Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа: Дилогия "Баржа" и "Бычья кровь" А. Евтыха, "Сказание о Железном Волке" Ю. Чуяко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Аутлева, Фатима Аминовна

  • Аутлева, Фатима Аминовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 163
Аутлева, Фатима Аминовна. Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа: Дилогия "Баржа" и "Бычья кровь" А. Евтыха, "Сказание о Железном Волке" Ю. Чуяко: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Майкоп. 2003. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Аутлева, Фатима Аминовна

Введение

Глава I. А.Евтых. Дилогия «Баржа» и «Бычья кровь»

1.1. Общее и особенное в нравственно-философском осмыслении народной жизни в художественной системе А.Евтыха

1.2. Нравственно-философская концепция быта и бытия в дилогии «Баржа», «Бычья кровь»

1.3. Художественный образ революционного времени в дилогии

1.4. Религиозно-духовный аспект народного сознания в «Барже» и «Бычьей крови»

1.5. Символика красного цвета в дилогии

1.6. Фольклорно-эпические и литературные формы выражения авторского сознания

Обобщения и выводы

Глава II. Ю.Чуяко. Роман «Сказание о Железном Волке»

1.2. Художественный мир писателя и роман «Сказание о Железном Волке»

2.2. «Сказание о Железном Волке» как жанр новописьменной прозы

2.3. Легенда о двух кузнецах и сказание о роде Мазлоковых

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в художественном осмыслении нравственно-философских проблем современного адыгейского романа: Дилогия "Баржа" и "Бычья кровь" А. Евтыха, "Сказание о Железном Волке" Ю. Чуяко»

Проблемы национального своеобразия художественного мышления народа, как пишут К.Шаззо и Р.Мамий в «Истории адыгейской литературы»1, включают в себя и всегда актуальную проблему «фольклор и литература». Она остается важной для литературы любого «возраста», особенно емка и многозначна для новописьменных литератур, какой является адыгейская. Суть проблемы - оценка роли фольклора в духовном сознании и творчестве адыгов, понимание специфики взаимодействия фольклорного и литературного сознания на разных этапах письменного творчества, характер трансформации фольклорных форм и литературных приемов в процессе этого взаимодействия и др.

Своего рода итог разноречию в оценке адыгского фольклора в историческом ракурсе (на обозримом пространстве XX века) дан в «Истории адыгейской литературы»: «Тот, кто отрицает роль фольклора в духовном развитии нации, не только субъективен и активно космополитичен, но агрессивно антигуманистичен - это аксиома. Фольклор всегда влиял, влияет и будет влиять на наше духовное и художественное сознание, как бы осознанно и последовательно мы ни сопротивлялись этому процессу»2.

Проблеме взаимодействия литературы и фольклора посвящены исследования адыгских литературоведов и суждения писателей второй половины XX века: А.Алиевой, С.Аутлевой, Л.Бекизовой, Т.Керашева, Д.Костанова, У.Панеша, Т.Чамокова, А.Схаляхо, Ю.Тхагазитова, Х.Хапсирокова, Ш.Хута, К.Шаззо, А.Шортанова и др.

В этом огромном совокупном труде решена однозначно проблема оценки роли фольклора, приближена к решению проблема фольклорных и литературных взаимодействий. Последняя, развиваясь по ступеням

1 Шаззо К.Г., Мамий Р.Г. Введение// История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999. - С.9.

2 Там же. С. 10. 5 формирования новописьменной литературы, включает и проблему освоения фольклорных традиций, опыта более зрелых литератур. Как пишет Т.Чамоков, на первой ступени (20-е - 30-е годы) «освоение национальной художественной традиции и учеба у мастеров слова. происходит одновременно»3. Причем здесь традиции русской литературы играют ведущую роль. «Освоение же опыта мировой литературы, даже опыта литератур региона, близких по историко-этническим признакам, происходит в них позже - в период начала движения к зрелости (в 50-е - 60-е годы)»4.

Т.Чамоков справедливо отмечает, что представление о народном творчестве «становится более широким и емким», «изменяются формы взаимодействия традиций народного эпоса и литературы». Если на первых порах «соединение двух эстетических систем - фольклорной и литературной - носило преимущественно механический характер», то к 60-м годам был, в основном, завершен «период «иждивенческой» зависимости писателей адыгских литератур от фольклора» (заимствований, творческой обработки фольклорных жанров и т.п.)5.

Литературно-фольклорные связи перешли в качественно новое состояние, в котором фольклорные традиции становятся органической частью литературной художественной системы. Это явление «меньше всего поддается научному анализу в современных исследованиях. Если фольклоризм на начальном этапе молодых литератур характеризуется достаточно полно, то современные его формы очерчиваются весьма обще и приблизительно»6.

Новый этап в научном осмыслении проблем адыгского фольклора, его взаимодействия с литературой обозначился в исследованиях З.Налоева и Ю.Тхагазитова. Кабардинские ученые рассматривают адыгское духовное наследие как единое целое, как явление, возникшее и сложившееся в период

3 Чамоков Т. В ритме эпохи. - Нальчик: Эльбрус, 1986. - С. 104.

4 Там же.-С. 106.

5 Там же. - С. 107.

6 История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999. - С.21 - 22. 6 формирования архетипов народа, архетипов его мировоззрения. З.Налоев видит истоки современного искусства в древнем институте джегуако7, в поэтических творениях которых «отражались нравы, дух, верования, психология народа, т.е. духовное и художественное сознание адыгов». о

Ю.Тхагазитов расширяет сферу проявления воздействия фольклора на новописьменную литературу, «включая в этот процесс древнейшие формы творчества, как космогонический миф, ритуал, этикет адыгов, придавая им первостепенное значение в становлении архетипа адыга, архетипа его духовного сознания, а позднее - в становлении культурно-художественных, письменных традиций»9.

Таким образом, фольклоризм на новом этапе развития новописьменных литератур - проблема, находящаяся на первой ступени активной разработки. В этом плане существенный теоретический вклад сделан авторами «Истории адыгейской литературы» К.Шаззо и Р.Мамием, оценившими формы взаимодействия фольклорных и письменных традиций в исторической последовательности от начального периода до современного: использование внешних особенностей сюжетостроения и определенных средств художественной выразительности фольклора; стилизация народного стиха; переложения устно-поэтического сюжета на язык письменной литературы; разработка фольклорно-религиозных основ литературы, художественное воплощение национально-духовного сознания, прежде всего, в типе адыга, характере его самоощущения в мире. Последние формы, так или иначе проявляясь в творчестве Т.Керашева, М.Паранука, стали доминирующими в романном эпосе А.Евтыха, Ю.Чуяко, Н.Куека, создателей адыгейского философского романа.

Анализ названных форм требует, прежде всего, обращения к значительным проблемам современного многонационального романа.

7 Налоев 3. Этюды по истории культуры адыгов. - Нальчик, 1985. - С.З.

8 Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994.

