Жанровое своеобразие и художественный мир произведений Бориса Укачина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Киндикова, Альбина Викторовна

  • Киндикова, Альбина Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 189
Киндикова, Альбина Викторовна. Жанровое своеобразие и художественный мир произведений Бориса Укачина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Казань. 2003. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Киндикова, Альбина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.3-

ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ БОРИСА УКАЧИНА

§ 1. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПОЭЗИИ Б.УКАЧИНА.15

§ 2. ЛИРИЧЕСКИЕ И ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Б.УКАЧИНА.36

§ 3. ПУБЛИЦИСТИКА БОРИСА УКАЧИНА.61

ГЛАВА И. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА УКАЧИНА

§1. ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА И ЕГО ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.78

§2. ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Б.УКАЧИНА.98

ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЙ

БОРИСА УКАЧИНА .126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровое своеобразие и художественный мир произведений Бориса Укачина»

Жанровое своеобразие творчества писателя и его художественный мир - один из наиболее актуальных вопросов современного литературоведения, приобретающий важное значение в молодых национальных литературах. Данная проблема имеет как теоретическое, так и историко-литературное значение. Главные атрибуты мастерства писателей: их неповторимый творческий мир, внутреннее содержание произведения, национальный контекст художественных процессов и т.д. долгое время оставались в тени. Основное внимание уделялось идейно-тематическим поискам художников. Лишь изучение поэтических миров отдельных писателей, установление форм связи с художественной картиной всей литературы народа может воссоздать ясную перспективу актуализации образного потенциала словесной культуры нации.

История литературы любого народа складывается из творчества наиболее ярких, внесших весомый вклад в национальное художественное мышление представителей, без осмысления их вклада немыслима история культуры народа, целых регионов и всей страны. Необходимость изучения творчества отдельных писателей малочисленных народов вызывается еще и тем обстоятельством, что в молодых литературах, как и во всей литературе Российской Федерации, есть художники, которые определяют лицо своей литературы и вносят существенный вклад в его эстетический опыт. Таким ярким, талантливым представителем алтайской литературы является Борис Укачин.

В истории алтайской литературы XX века ждут должной оценки и своего заслуженного места яркие мастера слова, как Л.В.Кокышев, Э.М.Палкин, А.О.Адаров, Д.Б.Каинчин, К.Ч.Телесов и др., чье творчество еще не получило серьезного историко-культурного и теоретического осмысления исследователей-литературоведов. Но творчество современного поэта, прозаика и публициста Бориса Укачиновича Укачина представляет особый научный интерес. Его литературное творчество по своему объему, содержанию, многообразию и богатству жанрово-видового состава и приверженности национальным художественным традициям, интенсивности новаторских поисков является одной из ярких страниц всей алтайской литературы.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка системного изучения творчества Б.Укачина в его эволюционном развитии, нового подхода к выявлению его роли и места в истории алтайской литературы, проследить мировоззрение, жанровое своеобразие его произведений. В алтайском литературоведении пока нет работы комплексного характера, в котором творчество писателя изучалось бы в движении, в сравнении с другими литературами, в их взаимодействии и взаимовлиянии. Впервые творческие достижения Б.Укачина станут объектом комплексного научного исследования.

Приступая к изучению богатого и самобытного творчества писателя, автор исходит прежде всего из важности и актуальности ее в настоящее время, когда в алтайском литературоведении с именем Бориса Укачина все чаще связывают вопрос о классиках алтайской литературы. Такая постановка вопроса - не столько результат выводов литературной критики, сколько вытекает из популярности произведений писателя, их высокой художественности.

Историю алтайской литературы и в целом культуры второй половины XX века невозможно представить без его имени. Своей активной творческой деятельностью он вносит весомый вклад в развитие литературы и культуры народов Российской Федерации.

Борис Укачин (1936) начал писать будучи учеником областной национальной школы Республики Алтай. Первый сборник стихов «Долдор» («Дороги») опубликован в 1960 году. В 1967 году окончил Литературный институт им. A.M. Горького. В настоящее время он автор более 30 книг на стихи, поэмы, баллады, очерки, статьи, рассказы, повести. Его произведения переводятся на тувинский, киргизский, якутский, французский, немецкий и другие языки. В свою очередь Укачин является переводчиком, познакомивший алтайского читателя с творчеством К.Д.Ушинского, М.Ю.Лермонтова, Л.Кассиля, Ч.Т.Айтматова, восточных поэтов и т.д. Является членом Союза писателей с 1964 года.

Б.Укачин продолжил и развил национальные традиции, заложенные еще в конце XIX- начале XX веков М.В.Чевалковым, М.В.Мундус-Эдоковым, П.А.Чагат-Строевым П.В.Кучияком и др. писателями. На формирование всего творчества Укачина влияли общественные процессы, происходящие в стране в различные периоды ее развития и, как талантливый писатель, он нашел разнообразные приемы и способы воссоздания правды жизни, тем самым, способствуя развитию художественных традиций современной алтайской литературы.

Деятельность и творчество Б.Укачина занимают значительное место в современном национальном литературном процессе, ибо в его творчестве находят отражение существенные искания и достижения алтайских писателей с 1960-х годов XX века и до наших дней.

Степень изученности темы. В алтайском литературоведении до настоящего времени не создано целостного исследования, посвященного творчеству Б.Укачина. Имеющиеся статьи носят обзорно - публицистический характер, отсутствуют серьезные литературоведческие труды, опирающиеся на солидную теоретико-методологическую базу, посвященные анализу отдельных аспектов творчества писателя, своеобразия его художественного метода. Несмотря на то, что его имя фигурирует почти во всех обзорах современной алтайской литературы и дана общая оценка его творчеству в работах по истории и теории алтайской литературы, отсутствуют самостоятельные исследования его лирики, прозы, публицистики. Одна из главных причин слабой изученности творчества Б.Укачина обусловлена тем, что исследователи зачастую ограничивались пересказом содержания, анализом явлений, лежащих на поверхности.

Творческий путь Б.Укачина условно подразделяется на два периода. I этап (1960-70-е г.г.) — становление творческой манеры, выработка доминант, определяющих стилевое единство будущих произведений, выявление жанровых предпочтений, поиск собственной темы и мотивов в творчестве. Это стадия ученичества и становления мировоззрения. В данный период доминирует поэзия. II период - (с середины 1970-х по настоящее время) характеризуется появлением устойчивых черт поэтики. В эти годы создаются и совершенствуются не только жемчужины поэзии, но и появляются прозаические произведения.

Критиков, большая часть которых сами являются поэтами и писателями (А.Адаров, А.Коптелов, Ш.Шатинов) в творчестве Б.Укачина в ранний период особенно привлекала социальная пафосность и приверженность лирического героя к высоким идеалам, нежели их философская глубина и эмоционально-художественное богатство. Между тем о значительности вклада Б.Укачина в развитие не только алтайской, но и советской многонациональной литературы заговорила центральная пресса в лице известных литературоведов М.Бочарова, Г.Ломидзе, П.Ульяшова2 и других.

В 70-е годы предметом исследовательского интереса в алтайской литературе становится преимущественно жанр рассказа как наиболее мобильный и отвечающий эстетическим требованиям времени. В трудах ученых складывается достаточно подробная картина жанрового своеобразия рассказов, их генезис, выявляются структурные и идейно-тематические

1 Адаров А. Поэзия керегинде // Алтайдын чолмоны.- 1957.- 10 октябрь; он же Поэттин алтамдары // Укачин Б. Аргымактын маны.- Горно-Алтайск, 1973, С. 5-6.; Шатинов Ш. Туулар ла улус // Алтайдын чолмоны.-1969.- 8 июль; Коптелов А. Поэты Горного Алтая // Песни голубых долин.- Горно-Алтайск, 1963, -С. 3-29 и др.

