Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Иванова, Светлана Юрьевна

  • Иванова, Светлана Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Иванова, Светлана Юрьевна. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 1999. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванова, Светлана Юрьевна

Введение2

ГЛАВА 1. Взаимодействие этнического и общечеловеческого: методологический аспект

1.1. Соотношение общечеловечого, конкретно-оричого и конкретноциологичого в типологии культуры 15

1.2 Этничое в культуре человечва: диалектика общего и бенного32

1.3 Ценнноезнание как результат взаимодевия общечеловечого и этничого50

ГЛАВА 2. Этнический парадокс современности в контексте становления мировой цивилизации

2.1. Глобализация деятельни человека и этничое возрождение67

2.2. Этничое возрождение в Рии и пеективыановления ценнногознания риян85

2.2. Этницизм и унивелизм в образовании как филая проблема 104

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре»

Актуальность темы исследования. XX век - эпоха острых глобальных конфликтов и мирового противостояния общественных систем, военных блоков, политических доктрин и мировоззрений. В этот период истории люди, как никогда прежде, должны осознавать общечеловеческое родство и взаимосвязь судеб всех народов планеты. На пороге второго тысячелетия потрясающие ныне мир межнациональные противоречия и этнические конфликты представляются болезнью, с которой человечеству предстоит справиться, чтобы подняться на новый уровень этнополитической и культурной консолидации в интересах всех народов земли. На пути к истинной планетарной общности людям приходится преодолевать рубежи локальных и этнических интересов и различий, двигаться к более масштабному пониманию своей человеческой природы. Речь идет об осознании людьми своей принадлежности к широкой наднациональной общности - общечеловеческой. Для решения данных проблем, стоящих перед человечеством, необходимы новые мировоззренческие ориентиры. В связи с этим стала актуальной проблема становления единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национально-этнических форм, проблема взаимодействия этнического и общечеловеческого в современной культуре.

В культуре XX века нарастает количество единообразных элементов. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценке мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. В то время как в технико-промышленной сфере, в средствах производства и коммуникации наблюдается нарастание новаций, в культурно-духовной жизни, семейно-бытовой сфере возрастает роль этнического компонента, представляющего собой элемент традиционализма. Рассматривая культуру как совокупность материальной и духовной сторон, следует отметить, что сегодня этническая специфика ярче всего проявляется в духовной сфере. Этнические ценности, этноопределительные символы и этноспецифические формы и способы социального взаимодействия становятся в современном мире базой для этнической консолидации. Рост национализма породил массу проблем, связанных с поиском оптимальных этнокультурных взаимоотношений в мировом пространстве.

Сохранение, возрождение, развитие этнической культуры требует серьезного изучения, научно-объективной оценки всего комплекса культурного наследия. Возросший интерес к традиционным ценностям культуры продиктован необходимостью восстановления исторической памяти народов. Ведь традиционная культура во всем многообразии обладает огромным творческим потенциалом, в лучших ее произведениях органически сливаются традиционные и новационные, национальные и общечеловеческие компоненты.

В научном исследовании нуждается вопрос о значении общечеловеческого, о проявлении его конкретных форм в культурном богатстве народов России, находящейся в состоянии структурного кризиса. С начала 1990-х годов в России об общечеловеческих ценностях, о которых так много говорилось и писалось в "эпоху перестройки", как бы "забыли", отдавая явное предпочтение групповым (чаще всего национальным) или индивидуальным ценностям. Однако, не вызывает сомнения, что для формирования идеологии постсоветской России нахождение оптимального сочетания между общечеловеческим и этническим - одно из важнейших условий сохранения России как целостного государства. В настоящее время возрождается также интерес к национальному и цивилизационному своеобразию России, его отношению к общечеловеческому.

Особую актуальность приобретает эта проблема в связи со становлением нового ценностного сознания россиян и с коренными изменениями в духовной сфере и сфере образования. С одной стороны, общечеловеческое не должно противоречить сложившемуся своеобразию русского и других российских этносов, с другой стороны - оно необходимо для развития отечественной культуры и органического включения России в мировую цивилизацию. Поиск российской идентичности, таким образом, предполагает исследование конкретно-исторических форм бытия общечеловеческого, что само по себе является новым и актуальным аспектом исследуемой проблемы.

Для гуманитарных наук в нашей стране интерес к проблеме общечеловеческого и его взаимодействию с этническим является тем более насущным в современный период в связи с явным креном, наметившимся в общественном сознании в сторону этнизации культур народов, населяющих Россию. Поликультурность федерации, значительная часть субъектов которой сформировалась по национально-территориальному признаку, порождает высокую степень разнообразия ценностных ориентаций, установок и поведенческих стереотипов, что неумолимо требует внимания к общечеловеческим ценностям для поиска гармонии в социальной, политической и духовной сферах.

Необходимость разработки философских основ проблемы взаимодействия этнического и общечеловеческого определяется также и задачами управления процессами, протекающими в духовной сфере, и потребностями социального прогнозирования, и научной оценки всего происходящего, и перспектив развития. Вместе с тем, ряд аспектов этой проблемы исследован недостаточно, и это в первую очередь:

- анализ взаимодействия этнически-особенной и универсальной сторон в развитии современной духовной культуры;

- исследование механизма изменений, происходящих в культуре отдельных этносов и российских макроэтнических образований в ходе перемен в социально-политической жизни российского общества;

- поиск путей выхода из духовного кризиса, охватившего человечество в целом и российское общество в частности.

Заявленные проблемы предполагают прежде всего обращение к философскому аспекту их анализа, на основе которого исследовательская работа может быть продолжена в рамках социологии, культурологии, педагогики и других смежных наук.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы этнической культуры и ее взаимодействия с другими видами и формами культуры непосредственно связаны с рассмотрением в истории философской и обществоведческой мысли теории нации и концепций этничности. Для западной науки характерны структуралистский, социально-психологический, культурологический, а в последние два десятилетия - конфликтологический подходы в анализе этнических процессов современности. В некоторых исследованиях осуществляется попытка их синтеза (труды Э.Геллнера(1), О.Тоффлера(2)), а также в работах ученых, представляющих отрасли знания, обозначаемые в западной научной традиции, как культурная антропология (3). Все большую популярность в Западной Европе приобретает идея мультикультурного общества, сформулированная в начале 70-х годов в Канаде(4). В работах Э.Яна, П.Зингера, Э.Клайна (5) и других авторов осуществляются попытки определения причин роста национализма в различных странах, наряду с конфликтогенным выявляется позитивный потенциал этнического возрождения. Представители французской философской науки в анализе этничности отдают предпочтение социокультурному подходу(б). В методологическом отношении представляют ценность работы французских историков, этнологов, философов, посвященные проблемам взаимосвязи и корреляции социальных структур и структур сферы общественного сознания (ментальных структур). К таковым относятся ставшие классическими труды историков школы "анналов" М.Блока, К.Леви-Стросса, П.Брюкнера(7). Таким образом, в западной науке, преимущественно в практическом ракурсе, с различных позиций рассматриваются проблемы этнического возрождения, этнической культуры и этнических ценностей.

