Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Ян Сяо Сюй

  • Ян Сяо Сюй
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 209
Ян Сяо Сюй. Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2010. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ян Сяо Сюй

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА, РАЗВИТИЯ 10 И ЖАНРОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЯНГЭ Музыкально-хореографическое искусство Китая: жанры и их специфика.

Генезис и развитие жанра янгэ.

Разновидности янгэ: опыт характеристики.

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 86 РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЯНГЭ Северо-восточные и восточные янгэ

Северо-восточные янгэ.

Шаньдунские янгэ.

Янгэ южных и юго-западных провинций

Хуагудэн.

Хуадэн.

Цайча.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Янгэ - жанр национального музыкально-хореографического искусства Китая»

Актуальность исследования. Формирование представления о культуре разных народов является важнейшей задачей мирового современного искусствознания. В наши дни огромное значение для России имеют разнообразные экономические, политические, торговые, культурные, образовательные связи с крупнейшей державой Дальневосточного ареала - Китаем. Проникновение в особенности китайской культуры, ее традиций, а, значит, более адекватное понимание ментальности нации имеет в настоящее время не только узко специальное, то есть искусствоведческое, но - шире - поистине государственное значение.

В качестве одной из наиболее ярких форм выражения национального начала выступает, как известно, фольклор. Уникальной квинтэссенцией китайского народного творчества, на равных началах аккумулирующей в себе музыку, танец, жест, театрализованно-игровые элементы, является жанр янгэ. Янгэ без преувеличения можно назвать одним из ярчайших символов культурного континуума Китая из-за огромной популярности и востребованности жанра у населения, что обусловлено его демократичностью и массовостью. Изначально будучи частью традиционной культуры, то есть подлинно фольклорным жанром, насчитывающим многовековую историю развития, янгэ в настоящее постепенно приобретает и серьезную профессиональную базу, о чем свидетельствует внимание музыкально-хореографических коллективов, именитых композиторов.

Содержательный и богатый в художественном отношении жанр в его системном аспекте до сих пор не становился объектом приложения исследовательских сил. Между тем, янгэ как феномен, неразрывно связанный с инструментальным и песенным фольклором Китая, хореографическим и драматическим искусствами, как носитель самобытности этноса, безусловно, нуждается в специальном внимании.

Насыщенность и сложность структуры янгэ, обусловленность генезиса и развития историческими, геополитическими, социальными, бытовыми факторами, а, значит, его исключительная информативность также определяют актуальность изучения.

Степень изученности проблемы. Основу современных представлений о музыкально-хореографическом искусстве Китая составляют монографии и исследования видных китайских фольклористов, искусствоведов, хореографов - Ван Кэ Фэна, Дун Си Цзю, Дай Лий, Ло Сюн Йена, Пан Суна, Сунь Дин Чаня, Сун Я Сюна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня и других. Собственно жанр янгэ рассматривается в работах названных авторов в качестве составляющей обширной культурной панорамы.

Как жанру, в котором определяющее место занимают песенный и инструментальный фольклор, янгэ уделяется внимание и В'пласте научной литературы по истории и эстетике китайской национальной музыки, представленному именами таких ученых, как Ван Чжэнь Я, Динь (Ким) Вэй Да, Е Дон, Лиао Фу Шу, Сунь Суань Лин, Лю Дон Шен, Ся Е, У Гоу Дун, Хе Си Чжин, Хе Цзиань Янь, Цай Чжундэ, Цзинь Вэнь Да, Цяо Цзянь Цзун, Чжан Дон Дон, Чжан Ши Бинь, Чжен Цу Сиан, Чжоу Цин Цин, Чэнь Бянъи, Юань Цзинь Фан, Ян Иньлю, Ян Мэн Лю и других.

Отдельные вопросы, посвященные конкретным разновидностям янгэ, раскрываются в специальных трудах Ван Кэ Фэна, Ли Жуэй Линя, Чжэн Сяо Жуна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня, Ху Тин Йин, Лю Сяо Чжэна, Чу Лю Тина, Ян Мин Кана.

