Уездные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Ропакова, Елена Николаевна

  • Ропакова, Елена Николаевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 343
Ропакова, Елена Николаевна. Уездные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Санкт-Петербург. 2009. 343 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Ропакова, Елена Николаевна

Введение.

Глава 1. Православный приход в российском законодательстве

1.1. Особенности государственной регламентации приходской жизни до XVIII в.

1.2. Православный приход в законодательстве XVIII в.

Г.З. Государство и православный приход в XIX в.

Глава 2. Организация приходов и строительство церквей во второй половине XIX в.

2.1. Физико-географические характеристики Петербургской епархии и численность населения в -.Новоладожском, Ямбургском и Лужском уездах.

2.2. Общая численность приходов и церковное строительство в Новоладожском, Ямбургском и^Лужском уездах к 1850 г.

2.3. Образование новых приходов^ строительство церквей, 1850 -1869 гг.

2.3.1. Инициатива и причины образования приходов в уездах

2.3.2. Целесообразность и условия открытия приходов.

2.3.3. Согласование проектов и финансирование строительства храма

2.4. Положение 16 апреля 1869 г. и его влияние на численность приходов-.

2.5. Организацияшовых приходов в 1881 — 1900 гг.

Глава 3. Уездные приходы: взаимоотношения причта и прихожан 3.1. Финансовые и материальные средства функционирования приходского храма

3.1.1. О достоверности приходо-расходных книг и отчетной документации'.

3.1.2. Основные статьи дохода приходской церкви

3.1.3. Дополнительные средства доходов приходской церкви

3.1.4. Расходы церковных средств приходского храма

3.2. Материальное обеспечение уездного приходского духовенства

3.3. Священник и прихожане: о некоторых этических аспектах взаимоотношений.'

3.4. Религиозность уездных прихожан в оценке епископов С.- Петербургской епархии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Уездные приходы Санкт-Петербургской епархии во второй половине XIX века»

Российская Федерация является многонациональным и многоконфессиональным государством, и поэтому не вызывает сомнения, что наиболее пристального и детального рассмотрения требует религиозный фактор: На протяжении всех этапов истории российской государственности ведущую роль в ее формировании, становлении^ и развитии играла Русская православная церковь. И обращение к историческим традициям русского4 народа, исследование процессов развития РПЦ и осмысление исторического опыта русского православия представляется весьма актуальным.

В этой связи особое значение приобретает изучение приходской жизни как основного звена во взаимоотношениях прихожан m клира и связанного с этим храмового строительства, благотворительной и просветительской^ деятельности. Для духовно:нравственного возрождения страны сегодня необходимо исследование истоков внутриприходской жизни во всех ее проявлениях, сложностях и многообразии. Это поможет выработать эффективную, отвечающую современным'реалиям государственную политику взаимодействия с церковью, ключевое место в которой будет занимать православный приход. Для этого важно представлять не только истоки, тенденции и общие направления проводившейся в? отношении РПЦ государственной политики в прошлом, но и знать насколько эффективно'эта политика осуществлялась в епархиях и многочисленных православных приходах. Не менее значимо исследование факторов, под влиянием которых происходило становление собственно-приходской системы в епархиях и ее дальнейшая жизнеспособность, а также выяснение характерных, традиционных или, наоборот, специфических особенностей взаимоотношений причта и прихожан внутри приходов.

Объектом^ исследования являются православные приходы одной из епархий РПЦ второй половины XIX в. — Петербургской епархии.

Предметом исследования является изучение внутриприходской жизни приходов Ямбургского, Лужского и Новоладожского уездов и влияние на нее государственной политики в отношении церкви.

Цель исследования" состоит в изучении организации и функционирования приходов трех указанных уездов С.-Петербургской епархии. Для достижения цели были намечены следующие исследовательские задачи: проследить законодательное регламентирование государством вопросов организации и жизнедеятельности приходов на. протяжении XVII1 — XIX веков; раскрыть причины, которые влияли на расширение сети православных приходов в трех уездах в 1850-1900-х гг.; выяснить материальные и финансовые затраты на строительство приходского храма, а также обязательства прихожан в отношении обеспечения причта; изучить влияние реформ 1860-70-х гг. на сохранение самостоятельности приходских церквей и сокращение членов «приходского клира; исследовать, как формировались доходные и расходные статьи приходских церквей трех уездов; проанализировать взаимоотношения прихожан и« клира.

Территориальные рамки исследования охватывают три уезда Петербургской епархии: Ямбургский, Лужский и Ново ладожский. Выбор данных уездов обусловлен их географическим положением (в северо-западной, южной и восточной частях губернии), размерами, историческими и экономическими особенностями возникновения и развития данного региона.

Хронологические рамки1 исследования охватывают период с 1850 до 1900 гг., в который проходила подготовка и осуществление социально-экономических и церковных реформ в России.

Изученность темы. Участие Православной церкви во всех сферах общественных отношений на протяжении тысячи лет с момента крещения Руси, воздействие Церкви на экономические, социальные, политические и культурные процессы никогда и никем из ученых сомнению не подвергались и сомнению подвергнуты быть не могут. Вместе с тем особенности положения и деятельность Русской православной церкви в XIX в., а также настоятельная потребность в реформировании ее устройства накануне революции обусловили появление обширной литературы по истории РПЦ. Не обошли своим вниманием исследователи и вопросы приходской жизни. В результате полемики между государственными и церковными деятелями,1 происходившей «ради великих нужд церковных и общественных, в осознании глубокого жизненного значения прихода для церкви и общества»,2 в свет выходили сочинения, в которых православный приход, его история, а также возможности преобразования с целью улучшения его функционирования были основной темой. В большинстве своем эти работы носили публицистический характер. Научные же труды, посвященные истории православного прихода и духовенства, не столь многочисленны, и историографический анализ этих работ встречается в большинстве исследований, в которых изучается история РПЦ.

Историки и публицисты XIX - начала XX вв., много писавшие о роли приходского духовенства и церковного прихода в жизни общества, в своих исследованиях больше внимания уделяли приходам XVII и XVIII вв. Это, вероятно, объясняется тем, что современники*искали причины сложившейся ситуации в церковной жизни в ближайшем прошлом. Вместе с тем, в работах историков XIX - начала XX вв. были заложены основные направления изучения церковно

1 Например, записки С.Ю. Витте «О современном положении православной церкви» или Е.ГТ. Победоносцева «Соображения по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас православной церкви»; от имени Петербургского митрополита Антония был подготовлен документ «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас православной церкви».

2 Болдовский А.Г. Возрождение церковного прихода (Обзор мнений печати). СПб., 1903. С. 6.

