Языческие святилища лесной полосы Восточной Европы VI - XIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Свирин, Кирилл Михайлович

  • Свирин, Кирилл Михайлович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 243
Свирин, Кирилл Михайлович. Языческие святилища лесной полосы Восточной Европы VI - XIII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Москва. 2006. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Свирин, Кирилл Михайлович

Введение

Глава 1. Современные проблемы изучения культовых памятников

§ 1. Определение культового памятника, терминология

§ 2. Признаки культовых памятников

§ 3.Типология культовых памятников

Глава 2. Систематизация археологических святилищ

§ 1. Формализация признаков святилищ и суммарная характеристика памятников

§2. Модель структуры святилища

§3. Классификация святилищ

§4. Сравнительный анализ святилищ по признакам

Глава 3. Элементы языческой культовой практики восточных славян на территории Восточной Европы в VIII-XIII вв.

§ 1 .Структура и организация святилищ

§2.Языческие культовые центры на территории Древней Руси: проблемы интерпретации

Глава 4. Жертвенные комплексы на территории Восточной

Европы в VI-XIII вв.

§ 1. Святилища- жертвенники

§2. Жертвенные комплексы финно-угорского населения Восточной

Европы в VI-XIIIbb.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Языческие святилища лесной полосы Восточной Европы VI - XIII вв.»

Различные верования пронизывали всю жизнь древних народов, определяли их быт и обычаи. Пережитки верований переплелись с христианскими обрядами и сохранились до XX века. В отличие от современных мировых классических религий, которые представляют собой достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную закрытую систему догматов и религиозных символов, язычество являлось неоднородной открытой системой. В нем новое постоянно дополняло старое, образовывало целый ряд напластований1. Не отмирание, а эволюция древних верований, их сохранение пусть даже в упрощенном виде, указывает на их особую значимость в жизни древних народов. Изучение отдельных верований и системы мировоззрения в целом у народов средневековья и ранних периодов требует привлечения широкого круга источников.

Важнейшим источником являются археологические культовые памятники. Духовная культура древнего населения была очень разнообразной и нашла воплощение во многих предметах материального мира и разных видах археологических памятников. Проблема выявления и анализа языческих культовых памятников является одной из наиболее острых в современной археологии. Они редко становятся предметом специального изучения. Основные сложности работы - единичность, трудность поиска и интерпретации. Особенно это касается этносов, не охваченных собственной письменной культурой в языческий период. Отсутствие описаний в письменных источниках ставит исследователей в тупик на этапе выявления признаков культового памятника и определения функциональной принадлежности отдельных его элементов. Интуиция и опыт исследователя оказываются главными помощниками.

Языческие святилища характеризуются отсутствием ярко выраженных внешних признаков и множеством возможных вариантов месторасположения. Особенно трудно выявить комплексы, изолированные от поселений и погребений. Главная проблема - интерпретировать памятник как культовый часто возможно только после анализа всей совокупности данных, полученных по итогам археологического исследования. Поскольку археологические памятники исследуются полностью крайне редко, определить и доказать ритуальную функцию сооружения трудно. Культовая функция объекта часто подвергается сомнению или критическому отношению со стороны исследователей. Перечень археологических признаков культовых языческих комплексов настолько разнообразный и сложный, что требует длительного процесса выявления и систематизации признаков. Эта работа начата и в настоящее время продолжается исследователями.

Диссертационное исследование посвящено изучению языческих культовых археологических памятников - святилищ населения лесной полосы Восточной Европы. Под святилищем в данной работе понимаем совокупность вещей и сооружений, являющихся результатом овеществленных (опредмеченных) действий, связанных с какой-либо магической или религиозной практикой. Термин святилище выбран как наиболее емкий, включающий все виды культовых памятников, определения которых приводят исследователи (святилища, культовые объекты, культовые места, жертвенные места, ямы и т.д.). В качестве синонима в исследовании употребляется термин ритуальный археологический комплекс.

Реконструкция разных сфер духовной культуры и мировоззрения восточноевропейского населения в средневековье - это проблема крупного междисциплинарного исследования, одним из источников для которого могут являться языческие святилища. Этап выделения, анализа и систематизации признаков ритуальных комплексов должен, несомненно, предшествовать этапу интерпретации археологического материала и разного рода реконструкциям. Формирование особого информационного поля, содержащего данные об археологических культовых памятниках, пока не завершено. Именно этой проблеме уделено основное внимание в диссертационном исследовании.

Хронологические рамки исследования У1-ХШвв.

Нижняя хронологическая граница памятников относится к векам, когда наиболее четко начинают фиксироваться формы искусственных культовых сооружений на восточнославянской территории. Верхняя хронологическая граница отражает угасание языческих святилищ, фиксируемых по данным археологии, и связана в основном с активным процессом христианизации разных территорий Восточной Европы. Памятники балтского и финно-угорского населения имеют длительную хронологическую традицию, выходящую за пределы настоящего исследования, особенно святилища финно-угорского населения Европейского Северо-Востока.

