Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат философских наук Овсянникова, Г.С.

  • Овсянникова, Г.С.
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 195
Овсянникова, Г.С.. Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта: дис. кандидат философских наук: 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма. Москва. 1984. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Овсянникова, Г.С.

Введение

Глава I. Художественная культура и ее возможности в формировании духовного мира молодого рабочего

§ I. Сущность и содержание художественной культуры

§ 2. Духовный мир молодого рабочего-мигранта и место в нем художественной культуры

§ 3. Художественная культура как средство воспитания молодого рабочего

Глава П. Пути, способы, формы развития духовного мира молодого рабочего-мигранта средствами художественной культуры

§ I. Включенность молодого рабочего в систему художественного образования.

§ 2. Роль основных каналов распространения культуры в формировании художественных вкусов рабочих-мигрантов

§ 3. Особенности формирования художественных интересов и потребностей молодых рабочих-мигрантов в культурной микросреде

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние художественной культуры на развитие духовного мира молодого рабочего-мигранта»

Актуальность исследования. По мере успешной разработки общих проблем коммунистического воспитания все более актуальным становится уяснение специфики воспитания в отдельных социально-демографических грушах нашего общества, изучение отдельных факторов, влияющих на эффективность воспитательного процесса.

Одним из таких факторов является художественная культура.

На июньском Пленуме ЦК ШСС 1983 года отмечалось: ". По мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь"*. Возрастание роли художественной культуры в воспитании нового человека становится закономерностью развития общества на этапе зрелого социализма.

Принципиально новая значимость художественной культуры для развития социалистического общества в целом и для формирования нового типа личности определяется реальными процессами в экономической, социально-политической и духовной жизни общества развитого социализма и прежде всего:

- богатым, постоянно развивающимся духовным потенциалом, предполагающим превращение культурных ценностей общества в фактическое достояние личности. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вме2 сте с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться" ;

- все более полным соединением достижений НТР с преимуществами

1. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М., Политиздат, 1983, с.20.

2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.63. социализма. Научно-технический прогресс в социалистическом обществе создает условия для развертывания всех человеческих способностей, прежде всего творческих, но и сам от них зависит. Современное производство испытывает потребность в работнике нового типа с широким культурным кругозором. От знаний, творческих способностей людей, их эстетических потребностей в значительной мере зависит полное развертывание производительных сил, решение вопроса качества выпускаемой продукции. В документах КПСС не раз отмечалось значение духовной культуры как одного из главных резервов экономического роста и важнейшего источника совершенствования образа жизни;

- обострением идеологической борьбы в современном мире, которую империалистическая пропаганда ведет с активным применением самых изощренных методов, с широким использованием художественной культуры. В связи с этим представляется важным исследование возможностей искусства в формировании убеждений и ценностных ориентации личности, в создании идейной сплоченности общества;

- увеличением свободного времени как необходимого условия для постоянного и интенсивного контакта человека с искусством, а значит для всестороннего и гармоничного развития личности. Однако реализация этой возможности требует как больших индивидуальных усилий личности, так и целенаправленных усилий общества, по воспитанию у индивида качеств, необходимых для полноценного культурного общения. Художественное развитие личности дает ей возможность самораскрываться и самоутверждаться в сфере свободного времени с наибольшей общественной и личной пользой;

- расширением сферы эстетического начала во всех областях жизнедеятельности человека, тенденциями перехода от экстенсивного к интенсивному развитию культуры;

- развитием системы массовой информации и пропаганды, технических средств тиражирования и трансляции художественных произведений;

- улучшением благосостояния советских людей и изменением структуры потребления.

Тесное взаимодействие культурной сферы с социальной и экономической областями развития социалистического общества свидетельствует о повышении значения вопросов художественной культуры в комплексном развитии страны и воспитании нового типа личности; способствует росту интереса широких общественных кругов к проблемам художественной культуры.

При всем многообразии социальных функций художественной культуры основное назначение ее в обществе состоит в формировании и развитии личности.

Художественная культура, развивая и обогащая личность, создает благоприятные условия для ее активного и деятельного участия в жизни общества, органически связывает деятельность личности с идеалами общества. Искусство способствует превращению общественных потребностей и интересов во внутренние, глубоко осознанные мотивы социальной активности личности. С поступательным движением социализма художественная культура оказывает все большее воздействие на сферу мотиваций, интересов, потребностей личности, определяет интеллектуальные и эмоциональные стимулы в общественной деятельности лвдей.

Художественная культура в значительной степени определяет культуру личности в целом. Результаты конкретно-социологических исследований показали, что для молодежи, обладающей высокой потребностью в искусстве, свойственна повышенная трудовая и общественная активность* .

I. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М., 1982, с.З.

Художественная культура является реальным механизмом формирования самого человека. Влияние художественной культуры на формирование личности не совершается автоматически. Этот процесс нуждается в систематической работе, опирающейся на точное знание особенностей функционирования художественной культуры в определенных социальных группах, знание уровня культурного развития субъекта.

Мы рассмотрим специфику воспитания средствами художественной культуры в такой социально-демографической группе как молодые рабочие-мигранты.

