Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Малых, Светлана Евгеньевна

  • Малых, Светлана Евгеньевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 461
Малых, Светлана Евгеньевна. Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2008. 461 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Малых, Светлана Евгеньевна

При раскопках древнеегипетских пирамидных комплексов царей и гробниц знати эпохи Древнего царства, расположенных в зоне пирамид,1 одной из частых находок являются миниатюрные вотивные модели сосудов, ставшие предметом исследования в настоящей работе.

Под вотивными моделями подразумеваются модели сосудов (сосудики, тарелочки и чаши) небольшого размера, сделанные из обожжённой глины, которые в мировой египтологической литературе называют миниатюрными моделями, вотивной или жертвенной керамикой (ScheingefaBe, Modelkruge, Modellschalen,3 Votivschalen, Opferschâlchen,4 ScheinopfergefaBe,5 model offering vessel,6 model jar, model saucer, model basin, model bowl;7 miniature vase, miniature bowl,8 céramique miniature votive, jarre miniature, coupelle miniature, ouverte miniature9). Эти предметы использовались в поминальном культе.

Археологический контекст обнаружения вотивных моделей в поминальных комплексах царей у их пирамид и в гробницах знати позволяет определить объект исследования диссертации как изучение одной из сторон древнеегипетской материальной культуры, а именно материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати эпохи Древнего царства.

1 Зоной пирамид или пирамидного строительства в египтологической литературе принято называть местности, в которых были сооружены пирамиды Древнего царства: Абу-Роаш, Гиза, Завист эль-Ариан, Абусир, Саккара, Дахшур и Мсйдум. Общая протяженность зоны пирамид составляет приблизительно 100 км.

2 Junker II. Gizal. Wien - Leipzig, 1929. S. 126.

3 Kaiser IV. Die Tongefiiße. II Ricke H. Das Sonnenheiligtum des Königs Uscrkaf. II. Die Funde. II BÄBA 8, 1969. S. 56, 75.

1 Kromer K. Nezlet Batran. Eine Mastaba aus dem Alten Reich bei Giseh (Ägypten). Österreichische Ausgrabungen 1981-1983. Wien, 1991. S. 66.

5 Fallings D. Die Keramik aus den Grabungen an der nördlichen Pyramide des Snofru in Dahchur. Arbeitsbericht über die Kampagnen 1983-1986.//MDAIK 45,1989. S. 137, 142.

6 Fisher C.S. The Minor Cemetery at Giza. Philadelphia, 1924. P. 168.

7 Reisner GA. Myccrinus. The Temples of the Third Pyramid at Giza. Cambridge, 1931. P. 228. Reisner GA., Smith W.S. A History of the Giza Necropolis. The Tomb of Hetep-hercs the mother of Cheops. Vol. II. Cambridge, 1955. P. 61. Hassan S. Excavations at Giza. Vol. VI, part II. Cairo, 1948. P. 36. Simpson W.K. Corpus of the Dahshur Pottery. И Fakhry A. The Monuments of Snefru at Dahshur. Vol. II. The Valley Temple. Part П: The Finds. Cairo, 1961. P. 135-138. el-ЮюиПА. Meidum. //ACE: Reports 3, 1991. P. 44-45.

8 Charvat P. The Mastaba of Ptahshepses. The Pottery. Praha, 1981. P. 145. BartaM. Pottery Inventory and the Beginning of the IV-th Dynasty. // GM 149, 1995. P. 15-18. BartaM. Abusir V. The Cemeteries at Abusir South I. Praha, 2001. P. 185.MysliwiecK. Saqqara I. The Tomb of Mcrefncbef. Varsovie, 2004. P. 196, pl. CVI.

9 Jéquier G. Fouilles à Saqqara. Le Mastabat Faraoun. Le Caire, 1928. P. 24. Marchand S., Baud M. La céramique miniature d'Abou Rawash. Un dépôt à l'entrée des enclos orientaux. Il BIFAO 96, 1996. P. 272, 274-275.

Хронологические рамки работы определяются временем появления и исчезновения вотивных моделей и охватывают период правления египетских царей 1У-У1 династий, т.е. наивысшего расцвета Древнего царства (XXVI—XXII вв. до н.э.).

