Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пухов, Виктор Иванович

  • Пухов, Виктор Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 217
Пухов, Виктор Иванович. Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2001. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пухов, Виктор Иванович

Введение.

Глава 1. Методологические основы социально-философского анализа взаимодействия государства и религиозных объединений.

1.1. Сущность взаимодействия государства и религиозных объединений, его основное содержание.

1.2. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы России.

1.3. Философско-йсторический аспект взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны границ России.

Глава 2. Социальный механизм взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

2.1. Социально-правовая регламентация механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

2.2. Основные условия эффективного функцжмшрова»шя механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы: Социально-философский анализ»

Актуальность исследования обусловлена глубинными изменениями в содержании государственно-конфессиональных отношений, происходящими в России с начала 90-х годов XX века. Современное российское государство, разрушив существовавшую в советское время систему взаимодействия с религиозными объединениями, в настоящее время выстраивает новую систему организации духовной сферы жизни общества.

Являясь гибкой, универсальной, открыто функционирующей идеологией, а также специфической формой общественного сознания, которая на уровне обыденного сознания воспринимается как некоторое надчеловеческое образование, религия активно усиливает свое влияние на общество.

Принимая активное участие в социально-политической практике, решении глобальных проблем современности, она проникает в естественные науки, в юриспруденцию, в искусство, в мораль, в международные дела, в военную сферу, сферу защиты государственной границы, стремится быть высшей духовной инстанцией, стоящей над социальными институтами и призванной оценивать их деятельность относительно принятых в ней нравственных принципов и норм. Таким образом, значительно усилились притязания религиозных объединений на участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Противоречия между новыми реалиями и глубиной их осмысления на теоретическом уровне определяют настоятельную потребность в поиске форм и методов разрешения вопросов, связанных с изменением социальной роли, функционированием религии в различных сферах жизни общества, глубокого и всестороннего изучения всех аспектов религиозной проблематики, в рамках которой немаловажное место занимает тема настоящего исследования.

Пограничная служба России, являясь органом исполнительной власти, специальной государственной службой, в ходе выполнения возложенных на нее задач вступает во взаимодействие с общественными объединениями граждан, в том числе и религиозными.

В условиях российской социальной реальности особо актуальной стала в диссертационном отношении социально-философская рефлексия феномена взаимодействия институтов государства, его специальных служб и силовых структур с религиозными объединениями различных конфессий.

Необходимость поиска оптимальных для ПС России путей, форм, принципов взаимодействия с религиозными объединениями в рамках правового поля и интересов охраны государственной границы РФ актуализируются следующими обстоятельствами.

Во-первых, увеличением количества и масштабов угроз национальной безопасности России в пограничной сфере, их нарастанием на стратегических направлениях. Религиозная ситуация, складывающаяся в приграничных с Россией государствах, требует серьезного анализа в интересах выработки управленческих решений. Налицо целенаправленные устремления зарубежных спецслужб контролировать деятельность религиозных объединений и через них придать сознанию и поведению населения приграничных территорий устойчивую антироссийскую, антиправославную, антирусскую направленность для достижения геополитических интересов.

Во-вторых, ростом количества религиозных объединений в Российской Федерации, проникновением их в сферу охраны государственной границы, обострением противоречий между новыми религиозными реальностями и недостаточно отработанным механизмом их регулирования.

За период с 1 января 1995года по 1 января 2001 года в приграничных субъектах Российской Федерации число только зарегистрированных религиозных объединений увеличилось на 82%. По конфессиям: РПЦ - на 74%, старообрядцы - на 63%, католики - на 60%, мусульмане - на 55%, иудеи - на 136%, буддисты - на 106%, протестанты - на 73%, прочие - на 459%. ( АРшфние Я),

Все это обусловливает необходимость учета силовым структурами, ПС России последствий влияния религии на призывной контингент, личный состав, членов семей сотрудников, население приграничных территорий.

В-третьих, недостаточной исследованностью проблемы взаимодействия институтов государства с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, необходимостью разработки теоретических основ, методологии и методики осуществления такого рода взаимодействия с учетом специфики влияния конкретных религиозных объединений на служебно-боевую деятельность ПС России.

Степень научной разработанности темы.

В последнее время усиливается интерес учёных к исследованию актуальных проблем общественной жизни, связанных с местом и роли в них религии. Среди таких проблем особо выделяются вопросы общественно-религиозных отношений, взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями. Имеющуюся литературу по теме исследования представляется возможным разделить на следующие содержательные группы.

Первую из них составляют исследования ученых, в которых осмысливаются общефилософские и социально-философские основы взаимодействия в системе: религия - общество - государство 1.

Следующую группу составляют работы, авторы которых рассматривают взаимодействие государства, его институтов с религиозными объединениями2.

