Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Елисеева, Полина Александровна

  • Елисеева, Полина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 219
Елисеева, Полина Александровна. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2005. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Елисеева, Полина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания эмоциональной культуры в системе дополнительного музыкального образования

1.1. Сущность понятия «эмоциональная культура».

1.2. Содержание воспитания эмоциональной культуры школьников

1.3. Роль музыкально-исполнительской деятельности в воспитании эмоциональной культуры учащихся.

1.4. Педагогические условия эффективности воспитания эмоциональной культуры детей в процессе индивидуального обучения игре на музыкальном инструменте.

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности

2.1. Организационные основы опытно-поисковой работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников.

2.2. Диагностика исходного уровня эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкального образования.

2.3. Содержание педагогической работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе индивидуального обучения исполнительскому мастерству

2.4. Анализ результатов опытно-поисковой работы по воспитанию эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте»

Актуальность исследования. В рамках современной гуманистической парадигмы все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом.

Реализация этих форм поведения людей во многом зависит от качества их эмоциональной жизни. Не зря описание многих ситуаций социальной адаптации и дезадаптации сегодня осуществляется в терминах эмоциональных состояний. Уныние и хандра, ощущение бессмысленности существования, вечное недовольство собой и другими; склонность к агрессии, нервозность, ненависть, злоба, зависть; дефицит сострадания, альтруистических порывов, заботы о ближнем, - вот результаты постоянной борьбы человека за выживание, непомерных трудовых нагрузок, частого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач на путях к достижению своей личной значимости и т.д., ставшие устойчивыми характеристиками современной духовно ущербной личности, выполненные в эмоциональных терминах. Стрессы, депрессии, фрустрации, эмоциональные депривации, -примеры различных проявлений эмоционального неблагополучия, объясняющие современным врачам причины многих физических и психических заболеваний.

Становится ясно, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, но при этом результаты их влияния не однозначны. Не всегда эмоциональная деятельность человека способствует его успешной социальной адаптации и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим действиям.

Между тем, в культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой. Эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Музыкально-исполнительская деятельность, организованная в системе дополнительного образования, создает благоприятные возможности для воспитания эмоциональной культуры школьников. В процессе музыкально-исполнительской деятельности у детей может быть сформирована музыкальная эмоциональная культура, которая служит предпосылкой их общей эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.

Организация воспитания эмоциональной культуры учащихся в период младшего школьного детства представляет наибольшую актуальность и важность. Так как у детей данного возраста ярко выражена потребность в постижении мира и самовыражении через переживания, удовлетворение которой самым естественным образом осуществляется в процессе воспитания эмоциональной культуры, что служит мощным фактором формирования мотивации школьников к учению.

Однако, как показывают наблюдения, музыкальные школы сегодня не решают задачи воспитания эмоциональной культуры детей сознательно, целенаправленно и эффективно, так как главной их целью является подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионального музыкального образования, что обуславливает их ориентированность на формирование у ребенка специальных музыкальных навыков и способностей, при которой эмоциональная составляющая музыкальной деятельности вытесняется на задний план, утрачивает статус первичной ценности, и которая является одной из основных причин потери интереса ^ школьников к музыкальным занятиям.

Анализ теории вопроса показал отсутствие целенаправленных исследований, хотя отдельные аспекты проблемы в литературе обсуждаются. В работах отечественных и зарубежных психологов проблема представлена теориями об эмоциях (Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, А.Н.Запорожец, К.Изард, А.Н.Леонтьев, А.Е.Олыианникова, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, П.В.Симонов, Б.М.Теплов, С.Томкинс, Г.А.Фортунатов, П.М.Якобсон). В рамках данной области знания сформированы взгляды на эмоции человека как на психофизиологические реакции, обусловленные работой мышления, протекающие в единстве с умственными процессами; выработана социокультурная концепция эмоций, раскрывающая сущность человеческих переживаний через призму их социокультурного приложения; рассмотрены механизмы терапевтического влияния эмоционального воспитания: выявлена его роль в разрешении внутренних конфликтов (Ф.Е.Василюк, Н.Г.Гаранян, О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, А.Б.Холмогорова), в обеспечении физического благополучия организма и нормального психического самочувствия, в поддержании состояния счастья; раскрыты гедонистические мотивы человеческих переживаний (Б.И.Додонов, А.Н.Лук). Термин «эмоциональная культура» в литературе практически не используется. Характеристики данного феномена исследуются отдельно друг от друга в терминах эмоциональной отзывчивости, эмоциональной впечатлительности, самообладания и саморегуляции, общей эмпатии.

Педагогические аспекты проблемы обсуждаются в контексте вопросов эмоционального воспитания детей (Л.С.Выготский, И.Н.Додонов, А.Н.Леонтьев), развития эмоций учащихся (Л.Н.Рожина и др.), воспитания чувств школьников (П.М.Якобсон), формирования культуры чувств личности (А.Н.Лук). В музыкальной психологии и теории музыкального воспитания исследования посвящены развитию эмоционального слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, эмоциональному восприятию музыки (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.Л.Бочкарев, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, М.М.Койранская, С.Лангер, В.В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Л.Рейд, Г.С.Ригина, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов,

B.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский). В этих работах описаны различные способы воздействия музыки на эмоции человека, объяснены механизмы формирования эмоциональных реакций на музыку. В отечественной музыкальной педагогике исполнительства проблема воспитания эмоциональной культуры детей раскрыта как проблема формирования у них умения передавать образ музыки (Л.А.Баренбойм, Г.Г.Нейгауз,

C.И.Савшинский, Г.М.Цыпин), специфически музыкальной способности воссоздавать «эмоциональную программу» музыкальных произведений (В.Г.Ражников). Вопросы, непосредственно относящиеся к воспитанию эмоциональной культуры школьников как социально значимого качества личности в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте, в литературе освещены неполно.

