Умберто Эко: знак и реальность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Пронина, Наталья Юрьевна

  • Пронина, Наталья Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Пронина, Наталья Юрьевна. Умберто Эко: знак и реальность: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Саратов. 2013. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пронина, Наталья Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Скрипторий Умберто Эко: знаки реальности и реальность знака

§1. Знак и реальность в творчестве У.Эко: компаративистский

анализ

§2. Оппозиция семиотизм-онтологизм в концепции У.Эко

ГЛАВА 2. Онтология, язык, литература: философские тропы У.Эко

§1. Семиотика и литература как манифестация философских сюжетов

У.Эко

§ 2.Семиотические и онтологические инверсии: топология пути

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Умберто Эко: знак и реальность»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последнее время в России наблюдается интерес к творчеству современного итальянского ученого - У.Эко, доказанный рядом статей и диссертационных исследований. Безусловно, долгий период находившийся в тени популярности других крупных зарубежных мыслителей, представителей структурализма и постструктурализма, У.Эко заслуживает достойного к нему внимания в отечественной философии. Темы, затронутые в его работах, актуальны не только для зарубежной философии, но и для всего гуманитарного знания в целом. Используемый У.Эко теоретический инструментарий семиотики позволяет определить проблемные вопросы современной пауки.

Реальность как онтологическое понятие проблематична для окончательной дефиниции и в рамках классической философии, и, тем более, на ее текущем этапе. Разнообразие подходов не способствуют герменевтическому прояснению смысла этого понятия. С другой стороны, пристальное внимание современной философии к феномену языка также обнаруживает множество определений, а постмодернистская философия, сегментируя пространство языка, настойчиво деконструирует интуицию реальности.

Рассмотрение таких спорных понятий как знак и реальность, в концепции У.Эко позволяет выявить роль знаковых систем в современном мире и определить характер их влияния на человеческую реальность. Разрабатываемая в данном диссертационном исследовании тема языка позволяет актуализировать эвристический потенциал научных идей У.Эко в области философии языка, семиотики, структурализма, постструктурализма, постмодернизма. Изучение взглядов У.Эко именно в российской пауке приобретает важное значение, так как компаративистский анализ западноевропейского и русского подхода к языку позволяет выделить оппозицию семиотизм и онтологизм и выявить специфику позиции У.Эко в данном вопросе.

Степень научной разработанности проблемы.

Историко-философский подход для данного диссертационного исследования предполагает обращение, в первую очередь, к текстам У.Эко в их сопоставлении с иными фигурантами и персоналиями в истории систем мысли. Выделяя в них сосредоточие различных тематик, наибольший интерес для исследования представляют его работы по семиотике и теории интерпретации. В русском переводе представлена только их небольшая часть1, другая же доступна в англоязычном варианте2. В данных работах эксплицирована семиотическая концепция У.Эко, теория знака и ряд ключевых понятий, впервые введенных автором, таких как открытое произведение, неограниченный семиозис, отсутствующая структура. Также в работе используются художественные произведения итальянского философа, в которых раскрывается феномен семиотического пространства и его роль в конституировании бытия личности3.

В России интерес к творчеству У.Эко стал появляться одновременно с началом его перевода и публикаций на русском языке, поэтому авторы, обращающиеся к его творчеству, объединены общей трудностью фрагментарности изданий его работ и недоступности большей части произведений У.Эко, вышедших за рубежом. Однако, тем не менее, множество

1 Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб.: Академический проект, 2004.; Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2004.; Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: Александрия, 2007.; Эко У. Поэтики Джойса. СПб.: Симпозиум, 2003.; Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005.; Эко У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе. СПб.: Симпозиум, 2006.; Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Симпозиум, 2003.

2 Eco U. A theory of semiotics. London: Indiana University Press, 1976.; Eco U., Collino S., Culler J., Rorty R., Brook-Rose C. Interpretation and Overinterpretation (Tanner Lectures in Human Values). Cambridge University Press. 1998; Eco U. Producing Signs // On Signs. M. Blonsky (ed.). The Johns Hopkins University Press, 1991.; Eco U., Santambrogio M., Violi P. Meaning and Mental Representation. Indiana University Press, 1988.; Eco U. Semiotics and the Philosophy of Language. Bloomington: Indiana University Press, 1986.; Eco U. The Limits of Interpretation. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 1990.; Eco U. Travels in I Iyperreality: Essays. London, England: Picador, 1987.

3 Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 2004.; Эко У. Маятник Фуко. СПб.: Симпозиум, 2005.; Эко У. Баудолино. СПб.: Симпозиум, 2003.; Эко У. Остров накануне, СПб.: Симпозиум, 2005.; Эко У. Таинственное пламя царицы Лоаны. СПб.: Симпозиум, 2008.; Эко У. Пражское кладбище. М.: Асгрель, 2012.

российских авторов обращаются как к научным трудам У.Эко, так и анализу его романов.

Первую попытку систематичного анализа идей У.Эко проделала А.Р.Усманова4, положив в основу концепцию интерпретации, по ее мнению, являющуюся сквозной темой всех работ итальянского ученого. Среди других исследователей, работающих в направлении выявления общей стратегии творчества У.Эко, следует отметить П.Г. Носачева5, A.B. Мачужак6, которые также выявили среди основных проблем его работ интерпретацию и взаимосвязь языка и культуры. Корреляция философского и художественного творчества

п

У.Эко исследовалась Е.В. Крупениной , выявляющей топосы основных тем и сюжетов.

За рубежом также уделяется большое внимание анализу научных идей У.Эко, прежде всего его семиотической концепции, философии языка и теории открытого произведения, теории интерпретации и гиперинтерпретации,

эстетической парадигме постмодерна и хаоса, эксплицированных в его

g

произведениях. Здесь можно выделить таких авторов, как Ш.Росс, Р.Сибли , М.Цезар9, П.Бонданелла10, К.Фарронато".

Анализ семиотической теории У.Эко, проблем интертестуальности и роли

12 13

читателя проведен в работах таких авторов, как С.И.Слабухо , К.Чекалов ,

4 Усманова А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск: Пропилеи, 2000.

5 Носачев П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции У.Эко: Авторсф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. М., 2009.

6 Мачужак А. В. Язык и культура в философии У.Эко. М.: Книга по требованию, 2011.

7 Крупенина Е.В. Философская проблематика в романах У.Эко: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00. 03. М., 2005.

Ross С., Sibley R. Illuminating Eco: On the Boundaries of Interpretation (Warwick Studies in the Humanities). Ashgatc Pub Ltd, 2004.