Территориальные рамки исследования - обширный регион лесной полосы Восточной Европы, в котором выделяются несколько районов концентрации известных и изученных памятников: Северо-Восток Европейской России и Северное Приуралье, Камско-Вятский регион, Среднее Поволжье, Северо-Запад Европейской России, Юго-Восточная Балтия, Верхнее Поднепровье, Припятское Полесье, юго-западные окраины Древней Руси (верховья Прута и Днестра) (рис.1).

Широкие хронологические и территориальные рамки исследования во многом определены фактором единичности и непредставительности известных на данный момент языческих святилищ, а также слабой изученностью памятников.

Единичность источников ставит под сомнение многие реконструкции. Например, по данным И.П. Русановой и Б.А. Тимощука, лидеров в изучении славянских языческих святилищ, на начало 90-х гг. было археологически зафиксировано около 75 языческих культовых мест и святилищ (от жертвенных ям до крупных развитых комплексов) на всей славянской территории в период с VI по XIII вв. Многие из этих памятников исследованы фрагментарно и нередко не содержат никакого вещевого материала. Это затрудняет выделение признаков, интерпретацию, хронологическую и этническую привязку. Исследование языческих святилищ на локальной территории, ограниченное узкими хронологическими рамками, на данном этапе затруднено и невозможно, поскольку полученные данные будут непредставительны. Одновременно, выявление и систематизация признаков святилищ, возможны только при наличии достаточной статистической выборки. Такая выборка на данном этапе исследованности языческих святилищ может быть получена только путем значительного расширения территориальных и хронологических пределов работы и, по сути, является выборкой естественной, поскольку включает максимально возможный перечень известных на сегодня святилищ в рассматриваемом регионе.

Регион для исследования выбран неслучайно. Средневековая культура многих финно-угорских и балтских племен развивалась в тесном контакте со славянской культурой. В результате на обширной территории Восточной Европы сформировался славяно-финно-балтский симбиоз. Некоторые из финно-угорских и балтских племен вошли в состав государственной территории Древней Руси. Поэтому проблема культурных контактов этих этнических общностей вызывает особый интерес. Сходства и различия в системе древних верований и культовой практики могли найти отражение в конструкции ритуальных комплексов. Это обуславливает возможность комплексного рассмотрения памятников данных этносов.

В выборку попали ритуальные комплексы, структура которых выявлена либо полностью, либо на уровне отдельных элементов и которые имеют определенную этническую и хронологическую соотнесенность.

Объект диссертационного исследования - языческие ритуальные археологические комплексы - святилища лесной полосы Восточной Европы в период раннего и развитого средневековья.

Предмет исследования - языческая культовая практика и мировоззрение восточноевропейского населения.

Цель исследования - анализ святилища как особого археологического объекта на примере памятников лесной полосы Восточной Европы в период средневековья.

Задачи исследования:

- анализ современных проблем в области изучения археологических святилищ;

- выделение археологических признаков святилищ, построение модели структуры святилища;

- систематизация и классификация святилищ лесной полосы;

- анализ структуры языческих святилищ восточных славян, балтов, финно-угров;

-выявление региональных тенденций и особенностей развития системы языческих святилищ у населения лесной полосы.

Методологической основой исследования являются системный и информационный подходы к изучению древностей. Данные подходы были апробированы на различных видах памятников и категориях вещей. Системный подход предполагает изучение святилища как системы, являющегося частью надсистемы (археологические памятники) и ^ подразделяющейся на подсистемы (сооружения, вещи, предметы поклонения и т.д.). В диссертационном исследовании внимание уделено анализу морфологии святилища, обязательными элементами которой являются топография и конструкция/структура памятников. Информационный подход предполагает создание информационно-насыщенной системы признаков языческих святилищ, необходимых и достаточных для описания любого ритуального комплекса. Систематизация и упорядочивание признаков позволяет создать рабочую модель конструкции языческого святилища, применимую при работе с культовыми памятниками разных эпох и видоизменяемую в зависимости от территориальных и хронологических ^ особенностей святилищ.

Источникоеую базу исследования составили 84 памятника (рисЛ). Материалы некоторых ритуальных комплексов опубликованы, другие изучены по отчетам авторов раскопок.

Языческие святилища на рассматриваемой территории практически никогда не исследовались целенаправленно и систематически. История изучения культовых памятников региона - это в основном история случайных открытий на фоне основных археологических исследований.

Исследование городищ Верхнего Поднепровья в 20-е гг. XX века А.Н. Лявданским позволило автору выделить группу небольших округлых городищ, расположенных в болотистой местности. А.Н. Лявданский предположил, что "они служили для обрядовых и религиозных целей" . В 50-60-е гг. эти памятники были изучены П.Н. Третьяковым и В.В. Седовым4. Подробные раскопки "болотных" городищ не проводились. Отсутствие достаточного археологического материала повлияло на разную интерпретацию памятников: П.Н. Третьяков отнес городища к восточнобалтскому населению, В.В. Седов - к славянским святилищам. Авторы датировали памятники - VIII - Х/Х1вв.

Эталонным памятником для изучения славянского язычества с нач. 50гг. XX века стал Перынский языческий культовый комплекс, расположенный на берегу оз. Ильмень5, исследованный В.В. Седовым.