Несмотря на то, что в России вовсе отсутствуют работы о янгэ, невозможно обойти вниманием ряд русскоязычных трудов как российских, так и китайских авторов, которые, не затрагивая сам жанр, предлагают обстоятельный обзор различных аспектов китайской культуры, что чрезвычайно важно для понимания специфики рассматриваемого феномена. В числе их назовем обширные монографии М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина, У Ген Ира, Г.М. Шнеерсона, посвященные охвату культуры Китая как целостного явления, в том числе ее музыкальной, хореографической, драматической сфер.

Важными для изучения жанра янгэ являются исследования И. Лисевича, Ма Кэ и Чан Лиин о китайской народной песне.

Названные работы, несомненно, представляют огромную ценность, но, вместе с тем, не восполняют имеющийся пробел в современном искусствознании: ни в России, ни в Китае пока не существует системного, обобщающего труда о янгэ.

Объект исследования - жанр янгэ от зарождения до настоящего времени.

Предметом исследования выступают проблемы генезиса, развития, жанровой дифференциации, региональных особенностей и музыкальной специфики янгэ.

Цель работы — рассмотрение жанра янгэ в его генетическом, историческом, региональном, структурно-содержательном и специально-музыкальном аспектах.

Задачи исследования:

• охарактеризовать основные жанры музыкально-хореографического искусства Китая и обозначить место янгэ в этой панораме;

• проанализировать историко-социальные условия возникновения янгэ;

• рассмотреть этапы эволюции данного жанра в широком культурно-историческом контексте;

• обозначить основные подходы к систематизации янгэ и обосновать важность географического принципа в классификации;

• охарактеризовать основные разновидности янгэ с точки зрения образного мира, структуры, хореографических и драматургических особенностей, музыкальной специфики;

• подробно исследовать музыкальную сферу жанра - раскрыть его естественные связи с песенным и инструментальным фольклором страны, выявить роль традиций драматического искусства в формировании музыкального облика янгэ.

Теоретико-методологической основой диссертации послужила концепция исследования янгэ в контексте общей культуры Китая, учитывающая многочисленные связи жанра с инструментальной, вокальной сферами народного творчества, а также драматическим искусством. Подобный подход представлен в трудах виднейших хореографов, фольклористов, культурологов Ван Кэ Фэна, Ло Сюн Йена, Пан Суна, Сунь Дин Чаня, Сун Я Сюна, Хе Си Чжина, Хе Цзиань Яня и других.

Схожий принцип исследования жанров фольклора в тесной сопряженности с другими явлениями народного творчества обнаруживается и в традициях российского музыкознания — именно на этом основываются в своих изысканиях Н. Владыкина-Бачинская,. И. Земцовский, М. Лобанов, А. Некрылова, Т. Попова, В. Пропп и другие видные российские ученые, фольклористы, исследователи.

При рассмотрении разнообразных взаимодействий янгэ с другими видами искусства Китая автор настоящей диссертации опирался на корпус фундаментальных трудов по истории культуры, истории и эстетике музыки, музыкальному фольклору, театральному и оперному искусствам таких ученых, как Ван Иао Хуа, Ван Юе Хуа, Диан Мин Дунь, Дин Шань Де, Динь (Ким) Вэй Да, Е Дон, Ли Чунь И, Лиао Фу Шу, Сун Я Сюн, Цай Чжундэ, Цзинь Вэнь Да, Чжоу Цин Цин, Чэнь Бянъи, Юань Цзинь Фан и других. Огромную важность для работы составили изданные архивные материалы и опубликованные результаты археологических раскопок, связанные с историческими свидетельствами о генезисе янгэ, его структуре, музыкальной и инструментальной составляющих. Авторами этих публикаций являются Го Най Ань, Ди Лиань Кан, Е Дон, Ли Чунь И, Лиао Фу Шу, Сунь Суань Лин, Лю Дон Шеен, Чжан Дин.Вэй и другие.

В качестве источниковедческой базы предлагаемой работы выступают опубликованные в Китае многочисленные сборники народных песен и инструментальных мелодий: этот массив материала оказался неоценимым для исследования музыкальной специфики разновидностей янгэ, а также для осуществления анализа приведенных в диссертации музыкальных образцов.

