Влияния традиционного японского искусства в художественной графике России конца XIX - начала ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Курапова, Елена Львовна

  • Курапова, Елена Львовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 216
Курапова, Елена Львовна. Влияния традиционного японского искусства в художественной графике России конца XIX - начала ХХ вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 1998. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Курапова, Елена Львовна

Введение.

Глава 1. Особенности проявления традиционного искусства Японии в европейской художественной системе.

1.1.0 понятии "влияние" в изобразительном искусстве.

1.2.Отражение культурных связей стран Дальнего Востока в творчестве европейских художников.

1.3.Развитие европейской графики и ее теории в условиях влияния японского искусства во второй половине XIX в.

Глава 2.Традиционные формы японского искусства в русской графике конца XIX - начала XX вв.

2.1.Исторические предпосылки появления в России интереса к японскому искусству.

2.2.Проявление влияний японского искусства в художественной графике России рубежа XIX - XX вв.■.

2.3.Теоретические представления об искусстве графики в России на рубеже XIX - XX вв. и их связь с увлечением японским искусством.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Курапова, Елена Львовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования, проведенного на основе выявления особенностей и типологии влияния в изобразительном искусстве, можно сделать следующие выводы о содержании, степени и роли японского влияния на развитие искусства графики в России на рубеже XIX - XX вв.

Причиной обращения русских художников рубежа XIX - XX вв. к наследию японских мастеров явилась потребность развивающегося искусства графики в выработке и освоении художественных приемов, отвечающих новому пониманию "графики" как самостоятельного вида искусства. В масштабах художественного процесса эпохи рубежа XIX - XX вв. это явление демонстрирует стремление русских художников освоить новейшие достижения европейского искусства, включиться в современный художественный процесс. Для искусства графики это была попытка найти пути выхода из кризиса. При этом для русских, как и для европейских художников второй половины XIX - XX вв., освоение опыта японских мастеров стояло в ряду с изучением и освоением художественного наследия предшествующих эпох. В свете этого приоритетным оказалось изучение выразительных средств и принципов формообразования в японской гравюре.

Анализ графических произведений русских художников, поиск следов японского влияния позволяет ограничить японское влияние петербургской школой и, еще уже, кругом "Мира искусства". Первоначальный этап японского влияния и формирования искусства графики относится к первой половине 1890-х гг. /Е.Д.Поленова, М.В.Якунчикова/; 1898-1901 гг. характеризуются как этап осознания и выработки основных приемов и выразительных средств /журнальная графика "Мира искусства", А.П.Остроумова-Лебедева/; в первой половине 1900-х гг. происходит расширение круга художников, развивающих принципы "новой графики" /Д.И.Митрохин, М.В.Добужинский, В.Д.Фалилеев/, активизация иллюстраторской деятельности /А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин/. К этому же йериоду относится начало "япономании" в русской культуре. В середине 1900-х - начале 1910-х гг. были созданы шедевры отечественной книжной графики /И.Я.Билибин, Г.И.Нарбут, Д.И.Митрохин и др./, творческой зрелости достигли мастера станковой графики /А.П.Остроумова-Лебедева, В.Д.Фалилеев и др./.

Искусство графики, сложившееся в кругу "Мира искусства" характеризует ряд требований - в первую очередь, плоскостности изображения, не "прорывающего" поверхности листа и не разрушающего организма книги /журнала/. Возникающая при этом условность, декоративность воспринималась аналбгичной изображениям японской гравюры /и "японизированн'ого" европейского искусства/. Большое значение приобрело требование "стильности" изображения, в понимании которой большую роль играло представление об эстетизме японского искусства. Основными графическими средствами были признаны: линия, пятно и точка /пунктир/.

С восприятием японского искусства связано представление о "магическом", завораживающем характере графики, рожденном взаимодействием, метаморфозами графических форм.

Результатом творческого освоения мастерами русской графики рубежа XIX - XX вв. традиций японского искусства стало сложение самобытной, оригинальной художественной системы, особого феномена искусства, самими создателями именовавшегося "искусством графики" или "новой графикой".