В 70-80-е гг. в юго-западном Приильменье новгородским исследователем В.Я. Конецким рядом с некоторыми сопочными могильниками были выявлены так называемые "каменные круги"6 -сооружения окруженные кольцом из камней. Вещевой материал на месте памятников оказался крайне непредставителен, однако по ряду признаков автор отнес их к языческим святилищам. В результате исследований И.К. Лабутиной в 70- нач. 80-х гг. территории Пскова, в междуречье Псковы и Великой, были выявлены остатки древнерусского курганного кладбища X -нач. XI вв., на территории которого располагалось круглое в плане сооружение, интерпретированное как святилище.7 В 1970-е гг., в ходе раскопок Старой Ладоги В.П. Петренко на Варяжской улице открыл сооружение, выбивавшееся из общего комплекса строений . "Большая постройка" (по терминологии автора) представляла собой прямоугольное сооружение, ориентированное по сторонам света, площадью более 120 кв.м. В.П. Петренко предположил культовую функцию памятника, соотнеся его конструкцию и обнаруженные находки с западнославянским святилищем IX-X вв. в Грос-Радене. Косвенным аргументом в пользу функционального назначения постройки стал факт ее намеренного уничтожения в последней четверти X в.

В ходе масштабных исследований территории Северной Буковины, Пруто-Днестровского междуречья, в 70-80-е гг. Б.А. Тимощук выделил особую группу восточнославянских памятников, которые назвал "городища-святилища"9. В результате специального изучения региона в районе находки Збручского идола Прикарпатской экспедицией ИА РАН в 1984-89гг. под руководством И.П. Русановой был выявлен и исследован уникальный комплекс языческих святилищ10. Городища-святилища Богит, Звенигород, Говда имели сложную планировку и структуру, отличались обилием находок, остатками жертвоприношений. Авторы датировали памятники кон. Х- сер. XIII вв.

В 50-нач. 60-х гг. Верхнеднепровская экспедиция ИИМК АН СССР под руководством П.Н. Третьякова исследовала городища на Смоленщине, по берегам Днепра, Сожа и их притоков. Полномасштабные раскопки городища Тушемля (р. Тушемля, левый приток Сожа) позволили автору работ вывить в верхнем горизонте культурного слоя особую систему построек, частью которой являлось круглое в плане языческое святилище, датированное VI-VIUbb.11 Аналогичные сооружения выявлены на городищах Прудки и Городок. После исследования уже упоминавшихся болотных городищ (Асташковское, Шапыревское), П.Н. Третьяков предположил, что в условиях конца I тыс.н.э. восточнобалтское население, оказавшись в окружении славян, перенесло места отправления языческого культа с

12 городищ типа Тушемли в труднодоступную болотистую местность .

На протяжении второй половины XX века на территории Прибалтики был выявлен пласт памятников, которые были интерпретированы как культовые13. В основном, подобные памятники связаны с культурным слоем поселений или могильников. Святилища Ступельское изучено экспедицией Института истории АН Латвийской СССР под руководством Стубавса А. на территории селища (1976-78гг); святилище Саркани выявлено экспедицией Музея истории Латвии под руководством Васкса А. на площадке могильника (1973г.), памятники датируются Х-ХП вв.

Комплекс языческих святилищ западнобалтского племени - пруссов выявлен в результате многолетних исследований полуострова Самбия Балтийской экспедиции ИА РАН под руководством В.И. Кулакова, в 197090-е гг. 14 В результате работ были открыты культовые площадки на территории грунтовых могильников - Клинцовка 1, Клинцовка 3, на территории курганного могильника - Моховое и открытые культовые площадки - Дубки, Охсендреш. Также отмечены городища с культовой функцией - Куликово. Выявленные святилища датированы преимущественно второй половиной I - нач. II тыс. н.э., т.е. периодом рассвета прусской культуры.

Изучение финно-угорских языческих святилищ также представляет собой частную проблему общего процесса археологических исследований конкретных регионов. В результате отмечены отдельные районы наибольшей концентрации известных памятников. Святилища Европейского Северо-Востока и Северного Приуралья преимущественно представляют собой пещерные комплексы, выявленные о геоморфологами в результате геологического изучения пещер. В кон 50-нач. 70-х гг. активное исследование пещерных святилищ и жертвенных мест проводилось В.И. Канивцом (Канинская, Уньинская, Адакская I и II пещеры, Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место), который выявил в них языческие комплексы широкого хронологического диапазона - II тыс. до н.э.- XIII - XIVbb.15 В 70-90-е гг. исследование этих памятников проводилось Е.Н. Рябцевой и В.А. Семеновым (Адакская I - 1989г.), A.M. Мурыгиным (Хэйбидя-Пэдара-1987г., Эшмесская пещера - 1982г.), A.JT. Багиным (Уньинская пещера -1998г.)16.

