Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян: этнополитические интенции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Бусаргин, Роман Викторович

  • Бусаргин, Роман Викторович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 142
Бусаргин, Роман Викторович. Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян: этнополитические интенции: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Саратов. 2006. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Бусаргин, Роман Викторович

Введение.

Раздел I. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ.

Раздел II. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СОЦИАЛЬНО

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Раздел III. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

РЕШЕНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние информационных технологий на массовое сознание россиян: этнополитические интенции»

Актуальность темы исследования. Массовое сознание в исторической перспективе стало объектом научного осмысления сравнительно недавно, чуть более столетия назад. Отечественная наука выделила данное социальное явление в качестве самостоятельного объекта исследования еще позднее - во второй половине XX века. При этом в XIX-XX вв. и в новейшее время феномен «массовости» сознания людей и связанные с ним явления получили настолько широкое распространение, что стали глобальным фактором, в значительной степени определяющим облик современной человеческой цивилизации в целом.

В последние годы, развитые страны движутся к информационному обществу, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества.

В свою очередь, осуществляемый переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие, управление обществом вызывает социально - экономические сдвиги в обществе и воздействует на все сферы человеческой жизнедеятельности. Рост политической активности населения, ломка традиционных стереотипов общественного сознания, не устоявшаяся структура политических интересов связаны пока со слабым механизмом функционирования информационных коммуникаций, что в свою очередь снижает полноценное политическое участие граждан в вопросах политической модернизации и развития страны. В таких условиях возрастает потребность в создании эффективного механизма -прогнозирования и моделирования социально-политических процессов с применением информационных технологий.

Процессы массовизации, механизмы их возникновения и изменения требуют целенаправленного изучения и научного объяснения, поскольку понимание их роли и функций, влияния на изменения социума становятся сегодня решающими условиями успешной деятельности в этой важной сфере человеческого бытия. Процессы, зарождающиеся в недрах современного российского массового сознания, находят свое выражение в различных общественных проявлениях, в том числе и таких, как социальная апатия и агрессия, социально-политическое безразличие, этнофобия и ксенофобия, массовые культы и психозы. Без выявления закономерностей и сущностных черт массового и этнополитического сознания невозможно адекватно описать и понять глубинные процессы, протекающие в современном российском обществе.

Россия только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Приходится констатировать, что на уровне регионов сегодня мало квалифицированных специалистов знакомых с новейшими информационными технологиями, в управлении отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.

Следует отметить, что и гуманитарные науки на сегодняшний день пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определить новейшие интенции массового сознания вообще, и этнополитические в частности, в постсоветском обществе и понять их сущность. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационных технологий, массового, этнополитического и культурного (в широком смысле) сознания не являются приоритетными для отечественной политической мысли. Остается проблемой информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений в различных сферах государственного управления. В этой связи постановка проблем более полного вовлечения информационно-аналитических ресурсов в процессы государственного управления является актуальной задачей на государственном уровне.

В связи с изложенным представляется, что «массовость» (и этнополитическое» как проявление массового сознания), являются глобальным социальным феноменом, заслуживающим того, чтобы стать объектом пристального изучения для общественных наук и, особенно, политологии. Более того, модели регионального управления социально-политическими процессами только начинают формироваться, поэтому сегодня особенно важны попытки обобщения управленческой практики, с применением новых информационных технологий, направленных на поиск оптимальных путей регионального развития. Таким образом, стремление к пониманию места и возможностей информационных технологий в решении этнополитических проблем региона представляется весьма своевременным. Это и определило актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические проблемы становления и развития информационного общества, воздействие информационно-коммуникационных технологий на управление политическими, общественными процессами уже нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Однако, перед любым исследователем когерентности информационных технологий и массового сознания встают следующие вопросы: во-первых, это недостаток источников, рассматривающих понятия «массовое», «этнополитическое» сознание с политических позиций, при широком их использовании в прикладных социологических исследованиях и даже при апелляциях к обыденному сознанию. Во-вторых, это огромное количество подходов к определению понятия «массовости» в сознании, которое ставит исследователя перед проблемой выбора методологических оснований видения социальной реальности.

