Виана да Мота: личность, эстетические взгляды, творческая деятельность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе

  • де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 226
де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе. Виана да Мота: личность, эстетические взгляды, творческая деятельность: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2012. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе

Введение.

Глава первая: Роль Виана да Моты в контексте развития португальской музыкальной культуры.

1.1. Формирование национальной музыкальной традиции в Португалии.

1.2. Новое португальское музыкальное Возрождение и духовный мир

Виана да Моты.

Глава вторая: Виана да Мота - музыкальный критик.

2.1. Проблема виртуозности.

2.2. Проблема личности художника в интерпретировании фактов его биографии.

2.3. Проблемы верности авторскому тексту. Мера свободы.

2.4. Проблемы формирования национальной школы.

Глава третья: Творческий мир Виана да Моты как воплощение идеи универсализма.

3.1. Педагогические принципы Виана да Моты.

3.2. Исполнительская деятельность Виана да Моты.

3.3. Композиторское творчество Виана да Моты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Виана да Мота: личность, эстетические взгляды, творческая деятельность»

Творчество Ж. Виана да Моты (1868-1948 гг.), португальского пианиста, композитора, мыслителя, музыкального деятеля и педагога не становилось до сих пор объектом глубокого научного изучения ни в португальском, ни в европейском, ни, разумеется, в российском музыковедении. Между тем, его исполнительский облик и роль в музыкальной жизни Португалии и всей Европы рубежа XIX-XX вв. трудно переоценить - они огромны и легко сопоставимы с жизнью и творчеством таких титанов пианизма, как Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Г. фон Бюлов.

Обращение к творчеству Ж. Виана да Моты поднимает проблему специфики развития музыкальной культуры в Португалии в целом. Освещение этой проблемы одновременно ставит вопрос о степени изученности истории португальской музыки. Музыковедению в португальском обществе до сих пор не уделялось большого внимания. Так, большинство произведений португальских композиторов не изданы до настоящего времени. А в случае с выдающимся португальским композитором начала XIX в. Ж.Д. Бомтемпо можно указать даже на исчезновение четырёх его симфоний1. Отметим, что в португальском музыковедении нет исследований, посвященных развитию музыкальных жанров в отечественной музыке, кроме общего обзора А. Делгаду «Sinfonía еш Portugal» («Симфония в Португалии»). До сих пор не существует научных исследований, в которых было бы произведено деление на периоды, не только по временным границам, но и в связи с творчеством крупных португальских композиторов, развитием и становлением жанров, художественных течений, видов исполнительского искусства и т.д. Изданы лишь более или менее полные общие обзоры португальской музыкальной культуры с устоявшейся и подчас догматической точкой зрения, не подкрепленной какими-либо нотными примерами и музыкальным анализом2.

1 Delgado, Alexandre. A sinfonía еш Portugal. Lisboa.: Editorial Caminho,2002, C.10

2 см. об этом: Branco, Joao de Freitas. Historia da Música Portuguesa. Mem-Martins.: Publicacoes Europa-América, 1995.; Brito, Manuel Carlos de e Cymbron, Luisa. Historia da Música Portuguesa. Lisboa.: Universidade Aberta, 1992.; Stevenson, R. "Portugal" ("Art Music") in the New Grove, vol.15. London.: Macmillan, 1980.

В 1991 г. была издана книга Р. Виейра Нери и П. Феррейра де Каштру «Краткий обзор португальской культуры. История музыки». Книга состоит из двух частей, каждая из которых написана отдельными авторами. Первая часть посвящена эпохе с начала средневековья до конца барокко, вторая -рассматривает период с начала XIX в. до конца XX в. Такая структура использована авторами не случайно, т.к. в истории португальской культуры традиционно можно выделить два основных периода: I - до начала XIX в., II - XIX и XX вв. И на сегодняшний момент такое деление можно считать единственной периодизацией португальской музыки. Первый период называют временем полифонии и создания светской музыки. Второй еще не получил своего точного определения. Авторы сходятся в единой точке зрения, которая, на наш взгляд, точно характеризует современный уровень музыковедческой науки в Португалии и степень изученности истории португальской музыки: португальская музыка еще ждет своего глубокого и всестороннего исследования.

Португальские музыковеды, в основном, проявляли научный интерес к средневековью, к XVI и XVII вв. Но и в изучении этих периодов наблюдается некоторая диспропорция. Так, периоду средневековья посвящен незначительный ряд общих обзоров, такие как S. Corbin: Essai sur la musique religieuse portugaise au moyen âge (1100-1385) (Paris, 1952), J. de Freitas Branco: Historia da música portuguesa (Lisboa, 4 éd., 2005. P. 58-82). Кроме этих общих обзоров биографические и фактические сведения можно почерпнуть в сборнике J. de Vasconcelos. Os Músicos Portugueses: Biografía-Bibliografía, vols. Porto. 1870; в словаре E. Vieira. Diccionario biographico de músicos portugueses (Lisboa, 1900); F. Viterbo. Subsidios para a Historia da Música em Portugal. (Coimbra. 1932).

Скромное количество исследований данного периода в истории португальской музыки Р. Виейра Нери объясняет отсутствием чисто музыкальных источников, что, может быть, явилось следствием землетрясения в Лиссабоне в 1745 г., уничтожившего большую часть архивных материалов. В основном музыковедческие исследования базируются на общеисторических документах, связанных не конкретно с музыкой, а с политической, государственной, социальной, культурной сторонами жизни в Португалии. В этих бумагах упоминания о музыке и португальских музыкантах в большей степени носят случайный характер. К сожалению, такой описательный подход, базирующийся на перечислении фактов и имен, остается до сих пор основным в португальском музыковедении.,

Большой вклад в изучение португальской музыки внёс фонд Гульбенкяна. В конце 60-х-70-е гг. XX в. фондом публикуются ранее неизвестные музыкальные материалы, хранящиеся в различных старинных библиотеках Португалии (Лиссабон, Эвора, Коимбра, Порто, Брага, Мафра, Визео, Ламего и Фару). К 1995 г. в серии «Portugaliae Música» было издано уже более 50 томов музыкальных произведений XVI-XVIII вв. И, как следствие, полифоническая духовная и светская музыка эпохи ренессанса и барокко изучена лучше. Так, представляет интерес предисловие Р. Стивенсона к изданию, посвященному полифонической музыке. Помимо небольшого введения об истории полифонии в Португалии, Р. Стивенсон приводит краткие биографии каждого композитора сборника с интересными и обширными библиографическими ссылками3.

