Внутренний мир чувашской художественно-публицистической повести 50 - 90-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Мышкина, Альбина Федоровна

  • Мышкина, Альбина Федоровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 178
Мышкина, Альбина Федоровна. Внутренний мир чувашской художественно-публицистической повести 50 - 90-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Чебоксары. 2002. 178 с.

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Мышкина, Альбина Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование художественной публицистики 50-90-х годов показывает, что она как явление литературы в чувашском литературоведении имеет адекватно релевантную самостоятельность. Находясь на стыке литературы и публицистики,она представляет собой особый сплав и совершенно своеобразную систему образного освоения мира. Особенностью её самородности становится то, что публицистика находится в прямой зависимости от текущего времени,запросов эпохи.Вследствие этого ее функционирование и значение особо возрастают в определенные исторические эпохи.Таким периодом для чувашской художественной публицистики стали 80-е и особенно 60-е годы XX столетия.Этому способствовали и политическая обстановка в стране (хрущевская «оттепель» 60-х и перестройка 80-х) и общее развитие духовной культуры общества.

Для чувашской художественной публицистики как бы вторым «дыханием», мощным толчком в развитии становится творчество таких русских писателей-публицистов как В. Овечкин, Г. Дорош, Г. Радов. Опыт этих мастеров способствовал укреплению национальных традиций острого, актуального Слова. Благодаря их творчеству происходит процесс проникновения и укоренения художественно-публицистического стиля в толщах среднего и крупного жанра. Это явление наиболее ярко проявилось в творчестве А. Емельянова и в меньшей мере в произведениях Л. Таллерова, В. Петрова, Н. Максимова, В. Алендея и др.

Однако уже в 70-е годы, с приходом времени застоя,происходит усиление цензуры,которая приостанавливает развитие как публицистики, так и публицистического стиля в художественной литературе, Тем не менее, именно 70-е годы для чувашской художественной публицистики стали пероидом создания наиболее удачных художественно-публицистических повестей.(Например, повести А.Емельянова «Засушливый год», «Черные грузди» и Л.Таллерова «Чтобы жить», «Шумят осенние листья»).

Такое развитие публицистического стиля в чувашской литературе позволяет диссертанту говорить о том, что именно засилье цензуры, невозможность открыто говорить о насущных проблемах текущего времени способствовали усилению художественности публицистической повести, в частности, укреплению различных форм иносказательности (аллегории,притчи и др.) и подтекста в системе жанра.

С этим же связано и то, что во второй половине 80-х наблюдается интенсивное развитие художественной публицистики политического направления. А в 90-е годы (т.е. в эпоху всеобщей гласности) художественная публицистика видоизменяется,становясь все более философичной.

Таким образом, изучение работ русских и чувашских исследователей, литературоведов региона по поставленной в диссертации проблеме, анализ художественно-публицистических повестей чувашских писателей 50-90-х годов привели диссертанта к следующим выводам:

1. Жанровое содержание любого публицистического произведения характеризуется прежде всего документальным воспроизведением действительности, созданием особой модели жизни, максимально приближенной к реальности, соответствующей эпохе, моменту, времени создания повести или романа.

2. В художественной публицистике образы находятся на втором плане,ибо не образ рождает ту или иную мысль,а мысль,идея координируют поступки, действия героя. Поэтому персонаж в силу именно этой лежащей на поверхности идеи поступает так, а не иначе, то есть создает определенную ситуацию или целую череду происшествий. Вследствие этого изобразительное начало такого произведения неразрывно с анализом, оценка выражается прямо и недвусмысленно. Потому и повествование здесь не объективировано, оно развертывается обычно в виде субъективных авторских размышлений, адресованных непосредственно читателю и призванных завоевать «и мозг, и душу».