В количественном составе рабочего класса молодые рабочие составляют одну треть. Влияние и общая значимость рабочего класса будут расти по мере того, как будут расти его образованность и общая культура. Это означает, что все аспекты воспитания молодых рабочих и формирование художественной культуры в том числе имеют важнейшее социальное значение. К.Маркс подчеркивал, что "наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего по-«I коления" .

Для исследования социальная группа молодых рабочих-мигрантов нами выбрана не случайно.

В 80-ые годы в СССР особую актуальность приобрели вопросы совершенствования механизма управления миграционными процессами. В миграции населения нашей страны преобладают три процесса: I) движение населения в восточные и северные районы из обжитых частей страны; Z) непрерывный приток сельских жителей в города; 3) рост крупнейших городов как следствие интенсивных процессов урбанизации.

I. Маркс К. Инструкция делегатам Временного центрального совета по отдельным вопросам. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.16, с.198.

Установка XX/I съезда КПСС на ограничение нового промышленного строительства в европейской части страны связана с необходимостью более интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1982 году территориально-производственные комплексы Сибири дали 61% нефти по Союзу, 51% естественного газа, 20% угля, 18$ железной руды и обеспечили весь общесоюзный прирост нефти, газа, угля, производства тракторов^. Топливо, добываемое в Сибири, в два раза дешевле, чем в европейской части страны. Если в 1965 году нефти по Союзу добывалось 364 млн.тонн, то в 1982 году 876 млн.тонн; газа, соответственно, 150 млрд.м3 и 592 млрд.м3, и прирост этот обеспечир вается только за счет Сибири .

Осуществление комплексных программ по освоению природных ресурсов восточных и северных районов страны тесно связано с рациональным перераспределением трудовых ресурсов.

Новостройкам Севера и Сибири хронически не хватает кадров. Только на стройки Западно-Сибирского нефтегазового комплекса доставляются самолетами 20 тыс.человек в год из Татарии и Башкирии, из Белоруссии и Украины на две-три рабочие недели. В дальнейшем предполагается направлять в этот территориально-производственный комплекс по экспедиционно-вахтовому методу до 70-80 тыс.человек в год . Это огромные убытки для страны. А между тем из каждых четырех молодых рабочих, приезжающих на нефтяные промыслы Сибири, только один остается на постоянное жительство. В производственном объединении "Надымгазпром" при пяти с небольшим тысячах работающих

1. Народное хозяйство СССР в 1982 году. М., 1983, с.НО.

2. Там же, с.143.

3. Возняк В. Особенности развития UIK Сибири. - Вопросы экономики, 1981, № 5, с.61. ежегодная тысяча уезжающих дает три миллиона рублей убытка? Проблема закрепления кадров - главная проблема в развитии производственных комплексов Сибири и Дальнего Востока. Надо искать ключи к закреплению молодых рабочих-мигрантов на местах, знать, какое место занимают в этом процессе культурно-бытовые услуги.

Соответственно темпам добычи нефти и газа в Сибири, на Севере непрерывно и быстро растут новые города, население которых полностью составляют мигранты с южных, западных районов нашей страны. Только на территории Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса за последнее двадцатилетие появились города Нижневартовск, Сургут, Уренгой, Надым, Нефтеюганск, Урай.

Самыми трудными для адаптации мигрантов к новым условиям являются первые три года. И в этом процессе большое значение имеют не только экономические факторы, но и культурные услуги в новых городах, возможность культурного общения и проведения свободного времени. Необходимы знания о механизме адаптации мигрантов. Поэтому изучение социальной группы молодых рабочих-мигрантов и роли художественной культуры как эффективного механизма в адаптации их к новым условиям трудовой деятельности, социально-бытовой среде и к сфере общения заслуживает самого пристального внимания обществоведов.

В 80-ые годы резко возрастает значение миграции населения для решения народнохозяйственных и социально-экономических проблем в нашей стране и в связи со складывающейся демографической ситуацией.

Если до недавнего времени вступало в трудовую деятельность поколение начала 60-х годов, когда естественный прирост населения был самым большим 17,8 чел. (на 1000 чел.), то затем он постепенно снижался: в 1975 году составлял 8,8 чел., а в 1980 году всего 8 чело

I. Литературная газета № 41, 1983, 12 октября, с.13. век, причем произошла резкая дифференциация его по республикам: по РСФСР - 4,9 чел., по Латвийской ССР - 1,3 чел., Эстонской - 2,7 чел., Таджикской ССР - 29 чел., Туркмения, Узбекистан 26,4 человека*. Это приводит к трудоизбыточности таких районов как Средняя Азия, Закавказье, Северный Кавказ. Например, плотность населения Аццижанского сельскохозяйственного района Узбекской ССР составляет 353 чел. на км*% тогда как в Москве и Московской области - 318 2 чел. на км .В Узбекистане только 94% трудоспособного населения занято в общественном производстве. В то же время ряд республик: РСФСР, Латвийская, Эстонская ССР испытывают и в дальнейшем будут испытывать еще большие трудности с рабочей силой.

Таким образом, складывающаяся демографическая ситуация в стране требует активизации процессов миграции , что повышает требования к совершенствованию механизма управления этим процессом. Государство с помощью миграции сможет обеспечить или систематически восстанавливать соответствие между спросом отдельных регионов на рабочую силу и численностью и составом проживающих там работников.

