Усадьба Щелыково как историко-культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Орлова, Галина Игоревна

  • Орлова, Галина Игоревна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Кострома
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 217
Орлова, Галина Игоревна. Усадьба Щелыково как историко-культурный феномен: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кострома. 2003. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Орлова, Галина Игоревна

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. УСАДЬБА ЩЕЛЫКОВО В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКОВ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ

АСПЕКТЫ.

§ 1. Усадьба как явление русской культуры XVIII - начала XIX веков.

§ 2. Социально-культурные основания становления усадебного комплекса Щелыково.

§ 3. Воплощение мировоззренческой парадигмы владельцев Щелыкова в культурном проекте усадьбы.

ГЛАВА II. УСАДЬБА ЩЕЛЫКОВО СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И АКТУАЛИЗАЦИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.

§ 1. Культурное пространство усадьбы Щелыково во второй половине XIX века.

§ 2. Усадьба Щелыково и помещик А.Н. Островский.

§ 3. Усадебные мотивы и реалии Щелыкова в драматургии Островского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Усадьба Щелыково как историко-культурный феномен»

В истории отечественной кулыуры усадебный комплекс Щелыково прочно связан с именем великого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Здесь Островский жил, хозяйствовал, вынашивал замыслы будущих драматических произведений, работал с молодыми драматургами, принимал знакомцев из театрального мира. Многие пьесы Островского отразили щелыковские впечатления автора: окрестности имения, усадебный пейзаж и архитектуру, жизненный уклад, бытовой обиход и основные занятия усадебных обитателей.

Усадьба Щелыково как явление культуры России начала формироваться задолго до того времени, когда ее владельцем оказался А.Н. Островский. Облик этой усадьбы в своих основных чертах сложился еще в XVIII веке при братьях Кутузовых, оставивших заметный след в истории отечественной культуры. Они были общественными деятелями, разделявшими идеи Н.И. Новикова и А.Н. Радищева, играли значительную роль в жизни Костромской губернии.

Будучи во многих своих составляющих типологически характерным выражением русской усадьбы вообще, Щелыково в то же время единственно и неповторимо. Сочетание общего и индивидуального в хронотопе Щелыково позволяет рассматривать щелыкоеский усадебный комплекс как уникальное проявление феномена русской усадьбы в целом.

Изучение русской усадьбы как целостного и внутренне единого историко-культурного феномена, обладающего собственной духовной сущностью и имеющего свою историческую судьбу, составляет основную проблему данного исследования.

Эта общая исследовательская установка обусловливает тему диссертации и способ ее рассмотрения. Работа основана на применении известной типологической модели русской усадьбы к индивидуальному феномену усадьбы Щелыково, не предполагая специального теоретического исследования усадебного комплекса в его обобщенном виде.

Актуальность исследования. Изучение усадебной культуры является одной из актуальных проблем современного гуманитарного знания, о чем наглядно свидетельствуют регулярно выходящие сборники научных статей Общества изучения русской усадьбы «Русская усадьба» (136-142). Внимательное изучение автором данной работы литературы, посвященной изучению русской усадьбы, позволило обнаружить, что «щелыковская» тема по полноте изученности значительно уступает «яснополянской», «мурановской», «спасско-лутовиновской». В литературе, посвященной Щелыкову, как правило, приоритетное место отдается вопросам пребывания в усадьбе А.Н. Островского. В этой связи описываются усадебный ландшафт, дается общий абрис усадебного комплекса, обозначаются щелыковские приметы в пьесах А.Н. Островского (как правило, наиболее очевидные), указываются люди, бывавшие в гостях у драматурга во время его пребывания в усадьбе.

Однако, за пределами очерченных вопросов остается весьма актуальная проблема: усадьба Щелыково как своеобразный историко-культурный феномен, имеющий свою особенную, индивидуальную судьбу. Причем эта судьба связана не только с именем А.Н. Островского, во многом она определяется и тем, что было до и после А.Н. Островского. Данное диссертационное исследование, вводящее в научный обиход ряд новых архивных материалов по истории Щелыкова, призвано, в значительной мере, восполнить этот пробел.

Изучение усадьбы Щелыково в историко-культурном ключе - наименее разработанная часть современного усадьбоведения. Соотнести историю Щелыкова с историко-культурным «контекстом понимания» (М. Бахтин) означает перевести данную научную проблематику с описательно-эмпирического уровня на историко-типологический уровень, характерный для тенденций современной гуманитарной науки. Это основное исследовательское намерение предопределяет актуальность данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования -актуализировать своеобразие усадьбы Щелыково как определенного пространства культуры, обладающего собственной историей, судьбой и спецификой и могущего быть определено в феноменальном аспекте. Названная цель определяет и конкретные задачи, решаемые в диссертации:

- выявить историко-типологические черты в континууме усадьбы Щелыково;

- целостно воссоздать исторический путь становления и развития усадьбы Щелыково;

- определить индивидуальные черты усадебного комплекса Щелыково, обусловливающие его неповторимое своеобразие и уникальность.

В качестве объекта исследования выступает русская усадебная культура XVIII - начала XX веков.

Предметом исследования является усадебный комплекс Щелыково. Он рассматривается в сложной взаимосвязи значимых аспектов своего бытия: социально-исторических, хозяйственно-экономических, архитектурных, природных, общекультурных.

Методология и методы исследования. Методологическим основанием работы является феноменологический подход к изучению усадебного комплекса, позволяющий представить Щелыково как целостный феномен русской культуры в его становлении и развитии. Феноменологический подход способствует выявлению доминантных составляющих целостности усадебного комплекса Щелыкова, которые, то сопрягаясь, то отталкиваясь, органично вписываются в историю усадебной культуры России.

В изучении русской усадебной культуры можно выделить три подхода, сложившихся в изучении феномена русской усадьбы: мифопоэтический, архивно-краеведческий, историко-культурный.

Художественное творчество, эпистолярика, дневники, прежде всего писателей и поэтов XVIII-XX веков (Н.И. Новикова, Г.Р. Державина, Н.Е. Струйского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, И.С. Тургенева, JI.H. Толстого, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока и других), породило особую мифопоэтику русской усадьбы, инициировало мифопоэтическое постижение реалий усадебного мира. Сущностная ценность данного метода заключается в восприятии усадебной культуры как существенной части русской культуры в целом, в выработке понимания мира и мифа русской усадьбы как определенной культурной и духовной ценности. Опора на произведения русских писателей позволяет воссоздать целостный облик русской усадьбы как пространства одушевленного и одухотворенного личностями ее владельцев и многочисленных обитателей. Особую ценность для решения этой задачи представляют те драматические произведения самого Островского, в которых нашли свое отражение щелыковские реалии.

