Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Луковникова, Елена Александровна

  • Луковникова, Елена Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 235
Луковникова, Елена Александровна. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2003. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Луковникова, Елена Александровна

Введение С. 1-27.

1) Предмет работы С. 1.

2) Цели и задачи работы. С. 11.

3) Методы исследования С. 13.

4) Структура работы С. 14.

5) Историография темы С. 15.

Глава I. Иконография ветхозаветных преобразовательных сюжетов в византийской монументальной живописи XIII-XIV веков. С. 28-133.

1) Тексты - источники сюжетов С. 28.

2) Истоки традиции С. 30.

3) Иконографические очерки С. 33.

1. Образы Христа, связанные с Ветхим Заветом:

Христос Ангел Великого Совета С. 33.

Христос Недреманное Око С. 60.

2. Прообразы Богоматери:

Явление Моисею купины неопалимой и получение скрижалей С. 65.

Видение Иаковом во сне лествицы и Борьба Иакова с ангелом С. 73.

Руно Гедеона С. 83.

Сон Навуходоносора С. 88.

Видение Иезекиилем врат затворенных С. 96.

Священники перед алтарем С. 99.

Ложе Соломона С. 102.

3. Прообразы и Христа, и Богоматери:

Причащение Исайи С. 107.

Три отрока в печи и Даниил во рву львином С. 108.

Премудрость созда себе дом С. 111.

Скин ия Завета и Храм Соломона С. 121.

Глава II. Ансамбли ветхозаветных преобразовательных сюжетов в византийской монументальной живописи второй половины XIII — середины XIV веков С. 134-205. I. Размещение преобразовательных композиций в нартексе и галереях. С. 135.

1) Функции и символика нартекса и галерей в палеологовский период С. 135.

2) Принципы декорации нартексов в средневизантийский период и их обновление в XIII - первой половине XIV веков С. 140.

София Трапезундская С. 147.

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде С. 156.

Оморфи Экклесия в Афинах С. 163.

Церковь Введения во храм в Хиландаре С. 165. Церковь Богородицы Левишки в Призрене и церковь св. Георгия в Старо-Нагоричино С. 169.

Церковь Архангела Михаила в Лесново С. 170.

Церковь Успения на Волотовом поле С. 175.

Церковь Богоматери Паммакаристос в Константинополе С. 177.

Церковь Хора в Константинополе С. 179.

Церковь св. Апостолов в Фессалониках С. 181.

Церковь святителя Николая Орфаноса в Фессалониках С. 185.

II. Размещение прообразов Богородицы в алтарной части, или рядом с ней. С. 186.

Церковь Успения в Протате С. 187.

Церковь святителя Николая в Куртеа де Арджеш С. 189.

Церковь св. Феодора в Мерте Селину С. 191.

Церковь Панагии Форбиотиссы в Асину С. 192.

III. Расположение ветхозаветных сцен как в алтарной части, так и в нартексе или галереях. С. 192.

Церковь Благовещения в Грачанице С. 193.

Церковь Христа Вседержителя в Дечанах С. 196.

Церковь Богородицы Одигитрии и нартекс Даниила II в Пече С. 197.

Церковь Богородицы в Зарзме С. 199.

Проблема образца С. 202.

Глава III. Закономерности в циклах ветхозаветных преобразовательных сюжетов второй половины XIII - середины XIV веков С. 206-215.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков»

1) Предмет работы: Круг сюжетов. Круг памятников. Хронологические рамки.

В период после отвоевания Палеологами Константинополя, на протяжении второй половины XIII - середины XIV веков, происходит кардинальное обновление византийской храмовой декорации. Одним из ярких проявлений этого процесса является феномен широкого распространения в монументальной живописи циклов ветхозаветных преобразовательных сюжетов.

Предметом настоящего исследования является иконография ветхозаветных преобразовательных сюжетов, а также сохранившееся циклы таких сюжетов в росписях византийских храмов во второй половине XIII - середине XIV веков.

Круг сюжетов. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты, как известно, появляются в декорации сначала катакомб, а затем раннехристианских церквей, что связано с пониманием Ветхого Завета ранними отцами Церкви как "детоводителя ко Христу" (Поел, к Галатам 3:24), то есть текста, смысл которого полностью раскрывается только с Воплощением Христа. Такое понимание Ветхого Завета свойственно творениям ранних отцов Церкви. Особенно характерно оно для Александрийской школы богословия III - V веков1. В сочинениях Климента и святителя Кирилла Александрийских обстоятельно толкуется понимание Ветхого Завета как преобразования Нового. Святитель Кирилл в своих "Глафирах на Бытие" постоянно сопоставляет Ветхий Завет с Новым, а образы Адама, Авеля, Мелхиседека и других понимает как У прообразы Христа . История избранного народа воспринимается как история Божьего домостроительства спасения человеческого рода. Из

1 См.: Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Москва, 1992; Болотов В.В. Лекции по истории древней христианской Церкви. Москва, 1995.

2 Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. СПб., 1876. С. 91. вышесказанного ясно, что наряду с историческим пониманием Ветхого Завета с самого начала присутствует и символическое. События библейской истории понимаются как прообразы, а иллюстрирующие их сцены, такие как, например, Гостеприимство Авраама или Жертвоприношение Авраама, Видение Моисеем купины неопалимой, что для нас особенно важно, помещаются в символически наиболее значимых частях храма — алтаре или предалтарном пространстве (Как, например, в мозаиках Сан-Витале и Сан-Аполлинаре ин Классе в Равенне, монастыря св. Екатерины на Синае VI в.). Появление ветхозаветной тематики в раннехристианском и ранневизантийском искусстве, без сомнения, связано с наличием с ранних веков христианства обширных богословских комментариев к Ветхому Завету.

С течением времени на особое место среди ветхозаветных сюжетов выдвигаются прообразы, связанные с темой Воплощения, а значит и с образом Богородицы. Соотнесения некоторых библейских текстов, предвозвещающих Воплощение, с образом Богоматери появляются в гомилетике и гимнографии уже в IV веке, а широко распространяются в VII-VIII веках3. Уже в VI — VII веках происходит канонизация праздников в Ее честь, в частности Успения, Рождества Богородицы, Благовещения и Сретения4. Последние два праздника, будучи праздниками Господскими, изначально воспринимались и как связанные особенно с образом Богородицы5.

В искусство же осмысление ветхозаветных образов как символов Богородицы впервые проникает лишь в IX веке (имеются в виду иллюстрации Псалтирей с маргинальными иллюстрациями на полях6).

3 Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of the Paracclesion // The Kariye Djami. New Jersy, 1975. Vol. 4. P. 311.

4 Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. СПб, 1876. С. 218. Рубан Ю. Сретенье Господне. СПб., 1994. С. 154-156.

6 Хлудовская (ГИМ гр. 129д), монастыря Пантократора на Афоне (cod. gr. 61) и др. См.: Этингоф O.E. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизантийского периода // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI - XIII веков. М, 2000. С.16-19.

Это связано, по-видимому, с ростом значения образа Богоматери в послеиконоборческую эпоху. Действительно, иконопочитатели в своей полемике с иконоборцами постоянно ссылались на прообразы Ветхого Завета и подчеркивали роль Богородицы в Воплощении, выражая мысль о том, что Христос непризрачно воспринял человеческую плоть от Девы Марии.

Новый всплеск этой темы в искусстве послеиконоборческого -средневизантийского периода, возможно, объясняется также широким распространением ветхозаветных образов - эпитетов Богородицы в богослужении как в чтениях из Ветхого Завета, так и в гимнографии, получившей бурное развитие в VII-VIII веках.

Чуть позже некоторые ветхозаветные прообразы появились и в монументальной живописи (мозаики диаконника кафоликона Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг., росписи церквей Каппадокии; отдельные прообразы Богоматери появились уже во фресках вимы церкви Св. Софии в Охриде середины XI в.)7.