3. Чувашские прозаики работающие на ниве публицистического освоения мира в лице своего читателя видят некоего современника мыслимого в третьем лице, который якобы нуждается в подробном разъяснении самой сути затрагиваемой темы. Потому здесь довольно часто и встречаются многочисленные цитаты ученых, отрывки из произведений чувашских и русских классиков или же устного народного творчества.Извлечения эти не столько аргументируют рассуждения своих героев, повествователя, сколько проводят некий как бы научный «ликбез». Вследствие этого писатели однобоко углубляются в толщи определенной проблемы, подробно растолковывают или же назойливо навязывают свою идею, что зачастую мешает эстетическому восприятию произведения.

И этот недостаток художественности в определенной степени характерен всем писателям современной чувашской художественной публицистики. В этом плане писатель выступает не в роли художника, а в качестве публициста, который слишком прямолинейно идет от идей к герою и тем самым расширяет иллюстративность произведения.

4. Особая роль повествователя в произведении художественной публицистики накладывает свой отпечаток, как на его систему образов, так и на всю поэтику жанра. Так, в художественно-публицистической повести он не только ведет повествование, но и является неким связующим звеном между читателем и художником.

Тем не менее, дистанция между художником и повествователем огромна: образ повествователя в художественном произведении отнюдь не является прямым отождествлением, отображением самого писателя, потому что в каждой конкретной повести он выступает носителем лишь определенной позиции творца, его каких-то взглядов относительно затронутой проблемы и основной идеи.

Более того, в художественной публицистике не столько автор, сколько повествователь становится структурообразующим образом. Вследствие этого повествование здесь становится не безличным, а строго личным: перво- или же третьеличным. Отсюда и вытекают те типы повествователя, которые в зависимости от определенной формы повествования выявляются в чувашской художественной публицистике.

5. В системе образов современного чувашского художественно-публицистического стиля наиболее ярко проявились, во-первых, герой или герои, активно участвующие в развитии сюжета; во-вторых, главный герой, который очень часто выступает и в качестве повествователя; в-третьих, эпизодийный образ, появляющийся лишь в конкретных эпизодах в большей степени для подтверждения или же наоборот, для опровержения определенной мысли или даже всей основной идеи произведения; в-четвертых, образ-символ, образ-идея, прослеживающийся через все произведение и чаще всего завуалированный в подтекст.

6. Описание имеет свое особое предназначение в художественной публицистике. Однако, лучшие образцы чувашского художественно-публицистического стиля показывают, что истинную публицистичность в нем поддерживает другой метод повествования- рассуждение. Именно рассуждение способствует углублению полемического противостояния и развития сюжета и героев публицистической повести.

В чувашской публицистической прозе описательное начало преобладает в творчестве Л.Таллерова,В.Алендея,В.Петрова и др.,а рассуждение - в произведениях А.Емельянова.

7. Для понимания жанра художественно-публицистической повести сюжет играет немаловажную роль. Следует отметить, что произведения чувашской художественной публицистики 50-90-х годов предпочитают остроконфликтный событийный сюжет с многочисленными внесюжетными элементами (описания, рассуждения, различные отступления), и при всем этом они не приемлют многосюжетность.

Сюжетная линия, построенная таким образом, гармонично сочетаясь со всеми элементами жанра, ложится в основу художественного мира публицистического произведения, который уже начинает жить по своим собственным законам.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мышкина, Альбина Федоровна, 2002 год

1. Библиография изданий по вопросам методологии и теории литературы

2. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П.

3. A., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох.-М.:Мысль.- 1990.-190 с.

4. Анастасьев Н. А. Продолжение диалога: Советская литература и художественные искания XX века. М.: Сов. писатель.- 1987. - 432 с.

5. Аникина А.Б. Значение и смысл художественного слова // Значение и смысл слова: художественная речь,публицистика. -М.:Изд-во МГУ,- 1987.-195 с.

6. Анненский Л. А. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. -М.: Сов. писатель.-1989. -320 с.

7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе (19371938; 1973) // Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие для ун-тов / Под ред. П. А. Николаева. -М.:Высш. шк.-1979.-300 с.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.:Искусство.-1979. -423 с.

9. Бахтин М.М.Литературно-критические статьи /Сост.С. Бочаров,

10. B. Кожинов.- М.: Худож. лит.-1986. 543 с.

11. БахтинМ. М. К методологии литературоведения (1940,1974)//Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие для ун-тов / Под ред. П. А Николаева. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. шк.- 1997. - 350 с.

12. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. -М.: Наука.-1983.-192 с.

13. Ю.Белая Г. А. Литература в зеркале критики.- М.: Сов. писатель.-1986. -368 с.

14. П.Белецкий А. И. В мастерской художника слова. -М.: Высш. шк.-1989. -160 с.

15. Белецкий А. И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки (изучение истории читателя.)(1922) // В мастерской художника слова,- М.:Высш.шк.- 1989.-160 с.

16. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 10.-М.: Изд-во АН СССР,-1956.-474 с.

17. Бочаров А. Существует такое качество -публицистичность.// Вопросы литературы.- 1958,- № 10.-С. 6-12.

18. Бурлак JI. Публицистический роман. Конфликты и характеры.-Саратов:Изд-во Сарат.ун-та,- 1970.-108 с.

19. Введение в литературоведение./Под ред. Г. Н. Поспелова.-М.:Просвещение.- 1988.-282 с.

20. Волков И. Ф. Теория литературы.- М.:Просвещение:Владос.-1995.-256 с.

21. Воронов В. И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х годов.-М.: Сов.писатель.- 1984. 384 с.

22. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-хт.Т. 1.- М.Искусство.- 1968.-312 с.

23. Гей Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль.- М.: Наука.- 1975. -471 с.

24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л.: Худож.лит. Ленингр.отд-ние.- 1977.-443 с.

25. Глушков Н. И. Очерковые формы в советской литературе.-Ростов н/Д.:Изд-во Рост.ун-та.- 1969.-223 с.

26. Глушков Н. И. Очерковая проза,- Ростов н/Д.:Изд-во Рост.ун-та.- 1979.-215 с.

27. Горнфельд А. Г. О толковании художественного произведения (1912)//Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие для ун-тов / Под ред. П. А. Николаева.-З-е изд., испр. и доп. М.:Высш. шк,- 1997. - 350 с.

28. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. Пресса и публицистика,- М.: Мысль,- 1975,- 190 с.

29. Григорьев В. П. Поэтика слова. -М.: Наука.-1969.- 343 с.

30. Ершов JI. Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство.- Л.:Лениздат.-1967. 168 с.

31. Ершов Л. Ф. Критика и современный литературный процес// Критика и время: Литературно-критический сборник / Сост. Н. П. Утехин./ Л.: Лениздат.- 1984. - 334 с.

32. Журбина Е.И.Теория и практика художественно-публицистических жанров.- М.:Изд-во Моск.ун-та.- 1975.- 399 с.

33. Журбина Е.И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе,- М.:Сов.писатель.- 1979.- 376 с.

34. Зарев П. Стиль и личность художника (О некоторых неизученных аспектах стиля) //Вопросы литературы.-1960. № 12,-С. 42-45.32.3атонский Д. В. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель.- 1988. - 416 с.

35. ЗЗ.Здоровега В. И. В мастерской публициста.- Львов.: Каменяр.-1969.- 78 с.34.3доровега В. И. Слово тоже есть дело. Некоторые вопросы теории публицистики.- М.: Мысль.- 1979.- 174 с.

36. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Сов. писатель.- 1988. - 442 с.

37. Канторович В.Г. Литература и социология.- М.: Мысль.-1984.-64 с.

38. Кассиль Л. Язык и стиль публицистической прозы // Вопросы литературы.- 1970,- № 1.- С. 42-48.

39. Кожинов В. В. Художественная речь как форма искусства слова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука.-1965.- 504 с.

40. Краткая литературная энциклопедия.Т.5/Гл.ред.

41. A. А. Сурков. М.: Сов. Энциклопедия.- 1968.- 969 с.

42. Краткий словарь литературоведческих терминов/Ред.-сост.Л.И.Тимофеев,С.В.Тураев.- М.:Просвещение.- 1985.208 с.

43. Лармин О. В. Художественный метод и стиль.- М.:Изд-во МГУ.-1964.- 271 с.