Методы исследования: в диссертации использованы методы исторического, историко-географического, источниковедческого, музыкально-теоретического, сравнительного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Музыкально-хореографическое искусство Китая - сложное, удивительно богатое и разнообразное в художественном и жанровом отношениях явление. Отличительной чертой данного феномена является синтетичность практически всех составляющих его жанров, в которых гармонично взаимодействуют танец, музыка (как инструментальная, так и вокальная), нередко драматические и даже цирковые элементы.

• Янгэ в своем генезисе и последующей эволюции тесно связан с историей и общим художественным континуумом страны. Социально-бытовые, географические условия, культурный контекст обусловили содержание и региональные особенности жанра.

• Наиболее адекватным подходом к классификации янгэ, отражающим реальную картину бытования жанра, является географический, согласно которому основными разновидностями янгэ, существующими в настоящее время в Китае, выступают северо-восточные янгэ, шаньдунские янгэ, личанские янгэ, янгэ провинции Шаньси, янгэ южных провинций -хуагудэн, хуадэн, цайча.

• Бытование разновидностей янгэ в различных провинциях Китая характеризуется как общими, так и индивидуальными чертами. Общее заключается в схожей для всех структуре жанра, непременной связи выделенных разновидностей с местным песенным, инструментальным фольклором, драматическим искусством. Индивидуальное определяется географическими, бытовыми, ментальными факторами.

• Музыкальная сфера жанра отличается удивительным богатством, разнообразием, гибкостью. Своеобразие народного музыкального творчества каждой провинции обуславливает неповторимый облик янгэ: смысловые, ладовые, интонационные, композиционные особенности песен и инструментальных мелодий, отличия в инструментальном составе, уникальность ритмической составляющей выступают в качестве важнейших характеристик каждой разновидности.

Научная новизна заключается в том, что:

• впервые в российской науке предметом специального исследования выступает синтетический жанр янгэ;

• впервые проведено системное исследование янгэ в генетическом, историческом, региональном, структурно-содержательном и специально-музыкальном аспектах;

• впервые собран и научно осмыслен огромный массив ранее неизвестного российскому искусствознанию фактологического и музыкального материала;

• выявлены многообразные связи жанра янгэ с песенным и инструментальным фольклором Китая, традициями драматического искусства;

• рассмотрено общее и индивидуальное в разновидностях янгэ, бытующих в различных провинциях Китая.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

• выявлены особенности эволюции жанра янгэ в широком контексте истории и культуры страны;

• обобщены существующие подходы к систематизации жанра и обоснована адекватность именно географического принципа классификации янгэ;

• раскрыты общие черты и региональные особенности разновидностей янгэ;

• проанализирован объемный пласт музыкального материала, во многом конкретизирующего индивидуальные особенности разновидностей.

Практическая значимость заключается в том, что положения и результаты диссертации, равно как и примененная в ней методология изучения 9 феномена в его разнообразных связях с социокультурным континуумом могут стать основой для аналогичных исследований. Материалы работы представляют серьезную базу для дальнейшего изучения жанров музыкально-хореографического искусства не только Китая, но и других восточных государств.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научных работах, семинарах, ряде учебных дисциплин, например, таких, как «Народное музыкальное творчество», «Музыкальный фольклор стран Востока», «История музыки стран Востока» средних и высших звеньев музыкального образования, применены при составлении учебных программ, в лекционно-просветительской деятельности.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы при проведении лекций для студентов факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений («Фотоиллюстрации разновидностей янгэ», «Инструментальный состав разновидностей янгэ», «Танцевальные фигуры разновидностей янгэ», «Карта провинций Китая»). Содержание диссертации изложено на 207 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Ян Сяо Сюй

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Системный анализ янгэ как одного-из репрезентативных жанров музыкально-хореографического искусства Китая, позволяет сделать следующие выводы.

1. Музыкально-хореографическое искусство Китая представляет собой чрезвычайно разнообразное в жанровом отношении явление с давними традициями. Вместе с тем, несмотря на исключительную разноплановость, составляющие этого феномена характеризуются« одним общим для всех важным свойством, в качестве которого выступает синтетичность жанров: Это определяет их насыщенность, включенность в структуру как собственно танца, так и песни, инструментальной музыки, театральной основы,, зачастую цирковых, спортивных, нередко даже элементов боевых искусств. Синтетичность жанров, в свою очередь, обусловлена бережным отношением;китайского народа к своим традициям, непрерывающейся связью с древними временами и теми синкретичными: ритуальными представлениями, когда слово -звук - жест составляли нерасторжимую целостность.