В связи с этим вскрываются несоответствия, противоположности и противоречия между:

• высокой социальной значимостью эмоциональной культуры и низкой эффективностью ее воспитания в системе дополнительного музыкального образования;

• широким потенциалом музыкально-исполнительской деятельности в воспитании личности школьника и узко специализированной направленностью теорий музыкального воспитания;

• необходимостью повышения уровня эмоциональной культуры детей в дополнительном музыкальном образовании и ориентированностью традиционной методики организации музыкально-исполнительской деятельности учащихся музыкальных школ на формирование у них специальных музыкальных навыков и способностей.

На основании анализа актуальности и противоречий выделена проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе педагогических возможностей воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

Тема исследования: «Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте».

Объект исследования: процесс дополнительного музыкального образования школьников.

Предмет исследования: педагогические - условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать педагогические условия воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте.

Гипотеза исследования:

• структура эмоциональной культуры, вероятно, включает такие составляющие, как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная саморегуляция, сопереживание, направленность личности на свои переживания;

• дополнительное музыкальное образование школьников будет востребованным скорее всего тогда, когда оно будет направлено на воспитание эмоциональной культуры детей;

• содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности может предусматривать формирование у детей музыкальной эмоциональной культуры как способности переживать настроения музыкальных произведений, развивающейся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки, реализующейся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку и служащей предпосылкой эмоциональной культуры как социально значимого качества личности;

• повысить эффективность воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте возможно при соблюдении следующих условий: последовательного воплощения принципа выразительности в исполнении ребенка; обогащения эмоционального опыта учащихся на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесения содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «эмоциональная культура» и раскрыть содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся;

2. Выделить содержание воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности;

3. Опытно-поисковым путем обосновать педагогические условия воспитания эмоциональной культуры детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция гуманистической педагогики, провозглашающая содержанием образования ценностные отношения (отношения к человеку, жизни, обществу, труду и т.д.), выдвигающая в качестве приоритетной цели педагогики всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, сориентированная на индивидуализацию обучения и воспитания и личностный подход, утверждающая воспитанника в роли полномочного субъекта воспитания, активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям, создающая предпосылки для самореализации, самоактуализации, самоопределения личности учащегося, обеспечивающая ему атмосферу комфорта и «психологической безопасности» (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, К.Н.Вентцель, П.Ф.Лесгафт, М.Монтессори, Н.И.Пирогов, Ж.Ж.Руссо, В.Д.Семенов, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Френе, С.Т.Шацкий, Р.Штайнер и др.); положения о сущности процессов формирования отношения человека к окружающему миру (Г.Гегель, В.И.Мясищев, Д.И.Фельдштейн); педагогика сотрудничества, выдвигающая в качестве альтернативы авторитарному методу педагогического руководства воспитательным процессом метод совместного обучения педагога и детей (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, С.Л.Соловейчик, В.Ф.Шаталов). концепция деятельностного подхода к развитию личности ребенка (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); взгляды отечественных и зарубежных ученых на природу эмоций человека: их идеи о культурной детерминации человеческих переживаний; о единстве эмоционального и рационального в социальном типе эмоций людей, о ведущей роли мышления в развитии и становлении эмоциональной культуры личности (Ф.Е.Василюк, Л.С.Выготский, Б.И.Додонов, А.В.Запорожец, К.Изард, А.Н.Лук, С.Л.Рубинштейн,

П.В.Симонов, Б.М.Теплов, С.Томкинс, П.М.Якобсон и др.); о возможности гедонистической направленности эмоциональной деятельности культурного человека (Б.И.Додонов); положения ученых о необходимости и актуальности эмоционального воспитания, о его приоритетности в гармоничном развитии человека: в сохранении физического и психического здоровья (Ф.Е.Василюк, Н.Г.Гаранян, К.Изард, Г.С.Никифоров, А.Б.Холмогорова), в приумножении его счастья (Б.И.Додонов), в формировании его личности (Б.Г.Ананьев, В.С.Безрукова, А.С.Белкин, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.В.Зеньковский, Я.А.Коменский, А.Н.Леонтьев, А.Г.Маслоу, А.Е.Ольшанникова, К.Роджерс, Л.Н.Рожина, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов и др.); высказывания этих авторов о важной роли деятельности, творчества, общения в структурировании эмоциональной сферы ребенка; положения зарубежной и отечественной музыкальной эстетики, педагогики, психологии, музыкознания об эмоциональной природе музыкального искусства (Б.В.Асафьев, О.А.Апраксина, Л.А.Баренбойм, В.К.Белобородова, Л.Л.Бочкарев, Н.А.Ветлугина, Л.В.Горюнова, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, М.М.Койранская, С.Лангер, В.В.Медушевский, Л.Мейер, Е.В.Назайкинский, Г.Г.Нейгауз, В.И.Петрушин, В.Г.Ражников, Л.Рейд, Б.Реймер, Г.С.Ригина, С.И.Савшинский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпин, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский и др.); представления современного образования о совместной деятельности педагога и учащегося как системе отношений, направленных на самоопределение личности учащегося, поощрение его субъективной позиции, стимуляцию самостоятельного и творческого мышления детей (А.Л.Венгер, И.Ю.Малкова, Г.Н.Прозументова, В.В.Рубцов, В.Ю.Соколов, Л.А.Сорокова и др.).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация теоретического знания по проблеме; целенаправленное наблюдение изучаемого явления в практике; опытно-поисковая работа; обработка результатов опытно-поисковой работы с применением методов математической статистики ( а) методы описательной статистики для порядковой шкалы: определение медианы, вариационного и интерквартильного размаха; б) использование непараметрических критериев « проверки однородности выборок: критерия Манна-Уитни, двухвыборочного критерия Колмогорова-Смирнова для двух независимых выборок и критерия знаков, критерия знаковых рангов Вилкоксона для двух связанных выборок; в) вычисление коэффициентов ранговой корреляции р Спирмена и т Кендалла и определение уровня их статистической значимости).