1 См.: Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10; Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. Дис.канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Га-раджа В.И. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996; Демченко О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 1998; Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Автореф. дис.канд. филос. наук,- М., 1997; Дринова Е.М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Автореф. дис.канд. филос. наук. - Волгоград, 1997; Желтов В.В., Шпак JT.JI. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997; Иванов С.М. Социальные функции религии и современность. Автореф. дис. канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Мчедлов М.П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8. М., 2000; Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. дис. . канд. филос. наук / РАГС. - М., 1996; Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореф. дис. .канд. филос. наук -М, 1990; Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности.(Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук,- Екатеринбург, 1997; Рагузин В.Н. Этноконфес-сиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Автореф. дис.д-ра. филос. наук,- М., 1999; Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. - М., 1999. С.5-11; Ушаков Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук.- Новосибирск, 1999. См.: Барабанов Е.А., Бондаренко В.А., Родачин В.М., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М.,2000; Емельянова Н.М. Роль и место религиозного фактора в структуре

В особую группу следует выделить работы учёных, которые анализируют различные аспекты влияния религии на национальную безопасность, военную службу и военное строительство, на морально-психологическое состояние военнослужащих, в том числе в органах и войсках ПС России1.

Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. - М., 1998. - С.63-83. Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников. Автореф. Дис.канд. юридич. наук. - М., 1997; Ивашко М., Пчелинцев А.В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы М., 1998. С.52-61; Лу-кичев Б.М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999, 22 сентября; Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Автореф. дис.канд. ист. наук.- М., 1999; Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. дис.канд. ист. наук,- М., 2001.

1 См.: Агеев С.В. Влияние ислама на вооружённые силы государств Арабского Востока: Автореф. дис.канд.фил. наук.-М.: ВПА, 1987; Бела-щенко Т. Религия в идеологической обработке военнослужащих стран НАТО/ Зар. Воен. Обозрен №11, 1979.-С. 14-16; Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба.- М.: АФПС, 1999; Бублик Л., Калашников И. Религия и армия: военно-исторический обзор//Ракурс ;2, 1992.-С.49-59; Валеев Б.Л. Война и религия.-М.: ВПА, 1985; Виницков-ский М. Церковь, Общество, Армия.//Воен. Вестник №10, 1992.-С.181-183; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философ-ско-политологический анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999.;Гидиринский В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. - М.: ВУ.,1997.;Горленко В.В. Особенности воздействия современной религии на население империалистического государства и его армию: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М.: ВПА, 1988; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской Армии.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность Монография: М., Военный университет. 2000.;Паюсов К.А. Война и религия: Автореф.

Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями представляют труды, посвященные зарубежному опыту, а также работы зарубежных авторов1.

Социально-философское осмысление взаимодействия ПС России с религиозными объединениями предполагает обращение к историческому опыту, анализу архивных материалов. Важный содержательный и информационно-аналитический материал для исследования дают документальные источники научного архива Центрального музея ФПС России.

Много полезной информации содержится в материалах Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Воорудис.д.-ра фил. наук; Павлов А.В. Воздействие религии на современную армию (соц-филос. анализ). Научный доклад на соискание учёной степени доктора филос. наук.- М.:ГАВС, 1994. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Автореф. дисс.д.-ра. фи-лос.наук. -М.: ВУ, 1995. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1993. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. - М.: ВИПКК, 1990. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Автореф. дис.канд. филос. наук.-М., 1999.

См.: Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. - Киев: Науч. изд, 1996; Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1999; Мирошникова Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Автореф. дис.д.-ра. филос. наук.- М., 1998; Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада. // Религия, церковь в России и за рубежом. № 9-10. 1997; Bercken van. den. Ideology and atheism in the Soviet Union. -Berlin; N. Y., 1989; Chertkov V. Doukhobortsi in the disciplinary batallion. Christchurch, Hunts, England. 1902; Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden // Studia theologica. - Oslo, 2000. Vol.54, №1. P.35-41. Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel // Constellations. - Oxford; Cambridge, 1999. - Vol.6, №3. - P.339-363; Petersen W. Those Curious New Cults. New Canaan: Keats, 1973. 272p. Van Baalen J. The Chaos of Cults. Eerdmans, 1979. - 414p.Whitehead A.N. Science and the Modern World. Glasgow, 1975. женными Силами и правоохранительными учреждениями, публикациях докладов ежегодных Международных Рождественских чтений, в выступлениях иерархов и богословской литературе различных конфессий1, богословских сочинениях2.

В целом можно отметить, что в социально-философской науке вопросы методологии исследования взаимодействия государства и религиозных объединений затрагивались, но специального и целостного социально-философского анализа на диссертационном уровне применительно к теме исследования не проводилось. В частности не уделено должного внимания анализу сущности и содержания взаимодействия государства, его силовых структур с религиозными объединениями, остаются не рассмотренными проблемы взаимодействия применительно к задачам силовых структур государства, ПС России. В большинстве работ анализируется только одна сторона взаимодействия - сотрудничество, что приводит к ее абсолютизации. Недостаточно полно и обстоятельно обобщен отечественный и зарубежный опыт взаимодействия государства и религиозных

1 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000; Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: пропитое, настоящее, будущее. М.1997; №8; Закон Божий. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y., 1957; Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. - Казань: Центральная типография, 1907; Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988; Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. №8; Основные положения социальной программы мусульман. ДУМЕР. М. 2001; Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001; Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000.

2 Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. - М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997 - 188с. Михайлов Ю.Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 - 122с. объединений в сфере охраны государственной границы. Обращает на себя внимание то, что в работах современных отечественных философов уделяется недостаточно внимания данной проблеме.

Актуальность темы, предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - отношения государства и конфессий, религиозных объединений и ПС России, включая их проявление в сфере охраны Государственной границы.

Предмет исследования - взаимодействие ПС России и религиозных объединений, как сложный социальный процесс, его состояние, специфика, механизм функционирования.