9 История адыгейской литературы. - Майкоп: Меоты, 1999 - С. 22. 7

Роман как эпический жанр наиболее самодостаточен из всех литературных жанров, идет ли речь о психологической разработке характеров или философском осмыслении быта и бытия. И всякий истинный роман изначально философичен, так или иначе являясь плодом размышлений автора о жизни и смерти, добре и зле, о месте личности в окружающем ее мире, совместимости государственного и человеческого, пользы и необходимости. И хотя существует особая жанровая ветвь художественной прозы, где решаются проблемы бытия, именующаяся философским романом, достижение полноты эстетических решений в этом жанре, как правило, -идеал, отдаленная точка писательских стремлений. Эта мысль может быть проиллюстрирована кратким экскурсом в историю европейской и русской литературы. Вольтер, Гете, Достоевский - в начале биографии философского романа; А.Франс, Т.Манн, Л.Леонов - некие пики его современного развития.

Русская философская проза советского периода унаследовала от русской классики XIX века традицию сосредоточения внимания на этических проблемах. Наука выделяет следующие жанрово-стилевые тенденции:

1. Лирико-философская (М.Пришвин, В.Крупин, В.Астафьев);

2. Гротескно-фантастическая (М.Булгаков, Ч.Айтматов, В.Тендряков, В.Орлов, В.Пелевин и др.);

3. Философско-эпическая (Л.Леонов, Ю.Бондарев, В.Белов, С.Залыгин, П.Проскурин, В.Распутин).

Причем этическая проблематика в каждом жанровом образовании философской прозы обретает свои ракурсы, диктуемые идейно-тематическими предпочтениями и индивидуальными художественными склонностями авторов.

Так, в лирической прозе М.Пришвина прослеживаются связи между человеком и природой, общей целью человечества и национальной судьбой; 8 в творчестве В.Астафьева резко обнажается конфликт между ноосферой и биосферой.

Традиционный дуализм добра и зла, знания и невежества, прекрасного и безобразного в формах сочетания сатирического и фантастического, абсурдного и реального, но не с использованием библейских образов, как у М.Булгакова, а образов русского фольклора находит место в сатирических повестях - сказках В.Шукшина («До третьих петухов», «Точка зрения»), в повестях В.Крупина.

Философско-драматическая, философско-эпическая линия у Л.Леонова не раз пересечется с другими (лирической, гротескно-фантастической -«Вор», «Дорога на океан», «Русский лес») и вберет в себя гносеологические проблемы, вопросы теории познания законов Земли и Космоса, решение натурфилософских задач и др. Ставя задачу «высветить из вечных потемок сокровенные глубины бытия», Л.Леонов подчиняет ей роман «Пирамида». Проявляя углубленный интерес к внутренним процессам рационального и интуитивного в душе человека, писатель разрабатывает свою поэтику. Характерная ее особенность - интеграция событий истории по законам философского жанра (помимо социального аспекта, вводятся категории, характерные для эпопей, - «национальный опыт», «национальный дух», «национальное наследство», осмысление в грандиозной и трагической перспективе судеб планеты).

В настоящее время философский жанр строится на разработке двух глобальных тем современности: война и мир, человек и природа. В их рамках делаются попытки раскрыть тип общественной детерминированности отдельной человеческой судьбы с ходом исторического развития на изломе XX века. Особо привлекают писателей пути постижения новых видов взаимосвязей на стыке социального и природного факторов. Главный вопрос «что есть человек?» - решается теперь в соотнесении с биосферой и ноосферой, а не только с социально-экономической средой. 9

Место «геооптимизма» первого пятидесятилетия XX века в трактовке темы «человек и природа» сейчас занимают трагические раздумья, пейзажи переходят в саму архитектонику, эстетику и стилистику произведения («Царь-рыба» В.Астафьева, «Прощание с Матерой» В.Распутина). Отображению современной эпохи как трагической отвечает и постижение другого кризисного состояния нашей планеты - социально-политического, как тревожного ощущения ядерного апокалипсиса. Неслучайно нынешняя литература о войне (В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов, Б.Васильев) все чаще использует жанр произведения-предостережения.

Лучшие романы 70 - 80-х годов - итог философских обобщений -символизируют расцвет социально-философского романа и повести (Ч.Айтматов, В.Астафьев, Ю.Бондарев, В.Быков, В.Распутин, С.Залыгин, В.Маканин и др.). Современная литература ориентирована на самые важные проблемы человечества и среди них: быть или не быть? Этот вопрос обретает невиданную прежде остроту, так как глобальные созидательные и разрушительные действия человека уравновешиваются с геологическими процессами.

В новописьменных литературах, в частности адыгских, - философская проза имеет достаточно убедительную предысторию, если ее начинать от творчества писателей-просветителей, то есть с XIX века. Безусловно, в их творчестве преимущественное внимание отдано истории и этнокультуре адыгов (Ш.Ногмов, Султан Хан-Гирей, Адиль-Гирей Кешев), но вместе с тем, многие просветители даже первого поколения создавали художественные произведения (Султан Казы-Гирей, Султан Хан-Гирей, Адиль-Гирей Кешев, Юрий Кази-Бек (Ахметуков), в которых любое жизненное явление, частное или общественно-историческое, в авторской интерпретации поднималось над реалиями быта, побуждая к мысли, то есть, осмыслению бытия. Причем художественное осмысление ими нравственно-философских проблем адыгской жизни в прошлом и настоящем неизменно

10 имело качество постоянства, так как осуществлялось посредством обращения к мифологии, национальному фольклору, этнографии, художественным приемам русской и других литератур. Касаясь множества тем, оно чаще всего было сосредоточено вокруг проблем войны и мира, мухаджирства, свободы и рабства. И их художественные решения находили разную глубину реализации - от иллюстрации, так сказать, художественного комментария к проблеме (через диалоги или монологи героев и авторское повествование) до историко-философского строения (композиции) самого произведения, самого стиля. Безусловно, учитывая недостаточность опыта такого плана у авторов, трудно ставить им в вину немногочисленность или отсутствие философских произведений на рубеже XIX - XX веков.

Надо отметить также некоторые жанровые отличия просветительской прозы, где философия, как правило, опосредованно представлена в фольклорной образной системе.

Как отмечает ряд ученых (Т.Саськова, Ю.Тхагазитов), русскоязычные писатели-адыги, как и русские писатели XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.), представляли один «едино-раздельный» (по А.Лосеву) тип творчества, равнявшийся на русский «историко-культурный миф» о «золотом веке» как целостном мировосприятии горцев, «лишенном всеразъедающей рефлексии и скепсиса, отличающемся «органической связью черкеса с его народным и социальным миром», воплощающим то естественное состояние, которое было утрачено европейской культурой. Таковы поэмы М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей», кавказские стихи А.И.Одоевского, «Грузинская ночь» А.С.Грибоедова, «Долина Ажитугай» С.Кази-Гирея. В их основу положены не реалии, а народные предания. В них дается национальная романтическая «модель мира», заключающая мировидение автора. В них обозначены и основные архетипы национального космоса и поведения черкесов - бог, свобода, законы бытия, этика. Главное

11 свойство народно-национального характера» - бесконечная любовь к земле предков10.