Практической базой исследования явилась музыкальная школа № 18 Железнодорожного района города Екатеринбурга. Опытно-поисковая работа проводилась при участии детей младшего школьного возраста классов специального фортепиано в количестве 31 человека. Статистической обработке подверглись результаты 24-х учащихся.

Исследование включало следующие этапы:

I этап (1999-2001) - теоретическое обоснование темы исследования, создание ее научного обеспечения. Выбраны методология, методы, логика исследования, разработан его научный аппарат. Проблема изучена в литературе, сформированы основные понятия. Собран эмпирический материал, осуществлено осмысление практики с научных позиций. Проанализирован личный и коллег опыт работы по проблеме, выявлены его основные тенденции и особенности. Разработана программа проведения опытно-поисковой работы, с учетом требований эффективности воспитания эмоциональной культуры учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности создана методика обучения младших школьников игре на музыкальном инструменте, предназначенная для реализации в процессе опытного поиска.

II этап (2000-2004) - проведение опытно-поисковой работы.

III этап (2003-2005) - обобщение теории и практики, обработка результатов опытно-поисковой работы, получение общих выводов, написание текста диссертации, подготовка к защите.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• разработано содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности, предусматривающее формирование у детей в процессе воспроизведения музыки музыкальной эмоциональной культуры как способности к переживанию настроений музыкальных произведений, развивающейся в результате воссоздания эмоционального замысла музыки и проявляющейся в эмоциональной отзывчивости на музыку, умении сопереживать композитору, умении координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку;

• установлено отношение взаимной зависимости между компонентами эмоциональной культуры человека как социально значимого качества личности и составляющими музыкальной эмоциональной культуры, на основе чего выдвинуто суждение о том, что развиваемая в процессе общения ребенка с музыкой эмоциональная культура подобна его эмоциональной культуре как общей и универсальной и служит ее предпосылкой;

• определено, что комплекс педагогических условий будет способствовать эффективности воспитания эмоциональной культуры детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте, если осуществляется последовательное воплощение принципа выразительности в исполнении ребенка, используется синхронизация выразительных движений педагога и ученика, реализуется субъектный подход к выбору и интерпретации исполнительского репертуара учащегося;

• на основе выявленных составляющих эмоциональной культуры были выделены: а) уровни сформированности эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности: «примитивный», «низкий», «недостаточный», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «близкий к высокому», «высокий», «превосходный», каждый из которых описан в соответствии с определенной комбинацией уровней составляющих эмоциональной культуры; б) критерии для каждой из четырех составляющих эмоциональной культуры, с помощью которых оценивался уровень развития этих составляющих у детей (широта музыкально-эмоциональных предпочтений, адекватность исполнительской трактовки эмоциональному замыслу музыки, степень «вживания» в образ музыкального произведения, степень удовольствия от переживания музыкальных эмоций); в) показатели для каждого критерия (широта спектра выразительных возможностей ребенка при исполнении музыкальных произведений, точность воспроизведения учащимся особенностей нотного текста, глубина выразительности в его исполнении (интонационное богатство звучания, пластичность исполнительских движений), одухотворенность ребенка в ходе игры и высокое качество звукоизвлечения);

• описаны этапы и соответствующие им методы воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: формирование у ребенка осознания того факта, что музыка вызывает эмоции (метод вербализации эмоционального замысла музыки; метод открытой демонстрации учителем личного опыта переживания музыки); развитие способности учащегося к идентификации в эмоциях музыки своих собственных переживаний (метод жизненных аналогий; метод моделирования настроения музыки с помощью выразительных неинструментальных движений: пластического и голосового интонирования); преобразование неинструментальных выразительных движений ребенка в инструментальные выразительные действия (методы: сопутствующих аналогий, сопутствующего интонирования);

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• на основе объединения результатов разрозненных исследований по проблеме эмоций человека было дано определение эмоциональной культуры, в котором данный феномен представлен как сложное, жизненно важное качество личности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, эмоциональной саморегуляции, умении сопереживать, направленности личности на свои переживания;

• определено понятие «музыкальная эмоциональная культура», в котором данный феномен истолкован как способность к переживанию настроений музыкальных произведений, реализующаяся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку;

• в ценности для развития педагогической науки положения о том, что эмоциональная культура служит основой развития нравственности человека, способствует эффективному обучению, адекватным поведенческим действиям, обеспечивает состояния благополучия психики и организма в целом;

• доказана несостоятельность узко специализированной направленности дополнительного музыкального образования школьников и предложена интерпретация его целей и содержания с позиций воспитания эмоциональной культуры детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• предложенный нами комплекс педагогических условий может быть использован для повышения эффективности воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкальноисполнительской деятельности на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте в системе дополнительного образования.