Открытие" Россией культуры Востока через посредничество Западной Европы - характерный и традиционный путь для отечественного искусства, начиная со времен принятия христианства и вплоть до авангарда начала XX в. и увлечения восточной культурой во второй половине XX столетия.

Говоря об отражении принципов и образов японского искусства в русской графике можно образно определить его как систему ЗЕРКАЛ - часто двойных, тройных и т.д. Здесь важен не только приход восточного искусства со стороны Запада, но и сложные взаимодействия различных видов искусства - взаимовлияния образов, закрепленных в произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и полиграфии. Таким образом выстраивается перекрестная система взаимодействий на нескольких структурных уровнях: японское искусство /в первую очередь, гравюра/ - европейская живопись - европейская графика -европейское декоративно-прикладное искусство - русская живопись - русская графика.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Курапова, Елена Львовна, 1998 год

1. Адаюрков В.Я. В мире книг и гравюр. Воспоминания /Гос. Акад. худож. наук, 1926. Факсимильное изд-е. - М.: Книга, 1984. -60 с.7

2. Азадовский K.M., Дьяконова Е.М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. - 187 с.

3. Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII начала XX века // Очерки по истории и технике гравюры /Гос. музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - Вып. 13. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - С.545-588.

4. Александрова Н. "Медный всадник" А.Бенуа // В мире книг. -1974. N5. - С. 28-30.

5. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: цикл трагедий. В 2-х т. -Т. 2. -М.: Художественная литература, 1991. 336 с.

6. Бабурина Н.И. Русский плакат, вторая половина XIX начало XX вв. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 190!с.

7. Белецкий П.А. Русская графика начала XX в. и японская цветная ксилография // Книга и графика. М.: Наука, 1972. -С.226-231.

8. Белецкий П.А. Г.И.Нарбут: художник-график. Л.: Искусство, 1985. - 239 с.

9. Белоглазова Н.М. Абрамцево: Государственный историко-художественный и литературный музей-запаведник. М.: Советская Россия, 1981,- 226 с.

10. Ю.Белоглазова Н.М. В.Поленов и Е.Поленова в Абрамцеве. -Л.: Художник РСФСР, 1980. 71 с.11 .Белоглазова Н.М. Творчество Е.Поленовой: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М.: 1973. - 37 с.

11. Белый А. Петербург; роман в 8-ми главах с прологом и эпилогом / АН СССР Литературные памятники /Отв.ред. Д.С.Лихачев. Л.: Наука, 1991. - 696 с.

12. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2-х т. /Вст.ст. А.Л.Казин. Т.1. - М.: Искусство, 1994. - 477 с.

13. Бенуа А. Задачи графики // Искусство и печатное дело. 1910. - N2-3. -С. 41-48.

14. Бенуа А. Возникновение "Мира искусства". Л.: Комитет популяризации художественных изданий, 1928. - 58 с.

15. Бенуа А. Выставка Уистлера // Искусство. 1905. - N 8. - С. 48-54.

16. Бенуа А. Об импрессионизме // Мир искусства. 1899. - N 6. -С.48.

17. Бенуа А. Сомов // Мир искусства. 1899. - N 20. - С. 127-138.

18. Бенуа А. Юлиус Диц // Мир искусства. 1900. - N 17-18. - С. 113-114.

19. Бердслей Обри. 66 избранных рисунков: (Альбом) /Сост. В.В.Айтуганов. М.: Renaissance, 1992. - 10.с.

20. Бессонова М. Восток и Запад вокруг "Черного квадрата" Малевича //Русское искусство между Западом и Востоком / Материалы конференции, Москва, сентябрь 1994 г. /Гос. ин-т искусствознания. М.: 1997. - С.339-347.

21. Библер B.C. Школа диалога культур. Идеи, опыт, проблемы (Сб. ст.) / Под общей ред. и с пердисл. В.С.Библера / Библиотека педагога, психолога, философа. Кемерово: АЛЕФ, 1993. - 414 с.

22. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.-412 с.

23. Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. /Ред-сост., авт. вст. ст. и коммент. С.В.Голынец. Л.: Художник РСФСР, 1970.- 375 с.

24. Билибин ИЛ.: Альбом /Авт.-сост. С.В.Голынец. Л.: Аврора, 1988. - 227с.