Египет в эпоху Древнего царства представлял собой державу с сильной централизованной властью, сосредоточенной в руках царя.2 Центральное место в египетской идеологии того периода занимал культ царя, который начинал отправляться еще при жизни правителя. Царь олицетворял собой мощь египетского государства, он считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека. Для отправления его культа сооружались специальные храмы,4 состоявшие из святилища с царскими статуями - собственно места исполнения ритуалов, открытого двора, входного зала и хранилищ. Они обладали таюке многочисленными земельными владениями и имели обширные хозяйства, включавшие ремесленные мастерские. В царских поминальных храмах, а таюке в близлежащих некрополях знати впоследствии и были обнаружены в огромных количествах вотивные модели, являющиеся предметом настоящего исследования.

Поминальные храмы царей IV—VI династии располагались у их пирамид,5 которые служили местом погребения царского тела. Пирамида вместе с двумя поминальными храмами (верхним - припирамидным, и нижним — долинным) образовывали пирамидные комплексы, вокруг которых создавались некрополи

1 Хронология дана по: von Beckerath J. Chronologie des pharaonischcn Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München-Berlin, 1998. S. 187-192 (2639/2589-2216/2166 гг. до н.э.). von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. München, 1984. S. 158-159.

2 Подробнее об истории этого периода см.: Stadelmann R. Die Ägyptischen Pyramiden: von Ziegelbau zum Weltwunder. Mainz, 1985. Grimai К A History оГ Ancient Egypt Oxford, 1992. Verner M. Forgotten Pharaohs. Lost Pyramids. Prague, 1994. Baud M. Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien T.l. Le Caire, 1999. Verner M. Pyramids. The Mystery, Culture and Science of Egypt's Great Monuments. Cairo, 2002. ПерепИпкин Ю.Я. История древнего Египта. СПб., 2000.

3 Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб, 2001. С. 140-141. Савельева Т.П. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства (III—VIII династии). М., 1992. С. 35. KaplonyP. Die Rollensiegel das Alten Reichs. Bd. I. Bruxelles, 1977. S. 321-322.

Первый царский поминальный храм появился ещё в конце I династии. Он засвидетельствован в северной части некрополя Саккары, в гробнице царя Каа, и располагался рядом с мастабой, имел достаточно скромные размеры и небольшое количество помещений. Глиняных вотивных моделей в нем обнаружено не было. - Emery W.B. Excavations at Saqqara Great Tombs of the First Dynasty. Т. III. London, 1958. P. 13 (гробница 3505). Emery W.B. Archaic Egypt Culture and Civilization in Egypt five thousand years ago. London., 1991. P. 89-90.

5 Только царь Шспссскаф построил себе не пирамиду, а гигантскую двухступенчатую мастабу, совершенно несхожую по своей архитектуре с мастабами знати. знати. Все цари V династии (за исключением двух последних - Джедкара-Исеси и Униса), помимо поминальных храмов, строили в пирамидной зоне святилища Солнца, также состоявшие из двух храмов - верхнего и нижнего.

Формой гробниц для знати были мастабы, либо, в зависимости от географических условий, более незаметные снаружи скальные гробницы. Частные гробницы образовали огромные некрополи вокруг царских пирамид в столичной области — вблизи Мемфиса — той, что охватывает современные поселения Абу-Роаш, Гиза, Абусир, Саккара, Дахшур и Мейдум.

Золотым веком пирамидного строительства стало время правления царей IV династии - Снофру, Хуфу, Хафра и Менкаура. При них шло образование кладбищ в Мейдуме и Дахшуре и началось формирование ядра Гизехского некрополя -крупных мастаб на Западном плато, и, в меньшей степени, Восточного плато, где были сосредоточены более скромные гробницы членов царской семьи и других представителей высшей знати. Единственный царь IV династии Джедефра решил построить свой пирамидный комплекс не в Гизе, Саккаре, Дахшуре или Мейдуме, а севернее - в Абу-Роаше. Недалеко от его пирамиды образовался скромный некрополь знати. Одновременно с этим, шло дальнейшее освоение Саккары, которая начала использоваться как кладбище еще в Раннее царство, а расцвет строительства как царских, так и частных гробниц, пришёлся на конец V и VI династии. Отдельные цари V династии избрали местом своего погребения и отправления культа Абусир - территорию между Саккарой и Гизой. Здесь же сформировался и некрополь знати.

Во всех перечисленных местностях, определивших географические рамки диссертационного исследования — Абу-Роаше, Гизе, Абусире, Саккаре, Дахшуре и Мейдуме, была обнаружена миниатюрная вотивная керамика.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Вотивные модели в системе древнеегипетского поминального культа эпохи Древнего царства»

керамики, назрела необходимость посвятить специальную работу данному классу предметов.

Изучение вотивных моделей открывает перед учёным новые перспективы воссоздания материального аспекта древнеегипетского поминального культа царей и знати.