Другой музыковед, М. Мораиш, продолжая линию изысканий одного из пионеров португальского музыковедения М. Жуакина, опубликовал в серии «Portugaliae Música» сборники полифонической вокальной музыки (духовной и светской) периода Ренессанса, сопровождая их своими предисловиями. Исследователь рассматривает не только специфику вокально-полифонической музыки XVI в., но и развитие этого жанра в Португалии4.

Изучением духовной полифонической музыки занимался другой видный исследователь - Ж.А. Алегрия. В рамках фонда Гульбенкяна и других

3 Stevenson, R. Prefacio a Antología de Polifonía Portuguesa (1490-1680). Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XXXVII, 1982.

4 Moráis, Manuel: Prefacio a Cancioneiro Musical d'Elvas. Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XXXI, 1977; Prefacio a Vilancetes, Cantigas e Romances do Seculo XVI. Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XLVII, 1986. институтов Лиссабона им издан ряд материалов, посвященных крупным музыкантам ХУ1-ХУП вв., музыкальным центрам, школам при соборах и монастырях.

Современные труды об инструментальной музыке XVI в., к сожалению, весьма ограничены. Р. Виейра Нери объясняет данное положение также отсутствием музыкальных источников, хотя документальные и литературные свидетельства говорят о популярности инструментального исполнительства в Португалии времен Ренессанса и Барокко. По его мнению, инструментальное исполнительство часто представляло собой импровизацию, и поэтому нотные материалы не печатались. Для инструментов, таких как орган, виуэла и других (клавирных и струнных), также для инструментальных ансамблей использовались переложения полифонической вокальной музыки.

Информацию о музыкантах-органистах можно найти в «Антологии органистов XVI века» с предисловием С. Кастнера. Данный сборник ценен тем, что в нем содержатся инструментальные версии полифонических вокальных произведений композиторов франко-фламандской школы, произведения которых проникали в Португалию в конце Ренессанса, а также дается представление об инструментальном репертуаре португальских музыкантов.

Материалы, собранные португальскими музыковедами, свидетельствуют: португальская ренессансная музыка представлена целой плеядой блестящих композиторов мирового уровня. Среди них - Мануэл Мендеш, Филипе де Магалаиш, Дуарте Лобо, Франсишко Мартинш, Мануэл Кардозо, Антонио Каррейра, Мануэл Родригеш Коэльо и, конечно, великий Висенте Лузитано3. Однако сведения о названных музыкантах и об этом блестящем периоде расцвета музыкальной культуры Португалии отрывочны и не систематизированы.

5 Alegría, Jose Augusto. Fr. Manuel Cardoso, Compositor Portugués (1566-1650). Lisboa.: Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa, 1983.; Alegría, Jose Augusto. Polifonistas Portugueses: Duarte Lobo, Filipe de Magalhaes, Francisco Martins. Lisboa. Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa, 1984.;Barbosa, María Augusta Alves. Vincentius Lusitanus: Ein portugiesischer Komponist und Musiktheoretiker des 16. Janrundenrs. Lisboa.: Secretaria de Estado da Cultura, Direccao - Geral do Patrimonio Cultural, 1977.

В целом, в истории португальской музыки периоды средневековья, XVI и даже XVII вв. считаются наиболее значительными. Но португальский композитор и музыковед Ф. Лопеш-Граса ставит под сомнение оригинальность этой «золотой эпохи» (XVI-XVII вв.), известной в европейской культуре как время полифонистов. Он полагал, что франко-фламандское влияние было всё же в то время преобладающим. Напротив, XIX в. можно рассматривать как период формирования оригинального направления португальской музыки.

Его последователь П. Феррейра де Каштру, автор второй части «Sinteses da cultura Portuguesa. Historia da musica», во вступлении удивляется тому, что XIX век до сих пор находится вне поля зрения историков и музыковедов и по сравнению в предшествующими веками остается вообще не изученным. Это время, как пишет автор, можно считать «Terra incognita» в современном португальском музыкознании. На сегодняшний день нет представления о репертуаре, о наличии определенных музыкальных изданий, отсутствуют описание документальных источников и информация о месте их нахождения. Но без этих сведений невозможно создать хотя бы общую панораму музыкальной жизни Португалии. Португальская мысль воспринимала XIX в. как время декаданса по сравнению со временами величия (средневековье, XVI в., и даже XVII в.). Поэтому и португальские музыковеды в основном изучали эти периоды, которые, по их мнению, представляют «золотую эпоху», славное прошлое Португалии. Но XIX в. - время особенного развития португальской музыки, не совпадающего с общей европейской эволюцией. Ф. Лопеш-Граса рассматривает этот период как самый активный и важный в истории португальской культуры. Обращение же к творчеству Ж. Виана да Моты позволяет рассматривать конец XIX и начало XX века как время становления национального стиля и создания композиторской школы, выражающей национальную идею в музыке.

Ф. Лопеш-Граса рассматривает этот период, как самый активный и важный в истории португальской культуры. Обращение же к творчеству Ж.

Виана да Моты позволяет рассматривать конец XIX и начало XX вв. как время становления национального стиля и создания композиторской школы, выражающей национальную идею в музыке6.

