Жанр марша и его воплощение в симфонической музыке конца XIX - первой половины XX веков: Г. Малер, Д. Шостакович, Ч. Айвз тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Никольская, Ольга Анатольевна

  • Никольская, Ольга Анатольевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 184
Никольская, Ольга Анатольевна. Жанр марша и его воплощение в симфонической музыке конца XIX - первой половины XX веков: Г. Малер, Д. Шостакович, Ч. Айвз: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2010. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Никольская, Ольга Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МАРШ: К ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЖАНРА.

1.1. Истоки формирования жанра марша.

1.2. К теории жанра марша.

1.3. Основные этапы претворения марша в композиторском творчестве (XVII-XX века).

ГЛАВА II. ЖАНР МАРША В СИМФОНИЯХ Г.МАЛЕРА.

2.1. Симфонические концепции Малера и жанр марша.

2.2. Эволюция марша в симфониях Малера.

2.3. Персонификация жанра.

2.4. Пространство в симфониях Малера.

ГЛАВА III. МАРШ В ТВОРЧЕСТВЕ Д. ШОСТАКОВИЧА.

3.1. Марш в наследии Дмитрия Шостаковича.

3.2. Основные виды маршей в симфониях Д.Шостаковича.

3.3. Глубинные свойства марша в творчестве Шостаковича.

ГЛАВА IV. СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ч.АЙВЗА

И ЖАНР МАРША.

4.1.Ч.Айвз и специфика американской культуры.

4.2. Марш как важный компонент реальной звуковой среды.

4.3. Звуковое пространство повседневности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр марша и его воплощение в симфонической музыке конца XIX - первой половины XX веков: Г. Малер, Д. Шостакович, Ч. Айвз»

Современное состояние музыкальной науки характеризуется множественной интерпретацией понятия «жанр». Чем больше внимания уделяют ученые-музыковеды его изучению, чем глубже проникают в его имманентные свойства, тем активнее расширяется круг еще не изученных аспектов. Проблемы терминологии, классификации и эволюции жанров, их структуры и свойств, вопросы жанровой семантики и стиля1 — это всего лишь небольшой перечень только магистральных направлений в изучении данного явления2.

Теорию жанра всегда хочется дополнить. Объясняется это, — по мнению М.Арановского, — тремя причинами: 1) многогранностью жанра; 2) каждая эпоха открывает в жанре какие-то новые, ранее не замеченные или мало проявлявшиеся стороны; 3) развитием науки» [:М.Арановский, 1987, с. 7]. То, что теория жанра не стоит на месте, показывает ряд современных исследований. Очевидно, что само это понятие включается в контекст самых разных подходов и методов3.

Традиционно представление о жанрах входит в изучение музыкальной формы, и в основе всей иерархии, по общему признанию, лежат бытовые, или обиходные жанры. Их природа и свойства, история возникновения и развития, местоположение и значимость для современной музыкальной культуры вызывают интерес многих ученых4. Представляя собой разветвленную структуру, обиходная музыка привлекает внимание

1 Наиболее важные положения о сущности музыкальных жанров принадлежат В.Цуккерману, Л.Мазелю, А.Сохору, М.Арановскому, Е.Назайкинскому, О.Соколову, М. Лобановой, А.Коробовой.

2 Подробный анализ направлений в современной теории жанра содержит исследование А. Коробовой «Теория жанров в музыкальной науке: история и современность» (М., 2007).

3 Среди основных подходов можно выделить: классификационный, типологический, онтологический, гносеологический и др.

4 Например, А. Наумов «Двести лет траурного марша» (М., 2001); А. Коробова «Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра» (М., 2008) и др. исследователей не только как замкнутая система, но и как система прямых и обратных связей с композиторским искусством1.

Среди множества европейских бытовых жанров марш представляется одним из самых фундаментальных по степени своего «участия» в смыслообразующих процессах музыки. Степень гибкости и возможности адаптации этого жанра к различным эпохам и стилям практически неисчерпаемы. В каждую эпоху возникает своя, специфическая ситуация взаимодействия марша с существующими жанрами, в том числе и «преподносимыми»2, для которых марш зачастую служит важным смысловым компонентом. По мнению В. Цуккермана: «Историческое развитие марша еще более поучительно, чем развитие вальса» [Цуккерман В., 1964, с. 32]. Однако, несмотря на внушительный образно-смысловой потенциал данного жанра, мы почти не обнаруживаем обобщающих работ, направленных на изучение процесса претворения марша в композиторском искусстве3.

Основная проблема нашего исследования формируется из ситуации взаимодействия марша как «первичного жанра» с «преподносимой» музыкой в эпоху конца XIX - первой половины XX веков: существуют ли некие особые механизмы такого взаимодействия и если да, то каковы они?

Гипотеза работы состоит в том, что в конце XIX столетия появляются новые тенденции в интерпретации марша. Композиторов начинает привлекать не только «внешний» потенциал марша, но и некий «внутренний» слой жанра, лежащий за гранью внешних признаков, но неизменно присутствующий на уровне глубинных ассоциаций.

1 Например: Коробова А. О функционировании отображенных жанров в симфониях советских композиторов. Автореф. дис. канд. иск. — Вильнюс, 1987.

2 Термин предложен А.Сохором для обозначения музыки, предназначенной для слушателей (А. Сохор «Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы»),

3 За исключением< исследования Наумова А.В. «Траурный марш: история и теория жанра» (а/р к.и., М., 2001), посвященного одной маршевой разновидности, в отечественном музыкознании нет развернутых работ, раскрывающих специфику и закономерности претворения данного жанра в контексте композиторского творчества.

Очевидно, что музыкальная культура указанного периода (конец XIX — первая половина XX веков) чрезвычайно разнообразна, и далеко не все явления в ней связаны с указанными тенденциями. Поэтому обозначим границы материала исследования: это симфонические произведения Г.Малера, Д.Шостаковича и Ч.Айвза, представляющие собой наиболее яркие решения в области трактовки марша. Выбор обозначенного круга авторов обусловлен несколькими причинами:

• творчество Малера, Шостаковича и Айвза отличает особенно активное обращение к данному жанру. Марш — неотъемлемая часть практически всех жанров, в которых работали выбранные композиторы. Концентрируя внимание на области симфонической музыки, можно констатировать, что с маршем в той или иной степени связаны семь из десяти симфоний Малера, двенадцать из пятнадцати симфоний Шостаковича, самые крупные и значимые симфонические полотна Айвза (Третья и Четвертая симфонии, симфония «Праздники», Первая оркестровая сюита «Три места в Новой Англии»).