В Камско-Вятском регионе отмечен комплекс культовых памятников, связанных с коми-пермяками и удмуртами и их предками. Святилища преимущественно связаны с культурным слоем поселений - это отдельные жертвенные ямы (Кузебаевское I городище, IV-V, VIIbb, исследовано Т.Н. Останиной, 1978г.; Опутятское городище, V-VIbb., исследовано В.Ф. Генингом, 1951-52гг.; Назаровское городище, VII-IXbb., исследовано Ю.А. Поляковым, 1977г.; Рождественское городище, VIII-XIIIbb, исследовано A.M. Белавиным, 1985, 1990-92гг.), глинобитные площадки-жертвенники с очагами (Анюшкар, XII-XIVbb., исследовано В.А. Обориным, 1954г.; селище Володин Камень, VIII-нач.Хвв., исследовано A.M. Белавиным, 198283,88гг.; Городищенское городище, X-XIII вв., исследовано A.M. Белавиным, 1981-82гг.), глинобитные площадки с деревянными культовыми постройками

Искорское городище, IX-XVbb., исследовано В.А. Обориным 197517

76,80гг.) . Удмуртские языческие святилища представлены в виде срубных построек типа куалы, которые были выявлены на площадках Поломского II (Гыркесшур) (VI - п.п. VIIIbb.) и Маловенижского (Поркар)(Х1-ХШвв.) городищ (раскопки В.А. Семенова, 1970-72гг.), а также отдельный культовый комплекс Чумойтло (раскопки Р.Д. Голдиной, Х-ХШвв., 1976г.)18.

Марийские культовые комплексы представлены Юмским и Чумбулатским святилищами, X-XIVbb., в среднем течении Вятки (изучены А.Х. Халиковым)19.

На Средней Волге в 50-е гг. в ходе работ Куйбышевской экспедиции ИИМК АН СССР (А.П. Смирнов) выявлено святилище - крупный культовый центр племен послегородецкой культуры - Шолом (VI-Xbb.) и святилище лл

Ага-Базар (XIII-XIVbb) . В ходе работ Старорязанской экспедиции (A.JI.

Монгайт, И.Г. Розенфельдт) открыто языческое святилище 1У-1Х вв. на Северном мысу Старорязанского городища, а также синхронные ему ритуальные комплексы на территории могильников (Шатрищенский могильник)21.

Таким образом, источниковая база исследования охватывает обширную территорию, в которой выделяются отдельные регионы концентрации известных языческих святилищ разных племен и этносов. Вероятно, следует согласиться с мнением И.П. Русановой о том, что большая или меньшая концентрация в отдельных районах, скорее всего, отражает степень исследованности местности и проведение на ней специальных работ, направленных на поиски культовых памятников, а также связана с разной исторической обстановкой около городских центров и на периферии22. Однако, по-видимому, отсутствие широкого перечня известных языческих святилищ в отдельных регионах связано не только со степенью исследованности, но, вероятно, с конструктивными особенностями памятников или особыми формами их бытования, не доступными для археологического исследования.

На данной проблеме следует остановиться особо.

В перечисленном комплексе источников практически отсутствует регион Севера Восточной Европы, населенный в средневековье преимущественно финскими племенами. Несомненно, святилища в регионе существовали. Характерным типом святилищ на территории Беломорья, Карелии, Прионежья, Норвегии, Финляндии и Швеции являлись разнообразные сооружения из камней: сейды, лабиринты, каменные кучи, как одиночные, так и в составе крупных культовых комплексов23. Сейды -саамские культовые камни - идолы. Каменный идол мог быть естественным валуном или скалой, или сооружением из большого валуна и мелких камней, подставленных под него или положенных сверху. Лабиринты - округлые выкладки из камней, выложенных в виде концентрических кругов, образующих извилистые спиралеобразные дорожки, ведущие к центру сооружения (на севере Европы их около 500) 24. Известны крупные культовые комплексы на территории Карелии. На островах Русский и Немецкий Кузова выявлены многочисленные сложения из камней - сейды, каменные кучи и овалы (360 сложений на площади в 7,3га и 339 сложений на 8,2га соответственно). Аналогичные комплексы известны на горах Кивакка и

25

Воттоваара, господствующих над окружающей местностью . Данные комплексы были подробно описаны, дана их топографическая характеристика, однако определить хронологические рамки функционирования и тем более вывить функциональное назначение структурных элементов памятников оказалось трудно. Раскопки памятников не проводились. Помимо этого, археологический материал, с одной стороны, настолько непредставителен, а с другой стороны, так разнообразен хронологически, что датировать конкретный памятник невозможно. Культовые места в Карелии и на Соловках, вероятно, связаны с этногенезом саамов. Они возникают в I тыс. до н.э. и связаны с культурой сетчатой керамики, по находкам асбестовой керамики в Швеции аналогичные памятники датируются серединой II тыс. до н.э. - I - II вв. н.э26. Одновременно, традиция поклонения сейдам у саамов отмечена вплоть до современности.

Аналогичная ситуация связана с изучением почитаемых камней -валунов, естественных или искусственно подработанных, встречающихся на территории Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, а также на Северо-Западе

27

России . Археологические раскопки рядом с камнями проводятся редко и, как правило, не выявляют никаких материальных остатков. Многие из них в принципе не являются культовыми памятниками.

