Влияние государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Скокло, Владимир Владимирович

  • Скокло, Владимир Владимирович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2004, Монино
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 235
Скокло, Владимир Владимирович. Влияние государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Монино. 2004. 235 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Скокло, Владимир Владимирович

Введение. 3

Раздел 1. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации: сущность, структура, военная составляющая. 16

Раздел 2. Механизм влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность Российского государства. 75—

Раздел 3. Основные направления оптимизации влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность Российской Федерации. 128

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность»

С распадом СССР кардинально изменилось отношение общества и органов государственной власти Российской Федерации к религии и институтам конфессий, ее представляющих. Государство не только закрепило права граждан на свободу совести и вероисповедания в Конституции РФ, Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных организациях» (1997 г.), но и ратифицировало Международные договора и Конвенции в области религиозной свободы личности, но и подтверждает свои декларации на практике. Российское государство также предприняло усилия по выстраиванию системы отношений между собой и религиозными конфессиями, разделив сферу компетенции и перестав быть монополистом в духовной жизни общества и личности, признало за религиозными организациями права юридических лиц. Таким образом, изменившаяся политическая жизнь позволяет расценивать религиозные конфессии как субъекты зарождающегося в России гражданского общества и полноправные субъекты политической системы общества Однако нельзя сказать, что все вопросы государственно-конфессиональных отношений в России1 решены.

Государственно-конфессиональное взаимодействие идет не равномерно не только по регионам, но и с различными министерствами и ведомствами. Например, по разным вопросам возникают отношения с конфессиями у Министерства обороны Российской Федерации (РФ) и Администрации Президента Российской Федерации, у Правительства России и различных министерств и ведомств, в федеральном центре и в российских регионах. По разным вопросам с различной интенсивностью идет взаимодействие у государственных структур с религиозными организациями в зависимости от их конфессиональной принадлежности, количества последователей, исторического опыта совместной с государством деятельности, общественного статуса. Так,

1 В данной работе «Россия» и «Российская Федерация» понимаются автором как синонимы. с Министерством обороны РФ эти отношения весьма специфичны, поскольку, с одной стороны, армия является силовым органом государства, а с другой - эти отношения складываются в рамках государственно-конфессиональных отношений.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, очевидна и обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, недостаточной разработанностью теоретических основ отношений государства с Русской Православной Церковью (РПЦ), политики государства, проводимой в ее отношении. Варианты такой политики и отношений государства с РПЦ, предлагаемые сегодня различными государственными и общественными институтами и учреждениями, пока еще не превратились в политическую и государственную концепцию. Федеральный закон »

РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) не обеспечивает в полной мере решения этой проблемы. Обществу, которое не заинтересовано в закрытости информации о деятельности органов власти в области государственно-церковных отношений, нужна ясная, прозрачная политика; во-вторых, необходимостью изучения механизма влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность государства, потребностью углубленного познания политических процессов и явлений, оказывающих существенное влияние на сферу обороны. За годы реформирования России изменились её государственное устройство, политический режим, геополитическое положение, новое состояние приобрели экономика, структура Вооруженных сил. В этих условиях не может оставаться в стороне от происходящих демократических процессов и армия, в том числе и от взаимодействия с Русской Православной Церковью; в-третыа, потребностью реализации конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания (в первую очередь — государственных служащих и военнослужащих) и необходимостью в этой связи анализа практики его применения в специфических условиях военной службы. С принятием Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (2003 г.) те, кто по религиозным убеждениям не хотят служить в армии, законно могут сделать это. А для тех, кто желает служить в армии, государством должны быть созданы условия для удовлетворения конституционного права на свободу совести и вероисповедания. Это должно серьезно повлиять на корректировку целого ряда правовых положений, регулировавших до этого свободу совести и вероисповедания военнослужащих в целях оптимального обеспечения их конституционных прав и свобод; в-четвертых, недостаточным вниманием политического руководства российского государства к духовному состоянию общества и воспитанию военнослужащих Вооруженных сил РФ, а также необходимостью выработки государственными структурами основ государственно-патриотической идеологии, основанной на многовековых традициях, менталитете и укладе жизни российских граждан, имеющих в России органическое единство с духовным развитием личности; в-пятых, противоречивым характером изменения и внедрения гуманистических и демократических начал в политику, в общественные и военно-политические отношения. Их противоречивость проявляется в декларировании одних положений и принципов, а на практике - в реализации других. Именно это расхождение деклараций в области государственно-церковных отношений в их влиянии на обороноспособность России и фактических результатов этой деятельности является полем политического действия и политической борьбы различных политических сил. Очевидно, что гармонизация государственно-церковных отношений способствует лучшему пониманию друг друга среди субъектов политики и тем самым ведет к снижению разногласий и противоречий в обществе. Усиление роли Церкви в информационно-интеллектуальной составляющей армейской службы может придать духовную ценность вооруженной защите Отечества; в-шестых, стремлением российского руководства осуществить ускоренное развитие общества, что неизбежно требует проведения соответствующей политики во всех областях общественной жизни, в том числе и государственно-церковной. Активизация государственно-церковных отношений привела к выявлению ряда проблем, требующих их более детального изучения и конструктивного решения. Например, проблема выработки определенного государством статуса священнослужителей, работающих с военнослужащими, широкое предание гласности информации об отношении различных конфессий к воинской службе и их влияния на национальную безопасность.

Степень научной разработанности.