Актуальной остается и такая тенденция, как нарастание притока молодых рабочих в крупнейшие города за счет села, малых и средних городов. Так на большие города сейчас приходится 85% миграционного потока в городской местности по CCGP^. Доля горожан поднялась по стране с 18% (1926 г.) до 64% (1982 г.Сокращение доли малых го

1. Народное хозяйство СССР в 1982 году. М., 1983, с.30-33.

2. Там же, с.15.

3. В настоящее время 4-5% населения нашей страны ежегодно вовлекается в процесс миграции. В США - 28%.

4. Моисеенко В., Мукол В. Миграционные потоки в больших городах. (Опыт статистического анализа). - Вестник статистики, 1979, № 3, с. 18.

5. Переведенцев В.И. Миграция населения и развитие сельскохозяйственного производства - Социологические исследования, 1983, № I, с.54. родов в общей численности городских поселений характерная черта современной урбанизации в СССР.

Характерен приток рабочей молодежи и для Москвы. По данным конкретно-социологических исследований каждый четвертый рабочий, вновь принятый на работу в столице,приезжий, причем этот показатель неуклонно растет и соответственно увеличивается удельный вес мигрантов в общей численности занятых: 1976 год - 24,9%, 1977 - / 26,4$, 1978 - 30,6%, 1980 г. - 32,8%*.

Приток молодежи в Москву осуществляется в основном через систему лимита, так как предприятия больших городов, и прежде всего машиностроительные, транспортные, строительные испытывают дефицит рабочей силы и вынуждены покрывать его за счет мигрантов. В Москве, например, треть всех простоев оборудования связана с нехваткой ра? бочей силы .

И хотя в столице действуют наибольшие ограничения в связи с получением постоянной прописки и жилья, столица притягивает к себе молодежь со всей страны более высоким "качеством" жизни, являясь центром политической и культурной жизни страны, имея наиболее развитую сеть торговли, баз отдыха и развлечений. В то же время 30% иногородних рабочих ежегодно покидают столицу^, не сумев освоиться, привыкнуть к новым условиям жизни. Это снижает эффективность их использования, нередко приводит к необходимости повторно менять профессию, поскольку структура производства и специализация в других районах страны значительно отличается от сложившейся в Москве.

1. Давидович Я.А. и др. Привлечение и рациональное использование иногородних рабочих. - Социологические исследования, 1981, № 4, с.124.

2. Там же, с.128.

3. Там же, с.126.

Адаптация молодых рабочих-мигрантов к стилю жизни большого города, приживаемость их на производстве, повышение профессионального уровня во многом зависят от характера проведения свободного времени. Поэтому необходимо изучение и пристальное внимание к внепроизводст-венной сфере жизнедеятельности молодых рабочих-мигрантов.

Таким образом, активизация процессов миграции, обусловленная социально-экономическими проблемами нашего общества на современном этапе, приводит к резкому увеличению социальной группы молодых рабочих-мигрантов, а это требует изучения социально-психологических особенностей поведения данной социальной группы, знания механизма адаптации мигрантов, закрепления мигрантов на местах.

Эта социально-демографическая группа была вццелена нами по следующим традиционным признакам: а) основные классовообразующие критерии, разработанные В.И.Лениным в его классическом определении класса, по которым человека можно отнести к рабочим (Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.19).

Объект исследования - молодежь, имеющая непосредственное отношение к средствам производства, занятая в сфере материального производства с преимущественно физическим характером труда; б) возраст - от 18 до 32 лет. Верхняя граница молодежного возраста - 32 года - нами сознательно завышена, обычно в литературе берется 28-30 лет, но это имеет под собой реальные причины. В настоящее время социальное созревание молодежи затягивается, а для мигрантов затрудняется адаптацией к новоиедг образу жизни. Как правило, после 2-3 лет проживания в городе, они поступают в ВУЗы, техникумы, определяются с профессией и т.п.; в) миграционный признак. В исследуемую социальную группу были включены рабочие, не проживавшие в Москве до поступления на работу на завод, приехавшие из деревень, районных центров, малых городов*.

Степень разработанности проблемы. "Художественная культура" как самостоятельный феномен в условиях развитого социалистического общества подвергнута серьезному теоретическому анализу^.

Исследования художественной культуры и ее влияния на личность ведутся в связи с изучением проблем свободного времени трудящихся, при разработке планов социального развития коллективов, отраслей, регионов.

В трудах Л.А.Гордона, В.М.Вильчека, В.И.Волкова, Г.Г.Дадамяна, Д.Б.Дондурея, М.И.Жабского, Л.Н.Когана, Е.П.Крупника, Т.А.Кудриной, Э.В.Клопова, Б.С.Мейлаха, Л.А.Оникова, Б.С.Семашко, Э.В.Соколова, У.Ф.Суны, В.И.Файнбурга, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.С.Цукермана, Ю.В.Шарова, А.Ф.Шаровой и других исследованы различные аспекты взаимодействия масс населения с искусством в процессе их художественной деятельности. Особенно часто исследовалось отношение личности к литературе, кино, телевидению,реже - к музыке и изобразительному искусству и почти совсем не исследовалось отношение к эстраде и деятельность таких учреждений культуры как выставки, цирк, парки культуры и отдыха, посещение которых в досуге молодых рабочих занимает значительное место.