См.: Зольникова Н.Д Сибирская приходская община в XVIII в.,Новосибирск, 1990; Ершова Н.А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в. Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 1992; Пулькин М.В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 1995; Скутнев А.В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской Православной церкви во 2-й половине XIX в. - 1917 г. (на материалах Вятской епархии). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Ижевск, 2005; Конюченко А И. Православное духовенство России во 2-й половине XIX — начале XX в. Автореф. дис. . канд. ист. наук. Челябинск, 2006; Семин И.А. Государственная политика в отношении православного приходского духовенства (1825-1870-е гг.) Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2006. приходской жизни в России, и в них подчеркивалась мысль о необходимости реформирования^ православного прихода.

Независимость прихода отстаивал в своих трудах А.А. Папков. В ряде работ,4 основанных на изучении законодательных актов, автор отстаивал мнение, что разрушение приходских традиций происходило по мере усиления крепостного права, т.к. помещики приобретали бесконтрольную власть с полномочиями полицейского, фискального характера, а исполнение несвойственных положению духовенства обязанностей в Синодальный период служило причиной разобщения церковников и прихожан. Приход представлялся ему идеальным духовным институтом, причем право мирян выбирать духовенство рассматривалось как древнейшее, тесно связанное с правом приходской общины распоряжаться* церковным имуществом. Для- «воскрешения» прихода, по мнению А.А. Папкова, необходимо было «образовать свободную самостоятельную церковную общину, в полном смысле этого слова; в которой всякий, принадлежащий к ней, был бы активным и самостоятельным членом».5

Подобное мнение можно найти в трудах профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, издававшихся в 1860-80-е гг. XIX в.6 п

С критикой представленных мнений выступил П.А. Иванов: Он отмечал, что еще в постановлениях собора 1667 г. говорилось о том, что «приискания членов клира» приводило к тому, что такие священники не могли «пасти не только людей, но и скоты». По каноническому праву основной церковной единицей, утверждал А.П. Иванов, являлась община, во главе которой стоит епи

4 Папков А.А. Краткий очерк церковно-приходской жизни в восточной России до середины XVII в. и западной России до XVIII в. Сергие Посад, 1897; Он же. Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в Северной России. М., 1898; Он же. Упадок православного прихода XVIII - XIX в. М., 1899; Он же. О благоустройстве православного прихода. С приложением проекта приходского устава. СПб., 1907.

5 Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб., 1902. С. 159.

6 Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. М., 1867; Он же Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань. 1873

7 Иванов П.А. Реформа прихода: Историко-каноническое исследование о православном русском приходе в связи с предполагаемою реорганизацией его на древнерусских началах. Томск, 1914. скоп, «и выделение из «епископии» прихода есть прекращение канонического общения с епископом, удаление от церкви».

Однако каноническое правило в начале XVIII в. могло быть изменено, если бы был принят проект, согласно которому приход стал бы низшей административно-территориальной единицей. В исследовании М.М. Богословского9 рассматривался проект Сената 1718 г. об областном устройстве России. В его основу было положено шведское областное разделение, имевшее три иерархические ступени (из которых низшей был «приход», кирхшпиль, средней - герад, округ, обнимавший собою 800-1000 дворов сельского населения, и высшею — губерния, или ландсгевдингство): Не при выработке российского проекта низшая шведская областная единица не была принята. Мотивировалось это отнюдь не церковной традицией. Сенат, во-первых, указал, что она «слишком уж чужда» существовавшему до тех пор порядку, что приход был бы слишком непривычным административным центром и не мог бы заменить привычного — города. Во-вторых, по мнению Сената, уровень развития крестьянства,был низким и «в уездах из крестьянства умных людей нет», которым можно было бы вручать низшие должности по областному управлению, «и из которых можно бы было выбирать заседателей в судебное присутствие прихода, как в Швеции, где среди крестьянства была распространена грамотность».10 Нельзя не упомянуть исследование М.М. Богословского, посвященное земскому самоуправлению на Русском Севере в XVII в.11, в> котором специальный раздел посвящен церковному приходу. Особенностью организации приходов на Севере автор считал то, что «церковно-приходское устройство на древнем Севере в значительной мере сливалось с земским. Границы церковных приходов совпадали с границами земских областных делений. Волостной сход тождествен с собранием прихожан»,12 а прихожане принимали активное участие в церковном хозяйстве, изби

8 Иванов П.А. Реформа прихода. С. 55.

9 Богословский М.М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-27 гг. М., 1902.

10 Богословский. Областная реформа.С. 49

11 Богословский. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 1. М., 1909; Т. .2. 1912.

12 Там же. Т. 2. С. 52. рании клира. В своюочередь приходская церковь обслуживала земские нужды (например, церковная* трапеза служила'местом волостных сходов, заседанием волостного суда, или приходские церкви были учреждениями мелкого сельского кредита, причем беспроцентного). Однако, по мнению автора, новое, «принесенное из Москвы направление, в котором можно видеть бюрократизацию прихода», в 80-х гг. XVII в. приводит к усилению власти епископа и к отграничению церковных дел от земских - «за земством остается только доставление средств, но распоряжение этими средствами переходит к бюрократическим органам».

В советский период сложившаяся исследовательская традиция в изучении РПЦ> и< православных приходов* была прервана. Среди обилия научно-атеистической литературы, появившейся в рассматриваемый период, обобщающих исследований по данной теме было крайне мало.13

Перестройка в СССР и последовавшее изменение самой природы Российского государства и его взаимоотношений с РПЦ стали важнейшей предпосылкой не только восстановления'в правах проблематики, связанной!с организацией церковной жизни России, но и активизации ее исследований. Наибольшее внимание историков привлекают именно те элементы организации-церковной жизни, в функционировании которых наиболее тесно переплетались взаимоотношения-государства, церкви и населения.

В течение последних двух десятилетий у исследователей появилась возможность без идеологического давления изучать вопросы организации и деятельности Русской православной церкви предшествующих веков. Активно изучаются история духовных учебных заведений, особое внимание уделяется цер-ковно-приходской школе, и, безусловно, свое место в новейшей историографии РПЦ занимают работы, посвященные истории православного прихода. Как представляется, изучение православного прихода имеет особое значение, т.к. именно здесь происходило включение основной массы населения в церковную.

Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (2-я половина XIX — начало XX в.) М., 1969; Лившиц Г.М. Религия и церковь в истории общества. Минск., 1961; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982. жизнь, и приходские священники являлись элементами административной, судебной и фискальной системы в Русском государстве. Однако фундаментальных трудов, освящающих эти сюжеты, совсем немного. Нельзя не согласиться с П.С. Стефановичем, что «история. прихода остается одним из белых пятен отечественной истории».14

Современные исследования, посвященные истории прихода, можно разделить на две группы. В первую входят работы, построенные по хронологическому принципу и претендующие на то, чтобы осветить эволюцию прихода и влияния на нее как социально-экономических, так и политических факторов. Центральное место занимает работа П.С. Стефановича «Приходы и приходское духовенство в XVI-XVII веках». В ней рассматривается роль частной инициативы в церковно-религиозной сфере, экономические основы существования приходского духовенства, дается анализ происхождения и развития приходской структуры, состава и деятельности общины, внутриприходских взаимоотношений клира и прихожан. Автор отмечает, что к концу XVII в. четче определился общественный статус духовенства, а усиление централизации и дисциплинарного контроля епархиальной жизни постепенно ограничивает и к концу XVII в. изживает систему частных церквей. Отличительной особенностью работы является сравнение процессов внутриприходской жизни допетровской России со сходными (или различными) явлениями христианских государств средневековой Европы.

В монографии Т.Г. Леонтьевой «Вера и прогресс.» на материалах Тверской и других губерний исследуется важнейшие вопросы роли приходского духовенства в жизни общества, возможности его влияния на массовое сознание.15 Не осталась без внимания автора проблема «эффективного» прихода. Как подчеркивает Т.Г. Леонтьева, государственная власть и церковная общественность «стремились сохранить центры православной консолидации», поскольку «с размыванием крестьянской поземельной общины приход мог остаться единст

14 Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в XVI — XVII веках. М., 2002. С. 30.

15 Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX - начале XX вв. М., 2002. венной структурой» 16, объединявшей сельских мирян. Однако государство не обеспечило «духовный переворот» в России, не смогло вырастить поколение высокообразованных, морально твердых, материально независимых и социально мобильных «попов», которые должны были бы стать в крестьянской России центральной фигурой ее обновления. По мнению Т.Г. Леонтьевой, «если община рано или поздно подлежала разрушению, то необходимо было создать новый, заменяющий ее социокультурный институт».17

Хотя хронологические рамки монографии G.B. Римского18 в названии работы ограничиваются 1860-1870-ми гг., однако, процессы, которые он* рассматривал, потребовали, по-его словам, «изучения их предпосылок» и обращения к предшествующим' десятилетиям. Ко. времени реформ в Церкви накопилось много проблем, они, требовали решения; причем, многие из них были связаны именно с зависимостью от государства. Реформа была призвана увеличить авторитет приходского духовенства путем достижения обеспечения материального благополучия причтов, повышения качества профессиональной подготовки и приобщения белого духовенства к общественной деятельности. 19 Но растянувшись во времени, как пишет автор, подвергаемая корректировке в связи с изменением политических и других условий, она-в конечном итоге не достигла главной цели — укрепления Церкви.

Вопросу обновления церковно-общественной жизни- в начале XX в. посвящена работа протоиерея В. Рожкова «Церковные вопросы в Государственной думе» (М., 2004). В ней уделяется внимание возникшим в обществе надеждам на реформы православного прихода, которые были порождены Манифестом 26 февраля 1903 г. Правительство вновь декларировало продолжение мероприятий, которые- должны были улучшить материальное положение православного сельского духовенства и углубить плодотворное участие священно

16 Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс. С. 121.

17 Там же. С. 244.

18

Римский С.В. Российская церковь в эпоху Великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х гг.). М., 1999.

19 Там же. С. 562. служителей в духовной- и общественной жизни их паствы.20 Идея самоуправляющего прихода не раз выдвигалась в речах депутатов Думы. По их мнению, необходимо было придать приходу статус юридического лица, увеличить жалованье от казны причту. Но вопрос по-прежнему оставался нерешенным. Даже принятый на Поместном, соборе 7 (20) апреля 1918 г. Приходской устав, как пишет автор, уже не мог отвечать требованиям времени и последовавшего переустройства государства.

Во второй группе работ заметно стремление представить историю РПЦ и в том числе православного прихода в региональном ракурсе, что представляется естественным и необходимым ввиду обширности страны.и ярко выраженных особенностей составлявших ее-регионов.- Так,.Н.Д. Зольникова по материалам Тобольской^ епархии исследует широкий круг вопросов — церковное строительство и содержание храмов; взаимоотношение общин и клира21. Автор отмечает, что в XVIII в. в связи с высоким естественным приростом населения и активной колонизацией региона строилось множество церквей, однако приходы «в большинстве заказов не уменьшались, а увеличивались».22 В-отличие от центральной России, где укрупнение приходов происходило «за счет их насильственного слияния и уничтожения мелких конфессиональных общин», в- Тобольской епархии «малоприходных храмов к концу века стало заметно меньше».23

В диссертации Н.А. Ершовой24 на основе документов Петербургской духовной консистории освещаются экономическое положение городского и сельского духовенства епархии, определяется его место в социальной структуре общества XVIII в., рассматриваются характер и возможности переходов из духовного сословия в светское. Особенностью Петербургской епархии XVIII в. был большой размер приходов (почти в десять раз больше по числу душ, чем приходы в центральных епархиях России). По наблюдению автора, «это обес

20 Рожков В. Церковные вопросы в Государственной думе. М., 2004. С. 244.

•у 1

Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990.

22 Там же. С. 31.

23 Там же.

24

Ершова Н.А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. истор. наук. СПб., 1992. печивало значительные доходы от исправления церковных треб».25 В то же время дифференциация по уровню доходов причтов в епархии была значительной. Зависимость от прихода в сельской местности была более сильной, экономические связи клира< с приходом более тесными, чем в городе. В городах, как пишет Н.А. Ершова, эти связи ослаблялись за счет того, «что часть духовенства получала фиксированное жалованье», и там, где православное население не было многочисленным, например, в городах Выборге, Нарве, Кронштадте, «государственное жалованье было главным источником доходов».26

Работа М.В. Пулькина посвящена истории Олонецкой епархии. Автор отмечает, что усилия законодателей в XVIII в. были направлены на постепенное ограничение прав приходской общины в церковных вопросах. Однако «сохранялось самое важное: храмы (церкви.и часовни) возводились только по «са

0*7 мопроизвольному желанию» приходской общины и за ее «щет» ». Строительство храма «подвергалось пристальному надзору местной администрации и становилась объектом внимания законодателей». Однако, как свидетельствуют документы Олонецкой епархии, «в вопросах использования церковного здания и распоряжения имуществом церкви прихожане проявляли не активность законопослушных граждан, а усердие хозяев»." ?