Очевидно, что отмеченный пласт памятников связан с культовой традицией местного финского (сейды, каменные кучи, лабиринты), балтского и славянского населения (культовые камни). Однако, поскольку антропогенное влияние на создание подобных комплексов было минимальным, либо оставило мало материальных этнических и хронологических признаков, данные комплексы не могут быть предметом только археологического изучения. Вероятно, этот уникальный материал требует серьезного комплексного исследования, основанного на данных этнографии, фольклора, археологи, которое еще предстоит.

В диссертационном исследовании учтены материалы только археологически исследованных комплексов, например, уже упоминавшиеся культовые камни в составе комплексов могильников балтов.

Безусловно, погребальные памятники также являются ярко выраженным вариантом святилища. Однако систематизация признаков погребальных памятников, разделение признаков на связанные с собственно погребальными мотивами и ритуальные действия, не связанные с погребением - тема отдельного крупного исследования. В данной работе языческие погребальные памятники рассмотрены фрагментарно и не включены в источниковую базу исследования.

Большинство исследований, касающихся языческих святилищ в рассматриваемом регионе, представляет собой небольшие информационные статьи с описанием исследованных памятников и их интерпретацией.

Работы такого плана, по сути, являются опубликованными источниками, которые используются в диссертации.

В ряде крупных работ исследователи анализируют языческие святилища региона в контексте разрабатываемой ими проблемы, т. е. используют святилища в качестве источников. Б.А. Рыбаков привлекает данные археологических святилищ для выявления мифологических представлений славян, реконструкции пантеона богов и его эволюции, а также религиозных культов и обрядов28. Исследование Л.С. Клейна, построенное в целом на критике работы Б.А. Рыбакова, рассматривает археологические святилища как возможные источники для реконструкции языческого культового строительства восточных славян29. О.В. Данилов анализирует марийские средневековые жертвенники как материальные источники по эволюции языческих культов марийского населения30. Помимо реконструкции духовной культуры культовые памятники привлекаются исследователями для решения общеисторических проблем. В.И. Кулаков , рассматривает святилища в общем комплексе источников по истории пруссов31. В.А. Оборин использует материалы святилищ для освещения проблемы взаимодействия финно-угорского и русского населения при освоениии Урала32.

Следует отметить небольшой блок работ обобщающе-аналитического характера, посвященных специальному анализу языческих святилищ на рассматриваемой территории. И.ГТ. Русанова и Б. А. Тимощук синтезировали сведения о славянских языческих святилищах и культовых местах, выделили их типы . Авторы предложили эволюцию славянских культовых памятников от жертвенных ям до сложных развитых комплексов (У1-ХН1вв.). Основное внимание в работе уделено языческому центру на реке Збруч Х-ХШ вв. Причины возникновения и особенности функционирования крупного центра язычников рассмотрены в контексте общеисторического развития земель Юго-Западной Руси в древнерусский период. Итоговая монография И.П. Русановой по святилищам европейского населения эпохи железного века продемонстрировала общеевропейские истоки славянской культовой практики и системы языческих культовых сооружений34.

Исследователь удмуртских культовых древностей Н.И. Шутова синтезировала огромный материал по дохристианским верованиям одного из финских этносов от эпохи средневековья до XX века35. На взгляд автора, поскольку в культовых памятниках сконцентрировались материализованные остатки вещного, акционального и вербального оформления обрядов и

А/ верований, их изучение требует комплексного подхода . В основе исследования лежат материалы удмуртских могильников, святилищ, культовых предметов; а их данные интерпретируются с помощью этнографии, фольклора, лингвистики. Приведена типология удмурстких г>, культовых мест в зависимости от социальной значимости и посвященности группам богов, их формы и эволюция, выявлены особенности сакральной топографии культовых мест, особенности ритуала, определены группы божеств и их функции. Работа Н.И. Шутовой является блестящим примером синтеза археологических и этнографических данных, корректным соотнесением разных видов источников и отличается яркими научно обоснованными реконструкциями духовной культуры.

Следует также отметить исследование А.Л. Багина, посвященное анализу средневековых святилищ Европейского Северо-Востока37. На материалах 10 культовых памятников автор систематизировал по категориям вещевой инвентарь: украшения, керамика, предметы охотничье-промыслового и боевого вооружения, предметы быта, фаунистический материал, культовые предметы и изображения; выявил формы и типы вещей, которые послужили основаниями для датировки и выделения хронологических периодов существования памятников. В результате сопоставления археологического материала с этнографическими данными была прослежена связь выявленных артефактов с основными культами, формами обрядности, видами жертвоприношений.

Наконец, исследование И.В. Мельникова по культовым памятникам древней Карелии представляет собой обзор данных от эпохи мезолита до начала средневековья38. Автор анализирует петроглифы, погребальные памятники, культовые предметы, культовые комплексы, камни-валуны; приводит многочисленные гипотезы их функционального назначения и связи с конкретными культами.

Основные современные проблемы изучения археологических святилищ представлены в главе 1.

Поставленные цель и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Свирин, Кирилл Михайлович, 2006 год

1. Авдусин Д.А. Ровики славянских курганов // Древности Восточной Европы. М., 1969.