В советской социологической литературе изучаются преимуществен

1. Подробная характеристика социальной группы молодых рабочих-мигрантов дана нами в § 2 первой главы.

2. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1977; Егоров А.Г. Научно-техническая революция, личность и художественная культура. - Вестник АН СССР, № 2, 1976; Каган М.С. Художественная культура как система. - В кн.: Вопросы социологии искусства. Л., 1980; Коган Л.Н.Содержание и структура художественной культуры. - В кн.: Социологические проблемы художественной культуры. Свердловск, 1976; Лукин Ю.А. Художественная культура развитого социализма как предмет комплексного исследования. - В кн.: Художник и общество: Свобода личности и свобода творчества. М. ,1980, с.ПЗ-127. но контакты различных групп населения с искусством в зависимости от социально-демографических и личностных характеристик. Выяснение же специфики восприятия искусства в зависимости от таких факторов, как миграция, комплексный учет особенностей культурной микросреды не получили еще достаточной разработки.

В конце 70-х годов появилась тенденция осмысления эмпирических данных в рамках специализированных социологических теорий культуры, позволяющих приступить к конкретному анализу функционирования художественной культуры в социалистическом обществе. В этом плане следует отметить докторскую диссертацию и работы Плотникова С.Н."^, в которых разрабатываются вопросы методологии социологии художественной культуры, обосновывается необходимость и раскрывается содержание специальной социологической теории художественной культуры.

В функционировании художественной культуры изучаются в основном вопросы потребления искусства, почти нет социологических исследований художественного творчества, характера взаимодействия различных видов художественной культуры в процессе влияния на личность. Многие исследования пока ограничиваются констатацией деятельности определенного социального института (например, телевидения, кино, театра и т.д.), либо культурной деятельности лкщей, связанной с этим социальным институтом (посещение кино, театра и т.д.), не вскрывают реальные типы времяпрепровождения в досуге.

Назрела необходимость комплексного исследования функционирования художественной культуры при изучении культурного уровня челове

I. Плотников С.Н. Методологические проблемы социологии художественной культуры. Дисс. доктора филос.наук. М., 1978; Проблемы социологии художественной культуры. М., 1980. ка*, когда художественные интересы и потребности личности рассматриваются: а) в контексте общей структуры ее интересов; б) в трех видах художественной деятельности: "потребление" искусства, приобретение искусствоведческих знаний, художественное творчество; в) применительно к пяти наиболее популярным видам искусства (литература, кино, театр, музыка, изобразительное искусство), которые по разному влияют на развитие духовного мира личности; г) с учетом влияния факторов социальной среды населенного пункта; д) в единстве профессиональных интересов и интересов в сфере досуга с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Эти требования были положены нами в основу изучения особенностей функционирования художественной культуры в социально-демографической группе молодых рабочих-мигрантов.

Художественная культура может быть эффективным фактором воспитания только в том случае, если пронизывает основные сферы жизнедеятельности человека: трудовую, семейно-бытовую и сферу свободного времени, то есть весь его образ жизни, а именно с этой точки зрения она только начинает изучаться современной социологией.

Теоретическими источниками, на которых мы основывались в нашем р исследовании, явились работы Гордона JI.A., Клопова Э.В. , в которых

1. Одним из таких исследований явилось изучение художественных интересов школьников, проведенное институтом художественного воспитания АПН СССР под руководством Фохт-Бабушкина Ю.У. Результаты исследования изложены в книгах: Развитие художественных интересов сельских школьников. М., 1979; Особенности формирования художественных интересов школьников в населенных пунктах разного типа. М., 1976.

2. Гордон JI.A., Клопов Э.В, Человек после работы: Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., Наука, 1972; Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Н.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М., 1977. исследуется место художественной культуры в повседневном поведении и быту рабочих больших городов, анализируются затраты времени рабочих на культурные занятия, исходя из научно-обоснованной продолжительности непреложных занятий, выясняются мотивы, цели занятий в сфере культуры, прогнозируется их развитие в ближайшем будущем.

В ряде работ ленинградских социологов в рамках изучения досуга молодых рабочих характеризуется и приобщение к искусству молодых рабочих-мигрантов^.

Особый интерес представляли для нашей работы теоретические и социологические исследования духовного мира советского рабочего, проведенные социологами Уральского научного центра АН СССР2. Свердловские социологи, выясняя структуру духовных потребностей молодых рабочих крупных и малых городов, показывают условия и причины, формирующие различия их духовных запросов, пути стирания этих различий . По мнению свердловских социологов, культура является особым общественным механизмом приобщения людей к определенному образу жизни. Она является составным элементом образа жизни, причем, элементом "сквозным", пронизывающим все его сферы, и потому усвоение ее ускоряет адаптацию личности к новому образу жизни^.

X. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга, 1977; Соколов Э.В., Голод С.Н. Досуг и культура молодого рабочего. Л., 1977; Орлов В.Н. Культура и досуг. М., 1981.

2. Духовный мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического исследования. Под ред. Л.Н.Когана. М., 1972; Исследование и планирование развития духовной культуры трудящихся Урала. Свердловск, 1975; Злотников Р.С. Духовные потребности рабочего класса. Саратов, 1975; Культура и социалистический образ жизни, Свердловск, 1980.

3. Коган Л.Н., Поляничко В. Молодой рабочий и культура. М., 1975.