Музыковедческая наука называет Новым Возрождением период XIX - нач. XX вв. в музыкальной культуре ряда стран, в котором никогда не была Португалия. Хотя к португальской музыке вполне применима периодизация, характеризующая пути музыкального развития Испании и Англии: Ренессанс XVI и XVII столетий, двухсотлетний перерыв и Новое Возрождение в конце XIX века. Данную периодизацию приводит Л.Г. Ковнацкая по отношению к Англии и Испании7. Тем не менее, и по отношению к Португалии стоит говорить о Новом Возрождении, особенно когда будут проанализированы те процессы, которые вывели португальскую музыку на новый уровень.

Число публикаций о самом Ж. Виана да Моте на сегодняшний день невелико. Среди них - небольшая книга Ф. JIonein-Грасы8, в которой автор сожалеет об отсутствии полной биографии композитора и предлагает написать ее, статья о формировании португальской музыки Т. Кашкуду, каталог, приуроченный к пятидесятилетию со дня смерти Ж. Виана да Моты под редакцией Т. Кашкуду и М. Триндаде. Обширный материал о педагогических принципах Ж. Виана да Моты содержит издание О. Гуэрры, вышедшее в свет в 1926 г. Стоит отметить статьи в музыкальных энциклопедиях, как например, в энциклопедии Гроува, где упоминается Ж. Виана да Мота в связи с именами Ф. Листа и Г. фон Бюлова.

Самой значительной и полной монографией до настоящего времени остается книга Ж. де Фрейташ Бранко «Виана да Мота» изданная в 1987 г.9 Она интересна своим многообразным фактическим материалом, написана в живой и доступной манере, имеет явный популярно-ознакомительный характер. Но в ней недостает исследовательского научного анализа и

6 Lopes-Graca, Fernando. A Música Portuguesa е os seus problemas, vol.I.Porto.: Lopes da Silva, 1944. C.67

7 Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. Москва, 1974. С.6

8 Lopes-Graça F. «Viana da Mota, subsidios para urna biografía», Lisboa, 1949.

9 Joäo de Freitas Branco, «Viana da Mota: urna contribuiçào para o estudo da sua personalidade e da sua obra». Fundaçâo Calouste Gulbenkian, Lisboa, 1987 (2a ediçâo). обобщений, связанных с проблематикой культурно-исторического плана. К сожалению, за последних двадцать лет не появилось ни одной научной монографии, раскрывающей жизненный и творческий путь Ж. Виана да Моты.

Таким образом, актуальность изучения творческого наследия Ж. Виана да Моты очевидна. В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка наиболее полного освещения личности музыканта, различных сторон его ^творческой деятельности, выявление своеобразия художественного стиля композитора, осмысление значение творчества Ж. Виана да Моты для португальской и европейской культуры в целом. Впервые привлекаются историко-биографические и музыкальные материалы, неизвестные или еще не изученные до настоящего времени.

Предметом исследования является личность Ж. Виана да Моты, как целостный феномен: его литературно-критическое наследие, композиторское творчество, педагогические принципы, исполнительская деятельность.

Объектом исследования выступает деятельность Ж. Виана да Моты на фоне процессов становления и развития Португальской музыкальной культуры в контексте общеевропейской культуры и культурной интеграции Европы в период: конец XIX - первая половина XX вв.

В связи с этим целью исследования является целостная музыкально-историческая и культурологическая оценка творческого наследия Ж. Виана да Моты, изучение его творческой личности во всем многообразии форм деятельности (композиторской, исполнительской, музыкально-критической, педагогической). В соответствии с основной целью в диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:

- воссоздать творческую биографию композитора;

- исследовать некоторые стороны композиторского творчества Виана да Моты, связанные в основном с фортепианной и камерно-вокальной музыкой;

- рассмотреть пианистическую деятельность Ж. Виана да Моты в аспектах исполнительства и педагогики;

- изучить музыкально-критической наследие в той степени, в какой оно соприкасается с фортепианной музыкой и эстетическими проблемами интерпретации.

Опубликование некоторых неизвестных архивных материалов также является задачей данного исследования.

Научная новизна работы связана с тем, что впервые не только в российском, но и в португальском музыковедении предпринята попытка изучения и анализа творчества Ж. Виана да Моты как редчайшего феномена португальской и мировой музыкальной культуры, создавшего не только новую фортепианную школу, но и породившего новую национальную музыкальную культуру.

Впервые в музыковедческой практике осуществлена публикация на русском языке важнейших для темы диссертации статей Ж. Виана да Моты.

Впервые рассматривается идея о Ж. Виана да Моте как классическом воплощении «гражданина мира», символом веры для которого всегда был универсализм культуры, положенный в основу возрождения новой национальной португальской музыкальной культуры.

Мировая культура и греза о единой европейской культуре была той великой идеей, служением которой и явилась вся жизнь и творчество Ж. Виана да Моты. Уникальность новой португальской школы композиции в том, что у ее истоков стоит выдающийся Schöpfer und Kulturträger (творец и носитель культуры) новейшего времени. Основываясь на изучении наследия Ж. Виана да Моты, можно утверждать, что современная классическая португальская музыка родилась в Германии.

Говоря о национальной идее в творчестве Ж. Виана да Моты, необходимо отметить специфику исторического развития Португалии. Становление португальской классической музыки имеет свой определенный национальный контекст, оказавший безусловное влияние на композитора. Но в то же время он был личностью, которая не вписывалась ни в какой контекст, если этот контекст сам не соответствовал его собственным эстетическим и этическим устремлениям. Он сам определял свою среду и свое место в ней.

Похожие выводы возникают при попытке ответить на вопрос, к какому направлению отнести Ж. Виана да Моту. Законный наследник позднего романтизма, он всегда отличался классичностью в своих трактовках произведений композиторов-романтиков, вплоть до Ф. Шопена. Как композитор, он вполне разделял позицию И. Брамса: «мы не можем писать так красиво, какМоцарт, но мы можем и обязаны писать так же чисто»10.

Источниковедческой базой исследования служат впервые введенные в научный обиход архивные материалы11: музыкально-критические труды Ж.