Ломидзе Г. Чувство Родины, чувство единства: О многонациональной советской литературе // Литературная газета.- 1975.- 9 апрель; он же Зрелость молодости: Литературное обозрение И Правда.- 1977.29 ноябрь; Ульяшов П. Сквозь эпос и сказанья // Литературная газета.- 1980.- 8 октябрь; Бочаров М. На путях к зрелости II Октябрь,- 1973.- № 11, С. 148. особенности. Отдельные литературоведческие проблемы, связанные с исследованием местной прозы, стали предметом внимания и в ряде работ алтайских критиков. Р.А.Палкина обратила внимание на недостатки, встречающиеся в прозаических произведениях Б.Укачина, в частности: излишнее увлечение фактографической стороной материала, которое иногда недостаточно художественно осмыслено и переработано, не имеется «адекватного художественного выражения»1.

М.Ломунова в статье «Ветвь горного кедра» наряду с другими прозаиками дала высокую оценку повестям Б.Укачина: «И проза, и поэзия писателя — исповедальны. Его письмо - жесткое. Но нет нарочитого нагнетания мрака. Тон очень сдержан, потому и речь обладает большой силой воздействия»2.

Г.Кондаков рассматривая миниатюры Б.Укачина, назвал этот жанр «поэтической вселенной» и признаком «возросшего литературного мастерства, своеобразной реакцией на многословие, описательность, фольклорную и этнографическую перенасыщенность»3.

В 1980-е годы появляются небольшие статьи в центральных газетах и журналах, посвященные зрелому периоду творчества Б.Укачина (В.Михановский, Нафи Джусойты, П.Ульяшов, И.Фатин и др.)4. В частности, В.Михановский в статье «Высокие звезды», опубликованной в газете «Литературная Россия» (14 март, 1980), задается вопросом, почему же Укачин, заявивший о себе в свое время как поэт с собственным оригинальным видением мира, вдруг обратился к прозе? И считает, что это связано с возрастанием жизненного опыта, углублением мировоззрения. Нафи Джусойты через «Литературную газету» (1980, 26 март) обратился с

1 Палкина Р.А. Об особенностях развития алтайской прозы на современном этапе // Актуальные вопросы современной алтайской литературы.- Горно-Алтайск, 1975. -С. 98.

2 Ломунова М. Ветвь горного кедра // белые цветы иван-чая (очерки о советских писателях).-М.: Современник, 1986.-С.262.

3 Кондаков Г.В. Поэтическая вселенная. Заметки об алтайской миниатюре // Актуальные проблемы современной алтайской литературы.- Горно-Алтайск, 1995.

4 Михановский В. Высокие звезды // Литературная Россия, 14 март, 1980; Нафи Джусойты Письмо Б.Укачину // Дружба народов, 26 март, 1980; П.Ульяшов Сквозь эпос и сказанья // Литературная газета, 8 октябрь, 1980; s письмом лично к Б.Укачину подчеркивая то, что его стихотворные высказывания просты и благородны, насыщены искренними переживаниями, а не наигранным чувством. Высокое лирическое волнение и публицистический пафос органично присущи его лучшим стихам, естественный тон сохраняется в беспримесной чистоте. И эти свойства таланта, художественной личности создают единый, цельный, своеобразный мир».

В 70-80-е годе поэзия Б.Укачина активно переводится на многие языки. Г.В.Кондаков в своей монографической работе «Магнитное поле поэта» (1976), посвященной идейно-художественным связям русской и алтайской поэзии, обращается к переводам произведений Б.Укачина. Исследуя переводческую деятельность Б.Слуцкого, он подчеркивал, что переводчик сохраняет наивность, угловатость стихотворных рассказов и раздумий поэта, стремиться уловить и передать не только дух, главное настроение, основную мелодию, но и старается расцветить ее, выявить оттенки чувства и переживания, что опять же достигается посредством слова, стилистически окрашенного, колючего, ершистого1.

С 1990-х годов по сегодняшний день интерес к алтайской литературе вообще, к личности и творчеству Укачина в частности, заметно возрастает. Статьи Г.В.Кондакова, С.С.Каташа, В.И.Чичинова, Р.А.Палкиной, Н.М.Киндиковой , посвященных алтайской литературе, обратили свой взор и на некоторые. произведения Б.Укачина: наметили пути изучения художественного мира писателя, проблематики его произведений и мастерства. В поздний период наблюдается усиление научного анализа, приобретает новый размах публицистика с глубокими смысловыми оппозициями, отражающие реалии алтайской жизни (самосознание народа,

1 Кондаков Г.Н. Магнитное поле поэта.-Барнаул, 1976.

2 Кондаков Г.В. Магнитное поле поэта.-Барнаул, 1976; Каташ С.С. Литературные портреты.-Горно-Алтайск, 1971; Чичинов В.И. Адрес поэзии - Горный Алтай.- Горно-Алтайск, 1976; Папкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири.- Горно-Алтайск, 1979; Киндикова Н.М. Эволюция образной системы в алтайской лирике.- Горно-Алтайск, 1989; ее же Раздумья об алтайской литературе (Соавтор Каташев С.М.).- Горно-Алтайск, 1992 (на алт.яз.); ее же Поэтика современной алтайской лирики.- Горно-Алтайск, 1994 (на алт. яз); ее же Алтайская литература в новом прочтении.- Горно-Алтайск, 1998 (на алт. яз). сохранение нации, языка, культуры). В первую очередь следует отметить монографические работы исследователя алтайской литературы Н.М.Киндиковой, где раскрывается своеобразие современных алтайских поэтов, в частности, уделяется особое внимание творчеству Б.Укачина. В книге «Поэтика современной алтайской лирики» (1994, на алт. яз.) рассматривается лирика поэта в контексте алтайской литературы XX века. Исследователь утверждает, что алтайские поэты, в частности Б.Укачин и Б.Бедюров, в своих творческих поисках возвращаются к национальному мировоззрению алтайца1.

Самую большую группу в исследованиях творчества Б.Укачина составляют статьи и критические отзывы, представляющие собой рецензии, носящие биографический, описательный или библиографический характер (Ал.Михайлов, М.Ломунова, В.Дементьев, И.Макаров и другие)2. Так, например, В.Дементьев пишет, что собственно проза Укачина представляет собой страстный монолог о своем времени, о времени трудном и героическом. Монолог честного человека, не боящегося смотреть правде в глаза, говорить то, что он сам видел, что сам пережил, А.Макаров отмечает, что определяющей чертой личного дара Укачина является способность говорить о высоком и нравственном не общими понятиями, а живыми образами, чувствуя и понимая драматизм жизни, любить эту жизнь в ее движении, в неистощимой ее красоте. Однако авторы этих статей, содержащих много свежих и глубоких мыслей, лишь подходят к решению вопроса о творческом мастерстве писателя, ибо не охватывают многих аспектов проблемы, а те аспекты, которые рассматриваются в статьях, получают подчас предварительное решение.

О его мастерстве хорошо высказался литературовед В.И.Чичинов в статье «Календарь души Бориса Укачина»3: «.его творческий путь —

1 Киндикова H.M. Поэтика современной алтайской лирик» (на алт.яз.).- Горно-Алтайск, 1994.- С.19.