С другой стороны, проблематика оценки роли и места информационных технологий в современном обществе представлена глубокими исследованиями западных ученых: У.Эко, Д. Кукка, Ж. Делеза, А. Крокера, а также в работах отечественных авторов И.П. Ильина, В.А. Кутырева, А.В. Гулыги, В.А. Шашинского. Так же в зарубежной литературе информационная деятельность рассматривается в качестве самостоятельной проблемы, ее отдельные аспекты анализируются в процессах становлении информационного общества. М. Эрл, Э. Фридман, Дж. Кэнн в своих работах анализируют роль информационной индустрии в развитии общества, рассматривают двуединый процесс информатизации и становления информационного рынка в современных условиях. Вопросы формирования информационного общества в России рассматривают Г.JI.Смолян, Д.С. Черешкин.

Проблема реального массового сознания и его особого носителя, массового человека, возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже XVIII-XIX веков. Особенно понятие «массовое сознание» распространилось к концу данного столетия благодаря считающимся классическими трудам Г. Тарда, Г. Лебона, Ш. Сигеле и У. Макдауголла. Хотя в этот период термин имеет больше описательный, скорее образный характер, в основном лишь подчеркивая масштабы проявлений «массовости» сознания. Серьезный вклад в развитие теории «массового сознания» внес Э. Дюркгейм, его ученики и последователи, среди которых в первую очередь следует назвать М. Мосса, К. Леви-Строса, М. Гране, Л. Леви-Брюля.

Н.Луман, Ю.Хабермас, Д.Остин, Д.Томпсон, А.Филлипова рассматривают процессы коммуникации в информационном пространстве. Функции политической идеологии, как разновидность коммуникации, направленной на поддержание политического сообщества и ее дифференциации рассмотрены в работах Г. Лассуэлла. Анализ информационного фактора политической модернизации представлен в работах К. Германа, В. Дахина, Ю. Нисневич.

Анализ научной литературы, проведенный автором диссертации, показал, что отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением массового и этнополитического сознания, пока не смогли получить систематизированных результатов в описании этих чрезвычайно многообразных и динамичных социальных феноменов. Особенностью наличной ситуации в данной области гуманитарного знания является недостаточное использование принципа системности в подходах специалистов.

Общая теоретическая и эмпирическая неисследованность данного явления во многом связана с тем, что оно, в силу своей масштабности и всеобъемлемости, по-прежнему представляет собой новый предмет для политологии. Настоящая работа в определенной мере компенсирует пробел в целостном походе к исследованию взаимосвязи информационных технологий и массового сознания, выявляет сущностные характеристики этнополитических интенций.

Так же и влияние информационных технологий на управление этно-политическими процессами не стали предметом комплексного исследования российских ученых. В теоретических вопросах исследований недостаточно раскрыты экономические, социальные, политические функции информации, не определено понятие единого информационного пространства, порядок формирования основных информационных ресурсов. Не изучен в полной мере механизм воздействия информационных технологий на решение этно-политических проблем в регионах. Таким образом, все сказанное обусловило выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение степени влияния информационных технологий на массовое этнополитическое сознание россиян.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

• выявить сущности понятий «массовое сознание», «общественное сознание», «этнополитическое сознание», «информация» определение их содержания;

• исследовать генезиса этнополитического сознания россиян в постсоветскую эпоху;

• выявить и определить роль социально-политической функции информации в формировании этнополитического сознания;

• проанализировать практический опыт внедрения информационных технологий в региональный социально-политический процесс;

• разработать теоретические рекомендации по эффективному функционированию информационных технологий в практической деятельности.

Объект исследования - массовое сознание как компонент современной этнической структуры российского общества.

Предмет исследования - степень влияния информационных технологий на этнополитические процессы в регионах, их роль в эффективной информационной поддержке решения актуальных региональных проблем.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужил системно-комплексный подход, сочетающий структурно-функциональный, диалектический, герменевтический, феноменологический методы. Данный подход позволяет выявить различные сущностные аспекты массового и этнополитического сознания в их диалектической взаимосвязи, преодолеть ограничения, присущие эвристическим возможностям отдельных методологических направлений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области политической теории, политических процессов, теории управления, политических и информационных технологий, а также смежных научных дисциплин -философии, социологии, экономики, психологии, информатики.