Виана да Моты, в том числе, его неизданные произведения (рассмотренные в диссертации статьи, написанные по-немецки, впервые переведены на русский язык), самое полное и единственное издание о жизни композитора написанное Жоао де Фрейташ Бранко, также впервые, хотя и фрагментарно, переведено на русский язык), материалы периодики Х1Х-ХХ вв., архивные 12 данные . Кроме того, в работе используется архив П.Л. Вакселя, находящийся в Российской национальной библиотеке, в котором содержится автобиография Ж. Виана да Моты, и обзорные материалы Терезы Кашкуду, также впервые переведенные с португальского на русский язык13.

Научную базу диссертационного исследования составили труды музыковедов по истории и философии музыки, труды историков, искусствоведов, в которых рассматриваются проблемы исторического и культурного развития Португалии14.

10 Царева Е.М. «Иоганнес Брамс», М.: Музыка, 1986 - 383 с.

11 Материалы находящиеся в Лиссабонской Национальной Библиотеке не систематизировав и занесены в каталог частично.

12 BNL. Espolio JVM, Cx-67/V.M. Co.

13 РНБ. Архив Вакселя П.Л. Фонд №965, стр. 213, № п/п: 2779 Vi'anna da Motta Jose. u Alegría, Jose Augusto. Polifonistas Portugueses: Duarte Lobo, Filipe de Magalhaes, Francisco Martins. Lisboa. Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa, 1984.Branco, Joao de Freitas. Historia da Música Portuguesa. Mem-Martins.: Publicacoes Europa-América, 1995. Brito, Manuel Carlos de Cymbron, Luisa. Historia da Música Portuguesa. Lisboa.: Universidade Aberta, 1992.DeIgado Alexandre. A sinfonía em Portugal. Lisboa.: Editorial Caminho,2002. Waxel, Piaton Lvovich von. «Abriss der Geschichte der portugiesischen Musik von Dr. Piaton von Waxel». In Mendel, H. e Reissmann, A. (ed.), Musikalisches Conversations-Lexikon, Ergänzungsbände. Berlin: Robert Oppenheim, 1883.

В работе использован комплексный метод исследования, включающий историко-биографический экскурс, а также культурологический, философско-эстетический и источниковедческий подходы к музыковедению.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы данного исследования могут быть использованы в курсе лекций по истории музыки и истории пианизма в ВУЗах и училищах, во вступительных лекциях перед концертами. Сделанные в ней теоретические выводы могут помочь поставить и разрешить ряд проблем, имеющих значение не только для португальской или русской, но и для единой европейской музыкальной культуры.

Апробация: работа обсуждалась кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова. Основные положения и материалы диссертации стали основой научных докладов и лекций, прочитанных перед студентами Санкт-Петербургской консерватории (две лекции, сентябрь 2008), перед публикой в Санкт-Петербургском Русско-немецком центре встреч (лекция-концерт, апрель 2010), а также доклада автора на конференции «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика. Параллели и взаимодействия», прошедшей 5-11 апреля 2010 года на факультете мировой музыкальной культуры ГКА им. Маймонида в Москве.

По теме диссертации осуществлены три публикации: Публикации в изданиях ВАК:

1. Особенности развития португальской музыки и творчество Виана да Моты// ИзвестияРГПУим.А.И.Герцена, 2010,№120-359с.

2. Der Schoepfer und der Kulturtraeger (Основатель и носитель культуры) -[Вариации на тему Хронографа]. // Музыкальная академия, 2010, №3 - 178 с. Другие публикации:

1. Исполнительская деятельность Виана да Моты, как выражение его духовных исканий. // Сборник статей иностранных студентов и аспирантов. Выпуск 4. СПб консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. 2010. - 160 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе

Заключение,

Изучение творчества Ж. Виана да Моты раскрывает некоторые особенности развития португальской музыкальной культуры и подводит нас к логическому выводу о том, что португальская музыка, на сегодняшний день практически не изучена. Деятельность Ж. Виана да Моты рассматривается в диссертационном исследовании как одна из ступеней развития португальской музыкальной культуры. С этой точки зрения была произведена целостная музыкально-историческая и культурологическая оценка его творческого наследия, его творческой личности во всем многообразии форм деятельности (композиторской, исполнительской, музыкально-критической, педагогической). Для реализации поставленной цели диссертационного исследования на основе хронографа жизни и творчества была воссоздана биография португальского музыканта, где проанализированы основные моменты его творческой и личной жизни. Талант, трудолюбие и уникальные возможности для развития, которые Ж. Виана да Мота получил, будучи в Германии, сформировали его творческий облик, его личностные и философско-культурные взгляды, что позже сказалось в каждом аспекте его деятельности.

В диссертационном исследовании впервые предпринята попытка воссоздания интеллектуального и духовного портрета Ж. Виана да Моты в процессе становления его личности. Также впервые не только в российском, но и в португальском музыковедении предпринята попытка изучения музыкального творчества, литературно-критического наследия и анализа педагогических принципов Ж. Виана да Моты, как феномена португальской и европейской музыкальной культуры, создавшего не только новую фортепианную школу, но и сформировавшего новую португальскую музыкальную культуру.

Впервые рассматривается личность Ж. Виана да Моты, как классическое воплощение идеи культурного универсализма рубежа Х1Х-ХХ вв., о чем свидетельствует его наследие. Ж. Виана да Мота оставил после себя не только композиторское наследие, но и значительное наследие в форме собраний музыкальных сочинений, многочисленных публикаций и критических отзывов в музыкальной периодической печати Европы, редакций и транскрипций, а также в форме звукозаписи - нового явления XX века.

Вместе с тем, изучая личность и творчество Ж. Виана да Моты, следует учитывать особенности исторического и музыкального развития Португалии, которые, как уже было сказано, имели свою национальную и географическую специфику, что оказало влияние на композитора. Свою творческую жизнь Ж. Виана да Мота начинал, как пианист, вместе с тем, по мере развития его деятельности и становления личности, значительное место стали постепенно занимать музыкальная критика и композиторское творчество.