Альтернативным по отношению к первому является архивно-краеведческий метод в изучении русской усадьбы, базирующийся на строго документальной основе - краеведческих штудиях, архивных изысканиях, музееведческих исследованиях. Данное направление изучения русской усадьбы можно условно определить как архивно-краеведческий подход к теме.

Ценной стороной данного метода является опора на документ, последовательная проверка усадебного мифа реалиями русской истории и быта. Внимательное изучение трудов ученых данного направления позволяет не только установить наличие «щелыковского мифа», но и документировать его конкретно-историческую почву и реальную культурную содержательность.

Третий подход к теме русской усадьбы, вбирающий в себя лучшие стороны первых двух, определяется как историко-культурный. Суть его заключается в том, что русская усадьба исследуется как целостный феномен русской культуры в комплексе его составляющих - в его историческом развитии, в его типологии, в его хозяйственно-экономической, административно-организационной, бытовой, вещной, архитектурной, географической, топонимической, культурной конкретике.

Ценность данного подхода - в рассмотрении русской усадьбы как определенного историко-культурного феномена и наиболее полном раскрытии ее важнейших типологических черт. Труды ученых, заложивших основания современного усадьбоведения, стали методической базой данного исследования.

Материалом исследования послужили выявленные автором в архивах Костромы, Москвы, Санкт-Петербурга документы по истории Щелыково -купчие бумаги, топографические планы, дворянские генеалогии, планы межевания, документы по наследованию. Особый тип источников представлен визуальными свидетельствами о русской усадьбе -художественными и документальными. В качестве художественных источников выступают: картины художников «серебряного» века русской культуры, пьесы Островского, автобиографические повести его сестры. В качестве документальных источников выступают: фотодокументы, воспроизводящие пейзаж, архитектурные строения и малые архитектурные формы усадьбы Щелыково; воспоминания современников; дневниковые записи, письма как самого драматурга, так и близких ему людей, хозяйственные документы рукописного фонда музея, совокупность мемориальных вещей и предметов усадебного быта и пр.

Степень разработанность проблемы.

Русская усадебная культура является составляющей частью общекультурного процесса в России. В этой связи в степень разработанности проблемы уместно включить наиболее значимые для решения поставленных в диссертации вопросов работы, в которых рассматриваются общие тенденции развития русской дворянской культуры XVIII - XX веков. Это труды исследователей XIX в. Н.М. Карамзина, И.О. Ключевского, маркиза де Кюстина, а также современных ученых - К.Д. Кавелина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Н.Я. Эйдельмана и др. Особую ценность для исследования обозначенной в диссертации проблемы представляют работы В.А. Апушкина, А.А. Григорова, Б. Дунаева, в которых исследуется дворянская культура Верхневолжья.

Изучение реалий русской усадьбы впервые заявлено в журнальных изданиях для любителей старины и искусства - «Мир искусства» (1899-1904), «Старые годы» (1907-1916), «Столица и усадьба» (1913-1917) и некоторых других. Наиболее полное выражение этот метод нашел в работах АН. Бенуа, П.П. Вейнера, Н.Н. Врангеля, Г.К. и В.К. Лукомских, а также других искусствоведов, занимавшихся исследованием усадебной культуры на рубеже XIX-XX веков. В них намечены общие установки в подходах к изучению усадебной культуры.

Теоретический подход к целостному постижению усадебной проблематики разработан в трудах Е.А. Ермолина, Л.И. Ивановой, Т.П. Каждан, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.Ю. Стернина и других ученых. Учитывая историко-культурный разворот темы, их труды являются основополагающими для решения задач, поставленных в исследовании: представить феномен усадьбы Щелыково как определенную историко-культурную целостность, обладающую собственной духовной содержательностью, что, в частности, обозначила в своих трудах Т.П. Каждан.

Из краеведческих работ, в той или иной мере отражающих щелыковскую проблематику, следует особо выделить книги и статьи костромских ученых В.Н. Бочкова и А.А Григорова. Извлеченный из архивов и представленный в них материал по истории Щелыкова и его владельцев особо ценен для построения документальной основы историко-культурных изысканий автора данной работы.

Отдельный ряд исследований составляют работы видных островсковедов, воссоздающие страницы истории Щелыкова, связанные с жизнью и творчеством драматурга. В специальном труде о Щелыкове эпохи Островского АИ. Ревякин дал развернутое описание Щелыкова -окрестностей, архитектурных строений, мемориального дома и т.д. Составляя летопись жизни и творчества А.Н. Островского, Л.Р. Коган дал фактографическую картину жизни драматурга в имении. Е.Г. Холодов, исследуя поэтику театра А.Н. Островского, особо выделял пьесы, написанные в Щелыкове, усматривая в усадьбе место, прежде всего, располагающее к плодотворной работе. В .Я. Лакшин, М.П. Лобанов, Н.А. Шалимова насытили свои версии жизнеописания и творчества АН. Островского лирическими описаниями щелыковской природы.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что усадьба Щелыково представляет собой определенный историко-культурный феномен, являющийся индивидуальным проявлением типологических черт русской усадебной культуры в целом. Изучение сопряжения типологических черт русской усадьбы с историей развития и специфическими признаками Щелыкова позволяет выявить историко-культурный резонанс его исторической судьбы с русской усадебной культурой и установить индивидуальные черты щелыковской усадьбы, определяющие ее уникальное своеобразие.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые монографически исследуется усадебный комплекс Щелыково как целостный историко-культурный феномен. Выявлены и описаны доминантные составляющие этого феномена в контексте соотношения социального и индивидуального, причем последнее взято в историко-генетическом аспекте. Актуализирована значимость общественных и личных приоритетов конкретного владельца усадьбы, их роль в ее облике. Обозначенный ракурс позволяет понять сущностный смысл, происходящих в усадебной истории Щелыкова изменений.

Теоретическая значимость исследования состоит в представлении усадебного комплекса Щелыково как культурного универсума. Усадебная жизнь как единое целое, в котором главная роль принадлежит ее владельцу, определяющему облик усадьбы, позволяет проследить исторические судьбы одной из сторон бытия русской провинции. Заявленный в диссертации интегративный культурологический подход позволяет представить усадебный комплекс Щелыково в качестве памятника архитектуры, среды формирования культуры повседневности, объекта художественного отражения в драматических произведениях одного из своих обитателей.

Практическая значимость. На основе разработанных принципов изучения конкретной усадебной культуры возможно проведение аналогичных культурологических исследований других усадебных комплексов, в частности, тех, которые не обрели музейного статуса. Например, усадьбы Черевиных, Бредихиных, Невельских, Потехиных и др. Особую значимость данное исследование имеет для историков и теоретиков русского искусства, в частности, для культурологов, историков, искусствоведов и театроведов, поскольку позволяет увидеть русскую культуру в повседневности ее бытования, данной в историко-генетическом аспекте.

Материалы диссертации также могут быть использовании в процессе преподавании истории отечественной культуры в ее специальных разделах, связанных с усадьбоведением.

