминают об Г.М. Орлове только в списках авторских коллективов разных сооружений и проектов, в эпизодах некоторых исторических событий исследуемого периода.

В 1974 году выходит в свет объемная книга очерков о советско -болгарской дружбе «Брат для брата», где в числе прочих статей есть текст Е. Рябчикова «Зодчий», в котором рассказана история строительства Днепрогэса, в том числе и о работе Г.М. Орлова совместно с академиком В.А. Весниным.

В целом ряде диссертаций по проблематике промышленной архитектуры, есть упоминания об Орлове. «Особенности объемно-пространственного решения ансамблей речных гидроузлов с арочными плотинами» (1973г.) диссертационная работа В.M. Серебрянского, в которой на основании анализа 126 гидроузлов в 23 странах мира впервые выявлены и систематизированы инженерные факторы, влияющие на формирование ансамблей гидроузлов. В том числе, среди исследуемых объектов анализируются сооружения, в проектировании и строительстве которых принимал участие Г.М. Орлов. Диссертация Е.С. Матвеева «Каскад Днепровских гидроузлов» (1969г.) в основных своих положениях базируется на исследовании Днепровской ГЭС (главы основного текста работы описывают также проекты Каховской и Кременчугской ГЭС).

О международной деятельности Г.М. Орлова опубликовано крайне мало материалов. В основном, это цикл интервью с Г.М. Орловым М.И. Астафьевой-Длугач и ряда корреспондентов центральных газет, опубликовавших их при жизни архитектора, а также выступления по радио и телевидению (перечень всех этих публикаций приводится в приложении №1 к диссертации).

В Париже в 1998 году издается книга Pierre Vago. L, UIA 1948-1998. Les Editions de L.Epure, в которой изложена история возникновения и развития Международного Союза Архитекторов, рассмотрены материалы конгрессов, ассамблей и советов, обзорно рассказывается о всех президентах МСА, в том числе и первом Президенте МСА из Советского Союза - Г.М. Орлове. Как с сожалением констатировал в частной беседе Пьер Ваго (Pierre Vago): небольшой объем книги не позволил включить в нее более подробный материал, в том числе и о деятельности Георгия Михайловича на посту Президента МСА. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве опубликованных работ, где есть информация об архитекторе Орлове, в основном рассматриваются общие вопросы развития истории архитектуры, либо творчество мастеров того времени, его современников.

К монографическим работам о Г.М. Орлове можно отнести неопубликованную рукопись М.И. Астафьевой-Длугач (1979г.), в которой сделана попытка ещё при жизни Георгия Михайловича и с его участием, систематизировать его творческое наследие и подвести первые итоги общественной деятельности, а также каталог юбилейной выставки к 100-летию Г.М. Орлова, подготовленный с участием автора диссертации в 2001 году.

Круг проблем преемственности сложился в исследовании из пяти основных для Г.М. Орлова тем: проблема нового, реализуемая по его мнению (убеждению) через поиски нового в осмыслении функции, материала, технологий, конструкций, архитектурного формообразования; проблема комплексности единого архитектурного решения; содержания архитектурного профессионализма: объемлет, в первую очередь, осмысление и практическое решение вопросов качества проектирования и строительства; организации проектирования, отвечающей стремлениям своего времени, условиям архитектурно - строительной деятельности и др.; взаимосвязь отечественного и зарубежного опыта, как самостоятельный и весьма важный для развития возможностей архитектурного творчества фрагмент архитектурного профессионализма в нашей стране; проблемы педагогики, взаимоотношений «старших и младших» в архитектуре для обеспечения преемственности, сохранения духа и методических приемов конструктивизма в более позднем, и вновь нарождающемся в 60-е годы XX века опыте отечественной архитектуры.

По устоявшемуся на сегодня мнению исследователей архитектуры советского авангарда, основой для формирования конструктивизма в советской архитектуре начала 20-х годов стало творчество братьев Весниных. Ключевыми в формообразовании стиля были проекты Дворца труда в Москве (1923г.), Московского отделения «Ленинградской правды» (1924г.), конкурсные проекты зданий акционерного общества «Аркос» (1924г.) и Центрального телеграфа и радиоузла в Москве (1925г.), в которых шел поиск архитектурного языка нового течения, поднимались вопросы композиции, архитектурной выразительности. Веснины вводят в композицию крайне простые, ясные геометрические формы, масштаб сооружения подчинен общему архитектурно -планировочному решению. Фасадная плоскость решается более лаконичными, простыми приемами. Выразительность визуального восприятия и функционализм плана доминировали в ранних проектах. В январе 1923 года выходит книга признанного теоретика конструктивизма М.Я. Гинзбурга «Ритм в архитектуре», в которой поднимаются вопросы значимости ритма в формировании зодчества.

Рассматривая проекты здания «Аркос», Центрального телеграфа, универсального магазина в Москве на Неглинной ул., можно выявить модульное чередование под прямым углом линий остекления, и в отдельных случаях каркаса здания, как определенный базовый ритмический рисунок фасадной плоскости. Логика рассуждений Весниных была во многом схожа с их современником Гинзбургом, говорившем о том, что ритмическое построение архитектурного произведения во многом выявляет его сущность. «Задача современной архитектуры: отыскать те элементы, формы и законы их сочетаний, в которых проявится ритмическое биение наших дней» [ 53, 116с.].

Изучение и введение в научный обиход материалов, отражающих деятельность Г.М. Орлова в СА СССР и МСА, во взаимосвязи с его творческим наследием позволяет выявить уникальность профессиональной биографии Георгия Михайловича и создать необходимые основания для воссоздания творческого портрета Орлова, объективно соответствующего его месту и роли в истории советской архитектуры.

Цель исследования. Реконструировать профессиональную биографию архитектора Г.М. Орлова и на этой основе выявить преемственность принципов, развивавшихся им как в творчестве, так и в общественно-профессиональной деятельности, в том числе и в международной деятельности, а также в педагогике.

Задачи: Воссоздать целостную картину творчества и общественной деятельности Г.М. Орлова с привлечением для этого вновь вводимых в научный обиход материалов исследования (рукописи статей, варианты текстов выступлений на конгрессах, ассамблеях и исполкомах МСА и др.), а также эскизы и варианты проектных, творческих работ Георгия Михайловича.

Выявить роль и значение Г.М. Орлова в деятельности различных выборных органов СА СССР и МСА.

Собрать в единое целое и проанализировать содержание, структуру и формы деятельности МСА в те годы, когда в его работе принимал участие Г.М. Орлов (с 1963 по 1975гг.).

Выявить основные творческие подходы к содержанию архитектурного профессионализма, принятые Г.М. Орловым в годы его учебы на архитектурном отделении в МВТУ и совместной работы с В.А. Весниным и другими участниками ОСА, проанализировать их сохранение и развитие в деятельности Орлова в МСА в последующие годы.

Реконструировать педагогическую деятельность Г.М. Орлова на кафедре промышленной архитектуры в МАРХИ в 1960-е-80-е годы.