Примерно до конца 90-х годов XX века государственно-церковные отношения не отличались достаточной научной разработанностью. Долгие годы в СССР пропагандировалось, что «религия есть опиум народа»1, поэтому религиозные организации не рассматривались в качестве партнеров государства в решении социально значимых задач; считалось, что религия отомрет, а государству и людям она не нужна. При этом отдельные работы советского периода имели целью исследовать лишь некоторые аспекты данных отношений, в которых религии отводилась временная второстепенная роль по отношению к обществу и государству, причем в советский период они несли на себе заметный отпечаток официальной идеологии2.

Общественно-политические процессы, происходящие в последние годы в России, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на развитие государственно-церковных отношений в стране. В результате появляется большое количество научных исследований, в которых государственно-церковные отношения в Российской Федерации рассматриваются в качестве объекта научного анализа, а также детально раз

1 См.: Ленин В.И. Социализм и религия // Хрестоматия по обществоведению. - М., 1983.-С. 140.

См., например: Бычков В.В. Взаимосвязь философского, религиозного и эстетического в восточно-христианском искусстве (краткий анализ проблем): Дис. .канд. фил ос. наук. - М., 1972; Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства. - М, 1929; Дмитриева Н.К. Православная богословская концепция социальных процессов: Дис. .канд. филос. наук. - М, 1976; Скибицкий ММ Мировоззрение, естествознание, теология. - М, 1986; Куроедов B.JI. Религия и церковь в Советском государстве. - М., 1982; Религия и духовность. - М., 1961; Паюсов К.А. Война и религия (Анализ религиозного сознания по вопросам войны и мира): Дис. . докт. филос. наук. - Харьков, 1975; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1984 и др. рабатываются различные их аспекты в новых исторических и социально-политических условиях. В нашей стране в это время растет количество религиозных организаций, религиозных групп, храмов, приходов, религиозных учебных заведений и т.д.

В настоящее время в научной литературе, книгах, монографиях, материалах научных конференций и семинаров кроме собственно религиозных аспектов освещены и иные многочисленные стороны обозначенных отношений: правовой статус религиозных объединений в нашей стране1, пройденный исторический путь отношений между государством и церковью ; социально-философские проблемы налаживания государственной церковных отношений3, обширные данные многочисленных социологических исследова

1 См.: Каневский К Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации // Религия и закон. - 2002. - № 1. - С. 30-32; Красиков А. А. Свобода совести: новые подходы и новые вызовы. Материалы Северокавказской и Московской конференций. - М., 1999; Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы (философско-правовой аспект): Дис. .канд. фил ос. наук. - М., 1998; Кудрявцев А.И. О деятельности органов юстиции по применению Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Религия и право. - 1999. - № 1. — С. 610; Куницин И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. - М., 2000; Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (на примере шиизма): Дис. .канд. юрид. наук. - М., 1992; Ципин В.А. Церковное право. - М., 1996; Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. - 2001. - № 1. - С. 4-8 и др.

2См.: Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма. - Екатеринбург, 1998; Андреева Л.А. Российские традиции государственно-церковных отношений // Религия и право. - 1998. - № 3. - С. 3-5; Байдаков А.В. Православное духовенство российской армии и флота (вторая половина XIX - начало XX в.): Дис. .канд. истор. наук. - М., 1995; Бруз В.В. Культурные традиции Российской армии. -Монино, 1996; Крапивин М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества (октябрь 1917 - конец 1920-х гг.): Дис. .канд. истор. наук. - М., 1999; Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия Вооруженных сил РФ с религиозными объединениями в 90-е гг. XX века: Дис. .канд. истор. наук. - М, 2001; Овсиенко Ф.Г., Осташкин В.Н. Православное воспитание офицеров и нижних чинов русской армии в часы досуга (вторая половина XIX века). - М., 1998; Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности. (Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). -М., 1997; Тюрина JI.B. Государство и Русская Православная Церковь: эволюция отношений 1917-2000 гг.: Дис. .канд. истор. наук. - Курск, 2000; Шепелева Н.Д. Русская Православная Церковь в социально-политической истории России в начале XX века: Дис. .канд. фил ос. наук. - М., 2002; Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изучение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Дис. .канд. истор. наук. - Самара, 1998 и др.

3 См.: Безлепкин А.С. Взаимовлияние религиозных представлений о Церкви и государстве: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1998; Бокарев С.Н. Государственно-церковные ний о религиозной ситуации в нашей стране1. В последние годы такими авторами как Барменков А.И., Бурьянов С.А., Кириченко М.Г., Клочков В.В., Красиков А.А., Кудрявцев А.И., Михайлов Г.А., Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Персиц М.М., Подопригора Р.А., Розенбаум А.Ю., Рудинский Ф.М., Тро-фимчук Н.А. и др. по проблеме государственно-церковных отношений написано множество монографий, учебников, научных статей.

Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными конфессиями представляют труды зарубежных авторов2.

Отдельно следует отметить труды военных ученых, которые в той или иной степени рассматривали влияние РПЦ, православной культуры, других религиозных организаций на различные области военной деятельности и отношения: Дис. .канд. фил ос. наук. - М, 1999; Григорьев Н.Ю. Взаимодействие Вооруженных сил Российской Федерации и Русской Православной Церкви в современных условиях: содержание, специфика и перспективы (социально-философский аспект): Дис. .канд. филос. наук. - М, 2003; Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1997; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина российской армии: Дис. .канд. филос. наук. - М, 1997; Рагузин В.Н. Религиозный фактор динамики межконфессиональных отношений (на материалах Оренбургской области): Дис. .канд. филос. наук. - М., 1997и др.

