Варлам Шаламов-прозаик: Проблематика и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Некрасова, И. В

  • Некрасова, И. В
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1995, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 231
Некрасова, И. В. Варлам Шаламов-прозаик: Проблематика и поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Самара. 1995. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Некрасова, И. В

ВВЕДЕНИЕ.С.З - б

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСТВО В.ШАЛАМОВА В ЗЕРКАЛЕ

КРИТИКИ.С.7

ГЛАВА II. 1. ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ,

АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.С.29

2. ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ

В.ШАЛАМОВА.С.37

ГЛАВА III. 1. ОБРАЗ АВТОРА.С.78

2. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЗЫ

В.ШАЛАМОВА.С.85

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ПРОЗЫ

ВАР ЛАМА ШАЛАМОВА.С.

1. КОНТРАСТ В ПРОЗЕ В.ШАЛАМОВА.С.99

2. ОСОБЕННОСТИ ХРОНОТОПА.С.116

3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛИСТИКИ.С. 142

4. КОМПОЗИЦИЯ ПРОЗАИЧЕСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.ШАЛАМОВА.С.154

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Варлам Шаламов-прозаик: Проблематика и поэтика»

В конце 80х годов в связи с выдвинутыми идеями "перестройки", "нового мышления" на широкого читателя обрушился поток запрещенной прежде литературы. Начали публиковаться произведения на так называемую "лагерную тему", которая до этого времени была представлена лишь повестью А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Литературно-художественные периодические журналы отдали свои страницы произведениям Н.Мандельштам, Е.Гинзбург, Л.Разгона, А.Жигулина, В.Шаламова; свет увидели романы О.Волкова, Ю.Домбровского, А.Солженицына.

А.И.Герцен в работе "О развитии революционных идей в России" сказал, что "история нашей литературы - или мартиролог, или реестр каторги"1, называя имена Рылеева, Бестужева, Полежаева, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Кольцова, Белинского.

Эту же тему развивает М.Волошин в стихотворении "На дне преисподней" (1922 год):

Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот2.

XX век оказался значительно страшнее. Поколеблены или вовсе разрушаются вековые представления о незыблемости вечных истин - добра, нравственности, гуманности. XX век, обнажив скверные стороны человеческой сущности, показал беспомощность человека перед злом, воплощенном в Системе, в государственных структурах. Хрупким оказался нравственный слой человеческой души, треснувший под напором тоталитаризма.

Мартиролог поэтов XX века длиннее, их мучения ужаснее. Расстреляны Гумилев, Пильняк, Бабель, Корнилов, Васильев. Смерть от рака настигла Твардовского, Гроссмана, Трифонова. Лагерь убил Мандельштама. Трагичен уход Маяковского, Есенина, Цветаевой, Фадеева.

Но даже на этом фоне судьба Варлама Тихоновича Шаламова исключительна. Его лагерный опыт уникален и не повторен, к счастью, ни одним другим художником.

Первый его арест произошел 19 февраля 1929 года, а затем были три года пребывания на единственном тогда в СССР Вишерском отделении Соловецких лагерей Особого назначения. Вновь В.Т.Шаламов был арестован в Москве 12 января 1937 года, и с августа 1937 до осени 1953 года он находился на Колыме, причем вплоть до окончания фельдшерских курсов в 1946 году работал в забое, на золотом прииске, в горной бригаде и т.п. - по четырнадцать часов в условиях тотального голода, холода, побоев и издевательств.

Колымские лагеря, в которых провел В.Шаламов семнадцать лет,-это главная вершина "архипелага ГУЛАГ", некий предел. История лагерных систем ничего подобного никогда прежде не знала. В.Шаламов увидел и познал этот предел. Он, сохранив себя как личность, как художника, открыл миллионам людей страшную Правду о Колыме. Проза его беспощадна, и не только по отношению к Системе. Не щадит она и человека, раздавленного лагерем. На такое осуждение имел право Варлам Шаламов, сумевший подняться из ада. Хотя понятие "ад" в его религиозном значении трактуется несколько иначе: в аду мучаются грешники. Советский же лагерь, лагеря Колымы - это особый мир, где полностью отсутствует мораль, где абсолютно торжествует зло, где страдают в большинстве своем безвинные.

Шаламовская проза - это не просто воспоминания, мемуары человека, прошедшего круги колымского ада. Это литература особого рода, новая проза", как называл ее сам писатель.

Он считал, что его произведения не могут вписаться в традиционные границы русской литературы с ее проповедничеством, учительством и гуманной верой в высокое предназначение человека. "Искусство лишено права на проповедь, - писал Варлам Шаламов. -Искусство не облагораживает, не улучшает людей. Искусство -способ жить, но не способ познания жизни. Новая проза - само событие, бой, а не его описание."3

Произведения Варлама Шаламова. открыли читателю неизвестную жизнь, познакомили с новыми, неизвестными людьми -людьми с вывернутым сознанием. Для описания этого нельзя было использовать традиционные приемы художественного творения.

Варлам Шаламов настойчиво размышлял, как рассказать о том, что пережил. В своих "Воспоминаниях"4 он признавался, что невозможно донести до читателя в полной мере ни факт, ни меняющуюся правду жизни. Единственное, в чем не лжет художник, по мнению В.Шаламова, - это в выражении своих чувств. Как это воспроизвести, каким языком разговаривать с читателем - вот в чем состоит главная задача художника, поскольку сюжеты уже существуют в мозгу и ждут, когда до них дойдет очередь. В.Шаламов бесконечно задавал себе вопросы, ответы на которые в емкую формулу творчества не уложатся. "Как вывести закон распада? Закон сопротивления распаду?. В чем был закон? В физической ли крепости? В присутствии какой-либо идеи?. У какой последней черты теряется человеческое? Как обо всем этом рассказать?"5

Прав М.Золотоносов, считающий, что "художественный мир Шаламова предстает миром как таковым, без художественной линзы"6.