9 Caesar M. Umberto Eco: Philosophy, Semiotics, and the Work of Fiction. Cambridge, UK, 1999.

10 Bondanella P.E. Umberto Eco and the Open text: Semiotics, Fiction, Popular Culture. New York, 1997.

11 Farronato C. Eco's chaosmos: From the Middle ages to Postmodernity. Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 2003.

j 2

Слабухо С. И. Автор, текст и читатель в постмодернистской парадигме интертекстуальной интерпретации // Философские науки, 2006, № 12. С. 78-85.

13 Чекалов К. Произведение искусства в теории культуры У. Эко // Искусство. 1988. № 5. С. 39 -44.

Д.Ребеккини1'1, С.Зенкин, А.К.Жолковский15. Среди исследователей тематически обширного научного наследия У.Эко следует отметить и представителей Саратовской философской школы - В.Г.Косыхина16, С.М.Малкину17.

Исследованием философских, семиотических, культурных сюжетов в романной части творчества У.Эко занимались такие авторы, как постоянный переводчик его работ на русский язык Е.Костюкович18, а также Ю.М.Лотман19,

B.В.Иванов20, Ю.Н.Галатенко21, С.Козлов22, Л.Ю.Мещерякова, Н.П.Нарбут23,

C.Рейнгольд24.

Понятие реальности имеет различные вариации на протяжении всей историко-философской традиции, однако, так как в данном исследовании предметом выступает аспект соотношения реальности и знака, то данный вопрос является прерогативой научных работ по философии языка, включающей как основателей семиотики Ч.С.Пирса" , Ч.У.Морриса"', так и лингвистической

м Ребсккшш Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике // Новое литературное обозрение. 2006, №4. С. 291-322.

15 Жолковский А. К. Умберто Эко. Отсутствующая структура // Вопросы философии. 1970. № 2. С.171 - 177.

16 Косыхин В.Г. Структура присутствия: У. Эко и истоки герменевтики открытого произведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2008. Том 8. Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 1. С. 27-31.

17 Малкина С.М. Этические аспекты проблемы текста в творчестве У. Эко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2007. Том 7. Выпуск 2. С. 36-43.

1 о *

Костюкович Е. Маятник Фуко - и маятник Эко // Иностранная литература. 1989, №10. С.222-225.; Костюкович Е. От переводчика // У.Эко. Баудолино. СПб.: Симпозиум, 2003.; Костюкович Е. От переводчика// У.Эко. Остров накануне. СПб.: Симпозиум, 1999.; Костюкович Е. Орбиты Эко // У.Эко. Имя розы. М.: Книжная палата, 1998. С. 645-649; Костюкович Е. Умберто Эко. Имя розы // Современная художественная литература за рубежом. 1982, № 5. С. 40 - 46.

19Лотман 10. Выход из лабиринта // У.Эко. Имя розы. М: Книжная палата, 1989. С.468-481.

20 Иванов В. В. Огонь и роза. Введение к «Имени розы» // Иностранная литература. 1988. № 8.

С. 3-7.

21

Галатенко Ю.И. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве (Д.Дефо «Робинзон Крузо» и У.Эко «Остров накануне») // XVIII век : искусство жить и жизнь искусства. М.: Экон-информ, 2004. С.

45-59.

2')

" Козлов С. Статьи об «Имени розы»// Современная художественная литература за рубежом. 1987. № 6. с. 41 - 44;. Козлов С. Умберто Эко. Маятник Фуко. // Современная художественная литература за рубежом. 1989, №2. С.48-50.

23 Мещерякова Л. Ю., Нарбут И. П. Умберто Эко: теория и практика постмодернистского дискурса // Обсерватория культуры: журнал-обозрение, 2007, №1. С. 12-17.

24 Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко // Иностранная литература. 1994, №4. С. 269-274.

25 Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.

традиции исследования языка - Ф.де Соссюра27, представителей аналитического

28 99 30

направления Л.Витгенштейна , Г.Фреге" , Б.Рассела .

Проблема соотношения языка и реальности также исследовалась в структурализме, яркими представителями которого можно считать Кл.Леви-Стросса31, Р.Барта32, Р.Якобсона33, А.-Ж.Греймаса34. В работах представителей постструктурализма этот вопрос также является актуальным, доказательством

35 2С 37 3 Н

чему служат работы Ж.Деррида , М.Фуко , Р.Барта , Ж.Бодрийяра , Ж.-Ф.Лиотара39, Ж.Делеза40, Ж.Лакана", Ю.Кристевой42.

Характер взаимосвязи языка и бытия и соответственно иное понимание реальности можно отметить в работах М.Хайдеггера43, Э.Левинаса44, отмечающих, что язык предшествует человеку и определяет реальность. Большое значение приобретает сравнение концепций языка У.Эко с концепциями А.Ф.Лосева45 и П.Флоренского46, выявляющее взаимосвязь феномена языка с сущим и бытием в истории философии и оригинальность концепции языка

26 Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. М.: Акадсмпроект, 2001. С.45-97.

27 Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

28

Витгенштейн Л. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005.

90

Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуал, книги, 1997.

30Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: Республика, 2000.

31 Леви-Стросс Кл. Структурная антропология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

32 Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.

33 Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика: Антология. М.: Акадсмпроект, 2001. С. 111-126

34Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С.153-170.

35 ДерридаЖ. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000..

36 Фуко М. Слова и вещи. СПб.: A-cad, 1994.

37 Барт Р. S/Z. М.: Академ проект, 2009.

БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.

39 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Изд-во Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998.

40 Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010.

41 Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997.

42Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.

43 Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

44Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998.

5 Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: изд-во Московского ун-та, 1982.

46 Флоренский П. А. Имена: Сочинения. М.: Эксмо, 2006.

именно в философском понимании У.Эко. В Саратовской философской школе исследованию взаимосвязи языка и человеческой реальности посвящены работы В.А.Фриауфа47 и его учеников В.В.Каиафьевой48 и И.В.Кутыревой49.

Несмотря на наличие различных научных интерпретаций философской концепции У.Эко как за рубежом, так и в России, требуется анализ общих, концептуальных оснований его творчества, которые можно отметить в понимании им понятий знака и реальности, недостаточная степень разработанности которых обусловила выбор темы диссертационного исследования, постановку целей и задач.

Объектом исследования является функциональное бытие знаков в семиотической концепции У.Эко.

Предметом исследования - способы отношения знаков к реальности и топологические инверсии знакового пространства в творчестве У.Эко.