2. Возникновение и развитие жанра янгэ теснейшим образом связано с историей страны. Янгэ, как другие виды и жанры фольклора, реагирует на события в политической, экономической, культурной и социальной сферах. Чуткость янгэ к различным переустройствам в общественной жизни проявляется в появлении в структуре жанра актуальных в каждую эпоху тем; образов, постепенной кристаллизации индивидуальных региональных особенностей.

3. Из существующих подходов к классификации (по географическому принципу; в зависимости от выраженности и первостепенного значения либо песенного, либо танцевального начал; в зависимости от используемого реквизита; по инструментальному составу) для системного, целостного исследования янгэ наиболее адекватным представляется: именно географический принцип. Другие подходы оказываются эффективными для изучения специфики конкретных региональных разновидностей. Согласно географическому принципу, в Китае бытует несколько основных разновидностей янгэ: северовосточные янтэ, шаньдунские янгэ, личанские янгэ, янгэ провинции Шаньси, южные и юго-восточные янгэ - хуагудэн, хуадэн, цайча.

4. Функционирование названных разновидностей, каждая из которых характеризуется своими самобытными чертами, тематическим кругом, особенностями бытования и индивидуальными хореографическими и музыкальными закономерностями, тем не менее, отмечено и общими свойствами, в качестве которых выступает генетическая связь с народным творчеством -танцевальным, музыкальным, поэтическим, инструментальным, а также местными разновидностями драмы.

5. Музыкальная сфера является одной из определяющих индивидуальную неповторимость разновидностей янгэ. Уникальность образного мира, интонационной, ладовой основы песенного и инструментального фольклора каждой» провинции и его непременная сопряженность с историей, культурой, бытом, занятиями и характером людей обуславливают естественные особенности обликов северо-восточных, восточных (шаньдунских) янгэ, южных и юго-восточных янгэ - хуагудэн, хуадэн, цайча. Вместе с тем, и в области музыкальной невозможно не отметить, ряд черт, в равной мере присущих всем рассмотренным в диссертации разновидностям. Это принцип контрастности в композиции янгэ, выраженный в чередовании песенных, танцевальных и драматических эпизодов, неожиданных сменах метроритма, солирующих инструментов, характера музыки. Следует отметить и преимущественную опору на пятиступенные лады, чуткое реагирование музыкального сопровождения на танцевальные движения, огромное значение метроритмической основы, определяющей, в свою очередь, развитость исполнительства на ударных инструментах, богатство и разнообразие предназначенных для них ритмических «формул». Важную роль в развитии жанра на современном этапе имеет внимание к его музыкальной сфере профессиональных композиторов, которые сочиняют новые мелодии для янгэ, создают обработки имеющихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ян Сяо Сюй, 2010 год

1. На русском языке:

2. Банин А. Трудовые артельные песни и припевки. М.: Музыка, 1971. -160 с.2." Ван Ин Национальные традиции в фортепианной музыке китайских композиторов XX XXI веков: Монография. СПб.: Ш, 2008. - 184 с.

3. Ван Ин Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX XXI веков: Автореф. дисс . канд. искусствоведения. СПб., 2009. - 24 с.

4. Василъченко Е. Музицирование на цине и его место в китайской культуре // Музыкальные традиции стран Азии и Африки: Сборник научных трудов. М.: Музыка, 1986. С. 99 130.

5. Василъченко Е. Музыкальные культуры мира. М.: Композитор, 2001. -678 с.

6. Владыкина-Бачинская Н. Русское народное музыкальное творчество. М.: Музыка, 1965.- 186 с.

7. Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. 116 с.

8. Кравцова М. История культуры Китая. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999.-214 с.

9. Лисевич И. Древнекитайская поэзия и народная песня. М.: Наука, 1969. -288 с.

10. Лобанов М. Русская народная песня: (Вокальные жанры): Учебное пособие. СПб.: Образование, 1993. 59 с.

11. Лобанов М. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996. 112 с.

12. Ма Кэ Китайская народная песня // О китайской музыке: Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Изд-во, 1958. С. 32-45.

13. Малявин В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001.-632 с.