В российской науке советского периода интерес к исследуемым проблемам активизировался в 60-70е годы в среде ученых-этнографов. В результате этого в рамках этнографии началась активная разработка частнонаучной теории этноса с последующим выходом на уровень философских обобщений. Большой вклад в ее разработку внесли Ю.В.Бромлей(8) и Л.Н.Гумилев(9). Изучению особенностей этнических культур и их взаимодействия посвящены работы С.А.Арутюнова, А.К.Байбурина, В.И.Козлова, Н.Ф.Колесницкого, М.В.Крюкова, П.И.Кушнера, Э.С.Маркаряна, Ю.И.Мкртумяна, В.В.Пименова, A.A. Су Соколова, В.А.Тишкова, С.А.Токарева, И.А.Чебоксаровой, Н.Н.Чебоксарова, Н.В.Чистова, Г.В.Шелепова(Ю). В социально-философском плане различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре затрагиваются в работах Р.Г.Абдулатипова, С.А.Атамуратова, Р.А.Ачилова, М.С.Джунусова, Ю.Г.Ершова, С.Т.Калтахчяна, М.В.Капчели, Г.Г.Катожекова, М.И.Кучукова, П.С.Максимова, В.В.Мархина, А.Н.Мельникова, А.Г.Мельникова, В.В.Пименова, Ю.В.Попкова, Б.Н.Попова(И).

Значительный вклад в разработку социально - психологического аспекта теории этноса и феномена этничности внесен работами А.Г.Агаева, А.Х.Гаджиева, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижевой, В.И.Козлова, И.С.Кона, И.М.Кузнецова, В.Н.Павленко, А.М.Решетова, Г.В.Старовойтовой,

A.К.Уледова( 12).

Этнокультурные аспекты образовательной системы затрагиваются в работах

B.Ф.Афанасьева, А.С.Гашимова, Е.П.Жирковой, А.Э.Измайлова, А.Г.Корниловой, А.Н.Николаевой, Н.А.Садовского, Ю.П.Сокольникова, М.Г.Харитонова(13). Большой интерес для данного исследования представляют труды Г.Н.Волкова, посвященные народной педагогике(14).

Важные выводы о сущности процессов, протекающих в духовной сфере современного российского общества, содержат материалы ряда научных конференций и "круглых столов", проводившихся в 90-е годы (15).

Исследуемая в диссертации проблема постоянно находится в предметном поле северокавказского научного сообщества. Анализу этносоциальных и этнокультурных проблем, а также разработке категориального аппарата этнонациональных исследований посвящены работы А.В.Авксентьева и В.А.Авксентьева (16). Проблемы межэтнической интеграции рассматриваются в работах М.Д.Напсо, С.А.Чекменева, В.П.Невской, В.Ш.Нахушева(17). Особенности современных этнических процессов в России и на Северном Кавказе нашли освещение в работах Н.Г.Айдемирова, В.Х.Болоткова, Э.Х. Панеш, Р.Г.Читашевой, А.Ю.Шадже (18).

В опубликованной в 1996 году работе В.Х.Болоткова (19) на обширном материале проанализированы различные подходы к проблеме нации, ее национально-психологического мира, сложившиеся в русской философской традиции.

В 1997 году была издана работа М.Б.Беджанова "Проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе и пути их решения", в которой социально-культурные проблемы северокавказских народов рассматриваются в контексте проблем укрепления как региональных, так и федеративных структур России (20).

Для исследуемой в диссертации проблемы представляет интерес работа Р.А.Ханаху "Традиционная культура Северного Кавказа; вызовы современности"(1997), в которой выявляются критерии отграниченности социокультурной сферы народов Северного Кавказа от подобной сферы "некавказских народов ", определяются возможные формы взаимодействия на микроуровне (уровне этнической группы) в масштабах северокавказского региона, а также в сфере "центр-регион"(21).

В опубликованном в 1997 году в Нальчике сборнике статей "В поисках парадигмы нации" рассматриваются различные аспекты этнической культуры такими учеными, как М.В.Иордан (идеальный мир нации), В.М. Семенов (нация в единстве психологии и культуры), М.М.Кучуков (концепция нации),

В.Х. Пшемурзов (историческое сознание нации: состояние и перспективы), а также содержится вариант программы исследования этнической культуры на современном этапе модернизации российского общества (22).

В 1997 году опубликован труд двух научных подразделений: сектора этнической и культурной антропологии Российского института культурологии МК и РАН и лаборатории синергетических проблем этноса Кабардино-Балкарского научного центра РАН, посвященный проблемам самосохранения этнической культуры в современном контексте (23).

Для исследуемой проблемы значительный интерес представляют работы В.К.Шаповалова, в которых раскрываются перспективы этнокультурной направленности образования (24). Проблему изменения ценностного сознания россиян рассматривает Н.П.Медведев, отмечая, что переоценка ценностей в нашей стране выступает составной частью единого процесса адаптации мира к новой реальности (25). Проблемы формирования планетарного самосознания, национального самосознания, этнического возрождения, поиска путей снижения межэтнической напряженности и конфликтов находятся в предметном поле исследования ученых кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета (26).

Подчеркивая основательность и высокий научно-теоретический уровень этих исследований, следует отметить, что большинство из них берут в качестве объекта лишь отдельные аспекты проблемы взаимодействия этнического и общечеловеческого. Это обстоятельство диктует необходимость философского анализа следующих проблем:

- определение реальной роли этнической культуры в современных социальных процессах;

- исследование механизма взаимодействия этнического и общечеловеческого в духовной культуре как в глобальном масштабе, так и применительно к России;

- рассмотрение влияния глобализации человеческой деятельности на этнические культуры;

- исследование взаимодействия и взаимодополнения общечеловеческого и этнического в современном образовательном процессе.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования является проблема взаимодействия этнических и общечеловеческих компонентов в современной культуре.