Объект исследования. Профессиональная биография архитектора Г.М. Орлова, объединяющая его творчество и последующую общественно-профессиональную, в том числе и международную, деятельность, в контексте развития отечественной и зарубежной архитектуры XX века.

Предмет исследования. Профессиональные подходы, сформировавшиеся в архитектурном методе конструктивистов и их преемственность в творчестве, обшественно-профессиональной и педагогической деятельности Г.М. Орлова.

Границы исследования.

Хронологические - объемлют период с середины 1920-х годов до середины 1980-х. В эти годы, на фоне неоднократного изменения творческой направленности в отечественной архитектуре, прошли творчество, общественная и педагогическая деятельность Г.М. Орлова. и

Географические — включают в себя не только различные города и регионы бывшего СССР, в которых работал и для которых проектировал Г.М. Орлов, но и большое число стран Восточной и Западной Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки, в которых он побывал и принимал участие в работе различных миссий МСА, что создает уникальную возможность для сопоставления логики развития отечественной и зарубежной архитектуры на различных этапах зодчества в XX веке;

Типологические границы представления о профессиональной биографии Г.М. Орлова расширяются в работе, благодаря введению в научный обиход большого числа новых материалов, как из творческой практики архитектора, так и характеризующих его общественную, в том числе и международную, деятельность.

Материалы и методы исследования - наряду с известными творческими работами Г.М. Орлова и опубликованными материалами, отражающими его общественную деятельность, в работе использованы неизвестные и малоизвестные графические материалы (эскизы, чертежи), фотодокументы, а также сохранившиеся в рукописях и машинописях (на русском, французском, английском языках) тексты статей, выступлений в период его деятельности в МСА (в том числе и варианты их, что позволяет проследить за его мыслью), материалы из Государственных архивов, архивов СА СССР и МСА, а также личных архивов, в том числе: семьи Г.М. Орлова, арх. М.Н. Шишкина, арх. Н.И. Домшлак, арх. К.К. Князевой и др.

Большую роль в подготовке текста диссертации, уточнения связи творческого наследия Георгия Михайловича и его общественной деятельности сыграли написанные к 100-летию со дня его рождения воспоминания об Орлове П. В aro (Pierre Vago), Джай Раттан Баллы (Jai Rattan Bhalla), И.А. Азизян, В.Н. Белоусова, Ю.П. Гнедовского, JI.K. Кабановой, Б.И. Левина, В.В. Орельского, Ю.П. Платонова, В.В. Побуковской, В.Л. Хайта, И.В. Хохловой, И.В. Шишкиной, М.Н. Шишкина.

Более точная картина деятельности Г.М. Орлова в Международном Союзе Архитекторов стала возможной благодаря переводу на русский язык с французского более 200 страниц документов и материалов о деятельности МСА.

На основе работы по воссозданию профессиональной биографии Г.М. Орлова создается исследовательская база для сравнительного анализа и выявления проблем преемственности творческих подходов конструктивизма в творчестве Г.М. Орлова и его последующей общественной деятельности. Одной из важных для автора особенностей методики данного исследования был показ творчества и общественной деятельности Г.М. Орлова в последовательно меняющемся контексте как отечественной архитектуры, так и на материале зарубежного опыта архитектуры, что позволяет наглядно показать, с одной стороны, соответствие современной ему архитектуры и особенностей творчества Георгия Михайловича, а с другой, показать те работы советских архитекторов, которые Г.М. Орлов настойчиво предъявлял на международной сцене как очевидно достойный, с его точки зрения, вклад отечественной архитектуры в развитие зодчества в 1960-е-70-е годы.

Научная новизна работы состоит в том, что на основе вводимых в научный обиход материалов, впервые реконструируется профессиональная биография архитектора Г.М. Орлова, совмещающая творчество и последующую общественно-профессиональную и педагогическую деятельность.

В работе впервые показана преемственность профессиональных подходов творческого метода конструктивистов, определившая особенности профессиональной биографии Г.М. Орлова.

На защиту выносятся:

- реконструкция профессиональной биографии Г.М. Орлова;

- исследование сохранения и развития творческих подходов метода конструктивизма, бережно и целенаправленно пронесенных

Г.М. Орловым через все свое творчество, и реализованных в его общественно-профессиональной, в первую очередь международной, деятельности и в педагогике.

Научное и практическое значение диссертации. Результаты исследования дают объективное основание для более внимательного отношения к творческому наследию и результатам общественной деятельности Г.М. Орлова при подготовке обобщающих трудов по истории советской архитектуры и учебных курсов в архитектурных, архитектурно-строительных и искусствоведческих вузах, а также в работе по сохранению его творческого наследия. Самостоятельное значение результаты и материалы этой диссертации могут иметь и для подготовки более полного исследования деятельности МСА, с учетом вклада в нее работы одного из его Президентов -Г.М. Орлова.

Апробация и внедрение результатов исследования. В рамках работы подготовлена и проведена персональная выставка к столетию со дня рождения архитектора Г.М. Орлова в Союзе архитекторов России (в ЦДА) в г. Москве в 2001г., к которой был подготовлен каталог основных работ архитектора, с привлечением ранее не публиковавшихся графических материалов и фотографий из личного архива семьи Орловых. В 2000г. в Москве в ЦДА была организована выставка архитектора И.Т. Орловой-Купецио (работавшей с Орловым с 1934 по 1950г.), к экспозиции был также выпущен иллюстративный каталог основных работ. На международной научной конференции в Москве в дни 100-летия со дня рождения И.И. Леонидова (февраль 2002г.), автор представил доклад на тему сравнения проектов соцгородов двух архитекторов Г.М. Орлова и И.И. Леонидова.

В печати основные положения диссертации опубликованы в журнале «Вести Союза Архитекторов России» №11 2002г. - статья «Плоскость и пространство композиции: первый этап проектирования Каховской ГЭС»

Н.Г. Орлова 20%, Г.М. Орлов 80%), газете «Автограф» №4 2002г. - статья «Три поселка», газете «Автограф» №5 2002г - статья «Профессор», журнале «Проект России» - статьи «Идеи соцгорода Магнитогорска и соцгорода Запорожье (6-й капитальный поселок) на примере работ И. Леонидова и Г. Орлова - «Проект и реализация» и «Соцгород Запорожье - реальное строительство» (в печати).

Структура работы: диссертация представлена в одном томе, в который вошли основной текст исследования на 151 стр., библиография, 8 приложений на стр. с 161 по 375, где собраны ранее не публиковавшиеся текстовые и графические материалы, дополняющие сведения о профессиональной биографии Г.М. Орлова: о творческом наследии архитектора, его публикациях и рукописях, в том числе и в рамках общественной деятельности в СА СССР и МСА; полный список творческих работ, публикаций и рукописей Г.М. Орлова, иллюстрации и 12 суммарных графических таблиц, реконструирующих профессиональную биографию Г.М. Орлова и преемственность творческих подходов конструктивизма в творчестве архитектора и его последующей общественной деятельности.

Концепция работы.

