Управление рисками инновационных проектов в кинематографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Спивакова, Карина Самвеловна

  • Спивакова, Карина Самвеловна
  • кандидат экономических науккандидат экономических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ08.00.05
  • Количество страниц 140
Спивакова, Карина Самвеловна. Управление рисками инновационных проектов в кинематографии: дис. кандидат экономических наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда. Москва. 2013. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Спивакова, Карина Самвеловна

ВВЕДЕНИЕ.

1 ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР КИНОПРОЕКТОВ В РОССИЙСКИХ КИНОКОМПАНИЯХ

1.1 Анализ современного состояния киноиндустрии и организации кинопроизводства в российских кинокомпаниях.

1.2 Анализ российского и зарубежного опыта реализации инновационных проектов в кинематографии.

1.3 Задачи формирования механизма управления рисками инновационных проектов в кинематографии.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В КИНЕМАТОГРАФИИ.

2.1 Разработка подхода к идентификации рисков реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода.

2.2 Формирование модели управления рисками инновационных проектов в кинематографии

2.3 Формирование модели обеспечения завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2:.

3 РАЗРАБОТКА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ РЕАЛИЗАЦИИ КИНОПРОЕКТОВ В РОССИЙСКИХ КИНОКОМПАНИЯХ.

3.1 Обоснование научно-методических рекомендаций по управлению рисками в кинопроизводстве российских кинокомпаний на основе проектного подхода.

3.2 Определение условий эффективного управления рисками кинопроизводства в российских кинокомпаниях на основе проектного подхода.

3.3 Оценка эффективности разработанного подхода к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Управление рисками инновационных проектов в кинематографии»

Актуальность темы. Роль кинематографии в жизни современного общества достаточно важна. Данная отрасль занимает особое место в экономике страны, поскольку кинематограф сочетает в себе две составляющие: творческую и экономическую, что обусловливает высокий уровень рисков этой отрасли. Наряду с традиционными экономическими рисками, характерными для любой предпринимательской деятельности, кинокомпании во всём мире зависимы как от творческого потенциала команды кинопроекта и эстетических вкусов своей аудитории, так и от возможности финансирования кинопроектов. При этом в отличие от технологических проектов, где творческий потенциал является относительно стабильным, а поведение потребителей и инвесторов определяется рациональными мотивами, в киноиндустрии и творческий потенциал, и настроение аудитории, и предпочтения инвесторов трудно поддаются прогнозированию. Нередко сам кинопроект становится причиной смены тенденций на кинорынке. Высокая неопределённость условий и факторов успешной реализации кинопроектов обусловливает более высокие риски данного вида деятельности.

Переход от планового управления кинематографом, при котором практически полностью игнорировались экономические риски, к рыночным отношениям привел к необходимости разработки новых подходов к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях. Необходимость самостоятельного, без вмешательства государства, руководства процессом кинопроизводства стала основной причиной изменения модели принятия управленческих решений отечественными продюсерами. Формирование подходов к управлению рисками в киноиндустрии в условиях реформирования всей экономики России проходило методом «проб и ошибок». 1990-е годы для киноиндустрии страны оказались «провальными»: резко сократилось производство кинофильмов, резко снизились доходы кинопроката, ряд предприятий отрасли обанкротился. Несмотря на достаточно тяжелые творческие потери, которые понес кинематограф в эти годы, произошло его финансовое оздоровление, был накоплен и обобщен опыт практического коммерческого управления кинокомпаниями в рыночных условиях. Киноиндустрия в полной мере стала сферой рыночного предпринимательства.

Первое десятилетие XXI века для российского кинематографа ознаменовалось новым этапом развития. На экран вышли фильмы, которые вызвали интерес не только у зрителей, но и у кинокритиков: «Русский ковчег»

А.Сокурова (2002), занявший 50-е место в списке 100 лучших фильмов XXI века (по версии британских газет Times и Telegraph); «Возвращение» А.Звягинцева (2003) - 80-е место в том же рейтинге; «Остров» П.Лунгина (2006); «Кукушка» А.Рогожкина (2002), получившие большое число наград как в России, так и за рубежом. Обозначились тенденции, свидетельствующие о выходе отечественного кинематографа из затянувшегося кризиса.