При решении исследовательских задач применялись общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза, сравнительно-типологический и конкретно-исторические подходы. Использованы социально-философские, политологические, социологические и иные разработки как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Важной методологической концепцией для нашей работы является теория технологического развития информационного общества Д.Белла и его последователей М. Эрла, Э. Фридмана, Дж. Кэнна. Вопросы формирования информационного общества в России рассматривают Г.Л.Смолян, Д.С. Черешкин.

В диссертации для исследования чрезвычайно объемного, сложного, противоречивого и изменчивого феномена «массовости» сознания применяется системный анализ массовых интенций. Применяемая методология позволяет, с одной стороны, исследовать диалектику внешне-объектного в сфере «массовости», а с другой - выявить субъектно-активные, атрибутивные характеристики и интенции массового и этнополитического сознания.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010» и региональные программы по информатизации органов управления. Другими источниками информации послужили государственные и ведомственные документы по проблемам государственного управления, монографии, периодические публикации и материалы по использованию информационных технологий в управлении социально-политическими процессами, законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов.

Источниковую базу исследования дополняет вторичная социологическая информация: данные социально-политических исследований института социологии РАН, ВЦИОМ, ФОМ, Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург), Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, данные, полученные в ходе исследований коллектива саратовских социологов под руководством профессора С.И. Замогильного; Центра информационноаналитического и социологического обеспечения госслужбы Поволжской академии государственной службы им. П.А.Столыпина.

Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа означенного нами предмета, решения поставленных в диссертационном исследовании задач и достижении цели.

Научная новизна работы заключается в следующем: дан развернутый авторский анализ и определено научное содержание понятий «массовое сознание», «общественное сознание», «этнополитическое сознание», «информация»; подвергнут общенаучной рефлексии феномен этнополитического сознания россиян в постсоветскую эпоху; выявлена и определена роль социально-политической функции информации в формировании этнополитического сознания; проведен анализ и систематизирован практический опыт внедрения информационных технологий в региональный социально-политический процесс; разработаны авторские теоретические рекомендации по эффективному функционированию информационных технологий и их внедрению в практическую деятельность.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, формулируемые автором как положения, выносимые на защиту.

1. В гуманистической мысли массовое сознание уже на этапе Античности рассматривается как самостоятельная реальность. В дальнейшем понятия «массовое сознание» и «общественное сознание» начинают обозначать разные реалии в их диалектическом взаимодействии. Массовое сознание в широком смысле включает в себя все формы проявления массовости - этнополитическое, религиозное, общественное и другие виды «общего» сознания. Массовое сознание в узком смысле является способом группового восприятия и представления; для него характерно отсутствие какой-либо постоянной структуры, иррациональная изменчивость, высокая скорость изменений, нетождественность классово-стратовой структуре общества, противостояние и враждебность государственно-политической системе (возможно, всей традиционной культурно-цивилизационной системе).

Общественное сознание - это способ коллективного понимания окружающей реальности, характеризующийся достаточно четкой структурированностью и устойчивостью представлений, определенным выражением в течение длительных временных периодов, наличием стабильных групп носителей-субъектов, гармоничной синхронизацией с другими формами сознания и общественного бытия.

Массовое, этнополитическое, общественное сознания диалектически взаимосвязаны и составляют динамическую систему, характеризующуюся структурностью, иерархичностью, информационной целенаправленностью. Информация - это уникальный ресурс, сведений об окружающем мире, объектах, явлениях, процессах, уменьшающих степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденная от их создателя, ставшая сообщением и переданная через каналы общественной коммуникации.

2. Сущностью генезиса сознания россиян в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса стало преобладание массового сознания над общественным, рост влияния этнических и национальных факторов в сознании современных россиян.

Общий континуум современного российского этнополитического сознания распадается на три основных потока: славянский, тюркский и кавказский. Характерным для всех трех групп является стремление к самоидентификации, установлению новых маркеров для «своих» и чужих», зарождение новых этнополитических чувств и идей. Среди славянских групп преобладают процессы разрушения старых национально-государственных стереотипов, при этом внутри славянских масс зарождаются новые этнические чувства (на основе разрушающейся славянской нации-государства формируются новые этносы). Для славянских групп характерным становится чувство неуверенности, тревожности.

Для тюркских и кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом в сознании исламского населения на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама». Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий доминирующих исламских групп.

