Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Джамбеков, Овхад Алихаджиевич

  • Джамбеков, Овхад Алихаджиевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 220
Джамбеков, Овхад Алихаджиевич. Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Майкоп. 2008. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Джамбеков, Овхад Алихаджиевич

Введение.

Глава первая. Формирование и развитие жанров чеченского фольклора.

1.1. Изучение и систематизация исследований жанра героико-исторической песни илли.

1.2. Истоки и развитие жанра героико-исторических песен илли.

Глава вторая. Поэтический строй героико-исторических песен илли.

2.1. Поэтические особенности.'.

2.2. Национальное своеобразие характера героя-канта.

2.3. Символическое значение образа коня.

2.4. Ареальные связи в чеченских героико-исторических песнях илли.

2.4.1. Инонациональные к'анты в илли.

2.4.2. Ономастические элементы в илли.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли»

Героико-исторические песни илли в чеченском фольклоре занимают важное место. Жанр, притерпевая изменения, формировался на протяжении длительного времени, и на сегодняшний день представляет собой совершенно уникальное в художественном отношении явление, социально насыщенное, со сложным сюжетным развитием, своеобразной композицией, с яркими образами и богатым поэтическим языком. Основными жанрообразующими элементами илли наряду с социально-историческими условиями явились морально-этические нормы и принципы народных сказителей, а также идейно-эстетические каноны изображения героев, событий и описание природы.

Чеченские героико-исторические песни илли являются «поздним эпосом», т.е. они созданы значительно позже, скажем, нарт-орстхойских сказаний. Эпические мотивы песен илли позволяют считать, что нартский эпос оказал существенное влияние на их сюжетостроение и содержание. В ходе эволюции жанра менялись принципы изображения времени и героя, однако концептуальная направленность героико-исторических песен илли всегда сохранялась.

В большинстве своем героические песни илли имеют историческую мотивировку, отражают конкретные территориальные названия, примером служат героико-исторические песни «Илли об Сурхо Адиеве и князе Мусосте», «Илли о свержении черкесского князя Кагермана бяччой Балу», «Илли об Ахмате Автуринском» и др.

Илли вдохновляли чеченцев на борьбу за независимость и свободу. Народ, создавая их, выражал в них свои стремления и надежды, в героях концентрировались лучшие качества. Человека, который полностью соответствовал нравственно-эстетическим представлениям о геройстве, называли «къонах-к1ант» (молодец). Это считалось наивысшей наградой, которую завоёвывали честью и смелостью, тогда о таком герое слагали илли.

Саадулла Батакаев, один из наибов имама Шамиля, свидетельствовал: «Труднее всего быть «къонахом», ещё труднее оставаться «къонахом» всю жизнь»1.

Следует отметить, что с течением времени смысловое значение «къонах-к1ант» в героико-исторических песнях менялось, точнее говоря, менялись акценты, обусловленные временем и событиями. Например, в «Илли о сыне Жоьра-бабы и вероломном Манце» Вдовий сын отстаивает своё право на невесту и требует справедливого отношения- к себе. Главные качества героя, особо ценимые в данном случае в «къонахе-к1анте» -стойкость в борьбе с несправедливостью, мужество, храбрость, реализация своих прав, верность слову и товарищам.

К образу «къонах-к1анта» в «Илли о Шихмирзе, сыне Зайты» наряду с традиционными качествами воина (лучший конь, умение обращаться с оружием) добавляется умение проявлять воспитанность, забоёвывать любовь и преданность своих близких. В более поздних илли от героя требуется; ещё больше выдержки и проявления мужества, например, Сурхо, сын Ады вступает в борьбу против иноземного князя, причем он становится предводителем, чувствуя свою ответственность перед своим народом, только после настоятельной просьбы сельчан и желания матери.

Главные качества чеченских героико-историческое песен илли, которые всегда оставались без изменений, - духовно-нравственное содержание и героическая составляющая, как основные смыслообразующие компоненты. В свою очередь, каждому произведению свойственна строгая сюжетная организация и своебразная форма, они имеют определённый стихотворный размер - двухстопный или четырёхстопный дактиль, реже — трёхстопный, объём варьируется' от 200 до 700 стихов. Рифма в чеченском стихе отсутствует, ритм строго соблюдается путем добавления на месте недостающей гласной частичек-слов «тов», «ва», «и».