• разработанная методика диагностирования уровней сформированности эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте может применяться в качестве одного из инструментов педагогической диагностики эффективности соответствующего воспитательного процесса.

• обобщенный и описанный в рамках реализованной методики педагогический опыт может оказаться полезным для учителей при организации музыкальных занятий не только в музыкальных, но и в общеобразовательных школах.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются: а), преемственностью исследовательских выводов предшествующим педагогическим воззрениям, тем, что в качестве исходных посылок наших рассуждений были взяты утверждения из признанных теорий; б), значительным объемом и разнообразием изученных литературных источников; в), системным характером исследовательских действий; в). ^ сочетанием качественного и количественного анализа результатов опытнопоисковой работы; г), применением различных методов математической статистики для характеристики и сравнения результатов контрольной и опытной групп, а также для оценки уровня статистической значимости сделанных выводов; д). непосредственным участием автора в организации и проведении опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась: а), в ходе опытной работы в музыкальной школе № 18; б), в процессе обсуждений материалов диссертации на кафедре социокультурного образования в ИРРО; в), в виде выступлений с сообщениями по проблеме исследования на научных конференциях; г), в форме докладов на методических совещаниях в школе среди коллег; д). через публикации исследовательских материалов.

Положения, выносимые на защиту:

• В противовес узким трактовкам эмоциональной культуры в литературе ее содержание раскрывается через комплекс составляющих, таких как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная саморегуляция, умение сопереживать, направленность личности на свои переживания.

• Современное дополнительное музыкальное образование невостребованно потому, что оно узко специализированно. Процесс музыкального образования школьников приобретет социальную значимость и станет интересным детям, когда он будет направлен на воспитание их эмоциональной культуры.

• В отличие от существующих подходов к рассмотрению возможностей музыкально-исполнительской деятельности в воспитании личности школьника, отражающих ее роль в развитии у него отдельных и специфических музыкальных навыков и способностей, ее содержание предусматривает формирование музыкальной эмоциональной культуры ребенка как способности, реализующейся в комплексе составляющих: эмоциональной отзывчивости на музыку, умения сопереживать композитору, умения координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетической отзывчивости на музыку и являющейся аналогом и предпосылкой эмоциональной культуры как социально значимого качества личности.

• В сравнении с традиционной системой педагогических воздействий в дополнительном музыкальном образовании, предполагающей эмоциональное развитие ребенка естественным результатом узко специализированного обучения, эффективная методика организации музыкально-исполнительской деятельности детей в индивидуальных инструментальных классах должна строится в соответствии с последовательным воплощением принципа выразительности в исполнении ребенка; обогащением эмоционального опыта учащегося на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесением содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Елисеева, Полина Александровна

Выводы по второй главе.

Результаты проведенной опытно-поисковой работы могут служить аргументами в пользу выдвинутой нами гипотезы, то есть выступать эмпирическим подтверждением предположения о том, что при выполнении комплекса педагогических условий, включающих последовательное воплощение принципа выразительности в исполнении ученика; использование синхронных выразительных действий педагога и ребенка как средства передачи эмоционального опыта педагога ребенку; соотнесение эмоционального содержания музыки с характером эмоциональных предпочтений ребенка на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительской программы, уровень эмоциональной культуры учащихся заметно повышается, причем это повышение оказывается в среднем более значительным, а также более стабильным, чем при использовании традиционных методов обучения. Эти выводы относятся как к результатам, полученным с помощью статистической обработки множества оценок уровня эмоциональной культуры учащихся, поставленных экспертами, так и к наблюдениям за изменением косвенного показателя эмоциональной культуры - мотивации к учению.

В результате сравнения уровня эмоциональной культуры детей из опытной группы на всех срезах были сделаны выводы об эффективности предложенных нами педагогических условий (у учащихся отмечалось повышение средней величины экспертных оценок уровня эмоциональной культуры на протяжении всего трехлетнего периода наблюдения, наиболее значительное — на первом году обучения; при этом разброс значений уровня эмоциональной культуры значительно уменьшился по сравнению с началом поисковой работы, что свидетельствовало о положительном влиянии наших педагогических воздействий на большую часть детей; высокий уровень статистической значимости различий (менее 0,05) между распределениями значений уровня эмоциональной культуры учащихся на первом и на любом из последующих срезов позволил распространить сделанные выводы на всю генеральную совокупность учащихся младших классов с вероятностью ошибиться менее 5%).