44. Левидов А. М. Литература и действительность. Л.: Сов. писатель.- 1987. - 432 с.

45. Литературный энциклопедический словарь./Под общ. ред.

46. B.М.Кожевникова, П.А.Николаева.- М.:Сов.энцикл.-1987.- 750 с.

47. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы.- 1968,- № 8,- С. 74-79.

48. Лихачев Д. С. О Ефиме Яковлевиче Дорогие //Дорош Е. Дождь пополам с солнцем. Деревенский дневник.- М.:Сов.писатель.- 1973.242 с.

49. Лихачев Д. С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII вв. М.: Современник,- 1987. - 299 с.

50. Лотман Ю. М. Структура художественного текста.-М.: Высш. шк.- 1970. 227 с.

51. Манн Ю. В. Диалектика художественного образа.- М.: Сов. писатель.- 1987. -320 с.

52. Науман М. Литературное произведение и история литературы.-М.: Радуга.- 1984. 423 с.

53. Палиевский П. В. Художественное произведение // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.: Наука.- 1965. -504 с.

54. Петелин В. В. Метод, направление, стиль.- М.:Искусство,-1963,- 88 с.

55. Писарев Д. И. Собрание сочинений. Т. 1.- М.: Гослитиздат.-1955,- 390 с.

56. Полякова JI. В. Пути развития теории жанра в работах последних лет // Русская литература. -1985. № 1.- С. 12-17.

57. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы.-М.:Просвещение,- 1972.- 271 с.

58. Поспелов Г. Н. Теория литературы,- М.:Высш.шк.-1978.-351 с.

59. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы //Введение в литературоведении.Хрестоматия/Николаев П. А.-М.:Изд-во Моск.ун-та.- 1979.- 412 с.

60. Прохоров Е. П. Публицист и действительность.- М.:Изд-во Моск.ун-та.- 1973,- 317 с.

61. Пути развития современного советского романа.-М.:Акад.Наук СССР.- 1961.-362 с.

62. Редекер X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве.- М.:Прогресс.- 1971.-168 с.

63. Синенко В. С. Эволюция художественного сознания в литературе 60-х годов // Поэтика русской прозы XX века. Межвузовский научный сборник.-Уфа:Башк.гос.ун-т.- 1995.-154 с.

64. Соколов А. Н. Теория стиля.-М.:Искусство.- 1968.- 223 с.

65. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие.- М.: Флинта: Наука.- 2001. 256 с.

66. Старыгина Н. Н. К вопросу о циклизации произведений в творчестве Н. С. Лескова // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник. -Петрозаводск:ПГУ.- 1988.170 с.

67. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. -Воронеж:Изд-во Воронеж.ун-та.- 1975.- 154 с

68. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики.-М.Мысль.- 1982,- 176 с.

69. Тимофеев Л. И. Проблемы теории литературы.- М.:Учпедгиз.-1955,- 302 с.

70. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа.-М.:Высш.шк.- 1989.- 133 с.

71. Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики.-М.:Изд-во Моск.ун-та.- 1971.- 147 с.

72. Ученова В. В. Публицистика и политика.- М.:Политиздат.-1973.- 270 с.

73. Хализев В. Е. Функция случая в литературных сюжетах // Литературный процесс.-М.:Изд-во Моск.ун-та.-1981.- 236 с.

74. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. М.:Прогресс.-2000. -398 с.

75. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит.- 1982. - 234 с.

76. Храпченко М. Б. Собрание сочинений.В 4-х т.Т.4. Художественное творчество, действительность, человек.-М.:Худож. лит.- 1982. 479 с.

77. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики.- М.: Мысль.- 1973.- 269 с.

78. Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста.- М.: Мысль.-1984.- 150 с.

79. Чернец Л. В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). М.:Изд-во МГУ.- 1982.-192 с.

80. Чернухина И. Я. Элементы организации художественного прозаического текста.- Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та,- 1984.115 с.