В рамках работы определена область исследуемого: творческое наследие Георгия Михайловича Орлова, его профессиональная, в том числе и его общественная деятельность. Наследие братьев Весниных, сформулировавших в своих работах, в числе немногих лидеров советского авангарда, основы конструктивизма, оказало глубинное влияние на отношение к профессии и творчество Г.М. Орлова, проявившееся не в прямом цитировании отдельных деталей или механическом копировании приемов архитектурного формообразования, а в сходном ощущении контекста времени и понимании того, что объединяется термином «современная архитектура», в глубинной связи зодчего с философией конструктивизма, этому способствовало многолетнее сотрудничество с Виктором Александровичем Весниным. Г.М. Орлов будучи его учеником, а в дальнейшем другом и соавтором многих проектов мастера, на протяжении всей своей жизни сохранял и развивал идеи того понимания и отношения к архитектуре, что были заложены в нем учителем.

В исследовании было важно выявить и показать, что изменилось, если это произошло, в отношении Орлова к содержанию архитектурного профессионализма в дальнейшем, или оно осталось неизменным. Принятая в диссертации форма показа результатов этого, по сути основного для работы раздела исследований в сопоставлении с отечественным и зарубежным контекстом (см. иллюстративные таблицы) наглядно доказывает, что не только не изменилось, но скорее наоборот, Г.М. Орлов на международных кворумах МСА был более определенен и откровенен в демонстрации своей приверженности идеям конструктивизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Орлов, Георгий Михайлович

Заключение.

Данная работа это не монография и не творческий портрет архитектора Георгия Михайловича Орлова - это попытка ответить на вопрос: как взаимодействует творческое наследие, достаточно известное (хотя и не до конца, поэтому вводятся в научный обиход новые материалы) и последующая общественная деятельность архитектора.

Цель данного исследования - проследить как увязывается творчество архитектора, развивающее творческие интенции, формировавшиеся в период работы Орлова в объединении ОСА и годы дружбы и сотрудничества с Виктором Александровичем Весниным, и его последующая работа в СА СССР и МСА.

Г.М. Орлов был одним из немногих советских архитекторов, представлявших интересы нашей страны за рубежом, (1967-1969гг. Вице -президент МСА, 1969-1972гг. Первый Вице - президент МСА, 1972-1975гг. Президент МСА). До Орлова советскую архитектуру на международной арене представляли К. Алабян (в 1948г. - член временного подготовительного комитета МСА), Н. Баранов (1948-1953гг. - один из Вице - президентов МСА), А. Мордвинов (1953-1957гг. - Вице - президент МСА), П. Абросимов (1957

1961гг. - член исполнительного комитета), В. Бутузов (1961-1963гг. - член исполнительного комитета).

В ходе работы Георгия Михайловича на занимаемых им должностях в структурах МСА, он имел возможность представлять на Западе советскую архитектуру на самых различных уровнях. Важнейшим аспектом его общественной деятельности была возможность знакомить зарубежных коллег с теми идеями в архитектуре, которые он развивал в своем творчестве и в соответствии с этим, какую архитектуру своих соотечественников Орлов представлял на мировом уровне.

В работе над диссертацией выяснилось, что участие в международных общественных организациях, в МСА - подчеркнуто индивидуальное, личное дело каждого из его участников, тем более в роли ее лидера или одного из них. Это делает международную общественную деятельность самоценной составляющей профессиональной жизни архитектора, тесно связанной с его творчеством. И то обстоятельство, что творческие интересы Г.М. Орлова всю жизнь были сосредоточены в основном в границах «промышленной архитектуры», позволяло ему находиться на определенной дистанции от эпицентра драматических событий, связанных с радикальными и регулярными изменениями в творческой направленности в советской архитектуре. Но благодаря этому, оказались возможны последовательная позиция Г.М. Орлова и его нескрываемо позитивное отношение к наследию 20-х годов и в более позднее, весьма неблагоприятное для этого наследия, время.

Уникальность профессионального опыта Г.М. Орлова проявляется именно в том, что имея возможность выбора, а пребывание на высоких общественных постах в стране и за рубежом, казалось бы, этот выбор «подсказывает», предопределяет, он сохранил, и весьма органично, и в творчестве, и в своей общественной и педагогической деятельности развивал идеи архитектурного профессионализма, созвучные воспринятым им в совместной работе с коллегами по ОСА (в число учредителей которого входил Орлов). Уместно вспомнить, что Георгий Михайлович был в редколлегии журнала СА. Такая последовательность в отношении к наследию конструктивизма, растянувшаяся практически, на 60 лет, позволяет говорить о преемственности целей в творчестве и общественной деятельности архитектора.

Эти соображения создали предпосылки для выявления в творческом наследии Г.М. Орлова круга проблем, создающих устойчивые основания для сохранения, развития и обеспечения преемственности идей конструктивизма, и в более позднее время, независимо от постоянно меняющихся условий для архитектурного творчества, в том числе и весьма драматических событий, сопровождавших каждое изменение творческой направленности в архитектуре.

Публикации, рукописи, варианты статей, выступлений, официальных докладов, написанных и подписанных Г.М. Орловым, максимально тщательно собранные в работе, по материалам, в основном личных архивов, проанализированы и структурированы в исследовании в два блока. Первый -статьи и выступления Г.М. Орлова с 1934 по 1961 год, т.е. после первого для него изменения творческой направленности в отечественной архитектуре, и до первой серьезной работы в структурах международных общественных организаций (1961г. - Орлов руководитель советской делегации в Лондоне, на VI Конгрессе МСА, тема которого: Новая техника и новые материалы). Второй блок - работы после 1961 года, т.е. в период работы Георгия Михайловича в МСА.

В работе показано, что Г.М. Орлов сумел так интерпретировать «пять принципов конструктивизма», что ему удалось сформулировать пять основных приемов профессионального мышления и деятельности, учитывающих, сохраняющих и развивающих традиции конструктивизма: проблема нового, комплексность единого архитектурного решения, содержание профессиональной деятельности архитектора с учетом развития творческих идей конструктивизма, необходимость взаимодействия отечественного и зарубежного опыта, развитие метода работы конструктивистов в педагогике и просветительстве. Они были пронесены архитектором через все его творчество и в более поздние годы - в общественной и преподавательской деятельности.

Надо отметить, что в работе исследовать и реконструировать в интерпретации Г.М. Орлова творческие идеи конструктивизма (на материале рукописей, машинописей статей, черновиков выступлений, многочисленных эскизов, предваряющих проектные решения различных объектов, которые удалось обнаружить в архиве семьи Г.М. Орлова, других личных и государственных архивах, архивах СА СССР и МСА) оказалось возможным только благодаря его пунктуальности и организованности. Г.М. Орлов собирал и хранил буквально все черновики, многочисленные варианты текстов и другие материалы, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.

Анализ данного материала показал, что Орлов последовательно (особенно это наглядно видно при сопоставлении различных вариантов в работе над каким-либо текстом статьи, выступления, доклада), работал над выявлением тех правил архитектурного творчества, которые были для него ключевыми.