• особый интерес представляет изначальная гетерогенность материала, обусловленная принадлежностью выбранных авторов к различным национальным композиторским школам, государственным и социальным укладам, что позволят в большей мере оценить разнообразие подходов к трактовке марша.

• обращение к симфонической музыке обеспечивает возможность аналитически исследовать взаимопроникновение полярных жанровых феноменов: инструментальной симфонии, как образца «абсолютной музыки», и бытового жанра.

В качестве исторического контекста, позволяющего проследить основные этапы развития жанра в композиторском творчестве, нами рассматриваются марши «знаковых» авторов конца XVII - первой половины XX веков. Композиторские марши прикладного назначения, создаваемые для непосредственной практики (массовые песни-марши, военно-строевые, парадные и т.п.) фигурируют в работе в качестве вспомогательного материала^ расширяющего представление о функционировании жанра в ту или иную эпоху.

Объектом исследования выступает пласт маршевой музыки в контексте академических симфонических жанров. Предметом исследования' являются способы интерпретации жанровой природы марша в симфонических произведениях Г.Малера, Д.Шостаковича и Ч;Айвза.

Цель исследования — выявить индивидуальные смысловые и выразительные акценты, расставляемые авторами при обращении к жанру марша.

В связи с избранной целью выдвигается следующий ряд задач:

• рассмотреть основные этапы эволюции жанра марша в европейском композиторском творчестве;

• обобщить имеющиеся представления о свойствах жанра;

• выявить культурные и социальные предпосылки, обеспечивающие внимание композиторов к тем или иным смысловым , аспектам, марша;

• проанализировать признаки марша в контексте симфонических произведений F. Малера, Д. Шостаковича и Ч. Айвза;

• исследовать специфику индивидуального авторского подхода к трактовке свойств марша.

Новизна данного исследования заключается в расширении представлений об'* особенностях интерпретации марша в композиторском: творчестве. В диссертации впервые целенаправленно исследованы индивидуальные композиторские трактовки марша; интерпретирован смысловой объем этого феномена в симфонической музыке.

Методология исследования основывается на комплексном подходе, сочетающем общие культурологические наблюдения м выявлением историко-типологических черт жанра, анализом музыкальных произведений и специфики авторской интерпретации. Индивидуальные трактовки.глубинных свойств жанра рассматриваются в тесной взаимосвязи с мировоззрением композитора и культурным контекстом страны проживания.

В связи с тем, что в работе исследуется не просто бытовой жанр, а его претворение в композиторском творчестве, важно разграничить такие понятия, как «целостное» проявление жанра и использование его отдельных элементов. Для нас методологически важным является положение, высказанное А.Сохором1 о двух видах переработки первичных жанров в рамках преподносимой музыки: «Во-первых, первичные жанры часто переходят в театральную и концертную музыку как целое, сохраняя в ряде случаев даже свое жанровое обозначение. <.> Во-вторых, преподносимая музыка весьма часто (можно сказать - как правило) использует непосредственно, или в переработанном виде отдельные элементы первичных жанров» [А. Сохор, 1971, с. 298-299]. Отталкиваясь от предлагаемых А.Сохором способов интерпретации первичных жанров, мы используем в работе два ключевых определения — «марш» и «маршевостъ».

Литературу, сопряженную с избранной тематикой, можно разделить на три группы:

• работы по теории жанра;

• источники, связанные с изучением непосредственно жанра марша;

• исследования, посвященные творчеству избранных композиторов.

Среди работ, рассматривающих общие закономерности теории жанра, о 3 4 выделим труды Л. Мазеля , В. Цуккермана , А. Сохора, дающие основополагающие понятия о структуре, истории возникновения, способах бытования, эволюции жанров. Современное состояние жанровой теории

5 6 7 представлено в работах М.Арановского , Е. Назайкинского , М.Лобановой ,

1 Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М., 1971. - С. 292-309.

2 Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. - M., 1976. - 333 с.

3 Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — M., 1964. - 159 с.

4 Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке. - M., 1968. - 103 с.

5 Арановсикй М. Симфонические искания. — Л., 1979. — 287 е., Структура музыкального жанра: современная ситуация в музыке // Музыкальный современник, вып.6. - M., 1987. - С. 5-44. и др. работы.

6 Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. - М., 2003. - 248 с.

7 Лобанова М: Музыкальный стиль и жанр. История и современность. - M., 1990. - 224с.

А.Коробовой1, О.Соколова2, М.Михайлова3, М.Старчеус4 и других. Так, например, книга М.Лобановой «Музыкальный стиль и жанр. История и современность», помогает осмыслить эволюционные процессы, происходящие с жанровым стилем; фундаментальный труд М.Арановского «Симфонические искания», помимо выявления исторических закономерностей в жанре симфонии, содержит ценные наблюдения по поводу конкретных композиторских маршей (в частности, в Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях Д.Шостаковича).

Изучение взаимодействия < бытовых и профессиональных жанров тесно связано с исследованиями в области семантики и стиля. Аспект жанровой семантики наиболее активно рассматривается' в работах М.Арановского5, И.Нейштадт6, А.Алыпванга7. Наблюдения ученых позволяют заметить и оценить, тенденцию к «знаковой» трактовке бытовых жанров в XX столетии.

В исследовании А.Коробовой «О функционировании отображенных жанров, в симфониях советских композиторов» выделено три содержательных функции, определяющих способ претворения первичного жанра в композиторском творчестве: 1) «изобразительная», когда композитором тщательно воспроизводится «жанровый стиль», часто с «имитацией контекста»; 2) функция «обобщения», когда основным становится не бытовая* сторона жанра, а раскрытый через него подтекст произведения; 3) функция «искажения», когда авторская трактовка основывается на деформации и смещении устоявшейся семантики жанра.

1 Коробова А. О функционировании отображенных жанров в симфониях советских композиторов. -Автореф. дисс. канд. иск. - Вильнюс, 1987. - 23 е.; Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. — М., 2007. — 173 е.; Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра. Автореф. дис. док. иск. - М., 2008. — 31 с.

2 Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. - Горький, 1977. -С. 12-58.

3 Михайлов M. Стиль в музыке. - Л., 1981.-262 е.; Этюды о стиле в музыке. - Л., 1990. -285 с.

4 Старчеус М. Новая жизнь жанровой традиции // Музыкальный современник, вып.6. - M., 1987. - С. 45-67.

5Арановский M. Музыкальный текст. Структура и свойства. - М., 1998. — 343 с.