Объектом исследования диссертант определяет духовную культуру современного общества и, прежде всего, ее ценностные аспекты. В качестве объекта прикладного использования концептуальных выводов автора выступает сфера образования.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - всесторонний анализ механизма взаимодействия этнического и общечеловеческого в современной культуре. Данная цель предполагает решения следующих задач:

- раскрыть соотношение общечеловеческого, конкретно-исторического и конкретно-социологического в типологии культуры;

- проанализировать формирование ценностного сознания с точки зрения взаимодействия его этнически-особенной и универсальной составляющих;

- выявить воздействие глобализации деятельности человека на этническую культуру;

- рассмотреть особенности становления нового ценностного сознания россиян в контексте взаимодействия этнических, гражданских и общечеловеческих компонентов;

- охарактеризовать с позиций философского анализа проблему соотношения этницизма и универсализма в образовательном процессе.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляет системный подход, на основе которого формируется основополагающая методологическая идея диссертанта о целостности и системном характере человеческой культуры.

При анализе соотношения общечеловеческого и этнического в культуре используется диалектический метод, как в его классическом понимании, так и с учетом новых идей и разработок (конфликтологический подход, принцип дополнительности и др.); применяются общефилософские принципы историзма, конкретности истины, единства части и целого, общего, особенного и единичного.

Объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования, их междисциплинарный характер предполагают использование методов, применяемых в социологии, социальной психологии, культурологии и истории для решения более частных проблем, а также общенаучных методов познания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проанализирована диалектическая связь этнического и общечеловеческого в культурной типологии, и показано, что на универсальном уровне этнокультурные типы выступают не альтернативой, а границей всеобщего, необходимыми локальными составляющими культурного универсума; исследован этнологический ракурс типологии культуры, и доказано, что он исходит из неизбежного проявления и существования культуры в этносе, который является субъектом культуры; обоснована необходимость включения в культурологию этнологии, которая раскрывает глубинные причины как объединительных тенденций человеческого бытия, так и локальности его этнокультурных форм; развита идея о противоречивой связи и взаимообусловленности этнических и общечеловеческих ценностей, обоснован вывод о том, что реализация универсальных общечеловеческих нравственных принципов невозможна иначе, как через "частичное" осуществление в пределах этнических общностей;

- изучен процесс трансформации ценностного сознания россиян в период модернизации и доказано, что возрастание роли этнических ценностей в сознании россиян и высокая степень их политизации обусловлены незавершенностью сдвигов в социально-экономической структуре общества;

- уточнена связь между общечеловеческой миссией образования и его этнокультурной функцией и показано, что противоречие между ними не должно носить антагонистический характер.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подход к культурным образованиям на базе конкретных социумов обусловливает включение этнологии в культурологию, которая раскрывает глубинные причины как объединительных тенденций человеческого бытия, так и локальности его многообразных этнокультурных форм. Этнологический ракурс типологии культуры предполагает исследование первичных, изначальных оснований вариабельности культурологических и этнологических подходов к проблеме типологического многообразия культуры и оснований ее единства.

2. Диалектика общечеловеческого и этнического в культурной типологии такова, что этническое выступает как первичное, а общечеловеческое — как вторичное. На универсальном уровне этнокультурные типы выступают не альтернативой, а границей всеобщего, локальными необходимыми составляющими культурного универсума. В диалектическом ряду единичного, особенного и общего, на уровне характеристики единичных явлений и их свойств мировая культура выступает как "общее", индивид выступает как "единичное", как носитель этнической культуры, как предельная, самая меньшая единица культурной реальности, как "особенное" выступает этнос -субъект культуры определенного типа.

3. Реализация общечеловеческих нравственных принципов возможна только через "частичное" осуществление в пределах этнических общностей. Подобно этому невозможна и полноценная реализация этнических ценностей без осуществления общечеловеческих. Лежащие в основе данных принципов общечеловеческие интересы все более сплетаются с этническими, глобальное становится все более важной и неотъемлемой частью национального.

4. Этническое возрождение имеет своим источником растущее глобальное взаимодействие людей. Сущность этнического парадокса современности заключается в коллективных реакциях людей на современные интегративные процессы в мировом сообществе.

5. Возрастание роли этнических ценностей в сознании россиян обусловлено тем, что сдвиги в социально - экономической структуре еще не завершены, и это препятствует осознанию групповых интересов, которые могли бы конкурировать с политизированными этническими ценностями. Дальнейший рост или сокращение значимости этнических ценностей и возможности манипулирования ими будет зависеть от появления четких политических ориентиров государственного руководства и его способности обеспечить безопасность внутри страны и на ее границах.

6. Придание социальной направленности радикальному реформированию всех сфер российского общества во многом зависит от гуманизации народного образования. Каждый индивид должен "образовываться" как достойный представитель своего этноса в смысловом поле определенных знаков, значений, ценностей, присущих его родному народу. Одна из закономерностей развития народного образования заключается в том, что оно должно быть универсальным по содержанию и национальным по характеру.

7. Развитие системы образования в любом обществе должно происходить с учетом как национальных культурных оснований, так и тех изменений, которые происходят в развитии мировой цивилизации. Противоречие между универсальной общечеловеческой функцией образования и его этнокультурной функцией должно решаться не в пользу или ущерб первой или второй функции образования. Приоритетом должна быть нормальная личность, развитие которой немыслимо без сочетания общечеловеческого и этнокультурного компонента в образовательной политике и практике.

Теоретическое и практическое значение исследования состоит в дальнейшей разработке концептуальных основ относительно молодой отрасли философского знания - философии культуры, а также теоретико-методологических основ культурологии и этнологии. Результаты исследования, его выводы могут быть использованы органами государственной власти, общественными организациями как в перспективной, так и в повседневной практической работе в области культурной политики, образования и воспитания в целях гармонизации и совершенствования культуры межэтнических отношений. Материалы диссертации представляют интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Теоретические обобщения и практические выводы применимы в учебном процессе в высших и средних учебных заведениях, в системе повышения квалификации работников органов законодательной и исполнительной власти, занимающихся проблемами межнациональных отношений и культурной политики, а также работников сферы образования. Диссертация дает аналитический материал для формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в массовом сознании.