1 Чеченская народная поэзия Х1Х-ХХ вв. - М.: Новый Ключ, 1995. - С. 12

Собирание и изучение чеченского фольклора, в том числе героико-исторических песен илли, систематизировано стало вестись во второй половине 20-х гг. прошлого столетия. Фольклористы и писатели конца Х1Х-го - начала XX вв. (П. Услар, И. Цискаров, У. Лаудаев, Т. Эльдарханов, С. Бадуев, А. Нажаев, М. Сальмурзаев, С.-Б. Арсанов, X. Ошаев и многие другие) стремились в письменной форме сохранить богатейший материал устного народного творчества.

После создания письменности в 1922 году были изданы несколько сборников фольклора, в том числе «Чеченские песни, сказания и пословицы» (1927), «Чечено-ингушский фольклор» (1940), включающие в себя героико-исторические песни. С начала 50-х и до конца 80-х годов прошлого века учеными Чечено-Ингушского научно-исследовательского института проводилась большая работа по сбору и изучению национального фольклора.

Имеющиеся на сегодняшний день труды чеченских ученых Я.З. Ахмадова, Я.С. Вагапова, В.Ю. Гиреева, И.Б. Мунаева, Х.В. Туркаева, М.И. Халидова, С.-М.А. Хасиева, Д.Ю. Чахкиева, М.Д. Чентиевой, Р.К. Ужаховой и др. являются основой изучения проблем национальной литературы и фольклора. Используя эти методологические ориентиры, необходимо систематизировать накопленный опыт в области исследования героико-исторических песен илли и развивать его с учетом современных научных тенденций. Чеченской литературоведческой науке сегодня необходимо возрождение и восстановление опыта и традиций. В этом видится актуальность данного научного исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что наряду с жанровыми особенностями героико-исторических песен глубоко изучаются поэтические особенности впервые вводимого в научный оборот материала, собранного и записанного автором в ходе научных экспедиций.

Объектом анализа является концепция жанровой эволюции чеченских героико-исторических песен и вопросы поэтики.

Материалом исследования, послужили героико-исторические песни илли, собранные и изданные автором диссертации в сборнике «Чеченский фольклор» (1990) и неопубликованные записи илли из личного архива.

Цель исследования - выявление жанровой специфики и поэтических осбенностей чеченских героико-исторических песен илли в контексте северокавказского фольклора - определила следующие задачи:

• выявить особенности формирования и эволюции жанра чеченских героико-исторических песен илли;

• определить типологические связи народной эпической поэзии в северокавказском фольклоре;

• в ходе проводимого анализа текстов чеченских героико-исторических песен илли выделить их поэтические особенности и специфику национальной художественности.

Решение поставленных задач предполагает исследование целостной системы факторов, обсуловивших специфику жанра и поэтику героико-исторических песен илли, и обстоятельное изучение имеющихся на сегодняшний день научных работ, связанных с проблематикой данной диссертации.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы известных отечественных учёных М. Бахтина, В. Виноградова, В. Жирмунского, С. Жукас, Е. Мелетинского, В. Проппа, К. Чистова и северокавказских исследователей А. Алиевой, Я. Вагапова, А. Гадагатля, А. Гутова, У. Далгата, 3. Джопуа, С. Зухбы, В. Корзуна, X. Малкондуева, 3. Мальсагова, И. Мунаева, X. Ошаева, Н. Пюрвеевои, В. Тугова, X. Туркаева, Р. Унароковой, Д. Чахкиева, А. Шерипова и др.

Методы исследования. В работе используются принципы исторического и сравнительно-типологического изучения фольклорных произведений, а также системный подход, позволяющий характеризовать жанровые и поэтические особенности чеченских героико-исторических песен илли в контексте северокавказского фольклора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Чеченские героико-исторические песни илли - один из древнейших жанров фолькора, претерпевший длительную эволюцию и сложившийся в идейно-художественную и духовно-эстетическую систему.

2. Героико-исторические песни илли имеют свою неповторимую поэтическую структуру, особенности рифмы и ритма, обусловленную национальным своеобразием и образом народного сказителя.