25. Брюнинг А. Влияние Китая и Японии на европейское искусство / Первод с нем. А.Папер // Вестник воспитания. 1902. -N9. - С. 156-176.

26. Ван Лицзю. Образы Китая и Японии в художественной концепции "Фрегата "Паллада" И.А.Гончарова: Автореф. дис. канд. филологических наук. М., 1991. - 27 с.

27. Верман К. Японское искусство // История искусств всех времен и народов / Пер. с нем. А.И.Сомова. Т. 1. - СПб., 1896. -С. 711-749.

28. Взаимоотношения России со странами Востока в середине XIX начале XX вв. // Межвуз. сб. научн. трудов / Иркутский государственный педагогический ин-т / Отв.ред. Б.Д.Пак . -Иркутск: ИГПИ, 1982,- 99 с.

29. Взаимоотношения России с афроазиатскими странами в XIX начале XX вв. // Межвуз. сб. научн. трудов / Иркутский государственный педагогический ин-т / Отв.ред. Б.Д.Пак . -Иркутск: ИГПИ, 1987,- 151 с.

30. Власов В.Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: Словарь: в 3-х т. Т.1. - СПб.: АОЗТ "Кольна", 1995. - 672 с.

31. В мире искусства. Восточное и японское искусство в Европе // Всемирная иллюстрация. СПб. - 1891. - N 1174. - С. 59-62.

32. Война грибов. Народная сказка, рисунки Е.Поленовой. М., 1889.- 12 с.

33. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989. 250 с.

34. Волошин М. Скелет живописи // Весы. 1904. - N 1. - С.41-51.

35. Волошин М. Лики творчества /АН СССР Литературные памятники / Изд. подг. В.А.Мануйлов и др. Л.: Наука, 1983. - 848 с.

36. Воронова Б.Г. Японская гравюра XYII XIX веков // Очерки по истории и технике гравюры /Гос. музей изобразит, искусства им.А.С.Пушкина. - Вып. 11. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - С.429-492.

37. Востоков Г. Японское искусство // Япония и ее обитатели. -СПб.: Издание Вестника и библиотеки самообразования, 1904. С. 296-303.

38. Выставка работ японских художников // Нива. 1897. - N 1. -С.19.

39. Выставка работ японских художников // Нива. 1897. - N 5. -С.108-119.

40. Гартман С. Японское искусство / Пер.с англ. О.Кринской. -СПб., 1908. 104 с.

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

42. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - 246 с.

43. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

44. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М.: Мособлполиграфиздат, 1994. - 175 с.

45. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. О Гансе фон Маре. М.: Изд-во МПИ, 1991,- 162 с.

46. Гоген. Взгляд из России. Альбом-каталог выставки /Сост. и авт. вступ. ст. М.Бессонова. М.: Сов. художник, 1990. - 367 с.

47. Голынец C.B. С.Дягилев и русс^я книжная графика // С.Дягилев и русская художественная культура XIX XX вв. /Материалы первых Дягилевских чтений /Редкол.: Н.В.Беляева и др. - Пермь: Кн. изд-во, 1989. - С.97-109.

48. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". Очерк путешествия в двух томах /Отв. ред. Д.В.Ознобишин / Прим. Т.И.Орнатская /Литерат. памятники. Л.: Наука, 1986. - 879 с.

49. Грабарь Н.Э. /ред./ История русского искусства: в 12-ти т. / АН СССР, Институт истории искусств / Ред. И.Э.Грабарь, Н.П.Лашин, Г.Г.Поспелов, Г.Ю.Стернин. Т. 10, кн.1. - М., 1968. -508 с.

50. Грабарь ИЗ. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: Искусство, 1937. - 376с.

51. Грабарь ИЗ. Упадок или возрождение? Очерк современных течений в искусстве II Нива. СПб. - 1897. - январь. - С.37-74.

52. Грабарь ИЗ. Японская цветная гравюра на дереве. СПб.: Изд-во Щербатова и Мекк, 1903. - 25 с.