Выявленные автором диссертации принципы рассмотрения усадебного комплекса Щелыково как историко-культурного феномена, равно как и впервые введенные в научный обиход архивные материалы, могут быть учтены при дальнейшей разработке научной концепции сохранения и развития усадьбы Щелыково.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного диссертационного исследования сформулированы выводы, которые представлены в положениях, выносимых на защиту.

1. Усадебная культура в России обладает определенными типологическими чертами, органично входит в историю провинциального дворянства, способствует выявлению характерных сторон его жизнедеятельности, о чем, в частности, свидетельствует усадебный комплекс Щелыково.

2. Усадебный комплекс Щелыково XVIII - начала XX веков является историко-культурным феноменом, в процессе генезиса которого сформировался его облик, отражающий как мировоззренческую и художественно-эстетическую парадигматику эпохи, так и личностные характеристики владельцев усадьбы.

3. В процессе своего развития усадьба Щелыково первоначально сформировалась в качестве дворянского родового поместья, расцвет которого связан с владением усадьбой Ф.М. Кутузова, видного общественного деятеля эпохи Просвещения. Его мировоззренческие установки придали усадебному комплексу Щелыково общественный статус, в рамках губернии способствовали развитию хозяйственно-экономических оснований как самого усадебного поместья, так и находящихся во владении Ф.М. Кутузова земель и деревень, окружающих Щелыково.

4. Пристальный интерес Ф.М. Кутузова к духовным исканиям русских масонов нашел свое отражение в художественном решении (интерьера и экстерьера) усадебного комплекса Щелыково, его с адово-архитектурного ансамбля, отдельных деталей убранства Никольского храма, в результате чего сформировался уникальный облик усадьбы.

5. В истории усадебного комплекса отразилась культурная ситуация пред- и пореформенной России, изменившая социальный статус усадьбы: родовое поместье постепенно становилось центром творческого общения интеллигенции, что ярко проявилось в период владения усадьбой Островскими, в первую очередь, драматургом А.Н. Островским.

6. Усадебный комплекс Щелыково, в котором А.Н. Островский имел возможность вести хозяйственную деятельность и в то же время непосредственно наблюдать усадебную жизнь во всех ее подробностях, способствовал развитию его драматургии в аспекте бытовой деталировки примет жизни в истории русской провинции.

7. Традиции народной культуры, воспринятые А.Н. Островским в усадебном пространстве Щелыкова, нашли адекватное отражение в мифопоэтике его пьес, наиболее ярко - в художественно-образной системе «Снегурочки».

Личный вклад автора диссертации состоит:

- во введении в научный оборот архивных материалов, в которых конкретизируется становление и развитие усадебного комплекса Щелыково;

- в сопряжении типологической модели русской усадьбы с историей усадебного комплекса Щелыково;

- в воссоздании историко-культурной модели усадьбы Щелыково в аспекте ее феноменальности и периодизации бытования.

Апробация результатов. Представленное исследование явилось итогом 24-летней работы автора диссертации в качестве научного сотрудника и директора Государственного мемориального и природного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково». Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций и в докладах, сделанных автором на всероссийских научно-теоретических конференциях и совещаниях музейных работников: «АН. Островский и современная культура» (Щелыково, 2000); «Весенняя сказка "Снегурочка" в контексте драматургического творчества АН. Островского» (Кострома, 2001); «Концепция музея XXI века. Инновации и традиции» (Саратов, 2001); «АН. Островский. Новые материалы и исследования» (Щелыково, 2001); «Поздний АН. Островский и русская культура 70-80 годов XIX века» (Щелыково, 2002); «Русская усадьба как явление отечественной и мировой культуры» (Москва, 2002); «АН. Островский в XXI веке» (Кострома, 2003). Основные принципы диссертационного исследования легли в основу разработанной автором «Концепции сохранения и развития музея-усадьбы «Щелыково» как определенного историко-культурного феномена».

Поэтапные итоги исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и истории культуры, кафедры философии и политологии, методологическом семинаре аспирантов Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающей 185 наименований общей и специальной литературы, источников и приложений, включающих фотографии владельцев и их родственников, объектов архитектуры и садово-паркового строительства рассматриваемого периода, основные этапы бытования Щелыкова от 1917 года по настоящее время.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Орлова, Галина Игоревна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская усадебная культура является органической частью отечественной культуры. По этой причине ее исследование давно, с XIX столетия, вошло в гуманитарную рефлексию самых разных жанров: эпистолярику, мемуаристику, художественную литературу, научные исследования. С усадебной культурой органично связаны живопись и музыка, садовое искусство и архитектура.

Однако, особый пласт в усадебной культуре составляет ее существование в провинциальном контексте, в частности, в пространстве русской «глубинки». Сформированная столетиями, усадебная культура является частью отечественного наследия, нашей генетической памятью.

Поскольку, как уже отмечалось, усадьба давно стала предметом научной рефлексии, ее типологические черты достаточно хорошо изучены как в городском, так и в провинциальном аспектах существования. Главными из них являются:

- формирование усадебного комплекса как особой социокультурной среды;

- отражение различных художественных стилей в усадебной архитектуре;

- изменения в организации архитектурно-парковой среды;

- влияние личности владельца на облик усадьбы.

На формирование усадебного комплекса оказали воздействие два фактора: эпоха и владелец. Классический облик усадьбы сложился к концу XVill века и включал в себя синтез столичного и провинциального. Как правило, ведущий самодержавный стиль искусства определял черты усадебного ансамбля и архитектурно-парковой среды. В таком контексте помещик ощущал усадьбу как государство в миниатюре, а себя - главой этого государства. Владелец усадьбы в таком случае обретал определенную степень свободы и мог в своей усадебной деятельности полностью выразить свои мировоззренческие и художественные установки. Именно это сочетание создавало почву для придания усадебному комплексу неповторимого индивидуального облика.

Историко-культурный генезис усадебного комплекса Щелыково позволяет проследить не только разные периоды и типологические черты в процессе его формирования, но и осмыслить наиболее существенные стороны взаимодействия общественного и индивидуального. На протяжении почти полутора веков владельцами Щелыкова были представители дворянского рода Кутузовых. Общественные деятели и просветители, А.М. и Ф.М. Кутузовы находились в тесном контакте с Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым, И.В. Лопухины и разделяли их взгляды.

В период владения Ф.М. Кутузова Щелыково обретает свой классический облик. Основу бытования усадьбы составляет хозяйственно-экономическая деятельность, которая и обеспечивает ее расцвет. Доходность имения позволяет владельцу построить на территории усадьбы второй господский дом, павильон, гроты, оранжереи и новую церковь.

В результате сложился уникальный облик Щелыкова, отразивший масонскую эмблематику. Ее присутствие можно обнаружить в парковых сооружениях, внутреннем убранстве Никольского храма.