Апробация. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Основные положения диссертации представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: международной научной конференции "Этнические процессы накануне XXI века" (21-22 мая 1998 г. Ставрополь); международной конференции "Человек в сфере влияния иной культуры" (7-10 декабря 1998г. Лодзь, Польша); международной конференции

14

Конфликтология как составляющая гражданского воспитания молодежи" (2224 мая 1999 г. Москва); III Конгрессе этнографов и антропологов России (7-10 июня 1999 г. Москва); XLI научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ "Этнические проблемы современности" (20-21 апреля 1996 г. Ставрополь); XLII научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ "Этнические проблемы современности" (22 апреля 1997 г. Ставрополь); XLIII научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ "Университетская наука - региону" (апрель 1998 г. Ставрополь); Всероссийской конференции "Этническая ментальность в произведениях художественной литературы" (сентябрь 1999 г. Ставрополь). С отдельными положениями диссертации автор выступал на занятиях учебно-методологического семинара аспирантов кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации изложены в 10 публикациях, общим объемом 2,8 п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Иванова, Светлана Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Идущие в современном мире объективные процессы культурной и иной гомогенизации, сопутствующие им поиски неких общих ценностных предпосылок как моменты возрастания целостности мира, тенденции к интенсификации всевозможных региональных связей, приобретают глобальный характер, приводят к стремлению людей утвердить разнообразные формы своей идентичности, в том числе этнокультурной, защитить свой традиционный образ жизни и образ мысли.

С другой стороны, становление нового типа цивилизации сопровождается ростом индивидуализации, повышением значения индивида и его автономии в ситуации свободного выбора ценностей.

Не только осознание собственных этнокультурных ценностей, но и понимание, уважение чужих традиций и ценностей является условием нарастания и укрепления международных связей, диалога культур, определения ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.

Кризис технократических и утопически-коммунистических иллюзий создает определенный духовный вакуум, и перед людьми встает проблема поиска точки опоры в прошлом. С другой стороны, инстинктивное стремление различных человеческих общностей к сохранению собственной специфики, которая проявляется в сфере культуры и национального самосознания, является реакцией на глобализацику форм экономической, социальной, политической и духовной жизни.

Во всех областях происходит рост значимости человеческой индивидуальности, в том числе и этнической. Культура, будучи своеобразным кодом этноса, позволяет человеку, следующему ее традициям, воспроизвести этот этнос для себя, через свою деятельность "войти" в него, научившись действовать по заданному этой культурой основанию, проникнуться духом этой культуры, почувствовать специфику ее ментальности, и таким образом освоить новые для себя ценностные доминанты как материальной, так и духовной жизни.

Культура на уровне мирового родового целого существует прежде всего в форме этнического бытия своих частей, она развивается, в первую очередь, в русле этносов. А этническая самобытность в силу этого выступает как основополагающая форма гетерогенности культурного процесса, как показатель нормативно-группового самовыражения и идентификации человека.

Проблема типологии культуры, отражающая реальное человеческое бытие во всем многообразии его универсальных и локальных форм, занимает важное место в социально-философской картине мира, непосредственно связывая теоретический и эмпирический исследовательские уровни. В данном диссертационном исследовании автор выделяет и анализирует следующие подходы к типологии культуры:

1. Монизм, который акцентирует универсально-интегративное начало в культуре и универсально-родовое в человеке, рассматривая его бытие только в глобальном масштабе.

2. Плюрализм, для которого характерны: синхронизм, признание противоречий сущности культуры и диалектика локальности и универсальности в культурной типологии. Культурный плюрализм с его ориентацией на этнометодологию доводит культурологию до ее логического синтеза с этнологией. Этнологический контекст исходит из идей "эквивалентности культур", имманентной принадлежности любой культуры любой устойчивой человеческой группе, из множественности и дискретности этнокультурных и культурно-исторических процессов. Этот контекст снимает вопрос об уровнях культурного развития.

3. Промежуточный подход между монизмом и плюрализмом, отличительной чертой которого является акцентуация универсальной доминанты, а следовательно, единства культурно-исторического процесса, по отношению к которому локальное разнообразие культур вторично.

Рассмотренный в рамках плюралистического подхода этнологический ракурс типологии культуры предполагает исследование первичных изначальных оснований вариабельности культуры.

Культура этноса имеет сложную структуру и включает в себя как общее, так и особенное:

- признаки, характерные только для данного этноса;

- полностью ассимилированные культурные заимствования;

- черты и особенности, характерные для многих этнических культур.

Этническая культура представляет собой специфический для каждого народа способ приобщения к общечеловеческому и включает в себя такие составляющие, как:

- наличествующие только в данной культуре уникальные формы этнокультурной выраженности и маркированности основных видов человеческой деятельности;

- индивидуальное, своеобразное сочетание, комбинацию универсальных, присущих всем или ряду этносов компонентов культуры друг с другом и со специфическими;

- собственную конфигурацию границы между обязательными (типизированными) и свободными (вариативными) способами человеческой деятельности.

При анализе этнического своеобразия культуры все эти составляющие следует рассматривать в нераздельном, синкретическом единстве.

Этническая культура развивается как неповторимая и уникальная и как часть мировой культуры, осознающая и проявляющая себя в ней. Но в обоих случаях этническая культура выражает в той или иной степени общечеловеческое начало. В диалектическом ряду единичного, особенного и общего, на уровне характеристики единичных явлений и их свойств, мировая культура выступает как "общее"; индивид выступает как "единичное", как носитель этнической культуры, как предельная, самая меньшая единица культурной реальности, как "особенное" выступает этнос - субъект культуры определенного типа.

Этнологический ракурс культуры исходит из ее неизбежного проявления и существования в этносе, который является субъектом культуры. Этнический уровень этнокультурной реальности выражает существование реальных устойчивых человеческих общностей в их пространственно-временной и локальной дискретности. На универсальном уровне этнокультурные типы выступают не альтернативой, а границей всеобщего, локальными необходимыми составляющими культурного универсума.