3. Прослеживаются типологические связи чеченских героико-исторических песен илли с абхазскими, адыгскими, карачаево-балкарскими, осетинскими, дагестанскими.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что полученные результаты исследования жанровых и поэтических особенностей чеченских героико-исторических песен могут быть использованы при дальнейшем изучении национального фольклора и при разработке курса лекционных, пракических занятий, спецкурсов, спецсеминаров по изучению устного народного творчества народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре чеченской литературы и фольклора Чеченского государственного университета и на кафедре литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, отражены в 40 опубликованных докладах, статьях, тезисах.

Структура работы. Данная диссертация состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Джамбеков, Овхад Алихаджиевич

Заключение

Чеченские героико-исторические песни илли имеют глубокую историю формирования и развития, отражают духовно-эстетический опыт и являются формой выражения поэтического мышления народа.

JI. Толстой, находившийся на Кавказе в феврале 1852 г., впервые записал слова двух чеченских народных песен. Считается, что именно эта дата является вехой в истории чеченского народа: впервые было записано то, что существовало в устной традиции. В опубликованных работах 20-50-х годов .прошлого века У. Далгата, А. Мальсагова, Н. Яковлева и др. даётся глубокий научный анализ первого опыта записи чеченских песен с помощью русского алфавита.

С появлением чеченской письменности собирание и исследование национального фольклора стало неотъемлемой частью общей работы по сохранению духовного наследия, в которой принимали участие известые чеченские ученые и писатели А. Нажаев, X. Ошаев, С. Эльмурзаев, С.-Б. Арсанов и др.

Формирование жанра чеченских героико-исторических песен относится к XVI-XVIII вв. и связано с периодом роста и утверждения самосознания народа. Вопросы развития и содержания жанра илли наиболее глубоко исследованы в трудах И. Мунаева, концепции которого мы придерживались в диссертации, в работах Я. Вагапова, И. Дахкильгова, С. Зухбы, Н. Пюрвеевой, Р.Унароковой и других содержатся ценные и значимые научные наблюдения, испульзуемые в раскрытии поставленной проблемы.

В героико-исторических песнях илли чеченцы провозглашали свои эстетические и этические принципы, основанные на опыте истории и национальных традициях. По своему содержанию и направленности в жанре илли выдеяются следующие разновидности:

1. Патриотические песни (конфликт героя с поработителями);

2. Песни социального звучания (конфликт социальный между членами общества);

3. Илли о военных походах и набегах;

4. Илли о дружбе (как правило, с представителями других народов);

5. Илли о любви

Главным героем всех героико-исторических песен илли является «къонах-к1ант» - молодец, витязь, удалец, носитель высоких нравственных качеств, приходит на помощь вдовам и сиротам, защищает родное село от набегов. Один из таких героев («Илли о Гихо, сыне Гехо и Лорсе, сыне Акхби») прямо заявляет иноплеменному князю: «Ты с Чечнёй теперь не шути, ныне Чечня тебя не боится!»

От защиты своих селений герои илли переходят к набегам на богатых князей, живущих далеко за Тереком. Возвратившись с добычей, обязательно взятой в бою, только такая добыча считалась «белой», «чистой», «к1ант» распределял её между бедными и обездоленными.

Ориентация на достоверность изображений в илли получила фольклорное осмысление, например, в «Илли о Сурхо и князе Мусосте» речь идёт о борьбе с князьями в XVI - XVII вв. Борьба чеченцев против наступления царской России дала новое идейно-тематическое направление жанру. Образ «к1анта», сражающегося с князьями, трансформируется в образ борца с иноземной экспансией, в соответствие с этим прежние мотивы и качества продолжают служить новым идеям освободительной борьбы.

Несависимо от изменения внутренних параметров содержания в героико-исторических песнях илли неизменной всегда оставалась общая составляющая, направленная на воспевание мужества, храбрости, верности слова, нравственной чистотое, уважение к женщине, на борьбу с угнетателями и поработителями. Гимн человеческому разуму, предотвращающему вражду между людьми, приносящему равноправие и свободу, стремление жить в мире и дружбе с другими народами всегда звучал произведениях, которые исполняли «илланчи». Примечательным фактом является то, что большую ■ часть в композиционной структуре илли занимает прямая речь, в которой- герой выражал свою просьбу, обращение к собеседникам, она всегда предельно эмоциональная, отличается национальным колоритом и живописностью языка. Важно и то, что диалог строится по определённым правилам: выразительнее, насыщеннее, глубже выглядит речь положительных героев, значительно беднее, короче -отрицательных персонажей (князей, властителей и т.д.), как, например, в «Илли о князе Мусосте и Gypxo, сыне Ады, жившим на берегах Терека».