6 Нейштадт И. Проблема жанра в современной теории музыки // Проблемы музыкального жанра, вып. 54. -М.,1981. -С. 3-20.

7 Альшванг А. Оперные жанры "Кармен" // Альшванг А. Избр. сочинения. - М., 1950. - С. 121-133

Градация, предложенная Коробовой, позволяет глубже понять особенности интерпретации марша в условиях разных подходов.

Среди источников, связанных непосредственно с маршем, преобладают работы справочного характера, дающие общее представление о жанре: краткую характеристику основных черт, классификацию наиболее распространенных жанровых подвидов и иногда небольшую историческую справку. Сюда относятся различные музыкальные словари и энциклопедические издания: «Музыкальная энциклопедия»1, «Музыкальный словарь» Г.Римана , «Большая Советская Энциклопедия» , «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»4, «Grove Dictionary of Music and musicians» (GDM)5 и другие. Краткой характеристике марша посвящены также отдельные разделы учебных пособий, таких как «Музыкальные жанры и основы музыкальных форм» В.Цуккермана6, «Анализ музыкальных п произведений» Л.Мазеля, В.Цуккермана, «О музыкальных жанрах» Т.Поповой8 и другие.

История формирования марша с разной степенью подробности затрагивается в «Музыкальной энциклопедии», в «Музыкальном словаре» Г.Римана, в «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» и «GDM». Более основательно предтечи жанра рассматриваются в зарубежных изданиях, в честности в «GDM».

Единственной работой в российском музыкознании, посвященной претворению марша в композиторском творчестве, является диссертационное исследование А.Наумова «Траурный марш: история и теория жанра»9, на основе которого издана книга «Двести лет траурного

1 Хоханян X. Марш // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. - М., 1976. - С. 463-467

2 Риман Г. Музыкальный словарь. — Москва - Лейпциг, 1886. — 818 с.

3 Большая Советская Энциклопедия. Т. 26. - М., 1954. - С. 407-408.

4 Die Musik in Geschichte und Gegenwart. - Kassel, 1963. - C. 1674-1680

5 Grove Dictionary of Music and musicians, T.ll. - London, 1980. - C. 650-654.

6 Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - M., 1964. - 159 с.

7 Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. - M., 1976. - 333 с.

8 Попова Т. О музыкальных жанрах. - M., 1981. - 128 с.

9 Наумов А.В. Траурный марш: история и теория жанра. А/р дис. канд. иск,- M. 2001. - 22 с. марша»1. Из названия видно, что автор рассматривает лишь одну разновидность жанра. Сильной стороной исследования, бесспорно, является обилие привлекаемого материала. Наумов обращается и к творениям крупнейших композиторов XVIII - XX веков, и к сочинениям малоизвестных музыкантов-любителей. Широкая панорама «жизни» траурного марша сочетается с попыткой систематизации жанра, которая помогает глубже разобраться в специфике трактовки марша. Так, автор выделяет несколько функционально-смысловых моделей: «марш-шествие», «марш-переживание», «марш-представление», «марш-повествование» и «марш-гротеск». Однако, обращаясь к истокам жанра, А.Наумов начинает рассматривать историю формирования траурного марша с периода Французской революции 1789 года, опуская все многообразие ранних форм бытования. Схожее по тематике диссертационное исследование принадлежит Richard.N. Burke (США) «The 'marche funebre' from Beethoven to Mahler»2 . Автор уделяет основное внимание траурным маршам в творчестве Бетховена, Листа и Малера.

Материалы третьей группы посвящены творчеству избранных композиторов и затрагивают марш исключительно в контексте отдельного авторского наследия. Здесь следует особо выделить монографические о исследования И. Барсовой «Симфонии Малера» , Mitchell D. «Gustav Mahler»4, М. Сабининой «Шостакович-симфонист»5, Л.Акопяна «Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества»6, М.Г. Арановского п

Возвращаясь к Шостаковичу» , А. Ивашкина «Чарльз Айвз и музыка XX о века» , содержащие важные биографические сведения, связанные с процессом создания того или иного произведения, а так же значительное

1 Наумов А.В. Двести лет траурного марша. - М., 2001. - 192 с.

2R.N.Burkc «The'Marche Funebre' from Beethoven to Mahler». - New York, 1991.-20 c.

3 Барсова И. Симфонии Малера. - М.,1975. - 496 с.

4 Mitchell D. Gustav Mahler. The Wunderhorn Years. - London, 1975. - 461 p.;

Mitchell D. Gustav Mahler. Songs and Symphonies of Life and Death. - London-Boston, 1985. - 659 c.; Mitchell D. Gustav Mahler. The Early Years. - Woodbridge, 2003. - 343 p.

5 Сабинина M. Шостакович - симфонист. - M., 1976.-477 с.

6 Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. - СПб., 2004. - 474 с.

7 Арановский М. Возвращаясь к Шостаковичу. - M., 2010. - 296 с.

8 Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. - М., 1991. — 455 с. количество привлеченных архивных материалов. Большой интерес

1 2 3 представляет так же ряд работ М. Арановского , И. Барсовой , К. Мейера , Т.Е. Лейе4, посвященных отдельным аспектам творчества Д. Шостаковича; С.

5 6 7

Павлишин , Н. Мурзиной , В. Кисина , посвященных творчеству Ч. Айвза. Немаловажную роль для более глубокого проникновения в авторский замысел играет эпистолярное наследие самих композиторов, в частности

8 9 письма Г.Малера и сборник «Д.Шостакович о времени и о себе» .

Структура работы состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка литературы, включающего 213 позиций, и приложений, содержащих нотные примеры и перечень основных произведений Г.Малера, Д.Шостаковича и Ч.Айвза, связанных с жанром марша. Первая глава адресована историческому становлению марша от истоков до середины XX века, а также некоторым теоретическим аспектам жанра. Последующие главы посвящены индивидуальным авторским воплощениям марша.

1 Арановский М. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век. - М., 1997. - С. 7-25; Арановсикй М.Г. Симфонические искания. — Л., 1979. — 287 с.

2 Барсова И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934 -1937 годы в жизни Д.Шостаковича//Д.Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. - СПб., 1996. - С. 121-140.

3 Мейер Кшиштоф. Шостакович. Жизнь, творчество, время. - СПб., 1998. - 559 с.

4 Лейе Т.Е. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича. Автореф. дисс. канд. иск. - M., 1971. - 16 с.

5 Павлишин С. Чарльз Айвз. - М., 1979. - 184 с.