2. Алексашин С.С. Алексашин М.С. Культовые памятники Верхнего Полужья // www.archeology.ru/online/Alexsashin/index.ntml.

3. Андр1енко В.П. Основш культов! обряди та споруди у племен люостеповоГ СюфИ" (VII-V ст. до н.е.) // Вюник Харьювского ун-ту. 1974. № 104.

4. Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.

5. Археология республики Коми. М., 1997.

6. Архипов Г.А. Халиков А.Х. Материалы к археологической карте Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1960. Вып. 1.

7. Багин А.Л. Средневековые святилища Европейского Северо-Востока VI-XIV вв. Автореф. дисс. к.и.н. Сыктывкар, 2000.

8. Балина H.H. К археологической реконструкции Канинского и Уньинского пещерных святилищ на Печорском Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000г. СПб., 2000.

9. Бессонова С.С. Глиняные жертвенники лесостепного Поднепровья предскифского и раннескифского времени // Тезисы докладовконференции "Проблемы скифо-сарматской археологии Северного Причерноморья". Запорожье, 1994.

10. Большая Советская энциклопедия. М., 1976. Т. 23.Н.Буров В.А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словен // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). М., 1997.

11. Васкс А. Раскопки могильника и святилища около г. Резекне // АО 1973 года. М., 1974.

12. Винокур И.С., Приходнюк О.М. Раннеславянское поселение на р. Смотрич // Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974.

13. Гемуев И.Н., Бауло A.B. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. Новосибирск, 1999.

14. Гемуев И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси. Культовые места XIX-XX вв. Новосибирск, 1986.

15. Генинг В.Ф. Опутятское городище металлургический центр харинского времени в Прикамье (втор. пол. V- перв.пол.У1 вв. н.э.) // Памятники эпохи средневековья в Верхнем Прикамье. Межвузовский сборник статей. Ижевск, 1980.

16. Голдина Р.Д. Жертвенное место Чумойтло в Южной Удмуртии // Проблемы изучения древней истории Удмуртии. Ижевск, 1987.

17. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.

18. Гусаков М.Г. Днепровские городища-святилища лесной полосы (Опыт археоастрономии) // Практика и теория археологических исследований. М., 2001.

19. Данилов О.В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья. Автореферат дис. к.и.н. М., 1992.

20. Даркевич В.П. Рецензия // РА. 1996. № 4.

21. Даугудис В. О языческих святилищах в Литве // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1988.

22. Жиромский Б.Б. Древнеродовое святилище Шолом // Труды Куйбышевской экспедиции. МИА. № 61. М., 1958. Т. II.

23. Зеленин Д.К. Древнерусская братчина как обрядовый праздник сбора урожая // Сборник статей в честь акад. А.И. Соболевского. Л., 1928.29.3еленин Д.К. Тотемы и деревья в сказках и обрядах европейских народов. Л., 1937.

24. Исланова И.В. Удомельское Поозерье в эпоху железа и раннего средневековья. М., 1997.

25. Истомина Т.В. Средневековый ритуальный комплекс Лек-Ижман II на р.Ижме // Материалы по археологии европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1998. Вып. 15.

26. Канивец В. И. Канинская пещера. М., 1964.

27. Кирпичников А.Н. Из истории дохристианских верований в СевероЗападной Руси (находка из Пскова) // Из истории православия к Северу и Западу от Великого Новгорода. Сб-к церковно-исторических статей. Л., 1989.

28. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб., 2004.

29. Клейн Л.С. О древнерусских языческих святилищах // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 20-24 ноября 1995года. СПб.-Псков, 1995. Ч. 1.

30. Козак Д.Н., Боровский Я.Е. Святилища восточных славян // Обряды и верования древнего населения Украины: сб. науч. тр. Киев, 1990.

31. Козлов А.Н. Славянские и марийские жертвенники: сравнительный анализ // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики.Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000г. СПб., 2000.

32. Кокорина Ю.Г., Лихтер Ю.А. Проникающие орудия и оружие // Морфология древностей. М., 1996. Вып. 3.

33. Конецкий В.Я. Некоторые аспекты источниковедения и интерпретация комплекса памятников в Перыни под Новгородом // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 20-24 ноября 1995года. СПб.-Псков, 1995. Ч. 1.

34. Конецкий В.Я. Новгородские сопки и проблема этносоциального развития Приильменья в УШ-Х вв. // Славяне. Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования). М., 1989.

35. Конецкий В.Я. О "каменных кругах" юго-западного Приильменья // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985.

36. Короткевич Б.С. Культовый памятник на озере Воловжа в Псковской области // Археологический сборник. СПб., 1999. Вып. 34.

37. Косарев М. Ф. Приобщение к внеземным сферам в сибирском язычестве (по жертвенным ритуалам и погребальным обрядам) // Жертвоприношение: ритуал в искусстве и культуре от древности до наших дней. М., 2000.

38. Косинцев П.А. Археозоологические критерии святилищ Урала и Западной Сибири // Полевой симпозиум "Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии". Пермь, 1996.

39. Кравченко Т.А. Шатрищенский могильник (по раскопкам 19661969гг.) // Археология Рязанской земли. М., 1974.