Однако в «Измаил-Бее» М.Ю.Лермонтова «соединяются» реальный герой и легенды о нем, реальная природа Кавказа и ее романтическое восприятие, причем не только автором, но и лирическим героем -рассказчиком «восточной повести»11. Такой синтез реальной и легендарной истории Кавказа, понимание его как особого мира, живущего по своим законам, станет традицией в творчестве русскоязычных адыгов.

Через идеи просветительства русскоязычные писатели стремились найти пути дальнейшего исторического развития своего народа. Вот почему их привлекают руссоистская идея «естественного человека» в его преимуществах перед цивилизацией, идея природного равенства людей, ориентация на разум, как светоч для человека. В творчестве просветителей проповедуются идеи общечеловеческих ценностей, но отдаются предпочтения не европейской цивилизации, а природному миру.

Ю.Тхагазитов полагает, что «в общении с русской литературой адыгским просветителям удалось миновать длительный путь поисков путей и основ создания национальной литературы». Для этого они плодотворно воспользовались опытом русской литературы, а через нее, естественно, и некоторым опытом литератур европейских.

Опыт русской литературы оказался близок адыгским просветителям и потому, что она была выражением социальных исканий народа. Русскоязычная проза адыгов стала для народа «его социологией, историей, философией, этнографией»12. Это утверждение в полной мере относится к «Долине Ажитугай», «Персидскому анекдоту» С.Казы-Гирея, повестям-преданиям С.Хан-Гирея, «Истории адыгейского народа» Ш.Ногмова. Адыгский просветитель сумел через легенды и предания, историю и

10 Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С. 59.

11 Там же. - С.61.

12 Там же. - С. 65 - 66.

12 топонимику родного края не только воссоздать его историю, но и осветить ее философской мыслью - прежде всего о единении адыгов. Этот путь национального самосохранения укреплялся культом эпического сознания народа и его этическими идеалами, которые в дописьменный период бытия народа находили выражение в фольклорно-мифологических формах.

Художественному народно-эпическому сознанию, каким оно проступало в произведениях просветителей, особенно Шоры Ногмова, присущи были органические взаимосвязи с родовым, патриархальным сознанием, выявляющимся в художественном творчестве. Духовный универсализм, синкретизм форм и типов сознания (языческого, религиозного, художественного, фольклорного), ориентация на мысль, мнение, просветительскую идеологию, а не на науку, как путь к идеальному общественному устройству - качества, отличающие адыгскую просветительскую литературу. Глубоко правы исследователи этого вопроса (З.Налоев, И.Тресков, А.Хакуашев, Ю.Тхагазитов), видящие соотносимость произведений первых просветителей с эпико-мифологическим сознанием народа, что отражается «в материале, структуре и образной системе произведения»13.

Оно отличается, как правило, точкой зрения автора, единством структуры, которая соединяет исторические сведения, описание частных событий с переводами - переложениями фольклорных произведений адыгов. Эта особенность придает произведению необходимую завершенность -свидетельство принадлежности произведения к литературе. Такого типа художественность скажется на некоторых особенностях эпических произведений русскоязычной литературы последнего поколения писателей-просветителей (Юрий Кази-Бек (Ахметуков) и первых произведениях адыгейской литературы, например, на ранней прозе И.Цея, позже

13 Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996. - С. 69.

13

Т.Керашева и А.Евтыха. Скажется и на первом романе Т.Керашева «Щамбуль».

Здесь новеллистическое строение напоминает циклы хабаров, опирающихся на одну - авторскую - точку зрения, а народно-эпическое сознание определяет общую нравственно-философскую мысль романа. Философское самосознание народа зачастую выражается через прямое изображение, через философию самосознания личности, индивидуума, через литературный психологизм.

Тот фольклорный материал, который в этом романе и далее использует Т.Керашев, можно разделить на четыре группы: исторический материал, этно-педагогический, философский и этнографический. Фольклор в произведениях Т.Керашева представляет эстетическую систему, несущую всегда просветительскую функцию.

Взаимодействуя с эстетической системой письменной литературы и исторической концепцией автора, фольклорная система на первой ступени развития романа берет на себя новые функции - политико-идеологические. Но, надо заметить, что в своеобразных речевых формах они и раньше, так и иначе, присутствовали в национальном фольклоре.

Философско-нравственная идея народной жизни во всех романах Т.Керашева, в эпической прозе Ю.Тлюстена, Х.Ашинова, А.Евтыха, И.Машбаша, Ю.Чуяко, Н.Куека в большей или меньшей степени несет на себе отсвет народно-эпического сознания, и эта особенность придает и современной адыгейской прозе своеобразную художественную характеристику.

В изучении качественного наращивания романной формы в адыгейской прозе, ее связей с фольклорной традицией методологически важные идеи были выражены и развиты литературоведами А.Схаляхо, М.Кунижевым, Е.Шибинской, Т.Чамоковым, К.Шаззо, У.Панешем, Ш.Хутом, Р.Мамием,

14

Х.Тлепцерше, молодыми исследователями М.Хачемизовой, Н.Дахужевой и др.

Значительную роль в плане развития интереса к нашей проблеме сыграли работы адыгских ученых А.Алиевой, Л.Бекизовой, Х.Бакова, М.Мижаева, К.Султанова, Ю.Тхагазитова, А.Хакуашева, Р.Хашхожевой и др.

В трудах А.Схаляхо14 исследованы предпосылки развития романной прозы в адыгейской литературе, фольклорные прозаические формы и творчество русскоязычных писателей конца XIX - начала XX вв. Автор тщательно проанализировал и обстоятельно изложил свою концепцию формирования первых адыгейских романов и их социально-нравственное содержание.

В работах Е.Шибинской15 изучено последовательное формирование идейно-эстетических особенностей новописьменного адыгейского романа в его взаимоотношениях с фольклорным и повествовательными жанрами, опытом русскоязычной прозы, литературной традицией; прослежена история современного адыгейского романа в свете традиций Т.Керашева, исследованы художественные особенности романов Ю.Чуяко.

Работы М.Кунижева16 внесли существенный вклад в формирование концепции развития ранней адыгейской литературы, в оценку ее идейно-художественного содержания, начиная с произведений писателей-просветителей. М.Кунижев одним из первых адыгейских литературоведов осваивал проблему взаимодействия национального фольклора и молодой литературы.

14 Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1988; Устная литература индивидуального творчества, Ибрагим Цей и др.// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999.-Т.1.

15 Шибинская Е.П. Становление жанра в младописьменной литературе (Адыгейский роман): Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Тбилиси, 1968; Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы. - Майкоп, 2002. - T.2; Размышления над романом Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1995. - Вып. 9.