53. Грабарь ИЗ. Письма 1891-1917 гг. / Ред.-сост. Л.В.Андреева, Т.П.Каждан. М.: Наука, 1974. - 472 с.

54. Грабарь ИЗ. Японцы // Мир искусства. 1902. -N 3. - отдел 3. -С.31-33.

55. Гривнин B.C. Библиография Японии. Литература, изданная в России с 1734 г. по 1917 г. М.: Наука, 1965. - 379 с.

56. Гришина E.B. Е.С.Крутикова: Альбом. Л.: Художник РСФСР, 1989. -135 с.

57. Детские книги издательства И.Н.Кнебель / Факс, воспроизведен. 12-ти книг, выпущ. изд-вом в 1909-1914 гг. и приложение/ Авт.-сост. Л.И.Юниверг. М.: Книга, 1989. - 44 с.

58. Добужинский М.В. Воспоминания /Изд. подг. Г.И.Чугунов; отв. ред. Г.Ю.Стернин. М.: Наука, 1987. - 477 с.

59. Дягилев С.П. Основы художественной оценки // Мир искусства. 1899. - NN 1-4.

60. Дягилев С.П. Иллюстрации к Пушкину // Мир искусства. -1899.-N16-17.-С. 35-37.

61. Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Современники о Дягилеве: в 2-х т. / Сост., авт. вступ. ст. и комент. И.С.Зильберштейн. Т. 1. - М.: Изобразительное иск-во, 1982.- 493 с.

62. Ерофеев A.B. Роль объединения "Мир искусства" в развитии русской художественной культуры начала XX в.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1983. - 24 с.

63. Журавлева Е.В. К.А.Сомов. М.: Искусство, 1980. - 231 с.

64. Завадская Е.В. Культура востока в современном западном мире. М.: Наука, 1977. - 168.

65. Завадская Е.В. Японское искусство книги (VII XIX вв.). - М.: Книга, 1986.- 221 с.

66. Записки Василия Михайловича Головнина в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах и жизнеописание автора. СПб, 1851.

67. Зубова М.В. Графика Матисса. М.: Искусство, 1977.- 192 с.

68. Исполатов В. Японское искусство // Колосья. 1885. - N 1. - С. 333-345.

69. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях /Научн. рук., ред. П.А.Зайончковского. М., Книга. - Т.З, ч.1.: 1979. - 397 е.; Т.З, ч.2.: 1980. - 365 е.; Т.4, ч.З.: 1985. - 454 с. ; Т.5, ч.2.: 1988. - 528 с.

70. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л.: Искусство, 1972.- 440 с.

71. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 315 с.

72. Каган М.С.Философия культуры /Академия гуманитарных наук. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 415 с.

73. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: АО "Славия", 1996.-407 с.

74. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры: Сб. ст. / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры / Сост. и отв. ред. М.С.Каган. Л.: Наука, 1987. - С.6-22.

75. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Методологические принципы изучения взаимоотношения художественных культур Запада и

76. Востока // Искусство в системе культуры: Сб. ст. / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры / Сост. и отв. ред. М.С.Каган. Л.: Наука, 1987. - С.176-180.

77. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие художественных культур. М.: Наука, 1994. - 160 с.

78. Каган М.С. Жизнь изображения в культуре // Советское искусствознание. Вып. 27. - М., 1991. - С. 339-374.

79. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII XX вв.: Учебник для вузов по специальности "История". - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 274 с.

80. Каптерева Т.П. О магистральных и маргинальных путях развития мирового искусства II Стиль образ - время: проблемы истории и теории искусства: Сб. ст. /Академия Художеств СССР; НИИ теории и истории изобразительного искусства. - М., 1991. -С. 4-12.

81. Карский Г. Эволюционизирующее начало в живописи // Искусство и печатное дело. 1910. - N 1. - С. 3-6.

82. Киселев М.Ф. Проблемы московского модерна. Живопись, графика: Автореф. дис. док. искусстоведения. М., 1991. - 41 с.

83. Киселев М.Ф. М.В.Якунчикова, 1870-1902. М.: Искусство, 1979. - 191с.

84. Киселев М.Ф. Из истории московской книжной графики начала XX в. // Труды АХ СССР; НИИ теории и истории изобразит, искусств. Вып.5. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - С.242-262.