40. Куза A.B. Соловьева Г.Ф. Языческое святилище в земле радимичей // CA. 1972. № 1.

41. Кулаков В. И. Ритуальный комплекс в могильнике у Клинцовки // КСИА. М., 1987. Вып. 190.

42. Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. М., 2003.

43. Кулаков В.И. Северная Самбия: апрель 997 года // КСИА. М., 1993. №210.

44. Курбатов A.B. Проблематика изучения природных историко-культурных объектов Восточной Европы на современном этапе // Тверской археологически сборник. Тверь, 2002. Вып.5.

45. Кухаренко Ю.В. Средневековые памятники Полесья // САИ. Вып. Е1-57. М., 1961.

46. Лабутина И.К. Языческое святилище Пскова // История и культура древнерусского города. М., 1989.

47. Львов В. Самоеды. Очерк. М., 1908.

48. Лявданский А.Н.Некоторые данные о городищах Смоленской губернии // Научные известия Смоленского государственного университета. T.III. Вып.З. Смоленск, 1926.

49. Мазин А.И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск, 1994.

50. Макаров H.A. Жертвенный комплекс кон.ХН-начала ХШвв. на Каргополье // КСИА. М., 1987. Вып. 190.

51. Макаров Н.А.Раскопки средневекового могильника Погостище в Вологодской области // CA. 1983. №3.

52. Малышева Н.И. Древнерусский некрополь Пскова Х-начала XI вв. (историко-топографическое исследование). Диссертация.к.и.н. М., 2004 // НБ МГУ ФБ 50 д.4291/4.

53. Манюхин И.С., Шахнович М.М. Культовые комплексы древних саамов на территории Северной Карелии // Памятники древних культур лесной полосы Евразии. Петрозаводск, 1993.

54. Медникова М.Б. Трепанации у древних народов Евразии. М., 2001.

55. Мельников И.В. Святилища древней Карелии (палеоэтнографические очерки о культовых памятниках). Петрозаводск, 1998.

56. Миронова В.Г. Языческое жертвоприношение в Новгороде // СА. 1967. № 1.

57. Москаленко А.Н. Святилище на р. Воргол // СА. 1966. № 2.

58. Мулло И.М. Памятники древней культуры на Кузовых островах // Археология и археография Беломорья. Архангельск, 1984.

59. Мурыгин A.M. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М., 1992.

60. Нидерле Л.Славянские древности. М., 1956.

61. Никитинский И.Ф. Тиуновское святилище // Культура Русского Севера. Вологда, 1994.

62. Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI -нач. XVII века. Иркутск, 1990.

63. Петренко В.П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. СПб., 1994.

64. Петренко В.П. Раскоп на Варяжской улице (постройки и планировка) // Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. Л, 1985.

65. Петров Н.И. Где стоял Збручский идол? // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000г. СПб., 2000.

66. Петров Н.И. О двух традициях сооружения сопок на Северо-Западе // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород, 1992. Вып. 6.

67. Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры (Древняя Русь). Т.1. М., 2000.

68. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. J1., 1986.

69. Религиозные верования // Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993.

70. Розенфельдт И.Г. Северный мыс городища Старая Рязань // Археология Рязанской земли. М., 1974.

71. Русанова И.П. Истоки славянского язычества: Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н.э.-I тыс.н.э. Черновцы, 2002.

72. Русанова И.П. Культовые места и языческие святилища славян VI-XIII вв.//РА. 1992. №4.

73. Русанова И.П. Культовые сооружения и жертвоприношения славян-язычников // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). М., 1997.

74. Русанова И.П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом // САИ. Вып. El-25. М., 1973.

75. Русанова И.П. Тимощук Б.А. Религиозное "двоеверие" на Руси в XI-XIII вв. (по материалам городищ-святилищ) // Культура славян и Русь. М., 1998.

76. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Еще раз о славянском языческом центре на реке Збруч // РА. 1998. № 2.

77. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М., 1993.

78. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

79. Рыжакова С.И Реконструкция обрядовых локусов латышских календарных праздников // Этнографическое обозрение. 1995.

80. Рябцева E.H., Семенов В.А. Адакское пещерное святилище на реке Усе и проблемы освоения полярного Урала // Двести лет арктической археологии. КСИА. № 200. М.,1990.

81. Свирин K.M. Археологические признаки языческих святилищ Восточной Европы VI-XIII вв. // Современные проблемы археологии России: сб. науч. тр. Новосибирск, 2006. Т. II.

82. Свирин K.M. Влияние ландшафтного фактора на топографию средневековых языческих святилищ Восточной Европы //Региональные тенденции взаимодействия человека и природы. Материалы международной научной конференции (19-21 марта 2003г.). Тверь, 2003.

83. Свирин K.M. К вопросу об особенностях дохристианских культовых памятников финно-угров // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в средневековье. Тверь, 2003. Вып. 5.

84. Седов В.В. К вопросу о жертвоприношениях в древнем Новгороде // КСИИМК. М., 1957. Вып. 68.

85. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

86. Седов В.В. Древнерусское языческое святилище в Перыни // КСИИМК. 1953. Вып. 50.