В XII веке вновь акцентируется значение почитания Богоматери в связи с распространившимися ересями павликиан и богомилов. Богомилы в XII веке прочно обосновались на Балканах. Эти продолжатели иконоборцев в своем учении "отвергали Ветхий Завет, Закон и пророков, как откровение демиурга, пророков называли обманщиками и ворами"8, то есть отрицали прообразования о Христе. Особенно хулили они Богоматерь, не признавая Ее Матерью Сына Божия. Характерно, что известный пресвитер Косма в своем Слове на еретики (богомилы)9, перечисляет некоторые из эпитетов Богородицы в связи с пророчествами о Ней. В Синодике в Неделю Православия, в частях, составленных при Алексее и Мануиле Комнинах, есть главы против иконоборцев, относящиеся также и к богомилам. Главы эти — "о пророках", ибо общие

7 Der Nersessian S. Program. P. 311.

8 Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892. С. 205.

9 Успенский Ф.И. Ук. соч. С. 210. корни иконоборцев и богомилов - в отвержении Ветхого Завета, и в Синодике как раз и выясняется "с точки зрения церковного учения отношение ветхозаветных обетований к новозаветному исполнению"10. Именно в XII веке окончательно закреплены Указом Мануила Комнина праздники Введения Богородицы во храм и Зачатия Анны11. Новые праздники в честь Богородицы возникают, по-видимому, во многом в ответ на выпады новых еретиков12. В это же время, в конце XI - первой половине XII вв. прообразы, связанные с Богоматерью, наряду с иллюстрациями Протоевангелия Иакова появляются в созданных в Константинополе миниатюрах и иконописи (рукописи XI - XII вв., иконы с Синая второй четверти XII в.)13. Именно в противовес выпадам богомилов по заказу императора создаются известные Паноплии Евфимия Зигавина и Гомилии Иакова Коккиновафского. Итак, уже в конце средневизантийского периода акцентировалось как значение пророчеств Ветхого Завета, так и роль Богородицы в деле Боговоплощения. Однако в этот период мы не знаем ни одного цикла прообразов Богородицы в монументальной живописи.

Новый этап эволюции этой темы, принципиально отличный от предыдущих, наступил в эпоху Палеологов, когда ветхозаветные сюжеты, и в частности прообразы Богоматери, получили широчайшее распространение и новую, нередко богословски усложненную интерпретацию. Причины активного обращения к ветхозаветной тематике в палеологовском искусстве требуют выяснения, чему посвящена и наша

10 Успенский Ф.И. Ук. соч. С. 211; Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 20-21.

11 Этингоф O.E. Эрмитажный памятник византийской живописи конца XII века (стиль и иконография) // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Сб. статей. СПб., 1988. С. 148.

12 Проф. И. Дуйчев связывал развитие ветхозаветных прообразов Богородицы именно с антиеретической полемикой. См.: Dujcev I. L'interprétation typologique et les discussions entre hérétiques et orthodoxes//Balcanica. 1975. № 6. P. 37-50.

13 Смирнский фрагмент Топографии Космы Индикоплова XI в., Гомилии Иакова Коккиновафского в двух списках (Paris, Bibl. Naz. gr. 1208; Vat. gr. 1162) второй четверти XII в., икона «Богоматерь Киккская с пророками» с Синая начала ХП в., подобная же икона в ГЭ конца XII в. Этому этапу развития преобразовательной иконографии посвящены исследования O.E. Этингоф. См.: Этингоф O.E. Иконография ветхозаветных прообразов. С. 20-29. работа.

Многие ветхозаветные сюжеты, получив в раннехристианскую эпоху христологическое звучание, сохраняют его и впоследствии. Однако уже в средневизантийский период ряд сюжетов начинает связываться с образом Богородицы, в палеологовский период появляются новые сюжеты. Ветхозаветные сюжеты, бытовавшие в циклах в поздневизантийскую эпоху, можно разделить на группы, в которых преобладает та или иная символика.

1) а. Первую составляют ветхозаветные сюжеты, имеющие чисто христологическое толкование, такие как евхаристические прообразы: Жертвоприношение Авраама и Гостеприимство Авраама - также прообраз Троицы, Кормление Ильи вороном в пустыне; Вознесение Ильи-пророка - прообраз Вознесения Господня, История Иосифа Прекрасного, Иова Многострадального - прообразы Страстей Христа и покаяния, Адама и Евы (два последних сюжета появились уже в XII веке) и некоторые другие. Некоторые сюжеты связываются в это время с иллюстрированием текстов Постной Триоди. в. В ансамбли ветхозаветных прообразовательных сюжетов нередко входят также некоторые особенные образы Христа, связанные с ветхозаветными текстами и дающие им христологическое толкование, такие как Христос Ангел Великого Совета и Христос Недреманное Око. В них исторический облик Христа соединяется с чертами образов ветхозаветных теофаний.

2) Вторая группа - это прообразы Богородицы, такие как Купина Неопалимая, Руно Гедеона, Лествица Иакова, Врата затворенные из видения Иезекииля, Ложе Соломона, Гора нерукосечная из Сна Навуходоносора, Ветхозаветные священники перед алтарем.

3) Третья группа - это прообразы с двойной символикой, и Христа и Богоматери: Три отрока в пещи, Даниил во рву львином — древнейшие прообразы Воскресения и Воплощения, Три отрока - еще и Троицы, а пророк Даниил понимался как провидец II Пришествия. Причащение Исайи — прообраз Воплощения и Евхаристии; Скиния Завета и Храм Соломона, а также храм из IX притчи Соломона (Премудрость созда себе дом) есть прообразы Церкви, причем нередко в таких сценах воплощением Церкви, "домом" или "храмом" Божества выступает Богоматерь, а Христос осмысляется как первосвященник, служащий в Скинии. Не случайно сцены этой группы в силу указанной символики нередко располагаются в алтарном пространстве храма.

Усиливают звучание темы Богородицы в циклах иллюстрации гимнографических произведений: рождественской стихиры "Что Ти принесем, Христе" и посвященные пророкам "Свыше пророцы Тя предвозвестиша", а также композиция Древо Иессея.

Гостеприимство Авраама и Жертвоприношение Авраама -сюжеты, издревле, с эпохи катакомб, осмысляемые в христологическом духе; первый как теофания (позднее в композициях Троицы появляется тема Жертвы Сына Божия и Предвечного Совета о ней), второй как прообраз Новозаветной Жертвы Христа и Евхаристии. Изредка в циклах прообразов встречаются также сюжеты из жития пророка Ильи, также связанные с темой Евхаристии. Мы не рассматриваем в своей работе подобные сюжеты, так как они, во-первых, не столь часто встречаются в циклах ветхозаветных сюжетов, но существуют, как правило, обособлено, а во-вторых, не являются новыми темами, получившими свое развитие в интересующий нас период. Поскольку они иногда дополняют циклы прообразов Богородицы, мы уделяем им внимание в контексте таких циклов, но не даем отдельных очерков их иконографии.

Три отрока в пещи, Даниил во рву львином — древнейшие прообразы Воскресения и Воплощения; никогда не несут в себе изображений Богородицы в отличие от других сцен, хотя иногда и включаются в циклы прообразов. В гимнографии Богородица лишь изредка сопоставляется с "печью" или "рвом", тем не менее, эти два сюжета воспринимаются как прообразы Воплощения или воскресения в зависимости от контекста. Поскольку иконография этих двух сюжетов из книги пророка Даниила остается стабильной на протяжении почти всего развития византийского искусства, и они чаще всего располагаются обособлено от циклов прообразов Богоматери, мы даем им краткие очерки.

Причащение Исайи — прообраз Воплощения и Евхаристии; в качестве последнего сюжет широко распространен, мы уделяем ему внимание только в тех случаях, когда он осмысляется как прообраз Воплощения при посредстве Богоматери, образом которой служат клещи -частый эпитет Богородицы в гимнографии и гомилетике, - и когда он включен в ансамбль прообразов.

Иов на гноище - сюжет, связанный главным образом с темой праведности, покаяния и преобразования Страстей Христа, никак не связанный с образом Богородицы.

Древо Иессея и иллюстрация гимна "Свыше пророцы Тя предвозвестпиша" — две типологически сходные композиции, представляющие собой в концентрированном виде целый ансамбль прообразов: в обеих композициях мы видим образы пророков с символами их пророчеств. И та, и другая композиции получили подробное освещение в литературе14, поэтому мы не уделяем им специального внимания, а лишь рассматриваем их в контексте всего ансамбля росписи.