Цель исследования - осуществление комплексного социально-философского анализа взаимодействия государства, его институтов в сфере охраны Государственной границы, выявление противоречий, обоснование перспективной модели взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, содержание взаимодействия государства и религиозных объединений, определить его особенности в сфере охраны государственной границы.

2. Исследовать особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

3. Выявить состояние взаимодействия ПС России и религиозных объединений, его основные тенденции.

4. Обосновать приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Социально-философский анализ указанных вопросов, научный поиск и обоснование путей их решения имеет определенное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед силовыми структурами России, ПС России, обеспечивающей безопасность и целостность государственной границы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские методы, идеи, положения социальной философии о сущности религии, ее экономической, социально-политической и культурно-исторической обусловленности, возможностях активного обратного влияния на все сферы общества, рассмотрения религии как сферы духовной жизни и формы общественного сознания, социального института, социокультурного феномена.

Система методов и принципов исследования включает также требования и приемы, разработанные в религиоведении для корректного анализа взаимодействия государства и религии, пограничной службы и религиозных объединений.

В ходе исследования применялись системный метод, методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, статистического исследования и др. Важнейшим методологическим принципом данного исследования является единство исторического и логического подходов.

Эмпирическую базу исследования составили: фактические данные, относящиеся к области взаимодействия религии и государства, силовых структур и религиозных объединений, исторические документы, а также результаты контент-анализа материалов отдельных периодических изданий; статистические данные Министерства Юстиции России о регистрации религиозных объединений в приграничных субъектах Российской Федерации; результаты и выводы конкретных социологических исследований, проведенные в стране и ФПС России с 1994 по 2001 год включительно такими авторитетными в области социологических исследований центрами, как институт социально-политических исследований РАН, ЦО-ПИ ФПС России, осмысленные с точки зрения предмета исследования; архивные материалы по теме исследования; личный опыт организации и осуществления взаимодействия с религиозными объединениями в интересах служебно-боевой деятельности соединения ПС России по охране участка государственной границы.

Научная новизна определяется постановкой научной задачи диссертационного исследования и проявляется: в уточнении научных представлений о сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями в сфере охраны государственной границы; выявлении его особенностей и исторической специфики; результатах анализа взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, обосновании основных условий его эффективности.

Более конкретно новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения: 1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности слу-жебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, является производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

2. Результаты анализа исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

3. Обоснованная в диссертации перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включающая: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровня; б) критерии степени взаимодействия в отношении объекта - охраны государственной границы; в) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействия; г) средства реализации целей взаимодействия - формы, методы, способы их осуществления.

4.Социально-философское обоснование условий эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, в числе которых: организационно-управленческие, научно-методические, образовательно-дидактические, психолого-коммуникативные.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и обогащении социально-философских знаний о сущности, содержании, механизме, формах взаимодействия ПС России как силового института государства, выполняющего специальные функции, и религиозных объединений. Полученные результаты могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики социально-философских исследовании проблем существования религии в обществе.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимодействия "государства - религиозных объединений - общества", "государства - религиозных объединений - силовых структур" в пограничной сфере.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в служебно-боевой деятельности ПС России и взаимодействующих с ней государственных служб; в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях ПС России; в изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения, в подборе и расстановке кадров. Фактический, документальный материал может служить основой для обновления учебных программ и тематических планов, разработки лекций, учебных пособий специальных курсов, методических рекомендаций по вопросам религии в рамках теории национальной безопасности, философии, философии управления, политологии, политологии управления, этики и культуры управленческой деятельности, других дисциплин, изучаемых в Академии и ВВУЗах ПС России.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объём диссертации составляет 179 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пухов, Виктор Иванович

Выводы по главе

Проект социального механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает в структурном отношении принципы сотрудничества субъектов и критерии противодействия; общие ценности, цели, задачи применительно к сфере охраны государственной границы; средства реализации целей - формы, методы, способы организации и осуществления взаимодействия; условия достижения поставленных целей; конечные результаты взаимодействия, функциональные структуры взаимодействующих сторон, действующих в определенной последовательности в рамках правового и управленческого поля на федеральном, региональном, местном уровнях и их социально-правовую регламентацию.

Эффективное функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы предусматривает создание соответствующих условий: организационно-управленческих, научно-методических, информационно-аналитических, образовательно-дидактических, психолого-коммуникативных. Немаловажное

150 значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Таким образом, вышеуказанные условия функционирования механизма взаимодействия ПС России с религиозными объединениями определяют основные приоритеты его развития. По мнению автора, это: оптимизация системы управления механизмом взаимодействия; подготовка управленческих кадров к организации и осуществлению взаимодействия; ориентация на достижение конечных результатов, связанных с интересами охраны государственной границы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реформирование общественных отношений в Российской государственности конца XX века оказало серьёзное влияние на отношения между государством, как основным институтом политической системы общества, и религиозными объединениями. Статьей 14 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашено светским, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В современных условиях существенно возросли масштабы, расширился спектр угроз национальной безопасности России в пограничной сфере. Результат влияния религиозной ситуации на пограничную сферу носит неоднозначный характер. В ряде случаев он способствует стабилизации и укреплению национальной безопасности. Вместе с тем религиозная ситуация может оказывать на систему национальной безопасности разрушающее воздействие. Проведенный анализ религиозной обстановки в приграничных субъектах РФ за период с 1.01.1995г. по 1.01.2001г. позволяет сделать вывод о том, что религиозные объединения (в основном руководимые из-за рубежа) имеют свои интересы в пограничном пространстве, которые не всегда совпадают с интересами национальной безопасности в пограничной сфере.