Таким образом, усадьба отразила идеологические симпатии владельца и оказалась явлением сугубо общественного значения. Индивидуальный облик усадьбы выразился не в содержании, а в том, как, какими средствами это содержание находило свое воплощение. Именно идеологическая сотавляющая, нашедшая гармоническое отражение в усадебном комплексе Щелыково, явилась итоговым завершением деятельности лучших представителей рода Кутузовых.

Иная судьба сложилась у Щелыковской усадьбы в период владения ею родом Островских. Во многом это объясняется культурно-исторической ситуацией пореформенной России. «Дворянские гнезда» утрачивали свою принадлежность роду, разорялись, становились предметом купли-продажи, попадали в руки владельцев разных сословий. Попытки возрождения хозяйственно-экономической деятельности часто не имели успеха. Дворянские гнезда неизбежно уходили в прошлое. И только оказавшись во владении творческих личностей, каковыми были А.Н. Островский, JI.H. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, они получали второе рождение, но рождение весьма специфическое. Усадьба попадала в пространство художественной рефлексии, облекалась в мифопоэтические образы в произведениях литературы, живописи, музыки. Собственно же усадьба становилась культурным центром, местом общения творческой интеллигенции.

Первая встреча А.Н. Островского со Щелыковым оставила у драматурга сильное эмоциональное впечатление, которое он сохранил до конца жизни. Может быть, по этой причине оказались столь неудачными все экономические начинания драматурга, попытки сделать имение доходным.

Островский искренне переживал эти неудачи, но Щелыково по-прежнему влекло его своим ландшафтом, живописностью окрестностей, идеальной вписанностью усадьбы в пространство природы, возможностью общения с людьми искусства, идеального места для отдыха и работы.

В усадьбе Щелыково А.Н. Островским написана часть пьес, другие вобрали в себя усадебные воспоминания и щелыковские впечатления. Так рождался особый мир драматургии Островского, наполненный щелыковскими реалиями, преображенными в художественном сознании автора. В эти реалии входят усадебный дом и его интерьеры, элементы архитектурного ансамбля, парковая среда, помещичьи нравы. Эти элементы, с одной стороны, базируются на личных впечатлениях драматурга, а с другой становятся узнаваемыми приметами быта второй половины XIX века.

Островского можно назвать поэтом быта, бытовых подробностей, чему в немалой степени способствовало Щелыково. В своих пьесах Островский нигде и ничего не придумывает. Его художественный мир исходит из осязательно-чувственного отношения драматурга к предметному миру. Зачастую усадьба, особенно в поздний период его творчества, оказывается идеальным местом бьггия человека. Она олицетворяет гармоническое сосуществование личности с природой, резко противопоставленной «мерзостям жизни».

Вершиной поэтического отношения к природе является весенняя сказка «Снегурочка», во многом написанная под впечатлением фольклорной культуры щелыковских окрестностей. «Снегурочка» Островского прочерчивает путь в искусство конца XIX века, отличающееся утонченным эстетизмом. Она вписывается в один ряд с произведениями, составляющими суть художественных исканий на рубеже XIX-XX столетий. Реалии традиционной культуры в «Снегурочке», навеянные Островскому Щелыковым, преображаются его творческой фантазией, становятся связующим звеном между художественной культурой «золотого» и «серебряного» веков. Совсем не случайно старшая дочь Островского после смерти отца строит на территории имения второй усадебный дом в стиле модерн и таким образом открывает новую страницу в истории усадьбы, прямо устремленную к культуре XX века. Но эта страница будет оборвана 1917 годом.

Таким образом, сопоставление двух периодов в историко-культурном генезисе развития усадьбы Щелыково позволяет говорить о ней как целостном феномене, отразившем как мировоззренческие установки его владельцев, так и их творческие искания.

В Щелыкове запечатлелась судьба «дворянских гнезд» в двух их аспектах: реальной среды обитания русского дворянства и его художественного воплощения в драматургии Островского.

Перспективы дальнейшего исследования могут располагаться прежде всего в осмыслении процесса музеефицирования усадебного комплекса.

В этом аспекте видятся три основные направления:

- историческое, предполагающее уточнение датировок, фамилий людей, сыгравших роль в становлении усадьбы, соотношение фактов общей истории культуры России с их частным проявлением в истории Щелыковской усадьбы;

- культурологическое, которое может способствовать выявлению специфического интегративного начала в пространстве Щелыковской усадьбы;

- архивное, могущее пролить свет на неизвестные страницы истории Щелыковской усадьбы XVIII-XX веков.

Эти направления обусловлены следующими составляющими:

- во первых, обоснованностью мемориализации усадьбы «Щелыково» ее прямыми историко-культурными связями с жизнью и творчеством великого российского драматурга;

- во-вторых, уникальной сохранностью провинциальной российской усадьбы XVIII-XX веков, чему немало способствовали родственники и потомки АН. Островского;

- в-третьих, возможностью использовать ценные природно-ландшафтные элементы и дружественную экологическую обстановку для сохранения территорий в качестве заповедных зон.

Определив период жизни Островского как самый значимый в истории Щелыкова, целесообразно не отказываться от «доостровского» и «послеостровского» периодов, сохранив исторически ценные наслоения как более раннего, так и более позднего времени, которые продлевают жизнь памятника в культурно-историческом контексте.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Орлова, Галина Игоревна, 2003 год

1. Авдеев Ю.К. В чеховском Мелихове/ Ред. А. Назарова, худ. С. Чехов, Л. Корсаков. Изд. 3-е переработанное и дополненное М. Московский рабочий, 1972. 184 с.

2. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 5 т. /Под общ. ред. С. Машинского. М.: изд. Правда, 1966.Т. 1.600 с.

3. Александров Ю. Среди дворянских гнезд.// Наше наследие, 2002, №№ 63-64.С. 167-175.

4. Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора./ Ред. Б.В. Лунин, худ. ред. С.И. Нижняя М.: Детская литература, 1963.190 с.

5. Анисимов С.В. Россия в середине XVIII века; борьба за наследие Петра. -М. 1986.239 с.

6. Антонова Н.Л. Авдотьино Серия «Памятники Подмосковья»./ Ред. К.Стародуб, Л. Бузина. М.: Московский рабочий, 1991. 76 с.

7. Апушкин В.А. О дворянских гнездах. Воспоминания, впечатления, мысли труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 7. Кострома. 1917.с. (Прим. 122).

8. Архитектура русской усадьбы./ Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. М.: Наука, 1998.334 с. 119 ил.

9. Атава С. «Оскудение» (Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика).// Отечественные записки. СПб, 1880 г., №№ 1-12

10. Афанасьев А.Н. Поэтическое воззрение славян на природу: в 3 тт. Репринтное издание. 1865. -М.: Индрик, 1994.Т.I.e. 151-244.