1 Например, см.: Абдулагатов 3. Российские православные и мусульмане: общие проблемы - разные взгляды // Общественные науки и современность. - 2004. - № 2. - С. 143153; Писманик М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 139-146; Каргина И.Г. Самоидентификации верующих: социальная мотивация // Социологические исследования. - 2004. - № 1. - С. 45-53; Канынин А.Н. Духовные основы социального управления: Дис. .канд.филос.наук. - М., 2000; Михайлов ГА. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. - 1999. - № 1. - С. 3-5; Мчедлов МП., Гавршов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - С. 68-77; Пчелинцев А., Рагозина Л. Государство, религия, закон: социологический анализ // Религия и право. - 2001. - № 1. - С. 26-29; Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии /в 2-х частях/ Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. — М.: Наука, 1994; Сиделина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 89-96; Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев // Социологические исследования. - 2001. - № 4. - С. 80-88 и др.

2 См.: Дьюрем К. Свобода религии: модель США / Под ред. В.Еленского. - Киев, 1996; Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden // Studia theological. - Oslo, 2000. - Vol. 54. - № 1. - P. 35-41; Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel // Constellations. - Oxford; Cambridge, 1999. - Vol. 6. - № 3. - P. 339-363; Религия и государство в современной России / Под ред. М.Ё.Олкотт и А.Малашенко. - М., 1997 и др. обороноспособности государства1. Многие работы военных ученых носили характер социально-философского исследования, объектами которого являлись духовная жизнь военнослужащих, патриотизм, духовный потенциал армии2.

Примерно во второй половине 90-х годов XX века в нашей стране появляются научные исследования политологического профиля, в которых анализируется собственно политическая проблематика государственно

См.: Анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ракурс. - 2003. - № 4. - С. 49-59; Гуськов МД, Иваилко МИ. Православие и Российская армия «Очерки истории военного духовенства». - М. 1995 (не туда); Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Отечество. Армия. Церковь» (25 ноября 2003 г.). - М.: Росвоенцентр, 2003; Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в РФ и ее Вооруженных силах: Дис. .канд. фил ос. наук. - М., 1997; Еронесян В.М. Религиозный фактор в системе информационной безопасности России: военно-политический анализ: Дис. .канд. полит, наук. — М., 2003; Кузнецов A.M. Православное духовенство морского ведомства России и его роль в укреплении флотских традиций (XVIII — начало XX века): Дис. .канд. фил ос. наук. - М, 2000; Мозговой С. А. Социологический анализ религиозной ситуации в Вооруженных Силах РФ // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень, № 9-10. - М., 1997. - С. 107-116; Пче-линцев А.В. Свобода совести и российские вооруженные силы: от слов к делу // Религия и право. - 1998. № 4-5. - С. 21-22; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. - М., 2000; Павлов А.В. Война. Армия. Религия. - М, 1988; Певень Л., Груздев В. Много ли верующих в армии // Религия и право. - 2000. - № 4. — С. 11-14; Религиозный фанатизм армии не грозит // Ракурс. — 2001. - № 2. -С 44-54; Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в Вооруженных силах РФ: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1999 и др.

2 Афонин А.И. Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных сил Российской Федерации: Дис. .канд. полит, наук. - Монино, 2003; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Дис. .канд. филос. наук. - М, 1995; ЛутовиновВ.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. .докт. филос. наук. - М., 1998; Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской Армии в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. - М., 1995; Петрий ИВ., Озеров А. А. Духовная жизнь общества как фактор развития личности воина / Уч. пособ. — М., 2001; Темнюк Н.А. Нравственное сознание военнослужащих профессиональной армии: сущность, специфика и механизм формирования. Социально-философский аспект: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1996; Трифонов Ю.Н. Сущность и основное проявление патриотизма в условиях современной России (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. - М., 1996; Чугунов В.М Духовный потенциал военной безопасности государства (социально-философский анализ): Дис. .докт. филос. наук. - Монино, 1998; Щегол ев И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Дис. .канд. филос. наук. - М., 1999 и др. церковных отношений, их связь с политической властью, политической системой, политической элитой, политическими институтами и процессами1.

Однако до сих пор в отечественной науке не было работы, в которой бы рассматривалось влияние государственно-церковных отношений на обороноспособность как самостоятельная научная политологическая задача. Это обуславливает необходимость и своевременность диссертационного исследования, отчасти восполняющего пробел в данном научном направлении.

Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в современной России.

Предметом исследования выступает механизм влияния государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность.

Цель исследования - выявить и осуществить всесторонний анализ сущности и структуры государственно-церковных отношений в России, раскрыть механизм их влияния на обороноспособность государства.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретико-методологический аспект государственно-церковных отношений в России и определить свою (авторскую) позицию к ним как к категории политической науки.

2. Осуществить политологическое осмысление термина «Церковь», обосновать возможность рассмотрения РГТЦ как элемента зарождающегося в России гражданского общества

1 Си:. Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 78-92; Вероисповедная политика российского государства. Учебное пособие. - М: РАГС, 2003; Верховский A.M. Власть и религия в современной России // Свободная мысль. -2004. - № 4. - С. 143-155; Гайнутдин Р. Выборы в России и выбор мусульман. - М.: СМР, 2004; Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. Сборник статей / Под общ. Ред. С.М.Градировского. - Н.-Новгород, 2003; Наумов С. Православие и российская государственность в зеркале перемен // Власть. - 2004. - № 4. - С. 37-42; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России: Монография. - М., 2001; Религиозные организации и политический выбор // Религия и право. - 1999. - № 4-5, - С. 12-14; Религия и политика в современной России / Под ред. К А. Трофимчука, СДЯковлева. ~ М.: РАГС, 1997; Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация // Свободная мысль. - 2003. -№7.-С. 19-32 и др.