16 Кунижев М.Ш. Формирование жанров адыгейской литературы: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - М., 1971.

15

Последовательно развивая в ряде трудов идеи, связанные с проблемами современной северокавказской прозы, К.Шаззо17 акцентирует мысль не только на различии в соотношении фольклорных и письменных традиций, но и на специфике фольклорной эстетики и возможностях обогащения эпоса литературными приемами анализа внутреннего мира личности. Широкий взгляд на проблему «фольклор и литература», представленный в «Истории адыгейской литературы», во многом благодаря концептуальному изложению

1Я проблемы К.Шаззо и Р.Мамием , расширил наши представления о национальном своеобразии художественного мышления адыгейского народа, путях влияния на его духовное и художественное сознание.

В книгах Т.Чамокова19 глубокое внимание сосредоточено на соотношении с фольклоризмом романов Т.Керашева, А.Шортанова, А.Кешокова (повествовательность, принципы эпического параллелизма, народная точка зрения на событие), рассмотрены жанровые признаки исторической прозы А.Шортанова, И.Машбаша, отмечена постановка в их романах вопросов социально-психологического плана. Т.Чамоков высказывает ряд серьезных суждений о разных уровнях освоения традиций фольклора в адыгской новописьменной литературе, что всегда связано с «коренной перестройкой художественного сознания мастеров слова» (В ритме эпохи. Стр. 104). Ценно в трудах Т.Чамокова стремление классифицировать формы усвоения фольклорных традиций.

У.Панеш значительно продвинул адыгскую научную мысль относительно типологии героев и концепции характера в адыгской литературе. В работах У.Панеша20 несомненную пользу приносит молодым

17 Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы// История адыгейской литературы. Майкоп, 1999.-Г. 1.

18 Шаззо К.Г., Мамий Р.Г. Введение// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999. - Т.1

19 Чамоков Т.Н. В созвездии сияющего братства. - М. 1976; В ритме эпохи. - Нальчик: Эльбрус, 1985.

20 Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. - Майкоп, 1990; Тембот Керашев// История адыгейской литературы. - Майкоп, 1999. - Т.1

16 исследователям периодизация развития адыгской прозы, характеристики адыгейских романов Т.Керашева, И.Машбаша, А.Евтыха.

В методологическом плане и в практическом анализе адыгской романистики значителен вклад в науку трудов Р.Мамия21, М.Хачемизовой22.

В контексте тех или иных проблем адыгейского романа молодыми учеными осуществлялось изучение некоторых романов А.Евтыха23, исторических романов Т.Керашева, И.Машбаша24 и Ю.Чуяко25.

Автор предпринял данное исследование, также опираясь на проделанную адыгскими учеными работу, представленную в монографии

•у/г

Мир культуры адыгов: проблемы эволюции и целостности» , а так же с учетом трудов А.Алиевой, Л.Бекизовой, Х.Бакова, Ю.Тхагазитова и других.

Однако в адыгейском литературоведении нет монографического исследования по проблеме связи нравственно-философских аспектов современного романа с народно-эпическим и литературным художественным сознанием.

Интерес к теме мотивирован ее злободневностью и недостаточной разработанностью в национальной литературной науке проблем современного нравственно-философского романа. Этим объясняется актуальность темы исследования.

Объект исследования - адыгейские романы А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь», Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке».

Материал исследования - адыгейская романистика последних двух десятилетий, труды крупных отечественных литературоведов,

21 Мамий Р.Г. Пути адыгейского романа. - Майкоп, 1974; Аскер Евтых// История адыгейской литературы. -Майкоп, 2002. - Т. 2.

22 Хачемизова M.H. Художественная концепция человека в творчестве Т.Керашева: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Тбилиси, 1990.

23 Маргания Л.Е. Поэтика произведений русскоязычных писателей Абхазии и Адыгеи: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 1996. Хуажева Н.Х. Художественная концепция личности в прозе А.Евтыха: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 1999.

24 Дахужева Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: Диссертация на соискание ученой степени канд. фил. наук. - Майкоп, 2000.

25 Хуако С. Когда уйдут Тхагаледж и тот, кто.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. -Майкоп, 2001.

26 Мир культуры адыгов: Проблемы эволюции и целостности/ Под ред. Р.Ханаху. - М., 2002.

17 фольклористов и культурологов: А.Алиевой, Л.Бекизовой, Р.Бикмухамедова, Г.Гачева, Д.Лихачева, Р.Мамия, У.Панеша, А.Схаляхо, Ю.Тзагазитова, Х.Хапсирокова, Ш.Хута, К.Шаззо, А.Шортанова.

Гипотеза исследования - изучение нравственно-философских проблем современного адыгейского романа может привести к позитивным результатам при условии реализации новых подходов к проблеме - в данном случае через исследование взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания в художественной системе произведения.

Цель исследования - анализ специфики взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного художественного сознания в нравственно-философских аспектах адыгейского романа двух последних десятилетий (А.Евтых, Ю.Чуяко).

Задачи исследования

- осмыслить проблему взаимосвязи литературы и фольклора в художественном произведении новописьменной литературы;

- изучить особенности формирования философских аспектов романов последнего двадцатилетия в русской и адыгских литературах;

- проследить художественное конструирование философской модели адыгской жизни в просветительской литературе XIX - начала XX вв.;

- исследовать взаимоотношения фольклорно-эпического и литературного сознания в художественной реализации нравственно-философских идей народной жизни в романах А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь»;

- рассмотреть нравственно-философский аспект художественного изображения народной жизни в свете взаимодействия фольклорного и литературного сознания в романе Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»;

- определить общее и особенное в художественной реализации философской модели народной жизни в романах А.Евтыха и Ю.Чуяко.

18

Методологической основой диссертационного исследования явились труды М.Бахтина, В.Проппа, Д.Лихачева, Е.Мелетинского, Г.Поспелова, Л.Тимофеева, М.Храпченко, а также теоретические положения в работах З.Османовой, У.Панеша, К.Шаззо, Ш.Хута.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка исследования нравственно-философских содержательных сторон современного адыгейского романа в соотнесенности с мифо-фольклорной и литературно-художественной культурой.

Работа строится на результатах, добытых теоретическим, текстологическим и художественным анализом романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, не исследованных в литературоведении в ракурсе означенной проблемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности через его посредство углубить концепцию нравственно-философского содержания адыгейского романа, представить в конкретном анализе наши теоретические соображения о взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания.

Практическая значимость исследования состоит в возможности его использования в процессе структурирования курса истории адыгейской литературы в вузах и в школе, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по современной национальной литературе и адыгейскому роману.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Философская модель адыгской жизни в просветительской литературе XIX - начала XX вв. является исходной для осмысления нравственно-философских проблем современного адыгейского романа.

2. Взаимосвязь фольклорно-эпического и литературного сознания в романах А.Евтыха «Баржа» и «Бычья кровь» рассматривается нами как эффективное средство художественного осмысления нравственно

19 философских идей народной жизни и выводит дилогию к новому в адыгейской литературе типу философского романа.