Однако накопленный эмпирический опыт в области управления кинопроектами требует научного обобщения. В частности, до настоящего времени в российском кинематографе вопросы управлениями рисками решаются на уровне здравого смысла и личного несистематизированного опыта, а решения в данной области, как правило, принимаются интуитивно. В итоге, позитивный опыт разрешения рисковых ситуаций и решения, приведшие к негативным последствиям в данной области, остаются неизвестными большинству руководителей российских кинокомпаний. В связи с этим актуализируется задача разработки научно-методических подходов к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях.

В современной отечественной киноиндустрии приобретают важное значение вопросы финансирования кинопроизводства, о привлечении инвесторов. В силу общей убыточности большинства производимых кинопроектов, кредитование в отрасли не получило своего распространения. Для привлечения инвестиций за рубежом существует практика предоставления гарантий завершения производства, которая в нашей стране пока не применяется. Однако внедрение такой системы, которая способствовала бы качественному изменению процесса финансирования кинопроизводства, становится инновационным, но в то же время основным целесообразным условием для увеличения притока капитала в российское кинопроизводство.

Подходы к управлению рисками в киноиндустрии достаточно хорошо развиты за рубежом, что способствует расширению числа компаний, предоставляющих гарантии завершения кинопроизводства. Безусловно, для использования зарубежного опыта управления рисками реализации кинопроектов необходимо учесть также ошибки и недостатки, ограничения и институциональные потребности, адаптировать к российским условиям лучший опыт, достижения и преимущества.

Научное обоснование подходов к управлению рисками реализации кинопроектов практически не представлено в отечественной литературе: отдельные публикации по данной теме носят характер описания проблем отрасли или фиксируют успешный опыт реализации отдельных кинопроектов, это свидетельствует о недостаточном уровне научно-теоретических основ управления рисками и полном отсутствии инновационных подходов к управлению кинопроектами в российском кинематографе.

Таким образом, разработка научных основ и научно-методических рекомендаций по формированию инновационного подхода к управлению рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях является актуальной и с теоретической, и с практической точки зрения.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических положений по управлению рисками инновационных проектов в кинематографии.

Цель диссертационного исследования потребовала решения следующих научных задач:

- провести анализ ключевых особенностей кинопроектов как объектов проектного управления в условиях конкурентного рынка и доказать возможность и целесообразность применения методологии управления инновациями в сфере кинопроизводства;

- выявить существенные факторы риска реализации кинопроектов и типовые условия их возникновения в условиях конкурентного рынка;

- обосновать систему классификации рисков реализации кинопроектов для их идентификации, анализа и разработки подходов к их минимизации с учетом особенностей данной сферы деятельности и ее инновационной сущности;

- сформировать организационную модель управления рисками реализации кинопроектов в условиях рыночной конкуренции в соответствии с методологией проектного управления инновациями;

- обосновать научно-методические рекомендации, позволяющие сформировать и применять эффективный инновационный подход к управлению основными рисками кинопроектов в российских кинокомпаниях;

- разработать инновационный метод управления рисками, заключающийся в возможности внедрения гарантий завершенности кинопроектов в российское кинопроизводство.

Результативность, экономическая и творческая эффективность кинопроизводства во многом определяется тем, насколько адекватно была проведена оценка рисков, разработаны меры их профилактики и сформирована система управления ими. Мнение, что успех кинопроекта предсказать невозможно, так как он зависит от того, понравится фильм зрителю или нет, является не вполне корректным. Эффективный подход к управлению рисками реализации кинопроектов позволяет существенно повысить шансы на успех работы кинокомпании, о чём свидетельствует успешный зарубежный опыт кинопроизводства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке научно-методических подходов к организации инновационного управления рисками, возникающими в процессе кинопроизводства. Научную новизну работы характеризуют следующие результаты, полученные лично автором:

- разработан подход к определению понятия «кинематограф» как совокупности неоднородных субъектов предпринимательской деятельности инновационного характера и выделены особенности кинопроекта как объекта управления при проектном подходе, состоящие в сочетании формализуемых факторов успеха и творческой составляющей кинобизнеса, что позволило применить к кинопроекту инновационные методы управления;

- адаптирована с учетом специфики кинопроизводства модель жизненного цикла инновационного проекта (дополнена стадиями реализации и эксплуатации), на основе которой предлагается идентифицировать и дифференцировать риски кинопроектов исходя из анализа жизненного цикла кинопроекта, что позволяет сформировать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства;

- сформирована организационная модель управления рисками в процессе кинопроизводства (базируется на проектном методе управления инновациями), благодаря чему стало возможным определить задачи и зоны компетенций участников кинопроектов в области риск-менеджмента;

- разработаны принципы организации управления рисками кинопроектов (обоснованность, достижимость, адекватность, гибкость, возможность контроля, ответственность), позволяющие учесть инновационный характер кинопроектов и снизить неопределенность результатов кинопроизводства;

- предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершенности кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной инновации в виде использования нового метода рискменеджмента.