Цель исследования - историко-философский анализ концепта знака и его взаимосвязи с реальностью в творчестве У.Эко.

Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:

- выявить особенности теории знака и реальности в семиотике У.Эко;

- пояснить специфику оппозиции семиотизм-онтологизм в философии языка У.Эко;

- эксплицировать философские интенции художественных текстов У.Эко;

- определить топологию семиотической реальности в текстах У.Эко и обосновать антиномику экзистенциальной онтологии текста произведений У.Эко.

Теоретико-методологическая основа исследования.

В основе методологии настоящего исследования находятся исторический, компаративный, герменевтический и семиотический методы анализа.

47 Фриауф В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность... Абсолютно другое. Саратов: Научная книга, 2005.

48

Канафьева В.В. Время, онтология, язык. Саратов: Научная книга, 2006.; Канафьева В.В. Язык и время в Традиции Логоса. Саратов: Научная книга, 2005.

49 Кутырева И.В. Тематизация языка: историко-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00. 03. Саратов: Экспресс тиражирование, 2010.

Исторический метод позволяет реконструировать оригинальность философской мысли У.Эко на общекультурном фоне эпохи.

Компаративный метод обнаруживает своеобразие подхода У.Эко по отношению к другим философским концепциям.

Герменевтический метод является неотъемлемым орудием данной работы, так как позволяет обнаружить скрытый смысл, неявные интенции авторов, рассматриваемых в данной работе, и, конечно, совершенно необходим при анализе художественных произведений У.Эко.

Также в исследовании использованы общенаучные и социально-гуманитарные методы.

Особенностью данного исследования является привлечение методов культурологического анализа текстов в контексте историко-философского процесса.

Новизна диссертационного исследования:

1. Выявлены особенности семиотической концепции У.Эко, новизна которой заключена в его трактовке понятий экстралингвистической и интралингвистической реальности.

2. Проведенный компаративный анализ семиотического и онтологического понимания феномена языка в европейской и отечественной философской традиции позволил определить оригинальность позиции У.Эко, которая не совпадает с позицией других исследуемых авторов, так как, сочетая и онтологическое, и семиотическое понимание языка, У.Эко видит основание экстралингвистической реальности в самом языке.

3. Раскрыта специфика художественного творчества У.Эко, заключающаяся в том, что У.Эко находит возможность продуцирования новых философских идей из такой формы бытия языка как литература. Литературная реальность языка ставит новые философские вопросы, в том числе об отношении языка и реальности внешних вещей.

4. На основе художественных текстов артикулирована топография семиотического пространства, а также семиотические и онтологические инверсии пути, построенные на отношении язык - человеческая реальность.

Положения, выносимые на защиту:

1. В философском подходе У.Эко к языку соотношение реальности и знака выступает как соотношение экстралингвистической и интралингвистической реальности. Экстралингвистическая реальность включает до- и впелингвистические феномены, а к интралингвистической реальности относятся как собственно язык, так и феномены человеческой деятельности и культуры, которые могут быть исследованы согласно структурам языка. Интралингвистическая реальность является самодостаточной системой, автономность которой У.Эко доказывает понятием «неограниченного семиозиса», понимаемом как процесс функционирования знаков на основе их самоинтерпретирования. Основой процесса семиозиса является сам знак, который, по мнению У.Эко, может быть знаком-функцией, выступающим как сеть изменяющихся отношений.

2. Историко-философский анализ концепций языка выявил онтологическое понимание языка в концепциях М.Хайдеггера, Э.Левинаса, русских философов -А.Ф.Лосева, П.Флоренского, С.Булгакова и семиотическое понимание в концепциях семиотики и структурализма. В философской позиции У.Эко можно констатировать факт сопряжения тенденций семиотизма и онтологизма языка. Различие в понимании собственно языка и феноменов, способных быть исследуемых с его помощью, приводит У.Эко к понятию «отсутствующей структуры», которое демонстрирует разрыв экстралингвистического и интралингвистического пространства. Исследование собственно языка приводит У.Эко к пониманию его онтологической природы по причине ускользания языка от окончательной структурации. Язык предшествует любому семиотическому исследованию в силу принципиальной открытости, которую демонстрирует язык художественного произведения, поэтому бытие раскрывается прежде всего в поэзии, в художественном слове. Однако, тем не менее, по мнению У.Эко, язык

может и должен быть исследован методологией семиотики, так как она позволяет понять частные случаи актуализированных возможностей языка.

3. Научные и литературные работы У.Эко тематически ориентированы на выявление сходных проблем, таких как феномен знака и процессы его функционирования. В отличие от научных работ, в романах актуализируются потенциальные возможности интралингвистической реальности, открывая новые проблемы языка, предметного мира и человека, которые не могут быть поставлены иначе, чем в художественной форме. Романы У.Эко показывают, как их автор плодотворно сочетает семиотическое и онтологическое понимание языка, демонстрируя в своих литературных произведениях онтологию знака.

4. Интралингвистическая реальность имеет пространственную конфигурацию, раскрытую У.Эко в констелляции понятий лабиринта и скриптория. Лабиринт олицетворяет эстетику и онтологию хаоса, обеспечиваемых неустойчивостью и бесконечностью возможного функционирования знаков в процессе неограниченного семиозиса. Скрипторий представляет собой попытку его творческого постижения, поэтического осмысления и художественной организации на основе корреляции язык -человеческая реальность, представляя собой ту часть интралингвистической реальности, в которой раскрывается онтология языка одновременно с бытием человека.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования представляют научный интерес для специалистов в области истории философии, семиотики, философии языка, онтологии, культурологии. Основные выводы и положения данного исследования могут быть использованы при подготовке курсов по теоретическим и прикладным дисциплинам, затрагивающих проблемы истории философии, философии языка и различные аспекты современной теории культуры.

Структура работы отражает последовательность решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Апробация диссертационного исследования. Основные выводы и положения были изложены в докладах и выступлениях на международной научно-практической конференции «Человек в пространстве болезни: гуманитарные методы исследования медицины» (Саратов, ноябрь 2009), на международной научно-практической конференции «Город и наука: анализ рискогенных территорий» (Саратов, декабрь 2009), на межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Общество знания в XXI веке» (Саратов, декабрь 2009), на седьмых межрегиональных «Пименовских чтениях» (Саратов, декабрь 2009), на всероссийской научной конференции «Человек и общество в условиях инновационного развития» (Саратов, ноябрь 2010), на восьмых межрегиональных «Пименовских чтениях» (Саратов, декабрь 2010), на всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Научно-образовательное пространство университета в XXI веке» (Саратов, декабрь 2010), на международной научно-практической конференции «Город: рискогенное пространство» (Саратов, март 2011), на всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Россия в глобальном мире: онтологические основания и проблемы идентичности» (Саратов, февраль 2012), на международной научной конференции «Гуманитарные науки в современном обществе: цивилизациоппые ценности и глобальные вызовы» (Саратов, март 2012), на Всероссийской научно-практической конференции «Город и здоровье: аспекты взаимодействия» ( Саратов, апрель 2012).