Определяющими качествами героя илли являются- мужество и благородство, его успех в бою зависит от вооружения и боевого коня. Как правило, все героико-исторические песни илли содержат описание оружия и одежды. Выделяется идеальный характер предметов, их качество, подчеркивается достоинство и значимость героя. В ходе исследования'жанра и поэтики илли, следуя концепции И. Мунаева, приходим к выводу, что качество оружия; и других - предметов воинского снаряжения имеет исключительно важное значение для характеристики героя. Обладая самым лучшим оружием и доспехами, герой не может быть слабым и трусливым.

В содержании героико-исторических песен илли отсутствуют прямые указания на самостоятельную роль оружия, как в волшебных сказках. Предметы и вещи в илли находятся в тесной связи с их обладателями, эта связь неразрывна и статична, нет героя без превосходного оружия, благородной одежды и скакуна. Таким образом, можно говорить о прямой взаимообусловленности и взаимосвязи понятий: герой (человек, обладающий высокими моральными и физическими достоинствами), вещи (оружие, одежда) и превосходный конь. Эта связь объясняется не только жанровыми особенностями» илли, но своеобразием духовной культурой чеченцев и восприятием целостности мира.

Важно отметить и то, что в илли наметилась тенденция к языковому объединению. Являясь народным по содержательной значимости и по территории бытования произведениями, илли не могли бытовать на языке диалекта, хотя отдельные местные особенности имели место. В связи с этим 3. Мальсагов отмечал, что в среде нахских живых наречий и говоров имеется междиалектная общая форма для всего народа, это язык народной поэзии, язык илли.

Чеченские героико-исторические песни илли своим художественным совершенством оказали огромное влияние на формирование и развитие национальной литературы, сегодня они определяют возрождение чеченской культуры и творчества. Подтверждением является статья Е. Гурьяновой «Сокровища поэтически необычайные» («Дружба народов», 2005, № 9) по поводу издания в Москве сборника чеченской народной поэзии. По признанию автора, погружаясь в мир этих песен, «невольно обращаешься в собственную душу» и задумываешься об истинных ценностях и идеалах человеческого существования, о последствиях утраты культурного диалога. «Мятущийся дух» чеченских героико-истоических илли «вырывается на очень высокие просторы и одаривает каждого верой в красоту и силу человеческого гения».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Джамбеков, Овхад Алихаджиевич, 2008 год

1. Абдюкова З.А. Языковые особенности описания пространства. На материале французского и русского языков / Дисс. . канд. филол. наук. Уфа, 2003

2. Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002

3. Абрамзон С.М. Этнографические сюжеты в киргизском эпосе «Манас». СЭ. - 1947. - № 2.

4. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. (Вопросы типологии и связей в типологическом освещении). — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1983

5. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов / Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. - С. 228247

6. Алироев И.Ю. Названия оружия в нахских языках / Археолого-этнографический сборник. Т. 4. Грозный, 1976

7. Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978

8. Андреев Н.П. Фольклор и его история / Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986

9. Антонов В.И. Символ, условность, культура // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1993. - № 3

10. Ю.Арсанукаев Ш.А. Современный чеченский стих // Орга. -1984. № 2. - С. 63-69. (На чеченском языке)

11. П.Артеменко Е.Б. О бифункциональном характере членов синтаксических конструкций в песенном фольклоре / Язык русского фольклора. Петрозаводск, 2006.

12. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Res philologica филологические исследования. Ред. Д.С. Лихачев. М.; - Л., 1990.

13. Асхабов И.А. Чеченское оружие. М.: Клуб «Кавказ», 2001

14. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981

15. Ахмадов Я.З. К вопросу о взаимосвязанности героя с боевым скакуном «дин» в героико-исторических песнях илли / ГЭНСК.-С. 123-124

16. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Мир дому твоему, 2001

17. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966

18. Ахметъянов Р.Г. Некоторые названия лошадей в татарском языке // Советская тюркология. 1975. - № 2

19. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. О соотношении фольклорных и этнографических фактов. / Acta Ethnographica Academiae Scientiarium Hungaricae. 1983. Т. 32. p. 3-31

20. Байбурин A.K., Левинтон Г.А. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов / Фольклор и этнография. -Л., 1984.-С. 229-245

21. Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. -М., 1989

22. Бахтин М. Эпос и роман // Вопросы литературы. 1970. - № 1.