4. Коган Л.Н., Павлов Б.С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. Свердловск, 1976, с.III.

Фактор миграции существенно влияет на характер деятельности молодого рабочего в сфере культуры, на формирование его ценностных ориентации. В настоящее время в нашей стране не проводятся достаточно глубокие исследования, которые раскрывали бы значение миграции для развития личности.

Сфера свободного времени, социально-культурных контактов играет особую роль в процессе адаптации новоселов. Именно в этой сфере проявляется действие тех тонких социально-психологических механизмов, от которых зависит успешность вхождения мигрантов в новый образ жизни.

Особенности культурных потребностей и интересов молодых рабочих-мигрантов, обусловленные среди других причин культурной средой села или малого города, где они ранее проживали, требуют изучения интересного и малоразработанного аспекта функционирования художественной культуры в зависимости от специфики населенного пункта. На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: "В разных районах нашей огромной страны культурно-бытовые условия жизни людей неодинаковы. Именно такие различия нередко осложняют положение с трудовыми ресурсами в ряде мест"*. В советской социологической литературе объектом рассмотре ния в этом плане является город или отдельный регион . Нам кажется, что немаловажное значение имеет и изучение микрорайона как структурной единицы комплексного культурного обслуживания населения. Здесь не изученными являются следующие проблемы: I) значение микро

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с.54.

2. Особенности формирования художественных интересов школьников в населенных пунктах разного типа. М., 1976; Проблемы развития культуры в условиях индустриального региона. Таллин, 1977; Трушков В. Город и культура. Свердловск, 1976; Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. М., 1976; Ионкус А.П. Социальные проблемы культуры малого города. Автореферат дисс. канд. философ.наук. М., 1980. района как культурного посредника между большим и малым городом, селом (ведь именно в микрорайонах, заводских общежитиях, расположенных недалеко от заводов, селятся молодые мигранты); 2) исследование конкретных "каналов" и "механизмов" проникновения культурных услуг центра в микрорайоны и влияние культурных процессов микрорайона на качество культурных услуг центра; 3) роль культурных факторов в протекании социальных процессов в микрорайоне.

Таким образом, отдельные факторы и условия, влияющие на поведение рабочих-мигрантов в сфере культуры, рассматривались социологами при изучении культурных потребностей рабочих, комплексного же исследования социально-демографической группы молодых рабочих-мигрантов, изменения их культурных запросов под влиянием образа жизни большого города не проводилось. Изучение закономерностей поведения рабочих-мигрантов в сфере досуга и культуры не стало еще объектом пристального внимания ученых, объектом масштабных исследований.

Современное состояние разработки проблемы определило цели, задачи и структуру диссертации.

Общая цель и задачи исследования. Главная цель работы состояла в том, чтобы выявить специфику функционирования художественной культуры в социальной группе молодых рабочих-мигрантов, проследить изменения в их духовном мире под ее воздействием и рассмотреть, как эти изменения влияют на деятельность рабочих-мигрантов в основных сферах жизнедеятельности, на их адаптацию к новым условиям жизни. Этим определились направления и задачи научного поиска:

- определение и конкретизация содержания понятия "художественная культура";

- исследование обусловленных природой художественной культуры возможностей ее формирующего, регулирующего и совершенствующего воздействия на личность молодого рабочего;

- выявление особенностей отношения рабочих-мигрантов к художественной культуре, характеристика культурной активности данной социальной группы;

- анализ путей и механизмов формирования художественных интересов и потребностей молодых рабочих-мигрантов в условиях трудового коллектива, общежития, микрорайона;

- изучение адаптации мигрантов к образу жизни большого города и влияние этого процесса на функционирование и развитие городских учреждений культуры, качество культурных услуг.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней проанализированы особенности функционирования художественной культуры в определенной социальной группе молодых рабочих мигрантов. Причем, это функционирование рассматривалось с точки зрения комплексного подхода к коммунистическому воспитанию личности, с охватом основных сфер жизнедеятельности: трудовой, семейно-бытовой и сферы свободного времени рабочего, что также отражает момент новизны.

Рассматривая реализацию и развитие художественных потребностей рабочих-мигрантов, автор сделал акцент на такой неразработанный ас* пект функционирования художественной культуры в социалистическом обществе как механизмы взаимодействия и взаимовлияния культурных процессов общегородской и микрорайонной культуры в условиях большого города. Микрорайон впервые рассмотрен как территориальный комплекс культурного обслуживания населения.

В диссертации раскрыт характер развития потребностей рабочих-мигрантов под воздействием общегородской культуры и рассмотрен процесс влияния мигрантов на функционирование культуры в крупных городах, на стандарты культурного поведения в городе, на взаимодействие сельских и городских черт культуры, привычек, вкусов, традиций в характере развлечений, в проведении досуга, что было сделано автором впервые.

Новым является также и то, что художественные потребности молодых рабочих-мигрантов изучены в связи с их социально-психологическими особенностями, со спецификой культурной микросреды и с фактором миграции.

Методологической и теоретической основой работы явились положения классиков марксизма-ленинизма о социальной сущности искусства, о формировании всесторонне, гармонически развитой личности как условии построения коммунистического общества.