Исследованию истории* приходов различных регионов Сибири в XIX в. посвящены несколько работ. A.M. Адаменко с привлечением широкого круга источников рассматривает вопросы возникновения и развития приходской системы на юге Западной Сибири, освящает вопросы строительства и содержания храмов.29 На данной территории автор определил несколько типов приходов: сельские (преобладающая группа), городские, при заводах и рудниках, при военных укреплениях, инородческие. Инициаторами постройки храмов выступа

Ершова Н. А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в. Рукопись диссертации. С. 141.

26 Там же. С. 142.

27

Пулькин М.В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине XVIII в. Автореф. дис. .канд. ист. наук. СПб., 1995. С. 6. i8 Там же. С. 9. 20

Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII -начале XX века. Кемерово, 2004. ли не только приходское общество, но «в отдельных случаях. представители государства (Колывано-Воскресенский горный округ, фонд имени императора

Лл

Александра III) или частное лицо». В XIX в. с развитием в Сибири духовных школ «среди священноцерковнослужителей начинают преобладать местные кадры», тогда как ранее вакантные места занимались кандидатами, переехавшими из-европейской части России.31 М.А. Голованова на материалах Восточной Сибири и Забайкалья исследует возникновение и функционирование православных приходов и тенденции формирования духовного сословия и его место в общественной жизни Верхнеудинска. ~ Изучению церковно-административного устройства и системы управления Камчатской епархии посвящена диссертация Карповой Е.А.33 С момента организации епархии (1840 г.) государство активно подключилось, к строительству в епархии церквей. Местным властям на церковное строительство было разрешено выдавать кредиты переселенцам. К концу века, как пишет автор, «когда население Дальнего Востока значительно пополнилось за счет переселенцев, содержание и строительство церквей и храмов стало обязанностью самого населения».34 На рубеже веков по своему размаху и интенсивности храмостроительство в епархии превосходило аналогичные процессы в европейской России. Формирование приходского духовенства, по наблюдению автора, соответствовало общегосударственной политике, однако имело свою специфику. Большинство духовенства дальневосточного края имело низкий образовательный уровень, денежное содержание было недостаточно. Е.А. Карпова обращает внимание, что «в целях привлечения духовенства в отдаленные епархии на востоке страны были разработаны особые правила служения в них, вводились специальные «амурские» пенсии, увеличивались оклады содержания духовенства, выплачивались особые про

30 Адаменко A.M. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири. С. 77.

31 Там же. С. 78.

Я"?

Голованова М.А. История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (конец XVII - начало XX вв.). Автореф. дис. .канд. ист.наук. Улан-Удэ, 2004.

33 Карпова Е.А. Развитие церковно-административного устройства и управления Русской православной церкви на Дальнем Востоке России (1840-1918). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Благовещенск, 2003.

34 Там же. С. 17. гонные при перемещении в отдаленную епархию».35 Автор также подчеркивает, что1 миссионерская деятельность «стала существенным инструментом проводимой русскими властями политики упрочения своего господства в регионе».36 На основе массового источника — клировых ведомостей, - коллектив ав

37 торов-исследует приходскую сеть Барнаульского Духовного правления. Применение геоинформационных технологий, картографического метода и пространственного анализа позволило им рассмотреть как демографическое развитие региона, так и-размещение населения в целом и его отдельных категорий38.

По мнению И.Н.Мухина, изучение истории православных приходов показывает, что условия существования и функционирования-приходов были различными не только в отдельных епархиях, но и в уездах одной^ епархии. На основе изучения документов кон. XVIII — начала XX в. Егорьевского уезда Рязанской епархии автор прослеживает динамику численности приходов, условия и

OQ причины возникновения новых, особенно после 1861 г. Ранее обширные и территориально разбросанные приходы уезда после отмены крепостного права начали быстро распадаться и на их месте образовывались новые. "Эту тенденцию автор объясняет тем, что при существовавшем тогда порядке обеспечения принтов'инициатива создания нового прихода могла исходить только непосредственно от прихожан. Последние, в свою очередь, должны были взять на себя обязательства не только построить церковь, но и отвести узаконенную пропорцию церковной земли для клира40. На определение членов причта к церквам, как отмечает И.Н. Мухин, имело влияние реформа духовного образования 1808-1814 гг. Реформа способствовала повышению образовательного уровня приходского духовенства; рукоположению в сан священника 22-24-летних канъ Карпова Е.А. Развитие церковно-административного устройства и управления Русской православной церкви С. 24. Там же.

Владимиров В.Н., Силина И.Г., Чибисов М.Е. Приходы Барнаульского Духовного правления в 1829 — 1864 гг. (по материалам клировых ведомостей). Барнаул, 2006.

38 Там же. С. 100

39 Мухин И.Н. Приходское духовенство в конце XVIII - начале XX вв. (по материалам Егорьевского уезда Рязянской епархии). Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 2006.

40 Там же. С. 14. дидатов, окончивших семинарии (вместо полагавшихся 30 лет). В рассматриваемый автором период произошло изменение наследственного принципа — более широкое распространение получила передача мест по женской линии.41

В работе Б.А. Ершова православие рассматривается как многообразное явление, которое испытывало внутренние противоречия и находилось в эпицентре общественной борьбы за идеологические установки новой России Автор отмечает, что1 центральной проблемой в православии является «проблема диалога духовенства и православного общества на региональном уровне» 43. Поэтому церковь Б.А. Ершов исследуется «в качестве церковного организма, в региональном аспекте, прежде всего как тесный союз клира и простых мим рян».

Среди работ зарубежных исследователей45, посвященных данной проблематике, наиболее значимым является труд Г. Фриза46. Автор, поставив перед собой задачу проследить общую эволюцию православного прихода на протяжении столетия и показать, как проходили преобразования и попытки правительства улучшить быт приходскому духовенству, использовал не только опубликованные документы, но и привлек большое количество неопубликованных документов различных архивов. По его1 мнению, правительство оказалось неспособным решить приходской вопрос 47

Таким образом, историографическая ситуация предполагает в качестве насущной задачи дальнейшее изучение истории православного прихода в отдельных регионах (губерниях) России, без чего невозможно и воссоздание общей картины приходской жизни в России соответствующего периода. Исследо

41 Мухин И.Н. Приходское духовенство в конце XVIII - начале XX вв. С. 15.

42 Ершов Б.А. Церковь русской провинции в XIX в. (на материалах Воронежкой губернии). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Воронеж, 2007.

43 Ершов. Б.А. Указ. соч. С. 21.

44 Там же. С. И.