Прав в том смысле, что художественность прозы В.Шаламова просачивается сквозь строчки каплями крови - его и миллионов жертв.

Любой бы кинулся в Гомеры

Или в Шекспирово родство, Но там не выручат размеры И не поможет ремесло. За лиру платят чистой кровью. - написал Варлам Шаламов7. Обществу нашему необходима память Шаламова, оставленная им в мемориале его пронзительных строк. Обществу нашему нужны доноры, вливающие в его жилы свою кровоточащую совесть. Таким донором был Варлам Тихонович Шаламов.

Поэт - не врач, он только донор, Живую жертвующий кровь. И в этом долг его и гонор, И к человечеству любовь8.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Некрасова, И. В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО В.ШАЛАМОВА В КОНТЕКСТЕ

РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

В культуре со времен ее зарождения, наверное, сосуществовали два взгляда на все сущее. Один - гуманистический, светлый, который выражен и в заповедях христианства ("возлюби врага своего"), и в фольклоре: этический идеал русской сказки, например, состоит в уверенности, что Добро всегда побеждает. Наконец, в этом же ряду гуманизм русской классической литературы, характеризующийся верой в высокое предназначение человека на земле.

Но есть и другой взгляд, объективные истоки которого коренятся в темных сторонах души человека, в инфернальных сторонах жизни. Уже самые маленькие дети знают, что Красную Шапочку можно спасти, только убив злого зверя. "Бесы" Достоевского - среди вершин русской классики. "Капричос" Гойи увидели свет задолго до появления ГУЛАГа: "Сон разума рождает чудовищ". Искусство XX века породило такое направление, которое французы наименовали "сюр" ("сверх"). Сюрреалисты, заявив о себе, шокировали публику пугающей противоестественностью невозможных с точки зрения здравого смысла и логики сочетаний предметов и явлений.

Когда мы впоминаем, что в Древнем Риме тысячи мужчин и женщин получали эстетическое удовольствие от кровавого зрелища гладиаторских ристалищ, мы говорим: "Дикость". Но каким словом назвать то,что ныне люди, в значительном числе своем молодые, получают именно эстетическое удовольствие от многочисленных в современном искусстве, в том числе и в литературе, сцен насилия, презрения к человеку, его достоинству и его жизни?

В XX веке человечество узнало ужас Бухенвальда и Освенцима, Колымы и Соловков, Хиросимы и Нагасаки. Но оно и до этого знало немало чудовищного. Менялись масштабы злодеяний, но не суть их. Об этом писал Н.М.Карамзин: "Изверги вне законов, вне правил и вероятностей рассудка: сии ужасные метеоры, сии блудящие огни страстей необузданных озаряют для нас, в пространстве веков, бездну возможного человеческого разврата, да видя содрагаемся!"1

Жизнь изобретальна на невозможное. В русской литературе второй половины XX века возникло такое явление, как "лагерная проза". Сам термин сформировался недавно, когда примерно с 1988 года хлынул поток публикаций, воспоминаний и художественных произведений о советском ГУЛАГе. "Открыл" тему "Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына, вышедший в "Новом мире" в 1962 году; в 1964 г. опубликован "Хранитель древностей" Ю.Домбровского, и лишь в 1988г. в СССР увидел свет его "Факультет ненужных вещей". Среди значительных явлений "лагерной прозы" - роман О.Волкова "Погружение во тьму", "Черные камни" А.Жигулина, "Непридуманное" Л.Разгона, "Крутой маршрут" Е.Гинзбург, вышедшие недавно "Жареный петух" и "Одиссея" Е.Федорова. Писатели - "лагерники" представляют и путь "расчеловечивания" узников ГУЛАГа, и путь сохранения в себе человеческого, несмотря ни на что.

В чем же особенности творчества В.Шаламова, определяющие его место в контексте развития литературы?

Произведения В.Шаламова, безусловно, имеют значение исторического свидетельства. Он сам прошел те круги ада, о которых рассказал, его проза - воплощение в слове кровоточащей памяти художника. Недаром его рассказы Ф.Сучков назвал "показаниями" автора. Да и сам Шаламов "Колымские рассказы" считал документом. Но признать лишь это - значит, остановиться в начале пути к пониманию автора. Жизненный опыт этого человека трагичен, но в биографическом плане он не уникален - немалое число людей выжило, пройдя через те же муки, что и Шаламов. Тех, кто прожили яркие (героические, трагические, всякие) жизни - легион, но мало кому дано выразить все это в слове, в образе. Шаламов смог "осветить огнем таланта" выстраданное

- вот почему можно говорить о его писательской уникальности. Да, м рассказы Шаламова - его "показания". Но вне творческого осысления "показание" останется в архивах, а чаще - просто канет в Лету.

М.Золотоносов предложил интересное сравнение. У братьев Стругацких в "Пикнике на обочине" описана некая субстанция, представить которую необычайно трудно. Названа она "ведьмин студень". "Вещество, которое пожирало все. Проза Шаламова - это именно "ведьмин студень". Прежде всего потому, что упраздняет прежнюю литературную конвенцию, отменяет описания, от которых веет жизне-подобием, но которые основаны на литературной условности"2.