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 17 публикациях автора, в том числе 3 из них входят в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Пронина, Наталья Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного историко-философского анализа работ У.Эко можно говорить о том, что феномен знака и реальности являются центральными в его творчестве, так как образуют концептуальное основание понимания его теоретических и художественных работ.

Методологическая позиция У.Эко основывается на выделении интралингвистической реальности, образованной совокупностью знаков, организованных на основе систем кодов, и экстралингвистической реальности, представленной объектами окружающего мира, способными быть исследованными с помощью методов лингвистики и семиотики. Выявленные У.Эко механизмы взаимоотношения знака и вещи демонстрируют факт опосредованности их связей: знак заменяет предмет в его отсутствие, не передавая полноты возможных смыслов. Более того, по мнению У.Эко, знак может отсылать к несуществующему предмету, и данное им определение семиотики как науки о лжи свидетельствует о способности знака создавать новую реальность несуществующих вещей.

Совокупность знаков образует самодостаточную систему, автономную относительно объектов окружающего мира. Для обоснования этого положения У.Эко использует идею неограниченного семиозиса Ч.С.Пирса, понимаемую как процесс функционирования знаков на основе их самоинтерпретирования. Основанием этого процесса выступает сам знак, который, по мнению У.Эко, может быть лишь знаком-функцией: в отличие от классического определения знака как сцепления означающего и означаемого, знак-функция не имеет данной корреляции, но представляет собой сеть изменяющихся отношений.

Использование одновременно методологии лингвистики Ф.де Соссюра и семиотики Ч.С.Пирса не мешает У.Эко провести границу между собственно языком и тем, что исследуется с его помощью. В философском осмыслении У.Эко собственно языка можно констатировать понимание его как семиотического феномена, с одной стороны, и онтологического феномена, с другой. Проведенный историко-философский анализ оппозиции семиотизм-онтологизм в концепциях языка в западноевропейской и отечественной философии позволил выявить оригинальность позиции У.Эко, которая состоит в гармоничном сочетании данных тенденций.

Особую роль приобретает концепция «отсутствующей структуры», которая, прежде всего, демонстрирует разрыв экстралингвистического и интралингвистического пространства: основание экстралингвистической реальности, по мнению У.Эко, находится в самом языке, так как методы лингвистики, применяемые для изучения внешних вещей, имеют результатом искусственные модели, не передающие реальность объекта. Отсутствие структуры У.Эко отмечает и в самом языке: семиотическое исследование языка не способно выявить его структуру, так как сам язык находится до любого его исследования. Источником отсутствия, по мнению У.Эко, является бытие.

Не имея константной структуры, язык раскрывается в новых культурных практиках, кодах, сочетаниях, образуя новые частные структуры. В поэтическом сообщении максимально раскрывается онтология языка, так как, несмотря на представленную последовательность знаков, язык обладает максимальной открытостью смыслов. У.Эко-теоретик постоянно обращается к вопросам многозначности, рефлексивности художественного слова. Но творчество У.Эко высокопродуктивно, так как оно не ограничивается теоретическими выводами о природе языка и художественного слова, а практически воплощает его философию.

Романная часть творчества У.Эко, также как и научная, ориентирована на ряд сходных проблем, таких как функциональное бытие знаков и процесс семиозиса. Однако, в художественной форме У.Эко ставит ряд новых вопросов, которые иначе не могут быть поставлены. Это вопросы о соотношении знаков и внешних вещей, о влиянии роли функционального поведения знаков в конституировании человеческой реальности. В романах У.Эко основным действующим лицом являются знаки, они составляют единственно возможную реальность.

Экспликация метафизики знакового пространства в работах У.Эко позволяет концептуализировать семиотический универсум в понятии лабиринта-скриптория. Лабиринт составляет общее пространство интралингвистической системы, в котором представлена как фиксированная культурой память о возможных функционированиях знаков и кодов в истории, так и сама возможность дальнейших кодовых комбинаций. В основе лабиринта У.Эко представляет концепцию «ризомы» Ж.Делеза и Ф.Гваттари, в которой он отмечает нестабильность, изменчивость, потенциальную бесконечность связей на основе процесса неограниченного семиозиса. Скрипторий ограничивает данную систему на основе корреляции язык - человеческая реальность, внося в нее конструктивный порядок творческого, личностного, поэтического осмысления процесса семиозиса. Таким образом, интралингвистическая реальность конституирует человеческую реальность и реальность внешних вещей.

Обозначенные положения открывают перспективу дальнейшего исследования проблемы соотношения знака и реальности в истории философии, создавая тем самым базу для понимания действительных проблем общества и культуры, не устраняя факта о продуктивности репрезентации актуальных вопросов современности в работах У.Эко, свидетельствующих о востребованности и оригинальности его творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пронина, Наталья Юрьевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балла, О. Праздник непослушания / О.Балла // Лицейское гимназическое образование. - 2004. - № 7. - С.26-34.

2. Бартов, А. От текста к контексту - вечное движение языка / А. Бартов // Звезда. -2004. - №4. - С.218-221.

3. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р.Барт. - М.: Прогресс, 1989.-616 с.

4. Барт, Р. Мифологии / Р.Барт. - М.: Академический Проект, 2008. -

351с.

5. Барт, Р. Нулевая степень письма / Р.Барт. - М.: Академический Проект, 2008.-431с.

6. Барт, Р. Ш / Р.Барт. - М.: Академпроект, 2009. - 373с.

7. Бахтин, М.М. Архитектоника поступка / М.М.Бахтин // Социологические исследования. - 1986. - № 2. - С.156-169.

8. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М.Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. - М.: Наука, 1986. - С. 80160.

9. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М.Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.

10. Безелянский, Ю. Н. Культовые имена: От Эразма Роттердамского до Умберто Эко / Ю.Н.Безелянский. - М.: Радуга, 2004. - 352с.

11. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э.Бенвенист. - М.: «Прогресс», 1974.-446 с.