85. Клингер М. Живопись и рисунок. СПб.: Изд-во В.-Л-ва, 1908. - 55 с.

86. Книга о Митрохине. Статьи. Письма. Воспоминания /Сост. Л.В.Чага. Л.: Художник РСФСР, 1986. - 504 с.

87. Ковтун Е.Ф. Русская гравюра и литография начала XX века /Возрождение оригинального эстампа: Автореф. дис. канд. искусствоведения Л., 1986. - 20 с.

88. Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.: Книга, 1988. - 247 с.

89. Колобашкин H.H. Описание выставки китайских и японских произведений искусства, промышленности и предметов культа и обихода. М., 1906.

90. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496 с.

91. Коровин К. Константин Коровин вспоминает. / Сост. и авт. вст.ст. И.С.Зильберштейн, В.А.Самков. М.: Изобразит, искусство, 1990. - 606 с.

92. Крутикова Е.С. Жизнь и творчество: Сб.ст. /Сост. П.Е.Корнилов. Л.: Художник РСФСР, 1969. - 131 с.

93. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870-1900 /НИИ истории и теории изобразит, искусства Российской акад. худ. М.: Изобразительное искусство, 1994.- 270 с.

94. Кузмин М., Воинов Вс. Д.И.Митрохин. М.: Гос. Изд., 1922. -131с.

95. Кузмин М. К.А.Сомов. Пг., 1916. - 8 с.

96. Лапшина Н.П. "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. М.: Искусство, 1977. - 343 с.

97. Левитин Е. Гравюры Э.Манэ и Э. Дега // Импрессионисты. Их современники и соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка: Сб.ст. / Под ред. А.Д.Чегодаева. М.: Искусство, 1976. -319 с.

98. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. ТЛ - Таллинн, 1992.-479с.

99. Львова Е. Натюрморт с японской гравюрой Павла Кузнецова // Вопросы искусствознания'93. Вып. 2-3. - М.,1993. -с.87-95.

100. Маковский С. Страницы художественной критики. -Т.1. -СПб.: Пантеон-Аполлон, 1909. 170 с.

101. Маковский С. От составителя // Н.Радлов. Современная русская графика. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1913. - С. I -XVII.

102. Минская Т.Д. "Мир искусства" и скандинавские художники / С.Дягилев и художественная культура XIX XX вв. //Материалы Первых Дягилевских чтений: Материалы научн. конф. 17-19 апр. 1987 г. /Редкол.: Н.В.Беляева и др. - Пермь: Кн. изд-во,1989. - С. 54-64.

103. Юб.Моклер. Графика в искусстве // Зилант, сборник искусства. -Казань: Изд-во "На рассвете", 1913. С.27-33.

104. Мороз Д. "Медный всадник" А.Бенуа // Альманах библиофила. Вып. 11. -М., 1981. - С.221-231.

105. Ю8.Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Сов. художник, 1983. - 357 с.

106. Ю9.Мурина Е.Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время. М.: Сов. художник, 1990. - 268 с.

107. Ю.Мэк Колль О. Обри Бердслей // Мир искусства. 1900. - N 78. - С. 97; - N 9-10. - С. 97-112.

108. Ш.Накамура Е.Японец в Московии. Возможный источник легенды о Беловодье? // Труды отдела древнерусской литературы /РАН, Ин-т русской литературы. Пушкинский дом. Вып 50. -СПб, 1997.-С. 400-403.

109. Неклюдова M.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX вв. - М.: Искусство, 1991. - 395 с.

110. Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. - 182 с.

111. Н.Нестерова Е.В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX в.: Автореф. дис. канд. искусствоведения.1. Л., 1981.- 26 с.у j

112. Николаева Н.С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 399 с.

113. Николаева Н.С. Дальневосточные художественные идеи в контексте русской культуры // Вопросы искусствознания' 93. Вып. 2-3. - М., 1993. - С.58-73.

114. П.Николаева Н.С. Японские мотивы в искусстве модерна // Вопросы искусствознания'94. -Вып. 2-3. М., 1994. - С. 312-325.

115. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии XVI XVIII вв.: От Кано Эйтоку до Огата Корина. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 232 с.j

116. Овчинникова И.Г. Ассоциативные структуры и текст // Семантика и коммуникация: Сб. ст. СПб., 1996, С. 163-177.1230 выставке "Blanc et noir" // Мир искусства. 1902. - N 3, отдел 3. - С. 43.

117. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская АН. Ин-т русского языка; Российский фонд культуры. -М.: АзъШ., 1992.- 960 с.

118. Описание выставки китайских и японских произведений искусства, промышленности и предметов'культа и обихода. М., 1906.- 16 с.

119. Основные мотивы японского художественного творчества // Русский вестник. СПб. - 1897. - N 5. - С.355.127.0споват А.Л., Тименчик Р.Д. "Печальну повесть сохранить": Об авторе и читателях "Медного всадника". М.: Книга, 1985. -303 с.

120. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки: в 3-т. Т.1-2. - М.: Изобразительное искусствово, 1974. - 631 с.

121. Остроумова-Лебедева А.П.: Каталог выставки /Вступ. ст. В.А.Суслова. Л.: ГРМ, 1962. - 64 с.

122. Остроумова-Лебедева А.П.: Выставка произведений к столетию со дня рождения каталог. / Вступ.ст. В.А.Суслова. Л.: ГРМ, 1971. - 63с.

123. Паршенкова С.А. Представители стиля модерн в школе В.В.Матэ // Гравюра в системе искусств: Сб. ст. / ГРМ. СПб, 1995. - С. 50-55.

124. Пастернак Я.П. Поэтика пластического изображения: Гармония. Контраст. Ритм. Пластика. СПб.: ЛФ ВНИИТЭ, 1991. - 152 с.

125. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М., 1996.

126. Петров Вс. "Мир искусства": Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 247с.

127. Подобедова О.И. Е.Е.Лансере: 1875-1946. М., 1961. 419 с.

128. Поленова Е.Д. // Мир искусства. 1899. - N 18-19. - С. 97-114.

129. Поленова Е.Д. Выставка. Москва, 1902: Каталог / Сост. А.СЛ., А.И.Мамонтова. М.: 1902. - 60 с.

130. Поленова Е.Д. Сынко-Филипко. Русская народная сказка. -Л.: Художник РСФСР, 1980. 12 с.

131. Поспелов Г.Г. О концепциях "артистизма" и "подвижничества" в русском искусстве XIX начала XX века // Советское искусствознание'81. - Вып. 1. - М., 1982. - С.142-159.

132. Прокофьев В.Н. Пространство в живописи Дега // Советское искусствознание'82. Вып. 2/17/. М., 1984. - С. 102-111.

133. Ш.Пружан И.Н. К.А.Сомов, 1869-1939: Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 127 с. г

134. Пружан И.Н. Л.С.Бакст. Л.: Изобразительно искусство, 1975.- 232с.

135. Психологический словарь / Под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

136. Пушкин A.C. Медный всадник: Петербургская повесть / Ил. А.Н.Бенуа; Ред. текста П.Е.Щеголева / Комитет популяризации худож. изд. при Российской Академии материальной культуры. -М.-Пг., 1923.- 73 с.

137. Пшесьмицкий 3. Японская гравюра // Вопросы жизни. -1905. N2.-С. 247-280.

138. Радлов Н.Э. Современная графика и рисунок /Ред. и предисл. С.Маковского. СПб.: Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1913. - 43 с.

139. Радлов Н. Современная русская графика. Пг.: Изд-во Т-ва "Свободноеискусство", 1917. - 146 с.

140. Ракитина Е. А.А.Арапов: 1876-1949. М.: Советский художник, 1965. - 78 с.

141. Ревалд Дж. История импрессионизма. М.: Республика, 1994. -415с.

142. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. От Ван-Гога до Гогена / Общ. ред. и предисл. А.Н.Изергиной. Л.-М.: 1962. - 436 с.

143. Ревзин Г. Восток и Запад в русском национальном чувстве формы //Русское искусство между Западом и Востоком /Мат. конф. М., сентябрь 1994 / Гос. ин-т искусствознания. М., 1997. - С. 2952.