11. И.Афанасьев АН. Поэтические предания о светилах небесных.//

12. Афанасьев АН. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии./ сост., подгот. Текста, статья, коммент. A.JI. Топорковой. М.: Индрик, 1996. С.306-326.

13. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам

14. А.Н. Островского. Репринтное издание./ Отв. ред.Ю.Е. Абрадушкин. М.: Веста, 1993. 248 с.

15. Богатырев П.Г. Вопросы теории и истории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 543 с.

16. Бочков В.Н. Великолепное Щелыково. Наше наследие, № 29-30, 1994. с.63-71.

17. Бочков В.Н., Григоров АА. Вокруг Щелыкова. Путеводитель по историко-мемориальным местам./ Ред. Л. Галкина Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1972. 98с.

18. Бочков В.Н. Заповедная сторона (Вокруг Щелыкова) Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1988. 96 с.

19. Бурдин Ф.М. Из воспоминаний об АН. Островском.// Островский А.Н. в воспоминаниях современников. /Под общ. ред. В.В. Григоренко,

20. С.А. Макашина, С.И. Машинского, Б.С. Рюрикова. М.: Художественная литература, 1966. 328-340.18. «. в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры 17 -19 веков/ Сост. М.А. Аникст и B.C. Турчин. М.: Искусство, 1979. 400 с.

21. Васильев Л. С. Музей-заповедник АН. Островского «Щелыково»// Памятники отечества. М.: Современник, 1972. С. 230-234.

22. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 224 е.: ил.

23. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. -Петроград: Типогр. Акц. О-ва Типогр. Дело в Петербурге, 1917. 288 с.

24. Веселовский А.Н. Историческая поэтика М.: Высшая школа, 1989. 406 с.

25. Волга от Твери до Астрахани. СПб.: Издание Общ. «Самолет».Типография Гогенфельдена и комп 1862 г. 421 с.

26. Врангель Н.Н. Помещичья Россия// Памятники отечества, 1992, № 25. С. 51-59.

27. Врангель Н.Н. Старая усадьба. Очерки истории русской дворянской культуры.// Нева. Изд-во Летний сад. СПБ 1999. 320 с.

28. Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта. 1910.// Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины, июль-сентябрь, 1910. С. 1 79.

29. Гончаров И.А. Собр. соч. в 8 т/ Под общ. ред. С.И. Машинского, В.А. Недзвецкого, К.И. Тюнькина. М.: Художественная литература, 1979. Т.4. 536 с.

30. Греч А.Н. Венок усадьбам.// Памятники отечества. 1993, № 32. С. 5 -190.

31. Григоров А.А. Родная земля// Памятники отечества. 1992, № 25. С. 25-37.

32. Григоров А.А. Из истории Костромского дворянства/ Сост., вступ. Ст. и прим. Н.А. Зонтикова. Кострома, 1993 472 е., ил.

33. Григорьев А.А. Сочинения. В 2тт. Статьи, письма. /Сост. С науч. подгот. Текста и коммент. Б. Егорова. М.: Худ.лит., 1990. Т.2. 510 с.

34. Губернский дом 1998, № 1-2. 96 с.

35. Дашкова Е.Р. Записки (1743 1810). - Л., 1985. 288 с.

36. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения./ Сост. вступ. ст. и прим. Г.Н. Моисеевой. М.: Правда, 1990. 368 с.

37. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI XX вв.: Исторические очерки. - М.: Эдигориал УРСС, 2001. 784 с.

38. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России./. Сост. и науч. ред. В.П. Старк. СПб,: «Искусство», 2000. 237 с.

39. Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура. Очерки/ Редактор-составитель М.В. Нащокина. М.: Изд. Жираф, 2000. 384 с.

40. Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы.//Очерки русской культуры XVIII века. Часть четвертая. М., 1990. С.220-251.

41. Докучаева О.В. Искусственные руины в русских увеселительных садах второй половины XVIII начала XIX вв.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Колл. авторов./ Науч. ред. и сост. Л.В. Иванова. М.: Жираф, 1999. С. 39-46

42. Дунаев Б. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. Опыт археолого-статистической переписи. М.: Печатая А.И. Снегиревой, 1913 г. 83 с.

43. Евангулова О.С. Город и усадьба второй половины XVIII века в сознании современников// Сборник «Русский город». Вып. 7. М., 1984. 213 с.

44. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М.: Изд-во Моск. Ун-т. 1969. 143 с.

45. Евсина Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века. М.: Наука, 1985. С. 255.

46. Едошина И.А. «Молитва русская. мудрость пророка». («Снегурочка» А.Н. Островского в культурном ландшафте России последней трети XIX века и не только»// «Снегурочка» в контексте драматургии

47. А.Н. Островского. Материалы научно-практической конференции./ Отв. ред. Ю.В Лебедев. Кострома, 2001. С. 123-136.

48. Едошина И.А. Провинция как феномен в русской культуре.// Вестник КГУ им. Н.А Некрасова. 1999, №> 2. С.7-11.

49. Екатерина И. Сочинения/ Сост. В.К. Былинин и М.П. Одесский. М., 1990. 557 с.

50. Ермолин Е.А. Миф и культура. Ярославль: Александр Рутман, 2002. 124 с.

51. Ермолин Е.А, Раздобурдина Г. Судьба дворянских гнезд./ Любитель природы: Статьи, очерки и рассказы, стихи, наблюдения, практические советы, информация./ Сост. АН. Трешневиков. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. 1996. 146 с.

52. Ермолин Е.А., Севастьянова А.А. Воспламененные к отечеству любовью (Ярославль 200 лет назад: культура и люди) Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во. 1990 192 с.

53. Ермолин Е.А. Символы русской культуры X-XVIII вв. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 115 с.

54. Журавлева А.И. АН. Островский-комедиограф. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.216 с.

55. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. От Гоголя до Чехова. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988. 200 с.

56. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1986. 208 с.

57. Завьялова Н.И. Историко-культурный ландшафт имения. Новое в методиках изучения и проектирования.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Колл. Авторов. /Науч. ред. и сост. Л.В. Иванова. М.: Жираф, 1999. С. 85-91.

58. Завьялова Н.И. Усадьба Средниково («Лермонтовские места»). Опыт проектирования зон охраны./ науч.ред. Ю.А. Веденин. М.: 2002 186 с.

59. Загорский К.В. Воспоминания об Александре Николаевиче Островском.// Островский А.Н. в воспоминаниях современников. /Под общ. ред.

60. В.В. Григоренко, С.А. Макашина, С.И. Машинского, Б.С. Рюрикова. М: Художественная литература, 1966. С. 364-375.

61. Записки о России маркиза де Кюстина. М.: СП Интерпринт, 1990. 144 с.

62. Злочевский Г.Д. Русская усадьба на страницах дореволюционных изданий// Памятники отечества. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1992, №25. С. 77-87.