Важнейшим этапом в жизни Ж. Виана да Моты стало возвращение в Португалию, где, будучи директором Лиссабонской консерватории, он смог осуществить ряд реформ, как в процессе музыкального образования, так и в работе самого учреждения.

Исследование некоторых сторон композиторского творчества Ж. Виана да Моты, связанных в основном с фортепианной и камерно-вокальной музыкой также является задачей данной работы. Для ее выполнения был произведен анализ ряда произведений, созданных в различные периоды его жизни, характерными особенностями которых были традиционность, свойственная выдающимся композиторам XIX века с одной стороны, и присутствие национального элемента с другой. Обращение Ж. Виана да Моты к жанру симфонии было, на наш взгляд, во многом связано с симфонизмом, как господствующим в то время музыкально-эстетическим принципом, категорией музыкального мышления.

В то же время, сочинение композитором произведений малой формы, обращение к жанрам домашнего музицирования, говорит о множественных задачах, которые ставил перед собой Ж. Виана да Мота.

С одной стороны, такие произведения, как «Симфония к Родине», «Цикл из пяти рапсодий в стиле fado», Соната для фортепиано D-Dur говорят о стремлении композитора к масштабному развитшо самобытного, и, вместе с тем, неотделимого от всей Европы португальского искусства. С другой стороны, создание ряда миниатюр («Каприччио» ор.5, «Серенада» ор.8, Две пьесы для фортепиано на тему А. Böcklin ор.9, пьесы «Сумерки», «Размышление», «Вальс», Прелюдия на тему Гензельта «Si oiseau j'étais» ), а также цикл упражнений «Exercices de Virtuosité» («Виртуозные упражнения») говорит о локальных задачах, которые Ж. Виана да Мота ставил для развития музыкальной культуры внутри Португалии: просветительской, обучающей, популяризующей музыку, как таковую.

В этой связи до сих пор актуальной является деятельность Ж. Виана да Моты, как музыкального критика и публициста. Опыт и знания, которые музыкант постепенно приобретал, привели к развитию исследовательской стороны его работы. Следствием этого является большое количество теоретического материала, очерков и статей, наполненных практическими рекомендациями и затрагивающих спорные моменты исполнительского творчества.

Музыкально-критическое наследие Ж. Виана да Моты напрямую соприкасается с фортепианной музыкой и эстетическими проблемами интерпретации и другими важными аспектами исполнительства. Его публикации в крупных европейских музыкальных изданиях стали, прежде всего, отражением его собственных знаний и опыта. Особо стоит выделить ряд статей, посвященных творчеству французского композитора Ш. Алькана, в которых Ж. Виана да Мота приводит детальный анализ его отдельных произведений, характеризует и систематизирует творчество Ш. Алькана, и дает рекомендации относительно его исполнения. Примечательны также статьи о Р. Вагнере 1904-1905 гг., поводом для написания которых послужили несколько изданий писем и литературных работ немецкого композитора, статья «Издание Хроматической фантазии И. С. Баха в редакции Ф. Бузони», в которой рассматривается актуальная и для сегодняшнего дня картина возникновения и борьбы различных исполнительских традиций, а также статья «Новая русская фортепианная музыка», где автор обращает особое внимание на аспекты исполнительства, присущие, по его мнению, именно русской фортепианной манере и интеллектуальное превосходство русской фортепианной школы подробно аргументируя свою точку зрения и сопровождая её наглядными примерами.

Отдельной стороной жизни и творчества Ж. Виана да Моты стала педагогика. Педагогические принципы португальского музыканта изложены в справочнике «Breviario do Pianista», созданном его ученицей О. Гуэррой, в ходе работы над диссертационным исследованием впервые переведенном на русский язык. В «Breviario do Pianista» Ж. Виана да Мота дает рекомендации по таким важным аспектам фортепианного исполнительства, как организация пианистических движений, туше, сила и беглость, способы работы над произведением на начальном этапе, растяжка руки, изменение ритма и др. В качестве сопоставления, анализируются педагогические принципы таких пианистов, как Т. Лешетицкий, Г. Нейгауз, Ф. Бузони, что также позволило рассмотреть пианистическую деятельность Ж. Виана да Моты в контексте ведущих педагогических и исполнительских традиций первой половины XX в.

Заслуживает внимания и интенсивная концертная деятельность Ж. Виана да Моты, который в течение почти шестидесяти пяти лет давал огромное количество концертов, как в Португалии, так и в разных уголках Земли.

Одной из главных целей Ж. Виана да Моты можно считать развитие музыкальной культуры во всей стране. В этой связи следует отметить цикл радиопередач-лекций «Эволюция фортепианной музыки» 1938-1939 гг., в рамках которого Ж. Виана да Мотой было сыграно несколько концертов с Национальным симфоническим оркестром.

Его музыкально-критические музыковедческие работы, его монографии о Ф. Листе, о Ф. Бузони, выступления на Национальном радио составляют огромное наследие, которое сегодня дает нам возможность исследования не только творчества одного представителя португальской культуры, но и развития и формирования музыкальной традиции одной эпохи в целом.

Совокупная деятельность Ж. Виана да Моты, как известного гастролирующего пианиста, публициста, музыкального исследователя, педагога и директора Лиссабонской консерватории привела к формированию его собственной фортепианной традиции, которой в последствие суждено было стать частью' национальной португальской музыкальной культуры. В определенном смысле можно говорить о формировании собственной фортепианной школы Ж. Виана да Моты, учитывая фактическое отсутствие португальской фортепианной традиции. Таким образом, фортепианная и композиторская школы Ж. Виана да Моты стали движущей силой Нового Возрождения в Португалии - периода конца XIX, начала XX вв., характеризующегося подъемом общего культурного уровня ряда стран Европы.