В разработке темы и решении поставленных задач автор опирался на материалы съездов и пленумов КПСС, Конституцию СССР, на решения партии и правительства, труды и выступления руководителей Коммунистической партии и Советского государства, посвященных идеологической деятельности КПСС, комплексной системе воспитания молодежи, марксистско-ленинской теории культуры и искусства.

Материалом для диссертации послужило исследование, проведенное социологами кафедры Теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ с 1980 по 1984 гг. на Московском заводе автоматических линий им.50-летия СССР по исследованию культурного уровня молодых рабочих-мигрантов, в котором принимал участие и автор.

На данном заводе работают свыше 3 тысяч человек, в том числе рабочих 66,3%. Молодые рабочие до 33-х лет составляют на заводе 58,4% и проживают в основном в микрорайоне, расположенном в непосредственной близости к заводу. 70% молодого пополнения рабочих на заводе приезжает в столицу из сельской местности и малых городов по лимитному трудовому найму. В момент исследования они имели стаж пребывания в Москве от года до 10 лет и проживали преимущественно в общежитии. Они-то и были избраны как объект социологического наблюдения. Всего было опрошено (по двум анкетам и проведено интервью)

320 человек - 27% молодых рабочих завода. Выборка для опроса строилась с учетом репрезентативности по отношению к основным цехам исследуемого предприятия, общежития микрорайона.

Практическая значимость исследования. Выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы:

- в научно-исследовательской работе при изучении социально-демографической группы рабочих-мигрантов, при проведении социологических исследований функционирования художественной культуры;

- в педагогической практике в процессе преподавания курса исторического материализма (темы: "Культура", "Личность и общество"), курса научного коммунизма (темы: "Духовная культура социалистического общества", "Коммунистическое воспитание"), в чтении курса "Социология культуры" для студентов философских факультетов, искусствоведческих отделений исторических факультетов и институтов культуры; в пропагандистской работе, для чтения лекций в системе общества "Знание";

- в деятельности по планированию при составлении комплексных планов коммунистического воспитания и социального развития как отдельных трудовых коллективов, так и микрорайонов, городов; при разработке конкретных мероприятий для Дворцов культуры, библиотек в микрорайонах;

- в градостроительстве для рационального размещения учреждений культуры в городах, микрорайонах при создании культурных комплексов, обслуживающих отдельные регионы города, области.

Поднятые в диссертации проблемы, приведенные в ней материалы и выводы позволяют использовать ее для совершенствования механизма управления миграционными процессами, закрепления кадров молодых рабочих-мигрантов на местах.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в марте 1984 г. и рекомендована к защите.

Основное содержание диссертации отражено в опубликованных статьях. Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях "Ломоносовские чтения" (апрель 1981 г. и апрель 1982 г.) в Московском Государственном университете.

Положения и выводы диссертационной работы были использованы при составлении комплексного плана социального развития и коммунистического воспитания коллектива Московского завода автоматических линий им.50-летия СССР на I98I-I985 годы, а также при разработке ежегодных планов работы Дворца культуры (микрорайона № 15 Ивановского района г.Москвы. Проведенное исследование явилось основой для разработки конкретных мероприятий культурно-массовой работы в общежитии Московского завода автоматических линий им.50-летия СССР, где проживают молодые рабочие-мигранты.

Выводы и положения диссертации использовались автором в пропагандистской и лекционной работе.

Структура и объем работы. Цель, задачи и основные идеи определили структуру и объем диссертации, состоящей из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Овсянникова, Г.С.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ роли художественной культуры в развитии личности молодого рабочего-мигранта позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.

Возрастающая роль искусства в жизни людей является при социализме закономерностью, и в осуществлении этой закономерности решающее значение принадлежит культурной политике партии. В материалах ХХУТ съезда КПСС, июньского Пленума ЦК КПСС 1983 года уделялось много внимания вопросам усиления идейной направленности художественной культуры, формированию активного отношения трудящихся к искусству, развитию их потребности в последнем, проблеме эффективного использования свободного времени. "Большой вклад в обогащение духовной жизни трудящихся, в их воспитание на коммунистических идеалах вносят литература и искусство социалистического реализма"*, - отмечалось на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС. Особое внимание уделяется партией воспитанию молодой смены рабочего класса.

Анализ сферы художественной культуры, как сферы, в которой идет интенсивный процесс формирования личности молодого рабочего, социального поведения и средств его регуляции крайне важен сейчас. Он позволяет проанализировать вопросы, механизмы развития и преобразования личности рабочего, ее гармонизации, превращения-в целостную личность, что является одной из главных задач коммунистического строительства.

I. Художественная культура - это понятие, отражающее активную творческую деятельность людей, направленную на создание, со

I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.76. хранение, распространение и потребление художественных ценностей. Содержание художественной культуры составляют процессы функционирования искусства, социальные институты, организующие, планирующие это функционирование. Основным элементом художественной культуры является искусство, а также художественное производство, распространение художественных ценностей и художественное потребление.

2. Художественной культуре принадлежит значительная роль в формировании богатства интересов и потребностей молодого рабочего, в развитии его общей культуры. Значимость искусства в формировании личности состоит в том, что оно обладает способностью превращать определенные экономические, политические, нравственные и другие ценности общества посредством эстетического переживания во внутреннее достояние личности, ориентировать ее во всей социальной системе ценностей и норм и на этой основе стимулировать реальную социальную активность реципиента. Художественная культура, развивая духовный мир работников сферы производства, активизирует и совершенствует их деятельность, повышая эффективность и качество труда.