23. Бейли Г. Потерянный язык символов. М., 1996

24. Беленицкий A.M. Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и евразийских степей в древности и раннем средневековье // КСИА. 1978. - № 154

25. Белецкая Е.М. Поединок с девой-воительницей в героических илли / Вопросы поэтики и жанровой классификациичеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984. -С. 83-86

26. Биктимирова А.Р. Лингвистическая и ономастическая поэтика татарских народных песен / Дисс. .канд. филол. наук. — Казань, 2003

27. Бобунова М.А. Динамика народно-песенной речи (на материале фитонимической лексики в необрядовой русской народной лирической песне) / Автореф. дис. .канд. филол. наук. Воронеж, 1990

28. Братов Х.С. Символика огня и меча в адыгском фольклоре. Национальное и общечеловеческое в мифе, эпосе и традиционной культуре / Дисс. .канд. филол. наук. Майкоп, 2003

29. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / Семиотика. Ред. Ю.С. Степанова. М., 1983.-С. 429-436

30. Будагов Р. А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. 1973. - № 1. - С. 26-31

31. Вагапов Я.С. Чеченское стихосложение. Орга. 1962. - № 1. - С. 59-61. (На чеченском языке)

32. Вагапов Я.С. Чечено-Ингушские эпические песни XVI-XVIII в. / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Грозный, 1969

33. Вагапов Я.С. Изображение феодальной верхушки в чеченских эпических песнях / Археолого-этнографический сборник. Т. 2. -Грозный, 1968

34. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959

35. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963

36. Виноградов В.Б. Исторический эпос о вайнахско-кабардинских отношениях // ГЭНСК. С. 137-140

37. Вопросы поэтики литературы и фольклора .-Воронеж, 1976

38. Вопросы поэтики и жанровой классификации чеченских героико-исторических песен илли / Сб. научных трудов ЧИИИСФ. Грозный, 1984

39. Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. Грозный, 1985

40. Вопросы фольклора и литературы. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002

41. Габышева JI.JI. Семантические особенности слова в фольклорном тексте / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 1986

42. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1995

43. Героическая поэзия = Htroik poetry / Сесил Морис Боура // Новое лит. обозрение, 2002

44. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1955

45. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. -СПб., 2000.-С. 56

46. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988

47. Горбачевич Е.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979

48. Горшков А.И. Вопросы лингвистического анализа текста // Русская речь. 1976. - № 2. - С. 93-102

49. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос: Опыт историко-этнографического анализа. М.: Изд-во восточной литературы, 1960.

50. Греймас А. В поисках трансформационных моделей / Зарубежные исследования по семиотике фольклора. -М, 1985. -С. 89-108

51. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. - С. 99-110

52. Губанукаева М.М. Фольклорное и художественное мировидение С.-Б. Арсанова в контексте формирования и развития чеченской прозы / Автореф. дисс. .канд. фил. наук. Майкоп, 2006

53. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: «Эль-Фа», 2000

54. Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев / Терский сборник. Вып. 3.-Владикавказ, 1893

55. Далгат УБ. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972

56. Далгат У.Б. Литература и фольклор. М., 1981

57. Далиева Э.Х. Ингушская поэзия начала XX века. Народные традиции. Генезис и поэтика жанров / Дисс. .канд. филол. наук, 2003

58. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978

59. Дахкильгов И.А. О взаимосвязях чечено-ингушского эпоса с преданиями и легендами / ГЭНСК. С. 107-110

60. Джамбеков О.А. Дореволюционные народные сказители / Тезисы докладов конференции профессорско-преподавательского состава Чечено-Ингушского госуниверситета имени JI.H. Толстого по итогам научно-исследовательской работы за 1982 год. Грозный, 1983

61. Чеченский фольклор. Сост., пред, научн. комм. О.А. Джамбекова. Грозный: Книга, 1990. - 592 с. (На чеченском языке)

62. Джамбеков О.А. История записи и публикаций чеченских народных лирических песен в XIX-XX вв. // Проблемы чеченской филологии. № 1. Грозный, 1999. - С. 22-28. (На чеченском языке)