Необходимо оговориться: безусловно, Георгий Михайлович в своих статьях и выступлениях, особенно в МСА, поднимал не только эти пять проблем архитектуры, но именно они были для него основополагающими. Они прошли через все его творчество в 1930-е-50-е годы, в радикально изменившихся условиях профессиональной деятельности, и в 1960-е-70-е годы - годы работы Г.М. Орлова в Союзе Архитекторов СССР и Международном Союзе Архитекторов, во вновь поменявшейся ситуации в творческой направленности отечественной архитектуры.

Закономерно, что Георгий Михайлович реализовался именно как «промышленный архитектор», как и многие из его единомышленников -конструктивистов, так как здесь, в этой области можно было более внятно реализовать и сохранить свои взгляды на законы формообразования, сформулированные конструктивизмом.

Ключевые проблемы, которые Орлов выявлял и осмысливал в своей профессиональной деятельности, рассматривались им и в общественной работе в СА СССР и МСА. Георгий Михайлович выступал сначала с инаугурационными речами, а потом и с основными докладами на различных конгрессах, ассамблеях, исполкомах, заседаниях рабочих групп, в которых Орлов рассматривал те же вопросы и проблемы, которых он обсуждал с коллегами из Союзных республик СССР. Но за рубежом удавалось более определенно и явно раскрывать свое понимание проблем преемственности в творчестве.

В работе было важно показать, что в начале 60-х годов началось последовательное изучение наследия конструктивизма и представление этого течения за рубежом и в нашей стране. Орлов в это время занимал содержательную «нишу», уникальную тем, что имел должностные возможности представлять на Западе наследие конструктивизма, выступая в различных странах мира, в том числе на самых высоких профессиональных форумах.

Георгий Михайлович приложил достаточно много усилий, чтобы наши архитекторы активно участвовали в деятельности МСА, в том числе - в международных архитектурных конкурсах. И не просто участвовали, а получали премии, дипломы, тем самым достаточно представляя советскую архитектуру на мировой арене.

В педагогической деятельности, Георгий Михайлович последовательно говорит о тех же проблемах, что и в своей профессиональной и общественной работе, конечно, в соответствии с контекстом нового времени.

Симптоматично, что дипломный проект Орлова - это завод серной кислоты - промышленный объект. И в последующем, основные работы зодчего напрямую связаны с промышленной архитектурой. В этой логике понятна работа Орлова в Московском архитектурном институте, именно на кафедре промышленной архитектуры. Он делал вместе со студентами проекты атомных станций - абсолютно новое направление в архитектуре и строительстве в 60-е годы. По сути Георгий Михайлович стал для своих студентов тем, кем для самого Орлова был Виктор Александрович Веснин.

Таким образом, в работе прослеживается вполне определенная закономерность, последовательность и преемственность в отношении к архитектуре, которые Г.М. Орлову удалось сохранить на протяжении практически шестидесяти лет творчества и других видов профессиональной деятельности в архитектуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Орлов, Георгий Михайлович, 2002 год

1. Азизян И.А., Иванова И.В. Памятники вечной славы. Концепции икомпозиции. - М.: Стройиздат, 1976. - 205 с.

2. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. -М. : Прогресс - Традиция,2001.-398 с.

3. Астафьева-Длугач М.И., Волчок Ю.П., Гозак А.П. Олимпийские объектыудостоенные Государственной премии СССР 1981 года // Строительство и Архитектура. - 1982. - № 11. - 47 с.

4. Астафьева-Длугач М.И. Он искал гармонию природы и человека //Строительная газета. - 1995. - 14 апреля.

5. Астафьева-Длугач М.И. Г.М. Орлов (рукопись). - М.: 1979. - 96 с.

7. Александров П.А., Хан-Магомедов С О . Иван Леонидов. - М.: Изд.Литературы по строительству, 1971. - 125 с.

8. Александров И. Днепровский производственный комплекс и его построение// Бюллетень Государственного Днепровского строительства. - 1928. - № 2-3. -С.102-104.

9. Антипов И.П. Архитектура электростанций // Архитектура СССР. - 1938.№ 3-4. - С26-32.

10. Архитектура Запада: Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1972. - 214 с.11 .Архитектура Советской России . - М.: Стройиздат. - 1975. - 222с.

11. Архитектура. Работы проектных и научных институтов Москвы.1966 -1969 гг. - М.: Стройиздат, 1970. - 319 с.

12. Архитектура. Работы проектных и научных институтов Москвы1970-1974 гг. - М.: Стройиздат, 1975. - 359 с.

13. Архитектура общественных зданий. - М . : Стройиздат, 1980. -254 с.

14. Архитектура СССР // Орган Союза Советских архитекторов М., 1933. - № 5.,1934. - №1., 1938. - № 3-4. - сентябрь-октябрь. - С 4 - 25.

15. Архитектура за рубежом. - 1934. - №1. - 2-19.

16. Альбом сооружений по проектам Укргидропроекта Гидропроект им. Я.Жука Украинское отделение. - Харьков, 1968. - 1-12

17. Архитектура и Национальное Развитие. ХШ Международный КонгрессМСА, Мехико, октябрь 1978 // Центр научно-технической информации по гражданскому строительству и архитектуре, - М.: 1978. - 49 с.

18. Архитектура и Общество / Архитектурное наследие и современность.София: София Пресс, 1984. - 126 с.

19. Баранов Н.В. Во имя гуманной цели // Архитектура СССР.- 1973. - №6.С.2-8.

20. Барбаро Даниеле. Комментарий к Витрувию. Десять книг об архитектуреВитрувия с комментариями Даниеле Барбаро. - М.: Изд. Всеобщей Акад. Архитектуры, 1938. - 476 с.

21. Бархина А.Г. Г.Б Бархин. - М.: Стройиздат, - 1981. - 168 с.

22. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системеархитектурного образования. - М . : Изд. Литературы по строительству, 1969. -222 с.

23. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. - М.: Стройиздат,1993.-C.6-10.

24. Бархин М.Г. Архитектура и город. - М . : Наука, 1979. - 221с.

25. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. - М.: Стройиздат, 1981. - 215с.

26. Барщ М.О., Гинзбург М.Я. Зеленый город // Современная архитектура (СА).- 1930.-№1-2. -0 .20-35.

27. БЛОХИН В.В. Архитектура интерьера промышленных зданий. - М.:Стройиздат, 1973.-С. 19.

28. БЛ0ХИН В.В. Архитектура Братской гидроэлектростанции имени 50-летияВеликого Октября // Архитектура СССР. - 1968. - № 11. - 3-12.

29. Братская Гидроэлектростанция на р.Ангаре / Краткая справка. Дляслужебного пользования. Экз. № 261 Гидропроект, - М., 1967. - 3-12.

30. Бунин A.B. , Круглова М.Г. Архитектурная композиция городов. - М.:Типография Искра Революции, 1940. - 245 с.

31. Бунин A.B. , Ильин Л.А., Поляков Н.Х., Шквариков В.А.Градостроительство. - М.: Издание Академии Архитектуры СССР, 1945.

32. Бунин A.B. , Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т./ Ред. Т.А. Гатова. - Т изд. - М.: Стройиздат, 1979. - Т. 1-2.