Игнорирование их деятельности ведет к изменению менталитета населения приграничья, его отношения к государственным границам и ПС России. Одной из форм противодействия миссионерской деятельности таких религиозных объединений может быть сотрудничество ПС России, ее оперативных органов с традиционными конфессиями (православие, ислам, буддизм, иудаизм), непосредственно с их миссионерскими отделами в вопросах получения информации, создания благоприятных условий для их деятельности в приграничье.

В социальной реальности пограничного пространства возможности сотрудничества с религиозными объединениями, фактически находящихся в его пределах и осуществляющих там деятельность, направленную на поддержание пограничной политики государства, имеют реальный характер. Также реальны возможности противодействия асоциальной, экстремистской, подрывающей пограничную безопасность государства деятельность религиозных объединений.

Вместе с тем существуют абстрактные возможности сотрудничества или противодействия, которые присущи взаимодействию с религиозными объединениями, территориально и функционально удаленных от пограничного пространства.

Взаимодействие с религиозными объединениями, индифферентно относящихся к пограничной безопасности государства, носит характер нейтралитета.

Исходя из подписанных договоров на Федеральном и региональном уровнях соответственно между ПС России и РПЦ, Региональными Управлениями ПС России и епархиями РПЦ, принятых совместных программ по реализации принятых соглашений на основе общих целей, взаимодействие с этой конфессией носит конвенциональный, имеющий тенденцию к дальнейшему развитию характер. Многие подразделения ПС России находятся в «горячих точках», где мистическое, иррациональное проявляется гораздо сильнее, чем в мирной обстановке. Соответственно здесь высок процент верующих, что создает прецедент строительству культовых учреждений и деятельности священнослужителей.

Территориально соединения и части ПС России несут службу в регионах, где преобладает население неправославного вероисповедания. С религиозными объединениями, имеющими исторические, культурные заслуги перед государством (ислам, буддизм), ПС России подписаны или готовятся к подписанию документы о сотрудничестве на региональном и местном уровнях. В практическую плоскость сотрудничество может перейти вместе с началом функционирования механизма взаимодействия.

ПС России противостоит радикальными религиозными объединениями, которым присущи террористические, асоциальные, антигосударственные методы деятельности. В отношении религиозных объединений иных конфессий взаимодействие носит характер нейтралитета.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования:

• Исследовано взаимодействие государства и религиозных объединений, его особенности в сфере охраны государственной границы уточнены его сущность и содержание.

• Изучена специфика и исследованы особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

• Выявлено современное состояние и тенденции взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

• Обоснованы основные условия и приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Материалы диссертационного исследования дают основание сделать следующие теоретические обоснования и выводы:

1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности служебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, являясь производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

Применительно к интересам охраны государственной границы во взаимодействии пограничной службы России с религиозными объединениями целесообразно выделять информационные и организационные аспекты.

Представление взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы в виде системы, дает возможность рассматривать его комплексно. Это процесс согласования и взаимного учета верующих различных конфессий, верующих и атеистов; управляемый процесс реализации сложившихся связей, который строится на базе общего и специфического по отношению к охране государственной границы в деятельности субъектов с целью достижения качественно новых конечных результатов взаимодействия; объединение усилий, организация совместных действий взаимодействующих субъектов для решения определенных вопросов, в решении которых имеется обоюдная заинтересованность.

2. Анализ исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование, применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

Негативные последствия применения исторического опыта и современной практики взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы могут проявиться в результате игнорирования специфики служебно-боевой деятельности ПС России со значительным объемом в ней оперативной работы, особой опасности для священнослужителей непосредственного пребывания на пограничных заставах и некоторых других обстоятельствах. Даже в ОКПС культовые строения и штатные священнослужители были только в некоторых высших управленческих структурах. Кроме того, превращение служителей культа в чиновников (государственных, или военных), ставит их в зависимость от властей (светских, или военных), ведет к формализации религиозной сферы. Применительно к государственной границе, клерикализм, в конечном итоге, окажется направленным против интересов ее охраны.

3. Перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровня; б) критерии степени взаимодействия в отношении объекта - охраны государственной границы; в) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействия; г) средства для реализации целей взаимодействия - формы, методы, способы их осуществления. Рассматриваемый в динамике, механизм взаимодействия может иметь несколько ступеней.

При помощи перспективной модели можно более корректно, с точки зрения международного и российского законодательства, и более эффективно осуществлять взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах, прежде всего, не религиозных объединений, а ПС России и государственной границы Российской Федерации.