3. «Сказание о Железном Волке» Ю.Чуяко принадлежит к новым жанровым образованиям (роман-сказание), соединяющим на новой ступени развития современного романа художественные достижения фольклора и литературы.

4. Романы А.Евтыха и Ю.Чуяко принадлежат к философским романам. Достоверность результатов обусловлена использованием основополагающих трудов литературоведов, фольклористов, этнографов.

Апробация работы - диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории литературы и журналистики и кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университета. Материалы исследования освещались на внутривузовских (Майкоп, 2001), региональных (Карачаевск, 2001; Майкоп, 2003) и всероссийских (Нальчик, 2003) научных конференциях. Основные положения диссертации изложены в 5 публикациях автора.

Структура и объем диссертации - диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Аутлева, Фатима Аминовна

Выводы

Во второй главе, посвященной анализу романа Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке» с точки зрения соотнесения в нем фольклорно-эпического и литературного сознания, рассмотрены те аспекты концепции диссертационной темы, которые, на наш взгляд, отвечают нашей задаче.

А именно: определено место «Сказания о Железном Волке» в художественном мире писателя, преемственность нравственно-философских идей, присущих всему творчеству писателя (2.1). Охарактеризованы жанровые стороны произведения, позволяющие отнести его к роману своеобразной модификации - роману-сказанию (2.2). Исследованы легенды: О двух кузнецах (2.3.), О джегуако (2.4.), О Железном Волке (2.5) и Сказание о роде Мазлоковых (2.3) - воплощающие синтез двух типов художественного сознания (фольклорно-эпическое и современное литературное). Причем анализ их взаимосвязи, выявляющей нравственно-философскую проблематику романа, изложен в каждом из перечисленных параграфов и завершен в 2.6, специально посвященном этим проблемам.

145

Заключение

Романы А.Евтыха и Ю.Чуяко, представляя собой яркое явление в современной адыгейской романистике, отличаются типическими для нее качествами, свидетельствующими о новой ступени восхождения адыгейского литературного эпоса к художественному воплощению национальной духовной жизни, народного самосознания. Об этом свидетельствуют и романы Н.Куека, И.Машбаша, П.Кошубаева, С.Панеша и других писателей среднего и молодого поколений. В интересующих нас романах индивидуально своеобразное и вместе с тем общее в художественном мировидении авторов подтверждает закономерность и поисков, и достижений, стабилизацию их в новых жанровых модификациях национального романа 90-х - 2000 гг.

Бычья кровь» А.Евтыха и «Сказание о Железном Волке» Ю.Чуяко -убедительное доказательство успешности новаторских поисков, шедших по разным направлениям, но к одной цели: художественное осмысление духовного самосознания народов (адыгов и русских), качеств национального характера конца XX века в его эволюции и диалектике. Движение к столь многогранной цели позволило авторам выйти на новую, высокую орбиту нравственно-философского осмысления Времени и Пространства своей эпохи, быта и бытия народов. Историзм мышления обоих авторов обрел новые параметры его художественного постижения, причем наблюдается некая преемственность авторских интересов к определенным моментам истории адыгов: Кавказская война, революция и война гражданская, Великая Отечественная война - время общественных катаклизмов; наиболее отчетливого проявления нравственных черт личности в процессе ее самоопределения; острого интереса к проблемам бытия, смысла жизни, ее цены, цены смерти. Время активного возвращения Памяти. Отсюда близость

146 авторов в тяготении к историческому документу, к выбору типа духовного состояния героя.

Говоря о главных параметрах интеллектуальной близости романистов А.Евтыха и Ю.Чуяко, необходимо отметить особо глубокое, философское осмысление проблем XX века: войны и мира, человека и истории, человека и природы; осмысление жизни народа в трагической перспективе его судеб в трех временных измерениях; присутствие массового народного сознания как выражения нравственной оценки настоящего и прошлого. Категории нравственности, ориентированные на «адыге хабзэ», многовековой этический кодекс народа, являются здесь высшим эталоном национального самосознания. Национальный дух, национальный опыт, национальная проблематика, являясь категориями эпоса, нашли убедительное художественное развитие в названных романах.

Сближают романистов А.Евтыха и Ю.Чуяко интересы в художественном плане: поиски гибких форм воплощения художественного устно-поэтического и литературного сознания на современном уровне развития большой литературной формы - через использование фольклорно-эпических приемов в сочетании с литературными. В этом аспекте традиция

87 новописьменных литератур предлагает несколько путей : «ученичество» у фольклора; заимствование некоторых особенностей сюжетостроения и устойчивых художественно-изобразительных средств; стилизация языка фольклорных форм; «переложение устно-поэтического сюжета на язык оо письменной литературы» , использование законченных малых фольклорных форм (притчи, новеллы, загадки, песни, пословицы и др.) в литературном произведении.

87 Хут Ш. Национальные и художественные истоки адыгейской литературы// История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. -Т.1.- С.126.

88 Введение// История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. - Т. 1. - С. 23.

147

Адыгские литераторы последнего десятилетия решают проблему взаимодействия фольклорных и литературных форм, строя литературные произведения на основе изустных форм (традиция, идущая от Хан-Гирея, закреплена Т.Керашевым), создавая единую художественную систему осмысления национально-духовных оснований литературы (А.Евтых, Ю.Чуяко, И.Машбаш, Н.Куек), тем самым способствуя «широкому и многогранному развитию реализма» в адыгейской литературе (У.Панеш), повышая уровень фольклорной ориентации романа.

В решении проблем взаимодействия фольклорных и литературных типов художественного сознания необходимо подчеркнуть роль теоретических изысканий З.Налоева89, Ю.Тхагазитова90, Т.Саськовой91.

При концептуальной близости романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, произведения коренным образом отличаются. Мы бы сказали, прежде всего, «проекцией» отражения настоящего и прошлого и функциями автора в системе повествования.

Так, у А.Евтыха жизнь представлена в эпическом повествовании «от автора», равно уважающего (в художественном смысле) разные стороны народного быта и сознания, разные этапы истории народов Кубани, Шапсугии, Черкесии. Истории - сосредоточенной на изображении событий, точно «датированных», порой документально совпадающих, но без присутствия в тексте повествования развернутых документов.

Мы выделили несколько главных аспектов рассмотрения специфики осмысления А.Евтыхом названной проблематики: нравственно-философское освещение национального быта и бытия; создание образа революционного времени в романе; осмысление религиозно-духовных сторон народного сознания; анализ символики красного цвета, исследование взаимосвязи фольклорно-эпических и литературных форм авторского сознания.

89 Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. - Нальчик, 1985.

90 Тхагазитов Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. - Нальчик, 1994. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик, 1996.

91 СаськоваТ.В. Образ Кавказа в русской литературе//Советская литература и Кавказ. - Грозный, 1991.