Произведения В.Шаламова дают возможность социального морализирования. В.Есипов пишет: "[Шаламов] изначально ориентировался на правду как норму литературы и норму бытия (выделено автором - И.Н.). За этим - огромная вера Шаламова в неискоренимость абсолютных человеческих ценностей, которые рано или поздно вернутся в его страну"3. Художник не побоялся рассказать неприятное, показать страшное в человеке - не для того, чтобы мы напугались, содрогнулись, но чтобы узнали. В.Шаламов, показав "расчеловечивание" мира, оказался пророком: жестокость нарастает повсюду. Писатель никогда не эстетизировал бесчеловечность. Он стремился, чтобы читатель увидел и оценил, что это такое в реальной жизни. И если действительно кого-то произведения В.Шаламова учат ненависти к произволу, жестокости (хотя он и не пытался никого учить), то эта "прививка" и необходима, и актуальна. Не только в сталинских лагерях - в самой сущности человеческого существования стал заметен смертоносный нарыв. Все дозволено - страшная реальность истории человечества, которой необходимо противостоять.

В том-то и состоит нравственная польза и плодотворность познания дел людских, истории, - писал Тит Ливий, - что разнообразные примеры созерцаешь словно на блестящем памятнике: отсюда можно взять для себя и для государства образцы, достойные подражания, здесь же найдешь нечто позорное, гнусное, чего нужно избегать"4.

Определяя место прозы В.Шаламова, необходимо помнить об огромном моральном примере самой личности автора: столько вынести -и при этом не просто выжить, но сохранить себя как личность, не растерять талант литератора - это очень много в нравственном плане. Вполне уместны в отношении творчества Шаламова экскурсы в историю религиозного сознание россиян: почти все его персонажи не несут в душах Бога, они его не знают, взращены на других ценностях (впору здесь брать слово "ценности" в кавычки), а потому нравственно нестойки. Хорошо иллюстрируют это положение слова Олега Волкова из предисловия к его роману "Погружение во тьму": "Над просторами России с ее церквами и колокольнями, из века в век напоминавшими сиянием крестов и голосами колоколов о высоких духовных истинах, звавшими "воздеть очи горе" и думать о душе, о добрых делах, будившими в самых заскорузлых сердцах голос совести, свирепо и беспощадно разыгрывались ветры, разносившие семена жестокости, отвращавшие от духовных исканий и требовавшие отречения от христианской морали, от отцов своих и традиций"5.

Но искусство не вмещается в рамки истории, социологии, морали и религии, оставаясь искусством, а не чем-то иным.

Жизнь, даже и лагерная, многообразна и многогранна; одну из ее граней В.Шаламов художественно воплотил как никто иной.

В целом же явление, названное "лагерная проза", - это "самостоятельный словесный архипелаг в океане российской прозы. Гигантские, соизмеримые с континентами острова, помельче островки, остро-вушки, банки да отмели судьбой объединены в единый художественно-тематический массив"6. На самом деле "лагерная" тема многолика.

В "Хранителе древностей" Ю.Домбровского, например, ни слова не сказано о лагерях.

Очень выдержан и реалистически точен О.Волков в своем романе.

Е.Федоров находит в лагере не просто нормальных людей - спорящих, любящих, хохмящих, философствующих. Герои "Жареного петуха" и "Одиссеи" пребывают, по словам критика. М.Емцева, "в напряженной интеллектуальной атмосфере", где "сверкают мысли, сталкиваются гордые мощные умы"7.

Если Иван Денисович Солженицына в нечеловеческих условиях лагеря устроил свой пусть убогий, зыбкий, но возможный быт, научился жить одним днем, чтобы сохранить себя, уцелеть, то Шаламов показал в своих произведениях состояния психики человека запредельные. Он открывает в человеке слабое существо, которое знает: в его положении опираться на нравственные установки бесполезно, спасительным может быть лишь случай, везение, удача. На таком материале с такой художественной убедительностью никто кроме В.Шаламова не работал.

Его произведения - абсолютно отдельно стоящий остров в архипелаге "лагерной прозы". Неповторимое писательское видение, постоянное ощущение края жизни, за которым - лишь безумие, особые художественные приемы, отрицание классических реалистических традиций - все вобрала эта проза.

Варлам Шаламов - реалист. Но окружающая его действительность сюрреалистична. Страшные картинки умеют создавать и авторы западных триллеров - но они постянно балансируют на грани черного юмора и самопародии, особенно часто впадая именно в эту последнюю. В.Шаламов ни в малой мере не стремится "пощекотать нервы". В мире, полном зла и насилия, искусство, даже страшное и жестокое, выступает как носитель добра и надежды благодаря своей духовной чистоте.

Глубочайший, может быть, далеко не оцененный смысл творчества В.Шаламова в том, что всей художественной тканью своих произведений он отстаивает самоценность жизни: цель жизни - не в "построении" чего бы то ни было, она - в самой жизни.

Об этом писал в 1921 г. Е.Замятин: "Мы пережили эпоху подавления масс; мы переживем эпоху подавления личности во имя масс; завтра - принесет освобождение личности - во имя человека. Война империалистическая и война гражданская - обратили человека в материал для войны, в нумер, цифру. Человек забыт - ради субботы; мы хотим напомнить другое: суббота для человека"8.

К сожалению, предсказанное Е.Замятиным (да только ли им) "завтра" откладывается на годы и десятилетия

Произведения Варлама Шаламова - это Мемориал ушедшим, так и не ответившим на вопрос:

Доколе, Боже мой, доколе, Предав все лучшее тщете, Нам ставить памятники боли И распинаться на кресте?9

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Некрасова, И. В, 1995 год

1. Художественные прозаические тексты, статьи и переписка В.Шаламова

2. Шаламов В. Картофель // Колхозник. 1935. N 9. С.10-13.