2 Ал.Михайлов, В.Дементьев, И.Макаров И это все о нем // ЗА, 1996, февраль; МЛомунова Рассветы Алтая //ЗА, 1996, февраль.

3 Чичинов В.И. Календарь души Бориса Укачина // ЗА, 1996, февраль. движение к себе, освобождение от прямых влияний. Его путь к мастерству — познание себя в контакте времени, затем исторического опыта народа и снова в обществе других. Так рождается высокая точка зрения на жизнь, так появляется в его поэзии взгляд с высоты исторической, высоты нравственной, так рождается «одно из коренных свойств его поэзии -способность задавать вопросы, взращивать обобщающую мысль, искать смысл человеческой жизни» (А.Урбан)».

Наиболее верно уловил определяющую черту творчества Б.Укачина стиховед Н.Н.Тобуроков, говоря, что У качин относится к тем поэтам, которых нельзя определить однозначно как лирика, или как публициста, или как поэта-песенника и т.д1. То и другое у него присутствует почти одинаково. С этим мнением исследователя трудно не согласиться.

Приведенные примеры показывают, что критики приходят к выводу о том, что Б.Укачин - прежде всего мастер поэзии, и что его рассказы и повести способствуют развитию поэтического дарования.

Обращаясь к критике в целом, можно сказать, что авторы высказали ряд ценных суждений об идейном содержании и художественном мастерстве Б.Укачина. Однако, имеющиеся работы не исчерпывают всего многообразия вопросов, связанных с изучением творчества писателя.

Во-первых, многие суждения, высказанные в газетных и журнальных статьях, не нашли должного обоснования на широком фоне творчества поэта, что объясняется не только рамками статей, но и их биографическим, описательным характером.

Во-вторых, некоторые существенные стороны творчества Б.Укачина рассмотрены фрагментарно, публикации носят характер статей, посвященных литературному процессу в целом или отдельным его проблемам.

1 Тобуроков Н.Н. Человек из страны поэзии// Современная поэзия народов Сибири.- М.:3нание, 1986.-С.127.

В-третьих, ряд вопросов не рассмотрены вообще (например, особенности поэтики с позиции современности, сюжетно-композиционные возможности, использование образных средств в публицистике и т.д.).

В целом работы критиков и литературоведов, на наш взгляд, недостаточно раскрывают то глубокое потенциальное содержание творчества Б.Укачина, которое сокрыто в его произведениях. Вышеизложенный обзор литературоведческих статей дает основание для вывода о необходимости настоящего исследования, которое призвано восполнить пробел в изучении творчества Б.Укачина в контексте развития современной алтайской литературы.

Научная обоснованность и новизна диссертации.

Научная новизна работы обусловлена актуальностью темы, недостаточной степенью изученности вынесенной проблемы и определяется следующими факторами:

- это первое комплексное исследование творческого пути писателя, где целостный идейно-художественный мир писателя осмысливается под углом зрения современных научно-эстетических представлений, выявляются характерные особенности идейного содержания, эволюция его поэзии, прозы и публицистики;

- творчество Б.Укачина рассматривается в единстве фольклорного, социально-бытового и субъективно-творческого начал; впервые осуществляется периодизация его творчества, способствующая раскрытию жанрового и стилистического многообразия художественных поисков;

- прослеживается творческий рост писателя, в связи с этим выявляются особенности раскрытия образа автора и лирического героя;

- сопоставительный анализ поэзии и прозы Б.Укачина проводится в тесной связи с эволюцией алтайской литературы в целом, в историко-литературном контексте, что дает возможность более глубоко понять основные особенности его поэтики;

- на основе анализа фактического материала нами выявлены взаимосвязи и параллели творчества Б.Укачина с художественными традициями предшествующей и современной литературы, осмыслено новаторство художника и его национальное своеобразие; проведено сопоставление с творчеством различных писателей тюркоязычного мира, прежде всего с произведениями татарских писателей; сделана попытка определить индивидуальный творческий почерк писателя.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования является процесс развития творческого пути писателя и отражение этого процесса в его литературной деятельности, влияние внешних и внутренних факторов на формирование его как писателя, I а объектом исследования стали сборники произведений автора: «Есть такая земля»(1962), «Ветка горного кедра»(1974), «Бег аргымака»(1975), «Горные духи»(1986), «Календарь души»(1982), «Повести»(1983), «Избранное: Стихотворения, баллады, поэмы»(1987), «В начале зимы»(1981), «Автопортрет»(1987), «На мой взгляд»(1996) и т.д., произведения, опубликованные в периодической печати, статьи, заметки, воспоминания, материалы бесед с журналистами, его литературно-критические статьи, опубликованные в периодической печати и впервые вводимые в научный оборот.

Дели и задачи исследования. Целью настоящей диссертации являетсякомплексное изучение богатого литературного творчества Бориса Укачина, определение его места и роли в современной алтайской литературе. Реализация этой цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:

- раскрыть особенности творчества, основанного на фольклорно-мифологическом, религиозном материале, связать его с художественным мировидением тюркоязычных народов Сибири и Поволжья;

- проследить соотношение традиционного и новаторского в сложном творческом пути Б.Укачина; определить жанровое своеобразие поэзии, прозы и публицистики;

- изучить композицию и художественное своеобразие лирических и прозаических произведений писателя;

- показать сложные взаимоотношения между личностью поэта и его лирическим героем, проанализировать образ автора в прозаических произведениях.

Методологической основой диссертации послужили теоретические труды М.М.Бахтина, А.С.Бушмина, Ю.Н.Тынянова, Н.С.Надъярных, Г.А.Белой, ЛЛ.Гинзбург, В.И.Гусева, П.С.Выходцева, В.В.Кожинова, В.Е.Хализева, А.Б.Есина, Л.В.Чернец, Б.О.Кормана, И.О.Федотова и др. Автор опирается на исследования известных фольклористов В.М.Гацака, У.Б.Далгат, В.В.Петрова, А.Н.Афанасьева и др., а также на опыт литературоведов и критиков поволжского и сибирского регионов Т.Н.Галиуллина, Н.Г.Юзеева, А.Г.Ахмадуллина, Х.Ю.Миннегулова, Р.К.Ганиевой, Н.Н.Тобурокова, М.АУнгвицкой, ПА.Троякова, Д.С.Куулар, Н.Н.Таскараковой, С.СЖаташа, Р.АПалкиной, ГВ.Кондакова, В.ПЧичинова, Н.М.Киндиковой и мн.других (список трудов прилагается).

Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ. В работе применялись также системно-структурный, сравнительно-типологический, сравнительно-исторический и герменевтические методы литературного анализа. Использование различных методов и приемов дает возможность наиболее полно раскрыть своеобразие алтайской национальной литературы как сложного синтетического явления и очертить творческий облик писателя Б.Укачина.

Апробация и практическая значимость диссертации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы литературоведами, фольклористами, учителями-филологами, студентами высших и средних специальных учебных заведений при изучении алтайской литературы и культуры. Материалы будут иметь значение для дальнейшего изучения поэзии и прозы Б.Укачина; создания школьных и вузовских учебников и учебных пособий, разработки лекционных и специальных курсов вузовской истории алтайской и других тюркоязычных литератур. Материалы работы и ее результаты углубляют и расширяют представления о творчестве и личности Бориса Укачина и о его произведениях.