45 Поспеловский М. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995; Шлеман А.Д. Исторический путь православия. Париж. 1985; Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР, 1991, № 2

46 Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

4? Ibid. P. 383. вание по истории православных приходов трех уездов С.-Петербургской епархии второйшоловины XIX в., на нацрвзгляд, лежит в русле традиционного и сегодня успешно развивающегося направления историографии.

Источниковую базу данной работы составляет комплекс документов, большая часть которых хранится в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга: I. Фонд 19 - архив Петербургской духовной консистории: 1 .Делопроизводственные материалы: а) переписка Петербургской Духовной консистории с Синодом, государственными учреждениями, частными лицами; б) внутренние документы Петербургской Духовной консистории; в) просительные документы на имя митрополита Петербургского и в Духовную консисторию; г) донесения и рапорты Духовных правлений епархии, благочинных и приходских священнослужителей;, д) отчеты о состоянии епархии, благо-чиннических округов, уездных и. городских приходов. 2. Документы церковного учета населения - клировые ведомости уездных приходов. II. Фонды отдельных уездных церквей.

Из материалов- Архива Российского этнографического музея в- работе использовался. Фонд 7 - Этнографическое бюро кн. В*. Тенишева, Национального архива Республики Карелия - Фонд 702 — 3-й благочиннический округ Олонецкого уезда.

Работа включает также опубликованные документы : Г. Законодательные источники - именные* указы, высочайше утвержденные доклады, уставы и регламенты, включенные в Полное собрание законов Российской империи и Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. 2. Статистические и справочные сборники и документы: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Т. 9 (СПб., 1883) и Т. 10 (СПб., 1884); Памятная книга С.-Петербургской епархии (СПб, 1899); Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии за 1867 г.; Расписание городских и сельских приходов и церквей и причтов по С.-Петербургской епархии (1876). В« диссертации также привлекаются материалы периодической церковной печати.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Ропакова, Елена Николаевна

Заключение

На протяжении более двух веков государство выработало целый ряд законоположений, которые регламентировали различные стороны организации, жизнедеятельности прихода и функционирования храма. Можно с определенностью сказать, что эта деятельность имела общую тенденцию — увеличение г количества прихожан на одну церковь, уменьшение численности клира и стремление улучшить обеспеченность причтов. Однако не было определено само понятие «приход».

Установленный в XVIII в. минимум для открытия нового прихода (700 д.м.п.) оставался действенным и в XIX в. Общие условия образования прихода, также сформулированные в XVIII в., с внесенными уточнениями в следующем столетии продолжали существовать и в последующее время. Контроль за численностью приходского духовенства в XVIII в. осуществлялся с помощью «разборов». В XIX в. влияние оказывало повышение требований к образовательному уровню священнослужителей и окончательное закрепление права назначения на места членов клира епархиальными архиереями. Во второй половине XIX в. количество священно- и церковнослужителей подверглось своеобразному «разбору» в связи с реформой 1869 г. Объединение приходов, приписка церквей, прихожане которых были не в состоянии обеспечить средствами храм и содержать причт, происходили и в XVIII в., и в дореформенный период XIX в. Но1 только в 1870-х гг. начинается санкционированный правительством пересмотр границ приходов епархий, который связывался с вопросом усиления материального обеспечения приходского духовенства.

На основе рассмотренных нами документов Петербургской епархии мы можем констатировать, что проводившаяся в России общецерковная политика влияла на процессы образования и функционирования уездных приходов. Инициатива в деле строительства церквей, увеличения количества новых приходов принадлежала как духовным властям и государственным структурам, так и прихожанам. Тем не менее, осуществление намеченных планов зависело от возможности прихожан обеспечить строительство и благоустройство храма, а также последующее содержание причта.

В ходе реформ 1870-х гг. в исследуемых уездах в соответствии с предписаниями Синода и Духовной консистории проводились благочиннические съезды. На них местными священнослужителями были- выработаны радикальные предложения по уравнению приходов и сокращению численности причтов. Однако Консистория не согласилась с выдвинутыми духовенством проектами по значительному сокращению уездных приходов, а провела переустройство приходской системы посредством отделения и перечисления к другим ближе расположенным храмам только тех деревень, крестьяне которых выразили на это свое желание.

Сокращение священно- и церковнослужительских вакансий проходило постепенно. Члены причта по возрасту выходили «в заштат», переходили на другие места, дьяконов переводили на причетнические должности. Такой процесс привел к концу XIX в. к тому, что в трех уездах епархии действительно произошло существенное сокращение клира.

Строительство приходских церквей в уездах епархии сопровождалось составлением и утверждением необходимой технической документации. Надзор за возведением здания храма должен был осуществляться специалистами, знавшими строительное дело. Но ограниченность имевшихся в распоряжении прихожан денежных средств приводила к тому, что такой надзор проходил от случая- к случаю и не всегда квалифицированными служащими. Такое невыполнение установленных требований приводило к случаям обрушения недостроенных или уже возведенных конструкций.

Возведение новой приходской церкви требовало значительных материальных и денежных средств. Под церковь следовало отвести удобный участок земли, обеспечить в соответствии с утвержденным проектом «потребное количество» строительного материала, найти опытных мастеров. Поэтому наличие государственной земли или безвозмездно пожертвованного участка от благотворителей или прихожан, казенного леса, который вывозили сами прихожане, денежных вкладов от «доброхотных дателей» не только значительно удешевляли строительство, но и сокращали сроки-устройства храма. Духовная консистория, со своей стороны, принимая во внимание ограниченность материальных возможностей прихожан, разрешала на протяжении нескольких лет, а то и десятилетий, производить сбор доброхотных пожертвований в Петербурге и по уездам епархии.

Обеспечение причтов в трех уездах осуществлялось традиционными способами. Во-первых, казенное жалованье, которое в середине века выдавалось не всем причтам уездов и с учетом местных способов обеспечения: При организации новых приходов, особенно в период 1860-70-х гг., прихожане рассчитывали, что их причты также будут получить жалованье от казны. Требования Консистории об удовлетворении обеспечения причтов за- счет обещанных прихожанами'сборов хлебной руги или денежных средств в большинстве случаев остались без ответа. Поэтому в сложившихся условиях уездные причты Петербургской епархии получили возможность усиления материального благополучия как за. счет дополнительных денежных пособий от закрытия освободившихся вакансий, так и назначения оклада от казны.

Во-вторых, узаконенная пропорция земли. Однако географическое и климатическое расположение епархии, не способствовали успешному земледелию. Необходимо было постоянно вкладывать значительные средства, чтобы повысить доходность земли. Но этих средств в подавляющем большинстве случаев у причтов не было.