14. Ма Кэ Китайская народная песня // О китайской музыке: Статьи китайских композиторов и музыковедов. Вып. 1. М.: Гос. Муз. Изд-во, 1958. С. 32-45.

15. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Советский композитор, 1967.-458 с.

16. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. 2-е изд., испр. и доп. JL: Искусство, 1988. 213 с.

17. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. 266 с.

18. Пропп В. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. JT.: Изд-во Ленинградского университета, 1963. 143 с.

19. УГен Ир Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корей, Япония). СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 344 с.21 .Чан Лиин Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: Автореф. дисс. . канд. иск. СПб., 2007. 24 с.

20. Чан Лиин Народная песня как феномен китайской музыкальной культуры: Дисс. . канд. иск. СПб., 2007. 156 с.

21. Шнеерсон Г.М. Музыкальная культура Китая. М.: Музыка, 1953. 456 с.1. На китайском языке:

22. Ан Ли Национальный танец провинции Цзилинь. Пекин: Издательский центр ISBN, 1995. 620 с.

23. Ван Иао Хуа Традиции китайской музыки: Общий очерк. Хэй Тан: Изд-во «Культура», 1990. 368 с.

24. Го Hau Ань Документы по истории музыки: В 2-х т. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 1985. Т. 1. 156 е., Т. 2.-112 с.

25. Дай Лий Китайский народный национальный танец: Пособие для преподавателя. Шэньян: Шэньянское издательство, 2009. 100 с.31 .Ди Лианъ Кан Музыка династий Цинь и Хань: исторические материалы. Шанхай: Изд-во «Искусство», 1981. 206 с.

26. Диан Мин Дунь Народная песня нации Хань: Общий очерк. Шанхай: Издательство «Искусство», 1982. -438 с.

27. Дин Шанъ Де Китайская народная песня. Шанхай: Музыкальное издательство, 1957. 250 с.

28. Динъ (Ким) Вэй Да Древняя китайская музыкальная история. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1994. 468 с.

29. Дон Чень Национальный танец провинции Аньхой. Пекин: Издательский центр ISBN, 1995. 1333 с.

30. Дун Си Цзю Китайский исторический танец: Династия Сун. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1984. 115 с

31. Е Дон Национальные музыкальные инструменты: виды и происхождение. Шанхай: Музыкальное изд-во, 1983. 134 с.

32. Инструментальная музыка провинции Ляонин. Пекин: Издательский центр ISBN, 1996. 1491 с.

33. Инструментальная музыка провинции Хэйлунцзян. Пекин: Издательский центр ISBN, 2006. 1313 с.

34. Инструментальная музыка провинции Цзилинь. Пекин: Издательский центр .ISBN, 2000. 1628 с.

35. Инструментальная музыка провинции Шаньдун. Пекин: Издательский центр ISBN, 1994. 958 с.

36. Китайская народная песня: Избранные произведения. Пекин: Китайский культурный союз, 1984. 211 с.

37. Китайская народная песня: Избранные произведения. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1981. 97 с.

38. Китайский древний танец: исторический очерк. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1980. 94 с.

39. Ли Жуэй Линь, Чжэн Сяо Жун Северо-восточный большой янгэ. Пекин: Культура и искусство, 2004. 353 с.

40. Ли Сунхуа Национальный танец провинции Хэйлунцзян. Пекин: Издательский центр ISBN, 1996. 528 с

41. АЛ .Ли Чунь И Древние раскопки китайских музыкальных инструментов. Пекин: Изд-во «Памятники культуры», 1996. 182 с.

42. Ли Чунь Я Музыка в первобытном обществе: Опыт исследования. Пекин: Музыкальное изд-во, 1957. 203 с.

43. Лиан Жон Лин Китайская народная песня: сто напевов. Тэй Бэй: Издательство «Тиань Тон», 1973. 206 с.

44. Лиан Мао Чунь Современная китайская музыка (1949-1989). Пекин: Народное музыкальное издательство, 1993. 183 с.51 .Лиао Фу Шу Музыка в Древнем Китае. Пекин: Музыкальное изд-во, 1963. 125 с.

45. Ло Сюн Йен Китайский народный танец. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2006. -461 с.