6 Мурзина H.B. Принципы формообразования в крупных инструментальных сочинениях Ч. Айвза. Дис. канд. иск. - Нижний Новгород, 1999. - 184 с.

7 Кисин В. Музыкальная критика США о Чарлзе Айвзе// Музыкальная критика (теория и методика). - Л., 1984.-С. 87-95.

8 Густав Малер. Письма. - СПб., 2006. - 896 е.; Письма, воспоминания. - М., 1964. - 634 с.

9 Д. Шостакович о времени и о себе. 1926- 1975. - M., 1980.-375 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Никольская, Ольга Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что жанр марша - феномен, отличающийся, с одной стороны, чрезвычайной устойчивостью, с другой, -необыкновенной гибкостью, взаимодействуя с большим количеством разнообразных жанров, в том числе и с симфонией, принадлежащей к числу наиболее масштабных и сложных. Он развивался не только в исторической перспективе, эволюционируя от образцов прикладной военной музыки до развернутых симфонических произведений Г. Малера, Д. Шостаковича и Ч.Айвза, но и в смысловой плоскости, аккумулируя разнообразные жизненные реалии и культурные парадигмы. Таким образом, происходило взаимное обогащение жанров, экспликация их глубинных смыслов.

Образно-смысловые свойства марша в композиторском творчестве XX столетия складываются, на наш взгляд, из трех основных пластов. Первый пласт связан с самой природой жанра, с его прямым назначением, с его исторической памятью. Второй пласт составляет багаж ассоциаций, накопленных за период трехсотлетнего претворения жанра в композиторском искусстве. Композиторы часто намеренно или на подсознательном уровне привносят элементы, отсылающие слушателей посредством ассоциаций к известным композиторским маршам прошлого, что привносит в произведение дополнительные смыслы. Третий пласт складывается из индивидуального прочтения содержательного потенциала жанра, с учетом культурных и политических особенностей среды, окружающей автора.

На рубеже XIX — XX веков происходит заметный процесс перемещения композиторского внимания с очевидных свойств жанра на глубинные, вследствие чего в XX столетии жанр марша превращается в сложноорганизованную смысловую структуру, выступая проводником широкого спектра глубинных смыслов и ассоциаций. Марш оказался способен на ассоциативном уровне «вытягивать» достаточно широкий круг, сопряженных с ним ощущений и понятий, которые значительно углубляют содержательный план произведения. Такой ряд ассоциаций можно назвать «информационным» или смысловым полем жанра. В зависимости от авторского мировоззрения, от конкретного контекста происходит усиление одних и ослабление других его составляющих.

Так, в контексте грандиозных концепций Г. Малера востребованными оказываются такие ощущения, заложенные в марше, как пространственность, массовость и процессуальность. Наравне с особенностями тематизма, приемами развития, оркестровыми находками, включение маршевых эпизодов, а иногда просто отдельных элементов жанра, играет немаловажную роль в воссоздании образов огромных пространств, массовости и динамики.

Для Д. Шостаковича наиболее важной стороной смыслового поля марша становится «государственность». Проявление «феномена двойного смысла»1 часто сопряжено у композитора именно с маршевой сферой и преимущественно относится к области «агрессивных» маршей, в которых подспудно возникает ассоциация с безчеловечной государственной машиной. В траурных маршах почти всегда присутствует план, сопряженный с философскими размышлениями о законах бытия - жизни и смерти.

Марши Ч. Айвза — это часть реального звукового пространства небольших американских городков. С одной стороны для Айвза, как и для Малера, важной составляющей смыслового поля марша выступает пространственность. В отдельных оркестровых маршах - это пространство городских улиц, в более поздних симфонических произведениях - огромные пространства мироздания. С другой стороны марш в творчестве Айвза имеет тесную связь с повседневностью, выступая отражением реального хода событий окружающей действительности.

Порождаемый маршем ассоциативный ряд привносит в произведения особую смысловую множественность, способную создавать достаточно

1 Термин принадлежит И. Барсовой (Барсова И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей» 1934 -1937 годы в жизни Д.Шостаковича // Д.Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. - СПб, 1996. с. 128. яркие и определенные смысловые конструкции, через которые характеризуется «модус повествования» в каждом конкретном случае.

Г. Малер, Д.Шостакович, Ч.Айвз - представители трех различных национальных культур и социально-политических формаций. Однако при внешней разности их связывает особый философский взгляд на мир, особый дар подмечать то, что скрыто от обыденного взгляда. Есть и некоторые биографические и исследовательские факты, которые подтверждают их общность и взаимную заинтересованность. Так Малер всегда стоял в ряду самых любимых и глубоко почитаемых композиторов Шостаковича. В 1910 г. под руководством Г.Малера в Мюнхене состоялась премьера Третьей симфонии Айвза. А. Ивашкин в своем исследовании обнаруживает параллели между драматургией Пятнадцатой симфонии Д. Шостаковича и творческими методами Ч. Айвза в части привлечения цитат и аллюзий, особой временной многослойности симфонической ткани. Доналд Митчелл неоднократно указывает на общность Айвза и Малера в стремлении воссоздать музыкальными средствами особенности окружающего пространства. Особое отношение к жанру марша служит еще одним звеном, связывающим трех выдающихся художников.

Активное обращение к маршу крупнейших композиторов XX столетия, прежде всего таких, как Г. Малер, Д.Шостакович, Ч. Айвз, является, пожалуй, самым ярким свидетельством огромного смыслового потенциала жанра, во многом обусловленным его обширным внутренним, глубинным ассоциативным слоем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Никольская, Ольга Анатольевна, 2010 год

1. Аберт Г., 1980: Аберт Г. Моцарт. Ч. I, Кн. 2. -М.: Музыка, 1980. 637 с.

2. Аберт Г., 1990: Аберт Г. Моцарт. 4.II, Кн.2. М.: Музыка, 1990. - 568 с.

3. Акопян Л!,2004: Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М.: Практика, 1995. - 256 с.

4. Акопян Л., 2004: Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — 474 с.

5. Алыиванг А., 1950: Алыпванг А. Оперные жанры «Кармен» // Алыпванг А. Избр. сочинения. М.: Музыка, 1950. - С.121-133

6. Алыиванг А., 1970: Алыпванг А. П.И. Чайковский. М.: Музыка, 1970. -928 с.

7. Ансерме Э. 1976: Ансерме Э. Беседы о музыке. Л:: Музыка, 1976. — 112 с.

8. Античная музыкальная эстетика / Общая редакция В.П. Шестакова. -М.: Музгиз, 1960. 304 с.