3. Проанализировать противоречивую политическую практику государственно-церковных отношений в современной России с учетом их многовековой традиции, а также многонационального и поликонфессионального характера российского общества.

4. Выявить и раскрыть механизм влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность современного российского общества.

5. Определить пути оптимизации влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность Российской Федерации.

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей - политологов, философов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, многочисленные военно-теоретические труды, авторефераты диссертаций и публицистические материалы.

Особое значение в ходе работы над диссертацией придавалось анализу законодательства Российской Федерации, военно-доктринальных документов Российского государства по проблемам обороны и безопасности и выступлений представителей политического и военного руководства нашей страны; аналитических и справочных материалов научно-исследовательских заведений; Основ социальной концепции Русской Православной Церкви; Библии и Канонов святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов Церкви. Исследование опирается на положения и выводы, категориальный аппарат политологии, философии и религиоведения, юриспруденции, социологии, конфликтологии, теории национальной безопасности. Также автор активно использовал текущие материалы политических и религиоведческих сайтов Интернета (mospat.ru - официальный сервер Московского Патриархата, pobeda.ru — сайт Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, spasi.ru - Православная страница Николая Ардабьевского, ytro.ru, credo.ru, religare.ru, muslim.ru и др.).

Методологической основой анализа проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования и моделирования. Учтены методологические разработки теории войн и военных конфликтов, геополитики, теории национальной безопасности и теории управления. Применен метод аппликации, суть которого состоит в наложении взаимопредставлений государства и церкви о самих себе и друг о друге, путем сопоставления — выявленных конфликтных моментов, основанных на непонимании сути друг друга, вызывающим противоречия и проблемы взаимодействия.

Институциональные рамки исследования.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, число только зарегистрированных религиозных организаций на 1 января 2004 г. составило 30 тысяч. При этом число зарегистрированных конфессиональных направлений возросло за последнее десятилетие с 20 до 691.

Самая крупная конфессия в России - Русская Православная Церковь. Так, по данным Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Русская Православная Церковь в настоящее время насчитывает 132 епархии. Число архипастырей на сегодняшний день - 154, из них: 130 — епархиальных, 24 - викарных, 12 архипастырей находятся на покое. Действует 312 мужских и 325 женских монастырей, итого - 635 монастырей, не считая 167 монастырских подворий и 45 скитов.

На территории России действует 16350 приходов, на которых служат 15 605 священников и 3405 диаконов, всего - 19010 священнослужителей. С учетом Украины количество приходов значительно увеличивается. Количество духовных учебных заведений на конец года составляет: 5 духовных академий, богословский институт, православных университета, 33 духовные семинарии, 44 духовных училища, 14 пастырских курсов, 3 епархиальных женских училища Кро

1 См.: Статистические сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 января 2004 года (по данным государственного реестра) // www.spasi.ru. ме того, действуют рад регентских, иконописных, церковноприходских и воскресных школ1.

Понимая поликонфессиональный характер России, накладывающий свой отпечаток на содержание отношений государства с РПЦ, диссертант считает правомерным ограничить исследование рамками взаимодействия Российской Федерации с Русской Православной Церковью.

Эмпирическую основу исследования составили конкретные социологические, политические и военно-политологических исследования, проведенные государственными органами и учреждениями, такими, как ВЦИОМ, РАМИР, Институтом социальных исследований и проектов, Российским научным центром государственного и муниципального управления, институтами Министерства обороны РФ, ЦВСИ, ГУВР ВС РФ, Военным университетом, отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата, отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме исследования (среди слушателей Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина в сентябре-октябре 2003 г.). Исследование выполнено на стыке нескольких наук: теологии, политологии, социологии, философии, военной науки; теории государства и права, общей теории управления. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения, тезауруса и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Скокло, Владимир Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило систематизировать разнообразный политологический, религиоведческий, правовой, социально-политический и философский материал, раскрыть сущность и содержание государственно-церковных отношений в современной России, а также направленность и механизм их влияния на ее обороноспособность. Проведенный в диссертационном исследовании анализ не претендует на всестороннее и всеобъемлющее освещение проблемы, поскольку объективно в одной работе это сделать невозможно. Автор сосредоточил свое внимание (учитывая профиль диссертационного совета — политические науки, а также свой личный научный интерес) на изучении, прежде всего, теоретико-методологических, политических, правовых и организационных аспектов анализируемой проблемы.

Исследование (в рамках диссертации) влияния государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность убеждает в том, что государственно-церковные отношения в России в настоящее время подвержены значительной и весьма динамичной трансформации и главная заслуга в этом самого государства и российского общества. Неопределённость и непоследовательность в развитии общества и государства в первую очередь - в политической, а также в социальной, духовной и экономической сферах приводят к возникновению новых кризисов, а, следовательно, и влиянию на обороноспособность государства.