12. Бодрийяр, Ж. Насилие глобализации / Ж.Бодрийяр // Логос. -2003. -№ 1.-С.20- 23.

13. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж.Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000.-387с.

14. Борхес, X. JI. Проза разных лет: сборник / Х.Л.Борхес. - М.: Радуга, 1989.-320с.

15. Бубер, М. Два образа веры / М.Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464с.

16. Бударагин, М. У.Эко. Эволюция средневековой эстетики / М.Бударагин // Вопросы литературы. - 2005. - № 1. - С.356-357.

17. Вдовиченко, A.B. Расставание с «языком»: Критическая ретроспектива лингвистического знания. / А.В.Вдовиченко. - М.: ПСТГУ, 2009. -510с.

18. Визель, М. Гимн повествователю / М.Визель // Иностранная литература. - 2004. - №3. - С.292-296.

19. Визель, М. О пользе различий / М.Визель // Иностранная литература. - 2008. - №4. - С.292-294.

20. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л.Витгенштейн. - М.: Территория будущего, 2005. - 440с.

21. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л.Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.ХУГ - М.: Прогресс, 1985. - С.79-128.

22. Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / X. -Г.Гадамер. - Минск: Пропилеи, 2007. - 240с.

23. Гайер, К.Е. Концепция интерпретации текста У.Эко и ее реализация в романе «Маятник Фуко» / К.Е.Гайер // Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты. - Омск: изд-во Омского экон. Ун-та, 2010. - 324с. - С. 102-104.

24. Галатенко, Ю.Н. Жизнь в социуме и жизнь в одиночестве (Д.Дефо «Робинзон Крузо» и У.Эко «Остров накануне») / Ю.Н.Галатенко // XVIII век : искусство жить и жизнь искусства. - М.: Экон-информ, 2004. - 464с. - С. 45-59.

25. Гертман, О. Хаодиссея. Постмодерн в зеркале интернета / О.Гертман // Лицейское гимназическое образование. - 2004. - № 7. - С.35-39.

26. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию / Э.Гуссерль. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 336с.

27. Гуссерль, Э. Избранные работы / Э.Гуссерль. - М.: Территория будущего, 2005. - 464с.

28. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э.Гуссерль. - СПб.: Наука, 1998.-315с.

29. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э.Гуссерль. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399с.

30. Декомб, В. Современная французская философия / В.Декомб. - М.: Весь Мир, 2000. - 344с.

31. Делез, Ж., Гватгари, Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж.Делез, Ф.Гваттари. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672с.

32. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж.Делез, Ф.Гваттари. - М.: Астрель, 2010. - 895с.

33. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж.Делез, Ф.Гваттари. - СПб.: Алетейя, 1998. - 288с.

34. Делез, Ж. Критика и клиника / Ж.Делез. - СПб.: Machina, 2002. -

240с.

35. Делез, Ж. Логика смысла / Ж.Делез. - М.: Раритет, 1998. - 480с.

36. Демин, И.В. «Вызов постмодернизма» как общефилософская проблема / И.В.Демин // Философия, общество, культура: сб.науч. статей, посвященных 70-летию В.А.Конева. - Самара: Самар. Ун-т, 2007. - 392с. - С. 271-276.

37. Деррида, Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж.Деррида. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208с.

38. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж.Деррида. - M.: Ad Marginem, 2000. -512с.

39. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж.Деррида. - М.: Академпроект, 2007. - 495с.

40. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж.Деррида. - СПб.: Алетейя, 1998. -

192с.

41. Дианова, В. M. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В.М.Дианова. - СПб.: Петрополис, 2000. - 239с.

42. Ельмслев, JI. Пролегомены к теории языка. / Л.Ельмслев. - М.: Комкнига, 2006. - 248с.

43. Жолковский, А. К. Умберто Эко. Отсутствующая структура / А.К.Жолковский // Вопросы философии. - 1970. - № 2. - С.171 - 177.

44. Зенкип, С. В. скриптории холодно / С.В.Зенкин // Литературное обозрение. - M., 1991. - №6. - С. 71 -73.

45. Зенкин, C.B. Россия, Франция, семиотика / С.В.Зенкин // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 4. - С. 290-299.

46. Зенкин, С. Семиолог в отсутствие структур / С.В.Зенкин // Новое литературное обозрение. - 2006. - №4. - С.323-332.

47. Иванов, В. В. Огонь и роза. Введение к «Имени розы» / В.В.Иванов // Иностранная литература. - 1988. - № 8. - С. 3 - 7.

48. Ильин, И. П. Между структурой и читателем / И.П.Ильин // Теория, школы, концепции (критические анализы) / под ред. Ю.Б. Борева. - М.: Наука, 1985.-288с.-С. 134-239.

49. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П.Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 225с.

50. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П.Ильин. - М.: ИНИОН РАН - Интрада, 2001.-384 с.

51. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П.Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 523с.

52. Ильин, И. П. Теория знака Ж. Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы / И.П.Ильин // Семиотика. Коммуникация. Стиль. - М.: ПИКВИНИТИ, 1983. -204 с. - С.84-103.

53. Ильин, М.С. Две ипостаси слова / И.П.Ильин // Человек. - 2001. -№5.-С. 149-157.

54. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века / Е.А.Найман, В.А.Суровцев. - Томск: Водолей, 1998. - 320 с.

55. Камю, А. Бунтующий человек / А.Камю. - М.: Политиздат, 1990. -

415 с.

56. Камю, А. Посторонний / А.Камю. - М.: ACT, 1999. - 848с.

57. Канафьева, В.В. Время, онтология, язык / В.В.Канафьева. - Саратов: Научная книга, 2006. - 136с.

58. Канафьева, В.В. Язык и время в Традиции Логоса / В.В.Канафьева. -Саратов: Научная книга, 2005. - 202с.

59. Кармадонов, O.A. Социология символа / О.А.Кармадонов. - М.: Академия, 2004. - 352с.

60. Касавин, И.Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка / И.Т.Касавин. - М.: Канон, 2008. — 544с.

61. Канныкин, C.B. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста) / С.В.Канныкин. - Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. - 143с.

62. Керн, Г. Лабиринт: основные принципы, гипотезы, интерпретации/ Г.Керн // Лабиринты мира. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - С. 7-33.

63. Кнабе, Г. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» и обязанность предупреждать / Г.С. Кнабе. // Избранные труды. Теория и история культуры. -М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006. - С. 952-961.

64. Козлов, С. Статьи об «Имени розы» / С.Козлов // Современная художественная литература за рубежом. - 1987. - № 6. - С. 41 - 44.