9. Арановский М., 2010: Арановский М. Возвращаясь к Шостаковичу. — М.: Музиздат, 2010. 296 с.

10. Арановский М., 2009: Арановский М. Музыка и мышление // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 10 - 43.

11. Арановский М., 1997: Арановский М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича//Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997. - С. 213-251.

12. Арановский М., 1974: Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. -М.: Музыка, 1974. С. 90-129.

13. Арановский М., 1974: Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С.252-271.

14. Арановский М., 1997: Арановский М. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века // Русская музыка и XX век. -М.:ГИИ, 1997.-С.7-25.

15. Арановский М.,1979: Арановский М. Симфонические искания. Д.: Сов. композитор, 1979. - 287 с.

16. Арановский М., 1987: Арановский М. Структура музыкального жанра: современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып.6. -М.: Сов. композитор, 1987. С. 5-44.

17. Арановский М., 1998: Арановский М. Тезисы о музыкальной семантике // Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. - С. 315-342.

18. Асафьев Б., 1971: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: Книги 1 и 2. Д.: Музыка, 1971.-376 с.

19. Асафьев Б., 1982: Асафьев Б. О музыке XX века: Д.: Музыка, 1982. -199 с.

20. Барсова И., 2004: Барсова И. Из элиты в массы: особые случаи // Искусство XX века: элита и массы. Материалы научной конференции 2024 октября 2003 года. Нижний Новгород: НТК, 2004. - С. 219 - 229.

21. Барсова И., 1976: Барсова И. Малер // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. -М.: Сов. композитор, 1976. С. 414-420.

22. Барсова И., 1973: Барсова И. Малер в контексте времени // Советская музыка. 1973 № з. с. 69 - 77.

23. Барсова И., 1996: Барсова И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934 1937 годы в жизни Д.Шостаковича // Д.Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. - СПб.: Композитор, 1996.-С. 121-140.

24. Барсова И., 2006: Барсова И. Мир Густава Малера в зеркале его писем (Послесловие) // Густав Малер. Письма. — СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2006. С. 731 - 762.

25. Барсова И., 1975: Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. композитор, 1975. — 496 е., нот. ил.

26. Барсова И., 1984: Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — JL: Наука, 1986. С. 99-116.

27. Барсова И., 1994: Барсова И. «Трижды лишенный родины» // Музыкальная академия. 1994 № 1, С. 177-181.

28. Барт Р., 1987: Барт Ролан. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX веков: трактаты, статьи эссе. М.: МГУ, 1987. - С. 387- 422.

29. Бахтин М.М., 1979: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

30. Беляева-Экземплярская С., 1974: Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восприятия времени в музыке // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 303-329.

31. Бергер А., 1962: Бергер А. О выразительности музыки Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1962. - С. 348-373.

32. Березовчук Л., 1979: Березовчук JI. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов XX века (на материале сочинений Д.Шостаковича и И.Стравинского). Автореф. дисс. канд. иск. JL, 1979. - 22 с.

33. Березовчук Л., 1981: Березовчук JI. О восприятии элементов стиля прошлого в современном произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Л.: ЛГИТМиК, 1981. - С. 60-80

34. Блаукопф Г., 1994: Блаукопф Г. Малер, Жан-Поль и Первая симфония // Музыкальная академия. 1994 №1. - С. 175- 177.

35. Бонфелъд М., 2006: Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006. 648 с.

36. Бонфелъд М., 2009: Бонфельд М. Семантика музыкальной речи // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. Изд. 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - С. 82-141.

37. Бонфелъд М., 2004: Бонфельд М. Элитарное и массовое: компромиссы и конфликты // Искусство XX века: элита и массы. Материалы научной конференции 20-24 октября 2003 года. Нижний Новгород: НТК. - 2004, С. 5-12.

38. Брагина Н.1990: Брагина Н. Интонационный словарь эпохи и русская музыка начала XX века (аспекты жанрово-стилевого анализа). Автореф. дисс. канд. иск. Киев, 1990. - 17 с.

39. Варунц В. 1988: Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988.-80 с.

40. Васина-Гроссман В., 1966: Васина-Гроссман В., Романтическая песня XIX века. М.: Музыка, 1966. - 406 е., нот. ил.

41. Васина-Гроссман В., 1956: Васина-Гроссман В., Русский классический романс XIX века. М.: Академия наук, 1956. - 352 е., нот. ил.

42. Векслер Ю., 1998: Векслер Ю. Символика в музыке Альбана Берга. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1998. - 24 с.

43. Владимиров В., Оксер С., 1956: Владимиров В., Оксер С. Маршевая музыка // Музыкальная литература, вып.2. — М.: Гос. муз. издательство, 1956. С.59-115.

44. Вулъфиус П., 1974: Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. М.: Музыка, 1974. - 83 с.

45. Гергрлан Е., 1989: Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995. - 336 с.

46. Гессе Г., 1972: Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература зарубежных стран. 1972 №4. - С. 145-194.

47. Глебов И., 1975: Глебов И. «Воццек» Альбана Берга // Зарубежная музыка XX века. М.: Музыка, 1975. - С. 159-166

48. Гольденвейзер А., 1966: Гольденвейзер А. Тридцать две сонаты Бетховена. М.: Музыка, 1966. - 288 с.

49. Григорьева Г., 1989: Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989.-206 с.

50. Грубер Р., 1941: Грубер Р. История музыкальной культуры, Т.1: С древнейших времен до конца XVI века. Ч. 2. М. - JL: Музгиз, 1941. -514 с.

51. Грубер Р., 1953: Грубер Р. История музыкальной культуры. Т.2, 4.1. -М.: Музгиз, 1953. -486 е., нот. ил.

52. Грубер Р., 1959: Грубер Р. История музыкальной культуры. Т.2, 4.II. -М.: Музгиз, 1959. 452 е., нот. ил.

53. Данузер Г, 1994: Данузер Г. Малер сегодня — в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом // Музыкальная академия. 1994 № 1. -С. 140-151.

54. Дауноравичене Г, 1990: Дауноравичене Г. JI. Проблема жанра и жанрового взаимодействия в современной музыке (на материале творчества литовских композиторов 1975-1985 г.г.). Автореф. дисс. канд. иск. — Вильнюс, 1990. — 24 с.

55. Дворниченко О., 2006: Дворниченко О. Дмитрий Шостакович. Путешествие. М.: Текст, 2006. — 575 с.

56. Дебюсси и музыка XX века. JL: Музыка, 1983. - 247 с.

57. Делъсон В. 1971: Дельсон В. Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1971. - 247 с.