Государственно-конфессиональные отношения характеризуются, с одной стороны, возрастанием роли государства и его институтов в этих взаимоотношениях, стремлением оптимизировать их в интересах большинства граждан, а с другой - нестабильностью, связанной с отсутствием в Российской Федерации концепции государственной политики в отношении религиозных организаций и государственно-конфессиональных отношений. Исследование показало, что процесс развития отношений Вооруженных сил РФ и религиозных объединений, который активно начинался в начале 90-х гг. XX в., к сегодняшнему дню имеет ряд проблем, требующих комплексного, конструктивного их решения. Оптимальным при этом может быть баланс в равной степени соблюдения интересов, как светского государства, так и интересов верующих по удовлетворению духовных потребностей военнослужащих разных вероисповеданий и мировоззрений.

Автор пришел к выводу, что, уважительно относясь к прошлому и настоящему религии и церкви, недопустимо механически распространять предшествующий опыт на современную жизнь российского общества, на деятельность государственных и военно-силовых структур. Непродуманные, поспешные шаги в этом направлении могут нанести серьезный ущерб делу реализации принципа свободы совести и иных демократических принципов, закрепленных в Конституции РФ. В этой связи недопустимо автоматическое, необдуманное восстановление института военного духовенства, который существовал в царской армии до 1917 г.

Результаты проведённого исследования также свидетельствуют о том, что политологические проблемы влияния государственно-церковных отношений в России на ее обороноспособность с учётом складывающейся активизации деятельности РПЦ в отечественной политической и военно-политической науке должного отражения пока не нашли. Проведённый анализ предполагает некоторые уточнения в определении государственно-церковных отношений как составной части государственно-конфессиональных отношений и политики в отношении религиозных конфессий с учётом складывающейся исторической обстановки; доказывает необходимость последующего системного исследования государственно-церковных отношений через анализ влияния на обороноспособность Российской Федерации; представляет один из вариантов понимания сущности, содержания, структуры государственно-церковных отношений в России и механизма их влияния на обороноспособность государства; раскрывает противоречия и сложности в решении задач обеспечения обороноспособности России, выявляет проблемы в области государственно-конфессиональной политики государства и его Вооруженных сил РФ.

В целом логика и содержание исследования позволяют сформулировать ряд выводов, к которым пришел автор.

Во-первых, к проблеме государственно-церковных отношений, их влияния на политику светского государства, в том числе и военную политику, отмечается устойчивый интерес в обществе, государственных структурах, научном сообществе, средствах массовой информации, в религиозных организациях. Проводится большое количество конференций, «круглых столов», очных и заочных (в СМИ и в Интернете) дискуссий, ежегодно растет количество публикаций, в определенной мере совершенствуется российское законодательство, учитывающее реалии общественной жизни РФ и РПЦ как атрибута российского социума.

В известной степени в последние годы изучается богатый исторический опыт участия в защите Родины верующих граждан с точки зрения специфичности, практичности и применимости такого опыта в политической и военно-политической практике в современной России. Исследуется возможность адаптации правовых норм и институтов в рамках европейской правовой системы с традиционными и нетрадиционными для нашей страны способами, формами, средствами и методами общественной и государственной деятельности. Диссертант констатирует наличие четко осознаваемой потребности в изучении государственно-церковных отношений не только для политической практики, но и для теории политической науки.

Во-вторых, процесс возрождения государственно-церковных отношений в России противоречив, недостаточно изучен, поэтому не остается незамеченным учеными и политиками. В последние годы появились фундаментальные научные труды отечественных авторов. Тем самым заложены серьезные основы для исследования государственно-церковных отношений как достаточно нового научного направления, находящегося на стыке нескольких наук: политологии, религиоведения, теологии, теорий национальной безопасности и управления, философии.

Под государственно-церковными отношениями в России автор понимает совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений между государственными структурами с одной стороны, а также институциональных образований (религиозных объединений) РПЦ (канонических подразделений) — с другой. Это есть и одна из составных частей внутренней и внешней политики государства, целью которой является содействие согласию в российском обществе, обеспечение свободы совести и вероисповедания граждан, создание правового поля для осуществления всестороннего диалога с религиозными организациями, учёта в решениях мнения и интересов своего населения, имеющего православную форму общественного сознания, выражающего его по правилам государства и на его языке (через религиозные объединения), духовному оздоровлению российского общества.

В основе государственно-церковных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и Церкви в обществе, об их функциях, о сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений, а собственно отношения проявляются в правоприменительной, политической, социальной практике на конкретном историческом этапе. В этом случае они предстают не просто как юридические отношения между государством и Церковью, а как элемент более широких общественных взаимосвязей, оказывающих влияние на другие сферы общественной жизни, на процессы демократизации, на общественные настроения. Они затрагивают интересы не только церкви как специфического института и органов государственной власти, но и широких слоев населения, других сфер общественной жизни и институтов, таких, как культура, народное образование, социальное обеспечение, армия и др.

При политологическом анализе, как правило, собственно религиозные аспекты государственно-церковных отношений не рассматриваются в качестве приоритетных, поскольку они не оказывают решающего, определяющего влияния на политическую сферу в светском обществе и государстве. Но, тем не менее, религиозный аспект государственно-церковных отношений не остается вне рамок научного анализа.

В-третьих, проведенный анализ позволил выявить достаточно четкую грань между религиозными организациями, попадающими под понятие «Церковь» и не являющимися церковью ни по форме, ни по сути. Кроме того, выявлены законодательные прорехи в области мировоззренческой классификации церквей и различие их от Богоустановленной организации до самочинных церквей, не имеющих с сакральностью ничего общего. Более глубокий анализ показал и различия церквей по богословско-спорным проблемам, в результате чего от православной ветви откололась католическая церковь и другие церкви.