Объект исследования - российские кинокомпании в процессе формирования и реализации кинопроектов от замысла кинопроизведения до организации кинопроекта в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования являются подходы к организации управления рисками реализации кинопроектов. При этом под рисками в диссертации понимается возможность возникновения ситуации, обусловленной сочетанием негативных внутренних и внешних факторов кинопроизводства.

Методологической основой проведенного исследования явились научные положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Теоретическую основу при написании исследования составляли научные труды специалистов и ученых в таких сферах, как стратегический менеджмент, управление рисками, продюсирование в киноиндустрии. Информационную базу диссертации составили нормативно-правовые документы, регламентирующие проектную деятельность и организацию кинопроизводства, официальные материалы статистических и исследовательских агентств, научные труды российских и зарубежных учёных и специалистов по исследуемой проблематике. Диссертационное исследование опирается на системный подход, причинно-следственный анализ, методы логического и математического моделирования.

При изучении вопросов диссертационного исследования была использована широкая информационная база: научные монографии и статьи в периодических изданиях в области управления рисками, страхования, организации кинопроизводства, управления проектами в России и в зарубежных странах.

При анализе научных подходов к управлению рисками использовались работы В.А. Абчука, А.П. Альгина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.А. Боровковой, Я.Д. Вишнякова, Н.М. Доба, Д.А. Лапченко, С.Ю. Ляпиной, Ф.Х. Найта, Б.А. Райзберга, Л.Г. Скамай, Л.Н. Тэпмана, Н.В. Хохлова и др. Для проведения анализа проблем кинопроизводства в России и за рубежом и разработки научно-методических рекомендаций были использованы научные труды российских и зарубежных специалистов в сфере кинематографии: Э.М. Арнольди, А. Базена, г

Н.Я. Венжер, Д.Б. Дондурея, C.B. Гинзбурга, А.Б. Журбина, Н.М. Зоркой, И.Е. Кокарева, Б.И. Криштула, А.Н. Митты, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко, Д. Симона и др.

Анализ отечественных публикаций, посвященных управлению рисками в кинопроизводстве, показал, что данная научная область пока остается малоисследованной в России. Данные вопросы затронуты в диссертационных работах О.В. Браиловой, М.Ч. Иодковской, Ф.М. Попова (на соискание ученой степени кандидата экономических наук) и Г.Н. Семенцевой (на соискание ученой степени доктора экономических наук), а также в трудах А.Ю. Лайкова. В зарубежных публикациях вопросы управления рисками кинопроизводства представлены значительно шире, в том числе в работах таких авторов, как Дж. Ли, Дж. Гэрон, Д. Симон, М. Виз, Е.Л. Хонтанер и др.

Изучение инновационной специфики проектов и основ инновационного менеджмента проходило на основе работ и публикаций следующих авторов: Н.Б. Культина, С.Ю. Ляпиной, Н.П. Масленниковой, Ю.П. Морозовой,

A.B. Суриной, И.Л. Туккель, К.А. Хомкина, Ю.В. Шлёнова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, которая была использована при написании исследования, и приложения. Диссертационная работа изложена на 148 листах и содержит 14 таблиц, 13 рисунков. Список использованной литературы включает в себя 120 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Спивакова, Карина Самвеловна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

1. Применение системы ГОЕБО позволяет детально проанализировать кинопроект как объект управления и выявить факторы и условия, определяющие возможность возникновения рисковых ситуаций. Это представляет собой механизм идентификации рисков, необходимый для дальнейшего формирования модели управления рисками.

2. Разработанная модель управления рисками должна соответствовать нескольким принципам: адекватности, системности, ресурсной обеспеченности, приемлемости, транспарентности, актуальности, компетентности, гибкости.

3. Одним из условий эффективного внедрения модели управления рисками в кинопроизводства является определение компетенций, которые должны будут выполнять определённые должностные лица. Прежде всего, этот процесс зависит от масштабов кинокомпании и её деятельности. Именно эти параметры обусловливают необходимость и целесообразность создания целого структурного подразделения, деятельность которой будет направлена исключительно на разработку управления рисками кинопроизводства. Либо возможны варианты, когда для управления рисками выделяется должность риск-менеджера, либо этими функциями и полномочиями наделяется какой-либо продюсер из штата кинокомпании.