Напротив, без уяснения смысла таких особенных сюжетов, как образы Христа Ангела Великого Совета или Христа Недреманное Око,

14 Об иконографии Древа Иессея см.: Milanovic V. The Tree of Jesse in the Byzantine Mural Painting of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. A Contribution to the Research of the Theme // Зограф Београд, 1989. № 20. С. 48-60. В статье указана вся литература на эту тему; см. также: БабиЬ Г. Иконографски програм живописа у припратама цркава крал>а Милутина // Византщска уметност почетком XIV века: Научни скуп у Грачаници. Београд, 1978. С. 116-118.; МшановиЬ В. «Пророци су те наговестили» у ПеЬи // Архиепископ Данило П и и>егово доба. (Научни скупови Српске академще наука и уметности. Кн. ЬУШ. Отделена исторщских наука. Кн. 17.) Београд, 1991. С. 40ÎM24. нередко являющихся центральными образами в ансамблях, невозможно полноценное понимание содержания программ ансамблей в целом, поэтому мы уделяем им особенное внимание. Христос Недреманное Око — образ, не включаемый, как правило, в цикл ветхозаветных преобразовательных сюжетов, располагаемый отдельно. Мы обращаемся к нему потому, что типологически, по своему содержанию этот образ, основанный на ветхозаветных и гимнографических текстах, принадлежит именно к интересующей нас тематике, развивавшейся в рамках изучаемого периода.

Всем названным сюжетам мы посвящаем очерки во I главе нашего исследования, акцент в которых сделан на иконографии палеологовского времени. Там же, исходя из описания их символики в означенный период, мы приводим обоснования предложенной типологии сюжетов.

Круг памятников. Основные памятники отобраны по принципу содержания наибольшего количества интересующих нас сюжетов, образующих, как правило, целые циклы. В работе рассматриваются все сохранившиеся до нашего времени циклы ветхозаветных композиций интересующего нас периода. Анализу иконографических программ циклов посвящена II глава.

1. Церковь Софии в Трапезунде (1260-1270)

2. Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде, Македония (1295)

3. Оморфи Экклесия в Афинах (1290е годы)

4. Кафедральный собор Успения в Протате на Афоне (1290е годы)

5. Церковь Введения во храм в Хиландаре на Афоне (1318-1321)

6. Церковь монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе

1316-1321)

7. Церковь св. Апостолов в Фессалониках (после 1315 года)

8. Церковь Благовещения в Грачанице, Косово (1315-1321)

9. Церковь Христа Вседержителя в Дечанах, Косово (1335-1350)

10. Церковь Богородицы Одигитрии (до 1337 года) и нартекс Даниила II (около 1330 года) в Пене, Косово

11. Церковь св. Феодора в Мерте Селину на Крите (1343)

12. Церковь Архангела Михаила в Лесново, Македония (1349)

13. Церковь Богородицы в Зарзме, Грузия (середина - третья четверть XIV века)

14. Церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом (1363)

Последние два ансамбля, хотя и выходят формально за хронологические и территориальные рамки нашего исследования, однако, включены в него, поскольку являют собой пример дальнейшего развития интересующей нас темы

Помимо названных ансамблей, в работе используются также сведения об изображениях ветхозаветных прообразов в других памятниках, в частности, на фресках церкви монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе (1290е годы) и Николая Орфаноса в Фессалониках (1320), где также, по-видимому, некогда существовали циклы ветхозаветных прообразов Богоматери, а также о двух прообразах из церкви Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (середина XIV века). Мы также учитываем циклы изображений пророков с символами пророчеств из церкви Богородицы Левишки в Призрене (1308) в Косово и св. Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1316-1318).

Исследуемый нами период — это почти 100 лет развития византийского искусства: 1260 — 1360е годы, соответствующий в основном раннепалеологовскому его этапу, периодам Палеологовского Ренессанса и "церковных споров", а также третьей четверти века.

Хронологические рамки исследования определяются следующими соображениями. В середине — второй половине XIII века иконография ветхозаветных прообразов претерпевает принципиальные изменения: вместо отдельных фигур пророков с атрибутами их пророчеств (известных нам в миниатюрах и иконописи средневизантийского периода) теперь появляются целые композиции, иллюстрирующие видения пророков.

Из ветхозаветных сюжетов составляются теперь целые ансамбли, располагаемые нередко в отдельных компартиментах храмов, и связанные не последовательностью повествования книг Священного Писания (каковые известны и раньше в византийском искусстве, например, в мозаиках второй половины XII в. Палатинской капеллы в Палермо или собора в Монреале), а определенными символическими идеями, чаще всего с прославлением Богородицы.

Именно в палеологовскую эпоху прообразы Богоматери широко распространяются в монументальной живописи, хотя до сих пор остается открытым вопрос о времени их проникновения из миниатюры и иконописи в монументальную живопись. По-видимому, это происходит уже на рубеже ХИ-ХШ веков в Константинополе или Фессалониках.

В такие ансамбли входят как сцены, связываемые со средневизантийского времени с символикой Богоматери, так и распространенные с раннехристианской эпохи сюжеты, имеющие только христологический смысл, например, Гостеприимство Авраама и Жертвоприношение Авраама. Важно отметить, что в основном распространяются циклы, связанные именно с символикой Богоматери. Поскольку именно такое осмысление получают почти все сохранившиеся циклы ветхозаветных сюжетов - им главным образом мы и уделяем внимание в настоящей работе. Ансамбли таких композиций становятся органической частью монументальной декорации храмов палеологовского времени, соотносясь с традиционными циклами множеством тонких символических связей.

Нижняя граница описываемого хронологического периода определяется фресками церкви Софии в Трапезунде после 1260 года, в которых содержится первый известный ансамбль композиций преобразовательного характера. Пик распространения циклов приходится на раннепалеологовский период (1290е годы) и время Палеологовского

Ренессанса, то есть первую четверть XIV века. Памятники второй четверти - середины XIV века, очень разнородные по характеру, отражают пути развития прообразовательной иконографии в XIV веке. Введение в нашу работу памятников середины - третьей четверги XIV века обусловлено стремлением как можно полнее охарактеризовать этот иконографический феномен. Если первая половина XIV века - период наибольшего распространения ансамблей прообразов в византийском искусстве, наибольшей аюуальности этой тематики, то во второй половине XIV столетия мы не встретимся ни с одним крупным ансамблем ветхозаветных прообразов, лишь отдельные сюжеты будут вкраплены в монументальные циклы византийских церквей. Исключение представляют периферийные памятники Грузии и Древней Руси третьей четверти XIV века - фрески Зарзмы в Грузии и церкви Успения на Волотовом поле. Мы включаем, тем не менее, в нашу работу описание этих памятников в силу их показательности; появление ветхозаветных циклов в них, возможно, объясняется удаленностью от эпицентров византийской жизни, замедленностью проникновения на периферию иконографических достижений столицы.

2) Постановка вопроса. Цели и задачи работы. Основной целью исследования мы полагаем систематизацию иконографии ветхозаветных преобразовательных сюжетов в византийском искусстве палеологовского периода, а также выявление состава, содержания и закономерностей бытования циклов таких сюжетов, их места в контексте декорации храма палеологовского времени. При этом актуальными задачами являются следующие:

1. Систематизация иконографических вариантов ветхозаветных сюжетов, бытовавших в известный период истории византийского искусства - в XIII - XIV веках. Описание их иконографии. Выяснение ветхозаветных, гимнографических и (или) гомилетических текстов, послуживших основой для создания того или иного сюжета, необходимое для правильного понимания символического содержания каждого сюжета.

2. Выяснение степени распространенности в циклах различных сюжетов в разные периоды времени.

3. Уяснение принципов подбора ветхозаветных сюжетов в монументальных циклах, так как сочетание сюжетов в цикле всегда индивидуально, иногда вводятся редкие, даже уникальные сюжеты. Описание логики внутренних связей между сюжетами в цикле, то есть символического содержания цикла.

4. Анализ принципов расположения ветхозаветных циклов в пространстве храма палеологовского времени. Выяснение влияния литургического предназначения и символики тех пространств храма, в которых размещаются эти сюжеты. Для этого мы пытаемся найти ответы на следующие вопросы:

1.) В каком компартименте храма расположен сюжет?