Основные положения исследования изложены в выступлениях автора на итоговых научных конференциях КГУ (2001, 2002, 2003), работа обуждена на заседаниях кафедры методики преподавания татарского языка и литературы Казанского государственного университета. Материалы исследования отражены в пяти публикациях автора диссертационной работы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения. Кроме общего заключения, каждая глава содержит краткие выводы и обобщения. В конце приводится список использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Киндикова, Альбина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационная работа, посвященная комплексному исследованию творческого пути известного современного алтайского поэта, писателя, публициста Бориса Укачиновича Укачина является одной из первых в алтайском литературоведении. Данная проблема рассматривалась в теоретическом и сравнительно-историческом аспектах. В связи с темой исследования наметилась цель — определить роль, место и трансформацию традиций и новых путей эволюции в творческом пути писателя.

Результаты нашего исследования привели к следующим выводам: 1. В творчестве Б.Укачина огромную роль играют фольклорные традиции. Фольклорные традиции выражаются в использовании образов, сюжетов, жанров, стилей, изобразительно-выразительных средств и т.д. В ходе творческого развития поэта отношение к фольклору заметно меняется. Он активно обращается к народным приметам, традициям, обычаям, к народному характеру. При умелом использовании фольклор продолжает оставаться неиссякаемым источником новых художественных исканий и открытий. Фольклорные и литературные пласты находятся в постоянном движении, взаимопроникают и взаимодополняются. В круг нашего исследования введены некоторые новаторские поиски Б.Укачина (эжерликтер, экчеликтер). Обращаясь к древнейшим формам алтайского фольклора, поэт дает старым жанрам новую жизнь, но уже в литературной обработке. К таким относятся благопожелания (алкыши), заклинания (каргыш), проклятья, молитвы и т.д.

Укачин в своем творчестве широко использует этнографический материал, считая ее необходимым условием реалистического отображения жизни народа («Материнский подарок», «Сказка об алтайском чаепитии» и т.д.).

Поэтическая трансформация языческого восприятия мира и афористичность изобразительно-выразительных средств также нашли отражение в творчестве Б.Укачина (почитание огня, обожествление природы, поклонение хозяевам земли, духу огня, гор, рек и т.д.). Фольклорные элементы, присутствующие в них, выполняют двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную.

2. В творчестве поэта заметно многообразие тематики и жанров. Появляются стихи-послания, стихи-перевертыши, стих-шутка, притча, цикл стихов и т.д. Жанровая структура творчества Б.Укачина органически включает лиро-эпические жанры, как поэма, баллада. Причем поэма в его творчестве постепенно усовершенствуется, появляются его разновидности: поэма-баллада, поэма-хроника, поэма-сказка, поэма-молитва. Баллады также имеют, в отдельных случаях, соответствующие определения: «рассказ», «рассказы в стихах». Для Б.Укачина такие синтезированные обозначения жанра - это поиск, заявка на новую жизнь.

3. Специального исследования требуют переводы Б.Укачина, хотя он никогда не претендовал на звание переводчика-профессионала, а оставался любителем. Однако поэт глубоко чувствует и передает своеобразие каждого переводимого поэта или писателя (М.Лермонтов, И.Ерошин, Л.Кассиль, Ч.Айтматов, С.Михалков, А.Даржай, Ю.Кунзегеш и т.д.). Произведения самого Б.Укачина также переводились на тувинский, киргизский, татарский, бурятский, латышский, немецкий, английский, французский и другие языки.

4. При исследовании публицистики Б.Укачина, мы сочли необходимым рассмотреть зарождение алтайской публицистики в целом. Прежде всего потому, что данный жанр в алтайском литературоведении прежде не рассматривался. По ходу работы мы выяснили, что первые произведения алтайских писателей носили публицистический характер (статьи, очерки, дневники, письма). В 20-30-е годы алтайская публицистика стремилась уловить и запечатлеть перелом жизни в очерках, в годы Великой Отечественной войны появились живые рассказы о военных событиях, носящие призывной, агитационный характер, о героях-тружениках, о герояхфронтовиках, в последующий период большое место отводится нашему современнику, его деяниям.

Заметны успехи Б.Укачина в публицистике. Он - автор многочисленных статьей, очерков, заметок, речей, фельетонов, в которых поднимаются жгучие, острые проблемы развития общества: экология, нравственность, культура, язык и т.д. Публицистика Б.Укачина и на сегодняшний день не потеряла своей остроты и злободневности, остается актуальной и действенной.

5. Изучение темы «Личность поэта и его лирический герой» выявило удивительную близость автора и героя, когда почти каждое стихотворение -содержательная автохарактеристика. Укачин постоянно присутствует в своих творениях. Романтический лирический герой представляет единство (но не тождество) художественного образа и поэта-автора. Поэтому невольно при чтении его стихов перед нами вставал образ сложной, незаурядной, талантливой, неповторимой личности. Выступая от первого лица, поэт выражает свое антиномичное отношение к жизни, свои симпатии и антипатии, восхищение и презрение. Б.Укачин в своей лирике выражает свой внутренний мир, свое отношение к жизни. Одновременно в его облике мы узнаем сложный духовный мир нашего современника. Субъективность Укачина выражается в том, что он постоянно присутствует в своих стихах, это дает нам право полнее раскрыть и понять образ созданного им лирического героя, уяснить себе его мироотношение. Национальные особенности, сохранившаяся преемственность и вечно обновляющая культура — все это обусловило своеобразие характера лирического героя (гордого, сильного, упрямого, целеустремленного), специфику творческой индивидуальности самого поэта. Укачин так же как и его лирический герой является «алтайцем, человеком древним», он сын гор, сын века. Он любит все стремительное, быстрое и не желает «довольствоваться малым». Лирический герой Укачина всей душой переживает за свой народ, беспредельно предан ему. Он по-сыновьи чутко и бережно, с любовью относится к своему родному краю, к окружающей природе. Для него природа есть частица самого себя. Личность автора наиболее ярко раскрылась в стихотворениях, посвященных матери, возлюбленной. Его чувства нежные, чуткие, искренние.

Поэзию Б.Укачина можно назвать раскованной. Он старается свободно выразить свои мысли, чувства, т.е. что в душе, в мыслях. Поэтому он использует свободный стих («Я падал много раз», «Вечером не умирайте» и др.). Но по мере роста творческого мастерства его стихам присуща внутренняя рифмика строфы, не говоря уже о начальных и конечных рифмах. Иногда длинные, сложные предложения с союзами, или использованием слова с не усеченными аффиксами осложняют стих («Свети», «У колыбели сына» и др). Но целенаправленная речь поэта непременно приводит его к обобщающей мысли.

6. Своеобразием прозы Б.Укачина является его лиричность, в основе которой лежит исповедь души человека, его «самовыражение», т.е. то, что составляет основу лирики как особого рода литературы.

Автор постоянно присутствует в своих произведениях, об этом свидетельствуют многочисленные отвлеченные отступления, прямые л ■ высказывания. В своих произведениях он выполняет формальные функции: «ведет» за собой читателя, вокруг его образа группируются все персонажи произведения. И автор, сливаясь со своими героями, в то же время отделяется от них, не стесняясь подчеркнуть свое «я», напомнить о своем художественном присутствии. Это выражается в интенсивности авторской речи, в сдержанных авторских описаниях, совокупности намеков, замечаний, характеристик, выводов, способах выражения героя.