Ежегодные проценты с «вечных вкладов» могли бы служить значительным дополнением- обеспечения причта. Но экономические процессы, влиявшие на материальное благополучие крестьян-прихожан, не способствовали накоплению- свободных средств, которые прихожане могли бы пожертвовать на причт.

Также напрямую от благосостояния прихожан зависели сборы и пожертвования приходского храма. Безусловно, большое количество прихожан, проживавших вблизи церкви и имевших возможность чаще посещать богослужения, положительно влияло на доходы церкви и способствовало большему радению о своем храме, ведь чем чаще прихожанин видел насущные нужды, тем скорее могла прийти помощь. Но как свидетельствуют документы, богатый крестьянин или купец скорее сделает дорогостоящий, видимый всем прихожанами оклад на икону, чем пожертвует на ремонт крыши или в пользу причта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Ропакова, Елена Николаевна, 2009 год

1. Адаменко. A.M. Приходы Русской православной.церкви на юге Западной Сибири в XV1. - начале XX века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 192 с.

2. Айвазов И.Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М.: печатня А.И: Снегиревой, 1914. 83 с.

3. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856-1904 гг. СПб.: Наука, 2003. 276 с.

4. Амвросий, архиепископ (Ключарев). О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества. Спб.: С.-Петерб. епарх. братство во имя Пресвятыя Богородицы, 1891. 44 с.

5. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. 496 с.

6. Анисимов Е.В. Церковная и податная реформы Петра I // Вопросы научного атеизма. Ml, 1899. С. 163-172.

7. Антоненко С. Конфессиональная составляющая исторического дискурса в современной России — II: Семь лет спустя. М.: АИРО-ХХ: А.Ушаков, 2003. С. 282-312.

8. Антоний (Вадковский). Жизнь сельского священника. Бытовая хроника из жизни русского духовенства. Казань: Университетск. тип., 1878. 14 с.

9. Архангельский М.Ф. История православной церкви в пределах нынешней С.-Петербургской епархии. СПб.: печатня В. Головина, 1871. 298 с.

10. Ю.Архангельский М.Ф. Преосвященный Никодим первый епископ Санкт-Петербургский. СПб.: тип. духовного журнала «Странник» , 1868. 33 с.

11. Багрецов Л.М. Современное устройство прихода по сравнению с древнейшим его устройством. Гродна: Губ. тип., 1902. 22 с.

12. Баратынский А.И. О постепенном ухудшении быта приходского духовенства и о современнных его надеждах. Харьков: Университетск. тип., -1865. 46 с.

13. З.Барсов Н.И. Петербургский приходской священник второй половины XVIII и начала XIX столетия // Христианские чтения. 1876. 4.2. С. 643673.

14. Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на Юге России: (Конец XIX — первая треть XX вв.). Краснодар: Б.и., 2004. 162 с.

15. Белюстин И.С. Описание сельского духовенства // Русский заграничный сборник. Berlin-Paris-London: A.ASHER& Со и др., 1858. - Т.1. Ч. 4. -167 с.

16. Белявский Ф.Н. Об обеспечении духовенства. Пг.: Изд-во сов. при Святейшем синоде, 1917. 20 с.

17. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Петербургское Востоковедение, 2007. 311 с.:

18. Богословский Н.Г. Взгляд с практической стороны на жизнь священника. Письма отца к сыну. СПб.: тип. Э.Веймара, 1860. 113 с.

19. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения // История религии. М.: Изд-во «Польза», 1909. С.212-245.

20. Булгаков С.Н. Об отношении Церкви к Государству. М.: Моск. Синодальная тип., 1917.3 с.

21. Бычков С.С. Русская Церковь и императорская власть: (Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900-1917 гг.). 1998. Т. 1.317 с.

22. Верховский П.В. Очерки по истории Русской церкви в XVIII и XIX ст. Варшава: тип. Варшавск. Учеб. округа, 1912. 148 с.

23. Вопрос о приходской реформе в царствование императора Александра II. -Пг.: Синодальная типография, 1917. 25 с.

24. Гиляров-Платонов-Н.П. Из пережитого: автобиографические воспоминания. М.: т-во М.Г. Кувшинова, 1886. Ч. 2. 349 с.

25. Головина М.А. История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска, конец XVII — начало XX в. Улан-Удэ, 2004.

26. Голубинский Е.Е. О реформе в быте Русской церкви. М.: имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1913. 132 с.

27. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ.(вторая пол. XIX — нач. XX в.) Mi: Наука. 1969. 184 с.

28. Гриценко Н.Ф. Официальная доктрина внутриполитического курса России конца XIX в.(политические и духовные аспекты внутренней политики): Автореф. дис. . д.,ист. наук. М'., 2000. 43 с.

29. Громачевский А. Практические задачи деятельности сельского православного священника. СПб.: И: Л: Тузов. 1890: 176 с.

30. Дмитриевский А.А. Личные воспоминания о митрополите Петербургском Антонии, как учителе и сослуживце. Пг.: тип. о-вараспр. рел-нр: пр., 1916. 79 с.

31. Доброклонский А:П. Руководство по истории Русской церкви. М.: Кру-тицк. патриаршее подворье, 2001. 935 с.

32. Добронравов И.М. Очерки и рассказы о духовном быте. Саранск: тип. бр. Сыромятниковых, 1908. Т.2. 150 с.

33. Дружинкина Н.Г. Храм: К истории православной культуры Санкт-петербурга конца XIX — нач: ХХ>в.: Сб. научн. ст. СПб.: Б.и., 2001. 68 с.

34. Елагин Н.В. Нищие в церкви: Спб.: Б.и., 1886. 16 с:

35. Ершова Н.А. Приходское духовенство Петербургской епархии в XVIII в.: Автореф. дис. канд. ист. наук. СПБ., 1992. 16 с.

36. Иванова А.Н. Русская православная церковь и крестьянство в конце XIX -начале XX века // Духовность. Сергиев-Посад, 2002. Кн.2. С. 30-52.

37. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословно-классовая структура России в конце XIX начале XX века. - М.: Наука, 2004. 574 с.

38. Из дневника вдового священника. Спб.: тип. И.В. Леонтьева, 1907. 76 с.

39. Мещерский-В.П. Изо дня в день: Записки сельского священника. СПб.: тип. Г.Е. Благосветова, 1878. 280 с.

40. Карташев А.В. Очерки по истории русской православной церкви. М.: • ТЕРРА, 1992. Т.2. 569 с.

41. К вопросу о церковных сборах. М.: Унив. тип., 1876. 8 с.

42. Кильчевский В.А. Богатства и доходы духовенства. СПб.: типография «Работник», 1908. 2-е изд. 46 с.