33. Быков В.Е. Георгий Гольц. - М.: Стройиздат, 1979.

34. Бэнем Р. Новый брутализм: Этика или эстетика? - М.: Стройиздат, 1973.197с.

35. Васильев А. Комплексный проект жилого района // Архитектурная газета.Приложение к № 28. - 1937. - 18 мая.

36. Введение в архитектуру. Методическое пособие для архитекторовпреподавателей университетов культуры, специализированных школ, художественных студий и факультетов средних общественных школ / Ред.составитель Е.Б. Новикова.- М.: 1989. - 87 с.

37. Виноград В. Днепрострой. -М.-Л.: Гос. Научно-технич. изд. 1931. - 55 с.

38. Витрувий. Классики теории архитектуры в 2- т. Т.1 / под общей ред.А.Г. Габричевского. - М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры. 1936. -331 с.

39. Волчок Ю.П. Традиции конструктивизма // Автограф. - 2001. - №1 - 1213.

40. Вопросы архитектуры. / Ред. А.И. Лебедев. - М.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ, 1935.207 с.

41. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. - М.: Стройиздат, Гл. ред.Н.В. Баранов. - М.: Стройиздат, 1975. - Т 2.

42. Второй Всесоюзный Съезд Советских Архитекторов 26 ноября-3 декабря1955 г. Сокращенный стенографический отчет. - М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре, 1956. - 394 с.

43. ВХУТЕМАС МАРХИ 1920 - 1980. Традиции и новаторство: Каталогвыставки «ВХУТЕМАС - МАРХИ». - М.: ф-каКартография, 1986. - 108 с.

44. Гозак А.П. Максим Былинкин. 1930-1986. - М.: ОАО Моспроект, 1999.- 96с.

45. Герчук Ю., Стригалев А. Константин Мельников / Рисунки и проекты.Каталог выставки. Сост. И. Каккинаки, А. Стригалев. - М.: Советский художник, 1989. - 125 с.

46. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1973. - 565с.

47. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: Стройиздат, 1984. - 545с.

48. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. - М.: Изд. Среди коллекционеров,МСМХХШ. - 116 с.

49. Гинзбург М.Я. Новые методы архитектурного мышления // Современнаяархитектура (СА). - 1926. - №1. - 1-4.

50. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. - М.: Гос. Изд., - 1924. - 149 с.

51. Гинзбург М.Я. Функциональный метод и форма // Современная архитектура(СА). - 1926. - №4. - 89-92.

52. Гинзбург М.Я. Итоги и перспективы // Современная архитектура (CA).1927.-№4-5-С.112-118.

53. Гинзбург М.Я. Опыт районной планировки // Советская архитектура. - 1933.-№4(16) . -С.34-36.

54. Город Новое Запорожье // СССР на стройке. - 1934. - №3. - март.

55. Гозак A.n. Алвар Аалто. - М.: Стройиздат, 1975. - 173 с.бГГозак A.n. Иван Леонидов. - М.: Изд. Жираф, 2002. - 239 с.

56. Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: 1971.

57. Дискуссия о социалистическом расселении. Пояснение к социалистическомурасселению при Магнитогорском химико - металлургическом комбинате. Бригада ОСА // Советская архитектура (CA). - 1930. - №3. - 1-4.

59. Днепрострой и Новое Запорожье. Выпуск второй // Харк1в: ГосподствоУкраши.- 1932.-44 с.

60. Дубяга К. Некоторые положения для проектирования и расчетаЗапорожской плотины // Днепрострой Бюллетень гос. Днепровского строительства. - М., 1927. - № 1. - 27.

61. Документы IV Всесоюзного съезда архитекторов . - М.: Союз архитекторовСССР, 1965.-59 с.

62. Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М.:Стройиздат, 1984.- 168 с.

63. Ежегодник Московского архитектурного общества. - М.: Главлит №А-64324, ГОЗНАК, 1930. - 161 с.

64. Журавлев A . M . Ровесник века. // Архитектура и строительство Москвы.2001 . -№ 1.-С.10-13.

65. Журавлев A .M . Мастер архитектуры //Моспроектовец. - 1971. - №14.

66. Зодчество 2 (21). Сборник Союза архитекторов СССР / Гл. ред. Ю. Яралов- М.: Стройиздат, 1978. -220с .

67. Зодчие Москвы / Сост. М.И. Астафьева-Длугач, Ю.П. Волчок,A . M . Журавлев. - М.: Московский рабочий. - 1988. - 365 с.

68. Ибатулин И.С., Рубин М.С. От Днепростроя к Днепрогэсу. - Харьков.:ЕНЕРГОВИДАВ, 1932. - 143 с.

69. Из истории Советской архитектуры 1926-1932. Документы и факты. - М.:Наука, 1970.-210 с.

70. Иконников A.B. , Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. - М.:Искусство, 1971. - 223 с.

71. Иконников A .B . Художественный язык архитектуры, - М.: Искусство, 1985.- 186 с.

72. Иконников A.B . Искусство, среда, время. - М.: Советский художник, 1985.-334 с.

73. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат,1986.-288 с.

74. Иконников A.B. Архитектура и история. - М.: Architectura, 1993. - 425 с.

75. Иконников A.B. Историзм в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1997. - 557 с.

76. Кириллова Л.И., Иванова И.В., Павличенков В.И. Мастерство композиции.Пространство, пластика, ансамбль. - М . : Стройиздат, 1983. - 172 с.

77. Кириллов B.B. Путь поиска и эксперимента. Из истории советскойархитектуры 20-х начала 30-х годов. - М.: изд. Московского Университета, 1974.-221 с.

78. К проблеме строительства социалистического города / Дискуссия в клубеплановых работников им. Г.М. Кржижановского. - М.: Плановое хозяйство, 1930.

79. Ковалевский A .A . Днепровская гидроэлектростанция. - М.: Гос. изд., 1932.109 с.

80. Ковалев А.Я. Гигант на Ангаре. - М.: Изд. литературы по строительству,1970.- 238 с.

81. Ковалев А.Я. Ангарский каскад. - М.: Стройиздат, 1975.- 327 с.

82. Квиринг Э. Некоторые итоги поездки по гидростанциям Германии иСкандинавии // Бюллетень Государственного Днепровского строительства. 1928.-№ 2-3.-С.1-17.

83. Логинов Ф.Г. Возрождение Днепрогэса. - Киев: Гос. изд. техническойлитературы Украины, 1951 - 151 с.

84. Ле Корбюзье. Творческий путь. М.: Стройиздат, 1970. - 245 с.

85. Ле Корбюзье. Архитектура X X века. М.: Прогресс. - 1970. - 301 с.

86. Матвеев Е.С. Днепровские гидроузлы. - М.: Стройиздат, 1980. - 159 с.

87. Матвеев Е.С. Днепрогэс // Архитектура СССР . -1970. - № 12. - 7-10.

88. Мачульский Т.К. Мне Ван Дер Роэ. - М.: Изд. литературы по строительству,1969.-255 с.