3. Шаламов В. Три смерти доктора Аустино // Октябрь.1936. N 1. С.127-129.

4. Шаламов В. Возвращение // Вокруг света. 1936. N 12. С.6-8.

5. Шаламов В. Пава и древо // Литературный современник. 1937. N 3. С.111-113.

6. Шаламов В. Маяковский разговаривает с читателем // Огонек. 1936. N 8-9. С.5.

7. Шаламов В. Левый берег. М.,1989. 557 с.

8. Шаламов В. Воскрешение лиственницы. Рассказы. М.,1989. 343 с.

9. Шаламов В. Вишера. Антироман. М.,1989. 318 с.

10. Шаламов В. Перчатка, или КР-2. М.,1990. 267 с.

11. Шаламов В. Вишера. Очерки преступного мира. Челябинск. 1990. 322 с.

12. Шаламов В. Воскрешение лиственницы. Рассказы в 2х книгах. М., 1990. Кн.1.286. с. КН.2.206 с.

13. Шаламов В. Колымские рассказы. М.,1991. 357 с.

14. Шаламов В. Колымские рассказы. В 2х кн. М.,1992. Кн.1.592. с.Кн.2. 432 с.

15. Шаламов В. Очерки преступного мира / Публ.И.Сиротинской // Дон. Ростов-на-Дону. 1989. N 1. С.74-79.

16. Шаламов В. Четвертая Вологда/ Публ. И.Сиротинской // Наше наследие.1988. N 3. С.54-77. N 4. С.86-102.

17. Шаламов В. Двадцатые годы. Заметки студента МГУ / Публ. икомм. И.Сиротинской // Юность.1987. N 11. С.37-45. N 12.С.28-38.

18. Шаламов В. Крест // Аврора.1987. N 9. С.141-142.

19. Шаламов В. Стихи и проза / Публ. И.Сиротинской // Сибирские огни. Новосибирск. 1988. N 3. С.163-172.

20. Шаламов В. Из творческого наследия // Литературное обозрение. 1989. N 1. С.99-104.

21. Шаламов В. Из "Колымских рассказов"// Знамя.1989. N 6. С.6-38.

22. Шаламов В. Из литературного наследия / Публ. И.Сиротинской // Знамя.1990. N 7. С.53-62.

23. Шаламов В. Рассказы, не вошедшие в сборники / Публ. И.Сиротинской // Литературная газета.1993. N 36. С.6.

24. Шаламов В. Шахматы и стихи. Глухие. Вставная новелла. Жук (рассказы) / Подготовка текста ИСиротинской // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда. 1994. С.5-16.

25. Шаламов В. <Автобиографические заметки> Вступление и публ. И.Сиротинской // Литературная газета. 1987.8 июля. С.6.

26. Шаламов В. Воспоминаниео о Б.Л.Пастернаке / Публ. И.Сиротинской // Встречи с прошлым. М.,1988. Вып.6. С.291-305.

27. Шаламов В. Тридцать восьмой. Из "Воспоминаний" /Вступление и публ. И.Сиротинской // Литературная газета. 1992. N 3. С.6.

28. Шаламов В. Между Вишерой и Колымой // Советская библиография. 1990. N 6. С.93-99.

29. Шаламов В. Воспоминания / Подготовка текста и публ. И.Сиротинской // Знамя. 1993. N 4. С.114-170.

30. Шаламов В. Из воспоминаний / Публ. И.Сиротинской // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда.1994. С.17-62.

31. Шаламов В. "Литературная нить моей судьбы" /Публ. и вступление И.Сиротинской // Литературная газета. 1987. 8 июня. С.6.

32. Шаламов В. "Краткое жизнеописание" (отрывки) // Свеча. Вологда.1994. N 1(5). С.1.

33. Шаламов В. "Новая проза" Из черновых записей 70х годов / Публ. И.Сиротинской // Новый мир.1989. N 12. С.3-58.

34. Шаламов В. О моей прозе // Новый мир. 1989. N 12. С.58-66.

35. Шаламов В. О литературе/ Публ. и комм. Ю.Шрейдера // Вопросы литературы. 1989. N 5. С.225-248.

36. Шаламов В. "Поэзия всеобщий язык"/Публ. Ю.Шрейдера // Возвращение: Сб. М.,1991. С.294-296.

37. Шаламов В. "Искусство лишено права на проповедь"/ Публ. Ю.Шрейдера // Московские новости. 1988. N 49. С.16.

38. Шаламов В. О прозе // Шаламов В. Левый берег. М.Д989. С.544-554.

39. Шаламов В. В редакцию "Литературной газеты" // Литературная газета. 1972. 23 февраля. С.7.

40. Шаламов В. О письме в "Литературную газету" /Публ. И.Сиро-тинской // Шаламовский сборник. Вып. 1.Вологда. 1994. С.104-105.

41. Шаламов В. Письма Ю.Шрейдеру // Советская библиогра-фия.1988. N 3. С.65-67.

42. Шаламов В. Письма Б.Пастернаку / Публ. И.Сиротинской// Юность. N 10. С.54-66.

43. Шаламов В. Письма А.Солженицыну, / Публ. и примеч. И.Сиротинской // Знамя. 1990. N7. С.62-89.

44. Шаламов В. "Нам надо реабилитировать совесть". Диалог с И.Эренбургом / Публ., предисл. и примечания Б.Фрезинского // Советская культура. 1991. 26 янв. С. 15.