2.) Каково было назначение этого компартимента? Какие богослужения могли в нем совершаться?

3.) Как могло совершавшееся в том или ином пространстве храма воздействовать на его декорацию?

5. Выяснение соотношений ветхозаветного цикла с другими циклами в данном ансамбле росписей.

6. Анализ отражения посвящения храма в его декорации, в частности вопрос о возможности воздействия посвящения на появление в храме ветхозаветного цикла в честь Богородицы.

7. Уяснение влияния заказчиков и непосредственных исполнителей их воли - художников на программу декорации каждого отдельного храма.

8. Выяснение возможных связей - хронологических, иконографических и других между ансамблями.

9. Постановка вопроса об образцах иконографии палеологовского периода и времени проникновения прообразов Богородицы в монументальную живопись.

10. Попытка дать ответ на вопрос о причинах распространения ветхозаветных циклов в палеологовскую эпоху, то есть понять, какие культурные явления эпохи повлияли на создание того мировосприятия и духовной атмосферы, в которой была вызвана к жизни необыкновенная увлеченность сложнейшими символическими образами.

Ответ на эти вопросы должен помочь выявить определенные закономерности в развитии прообразовательной иконографии в палеологовский период.

Острый интерес и большое внимание к ветхозаветной тематике в палеологовскую эпоху, и, как результат, создание усложненных композиций, где в не всегда понятных многочисленных образах сопрягаются события Ветхого и Нового Заветов — явление в высшей степени интересное и еще мало исследованное. Следует особенно подчеркнуть важность попытки дать характеристику образного мышления авторов такого рода искусства палеологовской эпохи (художников и заказчиков), не получившего до сих пор в литературе ни достаточного освещения, ни должной оценки. В этом нам видится новизна предлагаемой работы.

3) Методы исследования. Чтобы ответить на поставленные вопросы, оказалось необходимым выстроить обширные ряды памятников, что дало возможность вычленить варианты иконографии, распространенной в палеологовском искусстве. Основным методом, используемым в работе, является иконографический анализ, как при описании развития иконографии отдельных сюжетов, так и при описании циклов ветхозаветных сюжетов в контексте программ росписей храмов. При описании иконографии сюжетов и циклов мы пользуемся методологией, выработанной такими исследователями как, В. Джурич, Д. Паллас, С. Дер Нерсессян, Г. Бабич, 3. Гаврилович, O.E. Этингоф.

Специфика нашей темы, разноаспектность поставленных задач заставляет нас использовать в исследовании данные не только истории искусства, но и других областей знания. Так, при выяснении текстов -источников композиций мы обращаемся к данным гимнографии и гомилетики, при уяснении назначения пространств храма, где располагаются изучаемые композиции - церковной археологии и литургики. Осмысляя сюжеты и содержание ветхозаветных циклов в контексте декорации храмов, а также анализируя причины их распространения в означенный период времени мы обращаемся к постулатам и истории развития христианского богословия.

Характеризуя распространение в палеологовском искусстве усложненных композиций символических образов, мы используем традиционный метод сопоставления изобразительного искусства с явлениями философско-богословской мысли эпохи, историей, иначе говоря, пытаемся рассмотреть исследуемый нами феномен в контексте культуры и духовной атмосферы эпохи.

4) Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения: иллюстративного материала и таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Луковникова, Елена Александровна

Заключение.

Подведем итоги нашего исследования и сформулируем основные выводы:

1. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты занимают значительное место в византийской храмовой декорации палеологовского периода, с 1260х годов до середины XIV века. Позже интерес к этой тематике падает.

2. Изучение всех дошедших до нас известных изображений палеологовского времени позволило заключить, что в этот период среди ветхозаветных сюжетов превалируют сюжеты, символически связанные с темой Воплощения, а значит с Богородицей. Большая часть сюжетов понимались именно в таком ключе, из подобных сюжетов чаще всего складываются циклы.

3. Помимо одиночных фигур с атрибутами их пророчеств, известных в искусстве средневизантийского периода, которые изображаются и теперь в иллюстрациях стихиры «Свыше пророцы тя предвозвестиша», широко распространяются композиции, подробно иллюстрирующие видения пророков.

4. Из таких сюжетов организуются в этот период нередко обширные циклы, имеющие собственное символическое содержание и сопоставляемые с другими циклами и сюжетами храмовой росписи.

5. Появившись сначала в декорации дополнительных пространств храма, ветхозаветные циклы постепенно, главным образом, во второй четверти XIV века, перемещаются в алтарную часть. Их расположение в нартексах и галереях, алтаре связано с функциями этих пространств храма.

6. Включение ветхозаветного цикла в честь Богородицы в систему декорации часто связано также с посвящением храма Богородице. В свою очередь посвящение многих храмов Богоматери в период царствования императора Андроника II может быть объяснено его особым личным почитанием Богоматери, о котором свидетельствуют византийские историки, и которое отразилось в указе 1297 года о месячном праздновании Успения в Константинополе.

7. Во второй четверти XIV века ветхозаветные сюжеты нередко входят в состав циклов Жития Богородицы и Истории Рождества Христова, и символически сопоставляются со сценами этих циклов.

8. Развитие ветхозаветной прообразовательной темы в византийском искусстве конца XIII - первой половины XIV веков соответствует превалированию символико-аллегорического подхода в мышлении византийских гуманистов при дворе Андроника II Палеолога и позже, в период богословских споров между варлаамитами и исихастами.

9. В распространении новой иконографии основную роль сыграли крупные светские и церковные деятели византийского и сербского государств, явившиеся заказчиками большинства изученных памятников.

10. Развитие этой темы отражает процесс обновления монументальной декорации византийского храма в эпоху Палеологов путем подробного иллюстрирования все большего количества различных текстов: евангельских, ветхозаветных, гимнографических, гомилетических, апокрифических и других, что, на наш взгляд, явилось движением к упадку содержательности монументального искусства.

11. Во второй половине XIV века ветхозаветные преобразовательные циклы в целом исчезают из византийских монументальных ансамблей. Такое положение объясняется совершенно иным духовным климатом эпохи после победы исихастской доктрины и поиском иного, аскетически содержательного образа в искусстве, а не интеллектуального и аллегорико-символического, характерного для первой половины XIV века.

Понимание процессов, происходивших в византийском искусстве второй половины XIII - первой половины XIV веков, на наш взгляд, чрезвычайно важно для правильного осмысления дальнейшего развития византийского и поствизантийского искусства. Именно в этот период были заложены основы многих явлений, которые получили свое развитие в искусстве в дальнейшем. Не случайно, византийские и русские художники второй половины XIV века, первой половины XV века, мастера XVI (и даже XVII) веков постоянно обращались именно к художественным и идейным решениям мастеров Палеологовского

Ренессанса, и, шире, - палеологовской эпохи.

В греческих памятниках поздневизантийского периода не встречается циклов композиций ветхозаветных прообразов, но есть изображения отдельных сцен или отдельных пророков с символами их пророчеств. Так, в церкви Богородицы Перивлепты в Мистре 1380х годов в куполе представлены пророки Моисей с купиной, Аарон с жезлом, Гедеон с руном и Даниил с горой532. Древо Иессея и композиция «Свыше пророцы Тя предвозвестили» изображены в провинциальной критской церкви св. Георгия в Вианну, 1401 года. Среди пророков, окружающих тронную Богоматерь Аарон с жезлом и кадильницей, Моисей с купиной, Гедеон с руном, Иаков с лествицей, Иеремия с мостом и Иезекииль с вратами, Исайя с клещами и Иона с облаком, Давид с ковчегом, Аввакум с горой. Между Богородицей и Аввакумом тут представлены также Скиния Завета с престолом, на котором - стамнос с манной и скрижали Завета533. Скиния Завета представлена в алтаре церкви Успения в Лыхнах в Абхазии второй половины XIV века534.