4. Практическое применение основных научно-методических рекомендаций диссертационного исследования показало их применимость и эффективность в процессе кинопроизводства. Так, модель управления рисками, апробированная в ООО «Ангел-Анима», позволила избежать многих рисков, а также снизить потери, наступившие вследствие наступления некоторых рисковых ситуаций.

5. За счёт совокупного эффекта внедрения предложенной модели предоставления гарантий завершённости кинопроизводства и системы риск-менеджмента увеличивается инвестиционная привлекательность отдельных кинопроектов и всей киноотрасли в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие рыночных отношений в стране в целом и в киноиндустрии в частности, проявление кризисных тенденций в отрасли поставили перед кинематографией новые задачи и обусловили необходимость создания усовершенствованных подходов к управлению кинопроизводством, которые включали бы в себя всесторонне разработанные системы управления рисками. Проведённое в работе исследование показало актуальность такой разработки и выявило объективные предпосылки к ней.

Управление рисками в современных условиях превратилось из возможного варианта менеджмента компании в обязательное условие успешного и финансового эффективного функционирования любой организации. Увеличивающаяся сложность и структура рыночных отношений, в сфере которых развивают свою деятельность кинокомпании, высокая и жёсткая конкуренция, быстро меняющаяся инфраструктура рынка, радикально противоположные интересы участников рынка, необходимость качественного преобразования всех элементов управления порождают риски и обоснованное повышенное внимание к причинам их возникновения.

В соответствии с поставленной в самом начале исследования цели были определены ключевые особенности кинопроекта как объекта управления в условиях конкурентного рынка, разработана система идентификации рисков реализации кинопроектов с применением методики ГОЕБО, которая ранее не использовалась в отрасли, сформирована организационная модель управления рисками реализации кинопроектов, учитывающая специфику киносферы, представлены и обоснованы научно-методические рекомендации по формированию подхода к реализации кинопроектов, определены условия для внедрения эффективного управления рисками с целью обеспечения завершения кинопроизводства в российских кинокомпаниях и предложены меры по реализации этих условий.

Применение на практике разработанных в данной диссертации методик и моделей, практических рекомендаций обеспечит кинокомпаниям возможность своевременно принимать оптимальные управленческие решения в ситуации неопределённости и обусловит повышение конкурентоспособности и эффективного экономического функционирования кинопредприятий на отечественном рынке.

Процесс управления рисками включает в себя следующие действия:

• Контроль и анализ рисковых альтернатив с целью отследить те рисковые ситуации, которые допустимы на уровне запланированного отклонения.

• Создание подробных планов, главная цель которых сориентировать риск-менеджера на оптимальные действия при возникновении рисковых ситуаций.

• Разработка конкретных решений и действий, направленных на ликвидацию или минимизацию возможных негативных последствий от наступления рисков.

• Формирование эффективной модели экономического управления рисками.

Модель управления рисками характеризуют следующие общие принципы:

• Комплексный подход к управлению рисками в ходе реализации проекта;

• Баланс между прогнозируемым эффектом и необходимыми затратами, вызванными применением данных методов управления рисками;

• Логическая взаимосвязь используемых методов управления;

• Учет специфики отрасли экономики, сферы деятельности организации, её миссии, целей и задач.

Процесс кинопроизводства всегда сопряжен с рисками. Это обусловливает усложнение протекания основных управленческих процессов: анализа и принятия решений. Многовариантность развития событий при реализации кинопроекта в несколько раз увеличивает риск неудовлетворительного исхода в связи как с возможностью ошибочных действий, так и со случайным стечением обстоятельств.

Риск - это возможность возникновения неблагоприятной ситуации как сочетания факторов внутренней и внешней среды или неудачного результата реализации стратегии предприятия, что проявляется в недостижении или неполном достижении поставленных стратегических целей и задач» [23, с. 28]. В связи с этим для обеспечения стабильного и эффективного развития кинокомпании и результативной реализации ее кинопроектов функция управления рисками требует к себе пристального внимания, становится одной из наиболее значимых.

Организация управления рисками в кинопроизводстве базируется на принятии эффективных и адекватных управленческих решений по следующим направлениям:

• Определение ключевых задач и функций, связанных с рискменеджментом в киноотрасли, планирование превентивных мер по минимизации рисков.