148

У Ю.Чуяко в повествовании от первого лица, «эстафетно» передаваемом автору, автор вводится в самую структуру произведения. Такой принцип помогает приближать к читателю те события, которые как бы приподнимаются над рядом других «фокусом» индивидуального эмоционального отношения героя-рассказчика, а затем предстают через нейтральное изображение посредством объективированной линии авторского повествования. В этом «двойном» освещении изображаемое обретает особую объемность и психологическую достоверность.

Сопоставление романов позволяет определить разницу между ними, прежде всего, в структуре. Мы отмечаем одну ее художественную основу -традицию народной новеллы хабара, но совершенно по-разному организующую сюжет.

В романе «Бычья кровь» тридцать шесть частей-глав, в которых развивается главный сюжет - судьбы народа и личности в революции -через изображение драматизма поступков и «состояний» личности. Судьбы в нравственно-философском освещении.

В «Сказании о Железном Волке» в одиннадцати главах сосредоточено чрезвычайно широкое во временном плане художественное содержание, строящееся на своеобразном сюжете «судьбы», но включающее как бы самостоятельные новеллы и сказания - о «древе жизни» Мазлоковых, извечном противостоянии добра и зла, прошлом и будущем народов.

Так же похожа и различна роль эпиграфов в раскрытии религиозно-духовного аспекта народного сознания в обоих романах, где авторская концепция находит индивидуально-своеобразную художественную реализацию, точно отвечающую ее смысловой и даже жанровой заданности эпиграфом.

Этой же заданности соответствует система лейтмотивов и художественной символики в романах, демонстрирующая богатство

149 взаимосвязи фольклорно-эпических и литературных форм авторского сознания и гибкость их использования.

В единую художественную систему осмысления нравственно-философских оснований народной жизни авторы обоих романов вводят все ступени и формы воплощения этой взаимосвязи. Но если в «Бычьей крови» А.Евтыха мифологемы художественного мира, фольклорные формы мышления вовлечены в единое романное поле, где организующая роль принадлежит литературному сознанию автора, то произведение Ю.Чуяко представляет собой новую для адыгейской литературы модификацию романа, условно определяемую нами как роман-сказание, в котором эпические формы народных сказаний и авторского повествования, синтезируя два типа художественного сознания, слиты в один поток.

Мы пытались доказать тезис о взаимосвязи фольклорно-эпического и литературного сознания в выявлении нравственно-философского содержания романов А.Евтыха и Ю.Чуяко, обращаясь и к конкретному исследованию индивидуального стиля обоих писателей. Относительно «Бычьей крови» А.Евтыха анализ дал возможность утверждать, что приемы художественного выражения народного сознания развиваются в литературном русле, однако отмечены печатью сугубо личностной авторской эстетики.

Вместе с тем, в романе значительна доля мифологических, фольклорно-эпических способов изображения этико-философского содержания народной жизни (символика, мифологемы, библеизмы, сказания, притчи, песни, пословицы). Эпическая сказовая стилизация автора органична устному повествовательному тексту и увеличивает «авторитет» фольклорного присутствия в системе литературных приемов в романе.

Анализ «Сказания о Железном Волке» позволил доказать следующее. Его структурная и стилевая характеристика, анализ литературных приемов (поток сознания, несобственно-прямая речь героя, внутренний монолог, сложные образные ассоциации и др.) и фольклорно-мифологических форм

150 мифы, сказания, легенды, сказки, песни, притчи и т.д.), составляющих единую художественную систему, подтвердждают тезис о жанровой новизне «Сказания о Железном Волке». Через соотношение «горного космоса» и «мифо-эпического» в художественной системе романа воссоздаются те или иные пласты национальной жизни адыгов прошлого; освещение «духовного космоса» предков лучами пытливой мысли потомков открывает современный мир народа. Таковы аргументы в пользу мысли: роман Ю.Чуяко может быть отнесен к философскому жанру.

Таким образом, художественная реализация философских тенденций в романах А.Евтыха и Ю.Чуяко осуществляется несколькими путями, которые обусловлены объективным состоянием национальной романной культуры и субъективными качествами индивидуального художественного мышления писателя. Объединяющее начало здесь - вневременная модель мироздания, народно-эпическое сознание в его историческом движении к освоению духовного пространства народной жизни в ее трех измерениях. Авторы анализируемых романов подняли на новую ступень национальный роман в целом, обеспечив ему готовность к овладению жанровыми признаками философского романа.

Справедливы прогнозы авторов Введения к «Истории адыгейской литературы» К.Шаззо и Р.Мамия: «Адыгейская литература сегодня находится на высоком уровне реалистического осмысления национальной жизни и истории. Открывшиеся возможности правдиво-объективного показа процессов и коллизий в общественной, социальной и духовной жизни народов обещают появление и новых талантов, и новых высокохудожественных произведений»92.

92 История адыгейской литературы в 2-х томах. - Майкоп: Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований, 1999. — Т.1. - С. 46.

151

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Аутлева, Фатима Аминовна, 2003 год

1. Адамович А. Становление жанра. - М., 1964. - 70 с.

2. Адыгейский литературный процесс сегодня// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 9 - 12. - Майкоп: Меоты, 1995.

3. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов// Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980.

4. Алиева М. Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 1993.

5. Арутюнов JI.H. Развитие эпических традиций в современной советской литературе// Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М., 1981.

6. Арцимович Е. Железный Волк символ предательства// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. - Майкоп, 2001.

7. Аутлев М. Железный Волк живуч// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

8. Аутлев М. Писатель-гражданин: Аскеру Евтыху 80 лет// Кубанские новости. - 1995. - 23 сентября.

9. Аутлева С. Адыгские историко-героические народные песни XVI -XVIII вв.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. Тбилиси, 1965.

10. Ашинов Р. Мы потеряли нравственные ориентиры// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

11. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975.

12. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1980.153

13. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 160 с.

14. Бекизова JI. От богатырского эпоса к роману: Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгейской литературы. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставропольского кн. изд-ва, 1974. - 286 с.

15. Бекизова JI. Художественная трактовка нового героя в современной прозе Северного Кавказа// Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986. С. 57 - 71.

16. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.

17. Белая Г. Литература в зеркале критики: Современные проблемы. М.: Советский писатель, 1986. - 365 с.

18. Беретарь X. Герои рядом с нами// Адыгейская правда. 1961. - 26 марта.

19. Борщуков В. История литературы и современности. М.: Наука, 1972. -229 с.

20. Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. -Нальчик, 1992. 224 с.

21. Бешукова Н. К истокам// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 17.

22. Бузаров К. Духовный потенциал// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

23. Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литературы народов СССР: Статьи, материалы. Л.: Наука, 1988.

24. Вовьенко Г. Добрая и чистая, как родник// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 64.

25. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Кн. 2. -Майкоп, 1980.-203 с.

26. Гадагатль А., Шаззо К. Аскер Евтых// Ученые записки. Майкоп, 1968. -Т. 6.-С. 63-94.154

27. Гадагатль А. Горжусь моим земляком: Аскеру Евтыху 80 лет// Кубанские новости. - 1995. - 23 декабря.