3. Фактор миграции в целом положительно влияет как на общее развитие молодого рабочего, так и на его отношение к искусству. Многие из молодых рабочих-мигрантов повышают свой общеобразовательный и культурно-технический уровень, переходят в группы более квалифицированного труда. Возрастает их удовлетворенность трудом, бытом, самой жизнью. Основная часть рабочих-мигрантов приезжает в Москву с уже сложившейся ориентацией на активное освоение культуры, и важно помочь им сориентироваться в сложной культурной жизни столицы, поддержать их культурную активность, направить в нужное русло. Включение молодых рабочих-мигрантов в городскую культуру способствует нормальному завершению и ускорению их адаптации в большом городе. От того, как эффективно и в каких направлениях пойдет адаптация, зависит само развитие личности молодого рабочего и обеспеченность народного хозяйства трудовыми ресурсами, производительность и качество труда. Миграция -изменяет в лучшую сторону социально-демографические процессы в крупных городах, так как в миграционных процессах преобладает молодежь. Все это весьма существенно для общества и соответствует его интересам.

4. Художественные вкусы молодых рабочих-мигрантов широки и разнообразны, но недостаточно развиты и устойчивы. В свободное время у молодых рабочих-мигрантов преобладают занятия общекультурного профиля над ориентациями, связанными с собственно-художественным творчеством; преобладают пассивно-потребительские формы проведения досуга над активными, творческими занятиями. Художественные вкусы молодых рабочих-мигрантов имеют "литературную окраску". Это определяет особенности восприятия искусства данной социальной группой: у них доминирует установка на информационно-познавательные элементы искусства, фабулу, сюжет произведения. Они часто обращаются к искусству как источнику знаний.

Художественные интересы рабочих-мигрантов характеризуются противоречием: с одной стороны - тяга и активность в потреблении искусства кино, музыки, театра, а с другой - слабое понимание специфики и языка этих видов искусств. В социальной группе молодых рабочих-мигрантов наблюдается существенная культурная дифференциация.

Средством воздействия на уровень и качество культурной деятельности молодых рабочих-мигрантов является совершенствование системы пропаганды культурных ценностей.

5. В сфере культуры для рабочих-мигрантов характерна на- Т правленность на групповые формы потребления искусства (в кругу друзей, знакомых, родственников), которая с созданием семьи часто перерастает в семейно-групповую. Групповые, коллективные формы потребления культуры во многом определяются социально-демографическими характеристиками данной социальной группы: фактор миграции, молодежный возраст, проживание в общежитии, адаптация к новым условиям, которые повышают уровень общения, открытость, восприимчивость к информации. Общение с друзьями, родственниками, соседями, товарищами по работе имеет большое значение как для общего, так и художественного развития мигрантов, так как является одним из действенных механизмов включения мигрантов в среду москвичей, то есть ту общественно-культурную группу, в которой уже развиты желательные художественные интересы. Межличностное общение является в рабочей среде наиболее устойчивым источником культурной информации. Через общение, групповые формы досуга открывается возможность в определенной мере управлять развитием духовных потребностей молодых рабочих-мигрантов, формировать их в нужном направлении. Поэтому необходимо целенаправленно формировать ценностные ориентации группы на те или иные формы досуга. В этом смысле важно поощрение и организация коллективного отдыха, различные формы художественной самодеятельности, групповые походы в музеи, кино, выставки, театры, которые, удовлетворяя эмоционально-психологические и культурные потребности человека, создают необходимую психологическую основу для формирования групповых ценностей и оказывают значительное положительное воздействие на художественное развитие молодого рабочего. Например, в художественной самодеятельности заложены большие возможности воспитания коллективизма и развития индивидуальных способностей молодого рабочего. В художественной самодеятельности занимаются люди разных профессий, возрастов, с различным жизненным опытом, знаниями, культурными и моральными ценностями, и общение с ними является важнейшим условием духовного развития рабочего-мигранта, формирования у него интересов, потребностей в художественном совершенствовании. В то же время дисциплина, которая основана на добровольно взятых обязательствах, моральная ответственность каждого за содержание и результат коллективной деятельности, радость общего успеха, коллективное сопереживание за удачное выступление как нельзя лучше способствуют формированию коллективистских качеств личности.

На ХХУТ съезде КПСС отмечалось, что необходимо перестраивать все общественные отношения на коллективистских началах. Важна эта перестройка и в сфере свободного времени, где в основном преобладают индивидуальные формы досуга, домашнее потребление культуры в ущерб общественно-организованным формам, что ослабляет социальный контроль над важнейшей сферой формирования личности, сферой свободного времени. Для современного досуга характерно также злоупотребление пассивными формами потребления культуры. На фоне этих проблем досуга современного советского общества направленность молодых рабочих-мигрантов на общественно-организованные и групповые формы проведения свободного времени и потребления культуры заслуживает внимания и изучения.

6. В функционировании художественной культуры приобретают все большее значение средства массовой информации и специализированные учреждения культуры.