Уже в 60х годах XV века на Руси создается памятник, в котором сюжетам из Ветхого Завета отводится значительное место - ансамбль фресок церкви Успения в Мелетово. Мелетовский цикл ветхозаветных прообразов Богородицы и Жертвы, безусловно, есть наследие византийских циклов изученного нами периода. Система расположения, подбор сюжетов в этом ансамбле - прямой отголосок палеологовской традиции.

Увлеченность сложными символическими сюжетами, многие из которых основаны на Ветхом Завете, другие же созданы заново, почерпнуты в западных источниках, присуща русскому искусству XVI века, когда в мастерских митрополита Макария было создано множество икон «символико-аллегорического» плана. В XVI веке создаются врата с золотой наводкой (из Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля второй половины XVI века, из собора Ипатьевского монастыря в Костроме до 1609 года), на которых

332 МоирСкт) Ыт. А1 (ЗфХхксй ттроеьксн^стек; тт}? Пауау(.а<; еЦ т6у троиХХоу т<1<; ПерфХ^тггои тоО Мкттра // 'АрхаюХоуисбу ДеХтЬу. 1970. Тбц. 25. 2. 218-219. тПатгацааторёкгт}^ Т. Н ¿кга{т| тап> ттрое1ко1Лстеап> тг|? беотбкои кси ТТ1? 'Тфихтцд тои 2таирой сте еуа 1616тшю £1коуоураф1к6 кйкХо отоу ' Аую Гешрую Вьйююи Крт"|тт|? // ДХАЕ 1987-1988. Тор. IД'. 2. 317-318.

334 Шервашидзе Л.Н. Некоторые средневековые стенные росписи на территории Абхазии. Тбилиси, 1971. С. 58-77; Он же Стенная роспись Лыхненского храма // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977. 16. С. 5-6. помещают ветхозаветные прообразы Богоматери, образы пророков и сивилл. Античные философы и сивиллы появляются в монументальной живописи - в росписях галереи Благовещенского собора в Кремле второй половины XVI века. Именно в XVI веке складывается русская иконография икон Купина Неопалимая и Гора Нерукосечная, на которых неизменно изображались ветхозаветные прообразы Богоматери.

Иллюстрации гимнографических произведений - находка эпохи Андроника II Палеолога - становятся темами многих русских икон начиная с конца XIV века (первая такая икона - псковский Собор Богоматери из ГТГ), позже появляются в монументальной живописи - в росписях Благовещенского собора Московского Кремля и в Ферапонтово. Помимо Рождественской стихиры, на Руси начинают иллюстрировать песнопение «О тебе радуется», позже «Достойно есть». Тема Похвалы Богородицы, доминировавшая в византийских ансамблях 1290х годов -первой четверти XIV века, становится излюбленной русской темой, начиная уже со второй половины XV века (ср. фрески Мелетово, Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, Ферапонтово).

Именно на русской почве получают в это время свое развитие идеи палеологовской эпохи. Именно из русских памятников многие из подобных тем проникают в поствизантийское искусство Балкан (гимнографические темы, возможно, и ветхозаветные сюжеты), в искусство итало-критской школы, вспомним фрески Болгарии, Греции и Румынии Х\Т-Х\^П веков: церквей св. Георгия в Кремиковцах, св. Стефана в Несебре 1598-1599 годов, св. Афанасия в Арбанаси 1667 года, румынских монастырей Хумор, Молдовица 1530х годов, Сучевица около 1600 года, монастыря свт. Николая Анапавса в Метеорах 1527 года (расписанного критским мастером Феофаном Стрелицасом535) и многих других536.

Корни названных явлений поствизантийского искусства, на наш взгляд, -именно в том процессе кардинального обновления принципов византийской монументальной живописи, какое мы наблюдаем во второй половине XIII — первой половине XIV веков, и которое мы рассмотрели на примере активного внедрения в монументальную живопись ветхозаветных прообразовательных сюжетов.

535 Sofianos D.Z. Meteora. Itinerary. Salonika, w. у. P. 60-61.

536 Г. Герое «О тебе радуется» в Балканската живопис от XV-XVIII век // ДИ Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 220-226.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Луковникова, Елена Александровна, 2003 год

1. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // ДИ М., 1972. С. 25 - 49.

2. Амиранашвили Ш.Я. История грузинского искусства. М., 1950.

3. БабиН Г. Иконографски програм живописа у припратама цркава крала Милутина // Византщ'ска уметност почетном XIV века: Научни скуп у Грачаници. Београд, 1978. С. 105-126.

4. БакаловаЕ. Бачковската костница. София, 1977.

5. Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976.

6. Белов Г.Д. Алтарь Зевса в Пергаме. JI.,1959.

7. Болотов В.В. Лекции по истории древней христианской Церкви. Москва, 1995.

8. Булгаков С., протоиерей Купина Неопалимая. Париж, 1927.

9. Василий Великий, святитель Толкование на пророка Исайю 9.27 // Творения. М., 1891. (Репринт М., 1993.) Т. 2. С. 258.

10. Ю.Васильев АЛ. История Византийской империи. СПб., 2000. Кн. 2. От начала крестовых походов до падения Константинополя.

11. Вздорное Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. 170-194.

12. Воронин H.H. Смоленская живопись 12-13 веков. М., 1977.

13. ГабелиЛ С. Манастир Лесново. Београд, 1998.

14. Герман Константинопольский, святитель Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995.

15. Г. Герое «О тебе радуется» в Балканската живопис от XV-XVIII век // ДИ Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 220-226.

16. Diueopujeeuh МаксимовиН М. Скинща у Дечанима. Порекло и pa3Boj иконографске теме // Дечани и византщска уметност средином XTV века. Београд, 1989. С. 319-334.

17. Гордеев Д.П. Предварительные сообщения о Кинцвисской росписи // Сборник в честь академика В.П. Бузескула. Харьков, 1929. С. 411-416.

18. Григорий Богослов, святитель Собрание творений. Репринт. Троице-Сергиева Лавра, 1994. T. I. С. 661-662.

19. ГроздановЦв. Охридско зидно сликарство XIV века. Београд, 1980.

20. ГроздановЦв. Студии за охридскиот живопис. Скоще, 1990.

21. Джурич В.И. Византийские фрески. Средневековая Сербия. Далмация, славянская Македония. М., 2000.

22. Джурич В.И. Портреты в изображениях рождественских стихир // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 244-255.

23. ЪуриН В. Сопочаны. Београд, 1963.

24. ЪуриН В.. Црква св. Софии у Охриду. Београд, 1963.

25. ЪуриЬ В.«Т., ЪирковиЬ С., КораЬ В. ПеЙка Патрщаршщ'а Београд, 1990.

26. ЪуриН С. Христ Космократор у Леснову // Зограф. Београд, 1982. № 13. С. 63-72.

27. Дионисий Фурноагарфиот Ерминия. Киев, 1868. (Репринт: М., 1993.)

28. Дмитриевский АЛ. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, 1901. Т. II.

29. Дурново А. Древнеармянская миниатюра. Ереван, 1952.

30. Евсеева Л.М. Две символические композиции в росписи XIV века монастыря Зарзма // ВВ 1982. № 43. С. 134-146.

31. Евсеева Л.М. Роспись XIV века в соборе монастыря Зарзма // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1972. Вып. 29. С. 4-12.

32. Желтое М. С. Паремии праздника Рождества Христова // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 87-89.

33. ЖивковиН Б. Грачаница. Цртежи фресака. Београд, 1989. VII Олтарски простор.

34. ИвковиН 3. Живопис из XIV века у манастиру Зрзе // Зограф. 1980. № 11. С. 74.

35. Иконе отБалканите. София-Београд, 1966.

36. Иоанн Дамаскин, преподобный Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Избранные слова и беседы св. отцов и учителей Церкви на важнейшие праздники церковные. М., 1873.

37. Иоанн Дамаскин, преподобный Творения. Москва, 1997.

38. Искусство строгановских мастеров. Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М., 1991.

39. Иустин Философ Апология I // Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 334.

40. Кантакузен Матфей Толкование книги Песнь Песней. Пер. архимандрита Амвросия. II Михаил Пселл Богословские сочинения. СПб, 1998. С. 298-299, 316-318.

41. Карпов С.П. Культура Трапезундской империи // Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 86-119.

42. Карпов С.П. Образование Трапезундской империи (1204-1215) // ВВ 2001. № 60 (85). С. 5-29.