28. Гадагатль А. Литература адыгского народа// Комсомолец Кубани. -1951. 15 июня.

29. Гадагатль А. Фольклор и становление адыгейской советской литературы// Вопросы истории адыгейской советской литературы. -Т. 1.-Майкоп, 1979.

30. Гавриляченко С. Живое куначество// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 8 - 47.

31. Ганичев В. Пророчески своевременно// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 85.

32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001.

33. Гацак В.М. Поэтика эпического историзма во времени// Типология и взаимосвязи фольклоров народов СССР: Поэтика и стилистика. М., 1980.-С. 8-47.

34. Герасименко А. Русский советский роман 60 80-х годов// Некоторые аспекты концепции человека. - М.: МГУ, 1989. - 204 с.

35. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.-443 с.

36. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. -Л.: Советский писатель, 1987. 400 с.

37. Гусев А. Герой и стиль: К теории характера и стиля: Советская литература на рубеже 60 70-х годов. - М.: Художественная литература, 1983.-286 с.

38. Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М.: Советский писатель, 1988. - 429 с.155

39. Далгат У.Б. К вопросу о народности эпических сказаний и исторических песен у народов Северного Кавказа// Вопросы изучения эпосов народов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 208 с.

40. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М., 1981. - 304 с.

41. Дахужева Н.А. Национальное своеобразие исторического романа в адыгейской прозе: Дис. на соиск. учен, степени канд. фил. наук. -Майкоп, 2002.

42. Дедков И. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых -восьмидесятых. М.: Советский писатель, 1986. - 389 с.

43. Демина Л. Эволюция конфликта как идейно-эстетической категории в русском литературном процессе 50 60-х годов. - М.: Прометей, 2001.

44. Дзыба А.Х. Генетические и типологические особенности исторического романа в абхазской литературе 60 80-х годов. - Майкоп, 1999.

45. Елагин В. Куда повернет колесо истории// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С.32.

46. Ергук-Шаззо Ш. Идеи и человек в романах Исхака Машбаша// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 9. - Майкоп, 1995.

47. Ждан-Пушкин И. Постижение века// Кубанские новости. 1995. - 23 декабря.

48. Иваницкая Л. Героическое и человеческое// Литературное обозрение. -1991. -№9.- С. 18.

49. Иванов В. Человеческая деятельность познание - искусство. - Киев, 1977.-251 с.

50. Из истории русско-кавказской войны: Документы и материалы. -Нальчик, 1991.-263 с.

51. История адыгейской литературы в 2-х томах. Т. 1. - Майкоп, 1999. -523 с.156

52. История адыгейской литературы в 3-х томах. Т. 2. - Майкоп, 2002. -550 с.

53. История советской многонациональной литературы. В шести томах. -М., 1970- 1974.

54. Катинов В. Талантливый писатель Адыгеи. (О творчестве А.Евтыха)// Смена. 1951. -№>3.- С. 18.

55. Кешоков А. Облик улицы// Литературная газета. 1966. - 18 июня.

56. Костанов Д. Адыгейская литература 30-х начала 40-х годов// Вопросы истории адыгейской советской литературы. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1979.-Кн. I.

57. Костанов Д. Некоторые вопросы становления и развития адыгейской советской литературы. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарского кн. изд-ва, 1964. - Вып. 3. - С.82.

58. Куваева Г. Творческий путь А.Евтыха// Вопросы русской и зарубежной литературы. Ростов-на-Дону, 1967. - С.104-130.

59. Куваева Г. Эстетическая и этическая роль фольклора в адыгейской прозе. (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова)// Сб. статей по адыгейской литературе и фольклору. — Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1975.-С. 124-154.

60. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. М., 1985.-223 с.

61. Кунижев М. Мысли об адыгейской литературе. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1968.- 124 с. На адыгейском языке.

62. Кунижев М. Формирование жанров адыгейской литературы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. -М., 1971. 20 с.

63. Кунижев М. Писатель вернулся//А.Евтых. Мой старший брат. Майкоп, 1992.- 182 с.

64. Кунижев М. То, что осилит человек: К 80-летию Аскера Евтыха// Голос адыга. — 1995. 26 сентября. На адыгейском языке.157

65. Леонтьев А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1976. -304 с.

66. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981. - 71 с.

67. Литературный энциклопедический словарь М., 1987. - 752 с.

68. Ловпаче Н. Настоящее сквозь прошлое// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 36.

69. Мамий Р. Пути адыгейского романа. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1977. - 174 с.

70. Мамий Р. История и современность. Заметки о современном адыгейском романе// Кубань. 1978. - №8. - С. 96 - 103.

71. Мамий Р. Современный адыгейский роман (конфликты, характеры, жанр): Диссертация на соискание уч. степ. канд. фил. наук. Тбилиси, 1978. - 162 с.

72. Мамий Р. След человека: К 80-летию А.Евтыха// Дружба. 1995. - №3. -С. 4-14.

73. Мамий Р.Г. А.Евтых// История адыгейской литературы в 3-х томах. -Т. 2. Майкоп, 2002. - 57 с.

74. Маргания Л.Б. Поэтика произведений русскоязычных писателей Абхазии и Адыгеи: Диссертация на соискание уч. степ. канд. фил. наук. -М., 1996.

75. Марголина А. Повести Аскера Евтыха// Октябрь. 1950. - №12. - С. 169 - 170.

76. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991. - 255 с.

77. Машбаш И. Адыгейская советская литература на современном этапе: Доклад на отчетно-выборном собрании писателей Адыгейской автономной области. Майкоп, 1985. - 26 с.

78. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - 408 с.158

79. Мижаев М.И. Космогонические мифы адыгов. Черкесск, 1991. — С. 3 — 28.

80. Мир культуры адыгов: проблемы эволюции и целостности/ Под ред. Р.Ханаху. М., 2002.

81. Мусукаева А. Ответственность перед временем: Проблемы эволюции романа в литературе Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1987. — 167 с.

82. Мусукаева А. Северокавказский роман: Художественная и этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 91 с.

83. Надъярных Н. Литература и духовная жизнь. М.: Знание, 1979. - 64 с.

84. Налоев З.М. Корни и ветви. Нальчик, 1991. - 278 с.

85. Налоев З.М. Этюды по истории и культуре адыгов. Нальчик, 1985. -270 с.

86. Немченко Г. Сон Пегаса в богатом «стойле»// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 153.

87. Ногмов Ш.Б.История адыгейского народа. Нальчик, 1991. - 278 с.

88. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. -М., 1972. 375 с.

89. Османова З.Г. Встречи и преображения: Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М., 1993. -232 с.

90. Панеш Л. Адыгейская литература послевоенного периода. (О повестях А.Евтыха «Превосходная должность» и «У нас в ауле»)// Литературные взаимосвязи. (Институт истории грузинской литературы им. Ш.Руставели). Тбилиси, 1969. - Сб.2. - С. 320 - 335.