Средства массовой информации способны удовлетворять самые общие духовные потребности молодых рабочих-мигрантов и активно формировать интерес к различным видам искусства. Учитывая направленность молодых рабочих-мигрантов на общественно организованные формы проведения досуга и потребления культуры нужно развивать их интерес от художественно-развлекательных видов деятельности и посещения культурно-воспитательных учреждений культуры, таких как ДК, цирк, парки культуры и отдыха через повышение общекультурного уровня и понимания специфического языка искусства к устойчивому интересу к театру, музыке, живописи, к посещению, специализированных учреждений культуры.

7. Эффективность художественного воспитания молодого рабочего-мигранта зависит от комплексности и взаимодействия организации, проведения культурно-массовой работы в производственном коллективе, в общежитии, где они в основном проживают,и в микрорайонном Доме культуры, потому, что, как отмечалось на июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС: "Прочные результаты в воспитательной работе достигаются.там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности лвдей, включая их быт, досуг, сферу семейных отношений"1.

Характер культурной деятельности молодого рабочего-мигранта во многом определяется принадлежностью к тому или иному производственному коллективу. Поэтому исследование механизма группового воздействия трудового коллектива на личность рабочего представляется нам одним из наиболее эффективных средств управления процессом культурной деятельности молодого рабочего-мигранта.

Немалое влияние на структуру занятий молодых рабочих в свободное время оказывает культурная среда общежития. Результаты проведенного нами исследования указывают на то, что культурно

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.60. воспитательную работу в общежитии необходимо резко повысить в направлении просвещения, развития творческих занятий, личной инициативы, воспитания чувства уверенности в себе, хозяина в своем большом доме - общежития.

Среди учреждений культуры ДК является основным в приобщении большинства рабочих-мигрантов к культуре большого города, к формировании их художественных вкусов. Это связано с тем, что ДК предоставляет широкий выбор культурной деятельности, возможность посмотреть спектакль, фильм, прослушать лекцию, сходить на танцы, заниматься в кружках художественной самодеятельности и т.д., и в то же время расположен он или в центре микрорайона, или рядом с предприятием, которое обслуживает, то есть максимально приближен к месту жительства, что позволяет рабочим-мигрантам с минимальными затратами времени удовлетворять потребности в определенном виде культурной деятельности.

ДК - это традиционное для жителей малых городов, сельских жителей учреждение культуры и молодые рабочие-мигранты именно через ДК, которое совмещает в своей работе пропаганду традиционной культуры и урбанизированной городской, адаптируются к городской культуре, по-новому организуют свое свободное время.

8. Микрорайон можно рассматривать как структурную единицу городского культурного обслуживания населения. Взаимодействие культурной среды центра большого города и микрорайонов составляет необходимое условие развития городской культуры вообще. И хотя "неправомерно придание "микрорайонному уровню" особого значения -преобладающее значение имеют элементы общегородской, а не местной локальной сети, - тем не менее культурная среда микрорайона играет значительную роль в формировании художественных интересов молодых рабочих-мигрантов. Четко прослеживается такая тенденция: чем выше уровень и качество культурного обслуживания в микрорайоне, тем выше интерес и культурная активность его жителей к общегородской и "центральной услуге" города. На июньском 1983 г. Пленуме ЦК КПСС указывалось: "Всемерно совершенствовать массово-политическую работу по месту жительства. Повысить роль культурно-просветительных учреждений в организации досуга трудя-, щихся. Распространять опыт создания в каждом районе культурно-спортивных комплексов"*. Постановка культурно-массовой работы по месту жительства: в микрорайонах, общежитиях зависит от учета культурных запросов населения.

Условием эффективного функционирования культуры микрорайонов служит как развитие художественной самодеятельности жителей микрорайона, так и оперативное распространение и предложение через ДК, культурно-массовую работу общежития, производственных коллективов культурного потенциала центрального ядра крупного города. Развитие микрорайонной культуры через центр, интенсивное использование тех ценностей культуры, которые поддаются выносу и тиражированию в культурно-воспитательные учреждения культуры комплексного назначения с широким предложением видов культурной деятельности, стимулирует развитие художественной культуры в центральных специализированных КПУ, вызывает изменения в функционировании художественной культуры.

Изучение социально-культурных связей молодых рабочих-мигрантов и пространственной локализации этих связей в крупном городе показывает как идет адаптация мигрантов к новым городским условиям, освоение ими культурного пространства крупного города, позво

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с.79. ляет характеризовать конкретные "каналы" и механизмы проникновения влияния культурной услуги центра в микрорайоны - все это позволяет более осознанно подойти к управлению всем сложным процессом культурного обслуживания.

Таким образом, функционирование художественной культуры в социально-демографической группе молодых рабочих-мигрантов имеет свои существенные особенности. Освоение культуры большого города мигрантами ускоряет их адаптацию к новым условиям жизнедеятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Овсянникова, Г.С., 1984 год

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

3. Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие. -Маркс К.,^Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

4. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.25, ч.2. - 398 с.

5. Маркс К. Теория прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.1,2,3.

6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.5', т.42, с.41-174.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1959 годов: Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.17-48.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1,3. Философия; Социализм. Соч., 2-е изд., т.20, с.33-149.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.21, с.269--317.

12. Энгельс Ф. Письмо Ф.Лассалю, 18 мая 1859 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.29, с.490-496.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.