144. Розенталь Л. А.С.Пушкин и "Медный всадник", иллюстрации А.Бенуа // Печать и революция. 1923 - N 5. - С.317-320.

145. Романов Н.И. В.Фалилеев. М.- Пг.: Гос.изд., 1923. - 94 с.

146. Роуленд Б. Искусство Запада и Востока /Ред. и послесл. Н.Конрада. М.: Изд. иностранной литературыры, 1958. - 143 с.

147. Русаков Ю.А. Д.И.Митрохин. Л.-М.: Искусство, 1966,- 207с.

148. Русакова A.A. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. - 451с.

149. Русские народные сказки и прибаутки, пересказанные для детей и иллюстрированные Е.Д.Поленовой: В 3-х томах. М., 1906.

150. Русский эстамп конца XIX начала XX вв. Каталог выставки ГРМ. / Вст. ст. Е.Ковтуна. - М., 1967. - 82 с.

151. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX в. среди европейских школ. М., 1980.

152. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989. - 293 с.

153. Сарабьянов Д.В. Сюжеты и мотивы живописи мирискуссников: иконографические заметки //С.Дягилев и художественная культура XIX XX вв. / Материалы Первых Дягилевских чтений / Редкол.: Н.В.Беляева и др. -. Пермь.: Кн. изд-во,1989. - С.65-76.

154. Сарабьянов Д.В. Русское искусство в поисках своей сущности // Русское искусство между Западом и Востоком: Мат. конференции, М., сентябрь, 1994 /Гос. ин-д искусствознания. М., 1997. - С. 3-17.

155. Сахарова Е.В. В.Д.Поленов, Е.Д.Поленова. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964. - 838 с.

156. Сахарова Е.В. Е.Д.Поленова, 1850-1898 /Массовая б-ка "Искусство". М.: Искусство, 1952. - 32 с.

157. Сидоров A.A. Русская графика начала XX века. Очеркиjистории и теории. М.: Искусство, 1969. - 250 с.

158. Сизеран Р. де-ла, Уильям Никольсон // Мир искусства. -1900. N 11-12. -С.138-144.

159. Соколов М.Н. Искусство первой черты: о пейзажной графике Северного Возрождения // Стиль образ - время: Сб. ст. -М., 1991.

160. Сомов А.И. Е.Д.Поленова 1850-1898. М„ 1902.

161. Сомов А.И. Японское искусство / Энциклопедический словарь. Т. 82. - СПб.: Изд. Брокгауза - Ефрона, 1904, - С. 780787.

162. Сомов К.А. Письма, дневники, суждения современников /Вст. ст., сост., прим. Ю.Н.Подколаевой, А.Н.Свешниковой. М.: Искусство, 1979. - 626с. ,

163. Стасов В.В. Е.Д.Поленова. Биографический очерк // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1899-1900. -N 1. - С. 1-49.

164. Стейкалова Я. Прикладная графика Альфонса Мухи как зеркало эпохи // Interpressgrafik. 1981. - N 1. - С.10-17.

165. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Композиционный анализ на основе категорий монументальности, декоративности, пространства, времени, тектоники, масштабности, пропорциональности, ритма. Л.: Художник РСФСР, 1973. - 182 с.

166. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX вв.: Исследования, очерки. - М.: Сов. художник, 1984. - 295с.

167. Стернин Г.Ю. К вопросу о путях самоопределения символизма в русской художественной жизни 1900-х годов // Советское искусствознание'80. Вып.2. - М., 1981. -С. 81-102.

168. Стернин Г.Ю. Журнал "Мир искусства" и зарубежная графика // Книга и графика. М., Наука, 1972. - С.232

169. Сюннерберг К. Пять художников // Искусство. 1905. - N 2. -С.42-46.

170. Толмачев М. О трех редакциях' А.Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина // Панорама искусств. Т. 10. - М.,1987. -С.320-326.

171. Толстой A.B. Русско-французские связи конца XIX начала XX вв.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1983. - 26 с.

172. Уайльд О. Избранные произведения. Т.2. - М. 1993.