45. Шаламов В. Переписка с Н.Мандельштам / Публ. и комм. И.Сиротинской // Знамя. 1992. N 2. С.158-177.

46. Другие художественные произведения

47. Волков О. Погружение во тьму. М.Д992. 432 с.

48. Гинзбург Е. Крутой маршрут: Хроника времен культа личности. М.Д990. 734 с.

49. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома // Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 12ти тт. М., Т.3.1982. С.5-304.

50. Жигулин Л. Черные камни. М., 1990. 263 с.

51. Разгон Л. Непридуманное. М.,1991. 286 с.

52. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ: В Зх тт. М.,1989. Т.1.586. с.Т.2. 637. с. Т.З. 571 с.

53. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича // Солженицын А. Избранное. М.,1991. 349с.

54. Федоров Е. Жареный петух // Нева.1990. N 9. С.11-130.

55. Федоров Е. Одиссея // Новый мир. 1994. N5. С.7-100.3. Справочная литература

56. Краткая литературная энциклопедия: В 9 тт. М., 1962-1978. (Статьи: Автор, Автобиография, Документальная литература, Жанр, Мемуары, Рассказ, Цикл, Экзистенциализм, Эпопея).

57. Литературный энциклопедический словарь. М.,1987. (Статьи: Автор, Документальная литература, Жанр).

58. Жак Росси. Справочник по ГУЛАГу: В двух частях. М., 1991. 4.1. 317. с. 4.2. 284 с.

59. Советский энциклопедический словарь. М.,1986. (Статьи: Више-ра, Экзистенциализм).

60. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2х тт. М.,1988. (Статьи: Орфей, Плутон).

61. Научно-теоретическая литература.

62. Антонов С. Письма о рассказе. М.,1964. 300 с.

63. Антонов С. Я читаю рассказ. М.,1968. 47 с.

64. Артамонова В. Рассказ в творчестве С.Антонова и С.Воронина: К проблеме эволюции жанра // Жанрово-стилевые искания в литературе социалистического реализма. Л., 1988. С.116-129.

65. Банк Н. Нить времени.,1978. 247 с.

66. Барахов В. Литературный портрет. Л.,1985. 312 с.

67. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. 444 с.

68. Бахтин М. К методологии литературоведения // Контекст-74. М., 1975. С.203-205.

69. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.Д979. 320 с.

70. Бахтин М. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975. С.56-68.

71. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы. М.,1977. 254 с.

72. Белькинд B.C. Принципы циклизации в "Повестях Белкина" Пушкина // Вопросы сюжетосложения. Рига, 1974. С.12-31.

73. Богданов А. Время и композиция в современном советском рассказе//Проблемы мастерства советской литературы: Писатель, время, жанр. Свердловск, 1968. С.34-55.

74. Бонецкая Н. "Образ автора" как эстетическая категория // Контекст-85. М., 1986. С.243-246.

75. Бош Хуан. Возможности рассказа // Иностранная литература. 1965. N 8. С.233-241.

76. Бучис А. Роман и современность. М., 1977. С.414.

77. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.,1981. 320 с.

78. Виноградов И. О теории новеллы // Виноградов И. Вопросымарксистской поэтики: Избранные работы. М.,1972. С.185-216.

79. Гей Н. Соотношение факта и идеи как проблема стиля // Теория литературных стилей. М.,1978. С.97-118.

80. Гинзбург Л. "Былое и думы" Герцена. Л.,1957. 347 с.

81. Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. 407 с.

82. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. 222 с.

83. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. 443 с.

84. Гинзбург Л. О структуре литературного персонажа // Искусство слова: Сборник. М., 1973. С.55-71.

85. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л.,1989. 605 с.

86. Гиршман М. Повествователь и герой // Чехов и Л.Толстой: Сборник статей. М.,1980. С.126-139.

87. Гиршман М. Ритм художественной прозы. М., 1982. 367 с.

88. Гиршман М., Гнатко В. Цикл М.Горького "По руси" как художественное целое // Жанрово-стилевое единство художественного произведения: Сборник. Новосибирск, 1989. С.102-109.

89. Дарвин М. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983. 257 с.

90. Дикушина Н. Невыдуманная проза: О современной документальной литературе // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы: Сборник. М.,1971. С.149-173.

91. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. М.,1977. 229 с.

92. Димова Л. К определению лирического цикла // Русская филология. Тарту,1975. N 4. С.39-52.

93. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.,1980. 598 с.

94. Днепров В. Проблемы реализма. М.-Л.Д961. 473 с.

95. Елизаветина Г. "Последняя грань романа.": Русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования // Вопросы литературы. 1982. N 10. С.168-183.

96. Залыгин С. Черты документальности // Вопросы литературы. 1970. N 2. С.41-53.

97. Заморий Т. Современный русский рассказ. Киев, 1968. 254 с.

98. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973. 535 с.

99. Иванова Е. Повествователь и автобиографический герой в "Траве забвения" В.Катаева // Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, 1972. С. 142-154.

100. Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60-80х годов. М.,1990. 143 с.

101. Карцева З.И. Цикл рассказов в современной болгарской прозе: К проблеме жанра // Проблемы жанра и стиля. М.,1986. 264 с.

102. Катаев В. К постановке проблемы автора // Филологические науки. 1966. N 1. С.33-48.

103. Кожевникова Н. О типах повествования в современной прозе // Вопросы языка современной русской литературы: Сборник. М.,1971. С.189-213.

104. Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т.2.М.Д971. С.194-210.

105. Корман Б. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Корман Б. Избранные труды. Ижевск, 1992. С.59-67.