43. Киселев А.Г. Предпринимательство глазами православного духовенства (начало XX в.) // Проблемы историографии и истории: Сб.ст. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С. 140-155.

44. Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX века. СПб.: Изд-во: «Российская национальная библиотека», 2003. 360 с.

45. Кондаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция (1801-1825). СПб.: Нестор, 1998. 223 с.

46. Красовицкий С., Вершилло Р. Славянофилы и Церковь. -М.: Православ. действие, 1998. 26 с.

47. Лавров М.Е. Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова. Владимир: типо-лит. Губ. правл:, 1900. 70 с.

48. Левитов М. Духовенство и народ. СПб: Б.и., 1912. 18 с.

49. Левитов М. Наш проект обеспечения духовенства. СПб: тип. Алекс.-Невск. О-ва трезвости, 1914. 14 с. '

50. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX — начале XX вв. М.: Новый хронограф, 2002. 253 с.

51. Леонтьева Т.Г. Женский фактор в жизни православного прихода (вторая половина XIX — начало XX в.) // Социальная история: Ежегодник 2001/2002. М., 2004. С. 193-209.

52. Ливанов Ф.В. Жизнь сельского священника. М.: тип. Ф. Иогансон, 1877. 317 с.

53. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX // Русское православие: вехи истории. М.: Изд-во политической литературы, 1989. С. 309-379.

54. Ломоносов Г.Г. Записки об улучшении быта сельского духовенства. — Владимир: печатня А. Паркова, 1881. 16 с.

55. Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900. 38 с.

56. Максимов В. Сельская церковь (Воспоминания детства). СПб.: тип. А. Якобсона, 1897. 15 с.

57. Мальцев М. О русской православной религиозности // Христианство и мир: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христинство-2000». Самара: Самарский Дом печати, 2001. С. 80-91.

58. Литвак Б.Г. Русское православие в XIX // Русское православие: вехи истории. Под ред. А.И. Клибанова., М., 1989.

59. Маренин В.И. Школьные и семейные воспоминания (очерк духовной школы и быта духовенства в половине прошлого столетия). СПб.: тип. Глазунова, 1911. Ч. 1. 143 е., Ч. 2. 87 с.

60. Марков В.Е. К вопросу о причинах разделения русской церкви. Н.Новгород: типо-лит. Т-ва И.М. Машистова, 1906. 106 с.75 .Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополье в XIX первой трети XX в. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1997. 28 с.

61. Милютин В.А. О недвижимых имуществах духовенства в России. Mr. Унив. тип., 18621 571 с.

62. Миронов Б.Н. Социальная история России.периода империи (XVIH — начало XIX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 1 548 с. Т. 2. 566 с.

63. Морозан В. Экономическое положение православного духовенства Рос- . сии в XIX начале ХХвв. // Церковно-исторический вестник. М.: Издание Общества*любителей церковной истории; 1998. № 1. С. 137-144.

64. Морошкин М: Выборное начало в духовенстве. СПб.: тип. А.А. Краев-ского, 1870. 55 с.

65. Мухин И.Н1. Приходское духовенство в конце XVIII — начале XX вв. (по материалам Егорьевского уезда-Рязянской,епархии). Автореф. дис. . кад. ист. наук. М., 2006. 18 с.

66. На распутии. Нашим гласным от негласного деревенского жителя. М.: тип. А.Иг Мамонтова, 1884. 63 с.

67. Нестор, иеромонах (Кумыш). Новомученики Санкт-Петербургской»епархии. СПб.: Изд-во «Сатисъ». 2003. 250 с.

68. Нечаева М.Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII — начала XX в. // Модернизация: факторы, модели-развития, последствия изменений. Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2000. № 5-6. С. 260-285.

69. Никодим, архимандрит (Кононов). Памяти протоиерея Алексея Петровича Колоколова. СПб.: Типогр. А.П. Лопухина, 1902. 8с.

70. Николаевский 1ШФ: Русская церковь в царствование в бозе почившего государя императора АлександраПГ СПб.: тип; Главного управления уделов, 1895. 7 с.

71. Нйкулин М.В. Православная церковь в общественной жизни России; (конец 1850-х — конец 1870-х гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1997. 26 с.

72. Никулин М.В; Православная церковь-и государственный аппарат в России-в эпоху великих реформ (1856-1874 гг.) // Российская государственность: этапы становления и развития: тез и материалы науч. конф. Кострома, 1993. 4.1.С. 163-168.

73. Папков А.А: Необходимость обновления православного церковнообщест-венного строя. Спб;: типо-лит. В.В. Комарова, 1902. 44 с.

74. Г1апков А.А. Упадок православного прихода (XVII — XIX). М.: типо-лит. В. Чичерин, 1899. 163 с.

75. Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870).- СПб.: тип. А.П. Лопухина, 1902. 184 с.

76. Пашенцев Д.А. Благотворительная деятельность русской православной церкви: (во втор. пол. XIX нач. XX вв.): Автореф. . канд. ист. наук: М., 1997.26 с.

77. Петров Л.П. Воспоминания протоиерея Леонида Петрова. СПб.: тип. Гл. упр. уделов, 1909. 103 с.

78. ПетровГ.С. Письмо священника Григория Петрова митрополиту Антонию. СПб.: тип. «Правда», 1908. 16 с.

79. Пешков А.И. К.П.Победоносцев как идеолог русского православия. Ав-тореф. . канд. ист. наук. СПб., 1993. 22 с.

80. Платонов Г.М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России, 1900 1914 (на материалах Саратовской губернии). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Саратов, 2003. 18 с.

81. Победоносцев К.П. Тайный правитель России: Победоносцев К.П. и его корреспонденты: Письма и записки. 1866-1895. Статьи. Очерки. Воспоминания. М., 2001. 617 с.

82. Покровский И.М. Русские епархии в XVI XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковноисторического, статистического и географического исследования. Казань: тип. Ун-та, 1913. Т.2. XVIII в. 48 с.

83. Полисадов Г.А. Старое и,новое в жизни сельского духовенства. СПб.: тип. духовного журн. «Странник», 1878. 32 с.

84. Полунов А'.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III. М.: АИРО-ХХ, 1996. 141 с.

85. Поплавная-Есипова В.А. Русское законодательство относительно церкви во второй половине XIX века // Русское общество и литература позднего феодализма: Сб. науч. трудов. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. С. 119-133.

86. Попов А., протоиерей. Воспоминания причетнического сына. Из жизни духовенства Вологодской епархии. Вологда: тип. Губ. правл., 1913. 348 с. •

87. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII — XX веках: Этногр. исслед. и материалы. М.: Наука, 2002. 468 с.