Под Церковью автор понимаем относительно самостоятельную структуру в политической системе общества, действующую наряду с другими политическими, общественными и религиозными силами общества. В политической структуре общества Церковь представлена общественной религиозной организацией, именно поэтому клирики и выделяются в отдельный институт, т.к. они воспринимаются обществом как штатные работники общественной организации, в которой выполняют свои функциональные обязанности и имеют иерархическую административно-структурную соподчинен-ность.

Под термином «Церковь» автор в работе рассматривал Русскую Православную Церковь, являющуюся многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами Вселенского Православия.

В-четвертых, в Православии существует механизм воздействия на обороноспособность страны. В концепции защиты Отечества, военно-политических взглядах христианства систематизированы такие разработанные в православии вопросы, как: отношение к проблемам войны и мира; классификация войн; условия начала, причины, характер, цели и формы ведения войны; отношение к агрессии, военнопленным, гражданским лицам на войне. Особенно активно военно-политические взгляды православия применяются в кризисных и переходных обществах. С военно-политическими взглядами православия пока мало знакомо военно-политическое руководство Российского государства и офицерский состав его Вооруженных сил, что в целом не способствует повышению обороноспособности государства.

Механизм влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность государства является объектом внимания и информационно-идеологического, управленческого воздействия со стороны органов власти и военно-политического управления, различных социально-политических и общественных сил нашей страны. Они внимательно следят за реализацией политики государства в отношении религиозных организаций и проявление этой политики в военной организации общества. Государственно-церковные отношения оказывают реальное влияние на обороноспособность РФ.

В-пятых, в российском государстве должна быть выработана ясная и понятная, а главное, реальная концепция государственной политики в отношении религиозных организаций, позволяющая использовать позитивный потенциал ряда конфессий для укрепления обороноспособности. Автором анализируются возможные пути и перспективы налаживания и развития отношений России с религиозными организациями в новых социально-политических условиях, которые предлагается решить комплексно, под руководством специально созданного для этого органа и предлагается механизм использования отношений государства и религиозных организаций в военной сфере российского общества.

Приоритетными направлениями государственно-церковных отношений в России являются: обеспечение удовлетворения духовной потребности государственными служащими и военнослужащими в специфических условиях профессиональной деятельности, а не попытка интеграции Вооруженных сил

РФ вокруг религиозной идей взамен утраченной веры в марксизм-ленинизм и социалистическую идею; целенаправленная работа по обеспечению правовой защищенности названной свободы и создание механизма, гарантирующего защиту названного конституционного права; совершенствование законодательно-нормативной базы, регламентирующей взаимодействие с конфессиями на основе глубокого анализа вероучительных особенностей конфессий и с учетом их специфики, а не некоторой универсальной модели, которая, как выявлено исследованием, далеко не всем конфессиям приемлема, что затрудняет взаимопонимание и не способствует диалогу и адаптации религиозных организаций в пространстве институциональных образований зарождающегося в России гражданского общества; дальнейшее создание условий для адаптации и стимулирования партнерства и взаимодействия РПЦ и государства в социальной сфере, благотворительности, образовании и просвещении; работа по выполнению государством взятых обязательств и своих же решений по возвращению Церкви отобранных у нее ценностей и так далее, что должно проводиться в области открытой государственной политики в отношении религиозных институтов. При этом у государства остается достаточно неправовых рычагов давления на религиозные институты, например, экономические, личностные, то есть, латентные.

В диссертации предложена система мер по использованию позитивного потенциала Отделов по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РПЦ, что зависит от позиции и практических действий государственных структур как субъектов военной политики, органов военно-политического управления и лишь в последнюю очередь — от самих отделов Церкви.

Особое внимание следует уделить соответствию законодательной базы правового регулирования прав военнослужащих и военно-религиозных отношений Конституции РФ, прежде всего совершенствованию Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подзаконных актов.

В результате исследования выявлены пути оптимизации влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность России, под которыми диссертант понимает:

1) Выработку Концепции государственно-конфессиональной политики (как федеральный закон) и создание стройной системы отношений Вооруженных сил с религиозными организациями, ее теоретическое, методическое и организационно-кадровое обеспечение.

2) Создание государственного федерального органа по взаимодействию с религиозными конфессиями, функцией которого являлась бы организация взаимодействия светской и духовной властей на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. Образование при нем совета по надзору за соблюдением как конституционного права на свободу совести в войсках, так и конституционного принципа светскости государства, способствующего разрешению существующих правовых противоречий.

3) Введение в Вооруженных силах Российской Федерации органа по взаимодействию с религиозными конфессиями, функция которого — организация взаимодействия с общественными религиозными организациями по вопросу реализации военнослужащими конституционного права на свободу совести и вероисповедания.

4) Разработку и введение государственно оформленного статуса для священнослужителей (РПЦ), окормляющих на постоянной институциональной основе воинские части (полкового священника применительно к РПЦ). Для чего наиболее приемлемой формой может явиться заключение временного договора между государственными органами в лице командования воинской части (военно-учебного заведения) с епархиями, предусматривающего ряд социальных гарантий для священнослужителей.

5) Рассмотрение Федеральным Собранием РФ вопроса, поставленного руководством Министерства обороны РФ, о признании в России государственно-патриотической идеологии в качестве государственной, для привнесения в воспитательную работу в Вооруженных силах РФ идеологической составляющей, направленной на укрепление обороноспособности России.

6) Проведение постоянных (в том числе и социологических) научных исследований в области свободы совести и военно-религиозных отношений в армейских коллективах.