Автобиографические произведения Укачина проникнуты лирическим началом и описываемые обстоятельства носят субъективный характер. Отбор личностно-значимых фактов способствует погружению в атмосферу изображаемого, акцентировать внимание на социокультурную и нравственно-психологическую проблематику. На первый план выходит раскрытие внутреннего мира личности. При этом преобладает «детский», наивный взгляд на мир. Идея произведений раскрывается через детские воспоминания героя, через взаимосвязь с народом, родным краем и его людьми. Плодотворным нам представляется ретроспективная подача материала (детство, послевоенное время, а также события недавнего прошлого, современность). Для современной прозы не менее актуален и традиционен реалистичный подход к данной проблеме, согласно которому насыщенность текста реминисценциями, воспоминаниями, размышлениями символизирует идею исторической памяти и связи времен.

В соотношении «герой-автор» ведущая роль принадлежит реальному лицу. Поэтому особый интерес представляют те авторские отступления от основного сюжета, где речь идет о личных контактах с героем. Анализируя рассказы Б.Укачина, диссертант пришел к выводу, что, показывая своих героев, автор иногда ограничивается значительным упоминанием, другим дает развернутую характеристику, третьим дает возможность высказаться самим.

7. В разделе «Художественный мир произведений Б.Укачина» нами предпринята попытка рассмотреть не только композицию лирических, но и прозаических произведений автора. Акцент сделан на наиболее распространенные приемы, как: повтор, усиление, противопоставление, кольцевая композиция, ретроспекция.

Наиболее часто встречающимся и специфическим звеном литературного произведения являются монолог и диалог. В поэтике Укачина они выполняют сюжетно-композиционную и характерологическую роль.

Для удобства анализа мы остановились на художественных деталях: описание (портрет, пейзаж), повествование, психологизм. Значительное место отведено лирическим отступлениям, так через них можно выяснить отношение автора к действующим лицам, к окружающей среде, к предмету изображения, выявить авторское кредо.

В композиции произведения немаловажную роль играют эпиграф, пролог и эпилог. Кроме общих типов, нами рассмотрены проблемы конца и начала произведения. При всех достоинствах произведений Укачина, можно заметить и композиционную рыхлость, которая выражается, по нашему мнению, в перегрузке материала этнографическим материалом, излишествах авторских вмешательств, иногда в разрыве логического изложения.

Таким образом, Б.Укачин - поэт, писатель, творящий и непрестанно ищущий, а его творчество находится в стадии развития. Благодаря постоянным поискам в поэзии, прозе, публицистике, а также в переводческой деятельности творчество Б.Укачина постоянно обновляется, внося значительный вклад в историю тюркоязычной литературы и культуры. В дальнейшем хотелось бы расширить границы исследования творческого пути Бориса Укачина в современный период развития алтайской литературы, выявить исторические и типологические взаимосвязи творчества с восточными и западноевропейскими писателями.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Киндикова, Альбина Викторовна, 2003 год

1. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы.-М.: Наука, 1983.-192с.

2. Белая Г.А. Проза шестидесятых годов // История русской литературы.-М.,

3. Л.: АН СССР, 1956.- Т.8.-Ч.1.

4. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины.-М.: Высшая школа, 1999.- 556с.

5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.-М.: Высшая школа, 1989.

6. Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск: Изд-во «Наука», 1983.- 270с.

7. Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX- начала XX века.-М.-Л.: Наука, 1964.

8. Есин А.Б. Принципы приема и анализа литературного произведения: Учебное пособие.-3-е изд.- М.: Флинта, Наука, 2000.

9. История татарской советской литературы.-М.: Изд-во «Наука», 1965.-575с.

10. Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. Национальный фольклор и русская классика.-Новосибирск: Изд-во «Наука», 1987.

11. Петров В.Т. Фольклорные традиции в якутской советской литературе.-М.: Наука, 1978.- 138с.

12. П.Сафуанов С.Г. Межнациональные связи башкирской литературы.-М.: Наука, 1979.- 279с.

13. Тынянов Ю.Н. Литературный факт.-М.: Высшая школа, 1993.- 319с.

14. Хализев В.Е. Теория литературы.-М.: Высшая школа, 1999.- 397с.

15. Хусаинов Г.Б. Башкирская советская поэзия (1917-1980).-М.: Наука, 1983.-304с.

16. Авторская позиция в художественном произведении (сборник научных трудов).-Минск, 1984.-96с.

17. Актуальные вопросы современной алтайской литературы.-Горно-Алтайск, 1975.

18. Алексеев В.А. Русский советский очерк.- Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1980.- 119с.

19. Амиров Р. Летопись современности.- Уфа: Башкнигиздат., 1985.-272с.

20. Аннинский Л.А. Локти и крылья. Литература 80-ых: надежда, реальность, парадоксы.-М.: Советский писатель, 1989.- 320с.

21. Антошин К.Ф. Время добрых надежд.- М.: Современник, 1975.- 87с.

22. Антошин К.Ф. У истоков жизни. О современной литературе Хакасии, Тувы, Горного Алтая.- Красноярск: Книжное изд-во, 1981.-96с.

23. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово.-М., 1988.

24. Бальбуров Э.А. Советская лирическая проза (Вопросы поэтики): Дисс. канд. филол. наук.-Улан-Удэ, 1979.

25. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.-СПб.: Азбука, 2000.- 336с.

26. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.- М.: Художественная лит-ра, 1979.-Т.5

27. Бешнибова А.Х. Художественно-эстетическое своеобразие прозы Тембота Керашева: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Нальчик, 2000.

28. Бикбаев Р.Т. Время. Поэт. Народ.- М.: Современник, 1986.- 240с.

29. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия.-М.: Советский писатель, 1983.

30. Бочаров А.Г. Требовательная любовь (Концепция личности в современной советской прозе). М.: Художественная литература, 1977.- 368с.

31. Брябина Н.А. Роль автора в рассказах Юрия Казакова // Сб. научных трудов Ошского пед. института.-Фрунзе, 1971.

32. Бурилова Н.А. Концепция личности в коми прозе 80-ых годов.-Сыктывкар, 1990.- 22с.

33. Буханцов Н.С. Современная поэзия народов СССР (о характере лирического героя). Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1983.- 96с.

34. Вартанова К.Р. Художественная концепция личности в творчестве В.Максимова: Автореф. канд. филол. наук.- Армавир, 2001.- 18с.

35. Взаимодействие литературы и фольклора.- Душанбе: Изд-во «Дониш», 1974.- 240с.

36. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.- М.: Гослитиздат, 1959.

37. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей.- М., 1961.

38. Волкова Е.Р. Творчество Курта Воннегута 50-60-ых годов. Проблема антиутопии: Дисс. канд. филол. наук.-Казань, 1995.

39. Вопросы сюжета и композиции (Межвузовский сборник). Горький, 1985.

40. Время и творческая индивидуальность писателя (межвузовский сборник научных трудов), Ярославль: ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1990.-164с.

41. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство.-Л., 1973.41 .Гайнуллина Г.Р. Развитие татарской автобиографической прозы в 60-70-е годы XX века: Автореф. канд. филол. наук.- Казань, 2001.- 22с.

42. Галиуллин Т.Н. Дыхание времени.- Казань: Изд-во КГУ, 1979.- 303с.

43. Галиуллин Т.Н. Здравствуй, поэзия.-М.: Современник, 1987.-207с.

44. Гармаева С.И. Развитие повествовательных жанров в литературах народов Сибири (опыт сравнительно-типологического изучения литератур Бурятии, Алтая, Тувы и Хакасии): Автореф. канд. филол. наук.-М, 1973.