При анализе культуры как определенной системы ценностей в диссертации отмечено, что весь комплекс ценностных ориентаций этноса структурирован аксиологической осью, которая обеспечивает его целостность и стабильность. Самые высокие уровни аксиологической оси этноса характеризуются абсолютностью и тесной связью с понятием ценного самого по себе. Говоря об общечеловеческих ценностях, диссертант, прежде всего, имеет в виду духовно-нравственные ценности, которые утверждают основополагающую ценность человеческой личности. С этой точки зрения подлинные общечеловеческие и этнические ценности имеют одну направленность - сделать жизнь в обществе достойной человека.

Реализация универсальных общечеловеческих нравственных принципов невозможна иначе, как через "частичное" осуществление в пределах этнических общностей. И, наоборот, невозможна полноценная реализация этнических ценностей без учета общечеловеческих. Лежащие в их основе общечеловеческие интересы все более сплетаются с этническими, глобальное становится все более важной и неотъемлемой частью национального.

Противоречия между этническими и общечеловеческими ценностями проявляются в рамках их взаимообусловленности. В зависимости от природы и направленности социальных процессов, эти противоречия могут проявляться как противоречия между общим и отдельным, целым и частью, но они не должны иметь антагонистический характер, так как движущими силами современности выступают общечеловеческие интересы, а с другой стороны, задача утверждения мира и человека, как высших ценностей, требует от мирового сообщества признания необходимости гармоничного сочетания интересов всех, существующих в мировом сообществе субъектов.

Человечество, как самоорганизующаяся живая система, ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. При этом глобальные проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая разногласия, идти к своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых традиций и особенностей отдельных народов. А такое единение, как следует из сказанного выше, может происходить только на основе признания и соблюдения общечеловеческих ценностей.

Ведущей тенденцией мироустройства в конце XX века является тенденция к интеграции народов и государств, появляющаяся, в частности, в создании единого экономического и информационного пространства в мировом сообществе. В то же время в мире наблюдается возрождение интереса к этнической истории, традициям, языку, особенностям культуры и быта. Противоречивое взаимодействие этих двух социокультурных явлений представляет собой этнический парадокс современности.

Изучение этнического возрождения, как одного из видов переходных процессов, приобретает особое значение на современном этапе общественного развития в контексте изменений как в мире в целом, так и в отдельных обществах, в том числе и в российском. Растущая информационная взаимозависимость мира ведет не к стиранию, а к усилению различий, что выражается в существовании различных форм социокультурной динамики в синхронной среде исторического процесса.

С точки зрения диссертанта, существует ряд закономерностей, обуславливающих этническое возрождение:

- процесс детерминирован в условиях формализации или разрушения институцианальной системы отношений;

- в обоих случаях происходит коммуникация с собственным историческим прошлым и генетическими структурами, устойчивыми к течению времени;

- субъектом этнического возрождения рефлексируется несоответствие современной ему системы отношений историческим и генетическим основаниям целостного и непрерывного социокультурного порядка;

- процесс формализации и разрушения институцианальной системы отношений приводит к высвобождению потенциалов личности и общества, которые могут быть направлены как на развитие, так и на разрушение.

Отсюда вытекает проблема перспектив общественного развития: либо жизнь целостная, либо обособленная (и как результат - рост количества сообществ). Дальнейшее направление этнического возрождения обусловлено разделением приоритетов коммуникации для сообществ: в одном случае - коммуникация с целостностью и непрерывностью бытия, в другом - коммуникация по поводу перераспределения ресурсов жизнеобеспечения. Общие для этнических сообществ ограниченные ресурсы жизнеобеспечения требуют выбора эволюционной динамики.

В свете синергетического подхода диссертант определяет этническое возрождение как процесс эволюционной динамики иерархической коммуникативной системы, протекающий в условиях разрушения социокультурного порядка институцианальной системы общественных отношений. Процесс этот обусловлен самоорганизацией открытой системы, имеющей в виде своего основания устойчивые структуры сознания и жизнедеятельности. Одним из условий разрушения социокультурного порядка институцианальной системы общественных отношений в мировом масштабе выступает глобализация человеческой деятельности.

Этническое возрождение в России, по мнению диссертанта, обладает рядом как общих, так и специфических черт, наиболее характерными из которых являются - тесная связь этнокультурных форм протекания этнического возрождения с этноэкономическими и этнополитическими формами, протекание процесса этнического возрождения на фоне социокультурной трансформации общества, непоследовательных экономических реформ, острой борьбы за власть, размывания прежних основ самоидентификации. В силу этих причин этническое возрождение в России демонстрирует в большей степени свой негативный потенциал: насилие по этническому признаку, ксенофобию, стремление к сепаратизму.

Процессы трансформации российского общества связаны с глубокой модификацией системы ценностей. Ценностное сознание россиян в диссертации охарактеризовано как противоречивое, разрозненное, несущее в себе незавершенные ценностные нормы и установки. Во многом это состояние диссертант объясняет отсутствием объединительной общенациональной идеи, которая гармонично сочетала бы в себе как общечеловеческие, так и этнические ценности.

В работе показано, что переживаемый Россией кризис идентичности преодолевается, главным образом, посредством этнической идентификации. Рост значения этнических ценностей россиян и степень их политизации в дальнейшем, по мнению диссертанта, будет зависеть от того, насколько успешно будет развиваться социально-экономическая ситуация и от того, насколько сильны будут позиции государства. Идея государственного созидательного патриотизма, преследующая цель создания мощного, демократического, социально ориентированного государства, может стать ведущей идеей гармонизации межэтнических отношений. Единство традиций и новаций должно стать основополагающим принципом осуществляемой модернизации российского общества.

В диссертации обосновано положение о том, что придание социальной направленности радикальному реформированию всех сфер российского общества во многом зависит от гуманизации народного образования. История любого этноса - это история последовательной смены его поколений. Следовательно, посредством образования осуществляется социальное воспроизводство этноса. Этим обеспечивается его самосохранение в качестве равноправного социального субъекта современной мировой цивилизации. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек. Именно поэтому каждый человек должен воспитываться как достойный представитель своего родного этноса в смысловом поле определенных знаков, значений, ценностей, присущих его народу. Но каждый человек, является одновременно и равноправным членом мирового сообщества, в котором все отчетливее дают о себе знать процессы глобализации. В работе отмечается, что недооценка любого из этих обстоятельств ведет к односторонности, неэффективности как содержательного компонента образовательных программ, так и форм и методов образовательной деятельности. Гуманизация воспитания, образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности должны составлять мировоззренческую основу любой образовательной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванова, Светлана Юрьевна, 1999 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". - М.: Мысль, 1991.- 169 с.