4. Обоснованы с точки зрения социальной философии условия эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы. В их числе следующие: организационно-управленческие (совершенствование правовой базы, создание организационных структур, непосредственно осуществляющих взаимодействие); научно-методические (единый информационный банк данных о религиозных объединениях, научно обоснованная концепция предотвращения религиозных угроз пограничной безопасности России, научно-методическое сопровождение взаимодействия ПС России с религиозными объединениями не только в области воспитательной работы, но и в информационно-аналитической, оперативной деятельности), образовательно-дидактические (квалифицированное владение субъектами взаимодействия формами, методами и средствами его осуществления, знание особенностей деятельности взаимодействующих сторон, умение моделировать процесс взаимодействия и прогнозировать развитие ситуации), психолого-коммуникативные (навыки межличностного общения с представителями различных конфессий). Немаловажное значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Проведённое исследование поставленных в исследовании задач, сделанные обобщения и выводы, позволили выработать следующие рекомендации.

1. В области научных исследований.

В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о взаимодействии ПС России и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы целесообразно: подготовить и провести серию научных и научно-практических конференций по вопросам: организации и поддержания взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы; исторический опыт взаимодействия ОКПС России с религиозными объединениями и его использование в защите национальных интересов России в сфере охраны государственной границы; религиозные угрозы национальным интересам России в пограничном пространстве и пути их нейтрализации; организовать конкурсы научных работ в рамках ВНО слушателей Академии ФПС России и курсантов пограничных институтов по проблематике совершенствования механизма взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы; осуществить научную разработку таких актуальных тем исследования, как: основные направления противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных объединений, иностранных религиозных организаций и миссионеров в сфере охраны государственной границы; обобщение опыта сотрудничества ПС России с религиозными объединениями в боевой обстановке.

2. В области законотворчества и правового обеспечения

• Создание совещательного органа по взаимодействию с религиозными объединениями при Директоре ПС России, состоящего из представителей различных конфессий, для обеспечения взаимодействия ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, достижению взаимопонимания в вопросах свободы совести и вероисповедания в пограничных пространствах.

• Разработка инструкции, определяющей права, обязанности, ответственность должностных лиц ПС России в их работе по взаимодействию с религиозными объединениями. Конкретизация правового поля взаимодействия позволит руководителям ПС России в полной мере использовать положительные аспекты сотрудничества и четко представлять последовательность действий по защите национальных интересов в сфере охраны государственной границы.

3. В области воспитательной работы, МГТО служебно-боевой деятельности соединений и частей ПС России материалы исследования могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях; при подготовке и проведении занятий в системе командирской подготовки офицеров, прапорщиков, проведении занятий по гуманитарной подготовке в войсках; в планировании и проведении информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой работе, в информационно-психологическом противодействии противнику, психологической подготовке.

В заключении необходимо подчеркнуть, что воздействие религиозной ситуации на национальные интересы России в сфере охраны государственной границы будет возрастать. Это связано, прежде всего, с геополитическими интересами сопредельных государств, складывающейся религиозной ситуацией в стране. Вышеизложенные обстоятельства вызывают необходимость дальнейших исследований в данном направлении.

Предложенные в исследовании рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны границы, конечно, не являются бесспорными и исчерпывающими. Но в них есть, на взгляд автора, система необходимых мер, способная составить основу алгоритма деятельности управленческих органов ПС России в этом направлении. Их учёт в управленческой деятельности войск, военно-учебных заведений, офицерских кадров, по организации и поддержанию взаимодействия с религиозными объединениями позволит повысить эффективность охраны государственной границы Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пухов, Виктор Иванович, 2001 год

1. Уголовный кодекс Р.Ф. от 13 июня 1996г. № 63-Ф3.7. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 / Российская газета, 18 января 2000 г.

2. Положение о Федеральной государственной службе (утверждено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267, с изменениями от 9 августа 1995 г.).

3. О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 22 ноября 1997г. № 1671-р. // Собр. законодательства РФ, 1997. -№47гС.54-89.

4. Доктрина информационной безопасности. М., Информациоло-гия. 2000. 48с.

5. Военное духовенство // Энциклопедический словарь, Изд-е Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А Т.12. С,- Петербург, 1892. С.845-846.

6. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост, А.А. Грицанов. М.: ACT, Мн.:Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.

7. Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: прошлое, настоящее, будущее. М.1997. 31с.

8. Игумен Иоанн (Экономцев). Русская православная церковь и возрождение культуры. Доклад на открытии IX Международных Рождественских Образовательных чтений. М.: 2001. 12с.

9. Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988, 616с.

10. Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997, 320с.

11. Коран. Перевод с арабского Г.С. Саблукова. Казань: Центральная типография, 1907. - 1173с.

12. Кураев А. Православие и право. Церковь в светском государстве. Издание Сретенского монастыря, 1997. 64с.

13. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.,1996, Т.4.

14. Никон архимандит Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1904 г. Репринтерное издание. 266с.

15. Новая философская энциклопедия: в 4т. / Ин-т. философии Рос. акад. наук, Нац. Обществ, -науч. фонд; Науч. ред. совет.: B.C. Степин (и др.). - М.; Мысль, 2000-2001.

16. Основные положения социальной программы мусульман. ДУ-МЕР. М. 2001.-43с.

17. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.// Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. №8. 106с.

18. Полный православный энциклопедический словарь. В 2-х. т. Т.1. Репринтерное издание. М.,1992.

19. Программы по изучению шариатских наук. Изд.-во фонда Ибра-хим-аль-Ибрахим, Саудовская Аравия 2000.

20. Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах М., "Юридическая литература", 1984.

21. Русская Православная Церковь 988-1988. М.,1988. - Вып. I.

22. Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001, 393с.

23. Советский энциклопедический словарь 4-е издание М.: Советская энциклопедия,- 1987,- 1600с.

24. Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000. 159с.

25. Устав Русской Православной Церкви. Информационный бюллетень ОВЦ МП Специальный выпуск № 8 август 2000 года 52с.

26. Монографии, сборники трудов

27. Аверьянов А.Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10,- 64с.

28. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М. «Проспект», 1999 - 576с.

29. Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Семфирополь: Таврия, 1991.-123с.

30. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А., Родачин В.М., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. 320с.

31. Бондаренко В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М., Академия ФПС России. 1999. 250с.

32. Боярский В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М.: «Граница», 1992. 168с.

33. Василенко И.А. Политическая глобалистика М.:Логос 2000.360с.

34. Вейнберг И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины 1 тысячелетия до н.э. М: Евр. Ун.-т., 1993. -350с.

35. Вехи российского землеустройства: Время, события, люди. / Сост.: Волков С.Н. М.: ГУЗ, 2000. - 224с.

36. Ворончихин А.С., Санникова О.В. Диалектика процесса взаимодействия: от элементарного к целостному. Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1994. - 138с.

37. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.238с.

38. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1

39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. М., 1975, Т.1.

40. Гидиринский В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. М.: ВУ.,1997. - 323с.

41. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. Редакторы: Овсиенко Ф.Г., Одинцов М.И., Трофимчук Н.А. М.: РАГС, 1996. - 252с.

42. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: Учебник: в 2-х томах (Под общей редакцией Родачина В.М.). Т.1. М.: Академия ФПС России, 2000 - 560с. Т.2. - М.: Академия ФПС России, 2000 - 472с.

43. Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. Киев: Науч. изд, 1996. - 150с.

44. Жаринов В.М. Философские науки в таблицах и схемах. М.: Институт русского предпринимательства, 2000. 63с.

45. Жбанкова И.И. Философские принципы в научном познании. Минск, «Наука и техника», 1974. -248с.

46. Желтов В.В., Шпак Л.Л. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал. этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. - 337с.

47. Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. М.: Граница, 1994.- 112с.

48. Золотарев О.В. Национальная идея России: Православие и армия. Книга 1. М., 1997. -289с.

49. Иванов В.В. Котов К.И. Охрана территориального моря, исключительной экономической (рыболовной) зоны, континентального шельфа некоторых иностранных государств. Пособие М.: ЦОГТИ ФПС России, 1996. -218с.

50. Иезуитов А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого. СПб. ИПТ, 1995. - 109с.

51. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.: Летний сад, 2000. -248с.

52. Кант И. Критика чистого разума. Мысль. М., 1994. - 591с.

53. Кислицин И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий: учебное пособие по спецкурсу / Перм. Гос. Ун-т. им. A.M. Горького. -Пермь: ПГУ, 1993.- 117с.

54. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. -Волгоград, 1994.-3 52с.

55. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». - Москва, 2000. - 464с.

56. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, С.64-84.

57. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е год. Т.1.

58. Маркс. К., Энгельс Ф. Ф.Энгельс Конраду Шмидту. Соч. 2-е изд., т.37.

59. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской федерации. Информационно-справочный сборник. Выпуск 1./ Под общей редакцией Манилова A. JI. М. : Граница 1997. 143с.

60. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / под общей редакцией Н.А. Трофимчука. М.: РАГС, 1998. - 305с.

61. Макиавели Н. Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск. Современный литератор. 1999. С.365.

62. Молчановский В.Ф. Общество как развивающаяся система. Проблемы безопасности и границ в обществе. М.: 1995. 70с.

63. Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., Военный Университет. 1997. 160с.

64. Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., Военный университет. 2000. 140с.

65. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX в. М., Луч, 1994.-171с.

66. Осипов Г.В. Социология. М.: Мысль, 1990. -446с.

67. Павлов А.В. Война. Армия. Религия. М.: Воениздат 1988. 158с.

68. Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. Краткий исторический сборник. М.: Граница, 1993 283с.

69. Пчелинцев А.В. Ряховский В.В. Судебная практика, связанная с реализацией права на свободу совести и деятельностью религиозных организаций М., «Рудомино» 2000, 88с.

70. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1974. -243с.

71. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. - 992с.

72. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Пособие. М.: Ин-т. востоковедения РАН, 1999. Т.2. Социальная онтология. - 514с.

73. Ренан Э. Апостол Павел. Репринтерное издание. Ярославль. «Терра» 242с.

74. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. -568с.

75. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719с.

76. Сальников В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. М.: ВИПКК, 1990. - 298с.

77. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.543с.

78. Томпсон Мел. Философия религии. М.: Фаир-Пресс. 2001.384с.

79. Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: 1969. 184с.

80. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: пробл. методол. исслед. -М.: Мысль, 1980.-270с.

81. Философия: Курс лекций: Часть II: Социальная философия / Отв. Ред. Д-р. филос. наук, проф. В.Н.Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2000. -296с.

82. Фрезер Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. - 702с.

83. Христианство и армия. М.: 1994. 56с.

84. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XVIII в.в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. -М.: Наука, 1989. 228с.

85. Чумаев В.К. Содержание категории «Социальное взаимодействие». -М.: Мысль, 1997.-Вып.2. 107с.