81. Артемьев А.С.Жизненная правда и писательское мастерство.(На чув.яз.)-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1984. -302 с.

82. Артемьев Ю. М. Проблемы и характеры в произведениях современной чувашской прозы // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во.- 1979. -164 с.

83. Артемьев Ю. М.Илья Ефимович Ефимов (Тхти) //Тхти И. Е. Поэзия, проза, публицистика.- ЧебоксарькЧув. кн .изд-во.- 1979.372 с.

84. Артемьев Ю. М. Долг человека.Сборник крит.статей (На чув.яз).-ЧебоксарькЧув. кн. изд-во.- 1980.- 112 с.

85. Артемьев Ю. М. Антология современной чувашской прозы// Чарующие краски жизни (На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.-1988.- 126 с

86. Артемьев Ю. М. Начало века (Очерки истории чувашской литературы 1900 1917гг.) (На чув.яз.).-Чебоксары: Чув. кн. изд-во.- 1996.-295 с.

87. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе.- Л.:Лениздат.- 1989.- 142 с.

88. Владимиров Е. В. Чувашская проза послевоенных лет (1945-1953гг.)(На чув.яз.)// "Ученые записки" ЧНИИ, вып. XXVIII.-Чебоксары:Чувашгосиздат.- 1965,- 142 с.

89. Григорьев Н. В.Образ женщины в произведениях Алендея(На чув.яз.) // Родная Волга.-1976.- №3,- С. 3-7.

90. Дедушкин Н.С.Дорогаю жизни.-ЧебоксарькЧув. кн. изд-во.-1974. -254 с.Иванов Ип. Ход судьбы (На чув.яз.)//Родная Волга.-1967.-№.1.-С. 10.

91. Иванов Ип. Качество художественного произведения(На чув.яз.) // Ялав,- 1979.- №.2.-С. 4-7.173

92. Иванов Ип. "Смелым,настойчивым будьте."(На чув.яз.)// Ялав.-1981,- №.8.-С. 9-11.

93. Иванов Н. Проявление стилей в чувашской литературе(На чув.яз.)// Ялав.- 1980.-№.11.- С. 24-25.

94. Канюков В. Я. От фольклора к письменности. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во,- 1971. 126 с.

95. Канюков В. Я. Шаги родной литературы (На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.-1974. 286 с.

96. Канюков В. Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: Проблемы литературно-фольклорных отношений. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во.- 1979. 192 с.

97. Канюков В. Я. Мастерство писателя (На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1986. -176 с.

98. Клямкин И. Какая дорога ведет к Храму? // Новый мир.-1987.- № 11.- С, 46-49.

99. Кузнецов И.Д. О некоторых вопросах развития чувашской культуры и литературы (На чув.яз.).- Чебоксары:Чув. кн. изд-во.-1961.-196 с.

100. Кузнецов И. Д. Литература и эпоха (На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1977. 192 с.

101. Кузнецов И. Д. Историческая правда и художественная достоверность.-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1986. -182 с.

102. ЮО.Левченко В. Г. Чингиз Айтматов.- М.:Сов.писатель.- 1983.332 с.

103. Ю1.Лейдерман Н. Герой из жизни // Урал.- 1986.- № 7,- С. 174183.

104. Леонтьев Н. А. Лекции по истории чувашской литературы. НАЧГИГН. Отд. V, ед. хр. 2304.

105. Литературная кузница(На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.-1986.-126 с.

106. Никитин В.П. Очерк, рассказ или очерковый рассказ? // Чувашский рассказ (1921-1941).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1990.64 с.

107. Ю5.Нуруллина Р. М. Татарский советский очерк 20-х годов// Мастерство очеркиста,- Казань:Изд-во Казан.ун-та,- 1970.- 120 с.

108. Юб.Овечкин В.В. Статьи, дневники, письма.- М.:Сов.писатель.-1972.-383 с.

109. Павлов В. На стрежне жизни // Критика и время: Литературно-критический сборник / Сост. Н. П. Утехин. Л.: Лениздат.- 1984. -334 с.