89. Мессель Э. Пропорции в античности и в средние века. - М.: Изд.Всесоюзной Академии архитектуры, 1936.- 256 с.

90. МСА. Рабочая группа Жилище // Тематический сборник. - 1975. - № 1.19 с.

91. Миндлин Э.М. Город Большое Запорожье // За социалистическуюРеконструкцию Городов, 1932. - № 5-6. - 40-50.

92. Михаловский И.Б. Теория классических форм. - М.: Изд. ВсесоюзнойАкадемии архитектуры, 1940. - 270 с.

93. Михайлов A.B . Группировки советской архитектуры. - М .- Л.: ОГИЗИЗОГИЗ.- 1932.- 133 с.

94. Мастера Советской Архитектуры об архитектуре: В 2т. / РедакцияМ.Г. Бархина. - М.: Искусство, 1975. - т.1. Советская архитектура. - 544 с. + иллюстрации.

95. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. КонецX I X - X X век. - М.: Искусство, 1972. - 590 с.

96. Москва - Париж. 1900-1930: В 2 т. / Науч. ред. каталога М.А. Бессонова,Е.С. Левитин, Задора и др. - М.: Советский художник, 1981, - Т. 1-2.

97. Николаев И.С. Архитектура советских фабрик и заводов // АрхитектураСССР. - 1933 . -№2. -С .9 -14 .

98. О генеральном плане реконструкции гор. Москвы. Постановление СНКСССР и ЦК ВКП(б) // Архитектурная газета. - 1935. - №32. - 12 июля.

99. Об архитектурном образовании /Правда, 18 октября 1933. - №288 (5814) //Советская архитектура. - 1933. - №6 (18). - 1.

100. Орлов Г.М. Завод камерной серной кислоты. Дипломный проект МВТУ //Современная архитектура (CA). - 1926. - № 5-6. - 120-121.

101. Орлов Г.М. Архитектура жилищного строительства на Днепрострое //Хроника Днепростроя. - 1933. - №36-37. - 41-45. ИЗ. Орлов Г.М. Ширятся кварталы Большого Запорожья // Пролетар Дшпробуду. - 1933. - №143 (981). - 27 червеня.

102. Орлов Г.М. Заметки архитектора // За социалистическую реконструкциюгородов. - 1934. - № 9. - 34.

103. Орлов Г.М., В.А. Веснин на Днепрострое // Архитектурная газета. - 1937.- № 81/225/.- 5 декабря.

104. Орлов Г.М., Лавров В.А. Большое Запорожье // Архитектура СССР.1938 . -№3-4 . -0 .33-37 .

105. Орлов Г.М. Архитектура Днепрогэса и города Запорожья. - М.: Изд.Академии Архитектуры, 1941. - 111 с. Война остановила выпуск.

107. Орлов Г.М. Опыт проектирования малометражных квартир //Сб. Архитектура СССР, 1945. - № 10. - 7-11.

109. Орлов Г.М. Архитектура восстанавливаемого Днепрогэс //Сб. Архитектура промышленных сооружений. М.:, 1949. - 52-61.

110. Орлов Г.М. Архитектура сооружений Днепрогэса им. В.И. Ленина //Сб. Советская архитектура, 1951. - № 1. - 64-70.

111. Орлов Г.М. Опыт архитектурного решения Днепровскойгидроэлектростанции // Вопросы архитектуры гидроэлектростанции. - М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре, 1952.- 28-51.

112. Орлов Г.М., Блохин В.В. Воплощение идей электрификации страны //Архитектура СССР. - 1956. - № 4. - 9-14.

113. Орлов Г.М., Блохин В.В. Архитектура гидроэлектростанций //Архитектура промышленных сооружений. - М., 1956. - 154-169.

114. Орлов Г.М. Архитектура гидроэлектростанций // Гидротехническоестроительство. - 1957. - № 11. - 39-46.

115. Орлов Г.М. Практика проектирования и строительства жилых поселковпри энергетических предприятиях // Техническая конференция проектных институтов Бауманского р-на г.Москвы: Доклад 28-29 мая 1957 г. - М., 1957 - 2 7 с.

116. Орлов Г.М. Большое внимание промышленному строительству //Архитектура СССР. - 1959. - № 5.

117. Орлов Г.М. Архитекторы и промышленное строительство // Строительнаягазета. - 1959. - 26 июля.

118. Орлов Г.М. Завод и город // Строительная газета. - 1956. - 16 января.

120. Орлов Г.М. Усилить роль архитекторов в промышленном строительстве //Архитектура СССР. - 1962. - № 12.

121. Орлов Г.М. Задачи большого идеологического значения // АрхитектураСССР. - 1966 . -№5.

122. Орлов Г.М. Архитектура и человек // Правда. - 1967. - 21 февраля.

123. Орлов Г.М. Пятидесятилетие советской архитектуры // АрхитектураСССР. - 1967. - № П.

124. Орлов Г.М. Искусство созидания // Архитектура СССР. - 1967. - № 12.

125. Орлов Г.М. Доклад, посвященный 100-летию со дня основанияархитектурных обществ в нашей стране // Бюллетень № 16 Союза архитекторов СССР. - М., 1968.

126. Орлов Г.М. Роль архитекторов в решении задачи переустройствасельских населенных мест // VII Пленум правления СА СССР, 1968 // Архитектура СССР. - 1968. -№12.- 1-11.

127. Орлов Г.М. К вершинам мастерства // Архитектура СССР. - 1970. - № 9.

128. Орлов Г.М., Швидковский O.A. Алгорифм архитектуры // Современнаяархитектура (перевод с фр.). - 1970. - №1.

129. Орлов Г.М., Держинский К.А. Пятилетка и архитектура // Строительнаягазета. — 1971.-26 марта.

130. Орлов Г.М., Швидковский O.A. Неповторимый облик Москвы // Известия.- 1971.-27 сентября.

131. Орлов Г.М. Всемирный конгресс Международного Союза Архитекторов //Архитектура СССР. - 1972. - № 3.

132. Орлов Г.М. XI Всемирный конгресс Международного Союза Архитекторов// Архитектура СССР. - 1972. - № 6.

133. Орлов Г.М. Юбилей Международного Союза Архитекторов //Архитектура. - 1973. - 3 июня.

134. Орлов Г.М. Из руин и пепла // Советская культура. - 1975. - 15 апреля.

135. Орлов Г.М. Город, дом, человек. / Интервью. Литературная газета. - 1975.- 19 ноября. Советская культура. - 1976. - 19 января.

136. Орлов Г.М. На семи нотах архитектуры // Строительная газета. - 1976. - 9апреля.

137. Орлов Г.М. Творить во имя человека // Архитектура, приложение кСтроительной газете. - 1976. - 11 января.

138. Орлов Г.М. Архитектура и технический прогресс. Интервью //Архитектура СССР. - 1977. - № 1.

139. Орлов Г.М., Держинский К.А. Советская Архитектура. Творическиепроблемы. - М.: Знание, 1977. - 47 с.

140. Орлов Г.М., Швидковский O.A. Что может архитектор // Правда. - 1977.10 декабря.