87. Седов В.В. Новые данные о языческом святилище Перуна // КСИИМК. 1954. Вып. 53.

88. Седов В.В. Языческая братчина в древнем Новгороде // КСИИМК. М., 1956. Вып. 65.

89. Седов В.В. Языческие святилища смоленских кривичей // КСИА. 1962. Вып. 67.

90. Седых В.Н. Святилища, кумиры, храмы. // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000г. СПб., 2000.

91. Семенов В. А. Кремневые наконечники стрел из полярных святилищ Урала: семиотический аспект // Проблемы культурогенеза и культурного наследия: материалы конференции. СПб., 1993.

92. Семенов В. А. Маловенижское городище Пор-кар // Средневековые памятники бассейна р. Чепцы. Ижевск, 1982.

93. Семенов В.А. Материалы к истории жилища и хозяйственных сооружений удмуртов в VI-п.пЛХвв. // Материалы археологических памятников Камско-Вятского междуречья. Ижевск, 1979.

94. Семенов В.А. Святилище священная территория -мифологизированное пространство // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 14-17 ноября 2000г. СПб., 2000.

95. Скалон В.Н. Речные бобры Северной Азии. М., 1951.

96. Скукина Е.В. Погребальные памятники Тверского Поволжья XXII вв. Автореферат дис. к.и.н. М., 1997.

97. Смирнов К.А. Святилище в урочище Ara- Базар // Труды Куйбышевской экспедиции. МИА. №61. М.,1958. Т.Н.

98. Смирнова М.Е. Открытые культовые площадки северного побережья Самбии // Практика и теория археологических исследований. Москва, 2001.

99. Смирнова М.Е. Структура святилищ раннесредневековых пруссов // Vakaru baltu archeologija ir istorija. Klaipeda, 1989.

100. Соловьев А.И. О жертвоприношениях людей у древнего населения Прииртышья // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990.

101. Срезневский И.И. Архитектура храмов языческих славян // Чтения Общества истории и древностей российских. М., 1846. Т. III.

102. Стубавс А. Ступельская экспедиция// АО 1978 года. М., 1979.

103. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск, 1989.

104. Тиваненко A.B. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск, 1994.

105. Тимощук Б. А. Об археологических признаках восточнославянских городищ-святилищ // Древние славяне и Киевская Русь. Сб. науч. тр. Киев, 1989.

106. Тимощук Б.А. Сакральные границы языческих святилищ // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). М., 1997.

107. Тимощук Б.А., Русанова И.П. Славянские святилища на среднем Днестре и в бассейне Прута // CA. 1983. № 4.

108. Тимощук Б.О. Давньоруська Буковина. КиГв, 1982.

109. Тимощук Б.О. Слов'яни ШвшчноГБуковини V-IXct. КиГв, 1976.

110. Токарев С.А. Остяки и вогулы // Религиозные верования народов СССР. М., 1931. Т. 1.

111. Толочко П.П., Боровский Я.Е. Язичницьке капище в "городГ' Володимира // Археолопя Киева. Киев, 1979.

112. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003.

113. Третьяков П.Н. Городища-святилища Левобережной Смоленщины // CA. 1958. № 4.

114. Третьяков П.Н. Шмидт Е.А. Древние городища Смоленщины. М.-Л., 1963.

115. Урбанавичюс В. Языческие святилища XVI-XVII вв. в Литве // АО 1970 года. М., 1971.

116. Уртанс Ю.В. Культовые камни с углублениями в Латвии // КСИА. 1987. Вып. 190.

117. Федоров-Давыдов Г.А. Статистические методы в археологии. М., 1987.

118. Формализовано-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников) /В.Ф. Генинг, Е.П. Бунятян, С.Ж. Пустовалов, H.A. Рычков. Киев, 1990.

119. Хлобыстин Jl.П. Святилища острова Вайгач // Древности славян и финно-угров. СПб., 1992.

120. Цауне A.B. Язычество древней Риги // VI МКСА. Тезисы докладов советской делегации. М., 1990.

121. Чернов Г. А. Жертвенное место в Северной части Большеземельской тундры//КСИИМК. М.-Л., 1951. t.XXXIX.

122. Черных Е. М. Классификация построек // История и эволюция древних вещей. М., 1994.

123. Шорин М.В. Вопросы классификации и датировки культовых камней (по материалам Новгородской области) // КСИА. № 205. М., 1991.

124. Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001.

125. Шутова Н.И. Средневековое жертвенное место Чумойтло в обрядовой жизни удмуртов родовой группы Можга // Европейский север в культурно-историческом процессе. Киров, 1999.

126. Шутова Н.И. Средневековые святилища Камско-Вятского региона: опыт идентификации // Восточная Европа в Средневековье: к 80-летию Валентина Васильевича Седова. М., 2004.

127. Щапова Ю.Л. Введение в вещеведение: естественнонаучный подход к изучению древних вещей. М., 2000.

128. Щапова Ю.Л. Естественнонаучные методы в археологии. М., 1988.

129. Щапова Ю.Л., Лихтер Ю.А., Столярова Е.К. Морфология древностей. Киев, 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.