Исследование временных рамок использования вотивных моделей позволяет поставить вопрос об определённых процессах в мировоззрении египетского общества Древнего царства. В некий период времени эти процессы повлекли за собой организацию поминального культа у царей и знати с использованием моделей (наряду с реальными бытовыми сосудами и продуктами), а затем - изменения в поминальном культе, одной из сторон которого было постепенное прекращение использования моделей сосудов.

Настоящее исследование является первой как в отечественной, так и в зарубежной египтологической науке попыткой проанализировать причины появления вотивных моделей, последовательно проследить все стадии эволюции формы предметов и особенности их изготовления, выявить их место в номинальном культе, а также понять причины исчезновения моделей к концу Древнего царства.

Данная тема исключительно актуальна как для зарубежной, так и для отечественной египтологии: её осуществление позволяет ввести в научный оборот новый материал - вотивные модели, выявленные Российской археологической экспедицией в Гизе (Египет), в работах которой автор диссертации принимает непосредственное участие с 2000 года.

В настоящей работе впервые в мировой историографии предлагается детальное исследование всех аспектов существования вотивных моделей, которое даёт возможность по-новому оценить отдельные стороны материальной культуры древнего Египта.

Цель исследования - на основе комплексного изучения письменных, изобразительных и археологических источников раскрыть все аспекты использования вотивных моделей, способ изготовления и материал, их место в системе древнеегипетского поминального культа, а также показать специфическую сторону символики культа, раскрывающуюся через семантику и характер употребления в царских поминальных храмах и гробницах знати типологически однородных миниатюрных керамических сосудов, включающих ряд разработанных и устоявшихся типов. Цель исследования определяет конкретные задачи исследования:

1. разработать типологию глиняных вотивньтх моделей с целью установления закономерностей их существования и датировки, а также для дальнейшего использования этой типологии при установлении времени функционирования археологических комплексов - царских поминальных храмов и гробниц знати, и определении длительности существования поминальных культов царей и частных лиц после их смерти;

2. выяснить причины появления и исчезновения вотивных моделей;

3. на основе изобразительных и письменных источников проследить вероятные пути возникновения различных форм моделей сосудов;

4. определить ареал распространения различных типов вотивных моделей и проанализировать возможные закономерности этого явления;

5. выявить особенности изготовления вотивной керамики и проследить трансформации формы моделей вследствие изменений в процессе их производства;

6. исследовать проблему назначения вотивных моделей;

7. определить место вотивных моделей в системе древнеегипетского поминального культа.

Методы исследования определяются поставленными исследовательскими задачами, а также характером источников по теме диссертации. Основополагающим в работе является принцип историзма, метод комплексного изучения и сравнительного анализа письменных, изобразительных и археологических источников.

В отдельных случаях, в частности, при разработке типологии и датировки вотивных моделей, автор использовал методы статистической обработки, графическо-математического описания, классификации и типологизации керамического материала на основе морфологических и технологических признаков.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации могут быть применены для дальнейших научных изысканий, в первую очередь, как научная и информационная база для исследования, посвященного предметам материальной культуры Древнего Египта, в частности — керамике Древнего царства.

Самостоятельную ценность имеют выводы автора по типологии и датировке вотивных моделей, т.к. они могут использоваться при осмыслении археологического материала, добытого при полевых исследованиях, в частности, в ходе работ Российской археологической экспедиции в Гизе, а также для уточнения времени существования того или иного археологического комплекса.

Основные выводы работы могут быть применены в учебном процессе высших учебных заведений: при подготовке общих и специальных курсов, спецсеминаров, а также в написании учебных пособий и монографий по истории материальной и духовной культуры Древнего Египта.

Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных статьях и тезисах докладов,1 а также обсуждались на следующих научных конференциях: «Ломоносов-2001» (научная конференция студентов и аспирантов, Москва, апрель 2001 г., МГУ им. М.В. Ломоносова); «Древний Египет и Христианский Восток» (ежегодные международные научные конференции, Москва, декабрь 2002 г., сентябрь 2003 г., май 2006 г., ИВ РАН - РГГУ); XII, XIII, XIV и XV Сергеевские чтения (Москва, январь 2001 г., январь 2003 г., февраль 2005 г., февраль 2007 г., МГУ им. М.В. Ломоносова).