58. Делъсон В. 1973: Дельсон В. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. -М.: Сов. композитор, 1973. 287 с.

59. Дмитрий Шостакович в письмах и документах / Ред.-сост. И.А. Бобыкина. М.: Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки: Антиква, 2000. - 572 с.

60. Должанский А., I960: Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. JL: Музгиз, 1960. - 269 е., нот. ил.

61. Друскин М., 1974: Друскин М. Игорь Стравинский. JL: Сов. композитор, 1974.-221 с.

62. Дубинец Е., 2006: Дубинец Е. Made in the USA: Музыка — это все, что звучит вокруг. — М.: Композитор, 2006. — 413 с.

63. Дуков Е., 1983: Дуков Е. Социальное общение как фактор преобразования музыкального жанра. — Автореф. дисс. канд. иск. — М., 1983.-23 с.

64. Дурандина Е., 1985: Дурандина Е. Вокальное творчество Мусоргского. -М.: Музыка, 1985. 200 е., нот. ил.

65. Ефименкова Б., 1962: Ефименкова Б.Б. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. — М.: Музгиз, 1962. 54 с.

66. Житомирский Д., 1964: Житомирский Д. Р. Шуман. М.: Музыка, 1964. - 880 е., ил., нот. ил.

67. Ивашкин А., 1991: Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. М.: Сов. композитор, 1991. - 455 с.

68. Исхакова С., 1998: Исхакова С. «Неклассическое» звуковое пространство: музыкальная композиция начала XX века в контексте идей времени. Автореф. дисс. канд. иск. - М., 1998. - 25 с.

69. Кадцын JJ., 1996: Кадцын J1. Жанры: природа, типология, концептуальность // Художественные жанры: история, теория, трактовка. -Красноярск: КГИИ, 1996. С. 3-15.

70. Кашина Н., 1984: Кашина Н. Жанр как эстетическая категория. М.: Знание, 1984.-64 с.

71. Кириллина Л., 2009: Кириллина J1.B. Бетховен. Жизнь и творчество. T.I. -М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 536 с.

72. Кириллина Л., 2009: Кириллина J1.B. Бетховен. Жизнь и творчество. Т.П. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. - 596 с.

73. Кисин В., 1984: Кисин В.Р. Музыкальная критика США о Чарльзе Айвзе// Музыкальная критика (теория и методика). JL: ЛТК, 1984. - С. 87-95.

74. Кон Ю., 1994: Кон Ю. О «банальности» тематизма Малера // Музыкальная академия. 1994 № 1. - С. 157-160:

75. Конен В., 1975: Конен В.Д. Музыкально-творческие виды XX века // Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М.: Музыка, 1975. - С. 427-469.

76. Конен В., 1997: Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. - 640 с.

77. Конен В., 1965: Конен В.Д Пути развития американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. М.: Музыка, 1965. -525 с.

78. Конен В., 1994: Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. — М.: Музыка, 1994. 160 е., нот. ил.

79. Конное В., 1988: Коннов В., Песни Гуго Вольфа. М., 1988, 96с., нот. ил.

80. Коробова А., 1987: Коробова А. О функционировании отображенных жанров в симфониях советских композиторов. Автореф. дисс. канд. иск. -Вильнюс, 1987.— 23 с.

81. Коробова А., 2008: Коробова А.Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории истории жанра. Автореф. дисс. док. иск. М., 2008. -31 с.

82. Коробова А., 2007: Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. — М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. 173 с.

83. Краткий философский словарь / Под ред. А. Алексеева. — М.: РГ-Пресс, 2009.-496 с.

84. Крауклис Г., 1987: Крауклис Г. Вагнер и программный симфонизм XIX века // Р. Вагнер. М.: МГК, 1987. - С. 76-95.

85. Крауклис Г., 1974: Крауклис Г. Симфонические поэмы Ф. Листа. — М.: Музыка, 1974.-142 с.

86. Лаул Р., 1996: Лаул Рейн. Музыка Шостаковича в контексте большевистской идеологии и практики. Опыт слушания // Д.Д.Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. СПб.: Композитор, 1996. - С. 141-157.

87. Левашева О., 1988: Левашева О. М:И. Глинка, кн. 2. М.: Музыка, 1988. - 352 с. ил., нот. ил.

88. ЛевикБ. 1978: Левик Б. Р. Вагнер. М.: Музыка, 1978. - 447 с.

89. Лейе Т., 1971: Лейе Т.Е. Музыкальные жанры, их значение в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича. Автореф. дисс. канд. иск. -М., 1971.-16 с.

90. Лейе Т., 1972: Лейе Т.Е. О музыкальном жанре и различных видах «обобщения через жанр» // Вопросы музыковедения: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. — Вып. 1, М., 1972. - С. 5-27.

91. Лейтес Р. 1968: Лейтес Р. Драматургические особенности оперы Верди «Отелло». М.: Музыка, 1968. - 99 с.

92. Ливанова Т., 1940: Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789года. Нотные примеры. М.- Л.: Музгиз, 1940. — 323 с.

93. Лобанова М., 1990: Лобанова В. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. - 312 е., нот. ил., табл.

94. Любовский Н., 1989: Любовский Н. Хорал и хоральность в западноевропейской инструментальной музыке XIX века. Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1989. - 26 с.

95. Мозель Л.,1971: Мазель Л. Исследования о Шопене. М.: Сов. композитор, 1971. - 248 е., нот. ил.

96. Мазель Л, 1962: Мазель Л. О стиле Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1962. - С. 3-23.

97. Мазель Л., 1982: Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. - 328 с.

98. Мазель Л., Цуккерман В., 1967: Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1976. - 333 с.

99. Малер Г., 1964: Малер Г. Письма, воспоминания / Составитель И. Барсова. Пер. с нем. С. А. Ошерова. — М.: Музыка, 1964. 634 с.

100. Малер Г., 2006: Густав Малер. Письма / Общая редакция И:А. Барсова. -СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2006. 896 с.

101. Малкина Г., 1994: Малкина Г. Малер Ницше: неожиданные переклички // Музыкальная академия. - 1994 № 1. - С. 172-174.

102. Малкова М., 1996: Малкова М.В. О некоторых трудностях в изучении ключевых свойств жанра // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Тезисы докладов международной научной конференции -Красноярск: КГИИ, 1996. С. 15-26.

103. Маркус С., 1968: Маркус С. Романтизм и борьба эстетических направлений // Маркус С. История музыкальной эстетики, Т.2. М.: Музыка, 1968. - С. 9-48.