65. Козлов, С. Умберто Эко. Lector in fabula. Иптерпретативпое сотрудничество в повествовательных текстах / С.Козлов // Современная художественная литература за рубежом. - 1982. - № 1. - С. 101 - 105.

66. Козлов, С. Умберто Эко. Маятник Фуко / С.Козлов // Современная художественная литература за рубежом. -1989. - №2. - С.48-50.

67. Кондратьев, Е.А. Семиотические и феноменологические аспекты проблемы синтеза искусств в художественном авангарде / Е.А.Кондратьев // Вестник Московского ун-та. Серия 7 (Философия). - 2002. - № 1. - С. 104-110.

68. Конев, В.А., Лехциер В.Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары / В.А.Конев, В.Л.Лехциер. - Самара: Самарский ун-т, 2002. - 184с.

69. Коротких, В. Творчество и восприятие: онтология, феноменология, герменевтика / В.Коротких //Вестник Высшей школы. - 2003. - №3. - С. 31-35.

70. Костюкович, Е. Маятник Фуко - и маятник Эко / Е.Костюкович // Иностранная литература. - 1989. - №10. - С.222-225.

71. Костюкович, Е. От переводчика / Е.Костюкович // Эко Умберто. Баудолино. - СПб.: Симпозиум, 2003, - 544с.

72. Костюкович, Е. От переводчика / Е.Костюкович // Эко У. Остров накануне. - СПб.: Симпозиум, 1999. - 496с.

73. Костюкович, Е. Орбиты Эко / Е.Костюкович // Эко У. Имя розы. -М.: Книжная палата, 1998. - С. 645-649.

74. Костюкович, Е. Умберто Эко. Имя розы / Е.Костюкович // Современная художественная литература за рубежом. - 1982. - № 5. - С. 40 - 46.

75. Косыхин, В.Г. Структура присутствия: У. Эко и истоки герменевтики открытого произведения / В.Г.Косыхин // Известия Саратовского университета. -Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2008. - Том 8. -Вып. 1.-С. 27-31.

76. Краснова, О. Б. Мифологема лабиринта как символ культуры / О.Б.Краснова // Методология, теория и история культуры и искусства. - Саратов: Издательство Саратовской консерватории, 2002. - С. 119-122.

77. Кристева, Ю. Избранные труды: разрушение поэтики / Ю.Кристева. -М.: РОССПЭН, 2004. - 656с.

78. Крупенина, Е.В. Философская проблематика в романах У.Эко: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00. 03 / Крупенина Елена Викторовна. -М., 2005.-38 с.

79. Кутырева, И.В. Тематизация языка: историко-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00. 03 / Кутырева Ирина Викторовна. -Саратов: Экспресс тиражирование, 2010. - 18с.

80. Лакан, Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда / Ж.Лакан. - М.: Логос, 1997. - 194с.

81. Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж.Лакан. -М.: Гнозис, 1995.- 192 с.

82. Лебедев, М. В. Стабильность языкового значения / М.В.Лебедев. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 167с.

83. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э.Левинас. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265с.

84. Леви-Стросс, Кл. Мифологики: сырое и приготовленное / Кл.Леви-Стросс. - М.: Флюид, 2006. - 399с.

85. Леви-Стросс, Кл. Структурная антропология / Кл.Леви-Стросс. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

86. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.Лиотар. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998. - 160 с.

87. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж.Липовецки. - СПб.: Владимир Даль, 2001. - 332с.

88. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф.Лосев. - М.: Мысль; РОУ, 1993.-958 с.

89. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. - М.: Академпроект, 2008. -303с.

90. Лосев, А.Ф. Знак, символ, миф / А.Ф.Лосев. - М.: Московский ун-т, 1982.-480с.

91. Лосев, А.Ф. Миф, число, сущность / А.Ф.Лосев. - М.: Мысль, 1994. -

919с.

92. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф.Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 320с.

93. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф.Лосев. - М.: Академпроект, 2009. -300с.

94. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М.Лотман. - М.: Языки русской литературы, 1996. -464с.

95. Лотман, Ю. Выход из лабиринта / Ю.М.Лотман // Эко У. Имя розы. -М: Книжная палата, 1989. - С.468-481.

96. Лотман, Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т. 1 / Ю.М.Лотман. -Таллин: Александра, 1992. - 480с.

97. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М.Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. -С. 11-246.

98. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство, 2000. -

704 с.

99. Лотман, Ю.М. Чему учатся люди. Статьи и заметки / Ю.М.Лотман. -М.: Центр Книги Рудомино, 2010. - 416с.

100. Малкина, С.М. Этические аспекты проблемы текста в творчестве У. Эко / С.М.Малкина // Известия Саратовского университета. - Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - Том 7. — Выпуск 2. - С. 36-43.

101. Мамардашвили, М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра / М.К.Мамардашвили // Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - С.249-294.

102. Мамардашвили, М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М.К.Мамардашвили. - М.: AdMarginem, 1995. - 547с.

103. Мамардашвили, М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке) / М.К.Мамардашвили, А.М.Пятигорский. - М.: Прогресс-традиция, 2009. - 288с.

104. Маньковская, Н. Б.. Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма) / Н.Б.Маньковская. - М.: ИФРАН, 1994. - 220с.

105. Маркова, Л.А. Философия из хаоса. Ж.Делез и постмодернизм в философии, науке, религии / Л.А.Маркова. - М.: Канон, 2004. - 384с.

106. Маршалл, Л., Эко, У. Под Сетью (интервью)/ Л.Маршалл, У.Эко // Искусство кино. - 1997. - № 9.

107. Мачужак, А. В. Язык и культура в философии У.Эко / А.В.Мачужак. -М.: Книга по требованию, 2011. - 180с.

108. Мещерякова, Л. Ю., Нарбут, Н. П. Умберто Эко: теория и практика постмодернистского дискурса / Л.Ю.Мещерякова, Н.П.Нарбут // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. - 2007. - №1. - С.12-17.

109. Носачев, П.Г. Пределы интерпретации текста как ключевая проблема концепции У.Эко: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Носачев Павел Георгеевич. - М., 2009.- 20 с.

110. Огарева, С.С. Статус языка в трансцендентальной прагматике / С.С.Огарева. — Саратов: Научная книга, 2006. - 76с.

111. Пахсарьян, Н.Т. Реальность - текст - литература - реализм: динамика взаимодействия / Н.Т.Пахсарьян // Вестник Московского ун-та. — Серия 9. Филология. - 2006. - № 2. - С. 66-76.

112. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К.Петров. - М.: Наука, 1991. -

328с.

113. Пирс, Ч.С. Избранные философские произведения / Ч.С.Пирс. - М.: Логос, 2000. - 448с.

114. Портнов, А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии Х1Х-ХХ в. / А.Н.Портнов. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 1994.-369с.

115. Постмодернизм: Энциклопедия / А. И. Мерцалова. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

116. Пропп, В. Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. -М.: Лабиринт, 1998. - 512с.

117. Пропп, В. Я. Поэтика фольклора / В.Я.Пропп. - М.: Лабиринт, 1998. -

352с.

118. Пьеге-Гро, Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н.Пьеге-Гро. -М.:ЖИ, 2008.-240с.

119. Разинов, Ю.А. На пути к минотавру: к семантике лабиринта / Ю.А.Разинов // Философия, общество, культура: сб.науч. статей, посвященных 70-летию В.А.Конева. - Самара: Самар. Ун-т, 2007. - 392с. - С. 277-287.

120. Ребеккини, Д. Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике / Д.Ребеккини // Новое литературное обозрение. - 2006. - №4. - С. 291-322.

121. Рейнгольд, С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко / С.Рейнгольд // Иностранная литература. - 1994 - №4. - С. 269-274.

122. Савицкий, В. Иллюстрация к роману / В.Савицкий // Новое время. -

2005. - №42. - С.46.

123. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.П.Сартр. - М.: Республика, 2002. - 640с.

124. Сартр, Ж.П. Пьесы / Вступ. ст. С. И. Великовского / Ж.П.Сартр. - М.: Искусство, 1967. - 670 с.

125. Сартр, Ж.П. Стена: Избранные произведения / Ж.П.Сартр. — М.: Политиздат, 1992. - 480с.

126. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм / Ж.П.Сартр // Сартр Ж.П. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С.319-344.

127. Семиотика: Антология / Ю.С.Степанов. - М.: Академпроект, 2001. -

702с.

128. Скороход, Н.С. Инсценирование как опыт чтения. Читательский сценарий У.Эко / Н.С.Скороход // Вестник МГУКИ. - 2007. - №2. - С.216-219.

129. Скрипник, К.Д., Штомпель, Л.А., Штомпель, О.М. Умберто Эко / К.Д.Скрипник, Л.А.Штомпель, О.М.Штомпель. - М.: Март, 2006. - 112с.

130. Слабухо, С. И. Автор, текст и читатель в постмодернистской парадигме интертекстуальной интерпретации / С.Слабухо // Философские науки,

2006.-№ 12.-С. 78-85.

131. Соломоник, А. Несоответствие между онтологией и семиотической реальностью / А.Соломоник // Вопросы культурологии. - 2006. - № 2. - С. 33-40.

132. Солоухина, О.В. Концепции «читателя» в современном западном литературоведении / О.В.Солоухина // Художественная рецепция и герменевтика / Под ред. Ю.Б.Борева. - М.: Наука, 1985. - С. 212-239.

133. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф.де Соссюр. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. - 425с.

134. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф.де Соссюр. - М.: Прогресс, 1977.-695с.

135. Ставцев, С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н.Ставцев. -СПб.: Лань, 2000,- 192с.

136. Стаф, И. Читатель внутри текста, или лукавая семиотика / И.Стаф // Отечественные записки. - 2007. - №5. - С.359-361.

137. Ступин, С.С. Феномен открытой формы в искусстве XX века: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04 / Ступин Сергей Сергеевич. - М.: 2008. - 35с.

138. Суини, М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1 / М.Суини. - М.: ГЛК, 2001.-304с.

139. Тайсина, Э. А. Некоторые концептуальные дополнения к исследованиям проблемы значения / Э.А.Тайсина // Философия языка и семиотика. - Иваново: Иванов. Гос. ун-т, 1995. - С. 53-61.

140. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования / Л.А.Манерко. - Рязань: Рязан. Гос. Пед. Ун-т, 2002. -236с.

141. Узилевский, Г.Я. О разработке метафизической семиотики / Г.Я.Узилевский // Вестник РФО. - 2006. - №1. - С. 146-148.

142. Уланов, А. Дело техники / А.Уланов // Дружба народов. - 2003. - № 11.-С. 176-178.

143. Усманова, А.Р. Семиотическая модель универсума культуры в концепции Умберто Эко / А.Р.Усманова // Вестник Белорусского государственного университета. - Серия 3. - № 3. - 1993. - С.21-24.

144. Усманова, А. Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации / А.Р.Усманова. - Минск: Пропилеи, 2000. - 200с.

145. Фатеева, II. Идентичность личности автора и вариативность форм выражения в текстах авангарда / Н.Фатеева // Семиотика и авангард: Антология. — М.: Академ-проект, 2006. - 1168с.

146. Философия языка и семиотика / А.Н.Портнов. - Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 1995.-231с.

147. Флоренский, П. А. Имена: Сочинения / П.А.Флоренский. - М.: Эксмо, 2006. - 896 с.

148. Флоренский, П.А. Собрание сочинений. Философия культа. Опыт православной антроподицеи / П.А.Флоренский. - М.: Мысль, 2004. - 685 с.

149. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / Г.К.Косиков. - М.: Прогресс, 2000. - 536с.

150. Фреге, Г. Избранные работы / Г.Фреге. - М.: Дом интеллектуал.книги, 1997.- 159с.

151. Фриауф, В.А. Алексей Лосев и Мартин Хайдеггер: пути к истине / В.А.Фриауф // Духовный континент русской философии. - Саратов: Саратовский источник, 2009. - 228 с. - С.216-228.

152. Фриауф, В.А. Истина пути и путь истины: Алексей Лосев и Мартин Хайдеггер/ В.А.Фриауф // Вестник Волгоградского государственного университета. - Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. -

2009. - Вып. № 2 (10). - С. 6-11.

153. Фриауф, В.А. Русская идея: язык, время, история / В.А.Фриауф // Русская идея как выражение традиции: богословие, философия, литература. -Саратов: Саратовский источник, 2011. - 155с. - С. 4-25.

154. Фриауф, В.А. Языковая основа русской философии / В.А.Фриауф // Русская философия: единство и многообразие. - Саратов: Саратовский источник,

2010.-С. 4-25.

155. Фриауф, В.А. Языковая парадигма русской духовности / В.А.Фриауф // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства: В 2 т. - Т.2. - Саратов: изд-во Саратовской епархии, 2010. - С. 183-190.