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нации. Общество. М.: Политиздат, 1991.-224 с.

3. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм: идеи и люди// Независимая газета, 1995. 28 апреля.

4. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 1993. - 222 с.

5. Авксентьев A.B., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1994. 88 с.

6. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь -справочник. Ставрополь: СГПУ, 1994. - 100 с.

7. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. 4.1 - 154 с. Ч. 2 - 170 с.

8. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь: СГУ, 1997-75 с.

9. Актуальные проблемы культуры XX века.Курс лекций. М.: Знание, 1993.192 с.

10. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур.// Культура и ценности. Тверь.: Изд-во Твер. ун-та, 1992. С. 17-26.

11. Алексеев В.П. Этногенез. (Учеб. пособ.). М.: Высшая школа, 1986. -173 с.

12. Амелин В.В. Национальная идея и проблемы русских регионов // Социологические исследования. 1997. №5. С. 131-135.

13. Американский характер: очерки культуры США. М.: Наука, 1991.-384с.

14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

15. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.

16. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусолоков К.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984.-255 с.

17. Арутюнян Ю.В. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. -464 с.

18. Атамуратов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание / Под. ред. Дороченко А.И. Ташкент: Узбекистан, 1991. - 124 с.

19. Ахиезер A.C. Культурные основы межэтнических конфликтов //Общественные науки и современность. 1994. С.115-125.

20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.

21. Барабанов Е.В. Россия и Запад: взгляд издалека // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 58-71.

22. Батунский М.А. Православие, ислам и проблемы модернизации в России на рубеже XIX XX вв.// Общественные науки и современность. 1996. №2. С.81-90.

23. Беджанов М.Б. На пути национального возрождения. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. - 336 с.

24. Беджанов М.Б. Общественный кризис и проблемы национального возрождения. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1995. - 470 с.

25. Бердяев H.A. Судьба истории. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990 208 с.

26. Бердяев H.A. Русская идея// Вопросы философии. 1990 №2.

27. Библер B.C. Национальная русская идея? Русская речь! // Октябрь. 1993. №2. С. 155-183.

28. Болотков В. X. Нация и ее национально-психологический мир. Нальчик.: "Логос", 1996.-272 с.

29. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987.-334 с.

30. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

31. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

32. Бромлей Ю.В. Человек в этнической национальной системе //Вопросы философии. 1988. №7. С. 16-28.

33. Булычев Г. Национализм и интернационализация //Международная экономика и международные отношения. 1996. №8.

34. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

35. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. //Этнологическое обозрение. 1998. №4. С. 3-26.

36. Виттенберг Е.Я., Жарников А. Е. Этнический ренессанс парадокс XX века?// Диалог. 1990. №15. - С. 37-45.

37. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. - 288 с.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашек. Кн. Изд -во, 1974. -376 с.

39. Волков Г.Ю. Гуманизм и общество будущего. // СОЦИС. 1993.№5.С.51-59.

40. Гаджиев К.С. Американская нация: Национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. - 240 с.

41. Галкин Э. Суперэтнизм как глобальная проблема// Свободная мысль. 1994.№5 С. 20-29.

42. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М.: Совет. Писатель, 1988. - 445 с.

43. Гачев Г.Д. Национальный космо-психо-логос. // Вопросы философии. 1994. №12. С 57-78.

44. Гачев Г.Д. национальный Эрос в культуре. // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 134-146.

45. Геллер Э. Нации и национализм: Пер. с англ./ Ред. И послесловие И.И.Крупника. М.: Прогресс, 1991. 320 с.

46. Гостев A.A. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов (очерки по конфликтологии). М. Ин-т психологии РАН, Федерация мира и согласия, Центр политических и международных исследований, 1993. - 120 с.

47. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности// Вопросы философии. 1992. №1.

48. Громов М.Н. Ценности русской культуры. // Вопросы философии. 1994. №1. С. 54-61.

49. Губогло М.Н. Предпосылки изучения современной этнополитической ситуации в СССР// Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1991.

50. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995 - 310 с.

51. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990.-279 с.

52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: ЛГУ, 1989. - 495 с.

53. Гуревич А.Я. Историческая наука и Школа Анналов. -М.: Индрик, 1993 -328 с.

54. Гуревич А.Я. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. - 288 с.

55. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры Ростов н/Д., 1979.

56. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачева. М.: Книга. 1991. 574 с. (Историко-литературный архив).

57. Делокаров К.Х. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис // Общественные науки и современность. 1997. №1.

58. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. -Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1996.- 224 с.

59. Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.- 235 с.

60. Джураев А.И. Методологические аспекты изучения культуры: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Душанбе, 1990. - 20 с.

61. Драгунский Д.В. Навязанная этничность // Политические исследования. 1993. №5. С. 24-30.

62. Записки по проблемам национальностей// Ассоциация исследователей национальностей (Евразия и Восточная Европа). Нью-Йорк - Москва, 1993. Вып. 2.-196 с.

63. Знаменский A.A. Этнонационализм: основные концепции современной американской этнологии (аналитический обзор) // Социологические исследования. 1992.№12. С. 118-126.

64. Зубов А. Третий русский национализм // Дружба народов. 1993. №1. С. 146-178.

65. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Социально-политический журнал. 1993. №4. С. 3-11.

66. Игнатьев A.A. Ценности науки и традиционное общество //Вопросы философии. 1991. №4. С. 3-11.

67. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

68. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. Л.: Лениздат, 1987. - 205 с.

69. Ильин Н. За национальную Россию: Манифест русского движения // Слово.1991. №4.

70. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. (Под. ред. М.А.Розова). М.: Изд.-во МГУ, 1989. - 228 с.

71. Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история.1992. №4.

72. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 208 с.

73. Исламишина Т.Г. Возвращение утраченного: (Диалог о национальном)-Казань: Татарск. кн. изд-во, 1991. 144 с.

74. Ист Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: ЛГУ, 1991.- 204 с.

75. Каган М.С. Принципы построения историко-культурной типологии.// Известия СКНЦ ВШ Общ. наук. Ростов н/Д., 1976. №3. С.39-48.

76. Каграманов Ю.М. Американская симфония // Вопросы философии. 1996. №1.