• Формирование системы идентификации рисков с целью дальнейшей разработки модели управления рисками реализации кинопроектов.

• Оптимальное сочетание и использование всех составляющих системы управления в единой технологии риск-менеджмента.

• Внедрение системы организационной поддержки управления рисками в структуру кинокомпании и группы, отвечающей за реализацию кинопроекта.

• Разработка форм и методов финансирования системы управления рисками.

Главная суть риска - не те негативные последствия, которые возникли по вине неверных решений, а вероятность отклонения от запланированной траектории движения к цели, во благо достижения которой принималось решение.

Любая деятельность в сфере экономики без учёта возможности возникновения рисковых ситуаций не обеспечивает поступательного и эволюционного развития. Вследствие этого становится очевидным, что существует потребность в разработки единой методологической базы для внедрения системы управления рисками в процесс кинопроизводства с целью реализации кинопроекта с учётом условий неопределённости и риска.

Современная практика принятия управленческих решений в сфере кинопроизводства отличается слабым уровнем системности и неразвитым механизмом взаимодействия между хозяйствующими субъектами киноиндустрии, что обусловило необходимость разрешения задачи представить научно-обоснованную модель управления рисками и рекомендации по её применению.

Разработанная модель управления рисками призвана способствовать рациональному взаимодействию между кинокомпаниями, инвесторами и кредиторами, фирмами-гарантами, дистрибьюторами и государством с целью эффективного социального, художественного, экономического развития отечественной киноиндустрии.

Всё это в совокупности позволило автору данной диссертационной работы сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Отечественный кинематограф на сегодняшний день находится в двойственной ситуации. В его развитии прослеживаются как положительные тенденции, так и некоторые негативные черты. В диссертации не ставилось задачи выяснить, каким образом можно устранить развитие отрицательных тенденций. Главной целью было определить оптимальную модель управления рисками реализации российских кинопроектов, которую можно было бы применять на практике в сложившихся условиях на отечественном рынке киноиндустрии. Особенностью разработки данной модели является то, что кинопроект - это не только коммерческий продукт, товар, который должен заинтересовать покупателя, но и результат творческой работы коллектива людей, выражение художественно-эстетических взглядов его создателей, что, безусловно, следует учитывать при определении потенциальных рисковых ситуаций.

2. При анализе и сравнении опыта реализации кинопроектов в России и иностранных государствах были выявлены основные отличия зарубежного кинопроизводства: преобладание в иностранной практике портфельного выпуска кинокартин, развитая система риск-менеджмента, применяемая не от случая к случаю, как это делается в России, а повсеместно, обширная практика по привлечению заёмных денежных средств в кинопроизводство, в частности с использованием предоставления предпринимательских гарантий. Опыт работы зарубежных компаний completion bond должен служить основной для разработки и внедрения российской системы предоставления гарантий завершения кинопроизводства, безусловно, с учётом местной специфики и особенностей кинобизнеса, что обусловливает необходимость научно-методических разработок по формированию и реализации подобного механизма привлечения инвестиций.

3. Для адекватного применения модели управления рисками предложена адаптивная модель жизненного цикла кинопроекта, которая позволяет сформировывать и развивать базу знаний о рисках для успешной деятельности в области кинопроизводства.

4. Для разработки алгоритма идентификации рисков реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях следовало описать кинопроект как объект управления. Для этой задачи была использована методология функционального проектирования IDEF0, предназначенная специально для описания протекания бизнес-процессов. До сих пор данная методика, широко используемая в других областях экономики, в киноиндустрии не применялась. С помощью данной методики была построена схема кинопроекта, поэтапно отражающая все основные виды деятельности в ходе кинопроизводства, принимаемые управленческие решения, использование аппаратуры, оборудования, персонала, а также фиксирующая факторы, которые оказывают влияние на ход кинопроизводства извне.

5. Предложены типовые подходы к управлению рисками в кинобизнесе, которые включают в себя следующие направления:

• исключение - создание условий, препятствующих возникновению рисков в процессе реализации кинопроекта;

• снижение - создание условий, направленных на уменьшение возможностей возникновения рисковых ситуаций;

• принятие или игнорирование - отсутствие каких-либо специальных действий в отношении рисков.

6. Предложены научно-методические рекомендации по внедрению в российских условиях модели предоставления гарантий завершённости кинопроектов с использованием киностудий в качестве сторонних гарантов как организационной инновации в виде использования нового метода риск-менеджмента.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Спивакова, Карина Самвеловна, 2013 год

1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О науке и государственной научно-технической политике".1. Книги:

2. Абчук В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге. СПб.: издательство Михайлова, 2006. - 476 с.