86. Чусовитин А.Г. Концепция взаимодействия (историко-методологический анализ). Новочеркасск, Изд.-во. НГПУ,1993. - 140с.

87. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. М. МГУ 1997.144с.

88. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Гардарика 1998. 536с.

89. Диссертационные исследования

90. Бочарова И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис. канд. филос. наук,- Воронеж, 1998. 145с.

91. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Дис.канд. филос. наук,- Волгоград, 1999. 156с.

92. Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (фило-софско-политологический анализ). Дис. Канд. филос. наук. М., 1999. -207с.

93. Демченко О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Дис .канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1998. -167с.

94. Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации, и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. В.У. М., 1997. 187с.

95. Джораева С.В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Дис.канд. филос. наук.- М., 1997. 139с.

96. Дринова Е.М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1997. -127с.

97. Дубова Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа. Дис. канд. филос. наук. М., 1999. 165с.

98. Иванов А. И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности (философско-методологический анализ). Дис. канд. филос. наук. М., 1996. 196с.

99. Иванов В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными организациями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников : Автореф. Дис. . канд. юрид. наук / Акад. упр. МВД России. М., 1997. - 26 с.

100. Иванов С.М. Социальные функции религии и современность. Дис. канд. филос. наук,- Волгоград, 1999. 150с.

101. Кравчук В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Дис.канд. филос. наук.-М„ 1999.- 145с.

102. Кулаков А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации. Дис. д-ра филос. наук М„ 2000.-390с.

103. Кудрявцев А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века: (Конституционно-правовой аспект). Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 173с.

104. Мирошникова Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Дис.д.-ра. филос. наук, М., 1998. -286с.

105. Мозговой С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. Дис. . канд. филос. наук /РАГС. М., 2001. - 22с.

106. Недвига Н.Г. Православие и кубанское казачество: (опыт сотрудничества в духовной сфере, конец XVIII начало XX в.в.). Дис. д.-ра. Ист. наук.-М„ 1997.-400с.

107. Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. Дис.д.-ра. филос. наук. -М., 2000.-332с.

108. Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. Дис. . канд. филос. Наук. РАГС. М., 1996. - 22с.

109. Прокудин Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Дис. . канд. филос. наук М.: -1990. - 206с.

110. Пьяных Е.П. Феномен русской религиозности. (Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Дис.канд. филос. наук.- Екатеринбург, 1997. 140с.

111. Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 161с.

112. Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Дис.д-ра. филос. наук.- М., 1999. -309с.

113. Родачин В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Дисс.д.-ра. филос.наук. -М: ВУ, 1995. -397с.

114. Рыжов Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. Дис. канд. филос. наук,- М., 1993. с Л 80.

115. Саввин А.В. Современный сатанизм: идейные основы, доктрина, практика: Дис.канд. филос. наук.-М., 1999. 152с.

116. Сафронова Е.С. Буддизм в странах Запада и в России (историко-культурологический анализ): Дис.д-ра. ист. наук. М., 1999. 493с.

117. Свищев М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Дис.канд. филос. наук,- М., 1999. 142с.

118. Сгибнева О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России. Дис. д-ра. филос. наук. М., 1999. -302с.

119. Ушаков Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Дис.канд. филос. наук,- Новосибирск, 1999. 144с.

120. Цыбикдоржиев Д. В. Буддизм и история национального движения в Бурятии. Дис.канд. ист. наук. М., 1999. -221с.

121. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы отношения к обществу. Дис.д.-ра. филос. наук.- М., 2000. 337с.

122. Юскаев Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Дис.канд. филос. наук,- М., 1999. 133с.1. Богословские сочинения

123. Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997-188с.

124. Михайлов Ю.Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 122с.

125. Статьи из сборников трудов и периодических изданий

126. Абдрашитова А.Р. Деятельность департамента духовных дел иностранных исповеданий по управлению мусульманским населением Российской Империи. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 2000. № 3. С.23.

127. Бабаян Н. Пропаганда идей РПЦ новое направление деятельности Министерства Внутренних дел России // Церковно-общественный вестник. —1997. № 13. - С.3-4.

128. Барабанов Е.А., Бондаренко В.А. Церковь и пограничные войска в России // Вестник границы России. 1997. № 10 С.105-114, № 11 - С.93-97.

129. Барабанов Е.А. По пути сближения (об опыте взаимодействия органов и войск ФПС России с религиозными объединениями) // Вестник границы России. 1999. № 5-6. С. 85-96.

130. Барабанов Е.А. Вера и верность // Вестник границы России. 2000. №2. С.87-91.

131. Григорьев А.Б. Из истории военного духовенства // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М.: МНЭПУ, 1998. С.37-46.

132. Емельянова Н.М. Роль и место религиозного фактора в структуре Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998. - С.63-83.

133. Жилкина М. Встреча архипастырей РПЦ с полномочным представителем Президента России в Центральном Федеральном Округе 21 марта 2001 года // Журнал Московской Патриархии М., 2001. №4 С.64-69.

134. Ивашко М., Пчелинцев А.В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы.М., 1998. С.52-61.

135. Ковалевич Ю.В. Шмаков С.А. К вопросу о религиозности военнослужащих пограничных войск (состояние и тенденции развития) // Социс. 1995. №12. С.36-38.

136. Кравчук В.В. Капелланы в странах Запада: опыт организации деятельности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1998. № 11. С. 115-118.