Активизация этничности ведет к дальнейшему дроблению тюркских и кавказских народов, стремлению установить многочисленные межэтнические границы, обособиться друг от друга. Активизация же религиозности ведет к преодолению межэтнических границ, началу объединения тюркско-кавказских этнических групп в единый национально-государственный суперэтнос.

3. Информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны.

Наличие в регионе развитой системы информационно-технического обеспечения взаимоотношений органов власти и гражданского общества позволяет создать единое информационное пространство района, города, региона, что обеспечивает прозрачность и демократичность управленческих решений. Существование в регионе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти обеспечивает оптимальное решение комплексных задач по управлению в частности этнополитическими реалиями и повышает эффективность процессов гармонизации социальной системы на всех уровнях.

Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это в свою очередь диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы.

Теоретическая значимость проведенного анализа заключается в опыте системного обобщения, социально-политического осмысления накопленной в результате различных исследований информации по вышеуказанным проблемам. Полученные результаты и выводы позволяют уточнить и подвергнуть критике некоторые устоявшиеся среди исследователей теоретические постулаты и штампы в отношении понятий «массовое» и «этнополитическое» сознание, характера и форм их взаимосвязи.

Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут составить основу принятия решения при внедрении механизма информационных технологий в управление социально-политическими процессами субъектов РФ.

В методологическом и практическом плане значимость настоящего исследования заключается в том, что изложенные в работе представления о влиянии информационных технологий на формирование этнополитических интенций в массовом сознании современных россиян позволяют разрабатывать теоретические модели развития российского общества, прогнозировать направленность его изменений, их характер и результаты.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, методологические подходы, практические результаты, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании излагались и обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях «Современный город: социокультурные и экономические перспективы» (Саратов, ноябрь, 2003 г.); «Социальные идеалы в стратегиях общественного развития» (Саратов, ноябрь 2004 г.). Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Власть и этноконфессиональные процессы в Нижнем Поволжье: история и современность» (Саратов, декабрь, 2005.); Всероссийской научно-практической конференции «Развитие партнерских отношений государства, гражданского общества и бизнеса» (Саратов январь-февраль 2006.).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии, социальной политики и регионоведения Поволжской Академии государственной службы им. П.А.Столыпина и рекомендована к защите.

По теме исследования опубликовано 4 работы общим объемом 3,7 усл.печ.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Бусаргин, Роман Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах.

Мощный импульс, под час драматический, идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего российского общества к проблемам антропотока. Мировое сообщество, особенно Западная Европа и Российская Федерация, преодолевая вызовы времени, стоят перед решением общего социально-этнического вопроса: как сохранить себя, свои культурные образы и традиционную идентичность.

Географическое положение между Европой и Азией определяют этническую составляющую миграционных потоков, проходящих через Приволжский федеральный округ (ПФО). Саратовская область, входящая в ПФО, исторически полиэтнична. За минувшее десятилетие она устойчиво теряет только два народа: евреев и немцев, но является «принимающей стороной» и для внутренних нерусскоязычных мигрантов, и для мигрантов-представителей коренных национальностей стран СНГ. Именно эти реалии диктуют необходимость пристального внимания к вопросу адекватности форм интеграции «чужих» в принимающее сообщество. По данным доклада Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа в Саратовской области четверть миграционного потока составляют представители мусульманской идентичности: узбеки, таджики, туркмены, казахи, а так же переселенцы из Дагестана и Чечни.

Но история являет различные примеры способов регионализации как глобальной, так и локальной социосреды. В качестве стержня современной регионализации мира вообще и отдельного региона в частности все чаще выдвигаются социокультурные характеристики, которые менее подвижны и переменчивы, чем идеологические, политические или экономические. По меткому высказыванию С. Хантингтона «коммунисты могут стать демократами, богатые бедными, и наоборот, но русские не могут стать эстонцами, а азербайджанцы - армянами. В классовых и идеологических конфликтах ключевой вопрос был: «На чьей ты стороне?». В межцивилизационных конфликтах - «Кто ты?». Это - данность, которая не может быть изменена»53.

Наше убеждение в том, что региональная дифференциация социума (особенно полиэтничного) неизбежна, подкрепляется тем, что «святыни и ценности», составляющие устои повседневного общежития этнических сообществ обладают статусом порядка социальной исключительности. А дифференициация обусловлена тем, что человеческим сообществам свойственна внутренняя коллективная жизнь. Именно эта внутренняя жизнь всегда несет в себе элементы порядка социальной исключительности.