3. Альгин А.П. Грани экономического риска. М.: Знание, 1997. - 362 с.

4. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989. -192 с.

5. Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л.: Искусство - 1968, - 211с.

6. Атанесян А. Краткая инструкция для начинающего продюсера. М.: Издательство УНЦ ДО, 2004. - 130 с.

7. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство - 1972 - с.45

8. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996. - 188с.

9. Баранчеев В.П., Гунин В.Н., Ляпина С.Ю., Устинов В.А. Управление инновациями: модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 1999.-328 с.

10. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 712 с.

11. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. М.: Омега-Л, 2011. - 1330 с.

12. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. Киев: Ника-Центр Эльга, 2005. - 600 с.

13. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. М.: Омега-Л; Эльга, 2011.-768 с.

14. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками. М.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2006.-445 с.

15. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004. -656 с.

16. Боровкова В.А. Управление рисками в торговле. СПб: Питер, 2004. - 288 с.

17. Васин С.М., Шутов B.C. Управление рисками на предприятии. М.: КНОРУС, 2010.-304 с.

18. Васина A.A. Финансовая диагностика и оценка проектов. СПб. Литер, 2004. -448 с.

19. Венжер Н.Я., Дондурей Д.Б. Мультиплекс в Москве. Зрительский ресурс и коммерческие перспективы проекта. Серия: типология ожиданий российских зрителей по отношению к отечественному кино. М.: Дубль-Д. -1999.-С. 56.

20. Вишняков Я.Д. Общая теория рисков. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

21. Гинзбург C.B. Очерки теории кино М.: Искусство. - 1974 - с.231.

22. Грабовый П.Г., Петрова С.М. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994.-200 с.

23. Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Управление рисками в инновационной деятельности. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-351 е.;

24. Грачева М.В., Секерин А.Б. Риск-менеджмент инновационного проекта. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 544 с.

25. Грунин O.A., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. Спб.: Питер, 2002. - 160 с.

26. Доба Н.М. Риск-менеджмент: конспект лекций. О.: Наука и техника, 2009. - 108 с.

27. Дуненкова E.H., Какаева Е.А. Инновационный бизнес: стратегическое управление развитием. — М.: Издательство "Дело" АНХ, 2010. — 176 с.

28. Журбин А.Б. Как это делалось в Америке. М.: Захаров, 2001. - 288 с.

29. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. - 544 с.

30. Зоркая Н.М. Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010.-399 с.

31. Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. М.: Экономика, 2004. - 518 с.

32. Какаева Е.А., Киселев Б.Н., Глухов В.В., Зобов A.M. Козлов A.B. Стратегический менеджмент инновационной организации, 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГУУ, 2009. — 387 с.

33. Качалов P.M. Управление хозяйственным риском. -М.: Наука, 2002. 192 с.

34. Клейнер Г.Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономике. М.: Наука. - 448 с.

35. Клейнер Г.Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.-288 с.

36. Кокорев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России. М.: Аспект Пресс, 2009. - 344 с.

37. Кокорев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.: "Российский фонд культуры", SPSL - "Русская панорама", 2001 - 488 с.

38. Королев Д. Эффективное управление проектами. М.: OJIMA пресс, ИНЭС, 2003.- 128 с.

39. Криштул Б.И. Кинопродюсер. М.: Российский фонд культуры, 2000. - С. 336.

40. Круглов М.Г. Инновационный проект. Управление качеством и эффективностью. М.: Дело, 2009. - 333 с.

41. Кузьмина Т.С. Формирование систем управления инновационной деятельностью на предприятиях. Одес.: Изд-во Наука и техника, 2005. - 60 с.

42. Лапуста М.Г., Шаршукова Л. Риски в предпринимательской деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2000. 302 с.

43. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). М.: ИНФРА-М, 2010. - 575 с.

44. Лапченко Д.А. Оценка и управление экономическим риском: теория и практика. Минск: Амалфея, 2007. - 147 с.

45. Ляпина С.Ю. Управление рисками промышленных организаций. М.: Центр маркетинг, исслед. и менеджмента, 2003. - 128 с.

46. Ляпина С.Ю. Управление инновациями. — М.: Дело и сервис, 2011. 400 с.

47. Ляпина С. Ю., Дегтярева В.В. Проблемы формирования механизма управления воспроизводством инноваций в организациях. М., 2012. - 150 с.

48. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2010. - 405 с.

49. Максимцов М.М., Игнатьева A.B., Комаров М.А. Менеджмент. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. - 144 с.

50. Масленникова Н.П., Желтенков A.B., Ильяшенко С.Н., Рябиченко С.А., Ильяшенко Н.С. Инновационный менеджмент. М.: Издательство МГОУ, 2010.-с. 446

51. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 589 с.

52. Мильнер Б., Лиис Ф. Управление современной компанией. М.: ИНФРА-М, 2001.-596 с.

53. Митта А.Н. Кино между адом и раем. М.: Изд. дом "Подкова", 1999. - 480 с.

54. Найт Ф.Х. Риск, неопределённость и прибыль. -М.: Дело, 2003. 360 с.

55. Огурчиков П.К., Падейский В.В., Сидоренко В.И. Мастерство продюсера кино и телевидения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 863 с.

56. Полковников A.B. Эффективное управление проектами. М.: Ланит, 2005.;

57. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. М.: Волтерс Клувер, 2009. - 608 с.

58. Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск. М.: Знание, 1992. - 64 с.

59. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов от А до Я. М.: Триумф, 2004. -352 с.

60. Роднянский А. Мастерство продюсера. Мастер-класс 01. М.: Мир искусства, 2009. - 92 с.

61. Сидоренко В.И., Огурчиков П.К. Профессия продюсер кино и телевидения. Практические подходы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 711 с.

62. Скамай Л.Г. Страховое дело. М.: ИНФРА-М, 2010. - 324 с.

63. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2007. - 296 с.

64. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 380 с.

65. Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Акад. проект: Трикста, 2008. - 512 с.

66. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент. М.: Дашков и К, 2006. - 292 с.

67. Фунтов В.Н. Управление проектами развития фирмы: теория и практика. -СПб.: Питер, 2009. 496 с.

68. Хохлов Н.В. Управление риском. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 с.

69. Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности: монография. -М: Ваклер, 2002.-318 с.

70. Чуковская Е.Э. Аудио-визуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: «РосКонсульт», 1999. - 331 с.

71. Шапкин А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. М.: Дашков и К, 2005. - 880 с.

72. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. М.: Дашков и К, 2003. -544 с.

73. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. М.: Дашков и К, 2003. - 544 с.

74. Deke Simon, Michael Wiese Film and video budgets. 2006. - p.490

75. Eve Light Honthaner The Complete Film Production Handbook. Focal Press, 2010.-p. 552

76. John J.Lee (Jr.), Rob Holt The producers' business handbook. 2006. - p. 196

77. Jon M.Garon The independent Filmmaker's Law and Business Guide. Chicago: Chicago Review Press, 2009. - p.443

78. John W. Cones 43 ways to finance your feature film: a comprehensive analysis of film finance. Carbondale, Illinois: Southern Illinois University Press, 2008. - p. 3721. Периодические издания:

79. A Guide to the Project Management Body of Knowledge

80. Alan Rosenthal. Writing, Directing, and Producing Documentary Films and Videos. Southern Illinois University Press, 2007 r. 448 p. (???)

81. Eric Verzuh The Fast Forward MBA in Project Management, John Wiley and Sons, Ltd, 2008, 480 р.;

82. Kaplan S. The Worlds of Risk Analysis // Risk Analysis. 1997. V. 17. №4. P. 408;

83. Integration Definition For Function Modeling (IDEFO) http://idef.ru/idef.php84.http://www.pmprofy.ru/content/rus/48/481 -article.asp портал «Профессионал управления проектами» - ведущий российский интернет-ресурс;

84. Бекмамбетов Т. Кассу в России собирают только фильмы-события // Кинобизнес сегодня. -2010. №14-15 (210-211). с. 14

85. Волков А.Т., Дегтярева В.В., Дуненкова Е.Н., Киселёв Б.Н., Ляпина С.Ю. Повышение качества экономических механизмов инновационного развития страны // Вестник Университета (Государственный университет управления).-2012, № 11.-е. 9-18

86. Зоркая Н.М. О "массовом" сегодня несколько элементарных истин // Киноведческие записки. - 2000. № 45. - с. 27-37.88.3убко М.Ю. Инвестировать не в фильмы, а в стратегию // Менеджер кино. -2008. №41. -с. 26-30

87. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском основа экономической безопасности региона // Проблемы теории и практики управления. - 2006. №4. - с. 45-52.

88. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском производственных систем // Экономика и математические методы. 1997. Т.33. Вып.4. - с. 25-38.

89. Ковалева Е. Полис кадровой защиты // Деньги. 02.06.2008 № 21 (676) от http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocslD=897771&print=true

90. Крол А.В. Финансирование кинопроектов две части единого процесса // Менеджер кино. - 2007. №1 (27). - с. 20-32

91. З.Масленникова Н.П. Планирование инновационной деятельности на основании стратегии роста, обеспечивающей успех: стратегия вытеснения через подрывную инновацию // Менеджмент сегодня. 2011, № 1. — с. 30 — 37

92. Масленникова Н.П. Функции управления развитием инновационной восприимчивости организации // Менеджмент сегодня. 2006, № 2. - с. 106 - 112

93. Масленникова Н.П. Концепция развития инновационной восприимчивости организаций в инновационной сфере // Менеджмент сегодня. 2006, № 1. -с. 2- 12

94. Нестеров Д. Провалилось огромное количество российских фильмов // Коммерсантъ Деньги. 2008. № 49 (706).

95. Попов И. О самофинансировании кинопроизводства // Менеджер кино. -2006. № 4. http://www.movieresearch.ru/analytics/detail.php?ID=2336

96. Рогов М. А. И прибыли, и убытки от неопределенности. Системный подход к проблеме управления экономическим риском // РИСК. - 1994, №№3-4. - с. 83-88

97. Соломон К.Х. Роль России в мировом кинобизнесе растёт. // Кинобизнес сегодня. 2008. №16 (162). - с. 18-21

98. Хвалев Е. Управление рисками CRM-проекта // IT-Manager. 2009. №11.- с.42-44;

99. Черемных О. Как нам обустроить компанию: корпоративная инфраструктура управления // Менеджмент сегодня. 2002 г. № 1.-е. 14-28

100. Шумова 3. Волшебное заклинание Сбербанка //Action! № 4 (88), 2011.-стр. 18-21

101. Отчёты, доклады, диссертации:

102. Иодковская М.Ч. Формирование механизма предпринимательских гарантий в процессе становления продюсерского кинематографа: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук (08.00.05).-М„ 1994.- 175 с.

103. Попов М.Ф. Повышение эффективности процесса продюсирования кинофильмов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук (08.00.05). Спб: Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, 2009. - 173 с.

104. Movie Research Company «КиноОтрасль 2011». Москва, 2011. - 11 с.

105. Movie Research Company и Главный Информационно-Вычислительный Центр Ежегодник о киноотрасли России «КиноСтатистика 2009», Москва, 2010, 160 с.

106. Аналитический доклад «О состоянии киноотрасли России» конференц-форума кинематографической общественности «Российская киноиндустрия 2009»

107. Исследование компании «Невафильм», при участии «RFilms» и «Гротек» ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2010

108. Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска проектов»

109. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (РМВОК), с.171

110. Публикации автора диссертации:

111. Спивакова К.С. Обоснование задач формирования механизма управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях // Вестник университета, № 4, 2011. с. 63 - 67 (0,3 п.л.)

112. Спивакова К.С. Управление социальными рисками в кинопроизводстве: ключевые задачи // Вестник ПГУ, № 7, 2011. с. 236 -240 (0,25 п.л.)

113. Спивакова К.С. Формирование модели управления предпринимательскими рисками в российском кинобизнесе // Управлениеэкономическими системами: электронный научный журнал №9, 2011. URL: http://www.uecs.ru. (0,5 п.л.)

114. Спивакова К.С. Менеджмент телепроизводства: между экономической и социальной эффективностью // Сб. «Экономика. Управление. Культура», № 17, ГУУ, 2010.-с. 40-44 (0,2 п.л.)

115. Спивакова К.С. Проблемы управления рисками реализации кинопроектов в российских кинокомпаниях // Аспирант и соискатель, № 1, 2011.-с. 40-44 (0,25 п.л.)

116. Спивакова К.С. Анализ ключевых экономических показателей российской киноиндустрии с целью выявления основных проблем управления рисками // Актуальные проблемы современной науки, № 4, 2011.-с. 100- 104 . (0,3 п.л.)

117. Спивакова К.С. Обоснование необходимости применения управления рисками в российских кинокомпаниях. // Сб. «Реформы в России и проблемы управления»: Материалы 26-й Всероссийской научной конференции молодых учёных, ГУУ, 2011 (0,1 п.л.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.