137. Лампси А. Будет ли «министерство веры»? Интервью с председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ А. Себенцовым. // НГ-религии 2001,-26 сентября.

138. Лукичев Б.М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999,-22 сентября.

139. Малинская Ю. Православные монастыри защитники земли русской // Вестник границы России.-2000г№ 2гС.121-128.

140. Миронов А.В. Бабинов Ю.А. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. 1998. -№4.

141. Мозговой С.А. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М„ РАГС, 1995. № 6. С. 16-25.

142. Мозговой С.А. Военно-религиозное взаимодействие в России и некоторые пути его совершенствования // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. - С.59-69.

143. Мозговой С.А. Институт военных капелланов в епископальной церкви США // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1999. № 2. С. 133-144.

144. Мчедлов М. П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8.-М., 2000. С.201-209.

145. Оганесян Т. Учиться за границей плохо // НГ религии 2001, 25июля.

146. Плеханов A.M. Православная церковь и пограничный корпус // Вестник границ России. 1997. №7. С.85-94.

147. Попов Ю.Ю. Некоторые историко-философские аспекты взаимодействия ВС России с Русской православной церковью // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. - С.30-33.

148. Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм.// Вопросы философии. 1999. № 2 С.3-22.

149. Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень.-М., РАГС, 1997.-№ 9-10. С.24-36.

150. Стрельчик. Е. Нельзя пронумеровать человеческую личность // НГ-Религии. 2001, 14 февраля.

151. Суровцев А.В. Государство, Вооруженные Силы, религиозные объединения в РФ: в поисках современной модели взаимоотношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., РАГС, 1998. №3-4.

152. Трофимчук Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства.// Государственно-церковные отношения в России. М.: 1995. С.5-18.

153. Трофимчук Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С.5-11.

154. Трофимчук Н.А. Духовная экспансия // НГ-религии. 2001. - 28марта.

155. Тульский М О. Роль Церкви в странах Европы и Северной Америки // НГ-Религии 2000, 27 сентября.

156. Тульский М.О. Итоги перерегистрации // НГ-религии 2001, 11 апреля.

157. Фейган Дж., Щипков А. Рим нам не отец, но и Москва - не мать // НГ-Религии - 2000, 25 октября.

158. Хантингтон С. "Столкновение цивилизаций?" Полис. 1994. № 1. С.33-48.

159. Шевченко. М. Апокалипсис сегодня // НГ-Религии 2001, 17 января.

160. Шевченко М. Вернется ли эпоха религиозных войн? // НГ-рели-гии-2001, 26 сентября.

161. Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. - №1. - С.4-6.

162. Мемуары, историческая литература

163. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. Спб., тип. Елеонского, 1879.

164. Барсов Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомства. Спб., тип. Катанского, 1893. -168с.

165. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтерное издание в 2-х томах. М.: «Индрик», 2000. -308с.

166. Голов Г.В. Прохождение службы по военному ведомству / Кн. VII Св. воен. пост. 1869г. изд. 1907г. Петроград., Изд. автора - 1916. - 216с.

167. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Период Киевский, или Домонгольский. Репринтерное издание. Т. 1.первая половина тома. М. -1997. -968с.

168. Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Т.Н. М.: Фонд «Правовая культура», 1995. - 288с.

169. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль сентябрь 1917 г. М., Наука, 1991. - 520с.

170. Залесский П.И. Грехи старой России и её армии. // Философия войны. М.: Анкил-воин, 1995. -240с.

171. Знаменский П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1888.

172. Зябловский Е. Российская статистика. СПб., 1832. Ч. 1.

173. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.

174. Казанский П. В небогослужебная беседа с молодыми воинами накануне принятия ими присяги // Вестник военного духовенства 1891г. №24 С.755-762.

175. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.,-1989.

176. Ключевский В.О. Курс Русской истории. Соч. в 9-ти томах.

177. Невзоров Н. Исторический опыт управления военным духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.

178. Песоцкий А. По поводу самоубийства солдата // Вестник военного духовенства 1891г. №5 С. 138-146,

179. Терновский Ф. Религиозный характер русских государей XVIII века. Киев, 1874.

180. Троицкий Патерик, чьи сказания о святых угодниках Божиих // Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896.

181. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.1. -Спб. 1900.-124с.

182. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. ЧЛ.Вып.З. Спб. 1903.-350с.

183. Чернушевич М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.4. Спб. 1906.-766с.

184. Чернушевич М. П. Краткие истории-хроники Пограничной стражи и выделение её в Отдельный Корпус. Пограничник. 1906 г. № №1, 38.

185. Щавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 томах. М., 1996. 830с.

186. Документы научного фонда архива Центрального Музея ФПС России

187. Об объявлении распоряжения Экзарха Грузии о назначении в подвижную церковь Бакинской бригады священника Александра Боскарева. Приказ по ОКПС № 117 от 31 октября 1889г. Д-460.

188. Об отпуске сумм на содержание церкви Новобржской бригады ОКПС. Приказ Управляющего Министерством Финансов по Пограничной Страже № 6 от 5 февраля 1904 г. Д-463.

189. Разъяснение Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г. Приказ по войскам ОКПС № 109 от 14 декабря 1905 г. Д-464.

190. Свод Военных постановлений 1869 года. Д—481.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.