Порядки социальной исключительности представляют собой работу социально-исторического помятования, себя-именования и себя-определения сообществ для себя и других. «Материалами» в которых воплощается самоидентификация выступают язык, территория, различные

53 См.: Хантингтон Дж. Ол. С. Ф. Столкновение цивилизаций // Полис 1994., № 1. формы искусства, техники, а также формы и нормы повседневной организации труда, быта, отдыха, формы и нормы этнического поведения, обусловленные ментальным полем культурно-этнических констант.

Процессы, зарождающиеся в недрах современного российского массового сознания, находят свое выражение в различных общественных проявлениях, в том числе и таких, как социальная апатия и агрессия, социально-политическое безразличие, этнофобия и ксенофобия, массовые культы и психозы. Без выявления закономерностей и сущностных черт массового и этнополитического сознания невозможно адекватно описать и понять глубинные процессы, протекающие в современном обществе. В историко-философской мысли массовое сознание уже на этапе Античности рассматривается как самостоятельная реальность. В дальнейшем понятия «массовое сознание» и «общественное сознание» начинают обозначать разные реалии в их диалектическом взаимодействии.

Массовое сознание в широком смысле включает в себя все формы проявления массовости - этнополитическое, религиозное, общественное и другие виды «общего» сознания. Массовое сознание в узком смысле является способом группового восприятия и представления; для него характерно отсутствие какой-либо постоянной структуры, иррациональная изменчивость, высокая скорость изменений, нетождественность классово-стратовой структуре общества, противостояние и враждебность (возможно - равнодушие/патриотизм) официальной государственно-политической системе (возможно, всей традиционной культурно-цивилизационной системе).

Общественное сознание - это способ коллективного понимания окружающей реальности, характеризующийся достаточно четкой структурированностью и устойчивостью представлений, определенным выражением в течение длительных временных периодов, наличием стабильных групп носителей-субъектов, гармоничной синхронизацией с другими формами сознания и общественного бытия.

Этнонациональное сознание является особым этапом в генезисе массового сознания, предшествующим общественному сознанию. Оно представляет собой осознание социальной общностью на основе этнонационального чувства этнообразующих образов и вызовов в виде идей, теорий, концепций. Оно развивается в сложную систему, сущностной чертой которой является выработка программы движения общности к этнонациональной цели.

Сущностью генезиса сознания россиян в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса стало преобладание массового сознания над общественным, рост влияния этнических и национальных факторов в сознании современных россиян.

Констатируя подобные явления, полагаем, что России необходимо «научиться» регулировать и контролировать процессы межэтнического социального взаимодействия и общения, и одну из ведущих ролей в этом стремлении должны взять на себя информационные технологии свободные от ксенофобии, русофобии, чеченофобии и прочих фобий. Мы убеждены, что богатство этнической структуры общества предъявляет особые требования к коммуникации, осуществляемой в рамках политической системы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Бусаргин, Роман Викторович, 2006 год

1. Абдулатипов Р. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996.

2. Абдулатипов Р.Г. Болтенкова Л.Ф. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1992-1993. Книги 1. 2.

3. Абдулатипов, Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России: М.: Славянский диалог, 2000.

4. Абдулатипов, Р.Г. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе // Спецназ России (общественно-политическое издание). 2002. №5

5. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя. 2001.

6. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. -1988.-№7,9.

7. Авксентьев В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

8. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.

9. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж. 2005.

10. Азиатская Россия / под общ. Рук. Г.В. Глинки. СПб., 1914. - Т. 1-3.

11. П.Александров В.А. Политика Российского правительства понациональному вопросы (середина XVII XVIII вв.) // Национальная политика в России. Кн. I. М., 1992.

12. Алексахина Н.А. Национально-языковая ситуация в РФ // Этнополитический вестн. России. 1995. №6.

13. Алексеев Н. Духовные предпосылки евразийской культуры. М., 2000.

14. Амелин В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80-90-х годов. М., 1993.

15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс, 2001.

16. Арутюнов С.А. Малочисленные народы России // Этнополитический вестн. России. 1995. №4.