1 Малых С.Е. Глиняные потивные модели в древнеегипетском поминальном культе эпохи Древнего царства. // ВДИ (в печати). Кормышева Э.Е., Малых С.Е. Древнеегипетский малый некрополь в Гизе. // РА (в печати). Малых (Левчепкова) С.Е. Жертвенная керамика Древнего царства гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.). // Ломоносов-2001. Труды научной конференции студентов и аспирантов. История. Сборник тезисов. М., 2001. Малых (Левчепкова) С.Е. К типологии керамики гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.) -XII Сергеевские чтения. Хроника. // Вестник Московского Университета. Серия «История», 2001, № 5. Малых (Левчепкова) С.Е. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 14. // Studia histórica II. М, 2002. Малых С.Е. Роль глиняных вотивных моделей в египетском поминальном культе Древнего царства. // Вопросы истории, историографии, экономики, языкознания и литературы. М., 2004. Малых С.Е. К вопросу о производстве вотивных моделей. // ТЦЕГ 2, 2005. Malykh S. The potteiy workshops of pyramid zone in Coptic period. // Cultural Heritage of Egypt and Christian OrienL Vol. 3. Moscow, 2006.

Структура работы обусловлена решением поставленной цели и задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Малых, Светлана Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.263

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Малых, Светлана Евгеньевна, 2008 год

1. Археологическая карта России. Очерки археологии регионов. Кн. 1. М., 2001.

2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

3. Бадж Э.А.У. Мумия. Материалы археологических исследований египетских гробниц. М., 2001.

4. Берлев ОД. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. Социальный слой «царских Атту». М., 1978.

5. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. По материалам из Дер Эль-Медина. М., 1983.

6. Большаков А.О. Герман Юнкер и его «Гиза». Проблемы методики. // ВДИ, 1985, № 3.

7. Большаков А.О. Изображение и текст: два языка в древнеегипетской культуре. // ВДИ, 2003, №4.

8. Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства. // ВДИ 1937-1997. М., 1997 (ВДИ, 1987, № 2).

9. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.

10. Вернер М. Древний Египет: загадки и открытия (Чехословацкий институт египтологии: 30 лет деятельности в Египте). // ВДИ, 1991, № 1.

11. Демидчик А.Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005.

12. Засурцев П.И., Лисицына Н.К Липинское городище. // Славяне и Русь. М., 1968.

13. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб., 2005.

14. Кинк Х.А. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. М., 1964.

15. КинкX.А. Как строились египетские пирамиды. М., 1967.

16. Кинк Х.А. Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран. М., 1976.

17. Клейн Л.С. Археологическая типология. Л., 1991.

18. Кормышева Э.Е. Архивы Хафраанха. // ВА, 2001, вып. 5-6.

19. Кормышева Э.Е. Российская археологическая экспедиция в Гизе. // ТЦЕГ 1, 2002.

20. Кормышева Э.Е. Российская археологическая экспедиция в Гизе. Предварительные результаты сезонов 2003-2004. // ТЦЕГ 2,2005.

21. Кормышева Э.Е. Тайна гробницы Хафраанха. // Наука в России. М., 2000. №4.

22. Кормышева Э.Е., Малых С.Е. Древнеегипетский малый некрополь в Гизе. // ВДИ, 2008, №4 (в печати).

23. Кормышева Э.Е., Томашевич О.В., Чегодаев М.А. Российская археологическая экспедиция в Гизе. Сезоны 1996-1998 гг. (предварительные результаты). // ВДИ, 2000, № 1.

24. Коростовцев М.А. Из истории пятой династии в древнем Египте. // ВДИ 1937-1997. М., 1997 (ВДИ, 1941, № 1).

25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. СПб., 2000 (переизд. 1976).

26. Куликов Ф.И. Иконография Ьг(.)-1}ЬЛ староегипетских вельможеских гробниц. // Петербургские египтологические чтения 2005. СПб., 2006.

27. Панда Н.Б., Лапис И.А. Памятники искусства Древнего Египта в Эрмитаже. Л., 1974.

28. Лауэр Ж-Ф. Загадки египетских пирамид. М., 1966.

29. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958.

30. Малых (Левченкова) С.Е. Жертвенная керамика Древнего царства гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.). // Ломоносов-2001. Труды научной конференции студентов и аспирантов. История. Сборник тезисов. М., 2001.

31. Малых (Левченкова) С.Е. К типологии керамики гробницы Хафраанха (по материалам полевых сезонов 1997-1998 гг.) ХП Сергеевские чтения. Хроника. // Вестник Московского Университета. Серия «История», 2001, №5.

32. Малых (Левченкова) С.Е. Древнеегипетская вотивная керамика времени Древнего царства: происхождение и развитие форм. Типы 1-4. // 81исНа ЫвЮпса П. М., 2002.33.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.