46. Лю Дин Чжи Музыкальная история Нового Китая: Общий очерк. Хан Кан: Изд-во Ханканского университета исследования Азии, 1986. -271.

47. Лю Дин Чжи Очерки по музыкальной истории Нового Китая (19201945). Хан Кан: Изд-во Ханканского университета исследования Азии, 1988.-397 с.

48. Народная песня нации Хань. Пекин: Народное музыкальное издательство, 2005. 351 с.

49. Народные танцы китайской национальности: Провинция Аньхой: В 2-х тт. Пекин: Издательство «Центральный китайский ISBN», 1998-2000.

50. Пан Сун Китайский исторический танец: Династии Цинь, Хань и Троецарствия. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1984. -157 с.

51. Северо-восточный янгэ. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2004. 353 с.

52. Сун Я Сюн Введение в изучение национальной музыки. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 2002. 224 с.

53. Сунь Дин Чанъ Китайский исторический танец: Древний Китай. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 1983. 158 с.61 .Сунь Суанъ Лин, Лю Дон Шен Китайские древние песни. Пекин: народное музыкальное изд-во, 1990. 171 с.

54. Сюй Лан, Ианъ Хой Сиань Китайские вокальные произведения. Шанхай: Музыкальное изд-во, 1992. 126 с.

55. Ся Е Китайская музыкальная история. Шанхай: Издательство «Высшее образование», 1991. 350 с.

56. Театральная музыка Китая. Пекин: Издательство «Китайский театр», 1990.-671 с.

57. Традиционная музыка Китая. Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2009. 303 с.

58. У Гоу Дун Введение в изучение национальной музыки. Шанхай: Народное музыкальное изд-во, 1997. 178 с.

59. У Сяопан Национальный танец провинции Ляонин. Пекин: Издательский центр ISBN, 1998.-891 с.

60. Хе Си 4dicuh Народные песни и танцы. Пекин: Изд-во консерватории, 1985. -56 с.

61. Цзинъ Вэнъ Да Музыка Древнего Китая. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1994. 160.

62. Цяо Цзянь Цзун Китайская музыка. Пекин: Изд-во «Культура и искусство», 1999. 346 с.

63. Чэ/сан Дин Вэй Новая эпоха музыки Китая: исторические материалы (1840 1919). Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1998. - 315 с.

64. Чэ/сан Дон Дон Народные песни. Чань Чунь: Изд-во Чаньчуньского педагогического института, 1996. 118 с.7б.Чжан Ионшуенъ Национальный танец провинции Шандунь. Пекин: Издательский центр ISBN, 1998. 1040 с.

65. Чжан Ши Бинъ Рассуждения о китайской музыкальной истории. Пекин: Научное Изд-во «Ю-лянь», 1972. 256 с.

66. Чжен Цу Сиан Очерки по музыкальной истории Китая. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1998. 463 с.

67. Чжоу Цин Цин Китайская народная музыка: Общий обзор. Пекин: Издательство «Народная музыка», 2003. 376 с.

68. Чжоу Чан Музыкальная история Древнего Китая. Ухань: Изд-во Института искусств Хубэя, 1980. 206 с.81 .Чу Лю Тин Китайский национальный народный танец: Учебник. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2004. -419 с.

69. Чэнъ Бянъи Введение в общую историю китайской музыки. Ухань: Издательство Синаньского университета, 2004. 241 с.

70. Шаньсиская народная песня: В 6 вып. Тайюань: Издательство Китайского музыкального союза (Шаньсиский филиал), 1979. Вып. 1 161 е.; Вып. 2 - 171 е.; Вып. 3 - 167 е.; Вып. 4 - 188 е.; Вып. 5 - 188 е.; Вып. 6 - 165 с.

71. Юань Цзинъ Фан Народные музыкальные инструменты. Пекин: Народное музыкальное изд-во, 1987. 187 с.

72. Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяопин Китайская культура. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2004. 110 с.

73. Юньнаньская народная песня: Избранные произведения. Кунь Мин: Юньнаньское народное издательство, 1980. 252 с.

74. Ян Иньлю Очерки по истории китайской музыки. Шанхай: Издательство «Шанхайская музыка», 1953. 342 с.88 .Ян Мин Кан Китайские народные песни и танцы. Пекин: Народное музыкальное издательство, 1996. 146 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.