В результате проведенного исследования автор сформулировал ряд рекомендаций теоретико-методологического и практического характера.

Положения, разработанные в диссертации, целесообразно использовать в ходе подготовки законодательных актов и других нормативных документов по проблемам государственной конфессиональной политики, обеспечению свободы совести государственных служащих и военнослужащих, проблемам безопасности профильными комитетами Федерального Собрания РФ, органами исполнительной власти, в деятельности Вооруженных сил и иных военно-силовых структур.

Рекомендации практического характера могут быть объединены в три группы.

Первая группа рекомендаций предназначена органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и может быть использована в подготовке законотворческих актов, а также в совершенствовании военно-доктринальных документов и теоретических положений военно-политической теории в России. Рекомендации нацелены на достижение в ходе реформирования Вооруженных сил РФ и правоохранительных структур более прочной связи теории и практики в деятельности органов военно-политического управления и военных кадров.

Вторая группа рекомендаций касается процесса реформирования военно-политической сферы. Предлагается провести уточнение задаваемых (в первую очередь - Генеральным штабом ВС РФ) ежегодных заказов на проведение комплексных научно-исследовательских работ; учесть воздействие государственно-церковных отношений при совершенствовании организационно-штатной структуры Вооруженных сил, прежде всего, органов воспитательной работы; начать подготовку совместных решений в области организации сотрудничества между органами военно-политического управления и духовными управлениями мусульман по вопросам военно-патриотического воспитания, подготовки военных религиоведов. Представляется, что политологическая проблематика во взаимосвязи с Церковью может быть темой не одного последующего научного исследования, в том числе по философскому, педагогическому, психологическому, религиоведческому, юридическому, историческому, информационному профилям.

Третья группа рекомендаций может быть использована в учебном процессе в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, других военно-силовых структурах. При подготовке, в ходе переподготовки и повышении квалификации преподавательского и офицерского состава могут быть существенно расширены учебные планы за счет включения в них спецкурсов по следующей тематике: влияние государственно-церковных отношений на обороноспособность; государственно-церковные отношения в РФ: история, теория, механизмы, военно-политические аспекты; христианское сектантство и его политическое содержание.

Один из спецкурсов разработан и реально прочитан автором на академических курсах Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, а отдельные темы изучены с адъюнктами названной академии. Вариант тематического плана по спецкурсу представлен в приложении 14.

В значительной мере в подготовке слушателей и курсантов военно-учебных заведений как будущих воспитателей и специалистов к работе с местным населением в местах службы будет способствовать активное привлечение их к участию в научно-исследовательской работе, к написанию рефератов по государственно-церковной проблематике, регулярным выступлениям на конференциях, семинарах, деловых играх, практикумах-тренингах, проводимых как в учебных заведениях, так и в войсках.

Развитие основных теоретических положений сущности государственно-церковных отношений, проблем и механизма влияния на обороноспособность Российского государства привлекает внимание диссертанта, входят в круг его научных интересов и в дальнейшем будет разрабатываться. Автор отдает себе отчет в том, что некоторые теоретические положения и обобщения диссертационного исследования нуждаются в организационной, научно-теоретической и информационно-аналитической шлифовке.

Автор полагает, что есть смысл в разработке соответствующих тем, по-свящённых содержательной характеристике государственно-церковных отношений в своём влиянии на обороноспособность государства, механизме этого влияния и реализации в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Сделанные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, и всё же их учёт в деятельности государственных и общественных органов, военно-учебных заведений способствовал бы оптимизировать влияние государственно-церковных отношений государства на обороноспособность России, на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Скокло, Владимир Владимирович, 2004 год

1. Армия и религия / Информационное пособие-справочник // М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ, 1994.

2. Байдаков A.B. Словарь-справочник: православное духовенство русской армии и флота (вторая половина XIX -начало XX века). М.: ГА ВС, 1994.

3. Библия. Синодальное издательство. М., 2001.

4. Гуськов М.Д., Ивашко М.И. Православие и российское воинство. М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 1994.

5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе русской Православной Церкви 18.02.1997г. // Сообщение для органов информации 18.02.97 г. -М., 1997.6. Конституция РФ.-М., 1993.

6. Кудашлин А. В., Фатеев К. В. Комментарий Федерального закона «О статусе военнослужащих» / Под общ. Ред. В. Т. Стрекозова. -М.: Спарк, 1998.

7. Материалы Первой Всероссийской конференции «Армия и Церковь: с верой в будущее России» // Ориентир. -1995.-№1.

8. Николай. Митрополит Крутицкий и Коломенский. Речи о мире. 3-й выпуск (1955-1957). Московская Патриархия. -1958.1. Дополнительная.

9. Религия в современном мире. 1992. -№ 6 (25). - Декабрь.

10. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 6. 03. 1998.

11. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19, 09. 1997.

12. Чугунов В.М. Армия и религия. Учебное пособие, Монино, 1996 г.

13. Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М., 1912.

14. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ1. ДИСЦИПЛИНАМИ

15. К проведению занятий привлекать священнослужителей Русской Православной Церкви, обладающих положительным опытом духовно-нравственного воспитания людей и реабилитации жертв духовного и психического насилия.

16. Самостоятельную работу слушателей направлять на углубленное изучение Священного Писания Ветхого и Нового заветов, трудов отечественных и зарубежных богословов, психологов и философов.

17. Итоговую аттестацию слушателей, изъявивших желание продолжить обучение в образовательных учреждениях Русской Православной Церкви, проводить совместно с представителями соответствующих учебных заведений в форме собеседования или защиты реферата.