43. Карпов С.П. Трапезунд и Константинополь в XIV веке // ВВ 1974. № 36. С.83-99.

44. Карпов С.П. Трапезундская империя и Афон // ВВ 1984. № 45. С. 95-101.

45. Kucac С.К. О времену настанка фресака у цркви Светих апостола у Солуну // Зограф. 1977. № 7. С. 56.

46. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. 1914-1915. Т. 1-2.

47. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконогр. очерк. СПб., 1905.

48. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. СПб., 1876.

49. Константинопольский Серальский кодекс восьмикнижия // Известия Русского археологического института в Константинополе. Мюнхен, 1907. Т. XVII.

50. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. Т. I-II.

51. Лифшиц Л.И. Богоматерь София Премудрость Божия в русской иконописи // София Премудрость Божия. Каталог выставки русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России. М., 2000. С. 10-11.

52. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991.

53. Мавродинова Л. Н. Стенната живопис в България до края на XIV век. София, 1995.

54. Макарий, епископ. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. II. С. 222 — 224.

55. Манастир Хиландар. Ред. Г. СуботиЬ. Београд, 1998.

56. Матенадаран. Армянская рукописная книга VI — XIV веков. М., 1991. Т. I.

57. Mujoeuh П. О граЬевинама крал>а Милутина у Солуну // Старинар. Нови Сад, XVIII. Београд, 1967. С. 233-237.

58. МилановиЛ В. «Пророци су те наговестили» у ПеЬи // Архиепископ Данило II и н>егово доба. (Научни скупови Српске академще наука и уметности. Кн. LVIII. Отделеше исторщских наука. Кн. 17.) Београд, 1991. С. 409-424.

59. МилановиЛ В. Старозаветне теме и Лоза Jecejeea // Зидно сликарство манастира Дечана. ГраЬа и студще. Београд, 1995. С. 213-215.

60. Мильковик-Пепек П. Делошо на зографите Михаило и Евтихщ. Скопье, 1967.

61. Мил ьковик-Пепек П. Иконографските претстави на Софща-Премудроста Бoжja во охридскиот катедрален храм "Света София"// Пелагонитисса. Битола, 2000. С. 100105.62. Минея. Сентябрь.63. Минея. Декабрь.

62. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1987. Т. I.65. Октоих. Т. 2.

63. Орлова МЛ. О наружных росписях средневековых памятников архитектуры. М., 1990.

64. ПаниН Д., БабиН Г. Богородица Л>евишка. Београд, 1975.

65. Пенкова Б. За модела на стенописната декорация на манастырските трапезарии от византийския и поствизантийский художествен кръг // ДИ Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 209-218.

66. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских // Труды VII Археологического съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1.

67. Поповuh Б.В. Програм живописа у олтарском простору // Зидно сликарство манастира Дечана. ГраЬа и студще. Београд, 1995. С. 77-97.

68. ПрашковЛ. Хрелева башня Рильского монастыря и ее стенопись // ДИ М., 1975. С. 147-171.

69. Привалова ЕЛ. Новые данные о Бетании // Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 1-17.

70. РадовановиН J. Руно Гедеоново у српском средньовековном сликарству // Зограф. 1974. №5. С. 38-43.

71. РадовановиН J. Сан цара Навуходоносора и Пщанство Hojeeo у припрати ПеЬке патриаршее //Balcanica. 1984. № XV. С. 293-304.

72. РадойчиН Св. Беседе 1ована Дамаскина и фреске Успен>а Богородичног у црквама крагьа Милутина // Узори и дела старих српских уметника. Београд, 1975. С. 183187.

73. Радойчик Св. Епизода о Богородици-Гори у Теодосщевом «Животу св.Саве» и н»ена веза са сликарством XIII и XIV века // Прилози за юьюкевност, je3HK, исторщу и фолклор. 1957. XXIII. № 3-4. С. 214-215.

74. Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898. С. 140-147.

75. Реформатская МЛ. Об особенностях поэтической образности псковской иконы "Собор Богоматери"// ДИ СПб., 1997. С. 193-210.

76. Рубан Ю. Сретенье Господне. СПб., 1994. С. 154 -156.

77. Скабалланович М. Толковый Типикон. Киев, 1910. (Репринт: М., 1995.) С. 276, 389.

78. Служебник. М., 1991. Т. 1-2.

79. София Киевская. Сост. Логвин Г.В. Киев, 1971.

80. Татич-БуриЛ М. Из наше средневековые мариологще: Икона Богородице Евергетиде // Зборник за ликовне уметности. Нови Сад, 1970. Т. 6. С. 15-36.

81. Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000.

82. ТодиЛ Б. Грачаница: Сликарство. Београд Приштина, 1988.

83. ТодиЛ Б. Иконографски програм фресака из XIV века у Богородичное цркви и припрати у ПеЬи // Архиепископ Данило II и н>егово доба . Београд, 1991. С. 361373.

84. ТодиЛ Б. Ресава. Београд, 1999.

85. ТодиЛ Б. Српско сликарство у доба крал>а Милутина. Београд, 1998.

86. Толмачевская Н. Фрески Древней Грузии. Тбилиси, 1931.

87. Уваров A.C. Недреманное Око Спасово // Уваров A.C. Сборник мелких трудов. Т. I. СПб., 1910. С. 137-140.

88. Успенский ЛЛ. Богословие иконы Православной Церкви. Москва, 1989.

89. Успенский Ф.И. История византийской империи. JI., 1948. Т. 3.

90. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892.

91. Успенский Ф.И. Синодик в Неделю Православия. Одесса, 1893. С. 20 21.

92. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Москва, 1992.

93. Флоровский Г.В. О почитании Софии Премудрости Божьей в Византии и на Руси // Труды V съезда русских академических организаций за границей. Часть I. София, 1932. С. 485-500; перепечатано Альфа и Омега. М., 1996.

94. Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине ("в Аркажах"). Новгород, 1999. С. 33-35.98. Часослов. С. 181-184.

95. Шервашидзе JI.H. Монументальная средневековая живопись на территории Абхазии. Автореферат диссертации. Тбилиси, 1971.

96. Шервашидзе Л.Н. Некоторые средневековые стенные росписи на территории Абхазии. Тбилиси, 1971.10¡.Шервашидзе Л.Н. Стенная роспись Лыхненского храма // II Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977.16. С. 5-6.

97. Шукуров P.M. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб., 2001.

98. Щепкина М.В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1972.

99. Этингоф O.E. Ветхозаветные символы и иконографические типы Богоматери (по миниатюрам Фрагмента Христианской Топографии Космы Индикоплова, подшитого к Смирнскому Физиологу) // ВВ 1999. Т. 59. С. 147-159.

100. Этингоф O.E. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизантийского периода // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000. С. 13-38.

101. Этингоф O.E. Неизвестные фотографии миниатюр Смирнского Фрагмента из архива Н.П. Кондакова в Санкт-Петербурге // Сборник к 150-летию со дня рожения Н.П. Кондакова (в печати).

102. Этингоф O.E. Эрмитажный памятник византийской живописи конца XII века (стиль и иконография) // Восточное Средиземноморье и Кавказ IV-XVI вв. Сб. статей. СПб., 1988. С. 141-159.

103. Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в юго-славянской письменности // Известия ОРЯС. СПб., 1913. Том XVIII. Кн. 3. С. 7-9.

104. Amman A. Slawische "Christus-Engel" Darstellungen // Orientalia Christiana Periodica. Rome, 1940. Vol .VI. № 3-4. S. 467-494.

105. Babic G. Les chapelles annexes des églises byzantines. Fonction liturgique et programmes iconographiques. Paris, 1969.

106. Babic G. Les moines-poètes dans l'Église de la Mère de Dieu à Studenica // Студеница и византщска уметност око 1200. године. Београд, 1988.

107. Babic G. L'image symbolique de la "Porte fermée" à Saint-Clément d'Ohride // Synthronon: Art et Archéologie de la fin de l'Antiquité et du Moyen Âge. Paris, 1968. P. 145-151.

108. Bache F. La fonction funéraire du narthex dans les églises byzantines du Xlle au XlVe siècle // Histoire de L'Art. Bulletin d'information de l'Institut national d'histoire de l'art. Paris, 1989. № 7. P. 25-33.