45. Гацак В.М. Роман и фольклор // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР.-М., 1975.

46. Гинзбург Л.Я. О лирике.- 2-е изд.-Л., 1974.

47. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л., 1971.

48. Глинин Г.Г. Автор и герой в лирико-эпической поэзии Ал.Блока: Автореф. дис. канд. филол. наук.- Волгоград, 2000.- 38с.

49. Горелов А.А. Соединяя времена.-М., 1978.

50. Грифцов Б.А. Психология писателя.-М.: Художественная литература, 1988.- 462с.

51. Гусев Вл. Искусство прозы. Статьи о главном.-М.: Изд-во Лит-ого ин-та им. А.М.Горького, 1999.- 160с.

52. Далгат У.Б. Литература и фольклор.-М., 1981.

53. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.

54. Дементьев В.В. Звездный путь. Поэзия Горного Алтая и других сибирских народов: прошлое и настоящее.-Горно-Алтайск, 1985.

55. Демин В.М. История и типология жанров коми поэзии XX века.-Сыктывкар, 1995.

56. Добролюбов Н.А. О поэтических особенностях великорусской народной поэзии // Собр. соч.- Т.1.-М., 1986.

57. Егоров И.В. Система категорий в литературоведении (художественный образ).-Куйбышев, 1977.-23с.

58. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики.- Л., 1978.

59. Жанр и композиция литературного произведения (Межвузовский сборник).-Петрозаводск, 1988.

60. Зуева А. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций: Монография.-Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1997.- 372с.

61. Измайлова А.С. Удмуртская литература в контексте языческих и христианских традиций: Курс лекций.-Ижевск: УД ГУ, 2000.- 44с.

62. История и современность. Статьи об алтайской литературе.-Горно-Алтайск, 1990.

63. Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы.-Горно-Алтайск, 1972.

64. Карагодин О.В. Литературное творчество Коми писателя К.Ф.Жакова (философско-эстетический аспект): Дисс. канд. филол. наук.- Сыктывкар, 1994.- 176с.

65. Карасев П.С. Проблемы теории публицистики (Учебное пособие).-Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973.

66. Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы.-М.: Советский писатель, 1990.

67. Карпов И.П. Авторское сознание в русской литературе XX века.-Йошкар-Ола, 1995.- 99с.

68. Каташ С.С. Литературные портреты.-Горно-Алтайск, 1971.

69. Каташ С.С. Фольклор в произведениях алтайских писателей // Алтайский фольклор и литература.- Горно-Алтайск, 1982.

70. Каташ С.С., Чичинов В.И. Путь молодой литературы.-Горно-Алтайск, 1973.

71. Каташев С.М. О некоторых проблемах алтайского литературоведения // Актуальные вопросы современной алтайской литературы.- Горно-Алтайск, 1970.

72. Киндикова Н.М. Алтайская лирика. Этно-эстетический генезис, поэтика, искусство перевода: Автореф. доктора филол. наук.- М., 2001.- 50с.

73. Киндикова Н.М. Алтайская литература в контексте тюркоязычных литератур Сибири.- Горно-Алтайск, 2001.- 203с.

74. Киндикова Н.М. Традиции и новаторство современной алтайской лирической поэзии: Автореф. канд. филол. наук.- М., 1987.- 19с.

75. Кирпель И. Лирический герой современной поэмы (литературно-критический очерк).-Киев: Изд-во «Радянський письменник», 1977.- 171с.

76. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.- М: Изд-во «Знание», 1982.-112с.

77. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе.-М.: Советская Россия, 1991.

78. Колобаева JI.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX в.-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 334с.

79. Колосов В.Г. Поэтика очерка. Учебно-методическое пособие.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1977.

80. Колосов Г.В., Кройчик Л.Е., Худякова Э.А. Корреспонденция — жанр публицистики.- Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987.

81. Комбу С.С. Современная тывинская поэзия: система жанров: Автореф. дис. канд.филол. наук.- М., 1999.

82. Кондаков В.Г. Магнитное поле поэта.-Барнаул, 1976.

83. Кондаков Г.В. Поэтическая вселенная. Заметки об алтайской миниатюре // Актуальные проблемы современной алтайской литературы.-Горно-Алтайск, 1995.

84. Концепция личности в литературе развитого социализма (сборник статей). М.: Изд-во АН Армянской ССР, 1980.- 371с.

85. Концепция человека в современной литературе. 1980-е годы (сборник обзоров).-М., 1990.

86. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения.-М., 1972.

87. Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. Время и люди. Социально-нравственные проблемы современной советской прозы.-Киев.: Изд-во «Лыбидь», 1990.-180с.

88. Крикунов Ю.А. Проблема характера в советском очерке (автор).- Алма-Ата, 1967.

89. Кузьменко Ю.Б. Мера истины. Эволюция литературного героя и общественно-историческая практика.-М.: Советский читатель, 1971.- 344с.

90. Кундзич О.Л. Слово и образ (Литературно-критические статьи).-М.: Советский писатель, 1973.- 320с.

91. Курносов Д.М. Концепция личности в современной советской прозе: Учебное пособие по спецкурсу.-Гродно: ГТУ, 1981.- 108с.

92. Куулар Д. Тувинская поэзия. Очерк истории.- Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 1970.- 140с.

93. Лавров В.А. Человек. Время. Литература: Концепция личности в многонациональной советской литературе.-Л. Художественная литература, 1981.- 222с.

94. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-ых годов.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985.

95. Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни: Тезисы.-Казань: Изд-во КГУ, 1992.

96. Литература советской Хакасии (сборник критических статей).- Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1962.

97. Литературный процесс и творческая индивидуальность (сборник научных трудов).-Кишинев: КГПИ им. И.Крянгэ, 1990.

98. Литературный процесс: Традиции и новаторство.-Архангельск, 1992.

99. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности.- М.: Советский писатель, 1978.- 163с.

100. Ломунова М. Белые цветы иван-чая (очерки о советских писателях).-М.: Современник, 1986.-303с.

101. Ломунова М. Самая жгучая связь (очерки о советских писателях).- М.; Современник, 1982.-221с.

102. Магомедова Д.М. Автобиографический мир в раннем творчестве Ал.Блока // Русская словесность.- 1972.- №2.- 80-85с.

103. Макарова В.Ф. Поэтика прозы Хасана Сарьяна: Автореф. канд. филол. наук.- Казань, 2002.- 25с.

104. Малышева З.А. Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша: Автореф. канд. филол. наук.-Майкоп, 1999.

105. Махинина Н.Г. Проблема нравственных ценностей в творчестве Ю.Казакова: Дисс. канд. филол. наук.-Казань, 1997.

106. Медриш Д.Н. Литературная и фольклорная традиция: Вопросы поэтики.-Саратов, 1980.

107. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве.-JL, 1974.

108. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие.-М.: Искусство, 1985.- 316с.

109. Михайлов А.А. Право на исповедь: Молодой герой в современной прозе.-М.: Молодая гвардия, 1987.- 207с.

110. Михайлов Ал. Ритмы времени (этюды о русской советской поэзии наших дней).-М.: Художественная литература, 1973.- 528с.

111. Михайлов Ал. Собеседники: Статьи. Очерки. Портреты.- М.: Советский писатель, 1985.- 448с.

112. Михайлов Ал. Тайны поэзии.- М.: Современник, 1980.- 335с.