63. Иванова Л.В. Общество изучения русской усадьбы.// Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 1989, № 1(19).

64. Ильин М.А. К вопросу о русских усадьбах XVIII века// Сборник «Русский город». Вып. 4. М.: МГУ. 1981. С.157-173.

65. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. 635 с.

66. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. — М: Традиция, 1997. 320 с.

67. Карнович Е.П. Замечательные богатства частных лиц в России. Экономическо-историческое исследование. СПб.: Типогр. К.Н. Плотникова, 1874.

68. Каткова С.С. Века и судьбы: Сб. статей. Кострома, 2001. 430 с.

69. Кашин Н.П. Этюды об А.Н. Островском.: В 2 т. М.: Тип.-лит. Т-во И.Н. Кушнерев и К°, 1912. Т. 1. 351с.

70. Кашин Н.П. Этюды об А.Н. Островском. В 2 т. М.: Тип.-лит. Т-во И.Н. Кушнерев и К°, 1912. Т. 2. 368с.

71. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.5. Сочинения: в 8 т. М.: Соцэкгиз. 1958. 503 с.

72. Ключевский В.О. Курс русской истории. Часть II. Петроград: Литературно-издательский Отдел Комиссариата Народного Просвещения, 1918 г. 496 с.

73. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения/ Сост. А. А. Зимин, Р.А. Киреева. М: Наука, 1983. 415 с.

74. Ключевский В.О. Опыты и исследования. Первый сборник статей. Типографии: Московского Городского Арнольдо-Третъяковского Училища Глухонемых (листы 1-19 текста) и П.П. Рябушинского, б/г. 579 с.

75. Кондаков Н.Л. Щелыково мастерская Островского. - Памятники Отечества, 1983, №1, С. 96-99

76. Корнилова А.В. Альбом помещика конца XVIII века. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1975. Сост. Т.Б. Князевская. М. :Наука. 1976. 480 с.

77. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. Опыт Архе олого-статистич еско й переписи. Член Императорского Московского Имени Императора Николая II Археологического Института Борис Дунаев. Москва. Печатня А.И. Снегиревой. 1913 г. 83 с.

78. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII начала XIX в. -М.: МГУ, 1983.224 с.

79. Критические комментарии к сочинениям А.Н. Островского. Хронологический сборник критико-библиографических статей: В 4 т. /Собрал В. Зелинский. М.: Тип.-лит. В. Рихтер, 1906. Т.1. 213 с.

80. Критические комментарии к сочинениям А.Н. Островского. Хронологический сборник критико-библиографических статей: В 4 т. /Собрал В. Зелинский. М.: Тип.-лит. В. Рихтер, 1910. Т.2.242 с.

81. Критические комментарии к сочинениям А.Н. Островского. Хронологический сборник критико-библиографических статей: В 4 т./ Собрал В. Зелинский. М.: Тип. Вильде, 1912. Т.З. 240 с.

82. Критические комментарии к сочинениям А.Н. Островского. Хронологический сборник критико-библиографических статей: В 4 т./ Собрал В. Зелинский. М.: Тип. Т-го Дома «М.В. Б ал дин и К°», 1914. Т.4. 242 с.

83. Кузнецов С. Строгановская дача: «Одиссея» на Черной речке.// Наше наследие. 2002, № 61. С. 15-22.

84. Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне. /Вст. ст. С.М. Брейтбурга, ред Т.Н. Волкова. Тула: Приокское книжное издательство, 1964.498 с.

85. Купцова О.Н. Надежда Николаевна Островская// Щелыковские чтения. Островский и современная культура./ Под ред. И. А. Едошиной. 2000. С.83-96

86. Купцова О.Н. «Усадебные пьесы» Островского в контексте литературно-эстетических усадебных концепций// Щелыковские чтения. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования./ Отв. ред. И. А Едошина. -2001. С.37-49

87. Кюспш А. де, маркиз. Николаевская Россия. М., 1990. - 350 с.

88. Лебедев Ю.В. В середине века Историко-литературные очерки. - М.: Современник, 1988. 384 с.

89. Лебедев Ю.В. Об истоках «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка»// «Снегурочка» в контексте драматургии А.Н. Островского. Материалы научно-практической конференции./ Отв. ред. Ю.В. Лебедев. -Кострома, 2001. С.7-13.

90. Летягин Л.Н. Русская усадьба: миф, мир, судьба.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 (20). Колл. Авторов./ Научный редактор-составитель Л.В. Иванова М.: Общество изучения русской усадьбы, 1998. 368 е.; с ил.

91. Литературное наследство. А.Н. Островский. Новые материалы и исследования./ Ред. В.Г. Базанов, Д.Д. Благой, АН. Дубовиков и др. Книга первая. М.: Наука, 1974. 640 е., ил.

92. Литературное наследство. АН. Островский. Новые материалы и исследования./ Ред. В.Г. Базанов, Д.Д. Благой, АН. Дубовиков и др. Книга вторая. М.: Наука, 1974. 568 е., ил.

93. Лихачев Д. С. Заметки о русском. 2-е изд. Доп. М.: Советская Россия. 1984. 62 с.

94. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982. 344 с.

95. Лобанов М.П. Александр Островский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мол. гвардия, 1989. 400 е., ил.

96. Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты./ Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб: Издательство Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 672 с.

97. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского.// История русской драматургии в 2 кн./ ред. Л.М. Лотман, отв. ред. Ю.К. Герасимов, Ф.Я. Прима. Л.: Наука, 1987. - кн.2. С. 38-155.

98. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) - СПб: Искусство - СПб, 1994. 399 с.

99. Лотман Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957-1990. Заметки и рецензии./ Вступ. ст. Б.Ф. Егорова СПб: Искусство - СПб, 1997. 832 е., 3 л. ил.

100. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры./ Сост. Л.Н. Киселева, М.Ю. Лотман СПб: Искусство - СПб, 2002. 768 с.

101. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб: Искусство СПб, 2000. 704 с.

102. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи исследователей. Заметки. СПб.: Искусство. 2000. 703 с.

103. Лотман Ю.М. Собр. соч. Т. 1: Русская литература и культура Просвещения./ Отв. ред. Л.Н. Киселева, А.Л. Осповат М.: ОГИ, 1998. 520 с.

104. ЛюбченкоО.Н. Старые парки ждут реставраторов// Памятники отечества. Кн. 4. М.: Современник, 1979 С.224-235.

105. Максимов С.В. Александр Николаевич Островский. По моим воспоминаниям// Максимов С.в. По русской земле/ Сост., подгот. Текстов, вступ. ст. С.Н. Плеханова; Коммент. С.Н. Плеханова, Ю.В. Лебедева. М.: Сов. Россия, 1989. 528 с.