17. Арутюнов С.А. Этничность объективная реальность // Этнографические обозрение. 1995. №5.

18. Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве. СОЦИС, 2001,№11

19. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс-Академия, 1992.

20. Аствацурова М., Тэпс Д. Чеченская диаспора в России. СОЦИС, 1999, №2

21. Аутвейт У. Законы и объяснения в социологии // Модели объяснения и логика социологического исследования. В кн.: Социо-Логос. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991.

22. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997.

23. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

24. Барт Р. Война языков // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

25. Батаева Т. В. Национально-государственное устройство России: история и современность. М.: Изд-во РУДН, 2001.

26. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Мысль, 1993.

27. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. // Технологии информационного общества 98 Россия.

28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.

29. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М., 2005.

30. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

31. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 2001.

32. Боффа Дж. История Советского Союза. В 2 Т. М., 1991.

33. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса 19641994. М., 1996.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

35. Бубер М. Два образа веры. М., 1999.

36. Булдаков В. Кабанов В.Диктатура доктрины // Родина, 1992, № 3.

37. Бурдье П. О телевидении и журналистике // Экономическая социология. Т. 6, № 3, 2005.

38. Бурмистрова Т.Ю., Гусакова А.С. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России 1905-1917 гг. М., 1976.

39. Буховец О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма. Минск, 2005.

40. Бхаскар Р. Общества // Социо-логос. I. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.

41. В движении добровольном и вынужденном: постсоветские миграции в Евразии / Под ред. А.Р. Вяткина. М., 1999.

42. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

43. Вдовин А. И. Русский народ в национальной политике, XX век. / А.И.Вдовин, В.Ю.Зорин, А.В.Никонов. М.: Информ.-издат. агентство «Русский мир». 2003.

44. Вебер М. Город. Избранное. Образ общества. М., 1994.

45. Вебер М. Избранные произведения, М.: Просвящение, 1990.

46. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь Москва, 2000.

47. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб.,2000.

48. Верховский А. Ввведение // Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002.

49. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995.

50. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. М., 1989.

51. Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом. Мир России, 2001,№2

52. Володин Э. Фашизм для России // Российская Федерация. 1995. №8.

53. Ганцева Д. Этническая пресса в «простреливаемом» пространстве / Российская пресса в поликультурном обществе. М.1999.

54. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

55. Геллнер Э. Посттрадиционные формы в исламе: бега и торговля, голоса избирателей и арахис // Конференции / Форум мировой политики «Двадцать лет, которые изменили мир». Турин, 4-6 марта 2005 г.

56. Гербер О. А. Национальная политика в России: историко-политологический обзор. Новосибирск: СибУПК, 2001.

57. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994.

58. Градовский А.Д. Национальный вопрос. СПб., 1977.

59. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1990.

60. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL, 1989.

61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Римскому. М., 1991.

62. Дарендорф Р. «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» М.: Наука, 2005.

63. Дауев С. Чечня. Коварные таинства истории. М.,1999

64. Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.

65. Доронченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX-XXI веков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13-15 мая 1998. Орел, ГТУ, 1998.

66. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1999.

67. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

68. Ерасов B.C. Религия, культура и цивилизация на Востоке. М., 1990.

69. Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы и противоречия развития. М., 1995.

70. Землянова JI.M. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М.: Изд-во МГУ, 1995.

71. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 1998.

72. Зорин В. Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ: автореф. дис. / Зорин В.Ю. ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2003.

73. Зорин В.Ю. Национальная политика в России; История, проблемы, перспектива. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.

74. Зубов А.А. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии // Этнографическое обозрение. 1996. №1.

75. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

76. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

77. Илларионова Т. Этническая группа. М., 1994.

78. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

79. Ильин В.В.,Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. М. 1996.

80. Ильясов Ф. Еще раз о языке респондента и языке анкеты // Социс.1987, №5. С. 138.

81. Ионнн Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: РГГУ, 1996.

82. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

83. Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация // Отечественная история. -1992.-№4.

84. Исаев И.А. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. - № 5.

85. История Отечества: люди идеи, решения. Очерки истории Советского государства. В 2 Ч. М., 1991.

86. История Отечества: Энциклопедический словарь / Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. М., 1999.

87. История теоретической социологии. М.: КАНОН + РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ» 2006, том 2.

88. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.

89. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2201. № 1.

90. Кара-Мурза А. Как возможна Россия. М., 1999.

91. Карасик В.И. Практическая психология. СПб.: Университетская книга, 1992.

92. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 2000.

93. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. М., 2005.

94. Ковалевский М.М. Этнография и социология. М., 2004.

95. Козлов В.И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6.

96. Кокшаров Н.В. Культура и этничность. СПб., 1998.

97. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах: Мат-лы междунар. конф. 1993 г. М., 1994.

98. Корбут А.В., Сазонов В.В., Тарасов Е.Ф. Использование контент-анализа для исследования массовых коммуникаций // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 2000.

99. Корнеев K.JI. Национальные отношения. Их место и роль. Элиста. 1999.

100. Корнилов М.Н. Герои и жанры массовой культуры Японии. // Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН РАН, 2000.

101. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. (Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа). М.: Педагогика-Пресс, 2004.

102. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. J1., Изд-во ЛГУ, 1990.

103. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. №5.

104. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

105. Куницына В. Этнические стереотипы // Психологический журнал. 1989, №5.

106. Куриков В.М. Стратегия выживания северных этносов. Екатеринбург, 1999.

107. Кцоева Г.У. Эмпирический опыт исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. №2.

108. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999.

109. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

110. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

111. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. № 5. С.28-44.

112. Леви-Стросс К. Мифологики в 4-х тт. СПб.: Университетская книга, 1983.

113. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С.46-54.

114. Леонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.

115. Леонтьев А.А. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды // Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. М. 2004.

116. Леонтьев А.А. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды // Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации.

117. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

118. Лосев А.Ф. Русская философия. // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991.

119. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 2005.

120. Лурия А.Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976.

121. Любавский М.К. Обзор русской колонизации. М.,1996.

122. Любавский М.К. Образование основной государственной территории великорусской народности: Заселение и объединение центра. Л., 1999.

123. Мавродин В. В. Образование единого Русского государства. Л., 1951.

124. Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1976.

125. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

126. Макеева Л. Правовой анализ нормативной базы по разжиганию национальной, социальной, религиозной нетерпимости и розни / Российская пресса в поликультурном обществе. СПб. 2004.

127. Малашенко А. Ксенофобия в постсоветском обществе // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

128. Малькова В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.

129. Маркова Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. М., 1996.

130. Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе / Материалы международной научно-практической конференции (март, 1998 г.) в 2-х частях. Саратов: Издательство ПАГС. 1998.

131. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. М., 1999.

132. Мельвиль А. Образ другого, образ врага // 50 / 50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.25-29.

133. Миграционная ситуация в странах СНГ // Под. ред. Ж.А. Зайончковской. М., 1999.

134. Миллс Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 2001.

135. Михайлов В.А. Принцип «воронки» или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. №5.

136. Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 2003.

137. Мокшев А. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения на него русских. СПб., 1990.

138. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЭР СЭ, 2001.

139. Национальная политика России: История и современность. М., 1997.

140. Национальная политика России: история и современность / Кулешов С.В., Аманжолова Д.А., Волобуев О.В. / Науч. центр «Руссика». М.: Рус. Мир. 2000.

141. Новая технократическая волна на Западе» М., 1986.

142. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: Наука, 1991.

143. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. М.: Радуга, 1991.

144. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

145. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994.

146. Перин P.JI. Психология национализма. СПб., 1999.

147. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.

148. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М., 1982.

149. Политическая история в партиях и лицах. М. 1993.

150. Политические партии России в контексте её истории. Ростов-на-Дону. 1998.

151. Поляновский B.C. Историческая память в этническом самосознании // Социологические исследования. 1999. №1.

152. Представительство / Национальная газета, 2002, № 6 7.

153. Проект / Национальная газета, 2001, № 4 5. с.Ю

154. Пути решения национального вопроса в современной России. М., 1999.

155. Разделит ли Россия участь Союза ССР? / Рук. авт. колл. Э.Л. Баграмов. М., 1993.

156. Религии мира. Энциклопедия. М., 1998.

157. Российская цивилизация. М., 1998.

158. Российский проект в глобальном контексте // Независимая газета. 11.04.2005162. Россия Чечня. М., 1998.