104. Мартынов И., 1974: Мартынов И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. -М.: Музыка, 1974. 560 с.

105. Марш II Большая Советская Энциклопедия. Т. 26. М.: Гос. научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1954. - С. 407-408.

106. Медушевский В., 1976: Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 е., нот. ил.

107. Митчелл Д., 1994: Митчелл Д. Мир его симфоний // Музыкальная академия. 1994 № 1. - С. 182-187.

108. Михайлов М., 1981: Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. -264 е., нот. ил.

109. Михайлов М., 1990: Михайлов М. Этюды о стиле в музыке. Л.: Музыка, 1990. - 285 е., нот. ил.

110. Музыка французской революции XVIII века. Бетховен. М.: Музыка, 1976. - 343 е., нот. ил.

111. Музыка янычар. http://turkey-info.ru/music/yenicerimusic.html 19.02.2010

112. Музыкальная культура США XX века. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2007. 480 с.

113. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. — М.: Музыка, 1971.-688 с.

114. Мурзина Н., 2000: Мурзина Н.В. Принципы формообразования в крупных инструментальных сочинениях Ч. Айвза. Автореф. дисс. канд. иск. М., 2000.-21 с.

115. Мурзина Н., 1999: Мурзина Н.В. Принципы формообразования в крупных инструментальных сочинениях Ч. Айвза. Дис. канд. иск. -Нижний Новгород, 1999. 184 с.

116. Назайкинский Е., J972: Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. -М.: Музыка, 1972. 383 с.

117. Назайкинский Е., 2003: Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

118. Налётова И., 1981: Налётова И. К проблеме анализа сложных масштабных жанров как целого. Выявление единицы исследования // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54.-М., 1981.-С. 21-37.

119. Наумов А., 2001: Наумов А.В. Двести лет траурного марша. М.: Московская гос. консерватория, 2001. - 192 е., с ил., нот. ил.

120. Наумов А., 2001: Наумов А.В. Траурный марш: история и теория жанра. Автореф. дис. канд. иск. — М., 2001. 22 с.

121. Нейштадт И, 1981: Нейштадт И. Проблема жанра в современной теории музыки // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54.-М., 1981.-С. 38-53.

122. Неф К., 1938: Неф К. История западно-европейской музыки. М.: Музгиз, 1938.-304 с.

123. Никитина Л., 1991: Никитина Л. Советская музыка. История и современность. М.: Музыка, 1991. - 277 с.

124. Никкельс Э., 1994: Никкельс Э. Малер и Ницше// Музыкальная академия. 1994 № 1. - С. 169 - 171.131 .Николаева Н., 1971: Николаева Н. Бетховен и новые стилистические явления в музыке XIX века // Бетховен, вып.1. М.: Музыка, 1971. - С. 276-298.

125. Орджоникидзе Г., 1962: «Мимолетности» С. Прокофьева// Черты стиля Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1962. - С. 139 - 179.

126. Орджоникидзе Г., 1967: Орджоникидзе Г. Оперы Верди на сюжеты Шекспира. М.: Музыка, 1967. - 325 с.

127. Орлов В., 2004: Орлов В. Прокофьев и эстетика советских массовых празднеств // Искусство XX века: элита и массы. Материалы научной конференции 20-24 октября 2003 года. Нижний Новгород: НТК. -2004, С. 18-29.

128. Попова Т., 1981: Попова Т. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981.- 128 с.

129. Риман Г., 1886: Риман Г. Музыкальный словарь. М. - Лейпциг: П. Юргинсон, 1886. - 860 с.

130. Редепеннинг Д., 1994: Редепеннинг Д. Малер и Шостакович // Музыкальная академия. 1994 № 1. - С. 164-169.

131. Розеншильд К, 1975: Розеншильд К. Густав Малер. М.: Музыка, 1975.- 207 е., нот. ил.

132. Румянцев С., 2003: Румянцев С.Ю. Книга тишины. Звуковой образ города. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 246 с.

133. Ручьевская Е., 1966: Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. М.-Л.: Музыка, 1966. - С. 65-110.

134. Ручьевская Е., 1960: Ручьевская Е.А. Слово и музыка. Л.: Музгиз, 1960. -56 с.

135. Ручъевская Е., 1977: Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977.- 160 с.

136. Сабинина М., 1977: Сабинина М. Дебюсси // Музыка XX века. Очерки, 41, Kh.II. М.: Музыка, 1977. - С. 238-274.

137. Сарабъянов Д., 2001: Сарабьянов Д. Модерн: история стиля. М.: Галарт, 2001.-344 с.

138. Семенов А., 2003: Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М., 2003, 704 с.http://evartist.narod.ru/textl 5/001 .htm, 19.07.2008.

139. Сигида С., 2002: Сигида С. Американская пятерка // Музыкальная академия. 2002 № 3. - С. 197-209.

140. Скребков С., 1973: Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. - 448 с.

141. Скребкова-Филатова М, 1981: Скребкова-Филатова М. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке // Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54. - М., 1981. - С.38-53.

142. Соколов О., 1977: Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1977. - С.12-58.

143. Соколова О., 1991: Соколова О. Симфонизм Чарльза Айвза. Автореф. дис. кадн. иск. -М., 1991. 19 с.

144. Соколова О., 1987: Соколова О. Проблемы полистилистики и творчество "Чарльза Айвза // Традиционное и новаторское в современной музыке. М.: МГК, 1987. - С. 83-96

145. Соллертинский И., 1956: Соллертинский И. Музыкально-исторческие этюды. — JL: Музгиз, 1956. 362 е., нот. ил.

146. Сохор А., 1981: Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. — 293 с.

147. Сохор А., 1974: Сохор А. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления. — М.: Музыка, 1974. С. 59-74.

148. Сохор А., 1975: Сохор А. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. композитор, 1975. - 204 с.

149. Сохор А., 1971: Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М.: Музыка, 1971. С. 292-309.

150. Сохор А., 1968: Сохор А. Эстетическая природа* жанра в музыке. М.: Музыка, 1968:- 103 с.

151. Старчеус М., 1987: Старчеус М. Новая жизнь жанровой традиции // Музыкальный современник. Вып.6. М.: Сов. композитор, 1987. - С.45-68.

152. Степанова И., 2007: Степанова И. К 100-летию Шостаковича. Вступая в век второй: споры продолжаются. М.: Фортуна ЭЛ, 2007, 320 с. с ил.

153. Сусидко И., 1988: Сусидко И.П. Музыкальная драма Глюка в контексте культуры эпохи Просвещения. Дис. канд. иск. М., 1988. - 188 с.