63. Джамбеков О.А. О некоторых особенностях метрики чеченской народной поэзии // Орга. 2003. - № 3. - С. 53-55. (На чеченском языке)

64. Джопуа З.Д. Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле. Систематика и интерпретация текстов в сопоставлении с кавказским эпическим творчеством / Дисс. . доктора филол. наук. Сухуми, 2003

65. Дикаев М.Д. Чечено-ингушская народная социально-бытовая лирика / Ученые записки. Серия филологическая. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1968. - С. 77-84

66. Добровольский Д.О. Национально-культурная специфика во фразеологии // В Я. 1997. - № 6

67. Дулам С. Система символик в монгольском фольклоре и литературе / Дисс. .доктора филол. наук: Улан-Батор, 1997

68. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. -М, 1986

69. Евгеньева А.П. Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII-XX вв. М.; - Д., 1963

70. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. — Д., 1978

71. Жирмунский В.М. К вопросу об эпитете / Сборник памяти П.И. Сакулина. М., 1931

72. Жирмунский В.М. Теория литературьь-Поэтика. Стилистика. -Д.: Наука, 1977

73. Жукас С.В. О соотношении фольклора и литературы / Фольклор. Поэтика и традиции. М., 198277.3авриев М.А.-А. О поэзии / В поисках художественного метода. Сб. критических статей. Грозный: Книга, 1988. - С. 26-39

74. Зухба С.Л. На сквозняке времён. Сухуми: Изд-во Абхазского госуниверситета. - М., 2006

75. Ильясов Л. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М.: Пандори, 2004

76. Исламов А.А. Обычай «избегания» (avoidance) у чеченцев и ингушей. Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. I, вып. 1. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1972.-С. 133-155

77. Исторические песни XVII века. Курск: Изд-во Кур. гос. пед. ун-та, 2002

78. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. — Грозный, 1979

79. Ипполитов А.П. Этнографический очерк Аргунского округа. — Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Раздел 3. -Тифлис, 1868.

80. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. СПб., 1996.

81. Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. Л.: Наука, 1973

82. Комплексное собирание, систематизазия, экспериментальная текстология: Материалы V междунар. школы фольклориста. — Архангельск: Помор, гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2002

83. Корзун В.Б. Фольклор горских народов Северного Кавказа. — Грозный, 1966

84. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов. — В кн.: Скйфы 'и сарматы. Киев: Наукова думка, 1977

85. Кудияров А.В. Художественно-стилевые традиции эпоса мопголоязычных и тюркоязычных народов Сибири / Дисс. .доктора филол. наук. М., 2003

86. Кумахов М.А. О функциональном статусе слова и морфемы в языке устной поэзии // ВЯ. 1982. - № 6

87. Кумахов М.А., Кумахова 3.10. Вопросы изучения языка народного эпоса // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. XIV. -1986.- №4

88. Левинтон Г.А. Замечания о жанровом пространстве русского фольклора / Судьбы традиционной культуры. Сб. статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. СПб., 1998. - С. 56-71

89. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Николюкина. М., 2003

90. Литература и фольклорная традиция: Вопросы и поэтики. -Саратов, 1980

91. Липец Р.С. Меч из редкостной бронзы: (Отголоски эпохи освоения металлов в тюрко-монгольском эпосе). СЭ. - 1978. -№ 2

92. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени / Поэтика древнерусской литературы. Раздел IV. М., 1979. - С. 209-351

93. Малкондуев Х.Х. К вопросу об эволюции историзма балкаро-карачаевского героико-исторического песенного фольклора // ГЭНСК.-С. 103-106

94. Малкондуев Х.Х. Поэтика карачаево-балкарской народной лирики XVI-XIX вв. Часть I. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2000

95. Мальсагов З.К. Чеченский народный стих / Известия Ингушского НИИ. Т. 4. Владикавказ, 1933

96. ЮО.Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. (К изучению эстетики устно-поэтического канона) / Русский фольклор. Т. XXI. Л., 1981

97. Мамаев Х.М., Чахкиев Д.Ю. Оружие героя в вайнахских героико-исторических песнях илли.//ГЭНСК. С. 141-144.

98. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. -Саратов, 1980

99. ЮЗ.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976

100. Мунаев И.Б. Трансформация древнеэпического мотива богатырского рождения в героико-исторических песнях илли / Интернационализм и атеизм в литературе и фольклоре чеченцев и ингушей. Сб. научных статей ЧИИИСФ. -Грозный, 1979.

101. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли (проблема формирования жанра и его системные связи) / Автореф. дисс. .канд. филол. наук. -М., 1981

102. Юб.Мунаев И.Б., Ахмадов Я.З. Опыт комплексного изучения героико-исторических илли // ГЭНСК. С. 52-60

103. Мунаев И.Б. О чеченском песенном фольклоре. Предисловие к сб. «Чеченская народная поэзия в записях XIX-XX вв. Илли, узамы». М.: Новый ключ, 2005

104. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1978

105. Народная словесность. М.: Крафт+, 2002

106. НО.Народные сказители / Очерк истории чечено-ингушскойлитературы, — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963. С. 39-45

107. Ш.Нехай С.М. Художественно-поэтическое своеобразие жанров лирической песни в устном творчестве адыгов / Автореф. дисс. .канд. фил. наук. Майкоп, 2007

108. Нартский эпос и Древний Восток / Э. Сафина. Владикавказ, 2002

109. Память нации = Лъэпкъым иипэжь: Идейно-темат. и художеств, своеобразие героического эпоса «Нартхэр» адыг. народов / A.M. Гадагатль. Майкоп: Адыгея, 2002

110. Новик Е.С. Фольклор обряд - верования. Опыт структурно-семантического изучения текстов устной культуры. - М.: РГГУ, 2002

111. Опыт сопоставительного анализа в лингвофольклористике. -Курск: Изд-во Кур. госпединститута, 2002

112. Ошаев Х.Д., Джамалханов З.Д. Чеченское устное народное творчество. Пред. к сб. «Чеченские илли и лирические песни». Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. — С. 3-15. (На чеченском языке)

113. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000

114. Поэтика фольклора. М., 1970

115. Поэтика чеченских героических песен илли. Сб ст. -Грозный, 1983

116. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Введение / Русское народное поэтическое творчество. — М., 1986

117. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976

118. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М., 2002

119. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969

120. Путилов Б.Н. Проблемы героико-исторического эпоса народов Кавказа в общем контексте современного эпосоведения // ГЭНСК. С. 30-40

121. Пюрвеева Н.Б. Поэтика героического эпоса "Джангар" / Дисс. .доктора филол. наук. Элиста, 2003

122. Самогова Г.А. Необрядовые песни адыгов // Адыгский фольклор. В 2-х кн. Кн. 1. Майкоп, 1980. - С. 152 -177

123. Семенов JI.П. Ингушская и чеченская народная словесность // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. I. Вып. 3. Литература. Грозный, 1959.- С. 152-189

124. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М.: ИД «Русская жизнь», 1997

125. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX-XX вв. М.: Наука, 1983

126. Соколова В.К. Исторические песни как этап в развитии народной историко-героической поэзии // ГЭНСК. С. 17-29

127. Сто мелодий. (Эпические песни илли и лирические песни). Сост: Я. Хасбулатов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1977. (На чеченском языке)

128. Сумбулатов А. А. Некоторые способы выражения субъективной модальности в языке чеченркого героико-исторического эпоса илли // ГЭНСК. С. 150-154

129. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни. Нальчик: ИЦ «ЭльФа», 1997

130. Танкиев А.Х. Проблема эстетического идеала в героико-исторических песнях илли вайнахов // ГЭНСК. — С. 125-127

131. Таикиев А.Х. О системе ценностей в героико-эпических песнях илли вайнахов / «Джангар» и проблема эпического творчества тюрско-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978.

132. Татаева С.В. Особенности музыкального исполнительского мастерства чеченских илланчей / Вопросы поэтики и жанровой, классификации чеченских героико-исторических песен илли. Грозный, 1984. - С. 63-74

133. Тимаев А.Д., Мунаев И.Б. Лирические узамы. Орга. -1986. -№ 1.-С. 110-114

134. НЗ.Томашевский Б.В. Сравнение / Томашевский Б.В. Стилистика. Л.: Наука, 1983. - С. 204-21 б

135. Топоров В.Н. О мифопоэтическом пространстве. Рига, 1994

136. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.-М., 1995

137. Традиционная адыгейская песня-плач ГЪЫБЗЭ / Б.Г. Ашхотов. Нальчик: Эль-Фа, 2002