159. Россия и ее соседи: соотношение национальных интересов внутри СНГ. М., 1999.

160. Россия: центр и регионы. Вып. 3. М., 1999.

161. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. М., 1999.

162. Русские / Отв. ред. В.А. Александров. М., 1999.

163. Русские. Этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М, 1992.

164. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002.

165. Семенов Ю.И. Общество, этнос, нация // Этнополитический вестник России. 1995. №4.

166. Сикевич 3. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

167. Сикевич Э.В. Национальное самосознание русских. М.:1. Механик, 1996.

168. Симуш П. И. Искомая нация России: какая же? // Власть. 1998. N 8-9.

169. Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб, 1996

170. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. №1.

171. Скотт Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев: Внешторгиздат, 1991.

172. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

173. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 1994: от Горбачева до Ельцина. М, 1994.

174. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 1996. 2000.

175. Солдатова Г.У. Межэтническое общение, когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М, 1988.

176. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. // Соч. в 2-х т. М, 1989.-Т. 1.

177. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М, 1991.

178. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. JI, 1987.

179. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. М.: Ин-т Психологии РАН, 1999.

180. Татунц С.А. Уроки М.М. Ковалевского и Российский Кавказ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. №2.

181. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. М.: ИНИОН РАН, 2000.

182. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. М, 1997.

183. Ткачев В.И. Национальная безопасность России: основы теории, сущность, приоритеты. Саратов, 1998.

184. Ткачев В.И. Роль географического фактора в истории России. Саратов, 1996.

185. Толерантность: Сб. научн. ст. / Под ред. М.Б. Хомякова. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

186. Толерантность в контексте многоукладной российской культуры. Екатеринбург, 2001.

187. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1996.

188. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 2005.

189. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // СЗ РФ от 17 июня 1996 г., N 25, ст. ЗОЮ

190. Уолцер М. О терпимости. Пер. с англ. И.Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

191. Фетисова Т.А. Культура города, //Человек; образ и сущность. М.: ИНИОН, 2000.

192. Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. М., 1998. №6.

193. Фомичев П.Н. Социологические теории национализма. М., 1991.

194. Фробениус Л. Происхождение африканских культур. М.: Наука, 2003.

195. Фромм Э. Иметь или быть. СПб.: Белые альвы, 2003.

196. Хабенская Е. «Родная земля»: Образы территории в этническом самосознании российских татар // Ab Imperio. 2004. № 3.

197. Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации. СОЦИС, 2002, №5

198. Хаким Рафаель. Сумерки империи. Казань, 1993.

199. Хаксли О. Искусство и банальность. Д.: Политиздат. 1923.

200. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994. №1.

201. Харченко А.И. Системный анализ явления агрессии человек — человек. Исследовательский центр «HERWY». М., 2004.

202. Хобсбаум Э. Последняя утопия // Конференции / Форум мировой политики «Двадцать лет, которые изменили мир». Турин, 4-6 марта 2005.

203. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России. СОЦИС, 2001, №1

204. Цымбаев Н. И. Славянофильство. М., 1986.

205. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991.-Т. 1-2.

206. Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 1999.

207. Чернявская Ю.В. Роль этнической самооценки в самосознании народа. Личность. Культура. Общество. 2001, Т.З, Выпуск 4(10)

208. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис М., 2000. №2. С. - 80.

209. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1983.

210. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 2006.

211. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997.

212. Школа ненависти // Родина. 1990, № 10.

213. Шотинский Ю.М. Визуализация информации. М.: Изд-во Моск. унта, 1994.

214. Эбзеев Б.С., Карапетян JI.M. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3.

215. Экономика русской цивилизации. М., 1995.

216. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М., 1992.

217. Эткинд А. Индивидуализм, личность // 50 / 50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. ред. М.Ферро, Ю.Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.107-111.

218. Этническая мобилизация и межэтническая интеграция / Сост. и отв. ред. М.Н. Губогло. М., 1999.

219. Этнические стереотипы поведения. JL, 1985.

220. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М.: Радио и связь, 1996.

221. Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993.

222. Ядов В. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1972.

223. Ярская-Смирнова Е. Неравенство или мультикультурализм? // Высшее образование в России. 2001. № 4.

224. Ясперс К. Духовная ситуация времени. СПб.: Белые альвы. 2005.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.