Деятельность Ж. Виана да Моты по обогащению португальской культуры, его связи с крупными культурными и общественными деятелями как у себя на родине, так и во всей Европе, способствовали интенсивному международному культурному обмену. На этом фоне деятельность Ж. Виана да Моты приобрела двойственный характер: с одной стороны, благодаря ему, началось активное проникновение в Португалию европейских музыкальных тенденций, что осуществлялось благодаря его переписке и публикациям в различных португальских изданиях, деятельности Лиссабонского концертного общества и его собственной концертной деятельности. С другой стороны - Ж. Виана да Мота являлся той фигурой, через которую Португалия заявила о себе, его деятельность простиралась далеко за пределы государственных границ.

В результате реализации поставленных в диссертационном исследовании задач расширена область знаний об особенностях развития португальской музыкальной культуры в период с XVI до начала XX вв., расширено понимание педагогических принципов Ж. Виана да Моты, впервые представлен анализ пианистического стиля Ж. Виана да Моты в сопоставлении со стилями известных пианистов XX в.

Результаты и теоретические выводы диссертационного исследования могут послужить решению вопросов, имеющих значение не только для португальской или русской, но и для единой европейской музыкальной культуры, как например взаимосвязь и взаимовлияние культур европейских государств, роль личности в формировании национальной культуры страны, культурное единение в период Нового Ренессанса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения де Лемуш Монтейру Вашку Луиш Филипе, 2012 год

1. Музыкально-теоретическая литература

2. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974.

3. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. М. Л.: 1947.

4. Баренбогш Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Т. 1. Л.: 1957.

5. Баренбогш Л. Феликс Михайлович Блуменфельд// «Вопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 2. М.: 1958.

6. Беркман Т. Анна Николаевна Есипова. М. Л.: 1948.

7. Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л.: 1960.

8. Бородин А. О структуре понятия «фортепианная школа»//Вестник Башкирского университета, 2007, №1.

9. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб.: 1912.

10. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М.: 1962.

11. Бузони Ф. Путь к фортепианному мастерству. Вып. 1. М.: 1968.

12. Виноградова О. На уроках K.M. Игумнова//Вопрос музыкальной педагогики. Вып. 5. М.: 1984.

13. Гольденвейзер А. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: 1960.

14. Гнесин Е. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники. М.-Л.: 1940.

15. Гофман И. Фортепианная игра //Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: 1961.

16. ДранковВ. Природа таланта Шаляпина. Л.: Музыка, 1973.1 б.Друскин Я. О риторических приемах в музыке. И.С. Баха. СПб.: Композитор, 2004.

17. Ершов И. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2. М.: 1958.

18. Залинг Г. Фортепианное искусство в Германии начала XX века и в ГДР. Канд. дисс. М.: 1971.

19. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: 1997.

20. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. М.: 1974.

21. Коган Г. У врат мастерства. М.: Советский композитор, 1961.

22. Коган Г. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963.

23. Коган Г. Вопросы пианизма. М.: 1968.

24. Коган Г. Ферруччо Бузони. М.: Советский композитор, 1971.

25. Коган Г. «Избранные статьи», вып. 3. М.: Советский композитор, 1985.

26. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Классика XXI, 2005.

27. Корыхалова Н. Музыкальное исполнительство, вып. 7. М.: 1972.

28. Корыхалова Н. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л.: Музыка, 1979.

29. КорыхаловаН. Музыкально-исполнительские термины. СПб.: 2000.

30. Лебедев И. К вопросу о техническом развитии пианиста. Методические рекомендации//Фортепианное искусство на рубеже XX-XXI вв. СПб.: 2004.

31. Майкапар С. Годы учения. М.Л.: 1938.

32. Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. тр. проф. С. М. Майкапара/С.М. Майкапар. Челябинск.: MPI, 2006.

33. Maiicmep X. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха М.: Классика XXI, 2009.

34. Мальцев С. Метод Лешетицкого. СПб.: 2005.

35. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звука творческой воли. М.: 1966.

36. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: 1977.

37. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.

38. Милыитейн Я. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова// Мастера советской пианистической школы. Московская консерватория. М.: 1954.

39. Милыитейн Я. К.Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики//Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1. М.: 1965.

40. Милыитейн Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: 1990.

41. Монсенжон Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! М.: Классика-ХХ1, 2003.

42. Монсенжон Б. Святослав Рихтер. Дневники. Диалоги. М.: 2003.

43. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музгиз, 1958.

44. Перельман Н. В классе рояля. М.: 2000.

45. Рабинович Д. Исполнитель и стиль, вып. 1. М.: Советский композитор, 1979.

46. Растопчина Н. Феликс Михайлович Блюменфельд. Л.: Музыка, 1975.

47. Рубинштейн А. Музыка и ее представители. М.: 1891.

48. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы// Редакции и комментарии С.Л. Гинзбурга. М.: Музыка, 1974.

49. Смирнова М. Эмоциональный мир музыки. М.: 1990.

50. Смирнова М. Сопоставляя интерпретации. СПб.: 2003.

51. Смирнова М. Артур Шнабель и его эпоха. СПб.: Сударыня, 2006.

52. Стоковский JI. Музыка для всех нас. М.: 1959.

53. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: 1963.

54. Фишман Н. Людвиг ван Бетховен о музыкальном исполнительстве и педагогике//Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М.: 1963.

55. Хентова С. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: 1966.

56. Хентова С. Пианисты XX века. СПб.: 1997.

57. Хоробрых С. Первые встречи с Нильсеном//Владимир Нильсен -артист и учитель. СПб.: 2005.

58. Царева Е. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986.

59. Шнабель А. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3. М.: 1967.

60. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! М.: Классика XXI, 2002.

61. Шоу Б. О музыке и музыкантах. Сб. ст. М.: Музыка, 1965.

62. Шохирева Н. Клара Шуман в истории фортепианного исполнительства // Музыковедение, 2007, №6.

63. Шубарт X. Музыкальная эстетика западной Европы XVII-XVIII вв. М.: 1971.

64. Alegría, José Augusto. Prefacio a Mateus de Aranda: Tractado de Cato Llano. Lisboa.: Instituto de Alta Cultura, 1957.