173. Уистлер Дж. Изящное искусство создавать себе врагов / Вст. ст. и прим. Е.А.Некрасовой. М.: Искусство, 1970. - 287 с.

174. Указатель выставки японской живописи в императорском обществе поощрения художников. СПб., 1896. - 12 с.

175. Федоров-Давыдов А. Ленинградская школа графических искусств // Мастера современной гравюры и графики: Сб. ст. / Под ред. Вяч.Полонского. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. - С. 189- 226.

176. Федорова В.И. В.В.Матэ и его ученики. Л.: Худ. РСФСР, 1982. - 206с.

177. Феофилактов Н. 66 рисунков. М.: "Скорпион", 1909. - 68 с.

178. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. М.: Сов.Энциклопедия, 1983. - 840 с.

179. Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI -XX веков. М.: Искусство, 1987. - 367 с.

180. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура: Сб. ст. / Под ред. И.Е.Даниловой. М.: Сов. художник, 1972. - 205 с.

181. Французская литография 1890-х гг. Эстампы из собрания Эрмитажа / Вст. ст. Русаков Ю.А. Л., 1979.

182. Хойсингтон С. Первая редакция иллюстраций А.Бенуа к "Медному всаднику" // Искусство. 1990. - N 2.

183. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX в.: Сб. ст. / Отв. ред. Г.Ю.Стернин. М.: Наука, 1984. - 190 с.

184. Художественная жизнь современного общества: в 2-х т. Т.1.- СПб., 1996.

185. Чегодаев А.Д. Импрессионисты, их современники, соратники. Живопись, графика, литература, музыка. М., 1976.

186. Чесноков В.К. В.Д.Фалилеев. М.: Изобразительное искусство, 1975. - 81 с.

187. Чугунов Г. М.В.Добужинский. Л.: Художник РСФСР, 1984.- 299с.

188. Чуйко В.В. Японская выставка // Всемирная иллюстрация. -1897.-N 1458.-С. 33, 36.

189. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников. -М., 1969.

190. Шаргина Л. Русская сказочная иллюстрация начала XX в. //Interpressgrafik. 1981. - N 1. - С. 19-22.

191. Шорн. Художественные сюжеты в японском искусстве // Исторический вестник. 1882. - N 5. - С. 421-432.

192. Щербатов С. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк: Изд. им. А.П.Чехова, 1955.

193. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. М.: Педагогика, 1984. - 351 с.

194. Эрнст С. К.А.Сомов. СПб.: Изд.Общества Св.Евгении, 1918. -114с.

195. Эткинд М.Г. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 478 с.

196. Якимович А.В. Восток и Запад: о судьбах мифа в конце XX в. // Русское искусство между Западом и Востоком / Материалы конференции, Москва, сентябрь 1994 г. /Гос. ин-т икусствознания. М., 1997. - С.63-84.

197. Японские политипажи // Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки. 1905. - N 5. - С. 207-212.

198. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Искусствознание и психология художественного творчества: Сб. ст. М.: Наука, 1988. - С.31-50.

199. O.Crane W. Line and form. London: G.Bellsons, 1900. - 282 p.

200. Dialogue in Art: Japan and the West /Gen.ed. Chisaburoh F. Yamada. Tokio: Kodansha intern., 1976. - 334 p.

201. Gordon N.Ray. The Illustrator and the Book in England from 1790 to 1914: A catalogue. N.Y., Pierpont Morgan libr.; London, Oxford univ. press., 1976. - 337 p.

202. Ives C.F. The great wave: The influence of Japanese Woodcuts on French Prints. N.Y.; Metropolitan museum of art, 1974. - 112 p.

203. Imitation and inspiration: Japanese influence on Dutch art from 1650 to present. Amsterdam: Rijksmuseum, 1992. - 155 p.

204. Japan and Europa 1543-1929, Berlin, 1993.

205. Sternau, S.A. Art Nouveau. Spirit of the belle epoque. London, Tiger Books International PLC, 1996. 126 p.

206. Wichmann S. Japonisme. The Japanese influence on Western art since 1858. London, Tames & 'Hudson, 1981. 432 p.

207. Wittlich P. Ceska Secese. Praha, Odeon, 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.