18. Адъюнкт кафедры № 31 подполковник В.СКОКЛО» 2003 г.2151. ТЕЗАУРУС1

19. Автокефалия (греч. самовозглавление) — независимый статус поместной национальной церкви, имеющей собственного предстоятеля (патриарха или митрополита).

20. Адепт — 1) посвященный в какие-либо учения и тайны культа; 2) ревностный приверженец культа. В настоящей книге используются также близкие понятия сектант, культист, член культа или секты.

21. Вера — внутренне осознанная духовная связь, сознательное и добровольное общение, взаимодействие личности с объектом (духом) поклонения; получение таким путем духовного знания, умения и опыта.

22. Вероисповедание технологический процесс, средства, методы объявления и распространения (исповедания) словами и делами любого вероучения.

23. Вероопределение 1) в общем смысле - сформулированная истина какой-либо веры; 2) в высшем смысле - богоустановленная истина веры, сформулированная, утвержденная и подтвержденная Вселенскими Соборами, а также принятая всей полнотой Православной Церкви.

24. Государственно-церковные отношения в России — совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений, с одной стороны, институтов государства, с другой —

25. Евхаристия (греч. — благодарение) — одно из важнейших таинств Церкви. Вечеря Господня, на которой хлеб и вино притворяются в истинные тело и кровь господа Иисуса Христа. Принимая их, верующие соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.

26. Зло — отвержение, ложная подмена, отсутствие добра.

27. Иерей — греческое наименование священника (архиерей — епископ).

28. Конфессия — комплекс устойчиво взаимодействующих общественных религиозных организаций, находящихся в структурно-функциональной соподчиненности, на основании одного вероучения, духов, духовности; веры; верующих людей (адептов) и явлений.

29. Литургия (греч. — общее дело, общее служение): 1) общее название для всякого богослужения; 2) служба, центром которой является таинство Евхаристии (см.).

30. Мощи (слав. прах, мертвое тело): 1) всякое тело усопшего; 2) останки святых, в каком бы виде они ни сохранились.

31. Отпевание так в просторечии называется чин молитв над умершим.

32. Панихида моление об упокоении усопших.

33. Патриарх епископ, возглавляющий поместную автокефальную (см.) церковь.

34. Предстоятель епископ (или священник), совершающий Евхаристию, а также глава поместной автокефальной (см.) Церкви.

35. Псевдорелигия (ложная религия) — религия, основанная на частичном или ложном вероучении.

36. Религиозность — 1) склонность (сознательная или безотчетная) подавляющего большинства людей к участию в религиозных и ритуальных обрядах; 2) принадлежность кого-либо или чего-либо к какой-нибудь религии.

37. Свобода воли способность человека к внутреннему самоопределению в своих предпочтениях и желательных действиях, в том числе в религиозной сфере.

38. В Европе исторической вехой на пути утверждения «свободы совести» стал Нантский эдикт 1598 года — указ французского короля Генриха IV, законодательно закрепивший в католическом государстве право на протестантское вероисповедание.

39. Традиционная религия — социально и культурообразующая религия, внесшая заметный и устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа, государства, человечества.

40. Традиционная созидательная религия — традиционная религия, внесшая заметный и устойчивый позитивный (созидательный) вклад в историю, традиции, культуру, язык и самоосознание народа, государства, человечества.

41. Церковь (общие светские определения) — 1) дом, здание, место сбора; 2) дом молитвы, религиозных собраний и обрядов; 3) любое собрание людей; 4) религиозное собрание людей; 5) всякое общество верующих в Бога и Христа.

42. Язычество совокупность вероучений, возникающих в народе через харизматических лидеров и основанных: на принятии ложных богов (идолов, кумиров) через вымыслы и обольщения; на духовном своеволии и суемудрии; на поклонении чему-либо или кому-либо в мире.

43. Язычник последователь любого языческого вероучения.2231. БИБЛИОГРАФИЯ

44. Агафонов Ю.А., Визнер С.В., Самышев С.К., Шило С.И., Щербакова Л.И. Основы политологии. Учебное пособие. Р/н/Д., 2000. - 448 с.

45. Азаров В. Религиозный фактор и военная безопасность России // Ориентир. 2003. -Ко!.-С. 14-17, - № 2. - С. 34-37.

46. Актуальные проблемы национальной безопасности России. Учебное пособие / Под общей редакцией В.Ф.Нщевича. — Саратов. — 2002. 325 с.

47. Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма. Екатеринбург, 1998.

48. Армия и политика (офицерский корпус в политической жизни России 1900-1916 гг. Документы и материалы). Т. 1 / Составитель Панов А. И. — М- 2002. -720 с.

49. Афонин А.И. Политические основы патриотизма и его формирование в офицерском корпусе Вооруженных сил Российской Федерации: Авто-реф. дис. .канд. полит, наук. — Монино, 2003. 187 с.

50. Ахмедов А.А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., 1985.

51. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России (историко-методологический анализ): Дис. .канд. филос. наук. М., 1993.

52. Байдаков А.В. Православное духовенство российской армии и флотавторая половина XIX начало XX в.): Дисканд. истор. наук. — М,1995.

53. Балагушкин Е.Г. Структуры религиозной деятельности // Вопросы научного атеизма. М., 1989. - № 39.

54. Баскаков Д.О. Средства массовой информации как фактор формирования политического сознания государственных служащих: Автореф. канд. .полит, наук. -М., 2003.12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.