88. Православная жизнь крестьян XIX-XX веков: Итоги этногр. исслед. М.: Наука, 2002. 361 с.

89. Преображенский И.В. Периодическая печать о церковной реформе вообще и о реформе высшего церковного управления. СПб.: тип. Т-ва «Свет», 1908. 32 с.

90. Пясецкий Г.М. Верный способ обеспечения наших семейств. Орел: тип. кн. Оболенского, 1874. 78 с.

91. Ретвих Н.П. Приход как единица самоуправления. СПб.: типо-лит. А. Лейферта, 1901. 56 с.

92. Римский G.B. Российская церковь в эпоху Великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х годов). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: О-во любителей церковной истории, 1999. 567 с.

93. Рождественский А.К. Улучшение положения пастыря, как одно из главных средств к оживлению приходской жизни. Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры. 19081 51с.

94. Розанов А.И. Записки сельского священника. Быт и нужды православного духовенства. СПб.: историч. журнал «Русская старина», 1882. 324 с.

95. Романов; В. В'конце года: Записка по церковным налогам. Полтава: типо-лит. торг. д. И.Л. Фришберг и С.Е. Зорохович, 1909. 47 с.

96. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в. России. Лейпциг: Ф. Вагнер, 1866. Т.1. 602 с.

97. Рункевич С.Г. История Русской церкви под управлением Святейшего Синода. СПб.: тип. А.П. Лопухина, 1900. Т. 1. 430 с.

98. Руновский Н. Литература шестидесятых годов в ее суждениях по вопросу о быте духовенства. Казань: тип. Ун-та, 1899. 58 с.

99. Руфимский П.М. Церковный приход и основные начала его развития и жизнедеятельности. Казань.: тип. Имп. Ун-та, 1906. 19 с.

100. Рябченко А.Е. Открытое письмо обер-прокурору Святейшего Синода о нуждах церковной жизни. Пг.: тип. П.П. Сойкина, 1916.88 с.

101. Рясенцев К.В. М.П.Погодин: политические идеи и проекты. М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2007. Разд. III. Обоснование М.П. Погодиным теории «официальной народности». С. 76-189.

102. Сафонов А.А. Правовой статус религиозных конфессий в Российской Империи на рубеже XIX — XX вв. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006. 184 с.

103. Симонов И.В'. Анализ особенностей социально-идеологической деятельности Русской православной церкви в начале XX века. Автореф. дис. . канд. филос. наук. СПб., 1993. 16 с.

104. Симонов И.В. Церковная мысль XIX начала XX в. об образце социального устрой и современность // Власть и общество: история а современность: Материалы II Всерос. Научно-практич.конф. Н.Новногод: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2001*. С. 202-203.

105. Смирнов С.И. Древнерусский духовник. Исследования по истории церковного быта. М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. Унте, 1913. 290 с.

106. Соловьев А.А. Интеллигенция и церковь в России в начале XX века: опчт взаимоотношений: Автореф. дис. канд. ист. наук. Кострома, 1997. 19 с.

107. Степанов В. Свидетельство обвинения: Советское государство и церковь: В 3 т. М.: Рус. книгоиздат. товарищество, 1993. Т.1. 297 с.

108. Суворов Н.С. Курс церковного права. Ярославль: типо-лит. Г Фальк, 1889. Т. 1. 370 с.

109. Сушков Н.В. Три митрополита: Амвросей, Михаил и Серафим: (Из записок). М.: Унив. тип., 1867. 18 с.

110. Титов Н.Ю. К вопросу о взаимоотношениях государства и церкви в России в первой'половине XIX в. // Вестник МГУ. Серия II. Право. 1985. №5. С. 55-61.

111. Титлинов Б.В. Вопрос о приходской реформе в царствование императора Александра II. Иг.: Издание книжн. маг. С.Ф. Иванова, 1917. 25 с.

112. Титлинов Б.В. Вопрос о приходской реформе в царствование имп. Александра II. Пг.: С.Ф. Иванов, 1917. 25 с.1331 Тихов А.И. Памяти высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского (Биографическая заметка). Н.Новгород, 1900.: 25 с.

113. Тихомиров JI.A. Духовенством общество в современном религиозном движении. М.: Университетская тип., 1893. 36 с.

114. Тихомиров JI.А. Современное положение приходского вопроса. /

115. М.: У ни верситетс кая тип., 1907]. 16 с.

116. Ушинский А.Д. Об улучшении быта православного духовенства собственными средствами духовного ведомства. СПб.: тип. В. Головина, 1864. 43 с.

117. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: Синоtдальной период, 1700-1917 гг. М.: Русская панорама, 2003. 479 с.

118. Филиппов Т.И. Современные церковные вопросы. СПб.: тип. Т-ва «Общественная польза», 1882. 463 с.

119. Фирсов C.JI. Православная церковь и Российское государство в 1907-1917 гг.: Социальные и политические проблемы: Автореф. дис. . д. ист. наук. СПб., 1997. 47 с.

120. Фирсов C.JI. Русская церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 г.). — М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии: Духовная Библиотека, 2002. 623 с.

121. Фирсов C.JI. Финансовое положение Русской церкви в последнее предреволюционное десятилетие // Церковно-исторический вестник. —343.

122. М.: Издание Общества любителей церковной истории, С. 145160.

123. Флегматов А.И. Из практики приходского священника, наблюдения и заметки. Царицын: тип. Е.Г. Жигмановской, 1895. 29 с.

124. Фудель И.И. (священник). Основы церковно-приходекой жизни. М.: Унив. тип., 1894. 36 с.

125. Церковная реформа: Сборник статей духовной и светской печати по вопросу о реформе. / Сост. И.В. Преображенский. СПб.: тип. Э. Арнголь-да, 1905. 580 с.

126. Церковь и государство Российское: эпоха митрополита Московского Филарета: Сб.ст. Нью-Йорк: Б.и., 2002. 219 с.

127. Четыркин Ф.В. Минувшие судьбы Петербургского края (По поводу 200-летия С.-Петербурга). Церковно-исторический очерк. СПб.: П.П. Сойкин, 1903. 168 с.

128. Чижевский И.Л. Откуда можно заимствовать суммы для жалованья духовенству. Харьков, 1863.

129. Чичагов С.О возрождении приходских общин. Тверь, 1914

130. Шатковская Т.В. Правовая метальность российских крестьян второй половины XIX века: опыт юридической антропологии. Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2000. 223 с.

131. Шинковская Н.В. Политические идеологии в истории России: Учебн. пос. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. 102 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.