109. ВатХаю) KapaKaradur) 'A. Ol Toixoypa<f>ieç tî}ç ' 0(j.6p<£r|ç 'ЕккХт|Ы.ад cttY|v ' A0f|va. 'A0f|i>a, 1971.

110. Beck H.G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959.

111. Beck H.G. Theodores Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. München, 1952. P. 144-146.

112. Beliaev N. La figuration de "l'Arche d'Alliance" dans la peinture balkanique du XIV siècle // L'art byzantin chez les slaves. Paris, 1930. Vol. II. Les Balkans. P. 315-324.

113. Belting H., Mango С., MourikiD. The mosaics and frescoes of S. Mary Pammakaristos (Fethiye Gamii) at Istanbul. Washington, 1978. (DOS Vol. 15.) P. 107-108.

114. Bergman R. The Solerno Ivories: Ars Sacra from medieval Amalfi. Cambridge-London, 1980.

115. Boespflug F. Un meraviglioso spettacolo . il roveto erdente come teofania nell'arte occiedentale, XII — XVI secolo // Arte e la Biblia, immagine come esegesi biblika. Ed. Verdon T. Settimello, 1992.

116. Bovini G. Ravenna Kunst und Geschichte. Ravenna, 1991.

117. Brehier Cf. L. Les visions apocalyptiques dans l'art byzantin // Arta si Archeologia. 4. 1930. P. 1-12.

118. BrockhausH. Die Kunst in den Athosklostern. 2. Leipzig, 1924.

119. Buckler W.H., Seymor V. The Church of Asinou. Cyprus, and its frescoes // Archaeologia. Oxford, 1933. Vol. 83.

120. Byzance et la France médiévale. Paris, 1958. № 36. P. 21-22.

121. Cioroch G. Gli encomia délia Dormizione. Storia e teologia di un testo in uso nella Liturgia Ortodosso-Russa. Romae, 1993.

122. Constantinides C.N., Browning R. Dated Greek Manuskripts from Cyprus to the year 1570. Nicosia, 1993. P. 59 60.

123. Demus O. The Style of the Kariye Djami and its Place in the Development of Palaeologan Art // The Kariye Djami. New Jersy, 1975. Vol. 4. P. 107-147.

124. Der Nersessian S. Notes sur quelques images se rattachant au thème du Christ-ange // CA 1962. № XIII. P. 209-216.

125. Der Nersessian S. Le Lit de Solomon // ЗРВИ. 1963. № VIII/1. P. 77-81.

126. Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescoes of the Paracclesion // The Kariye Djami. New Jersy, 1975. Vol. 4. P. 306-350.

127. Der Nersessian S. The Illustrations of the Homilies of Gregory of Nazianzus, Paris, gr. 510. DOP 1962.16.

128. Djuric V. L'art des Paléologues et l'État serbe. Rôle de la Cour et de l'Église serbes dans la première moitié du XIV siècle // Art et Société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. P. 179-191.

129. Dufrenne S. Problèmes iconographiques dans la peinture monumentale du début du XIV siècle // Византщска уметност почетном XIV века: Научни скуп у Грачаници. Београд, 1978. С. 29-39.

130. Dujâev I. L'interprétation typologique et les discussions entre hérétiques et orthodoxes // Balcanica. 1975. № 6. P. 37-50.

131. Engberg G. Aaron and his Sons a préfiguration of the Virgin? // DOP 1967. 21.

132. EvcrrpaTidSrjç Z. 'H 6e0tôk0ç kv tt) 'T^voypa<J>i<;i. Paris, 1930.

133. Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Hominies of Gregory Nazianzenus. Princeton; New Jersey, 1969.

134. Galavaris G. The illustrationes of the prefaces in Byzantine Gospels. Wien, 1979.

135. GavrilovicZ. Divine Wisdom as Part of Byzantine Imperial Ideology. Research into the Artistic Interpretations of the Theme in the Medieval Serbia Nartex Programmes of Lesnovo and Sopocani // 3orpa<j). 1980. № 11. C. 46-53.

136. Gerasimov T. L'icône bilatérale de Poganovo au musée archéologique de Sofia // CA 1959. № X.

137. Grabar A. Byzantium from the death of Theodosius to the Rise of Islam. France, 1966.

138. Grabar A. Iconographie de la Sagesse divine et de la Vierge // CA 1956. № VIII. P. 254-261.

139. Gra.bar A. L'empereur dans l'art byzantin. Paris, 1936.

140. Grabar A. La peinture religieuse en Bulgarie. Paris, 1928. P. 257 262.

141. Grabar A. Les peintures murales dans le choeur de Sainte-Sophie d'Ochride // CA 1965. № XV. P. 257-265.

142. Grabar A. Sur les Sources des peintures byzantines des XlIIe et XTVe siècles. Nouvelles recherches sur l'icône bilatérale de Poganovo // CA 1962. № XII. P. 387.

143. Grabar A. The Mosaics of Norman Sicily. London, 1949.

144. Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzantine Churches. Copenhagen, 1977.

145. Grumel V. Le mois de Marie des Byzantins // Échos d'Orient. Revue trimestrielle d'Histoire, de Géographie et de Liturgie orientales. 1932. № 31. P. 257-269.

146. Hallensleben H. Die Malerschule des Königs Milutin. Giessen, 1963.

147. Hamman-MacLean R., Hallensleben H. Die Monumentalmalerei in Serbie und Makedonien. Giessen, 1963.

148. Hutter /. Corpus der Byzantinischen Miniaturenhandschriften. Band I. Oxford. Bodleian Library, I. Stuttgart, 1977. S. 85-86. PI. 309.

149. D Codice Purpureo di Rossano. Roma, 1974.

150. KazhdanA. The Oxford dictionary of Byzantium. NY, 1991. Vol. I-III.

151. KaXoKvprjg K.'ft беотбкос; clç с'ькоуоураф!^ ' AvaToXf|Ç ка1 AIxtccoç eeCTCTaXovLiai, 1972. 2. 188-190.

152. Ka\oßoipdKT.q A. Ep|iT]veimK:éç TTapaTT]pf|aeLÇ стто еькоуоурафькб ттрбурацца тои TTpordrou // ДХАЕ 1989-1990. Пер. Д\ Тоц. IE'. 2. 107-220.

153. Lemerle P. Philippes et la Macédoine Orientale à l'époque chrétienne et byzantine. Paris, 1945. Vol.l. P. 329-332.

154. Lexikon der christlichen Ikonographie. Wien, 1994. Vol. 1-4.

155. Lowden J. Illuminated prophet books: A study of Byzantine Manuscripts of the Major and Minor Prophets. London, 1988.

156. MaôepdKTjç Z. ПроеисснЛстец tî^ç беотбкои ка! rfjç èvaapKioaecoç тоО

157. Maguire H. Art and Eloquence in Byzantium. Princeton, 1981.

158. Markovié M. The original paintings of the monastery's main church // Hilandar monastery. Belgrade, 1998. P. 221 242.

159. Meyendorff I. L'iconographie de la Sagesse Divine dans la tradition Byzantine // CA 1959. № X. P. 259-274.

160. Meyendorff I. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth Centuries 11 Kariye Djami. New Jersy, 1975. Vol. IV. P. 93-106.

161. Milanovic V. The Tree of Jesse in the Byzantine Mural Painting of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. A Contribution to the Research of the Theme // Зограф. Београд, 1989. № 20. С. 48-60.

162. Millet G., FrolowA. La peinture du Moyen Âge en Yougoslavie. Paris, 1962. Vol. III.

163. Millet G. Monuments de l'Athos. Les peintures. Paris, 1927.

164. Miniature délia Biblia cod. Vat. Regin. gr.l e del Satterio cod Vat. Palat. gr. 381. Milano, 1905.

165. Movpha. Nr. Al ßißXitcal TTpoeiKovtaeiç rfjs" TTavayiaç eiç tôv rpoûXXov -rrjç ПерфХетттои тоО Miarpâ // 'ApxaioXoyiKÖv ДеХтСоу. 1970. Tö(J. 25. D. 217-251.