113. Музалевский М.Е. К вопросу о цикличности Н.В.Гоголя // Литературоведение и журналистика. Межвузовский сб.научных трудов.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2000.-332с.

114. Мусова Н. Литература 70-х годов (Тенденции развития) // Литература Калмыкии на современном этапе: проблемы идейно-художественного развития.-Элиста, 1987.

115. Мустафин Р. Литературные портреты.-Казань: Татарское книжное изд-во, 1966.- 92с.

116. Мустафин Р.А. Образ времени (статьи).-Казань: Татарское книжное изд-во, 1984.-296с.

117. Мухаметшин З.Г. Творческое наследие Фатиха Халиди: Автореф. канд. филол. наук.- Казань, 1999.

118. Назипова Э.Н. Творчество Нурихана Фаттаха (Основная проблематика и ее художественное воплощение): Автореф. канд. филол. наук.- Казань, 2002.- 26с.

119. Найдаков В.Ц. Заметки о современной бурятской литературе (статьи).-Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1962.- 106с.

120. Найдаков В.Ц. Народ, время, писатель.- Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1964.-127с.

121. Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе.- Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1976.- 424с.

122. Наследие классики и современность (сборник научных статей).-Фрунзе: КГУ, 1987.- 100с.

123. Национальное наследие и современность. Сборник статей по алтайскому фольклору и литературе. Горно-Алтайск, 1984.

124. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала.-Казань: Изд-во КГУ, 1970.- 210с.

125. Новикова A.M. Фольклор и литература // Фольклор и литература.-М., 1982.

126. О ничтожестве литературы русской. Сборник статей (Сост. и предисловие С.Гайер).- С-Пб.: Идз-во «Алетейя», 2000.-224с.

127. Огнев А.В. О поэтике современного русского рассказа.- Саратов, 1973.

128. Панков В.К. Время и книги. Проблемы и герои.-М.: Просвещение, 1974.

129. Пехтелев И.Г. Литература и время (статьи и очерки).- Казань: Тат.книжн. изд-во, 1964.

130. Писаревский Д., Раппопорт С. Проблемы национального развития при социализме и эстетическая наука // Вопросы эстетики.-М., 1965.- Вып.7.

131. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики: Монография.-М.: Советский писатель, 1986.- 480с.

132. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.

133. Поэтика публицистики: Сборник (Под ред. Г.Я.Солганика).-М.: Изд-во МГУ, 1990.- 160с.

134. Проблема автора в художественной литературе.-Воронеж, 1969.- Т.93.-Вып.2.- 92с.

135. Проблема положительного героя в советской многонациональной литературе 60-70-ых годов: сборник научных трудов.-Ставрополь: СГПИ, 1983.- 160с.

136. Проблемы алтаистики и монголоведения (тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции).- Элиста, 1972.

137. Проблемы развития советской литературы (эпические жанры: идейно-эстетические искания, эволюция художественных форм): Межвузовский научный сборник.-Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1985.

138. Прохоров Е Искусство публицистики (размышления и разборы).- М.: Советский писатель, 1984.

139. Публицистика периода ВОВ и первых послевоенных лет (Сост. Ф.Н.Афанасьева).-М.: Советская Россия, 1985.- 480с.

140. Путилов Б.Н. О некоторых проблемах фольклоризма советской литературы //Вопросы советской литературы.-М., JL- 1956.-Т.4.

141. Резников Л.Я. Нравственная и эстетическая позиция писателя (статьи и очерки).-Петрозаводск: «Карелия», 1983.

142. Розанов И.Н. Литературные репутации: Работы разных лет.-М.: Советский писатель, 1990.

143. Рубашкин А.И. Прямая речь. О советской писательской публицистике.-Л.: Советский писатель, 1987.- 400с.

144. Сабирова Р. Идейно-художественное своеобразие творчества Садрида Айни.- Ташкент: Изд-во «Фан», 1980.

145. Салихов Р. Герой и эпоха. Концепция героя в татарском литературоведении .- Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999.- 352с.

146. Салихов Р.П. Концепция героя в татарском литературоведении: Автореф. дис. канд. филол. наук.-Казань, 1999.- 58с.

147. Свининников В. Из реки по имени Факт. Критические заметки о документалистике.-М.: Современник , 1985.- 207с.

148. Серебряков А.С. Интернациональные традиции в бурятской литературе.- Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1972,- 71с.

149. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики (основы теории).- Киев: Изд-во при Киевском гос. ун-те изд-го объединения «Вища школа», 1986.- 175с.

150. Славецкий В.И. Возвращение Марии. Современная поэзия: пути, тенденции, проблемы.-М.: Современник, 1991.- 175с.

151. Соколова В.Е. Мордовская публицистика на современном этапе (учебное пособие). Саранск, 1990.- 46с.

152. Строганов М.В. Автор-герой-читатель и проблема жанра (учебное пособие). Калинин: Калининский госуниверситет, 1989.

153. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики.-М.: Мысль, 1982.-176с.

154. Стюфляева М.И. Человек в публицистике' (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989.- 143с.

155. Субаева P.P. Проблема литературного героя в творчестве Шона О'фаолейна: Автореф. канд. филол. наук.- М., 1989.- 18с.

156. Таскаракова Н.Н. Развитие хакасской поэзии 1940-1990-ых годов (традиции и новаторство): Дисс. канд. филол. наук.- Казань, 1996.- 196с.

157. Титов В.Г. Литературное произведение. Композиция. (Материалы к лекциям по введению в литературоведение для студентов-заочников).-Кишинев: Изд-во «Картя Молдовеняскэ», 1967.

158. Тобуроков Н.Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири). Якутск: Книжное изд-во, 1991.- 178с.

159. Тобуроков Н.Н. Сибирью рожденные (Очерки о поэзии народов Сибири).-Якутск, 1992.

160. Тобуроков Н.Н. Современная поэзия народов Сибири.-М.: Знание, 1986.- 62с.

161. Трояков П. Очерки развития хакасской литературы.- Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1963.- 143с.

162. Унгвицкая М.А., Майнагашева В.Е. Хакасское народное поэтическое творчество.- Абакан: Хакасское отделение Красноярского кн. изд-ва,1972.-311с.

163. Успенский Б. Поэтика композиции.-М., 1970.

164. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла.- Калинин, 1984.

165. Хализев В.Е. Драма как род литературы.-М., 1986.

166. Хатипов Ф.М. Духовный мир героя: Психологизм в современной татарской прозе.-Казань: Татарское книжн. изд-во, 1981.

167. Художественные искания современной советской многонациональной литературы.-Кишинев, 1976.

168. Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма.-М.: Изд-во «Наука» главная редакция восточной литературы, 1985.

169. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя (вопросы сюжета и композиции). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980.

170. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики.-М.: Изд-во «Мысль»,1973.-268с.

171. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста (в творческой мастерской публициста). М.: Изд-во «Мысль», 1984.- 150с.

172. Чернец JI.B. Как слово наше отзовется: Судьбы литературных произведений.-М., 1995.

173. Чернец JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики).-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

174. Чичинов В.И. Адрес поэзии Горный Алтай.- Горно-Алтайск, 1976.

175. Эволюция образной системы в алтайской лирике.-Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. Алтайск. кн. изд-ва, 1989.- 137с.

176. Эйхенбаум Б. О литературею.- М.: Изд-во «Советский писатель», 1987.-540с.

177. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии.- М., 1990.