106. Максимов С.В. Александр Николаевич Островский.// Островский А.Н. в воспоминаниях современников./ Под общ. ред. В.В. Григоренко,

107. С.А. Макашина, С.И. Машинского, Б.С. Рюрикова. М.: Художественная литература, 1966. С.65-126.

108. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы.// Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. 384 с.

109. Материалы для истории Костромской епархии. Плесская десятина. Вып. 3. М., 1902. Отдел 1.

110. Материалы ежегодных конференций, посвященных великому русскому драматургу А.Н. Островскому 1956 и 1957 годов. М.: ВТО, 1958. 126 с.

111. Машковцев Н.Г. Искусство XVIII века.// Очерки по истории русского искусства./ Под ред. Н.Г. Машковцева. М.: Академия художеств СССР. 1954. 354 с.

112. Мир русской провинции и провинциальная культура./ Отв.ред. Г.Ю. Стернин. Спб.: «Дмитрии Буланин», 1997 141 с.

113. Мир русской усадьбы. Очерки. М.: Наука, 1995. 294 с.

114. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1987, Т. 1. 1225 с.

115. Москвич Г. Иллюстрированный практический путеводитель по Волге. С приложением. СПб. 1912. 334 с.

116. Нащокина М.В. О русской усадьбе// Художник. 1992. № 4-5.

117. Нащокина М.В. Русские усадьбы эпохи символизма.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 (20). Колл. авторов./ Науч. ред.-сост. Л.В. Иванова. М.: Общество изучения русской усадьбы, 1998. С.316-345.

118. Новиков В.И. Масонские усадьбы Подмосковья.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Колл. Авторов./Науч. ред. и сост. ЛВ.Иванова. -М.: Жираф 1999. С. 225-239.

119. ОвчининаИ.А А.Н. Островский. Этапы творчества. М.: Энциклопедия сел и деревень., 1999. 222 с.

120. Описание города Шуи и его окрестностей. / Сост. В.Борисов. М., 1851.465 с.

121. Орлов А.И. А.Н. Островский и фольклор Ивановской области./ Ред. Л. Циновский. Иваново: 1948. 55 с.

122. Островский А.Н. в воспоминаниях современников/ Под общ. ред. В.В. Григоренко, С.А. Макашина, С.И. Машинского и др. М.: Худ. лит., 1966. 632 с.

123. Островский А.Н. в русской критике. Сборник статей. Изд.2-е, доп./ Вступ. ст. и прим. Г.И. Владыкина. - М.: Худ. лит., 1953. 502 с.

124. Островский А.Н. Новые исследования. Сборник статей и сообщений/ Отв. ред. А.А. Чепуров. Спб., 1998. 258 с.

125. Островский А.Н. ПСС: в 12-ти т./ Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. -М.: Искусство, 1973 1980.

126. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1989. / Сост. Т.Б. Князевская. М.: Наука. 1990. 480 с.

127. Полякова М.А. К вопросу о сохранении и использовании бывших помещичьих усадеб после 1917 г.// Музейный сборник. №2. М., 1997. С. 40-49.

128. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. 270 с.

129. Проект реставрации насаждений Государственного музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково». Всесоюзное объединение «Леспроекг». 1973.

130. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной сказки. Л.: Изд. ЛГУ, 1986. 365 с.

131. Путеводитель. От Москвы через Ярославль вниз по Волге до Астрахани. Часть I. Составлен В. Фуксом и М. Куниным. СПб. 1858 г. 79 с.

132. Путеводитель. Продолжение описания пути вниз по Волге от города Самары. Часть И. Составлен В. Фуксом и М. Куниным. СПб. 1859 г. 53 с.

133. Путятин И.Е. Усадебные церкви эпохи классицизма и архитектурные образы пригородов Москвы.// Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город/ Отв.ред. И.А. Бондаренко. М., 1998. С. 145-151.

134. Пушкин А.С. ПСС: в 6т./ Под ред. Ю.Г. Оксмана и М. А. Цявловского. -М.-Л.: Acaddemia, 1936. Т. 2. 618 с.

135. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и 1-й четверти XIX в. -Петербург 1916. 187 с.

136. Ревякин А.И. А.Н. Островский в Щелыкове./ Ред. Н.С. Гродская. М.: ВТО, 1978. 304 с.

137. Российский Архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XIX в. М.: Студия «Тритэ», 1991. 463 с.

138. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 1(17). Колл. авторов (Науч.ред. и сост. Состав Л.И. Иванова). М., Рыбинск. Общество изучения русской усадьбы. «Жираф». 1994. С. 390.

139. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 2(18). Колл. авторов (Науч.ред. и сост. Состав Л.И. Иванова). М., Рыбинск. Общество изучения русской усадьбы. «Жираф». 1996.400 с.

140. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып.3(19). Колл. авторов (Науч.ред. и сост. Состав Л.И. Иванова). М., Рыбинск. Общество изучения русской усадьбы,1997. 390 с.

141. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 4 (20). Колл. Авторов./ Научный редактор-составитель Л.И.Иванова М.: Общество изучения русской усадьбы, 1998. 368 с.

142. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып.5(21). Колл. Авторов (Науч.ред. и сост. Состав Л.И. Иванова). М., Рыбинск. Общество изучения русской усадьбы. «Жираф». 1999. 384 с.

143. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 622.. Колл. авторов/ Ред.-сост. М.В. Нащокина. М.: Жираф, 2000. 548 с.

144. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 723.. Колл. авторов/ Ред.-сост. М.В. Нащокина. М.: Жираф, 2001. 638 с.

145. Русские мемуары. Избранные страницы. 1826-1856./ Сост., вст. ст. И.Н. Подольской. М.: Правда, 1990. 736 с.

146. Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век. /Сост., вст. ст. И.И. Подольской. -М.: Правда, 1988. 557 с.

147. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забелиным. Репринт.воспр. изд. 1880. М.: «автор», 1992. 618 с.

148. Русское слово, 1911. №128, 5 июня.

149. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси./ Рец. В.П. Даркевич, С.А. Плетнева. М.: Наука, 1987. 784 с.

150. Салтыков-Щедрин М.Е. ПСС: в 20 т./ Под ред. В.Я. Кирпотина, П.И. Лебедева-Полянского, П.Н. Лепешинского и др. М.: Художественная литература, 1958. Т. 12. 648 с.

151. Сахаров АН., Троицкий С.М. Живые голоса истории. М.:, 1978. 352 с.

152. Сахаров В.И. К истории масонского храма.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Коли, авторов./ Науч. ред. и сост. Л.И. Иванова. М.: Жираф 1999. С.240-243

153. Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II СПб.: Типогр. М.М. Стасюлевича, 1903. Т.1. 682 с.

154. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России первой половины XVIII в. Л., 1982. 279 с.

155. Семенова М. Быт и верования древних славян./ Ред. Н.Жижина. Спб.: «Азбука», 2000. 560 с.