На основе сравнения опытной группы с контрольной были сделаны выводы о большей эффективности наших педагогических условий по сравнению с традиционными (у учащихся опытной группы наблюдался в среднем более высокий уровень эмоциональной культуры по сравнению с учащимися контрольной группы; разброс значений уровня эмоциональной культуры в опытной группе был обычно меньше, чем в контрольной, что свидетельствовало о большей стабильности и предсказуемости результата при выполнении обсуждаемых педагогических условий; гипотеза об однородности контрольной и опытной групп была отвергнута на уровне значимости, меньшем, чем 0,05, что позволило с достаточной долей уверенности распространить сделанные на основании сравнения наших групп выводы на соответствующие генеральные совокупности, из которых эти группы были выбраны; наблюдалась устойчивая корреляционная зависимость между выполнением в процессе обучения предложенного комплекса педагогических условий и высокими результатами в достигнутом детьми уровне их эмоциональной культуры).

Заключение

Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать следующие заключительные выводы.

• Структура эмоциональной культуры включает такие составляющие, как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная саморегуляция, умение сопереживать, направленность личности на свои переживания. Эмоциональная культура является жизненно важным качеством личности: она способствует эффективному обучению, адекватным поведенческим действиям, нравственным поступкам, обеспечивает состояния благополучия психики и организма в целом.

• Дополнительное музыкальное образование на современном этапе развития общества будет востребованным, если оно станет значимым, увлекательным и доступным для детей. Эта значимость, увлекательность и доступность могут обеспечиваться благодаря переориентации музыкальных школ с позиций узко специализированного обучения, при котором на первое место выходят задачи развития у ребенка специальных музыкальных навыков и способностей, на воспитание эмоциональной культуры школьников, в котором удовлетворяются их естественные потребности в освоении мира и самовыражении через переживания.

• Содержание воспитания эмоциональной культуры учащихся в музыкально-исполнительской деятельности предполагает формирование у детей в процессе воспроизведения ими музыки музыкальной эмоциональной культуры как способности переживать настроения музыкальных произведений, развивающейся в результате воссоздания эмоциональных замыслов этих произведений, реализующейся в комплексе составляющих, таких как эмоциональная отзывчивость на музыку, умение сопереживать композитору, умение координировать свои эмоциональные состояния с эмоциями музыки, эстетическая отзывчивость на музыку, подобной эмоциональной культуре как общей и универсальной и потому служащей ее предпосылкой.

• Комплекс педагогических условий, способствующий эффективности воспитания эмоциональной культуры школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте, предполагает последовательное воплощение принципа выразительности в исполнении ребенка; обогащение эмоционального опыта учащегося на основе синхронизации выразительных движений педагога и ученика; соотнесение содержания воспитания эмоциональной культуры школьника с его эмоциональными предпочтениями на основе реализации субъектного подхода к выбору и интерпретации его исполнительского репертуара.

• Методика организации музыкально-исполнительской деятельности учащихся на индивидуальных занятиях по обучению игре на музыкальном инструменте, удовлетворяющая требованиям эффективности воспитания эмоциональной культуры, должна строиться в соответствии с этапами формирования у ребенка осознания того факта, что музыка вызывает эмоции; развития способности учащегося к идентификации в эмоциях музыки своих собственных настроений; соединения выразительных неинструментальных движений ребенка с его инструментальными действиями. Каждый из этих этапов реализуется при помощи группы методов: метода вербализации эмоционального замысла музыки и метода открытой демонстрации учителем личного опыта переживаний музыки; метода жизненных аналогий и метода моделирования настроения музыки с помощью выразительных неинструментальных движений: пластического и голосового интонирования; методов сопутствующих аналогий и сопутствующего интонирования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Елисеева, Полина Александровна, 2005 год

1. Аболин Л.М.Соотношение психологичеких и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. - 1974. - № 1. - С.106-115.

2. Алексеева Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998. -21 с.

3. Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание в формировании духовного мира школьников // Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников. М., 1979.

4. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. -1988.-№5.С.71-77.

5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! -М.: Просвещение, 1983.208 с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.

7. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания в советской школе // Музыкальное воспитание в школе. М., 1974. Вып.9.

8. Асафьев Б.В Речевая интонация. М.-Л.:Музыка, 1965.-136 с.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1973.

10. Ю.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. М., Просвещение, 1984.

11. П.Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М., Л., 1969.

12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.

13. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. JL: Сов. композитор, 1979.

14. Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд -во Свердл.инжен.-пед.ин-та, 1994. - 337 с.

15. Безрукова B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1996.- 93 с.

16. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

17. Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург: Сократ, 1995.151 с.

18. Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

19. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. Вып.13.

20. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1975.

21. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального восприятия школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М., 1964.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

24. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Информ.-изд.дом. Филинъ, 1996.-472 с.

25. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. Изд-во ИП РАН, М., 1997.-352 с.

26. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

27. Валуева М.Н. Произвольная регуляция вегетативных функций организма. М., 1967.

28. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. - С.542-543.

29. Васильев В.К. Психология толпы: эмоции и реальность // ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. -СПб., 1998. С.8-9.

30. Василюк Ф.Е. Переживание // Психология: Словарь. М., 1990.

31. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций.- М.: Изд -во МГУ, 1984.-200 с.

32. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников. М., 1980

33. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. - № 3. - С.17-26.

34. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость / Восприятие музыки. Сб.статей Сост. В.Н.Максимов. М., 1980.- с.229-244.

35. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.-415 с.

36. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142 с.

37. Выготский JI.C. Искусство и психоанализ / Психология худ.творч. Хрестом. Минск, Харвест, 1999.

38. Выготский JI.C. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991. -479 с.

39. Выготский J1.C. Психология искусства. Ростов-на-Дону. Изд-во "Феникс", 1998.

40. Выготский JI.C. Эмоции и их развитие в детском возрасте. СП., 1997.

41. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. - №.2. - С.147-158.

42. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопр.психол. №5.1974. С.-107-114.

43. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.175 с.

44. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979.

45. Головинский Г.О. О вариантности восприятия музыкального образа. М., 1980.

46. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами исскусства и действительности. — М., 1986.

47. Горохова В.Л. Педагогические условия формирования эмоциональной сферы старшеклассников у чебной деятельности: Автореф.дис. . канд. пед. наук., Яросл.гос.пед.ун-т.- Ярославль, 1999.

48. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. -1988.-№2.

49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.

50. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

51. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф.дис. . канд.пед.наук. / Моск.пед.гос.ун-т.-1998.

52. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.

53. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии. М., 1987.С.408-412.

54. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. JL, 1978.- 144с.

55. Денисова З.В., Тараканов П.В. Регуляция эмоций и функциональная специализация полушарий мозга в онтогенезе человека // Развитие научного наследия академика Л. А. Орбели. Л., 1982.

56. Джемс У. Психология. М., 1991.- Гл.XXIV.

57. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Часть 2-я.Ред.Чебыкин А.Я. М.-Одесса, 1989.-135 с.

58. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989.-207 с.

59. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

60. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // вопросы психологии. 1998. - № 2. - с.61

61. Донцов А.И. Проблема групповой сплочённости. М., Изд-во Моск. ун-та, 1979.

62. Дьяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы писхологии. -1990, № 1. -С.106-113.

63. Елисеева П.А. Возможности музыки в воспитании культуры чувств учащихся // Человек в современном обществе: социальная ориентированность образования: Материалы областныхпедагогических чтений. Краснотурьинск, 2000. - С.85-87.

64. Житная И.В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. канд.пед.наук.-Ростов-на-Дону, 1997.-17 с.

65. Журавлев A.JI. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика. /Отв. ред. A.JI. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 19-36.

66. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр.псих.труды T.l. М., 1986.

67. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы 4 Всес.съезда о-ва психологов СССР. -Тбилиси, 1971. С.647-648.

68. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации личности старшеклассника: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Краснодар, 2001.

69. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очеркипсихологии труда оператора. М., 1974. - С. 138-172.

70. Изард К.Э. Психология эмоций. Изд-во Питер, СП., 2000.

71. Изард К.Э. Эмоции человека. М., 1980.-440 с.

72. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Изд-во Питер, СП, 2001.

73. Инновационные процессы в образовании и педагогической практике. Кол.монография под ред. Г.Н.Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997.

74. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.-192 с.

75. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М., "Советский композитор", 1992.

76. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986.-190 с.

77. Койранская М.М. Из опыта школьных занятий по слушанию музыки // Музыка в школе. М, 1921.

78. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 1984.

79. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.

80. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.-208 с.

81. Культурология XX в. Энциклопедия. Т.1 СПб., 1998.

82. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.

83. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

84. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 40 с.

85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

86. Линдсли Д.Б. Эмоции. Т.1. М., 1960.-629 с.

87. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // А.Ф.Лосев Из ранних произведений, М.: Правда, 1990.

88. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.:3нание, 1982.- 175 с.

89. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. 79 с.

90. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов ("Московская пианистическая школа") их принципы и методы преподавания: Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 1988.

91. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1983.-72 с.

92. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений: Уч.пособ. 3-изд.М., 1986.-528 с.

93. Мальцев С.М. Семантика музыкального знака. Дис. .канд.искусств.наук. Л., 1980.

94. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. Автореф.: дис.д-ра наук. Л., 1982.

95. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд.дом "Сентябрь", 2001.

96. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Перев. С англ. СПб: Изд-во Евразия, 1997. - 430 с.

97. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.-262 с.

98. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественноговоздействия музыки. М., 1976.-240 с.

99. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии.- 1987. № 6.

100. Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журнал эволюц. Биохимии и физиологии,- 1985. Т.21 №6.

101. Нагаев В.В. Психология чувств и их воспитание. Пермь: Пермский ун-т, 1982.-112 с.

102. Надирова JI.JI. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке. Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1994.-16 с.

103. Надырова Д.С. Совершенствование методов развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1987.-16 с.

104. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М, 1988.

105. Назайкинский Е.В. Настройка и настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. М., 1985. С.6-40.

106. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.-383 с.

107. Небылицин В.Д. Темперамент // Педагогическая энциклопедия. М., 1964.

108. Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и сруктуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопр.психологии № 6. 1974.-е 59-73.

109. Неверович ЯЗ. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М., 1986.

110. Неверович ЯЗ. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тез.науч.сообщений к 21 межд.психол.конгрессу. М., 1976. С.209-211.

111. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М., 1987.

112. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1994.- 576 с.

113. Нижинский В.В. Чувства.- М.: Вагриус, 2000.- 253 с.

114. Обозов Н.Н. Психология малых групп //Социальная психология JL, 1979.

115. Олынанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.-80 с.

116. Олынанникова А.Е., Пацявичус И.В. Роль уально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1974. - № 3. - С.65-74.

117. Орлов А.Б. Феномены эмпатии и конгруэнтности. Вопр.психологии №4., 1993.-С.68-73.

118. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М., 1984.-302 с.

119. Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психологический журнал.- 1992. Т. 13 №3.

120. Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследование мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. - С. 62-71.

121. Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. - С.76-92.

122. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии,-1988 №5

123. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1994.-304 с.

124. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника//Вопросы психологии. 1986. № 1.

125. Пефильева И.А. Эстетическая сущность homo musicans 11 Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики. Материалы всероссийской научной конференции. — Краснодар, 1997.

126. Пилипенко J1.J1. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Автореф.дис. .канд.пед.наук / Урал.гос.пед.ун-т.- 1999.

127. Пиличяускас А.А. Познание музыки как вопитательная проблема. -М., 1992.

128. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1984.

129. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1985.

130. Погорелов С.Т. Особенности построения опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания младших школьников. -М.: ОДНИ АПН СССР, 1990.- 26 с.

131. Погорелов С.Т. Педагогическое самосознание как культурно-профессиональная ценность // Человек в современном обществе: социальная ориентированность образования: Материалы педагогических чтений. Краснотурьинск, 2000. - С.96-98.

132. Погорелов С.Т. Социокультурные основы взаимодействия семьи и системы образования в воспитании детей // Семья и бедущее России:

133. Материалы международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2004. С.97-102.

134. Подласый И.П. Педагогика. М., Владос, 2001.

135. Полис А.Ф. Эмоциональное и нормы поведения личности // Вопросы философии. 1984. №5

136. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В Петровского. М.: Педагогика, 1979.

137. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.-141 с.

138. Ражников В.Г. Психолого-педагогическая модель музыкальной культуры. М., 1993.

139. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.-96 с.

140. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.-160 с.

141. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

142. Ригина Г.С. Восприятие младшими школьниками инструментальной музыки //Музыкальное воспитание в школе. М., 1971. Вып.7.

143. Рожина Л.Н.Развитие эмоционального мира личности.- Минск: Университ., 1999.- 257 с.

144. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

145. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии. 1998. -№ 5. - с.49.

146. Руднев В.П. Словарь культуры XX в. М., 1997.

147. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

148. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М., 1964.

149. Саенко Ю.В. Педагогические условия совершенствования совместной деятельности учителя и школьного психолога: Автореф.дис. .канд.пед.наук.-Таганрог, 2000.

150. Санникова О.П. Эмоциональная регуляция и активность в общении // Вопросы психологии. 1984. - № 3. - С. 124-128.

151. Сафонова JI.B. Педагогические условия воспитания эмоционального саморегулирования младших школьников в учебной деятельности: Автореф.дис. .канд.пед.наук./Урал.гос.пед.ун-т.- 1999.

152. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды.-М.: Педагогика, 1986.-109 с.

153. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность.-Екатеринбург: ИРРО, 1995.-126 с.

154. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Хрестоматия по психологии. М., 1987. С.232-238.

155. Симонов П.В. Теория отражения и писхофизиология эмоций. М., 1970.

156. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966.-93 с.

157. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. 1981.-№ 5. - С.39-48.

158. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.

159. Смирнов В.И. Общая педагогика. М., 2000.

160. Современный словарь по культурологии. Минск, 1999.

161. Сопикова А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. - С.52-63.

162. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1961.-133 с.

163. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского М., 1987.

164. Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме эмоционально-эмпатической регуляции поведения дошкольника // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов Всес.конференции. М.; Одесса, 1986.

165. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр.пед.соч.: В 5 т. Т.3.- М.: Педагогика, 1979. 719 с.

166. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радзеньска школа, 1969. - 247 с.

167. Тагильцева Н.Г. Воспитание эмоциональной культуры первоклассников на уроках музыки. Екатеринбург, 1995.-64 с.

168. Тарасов Г.С. Музыкальная психология / Спутник учителя музыки. М., 1993.С.26-62.

169. Тарасов Г.С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии.-1990.-№ 4.- С.131-134.

170. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Воспросы психологии.- 1994.-№5.- С.95-99.

171. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979.

172. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания школьников // Вопросы психологии.- 1991.-№ 2.- С. 107-112.

173. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности // Психологический журнал. 1988.-№5.

174. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М.: Педагогика, 1988.- 176 с.

175. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- Т.2.- М.: Педагогика, 1985. -360 с.

176. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.

177. Тихомиров O.K., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. - № 5. -С.23-31.

178. Торопова А.В. Проблема бессознательного в музыкальной педагогике. М., 1997.

179. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональныхявлений // Вестник МГУ.- 1999 №2

180. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. С. 77-86.

181. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана. СПб, Изд-во "Лань", 1998. - 448 с.

182. Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М, 2001. -576 с.

183. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. - М.: Прогресс, 1975.-С.111-195.

184. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.

185. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999 №2.

186. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 1996. №1.

187. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура / Моск.психотерапевтич.журнал, 1999, № 2/

188. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. М., 1976.

189. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. Просвещение, 1984.

190. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М., 1994.

191. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной детельности. Одесса, 1992.