178. Юрина А.А. Художественное осмысление проблемы развития личности поэта: Автореф. дис. канд. филол. наук.- Майкоп, 1998.

179. Яруллина Р.А. Идейно-эстетическое своеобразие творчества Гаяза Исхаки (1897-1906): Автореф. канд. филол. наук.- Казань, 1998.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:

180. Баймухаметов С. Перевал // Литературная Россия.- 1983.- 9 сент.

181. Анкудинов К. Внутри после: Особенности современного литературного процесса // Октябрь.-1998.- №4.

182. Березко Г. О мастерстве, традиции и новаторстве // Литературная газета.- 1960.- 20 авг.

183. Бушуев М. До смерти еще далеко // Сибирские огни.-1983.- № 7.

184. Галиуллин Т.Н. Пути и горизонты татарской поэмы// Дружба народов.-1968.-№ 11.

185. Горшенин А. Повествуя о жизни // Литературная Россия.- 1984.- 18 мая

186. Джусойти Нафи Зеленые песни Алтая (письмо другу) // Литературная газета.-1980.- 26 март.

187. Лившин И.В. В единстве сила // Литературная Россия.- 1987.- 4 дек.

188. Ломидзе Г. Национальная культура и народность // Единство.-М., 1972.

189. Ломидзе Г.И. Зрелость молодости. Литературное обозрение // Правда.-1977.- 29 ноябрь.

190. Ломидзе Г.И. Чувство Родины, чувство единства. О многонациональной литературе // Литературная газета.-1975.- 9 апрель.

191. Михановский В. Высокие звезды // Литературная Россия.-1980.- 14 март.

192. Плитченко А. Сибирь поэтическая // Звезда Алтая.-1986.- 16 январь.

193. Пруссакова И. В защиту героя // Нева.-1997.- № 8.

194. Суровцев Ю.И. О композиции повести // Дружба народов.- 1971.- №1.

195. Тодоров Л. О лирическом персонаже // Литература в школе.-2000.- № 5.

196. Туренко Н. Мой Алтай // Огонек,-1976.- № 14.- 11с.

197. Ульяшов П. Талисман поэта // Дружба народов,-1978.- № 7.- 273-274с.

198. ЛИТЕРАТУРА НА АЛТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

199. Киндикова Н.М. Эмдиги алтай лириканын кееркедими.- Горно-Алтайск, 1994.-95с.

200. Баданова Э. 1онымнын чум^андары, кылык-jaHbi (Б.Укачиннин куучындары ла статьялары керегинде) // Алтайдын чолмоны.- 1992.- 16 июль.

201. Киндикова Н.М. Алтай литература jaHbipTa кычырышла.- Горно-Алтайск, 1998.- 194с.

202. Киндикова Н.М. Б.Укачиннин бир улгери ле «Олбргб jerape эм де узак» деген повези керегинде // Алтай литература керегинде санаалар.-Горно-Алтайск, 1993.- 94-101 с.

203. Киндикова Н.М. Мен тузакка тушкен суунчи (о творчестве Б.Укачина) // Алтайдын чолмоны .- 1999.- 11сент.

204. Киндикова Н.М., Каташев С.М. Алтай литература керегинде санаалар.-Горно-Алтайск: «Уч-Сумер», 1992.- 189с.

205. Кондаков Г. Ойлб тен базытту (Б.Укачиннин прозазы керегинде) // Эл-Алтай.- 1987.-№4.

206. Самык П. Канатту jypeKTy бичиичи // Алтайдын чолмоны.- 1996.- 16 февр.

207. Тыбыкова А.Т. Тилдин бзум^олына jerapreH камааны: Б.Укачиннин 60 .ажына учурлай // Алтайдын чолмоны .- 1997.- 19 июль.

208. Шинжин Т. Алтан jaui алтын jam // Алтайдын чолмоны .- 1996.- 16 февр.1. ИСТОЧНИКИ:

209. Укачин Б.У. 1олдор (Дороги): Стихи.-Горно-Алтайск, 1960.

210. Укачин Б.У. 1акшы улус (Хорошие люди):Очерки.-Горно-Алтайск,1961.

211. Укачин Б.У. Мен кем? (Кто я?):Стихи.-Горно-Алтайск, 1963.

212. Укачин Б.У. Улгерлер (Стихи).- Горно-Алтайск.- 1966.

213. Укачин Б.У. Чанкыр тенерилуjep (Земля синего неба): Стихи и поэма.-Горно-Алтайск, 1968.

214. Укачин Б.У. Ээлу туулар (Горные духи): Повести и рассказы.- Горно-Алтайск, 1971.

215. Укачин Б.У. Аргымактын маны (Бег аргымака): Стихи.- Горно-Алтайск, 1973.

216. Укачин Б.У. Кардын уни (Голос снега): Стихи.- Горно-Алтайск, 1975.

217. Укачин Б.У. Мбнкулик Алтайдын .анылгазы (Эхо вечного Алтая): Стихи и поэма.- Горно-Алтайск, 1977.

218. Укачин Б.У. Олбргб jerape эм де узак (До смерти еще далеко): Повести, рассказы, статьи.- Горно-Алтайск, 1978.

219. Укачин Б.У. 1ылдардын белеги (Дар годов) : Стихи.- Горно-Алтайск, 1979.

220. Укачин Б.У. Сууш ле бштожу (Любовь и вражда): Повести и статьи,-Горно-Алтайск, 1981.

221. Укачин Б.У. Сууштин кайкал-кучкажы (Чудо-птица любви): Стихи.-Горно-Алтайск, 1983.

222. Укачин Б.У. 1аскы чечектер-куски .ылдыстар (Весенние цветы-осенние звезды): Стихи, поэмы.-Горно-Алтайск, 1986.

223. Укачин Б.У. Я жду улетевшего лебедя: Стихи.-М.:Детская лит-ра, 1971.

224. Укачин Б.У. Укачин Б.У. Голос снега: Стихи.- М.: Советский писатель, 1978.

225. Укачин Б.У. В начале зимы.-М.: Советская Россия, 1981.

226. Укачин Б.У. Горные духи.- М.: Известия, 1986.

227. Укачин Б.У. Избранное (стихотворения, баллады, поэмы).- М.:

228. Художественная литература, 1987.

229. Укачин Б.У. Автопортрет (стихотворения и поэмы).- М.: Современник,1987.

230. У качин Б.У. Поступь времени по земле (стихи).- М.: Детская литература,1986.

231. Укачин Б.У. Ветка горного кедра. — М.: Советская Россия, 1974.

232. Укачин Б.У. Бег аргамака. — М.: Современник, 1975.

233. Укачин Б.У. Календарь души (стихи, поэмы, баллады).- Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1982.

234. У качин Б.У. Есть такая земля (стихи).- Горно-Алтайск, 1962.

235. Укачин Б.У. Рожденные весной (стихи и поэмы).- Барнаул, 1969.

236. Укачин Б.У. Земля синего неба (стихи).- М.: Советский писатель, 1970.

237. Укачин Б.У. Горы останутся горами (повести и рассказы).- Горно-Алтайск, 1985.

238. Укачин Б.У. До смерти еще далеко (повести, рассказы, статьи).- Горно-Алтайск, 1978.

239. Укачин Б.У. Любовь и вражда (повести и статьи).- Горно-Алтайск, 1981.

240. Укачин Б.У. На мой взгляд: Публицистика, очерки, стихи, воспоминания, литературные миниатюры.- Барнаул: Алтайское книжн. изд-во, 1996.- 416с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.