110. Павлов Н. С. М. Ф. Акимов родоначальник чувашской художественной публицистики // "Ученые записки" ЧНИИ, вып. XXVII.- ЧебоксарькЧувашгосиздат.-1964.-334 с.

111. Ю9.Петров К. К. Сатирический очерк в чуваш-ской журналистике //Мастерство очеркиста.-Казань:Изд-во Казан.ун-та.- 1970.-120 с.

112. Правдивость художественного образа (Критики Ипполит Иванов и Станислав Александров спорят о произведениях А.Емельянова) (На чув.яз.) //Ялав.- 1985,- №1.- С. 24-25.

113. Радов Г.Г. Председательский корпус.- М.:Сов.писатель.-1975.-114 с.

114. Радов Г.Г. О нашем ремесле // У нас в России. Сборник.-М.:Сов.писатель.- 1976.-248 с.

115. ПЗ.Родионов В.Г.Чувашская литература XX столетия, 1917-1922гг. Хрестоматия (На чув.яз).-Чебоксары:Изд-воЧув. гос. ун-та.-1995.-180 с.

116. Родионов В.Г.Чувашская литература 18 первой половины 19 вв (На чув.яз.).-Чебоксары:Изд-во Чув.гос.ун-та,-1999.-171 с.

117. Романова Е.Об очерках Пиктемира и Наманкана- "На кирпичном заводе", Дмитрия Васлея "Смелые нивы" и Алакера Зоулейя "Теттальстрой"(На чув.яз.) // Сунтал.- 1931.- №5.-С.31.

118. Пб.Рубашкин А. И. Прямая речь. О советской писательской публицистике,- JL: Сов. писатель,- 1987.-400 с.

119. П.Савельева М. С. Портретные очерки Бориса Галина // Мастерство очеркиста.- Казань:Изд-во Казан.ун-та,- 1970.120 с.

120. Ш.Сироткин М. Я. Очерк истории дореволюционной чувашской литературы.-Чебоксары: Чув. кн. изд-во,- 1948.- 321 с.

121. Ш.Сироткин М. Я. Чувашская советская литература (общий обзор)//"Ученые записки" ЧНИИ, вып. V.-Чебоксары:Чувашгосиздат.- 1950.- 223 с.

122. Сироткин М. Я. Очерк истории чуваш-ской советской литературы.- Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1956. -352 с.

123. Современная удмуртская проза: статьи,рецензии, обзоры.-Ижевск: Удмуртия.- 1981. 156 с.

124. Соколова В. Е. Мордовская публицистика на современном этапе.- Саранск:Изд-во Мордов.гос.ун-та,- 1990. 48 с.

125. Ставский М. Кто он Крыслов?(На чув.яз.) // Родная Волга.-1989.- №.9.- С. 29.

126. Тезисы Хутар-Долгова об очерках ,утвержденные на пленуме ЧППА(На чув.яз.) // Сунтал.- 1931.- №8.- С. 22.

127. Уяр Ф. Е. Хрестоматия чувашской советской литературы/ Под ред.М. Я. Сироткина(На чув.яз.).-Чебоксары: Гос.изд-во Чув.АССР,-1948. 572 с.

128. Уяр Ф.Е.Сила слова: Писатель. Литература.Жизнь(На чув.яз.). ЧебоксарькЧув. кн. изд-во.- 1980. - 221 с.

129. Федоров Г. И. Своеобразие героя в чувашской прозе и другие близкие к ней вопросы//Современная чувашская литература:Вопросы художественного мастерства(На чув.яз.). -Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1990.- 123 с.

130. Федоров Г. И. Художественный мир Федора Уяра (Проблемытипологии, поэтики и художественной семантики) ЧебоксарькЧув. кн. изд-во,- 1991. - 176 с.

131. Федоров Г. И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов: Монография.- Чебоксары: Чув. кн. изд-во.-1996. 304 с.

132. Федоров Г. И. Поиск изящной словесности(На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1996. 224 с.

133. Хлебников Г. Я. Чувашский роман. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во,- 1964.- 211 с.