156. Фриауф, В.А. Языковая парадигма русской философии / В.А.Фриауф // Известия Саратовского ун-та. - Серия Философия. Психология. Педагогика. — Вып.З. - 2010. - Том 10. - С. 49-55.

157. Фриауф, В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность... Абсолютно другое / В.А.Фриауф. - Саратов: Научная книга, 2005. - 230с.

158. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм / Искусство любить. - М.: Республика, 1992. - С. 109-165.

159. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти, сексуальности / М.Фуко. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

160. Фуко, М. Психическая болезнь и личность / М.Фуко. - СПб.: Гуманитарная академия, 2009. - 320с.

161. Фуко, М. Рождение клиники / М.Фуко. - М.: Смысл, 1998. - 310с.

162. Фуко, М. Слова и вещи / М.Фуко. - СПб.: А-сас1, 1994. - 405с.

163. Хайдеггер, М. Бытие и время / М.Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2002. -

451с.

164. Хайдеггер, М. Время и бытие / М.Хайдеггер. - М.: Республика, 1993. - 447с.

165. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества / М.Хайдеггер. - М.: Высшая школа, 1991. - 192с.

166. Чекалов, К. Произведение искусства в теории культуры У. Эко / К.Чекалов // Искусство. - 1988. - № 5. - С. 39 - 44.

167. Шендерович, А. Этика без бога / А.Шендерович // Знамя. - 2005. -№7. - С. 191—197.

168. Шпет, Г.Г. Язык и смысл / Г.Г.Шпет // Логос. - 1998. - № 1. - С. 952.

169. Щедровицкий, Г.П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания / Г.П.Щедровицкий. - М.: Восточная литература, 2005.-463с.

170. Эко, У. Баудолино / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2003. - 544с.

171. Эко, У. Внутренние рецензии. Перевод с итальянского Елены Костюкович / У.Эко // «Иностранная литература». - 1997. - №5. - С. 268-273.

172. Эко, У. и кардинал Мартини. Диалог о вере и неверии / У.Эко. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. - 64с.

173. Эко, У. Зеркала / У.Эко // Метафизические исследования. - СПб., 1999.-Вып. 11. - С. 218-244.

174. Эко, У. Имя розы / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 638с.

175. Эко, У. Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках / У.Эко.

- СПб.: Симпозиум, 2008. - 412с.

176. Эко, У. Маятник Фуко / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 736с.

177. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 92с.

178. Эко, У. Остров накануне / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2005. - 480с.

179. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу / У.Эко // Новое литературное обозрение. - 1998. -№32. - С.5-14.

180. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У.Эко. - СПб.: Академический проект, 2004. - 384с.

181. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У.Эко. — СПб.: Симпозиум, 2004. - 544с.

182. Эко, У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / У.Эко.

- СПб.: Александрия, 2007. - 423 с.

183. Эко, У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / У.Эко. -М.: Эксмо, 2007. - 592с.

184. Эко, У. Поэтики Джойса / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2003. - 496с.

185. Эко, У. Пражское кладбище / У.Эко. - М.: Астрель, 2012. - 560с.

186. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У.Эко. -СПб.: Симпозиум, 2005. - 502с.

187. Эко, У. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2006. — 574с.

188. Эко, У. Таинственное пламя царицы Лоаны / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2008. - 592с.

189. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах / У.Эко. - СПб.: Симпозиум, 2003. - 285с.

190. Чекалов, К. Произведение искусства в теории культуры У. Эко / К.Чекалов // Искусство. - 1988. - № 5. - С. 39 - 44.

191. Якобсон, Р. Язык и бессознательное / Р.Якобсон. - М.: Гнозис, 1996. -

248с.

192. Якобсон, Р. Работы по поэтике: Переводы / Р.Якобсон. - М.: Прогресс, 1987. -464с.

193. Ямпольский, М. Демон и лабиринт / М.Ямпольский. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 335с.

194. Bondanella Р. Е. Umberto Eco and the Open text: Semiotics, Fiction, Popular Culture / P.E.Bondanella. - New York: Cambridge University Press, 1997. -129p.

195. Caesar M. Umberto Eco: Philosophy, Semiotics, and the Work of Fiction / M.Caesar. - Cambridge, UK, 1999. - 216p.

196. Eco U. A theory of semiotics / U.Eco. — London: Indiana University Press, 1976.-354p.

197. Eco U., Collini S., Culler J., Rorty R., Brook-Rose C. Interpretation and Overinterpretation (Tanner Lectures in Human Values) / U.Eco, S.Collini, J.Culler, R.Rorty, C.Brook-Rose. - Cambridge University Press. 1998. - 164 p.

198. Eco U. Kant and the Platypus: Essays on Language and Cognition / U.Eco. - Houghton Mifflin I-Iarcourt, 2000. - 468 p.

199. Eco U., Marmo С. On the Medieval Theory of Signs / U.Eco, C.Marmo. -University of Bologna, 1989. - 224p.

200. Eco U. Producing Signs / U.Eco // On Signs. M. Blonsky (ed.). - The Johns Hopkins University Press, 1991. - Pp. 176-183.

201. Eco U., Santambrogio M., Violi P. Meaning and Mental Representation / U.Eco, M.Santambrogio, P.Violi. - Indiana University Press, 1988. - 237p.

202. Eco U. Semiotics and the Philosophy of Language / U.Eco. - Bloomington: Indiana University Press, 1986. - 242 p.

203. Eco U. The Limits of Interpretation / U.Eco. - Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press, 1990. - 295p.

204. Eco U. Travels in Hyperreality: Essays / U.Eco. - London, England: Picador, 1987.-307 p.

205. Farronato C. Eco's chaosmos: From the Middle ages to Postmodernity / C.Farronato. - Toronto ; Buffalo : University of Toronto Press, 2003. - 246 p.

206. Francese J. Socially symbolic acts : the historicizing fictions of Umberto Eco, Vincenzo Consolo, and Antonio Tabucchi / J.Francese. - Madison [N.J.]: Fairleigh Dickinson University Press ; Cranbury, NJ : Associated University Presses, 2006. -312p.

207. Ross C., Sibley R. Illuminating Eco: On the Boundaries of Interpretation (Warwick Studies in the Humanities) / C.Ross, R.Sibley. - Ashgate Pub Ltd, 2004. -23 Op.

208. Reading Eco: An Anthology / R.Capozzi. - Indiana: University of Indiana Press, 1997.-476 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.