106. Корман Б. О целостности литературного произведения // Корман Б. Избранные труды. Ижевск, 1992. С.119-128.

107. Корман Б. Из наблюдений над терминологией М.М.Бахтина // Корман Б. Избранные труды. Ижевск.1992. С.128-135.

108. Корман Б. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. 110 с.

109. Кудряшов Е. Жанр литературоведческой биографии // Вопросы литературы. 1971.N2 С. 190.

110. Кузнецов М. Мемуарная проза // Жанрово-стилевые исканиясовременной советской прозы: Сборник. М.,1971. С.120-148.

111. Кузьмичев И. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький.1983. 385 с.

112. Лазарев Л. Дневники или стилизация // Вопросы литературы. 1971. N 6. С.94-100.

113. Ландор М. Большая проза из малой // Вопросы литературы. 1982. N 8. С.17-26.

114. Лебедев Ю. Проблемы поэтики очерковых и новеллистических циклов 1840-1850 гг. // Проблемы теории и истории литературы. Ярославль. 1972. С.44-57.

115. Левин В. Литературный язык и художественное повествование //Вопросы языка современной русской литературы: Сборник. М.,1971. С.400-416.

116. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. 254 с.

117. Литературные направления и стили: Сборник. М.,1976. 390 с.

118. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979. 358 с.

119. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.,1970. 180 с.

120. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М., 1970. 335 с.

121. Лотман Ю. Структура художественного текста. М.,1970. 384 с.

122. Макина М. Русский советский рассказ. Л., 1975. 352 с.

123. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М., 1987. 317 с.

124. Масловская Т. Автобиографизм как основная черта в стилевой ткани произведения // Жанрово-стилевые искания в литературе социалистического реализма. Л., С.99-108.

125. Машинский С. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросы литературы. 1960. N 6. С. 129-143.

126. Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы. М.,1990. 279 с.

127. Монаков И. Объективизирующая функция времени в жанре мемуаров // Филологические науки.1974. N 4. С.3-21.

128. Мущенко Е., Скобелев В., Кройчик Л. Поэтика сказа. Воронеж, 1978. 287 с.

129. Нинов А. Современный рассказ: Из наблюдений над русской прозой 1956-1966 г. Л.,1969. 318 с.

130. Новиков В. Ощущение жанра: роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир.1987. N 3. С.202-210.

131. Обязанности свидетеля, права художника: Обсуждаем проблемы мемуарной литературы // Вопросы литературы. 1974. N 4. С.45-129.

132. Овчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М., 1975. 623 с.

133. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, 1973. 219 с.

134. Огнев А. Русский советский рассказ. М., 1978. 291 с.1.~ 132. Палиевский П. Документ в современной литературе // Иностранная литература. 1966. N 8. С.178-205.

135. Петров М. Сокрушение мифа // Литературная учеба. 1989. N 5. С. 3-14.

136. Проблема автора прозаического произведения: Методические рекомендации по теории литературы для студентов. Куйбышев,1989. 21 с.

137. Проскурина Ю. Образ автора и его стилеобразующая функ-I ция // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX начала

138. XX века: Сборник. Свердловск, 1989. С.79-91.

139. Пудожгорский В. Жанровое своеобразие рассказов В.Белова // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982. С.117-134.

140. Рассказ сегодня: Встреча за круглым столом / Ю.Трифонов,

141. A.Битов и др./ //Вопросы литературы. 1969. N 7. С.64-78.

142. Роменец М. Проблема гуманизма в современном русском рассказе. Харьков,1969. 119 с.

143. Русский советский рассказ: Очерки истории жанра. Л.,1970. Харьков, 1969. 447 с.

144. Сапарев О. Жанровый смысл циклизации рассказов // Лите-ратурни проблеми. София,1976. 265 с.

145. Скуратовская Л. Жанрово-композиционные принципы сборника Э.Хемингуэя "В наше время" // Проблема взаимодействия прозаических жанров. Днепропетровск, 1971. С.25-37.

146. Слабковская Е. Некоторые особенности повествования В.Быкова /повесть "Обелиск'^ // Поэтика русской советской прозы. Иркутск, 1975. С.45-60.

147. Слобожанинова Л. Повествование от первого лица в повести

148. B.Астафьева "Последний поклон" // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Сб. 5. Свердловск, 1974. С.116-129.

149. Смольнякова И. Некоторые жанровые особенности современной мемуарно-автобиографической прозы // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда,1982. С.149-160.

150. Соловьева А. Цикл рассказов в чешской и русской литературе ЗОх гг. XIX в. // Советское славяноведение. М.,1977, Кн.4. С.39-51.

151. Старосельская Н. Все это было, было.: Заметки о мемуарной прозе последних лет // Литературное обозрение. 1987. N 8. С.8-14.

152. Степник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.,1974. С.174-191.

153. Толчиков Н. Судьбы людские судьбы народные. Минск, 1990. 217 с.

154. Тюпа В. Художественность чеховского рассказа. М., 1989. 133 с.

155. Урбан А. Художественная автобиография и документ // Звезда. 1977. N 2. С.192-209.

156. Уроки жанра: Сборник. Вологда, 1969. 136 с.

157. Утехин Н. Жанры эпической прозы. Л.,1982. 197 с.

158. Успенский Б. Поэтика композиции. М., 1970. 225 с.

159. Хайлов А. Грани рассказа // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы: Сборник. М.,1971. С.200-229.

160. Цилевич Л. Жанрово-стилевое единство чеховского рассказа // Жанрово-стилевое единство художественного произведения: Сборник. Новосибирск, 1989. С.69-85.