134. Хлебников Г. Я., Павлов Н. П., Леонтьев И. А. Чувашская литература 1963 года (Краткий обзор)(На чув.яз.)// "Ученые записки" ЧНИИ, вып. XXVII.- Чебоксары:Чувашгосиздат.- 1964.334 с.

135. Хлебников Г. Я. Современная чувашская литература. -Чебоксары: Чув. кн . изд-во.- 1971. 183 с.

136. Хлебников Г. Я. Метод и мастерство.Сборник статей(На чув.яз.).-Чебоксары:Чув. кн. изд-во.- 1984.- 253 с.

137. Чувашская дореволюционная литература. (До XX века)(На чув.яз.).- Чебоксары:Чув. кн. изд-во,- 1989,- 302 с.136,Чувашская советская литература(На чув.яз.).-ЧебоксарькЧув. кн. изд-во.-1972. 511 с.

138. Шомин В. А. Проблема взаимодействия советских национальных литератур. Л.: Наука.- 1989. -248 с.

139. Эзенкин В. Вкус черного хлеба // Молодые о молодых. Сборник литературно-критических статей молодых критиков.-М.:Мол.гвардия.- 1974,- 351 с.

140. Эзенкин В. С. Путь к роману,- ЧебоксарькЧув. кн. изд-во.-1976. 96 с.

141. Якименко Л.Г. На дорогах века.Актуальные вопросы советской литературы. М.:Худож.лит,- 1978.-494 с.

142. Яковлев Ю. В.Мастерство Илле Тхти в прозе(На чув.яз.)// Родная Волга,- 1990.- №.9.-С. 17-19.

143. Ш.Художественно-публшдастические тексты

144. Алендей В. С. Таван хиреем (Родные поля). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1955. - 87 с.

145. Алендей В. С. Тепре куриччен (До следующей встречи). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1957. 169 с.

146. Алендей В. С. Ташман ункинче (В блокаде). Шупашкар: Чав. кен. изд-ви.-1959. - 56 с.

147. Алендей В. С. Салтакчёри. (Солдатское сердце). -Шупашкар:Чав. кён. изд-ви.- 1960. 176 с.

148. Алендей В. С. Ушкан-ушкан пёлёт иртет (Плывут облака). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1961. 256 с.

149. Алендей В. С. Тарисем султе юрладсё. (Жаворонки поют). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1962. 172 с.

150. Алендей В. С. (^ёмерт сескере. (Черемуха цветет). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1963. - 176 с.

151. Алендей В. С. Вёлле хурчё ылтан хурт (Пчела золотая). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1964. - 351 с.

152. Алендей В. С. Йамрасем даплах кашласдё. (Ветлы и поныне шумят). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1965. -210 с.

153. Алендей В. С. Юратрам эп, хиреем, сире. (Полюбил я вас, поля). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1966, - 175 с.

154. Алендей В. С. Кураксене тайса сил вёрет (До земли склоняются травы). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1969. - 254 с.

155. Алендей В. С. JIaox. (Повести). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1970. - 93 с.

156. Алендей В. С. Висё салтак. (Три солдата). Шупашкар:Чав. кён. изд-ви.- 1973. - 192 с.

157. Алендей В. С. Сунми далтар (Звезда неугасимая). Шупаш-кар: Чав. кён. изд.-ви.- 1976. - 368 с.

158. Алендей В. С. Татах килсе кур (Приезжайте почаще). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1976. 192 с.

159. Алендей В. С. Хирте вёршёнсем вёдессё. (Стрижи летают над полем). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1979. - 448 с.

160. Алендей В. С. Тарна сасси илтёнет (Слышен крик журавля). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1982. 399 с.

161. Алендей В. С. Хёрлё кёпе (Красная рубашка). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1983. - 320 с.

162. Алендей В. С. Сар суселлё сара тутар (желтый платок с золотистой бахромой). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1986. - 335 с.

163. Алендей B.C. Висе ывалпа висё хёр (Три сына, три невесты).-Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1988. 384 с.

164. Алендей В. С. Хветусса (Федосия). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1991. - 320 с.