154. Тараканов М., 1977: Тараканов М. Малер // Музыка XX века. Очерки. 41, Kh.II. -М.: Музыка, 1977. С. 157-198.

155. Тараканов М., 1976: Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. — М.: Сов. композитор, 1976. 560 е., нот. ил.

156. Тараканов М., 1987: Тараканов М. О методологии анализа музыкальных произведений (К проблеме соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987.-С. 31-71

157. Тараканов М., 1991: Тараканов М. Прокофьев: легенды и действительность // Сергей Прокофьев. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1991. — С. 3-15.

158. Тараканов М., 1997: Тараканов М. С. Прокофьев: многообразие художественного сознания // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997. -С. 185-213.

159. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова, http://slovari.vandex.ru/dict/ushakov, 19.07.2008.

160. Фарбштейн А., 1973: Фарбштейн А. Теория Реализма и проблемы музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1973. - 236 с.

161. Фасмер М., 1986: Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка, Т. 2. -М.: Прогресс, 1986. 672 с.

162. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.17в.Флорос К., 1994: Флорос К. Мировоззрение и симфонизм Малера // Музыкальная академия. 1994 № 1. - С. 152-156.

163. Фортунова А., 2007: Фортунова А. Балеты Д.Д. Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х первой половины 1930-х годов. Автореф. дисс. канд. иск. - Нижний Новгород, 2007. - 26 с.

164. Хентова С., 1985: Хентова С. Шостакович: жизнь и творчество, в 2-х т. Т.1. JI. Сов. композитор, 1985. - 544 е., ил., нот., ил.

165. Хентова С., 1985: Хентова С. Шостакович: жизнь и творчество, в 2-х т. Т.2. — JL: Сов. композитор, 1986. 623 е., ил., нот. ил.

166. Холопов Ю., 1997: Холопов Ю. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997. - С. 433-461.

167. Холопова В., Холопов Ю., 1984: Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1984. - 319 с.

168. Холопова В., 1971: Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. - 304 с.

169. Холопова В., 2001: Холопова В. Музыкальное содержание: зов культуры науки - педагогики // Музыкальная академия. — 2001 №2. - С. 34-42

170. Холопова В., 1962: Холопова В. Несколько наблюдение над ритмикой Шостаковича// Черты стиля Шостаковича. -М.: Сов. композитор, 1962. -С. 283-309.

171. Холопова В., 2002: Холопова В. Область бессознательного в восприятии музыкального содержания. М.: Преет, 2002. - 23 с.

172. Холопова В., 1997: Холопова В. Ритмические новации // Русская музыка и XX век. М.: ГИИ, 1997. - С.553-589.

173. Хомский Н., 1972: Хомский Ноам. Аспекты теории синтаксиса. -Благовещенск: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1999. 258 с.

174. Хомский Н., 1999: Хомский Ноам. Язык и мышление // Хомский Н. Язык и мышление. Язык и проблемы знания. Благовещенск: БГК Им. И. А. Бодуэна Де Куртенэ, 1999. - С. 10 - 121.

175. Хоханян X., 1976: Хоханян X. Марш // Музыкальная энциклопедия. -Т.З. М.: Сов. композитор, 1976. - С. 463-467.

176. Хохловкина А., 1960: Хохловкина А., Берлиоз. М.: Музгиз, 1960. -547 е., нот. ил.

177. Цой Ён-Гиль, 2004: Цой Ён-Гиль Черты стиля Д.Д.Шостаковича: итоги и проблемы изучения в советском и российском музыкознании. Автореф. дис. канд. иск. СПб., 2004. - 27 с.

178. Цуккерман В., 1980: Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. М.: Музыка, 1980. - 296 с.

179. Цуккерман В., 1964: Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964. — 159 е., нот. ил.

180. Цуккерман В., 1970: Цуккерман В. О двух противоположных принципах слушательского раскрытия музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. — М.: Музыка, 1971.-С. 8-25.

181. Цуккерман В., 1947: Цуккерман В. Произведения для духового оркестра // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. - М.-Л.: Музгиз, 1947. - С. 277-319.

182. Шаймухаметова Л., 2000: Шаймухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме. Автореф. дисс. док. иск. — М., 2000. 44 с.

183. Шаповалова П., 1987: Шаповалова Л. О взаимодействии внутренней и внешней формы в исторической эволюции музыкальной жанровости. Автореф. дисс. канд. иск. Киев, 1984. - 23 с.

184. Шестаков В., 1975: Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. — М.: Музыка, 1975. — 351 с.

185. Шнеерсон Г., 1970: Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1970. - 576 е., нот. ил.

186. Шостакович Д., 1980: Д. Шостакович о времени и о себе. 1926 — 1975. — М.: Сов. композитор, 1980. 375 с.

187. Янычарская музыка. http://dic.academic.m/dic.nsf7enc music/8969/ 19.02.2010

188. Ярустовский Б., 1966: Ярустовский Б. Симфонии о войне и мире. М.: Наука, 1966.-368 с.

189. Burke R.N., 1991: Burke R.N. The 'marche funebre' from Beethoven to Mahler New York: CUNY, 1991. - 20 p.

190. Burkholder J. P. 1985: Burkholder J. P. Charles Ives The ideas behind the music. New Haven: Yale University Press, 1985. - 166 p.

191. Cooke D., 1980: Cooke D. Gustav Mahler, an introduction to his music. -London: FABER & FABER, 1980. 127 p.

192. Marsch II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel: Barenreiter, 1963.-P. 1674-1680.

193. Feder S., 1992: Feder Stuart Charles Ives «My father's song»: A psychoanalytic biography. New Haven: Yale University Press, 1992. - p. 396

194. Gustav Mahler. Vienna: triumph end disillusion (1904 1907), Volume 3. -Oxford: University press, 1999. - 1000 p.

195. March // Grove Dictionary of Music and musicians, T.ll. London: Macmillian, 1980.-P. 650-654.

196. Mitchell D., 1975: Mitchell D. Gustav Mahler. The Wunderhorn Years. -London: FABER and FABER LTD, 1975. 461 p.

197. Mitchell D., 1985: Mitchell D. Gustav Mahler. Songs and Symphonies of Life and Death. London, Boston: FABER and FABER, 1985. - 659 p.

198. Mitchell D., 2003: Mitchell D. Gustav Mahler. The Early Years. -Woodbridge: The Boydell Press, 2003. 343 p.

199. Tiersot J., 1930: Tiersot J. La musique au temps romantiques. Paris: Chants du monde, 1930.-486 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.