161. Цурикова Т. Кузьмичев И. Утверждение личности. М.,1975. 333 с.

162. Чалмаев В. Обновление перспективы: Реализм современной русской литературы. М., 1978. 335 с.

163. Чернец Л. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.,1982. 237 с.

164. Чудакова М., Чудаков А. Искусство целого: Заметки о современном рассказе // Новый мир. 1963. N 2. С.239-249.

165. Шайтанов И. "Непроявленный жанр", или литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. N 2. С.50-67.

166. Шкловский В. Время в романе // Шкловский В. Художественная проза: Размышления и разборы. М.,1961. С.326-339.

167. Шубин Э. О рассказе и устном повествовании // Поэтика и стилистика русской литературы: Сборник. Л.,1971. С.316-331.

168. Шубин Э. Современный русский рассказ. Л.,1974. 182 с.

169. Эйхенбаум Б. О прозе: Сборник статей, М.,1969. 453 с.

170. Эльсберг Я. Смена стилей в советском русском рассказе 50-60х гг. // Смена литературных стилей. М.,1974. С.64-89.

171. Эсалнек А. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985. 183.

172. Явчуновский Я. Документализм в современной советской прозе // Советская литература: Сборник. Саратов, 1969. С.140-153.

173. Явчуновский Я. Документальные жанры: Образ, жанр, структура произведения. Саратов,1974. 232 с.

174. Якименко Л. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.,1978. 494 с.

175. Янская И., Кардин В. Пределы достоверности: Очерки документальной литературы.М., 1981. 408 с.

176. Янушкевич А. Типология прозаического цикла в русской литературе ЗОх гг. XIX. В // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972. С.57-71.

177. Работы по творчеству В.Т.Шаламова

178. Аринин В. Трагический колумб Колымы // Аринин В. Тень генералиссимуса. Архангельск, 1991. С.100-155.

179. Берютти М. Крест его судьбы // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.230-236.

180. Бочаров С. Былое и думы по поводу жареного петуха // Знамя. 1993. N 8. С.206-208.

181. Василевский А. Особые заметки о погибшем народе // Литературная учеба. 1991. N 8. С.13-18.

182. Василевский А. Переоценка "переоценки" // Литературная учеба. 1991. Кн.2. С.102.

183. Воронская Г.А. Воспоминания о В.Т.Шаламове // Лад. Вологда, 1994. N6. С.9-16.

184. Геллер М. Последняя надежда // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.216-224.

185. Герман А. Из ада не возвращаются // Известия. 1992. 19 июня.1. С.З.

186. Дарк О. Миф о прозе // Дружба народов. 1992. N 5. С.219-234.181. "До последней минуты": Интервью с И.Сиротинской // Красный Север. 1988. N 8 дек. С.З.

187. Еремина JI. Уроки "классовой нравственности": Обзор изданий 1987-88 гг. // Библиотекарь. 1990. N 8. С.49-51.

188. Ерофеев В. Русские цветы зла // Московские новости. 1993. 27 июня. С.4В.

189. Есипов В. Их соединила Колыма // Лад. Вологда, 1994. N 6. С.16-19.

190. Есипов В. Норма литературы и норма бытия: Заметки о писательской судьбе В.Шаламова // Свободная мысль. 1994. N 4. С.11-16.

191. Есипов В. Традиции русского Сопротивления // Шаламовский сборник. Вып. 1.Вологда, 1994. С.183-194.

192. Золотоносов М. Последствия Шаламова // Шаламовский сборник. Вып. 1.Вологда, 1994. С.176-182.

193. Икшин Ф. <Рецензия на "Колымские рассказы" В.Шаламова> Октябрь . 1993. N 5. С.188-190.

194. Камянов В. Где тонко там не рвется // Новый мир. 1989. N 8. С.233-234.

195. Кутырева А. Репортаж из ада // Горизонт. 1988. N 11. С.86-87.

196. Лакшин В. Не уставал вспоминать // Шаламовский сборник. Вып. 1.Вологда, 1994. С.174-176.

197. Лакшин В. <Предисловие к публикации "Колымских рассказов" В.Шаламов > // Знамя. 1989. N 6. С.6-7.

198. Латынина А. Поднявшийся из ада: Некоторые мысли по поводу "невымышленной прозы" // Литературная газета. 1988. 13 июля. С.4.

199. Лейдерман H. ".B метельной, леденящий век": О "Колымских рассказах" В.Шаламова // Урал. 1992. N 3. С.171-182.

200. Лексин Ю. Вне всего человеческого // Знание-сила. 1991. N 6. С.74-82.

201. Лекух Д. "Ад- это мы сами" // Литературная газета. 1991. 11 дек. С. 10.

202. Лесняк Б. В.Т.Шаламов : Из воспоминаний о писателе // Ленинградская панорама. 1990. N 1. С.25-28.

203. Лесняк Б. Варлам Тихонович Шаламов // На Севере Дальнем. Магадан, 1989. N 1. С.166-178.

204. Лесняк Б. Из воспоминаний о Варламе Шаламове // День поэзии. М.,1988. С.205-216.

205. Магадан. Конспект прошлого: Сборник. Магадан, 1989. 307 с.

206. Михайлов В. В круге последнем // Российские вести. 1993. 30 окт. С.2. 6 ноября. С.2.

207. Млечин Л. Не пыль на ветру : "Колымские рассказы" В.Шала-мова и "Черные камни" А.Жигулина // Новое время. 1988. N 31. С.48-49.