156. Серков АИ. Русское масонство. 1731 2000 гг. Энциклопедический словарь. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 1224 с.

157. Скафтымов А.П. Белинский и драматургия А.Н. Островского// Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках./ Вст. ст. Е. Покусаева и А. Жук; сост. Е. Покусаев. М.: Худ.лит., 1972. С.457 -526.

158. Склифосовская Т.Ф. Несколько слов об Островском в быту// Островский А.Н. в воспоминаниях современников/ Под общ. ред. В.В. Григоренко, С.А. Макашина, С.И. Машинского, Б.С. Рюрикова. М: Художественная литература, 1966. С.316-327.

159. Соловьев О.Ф. Русское масонство 1730 1917. - М. 1993. 246 с.

160. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Отв. Ред. Л.В. Черепнин (тт.27-28), коммент. И.А. Булыгина. М.: Мысль. 1965. 670 с.

161. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. / Отв. Ред. Л.В. Черепнин (тг.25-26), коммент. С.М. Каштанова. М.: Мысль, 1965. 647 с.

162. Старые годы. СПб.: Тип. Сириус, 1907 - 1916 гг.

163. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века. М.: Искусство, 1991. 207 с.

164. Столица и Усадьба. Изд. Фиат Русское акционерное общество автомобилей «Фиат», 1913-1917

165. Толстой Л.Н. Собр. Соч.: в 12 т./ Под общ. ред. Н.Н. Акоповой, Н.К. Гудзия, Н.Н. Гусева. М.: Художественная литература, 1960. Т.1. 464 с.

166. Толстой JI.H. Собр. Соч.: в 12 т./ Под общ. ред. Н.Н. Акоповой, Н.К. Гудзия, Н.Н. Гусева. М.: Художественная литература, 1963. Т.8. 512 с.

167. Толстой Л.Н. Собр. Соч.: в 12 т./ Под общ. ред. Н.Н. Акоповой, Н.К. Гудзия, Н.Н. Гусева. М.: Художественная литература, 1963. Т.9. 496 с.

168. Тукалевский А.П. Испания русских масонов. СПб. 1911. 149 с.

169. Тургенев И.С. ПСС: в 30 т./ Ред. М.П. Алексеев, Н.В. Измайлов М.: Наука, 1981. Т.6. 496 с.

170. Тургенев И.С. ПСС: в 30 т./ Ред. Е.И. Кийко, С.А. Макапшн. М.: Наука, 1981. Т.7. 560 с.

171. ТурчинВ.С. О журнале «Столица и усадьба».// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Колл. авторов./ Науч. ред.-сост. Л.И. Иванова. М.: Жираф, 1999. С.61-71.

172. ФаминцынА.С. Божества древних славян./ послесл. Н.С. Добронравина. СПб.: Алетея, 1995. 363 с.

173. Фет А. А. Жизнь Степановки, или лирическое хозяйство/ Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. В.А Кошелева и С.В. Смирнова. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 480 с.

174. Филин М.Д. Люди императорской России. Из архивных изысканий. -М.: НПК «Интелвок», 2000.496 с.

175. Хворых Т.О. Русская усадьба XVIII века: структура и образ// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 5 (21). Колл. Авторов/ Науч. ред. и сост. Л.И. Иванова. М.: Жираф, 1999. С. 11-18

176. Хододов Е.Г. Драматург на все времена/ Ред. А.Г. Гулиев. М.: Всерос. театр, о-во, 1973.424 с.

177. Холодов Е.Г. Мастерство Островского/ Ред. Г. Мокрушева. М.: Искусство, 1967. 544 с.

178. Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии. СПб, 1909. Раздел 389.

179. Шалимова Н.А. Русский мир А.Н. Островского./рец. М.Г. Ваняшова и Е.А. Ермолин, ред. О.А. Юрасова. Ярославль: изд. ЯГТУ, 2000. 251 с.

180. Шалимова Н.А Театральные основы творчества АН. Островского / рец. М.Г. Ваняшова, Т.С. Злотникова, ред. Г.В. Касаткина СПб.: Концерн Всемирная литература, 2001. 122 с.

181. Шах-Азизова Т. Реальность и фантазия («Снегурочка» АН. Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети 19 и начала 20 вв).// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982. С.219-263.

182. Щелыковский сборник. Материалы и сообщения по фондам Гос. музея-заповедника АН. Островского. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1973. 176 с.

183. Штейн АЛ. Уроки Островского. Из опыта русского и советского театра. М.: Всерос. театр, о-во, 1984.272 с.

184. Эидельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989. 176 с.1. ИСТОЧНИКИ

185. ЦТ АДА, Ф. 1354, опись 186/182. ГАКО, Ф.21, оп.1, д.44349

186. ГАКО, Ф. 116, оп.1, ед. 67 .

187. ГАКО, Ф.116, оп.1, ед. 15775. ГАКО, Ф. 116, оп.7, ед. 6

188. ГАКО, Ф.116, оп.7, ед. 713

189. ГАКО, Ф.116, оп.7, ед. 1406

190. ГАКО, Ф. 116, оп. 7, ед. 1432,

191. ГАКО, Ф. 122, on. 1, ед. 72

192. ГАКО Ф. 138, оп. 5, ед. 13

193. ГАКО, Ф.138, оп. 5, ед. 16, пор.№ 235

194. ГАКО, Ф. 138, оп. 5, ед.16, пор.№ 295

195. ГАКО, Ф. 161, on. 1, ед. 160, стр. 5214. ГАКО, Ф. 200, оп. 3

196. ГАКО, Ф.200, оп. 1-а, ед. 2306

197. ЦГАЛИ, Ф. 362, on. 1, ед. хр. I111. Примечания

198. Цит. по кн.: Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы.// Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. С.267.

199. Цит. по кн.: Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы.// Очерки русской культуры XIX века. Т. 1. Общественно-культурная среда. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. С.309.

200. Здесь и далее: ИСТОЧНИКИ обзначаются буквой И, арабской цифрой порядковый номер.

201. Цит. по кн.: Лотман Ю.М. Карамзин. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957-1990. Заметки и рецензии./ Вступ. ст. Б.Ф. Егорова СПб: Искусство - СПб, 1997. С.216-217

202. Цит. по кн.: Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI XX вв.: Исторические очерки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 306-307

203. Цит. по кн.: Купцова О.Н. Надежда Николаевна Островская// Щелыковские чтения. Островский и современная культура./ Под ред. И.А. Едошиной. 2000. С.83-96

204. Здесь и далее римской цифрой указывается том, арабской страница.

205. ЦГАДА Центральный государственный архив древних актов

206. ГАКО Государственный архив Костромской оюласти

207. ГМЩ архив Гос.музея-заповедника А.Н. Островского «Щелыково»

208. ЦГАЛИ Центральный государственный архив литературы и искусства

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.