91. Панеш. У. Традиции и новаторство: Литературно-критические статьи. -Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1984. 175 с. На адыгейском языке.159

92. Панеш У. Характеры и конфликты (На материале адыгейской прозы 60-х годов)// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988.- 117- 130 с.

93. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 275 с.

94. Панеш У. Адыгейская литература 50-х 80-х годов XX века// История адыгейской литературы. - Т. 2. - Майкоп, 2002. - С. 80 - 94.

95. Панков А. Закономерности развития русской советской прозы 60 70-х годов. Идейно-художественные тенденции, гуманистические искания, социально-нравственная проблематика: Дис. на соиск. уч. степ. докт. фил. наук. - М., 1990. - 476 с.

96. Пархоменко М. Романы семидесятых. М.: Художественная литература, 1987.-332 с.

97. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1984. - Вып. IV.-168 с.

98. Роль национального языка и культуры в формировании личности: Сб. статей/ Под ред. Б.И.Барбекова. Нальчик, 1993. - 147 с.

99. Распутин В. Как должно в наше время любить свой народ// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 153.

100. Сиденко А. Свет родникового таланта: 75 лет со дня рождения А.Бвтыха// Путь Ильича. 1990. - 25 сентября.

101. Слободчиков В. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопросы психологии. 1990. - № 3. - С. 20 - 34.

102. Смирнова В. Две повести А.Евтыха// Дружба народов. 1950. - №4. - С. 135- 146.

103. ЮЗ.Саськова Т.В. Образ Кавказа в русской литературе// Советская литература и Кавказ. Грозный, 1991. - С. 5 - 11.

104. Столин В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -286 с.160

105. Схаляхо А. Пути развития адыгейской литературы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Тбилиси, 1966. — 38 с.

106. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1979. - Вып. 5. - С. 5-29.

107. Схаляхо А. Ступени развития. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1985. — 154 с. На адыгейском языке.

108. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского, кн. изд-ва, 1988. -189 с.

109. Схаляхо А. Встречи, воспоминания: К 80-летию Аскера Евтыха// Голос адыга. 1995. - 23 сентября. На адыгейском языке.

110. Султанов К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. -М., 1989. 153 с.

111. Тлепцерше X. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство. Краснодар, 1991. - 175 с.

112. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. -С. 7-41.

113. Трахо Р. Черкесы. Нальчик, 1992. - 160 с.

114. Тутукова М. Новая повесть Аскера Евтыха// Ошхамахо. 1966. - №1. -С. 57-60.

115. Тутукова М. Становление и развитие адыгейской прозы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Тбилиси, 1966. — 17 с.

116. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. М., 1984. - 22 с.

117. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. - 248 с.

118. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1966.

119. Тхакушинов А. В зеркале социологии: Социологические истоки зарождения и формирования адыгейского новописьменного художественного слова. Майкоп, 1995. - 285 с.

120. Хагуров А. Аскер Евтых писатель и пророк: Аскеру Евтыху - 80 лет// Кубанские новости. - 1995. -23 декабря.

121. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978 . - 335 с.

122. Хан-Гирей С. Избранные произведения. Нальчик, 1974. - 335 с.

123. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. - 225 с.

124. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. — М.: Советский писатель, 1976. 171 с.

125. Хуако С. Когда уйдут Тхагаледж и тот, кто.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 75.

126. Хуако С. Нравственно-эстетическая проблематика и художественные искания адыгейской прозы в 60 70-х годов (На материале творчества Т.Керашева, А.Евтыха, Х.Ашинова): Дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. - Адыг. гос. ун-т. - Майкоп, 1996. - 155 с.

127. Хуажева Н. Художественная концепция личности в прозе Аскера Евтыха: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Майкоп, 1999.

128. Хунагова С. Мысли о вечном: К 75-летию А.Евтыха// Вестник. 1990. -20 сентября.

129. Хут Ш.Х. Адыгские писатели-просветители XIX в.// Шаги к рассвету. -Краснодарское кн. изд-во, 1986. С. 5 - 20.

130. Хут Ш.Х. Национальные художественные истоки// История адыгейской литературы в 3-х томах. Т. 1. - Майкоп, 2002. — С. 47 - 60.

131. Хачемизова М. Художественная концепция человека в творчестве Тембота Керашева: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. -Тбилиси, 1990.-21 с.162

132. Чамоков Т. Проблемы развития адыгейской прозы// Дон. 1972. - №6. -С. 163-169.

133. Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М., 1976.

134. Чамоков Т. Сказитель новой жизни: К 70-летию А.Евтыха// Дружба. — 1985. №3. - С. 96 - 102. На адыгейском языке.

135. Чамоков Т. В ритме эпохи. Нальчик, 1986. - 182 с.

136. Чамоков Т. В защиту человека// Литературно-критические статьи, творческие портреты и этюды. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. - 288 с.

137. Чамоков Т. Возвращение к истокам// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 8.

138. Чичеров В. Вопросы изучения эпоса народов СССР. М.: Изд. АН СССР, 1958.-С. 11.

139. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т.2. - М., 1949. -С. 295-298.

140. Шаззо К. Роман и исповедь героя. (Заметки об адыгейской прозе)// Дон. 1974.-№3.-С. 157-164.

141. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 236 с.

142. Шаззо К. Адыгейская советская литература на современном этапе// Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. 1. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1979. - С. 147.

143. Шаззо К. Новые рубежи: О некоторых тенденциях развития северокавказской прозы// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988. - С. 3 - 25.

144. Шаззо К. Дорогами правды: Литературно-критические статьи. Майкоп: Адыг. отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1989. - 238 с.

145. Шаззо К. О прошлом во имя будущего// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 59.163

146. Шаззо К. И.Машбаш// История адыгейской литературы. Т.2. - Майкоп, 2002.

147. Шибинская Е. (Беседина). Становление жанра в младописьменной литературе (На примере адыгейского романа): Дис. на соиск. уч. степени канд. фил. наук. Ростов - на - Дону, 1967. - 175 с.

148. Шибинская Е. Размышления над романом Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Вып. 9.-Майкоп, 1995.

149. Шибинская Е. Образ памяти в произведениях В.Распутина «Прощание с Матерой» и Ю.Чуяко «Сказание о Железном Волке»// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп, 2001. - С. 107.

150. Шибинская Е. Традиции Т.Керашева и современный адыгейский роман// История адыгейской литературы. Т. 1. - Майкоп, 2002.

151. Шенкао М. Специфика мифоэпического сознания (На материале эпоса «Нарты»): Дис. на соиск. уч. степени канд. философ, наук. Ростов - на -Дону, 1985.- 195 с.

152. Шортанов А.Г. Адыгейская мифология. Нальчик, 1982. - 196 с.

153. Юнг К. Архетипы и символы. М., 1992. - 292 с.

154. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М., 1970. - 424 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.