65. Alegría, José Augusto. A Problemática Musical das Cantigas de Amigo. Lisboa.: Fundacao Calouste Gulbenkian, 1968.

66. Alegría, José Augusto. Biblioteca Publica de Evora: Catalogo dos Fundos Musicais. Lisboa.: Fundacao Calouste Gulbenkian, 1977.

67. Alegría, José Augusto. Prefacio a Mateus de Aranda: Tractado de Canto Mensurable. Lisboa.: Fundacao Calouste Gulbenkian, 1978.

68. Alegría, José Augusto. Prefacio a Joao Lourenco Rebelo (1610-1661): Psalmi, tum Vesperarum, tum Completorii; Item Magníficat, Lamentationes et Miserere, 4 vols. Lisboa. :"Portugaliae Música", vol.XXXIX, 1982.

69. Alegría, José Augusto. Historia da Capela e Colegio dos Santos Reis de Vila Vicosa. Lisboa.: Fundacao Calouste Gulbenkian, 1983.

70. Alegría, José Augusto. Fr. Manuel Cardoso, Compositor Portugués (15661650). Lisboa.: Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa, 1983.

71. Alegría, José Augusto. Polifonistas Portugueses: Duarte Lobo, Filipe de Magalhaes, Francisco Martins. Lisboa: Instituto de Cultura e Lingua Portuguesa, 1984.

72. Anderson, Maria Josefina. Viana da Mota interpretando os grandes músicos: estudos de estetica musical. Figueira da Foz.: Tipografía Popular, 1937.

73. Applby, David P. The music of Brazil. Austin: The University of Texas Press, 1983.

74. Araxijo, Mozart de. A Modinha e o Lundu no Seculo XVIII. Sao Paulo: Ricordi Brasileira, 1963.

75. Arroyo, Antonio. Viana da Mota: Sinfonia a Patria. Porto: Orphéon Portuense, 1897.

76. Barbosa, Maria Augusta Alves. Vincentius Lusitanus: Ein portugiesischer Komponistund Musiktheoretiker des 16. Janrundenrs. Lisboa.: Secretaria de Estado da Cultura, Direccao Geral do Patrimonio Cultural, 1977.

77. Beirao, Christine Wassermann, Beirao, José Manuel de Meló e Archer, Elvira. Vianna da Motta e Ferruccio Busoni: Correspondencia 1898-1921. Lisboa.: Caminho da Música, 2003.

78. Branco, Joao de Freitas. Viana da Mota: urna contribuicao para o estudo da sua personalidade e da sua obra. Lisboa.: Fundacao Calouste Gulbenkian, 1987.

79. Branco, Joao de Freitas. Historia da Música Portuguesa. Mem-Martins.: Publicacoes Europa-América, 1995.

80. Brito, Manuel Carlos de e Cymbron, Luisa. Historia da Música Portuguesa. Lisboa.: Universidade Aberta, 1992.

81. Cascudo, Teresa e Trindade, Maria Helena. José Vianna da Motta: 50 Anos depois da sua morte. Lisboa.: Instituto Portugués de Museus, 1998.

82. Cascudo, Teresa. A Decada da invencao de Portugal na música erudita (1690-1899) // Revista Portuguesa de Musicología, 2000, № 10.

83. Corbin, Solange. Essai sur Musique Religieuse Portugaise au Moyen Age (1100-1385). Paris: Société d'Editions Les Belles Lettres, 1952.

84. Delgado, Alexandre. A sinfonia em Portugal. Lisboa.: Editorial Caminho, 2002.

85. Guerra, Oliva. Breviario do Pianista. Lisboa: 1926.

86. Kastner, Macario Santiago. Prefacio a Antología de organistas do Seculo XVI. Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XIX, 1969.

87. Lambertini, Michel'angelo. Chansons et Instruments: Renseignements pour l'Eude du Folk-Lore Portugais. Lisboa: Lambertini, 1902.

88. Lambertini, Michel'angelo. "Portugal ". In Encyclopédie de la Musique et Dictionnaire du Conservatoire. I partie: Histoire de la Musique. Vol. IV. Paris : Delagrave, 1914.

89. Lopes-Graca, Fernando. A Música Portuguesa e os seus problemas, vol.I.Porto.: Lopes da Silva, 1944.

90. Lopes-Graca, Fernando. Viana da Mota: subsidios para urna Biografía Incluindo 22 Cartas ao Autor. Lisboa.: Livraria Sa da Costa Editora, 1949.

91. Moráis, Manuel. Prefacio a Cancioneiro Musical d'Elvas. Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XXXI, 1977.

92. Moráis, Manuel. Prefacio a Vilancetes, Cantigas e Romances do Seculo XVI. Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XLVII, 1986.

93. Nery, Rui Vieira e Castro, Paulo Ferreira de. Sinteses da Cultura Portuguesa-Historia da Música (2a.ed.). Lisboa.: Comissariado para a Europalia 91 Portugal/Imprensa Nacional - Casa da Moeda, 1991.

94. Stevenson, R. "Portugal" ("Art Music") in the New Grove, vol. 15. London.: Macmillan, 1980.

95. Stevenson, R. Prefacio a Antologia de Polifonía Portuguesa (1490-1680). Lisboa.: "Portugaliae Música", vol. XXXVII, 1982.

96. Vianna da Motta, J. Nachtrag zu Studiem bei Hans von Bullow von Theodor Peiffer. Berlin: 1896.

97. Vianna da Motta, J. Pensamentos extraídos das obras de Luis de Camoes. Porto: Renascenca Portuguesa, 1919.

98. Vianna da Motta, J. Música e Músicos Alemaes//Recordacoes. Ensaios. Criticas. Coimbra: 1941.

99. Vianna da Motta, J. A vida de Franz Liszt. Porto: Edicoes Lopes da Silva,

100. Крамской И: Крамской об искусстве. М.: «Изобразительное искусство», 1998.