141. Орлов Г.М. О задачах архитекторов Казахстана // Съезд архитекторовКазахской ССР: доклад - Алма-Ата, 1978.

142. Орлов Г.М. Днепрогэс. Эстетика простоты // Искусство. - 1979. - №11.С.2-6.

143. Орлов Г.М. О роли архитекторов в формировании жилой среды городовСибири и Дальнего Востока // VIII пленум правления СА СССР: Выступление 8 июня 1979 г. - Красноярск, 1979.

144. Орлов Г.М. Новые творческие задачи // Архитектура СССР. - 1981. - № 2.

145. Орлов Г.М. Человеку нужна красота. Интервью // Советская культура.1981.-7 апреля.

146. Орлов Г.М. Города, которые мы строим. Беседа // Труд. - 1 9 8 1 . - 8 апреля.

147. Орлов Г.М. Архитектура для человека // Архитектура СССР. - 1981. - № 5.

148. Орлов Г.М. Творчество - народу // Архитектура, приложение кСтроительной газете. - 1981. - 10 апреля.

149. Орлов ГМ. Архитектор в промышленности // Архитектура СтроительствоДизайн. - 2001. - № 1. - 46-48.

150. Орлов Г.М. Шесть монологов мастера. Интервью // Строительная газета.1981.- 10 апреля.

151. Осколков Н.И. Днепрострой. Краткий общий очерк // Современнаяархитектура (СА). - 1929. - № 6 - 192-203.

152. Отдых и досуг в различных геофафических районах мира. МСА /Перуанская национальная секция. - София.: Типография им. В. Андреева, 1972.-44 с.

153. Пастернак А.Л. Урбанизм. Единственный город - в чем // Современнаяархитектура (СА). - 1926. - № 1 - 4-7.

154. Пастернак А.Л. Внимание к проблеме нового жилья // Современнаяархитектура (СА). - 1927. - № 4-5 - 128.

155. Первый Всесоюзный съезд советских архитекторов. Постановления иматериалы / Ред. А.В. Бархударян, Н.А. Кирсанова. - М.: Изд. Всесоюзной Академии архитектуры, 1937. - 56 с.

156. Планировка и застройка городов / Ред. коллегия: В.В. Бабуров(председатель), Н.Я. Колли, Н.Х. Поляков и др. - М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре. - 1956. - 346 с.

157. Посохни М.В. Город для человека - М.: Агентства печати и Новости, 1973.- 131 с.

158. Посохни М.В, Дороги жизни: Из записок архитектора / Под ред.М.М. Посохина- М.: Стройиздат, 1995. - 256 с.

159. Проект нового здания универмага в Москве. Архитекторы : В.А. иA. A. Веснины. 1926 // Современная архитектура (CA). - 1926. - № 3- 6870.

160. Проблемы архитектуры. Сборник материалов. Том 2, книга № 1. / Под. ред.Александрова А.Я. - М.: Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 401с.

161. Пятый съезд архитекторов СССР. Союз архитекторов СССР / Отв. Ред.B. Н. Белоусов. - М.: Стройиздат, 1972. - 214 с.

162. VII съезд архитекторов СССР 12-14 мая 1981г. Сокращенныйстенографический отчет / Ред. коллегия: А.Т. Полянский, A.B. Рябушин, B. А. Касаткин, М.И. Подлящук. - М.: Ротапринт ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1981. - 350 с.

163. Работы архитектурного бюро Гидростройпроект. Рук. арх. Г.М. Орлов //Архитектурня газета. Приложение к № 5. - 1936. - март.

164. Разгонов Чистота и свет // Советская культура. - 1976. - 27 апреля.

165. Розенбаум Ж.С. X конгресс МСА // Архитектура СССР. - 1970. - № 2.C. 63.

166. Рубин М.С., Ибатулин И.О., Дукаревич И.И. Днепрогэс. Как строиласьплотина, гидростанция и шлюз. - Харьков.: ОНВУ ЕНЕРГОВИДАВ, 1932. -67 с.

167. Рябчиков Е. Зодчий // Сборник очерков. - М.: Советская Россия, 1974.

168. Самойлова Н. Виктор Александрович Веснин // Архитектура СССР.1982. -№4. -С .32-40 .

169. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. - М.: Стройиздат,1973.- 135 с.

171. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре.- М.: Стройиздат. 1990.-343 с.

172. Советская архитектура. Сборник Союза архитекторов СССР № 1 8 / Гл. ред.Ю. Яралов. М.: Изд. литературы по строительству, 1969. - 221 с.

173. Советская архитектура. Сборник Союза архитекторов СССР № 1 9 / Гл. ред.Ю. Яралов. М.: Изд. литературы по строительству, 1970. - 162 с.

174. СССР. 1925 год. Принципы научной организации труда // Современнаяархитектура (СА). - 1929. - № 2 - 52-55.

175. Строительство и реконструкция городов 1945-1947. ТЛА: В 2 т. / Ред.коллегия: П.В. Абросимов, Н.В. Баранов, А.В. Власов, Ж.П. Вуга и др. - М: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре. 1958. - Т. 1, Т.2.

176. Строительство Москвы. 1931. - № 1.

177. Сударикова А.А. Лучшие произведения советских зодчих 1970-1972 гг.- М:Стройиздат, 1975. - 119 с.

178. Советская архитектура: Орган секции соцрасселения и жилищно-бытовогостроительства института экономики комакадемии, сектора науки наркомпроса и ЦК Союза рабочих пром. и жил.- коммунального строительства. - М.: 1931. - № 1-2.

179. Советская архитектура: Орган секции соцрасселения и жилищно-бытовогостроительства института экономики комакадемии, сектора науки наркомпроса и ЦК Союза рабочих промышленности и жилищнокоммунального строительства,. - М.: 1931. - № 5-6 - 79 с.

180. Советская архитектура // Орган секции соцрассления и жилищно-бытовогостроит, института экономики комакадемии, сектора науки наркомпроса и ЦК Союза рабочих промышленности и жилищно-коммунального строительства, - 1932. - № 4 (10). - 45 с.

181. Советская архитектура. Сборник Союза архитекторов СССР / Отв. Ред.Н. Баранов. М.: Гос. изд. литературы по строительству и архитектуре, 1957. - № 8 . - 138 с.

182. Современное жилище. Проблема 80 годов // Общая ред. секр. рабочейгруппы «Жилище»А. Рочегова. - МСА. - 1975.

183. Ганге Кендзо. Архитектура Японии. Традиция и современность. - М.:Прогресс, 1975. - 238 с.

184. Типовые проекты и конструкции жилищного строительства рекомендуемыена 1930г. - М . : Гос. техническое изд., 1930. - 155 с.

185. Третий Всесоюзный съезд Советских Архитекторов 18-20 мая 1961 г.Сокращенный стенографический отчет. - М.: Гос. изд. по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1962. - 180 с.

186. Филянский Н. На Днепрострой. - Харьков : Гос. изд. Украины, 1930. -54с.

187. Хасиева А. Архитектура городской среды. -М.: Стройиздат. -2001.-199 с.