165. Вутлан И. Д. Асамат кёперё (Радуга). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви,- 1982. - 192 с.

166. Вутлан И. Д. £ул пёрре (Дорога - одна). - Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1987. - 224 с.

167. Вутлан И. Д. Ытла та варттан юрату (Любовь издалека). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви,- 1998. 220 с.

168. Емельянов А. В. Канадсар суркунне (Беспокойная весна). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1960. 128 с.

169. Емельянов А. В. Сдавал саралсан (Разлив Цивиля). Шупаш-кар:Чав. кён. изд-ви.- 1966. - 295 с.

170. Емельянов А. В. Катална уйах (Луна на ущербе).-Шупашкар :Чав. кён. изд-ви.- 1968. 112 с.

171. Емельянов А. В. Чапшан пуранмастпар (Живем не ради славы).- Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1971. 208 с.

172. Емельянов А. В. Сака дулси саврака. (Узоры на листьях). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1976. 192 с.

173. Емельянов А. В. Шыв типнё сул (Засушливый год). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1977. - 288 с.

174. Емельянов А. В. Хура карас. (Черные грузди). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1981. - 423 с.

175. Емельянов А. В. Кёмёл дил (Серебряный ветер). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1985. - 463 с.

176. Емельянов А. В. Шанкарав куракё (Колокольчики). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1987. - 414 с.

177. Емельянов А. В. Вата ашши (Бабье лето). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1990. - 381 с.

178. Емельянов А. В. Ят (Имя). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1992. - 477 с.

179. Лисаев И. И. Сухална сукмак (Запаханная тропа). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1966. 51 е.

180. Лисаев И. И. Сер чёнет (Земля зовет). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1966. - 40 с.

181. Лисаев И. И. Саватап сана, пурнас! (Здравствуй, жизнь!). -Шупашкар.Чав. кён. изд-ви.- 1972. 71 с.

182. Лисаев И. И. Вунпиллёкре эпё, комбат. (Пятнадцать лет мне, комбат.). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1975. - 80 с.

183. Лисаев И. И. Вёсет кайак кавакал (Береза в огне). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1977. - 144 с.

184. Лисаев И. И. Чуречерен хуран шаккать (В окне береза). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1979. 272 с.

185. Лисаев И. И. Ирт, купасда, маларах (Дайте дорогу гармонисту). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1982. - 271 с.

186. Лисаев И. И. Халал (Завещание). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви,- 1986. - 253 с.

187. Лисаев И. И. Тивёд (Долг). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1987. - 303 с.

188. Лисаев И. И. Пилешём, пилеш (Рябина, рябинушка.).-Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1991. 432 с.

189. Максимов Н. Н. £ил-думар витёр (И в дождь, и в ветер). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1982. 224 с.

190. Максимов Н. Н. Пар айён те шыв юхать (Подледное течение).-Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1983. 191 с.

191. Максимов Н. Н. Тапа (Напряжение). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1986. - 294 с.

192. Максимов Н. Н. Синкер (Напряжение). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1991. - 349 с.

193. Максимов Н. Н. Пурнасри выран (Место в жизни). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1992. - 400 с.

194. Петров В. П. Уссен эсё кам пулан? (С кого делать жизнь?). -Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1976. 48 с.

195. Петров В. П. Камал ашши (Тепло сердца). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1976. - 64 с.

196. Петров В. П. Салтак санукерчёкё (Портрет солдата). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1979. - 33 с.

197. Петров В. П. Кёрхи таман (Осенняя метель). Шупашкар: Чав. кён. ИЗД-ВИ.-1982. - 176 с.

198. Петров В. П. Ханасем (Гости). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви,- 1985. - 256 с.

199. Петров В. П. Инкеклё сунар (Происшествие на охоте). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.- 1987. - 175 с.

200. Петров В. П. Хуран дути (Березовый свет). Шупашкар: Чав. кён. изд-ви,- 1989. - 414 с.

201. Петров В. П. Хана (Гость).- Шупашкар: Чав. кён. изд-ви.-1990.- 304 с.