101. Манн Т. Собр. соч., т. 5. М.: 1960.

102. Найдорф М. Введение в теорию культуры: основные понятия культурологи. Одесса.: 2005.

103. Beckford, William. Diario de William Beckford em Portugal e Espanha, ed. por Boyd Alexander. Lisboa: Biblioteca Nacional, 1983.

104. Blanc de Portugal, Jose. Relance sobre a Música no Seculo XIX Portugués, com Ocasionáis Referencias a Música em "Os Maias" de Eca de Queiros. In Atlántico, 1947.

105. Hirsche, Elisabeth Feist. Damiao de Gois: the life and thought of а Portuguese humanist. Haia.: Martinus Naihoff, 1967.

106. Marques, Antonio de Oliveira. Dicionario de Maconaria Portuguesa. Lisboa.: Editorial Delta, 1986.

107. Regó, Raul. O Processo de Damiao de Gois na Inquisicao. Lisboa.: 1971.

108. Silvestre Ribeiro, Joaquim. Historia dos Estabelecimentos Científicos, Literarios e Artísticos de Portugal nos Sucessivos Reinados da Monarquia. Lisboa: Academia Real das Ciencias, Vols III e VI, 1873 e 1876.

109. П. Публицистическая литература и архивные материалы Виана да Моты

110. РНБ. Архив Вакселя П.Л. Фонд №965, стр. 213, № п/п: 2779 Vianna da Motta Jose.

111. BNL. Espolio JVM, Cx-67/V.M. Co.

112. Bayreuther Blatter, 1879 r.

113. Allgemeine Musik-Zeitung, 1901 г., 1904 г.

114. Der Klavier Lehrer 1903 г., 1904 г.

115. Musicalishe Wochenblatt, 1905 r.7. Die Musik, 1907 r.

116. Arte Musical Лиссабон, 15 октября 1900 г.1.. Транскрипции и редакции Виана да Моты

117. Alkan, Pecas para orgao, op. 64. Costallat & C. ie, 1901.

118. Alkan, Benedictus para piano com teclado de pedáis, op. 54, transcrito para 2 pianos. Costallat & C. ie, 1903.

119. Alkan, Exercicios de virtuosidade extraídos das obras de Ch. V. Alkan. Costallat &C. ie, 1908.

120. Bach, Dois minuetes (do Klavier-buchlein de Friedmann Bach). Dieckmann, Leipzig, e Schuberth, Nova Iorque, Copyright 1893.

121. Beethoven, Adelaide, op. 46, transcr. de Liszt. Sassetti & Ca.

122. Beethoven, Sonata, op. 31, №2. Sassetti & Ca.

123. Carneyro, Cl. Poemas em prosa, op. 27. Sassetti & Ca.

124. Chopin, 20 Nocturnos. Sassetti & Ca.

125. Chopin, Valsas. Sassetti & Ca.

126. Czerny, Estudos op. 299. Sassetti & Ca. 11 .Czerny, Estudos op. 740. Sassetti & Ca.

127. Czerny, Estudos op. 849. Sassetti & Ca.

128. Heller, St. 25 Estudos melodicos, op. 45. Sassetti & Ca.

129. Heller, St. 30 Estudos progressivos, op. 46. Sassetti & Ca.

130. Heller, St. 25 Estudos, op. 47. Sassetti & Ca.

131. Liszt, "Annees de Pelerinage".

132. Mozart, Fantasía para piano а 4 maos, transcrita para 2 pianos а 4 maos.

133. Schumann, Cenas infantis, op. 15. Sassetti & Ca.

134. Schumann, Album para a Juventude, op. 68. Sassetti & Ca.

135. V. Дискография Виана да Моты

136. Cantiga de Amor (disco X.5449), фирма Pathe (дата неизвестна).

137. Chula (disco X.5450) фирма Pathe (дата неизвестна).

138. Valsa Caprichosa (disco X.5450) фирма Pathe (дата неизвестна).

139. Eglogue, de Les Annees de Pelerinage Suisse F. Liszt (disco X. 5451) фирма Pathe (дата неизвестна).

140. Gineceu de Turandot Ferruccio Busoni (disco X. 5451) фирма Pathe (дата неизвестна).

141. Polonaies op. 53 Chopin (disco X. 5452) фирма Pathe (дата неизвестна).

142. Wohin? Schubert-Liszt (disco X. 5454) фирма Pathe (дата неизвестна).

143. Minuet de la Fantasie op. 78 Schubert (disco X. 5454) фирма Pathe (дата неизвестна).

144. Duettino Concertante de Mozart-Busoni (disco X. 5453) avec Mme. Marie Antoinette Leveque (дата неизвестна).

145. Barcarole, B-dur, op. 17; Liebeslied, op. 9; Wolzer op.9, de Viana da Mota (1925 г.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

146. Marsch, H-moll; Standchen (Horch, Horch), de Schubert-Liszt. (1925 r.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

147. Polacca, E-dur, op. 72, de Weber (1925 г.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

148. Tarantella, As-dur, op.43, de Chopin (1925 г.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

149. Tempo di Ballo, de D. Scarlatti (1925 г.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

150. Premier Legende, Der heilige Franz von Assisi, den Voglein predigend, de Liszt (1925 г.) Фирма M. Welte & Sohne, Freiburg.

151. Polonaies Brilhant, de Weber, disco TQD 3050 DELTA (W.H. Barrington-Comp. Ltd. 1-3 Felixtowe Road - London NW 10).

152. Liszt: Eglogue №7 of Annees de Pelerinage (International Piano Library)

153. Schubert-Liszt: Wohin? (International Piano Library).

154. Schubert: Sonata op. 78 (Minuet), in G-major (International Piano Library).

155. Busoni: Elegya №4 (International Piano Library).

156. Mozart-Busoni: Duettino Concertante (with Marie Leveque) (International Piano Library).

157. Liszt: Tottentanz (with Orquestra Simfonica da Emissora Nacional) (International Piano Library).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.