208. Молчанова Н. Потенциал жанра: К вопросу о жанрово-стиле-вых особенностях рассказов В.Шаламова // Вестник Ленинградского университета 90. Серия 2. Вып.4. С.107-110.

209. Неклюдов С. Третья Москва // Шаламовский сборник. Вып. 1. Вологда, 1994. С.162-168.

210. Никольсон М. Открытие, которого он не знал // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.211-215.

211. Орехова-Добровольская Е. "За нами придуь корабли" // Шаламовский сборник. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 147-152.

212. Орлова Р. Двери открываются медленно // Иностранная литература. 1989. N 6. С.202.

213. Очерет Л. Так долго не приходили: по материалам воспоминаний Ф.Сучкова. о В.Шаламове, А.Платонове //В мире книг. 1988. N 8. С. 15-18.

214. Пастернак Б. Письма В.Шаламову: Из переписки Б.Пастернака и В.Шаламова // Юность. 1988. N 10. С.54-55.

215. Победить в себе растоптанного человека: Беседа с И.П.Сиро-тинской // Книжное обозрение. 1988. 26 авг. С.З.

216. Померанц Г. Белые ночи // Литературная газета. 1994. 31 авг.1. С.З.

217. Ратгауз Г. Восставший из немоты // Литературная газета. 1991. 24 апр. С.11.

218. Рецензия на "Очерки преступного мира" В.Шаламова // Волга. 1990. N 3. С.181-182. Подпись: Д.Т.

219. Самойлов Л. Правосудие и два креста // Нева. 1988. N 5. С.154-157.

220. Семенова В. "Философия борьбы" и живая душа писателя // Сибирь. 1989. N 5. С.91-101.

221. Сидоров Е. О Варламе Шаламове и его прозе // Огонек. 1989. N 22. С.13-15.

222. Сидоров Е. Бесстрашие мысли // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда,1994. С.169-175.

223. Синявский А. Срез материала // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.224-229.

224. Сиротинская И. О Варламе Шаламове // Литературное обозрение. 1990. N 10. С.103-112.

225. Сиротинская И. Долгие долгие годы бесед // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.109-146.

226. Степанян К. Нужна ли нам литература: Рецензия на "Левый берег" В.Шаламова // Знамя. 1990. N 12. С.222-230.

227. Сухих И. Эта тема пришла // Звезда. 1989. N 3. С.193.

228. Сучков Ф. Бутылка в море. М.,1991. 328 с.

229. Сучков Ф. Его показания // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда,1994. С.153-161.

230. Сучков Ф. О Варламе Шаламове //В мире книг. 1988. N 8. С. 16.

231. Такаги Минако. О структуре произведения В.Т.Шаламова "Колымские рассказы"// BULLETIN of the Graduate Division of Literatyre of Waseda Unif. Spesial Issue. No 19. Literature. Arts.1992.

232. Такаги Минако. Теперь всплыла лагерная тема // Бюллетень института Евразии. 1992. N 23.

233. Такаги Минако. Почему Варлам Шаламов отклонил предложение Солженицына о совместной работе над "Архипелагом ГУЛАГ" ? // Русская культура: Бюллетень Ассоциации русистов Университета ВАСЭДА. 1994.

234. Тамарина М. Жизнь всегда намного трагичнее // Книжное обозрение. 1990. 18 мая. С.5.

235. Тер-Абрамян А. Шаламов // Тер-Абрамян А. Витраж: Маленькие рассказы. М., 1993. С.38-41.

236. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь.1991. N 3. С.182-192.

237. Трифонов Г. К библиографии В.Т.Шаламова // Советская библиография. 1988. N 3. С.68-70.

238. Трифонов Г. Послесловие к публикации произведений Варлама Шаламова // Аврора. 1987. N 9. С.141-142.

239. Уроки на завтра: Анкета (отвечают В.Камянов, А.Марченко, И.Ростовцева и др.) // Литературное обозрение. 1989. N 1. С.10-16.

240. Френкель В. В круге последнем: В.Шаламов и А.Солженицын // Даугава. 1990. N 4. С.79-86.

241. Харт У. Не верить в сказки // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда. 1994. С.236-240.

242. Шкловский Е. Ненаписанный рассказ В.Шаламова // Литературное обозрение. 1989. N 8. С. 8-13.

243. Шкловский Е. Варлам Шаламов. М.,1991. 64 с.

244. Шкловский Е. Правда В.Шаламова: Заметки критика // Дружба народов. 1991. N 9. С.254-263.

245. Шкловский Е. Неугасающее пламя // Литературное обозрение. 1989. N 2. С.28-32.

246. Шкловский Е. Жажда совершенной правды // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.195-202.

247. Шрейдер Ю. Ему удалось не сломаться // Советская библиография. 1988. N 3. С.61-68.

248. Шрейдер Ю. Сознание и его имитации // Новый мир. 1989. N 11. С.244-255.

249. Шрейдер Ю. Предопределенная судьба // Литературное обозрение. N 1. С.57-60.

250. Шрейдер Ю. Секрета нет // Знание сила. 1990. N 6. С.82-84.

251. Шрейдер Ю. Искушение адом // Шаламовский сборник. Вып.1. Вологда, 1994. С.203-210.

252. Шрейдер Ю. Безрелигиозное хринстианство Варлама Шаламо-ва // Сегодня. 1994. 5 марта. С.11.

253. Якович Ел. Демидов и Шаламов: Житие Георгия на фоне Варлама // Литературная газета.1990. 11 апр. С.7.249. "Я мечтал стать Шекспиром": Заметки о литературной судьбе В.Шаламова // Крайний Север. 1993. 23 июня. С.4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.