192. Черникова О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего фактора подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. -С.3-13.

193. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1971.

194. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963. Кн.2.

195. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.-200 с.

196. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.-185 с.

197. Школа совместной деятельности. В 2-х кн. Под ред. Г.Н.Прозументовой. Томск, 1997.

198. Шор Ю.М. Культура как переживание Изд.- во: СПбГУП; 2003

199. Шумакова А.В. Педагогические условия развития музыкально-эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста. Автореф.дис. . канд.пед.наук. Ростов на Дону, 1998.-18 с.

200. Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

201. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Сост. Н.С. Рабинович; Общ. Ред. Д.Д. Шостаковича.

202. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М, 1964.

203. Якобсон П.М. Психология чувств.- М.: Изд-во МГУ, 1956.- 238 с.

204. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.-64 с.

205. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.-291 с.

206. Ярошевский М.Г. Идеи Б.М.Теплова о переживании как феномене культуры // Вопросы психологии.- 1997.- №4.- С.63-75.

207. Aronfreed J., Pascal V. Altruism, empathy and conditioning of positive affect // Altruism and helping behavior. N.Y., 1970.

208. Bender I.E., Hastdorf A.H. On measuring generalized empathic ability (social sensitivity) //J. of abnormal and social psychol. 1953. - V.48.

209. Beres D., Arlow J.A. Fantasy and identification in empathy // Psychol. Abstract. 1974. - V.52. - №3.

210. Coker W. Music and meaning: a theoretical introduction to musical aesthetics New York: Free Press. 1972.

211. Collingwood. R.G. The Principles of Art. Oxford: Clarendon. 1938.

212. Cooke D. The language of Music. Oxford University Press. 1959.

213. Cottrel L.S., Dymond R. The empathic responses: a neglected field for research // Psychiatry. 1949. - V. 12.

214. Elliott D.J. Key Concepts in Multicultural Music Education // International Journal of Music Education. 1989. - V.13. - P.l 1-18.

215. Ferrara L. Philosophy and the Analasis of Music: bridges to musical sound, form and reference.- New York: Greenwood Press. 1991.

216. Haner C.F., Whitney E. Empathic condicioning and its relation to anxiety level // Americ. Psychologist. 1960. - V. 15. - № 493 (abstract).

217. Hanslick E. The Beautiful in Music. Indianapolis: Bobbs-Merrill. -1885/1959.

218. Hoffman M.L. Toward a theory of empathic arousal and development // M.Lewis, L.A.Rosenblum (eds.) The Development of Affect. N.Y.; London, 1978.

219. Keef Th. Empathy: the critical skill // Social Work. 1973. - V.l - P. 1014.

220. Langer S.K. Feeling and form. Cambridge MA: Harvard University Press. - 1975.

221. Mahoney S.C. The literature empathy test: development of a procedure for diferetiating between "good empathizers" and "poor empathizers" // Dissorders abstracts. 1960. - V.21.

222. Mehrabian A., Epstein N. A measure of emotional empathy // J. of personality. 1972. - V.46. - № 4. - P. 525.

223. Meyer L.B. Emotion and Meaning in Music. University of Chicago Press. - 1956.

224. Meyer L.B. Explaining Music. Berkeley: University of California Press.- 1973.

225. Meyer L.B. Music, the Arts and Ideas. University of Chicago Press. -1956.

226. Reid L.A. Meaning in the Arts. George Allen Unvin. - 1969.

227. Reimer B. A Philosophy of Music Education. Prentice-Hall.- 1970.

228. Smalley D. The Listening Imagination: Listening in the electroacoustic era. Contemporary Music Review. 1997. - V.13

229. Структура эмоциональной культуры как качества личности Структура эмоциональной культуры как музыкальной способности (способности переживать настроения музыкальных произведений)

230. Эмоциональная отзывчивость Эмоциональная отзывчивость на музыку

231. Сопереживание (общая эмпатия) Умение сопереживать композитору

232. Эмоциональная саморегуляция Умение координировать свои настроения с настроениями музыки

233. Направленность на свои переживания Способность к эстетическому переживанию музыкальных эмоций

234. Цели педагогики воспитания эмоциональной культуры учащихся средствами музыкально-исполнительской деятельности.

235. Конечная цель Воспитание эмоциональной культуры учащихся как социально значимого качества их личности

236. Роль музыкально-исполнительской деятельности в достижении этой цели Воспитание музыкальной эмоциональной культуры детей как предпосылки их общей эмоциональной культуры

237. Составляющие музыкально-исполнительской деятельности Эмоциональная (выразительная)

238. Профессиональная (техническая)

239. Структура музыкально-исполнительской деятельности как средства воспитания эмоциональной культуры учащихся

240. Составляющая музыкально-исполнительской деятельности, отвечающая за формирование эмоциональной культуры детей Эмоциональная (выразительная) в противовес профессиональной (технической)

241. Процесс реализации составляющей Процесс переживания детьми настроений музыкальных произведений

242. Результат музыкально-исполнительской деятельности как деятельности эмоциональной (формируемая способность) Музыкальная эмоциональная культура

243. Результаты диагностики уровней эмоциональной культуры учащихся контрольной и опытной групп: величины меры центральной тенденции (медианы) и мер рассеяния (интерквартильного и вариационного размаха)1. Первый срез1. Второй срезл

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.