188. Хазанова В.Э. Советская архитектура первой пятилетки. - М.: Наука, 1980.-373 с.

189. Хайт В.Л. Оскар Нимейер. / Изд. 2 - перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1986.- 208 с.

190. Хайт В.Л. Современная архитектура Бразилии. - М.: Стройиздат, 1973.156 с.

191. Хан-Магомедов C O . М.Я. Гинзбург. Серия: мастера архитектуры. - М.:Изд. литературы по стриотельству, 1972. - 180 с.

192. Хан-Магомедов С О . Архитектура Советского Авангарда. Книга первая.Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. 708 с.

193. Хан-Магомедов С О . Архитектура Советского Авангарда. Книга вторая.Социальные проблемы. - М.: Стройиздат. 2001. - 712 с.

194. Хан-Магомедов С О . ВХУТЕМАС. - Высшие государственныехудожественно-технические мастерские 1920-1930. Книга вторая. - М.: Ладья, 2000. - 487 с.

195. Хан-Магомедов С О . ЮГО-ЛЕФ и конструктивизм.- М.: Ладья, 2000.-224с.

196. Хроника Днепростроя. Двухнедельный Бюллетень ГосударственногоДнепровского Строительства. — 1930. - №6. - 1 сентября. - 32 с.

197. Хигер Р. Творчество братьев Весниных // Архитектура СССР. - 1938. - № 34 . - С . 46-51.

198. Хорхот А.Я. Архитектура и благоустройство промышленных предприятий.- Киев: Изд. Академии Архитектуры Украинской ССР, 1953. - 345 с.

199. Чиняков А.Г. Братья Веснины - М.: Изд. литературы по строительству,1970.- 177 с.

200. ШВИДКОВСКИЙ O.A. Гармония взаимодействия (Архитектура имонументальное искусство). - М.: Стройиздат, 1981. - 379 с.

201. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства. - М.: Стройиздат,1990.-245 с.

202. Шубин Л.Ф. Промышленные здания. - М.: Стройиздат, 1975. - 311 с.(Архитектура гражданских и промышленных зданий: В 5т. / Науч. ред. В.М. Предтеченский; Т.5).

203. Шестой съезд архитекторов СССР, 25-27 ноября 1976 г. Сокращенныйстенографический отчет / Гл. ред. B.C. Егерев. - М.: Стройиздат, 1978. 173 с.

204. ЯЛОВКИН Ф. Заметка в связи с проектом И. Леонидова // Современнаяархитектура (СА). - 1929. - № 2 - 43-45.

205. Яралов Ю.С. Астафьева-Длугач М.И. Самобытность и национальныеособенности в Советской архитектуре // Серия «Строительство и архитектура». - М.: Знание . - 1976. - №9. - 48 с.

206. Яралов Ю.С. Яракула. Панорама искусств 9 / Сост. Ю.М. Радченко. - М.:Советский художник, 1986. - 391-419.

207. Alexandrov J. Auteur du projet de Dnieprostro. Le Dnieprotroi // URSS enconstruction. - 1930. - №4. - C.2-31.

208. Amouroux D., Crettol M . , Monnet J. Guide d'architecture contemporaine enFrance. - A A technic - union, 1972. - C.30,37,39,57,71,126.

209. Architecture d'aujourd'hui // 1932. - № V. - 123 c , 1932. - №VI1I. -102 c.

210. Architecture Française // 1965. - №271. - C. 67-69,72.

212. Bernard Cnampigneulle. Perret. - Paris: Arts et Metiers grarhiques, 1959. - 157c.

213. Bruyère Andre. Pourquoi des architects. - Paris: Jean-Jacques Pauvert éditeur,1968.-245 c.

214. VIII Congres Mondial de l'union internationale des architects / L'architectured'aujourd'hui. - 1967. - №133. - C.8.

215. Xl-e Congres de l'union internationale des architects. Prague 28 juin - 1 juillet1967. // L'architecture d'aujourd'hui. - 1967. - №133. - C.8.

216. Candilis - Josic - Wood. Une décennie d'architecture et d'^ urbanisme. - Paris.:Editions Eyrolles, 1968. - 226 c.

217. Concours internationaux UIA // UIA.- 1973-1974. - C.3-25.

218. Contemporary Soviet // Process architecture. - Tokyo. - 1985. - №54. - 154 c.

219. Carsten-Peter Wamcke. L'ideal en tant qu'Art de stijl 1917-1931. - Germany:Benedikt Taschen, - 1991. - C.216.

220. Erich Mendelson. Amerika. Bilderbuch eines architekteh. - Berlin: Rudolf MosseBuchverlag, 1926.-82 c.

221. Energie hydraulique. E.D.F. Quatre type de barrages // L'architectured'aujourd'hui. - 1967. - №133. - C.14-23.

222. Junghanns Kurt. Bruno Taut 1880 - 1938. - Beriin: Henschelverlag Kunst undGesellschsft, 1970.-248 c.

223. Jiri Krona., Jiri Hruza. Sovetska architektonicka avantgarda. - Praha: Odeon.1973.- 185 c.

224. Jodidio Philip. Richard Meier. - Paris: Taschen, 1991. - C.60-61.

225. Kopp Anatol. Ville et revolution. Architecture et urbanisme soviétique desannées vingt. - Paris: Editions anthronos, 1967. - 225 c. (61,84-95,110118,136,165,204,208-212).

226. Коломенський Д.В., Александров В.Г. Дшпрельстан. - Харк1в: ДержавнеВидавництво Укра1ни, 1930. - 50 с.

227. L'architecture d'aujourd'hui. - 1931. - №5. - 93 с.

228. Le Corbusier. - Paris: Editions Vicent, Freal & Cie. - 1960. -310 c.

229. L 'UIA. 1948-1998 / Pascale Blin et Sabine Bucquet-Grent. Conception PierreVago. - Paris: Les Editions de l'Epure. - 1998. - 203 c.

231. Orlov G. Preface par le President // UIA. - 1973-1974. - C . l .

232. Richard Neutra 1923-50. - Zurich: Les Editions d'Architecture, 1964. - 232 с.

233. Skidmore, Owings & Merrill. - New York: Simon and Scnuster, 1970. - 135 c.

234. Tendenzen dez Zwanziger Jahre. - Beriin: Diertrich Reimer Verlag, 1977.-278 c.(80,119,121-124,140-141).

235. UIA. Status et règlement intérieur 1964. - France. - 1964. - 135 c.

236. UIA // Review of Intenational Union of Architects. Paris. - 1968. - №49.C.25 - 26.

239. Vittorio De Feo. URSS architettura 1917 - 1936. - Roma: Editori Riuniti.1963.- 187 c.

240. Vincent Scully, Jr. Louis L. Kahn. - New York: George Braziller, Inc, 1962.127 c.

241. UIA. Warszawa 1981. Architecture - Man - Environment. X I V InternationalCongress Intenational Union of Architects - UIA 5-21 June 1981 / Programme Wroclaw: RSW «P-KR», 1981. - 160 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.