77. Казбекова 3. Пути интеграции и самосохранения национальных культур. // Вопросы литературы. 1990. №3. С. 3-25.

78. Кантор К.М. Философия и культура в истории развития человечества. // Вопросы философии. 1983. №7. С. 86-99.

79. Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития / отв. Ред. Г.П.Мохоря. Кишинев: Штиинца, 1991. - 84 с.

80. Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР. 4.1 М.: МГУ, 1990.

81. Кива А.В. Национально освободительное движение: теория и практика. -М.: Наука, 1989.-135с.

82. Киселева М.С. Культурно историческая типология как проблема исторического материализма. // Вестник МГУ. 1981. Сер. 7. Философия. №4. С.3-12.

83. Кленицкая И.А. Общечеловеческие ценности и жизнь общества.// История. 1994. №№ 11, 12, 14, 16,21,24.

84. Коган А.И. Отношение студентов к выработке общенациональной идеи (опыт изучения конкретной ситуации) // Социологические исследования. 1997.№9. С. 67-69.

85. Кожин П.М. Традиции в системе этноса. // Этнологическое обозрение. 1997.№6. С. 3-13.

86. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений. // СОЦИС. 1993. №11. С. 138-140.

87. Кон И.С. Ребенок и общество (Историко этнографическая перспектива) -М.: Наука, Гл. ред. вост. литературы, 1988. - 269 с.

88. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: Совет национальностей Верховного Совета Российской Федерации, 1992,- 40 с.

89. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь, 1994.

90. Котожеков Г.Г. Философско-социологический анализ национальной культуры: Автореф. дис. . д-ра. филос. наук. -М.,1991. -48 с.

91. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

92. Крупская Н.К. Об интернациональной и национальной культуре // Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10-ти т., Т. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 248-262.

93. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.144 с.

94. Крюков М.В. Главной задачей по-прежнему остается проникновение в сущность этнических связей // Советская этнография. 1986. №5.

95. Куликов В.Б. Философско-педагогическая антропология: проблемы и тенденции. //Вопросы философии. 1985.№6. С. 132-139.

96. Кутырев В.Н. Современное национальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. М.: Мысль, 1988. - 202 с.

97. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. №12.

98. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: 1996. - 221 с.

99. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социологические исследования. 1997. №3. С. 14-20.

100. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России. Тенденции и препятствия. // Вопросы философии. 1996. №5. С. 134-146.

101. Левяш И.А. Русский коммунизм: альтернативы, драма духа, трагедия воли // Социологические исследования. 1997. №11. С. 3-14.

102. Личкова В.А. Национальный стиль искусства. // Философские науки.1991. №1. С.14-25.

103. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х кн. М.: Изд-во "Ключ", 1990. Кн. 1. - 64 с. Кн.2 - 96 с.

104. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.

105. Макарян Э.С.Проблемы целостного исследования культуры в антропологии США.// Этнология в США и Канаде. М., 1989.С.15-61.

106. Мархинин В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: Социально-философский анализ. Новосибирск.: Наука. Сиб. отд., 1989.-242 с.

107. Матвиенко А. Д. Перестройка и нравственные ценности. // Социологические исследования. 1990. №11. С. 55-61.

108. Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии //Общественные науки и современность. 1997. №1.

109. Матвиенко А. Д. Перестройка и нравственные ценности. // Социологические исследования. 1990. №11. С. 55-61.

110. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. - 197 с.

111. Моисеев H.H. Размышления о национализме // Социально -политический журнал. 1994. №3-6, 7-10.

112. Муххаметбердиев О.Б. Национальное самосознание (социально-философский анализ). -М.: Луч, 1992.- 140 с.

113. Наджимов Г.Н. Народные традиции и культура. Ташкент. : Узбекистон,1992. 120 с.

114. Народы мира. Историко-этнографический справочник. -М.: Советская энциклопедия, 1988. 624 с.

115. Народы России: Энциклопедия. / Гл. ред. В.А.Тишков. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. - 479 с.

116. Несбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы /Пер. с англ. М.: Республика,1992.-415 с.

117. Новиков А. Перспективы русского национализма // Дружба народов.1993. №3.

118. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопросы философии. 1992. №10. С. 53-63.

119. О гуманизме в науке и культуре. Под ред. Сивоконя П.Е. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 176 с.

120. Обозреватель. Специальный выпуск. "Национальная доктрина России".1994. №5-8.

121. Обозреватель. Специальный выпуск. "Россия сегодня реальный шанс". 1994. № 21-24.

122. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди / Дегуманизация искусства и другие работы. М.: Радуга, 1991. С. 229-476.

123. Основы этнографии (под. ред. ТокареваС.А.). М.: Высш. Шк., 1968. -359 с.

124. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528 с.

125. Пантич Д. Конфликты ценностей в странах транзиции // Социологические исследования. 1997. №6.

126. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). С - Пб: Европейский дом, 1996. - 303 с.

127. Параллели: (Россия Восток - Запад). Альманах философской компаративистики. - М.: ИФ АН СССР. Вып. 1, 1991. - 166 с.

128. Пассмор Д. Культурные универсалии. // Философские науки. 1990. №11. С.110-114.

129. Петров М.К. Человек и культура в НТР // Вопросы философии. 1990. №5.

130. Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность. 1996. №3. С. 12-22.

131. Пименов В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. Вып. 16. М.: Наука, 1986. С. 12-30.

132. Пипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. // Человек. 1997. №5. С. 80-87.

133. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

134. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Перв. пол. XIX в. -М.: Мысль,1975. 223 с.

135. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990. -200 с.

136. Поппер К. Нищета историцизма.: Пер. с англ. М.: Изд. гр. "Прогресс" -VIA, 1993.-187 с.

137. Портной М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. №8. С. 5-19.

138. Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции. -Ставрополь: СГПИ ИСПИ-ЮР, 1994. - 123 с.

139. Пролетарский интернационализм: вопросы идеологии и культуры. М.: Наука, 1979. 260 с.

140. Райнов Б. Массовая культура. М.: Прогресс, 1979. - 487 с.

141. Раздумья о будущем: Диалоги в преддверии третьего тысячелетия. М.: Политиздат, 1987. 175 с.

142. Размышления о России и русских: штрихи к истории русского национального характера. (Составитель С.К. Иванов). М.: Прогресс, 1994. -463 с.

143. Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. -М.: Наука, 1991.-192 с.

144. Русская идея: сост. М.А. Маслик. М.: Республика, 1992. - 496 с.

145. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СП.б.: ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 217 с.

146. Самосознание европейской культуры XX в. М.: Политиздат, 1991-365 с.

147. Сафонов Ю.Ф. Человек и этнос. // Социально политический журнал. 1994. №№ 9,10.

148. Семенникова Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России // Общественные науки и современность. 1996. №5.

149. Сиверцев М.А. Влияние дискурса традиционных культур на становление полицентрического образа фундаментальной науки (востребование наследования традиционных культур в компьютерную эпоху / Ориентация -поиск. Восток в теориях и гипотезах. М., 1992.

150. Сингер Б.Дж. Демократическое решение проблем этнического множества // Вопросы философии. 1994. №6. С. 89-97.

151. Скворцов Н.Г. Этничность: социологическая перспектива. // СОЦИС. 1999. № 1.С. 3-26.

152. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1977. Изд. 2-е.

153. Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. - 252 с.

154. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. // Свободная мысль. 1994. №1. С.53-60.

155. Соловьев B.C. Русская идея / Смысл любви. М.: Современник, 1991. С.41-68.

156. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -542 с.

157. Стержнева M. Социокультурные аспекты европейской интеграции // Международная экономика и международные отношения. 1996. №12.

158. Степин B.C. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям. // Философский альманах. 1991. С. 4-47.

159. Сусолоков A.A. Русский этнос в XX веке: этапы кризиса экстенсивной культуры // Мир России. 1994. №2.

160. Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск. Изд-во Том. ун-та, 1989. 232 с.

161. Табайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс: правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. №2. С. 179-189.

162. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. №12.

163. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. №3-7.

164. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма). //Этнологическое обозрение. 1998. №5. С. 3-26.

165. Тойнби А. Постижение истории. М. : Прогресс, 1991.

166. Тоффлер О. Власть. Раса. Культура / Новая технологическая волна на Западе. -М., 1984.

167. Трухин А.Н., Алексеев A.C. Проблема общечеловеческого в политике: ( История и современность). Изд-во Ирк. ун-та, 1991. - 133 с.

168. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. - 333 с.

169. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985, -268 с.

170. Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль. 1995.№3. С. 78-86.

171. Уткин А.И. Россия и Запад: мир общечеловеческих ценностей или планетарной разобщенности? // США. Экономика. Политика. Идеология. 1997. №3. С.73-83.

172. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6-ти тт. Т.1. -М.: Педагогика, 1988. С. 194-256.

173. Файзулин Ф.С. Зарипов А .Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. №8.

174. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. №12. С. 21-34.

175. Философия в России XIX начала XX вв. : преемственность идей и поиски самобытности. -М.: ИФАН, 1991.

176. Франк С.Л. Русское мировоззрение / Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510 с.

177. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

178. Франкл Л. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Пргресс, 1990. -366 с.

179. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы современности (социально-философский анализ). Майкоп: Изд-во "Зихи", 1997.-194 с.

180. Хангельдиева И.Г. Синтез искусств как средство выразительности. // Философские науки. 1991. №7. С. 45-57.

181. Хантингтон С. Конфликт цивилизаций // Полис. 1994.№ 1.

182. Хантингтон С. Столкновение цивилизации и что оно может означать для России. // Общественные науки и современность. 1995. №3. С. 133-136.

183. Художественная культура: проблемы и суждения. М.: Знание, 1982 -63с.

184. Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление: Автореф. дис. . д-ра философ, наук. Свердловск, 1984. - 42 с.

185. Чешков М.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира//Вопросы философии. 1995. №4.

186. Чижикова Л.Н. Этнокультурная история южнорусского населения. // Этнологическое обозрение. 1998. № 5. С. 27-43.

187. Чугров C.B. Россия и Запад. Метаморфозы восприятия. М.: Наука, 1993. -140 с.

188. Чучин Русов А.Е. Культурный плюрализм. // Общественные науки и современность. 1996. №2. С. 165-174.

189. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп: Изд-во АГУ, 1996. - 168 с.

190. Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество? (Критические очерки немарксистских концепций будущего). М.: Мысль, 1985. - 192 с.

191. Щермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.: Мысль, 1974. - 254 с.

192. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. 1.Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна. -М.: Мысль, 1993. 663 с.

193. Шпет Г.Г. Сочинения. -М.: Правда, 1989. 601 с.

194. Щербак Ф.Н. Мораль как духовно практическое отношение: Методологический аспект. - JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1986. - 176 с.

195. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры (отв. ред. Чистов В.К.). М.: Наука, 1987. - 558 с.

196. Этническое и эстетическое (в системе ценностей). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.-173 с.

197. Этнические проблемы современности. Материалы XLI научной конференции преподавателей и студентов. Ставрополь: СГУ, 1996. - 54 с.

198. Этнография. Учебное пособие / Под. ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. -М.: Высшая школа, 1982.

199. Этносы и этнические процессы: (Сб. ст): Памяти Р.Ф.Итса. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. литература", 1993.-343 с.

200. Юнг К.Г. Коллективное бессознательное // Вопросы философии. 1988. №11.157

201. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сб. (Пер. с англ.). СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.

202. Юнусов A.M. Интернациональное и национальное в развитии духовных ценностей советского народа. Ташкент: Фан, 1987. - 208 с.

203. Яновский Р.Г. Поиск народной идеи // Социологические исследования. 1997.№5. С. 15-21.

204. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.-527 с.

205. Cohen R. Ethnicity: Problem and Focus in Anthropology // Annual Review of Anthropology, 1978, 7. P. 379-403.

206. Horowitz D.L. Ethnic groups in conflikt. Berkley, etc.: University of California Press, 1985.-697 p.

207. Hubbard L.R. Dianetics: The Modern Science of Mental Health. -Copenhagen: Scientology Publications Organization, 1990. 431 p.

208. Kottak C.P. Cultural Anthropology. New York: Mc-Grau-Hill, Inc., 1991.-196p.

209. Moynihan D.P. Pandaemoniym: Ethicity in International Politics (Oxford Universiti Press, 1994). 221 p.

210. Moore S. The Production of Cultural Pluralism as a Process // Publik Culture, 1989, 1/2/P. 26-48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.