166. Mouriki D. A pair of early lß^-century Moses icons at Sinai with the scenes of the Burning Bush & the Receiving of the Law//ДХАЕ 1991-1992. To\i. ST. 2. 171-184.

167. Neuss W. Das Buch Ezechiel in Theologie und Kunst. Munich, 1912.

168. Ol enaaupol toO'Ayiou "Opouç. Tà\i. f. 'AG^i/ai, 1979.

169. Okunev N.L. Lesnovo // L'art byzantin chez les Slaves. Paris, 1930. Vol. 1. P. 222-263.

170. Pallas D.I. Die Passion und Bestattung Christi in Byzanz. München, 1965.

171. Rautman M.L. Patrons and buildings in late Byzantine Thessaloniki // Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. Wien, 1989. Band 39. P. 313-315.

172. Reallexicon fiir Antike und Christentum. Stuttgart, 1950-1975. Vol.1-4.

173. Reallexikon zur byzantinischen Kunst. Hrsg. von K. Wessel. Stuttgart, 1963.

174. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Vol. I-III.

175. RiceD.T. The church of Hagia Sophia at Trebizond. Edinburgh, 1968.

176. SofianosD.Z. Meteora. Itinerary. Salonika, w. y.

177. Sotiriou G. & M. Icônes du Mont Sinai. Athènes, 1956-1958. Vol. 1-2.

178. Splendeur de Byzance. 2 octobre-2 décembre 1982. Musees royaux d'Art et d'Histoire, 1982.

179. Stephan Ch. Ein Byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostelkirche zu Thessaloniki. Worms, 1986.

180. StylianouA., J. The Painted Churches of Cyprus. L., 1985.

181. Stornajolo C. Le miniature della Topografia cristiana di Cosma Indicopleuste. Cod. Vatic, gr. 699. Milano, 1908.

182. Stornajolo C. Miniature delle Omelie di Giacomo Monaco (cod. Vatic. Gr. 1162) e del' evangeliario Greco Urbinate (cod. Vatic. Urbino, gr. 2) Codices vaticanis selecti, Series minor. Roma, 1910.1.

183. Stutzer H.A. Frühchristliche Kunst in Rom. Köln, 1991.

184. Subotic G. The Sacred Land: Art of Kosovo. Milano, 1997.

185. The Glory of Byzantium. N.Y., 1997.

186. The Kariye Djami. Ed. by P.A. Underwood. N.J., 1966. Vol. I.

187. The wall painting of Patmos. Treasures of the Monastery. Illuminated manuscripts. Athens, 1988.

188. Taylor M.D. A Historiated Tree of Jessy // DOP 1980-1981. 34-35. P. 125-170.

189. Todié В. Anapeson. Iconographie et signification du thème // Byzantion. 1994. LXIV. P. 140-155.

190. Todic B. A note on the Beauteous Joseph in late Byzantine painting // ДХАЕ 1995. TleptoSosr Д'. To\l. 1H\ 2. 92-95.

191. Treasures of the Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. Athens, 1990.

192. Taiyapiôaç E.N. ТоьхоурафСе? tt^s" ттерьббои tcüv ПаХашХбушу ae vaovq tt|ç Maiceôoviaç. 6естстаХоу(.кт1, 1999. 2. 11"54.

193. TairovpiSov A. О ZoypcK^lkös1 Дкйкостцо? tod Aytou NlkoXcIou Орфауои сттг| QeaaaXovticri. вестстаХогДкпч, 1986.

194. Walter Chr. The Iconography of the prophet Habbakkuk // Revue des études Byzantines. 1989. № 47. P. 251-260.

195. Watson A. The early Iconography of the Tree of Jesse. London, 1934.

196. Weitzman K. Loca sancta and the Representation Arts of Palestine // DOP 1974. 28. P. 36-37.

197. Weitzmann K. Icon painting in the Grusader Kingdom // DOP 1966. 20.

198. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. ChicagoLondon, 1971.

199. Weyl Carr A. The presentation of the icon at Mount Sinai // ДХАЕ 1994. Top. 13. 2. 239-248.

200. WilpertE. Die romischen Mosaiken und Malereien der Kirchlichen Bauten von 4 bis 13 Jahrhundert. 1917. Vol. I.

201. Xyngopoulos A. Au sujet d'une fresque de l'église Saint-Clément à Ochride // ЗРВИ 1963. № VIII/ l.P. 301-306.

202. SvyyônovXoç A. Ol тоьхоурафЁе? тог) ' Aytou NiKoXdou 'Орфаиод OeoaaXovÎK T\ç. 'AöfjvaL, 1964.

203. Xyngopoulos A. Sur l'icône bilatérale de Poganovo // CA 1962. № XII. P. 341-350.

204. Xyngopoulos A. Thessalonique et peinture macédonienne. Athens, 1955.

205. Yiannias John J. The Elevation of the Panaghia // DOP 1972. 26. P. 227-236

206. Список принятых сокращений.

207. ВВ Византийский временник. Москва

208. ДИ Древнерусское искусство. Москва - С.-Петербург

209. ЗРВИ Зборник радова Византолошког института. Београд

210. Известия ОРЯС Известия отделения русского языка и словесности АН. С.-Петербург -Москва

211. CA Cahiers Archéologiques. Paris.

212. DOP Dumbarton Oaks Papers. Harvard - Washington

213. DOS Dumbarton Oaks Studies. Harvard - Washington

214. ДХАЕ AeXriov ~ri\ç Хрктсшисп? 'АрхспоХоуисп? ' ЕтсиреСад, 'A6fjvcu.

215. I Lexikon der christlichen Ikonographie. Wien.

216. Расположение ветхозаветных сюжетов, иллюстрации псалмов и гимнов в пространстве храма в то р ой половины XIII — середины XIV веков.

217. На рте кг с Южная Галерея Северный притвор Алтарь Наос

218. Жертвен ник ВиМ® Диакон-ннк

219. DO — обоазы Авраама О м ор ф и Трап езу нд ниид3 3 ар з м а

220. Жертвоприношение Авраама Оморфи Зарзма

221. Иов на гноище Грачаннца Трапезунд

222. Илья-пророх ипи пр. Елисей Xидандар (Вознесе-Грачаница глав) Грачани 11Д ( Ил ья в пустыни)

223. В иде н и е Иезекиш1я на реке Хобар Лесново Св. Апостолов

224. Обоазы связанные с ВЗ 1 Христос Недреманное Око Оморфи Лесново Серры Зарз- 11ротат (западная

225. Христос Ангел Вел иного Совета Св.

226. Поооб-Богома- 1 . Видение Моисеем купины неопалимой Xиламдар Лесново Орфанос Одигит-рия (Печ) ^ "р апез унд Протат Грачани-U&

227. Получение С1фижалей Перивлеггга3. идение Иако в ом леств ииы Пери влегтга Xиландар Лесново Св.Апос- Трапезунд Протат Деча- Зарзма Селину

228. Борьба Иакова i i ер ивлета Xиландар Лесново Призрен Хора Трапезу н гт Деча-

229. Руно Гедеона Хиландар Лесново Св. Апостолов Трапезунд Деча-ни ница Дечани. Селину

230. Видение Навуходо носором во сне горы нерукосечной 11еривлспта Дечанн Печ стена хр.) Селинусвященники перед алтарем 1 1еривлепта С в: Алое Курт Ард

231. Видение Иеэекиилем врат затворенных 1 1еривлепта Лесново (Явление арханг.) Селину1. Ложе Соломона Перивлепта 1 О. Валаам н Омо рфи

232. Нооб-оаэы с лвойной 1 1 ри отрока в i рапезуна Хиландар Дечани Ом орф и Эккдесия 3 ар з м а Печ Протат Грачани— (да

233. Даниил во рву 1рапезу нд Де ч ан и Зарзма

234. Псалмы 1-48» 149 и 1 50 Лесново1 . Рождественская стихира «Что Ти принесем , Христе» Св.Апос-

235. А кафист Богоматери °рф"нос3 . «Свыше пророцы Тя предвоз ве сти ш а» Печ Призрен

236. Тнполог имя Древо Иессея Дечанн Арнлье Св. Ano— Тра пезу нд

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.