138. Тугов В.Б. Фольклор и литература абазин. Динамика взаимодействия / Дисс. .доктор филол. наук. Майкоп, 2003

139. Туркаев Х.В. Роль русской литературы и родного фольклора в становлении национальных литератур. 60-е годы XIX-40-е годы XX века. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978

140. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. - С. 246-250

141. Туркаев Х.В. Чувства добрые. Предисловие к сборнику «Чеченские песни о кабардинцах». Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999

142. Тэрнер В. Символ и ритуал. — М., 1983

143. Ужахова Р.К. Женские образы в героико-историческом эпосе //ГЭНСК.-С. 128-132

144. Устное поэтическое творчество чечено-ингушского народа. / Очерк истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963. - С. 8-38

145. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. JL, 1936

146. Хамидова З.Х. Проблема перевода чеченских героико-исторических песен на русский // ГЭНСК. С. 145-149

147. Хасиев С.-М.А. Чеченцы // «Пхьармат» («Прометей»), -1991. № 1-2

148. Фольклор и этнография. М., 1970

149. Фольклорный текст 2001. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2002

150. Хроленко А.Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Т. I. JL, 1979

151. Хроленко А.Т. Ассоциативные ряды в народной лирике / Русский фольклор. Т. XXI . JI., 1981

152. Хроленко А.Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. Воронеж, 1981163 .Хульчаева М.Х. Поэтика Керима Отарова. Художественные принципы утверждения лирического героя / Дисс. .канд. филол. наук. Нальчик, 2003

153. Чахкиев Д-Ю. Боевые ножи и кинжалы у позднесредневековых вайнахов / Актуальные проблемы археологии и этнографии народов Чечено-Ингушетии. -' Грозный: Книга, 1990. С. 36-55

154. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов-на-Дону, 1989

155. Чеченская народная поэзия XIX-XX вв. М.: Новый Ключ, 2005

156. Чеченский фольклор. Т. I. (Героико-эпические илли и лирические песни) / Составители: С. Эльмурзаев, 3. Джамалханов. Грозный, 1959. (На чеченском языке)

157. Чеченский фольклор / Составитель: О.А. Джамбеков. -Грозный, 1990. (На чеченском языке)

158. Чеченский фольклор / Составители: Д.К. Бардавелидзе, Р.И. Пареулидзе. Тбилиси: Кавказский дом, 1996

159. Чеченский фольклор. Т. IV / Составитель: С. Эльмурзаев. -Грозный, 2005. (На чеченском языке)171 .Чеченский фольклор. T.V / Составитель: И. Мунаев. -Грозный, 2007. (На чеченском языке)

160. Чеченский эпический кодекс / Составители: JI.M. Ильясов, P.M. Дошаев. М.: Пантори, 2006

161. Чеченско-русский словарь. Составитель: А. Мациев. М.: Государственное издательство иностральных и национальных словарей, 1961

162. Чистов К.В. Вариативность и поэтика фольклорного текста / IX Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1983

163. Чудесные родники. Сказания, сказки и песни народов Чечено-Ингушетии / Подбор, подготовка текстов и примечания С.-Б.А. Арсанова. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963

164. Цивьян Т.В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре / Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973

165. Ципинов А.А. Мифо-эпическая традиция адыгов. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 2004

166. Шабдарова JI.E. Символика образов растительного мира в марийских народных песнях / Дисс. .канд. филол. наук: -Йошкар-Ола, 2001

167. Шелестюк Е.В. Семантика художественного образа и символа. На материале англоязычной поэзии XX в. / Дисс. . канд. филол. наук: -М., 1998

168. Шерипов А.Д. О чеченских народных песнях. Предисловие к сборнику «Из чеченских песен». — Влакавказ, 1918181 .Язык русского фольклора. Петрозаводск, 1985; 1988

169. Язык и стиль произведения фольклора и литературы. -Воронеж, 1986

170. Bartmiriski J. Definicja kognitywna jakonarzedie opisu konotacja / Konotacja. Lublin, 1988

171. Key P. Linguistic competence: Folk theories of language: Two English hedges / Cultural models in language and thought. -Cambridge, 1987

172. Lord A. The singer of tales. Cambridge, 1960

173. Mayer-Baranowska U. Stereotyp jezykowy placzu w polsczyznie ludowey / Etnolingwistyka. Lublin, 1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.